«Холодное сердце. Вильгельм гауф - холодное сердце

Вильгельм Гауф. "Холодное сердце" краткое содержание. Вильгельм Гауф. "Холодное сердце" краткое содержание.

  1. Бедный угольщик из Шварцвальда, Петер Мунк, малый неглупый, стал тяготиться малодоходным и, кажется, совсем не почтным ремеслом, унаследованным от отца. Однако из всех идей как вдруг заполучить много денег, ему не нравилась ни одна. Вспомнив старое предание о Стеклянном Человечке, он пытается вызвать его, но забывает последние две строчки заклинания. В деревне дровосеков ему рассказывают легенду про Михеля-Великана, который дарит богатства, но требует за них большую плату. Когда Петер, наконец, вспомнил весь текст вызова Стеклянного Человечка, ему повстречался Михель, который сначала пообещал богатства, но когда Петер попытался убежать, бросил в него своим багром. К счастью, Петер добежал до границы его хозяйств, и багор разбился, а змею, в которую превратилась одна из отлетевших от багра щепок, убил огромный глухарь. Оказалось, что это не глухарь вовсе, а Стеклянный Человечек. Он обещал исполнить три желания, и парень загадал хорошо танцевать, всегда иметь в кармане столько же денег, как у самого богатого человека их города, стекольный завод. Третье желание Стеклянный Человечек, разочарованный настолько материальными хотениями, посоветовал оставить на потом, зато дал денег на открытие завода. Но завод Петер вскоре запустил, и все время проводил за игровым столом. Однажды у Толстого Иезекила (самого богатого человека города) не оказалось в кармане денег следовательно, и Петер оказался ни с чем. . .Михель-Великан дал ему много звонких монет, но в взамен взял его живое сердце (на полках в жилище Михеля стояли банки с сердцами многих богачей) , а в его грудь вставил каменное. Но деньги не принесли счастья Петеру с холодным сердцем, а после того, как он ударил свою жену Лизбет, подавшую чашку вина и хлебец прохожему старику (это был Стеклянный Человечек) , и она исчезла, пришло время третьего желания: Петер захотел вернуть себе горячее сердце. Стеклянный Человечек научил его, как это сделать: парень заявил Михелю, что не верит, будто он забрал его сердце, и тот проверки ради вставил его назад. Храбрый Мунк, чь горячее сердце было тврже камня, не испугался Великана, и когда тот одно за другим насылал на него стихии (огонь, воду, ..), неведомая сила вынесла Петера за пределы владений Михеля, а сам великан стал маленьким, как червяк. Встретив Стеклянного Человечка, Мунк захотел умереть, чтобы закончить свою постыдную жизнь, но тот вместо топора принс ему мать и жену. Шикарный дом Петера сгорел, богатства не было, однако на месте старого отцовского домика стоял новый. А когда у Мунков родился сын, Стеклянный Человечек преподнс свой последний дар: подобранные Петером в его лесу шишки превратились в новенькие талеры.

Вильгельм Гауф

Холодное сердце


Если вы когда-нибудь попадёте в Шва бию, то не забудьте заглянуть в Шва рцвальд, что в переводе означает «Чёрный лес». Населяющие эту местность шварцвальдцы сильно отличаются от жителей остальной Германии. Они высоки, широкоплечи, у них крепкие руки и ноги. Всё это даёт им аромат высоких елей, который они вдыхают с детства. Дышат они свободнее, нежели жители окрестных долин, и видят зорче, и характер у них твёрже, хотя и суров.

Красивее всех одеваются жители баденского Шварцвальда. Чёрные куртки, спадающие узкими складками шаровары и остроконечные шляпы, обрамлённые широкими полями, придают их внешности нечто чужеземное и вместе с тем серьёзное и даже почтенное. Все они, как правило, занимаются выделкой стекла и часов.

Поодаль от них живут шварцвальдцы, с другими обычаями и привычками.

Эти шварцвальдцы торгуют лесом. Они валят и обрубают деревья и сплавляют их далеко-далеко - в Голландию: там, возле моря, хорошо знают этих шварцвальдцев с их длинными плотами. По пути они останавливаются возле городов и важно поджидают покупателей на свои брёвна. Но самые длинные стволы сбывают они голландцам за тяжёлое золото - голландцы строят из них корабли.

Сплавщики носят куртки из тёмного полотна, зелёные, в ладонь шириной, помочи через грудь и штаны из чёрной кожи. Из кармана штанов всегда выглядывает латунная линейка - отличительный знак сплавщика.

Но более всего гордятся они своими огромными сапогами. Таких высоких сапог нет ни в одном уголке земли! Сапоги эти натягиваются выше колен, и сплавщики могут бродить в них по глубокой воде.

Таковы обитатели Шварцвальда.

Ещё недавно все они верили в лесных духов. И духи эти тоже одевались по-разному. Уверяли, например, что маленький стеклянный человечек, добрый лесной гном ростом в три человеческих ступни, не показывается иначе как в островерхой шляпе с широкими полями, кафтане, шароварах и красных чулках. Зато Голландец-Ми хель, широкоплечий великан, ходит в одежде сплавщика. Говорят, что на его сапоги ушла не одна бычья шкура. «Они такие огромные, что обыкновенный человек влезет в них с головой!» - утверждают шварцвальдцы.

С этим Голландцем-Михелем и со стеклянным человечком связана одна очень странная история. О ней я и хочу вам рассказать.

Жила в Шварцвальде вдова - фрау Ба рбара Мунк. Муж её был угольщиком, и, когда он умер, вдова стала приучать к этому ремеслу своего шестнадцатилетнего сына.

Как у всякого угольщика, у Петера хватало времени на размышления. И когда он сидел один у потрескивавшего костра, лесная тишина и огромные деревья настраивали его на грустные мысли.

Он словно видел отца сидящим возле дымного костра, где выжигались угли, видел отца чёрным, покрытым сажей, вызывающим у людей отвращение.

В сердце к нему закрадывалась непонятная тоска. Что-то удручало его, злило - он сам не мог понять что!

Наконец Петер понял: звание угольщика - вот что его так угнетало.

Чёрный нелюдимый угольщик! Нищенская жизнь! - шептал он себе под нос. - Как уважают все стеклоделов, часовщиков, даже музыкантов в воскресный вечер!

Сплавщики леса тоже вызывали у Петера зависть. Увешанные серебряными побрякушками, в богатых одеждах, сидели они в трактире, протянув ноги, и наблюдали за танцующими. Они курили тонкие кёльнские трубки и роняли сквозь зубы заковыристые голландские словечки. Когда Петер на них смотрел, они казались ему самыми счастливыми людьми на земле!

Особенно поражали его трое, - Петер не знал, кому из них больше завидовать.

Один из них был толстяк с красным лицом. Он считался первым богачом в округе и был очень везучим. Звали его Толстый Езехиль. Два раза в год сплавлял он свой лес в Амстердам и каждый раз продавал его дороже всех.

Второй был самым длинным и худым человеком во всём Шварцвальде. Его прозвали Долговязый Шаркун.

В тесном трактире Долговязый занимал больше места, нежели четверо каких-нибудь толстяков. Потому что он всегда клал локти на стол. Или залезал с ногами на лавку. И никто ему никогда не перечил, потому что он был тоже баснословно богат.

Третий был красивый молодой человек. Он лучше всех танцевал, и поэтому его прозвали Королём Танцев.

«Если бы я был богатым, как Толстый Езехиль, или смелым и сильным, как Долговязый Шаркун, или таким известным, как Король Танцев!.. - думал Петер. - И где они только деньги берут?!»

Когда жив был отец Петера, к ним в гости часто приходили бедняки. Они подолгу беседовали с отцом о том, кто и как разбогател. В разговорах то и дело поминался Стеклянный человечек, живущий в лесу. Петер даже знал начало заклинания, на которое этот гном откликается.

Начиналось оно так:

Добрый гном в лесу еловом.
Клад хранящий под корнями.
Отзовись хотя бы словом…

Один раз Петер навёл на разговор об этом свою мать, но и она помнила только то, что знал сам Петер. И ещё она сказала, что Стеклянный гном показывается только тем, кто родился в воскресенье, в полдень. Петеру гном наверное показался бы, потому что он родился в воскресенье, ровно в двенадцать часов дня.

Бедный Петер! Когда он об этом узнал, он страшно обрадовался и возгордился.

Знать начало заклинания, да ещё быть рождённым в воскресенье, - разве этого недостаточно, чтобы увидеть Стеклянного человечка?

И вот однажды, продав свои угли, надел он отцовскую куртку, новые красные чулки и воскресную шляпу, взял свою длинную палку и простился с матерью.

Мне нужно в город, - солгал он.

На самом деле он отправился не в город, а к Большому Еловому Холму. Холм этот - самое высокое место в Шварцвальде. В те времена далеко вокруг не было ни одной деревни, ни одной хижины.

Петеру было жутко в этом лесу - здесь не слышно было человеческих шагов, даже птицы избегали этого места.

Угольщик Петер достиг вершины Елового Холма и стоял теперь под высокой, необъятной елью. За такую ель голландские корабельщики отвалили бы у себя дома не одну сотню гульденов.

«Где-то здесь, наверное, и живёт Хозяин лесных кладов», - подумал Петер.

Он снял шляпу, отвесил перед елью глубокий поклон, откашлялся и произнёс дрожащим голосом:

Приятного вечера, господин гном!

Ответа не последовало. Вокруг была гробовая тишина.

Ну вот, наконец-то я дозрела до разбора своей самой любимой сказки...а то, прочитав предыдущие обзоры, наверняка сложилось впечатление, что я каждую сказку готова непременно критиковать. А это вовсе не так: я люблю сказки, а уж эту люблю больше всех остальных.

- Золушка
- Русалочка
Король Дроздобород
- Гусятница


А теперь - к этой сказке! Первое - и главное: она не имеет никакого отношения к мультику с одноимённым названием про девочку Эльзу, которая всё превращала в лёд, это совсем другая сказка. Второе: она имеет весьма опосредованное отношение к фильму "Сказка, рассказанная ночью" про подмастерий и атамана разбойников - там эту сказку частично рассказывают в процессе фильма, главного злодея играет Калягин, но сказка обрывается ни на чём, и непонятно вообще, зачем её рассказывают.

Сама сказка - о бедном угольщике Петере Мунке, который хотел стать богатым:) История проста и незамысловата: она не о любви, не о приключениях, не о пиратских сокровищах - скорее о духовном выборе главного героя. А почему эта сказка нравится мне - потому что Петеру помогают духи Шварцвальда. Их, собственно, двое: добрый дух Стеклянный человечек и злой - Михель Голландец, или Михель Великан.

Суть, вкратце, такова. Жил-был бедный парень Петер Мунк, и не хотел он быть угольщиком, а хотел лёгких денег. Заходил он в таверну, где сидел богач Иезекиил Толстый, и танцевал другой богач - Вильм Красивый, и обоим Петер завидовал. А в деревне говорили, что помочь Петеру могут духи Шварцвальда: к примеру, Стеклянный человечек помогает - но только тем, кто родился в воскресенье между полуднем и двумя часами дня. Да ещё и тем, кто произнесёт заклинание в стихах:
Под косматой елью
В тёмном подземелье
Где рождается родник, -
Меж корней живет старик.
Он неслыханно богат,
Он хранит заветный клад.
Кто родился в день воскресный,
Получает клад чудесный!
Петер отправляется к Стеклянному человечку, который выглядит по описанию, как гном из немецких сказок: малый рост, островерхий колпачок, красные чулки и - стеклянная трубка. Петер не помнит окончания стиха и придумывает последние две строчки, рифмуя слово "воскресный" - и Стеклянный человечек исполняет два его желания (а третье выполнит, только если оно будет стоящим). И неспроста, желания у Петера глупые: он просит столько же денег, сколько в кармане у Иезекиила, и танцевать лучше Вильма, а вторым желанием - стекольный завод. Стеклянный человечек выполняет желания, оставляя третье про запас. Однако счастья это Петеру не приносит: однажды он выигрывает у Иезекиила полностью - и все деньги в его кармане исчезают (ведь у Иезекиила карманы пустые, и у Петера тоже исчезают деньги). Неужто герой не мог просчитать такой вариант? А стеклянный завод, которым руководит угольщик, незнакомый со стекольным ремеслом, приносит одни убытки. Ну, и Петер разоряется, и отправляется за помощью к Михелю Великану.
Михель описан в отличие от Стеклянного человечка совсем другим: он высокого роста, почти с сосну, и необыкновенной силы, у него хриплый густой голос, он в одиночку ворочает лес. Странно, я видела во сне этого духа: у него светлые, чуть растрёпанные волосы и серые глаза, как озёра гроз. Страшно привлекательная, суровая скандинавская красота - но даже во сне ни на минутку не забываешь, что Михель Голландец злой дух. Он готов давать деньги - но, как и все злые духи, не просто так, а взамен на живое человеческое сердце. Он тоже поёт свою песню:
- Золотом, золотом,
Чистым - без обмана, -
Полновесным золотом
Набивай карманы!
Не работай молотом,
Плугом и лопатой!
Кто владеет золотом,
Тот живет богато!..
Ясное дело, Петер соглашается на условия Михеля (поскольку деваться Петеру уже некуда) - и тот забирает у него живое сердце, и вкладывает ему в грудь каменный заменитель. Видать, Михель - коллекционер: у него в коллекции сердца всех богатеев и чиновников. Теперь денег у Петера полно, однако радости ему это не приносит: каменное сердце не радуется и не печалится. Результат не заставляет себя ждать: Петер женится на красивой девушке Лизбет - и видя, что она транжирит его деньги, наносит ей удар, от чего та падает замертво. Тогда он отправляется к Стеклянному человечку, и тот учит Петера, как получить у Михеля своё сердце обратно.

Казалось бы, что тут интересного? У сказки обычная человеческая мораль: делай своё дело, угольщик - получишь дивиденды, и не ищи лёгких денег. Однако сама сказка на редкость логична и закономерна и может служить хрестоматией, как действует Добро, и как - Зло. Вот какие выводы можно сделать:
- Добро помогает не всем, и всегда с оговоркой, что даёт не готовый продукт, а возможности для счастья. Зло же помогает всем, и за непомерную плату. Если для тебя такая плата приемлема - велкам!
- Добро даёт денег ровно столько, сколько нужно (две тысячи гульденов), Зло - даёт всегда гораздо больше(сто тысяч гульденов в первый раз, и сто - во второй). Однако в первом случае Петер знает, что делать с деньгами (покупает завод и играет в трактире), во втором - как будто теряет все жизненные ориентиры(путешествует, потом женится, потом пускает деньги в рост - бессистемно). Мораль: важно знать, зачем тебе деньги, которые ты у Судьбы просишь.
-Подтверждается пословица "Поосторожнее с желаниями: они могут исполниться". У Петера очень странные и глупые желания: получая то, о чём он мечтает, он счастливым не становится ни в первом, ни во втором случае. В первом случае он не умеет обращаться со стекольным заводом и влезает в долги, во втором - получает массу денег и не испытывает радости. Хотя почему-то, несмотря на каменное сердце, испытывает злость, когда его деньги разбазаривают.
- Добрый дух на вид маленький, злой - большой. Однако в конце сказки это соотношение полностью меняется (Стеклянный человечек вырастает, Михель Великан, наоборот, уменьшается). Что лишний раз знаменует, что Добро превышает Зло в душе героя.
-Зло отступит, если перестанешь его бояться и скажешь ему твёрдое "нет"

И ещё в этой истории есть несколько моментов весьма примечательных. В сказке рассказывается история Михеля Великана, как он сплавлял шварцвальдский лес в Голландию (за что и получил своё прозвище Голландец). Так вот, старый плотогон, рассказывая историю Петеру, прибавляет: "Одно только, пожалуй, верно: в такие ночи, как нынешняя, Михель-Голландец рубит и ломает старые ели там, на вершине горы, где никто не смеет рубить. Мой отец однажды сам видел, как он, словно тростинку, сломал ель в четыре обхвата. В чьи плоты потом идут эти ели, я не знаю.
Но знаю, что на месте голландцев я бы платил за них не золотом, а картечью, потому что каждый корабль, в который попадает такое бревно, непременно идет ко дну. А все дело здесь, видите ли, в том, что стоит Михелю сломать на горе новую ель, как старое бревно, вытесанное из такой же горной ели, трескается или выскакивает из пазов, и корабль дает течь. Потому-то мы с вами так часто и слышим о кораблекрушениях".

То есть, Михель даже и тут своей работой не действует бескорыстно: все его елки "взаимозаменяются". Вот такие они, злые духи-то...
В юности, когда я впервые прочла эту сказку, меня преследовал во сне самолично Михель Великан, который протягивал ко мне руку и требовал сердце:) Желал он, понятное дело, вовсе не моей любви, а весьма анатомическую деталь моего организма - и само собой, неизменно получал жёсткий отказ. Мне было жалко делиться своим сердцем:)

Бедный угольщик из Шварцвальда, Петер Мунк, «малый неглупый», стал тяготиться малодоходным и, кажется, совсем не почётным ремеслом, унаследованным от отца. Однако из всех идей как вдруг заполучить много денег, ему не нравилась ни одна. Вспомнив старое предание о Стеклянном Человечке, он пытается вызвать его, но забывает последние две строчки заклинания. В деревне дровосеков ему рассказывают легенду про Михеля-Великана, который дарит богатства, но требует за них большую плату. Когда Петер, наконец, вспомнил весь текст вызова Стеклянного Человечка, ему повстречался Михель, который сначала пообещал богатства, но когда Петер попытался убежать, бросил в него своим багром. К счастью, Петер добежал до границы его хозяйств, и багор разбился, а змею, в которую превратилась одна из отлетевших от багра щепок, убил огромный глухарь.

Оказалось, что это не глухарь вовсе, а Стеклянный Человечек. Он обещал исполнить три желания, и парень загадал хорошо танцевать, всегда иметь в кармане столько же денег, как у самого богатого человека их города, стекольный завод. Третье желание Стеклянный Человечек, разочарованный настолько материальными хотениями, посоветовал оставить «на потом», зато дал денег на открытие завода. Но завод Петер вскоре запустил, и все время проводил за игровым столом. Однажды у Толстого Иезекила (самого богатого человека города) не оказалось в кармане денег - следовательно, и Петер оказался ни с чем... Михель-Великан дал ему много звонких монет, но в взамен взял его живое сердце (на полках в жилище Михеля стояли банки с сердцами многих богачей), а в его грудь вставил каменное.

Но деньги не принесли счастья Петеру с холодным сердцем, а после того, как он ударил свою жену Лизбет, подавшую чашку вина и хлебец прохожему старику (это был Стеклянный Человечек), и она исчезла, пришло время третьего желания: Петер захотел вернуть себе горячее сердце. Стеклянный Человечек научил его, как это сделать: парень заявил Михелю, что не верит, будто он забрал его сердце, и тот проверки ради вставил его назад. Храбрый Мунк, чьё горячее сердце было твёрже камня, не испугался Великана, и когда тот одно за другим насылал на него стихии (огонь, воду, ...), неведомая сила вынесла Петера за пределы владений Михеля, а сам великан стал маленьким, как червяк.

Встретив Стеклянного Человечка, Мунк захотел умереть, чтобы закончить свою постыдную жизнь, но тот вместо топора принёс ему мать и жену. Шикарный дом Петера сгорел, богатства не было, однако на месте старого отцовского домика стоял новый. А когда у Мунков родился сын, Стеклянный Человечек преподнёс свой последний дар: подобранные Петером в его лесу шишки превратились в новенькие талеры.

Это история о Петере Мунке. Он был бедным угольщиком. Жил со своей матерью, продолжая ремесло отца. И довелось ему столкнуться с двумя лесными духами, в которых верили в его родном Шварцвальде.

Один – Стеклянный человечек. Он жил под самой высокой елью и был добрым помощником. А другой – великан Михель-Голландец. Его винили местные в том, что стали люди бессердечными и жадными. Богатством мог он одарить несметным. Но, что брал он в замен никто не знал. Поговаривали, что плата за него была страшная.

Конечно, Петеру очень хотелось улучшить свое положение. Мать даже говорила, что он рожден был в воскресный полдень. А это означало, что Стеклянный человечек непременно помог бы ему. Вот, только нужно знать заклинание для его вызова. А ни Петер, ни мать полностью его не помнили.

Но вот, как-то Петер услышал песенку проходящей мимо молодежи и слова заклинания всплыли в его памяти. И отправился он в лес.

По дороге встретился он с Михелем, который предлагал ему свои услуги. Но, Петер, помня истории о нем и о страшной плате, убежал. Великан бросил ему в след, что он еще пожалеет об этом.

Надо сказать, что Петер очень завидовал троим плотогонам. Один из них был отличным танцором. А второму, Иезекиилу Толстому, несказанно везло в азартных играх и карман его всегда был полон звонких талеров. Отличались эти люди бессердечностью. Однако, пользовались уважением.

Но, вот уже Петер стоит перед самой высокой елью и произносит стишок-заклинание. И, Стеклянный человечек появился. Он сказал, что исполняет по три желания рожденных в воскресный полдень. Первые два он исполнит в любом случае, какими бы они не были. А вот третье, только, если оно не будет глупым.

Угольщик, не долго думая, пожелал уметь танцевать лучше Вильма и, чтобы в его кармане всегда было столько же денег, сколько и у Иезекиила. А вторым его желанием было – владение стекольным заводом. С третьим попросил его Стеклянный человечек не спешить.

Все это было исполнено. Но, так как Петер не занимался заводом, то вскоре он стал приносить ему только убытки. А потом имущество его и вовсе описали. К тому же, стал проигрывать Изекиил, причем самому Петеру. Но, от выигрыша выгоды ему не было. В кармане его оказалось так же пусто, как и у проигравшегося соперника.

Раздосадовавшись на Стеклянного человечка, пошел он на поклон к Михелю-голландцу. В замен на богатство, тот вынул у него из груди сердце, заменив на камень.

Теперь Петер был богат и уважаем. Он два года пропутешествовал по свету. Но, ничто не радовало его. В груди-то его теперь был камень. Он вернулся домой и, по совету Михеля, занялся делом. Официально, он продавал лес. А на самом деле – давал взаймы деньги, возвращая себе намного большие суммы. Стал он глух к чужому горю. Совсем забыл о своей матери, которая еженедельно приходила под его окна просить подаяние.

Еще, Петер женился. Жена его, Лизбет, была девушкой очень скромной и имела доброе сердце. Но, вскоре прослыла самой жадной в округе. Петер запретил ей помогать беднякам.

Однажды сердце девушки не выдержало. Она угостила вином и хлебом проходившего мимо старичка. А тут, неожиданно, вернулся ее муж. Разгневанный, он ударил Лизбет по голове и она замертво упала. А старичок оказался ни кем иным, как Стеклянным человечком. Он сказал Петеру, что будет вершить над ним суд. И дал ему 7 дней, для того, чтобы раскаяться. И, исчез. Пропала и жена Петера.

На седьмой день пошел он к старичку и попросил помочь вернуть ему его живое сердце. Обманом он забрал назад его у Голландца. Придя назад к высокой ели, попросил он духа убить его. Это было его третьим, оставленным про запас, желанием. Но тут, вышли к нему его мать и живая Лизбет. Они простили ему все. А у него вновь билось в груди живое и доброе сердце.

Петер вернулся к своему ремеслу – он опять стал угольщиком. Стеклянный человечек подарил его семье новый дом. А уважение заслужил Петер от соседей благодаря своей доброте и гостеприимству. Он получил хороший урок.

Богатство, цена которому – чувства, сердце, не стоит ничего и счастья оно не принесет. Лучше жить, довольствуясь малым, чем иметь камень в груди в обмен на почет и деньги. А уважение можно заслужить и добрыми делами.