Храм живоначальной троицы на воробьевых. Храм Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах

Относится к Михайловскому благочинию Московской епархии РПЦ. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы - в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах C.caramba2010 , CC BY-SA 3.0

В 1937 году в связи с закрытием церкви Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве антиминсы из приделов свят. Ионы и муч. Агапия были перенесены в храм святой Троицы на Воробьевых горах и в главном алтаре (а ныне в трапезной) устроен приставной престол свят. Ионы, митрополита Московского.

История

Троицкая церковь на Воробьёвых горах связана с историей древнего дворцового села Воробьёво, известного по летописям с 50-х годов XV века, когда его купила княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I.

Село принадлежало потомкам московского боярина Юрия Воробьёва, который в 1352 году был отправлен великим князем Симеоном Гордым в Царьград для утверждения на московскую митрополичью кафедру святителя Алексия, боярскому роду Воробьёвых, по имени которых и было названо село.


Ludvig14 , CC BY-SA 3.0

Упоминание Воробьёва как сельца говорит о том, что уже тогда здесь существовал православный храм.

Троицкая церковь упоминается в 1644 году как очень древняя церковь села Воробьёво. Ранее там стояли ещё 2-3 дворцовые церкви, которые впоследствии были разобраны, а взамен них построили единый Троицкий храм с придельными престолами.


C.caramba2010 , CC BY-SA 3.0

К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран.

Нынешнее здание храма начало строиться в 1811 году в стиле ампир - позднего классицизма по проекту архитектора А. Л. Витберга: четырёхугольный в плане, с порталами, украшенными колоннами, однокупольный, с двухъярусной колокольней.

В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия. Строительство было завершено в 1813 году. Храм дважды подновлялся: в 1858 - 61 годах и в 1898 году.


C.caramba2010 , CC BY-SA 3.0

В советское время храм несколько раз был под угрозой закрытия. Впервые в конце 20-х годов, когда обсуждался вопрос о строительстве Дворца Советов, одно время который предполагалось разместить на Воробьёвых горах (переименованных в 1935 году в Ленинские горы).

По Генеральному плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы должны были стать завершающей частью парадной магистрали города - проспекта Ильича. Однако, планам не суждено было осуществиться. И даже указ о запрете колокольного звона по всей Москве не коснулся Троицкой церкви, поскольку в то время она находилась за городской чертой. Не был закрыт храм и в конце 40-х годов в связи со строительством нового здания Московского Государственного университета.

В 1964 и 1971 годах в церкви проводился внешний, в 1971-72 годах - внутренний ремонт.

Церковь неоднократно посещал Владимир Путин: в 2000 году, находясь в должности исполняющего обязанности Президента России он посетил храм во время Рождества, в 2004 году присутствовал на литии по погибшим во время теракта в Беслане, в 2011 году - на панихиде по погибшим в теракте в Домодедове, а в сентябре 2014 года поставил свечку «за тех, кто пострадал, защищая людей в Новороссии».

Церковь Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах относится к памятникам культурного наследия федерального значения по городу Москве согласно Постановлению Совмина РСФСР от 04.12.1974 N 624 и приказу Росохранкультуры от 28.12.2010 N 472.

Октябрь 25, 2008

В начале этой недели, занесло меня по неким малозначительным делам на Воробьевы Горы (в советский период “Ленинские горы”), недалече от здания Университета.
И памятуя, о находившимся там же Храме, не смог (как без этого) ни сделать несколько снимков. К тому же, всегда испытывал к этой церкви самые теплые чувства. Там какая-то невероятно добрая, теплая и светлая энергетика. И хоть внешне, это далеко не самый красивый Храм города Москвы, всё ж, именно этой небольшой серией снимков, решил начать давно задуманную серию «Храмы Москвы», которая является как-бы продолжением, более широкой серии «Храмы России»
Еще два слова о «Троицкой церкви на Воробьевых горах»: Как я уже упомянул выше, я далеко не первый раз зашел в сей Храм. Последний раз, был года 4 назад (или может чуть больше), и там полным ходом шел ремонт, восстановление (про этот ремонт, почему-то не говори, ни один источник). Причем отрадно, что этими изменениями церковь не “осовременили”, как это часто бывает. Она стала еще лучше, сохранив свое тепло.

Я по давно сложившемуся обычаю, не снимаю внутри действующих храмов (любой религии и конфессии), но иногда бывает неодолимое желание, унести с собой кусочек того чуда, которое видит глаз. Возле каждой иконы, можно стоять часами, любоваться, ощущать тепло, забыв о суете и мраке находящимся за стенами Храма.
Конечно, немного удручает на входе/выходе Храма иконостас “новых святых” (патриарх, мер Лужков, премьер Путин” и др)… но спишем на смутное время “нулевых” годов. Время отсеет ненужную шелуху. А Храм (очень надеюсь) сохранит то тепло, которое дали светлые люди посещавшие его, создававшие его, служившие там. Те кто оставил частичку своего добра, тепла и света, впитавшегося в стены Троицкого храма.


P.S. Очень притягательной показалась икона святого мученика, когда то служившего священником в этом храме, и расстрелянного в 37-м году - Священномученик Андрей (Воскресенский)
Его икона находится в глубине храм, рядом с алтарем. Так же, на фасадной фреске Храма (можно посмотреть на фото в этой теме - 6 фотография). Что то особенное в этих глазах. Пытался понять, что они хотят сказать. Так и не смог прочесть. Ушел. До сих пор думаю.










Посмотреть полностью (без сокращений) фотоальбом, так же можно на:

Храм Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - православный храм, расположенный в Западном административном округе (ЗАО) Москвы в муниципальном округе Раменки.

Относится к Михайловскому благочинию Московской епархии РПЦ. Главный престол освящён в честь Живоначальной Троицы, приделы - в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. В 1937 году в связи с закрытием церкви Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве были перенесены антиниминсы и в главном алтаре (а ныне в трапезной) устроен приставной придел Агапия и Ионы, митрополита Московского.

Троицкая церковь на Воробьёвых горах связана с историей древнего дворцового села Воробьёво, известного по летописям с 50-х годов XV века, когда его купила княгиня Софья Витовтовна, супруга Московского великого князя Василия I. Во множестве источников утверждается, что она купила его у попа Воробья, отсюда и название села. Но, например, в книге «История московских районов», говорится, что название села Воробьёво и соседнего села Семёновское происходит от имён сыновей владельцев этих мест - боярина Андрея Кобылы, у которого был сын Кирилл Вороба, и Фёдора Кобылы, у которого был сын Семён.

Упоминание Воробьёва как сельца говорит о том, что уже тогда здесь существовал православный храм. Возможно, Троицкая церковь была летней резиденцией московских государей. Троицкая церковь упоминается в 1644 году как очень древняя церковь села Воробьёво. Ранее там стояли ещё 2-3 дворцовые церкви, которые впоследствии были разобраны, а взамен них построили единый Троицкий храм с придельными престолами.

К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Нынешнее здание храма начало строиться в 1811 году в стиле классицизма, четырёхугольный в плане, с порталами, украшенными колоннами, однокупольный, с двухъярусной колокольней. В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия. Строительство было завершено в 1813 году. Храм дважды подновлялся: в 1858-61 и в 1898.

В Советское время храм несколько раз был под угрозой закрытия. Впервые в конце 20-х годов, когда обсуждался вопрос о строительстве Дворца Советов, одно время который предполагалось разместить на Воробьёвых горах (переименованных в 1924 году в Ленинские горы). По Генеральному плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы должны были стать завершающей частью парадной магистрали города - проспекта Ильича. Однако, планам не суждено было осуществиться. И даже указ о запрете колокольного звона по всей Москве не коснулся Троицкой церкви, поскольку в то время она находилась за городской чертой. Не был закрыт храм и в конце 40-х годов в связи со строительством нового здания Московского Государственного университета.

В 1964 и 1971 в церкви проводился внешний, в 1971-72 внутренний ремонт.

Одна из сохранившихся и ныне действующих Троицких церквей притаилась на Воробьевых горах – она хорошо известна посетителям смотровой площадки перед Главным зданием МГУ и пассажирам, переезжающим Москву-реку по метромосту. Эта церквушка белеет на фоне густых крон Воробьевых гор, как на узорчатом ковре, особенно осенью, а в ясную погоду сверкают золотом ее маленькие главки – и такой крохотной она кажется рядом с исполином-университетом. Еще совсем недавно были предложения отдать этот храм Московскому университету под домовую церковь, - так пытались уберечь в стенах его собственной домовой церкви на Моховой студенческий театр МГУ. И никто не задумывался, как столь многочисленные прихожане смогли бы уместиться в стенах маленькой старой церкви на том же праздновании Татьяниного дня.

Троицкая церковь всю свою жизнь была связана с историей древнего дворцового села Воробьево. Ее ныне существующее здание выстроено в начале XIX века, но основание этой церкви относится к очень ранним временам московской истории. Достоверно село Воробьево известно с 1451 или 1453 года, когда княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I, купила его у «попа Воробья» – считается, что от имени священника и произошло название села, а потом и всей местности «Воробьевы горы». Московские легенды толкуют это название иначе: будто бы росли здесь густые вишневые сады и поэтому развелось множество воробьев, клевавших ягоды. Или же просто окраинные горы Москвы – вовсе и не горы, а просто холмы, такие маленькие, что «горы» они не для людей, а для воробьев.

Поскольку Воробьево с самого начала своего появления в истории Москвы называлось «сельцом», это означает, что в те времена здесь уже был православный храм. Возможно, что именно Троицкая церковь и стояла тогда в селе Воробьеве, которое стало летней дворцовой резиденцией московского государя. Отец Ивана Грозного, великий князь Василий III, полюбил это красивейшее место. Еще в 1521 году при нашествии Менгли-Гирея он спрятался здесь, близ выстроенного им деревянного дворца, в стоге сена, и остался невредимым. Из Воробьева великий князь часто отправлялся охотиться под Волоколамск и на охоте поздней осенью 1533 года опасно заболел. Жестоко страдающего князя привезли в Воробьевский дворец, где он пролежал два дня, ожидая, пока построят мост для его переправы – лед еще не крепко сковал реку. Но когда лошади, впряженные в возок государя, вступили на возведенный мост, он обрушился, и ездок чудом не пострадал. Жить ему оставалось недолго – больного князя переправили на пароме у Дорогомилова и отвезли в Кремль, где он и скончался на следующий день, 3 декабря 1533 года. Его сыну, наследнику Иоанну не было тогда и 4-х лет.

А когда Иоанну Васильевичу исполнилось 17 лет, он удалился в отцовский приют во время страшного летнего пожара в Москве в 1547 году. Так, в Воробьевском дворце Иван Грозный переживал первые страшные дни своего царствования - прошло всего полгода после его венчания на русский престол. Горящий город опустел, и сюда, к царскому дворцу кинулся восставший народ, но был встречен пушками. Этим событием и ознаменовалось начало правления первого русского царя.

Воробьевский царский дворец прожил долгую жизнь. Любили его и Борис Годунов, и Петр I, повелевший насадить в его саду березовую рощу, и Екатерина Великая, но к концу ее правления в 1790-х годах дворец был разобран за ветхостью. И через двадцать лет на Воробьевых горах, «короне Москвы», по образному выражению императора Александра I, началось строительство храма Христа Спасителя по проекту А. Витберга - их первая «великая стройка».

Троицкая церковь, ставшая одной из местных дворцовых церквей, оказалась свидетельницей всех этих событий. Она упоминается в 1644 году как очень древняя церковь, давно стоявшая в Воробьеве. Дело в том, что наряду с ней там существовали еще 2 - 3 дворцовые церкви. Однажды они все были разобраны и взамен их выстроили один Троицкий храм с придельными престолами. Но и нынешнее здание церкви, построенное всего лишь в 1811 году, немало повидало на своем веку. Уже в 1812 году в ней молился сам М.И.Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, эта местность издревле была связана с родом Кутузовых. Соседнее с Воробьевым село Голенищево, с другой, тоже Троицкой церковью в районе современной Мосфильмовской улицы, и вошло с XV века в их старинную боярскую фамилию – будто бы святитель Московский митрополит Иона исцелил там боярина Василия Кутузова, и это чудо было изображено в одном из клейм местной иконы святителя в Троице-Голенищевском храме. Оттого и стали потомки исцеленного боярина именоваться Кутузовыми-Голенищевыми.

А Троицкая церковь в Воробьеве уцелела и после того, как сам Наполеон приехал сюда смотреть на панораму Москвы, лежавшей у подножия Воробьевых гор. Завершение строительства Троицкой церкви иногда приписывают знаменитому «святому доктору» Ф.Гаазу, который так заботился о заключенных местной пересыльной тюрьмы, устроенной из бывших бараков для рабочих-строителей витберговского храма Христа Спасителя. Он хотел, чтобы арестанты были как-то приписаны к этой церкви, имели возможность посещать богослужения и окормляться у ее священников.

Отдаленная от центра Троицкая церковь чудом уцелела и в советское время – хотя Воробьевым горам большевики уделяли внимание (где-то здесь была дача самого Луначарского, а потом и Хрущева) и придавали огромное значение в градостроительных планах новой, социалистической Москвы. Переименовать Воробьевы горы в Ленинские предложил ни кто иной, как Л.Б. Красин в феврале 1924 года, после смерти Ленина. Он же подал идею поставить вождю гигантский памятник и соорудить дворец его имени. Эти замыслы Красина позднее легли в основу идеи Дворца Советов, для которого, кстати, одно время предлагали и Воробьевы горы.

А по печально знаменитому Генеральному Плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы были конечной, завершающей частью предполагаемой главной парадной магистрали нового города – проспекта Ильича, проходившего через центр Москвы и Дворец Советов. По замыслу авторов проекта, Ленинские горы становились основным местом отдыха москвичей. «Представьте себе массовый праздник в социалистической Москве, когда десятки тысяч отдыхающих пролетариев будут проходить по аллее Ильича, ликовать на полях массовых действ, отдыхать на воде. Воздушная подвесная дорога несет все новые и новые партии москвичей над Москва-рекой на зеленые Ленинские горы, откуда открывается волшебная панорама новой Москвы, уже без блестящего медного купола б. храма Спасителя, но с возвышающимся силуэтом из металла, бетона и стекла - величественного здания Дворца Советов», - писал один восторженный апологет Генерального плана 1935 года.

Однако Троицкая церковь не только сохранилась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола – так как она находилась тогда за административной городской чертой. И православные москвичи тайком ездили «на Ленинские горы» послушать благостный звон на этом чудом оставшемся заповедном островке старой Москвы. В очередной раз Троицкая церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х - начале 1950-х годов – а такое строительство обычно никого и ничего не щадило.

Священномученик Андрей родился 2 октября 1884 года. Его отец, протоиерей Владимир Андреевич Воскресенский, был настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери, находившегося на Смоленской площади в Москве. Он был членом благотворительного общества, учрежденного великой княгиней Елизаветой Федоровной. В июле 1923 года власти арестовали его за участие в собрании духовенства благочиния, целью которого было обсуждение вопросов, связанных с защитой арестованного Патриарха Тихона. Впоследствии дело было прекращено в связи с объявленной в августе 1923 года амнистией. В 1931 году протоиерея Владимира вновь арестовали; ему было тогда уже восемьдесят лет, и по дороге в ссылку он скончался.

В 1898 году Андрей Владимирович окончил Заиконоспасское духовное училище, а в 1904 году - Московскую Духовную семинарию. В том же году он поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1908 году со степенью кандидата богословия, и в 1909 году был назначен на должность помощника инспектора в Новгородскую Духовную семинарию. Женился на Вере Сергеевне Булатовой.

В 1912 году он был рукоположен в сан священника к московскому храму Успения Божией Матери, что в Казачьей, и состоял законоучителем в 4-м мещанском Мариинском женском городском училище и в частной женской гимназии А. С. Стрелковой. В 1915 году отец Андрей был награжден набедренником, в 1917 году - скуфьей, в 1920 году - камилавкой, в 1923 году - наперсным крестом. Вскоре он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем. В это время при поддержке старосты храма он готовил публикацию по истории этого храма и жизни казачества в Москве, основанную на изучении церковного архива. Все материалы впоследствии погибли при закрытии церкви в 1930 году.

Отец Андрей был назначен служить в храм святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке, а затем в храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Последним местом его служения стала церковь Михаила Архангела в селе Карпове Воскресенского района Московской области. Здесь, как и в Москве, прихожане полюбили доброго пастыря, который старался помогать им и словом и делом. По первой же просьбе он шел исполнять требы, в любую погоду - и во время проливного дождя, и в трескучий мороз. Он всегда находил время, чтобы вскопать огород или накосить сена одинокому старику. Он был человеком, который старался жить в мире со всеми, и которого равно любили как прихожане, так и домашние. Когда он приезжал из села Карпове в Москву, где жила его семья, вся местная детвора бежала ему навстречу, и для каждого он находил приветливое слово и маленький гостинец.

Протоиерей Андрей был арестован властями 7 октября 1937 года по обвинению в «агитации против руководителей советского правительства и колхозов» и заключен в тюрьму города Коломны. Были вызваны лжесвидетели, которые дали показания, нужные следователю. Затем эти показания были зачитаны отцу Андрею, и он последовательно одно за другим опроверг все лжесвидетельства. В конце концов, следователь на последнем допросе спросил:

На следствии вы уличены свидетельскими показаниями в контрреволюционной деятельности. Почему вы это отрицаете?

Я могу только подтвердить, что никакой контрреволюционной деятельности я не вел и все свидетельские показания отрицаю.

17 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу. Протоиерей Андрей Воскресенский был расстрелян 31 октября 1937 года и погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

© Игумен Дамаскин . “Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия”.
Тверь, Издательство “Булат”, т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.


E-Mail: [email protected]
Адрес: 119334, Москва, ул. Косыгина, д. 30 (м. «Воробьёвы горы», смотровая площадка).
Расписание богослужения: http://www.hram-troicy.prihod.ru/raspisanie-bogoslujeniy

Проезд :

От метро Октябрьская, метро Киевская, троллейбусом № 7, до остановки «Университетская площадь».

Социальная деятельность

  • Детский дом-интернат № 7 для детей инвалидов, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 47.
  • Детская психоневрологическая больница № 4, Московская обл., Рузский р-он, село Никольское.
  • Детский дом, Воронежская обл., село Губари.
  • Дом инвалидов, Московская обл., поселок Юрма.

Так же оказывается помощь престарелым, инвалидам и многодетным семьям

Приход храма Троицы взаимодействует с рядом социальных учреждений и оказывает им помощь:
1. Детский дом-интернат № 7 для детей инвалидов, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 47.
2. Детская психоневрологическая больница № 4, Московская обл., Рузский р-он, село Никольское.
3. Детский дом, Воронежская обл., село Губари.
4. Дом инвалидов, Московская обл., поселок Юрма.
Так же оказывается помощь престарелым, инвалидам и многодетным семьям

Информация о храме

Деревянный храм Троицы на Воробьевых горах существовал с древнейших времен и связан с историей древнего дворцового села Воробьево. По летописи известно, что когда в XV веке село покупала великая княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I и дочь великого князя литовского Витовта, храм уже стоял.

Первым известным нам священником деревянного храма Троицы был о. Тит, который являлся настоятелем с 1628 по 1632 гг. Деревянная Троицкая церковь в селе Воробьеве по приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа 1628 г. писалась в числе «жилых» московских церквей - «за Деревянным городом». До 1690 г. Троицкая церковь писалась в Пречистенском сороке Москвы, а с 1691г. она уже писалась в Загородской десятине. К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Последним священником деревянного храма Троицы был отец Никифор Васильев.

Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в 1811 г. по проекту архитектора А. Л. Витберга, автора проекта храма-памятника Христа Спасителя на Воробьевых горах. Здание, построено в стиле поздне­го классицизма, как сказано в документах «…тщанием прихожан и доброхотных дателей…» Первым настоятелем каменного храма был отец Иаков Ильин. Каменный храм был возведен вблизи прежнего, деревянного. На месте алтаря старого храма в 1811 году установили увенчанный. крестом белокаменный памятник, который сохранился до наших дней. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по её сторонам появились во время ремонтов здания в 1858-61 и 1898 гг. Территория церкви обнесена кирпич­ной оградой конца XIX - начала XX в. с металлической решеткой.

В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия.

До 1818 г. храм числился среди церквей московского уезда, а с 30 марта 1818 г. в Замоскворецком сороке г. Москвы.

Троицкая церковь не только спаслась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола и православные москвичи тайком ездили послушать благостный звон ее колоколов. В очередной раз церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х- начале 1950-х годов.

Сейчас храм на Воробьёвых горах имеет, как и прежде три придела - в честь Святой Троицы, святителя и Чудотворца Николая, преподобного Сергия Радонежского. Имеется так же приставной престол святителя Ионы, митрополита Московского, который находится в алтаре святителя Николая.

Храм относится к Михайловскому благочинию г. Москвы.

Святыни: В храме находятся иконы XIX века — «Святые Гурий, Самон и Авив», «Святые Косма и Дамиан», «Неопалимая купина», «Всех скорбящих Радосте», «Казанская» икона Божией Матери, четырёхчастная икона - с изображениями Рождества Христова, рождества Пресвятой Богородицы, рождества Иоанна Предтечи и рождества святителя и чудотворца Николая, икона «Спас Нерукотворный» школы Симона Ушакова. Чтимая икона Божией Матери - «Благодатное Небо». Старинные иконы: чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери «Донская» и свят. Николая с житием. В храме установлен ковчежец с частицами мощей святых: святителя Митрофана Воронежского, праведного Алексия (Мечева) и блаженной Матроны Московской.

Духовенство храма

Настоятель - протоиерей Андрей Новиков

Штатный клирик - протоиерей Константин Георгиевский

Штатный клирик - протоиерей Геннадий Еременко

Штатный клирик - иерей Сергий Зверев

Прикомандированный клирик - диакон Антоний Гороховец

храм в честь Живоначальной (Святой) Троицы , расположенный в Западном административном округе (ЗАО) Москвы в муниципальном округе Раменки .

Относится к Михайловскому благочинию Московской епархии РПЦ . Главный Престол освящён в честь Святой Троицы; приделы - в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского . В 1937 году в связи с закрытием церкви Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве Антиминсы из приделов святого Ионы и мученика Агапия были перенесены в храм святой Троицы на Воробьёвых горах, и в главном алтаре (а ныне в трапезной) устроен приставной престол святого Ионы, митрополита Московского.

История

Церковь Троицы на Воробьёвых горах в ночное время

Деревянный храм Троицы на Воробьевых горах существовал с древнейших времен и связан с историей древнего дворцового села Воробьево. По летописи известно, что когда в XV веке село покупала великая княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I и дочь великого князя Литовского Витовта, храм уже стоял. В XVII-XVIII вв. в селе Воробьеве стояло четыре церкви: три дворцовые - в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», «Преподобного Сергия, что в Саду», летняя полотняная Воскресения Христова, а также приходская - Троицы Живоначальной. Все эти храмы числились в дворцовом ведомстве Московскаго уезда. Первым известным нам священником деревянного храма Троицы был о. Тит, который являлся настоятелем с 1628 по 1632 гг. Деревянная Троицкая церковь в селе Воробьеве по приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа 1628 г. писалась в числе «жилых» московских церквей - «за Деревянным городом». До 1690 г. Троицкая церковь писалась в Пречистенском сороке Москвы, а с 1691г. она уже писалась в Загородской десятине. Последним настоятелем деревянного храма Троицы был отец Никифор Васильев. К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в 1811 г. по проекту архитектора А. Л. Витберга, автора проекта храма-памятника Христа Спасителя на Воробьевых горах. Здание, построено в стиле поздне­го классицизма, как сказано в документах «...тщанием прихожан и доброхотных дателей...» Первым настоятелем каменного храма был отец Иаков Ильин. Каменный храм был возведен вблизи прежнего, деревянного. На месте алтаря старого храма в 1811 году установили увенчанный крестом белокаменный памятник, который сохранился до наших дней. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по её сторонам появились во время ремонтов здания в 1858-61 и 1898 гг. Территория церкви обнесена кирпичной оградой конца XIX - начала XX в. с металлической решеткой. В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов . Здание уцелело во время наполеоновского нашествия. До 1818 г. храм числился среди церквей московского уезда, а с 30 марта 1818 г. в Замоскворецком сороке г. Москвы. Троицкая церковь не только спаслась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола и православные москвичи тайком ездили послушать благостный звон ее колоколов. В очередной раз церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х- начале 1950-х годов. Сейчас храм на Воробьёвых горах имеет, как и прежде три придела - в честь Святой Троицы, святителя и Чудотворца Николая, преподобного Сергия Радонежского. Имеется так же приставной престол святителя Ионы, митрополита Московского, который находится в алтаре святителя Николая. 2 октября 2011 года отмечалось 200-летие храма.

Престольные праздники

  • в честь Троицы Живоначальной - переходящий праздник, отмечается на 50-й день после Пасхи
  • 8 октября (по ст. стилю 25 сентября) - преподобного Сергия Радонежского
  • 19 декабря (6 декабря) - святителя Николая Чудотворца
  • 31 марта, 27 мая (перенесение мощей), 15 июня и 5 октября (Собор Московских Святителей) по юлианскому календарю - святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец

Святыни

Чтимая икона Божией Матери - «Благодатное Небо». Старинные иконы: чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери «Донская» и свят. Николая с житием. В храме находятся иконы XIX века - «Святые Гурий, Самон и Авив», «Святые Косма и Дамиан», «Неопалимая купина», «Всех скорбящих Радосте», «Казанская» икона Божией Матери, четырёхчастная икона - с изображениями Рождества Христова, рождества Пресвятой Богородицы, рождества Иоанна Предтечи и рождества святителя и чудотворца Николая, икона «Спас Нерукотворный» школы Симона Ушакова и 2 эмалевых медальона - Спаситель и Богоматерь. Также в храме установлен ковчежец с частицами мощей святых: святителя Митрофана Воронежского, праведного Алексия (Мечёва) и блаженной Матроны Московской.

Духовенство

  • настоятель - протоиерей Сергий Суздальцев
  • протоиерей Константин Георгиевский
  • протоиерей Иоанн Драган
  • иерей Александр Катунин
  • диакон Николай Тихомиров

Богослужение

  • ежедневно - Утреня и Литургия в 8:00
  • в воскресные и праздничные дни - Водосвятный молебен в 8:00 и Литургия в 9:00
  • накануне воскресных дней, понедельников, двунадесятых и великих праздников - вечернее богослужение в 16:00

Адрес

Адрес: 119334, Москва, Косыгина ул., д. 30 (м. «Воробьёвы горы», смотровая площадка) Официальный сайт: http://hram-troicy.prihod.ru/

Сайт

http://www.hram-troicy.prihod.ru

  • Анашкевич М. А. Самые знаменитые храмы Москвы. М., 2007.
  • Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 1952, с. 428, 521-522.
  • Православные храмы Москвы. М., 1988. С.20.
  • Энциклопедия "Москва", М., 1997.
  • Скворцов Н, священник. Уничтоженные в Московском уезде церкви. М., 1905, с. 20-22.
  • Забелин И. Е. Материалы для истории археологии и статистики московских церквей. М., 1887.
  • Г-в Ф. Воробьевы горы. - «Московские ведомости», 1888, № 59, с. 3-4; № 68, с. 3; № 79, с. 3-4; № 99, с. 3-4; № 103, с. 4; № 131, с. 3-4; № 132, с. 4.
  • Рукопись Александровского № 52, № 318.
  • Благовещенский И.Л. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1872.
  • Благовещенский И.Л. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874, с. 31.
  • Холмогоровы В.И. и Г.И. Исторические материалы о церквах и селах ХУ1-ХУШ столетий. Вып. 3. Загородская. десятина. М., 1886, с. 288-293.
  • Сборник «Святые места, чтимые православным русским народом». М., 1886.
  • Церковь Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах (Москва, ул. Косыгина, 30) относится к памятникам культурного наследия федерального значения по городу Москве. Она стоит в очень живописном месте, с которого открывается роскошная панорама Москвы.

    Нынешнее здание храма построено в начале девятнадцатого века, однако церковь здесь существовала намного раньше.

    Село Воробьево известно с середины 15 века, когда жена Василия I, княгиня Софья Витовтовна, купила поселение у «попа Воробья». Похоже, что именно от имени этого священника и возникло название гор. Правда, есть еще одна легенда, по которой вокруг росли сплошные вишневые сады, и ягод было так много, что здесь развелось немало воробьев.

    Воробьево с самого начала называлось «селом», что означает, что в нём был храм. Видимо, уже тогда Троицкая церковь занимала в селе свое почетное место.

    Когда-то недалеко от церкви отец Ивана Грозного, великий князь Василий III построил деревянный дворец, в котором часто бывал и даже прятался в нём при нашествии хана Менгли-Гирея.

    Когда Ивану Грозному исполнилось 17 лет, он также сбежал на Воробьевы горы в царский дворец во время страшного летнего пожара в Москве в 1547 году. Горящий город опустел, и сюда, к царскому дворцу кинулся восставший народ, но был встречен пушками. Этим событием и ознаменовалось начало правления первого русского царя.

    Любили этот дворец и Борис Годунов, и Петр I, повелевший насадить в его саду березовую рощу, и Екатерина Великая, но к концу ее правления в 1790-х годах дворец был разобран за ветхостью. А храм остался.

    В 1812 году в храме молился сам М.И.Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, эта местность издревле была связана с родом Кутузовых. Им принадлежало соседнее с Воробьевым село Голенищево.

    Приезжал сюда и Наполеон, чтобы изучить панораму Москвы, что раскинулась у подножия гор. Но и за время войны храм на Воробьевых горах почти не пострадал.

    Церковь чудом уцелела и в советское время, хотя Воробьевым горам большевики уделяли большое внимание (где-то здесь была дача самого Луначарского, а потом и Хрущева).

    Потом Воробьевы горы переименовали - они стали Ленинскими. Строящийся проспект Ильича, главная магистраль города, как планировалось, будет проходить и через Ленинские горы. Удивительно, но храм и тогда не тронули. Более того, святыня не закрывалась ни разу за годы советской власти.

    Когда начали возводить здание МГУ, казалось, ничто уже не поможет сохранить в целости храм. Однако и на этот раз памятник истории уцелел, что кажется невероятным. Храм мог стать домовым для университета, однако этого не случилось. Да и вряд ли ему удалось бы разместить в своих стенах всех многочисленных прихожан.

    Церковь неоднократно посещал Владимир Путин: в 2000 году он посетил храм во время Рождества, в 2004 году присутствовал на литии по погибшим во время теракта в Беслане, в 2011 году — на панихиде по погибшим в теракте в Домодедове, а в сентябре 2014 года поставил свечку «за тех, кто пострадал, защищая людей в Новороссии».

    В храме находится икона святого мученика, когда то служившего священником в этом храме, и расстрелянного в 37-м году - священномученика Андрея (Воскресенского).

    Московские рокеры называют этот храм "Церковь имени Джона Леннона". По легенде, когда убили Джона Леннона, все ведущие российские рок-музыканты собрались на Воробьевых горах в церкви и помянули его. Тут ещё можно было бы рассказать и о байкерах, которые по вечерам собираются в районе Смотровой площадки и облюбовали этот храм как "свой", но что-то я недавно эту публику очень отлюбил.

    Fais se que dois adviegne que peut.