Храмы нары. Исэ, Япония — все о городе с фото Исе япония

Исэ-дзингу является главной синтоистской святыней, поэтому её называют просто Дзингу .

От Исэ-дзингу отходит древняя тропа паломничества Кумано-кодо к синтоистским святилищам (日本語. 熊野本宮大社 )、 (日本語. 熊野速玉大社 ) и (日本語. 熊野那智大社 ).

Само святилище состоит из сотни отдельных кумирен, расположенных в двух разных районах. Гэку (外宮, иначе Тоёукэ-дзингу 豊受大神宮), или Внешнее Святилище, находится в районе Ямада и посвящено божеству Тоёукэ-но миками, а Найку (内宮, иначе Котай-дзингу 皇大神宮), или Внутреннее Святилище, расположено в районе Удзи и посвящено Аматэрасу о-миками. Самым древним является Найку. Расстояние между Гэку и Найку составляет около шести километров, их соединяет тропа для паломников, вдоль которой находился район развлечений Фуруити. Высший Священнослужитель Святилища должен происходить из императорской фамилии, в его обязанности входит управлять святилищем. Сейчас Высший Священнослужитель - Куни Куниаки, сын бывшего принца Куни Асахира, брата императрицы Кодзюн.

Найку занимает большую территорию на берегу реки Исудзугава и её притока, река используется для ритуального очищения священнослужителей. Весь комплекс находится в лесу из массивных кедров и кипарисов, которые создают обстановку торжественности и сакральности.

По официальной хронологии Найку возникло в 4 до н. э., а Гэку основано в 496 году, но историки относят эту дату на семь веков позднее - к 690, когда строения появились в современном виде. Согласно легенде, Найку установил Яматосиме-но-микото. Эти святилища упоминаются в хрониках Кодзики и Нихонсёки (712 и 720 года). Каждые двадцать лет старые здания разбираются и на их месте строятся новые, в точности повторяя изначальный проект. Это сопровождается огромными затратами. Последняя такая перестройка была в 1993, святилище тогда перестраивалось в 61-ый раз. Следующее обновление произойдёт в 2013.

Исэ-дзингу является хранительницей национальных сокровиц, в частности Священного Зеркала, являющегося императорской регалией. Исэ-дзингу считают основной синтоистской святыней Японии. Главный храм закрыт высоким деревянным забором, доступ в главное святилище ограничен - вход разрешён только священнослужителям высшего ранга и членам императорской фамилии. Основная кумирня огорожена в общем счёте четырьмя заборами, и посетители могут увидеть только фрагменты крыши. Весь комплекс обслуживают около ста священнослужителей. В основную кумирню имеют право входить только император и империатрица.

Весь район вокруг святилища предстваляет национальный парк Исэ-сима, в котором находится немало исторических объектов.

Основание святилища

По легенде 2000 лет назад Яматохимэ-но-микото, дочь императора Суйнина, переместилась от горы Мива на территорию современной префектуры Нара в поисках места обитания божества Аматэрасу-о-миками. После двадцати лет скитаний она вышла в Исэ, где основала святилище Найку, где она услышала голос Аматэрасу, которая сказала, что собирается вечно обитать в этой благодатной области между морем и горами. До этого поклонение Аматэрасу производилось в императорской резиденции Ямато.

Верховный Священнослужитель

С VII по XIV столетия в святилище руководили Верховные Жрицы из японского императорского дома. Согласно хронике Манъёсю первой жрицей была принцесса Окунохимэ-мико, дочь императора Тэмму в период Асука. О жрицах в Исэ упоминается также в романах Гэндзи-моногатари и Исэ-моногатари.

Исэ-Дзингу является главной синтоистской святыней, поэтому её называют просто Дзингу .

От Исэ-дзингу отходит древняя тропа паломничества Кумано-кодо к синтоистским святилищам Кумано-Хонгу-тайся (яп. 熊野本宮大社 )、Кумано-Хаятама-тайся (яп. 熊野速玉大社 ) и Кумано-Нати-тайся (яп. 熊野那智大社 ).

Исэ-дзингу является хранительницей национальных сокровищ, в частности Священного Зеркала, являющегося императорской регалией . Исэ-дзингу считают основной синтоистской святыней Японии. Главный храм закрыт высоким деревянным забором, доступ в главное святилище ограничен - вход разрешён только священнослужителям высшего ранга и членам императорской фамилии. Основная кумирня огорожена в общем счёте четырьмя заборами, и посетители могут увидеть только фрагменты крыши. Весь комплекс обслуживают около ста священнослужителей. В основную кумирню имеют право входить только император и императрица.

Весь район вокруг святилища представляет национальный парк Исе-сима, в котором находится немало исторических объектов.

Структура

Храм Исэ состоит из двух комплексов. Первое, внутреннее святилище Найку посвящено прародительнице императорского рода, богине Аматэрасу . Второе, внешнее святилище Гэку посвящено богине еды, Тоёукэ, исполняющей роль кухарки при Аматэрасу. Расстояние между внешним и внутренним святилищами - около 4 километров. До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава, исполняющей роль границы священной земли. Священникам запрещалось пересекать эту реку, дабы не нарушить необходимой для служения ками чистоты. Нарушение этого запрета, как считалось, навлечет на страну множество бед. До 12 века когда власть перешла в руки сёгунов , священники порой использовали этот запрет, шантажируя правительство что в случае невыполнения их требований, пересекут священную реку и лично явятся в столицу.

Внутри огромного храмового комплекса размещены различные второстепенные святилища, а также подсобные хозяйства. В частности, в Исе есть собственные сады, огороды, соляная мельница и производство сакэ. На этих полях и огородах производится пища для почитаемых на территории святилища ками. Вся она готовится в святилище Тоёукэ, на чистом огне добываемом исключительно трением. Посудой ками служат простые глиняные тарелки и чашки без какой либо росписи или эмали. Они также изготовляются на территории Исэ. Считается что свою еду ками должны получать два раза в день. Раньше Аматэрасу питалась варёным рисом, а также фруктами и овощами выращенными на территории храма. В период Мэйдзи , с возвращением власти императору, в рацион Аматэрасу добавились сушеный тунец, морской лещ, моллюски, водоросли и сакэ. При этом самому Мэйдзи до сих пор подносят лишь рис и воду.

К внутреннему святилищу ведет тянущаяся вдоль реки Исудзу паломническая дорога. Рядом с ней располагаются магазинчики и забегаловки в которых усталый путник может купить различную снедь или сувениры на память. В былые времена поблизости от дороги можно было даже встретить район красных фонарей . Дорога в итоге выводит к мосту через реку Исудзу, ведущему на территорию внутреннего святилища. Раньше вместо пересечения моста, полагалось пересечь реку вброд, тем самым совершая обряд омовения. Теперь, однако, достаточно лишь вымыть руки и прополоскать рот. От моста в самому святилищу ведет широкая дорога. Рекомендуется идти по её обочине, так как середина предназначена для ками. Однако, сейчас мало кто помнит об этом. В святилище ведут две пары тории. Рядом с первыми расположен павильон для омовений, тэмидзуя. Неподалеку от него можно найти спуск к речке, где можно совершить более полный обряд омовения. Рядом с ним расположено святилище Такимацури ооками, божество истоков реки Исудзу. Пройдя вторые тории можно увидеть конюшни в которых живёт синмэ - лошадь божества. Согласно древним традициям, во внутреннем святилище живёт одна такая лошадь, а во внешнем две. Также в святилище Исэ держат священных петухов синкэй. Данные петухи почитаются посланцами Аматэрасу.

История святилища

Считалось, что от правильности и чистоты проводимых в Исе обрядов зависит судьба императорского рода, а вместе с ним и всей остальной страны. Никакие частные интересы не должны были мешать данному процессу, и все ритуалы были направлены лишь на достижение блага государства в целом. Поэтому храм Исе содержался только на государственные деньги и никакие частные подношения не принимались. Однако в 12 веке власть перешла в руки сёгунов и финансовая поддержка со стороны государства прекратилась. Это вынудило священников нарушить вековые традиции. Древние норито были изменены, а синтоистский обряд очищения хараэ был представлен как необходимое условие для достижения буддийского просветления. Тем не менее, в условиях всеобщей нестабильности о материальном благополучии храма речи не шло. До начала 17 века, когда страна была объединена родом Токугава , финансовая поддержка сводилась к редким пожертвованиям сильных мира сего. Из-за постоянных междоусобиц перестал собираться специальный налог на содержание храмов, и в итоге денег не осталось даже на важнейший ритуал - обновление жилища бога. Традиция перестройки святилищ прервалась более чем на сотню лет. Перестройка внутреннего святилища не происходила с 1462 по 1585 годы, и постепенно оно разрушалось из-за нехватки финансирования. Внешнее святилище было в последний раз перестроено в 1434 году и сгорело в 1487 году. Ходили слухи, что при этом сгорел и синтай соответствующего божества. Внешнее святилище было вновь отстроено лишь в 1563 году. Из-за отсутствия нужных сооружений часть ритуалов была сокращена, а часть и вовсе отменена. Когда в конце 15, начале 16 века власти взялись за восстановление храмового комплекса, его пришлось отстраивать практически с нуля.

С наступлением мира храм занялся активной пропагандой среди простого населения. Для этого были сформированы целые корпорации почтенных наставников (онси или оси), отправляющихся в провинции агитировать население совершить паломничество в храм. Раньше это было запрещено, а позже невозможно из-за постоянных междоусобиц. Однако с наступлением мира данные паломничества стали крайне популярны. В своих странствиях наставники раздавали таблички, полоски бумаги или материи с именем Аматэрасу. К 19 веку такие амулеты, называемые дзингу таима и почитаемые как своеобразное вместилище духа ками, получили 90 % семей.

|
храм исэлдэн, храм исэлдүүлэгчид
Координаты: 34°27′18″ с. ш. 136°43′33″ в. д. / 34.45500° с. ш. 136.72583° в. д. / 34.45500; 136.72583 (G) (O) (Я) У этого термина существуют и другие значения, см. Исэ. Исэ-Дзингу Пруд в Найку

Исэ́-Дзи́нгу (Исе-Дзингу, Дзингу яп. 伊勢神宮) - синтоистское святилище (дзингу) в городе Исе префектуры Миэ, посвящённое божеству Аматэрасу о-миками и отвечающей за снабжение богини продовольствием Тоёукэ.

Исэ-Дзингу является главной синтоистской святыней, поэтому её называют просто Дзингу .

От Исэ-дзингу отходит древняя тропа паломничества Кумано-кодо к синтоистским святилищам Кумано-Хонгу-тайся (яп. 熊野本宮大社)、Кумано-Хаятама-тайся (яп. 熊野速玉大社) и Кумано-Нати-тайся (яп. 熊野那智大社).

Исэ-дзингу является хранительницей национальных сокровищ, в частности Священного Зеркала, являющегося императорской регалией. Исэ-дзингу считают основной синтоистской святыней Японии. Главный храм закрыт высоким деревянным забором, доступ в главное святилище ограничен - вход разрешён только священнослужителям высшего ранга и членам императорской фамилии. Основная кумирня огорожена в общем счёте четырьмя заборами, и посетители могут увидеть только фрагменты крыши. Весь комплекс обслуживают около ста священнослужителей. основную кумирню имеют право входить только император и императрица.

Весь район вокруг святилища представляет национальный парк Исе-сима, в котором находится немало исторических объектов.

  • 1 Структура
  • 2 История святилища
  • 3 Верховный Священнослужитель
  • 4 Праздники
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Структура

Музыкальный павильон

Храм Исэ состоит из двух комплексов. Первое, внутреннее святилище Найку посвящено прародительнице императорского рода, богине Аматэрасу. Второе, внешнее святилище Гэку посвящено богине еды, Тоёукэ, исполняющей роль кухарки при Аматэрасу. Расстояние между внешним и внутренним святилищами - около 4 километров. До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава, исполняющей роль границы священной земли. Священникам запрещалось пересекать эту реку, дабы не нарушить необходимой для служения ками чистоты. Нарушение этого запрета, как считалось, навлечет на страну множество бед. До 12 века когда власть перешла в руки сёгунов, священники порой использовали этот запрет, шантажируя правительство что в случае невыполнения их требований, пересекут священную реку и лично явятся в столицу.

Внутри огромного храмового комплекса размещены различные второстепенные святилища, а также подсобные хозяйства. частности, в Исе есть собственные сады, огороды, соляная мельница и производство сакэ. На этих полях и огородах производится пища для почитаемых на территории святилища ками. Вся она готовится в святилище Тоёукэ, на чистом огне добываемом исключительно трением. Посудой ками служат простые глиняные тарелки и чашки без какой либо росписи или эмали. Они также изготовляются на территории Исэ. Считается что свою еду ками должны получать два раза в день. Раньше Аматэрасу питалась варёным рисом, а также фруктами и овощами выращенными на территории храма. период Мэйдзи, с возвращением власти императору, в рацион Аматэрасу добавились сушеный тунец, морской лещ, моллюски, водоросли и сакэ. При этом самому Мэйдзи до сих пор подносят лишь рис и воду.

К внутреннему святилищу ведет тянущаяся вдоль реки Исудзу паломническая дорога. Рядом с ней располагаются магазинчики и забегаловки в которых усталый путник может купить различную снедь или сувениры на память. былые времена поблизости от дороги можно было даже встретить район красных фонарей. Дорога в итоге выводит к мосту через реку Исудзу, ведущему на территорию внутреннего святилища. Раньше вместо пересечения моста, полагалось пересечь реку вброд, тем самым совершая обряд омовения. Теперь, однако, достаточно лишь вымыть руки и прополоскать рот. От моста в самому святилищу ведет широкая дорога. Рекомендуется идти по её обочине, так как середина предназначена для ками. Однако, сейчас мало кто помнит об этом. святилище ведут две пары тории. Рядом с первыми расположен павильон для омовений, тэмидзуя. Неподалеку от него можно найти спуск к речке, где можно совершить более полный обряд омовения. Рядом с ним расположено святилище Такимацури ооками, божество истоков реки Исудзу. Пройдя вторые тории можно увидеть конюшни в которых живёт синмэ - лошадь божества. Согласно древним традициям, во внутреннем святилище живёт одна такая лошадь, а во внешнем две. Также в святилище Исэ держат священных петухов синкэй. Данные петухи почитаются посланцами Аматэрасу.

Считается что ками любят всё новое и чистое. Поэтому все строения должны регулярно перестраиваться. Исэ строго блюдут эти традиции и каждые 20 лет для Аматэрасу и Тоёукэ возводится новое жилище. Последний раз святилища обновлялись в 1993 году. Для этого было привлечено около 200 тысяч человек, большая часть которых была добровольцами и участвовала в строительстве бесплатно. Тем не менее, несмотря на значительное число добровольцев, строительство обошлось примерно в 30 миллионов долларов.

История святилища

Одна из кумирен в комплексе Исэ

Первоначально святилища Аматэрасу и Окунитамы располагались в императорских покоях и кочевали вместе с императорской семьей. четвёртом веке император Судзин устрашился соседства с божествами и повелел вынести их святилища в деревню Касануи, расположенную поблизости от тогдашнего расположения дворца. четвёртом веке унаследовавший от Судзина престол император Суйнин задался целью найти место для постоянного святилища Аматэрасу. Поиск места был поручен принцессе Ямато-химэ-но микото. Когда девушка достигла Исэ, к ней обратилась сама Аматэрасу и сказала что именно здесь она и хочет обитать. Сама же принцесса стала первой из принцесс сайо, исполняющих роль верховных жриц и медиумов одновременно. Традиция назначать принцесс жрицами важнейших святилищ прекратилась в 12 веке, вместе с упадком императорской власти. 478 году, спустя почти 500 лет после основания святилища Аматэрасу, по воле богини в Исэ было перемещено и святилище богини Тоёукэ. Так как оно расположилось поблизости от реки Миягава, выступающей границей святой земли, святилище Тоёукэ стали именовать внешним святилищем или палатами Гэку. За святилищем Аматэрасу же закрепилось название внутреннего святилища Найку.

Считалось, что от правильности и чистоты проводимых в Исе обрядов зависит судьба императорского рода, а вместе с ним и всей остальной страны. Никакие частные интересы не должны были мешать данному процессу, и все ритуалы были направлены лишь на достижение блага государства в целом. Поэтому храм Исе содержался только на государственные деньги и никакие частные подношения не принимались. Однако в 12 веке власть перешла в руки сёгунов и финансовая поддержка со стороны государства прекратилась. Это вынудило священников нарушить вековые традиции. Древние норито были изменены, а синтоистский обряд очищения хараэ был представлен как необходимое условие для достижения буддийского просветления. Тем не менее, в условиях всеобщей нестабильности о материальном благополучии храма речи не шло. До начала 17 века, когда страна была объединена родом Токугава, финансовая поддержка сводилась к редким пожертвованиям сильных мира сего. Из-за постоянных междоусобиц перестал собираться специальный налог на содержание храмов, и в итоге денег не осталось даже на важнейший ритуал - обновление жилища бога. Традиция перестройки святилищ прервалась более чем на сотню лет. Перестройка внутреннего святилища не происходила с 1462 по 1585 годы, и постепенно оно разрушалось из-за нехватки финансирования. Внешнее святилище было в последний раз перестроено в 1434 году и сгорело в 1487 году. Ходили слухи, что при этом сгорел и синтай соответствующего божества. Внешнее святилище было вновь отстроено лишь в 1563 году. Из-за отсутствия нужных сооружений часть ритуалов была сокращена, а часть и вовсе отменена. Когда в конце 15, начале 16 века власти взялись за восстановление храмового комплекса, его пришлось отстраивать практически с нуля.

С наступлением мира храм занялся активной пропагандой среди простого населения. Для этого были сформированы целые корпорации почтенных наставников (онси или оси), отправляющихся в провинции агитировать население совершить паломничество в храм. Раньше это было запрещено, а позже невозможно из-за постоянных междоусобиц. Однако с наступлением мира данные паломничества стали крайне популярны. своих странствиях наставники раздавали таблички, полоски бумаги или материи с именем Аматэрасу. К 19 веку такие амулеты, называемые дзингу таима и почитаемые как своеобразное вместилище духа ками, получили 90 % семей.

Верховный Священнослужитель

С VII по XIV столетия в святилище руководили Верховные Жрицы из японского императорского дома. Согласно хронике Манъёсю первой жрицей была принцесса Окунохимэ-мико, дочь императора Тэмму в период Асука. О жрицах в Исэ упоминается также в романах Гэндзи-моногатари и Исэ-моногатари.

Праздники

Осенний праздник с представлением в Найку
  • 31 декабря - 1 января - Новый Год
  • 5 апреля - 7 апреля - Кагура-сай, праздник придворной музыки и танца
  • середина мая - Отауэ-сай, праздник рисовых полей
  • 15 июня - 17 июня - Цукунами-сай
  • осеннее равноденствие - Кагура-сай, праздник придворной музыки и танца
  • 15 октября - 17 октября - Каннамэ-сай, праздник урожая риса
  • 23 ноября - Ниинамэ-сай, праздник освящения риса
  • 15 декабря - 17 декабря - Цукунами-сай

См. также

  • Исэ синто

Примечания

  1. Исэ-Дзингу / А. Гусева // Исландия - Канцеляризмы. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. - С. 147. - (Большая российская энциклопедия: / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004-, т. 12). - ISBN 978-5-85270-343-9.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 А А Накорчевский Япония Синто глава 4 Где живут японские божества
  3. А А Накорчевский Япония Синто глава 6 Многоликое синто: история

Ссылки

  • Ise Jingu

храм исэлдэн, храм исэлдэхүйн, храм исэлдүүлэгчид, храм исэсф

Храм Исэ Информацию О

Святилище (дзингу) в городе Исе префектуры Миэ , посвящённое божеству Аматэрасу о-миками и отвечающей за снабжение богини продовольствием Тоёукэ .

Исэ-Дзингу является главной синтоистской святыней, поэтому её называют просто Дзингу .

От Исэ-дзингу отходит древняя тропа паломничества Кумано-о к синтоистским святилищам Кумано-Хонгу-тайся (яп. 熊野本宮大社 )、Кумано-Хаятама-тайся (яп. 熊野速玉大社 ) и Кумано-Нати-тайся (яп. 熊野那智大社 ).

Исэ-дзингу является хранительницей национальных сокровищ, в частности Священного Зеркала, являющегося императорской регалией . Исэ-дзингу считают основной синтоистской святыней Японии. Главный храм закрыт высоким деревянным забором, доступ в главное святилище ограничен - вход разрешён только священнослужителям высшего ранга и членам императорской фамилии. Основная кумирня огорожена в общем счёте четырьмя заборами, и посетители могут увидеть только фрагменты крыши. Весь комплекс обслуживают около ста священнослужителей. В основную кумирню имеют право входить только император и императрица.

Весь район вокруг святилища представляет национальный парк Исе-сима , в котором находится немало исторических объектов.

Структура [ | ]

Музыкальный павильон

Храм Исэ состоит из двух комплексов. Первое, внутреннее святилище Найку посвящено прародительнице императорского рода, богине Аматэрасу . Второе, внешнее святилище Гэку посвящено богине еды, Тоёукэ, исполняющей роль кухарки при Аматэрасу. Расстояние между внешним и внутренним святилищами - около 4 километров. До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава, исполняющей роль границы священной земли. Священникам запрещалось пересекать эту реку, дабы не нарушить необходимой для служения ками чистоты. Нарушение этого запрета, как считалось, навлечет на страну множество бед. До XII века когда власть перешла в руки сёгунов , священники порой использовали этот запрет, шантажируя правительство что в случае невыполнения их требований, пересекут священную реку и лично явятся в столицу.

Внутри огромного храмового комплекса размещены различные второстепенные святилища, а также подсобные хозяйства. В частности, в Исе есть собственные сады, огороды, соляная мельница и производство сакэ. На этих полях и огородах производится пища для почитаемых на территории святилища ками. Вся она готовится в святилище Тоёукэ, на чистом огне добываемом исключительно трением. Посудой ками служат простые глиняные тарелки и чашки без какой либо росписи или эмали. Они также изготовляются на территории Исэ. Считается что свою еду ками должны получать два раза в день. Раньше Аматэрасу питалась варёным рисом, а также фруктами и овощами выращенными на территории храма. В период Мэйдзи , с возвращением власти императору, в рацион Аматэрасу добавились сушеный тунец, морской лещ, моллюски, водоросли и сакэ. При этом самому Мэйдзи до сих пор подносят лишь рис и воду.

К внутреннему святилищу ведет тянущаяся вдоль реки Исудзу паломническая дорога. Рядом с ней располагаются магазинчики и забегаловки в которых усталый путник может купить различную снедь или сувениры на память. В былые времена поблизости от дороги можно было даже встретить район красных фонарей . Дорога в итоге выводит к мосту через реку Исудзу, ведущему на территорию внутреннего святилища. Раньше вместо пересечения моста, полагалось пересечь реку вброд, тем самым совершая обряд омовения. Теперь, однако, достаточно лишь вымыть руки и прополоскать рот. От моста в самому святилищу ведет широкая дорога. Рекомендуется идти по её обочине, так как середина предназначена для ками. Однако, сейчас мало кто помнит об этом. В святилище ведут две пары тории. Рядом с первыми расположен павильон для омовений, тэмидзуя . Неподалеку от него можно найти спуск к речке, где можно совершить более полный обряд омовения. Рядом с ним расположено святилище Такимацури ооками, божество истоков реки Исудзу. Пройдя вторые тории можно увидеть конюшни в которых живёт синмэ - лошадь божества. Согласно древним традициям, во внутреннем святилище живёт одна такая лошадь, а во внешнем две. Также в святилище Исэ держат священных петухов синкэй. Данные петухи почитаются посланцами Аматэрасу.

История святилища [ | ]

Одна из кумирен в комплексе Исэ

Считалось, что от правильности и чистоты проводимых в Исе обрядов зависит судьба императорского рода, а вместе с ним и всей остальной страны. Никакие частные интересы не должны были мешать данному процессу, и все ритуалы были направлены лишь на достижение блага государства в целом. Поэтому храм Исе содержался только на государственные деньги и никакие частные подношения не принимались. Однако в 12 веке власть перешла в руки сёгунов и финансовая поддержка со стороны государства прекратилась. Это вынудило священников нарушить вековые традиции. Древние норито были изменены, а синтоистский обряд очищения хараэ был представлен как необходимое условие для достижения буддийского просветления. Тем не менее, в условиях всеобщей нестабильности о материальном благополучии храма речи не шло. До начала 17 века, когда страна была объединена родом Токугава , финансовая поддержка сводилась к редким пожертвованиям сильных мира сего. Из-за постоянных междоусобиц перестал собираться специальный налог на содержание храмов, и в итоге денег не осталось даже на важнейший ритуал - обновление жилища бога. Традиция перестройки святилищ прервалась более чем на сотню лет. Перестройка внутреннего святилища не происходила с 1462 по 1585 годы, и постепенно оно разрушалось из-за нехватки финансирования. Внешнее святилище было в последний раз перестроено в 1434 году и сгорело в 1487 году. Ходили слухи, что при этом сгорел и синтай соответствующего божества. Внешнее святилище было вновь отстроено лишь в 1563 году. Из-за отсутствия нужных сооружений часть ритуалов была сокращена, а часть и вовсе отменена. Когда в конце 15, начале 16 века власти взялись за восстановление храмового комплекса, его пришлось отстраивать практически с нуля.

С наступлением мира храм занялся активной пропагандой среди простого населения. Для этого были сформированы целые корпорации почтенных наставников (онси или оси), отправляющихся в провинции агитировать население совершить паломничество в храм. Раньше это было запрещено, а позже невозможно из-за постоянных междоусобиц. Однако с наступлением мира данные паломничества стали крайне популярны. В своих странствиях наставники раздавали таблички, полоски бумаги или материи с именем Аматэрасу. К 19 веку такие амулеты, называемые дзингу таима и почитаемые как своеобразное вместилище духа ками, получили 90 % семей.

Верховный Священнослужитель [ | ]

С VII по XIV столетия в святилище руководили Верховные Жрицы из японского императорского дома. Согласно хронике Манъёсю первой жрицей была принцесса Окунохимэ-мико , дочь императора

Ганго-дзи – это древний, основанный в VI веке нашей эры буддийский храм, в японском городе Наре, префектуры Нара. Храм находится под охраной и занесен в список Всемирного наследия Юнеско.

Полный храмовый комплекс состоит из трех исторических объектов, из которых лучше всего сохранился зал Гокурабо, миниатюрная пятиэтажная пагода, высотой 5 метров и зал дзэн. Храм, в свое время использовался буддийскими школами хоссо, санрон и куся, а основатель Досе читал в нем проповеди и речи. Храм включен в список из семи наиболее крупных южных храмов Японии. На данный момент место подчинено храму Тодай-дзи, буддийской школы кэгон-сю.

В 1451 году храм был сильно поврежден пожаром, но вскоре был реставрирован. Но все же большая часть оригинальной архитектуры была утрачена и перестроена на новый лад.

Храм Тосёдай-дзи

Тоседай-дзи – это древний японский буддийский храм, расположенный в городе Нара. Храм находится под охраной и занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Святыня представлена традицией риссю и управляется буддийской школой сингон.

Храм был построен в 759 году, китайским монахом Цзяньчжэнем (Гандзином). Гандзин пробовал попасть в Японию пять раз, но ему это не удавалось сделать из-за шторма, кораблекрушения, местных чиновников. На шестой раз Гандзин ослеп, но все же добрался до Японии и смог основать здесь храм, в котором он и был похоронен.

Единственная сохранившаяся в оригинальном стиле постройка является залом для лекций (кодо), и ранее она была частью императорского дворца в Наре. В зале Миэй расположен деревянный постамент Гандзина, который показывают туристам и посетителям один раз в году – с 5 по 7 июля. В том же месте находится Вайрочана (Будда Русяна), статуя сидящего Гандзина и тысячерукая Каннон.

Главный зал (кондо) был возведен уже после смерти Гандзина, предполагается, что в 781 году. С 2000 по 2010 год в храме проводилась масштабная реконструкция.

Храм Исэ Дзингу

Храм Исэ Дзингу – главное синтоистское святилище, которое находится в городе Исэ.

Святилище состоит из двух главных комплексов. Первый – Найку – внутреннее святилище, которое посвящено богине Аматэрасу, являющейся прародительницей императорского рода.

Второе святилище носит название Гэку, оно было построено несколько позже Найку. Расстояние между ними составляет около шести километров, которые образуют тропу для паломников. Святилище Гэку посвящено богине продовольствия Тоёукэ.

Исэ Дзингу хранит национальные сокровища. Например, Священное зеркало, которое является императорской регалией.

Храм Тодайдзи

Храм Тодайдзи, расположенный в префектуре Нара, является крупнейшим буддийским храмом в Японии. В настоящее время он принадлежит буддийской школе Кэгон.

Название храма переводится с японского как "Великий храм Востока".

Храм был построен по обету императором Сему (правил в 724-749 годах) в тогдашней столице Нара. Он был освящен в 752 году. Тодайдзи выступал как символ государственности в нем проходили государственные церемонии небуддийского характера (например, церемония присуждения чиновничьих рангов).

Золотой павильон храма вместе с громадной бронзовой статуей Будды Вайрочаны сохранился в масштабе 2:3 по отношению к первоначальному строению, со значительными перестройками вследствие пожаров.

Является самым крупным в мире деревянным сооружением (высота - 49 метров, длина - 57 метров, глубина - 50 метров). В храмовом комплексе Тодайдзи сохранилось хранилище Сесоин, содержащее несколько тысяч предметов декоративного и прикладного искусства эпохи Нара.

Храм Касуга Тайся

Помимо объекта паломничества, храм Касуга Тайся привлекает множество туристов благодаря бесчисленному множеству фонариков. Они были преподнесены храму в качестве пожертвований со всей страны. Увидеть их зажжёнными можно только дважды в год - во время праздника Сецубун (2-4 февраля) и во время праздника Обон (15-16 августа).

Храм Касуга Тайся был построен в 768 году, но впоследствии неоднократно разрушался и перестраивался заново. Храм выкрашен в традиционный ярко-красный цвет.

Храм Касуга Тайся занимает важное место в духовной жизни японцев. Его часто посещает императорская семья, здесь проводится множество праздников, традиционно проходят представления церемониальной музыки и танцев древней Японии.

Храм Якуси-дзи

Якуси-дзи – это древний буддийский храм в японском городе Наре. Храм находится под охраной и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм представлен японской традицией хоссо, и знаменит своей скульптурной троицей Якуси, которая включает Будду медицины (Якуси-нерай), а также бодхисаттв Чандрапрабху и Сурьяпрабху. Якуси-дзи входит в список из семи наибольших храмов юга Японии.

Якуси-дзи был основан в городе Касихара, в 680 году, императором Тэмму, но строительство было затянуто, и в итоге император умер. Начиная с 697 года возле храма была установлена статуя Якуси-нерай, и храм был достроен. В 710 году было решено перенести храм в город Нара. Процесс длился 8 лет, и в 718 году святыня была перенесена.

Полный храмовый комплекс состоит из главного зала Кондо, лекционного зала Кодо, Западной и Восточной пагод. Структура святыни символизирует собой буддийский рай на земле. Несколько раз Якуси-дзи пережил пожары и стихийные бедствия. Они лишь чудом не затронули Восточную пагоду, которая является одной из древнейших деревянных построек на планете. На стенах храма можно увидеть росписи, рассказывающие о путешествиях монаха Сюаньцзана. Святыня построена в традиционном японском стиле.

Храм Кофукудзи

Кофукудзи - один из древнейших и наиболее значимых храмовых комплексов Нары. Храм был возведен на холме, возвышающимся над озером Сарусава, как святилище клана Фудзивара, наиболее влиятельного клана эпохи Хэйан.

Возникший как семейный, храм Кофукудзи уже в 20-е гг. VIII века стал официальным храмом и сохранял этот статус в течение веков. Беспощадное время жестоко обошлось с ним. История Кофукудзи наполнена пожарами и разрушениями. Только в течение XI в. храм горел трижды. В результате из 175 зданий, составлявших комплекс, до нас дошло лишь несколько драгоценных строений. Сегодня мы можем увидеть Токондо (Восточный павильон), восьмиугольный павильон Хокуэндо со статуей Мироку-босацу работы мастера Ункэя, трехъярусную и пятиярусную пагоды. Пятиярусная пагода высотой почти 55 метров, отражающаяся в водах озера Сарусава, видна из любой точки города. Она стала своеобразным символом Нары.