Гипотеза стационарного состояния интересные факты. Гипотезы о происхождении жизни и человека на земле

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды также существовали всегда.

Оценки возраста Земли сильно варьировали -- от примерно 6 000 лет по расчетам архиепископа Ашерадо 5000*106лет по современным оценкам, основанным на учете скоростей радиоактивного распада. Более совершенные методы датирования дают все более высокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонникам теории стационарного состояния полагать, что Земля существовала всегда. Согласно этой теории, виды также никогда не возникали, они существовали всегда, и у каждого вида есть лишь две возможности - либо изменение численности, либо вымирание.

Космос оставался тем же самым в пространстве и во все времена, в силу так называемого «совершенного космологического принципа». Однако наблюдения показали, что Вселенная расширяется и что она по существу остается той же, что и необходимость уменьшения плотности из-за движения галактик, будет компенсирована другой материей. Скорость, с которой вещество должно было быть создано из ничего, было бы очень низким: 1 атом водорода на 1 м3 каждый миллиард лет. Некоторые последователи Хойла, такие как Халтон Арп, предположили, что активные галактические ядра являются идеальными местами для этой цели.

Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб - латимерию. По палеонтологическим данным кистеперые вымерли в конце мелового периода 70 млн лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми останками, можно сделать вывод о вымирании, да и в этом случае весьма вероятно, что он окажется неверным. Используя палеонтологические данные для подтверждения теории стационарного состояния, ее немногочисленные сторонники интерпретируют появление ископаемых остатков в экологическом аспекте. Так, например, внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте они объясняют увеличением численности его популяции или его перемещением в места, благоприятные для сохранения остатков. Большая часть доводов в пользу этой теории связана с такими неясными аспектами эволюции, как значение разрывов в палеонтологической летописи, и она наиболее подробно разработана именно в этом направлении.

Несмотря на отсутствие каких-либо наблюдений, которые могли бы подтвердить это, это видение космоса очень понравилось тем ученым, которые думали, что Большой Взрыв подразумевает метафизический выбор в пользу создания. Арно Пензиас и Вудро Вильсон, которые обнаружили два физика. случайно космическое излучение фона, перед исторической антенной.

Настоящий привкус для знаменитого философа, который со своей диссертацией нацелился на дидактический помощник. Нечто похожее произошло и с ироничным Фредом Хойлом, начальником сторонников неподвижной вселенной, вселенной, которая парадоксально была бы гораздо более «чудесной», чем гипотеза Леметра. Вопрос о Большом взрыве фактически вернулся на первый план с открытием Арно Пензиаса и Роберта Вудро Вильсона. В начале 1960-х годов два физика работали над антенной нового типа, и, когда они собрали данные, они пришли к тревожному фоновому шуму.

жизнь человек эволюция христианский

> Теория панспермии

Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвигает идею о ее внезапном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как таковой; она просто переносит проблему возникновения жизни в какое-то другое место Вселенной.

Это нарушение было постоянным и повсеместным и упрямым наложением при каждой записи. Они подумали о дефекте приемника, если даже взяли его с голубями, которые они вложили в полость трубной антенны. Они начали разговаривать с коллегами, которых они встречали во время научных съездов. Пензиас и Уилсон поняли, что они прибыли раньше и неосознанно на открытие, на которое указывают их коллеги. Их антенно-приемная система была, по сути, исключительной с точки зрения чувствительности и точности, чтобы захватить слабый голос истоков космоса.

Эти два были особенно адресованы Роберту Дике из Принстонского университета, который осознал природу возмущения, то есть фундаментальное тепловое излучение, выдвинутое гипотезой 1940-х годов астрофизиком Джорджем Гамовым, а также теоретизированное им самим и канадский Джеймс Пиблс: это было наблюдение, которое было несовместимо с теорией стационарного состояния.

Теория панспермии утверждает, что жизнь могла возникнуть один или несколько раз в разное время и в разных частях Галактики или Вселенной. Для обоснования этой теории используются многократные появления НЛО (неопознанных летающих объектов), наскальные изображения предметов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также (пока еще пишем -- не подтвержденные) сообщения о встречах с инопланетянами. Советские и американские исследования в космосе позволяют считать, что вероятность обнаружить жизнь в пределах нашей Солнечной системы ничтожна, однако они не дают никаких сведений о возможной жизни вне этой системы. При изучении материала метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» - такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соединения, которые, возможно, сыграли роль «семян», падавших на голую землю. Появился ряд сообщений о нахождении в метеоритах объектов, напоминающих примитивные формы жизни, однако доводы в пользу их биологической природы пока не кажутся ученым убедительными.

Вклад в механику и математику. Но процесс распада «примитивного атома» никогда не был описан в математических терминах Леметром; необходимо было бы прибегнуть к концепциям ядерной физики, дисциплине в то время даже на рассвете и к которой ученый никогда не интересовался. Эта гипотеза предположила, что космические лучи, найденные в высоких атмосферах, к которым феноменология Милликена представила его во время встречи в Калифорнийском технологическом институте, могут быть сильно заряженными частицами, происходящими из ранних распадов «изначального атома».

Либих считал, что «атмосферы небесных тел, а также вращающихся космических туманностей можно считать как вековечные хранилища оживлённой формы, как вечные плантации органических зародышей», откуда жизнь рассеивается в виде этих зародышей во Вселенной.

Подобным образом мыслили Кельвин, Гельмгольц и др. в начале нашего века с идеей радиопанспермии выступил Аррениус. Он описывал, как с населённых другими существами планет уходят в мировое пространство частички вещества, пылинки и живые споры микроорганизмов. Они сохраняют свою жизнеспособность, летая в пространстве Вселенной за счёт светового давления. Попадая на планету с подходящими условиями для жизни, они начинают новую жизнь на этой планете.

Поэтому откровение и анализ космических лучей стали для него решающими, считаясь носителями информации о ранних моментах космоса. Метод, используемый двумя учеными, уже был разработан норвежцем Карлом Штермером из Университета Осло в исследованиях бореального полярного сияния. К сожалению, сложность расчетов такова, что она не позволила ей достичь удовлетворительного результата. В конце 1930-х годов они пришли к пониманию различных факторов, связанных с наблюдением космических лучей на поверхности Земли.

Исследования по их траекториям, по словам Леметра, были настолько важны, чтобы игнорировать чисто космологические соображения. В школе Лёвена собрались Одон Годарт, Люсьен Босси, Чан Юн-Ли и Луи Букерт, деятельность которых прекратится только в начале Второй мировой войны. Теоретическое развитие динамической задачи, известной как «проблема Штормера», выявило математический гений Леметра. Он мог изобретать совершенно новые числовые методы, став одним из немногих известных прекурсоров быстрого преобразования Фурье.

Эту гипотезу поддерживали многие, в том числе русские учёные академики Сергей Павлович Костычев (1877-1931), Лев Семёнович Берг (1876-1950) и Пётр Петрович Лазарев (1878-1942).

Для обоснования панспермии обычно используют наскальные рисунки с изображением предметов, похожих на ракеты или космонавтов, или появления НЛО. Полёты космических аппаратов разрушили веру в существование разумной жизни на планетах солнечной системы, которая появилась после открытия Скиапарелли каналов на Марсе (1877). Но пока следов жизни на Марсе не найдено.

Особенности некоторых решений проблемы Штормера напоминают такие явления, как исчезновение периодических орбит, наблюдаемых на уровне траекторий системы трех точечных масс в гравитационном взаимодействии; проблема, которая породила огромные проблемы расчета. В конце 1950-х годов Леметр обнаружил метод, который мог бы устранить самые сложные проблемы. Тогда его преемник Андре Деприт разработает метод, создав школу небесной механики. Лемайтр также работал над вычислением величины колебательных движений молекулы моно-дейтероэтилена; вклад, который возник из встречи с химиком Принстона Хью Стоттом Тейлором.

В конце 60-х годов вновь возрос интерес к гипотезам панспермии. Так, геолог Б.И. Чувашов (Вопросы философии. 1966) писал, что жизнь во Вселенной, по его мнению, существует вечно.

При изучении вещества метеоритов и комет были обнаружены многие «предшественники живого» - органические соединения, синильная кислота, вода, формальдегит, цианогены. Формальдегид, в частности, обнаружен в 60% случаев в 22 исследованных областях, его облака с концентрацией примерно 1 тысяча молекул в куб.см заполняют обширные пространства. В 1975 г. предшественники аминокислот найдены в лунном грунте и метеоритах. Сторонники гипотезы занесения жизни из космоса считают их «семенами», посеянными на Земле.

Страсть к математическому исчислению также объясняет интерес, который он испытывал к механическим и электромеханическим калькуляторам, и, наконец, для электронных компьютеров. Использование компьютеров побудило Лемайтра задуматься о инновационной реформе элементарного арифметического обучения.

Именно в последние годы он проводил много времени на основе нотации, подобной нотации, для создания новых фигур, в которых символ показывал бы представленное числовое значение, обрабатываемое в двоичной двоичной системе. Лемайтр, посвященный в истории наук одним из своих профессоров-иезуитов, отец Анри Босманс, привык к чтению произведений великих математиков в их первоначальном варианте, что принесет пользу не только курсам истории математики, проведет Леву, захватив Шарля де ла Валле Пуссена, но также и в совершенствовании систем расчета, которые могут оказаться полезными для его исследований.

В представлениях о зарождении жизни в результате физико-химических процессов важную роль играет эволюция живой планеты. По мнению многих биологов, геологов и физиков, состояние Земли за время её существования всё время изменялось. В очень давние времена Земля была горячей планетой, её температура достигала 5-8 тысяч градусов. По мере остывания планеты тугоплавкие металлы и углерод конденсировались и образовывали земную кору, которая не была ровной из-за активной вулканической деятельности и всевозможных подвижек формирующегося грунта. Атмосфера первичной Земли сильно отличалась от современной. Лёгкие газы - водород, гелий, азот, кислород, аргон и другие - не удерживались пока недостаточно плотной планетой, тогда как их более тяжёлые соединения оставались (вода, аммиак, двуокись углерода, метан). Вода оставалась в газообразном состоянии, пока температура не упала ниже 100оС.

Поэтому он был вдохновлен Гаусом на проведение рационального итерационного процесса, который можно было бы использовать для интеграции дифференциальных уравнений по отношению к уже упомянутой проблеме Штермера. Помимо уважаемого ученого и математика, Леметр также был человеком большой художественной и литературной культуры. Какой прекрасный пианист любил играть песни Баха, Мессиана и Шопена. В литературе он был увлечен работой фламандского мистика Яна ван Руисбрука, любовь узнала от его старого директора семинарии, канониста Аллаера.

Химический состав нашей планеты сформировался в результате космической эволюции вещества солнечной системы, в ходе которой возникли определённые пропорции количественных соотношений атомов. Поэтому современные данные о соотношении атомов химических элементов оказываются важными. Космическое обилие кислорода и водорода выразилось в обилии воды и её многочисленных окислов. Относительно более высокая распространённость углерода явилась одной из причин, определивших большую вероятность возникновения жизни. Обилие кремния, магния и железа способствовало образованию в земной коре и метеоритах силикатов. Источниками сведений о распространённости элементов служат данные о составе Солнца, метеоритов, поверхностей Луны и планет. Возраст метеоритов примерно соответствует возрасту земных пород, поэтому их состав помогает восстановить химический состав Земли в прошлом и выделить изменения, вызванные появлением жизни на Земле.

Он также начал читать работу Мольера в попытке поддержать тезис Майтра Гаркона, профессора Сорбонны, который поддержал тезис двух разных авторов о происхождении некоторых его театральных произведений. Это привело к некоторым лекциям из значительных титулов в Лёвене: «Несколько мольеров» и «Мольер: двойная звезда».

Но вернемся теперь к великой проблеме, которая займет жизнь Леметра. Он не был ни философом, ни богословом, но он столкнулся с множеством вопросов, которые он задал коллегам и общественности в 1930-х годах, чтобы выяснить, как он понимает отношения между наукой и верой.

Научная постановка проблемы возникновения жизни принадлежит Энгельсу, считавшему, что жизнь возникла не внезапно, а сформировалась в ходе эволюции материи. В этом же ключе высказался и К.А.Тимирязев: «Мы вынуждены допустить, что живая материя осуществлялась так же, как и все остальные процессы, путём эволюции… Процесс этот, вероятно, имел место и при переходе из неорганического мира в органический» (1912).

В Лемотре было явное отрицание конкордизма: он вовсе не собирался путать научный подход с теологическим, который, цитируя его собственные слова, «два пути к истине», два законных подхода, каждый из которых имеет свою собственную методологию и его автономию. Как он ясно заявил в интервью в начале 1930-х годов.

Есть два способа добраться до истины. У меня нет конфликта, чтобы примириться. В этой перспективе гипотеза о первичном атоме не могла быть банально смущена идеей создания. Неправильно даже не думать, что принятие гипотезы первичного атома связано с теологической доктриной начала Вселенной, поскольку даже материалист мог интерпретировать такой «изначальный атом» как «самодостаточную» реальность, некоторыми современными физиками, когда они говорят в этих терминах о существовании изначального квантового вакуума или других оригинальных космологических сущностей.

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень незначительно [ источник? ] . Согласно этой версии, виды также никогда не возникали, они существовали всегда, и у каждого вида есть лишь две возможности - либо изменение численности, либо вымирание [ источник? ] .Однако гипотеза стационарного состояния в корне противоречит данным современной астрономии, которые указывают на конечное время существования любых звёзд и, соответственно, планетных систем вокруг звёзд. По современным оценкам, основанным на учете скоростей радиоактивного распада, возраст Земли, Солнца и Солнечной системы исчисляется ~4,6 млрд лет. Поэтому эта гипотеза обычно не рассматривается академической наукой.Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводит в качестве примера представителя кистеперых рыб - латимерию (целаканта). По палеонтологическим данным кистеперые вымерли в конце мелового периода. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми останками, можно сделать вывод о вымирании, да и в этом случае весьма вероятно, что он окажется неверным. Используя палеонтологические данные для подтверждения теории стационарного состояния, ее сторонники интерпретируют появление ископаемых остатков в экологическом аспекте. Так, например, внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте они объясняют увеличением численности его популяции или его перемещением в места, благоприятные для сохранения остатков

Это также позволяет материалисту отрицать любое трансцендентное существо. Он может столкнуться с основанием пространства-времени с тем же отношением духа, которое он примет для событий, которые происходят в неособых точках пространства-времени. Для верующего он исключает любую попытку познакомиться с Богом, как может быть «поступок» Лапласа или «палец» джинсов.

Его позиция в реальности намеревается подчеркнуть эпистемологическое различие между «творением» как теологическим понятием и метафизическим началом космоса и естественным началом Вселенной, то есть видением науки о ее происхождении. Этот способ различать «два пути к истине» был обязанностью для него по двум фундаментальным аспектам: с одной стороны, уважение к Богу за относительную и эффективную автономию его собственного творения; с другой стороны, уважение к человеку за трансцендентность Бога, Исаак-деус-абскондит, Бог, скрывающийся от его истоков.

в) Теория панспермии (гипотеза о возможности переноса Жизни во Вселенной с

одного космического тела на другие) не предлагает никакого механизма для

объяснения первичного возникновения жизни и переносит проблему в другое

место Вселенной. Либих считал, что «атмосферы небесных тел, а также

вращающихся космических туманностей можно считать как вековечные хранилища

Он часто любил повторять: «Я слишком уважаю Бога, чтобы иметь возможность сделать научную гипотезу!» Уважать как научный, так и теологический подход; подход, который Леметр никогда не будет раскрывать явным и выполненным философским размышлениям, которые по существу зависели от его обязанностей и его академической подготовки.

Когда он думает о истинах веры, он знает, что его знание о микробах, атомах или звездах не будет ни способностью, ни препятствием, чтобы придерживаться недоступного света и, как и каждый человек, попытается сделать его сердце похожим на то, что ребенка войти в Царство Божье.

оживленной формы, как вечные плантации органических зародышей», откуда

жизнь рассеивается в виде этих зародышей во Вселенной.

В 1865 г. немецкий врач Г. Рихтер выдвинул гипотезу космозоев

(космических зачатков), в соответствии с которой жизнь является вечной и

зачатки, населяющие мировое пространство, могут переноситься с одной

В своем представлении Папа намеревался продемонстрировать, что недавние открытия астрофизики могут быть полезны для обогащения философских размышлений, которые заставляли человеческий разум доказывать существование Бога. Несмотря на осторожный подход к этой возможности, дискурс вводился в некоторых отрывках, смутно кратким акцентом, особенно в следующем отрывке.

В своем выступлении понтифик, очевидно, не упомянул о какой-либо работе Леметра, но источником, по-видимому, был источник еще одного папского академика, британского математика Эдмунда Тейлора Уиттекера, автора «Пространства и Духа». Теории Вселенной и Аргументы и Существование Бога. Ссылка на «изначальное состояние Вселенной» всегда напоминала гипотезу Лемайтра, которая заставляла его думать, особенно за пределами Католической Церкви, о какой-то официальной позиции Папы в пользу гипотезы «первобытного атома» за счет теории «стационарного состояния», приводятся без упоминания авторов.

планеты на другую. Эта гипотеза была поддержана многими выдающимися

учеными. Подобным образом мыслили Кельвин, Гельмгольц и др. в начале нашего

века с идеей радиопанспермии выступил Аррениус. Он описывал, как с

населенных другими существами планет уходят в мировое пространство частички

вещества, пылинки и живые споры микроорганизмов. Они сохраняют свою

жизнеспособность, летая в пространстве Вселенной за счет светового

давления. Попадая на планету с подходящими условиями для жизни, они

начинают новую жизнь на этой планете.

Для обоснования панспермии обычно используют наскальные рисунки с

изображением предметов, похожих на ракеты или космонавтов, или появления

НЛО. Полеты космических аппаратов разрушили веру в существование разумной

жизни на планетах солнечной системы, которая появилась после открытия

Скиапарелли каналов на Марсе.

Биогенез (панспермия). "Pan - все, sperma - сперма".

В эпоху эллинской и средневековой цивилизации земной мир был средоточием всего Универсума, небесные сферы лишь окружали Землю. Только отдельные мыслители древности поднимались до понимания настоящих размеров Вселенной. Эпикурийцы считали, что жизнь распостранена повсюду, так как не видели четкой границы между живым и мертвым.

Только к началу XIX века с осознанием размеров Земли и космоса, с формулированием принципа Реди, с убеждением в обмене веществом Земли с космосом, в форме пыли и метеоритов, появляется представление о заносе жизни из космоса. В качеcтве научной гипотизы идея панспермии появляется в 1865г, благодаря работам Г.Э.Рихтера, широкообразованного, разностороннего ученого, врача, общественного деятеля. По Рихтеру микрозои - зародыши жизни в латентном состоянии, носятся в небесных пространствах. С метеоритами и пылью они проникают на другие планеты и в подходящих условиях способны давать начало жизни. Работы Г.Э.Рихтера прошли незамеченными, не зная о его идеях, в один и тот же 1871г Г. Гельмгольц - в Германии и Т.Кельвин - в Англии высказывают мысль о вечности жизни и распространении ее через космос. Уже в XX веке близкие, но несколько иные идеи пытался развить в новой космогонической картине шведский физик С.А.Аррениус. Выдвижению идеи панспермии чрезвычайно способствовало учение о давлении света, теоретически обоснованное Максвеллом, а экспериментально доказанное нашим соотечественником Лебедевым. Он рассчитал максимальный эффект давления солнечных лучей на очень маленькие шаровидные тельца диаметром 0,00016 мм, а это уже размеры некоторых вирусов. Расчеты приводят, что вирус может преодолеть путь от Земли до Марса на 20-ый день, а Юпитера на 80-ый.

Вот, что писал сторонник идеи панспермии В.И.Вернадский (1994): "Несомненно, после работ Аррениуса, эти идеи получили в последнее время большое распространение. Они особенно удобны, потому, что совершенно оставляют в стороне вопрос о зарождении жизни на Земле. Жизнь может быть извечной; но новой лишь на Земле, где есть условия для ее продолжения, но не для зарождения."

Против учения о панспермии были выдвинуты возражения принципиального и фактического характера:

    Панспермия не дает объяснения, как зародилась жизнь на Земле, а только переносит решение этого вопроса на другие небесные тела. Но для такого перенесения нет оснований, поскольку вообще неизвестно, существует ли жизнь на других небесных телах;

    Ультрафиолетовая радиация Солнца на среднем расстоянии от Земли равна 1,40*10 6 эрг/1см 2 /с. Если оторвавшаяся от Земли спора будет прямолинейно двигаться по направлению к Марсу со скоростью 300000 км/с, то она достигнет этой планеты за 1090 часов. За это время доза полученного ею облучения (7,85 *10 9 эрг/1см 2 /с) окажется во много раз больше смертельной (10 2 - 10 6 эрг/см 2).

Тем не менее, целый ряд отечественных ученых все же допускали возможность переноса живых зародышей с Земли на другие планеты. Аргументами в пользу этого были размеры некоторых бактерий - в пределах 0,1 - 0,5 мкм и способность переживать смертельную дозу ультрафиолета спорами, покрытыми тонким слоем пылинок, полученных из туфа или порошка из метеоритов.

Поиск жизни в метеоритах начался давно, так как ученые XIX в. рассматривали их как возможные транспортные средства. Время от времени появлялись сенсации - находили органические молекулы, имеющие абиогенное происхождение. Ежесуточно частицы метеоритной материи вторгаются в земную атмосферу, за год выпадает от 10 тыс. до 1 млн. метеоритов, их вес колеблется от микронов до десятков тонн. По качественному составу метеориты делят на каменные, железные и железокаменные. Больше всего на Землю выпадает каменных метеоритов (до 90%), особый интерес среди них представляют углистые хондриты. Кроме железа они содержат серу, связанную воду и до 5% углерода в виде различных органических соединений. Это битумообразные вещества, в состав которых входят углеводороды, ароматические и жирные кислоты, серо- и хлорсдержащие органические соединения, углеводы и др. В хондритах найдены аминокислоты (глицин, аланин, глутаминовая кислота и др.).

Сенсацией 90-х годов явилось описание российскими учеными (Жмур и др. 1997) углистых хондритов Ефремовка, из Казахстана и Мурчинсон, переданного для анализа в Палеонтологический институт РАН австралийскими коллегами. Были получены вещества, содержащие цепочки до 10-15 атомов углерода и соединение, напоминающее цитозин - одну из составных частей нуклеиновых кислот. В хондрите Мурчинсон выявили аминокислоты, не используемые живыми организмами при биосинтезе белков. Интересно отметить, что эти же аминокислоты были синтезированы в опытах, в которых моделировались условия, существовавшие на нашей планете до того, как на ней появилась жизнь.

Электронно- микроскопические исследования сколов метеоритов Мурчинсон и Ефремовка сводятся к тому, что минеральные частицы и того и другого содержат достаточно частые микроскопические сложнооформленные структуры, которые с очень высокой степенью вероятности могут быть интерпретированы как фосциллицированные * остатки коккоидных и нитчатых цианобактерий, а разветвленные нитевидные остатки принадлежат мицельным грибам илиактиномицетам. *

Полученные результаты несомненно дают повод для реанимации представлений о возможности возникновения жизни на Земле путем заноса ее из космоса, т.е. идеи панспермии. Так известный микробиолог Г.А. Заварзин, считает, что дискуссия о происхождении может быть закрыта в пользу панспермии. Данные о времени обнаружения древнейших прокариотов на нашей планете окончательно вытесняет время возникновения жизни из ее пределов в космос, а обнаружение остатков жизни в космических телах возраста, сопоставимого с возрастом Земли, говорит о невозможности абиогенеза на нашей планете (Заварзин, 1999).

г) Абиогенез

Жизнь, по мысли Эмпедокла, на нашей планете началась еще до того, как народилось Солнце. В ту пору землю орошали обильные дожди. Она походила на тинообразную массу и согревалась внутренним огнем, который время от времени прорывался из недр земли наружу и поднимал вверх комъя тины, принимавшие различную форму. Так создались сперва растения - предвестники предтечи подлинных живых существ. А позже стали появляться и животные формы. Но какие все это были причудливые существа - вернее даже не существа, а отдельные обрывки, органы и члены их.

"Головы выходили без шеи, двигались руки без плеч, очи блуждали без лбов. Влекомый силой любви, они сходились друг с другом и соединялись, “что с чем попало”: Они скрепились между собою, как кто с кем повстречался, И к множеству существующих без перерыва присоединялись еще другие.. Появилось много существ с двойными лицами и двойной грудью. Рожденный быком с головой человека - и наоборот,...” . Так видел происхождение жизни Эмпедокл.

Тем не менее идея самозарождения жизни была не чужда и более просвященному веку. Гипотезы абиогенеза , или «самозорождения жизни» - появились еще в XV-XVI вв. В XVIII веке идеи самозарождения развивали и пропагандировали Г.Лейбниц (Германия), Ж.Бюффон (Франция), Дж.Нидхэм (Ирландия), в XIX веке - Ч.Дарвин (Англия) и Ж.Б. Ламарк.

Главнейшим аргументом в гипотезах этой группы признавались факты появления живых организмов на закрытых питательных субстратах. При этом, допускалось существование «жизненной силы», возбуждающей жизнь в мертвом субстрате в любое время. Казалось, эта идея была развенчана Луи Пастером в его опытах по стерилизации культур - оттуда и возник принцип Пастера-Реди: «все живое от живого».

Новую жизнь в теории абиогенеза вдохнул наш соотечественник А.И.Опарин. В опытах с концентрированными растворами органических веществ были получены устойчивые сгустки-коацерватные капли, способные поглощать, преобразовывать и выделять некоторые вещества. Коацерваты рассматриваются как аналоги предбиологических систем, давших начало живым телам. Возможность абиогенного синтеза органических веществ была показана в лабораторных экспериментах С.Миллера (США) в 1955г. Получив вакуум на обычном химическом оборудовании, ученый осуществил в нем циркуляцию смеси водяного пара, аммиака, метана, и водорода и подверг ее действию энергетических разрядов в 60 000 вольт. Через неделю он проанализировал конденсат и пришел к заключению, что так, случайным образом, были получены синтетические аминокислоты первичных протеинов. В 1961г. Х.Стругхолд подтвердил эти данные предбиологической медицины, он показал, что более трех миллиардов лет назад некоторые пояса радиации космической пустоты при соприкосновении с земной атмосферой вблизи полюсов создали короткое замыкание, длившееся веками. Такая фантастическая сверх-гроза могла превратить поверхность Земли в "питательный бульон", в котором, скорее всего, и зародилась жизнь. Правда, позднее были внесены поправки - в первичной атмосфере Земли не было паров аммиака и метана. Еще один минус, в начале века, в начале работы А.И.Опарина, полагали, что наследственная информация содержится в белках, а к середине века выяснилось, что в молекулах ДНК. Встал вопрос, как появились нуклеиновые кислоты? Считается, что Д.Холдейн дал на него ответ, был прозведен синтез нуклеотидов in vitro* , поэтому и теория абиогенеза имеет двух современных отцов и считается теорией Опарина-Холдейна.

В то же время, немецкий биохимик Шрамм подсчитал, что вероятность самосборки даже молекул РНК (они значительно меньше ДНК) в результате случайного взаимодействия, практически равна нулю. В его расчетах, если всю Вселенную представить в виде супа из нуклеотидов, а это 1:10 80 протонов, то понадобилось бы 10 9 лет, чтобы могла собраться одна цепочка РНК. Фрэд Хойл о возникновении живого в результате случайного взаимодействия молекул писал так: эта мысль столь же нелепа, как утверждение, что ураган, пронесшийся над мусорной свалкой, может привести к сборке американского самолета Боинга.

Ответ в настоящее время видится в создании и поддержании сложных систем. На заре развития Земли, параллельно возникают как геологический, так и биотический круговороты. Более сложные, более устойчивые соединения сохраняются, менее устойчивые, простые - распадаются. Возникает взаимодействие процессов синтеза и распада.

Синергетическая модель процессов добиологической эволюции рассматривает появление двух классов соединений. По Эйгену - на Земле произошло независимый синтез двух классов соединений: белков и нуклеиновых кислот. Белки - в силу слабых энергетических связей в их молекулах и достаточно большого «аминокислотного алфавита» способны к чрезвычайно сложным и разнообразным комбинациям - кирипичики жизни. Нуклеиновые кислоты, менее вариабельные относительно химической структуры, но зато способные к самовоспроизведению и продолжительной фиксации возникших изменений. При взаимодействии этих структур образовалась новая система, возник тот круговой процесс жизнедеятельности, который происходит до сих пор и служит основой для естественного отбора.

Сам процесс добиологической эволюции, в том числе и возникновение системы трансляции *, заведомо стохастичен, т.е. в этом процессе случай должен сыграть существенную роль. В то же время, налицо ряд «почти детерминированных» свойств генетического кода: универсальность, почти полная вырожденность, связность, симметричность, регулярность, которые следует объяснить с эволюционных позиций. Всегда существует соблазн обусловить детерминированные свойства детерминированными же факторами. Однако, как отметил Эйген, даже очень маловероятная, но реализованная и усиленная флуктуация может привести к детерминированным и необратимым последствиям. Поэтому детерминированное свойство может иметь смысл единственной (а потому всеобщей) реализации стохастического процесса, когда имеется ограниченная возможность перебора вариантов, которые маловероятны, но, раз возникнув, продолжают длительно и устойчиво существовать.

В рамках гипотезы абиогенеза существует дискуссия по вопросу о месте появления живого вещества. Обсуждаются, причем весьма аргументировано, такие варианты:

    Жизнь зародилась в океане в «первичном бульоне»,

    Жизнь зародилась в океане, на подводных вулканах,

    Жизнь зародилась на прибрежных глинах,

    Жизнь зародилась в наземных условиях, среди частиц грунта.

Наиболее интересной, на наш взгляд, является точка зрения, что жизнь началась с метаболизма, с обмена веществ на поверхностях, что увеличивало саму возможность встречи веществ и их удержания вместе. Увеличение числа звеньев в основных метаболических путях и их интеграция в конечном счете снижали степень рассеяния энергии (производства энтропии) в предбиологических системах, что требовало, в свою очередь, более сложной координации связей в системе и привело к возникновению живой клетки.

Несмотря на то, что, абиогенный подход стал хрестоматийным, а идеи космического происхождения жизни, как и ее вечности, не находит отражения в учебниках, существует целый ряд положений, не позволяющих принять гипотезу абиогенеза как окончательную.

Во-первых, даже исходя из системных отношений, в предбиологических системах, время для "конструирования" жизни ничтожно. Возраст Земли - 4,5 млрд. лет, время появления прокариот 3,5-3,8 млрд. лет. И, возможно, этот срок не окончательный, ведь для идентификации геологических пород, связанных с жизнью сама жизнь должна была набрать ощутимые размеры.

Во-вторых, является установленным факт, что атмосфера предбиологического периода не содержала метана и аммиака, нет пород, которые свидетельствовали бы об этом. А именно эти вещества являлись основными в опытах синтеза аминокислот "in vitro", Стэнли Миллера.

В-третьих, до настоящего времени между самыми сложными моделями пробионтов и наиболее просто устороенными прокариотическими клетками существует огромный разрыв.

18) Любая самоорганизующаяся система должна обладать рядом особенностей:

1) открытостью , то есть их существование немыслимо без постоянного взаимодействия с окружающей средой;

2) неравновесностью , то есть энтропия в данной системе существенно меньше энтропии окружающей среды;

3) нелинейностью , то есть непропорциональностью изменения различных свойств системы, ограниченностью пределов изменения этих свойств, что приводит к разного рода фазовым переходам.

В процессе самоорганизации происходит самопроизвольный поиск устойчивых структур. Под устойчивостью системы понимают ее способность сохранять свою структуру при наличии внешних воздействий на нее; при снятии воздействия такая система должна вернуться в исходное состояние. Для устойчивых систем характерно подобие части и целого. Только тогда система сможет потреблять энергию (упорядочивающий фактор) из окружающей среды, когда она подчинена принципу соответствия (резонанса) с окружающей средой. Однако подобие не должно быть абсолютным. «Свобода выбора», непредсказуемость в поведении систем дает перспективы для дальнейшего развития (поиска новых форм организации). Излишек стабильности, предсказуемости также грозит гибелью, как и отсутствие системного «законопослушания».

Долгое время было непонятно, каким образом в живых организмах «обходится» запрет на рост энтропии. Сейчас мы знаем, что в основе самоорганизации лежит принцип Онзагера: одновременно протекающие процессы могут влиять друг на друга так, что хотя в каждом из процессов в отдельности энтропия не может уменьшаться, но, взятые вместе, они могут компенсировать уменьшение энтропии в одном из процессов за счет еще большего увеличения в других . В итоге по всем процессам энтропия растет.

Следствия из принципа Онзагера:

1) самоорганизующая система должна быть открытой по отношению к окружающей среде;

2) она может существовать, уменьшая внутреннюю энтропию, только за счет увеличения энтропии (разрушения) внешней среды.

Поэтому любая самоорганизующаяся система может существовать только в потоке энергии, при этом энтропия потока энергии на входе в систему меньше, чем энтропия выходного потока (система потребляет более концентрированную энергию, а выдает более рассеянную). В энергетический поток система сбрасывает свою внутреннюю энтропию (неупорядоченность), из этого потока она берет необходимый ей порядок, что позволяет ей существовать длительное время без саморазрушения. Для этого, например, мы потребляем пищу, разрушая ее внутри себя, высвобождая таким образом накопленную в ней информацию (порядок, мерой которого является свободная энергия), и за счет этого упорядочивая свою структуру. Продукты разрушения, несущие в себе хаос, мы выбрасываем в окружающую среду.

19) В гипотезе абиогенеза теория самоорганизации разрешает вопрос о происхождении всего живого.

Уже на ранних стадиях своего развития человечество начало задаваться одним из важнейших философских вопросов: вопросом о происхождении всего живого на земле. Наши древние предки начали с того, что находили решение этого и подобных ему вопросов в такой мировоззренческой форме, как религия. Их примитивные представления о происхождении жизни давали ответы практически на все возникающие вопросы. Однако с появлением зачатков научного и эмпирического знания взгляды на решение этих вопросов стали меняться. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт,что все живые существа на Земле возникают путём рождения от себе подобных. Но прежде чем прийти к признанию этой,казалось бы,неоспоримой истины,человечество проделало долгий и трудный путь ошибок, заблуждений и величайших научных открытий.

Синергетика (от греч. син - «совместное» и эргос - «действие») - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем ). «...наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы...» .

Синергетика изначально представлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, одни и те же безотносительно природы систем.

Основное понятие синергетики - определение структуры как состояния , возникающего в результате поведения многоэлементной или многофакторной среды, не демонстрирующей стремления к усреднению термодинамического типа.

В отдельных случаях образование структур имеет волновой характер и иногда называется автоволновыми процессами (по аналогии с автоколебаниями).

Главная идея синергетики - это идея о принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации. Решающим фактором самоорганизации является образование петли положительной обратной связи системы и среды. При этом система начинает самоорганизовываться и противостоит тенденции ее разрушения средой. Например, в химии такое явление называют автокатализом. В неорганической химии автокаталитические реакции довольно редки, но, как показали исследования последних десятилетий в области молекулярной биологии, петли положительной обратной связи (вместе с другими связями - взаимный катализ, отрицательная обратная связь и др.) составляют саму основу жизни (см. 13.2.2).

Становление самоорганизации во многом определяется характером взаимодействия случайных и необходимых факторов системы и ее среды. Система самоорганизуется не гладко и просто, не неизбежно. Самоорганизация переживает и переломные моменты - точки бифуркации. Вблизи точек бифуркации в системах наблюдаются значительные флуктуации, роль случайных факторов резко возрастает.

В переломный момент самоорганизации принципиально неизвестно, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более высокий уровень упорядоченности и организации (фазовые переходы и диссипативные структуры - лазерные пучки, неустойчивости плазмы, флаттер, химические волны, структуры в жидкостях и др.). В точке бифуркации система как бы “колеблется” перед выбором того или иного пути организации, пути развития. В таком состоянии небольшая флуктуация (момент случайности) может послужить началом эволюции (организации) системы в некотором определенном (и часто неожиданном или просто маловероятном) направлении, одновременно отсекая при этом возможности развития в других направлениях.

Как выясняется, переход от Хаоса к Порядку вполне поддается математическому моделированию. И более того, в природе существует не так уж много универсальных моделей такого перехода. Качественные переходы в самых различных сферах действительности (в природе и обществе - его истории, экономике, демографических процессах, духовной культуре и др.) подчиняются подчас одному и тому же математическому сценарию".

Синергетика убедительно показывает, что даже в неорганической природе существуют классы систем, способных к самоорганизации. История развития природы - это история образования все более и более сложных нелинейных систем. Такие системы и обеспечивают всеобщую эволюцию природы на всех уровнях ее организации - от низших и простейших к высшим и сложнейшим (человек, общество, культура).

20) Аттрактор - близок к понятию цель. Относительно устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает все множество траекторий движения системы. Если система попадает в конус аттрактора, то она неизбежно эволюционирует к этому относительно устойчивому состоянию.

В качестве аттрактора в гипотезе абиогенеза можно определить самозарождение, идеей которого является, то что всё на Земле зародилось само по себе, отдельно друг от друга.

Самозарождение - механизм самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения упорядоченных структур. То есть пространственно-временные структуры не накладываются, а возникают изнутри системы при переходе ее на новый уровень. При наличии нескольких вариантов путей развития системы, в соответствии с решением нелинейных дифференциальных уравнений состояния, у системы есть приоритетные пути развития, зависящие от свойств надсистем, так называемые аттракторы.

Синергетика дает новый образ мира. Этот мир самоорганизован. Он открыт, т.е. является не ставшим, а становящимся, не просто существующим, а непрерывно возникающим миром. Он эволюционирует по нелинейным законам. Последнее означает, что этот мир полон неожиданных поворотов, связанных с выбором путей дальнейшего развития.

Хаос, беспорядок, случайности необходимы для рождения нового. Фридрих Ницше выразил эту мысль, по-своему преломив ее через человеческую душу: “ Нужно носит в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду ”. “Переоткрытие” хаоса в современном точном естествознании - это открытие временного горизонта принципиальной непредсказуемости многих будущих событий, которые, если произойдут, то просто напросто будут иметь место в качестве уникальных и неповторимых, но не закономерных, как сказал бы приверженец декартово-ньютоновой парадигмы научного познания, верой и правдой служившей ему фактически вплоть до самого недавнего времени.

Однако именно потому, что будущее скрыто от нас, а потому не может быть ни светлым, ни черным, человечество, собственно говоря, существует, становится. Открытие динамического хаоса наполняет антропный принцип новым синергетическим, постнеклассическим содержанием, придает точному естествознанию новое качество открытости знанию гуманитарному.

21) В 1973 году известный английский физик Ф. Крик и американский биохимик Л. Оргел выдвинули предположение, что происхождение жизни на Земле - следствие целенаправленной деятельности внеземной цивилизации, существовавшей задолго до образования нашей планеты и с помощью космического аппарата пославшей на Землю "семена" жизни (Земля и Вселенная, 1979, № 1, с. 41- 45.- Ред.). По их мнению, один из аргументов в пользу космического происхождения земной жизни - наличие во всех ее формах редких для Земли металлов (в частности, молибдена). Как справедливо указал Л. М. Мухин (Земля и Вселенная, 1979, № 1, с. 41-45.- Ред.), этот аргумент ошибочен, ибо по концентрациям в земной коре или морской воде молибден не занимает никакого привилегированного положения среди других химических элементов, В качестве другого аргумента использована универсальность генетического кода для всего живого на Земле. Поскольку теории, объясняющей возникновение генетического кода, еще не существует, авторы постулировали происхождение всех форм жизни от одного-единственного микроорганизма, привезенного на Землю из космоса.

Американские и итальянские учёные, занимающиеся исследованиями метеоритов, нашли очередное подтверждение гипотезы о внеземном происхождении всего живого на нашей планете.

Джордж Купер (George Cooper) и его коллеги из калифорнийского исследовательского центра NASA (NASA"s Ames Research Center) обнаружили глюкозу в составе Мерчисонского метеорита (Murchison meteorite), который упал неподалёку от австралийского городка Мерчисон в 1969 году, и метеорита озера Мюррей (Lake Murray meteorite), который представляет собой глыбу космической руды, упавшую на Землю более ста миллионов лет назад.

Оба метеорита насыщены углеродом и, как считают учёные, являются фрагментами астероидов, "бороздящих просторы" Солнечной системы.

Известно, что сахар (или глюкоза) является одним из источников жизни, так как является важнейшей составляющей ДНК, и играет важную роль находится в мембранахживых клеток.

Проще говоря, без глюкозы жизнь на Земле была бы невозможна. Ранее учёным удалось обнаружить в метеоритах следы аминокислот - молекулярной основы для образования белков.

Обнаружив в составе метеоритов глюкозу, учёные первым делом решили проверить, мог ли сахар образоваться в метеоритах уже на Земле, то есть быть следствием микробного "загрязнения".

Выяснилось, что земное происхождение соединений, обнаруженных группой Купера, маловероятно, поскольку они не соответствуют в точности ни одному из веществ, найденных в живых организмах. Кроме того, изобилие глюкозы свидетельствует о том, что эти соединения - следствие скорее химических, нежели биохимических процессов.

Учёные полагают, что сахар мог образоваться в метеоритах в результате химических реакций, произошедших во время их космических "путешествий".

Установлено, что Земля примерно 4,5 миллиарда лет назад подвергалась интенсивной "бомбардировке" довольно крупными астероидами и даже целыми протопланетами. В это время из первичного газопылевого облака, окружавшего только что родившееся Солнце, формировались все планеты Солнечной системы.

Первые живые организмы на Земле появились примерно 3,8 миллиарда лет назад, то есть через 200 миллионов лет после космической "бомбардировки".

Идея космического посева (панспермии) появилась ещё в V веке до н.э. греческим философом Анаксагором. По его учению, жизнь возникла из семени, которое существует "всегда и везде".

В 1884 году шведский физикохимик Сванте Авенариус заявил, что жизнь на Земле произошла от спор растений или микроорганизмов, которые перенесены с других планет под действием светового давления или, возможно, метеоритами.

Но уже в то время ряд учёных доказали невозможность переноса в жизнеспособном состоянии (активном или поддающемся активизации) зародышей жизни - на них губительно действуют космические лучи, особенно коротковолновое ультрафиолетовое излучение, которое пронизывает Вселенную.

В середине ХХ века известный английский учёный, лауреат Нобелевской премии Фрэнсис Крик вместе с американским исследователем Лесли Оргелом опубликовал статью, озаглавленную "Управляемая панспермия". По мнению авторов, "некая примитивная форма жизни была сознательно занесена на Землю другой цивилизацией".

Крик и Оргел считают, что если земляне способны занести жизнь на другие планеты, то почему бы не допустить, что жизнь на Земле - это дело рук инопланетян?

Cвою теорию космического происхождения жизни на Земле в 80-е годы лет назад выдвинул и астроном Фред Хойле. Он считает, что простейшие микроорганизмы были занесены на нашу планету астероидами, отколовшимися от планет, на которых существовала жизнь.

Даже если гипотеза о внеземном характере происхождения жизни на Земле подтвердится, учёным неизбежно придётся задаться другим, более глобальным вопросом - как и где появилась жизнь во Вселенной? Кто наши "родители" и кто "родители наших родителей"?

Поиски ответов на эти вопросы либо приведут в тупик, либо уведут по пути, такому же бесконечному, как сама Вселенная.

22) Глобальный эволюционизм

Концепция глобального эволюционизма в рамках которой делаются попытки объяснить единый процесс эволюции Вселенной от возникновения элементов до человека, вызывает сейчас большой интерес и получила широкое освещение в научной и научно-популярной литературе. В монографии представлены оригинальные исследования многих интересных и малоисследованных проблем, поставленных формированием этой концепции. Важное место занимает идея антропного принципа, в обсуждении которой принимают участие многие видные специалисты по философии, физике и космологии.

В статье о христианском эволюционизме Тейяра де Шардена, в мировоззрении которого предвосхищается идея глобальной эволюции, отмечено, что «история – по Тейяру – это борьба между ее организующей силой и неорганизованным множеством». Организующая сила истории является следствием существования «великого закона сложности и сознания, который предполагает психически конвергентную структуру, психически конвергентную кривизну мира» . Перенос действия этого «закона» с природы на общество и духовный мир дает оптимистический фатализм (курсив автора – свящ. В.Ж.) – ибо «радиальная энергия» преодолевает всякое сопротивление. «Радиальная энергия, внутренний психизм, восхождение сознания, ноосфера, "Божественная среда" и "точка Омега" – оппоненты оценивали это в худшем случае как мифы, в лучшем – как гипотезы» – отмечает Л.И.Василенко

Теория сотворения жизни, как акт эволюции.

Крайний вариант - креационизм - вечность созданной Богом жизни. Здесь мы не будем рассматривать идею творца и сопоставлять эволюцию с сотворением мира в шесть дней. Тем не менее, очень интересна и гуманна мысль, рожденная Пьером Тейяром де Шарденом. Палеонтолог - отсюда историческая направленность мышления, глубоко верующий человек, воспитанник иезуитского монастыря - отсюда вера в изначальный смысл и божественность мироздания. Книга Т. Де Шардена «Феномен человека» является выражением концепции автора о происхождении жизни эволюционным путем. Он подчеркивал, что его работа представляет собой не теологический, не философский, а научный труд.

Основа его концепции творения - идея эволюции. Тейяр де Шарден считает, что все в мире подвластно эволюции, т.е. закону постепенного усложнения от простого к сложному, от меньшего к большему, от низкоорганизованного к высокоорганизованному. Универсум, по Тейяру - единый гигантский организованный процесс эволюции - космогенез , направляемый духом. Складывается он из отдельных элементов:геогенеза - биогенеза - ноогенеза - христогенеза.

Иными словами, в начальной точке эволюции (Альфа) дух или сознание, растворяясь в первичной материи, наделяет ее способностью к дальнейшему развитию, к постепенному усложнению, постоянному повышению степени организации и неумолимо движет ее по пути прогресса, вплоть до возникновения жизни (биогенез), а затем по пути ее дальнейшего развития до мыслящего существа (человека). После его появления эволюция продолжается уже на уровне человеческого сознания (ноогенеза) и завершается христогенезом - постепенным совершенствованием человеческой личности. Христогенез завершается конечной точкой эволюции - точкой Омега.

Идеи Т. де Шардена по сути близки синергетическому взгляду на мир, только пришедшему не из точных физических формулировок и законов, а интуитивно, по осмыслению Универсума. Так он пишет: «Более полное наблюдение за движениями мира вынудит нас мало-помалу перевернуть эту перспективу, то есть открыть, что вещи держатся и держат друг друга лишь в силу сложности, сверху» . Рассматривая энергетические законы он выделяет духовную энергию, считая, что она связана с материальной энергией и обе они составляют некую единую мировую энергию. И эта энергия вызывает поступательное в перспективе, хотя и имеющее иллюзию периодического, при близком рассмотрении, движение материи."И вот на этой-то основной кривой, на этой линии глубинного подъема и должен быть, я полагаю, помещен феномен жизни.", продолжает Тейяр.

Каковы же основные способы действия феномена жизни у этого мыслителя? Изобилие, изобретательность, безразличие и всеохватывающее единство . Возникающее изобилие приводит к пробному нащупыванию, направленному случаю: "Жизнь действует путем эффекта масс, посредством множеств, брошенных, казалось бы, в беспорядке вперед. .... Размножаясь в бесчисленности, жизнь делает себя неуязвимой для наносимых ей ударов. Она увеличивает свои шансы выжить." При этом природе свойственна изобретательность, которая является необходимым условием прибавления. При изобилии мы можем наблюдать безразличие к индивидам, что приводит к гибели индивида во множестве себе подобных. И только на стадии духа безразличие мира к своим элементам превращается в огромную заботу в сфере личности, в этом и необыкновенный оптимизм Тейяра и его видение следующих этап ноогенеза и христогенеза.

Появление человека по Тейяру де Шардену также является необходимым звеном в эволюции жизни как и сама жизнь в эволюции Вселенского вещества. Эволюция, это не что иное, как возрастание психической энергии, на протяжении биогенеза мы наблюдаем постепенную цефализацию* - совершенствование нервной системы. По его выражению человек, есть осознание эволюции самой себя. Рассуждения о стадиях геогенеза – биогенеза и в какой-то степени ноогенеза основываются на фактическом материале. Это уже осуществилось. Переход от ноогенеза к христогенезу ещетолько предстоит.

Интересно как видит эту стадию сам Тейяр де Шарден. А на возражения оппонентов он предлагал представить себе, насколько не вероятна могла бы показаться эволюция человеческого сознания, когда по лесам бродили только дикие обезьяны… . При всей умозрительности этого пути, нельзя не удивится поэтичности и убежденности автора. Мы приводим небольшой фрагмент из книги «Феномен человека», как нельзя лучше завершающий тему происхождения жизни.

«Продвигаясь по-прежнему в трех только что указанных направлениях и имея огромный запас времени, которое ему остается прожить, человечество располагает громадными возможностями. ....

О физическом и психическом состоянии, в котором будет находиться наша планета при приближении к точке своего созревания (Омега), мы можем сделать два почти противоположных предположения. Согласно первой гипотезе, выражающей надежды, к которым во всяком случае следует ориентировать наши усилия, как к идеалу, зло на завершающем этапе Земли находится в минимуме. Нам не нужно будет более бороться против острых форм голода и болезней - они побеждены наукой. Под действием все более горячих лучей Омеги прекратятся ненависть и междоусобная борьба, побежденные чувством Земли и чувством человека. Во всей ноосфере будет царить какое-то единодушие. Завершающая конвергенция произойдет мирно. (*в примечании - хотя и при крайней напряженности сил). Разумеется, подобный выход наиболее гармонически соответствовал бы теории.

Но также может быть, что по закону, которого в прошлом еще ничто не избежало, зло тоже в своей специфической новой форме, возрастая одновременно с добром, достигнет к финалу своей высшей ступени....... «сделать шаг» за пределы себя, в другое. Последний раз, еще одно разветвление.»

Список используемой литературы:

1 . Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Гардарики,

1999. – 476 с.

2. Слюсарев А.А. Биология с общей генетикой. - М.: Медицина, 1978. –

3. Биология/ Семенов Э.В., Мамонтов С.Г., Коган В.Л. – М.: Высшая

школа, 1984. – 352 с.

4. Общая биология/ Беляев Д.К., Рувинский А.О. – М.: Просвещение, 1993.

5 . Биологические мембраны, М., 1973;

6. Сукачев В. Н., О соотношении понятий географический ландшафт и биогеоценоз, в кн.: Вопросы географии, сб. 16, М., 1949; его же, Соотношение понятий биогеоценоз, экосистема и фация, "Почвоведение", 1960, № 6:\

7. Основы лесной биогеоценологии, под ред. В. Н. Сукачева и Н. В. Дылиса, М., 1964

8. Робертсон Дж., Мембрана живой клетки, в сборнике: Структура и функция клетки, пер. с англ., М., 1964; Finean J. В., The molecular organization of cell membranes, "Progress in Biophysics and Molecular Biology", 1966, v. 16, p. 143-70.

9. ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ Н.К.ГАЛИЦКИЙ 10. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА. Е.ДЖИЛОВЯН

11. Капица С.П.. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.-426 с.

12. Пармон В.Н. 2002. Пребиотическая фаза зарождения жизни // Вест. РАН. Т. 72. № 11. С. 976-983.

13. Т30 Феномен человека: Сб. очерков и эссе: Пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден / Сост. и предисл. В.Ю. Кузнецов. - М.: ООО «Изда­тельство ACT», 2002. - 553, с.

14. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах М: Мир, 1979.

15. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. 414 с.

16. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

17 . История и синергетика: Методология исследования. – М.: КомКнига, 2005. – 184 с

18. О.В.Бабаназарова.КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.Учебное пособие для гуманитарных факультетов университета..Ярославль 1999

19. А.А. Горелов.КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.-М.:библионика,2006

20. Баранов В.С., Баранова Е.В. Жить в гармонии со своими генами. // Пирода, 2004, 12, с. 3-10.

21. Баев А.А. Геном человека.// Природа. 1995, 4, с.64-73

22. Опарин А.И. Возникновение жизни на Земле. М., 1957

23 . Тейар де Шарден Феномен человека. М., Прогресс, 1987.