Игра викторина в подготовительной группе детского сада на тему: Россия. Конспект

Викторина «Моя Родина – Россия»

Подготовила: Зобанова Л.В., учитель нач. классов ООШ №16

Цель: формирование у детей гордости, интереса, уважения к историческому прошлому нашей страны, бережного отношения к традициям своего народа.

Вступление .

Россия - это страна, в которой мы живем. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира (17,1млн. кв. км.), а по количеству живущих здесь людей (144 млн. человек) – лишь седьмое место. В России проживают люди многих национальностей: татары, чуваши, хакасы, и другие народы. Столица нашей Родины - Москва.

Послушайте стихотворение Игоря Северянина.

Моя великая Россия,

священная моя страна!

Ее порывы снеговые,

Ее порывы огневые,

Ее мечты передовые,

Ее писатели живые,

Постигшие ее до дна!

Ее полеты голубые,

Ее наряды расписные,

И наше солнце и луна!

И соловьи ее ночные,

И тройки бешено – степные,

И эти сбруи золотые,

И крыльчатые пристяжные,

Их шей лебяжья крутизна!

И песни наши разрывные,

Такие русские, родные,

И рек безбрежных глубина.

Ты в этом вся, моя Россия,

Это стихотворение как нельзя подходит к теме нашего занятия « Моя Родина». Оно приурочено к празднику День России, который наша страна отмечает 12 июня. Этот праздник - один из самых молодых государственных праздников в стране. Начало движения за российский суверенитет приходится на 90-ые годы 20 века. До этого периода наша страна называлась СССР. Кроме Российской Федерации в него входило 14 республик, которые сейчас являются независимыми государствами. Но в 90-ые годы союз распался, и нужно было менять правила управления страной.

12 июня 1990 года 1 съезд народных депутатов Российской Федерации принял Декларацию о государственном суверенитете России. В 1994 году этот день был объявлен государственным праздником. Формально это самый главный из современных государственных праздников в стране. От этой даты можно вести отсчет начала становления новой российской государственности, основанной на идее равноправия и партнерства федеральных республик.

Декларация, принятая 12 июня 1990 года, стала символом возрождения обновленной России. Суверенитет РФ был провозглашен во имя обеспечения каждому человеку нерушимого права на жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - права на сохранение и развитие национальной культуры и независимости.

Государственные символы - герб, флаг и гимн, принятые в декабре 2000 года, означают независимость России и ее международное признание.

И сегодня, накануне главного праздника страны, мы проводим викторину «Моя Родина», которая покажет, насколько хорошо вы ее знаете, чтобы гордиться ею.

Вопросы викторины разбиты на блоки. Они представлены здесь, на карте нашей Родины.

Начнем с блока «Моя Родина на карте». За правильный ответ вы получаете 1 жетон. Если отвечает несколько человек, жетон не дается. В конце викторины подведём итоги и узнаем, кто победил.

1 блок вопросов «Моя Родина на карте»

1.На каком материке находится Россия? (Евразия)

2. Воды, каких океанов омывают границы нашей Родины?

3. Самое большое и глубокое море страны? (Берингово; средняя глубина 1,5км.)

4. Самое маленькое и мелкое море? (Азовское; средняя глубина 8 м.)

5. Самое глубокое озеро? (Байкал)

6. Самый большой остров? (Сахалин)

9. Назовите государства, которые граничат с Россией?

10. Назовите моря, омывающие берега России?

11. Сколько часовых поясов? (11)

12. Какие горы делят страну на две части света: Европу и Азию?

2 блок « Природа России»

1.Растение-символ нашей Родины.

2.Если Вам предложили изобразить нашу Родину в цветах, то какие бы вы выбрали цветы?

3.Дерево, которое является главным в деревообрабатывающей промышленности.

4.Самое маленькое дерево страны? (Карликовая береза)

5.Это охраняемое растение с китайского языка означает «человек-корень», используется в медицине, т.к. помогает при множестве болезней. (Женьшень)

6.Этот таежный зверек с мягким, белым или черным искристым мехом был с давних времен самой желанной добычей охотников. Его мех назывался мягким золотом.

7.Зверек - древний русский эндемик, т.е. живет только в России. Живет на берегах рек. Шерстка бархатная, нос вытянутый в забавный хоботок, хвост большой кожистый, на лапках перепонки.

8.Самый крупный наземный хищник? (Белый медведь)

9.Как называется хвойный лес? (Тайга)

10.Какое животное живет в водах Байкала и больше нигде? (Тюлень - Байкальская нерпа)

3 блок « Символы»

1.Перечислите символы государства.

2.Какие цвета у государственного флага? Что они означают? Какие еще знамена утверждены в РФ (Андреевский флаг, Президентский штандарт, знамя Победы)

4.Кто изображен на гербе?

5.Что символизирует две головы орла?

6.Что вы знаете о всаднике, изображенном на гербе?

4 блок « Москва»

1.Кто основал г. Москву?

2.Когда впервые упоминается о Москве? (1147год)

3.Что раньше располагалось на Красной площади? (Рынок)

4.Место работы российского президента? (Кремль)

5.Главная башня Кремля? (Спасская)

6.Как называются часы на Спасской башне? (Часы-Куранты)

7.Как по-другому называется Покровский собор на Красной площади? (Храм Василия Блаженного)

9.Главный храм страны?

5 блок « Великие люди»

1.Царь-реформатор, создатель русского флота? (Петр 1)

3.Первый космонавт. (Гагарин Ю.А.)

4.Великий полководец и дипломат, выигравший сражение на Чудском озере?

5.Составители славянской азбуки.

6.Назовите выдающихся русских полководцев, не проигравших ни одного сражения. (Суворов, Ушаков)

7.Кто изобрел радио? (Попов)

8.Основатель первого государственного университета. (Ломоносов М.В.)

9.Великий русский писатель, который никогда не писал для детей. Но дети зачитываются его произведениями. (Пушкин А.С.)

6 блок « Наш город»

1.Год основания г. Гусь – Хрустальный? (1756 год.)

2.Кто основал г. Гусь - -Хрустальный? (А.В. Мальцов.)

3.Почему город так назван?

4.Називите главную улицу города? В честь кого она названа? (Калинин М.И.-участник революционного движения, председатель ЦИК)

5. Наше озеро естественное или искусственное?

6. Перечислите архитектурные памятники города. (Георгиевский собор, Свято-Троицкий храм, часовня святой великомученицы Варвары, православная гимназия, торговые ряды.)

7.Как называется край между Владимиром и Рязанью? (Мещерский)

7 блок « Разное»

1.30 июня 1908 года на землю упал Тунгусский метеорит. Назовите место падения метеорита? (Сибирь-60км. диаметр круга, р. Тунгуска)

2.О каком самоцвете Уральских гор писал П. П. Бажов? (Малахит)

3.По запасам какого полезного ископаемого Россия занимает первое место? (Природный газ)

4.Главная река Европы, которая течет в России? (Волга)

5.Какой российский праздник предполагает сожжение чучела и угощение блинами?

6.Как назывался первый русский музей, который основал Петр 1? (Кунсткамера). А где находится Музей самоваров? (В Туле)

Музей огурца? (Суздаль)

Музей мыши? (Мышкин)

Эрмитаж? (Санкт-Петербург)

Музей Хрусталя? (Гусь-Хрустальный)

7.Любимый цвет в России? (Красный)

8.Где и когда проходили летние Олимпийские игры на территории России? (Москва 1980 год)

9. Где пройдут зимние Олимпийские игры 2014 года? (Сочи)

Поведение итогов. Награждение. Закончить наше занятие хочется словами К. Ушинского: «Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы ее зовем потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. А матерью – потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. От нас требуется знать ее, беречь и защищать».

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине.

Задачи урока:

  • Познакомить с Михайло Волковым – первооткрывателем каменного угля.
  • Развивать внимание, мышление, речь, память, умение работать по карте.
  • Способствовать формированию чувства гордости за свою страну.
  • Воспитывать любовь к своему краю, интерес к познанию нового, неоткрытого.
  • Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

Оборудование:

Карта Кемеровской области, карта России, карточки с заданиями для викторины, пословицы, презентация, каменный уголь, глобус, жетоны 3 цветов, конверты с заданиями.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

– Сегодня на классном часе мы с вами проведём игру-викторину, а на какую тематику вы определите немного позднее.

– Все мы с вами россияне. Почему?

– Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация)

– На каком материке располагается Россия? Покажите на глобусе.

– Покажите границу России – страны, в которой мы живём, на физической карте России.

– Какой город является столицей России? (Москва – слайд) (покажите на карте)

– Кто является президентом России? (Медведев Дмитрий Анатольевич – слайд)

(Владимир Владимирович Путин – председатель правительства Российской Федерации – слайд)

– Россия – это огромная страна с разнообразной природой, богатыми недрами, трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими.

– В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Родина – Россия. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью.

– Наверное, для каждого из нас есть уголок, который самый дорогой нам. Это то место, где мы с вами родились, растём, и это наша малая Родина.

– Какой уголок земли, какой уголок России мы можем назвать своей малой Родиной, своим домом? (Кемеровскую область)

– Почему?

III. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы запомнили о Кемеровской области то, о чём мы говорили на внеклассных занятиях и узнаем что-то новое.

IV. Деление на группы.

(Рассаживаются на 3 командыпо цвету жетона).

– Мы не зря разделились на группы. Ведь наше занятие будет проходить в форме игры-викторины

(Выбираются капитаны, придумываются названия командам).

V. Викторина

(За общие вопросы выдаётся жетон, который затем обменивается на баллы: 3 жетона – 1 балл)

– Раз викторина посвящена Кемеровской области, то все вопросы будут связана с материалом, который мы изучили по Кемеровской области.

1) Общие вопросы.

– На какие 2 части делится материк Евразия? (на Европу и Азию)

– При помощи чего идёт разделение материка Евразия? (Уральские горы)

– Покажите на карте Европейскую часть России, азиатскую часть России.

– В какой из этих 2-х частей располагается Кемеровская область?

(Она занимает юго-восточную часть Западной Сибири в пределах бассейна реки Томь)

– Показать Кемеровскую область на карте России.

– Какой орган тела человека будет напоминать контур границ нашей области?

“Если на карту Кузбасса всмотреться в нём обозначены контуры сердца” (слайд)

Почти в центре какого самого большого в мире материка располагается Кемеровская область? (Евразия)

2) Из цифр и слов составьте дату образования Кемеровской области.

3) Назовите наших соседей. Где и с кем граничит Кемеровская область.

(Вытягивают вопрос на карточке, показ ответа на карте)

– Север (с Томской областью),
Запад (с Новосибирской областью)
Юг (с Алтайским краем и Республикой Алтай)
Восток (С Красноярским краем и Республикой Хакасия)

4) Административный центр Кемеровской области?

– Кемерово – административный центр Кемеровской области.

5) Длина границ Кемеровской области 2520 км.

– Что вы можете сказать о рельефе, по которому проходит граница Кемеровская область? (по горным районам, по равнинам и возвышенностям, по водным рубежам).

– Назовите протяжённость Кемеровской области с С на Ю, с З на В (с С на Ю – 510 км, с З на В – 300км)

6) Водные ресурсы Кемеровской области очень богаты.

– Выберите и запишите самые крупные реки, протекающие по территории Кемеровской области: Лена, Томь, Кия, Обь, Енисей, ЯЯ, Чумыш, Амур, Чулыш, Иня (задания в конвертах на карточках). (Ответ: Томь, Кия, Иня, Яя, Чумыш, Чулыш)

– Подчеркните самую крупную и главную реку Кемеровской области 1 чертой.

– Притоками какой крупной реки они являются? Ответ подчеркните 2 чертами.

– Покажите на картах реки Томь и Обь.

– Кто помнит, как называют Томь? (Большая тёмная река)

– Почему так называют? Имя Томи дал кетский народ, который видел, как река впадает в Обь. Она в этом месте тёмная, т.к. дно Томи с тёмным каменистым галечным дном, а Обь течёт по песку и глине и потому – белая. Разность оттенков при слиянии 2-х рек настолько велика, что Томь кажется тёмной.

– Какова роль Томи для жителей Кузбасса?

(Побеждает та команда, которая последней даст ответ)

  • утолить жажду;
  • транспортный путь;
  • источник гидроэнергии;
  • место отдыха;
  • основа рыбного хозяйства;
  • в быту роль “Золушки”.

7) Конкурс “Объясни пословицу”

– О любви к Родине сложили немало мудрых пословиц. Каждая команда получит по 1 пословице, смысл которой нужно будет объяснить. (Вытягивают)

Конкурс “Расшифруй пословицу” (для капитанов)

– Вы должны соединить буквы с одинаковыми символами над ними в слова, а затем слова в пословицу. (Русский человек без родины не существует)

– Родина есть, но, наверное, должен быть человек, который управляет нашей маленькой Родиной – Кемеровской областью?

– В настоящее время Губернатор Кемеровской области – Тулеев Аман Гумирович (слайд)

– Каждое государство имеет свои символы.

8) Символы Кемеровской области

– Что относится к символам Кемеровской области? (Герб, гимн, флаг)

Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя, которая исполняется в особых случаях: ежегодно утром, во время спортивных праздников, …

“Рабочая мелодия Кузбасса”, Слова кузбасского поэта Геннадия Юрова, музыка Евгения Лугова

Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны

– Что из себя представляет флаг?

(Прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющей 1/3 длины. В верхней части синей полосы посередине помещается герб Кемеровской области)

– Где флаг Кемеровской области поднят (установлен) постоянно?

  • на здании и в залах заседаний Совета народных депутатов, Администрации Кемеровской области, органов местного самоуправления, официальных представительств Кемеровской области;
  • в рабочих кабинетах губернатора Кемеровской области, председателя Совета народных депутатов Кемеровской области, глав муниципальных образований..

Когда могут вывешиваться флаги области?

  • в дни праздников и памятных событий на зданиях организаций, на жилых домах.

Когда флаг области может быть поднят (установлен)?

  • при церемониях и во время торжественных мероприятий, проводимых органами государственной власти Кемеровской области, при проведении спортивных соревнований, в помещениях для голосования в дни проведения выборов, на транспортных средствах Губернатора Кемеровской области и председателя Совета народных депутатов Кемеровской области

Когда флаг приспускается?

  • в дни траура, объявленного в Российской Федерации или в Кемеровской Области.

Герб – официальная эмблема. (Вопросы по очереди вытягивают капитаны, а отвечает команда)

– Что представляет собой герб Кемеровской области? (французский щит)

– Чем обрамлён щит? Что они означают? (дубовыми ветвями, означают, что Кемеровская область наделена правами государственной власти и является субъектом Российской Федерации)

– Полосами какого цвета окаймлён щит? (чёрного и золотого цветов)

– Какого цвета нижняя часть щита? Что символизирует этот цвет? (Зелёный цвет символизирует сельское хозяйство, природные богатства, цвет молодости и надежды)

– Что располагается в центре щита, при этом усечено с боков? Какого цвета и что символизирует? (Треугольник чёрногот цвета, усечённый с боков и окаймлённый узкой полоской золотого цвета – террикон, символизирующий угольную промышленность.

– Что расположено в центре террикона?(перекрещенные кузнечный молот и кирка, развитие промышленности)

– Что символизирует важность сельского хозяйства для Кемеровской области? (3 колоса, устремлённые вверх в центре террикона_

– Треугольники какого цвета располагаются в левом и правом углах щита и что они символизируют? (красного, символ раскалённого металла)

– Какая дата написана на орденской ленте ордена Ленина, которая переплетает нижнюю часть венка? (1943г. – год образования Кемеровской области)

– Что символизирует корона над центром гербового щита? (стилизованная чаша-символ богатства)

VI. Знакомство с Михайло Волковым.

– Мы с вами обратили внимание на то, что большую часть герба занимает чёрный террикон. Давайте ещё раз вспомним, что он символизирует? (угольную промышленность)

– Сейчас, дружок, вопрос такой:

Скажи, как называют

Рабочего, что под землёй

Нам уголь добывает? Шахтёр

– Кто, где и когда впервые обнаружил пласт каменного угля на территории нашей области?Ответ на этот вопрос вы должны были подготовить дома.

(Выступление представителей команд)

Каменный уголь был найден в семи верстах от Верхнего острога в Горелой горе. Это открытие имело выдающееся значение для будущего родного края, но в то время, вначале 18 века оно практического значения не нашло. В Томске несколько рудознатцев – Фёдор Комаров, Степан Костылёв и Михайло Волков – объявляют за собой государево слово. После этого их перевозят вначале в Тобольск, а затем в Москву. В Преображенской тюрьме с ними ведут допрос: “Почему рудознатцы крикнули на торгах государево слово?” Они ответили, что нашли руду в горах сибирских для государева полезную. Во время допроса внешне Волков был спокоен, но в нём всё кипело от несправедливости, он был сдержан. После долгих разбирательств (а дело дошло до самого царя), определив чистоту металла, рудознатцев отпустили из-под караула, выдали положенное вознаграждение и поощрили к дальнейшему сыску руд. Волков ждал одного: “Времени, когда он сможет выкупить семью и сам стать вольным”

Рудознатец казачий сын Михайло Волков в 1721году на берегу реки Томи обнаружил пласт каменного угля в “горелой горе”. В настоящее время это на территории нынешнего г.Кемерово в Рудничном районе.

Михайло Волков с товарищами Никитой Петровым и парнишкой Лаврушкой испытали много трудностей на своём пути к великому открытию угля: хоронились от татар, плыли по рекам с бурным течением, помогали шорцам в ловле рыбы. Однажды проплывая по Томи, Михайло Волков с товарищами увидели пожар в горе. Рудознатцы были очень удивлены: “Как так, камень, а горит?” Этот факт изумил их. Когда Михайло добрался до горящего отверстия в горе, оно источало смрадный и удушливый запах. Выкопав несколько каменьев из отверстия, он спустился вниз, развёл костёр и бросил туда камни. Искатели были разочарованы – камни не горели. Сообразив, что это зола, Михайло разгрёб кучу золы и увидел камень, доселе ему неизвестный. Эта пара камней была брошена в костёр, и камни стали загораться, а потом тлеть, выделяя тепло.

Одарённость и острая наблюдательность рудознатца Михайлы Волкова дала возможность признать в обожжённых породах “уголье земляное”. Такой вывод был не под силу многим именитым рудознатцам и профессиональным исследователям того времени. Михайло Волков осмотрел “горелую гору” и обнаруженный уголь доставил в Томск. На каменный уголь обратили внимание, так как в то время ощущался недостаток топлива. Но со времени открытия каменного угля рудознатцем и до егот использования прошло 100лет.

Площадь в центре Кемерово носит имя Михайло Волкова. 23 августа 1968 г. здесь торжественно был открыт памятник отважному рудознатцу (автор – кемеровский скульптор Г.Н.Баранов) В Рудничном районе Кемерова, где начиналась история угольного Кузбасса, есть улица и переулок, названные в честь Михайлы Волкова. В Кемерово, на Красной горке, установлен монумент в память о погибших шахтёрах, а в центре города возведена часовня в память о погибших шахтёрах.

Кемеровская область является богатейшей кладовой полезных ископаемых. Главное богатство области – каменный уголь. Чёрный кусочек угля – это сказочный родник солнечного тепла и света.

Уголь – это основное твёрдое топливо России. Уголь используют для производства электроэнергии, выплавки металла и как сырьё для химической промышленности страны.

(Данная информация выдаётся через показ слайдов со звукозаписью)

VII. Подведение итога игры и итога занятия.

– Что интересного взяли для себя?

– Лучшей стала команда… (все молодцы)

– Большое спасибо всем за участие в викторине и за подготовку д/з

– Что нового и интересного узнали?

Конспект игры-викторины для детей 6-7 лет по теме: «Путешествие в страну знаний о России»

Федорова Татьяна Александровна, воспитатель МДОУ «Детский сад р.п. Соколовый», Саратовского района, Саратовской области

Описание материала: Предлагаю конспект игры-викторины для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие в страну знаний о России». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной к школе группе. Этот конспект направлен на обобщение и систематизирование знаний детей о России.

Конспект игры-викторины в подготовительной группе на тему: «Путешествие в «Страну знаний о России»

Интеграция образовательных областей: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», «Речевое развитие».
Цель: Формирование патриотических чувств.
Программные задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам.
2. Закрепить знания детей о крупных российских городах и реках, народов, населяющих РФ, названия народных промыслов.
3. Воспитать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Словарная работа
Обогащения словаря: Государственные символы (флаг, герб, гимн), доблесть, честь, Русь.
Активизация словаря: Родина, россияне, гражданин.
Предварительная работа: Разучивание стихотворений о Родине. Пословиц, поговорок, дидактическая игра «Белый – синий - красный», слушание песен о Родине, подбор материала в познавательный центр.
Материалы и оборудование: Столы на две команды, флаг и герб команд «Василек» и «Ромашка». Изображение гербов различных государств, разрезанные картинки достопримечательностей Москвы, кроссворд, клей – карандаши, сундучок, народные промыслы (хохлома, гжель, дымка), мульти медийная установка, видео презентация.

Ход игры – викторины
Под музыку входят две команды, встают друг напротив друга.
Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы с вами подведем итог вашим знаниям о России: о её государственной символике, о её культуре и обычаях. Вы согласны отправиться в путешествие в “ Страну знаний о России”.

(хором): Да!

Ведущий: Тогда, берите с собой свои знания и вперед.
Дети читают стихотворение.
1. Старый двор, берёзки молодые,
Хоровод кудрявых тополей,
Это все страна моя Россия,
Милый образ Родины моей.
2. Васильки, как глазки голубые
Смотрят, улыбаясь, вдоль тропы
И пшеницы косы золотые
Заплетает осенью в снопы.
3. Перезвон веселый колокольчиков
Слышится в журчании ручья
И на ранней зорьке у околицы
Раздаются трели соловья.
4. А зимой сверкает и искрится
Снег, как подвенечная фата.
И ни с чем на свете не сравнится
Белоствольных рощиц красота!!!

Ведущий: Да, кстати ваши знания сегодня будет оценивать наши уважаемое жюри.
(Ведущий представляет жюри.)

Правила игры
На вопросы отвечает четко и ясно, та команда, которой дано слово. Не выкрикивать, не перебивать.
Команда «Василек» и команда «Ромашка», поприветствуйте друг друга.

Команда «Васильки»:
Василек – цветок России,
Он как небо, синий - синий.
Любит русская душа
Васильковые глаза.

Команда «Ромашка»:
Мы – ромашковое поле,
Символ русского раздолья.
Но совсем не горячи
Ромашки белые лучи.

Ведущий: Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Россия – удивительно красивое имя.
Начнем викторину с разминки.
Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
Наша страна называется - …
Граждане России называются - …
Столица Российского государства - …
Кто является главой российского государства - …
Что такое Родина - …
Санкт – Петербург основал - …
Самая известная река России - …
Из каких цветов состоит флаг - …
Зачем нужен флаг - …

Вопросы:
--назовите символы государства (герб, флаг, гимн)
--торжественная песня-символ государства (гимн)
--наука, изучающая государственную символику (геральдика)
--что означает слово «флаг» (сжигать, озарять, гореть)
--назовите цвета Государственного флага РФ в порядке их расположения (белый, синий, красный)
--как расположены бело-сине-красные полосы на Российском флаге (горизонтально)
--чьим символом является Андреевский флаг (Военно-морского флота)
--кто дал Военно-морскому флоту Андреевский флаг (Петр 1 в 1705 году)
--куда смотрит двуглавый Орел на гербе России (на Запад и Восток)
--каким был флаг СССР (красного цвета с изображением серпа и молота)
--что символизирует щит на груди Орла с изображением Святого Георгия Победоносца (подчеркивает роль Москвы, как собирательницы и защитницы земель русских, державную преемственность России и Руси Московской)
--кем устанавливаются размеры флага, его цветовая гамма

(Верховной властью страны)
--кто в России утверждает флаг(Государственная дума и Президент)
--что означает потеря знамени во время боевых действий(ликвидация полка)
--какие бывают флаги (военные флаги-знамена, торговые)
--любимые цвета русского народа (красный, синий, белый)
--какое знамя стало Знаменем Вооруженных сил России (красное знамя)
--за несколько веков в своих когтях Орел держал разные символы власти, какие (крест, меч, державу, просто яблоко, Евангелие, пальмовую ветвь, молнии, скипетр)
Ведущий: - Молодцы, вижу, что вы готовы к игре.
Занимайте свои места.
Приближается весна, все оживает, распускается. А мы с вами оживим наш флаг яркими, солнечными цветами.
(У каждой команды в центре стола флаг с символом – цветок.)


Конкурс №1. Государственные символы.
Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)
Что такое государственный гимн? (Ответы.)
Дети стоя слушают гимн России
Поговорим о гербе
1. Что изображено на Российском гербе? (Золотой двуглавый орел)
2. Очертание, какого старинного доспеха напоминает герб? (Щита)
3. Закончи определение: Щит – это вооружение древнего воина, предназначенное для…..(защиты)
4. Что вы знаете об орле? Подбери слова, наиболее точно характеризующие эту птицу. Орел – гордый, свободный…сильный, мудрый.



У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
(В. Степанов)
Практическое задание: Выбрать из гербов разных стран герб России.
Поговорим о флаге.
1.Из каких цветов состоит флаг нашей страны? (Белого, синего, красного)
2. Какое значение на Руси имел красный цвет? (На Руси все самое красивое называли красным: красна девица, красно солнышко, Красная площадь…)
3. Что символизирует белый цвет? (Благородство. Это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбива, она ни на кого не нападет)
4. Что символизирует синий цвет? (Честность. Это вера, верность, народ любит свою страну, защищает её, верен ей.)
Послушаем, что нам расскажет ребенок
А Флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов)
Дидактическое упражнение. Из конструктора собрать флаг России
Подвижная игра “Соберись у стяга”
Ведущий: Сейчас мы проверим, какая группа самая внимательная и быстрая.
(Звучит музыка, капитаны групп встают в центр зала, держат в руках стяги своих групп. Дети бегают врассыпную, по сигналу ведущего смолкает музыка, капитаны меняются стягами и расходятся в разные стороны, дети должны подбежать, взяться за руки и встать вокруг капитана, держащего в руках стяг их группы. Игра повторяется 2-3 раза.)
Ведущий: Молодцы ребята, вы оказались очень внимательными!
Конкурс №2. «Москва – столица нашей Родины»
Ведущий:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы..
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева;
Глаза не схватит улиц длинных…
Это – матушка МОСКВА…
В каждой стране есть главный город – столица. Как называется столица нашей родины? (Столица России – Москва.)
Вспомните, как звали основателя Москвы? (Юрий Долгорукий)
Почему говорят «Москва - сердце России»?
Как можно понять слова: «Говорят в Москве, а слушают по всей стране?»
Кто такой Георгий Победоносец?
Почему он изображен на гербе Москвы?
Как называют людей, живущих в Москве?
Дидактическая игра «Достопримечательности Москвы»
Ведущий: А теперь предлагаю из пазлов собрать картину и отгадать какая достопримечательность столицы там изображена!
(Конверты с пазлами каждой команде)
Конкурс № 3. «Города России»
В России свыше тысячи городов, очень много сел, деревень. Оживим нашу карту.
Назовите и покажите крупные, российские города. Которые вы знаете?
(Команды поочередно выполняют задание.)
Конкурс № 4 «Пословицы и поговорки о России»
Ведущий: Россия – необыкновенная красивая страна. Недаром народ сложил поговорки и пословицы о России.
Каждая команда по очереди заканчивает поговорку или пословицу о нашей Родине.
Родина любимая, (что мать родимая).
Жить –(Родине служить).
Береги землю родимую (как мать любимую).
На чужой сторонушке и (весна не красна).
Русское раздолье –(человеку приволье).
Герой за Родину (горой).
Человек без Родины – (что соловей без песни).
Нет ничего на свете краше, (чем Родина наша).
Родная сторона - мать, чужая- (мачеха)
Родина-мать, умей за нее (постоять)
Конкурс № 5. «Народные промыслы»
В России было много ремесел, все умел русский человек: превратить железо в изящную посуду, камень – в ожерелье и шкатулку, дерево – в игрушку и посуду, кость – в украшение. Слава о талантливых умельцах разлеталась по всему свету.
Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.Вот это волшебный сундучок прислала нам Бабушка – загадушка.
А что в нем, узнаете, когда отгадаете загадки.
Итак, отвечает команда «Василек».
Снежно белая посуда,
расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла
и цветами расцвела:
Голубыми, синими,
нежными, красивыми
(Гжель.)
Тук-тук, щелк-щелк,
Медведь, коза, мужик и волк…
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки –
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат.
(Богородская игрушка)
Вы встречали или нет
Фантастический букет?
Мака, роз, пиона краски
В нем собрались вместе,
Расцвели они, как в сказке,
На листе из жести.
Догадаться просто вам –
Это роспись…
(Жостово.)
Вопросы для команды «Ромашка»
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома.)
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
(Дымк. Игр.)
А вот еще одна загадка.
Мастер сделал деревянную игрушку.
Кого мы сначала пополам ломаем, а потом играем.
(Матрешка.)
Дети отгадывают загадки, а из сундучка появляются отгадки.
Конкурс № 6. Кроссворд «Реки России»
От Якубовича нам пришла бандероль. Что там такое? Кроссворд! Попробуем отгадать, может и попадет на «Поле чудес».
По ключевому слову догадайтесь о чем кроссворд.
Правильно о реках России.
Куда несут воду реки России? (В моря океаны.)
1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, дворцов.
(Нева.)
2. Название реки одинаково с названием города.
(Москва – река.)
3. Эта река созвучна женскому имени
(Лена.)
4.Эта река течет в нашем городе
(Волга)
Ведущий: Ребята, вы молодцы вы отлично справились со всеми заданиями. Наше путешествие в “Страну знаний о России” подходит к концу. Теперь, я точно уверенна, что вы растете настоящими гражданами своей страны. УРА! МОЛОДЦЫ!
Ведущий: Наше путешествие почти закончилось. И мне хотелось бы закончить его такими прекрасными словами:
Дети читают: Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже.
У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи.
На меня Россия ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами.
Ведь Россия наша – это мы с друзьями!!!
Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”
(Звучит гимн России, все слушают стоя. Игра заканчивается.
Жюри подводит итоги викторины. Награждает победителей.
Все команды получают приз – конфеты фабрики «Россия».
Используемая литература:
1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. М., 2008 г.
2. С чего начинается родина/ под ред. Кондрыкинской Л. А. М., 2003 г.

Елена Леонова
Викторина для старших дошкольников «Россия, ты моя Россия»

Бланк заданий познавательной викторины для детей подготовительной группы

"РОССИЯ , ТЫ МОЯ РОССИЯ ".

Вопросы викторины

1. Как называется страна, в которой мы живем?

2. Назовите столицу нашей родины :

3. Как называется город (республика, в котором мы живём?

4. Выберите флаг нашей страны :

5. Нашу страну сокращенно называют РФ. Как это расшифровывается :

А) Русская Фабрика

Б) Российский Флаг

В) Российская Федерация

6. Как зовется глава нашего государства :

А) президент

Б) директор

В) руководитель

7. Какое дерево считают символом России :

Б) Береза

В) Пальма

8. Как звали первого космонавта, который первым полетел в космос :

А) Александр Петров

Б) Владимир Иванов

В) Юрий Гагарин

9. Что изображено на Российском гербе :

А) Жар-птица

Б) Золотой двуглавый орел

В) Конек-горбунок

10. Кто согласно древнерусским былинам, охранял землю русскую от врагов :

А) Богатыри

Б) Спецназ

В) Полиция

Публикации по теме:

«Наша Родина - Россия» сценарий мероприятия для дошкольников 5–7 лет Наша Родина - Россия Ведущая: Василиса Премудрая. ФОНОГРАММА: Под торжественную музыку дети занимают места по периметру. Ведущая: Здравствуйте,.

Игра-викторина «Я люблю тебя, Россия» Игра-викторина «Я люблю тебя, Россия» Цель: формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русского.

Игра-викторина «Россия-Родина моя» по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Цель занятия: Образовательные задачи: 1. закрепить знания детей о нашей стране и родном посёлке, о символах и символиках России; 2. закреплять.

Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Проектная деятельность по теме "Моя Родина - Россия"завершилась ВИКТОРИНОЙ НА ТЕМУ: «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" Цель:продолжать.

Цели и задачи:. Формировать целостное восприятие окружающего мира: России, как Родины, страны, где ты родился, места, где ты живешь, России.

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию: Литературная викторина для.

Викторина ко Дню России для школьников «Моя любимая Россия»

Полякова Елена Григорьевна – педагог дополнительного образования МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г. Брянска
Цель: формирование сопричастности к российской истории и гордости за причисление себя к гражданам страны.
Задачи:
- закрепить культурологические знания;
- сформировать знания по символике государства;
- развить творческие способности.
Описание материала: предлагаю разработку викторины для учащихся 3 - 4 классов, посвящённую празднованию Дня России. Викторина будет полезна руководителям летних оздоровительных лагерей, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям.
Форма: викторина.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, фонограммы песен о России.
Предварительная подготовка:
- беседы по истории и культурным традициям России;
- проведение творческого конкурса на тему Родины: стихотворения, рисунки;
- разучивание гимна России.

Ход викторины

Оргмомент: Педагог объявляет начало мероприятия, его тематику, делит учащихся на 2 команды, предлагает придумать командам название, озвучивает условия викторины (на ответ дается около 5 секунд, за каждый ответ начисляется 1 балл, побеждает та команда, которая набрала наибольшее число баллов). Итоги каждого конкурса жюри озвучивает, в конце подводится общий итог. Жюри представляется и может состоять из педагогов, вожатых и самих школьников.

Ведущий-ученик:
У меня есть Родина - Россия.
Это - счастье, это - жизнь моя,
Это - моя будущая сила,
Это - моя дружная семья.

Это – шёлк лазоревого неба
И лесов немереная ширь.
Это – поле золотого хлеба
И народ мой – добрый богатырь.

Только - только ты встаёшь на ножки,
Ты в начале долгого пути,
Ты пойдёшь сначала по дорожке,
По дороге будешь ты идти.
Педагог: Да, действительно, наша страна в начале долгого пути, несмотря на то, что истории России много веков. 12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете (независимости) России, в которой было провозглашено главенство Конституции России и ее законов.
Важной вехой в укреплении российской государственности стало принятие нового названия страны – Российская Федерация (Россия), до этого, с 1922 года страна называлась СССР – Союз Советских Социалистических республик. Кстати, именно 12 июня помимо «независимости» Россия обрела и первого Президента уже в 1991 году состоялись первые в истории страны всенародные открытые выборы президента, на которых одержал победу Б.Н. Ельцин. Именно он своим указом в 1994 году придал 12 июня государственное значение, а сам праздник получил название - День принятия декларации о государственном суверенитете России. Позже, для простоты, его стали называть День независимости, затем День России.
Давайте же мы с вами сегодня поиграем и проверим, много ли мы знаем о нашей Родине - России.
Ведущий-ученик: Объявляется 1-й конкурс «Разминка».
(Представители команд вытаскивают карточки с номером вопроса и поочерёдно отвечают, если нет ответа, то отвечает другая команда и получает балл).
Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5. Кто является главой нашего государства? (Президент)
6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)
8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
9. Как называется главный закон государства? (Конституция)
10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)
11. Какое дерево является символом России? (Берёза)
12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)


Ведущий-ученик: Объявляется 2-й конкурс «Знаешь ли ты гимн России?»
(Командам поочерёдно, в порядке жеребьёвки, предлагается прочитать наизусть текст одного из куплетов гимна и припев - всего с припевом четверостиший- 4, каждому по 2. Если текст воспроизводится неточно, другая команда может поправить и получить дополнительный балл. После прочтения каждого куплета, его текст появляется на экране.)
Педагог: Наша викторина, это, конечно, не тот торжественный случай, когда требуется исполнить гимн, однако, вы должны понимать, что слова гимна своей страны должен знать каждый гражданин. Мы все видели, как пели гимн наши спортсмены во время XXII Олимпийских игр в г. Сочи и гордились ими. Итак, начнём:


Ведущий-ученик: Объявляется 3-й конкурс «Умелый дизайнер»
(На столе лежит множество картинок, на тему нашей Родины: от государственной атрибутики, до народных промыслов, кулинарные русские блюда, пейзажи и т.п. Двум представителям, по одному от каждой команды нужно за 10 секунд отобрать понравившихся 5-10 изображений, вернуться к команде, обсудить будущий коллаж и выполнить его проект на магнитной доске. На выполнение работы отводится 3-4 минуты. Оценивается конкурс по 5-ти балльной шкале.)
Примерные образцы коллажей:
Православные храмы России


Родной край


Традиции народа бережно храним


Россия - Родина моя


Педагог: Во время выполнения коллажа прозвучит песня «Я люблю тебя, Россия»
музыка Д. Тухманова, слова М. Ножкина
Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь.
Нерастраченная сила,
Неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна,
Нет ни в чём тебе конца.
Ты веками непонятна
Чужеземным мудрецам.


Много раз тебя пытали,
Быть России иль не быть,
Много раз в тебе пытались
Душу русскую убить,
Но нельзя тебя, я знаю,
Ни сломить, ни запугать.
Ты мне - Родина родная,
Вольной волей дорога.


Ты добром своим и лаской,
Ты душой своей сильна.
Неразгаданная сказка,
Синеокая страна.
Я б в берёзовые ситцы
Нарядил бы белый свет.
Я привык тобой гордиться,
Без тебя мне счастья нет!


Педагог: Ребята, а кто может назвать исполнителя только что прозвучавшей песни о России? (ответы). Да, это великая русская певица, всегда воспевавшая нашу Родину, Людмила Зыкина. Вы подготовили проекты будущих коллажей, которые мы обязательно реализуем на бумаге в ближайшее время.
Ведущий-ученик: Объявляется 4-й конкурс «Повторение-мать учения»
(Представители команд вытаскивают карточки и поочерёдно отвечают на вопросы, если нет ответа, то отвечает другая команда и получает балл).


Вопросы:
1. Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? (Союз, объединение)
2. Самый главный город каждой страны? (Столица)
3. Общее название всякого населения страны? (Народ)
4. Человек, любящий свою родину? (Патриот)
5. На каком материке расположена Россия? (Евразия)
6. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности? (Гражданин)
7. Самый главный человек страны, получивший от народа право на власть? (Президент)
8. Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн)
9. Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? (Герб)
10. Сколько цветов у российского флага, какие? (Три: белый, синий, красный)
11. Что обозначает белый цвет российского флага? (Белый цвет обозначает чистоту стремлений)
12. Что обозначает синий цвет российского флага? (Синий - волю к миру)
13. Что обозначает красный цвет российского флага? (Красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины)
14. Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы)
15. Всенародное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства? (Референдум)
16. Когда отмечается День России? (12 июня)
Ведущий-ученик: Объявляется 5-й блиц-конкурс «Самый быстрый»
(Задаётся вопрос. Кто первый поднял руку, тот и отвечает. Оценка-1 балл)
Вопросы:
1. Как наша Родина называлась в древности? (Русь)
2. Назовите столицу первого русского государства (Киев)
3. Русский праздник проводов зимы, это – (Масленица)
4. Самое любимое угощение во время Масленицы (Блины)
5. Самый известный русский баснописец (Иван Андреевич Крылов)
6. Самый первый в истории человечества космонавт (Юрий Алексеевич Гагарин)
7. Самая популярная в мире русская игрушка (Матрёшка)
8. Самый популярный герой русских былин (Илья Муромец)
Педагог: Ребята, а кто может ответить на вопрос с какого события начался этот праздник?
(Ответ: в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России).
А теперь жюри подводит итоги, а пока оно работает, не будем тратить времени даром.
Все мы знаем, как богат и красив наш родной русский язык. Простой народ придумал множество пословиц и поговорок - это народная мудрость.
Ведущий-ученик: Объявляется внеконкурсное задание «Пословица к слову молвится».
(Вытаскиваются карточки из 2-х слов, по которым надо восстановить пословицу)
Слова:
Мал-дорог (Мал золотник, да дорог)
Слово-дело (Судят не по словам, а по делам)
Время-час (Делу время - потехе час)
Труд-рыбка (Без труда не вытащишь рыбку из пруда)
Лес-щепки (Лес рубят-щепки летят)
Одежда-ум (По одёжке встречают, по уму провожают)
Родился-пригодился (Где родился, там и пригодился)
Педагог: Ребята, вы хорошо поработали, а теперь предоставляем слово жюри.
(Подводятся итоги, по сумме набранных командами баллов, объявляется команда-победитель, вручаются призы участникам)
Педагог: Спасибо всем за участие в нашей викторине. Надеюсь, что каждый из вас вырастет настоящим патриотом нашей великой Родины. В заключении позвольте закончить нашу викторину поэтическими строчками:
Люби цветы, леса, простор полей,
Всё, что зовётся Родиной твоей!


Ведущий-ученик:
О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...
(Ю. Друнина)

(Мероприятие закончено, участники расходятся по звуки песни «Россия-мы дети твои»)
Музыка В. Осошник, слова Н. Осошник

Любуюсь тобой ярко залиты солнцем
За гладью озёр золотые поля.
И в первых словах навсегда остаётся
Земля, где я вырос Россия моя.

И космоса даль,
И простор океанов
Нас манят загадочной силой своей,
Но ждёт нас Россия любя и прощая,
Как матери любят своих сыновей.

Припев:
Россия, мы дети твои!
Россия – на зелени травах роса.
Россия, мы дети твои!
Россия и солнца лучи в небесах.

Пусть вьются знамёна над миром
И с именем гордым твоим Россия
Мы все твои дети, Россия!
А значит, мы победим.
Припев

Пусть вёсны твои
Будут пахнуть дождями
И смехом детей каждый день озарит.
Пусть в сердце любовь и добро будут с нами
И родины имя так гордо звучит.
Припев

Уважаемые коллеги и гости портала, я благодарю вас за внимание!
С уважением, Елена Григорьевна.