III. Составление предложений по вопросам

Что делает ткачиха?

Что делает кондитер?

Что делает швея?

Что делает токарь?

Что делает сталевар?

Что делает обувщик? И т. д.

IV. Итог занятия.

А н я т и е 42 (70) Обучение рассказыванию

Тема: ЗАВОДЫ И ФАБРИКИ

Цели: учить детей составлять рассказы о профессиях по плану; учить детей пользоваться в речи словами, отвечающими на вопрос: как?

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет название завода или фабрики.

II. Закрепление пройденного материала.

Люди каких профессий работают на заводах и фабриках?

Что они делают?

Что им нужно для работы?

III. Введение в тему. Составление рассказа по плану.

Кто это?

Где он работает?

Что делает?

Что ему нужно для работы?

Каким он должен быть?

Как он работает?

IV. Составление рассказов детьми.

V. Итог занятия.

Занятие 43 (72) Обучение рассказыванию

Тема: ЗИМА

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить знания детей о признаках зимы; учить подбирать род­ственные (однокоренные) слова; учить детей пересказывать текст.

Оборудование: сюжетная картина «Зима».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто ответит, о чем можно сказать:

Ударили... (морозы), хрустит... (снег), бушует... (вьюга), замерзли... (реки), скрипит... (снег), метут... (метели) и т. д.

П. Введение в тему. Беседа.

Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?

Какое сейчас время года?

Как вы заметили наступление зимы?

Назовите признаки зимы.

Расскажите о повадках зверей и птиц зимой.

Чем занимаются зимой дети?

Назовите зимние месяцы.

III. Игра «Доскажи словечко».

Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте по­
играем с этим словом.

Педагог читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... (снег).

С неба все скользят пушинки -

Серебристые... (снежинки).

На поселки, на лужок

Все снижается... (снежок).

Вот веселье для ребят -

Все сильнее... (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в... (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился... (снеговик).

Рядом снежная фигурка -

Эта девочка... (снегурка).

На снегу-то, посмотри? -

С красной грудкой... (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... (снег).

Какие слова вы добавляли?

На какое слово они все похожи?

Подберите похожие слова к словам:

Зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.; мороз - морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.; лёд - льдина, ледовый, ледокол, лед­ник, гололед и др.

IV. Чтение рассказа.

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Зимой солнышко хотя и светит, но мало греет. Оно не­долго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, а но­чи длиннее. Реки и озера замерзают так, что по льду можно хо­дить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега.

Пересказ рассказа детьми.

VI. Итог занятия.

А н я т и е 44 (73) Формирование грамматического строя речи

Тема: ЗИМА. ПРЕДЛОГ ПЕРЕД

Цели: учить детей пользоваться в речи предлогом перед; развивать внимание.

Оборудование: сюжетные картинки, различные игруш­ки, предметы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно выполнит инструкцию и назовет «маленькое слово» (предлог).

Коля, подними карандаш с пола.

Коля, что ты сделал? - Я поднял карандаш с пола.

Какое «маленькое слово» в твоем предложении?

Саша, перепрыгни через брусок.

Саша, что ты сделал? Какое «маленькое слово» в твоем предложении?

Надя, сядь на стул.

Оля, выйди из группы.

Дима, положи мяч под стул.

Алеша, встань между кубиками.
И т. д.

И. Введение в тему.

Составление предложений по демонстрируемому

действию.

Ваня, встань перед стулом.

Ваня, где ты стоишь?

Дети, где стоит Ваня?

Соня, посади куклу перед кубиком.

Соня, куда ты посадила куклу?

Дети, где сидит кукла? И т. д.

III. Игра «Где ты стоишь?».

Дети строятся друг за другом. Педагог спрашивает первого ребенка:

Саша, где ты стоишь?

- Я стою перед Олей. И т. д.

IV. Составление предложений по сюжетным картинкам.

V. Итог занятия.

Занятие 45 (75) Обучение рассказыванию

Тема: ЗИМА

Цели: учить детей пересказу; закрепить категорию предлож­ного падежа с предлогом на; развивать внимание и память.

Ход занятия I. Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет, где это бывает.

Где лежит снежинка?

Где замерз лед?

Где катаются дети?

Где слепили снеговика?

Где стоят санки?

Где висит игрушка? И т. д.

Татьяна Андронова
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста

Цель : рассказать педагогам систему работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста .

Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер , а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.

Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение , не осознавая существенных признаков слова.

Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение , записывать предложения графически .

Воспитатель пользуется терминами «предложение » , «слово» , развивает у детей представление о предложении .

I этап. Вычленение предложений из потока речи .

Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий (в три- четыре предложения ) рассказ, который специально составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения воспитатель интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями «Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч» . Воспитатель спрашивает детей : «О ком был рассказ?» , задает конкретные вопросы : что я сказала про детей? Что я сказала про мальчика? Что я сказала про девочку?

Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения : первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения . Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений . Рассказ заучивается, для того, чтобы дети могли рассказать его и назвать первое предложение , второе и третье.

Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение . Воспитатель повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения . Дети считают предложения , загибая пальчики.

«Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несет ложки».

Воспитатель спрашивает : сколько предложений в нашем рассказе ? Какое первое предложение (второе) Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке .

Вопросы, которые задает воспитатель (о ком, о чем говорится в первом предложении , Что говорится, характеризует семантическую, смысловую сторону предложения , как единицы речи. Воспитатель подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.

Затем дети сами составляют предложения по игрушкам , картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение , что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения .

Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл , педагог все время спрашивает, о ком это предложение . Что говорится про девочку?

Далее целесообразно графически изобразить предложение , показать детям, как можно «написать» его - длинной чертой; начало предложения отмечается уголком , а в конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте . Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах . Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как :

1. Придумывание предложений с заданным словом ;

2. Придумывание предложения , которое начиналось бы с определенного слова ; составление предложения по двум картинкам ;

3. Придумывание «веселого» предложения ;

4. Составление предложений по «живым сценкам» .

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений , их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит их предложений , что о каждом предмете можно сказать предложение . Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение » .

II этап. Ознакомление со словесным составом предложений .

На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов .

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов , состоящих из 2 - 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик) . Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы :

Рассматривание игрушек,

Демонстрация действий с игрушками,

Рассматривание картин,

Пространственное моделирование.

Одновременно ведется работа по составлению предложений . В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски) . Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи. На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает) . Предложения повторяются детьми . Затем они сами составляют предложения про игрушки . Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 - 3 слов . В результате у детей формируются представления о том , что про каждый предмет можно сказать предложения , что предложения состоят из слов . Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения . С самого начала целесообразно использовать схемы. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит : «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова . Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку ». Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений . Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений . Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения .

Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова» . Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении , и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения . При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение . Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения. В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть , что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов . В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?» ).

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.

В другом варианте игры - «Путаница» - нарушается последовательность слов в предложении , а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы :

1. четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом,

2. произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми , всей группой) ; последовательное называние слов в предложении ;

3. перепрыгивание через скакалку,

4. отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько

5. подсчет слов в предложении на пальцах , с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;

6. разные варианты игры «Живые слова» ;

7. произнесение слов вразбивку;

8. произнесение слов по рядам;

9. шепотный анализ предложения ;

Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе используются следующие задания :

1. Определение количества слов в предложении . Сколько слов в предложении ?

1. Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.

2. Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово. Назови соседей слова …

3. Название первого и последнего слова в предложении .

4. Которое по счету слово…

5. Назовите третье слово.

6. Называние слов в разбивку : назови второе, первое, третье, слово.

7. «Путаница» . Составление предложений по деформированной фразе.

8. «Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения . Правильно ли я записала предложение ? Согласны ли вы со мной?

9. Подбор предложений к заданной схеме . Какая схема правильная?

10. Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску.

11. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.

12. Придумывание предложений с определенным количеством слов .

13. Придумывание предложений с предложенным словом .

14. Придумать предложение по двум или трем словам.

15. Распространение предложений , путем увеличения количества слов используя полоски-символы.

16. Посоветуйте, между какими словами вставить слово вкусный. Соня пьет сок.

Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте . Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений , а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами.

Урок по русскому языку УМК ОС «Школа 2100»

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Ардона

Калаева Светлана Сосланбековна

Урок проведен в технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ

Открытие новых знаний

Тема: Составление предложений по схемам.

Цель: развитие умений читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам; развитие умения составлять из слов предложения.

Оборудование:

    Компьютер.

    Региональный компонент. Фонограмма песни “Походная песня ” Р. Илурова, Ж. Габуева

    Учебник русского языка (Р .Н. Бунеев, Е.В. Бунеева ) 2 класс

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности.

«Где есть желание, найдётся путь!»

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность ).

Почему сегодня у нас такой девиз? (Мы будем открывать новое знание.)

Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

Пожелайте друг - другу удачи!

(Звучит фонограмма песни “Походная песня ” Р. Илурова, Ж. Габуева)

I . Актуализация знаний.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3 ) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».

1. Списывание с доски. Творческое задание: добавить подходящие по смыслу слова.

После дождя засветило … (солнце ).

На небе появилась … (радуга ).

Какая хорошая … (погода )!

Вопросы и задания:

Что у вас получилось при записи? (Предложения, текст.)

Какие признаки предложений вы можете назвать? (Слова связаны по смыслу, первое слово написано с большой буквы, в конце поставлена точка или восклицательный знак.)

2. Словарная работа.

Подчеркните словарное слово в последнем предложении.

Работа со словом погода в «Орфографической тетради» на с. 29.

3. Проверка домашнего задания .

Сколько предложений из упр. 14 вы выписали? (3.)

Как называются такие предложения? (Это пословицы.)

Что их объединяет? (Это пословицы о труде.)

П. – Выписал ли кто-то самостоятельно пословицу с таким же или похожим значением?

Дети читают найденные самостоятельно дома пословицы.

П. – Какие ещё пословицы вы нашли?

Среди невыписанных слов найдите словарное слово. (Работа .)

Запишите его и подчеркните опасное место.

II .Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

На доске изображены схемы:

Что изображено на доске? (Схема слова и схема предложения.)

Как вы их различили? (В схеме слова нет большой буквы, нет знака в конце предложения; в схеме предложения несколько слов, первое – с большой буквы, в конце предложения – точка.)

К какому из записанных на доске и в тетрадях предложений подходит эта схема? (1 и 2.) Почему? (В них четыре слова.)

Попробуйте самостоятельно составить предложение по такой же схеме. (Из дома выскочила собака. На улице идёт дождь. )

Чем же отличается схема от конкретного предложения? (Схема одна, а предложений к ней можно составить много.)

Сформулируйте тему урока. («Схема слова и предложения. Составление предложений по схемам» .)

Какие действия будем выполнять, какие умения развивать? (Составлять схемы слов, предложений; составлять предложения по схемам.)

Составим план урока.

План (примерный ).

    Повторить схемы слов, предложений.

    Учиться составлять предложения по схемам.

    Учиться правильно записывать предложение.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙ I . Развитие умений – применение нового знания.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

    Работа по учебнику.

Упр. 16 (развиваются умения отличать схемы слов и схемы предложений)

Составьте на основе схем предложения с опорой на рисунки.

Упр. 17(развиваются умения читать схемы предложений и определять количество слов в них)

Самостоятельно составьте по схемам предложения.

Вопросы после выполнения задания.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Сослан, что нужно было сделать?

Удалось ли тебе составить предложение?

Ты составил интересные предложения?

Составил всё сам или с помощью товарища?

Молодец! Ты не только правильно составил предложение, но и объективно оценил свою работу.

Упр. 18 (развиваются речевые и коммуникативные умения)

Соотнесите рисунки, изобразительную информацию со словами и предложениями, аргументируйте свою позицию, составьте предложения из слов.

Текст на доске:

Зайчик прыгал по полянке. Он увидел пенёк и принял его за волка. Трусливый зайка испугался и бросился наутёк .

2. Слуховой диктант.

Учитель читает слова и предложения, а ученики на слух составляют к ним схемы.

Весна... Скоро начнутся каникулы. Мы поедем на родину Коста Хетагурова? Экскурсия была замечательная!

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему учились?

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто или что вам помогало справиться?

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Ι V . Итог урока. Рефлексия.

Прочитайте пункты плана урока.

Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Чему научились? - Довольны ли вы своей работой? - Опираясь на таблицу, закончи предложения . Сегодня я узнал, … как читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам. Теперь я умею … составлять предложение из слов. V . Домашнее задание.Подготовиться к словарному диктанту по упр. 19.

Упр. 18 – записать 1–2 предложения из выбранных к рисунку слов (можно использовать те предложения, которые составили в классе) и составить к ним схемы.

Людмила Костина
Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов. Обучение грамоте в старшей группе

Составление предложений по «живой модели».

Многозначность слов.

(старшая группа)

Задачи

Закрепление знания о предложении, упражнение в умении находить короткие предложения в знакомом тексте.

Формирование умения составлять предложения по «живой модели».

Формирование понимания многозначности слов.

Воспитание речевого внимания.

Развитие творческого воображения.

Материалы и оборудование : настольный театр «Курочка ряба», мишка (мягкая игрушка, карточки (заготовки) по количеству детей, цветные карандаши.

Непосредственно образовательная деятельность

Здравствуйте ребята, я думаю вы все любите сказки, а особенно когда вам её показывают. Я предлагаю вам посмотреть и внимательно послушать настольный театр «Курочка ряба».

А теперь присаживайтесь все за столы, давайте вместе найдём короткие предложения в тексте, которые состоят из 2 и 3 слов, и графически запишем эти предложения в тетрадь, а я буду записывать на доске.

Какие все молодцы, всё правильно сделали, а сейчас давайте будем составлять предложения по «живой модели», посмотрите это мишка, скажите мне, пожалуйста, какой он (косолапый, плюшевый). А сейчас я выберу, кто из вас будет «мишка», кто - «косолапый». А вы будете моделировать предложения:

Косолапый мишка.

Мишка косолапый.

Теперь мы добавим действия «сидит» или «лежит».

Мишка косолапый сидит.

Косолапый мишка сидит.

Сидит косолапый мишка.

Я думаю вы устали, давай немножко отдохнём!

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Три нагнулся.

Руки в стороны развёл -

Ключик, видно, не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Вот мы и отдохнули и теперь с новыми силами будем беседовать и играть. Давайте сейчас поговорим о словах и об их значениях.

Смотрите, как много вокруг нас различных предметов и каждому дано название, и он выражено определённым словом (стол, стул, шкаф, игрушка). Но есть слова, которые называют несколько предметов. Послушайте стихотворение

Д. Лукича «Ключ».

Много разных есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

Скажите, какие бывают ключи? (дети отвечают). Правильно. Одно слово «ключ» обозначает много разных предметов, имеет много значений. Это слово многозначное.

Теперь приготовьте мне свои пальчики, мы с ними тоже немножко поиграем.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик - самый сильный,

самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит посередине.

Этот пальчик безымянный -

Он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал!

Вот и пальчики наши отдохнули и могут приступить к работе. Мы с вами поиграем в «Волшебные карточки», я сейчас раздам вам карточки, в каждой карточке изображена какая-либо деталь, вам необходимо будет дорисовать картинку и раскрасить (квадрат, треугольник, прямоугольник, флажок).

Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали, что вам больше всего запомнилось (ответы детей). Вы сегодня хорошо старались, мне очень понравилось как вы внимательно слушали. Спасибо большое за внимание.

Публикации по теме:

Проведение утренней гимнастики в режиме дня детского сада занимает 5 - 15 минут в зависимости от возраста детей. Она оказывает существенное.

Дифференциация звуков [ч]-[т’]». Дидактическая игра «Магазин». Составление предложений с глаголом «хотеть» Ход занятия. 1. Оргмомент: сядет тот кто назовёт первый звук в слове (чайка,Чебурашка,чудо,тень,тина.) 2. Какие звуки вы сейчас назвали?.

Конспект открытой НОД по развитию речи средняя «Б» группа Тема «Составление описательных рассказов по игрушке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко» комбинированного вида КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ.

Задачи: Воспитывать желание составлять рассказ по картинке. Учить детей составлять рассказ по картинке, включая в него наиболее точные слова.

Конспект занятия по математике «Ритм (поиск и составление закономерностей)» (средняя группа, дети пяти лет) Тема: Ритм (поиск и составление закономерностей) Цель: Сформировать представление о ритме (закономерности, умение в простейших случаях.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа из личного опыта» разновозрастная группа от 4 до 6 лет Программное содержание. Развивать умение отбирать для рассказа из личного опыта самое интересное и существенное; включать в повествование.

Тема. Составление предложений по сюжетной картинке.

Цель. Закрепить правила записи предложения.

Задачи: - учить составлению предложений по сюжетной картинке, совершенствовать умение составлять предложения;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, умения соотносить написанное с картинкой; умение работать в парах;

Корригировать мышление на основе упражнений в отгадывании загадок и подборе обобщающих слов, при работе по карточкам;

Воспитывать положительную мотивацию, усидчивость.

Ход урока.

I . Орг. момент.

1. Посадка, проверка готовности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Ну, начнем урок, друзья!

2. Психологический настрой.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

3. Мотивация.

Какой сейчас урок? (урок письма и развития речи)

Чему мы учимся на уроке письма и развития речи? (грамотно писать и говорить)

Для чего нам нужно уметь писать? (чтобы подписывать открытки, писать письма, заполнять документы)

Как вы должны работать на уроке?

- (Хором) На уроке не спешу,

Аккуратно я пишу,

Чтоб учитель мне в тетрадь

За урок поставил «5».

Я желаю вам хорошо поработать и получить хорошие оценки.

Оценивать себя будете самостоятельно, с помощью листов самооценки.

Если задание выполните правильно и аккуратно, ставите 2 балла, если допустите 1-2 ошибки или выполните неаккуратно, ставите 1 балл, если с заданием не справитесь, ничего не ставите. Тот, кто заработает 9 и более баллов, получит оценку «5», 6 – 8 баллов – оценку «4», меньше 6 баллов – оценку «3».

Сегодня на уроке работать будем все вместе, в парах и самостоятельно.

II . АОЗ

1. Повторительно – обобщающая беседа.

- Ребята, давайте вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке?(предложение)

Что такое речь? (Всё, что мы говорим, читаем, слышим)

Для чего нужна речь? (Чтобы общаться)

Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений)

Из чего состоит предложение? (Из слов)

Чем отличается набор слов от предложения? (в предложении мы рассказываем о предметах)

Как правильно оформляется предложение на письме? (первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку)

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Королевству Предложения, где нас будут поджидать разные интересные задания, которые записаны на табличках.

2. Проверка домашнего задания.

А чтобы отправиться в путешествие мы должны проверить домашнее задание. Какое задание нужно было выполнить дома? (записать предложение, подходящее к рисунку, подчеркнуть начало и конец предложения.)

Откройте тетради, проверим домашнее задание. Приготовьте сигнальные карточки.

Что мы сейчас делали? (проверяли домашнее задание)

Зачем мы проверяли домашнее задание? (чтобы проверить, у всех ли правильно выполнено)

3. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: «Составление предложений по сюжетной картинке.»

Сегодня на уроке мы закрепим правило записи предложения, будем учиться составлять предложения по сюжетной картинке.

III . Закрепление изученного материала.

Подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Точка внимания»

Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

крепко сжать кулаки

напряженно вытянуть пальцы

Отдыхаем.

расслабить кисть

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди

1. Запись числа в тетрадь.

Какое сегодня число?

Сколько нужно строчек отступить вниз, чтобы записать число? (2)

Сколько пальчиков от края? (4)

2. Минутка чистописания.

Ребята, посмотрите, в королевстве Предложения растёт яблоня, и на ней табличка с заданием для вас. Минутка чистописания.

На минутке чистописания мы будем писать букву, в которой нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла.

Что это за буква? (о)

Какая это буква? (гласная)

Какие буквы мы пишем на уроке письма? (прописные и строчные)

Прописная это какая буква? (большая)

А строчная это… (маленькая)

На минутке чистописания мы повторим, как пишется прописная и строчная буква «О о»

Посмотрите, как правильно пишется эта буква.

Возьмите ручку, пропишем эту букву в воздухе.

На следующей строчке пропишите, чередуя прописную и строчную букву «О о».

Что мы сейчас делали? (писали минутку чистописания)

Зачем мы пишем минутку чистописания? (чтобы уметь красиво, правильно писать буквы)

3. Словарная работа.

Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Большая Забияка
Грозная(Собака.)

Какая буква пропущена? (безударная гласная о)

Словарную работу будем писать на доске и в тетрадях. Как будем писать в тетрадях? (одну строчку вниз, 2 пальчика от края, начну писать с большой буквы)

На доске запишет Денис.

На какой слог падает ударение? (на второй ба)

Какую букву нужно запомнить? (безударную трудную гласную о)

А когда собака гуляла по двору, она услышала чей-то голос. Попробуйте угадать.

На доске запишет Аня, остальные в тетрадях.

Ребята, что даёт нам корова? (молоко)

Какая буква пропущена? (безударная трудная гласная о)

На доске запишет Стас, остальные в тетрадях.

Ребята, на какие две группы можно разделить эти слова? (Собака и корова- домашние животные, молоко - продукт)

Что мы сейчас делали?

Зачем мы пишем словарные слова? (чтобы их запомнить и писать без ошибок)

А сейчас немного отдохнём, и физминутку проведём.

Физминутка.

Быстро все ребята встали

Руки быстро вверх подняли

Быстро хлопнули 5 раз

А теперь морганье глаз:

Быстро – быстро поморгали

И ногами постучали

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились

Вправо – влево 10 раз

Отдохнул уставший класс.

Тихо сядет первый ряд, ёще тише второй ряд и тише всех третий ряд.

4. Работа по учебнику.

А сейчас мы с вами возвращаемся в королевство, и читаем следующую табличку: «работа по учебнику».

Откройте учебники на стр. 157, найдите упр.4

Рассмотрите рисунки. Кто нарисован на первом рисунке? (девочка с котёнком и щенком)

Что она с ними делает? (держит на руках)

Кто нарисован на втором рисунке? (котёнок и щенок)

Что они делают? (лакают молоко)

Кто изображён на третьем рисунке? (котёнок и щенок)

Что они делают? (бегают за бабочками)

Составим рассказ. Начало каждого предложения написано под рисунком. Первое предложение составит Данил. Следующее предложение – Паша. И последнее предложение Стас Исаков.

Запишем наш рассказ в тетрадь. Писать будем аккуратно, не выходя за строчку. Давайте вспомним, как правильно оформляется предложение на письме? (Первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку.)

Отступите 1 строчку вниз, 3 пальчика от края, запишите «Упражнение 4.»

На следующей строчке 2 пальца от края, и первое предложение на доске запишет Денис, остальные в тетрадях.

Второе предложение запишите самостоятельно. Какое предложение запишет Юля? - А Денис, Анияз, Стас запишут ещё и третье предложение. Какое ещё предложение запишет Анияз.

Закончили. Давайте проверять. Начинает читать Юля.

Как написала первое слово? (с большой буквы)

Что поставила в конце предложения? (точку)

Следующее предложение читает Анияз.

Как записал предложение? (первое слово с большой буквы, в конце поставил точку)

Что вы сейчас делали? (записывали предложения)

Что составляли из предложений? (рассказ)

5. Работа по карточкам.

Ребята, посмотрите, табличка с каким задание у нас ещё есть? (работа по карточкам)

Работать будете в парах. В нашем королевстве Предложения живут домашние животные. (слайд)

У вас на столе конверт, в котором лежат карточки со словами. Вам нужно составить предложения из этих слов об этих домашних животных.

Возьмите конверт, приступайте к работе.

(Петух сидит на заборе. Собака лает на коз. Козы едят капусту. Утята плавают в пруду. Курица с цыплятами клюют зерно. Лошадь и жеребёнок пасутся на лугу.)

Начинаем проверять. Какое предложение получилось у Кати с Данилом?

Как определили порядок слов в предложении? (первое слово с большой буквы, в конце предложения точка)

Какие предложения у Дениса с Юлей?

(читают по порядку все остальные)

О ком все эти предложения? (о домашних животных)

1. Объяснение домашнего задания.

Ребята, сложите карточки обратно в конверт. Дома запишите эти предложения в тетрадь, подчеркнёте начало и конец предложения.

С чем мы сейчас работали? (с карточкой)

Какое задание выполняли? (составляли предложение)

IV . Итог.

2. Подведение итога.

Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. А вернуться в класс мы сможем, если повторим тему нашего урока.

Какая тема нашего урока? (Составление предложений по сюжетной картинке)

Чему учились на уроке? (составлять предложения по картинке)

Как правильно оформлять предложение на письме? (Первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку)

Какие задания выполняли? (минутка чистописания, словарная работа, работа по учебнику и по карточкам)

3. Оценивание.

- Стас, как ты думаешь, кто сегодня на уроке работал лучше всех?

Юля, кто сегодня на уроке был активнее?

Возьмите листы самооценки. Посчитайте, сколько баллов вы набрали.

Поднимите руку, кто набрал 9 и более баллов. Я согласна с вашей оценкой, за урок вы получаете «5». Поднимите руку, кто набрал от 6 до 8 баллов. Вы получаете «4». Поднимите руку, кто заработал 5 и менее баллов. Ваша оценка за урок «3».

4. Рефлексия.

Ребята, закончите предложение

Сегодня на уроке

я научился…

я похвалил бы себя за...

мне было интересно...

Урок окончен. Всем спасибо.