Информационные системы и технологии профессия кем работать. Специальность "Информационные системы и технологии" (бакалавриат)

Описание

Бакалавров, получающих образование в области информационных систем и технологий, учат:

  • осуществлять комплексный анализ разрабатываемых проектов и проводить консультации, помогающие обеспечить подготовку производственного процесса и технического обслуживания;
  • изучать взаимосвязи в информационных комплексах и проводить системный анализ заданной области;
  • создавать прикладные и базовые технологии;
  • проводить комплекс работ, направленных на освоение и финишную модернизацию технологических процессов на этапе подготовки производственного процесса нового продукта;
  • принимать непосредственное участие в вычислительных тестированиях и экспериментах, направленных на проверку точности и актуальности применяемых математических моделей;
  • корректировать стратегию проекта, исходя из инфраструктурного обеспечения предприятия и действующих в нем информационных систем;
  • собирать конечную программную систему, используя для этого готовые элементы и компоненты;
  • обеспечивать непрерывную работу и сопровождать информационные технологии и системы, опираясь на требования по качеству и надежности;
  • составлять доступные инструкции для персонала по применению правильной техники эксплуатации.

Кем работать

Тем, кто не только овладел навыками в области информационных систем, но и имеет творческий потенциал, можно успешно трудиться специалистом по компьютерной анимации. Также во многие продюсерские центры и различные фотостудии требуются профессиональные мастера по обработке видео. Бессменным лидером среди профессий, на которых работают квалифицированные выпускники в этой области, являются все сферы, связанные с программированием. Они могут быть html-верстальщиками, что в условиях динамично развивающейся интернет-сферы является особенно актуальным; ERP-программистами и web-администраторами. Во многие рекламные агентства требуются дизайнеры компьютерной графики, где можно вырасти до ведущего специалиста в данной сфере.

Итак, сегодня мы с вами изучим "Информационные системы и технологии" (специальность). Выпускники данного направления очень часто сталкиваются с проблемой трудоустройства. Изначально всем говорят, что такого явления не будет - каждый получивший диплом без проблем устроится туда, куда ему хочется. Но только на деле все получается немного иначе. Поэтому лучше заранее знать, какая карьера может "светить" вам, если вы выберите для поступления "Информационные системы и технологии" (специальность). Давайте же постараемся разобраться, какие вакансии всегда открыты для выпускников данного направления. Их очень много. И многие абитуриенты даже не догадываются, кем они могут устроиться работать в дальнейшем.

Инженерия

Первый вариант, который только можно предложить (особенно мужчинам), - это работа инженером. - специальность, которая создана именно для данной задумки. То есть чтобы выпускать дипломированных инженеров. Только о данном факте рассказывают далеко не многие университеты. Ведь в последнее время данная вакансия считается не самой популярной среди молодых специалистов. А значит, "Информационные технологии и системы связи" - специальность, на которую пойдут учиться немногие.

Плюс ко всему, зарплата среднестатистического инженера в России не такая уж и высокая. А вот ответственность и обязанности - огромны. Разумеется, только малое количество абитуриентов решится на такой шаг. И по этой причине приходится завлекать новых студентов громкими обещаниями относительно будущего трудоустройства. Но так ли все хорошо на самом деле?

Учитель

Специальность 090302 ("Информационные системы и технологии") позволяет будущим выпускникам выбрать самостоятельно будущее место работы. Главное, чтобы оно было связано с IT-технологиями. И сейчас, в век компьютерного прогресса, подыскать что-то стоящее не составит труда. Только вот конкуренция тут огромная. Поэтому иногда выпускники направления встречаются в очень "интересных" местах.

Например, в школах. Любой выпускник может устроиться туда на работу. Например, в информатики. Ведь работа по специальности "Информационные системы и технологии" подразумевает демонстрирование своих навыков относительно техники. Кроме того, изредка студенты, выпустившиеся с направления, встречаются в качестве учителей труда.

Но работа в школе - это не та перспектива, что должна привлечь юного студента обучаться целых 5 лет. Сейчас учителем могут взять работать любого человека, показавшего свои знания в том или ином школьном предмете. Да и зарплата у таких работников, прямо скажем, маленькая. А вот ответственности (также, как и у инженеров) очень много. Таким образом, это не самое лучше место для работы. Разумеется, если только у вас не "лежит душа" к данной деятельности. В остальных случаях студенты стараются сначала узнать подробно о специальности "Информационные системы и технологии", затем - изучить будущие места работы, а потом принимать решение о поступлении и дальнейшем обучении. Что еще можно предложить таким выпускникам?

Работа в службе связи

В последнее время люди очень стремятся попасть на работу к разным интернет-провайдерам или в прочие службы связи. Причем первое место считается более престижным, нежели второе. Кем тут работать?

Альтернатив очень много - от обычного консультанта до монтажника или инженера. Как правило, выбирается именно "монтаж оборудования". Тут придется применять все навыки, полученные в период обучения на практике. Плюс ко всему, если вы хорошо учились, то данное занятие не доставит вам неприятностей. Зато заработная плата, скорее всего, только порадует. Что конкретно делать? Налаживать проблемы на линии передач, а также устанавливать необходимое оборудование клиентам и исправлять неполадки. Например, прийти в квартиру, проложить кабель и подключить интернет-модем и кабельное телевидение с приставкой.

Правда, иногда именно инженер по специальности "Информационные системы и технологии" способен быстро уладить аварию на станции, которая "отрезает" интернет-связь и телефонии у клиентов. И такие специалисты крайне ценятся. Их зарплата тоже радует, только вот ответственности и выполняемых задач слишком много. Рабочий график может "вызвать" вас с отдыха, если этого потребует ситуация. По этой причине данная должность не пользуется огромной популярностью. Зато у выпускников есть еще очень много разных альтернатив построения карьеры. Какие именно?

Оператор

Специальность "Информационные системы и от выпускников получает разные. Но все они, в большинстве случаев, связаны с дальнейшим трудоустройством. И чем престижнее места, тем лучше мнения.

Только не стоит радоваться, что здесь все очень хорошо. Дело все в том, что по специальности удается работать только малому количеству выпускников. Остальные вынуждены искать себе хоть какое-нибудь место для построения карьеры. И зачастую можно встретить их в качестве операторов связи.

Точнее, речь идет о телефонном операторе-консультанте. Если честно, то на данную должность может устроиться даже человек без образования. Тем не менее некоторые выпускники предпочитают именно это место. В зависимости от деятельности фирмы вы должны будете просто давать консультации или продавать какой-нибудь товар или услугу. И за это получать деньги. По правде говоря, не особо "пыльная" работенка, которая приносит средний доход.

Только вот информационные системы и технологии, специальность, которую дает это направление обучения - вещь нелегкая и требующая труда. И обучаться там, чтобы потом работать самым обычным оператором на телефоне, - глупо. Ведь, как уже было сказано, данную должность может занимать даже человек без высшего образования. Все чаще и чаще в качестве телефонных операторов начинают работать школьники от 14 лет. Отсюда следует вывод - полное отсутствие карьерного роста. Таким образом, приходится искать альтернативные места для построения собственной карьеры. Особенно если вы - молодой и амбициозный

Менеджер

Вы решили окончить специальность "Информационные системы и технологии"? Кем работать после выпуска - вот то, что должно волновать вас еще при поступлении в вуз. Дело все в том, что именно как уже было неоднократно подмечено, влияет на успешность и популярность направления. Вроде бы с нашим сегодняшним все в полном порядке. Только вот найти место работы в действительности оказывается очень трудной задачей.

Поэтому многие просто предпочитают устраиваться "куда возьмут". И очень распространенной вакансией является "менеджер по продажам". Для данной карьеры вам не придется узнавать код специальности "Информационные системы и технологии", обучаться там долгое время, защищать диплом и так далее. Просто достаточно прийти к работодателю и показать свое стремление работать. Изредка на данную вакансию требуют наличие хоть какого-нибудь диплома.

Карьерный рост тут иногда присутствует, но не особо большой. График работы, как правило, довольно гибкий. А заработная плата держится на среднем уровне. Плюс ко всему, работа менеджером по продажам дает хоть какие-то гарантии на стабильность. Именно это и требуется молодым выпускникам. Стабильность - залог большого успеха практически в любой карьере. Но есть тут один минус - это огромная конкуренция. Менеджеров по продажам сейчас и так очень много. Так что, если вас устраивает данная карьера, поторопитесь подыскать себе наиболее престижное место для работы.

Индивидуальный предприниматель

Следующий вариант развития событий - это путь индивидуального предпринимателя. Данная "вакансия" (если ее можно таковой назвать) доступна, в принципе, всем и каждому. Вам потребуется просто придумать идею для собственного дела, а затем реализовать ее.

Индивидуальными предпринимателями работают очень многие выпускники разных специальностей и направлений. Почему? Все благодаря свободе действий - ваша карьера целиком и полностью будет зависеть только от собственных стремлений и успехов. Точно так же, как и собственный заработок. Сколько наработали - столько и получили.

И тут неважно, кто вы - филолог, физик, менеджер, экономист или программист. Главное, чтобы у вас были идеи. Наиболее популярное занятие тут - это ведение бухгалтерии, открытие небольших магазинчиков, а также салонов красоты или спортивных залов. То, что так необходимо людям.

Написание текстов

Вы окончили специальность "Информационные системы и технологии"? Кем работать по выпуску? Если вы еще не готовы работать за копейки или строить собственное дело, то самое время опробовать себя в качестве... фрилансера. Точнее, речь идет о копирайтерах и рерайтерах.

В чем заключается работа? В написании текстов под заказ. Относительно IT-технологий сейчас можно найти довольно много разных заказов. Оплачиваются они прилично (от 50 рублей за 1 000 символов без пробелов), а график работы, как правило, выбирается копирайтером лично. Вы можете сделать заказы с самого утра за несколько часов, а потом весь день отдыхать, или же "растянуть" их на долгое время. В качестве места работы можете выбрать разные биржи фриланса. Они помогут найти вам заказчиков, причем постоянных. А это - самый настоящий гарант стабильного дохода.

Писатель

Следующая вакансия, которую только можно предложить, - это писательство. Не стоит путать его с копирайтингом или рерайтингом. Ведь в первом случае вам нужно писать книги и литературу, а во втором - самые обычные, коротенькие (а иногда и не очень) тексты.

По правде говоря, лишь малое количество выпускников специальности "Информационные системы и технологии" выбирают путь писательской деятельности. Ведь ей, как правило, может также заниматься любой человек. Даже без образования. Все, что от вас потребуется, - это время и фантазия. Естественно, если у вас "хорошо можно позариться на написание разных методичек, а также специализированной литературы, которая поможет студентам. Только это, опять же, крайне редкое явление.

Обычно писателями становятся совместно с какой-то другой работой. Ведь написанные книги приносят доход не сразу. А деньги нужны всегда. Поэтому можете попытаться в свободное время написать рассказ или Получилось? Тогда можете продолжать дальше.

Офис-менеджер

Также любой выпускник может работать офис-менеджером. Данная вакансия популярна среди молодых девушек. Независимо от оконченного направления они с огромной охотой идут работать в офис, пока не подыскали себе более престижное место.

Как правило, офис-менеджеры выполняют офисную работу и "контактируют" с важными бумагами фирмы. Только на практике такие работники обычно сидят за компьютером, обрабатывают информацию и играют в игры, пока начальство не видит. Заработок тут низкий для мужчин, зато средний (порой и высокий) для женщин. График работы стабильный. Это и привлекает молодых специалистов.

Системный администратор

Разумеется, нельзя обойти стороной такую вакансию, как системный администратор. По правде говоря, "Информационные системы и технологии" - специальность, которая эту должность предполагает одной из профилирующих. Работа сисадмином считается довольно престижной. Особенно если вы точно знаете свое дело.

График работы у системного администратора гибкий. Плюс ко всему, есть перспектива карьерного роста. Также выпускников привлекают зарплаты. В среднем оплата труда составляет около 15-20 тысяч рублей в месяц. И все это в сочетании с гибким рабочим графиком, а также с довольно простыми задачами и небольшой ответственностью. Что еще нужно для успешной карьеры?

Альтернативы

На самом деле, если у вас есть диплом по информационным системам и технологиям, то перед вами открыта почти любая вакансия. За исключением детского воспитателя в саду и врача. Поэтому студенты зачастую начинают строить карьеру еще во время обучения.

Помимо системного администрирования, выпускники выбирают направления программирования, 3d-дизайна и обработки информации на компьютере. Иначе говоря, все вакансии, которые как-то связаны с ПК, подойдут. Главное - тщательно выбирать место для работы и обращать внимание на необходимые задачи для выполнения на рабочем месте.

Система образования в нашей стране сформирована на базе советской. Её основатели считали, что человек должен иметь в своём арсенале знания из всех сфер деятельности, но понемногу. Это кардинально отличается от проводимой на Западе политики, когда каждый выпускник является очень узким специалистом в своей отрасли, с минимальным знанием смежных дисциплин. А вот наши обладатели дипломов, отучившись по специальности информационные системы и технологии, кем работать - не знают.

Особенности образования и выбора специальности.

Будущую специальность выпускники школ выбирают на основании советов родителей, пламенных речей во время «дней открытых дверей», проходных баллов. В 17-18 лет сложно понять, чего ты хочешь от жизни и какому делу ты готов её посвятить, поэтому назвать выбор осознанным очень сложно. Часть студентов не боятся в течение нескольких первых лет отчислиться или перевестись на другой факультет, поняв, что совершили ошибку в момент поступления.

А кто-то так и доучивается до диплома, чтобы иметь хоть какую-то специальность и возможность устроиться на перспективную должность .

В этом нет ничего плохого, практичное решение. Уже имея за собой бюджетное место вы с минимальными затратами получите диплом и сможете пойти работать. А забрав документы и попытав счастья в другом месте, никаких гарантий удачного поступления у вас нет. В некоторых бывших республиках Союза в законодательстве закреплено, что абитуриент имеет право лишь на одну попытку получения бюджетного образования , так что будьте внимательны.

4 специальности для выпускников.

А иногда случается такое, что студенту настолько нравится обучение, что он даже не задаётся вопросом: «А что дальше?». Можно выбрать работу:

  1. Инженером.
  2. Системным администратором.
  3. Преподавателем.
  4. Разработчиком программного обеспечения.

Если вам понравился учебный процесс, это ещё не значит, что надо выбирать третий вариант. С другой стороны «баррикады» всё выглядит несколько иначе - однотипные студенты, низкий уровень заинтересованности и вовлечённости в учебный процесс, чтение одних и тех же лекций, на протяжении долгих лет. Но некоторые получают от этого элементарное удовольствие, осознавая свою возможность влияния на умы нового поколения. Да и труд в государственных структурах может быть подспорьем для хорошей пенсии и заманчивых предложений от частных компаний .

Создаём и настраиваем сети

В описание труда системного администратора можно особо не углубляться. Основная его задача - поддерживать работоспособность сети компьютеров. Или создать такую, если её ещё нет на предприятии.

Работа не очень сложная и требует небольшого набора знаний, с ней прекрасно справляются выпускники профильных технических училищ. Но если предложение поступило от солидной организации с заманчивой заработной платой, почему бы не попробовать себя в этом направлении? К тому же если речь идет о крупных корпорациях, интересность и сложность поставленных перед администратором задач растёт. Вас гарантированно тепло примут в коллективе, ведь никто не хочет ссориться с тем, кто может отключить доступ к развлекательным сайтам и социальным сетям.

А если вы качественно выполняете свою работу, «дёргать» практически не будут - всё работает, системный администратор отдыхает .

Работа на предприятии и возможность быстро «пробиться».

Если решили устроиться инженером или разработчиком программного и аппаратного обеспечения - перед вами буду стоять уже гораздо более сложные задачи. Как правило, в зоне вашей ответственности будет какая-то техническая часть предприятия - вплоть до конвейера. Такой сотрудник ответственен за работоспособность подконтрольного оборудования, его обновление и запуск новых систем управления. Должность именно разработчика выбирают те, кто был неравнодушен к кодированию и программированию на протяжении всего срока обучения. При наличии реальных знаний и навыков, можно добиться неплохих результатов уже в первый год.

В этой отрасли нет «старичков» и не такая жёсткая субординация, при подаче и реализации хороших идей начальство замечает очень быстро. Главное воспользоваться сложившейся ситуацией.

В видео ролике Владимир Кротов, преподаватель кафедры Информационных систем, доктор технических наук, расскажет об этой профессии:

В списке мы забыли упомянуть возможность работать менеджером, имея диплом данной специальности. Но этот вариант не открывает особых перспектив и выглядит сомнительным для тех, кто решил связать свою будущую профессию с информационными технологиями.

Выбираем рабочее место.

С общим направлением мы определились, но куда конкретно податься ?

  • Для преподавателей всегда найдутся места в частных и государственных университетах, школах, лицеях и училищах. Благо, информатику изучают практически все. Мы бы рекомендовали именно государственные вузы - больше надёжности и контингент интересней.
  • Системный администратор может попытать счастье в муниципальных организациях и частных конторах - объём зарплат напрямую зависит от престижности фирмы.
  • А вот инженерам мы бы посоветовали попытать счастья в добывающей промышленности, высокий уровень оплаты труда совмещается с неплохими перспективами.
  • Разработчики и так уже знают все серьёзные IT-компании, которые могут их заинтересовать. Не стоит забывать о фрилансе.

Закончив «информационные системы и технологии», кем работать выбрать довольно сложно. Принимайте решение на основании своих желаний и амбиций, а не сиюминутных порывов. Ведь закладывать начало своей карьеры надо с умом.

Видео о перспективах трудоустройства

Эта специальность в духе времени, если можно так сказать. Она может дать вам знания, которые точно будут востребованы в современном информационном технологичном мире. Информационные системе повсюду. Умение работать с информацией во всех смыслах даст вам гарантированное место на рынке труда. В рамках специальности студенты будут изучать ряд узкоспециальных дисциплин (могут варьироваться и дополняться в зависимости от профиля): инструментальные средства, моделирование и архитектура ИС, компьютерная графика, технологии программирования и баз данных, технология обработки информации, теория информатики, информационные и сетевые технологии. Приоритетная задача курса – обучить молодого специалиста, который сможет реализовывать себя в любых областях, связанных с компьютеризацией, автоматизацией, информационными технологиями. Здесь не обойтись без любви к точным наукам, знания которых и проверяют у абитуриентов.

Не за горами выпускные экзамены. За которыми неизбежно последуют размышления выпускников о том, что делать (как жить) дальше?

Представил я себя в роли старшеклассника, решившего по тем или иным причинам (например, после изучения обзора о спросе/предложении на рынке ИТ-труда, или под впечатлением слов о расширении на 35% количества бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям) поступить в технический вуз и стать высококвалифицированным программистом.

Напомню, что такого рода специальность является одним из 23 “листьев” древовидной “Европейской классификации ИТ-специалистов” . Кроме того, так называется один из профессиональных стандартов в области ИТ , разработанных под эгидой АПКИТ и утвержденных приказом Минтруда РФ.

На сайте одного из вузов Минкомсвязи (дабы меня не обвинили в его рекламе, название данного вуза не раскрываю) читаю такие строки:

"Факультет информационных технологий *** проводит обучение студентов по нескольким направлениям в области инфокоммуникаций и информационных технологий.
1. Направление «Информатика и вычислительная техника» , профиль «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем». Выпускники этого профиля высококвалифицированные программисты, спрос на которых на рынке труда постоянно растет и в обозримом будущем уменьшаться не будет. Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик на любом производстве, в банковской сфере, в области разработки и эксплуатации информационных систем. По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”.

Ориентировочные сведения о заработках выпускников вуза, проценте трудоустроившихся по специальности после окончания бакалавриата или магистратуры, а также количество бюджетных мест по данному направлению и сведения о проходном балле в аннотации данного направления отсутствуют. Что, конечно, печально. Но понятно, что если абитуриент решил стать высококвалифицированным программистом, то ему есть смысл рассмотреть обучение в данном вузе по данному направлению в качестве одного из возможных вариантов своего карьерного роста.

Однако интересно отметить, что профиль с таким же названием «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем» фигурирует и в аннотации другого направления подготовки специалистов данного вуза.

Вот что говорится на сайте факультета информационных технологий упомянутого выше учебного заведения ***:

2. Направление «Информационные системы и технологии» , профиль с тем же названием. Выпускники этого профиля высококвалифицированные специалисты в области проектирования, разработки и реализации различного рода информационных систем, применяемых в настоящее время практически в любой сфере деятельности. Потребность в специалистах данного профиля очень велика и выпускник может без труда устроиться на работу в любую приглянувшуюся ему компанию. Выпускники *** этого направления разрабатывают информационные сайты компаний, создают базы данных, в том числе и для распределенных информационных систем”.

Обратите внимание: в аннотации этого направления отсутствуют слова типа “Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик там-то и там-то… По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”. Выходит, спрос на программистов, прошедших в вузе *** обучение по направлению «Информационные системы и технологии» ниже, чем на программистов, прошедших в том же вузе обучение по направлению «Информатика и вычислительная техника»?

Так по какому направлению ФГОС ВПО (федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) лучше обучаться тем, кто хочет стать высококвалифицированным программистом: 09.03.01 (“Информатика и вычислительная техника”) или 09.03.02 (“Информационные системы и технологии”)? Что вы думаете на этот счет? Да и вообще, по каким критериям следует выбирать вуз абитуриенту, решившему стать высококвалифицированным программистом или другим ИТ-специалистом?

Вот ещё одна заметка по теме данного поста: “Да, с ИТ-образованием все не так, как надо. Но что делать-то?” . Она написана в октябре прошлого года и в ней, среди прочего, отмечается, что проблема эта с отсутствием ИТ-специалистов в нужном количестве и должного качества не вчера возникла и не завтра решится. Да и не факт, что решится вообще. В лучшем случае – она лишь в той или иной степени сгладится. А ещё там отмечено, что ежегодно из образовательных организаций высшего образования России выпускается до 25 тысяч ИТ-специалистов. При этом сегодня только 15-20% выпускников по инженерным специальностям пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий. То есть абитуриентам следует выбирать вуз и факультет очень тщательно. Дабы попасть в те самые 15-20% выпускников, которые пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий.

Возникает и такой вопрос. Почему “Будущие российские айтишники не ориентируются в выборе специальности” ? По причине отсутствия в стране грамотной системы профориентации или по причине того, что технические вузы, в образовательных программах которых есть ИТ-специальности, не могут себя (свои образовательные услуги) грамотно преподнести (похвалить, прорекламировать)? А может, причина в том, что ИТ-компании проводят “Дни открытых дверей” или иные мероприятия, ориентированные на будущих айтишников не так часто и не на должном уровне?


Диаграмма из заметки