История авроры. Выживший при Цусиме

Корабль Военно-морского флота номер один вернулся после ремонта на Кронштадтском морском заводе к месту своей вечной стоянки у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге. Все работы на нем успешно завершены. Гордость российского флота, любимец Северной столицы восстановил свой прежний архитектурно-исторический облик. И это важный знак того, что мы, наконец, начинаем беречь реликвии собственной истории вне зависимости от виражей идеологической конъюнктуры. Корабль, который в советское время олицетворял старт победоносной Октябрьской революции, после завершения реконструкции возвращается в центр Петербурга, чтобы украсить морскую столицу и дать богатую пищу для ума и повод для гордости представителям самых разных поколений и культур.

Корабль номер один отечественного Военно-морского флота передан ему в присутствии заместителя главкома вице-адмирала А.Н. Федотенкова и отбуксирован в Санкт-Петербург. Приемный акт по итогам ремонта «Авроры» подписан 15 июля 2016 года в торжественной обстановке на Кронштадтском морском заводе.

Операция по возвращению корабля к месту вечной стоянки проведена ночью, когда уровень воды в Неве максимально высок. Крейсер «Аврора» покинул Кронштадтский морской завод в 21.00.

Сопровождали крейсер к месту вечной стоянки пять буксиров, один из которых приписан к Ленинградской военно-морской базе, водолазный и пожарный катера.

«Аврора» первой пошла в плановую разводку мостов с 15 на 16 июля. Все остальные суда, входящие и выходящие из Невы, пропустили легендарный крейсер. График ночного прохождения корабля по Неве был заранее согласован с графиком разводки мостов - Благовещенского, Дворцового и Троицкого.

Глубокой ночью корабль при полной иллюминации подошел к месту своей стоянки, где была проведена сложная операция по его раскантовке и заводке на место стоянки между четырьмя установленными бочками, заведению швартовых и постановке трап-моста весом в 17 тонн. Все эти действия завершились к утру 16 июля.

К возвращению крейсера место его стоянки готовили специальные плавсредства из состава Ленинградской военно-морской базы. Промеры, проведенные военно-морскими гидрографами, и штурманские расчеты показали, что запас глубины под килем «Авроры» у Петроградской набережной составит 1,75 метра. Это, по мнению моряков, гарантирует безопасность стоянки корабля первого ранга. Пока «Авроры» не было на месте, город реконструировал Петроградскую набережную и провел осмотр коммуникаций, к которым подключен крейсер.

Тактико-технические характеристики крейсера «Аврора»

«Аврора» - бронепалубный крейсер первого ранга Балтийского флота типа «Диана». Построен на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге в 1903 году.

Крейсер «Аврора» был вооружен 42 пушками четырех различных калибров, тремя торпедными аппаратами. Полное водоизмещение его - 7130 тонн, а толщина брони - от 63,5 мм на палубе до 152 мм - на рубке. Идти он мог со скоростью 19,2 узла, а максимальная дальность его составляла 4000 морских миль. Экипаж крейсера насчитывал 570 человек, в том числе 20 офицеров. Длина крейсера составляет 126,8 метров, ширина - 16,8 метров, а глубина осадки - 6,4 метров.

История службы крейсера «Аврора»

Боевое крещение «Аврора» получила во время Русско-японской войны - она была одним из двух русских кораблей, уцелевших в Цусимском сражении в мае 1905 г. После войны в 1906 г. крейсер вернулся в Санкт-Петербург и стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. С корабля была частично снята малокалиберная артиллерия, добавлены два орудия калибра 152 мм.

С началом Первой мировой войны в 1914 г. крейсер вошел в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота, проводил артиллерийские стрельбы и нес дозорную службу. К лету 1914 г. на «Авроре» были установлены четырнадцать 152-мм орудий и четыре 75-мм зенитных пушки.

После Октябрьской революции

7 ноября (25 октября по ст. ст.) 1917 г. корабль оказался в центре революционных событий: считается, что холостой выстрел «Авроры» стал сигналом к захвату большевиками Зимнего дворца. Впрочем, по свидетельствам ряда очевидцев событий, штурм тогда начался без сигнала с корабля.

Крейсер «Аврора»: гордость флота России

После революции крейсер находился в резерве флота, его орудия были сняты и переданы на вооружение Волжской флотилии. В 1922 г. было принято решение восстановить «Аврору» как учебный корабль.

В этом качестве крейсер получил десять новых орудий калибра 130 мм и вошел в состав Морских сил Балтфлота.
С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. личный состав и орудия «Авроры» приняли участие в обороне Ленинграда, а сам корабль, находившийся в Ораниенбауме, был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта, получив новые зенитные орудия. После попадания нескольких артиллерийских снарядов 30 сентября 1941 г. корабль сел на грунт в Ораниенбаумской гавани.

Учебная база и корабль-музей

В октябре 1948 г. «Аврору» после восстановительного ремонта поставили на вечную стоянку у Петроградской набережной в Ленинграде. До 1956 г. крейсер был учебной базой Ленинградского Нахимовского училища. 5 июля 1956 г. на корабле силами личного состава и ветеранов был открыт Корабельный музей как филиал Центрального военно-морского музея. В 1960 г. постановлением Совета Министров СССР корабль был взят под государственную охрану как историко-революционный памятник и стал одним из символов революции 1917 г. и Ленинграда. В частности, его изображение было помещено на орден Октябрьской революции, этим орденом в 1968 г. был награжден и сам крейсер.

В первой половине 1980-х гг. корпус «Авроры» пришел в аварийное состояние, и в 1984 г. были начаты ремонтно-восстановительные работы. 16 августа 1987 г. крейсер был возвращен на место своей стоянки.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят возвращенный Военно-морскому флоту России Андреевский военно-морской флаг.
В 1990-х - 2000-х гг. музей на крейсере «Аврора» ежегодно посещали около 500 тыс. человек, проводились более 2 тыс. экскурсий. На борту корабля хранились свыше тысячи исторических экспонатов и документов. В экспозиции - 10 флагов и знамен корабля, 14 орденов и 24 медали, которыми в разные годы были награждены члены команды крейсера. Была открыта выставка подарков от правительственных, военных и общественных организаций разных стран. За время работы музея его посетили свыше 30 млн человек из более чем 160 стран мира.

1 декабря 2010 г. крейсер приказом министра обороны РФ был выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Военно-морского музея. Воинское подразделение, несшее службу на корабле, было распущено. 6 февраля 2012 г. «Аврора» была включена в состав федерального государственного учреждения культуры и искусства «Центральный Военно-морской музей» Министерства обороны в качестве филиала.


История ремонтов крейсера «Аврора»

Исторический бронепалубный крейсер «Аврора», действовавший в составе русского императорского, а затем советского Балтийского флота, многократно проходил ремонты в доках Кронштадтского морского завода и других заводов Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Результаты крайнего последнего можно будет увидеть уже сегодня.

«Аврора» в бетонной рубашке. Ремонт с 1945 по 1947 годы.

Великую Отечественную войну корабль встретил у стенки в гавани Ораниенбаума (ныне Ломоносов) на южном берегу Финского залива. Во второй половине сентября 1941 года во время массированных налетов германской авиации крейсер получил пробоины, в трюме взорвались снаряды. Приняв на борт тысячи тонн воды, корабль сел на грунт и оставался в полузатопленном состоянии почти до конца войны.

В 1944 году было принято решение о восстановлении крейсера в качестве памятника революции. Летом 1945 года «Аврору» подняли, откачали воду, заделали пробоины. Состояние «Авроры» было тяжелым: после аварийного ремонта крейсер дал течь и снова сел на грунт. Корабль отбуксировали в Кронштадт, где он прошел докование на Морском заводе.

Осенью 1945 года крейсер был переведен в Ленинград, где ремонтно-восстановительные работы продолжались до конца 1947 года.

В ходе капитального ремонта внешний вид корабля изменился, приблизившись к тому, что он имел в 1917 году. «Авроре» восстановили надстройки, в том числе полностью заменили дымовые трубы, сильно поврежденные во время войны. Установили вооружение, однотипное с тем, что стояло в 1917 году, но на береговых станках. Восстановили носовой мостик, деревянный настил верхней палубы сделали сосновым. Значительные изменения произошли и внутри корабля. С «Авроры» сняли изношенные котлы, заменили их на два новых, разобрали две из трех главных паровых машин, разрезали и удалили броневые шахты машинных и котельных отделений, часть вспомогательных механизмов. Всего с крейсера выгрузили около тысячи тонн различных механизмов.

Изменения особенно затронули подводную часть корпуса. Обследование, проведенное в 1945 году, показало, что он находился в состоянии, допускающем его дальнейшую эксплуатацию на плаву. Водонепроницаемости решили добиться при помощи внутреннего бетонирования обшивки.

Заделка повреждений корпуса при помощи бетона считалась в те годы наиболее эффективной и долговечной. Работы по герметизации выполнялись работниками завода «Судобетонверфь» на плаву, одновременно с другими работами, проводившимися в надводной части корпуса. Бетонированию предшествовала трудоемкая зачистка поверхностей. Затем к набору приварили стальную арматуру из прутков диаметром 6–8 мм, образовавшую сетку с ячейками 70х70 мм, и залили в нее бетон из цемента высокой марки. Облицовка железобетоном производилась по всей внутренней поверхности наружной обшивки примерно до высоты одного метра над ватерлинией. В результате получилась водонепроницаемая бетонная «рубашка» толщиной от 50 до 90 мм и весом около 450 т.

С ноябре 1947 года корабль поставили на Большой Невке у Петроградской набережной (ныне Петровская набережная). Многие годы «Аврора» служила учебной базой для курсантов Нахимовского военно-морского училища.

Музей на «Авроре» начал создаваться с 1950 года силами личного состава, ветеранов и энтузиастов. С 1956 года музейная экспозиция крейсера стала филиалом Центрального военно-морского музея.

Удержаться на плаву. Ремонт с 1984 по 1987 годы

К концу 1970-х годов вновь проявилась проблема: наружная подводная часть корпуса подверглась коррозии, внутренняя бетонная «рубашка» во многих местах потрескалась и потеряла герметичность. Корабль стал принимать воду, которую приходилось откачивать с помощью насосов. Вопрос ремонта встал с новой остротой.

Соответствующие работы с 1984 по 1987 год осуществил Ленинградский судостроительный завод им. А.А. Жданова () по проекту . Ремонту предшествовали изыскательские и проектно-конструкторские работы. В Центральном государственном архиве флота специалисты изучили около 6000 дел из 13 фондов, более 500 чертежей, описаний, документов, альбомов по механической установке и артиллерийскому вооружению.

По мнению разработчиков проекта ремонта, крейсер был инженерным сооружением, живущим по законам и традициям флотской службы. А значит, при его сохранении необходимо было читывать такие качества, как прочность, непотопляемость, пожаробезопасность и стойкость к воздействию агрессивных факторов окружающей среды.

«Корабль было решено восстанавливать не в образе застывшего монумента, а как живую быль исторических дней Великой Октябрьской революции, содержать крейсер на плаву под флагом ВМФ СССР с сохранением и обновлением музея», – писал научный руководитель работ по восстановлению и сохранению «Авроры» Виктор Буров. Однако такой подход предполагал жесткие требования к состоянию корпуса, механизмов и установок.

Концепция «Авроры» как корабля-памятника на плаву в составе флота диаметрально расходилась с концепцией, которую отстаивали многочисленные оппоненты.

Вкратце их предложения сводились к щадящему ремонту и тщательной реставрации корпуса, оборудования и механизмов.

Предлагалось несколько вариантов защиты от воздействия внешней среды: от постановки крейсера на подводный постамент до создания плавающего подводного дока.

В результате аргументы разработчиков ремонтного проекта были приняты – разрушающаяся подводная часть до 1,2 м выше ватерлинии была сочтена непригодной для ремонта и срезана. Новую подводную часть изготовили из современных материалов. Деревянная и медная части обшивки корпуса не воссоздавались. Новую подводную и старую надводную части корпуса соединили путем сварки.

Надводную часть разделили на четыре секции, установленные на новой подводной части. В машинном отделении создали котельное отделение, поместив туда музейные экспонаты – макеты двух котлов системы Бельвиля – Долголенко и элементы оборудования кочегарки.

Привели в порядок и установили кормовую главную машину. Заново изготовили карапасную палубу. На нее вернулась большая часть старых броневых листов.

Но самой главной задачей было воссоздание внешнего архитектурно-исторического облика и внутреннего устройства корабля накануне Октябрьской революции.

Были восстановлены все верхнепалубные сооружения и оборудование: артиллерийские установки, рубки, мостики, радиостанция, шлюпочное и прожекторное вооружение, аварийное и швартовое устройства, грузовые приспособления и др. Потребовались значительные работы по воссозданию внутренних помещений, связанных с боевой деятельностью крейсера. Трубы и мачты крейсера были изготовлены заново. Впрочем, те, что стояли до ремонта, также не были оригинальными – их установили в конце 40-х годов. Орудия решено было оставить на береговых станках.

Практически все внутренние помещения корабля были перепланированы. На батарейной палубе разместились музейный отсек с экспозицией и рабочими помещениями для сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон. Ниже, на жилой палубе, расположились жилые помещения команды, оборудованные согласно требованиям обитаемости на современном Военно-морском флоте. Модернизированы системы коммуникаций, электроэнергии, пожаротушения.

По утверждению разработчиков ремонта, примененная технология позволила в максимальной степени использовать подлинные детали корпуса. Были, скажем, полностью сохранены обводы и такие уникальные конструкции, как бронзовые литые форштевень и архерштевень с пером руля.

Задача возрождения в возможно большей мере облика исторического крейсера и деталей его конструкции, вооружения, оборудования времен 1917 года была признана выполненной. После ремонтно-восстановительных работ, продолжавшихся три года, «Аврора» в августе 1987 года была возвращена на место стоянки – на Петроградскую набережную у Нахимовского ВМУ.

Итоги ремонта специалистами и общественностью были восприняты неоднозначно.

Основная претензия оппонентов заключается в том, что, по их мнению, проведенные работы были переделкой, а не реставрацией.

Многие обращали внимание на утерю в ходе ремонта многих ценных элементов оборудования и механизмов исторической «Авроры», подвергалось критике и решение оставить крейсер на плаву, тогда как его можно было бы установить на подводном постаменте или в специальном плавающем доке.

Особенное неприятие до сих пор вызывает решение о срезе всей подводной части и прикреплении сварной новой, тем более что со старой срезанной частью обошлись действительно варварски. Ее не демонтировали и не утилизировали, а вместе с множеством сохранившихся деталей оборудования бросили ржаветь в одной из бухт неподалеку от Петербурга. До сих пор огромные, более чем стометровые, останки исторической «Авроры» выглядывают из вод Финского залива. Это дает многим основание называть нынешнюю «Аврору» муляжом или макетом старого крейсера.

Не затихают слухи, будто существуют две «Авроры» – фальшивая нынешняя и утопленная настоящая. Во всяком случае, по подсчетам, от «Авроры» исторической осталось не более 40%.

Однако при справедливости многих критических замечаний нужно учитывать, что за сто лет существования корабль не раз перестраивался, модернизировался и переоборудовался. То есть к 1984 году он был далек от оригинала, спущенного на воду в 1900 году.

Ремонт корабля-музея 2014–2016 годах

Крейсер отбуксировали на ремонт на Кронштадтский морской завод 21 сентября 2014 года. По данным попечительского совета «Авроры», стоимость ремонта крейсера составила около 840 млн рублей, которые были направлены на обновление корпуса корабля и на создание новой экспозиции филиала Центрального военно-морского музея, действующего на «Авроре».

Наиболее существенный объем работ корабелы провели во внутренних помещениях "Авроры". Была обновлена музейная экспозиция, восстановлены помещения экипажа крейсера, установлены современные системы видеомониторинга и пожаротушения. Как утверждают специалисты, в будущем "Авроре" необходимо будет раз в 5-10 лет вставать в док для оценки утоньшения корпуса с течением времени.

Проведение ремонтных работ «Авроры» на Кронштадтском морском заводе в 2014–2016 годах, в отличие от всех предшествующих ремонтов, не предполагало какого-либо вмешательства в конструкцию корабля, перестраивания корпуса, коренного переоборудования внутренних помещений. В основе ремонтной концепции стоит восприятие исторического крейсера как действующего корабля флота, корабля-памятника на плаву.

Осенью 2014 года был произведен доковый ремонт крейсера. Особое внимание уделили тщательному обследованию состояния корпуса, особенно его подводной части, и механизмов, соприкасающихся с внешней средой. Ультразвуковое обследование корпуса установило, что за годы, прошедшие со времени последнего ремонта, динамика коррозии корпуса практически отсутствует.

Обследование донно-забортной арматуры, привело к решению о ее полной замене. В ходе докового ремонта были произведены очистка и покраска наружного корпуса корабля, подводной и надводной частей. Кроме того, отремонтировали цистерны, танки и ряд других механизмов, провели опрессовку и проверку герметичности примыкания бронзовых штевней и стального корпуса. Несмотря на то, что штевни были изготовлены в годы строительства корабля, никаких повреждений не обнаружили. Обследование соединений корпуса, сделанных в 1987 году выявило их качественность.

Повторное докование «Авроры» было проведено весной 2016 года. Из крупных ремонтных заданий следует выделить освидетельствование силовых кабель-трасс, замену электросети, ремонт палуб, мачт и всех систем жизнеобеспечения корабля, установку рангоута, замену такелажа, ремонт шлюпочных устройств, катеров, шлюпок, восстановление надстройки, конструкций корпуса и дельных вещей.

За время ремонта обновлен не только сам корабль, но и его системы жизнеобеспечения. В частности, на нем установлена новейшая отечественная система пожаротушения «водяной туман». Она обеспечивает тушение пожаров тонкораспыляемой водой высокого давления, или так называемым водяным туманом с размером капли менее ста микрон и по характеристикам не уступает лучшим зарубежным образцам. Новая система видеонаблюдения из 52 камер практически полностью исключает возможность незамеченного проникновения на корабль.

Основные работы были проведены силами специалистов Морского завода.

Корабль-музей

В 1956 году было решено основать на борту легендарного крейсера музей военно-морской и революционной славы, а в экспозиции этого необычного музея-крейсера хранить экспонаты, которые подробно в деталях помогут проследить его славную историю: документальные фотографии, корабельные предметы и документы, которые представляют собой немалую историческую ценность.

В 1960 году «Аврора» вошла в число охраняемых государством памятников. В 1968-м она была награждена орденом Октябрьской Революции, на котором сама же и была изображена. С 2013 году крейсер возвращен в состав Военно-морского флота. На борту крейсера расположен филиал Центрального Военно-Морского музея.

В ходе ремонта, который завершился в июле 2016 года, восстановлен исторический облик каюты флагмана, дизайн-проект которой был утвержден главнокомандующим ВМФ России. В кубриках экипажа и кают-компании проведен косметический ремонт.

Помимо доковых работ и обновления оборудования корабля, переделана музейная часть. Обновлена палуба из тикового дерева,

На борту «Авроры» в ходе ремонта создана новая музейная экспозиция. Она расширена, изменен и ее характер. Если раньше музей рассказывал об «Авроре» в первую очередь как о крейсере Октябрьской Революции, то сейчас он представляет корабль как ветерана трех войн: Русско-японской 1904-1905 годов, Первой мировой и Великой Отечественной.

Новой частью экспозиции стал медицинский блок, на котором впервые в России было применено рентгеновское оборудование.

Место экспозиции обеспечено системами освещения, кондиционирования и пр. Экспозиция увеличена с 6 до 9 залов. Созданы экспозиции, насыщенные мультимедийным оборудованием.

Корму «Авроры» украсил новый орденский флаг, разработанный геральдической службой Вооруженных Сил РФ.

Корабль является объектом культурного наследия Российской Федерации. Про него был снят мультфильм «Аврора», также он был показан в фильме «Крейсер «Варяг»». «Авроре» посвящен ряд песен, она изображена на множестве почтовых марок, как советских, так и зарубежных. Кроме того, изображение крейсера было отчеканено на юбилейных монетах 1967 года достоинством 10, 15 и 20 копеек.

Фоторепортаж о ремонте крейсера «Аврора» на Кронштадтском морском заводе (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации).

Когда в сентябре 1896 года на петербургской верфи «Новое Адмиралтейство» затевают строительство военно-морского судна, гордое название «Аврора» ещё даже никому не приходит в голову. Новому проекту дали название «крейсер водоизмещением 6630 тонн типа „Диана“», с которым корабль просуществовал почти год. Только в 1897 году он получает имя, которое придумывает для него Николай II. Императору, чтобы он лишний раз не забивал себе голову, предложили список из возможных названий. Среди них: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан», «Нептун». Император список прочёл, подумал и написал на полях записки слово «Аврора».

Крокодилы с «Авроры» отказываются воевать

Торжественный спуск на воду состоялся 11 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, которые наблюдали за происходящим из Императорского павильона.

В 1905 году, в разгар Русско-японской войны, вместе с членами экипажа крейсера, направляющегося к берегам Страны восходящего солнца, находилась парочка крокодилов, взятых на борт во время одной из стоянок в африканском порту. Столь необычный «груз» объясняется просто: морякам разрешали брать с собой в плавание домашних питомцев. Конечно, домашними зверушками крокодилов можно назвать с трудом, но о вкусах, как говорится, не спорят. Крокодилам дали клички Сам и Того, устраивали для них плановые купания и даже пробовали приручить. Однако, как оказалось, дрессировка крокодилов - дело хлопотное и неблагодарное: улучив удачный момент, один из крокодилов бросился в океан и навсегда сгинул в его синих водах. Дневник командира в тот вечер пополнился заметкой: «Не захотел идти на войну один из молодых крокодилов, которого офицеры выпустили сегодня на ют для забавы, он предпочёл выскочить за борт и погибнуть». Второе пресмыкающееся было убито во время Цусимской битвы.

Тех, кто, думая о морской службе, представляет, что весь день матросы гнут спину, надраивая палубу или получают тычки от капитана, можно сразу разочаровать, рассказывая об устройстве быта на крейсере. Досуг на «Авроре» был весёлым и многообразным: В Масленицу устраивались шлюпочные гонки, бега через марс (площадка на одной из мачт), соревнования по прицеливанию и театрализованный спектакль. К слову, «труппа» крейсера, состоявшая из матросов, оказалась настолько даровитой, что нередко посещала с выступлениями другие корабли эскадры.

Крейсер-герой

В ходе Цусимского сражения крейсер проявил себя как надёжное судно, способное не только отражать атаку, но и наносить противнику сокрушительные потери: в ходе боя крейсер выпустил по противнику свыше 300 снарядов и не один раз прикрыл собой другие русские броненосцы. После сражения «Аврора» недосчиталась пяти орудий, безвозвратно потеряла 16 человек (в их числе - капитан судна) и получила десять «ранений».

Символ революции

В революции 1917 года роли крейсера отводят особенное значение. Ещё бы, теперь у новой власти был свой грозный символ торжествующей справедливости, в одночасье уничтожившей самодержавие. Однако буквально в первые дни после залпа по городу поползли слухи, которые… не умолкают по сей день. Так, например, бытует мнение, что в день штурма Зимнего дворца из крейсера был открыт огонь. Тех, кто поверил этой легенде, в первую очередь поспешила переубедить команда судна, направившая в редакцию газеты «Правда» записку, в которой говорилось, что с крейсера был произведён только один холостой выстрел, служащий призывов к «бдительности и готовности». Также этот выстрел нельзя было назвать сигнальным, так как он был произведён в 21:40, в то время как штурм начался уже после полуночи. Кроме того, стоит учитывать, что в эти дни крейсер находился в ремонте, который исключал вероятность того, что стреляли боевыми снарядами.

Дальнейшая судьба крейсера

В 1941 году крейсер должен был превратиться в памятник, однако этому помешала война, во время которой судно получило серьёзные повреждения. В июле 1944 года крейсер отправили на ремонт, который затянувшись на четыре года, всё-таки сделал из «Авроры» памятник, на борту которого располагалась учебная база ленинградского Нахимовского училища, ставшая впоследствии филиалом Центрального военно-морского музея.

Когда два года спустя приступили к съёмкам кинокартины «Крейсер „Варяг“», в роли судна решили снять «Аврору». Для съёмок крейсер видоизменили, установив четвёртую, фальшивую, трубу и переделав носовую часть.

Летом 1984 года крейсер отбуксировали к судостроительному заводу «для капитального ремонта и переоборудования». Через три года судно встало на своё место, однако эксперты утверждали, что крейсер, стоящий у знаменитого причала, имеет мало общего с прежней «Авророй». От настоящего крейсера осталась только часть корпуса выше ватерлинии. Нижняя же, залитая бетоном, покоится на корабельном кладбище.

21 сентября 2014 года крейсер снова отправился в ремонт, причал пустовал около двух лет. Легендарный корабль вернулся к месту постоянной стоянки под покровом ночи 16 июля 2016-го. За путешествием от кронштадтского дока к Петроградской набережной Петербурга следил чуть ли не весь город (мы ). Ремонт крейсера продлился почти два года. Он включал обновление конструкций корабля и модернизацию систем безопасности. Музей на борту корабля тоже выглядит по-новому, и даже билеты обновили, оформив их в стиле открыток, так что после посещения у гостей остаётся уникальный сувенир на память. Кроме того, по возвращении легендарному крейсеру вручили премию «Музейный Олимп»: по мнению почётного жюри, «Аврора» является лучшим музеем Санкт-Петербурга 2016 года. Посетителей ждут девять залов (раньше их было шесть) с современными мультимедийными инсталляциями. Они-то и перенесут зрителя во времени и позволят с головой погрузиться в события, в которых довелось участвовать крейсеру. Словом для поклонников военно-морской техники музей стал настоящим мастхэвом.

Нельзя не вспомнить ещё один любопытный факт. В этом году корабль номер один ВМФ России стал участником «Фестиваля света». Впервые в истории на борту корабля можно было увидеть гигантские проекции - картины Малевича, портрет Маяковского и сюжеты о революции, которые сопроводили залпы фейерверка. Таким образом напомнили о важной роли «Авроры» в октябре 1917-го, когда выстрел возвестил о том, что революция совершилась. Наш фоторепортаж можно посмотреть .

Главным событием в истории крейсера «Аврора» считается холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца в ходе Великой Октябрьской социалистической революции.

О главном же военном событии в истории крейсера — участии «Авроры» в трагическом для русского флота Цусимском сражении — известно значительно меньше.

«Аврора» — несомненно, везучий корабль. Крейсер, чьи технические характеристики значительно уступали самым современным кораблям того времени, не просто сумел уцелеть в сражении, но и избежал позорной участии спускания флага перед победившим противником.

Корабль, спуск которого на воду состоялся 24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны , был принят в состав русского флота в июне 1903 года и к моменту начала русско-японской войны был одним из новейших.

Новейших, но отнюдь не самых совершенных. Проблемы с «Авророй» начались на стадии проектирования и не заканчивались никогда. Сроки выполнения работ по постройке судна неоднократно срывались, а когда дело дошло до испытаний, то инженеры хватались за голову от огромного количества недочётов и недоделок. Из-за перегруженности казённых верфей в Петербурге, где шло строительство «Авроры», работы по её строительству велись в спешке и одновременно при недостатке рабочих рук.

Машины и котлы «Авроры» оказались ненадёжными, крейсер так и не достиг планируемых показателей скорости, было немало вопросов и к вооружению корабля.

  • © blackseafleet-21.com / Первый русский военный корабль - фрегат «Орел».

  • © Public Domain
  • Питер Пикарт
  • Корабль «Лефорт». Неизвестный художник
  • И. К. Айвазовский. «Гибель корабля

  • К. В. Круговихин «Крушение корабля „Ингерманланд“ 30 августа 1842 года у берегов Норвегии», 1843 год.

  • И. К. Айвазовский «Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 год.

  • © Public Domain

  • © Public Domain / «Варяг» после сражения 1904 года. Виден крен на левый борт.

  • © Public Domain

  • © Public Domain / Взрыв «Корейца».

  • © Public Domain

  • © Shutterstock.com

  • © Public Domain

  • © Public Domain

  • © РИА Новости

  • © Public Domain

  • © РИА Новости

  • © РИА Новости

  • © Commons.wikimedia.org

  • © РИА Новости

  • © РИА Новости

  • © РИА Новости

  • © РИА Новости

Первый поход

Испытания крейсера в начале 1903 года продолжались, и для доведения «Авроры» до ума требовалось ещё немало времени, но его не было. Обострившаяся обстановка на Дальнем Востоке требовала немедленного усиления Тихоокеанской эскадры, для чего на Балтике формировался специальный отряд кораблей. Морское министерство намеревалось включить в этот отряд и «Аврору», для чего было приказано завершить испытания как можно скорее.

16 июня 1903 года «Аврора» официально вошла в состав Российского императорского флота и практически сразу была включена в состав отряда контр-адмирала Вирениуса , сосредотачивавшийся на Средиземном море для скорейшего следования в Порт-Артур.

25 сентября 1903 года «Аврора» под командованием капитана 1-го ранга Сухотина покинула Большой Кронштадский рейд, отправившись на соединение с отрядом Вирениуса.

Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года. Фото: Commons.wikimedia.org

В этом походе у «Авроры» возникла масса технических неисправностей, в том числе очередные проблемы с машинами, вызвавшие крайнее недовольство у командования. Находясь в Суэце, экипаж вынужден был устранять проблемы с рулевым приводом. В Джибути 31 января 1904 года «Аврору» застало известие о начале войны с Японией, а 2 февраля — высочайшее повеление о возвращении в Россию.

До русской военной базы в Либаве «Аврора» добралась 5 апреля 1904 года, на чём и завершился её первый поход.

Судовой священник «Авроры» погиб от «дружеского огня»

Военная ситуация для России складывалась неблагоприятно, и русское командование приняло решение о формировании Второй Тихоокеанской эскадры, которой предстояло пройти через три океана и изменить ситуацию на морском театре военных действий.

На «Авроре» были проведены работы по устранению технических недостатков и усилению средств вооружения. Новым командиром «Авроры» стал капитан 1-го ранга Евгений Егорьев .

2 октября 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра четырьмя отдельными эшелонами вышла из Либавы для следования на Дальний Восток. «Аврора» возглавила третий эшелон кораблей в составе миноносцев «Безупречный» и «Бодрый», ледокола «Ермак», транспортов «Анадырь», «Камчатка» и «Малайя». 7 октября русские корабли были разделены на небольшие отряды. «Аврора» попала в 4-й отряд под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и должна была двигаться вместе с крейсером «Дмитрий Донской» и транспортом «Камчатка».

Напряжение, царившее на русских судах, привело к тому, что в Северном море, у берегов Великобритании, русская эскадра приняла рыболовецкие корабли за вражеские миноносцы. В поднявшемся хаосе русские моряки обстреляли не только рыбаков, но и друг друга.

В результате такого «дружеского огня» «Аврора» получила повреждения, а судовой священник отец Анастасий был смертельно ранен.

Рекордсмены по погрузке угля

Дальнейший поход проходил достаточно спокойно. Команда на «Авроре» подобралась сплочённая, чему немало способствовал её командир.

Старший судовой врач Кравченко писал в своём дневнике: «Первое впечатление от "Авроры" самое благоприятное. Команда весёлая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Всё это отрадно видеть. На первых же порах меня поразило обилие угля. Много его на верхней палубе, а в батарейной палубе ещё больше; три четверти кают-компании завалены им. Духота поэтому нестерпимая, но офицерство и не думает унывать и не только не жалуется на неудобства, а напротив, с гордостью сообщает мне, что до сих пор их крейсер по погрузке был первым, брал первые премии и вообще на очень хорошем счету у адмирала».

Досуг на «Авроре» обеспечивала самодеятельная театральная труппа из моряков и офицеров, чьи постановки высоко ценили и моряки с других кораблей.

Экипаж «Авроры» был очень силён и в вопросе погрузки угля. Так, 3 ноября на «Аврору» в условиях нестерпимой жары погрузили 1300 тонн угля с темпом 71 тонна в час, что было лучшим результатом на всей эскадре. А в последних числах декабря 1904 года при новой загрузке топлива моряки «Авроры» побили свой же рекорд, показав результат 84,8 тонны угля в час.

Если настроения команды и её подготовка тревоги у капитана Егорьева не вызывали, то вот о самом корабле этого сказать было нельзя. Лазарет и операционная устроены были так скверно, что ими в тропиках совершенно нельзя было пользоваться. Пришлось приспособлять новые помещения, устраивать возможную защиту их от артиллерийского огня. Вся провизия была сосредоточена почти в одном месте, а потому в случае затопления этой части судна 600 человек остались бы без еды. Многое в этом роде пришлось исправить. На верхней палубе пришлось устроить из запасных булливиновских противоминных сетей защиту от попаданий деревянных осколков мачт и траверзы из таких же сетей с матросскими койками для защиты прислуги орудий. Выломаны и убраны внутренние деревянные щиты бортов, могущие дать массу осколков», — писал командир «Авроры» в марте 1905 года, когда встреча с неприятелем уже близилась.

Капитан «Авроры» погиб одним из первых

1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра после некоторой реорганизации и кратких приготовлений оставила берега Аннама и направилась во Владивосток. «Аврора» заняла своё место с правой наружной стороны колонны транспортов в кильватер крейсеру «Олег». 10 мая при полном штиле состоялась последняя угольная погрузка, уголь принимался с расчётом иметь ко входу в Корейский пролив запас, которого должно было хватить до Владивостока. Вскоре после отделения транспортов крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» вместе с третьим броненосным отрядом составили левую кильватерную колонну.

В ночь на 14 мая 1905 года русская эскадра вошла в Корейский пролив, где её уже ждали японские корабли.

Для «Авроры» Цусимское сражение началось с перестрелки с японскими кораблями в 11:14. В начале боя «Аврора» поддержала огнём крейсер «Владимир Мономах», который вёл перестрелку с японским крейсером-разведчиком «Идзуми», заставив последний отойти.

С появлением третьего и четвёртого японских отрядов, которые предприняли атаку на русские транспорты, «Аврора», прикрывавшая транспортные суда, оказалась под мощным огнём противника. Крейсер получил первые повреждения.

Но по-настоящему тяжело экипажу «Авроры» пришлось около трёх часов дня, когда японские корабли сумели подойти на близкое расстояние и поставить русские крейсеры под перекрёстный огонь. Повреждения следовали одно за другим, в результате одного из попаданий начался пожар в опасной близости от бомбового погреба, чреватый взрывом боезапаса. Лишь благодаря самоотверженности моряков «Авроры» катастрофу удалось предотвратить.

В 15:12 75-миллиметровый снаряд попал в трап переднего мостика. Его осколки и обломки трапа попали через смотровую щель в рубку и, отразившись от её купола, разлетелись в разные стороны, ранив всех находившихся в рубке. Командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался. Командование кораблём принял один из старших офицеров.

Экипаж не уронил честь флага

Спустя двадцать минут «Аврора» с трудом увернулась от вражеской торпеды. Попадание 203-милиметрового японского снаряда привело к пробоинам, в результате которых было затоплено отделение носового торпедного аппарата.

Несмотря на потери и повреждения, «Аврора» продолжала вести бой. Осколками шесть раз сбивало флаг корабля, но русские моряки снова водружали его на место.

Около половины пятого вечера русские крейсеры оказались прикрытыми от огня японцев колонной русских броненосцев, что дало экипажу «Авроры» время отдышаться.

Окончательно артиллерийский бой завершился около семи вечера. Поражение русской эскадры было очевидным. Уцелевшие корабли не сохранили общий строй и управление, оставшаяся в строю часть эскадры уходила с места сражения, в буквальном смысле кто куда.

К вечеру 14 мая на «Авроре» погибли её командир Евгений Егорьев, а также девять матросов. Ещё пять матросов скончались от ран. Ранения получили 8 офицеров и 74 нижних чина.

К десяти вечера крейсерский отряд адмирала Энквиста насчитывал три корабля — помимо «Авроры», это были «Олег» и «Жемчуг». В темноте японские миноносцы пытались атаковать русские суда, и «Авроре» за ночь с 14 на 15 мая пришлось более десяти раз уклоняться от японских торпед.

Адмирал Энквист несколько раз попытался повернуть крейсеры на Владивосток, но путь преграждали японцы, а в возможность прорыва флотоводец уже не верил.

Погибших похоронили в море

В результате крейсеры взяли курс на юго-запад, выйдя из Корейского пролива и оторвавшись от миноносцев противника.

Ночь была жаркой для врачей «Авроры»: те, кто в горячке боя не обращал внимания на раны, потянулись в лазарет. Оставшиеся в строю занимались мелким ремонтом, ожидая новых атак японцев.

За время Цусимского сражения «Аврора» выпустила по врагу 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

В полдень 15 мая на «Аврору» перешёл адмирал Энквист со штабом, приняв командование над потерявшим командира крейсером. Около четырёх часов дня в море были похоронены погибшие и умершие от ран матросы; тело капитана Егорьева собирались похоронить на берегу.

Через два часа с «Авроры» заметили военную эскадру, которую первоначально приняли за японцев, однако корабли оказались американскими — филиппинский порт Манила находился под контролем США. В тот же день «Аврора» и другие русские корабли бросили якорь в порту Манилы.

Повреждения «Авроры», полученные в Цусимском бою. Фото: Commons.wikimedia.org

Заложники Манилы

Соединённые Штаты в русско-японской войне официально занимали нейтральную позицию, однако негласно выражали поддержку Японии. Поэтому 24 мая находившийся в Маниле американский адмирал Трэн получил директиву из Вашингтона — русские корабли должны либо разоружиться, либо покинуть порт в течение 24 часов.

Адмирал Энквист запросил Петербург и получил следующий ответ: «Ввиду необходимости исправить повреждения разрешаю вам дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях. Николай».

В данной ситуации это решение было единственно правильным — повреждённые русские корабли уже никак не могли изменить ситуацию, сложившуюся после поражения при Цусиме. Война подходила к неутешительному для России итогу, и требовать от моряков новых жертв было уже бессмысленно.

26 мая 1905 года команда «Авроры» дала американской администрации подписку о неучастии в дальнейших боевых действиях, с крейсера были сняты и сданы в американский арсенал замки орудий. Война для экипажей русских судов завершилась.

40 раненых с «Авроры» были отправлены в американский госпиталь. Спустя несколько дней нанятые местные рабочие приступили к ремонту крейсера.

Возвращение

Чем дольше продолжалось вынужденное пребывание в Маниле, тем сильнее падала дисциплина на «Авроре». Новости о революционных волнениях в России вызвали брожение среди низших чинов, которое офицерам с трудом, но всё-таки удалось успокоить.

Ремонт «Авроры» был завершён в августе 1905 года, незадолго до того, как в Портсмуте был подписан мирный договор между Россией и Японией. Русские суда начали подготовку к возвращению домой. Новым командиром «Авроры» был назначен капитан 2-го ранга Барщ.

10 октября 1905 года, после окончательного утверждения сторонами русско-японского договора, официальный Вашингтон снял все ограничения на действия русских кораблей.

Утром 15 октября «Аврора» в составе отряда кораблей, которым было предписано вернуться на Балтику, взяла курс на Россию.

Обратный переход был также длительным. Новый 1906 год «Аврора» встретила в Красном море, где получила приказ следовать в Россию самостоятельно. При этом на её борт перешли 83 моряка с крейсера «Олег», подлежавших демобилизации. После этого «Аврора» превратилась в настоящий «крейсер дембелей» — из экипажа самой «Авроры» должны были демобилизоваться по возвращению в Россию около 300 нижних чинов.

В начале февраля 1906 года, во время стоянки во французском Шербуре, произошёл инцидент, пророчески указавший на будущую славу «Авроры» как корабля революции. Французская полиция получила информацию, что экипаж судна закупил партию револьверов для революционеров в России. Обыск на «Авроре», однако, никаких результатов не дал, и крейсер продолжил путь домой.

19 февраля 1906 года «Аврора» бросила якорь в порту Либавы, завершив самый длительный в своей истории военный поход, продлившийся 458 дней.

10 марта 1906 года, после увольнения всех матросов, подлежащих демобилизации, в экипаже крейсера осталось чуть более 150 человек. «Аврора» была переведена в резерв флота.

До главного выстрела крейсера оставалось 11 с половиной лет…

Аврора стрельнула! Аврора жахнула!
Упал орел под сапоги...
За дело Ленина! За волю Троцкого!
Мы победим на всей Земле...

народная революционная песня

Д ля понимания, что же снится крейсеру Аврора"
предлагаю вспомнить ее его долгий и славный боевой и жизненный путь...

История "Авроры"
Бронепалубный крейсер "Аврора" был заложен 23 мая 1897 года в Петербурге (в Новом адмиралтействе). Корабль однотипный с заложенными ранее "Палладой" и "Дианой".

В российском флоте существовала (и существует) традиция преемственности названий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Постройка корабля заняла более шести лет - "Аврору" спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Основное предназначение - ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба. Вести артиллерийские дуэли с современными броненосцами того времени корабль не мог. Не имел брони и достаточной огневой мощи. Зато обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) "Аврора" могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) "Аврора" с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.
В Средиземном море "Аврора" присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса. Началась война и 5 апреля 1904 года "Аврора" вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий.

Адмирал Рожественский был оригинал и (возможно в целях конспирации) давал боевым кораблям прозвища, с соленым флотским юморком. Крейсер "Адмирал Нахимов" называл "Идиотом", броненосец "Сисой Великий" - "Инвалидным убежищем", яхту "Светлана" звал "Горничной", а "Аврора" удостоилась "почетного" титула "Проститутка подзаборная"))))

2 октября 1904 года в составе эскадры, сменив командира (им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев("Аврора" отправилась к Цусиме.

в Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

За время боя крейсер получил 18 попаданий снарядов разных калибров, имел серьёзные потери экипажа - до ста человек убитыми и ранеными.


Погиб командир - его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.

Но при всем этом кораблю удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны.

В 1909-1910 годах "Аврора" вместе с "Дианой" и "Богатырём" входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.
В ноябре 1911 года авроровцы принимали участие в торжествах в Бангкоке в честь коронации сиамского короля.

В 1910 году крейсер сопровождал императорскую яхту в Ригу.

Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, - в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля - число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали - размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности.

Крейсер получил возможность принимать на борт до 150 мин - минное оружие широко применялось на Балтике и доказало свою эффективность. А зимой 1915-1916 на "Авроре" установили новинку - зенитные пушки. Но до второй модернизации славный крейсер мог и не дожить...

Первую Мировую войну "Аврора" встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с "Олегом", "Богатырём" и "Дианой"). Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую.

11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка "U-26" под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу "Палладу" и подошедшую ей на смену "Аврору". Командир германской субмарины верно оценил и классифицировал цели и атаковал. Попадание торпеды вызвало на броненосце "Паллада" детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем. А ветеран русско-японской войны крейсер "Аврора" сумел под шумок укрыться в шхерах.

О судьбоносной роли "Авроры" в событиях октября 1917 года всерьез говорить не стоит. Расстрелять Зимний дворец из орудий крейсер не мог. Он стоял в ремонте, и весь боезапас с него был выгружен. Но возможно, для залпа и эффекта большевики и нашли пару снарядов.

В гражданской войне и в боях с английским флотом "Аврора" участия не принимала. Сказывалась острая нехватка топлива и прочих видов снабжения.

В 1918 году "Аврора" стояла в глубоком резерве, без орудий, которыми вооружили самодельные легкие канонерские лодки.

В конце 1922 года "Аврору" - единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, - решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.

Затем в течение десяти лет - с 1923 по 1933 год - крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ.
Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов "Аврора" после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.

Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума.

Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее "стотридцаток" обороняли подступы к городу.

Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер "Киров"), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.

После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти - подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С "Авроры" сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, - четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.

В 1946 году, в ходе ремонта, "Аврора" сыграла конороль крейсера "Варяг" в одноимённом кинофильме. Тогда "Авроре", как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж - с орудий сняли щиты (на "Варяге" их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.

Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная "Аврора" встала туда, где она стоит и по сей день - к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту "Авроры" открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея.

В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения "Авроры" присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался символом нашего города.

В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. К юбилею снимали фильм "Залп "Авроры", где крейсер играл самого себя. Все съёмки производились на натуре. "Аврору" отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.

Буксировка к месту стоянки после съемок 1967г.

Капитальная реставрация «Авроры» прошла в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь.

В доках крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную была полностью заменена на новую.

Суровой переделке подверглось и то, что находилось над водой. К юбилейной дате «Аврора» вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, оставшимся на верфи. Сдачу крейсера революции в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили спрятать настоящую «Аврору» от глаз народа.

В ходе раставрации, «Аврору» потихоньку растаскивали на сувениры и военные и гражданские. С надводных частей отдирали обшивку из листовой меди, которой был покрыт весь корабль. Главный механик рыболовецкого совхоза «Балтика» Владимир Юрченко, как человек глубоко верующий хозяйственный отодрал весь кафель с душевой героического корабля и положил его на даче. И то верно, не пропадать же добру. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.

По воспоминаниям очевидцев, разграбившие реставрировавшие крейсер рабочие наткнулись на совершенно исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда при помощи сварочного аппарата они стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной.

Отрезанный корпус хотели превратить в волнорез, но не сложилось. Труп Отрезанная часть затонула не там где планировалось. Ныне найти останки крейсера революции можно без проблем.

На фоне обломков охотно фотографируются случайные туристы, летом по остову азартно лазят местные мальчишки. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком.

А зановорожденный крейсер Франкинштейн "Аврора" был торжественно возвращен к вечной стоянке.

Современный крейсер представляет собой частичный новодел. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок.

На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числился в составе военно-морского флота России как №1. До недавнего времени на корабле служили офицеры и матросы. Все вспомогательные механизмы и системы жизнеобеспечения поддерживаются командой крейсера в работоспособном состоянии. В рабочем ухоженном состоянии и корабельные орудия.

В ночь на 6 июня 2009 года на корабле прошли банкет и торжественная презентация журнала «Русский пионер», на которых присутствовали в том числе высокие гости. Делом заинтересовалась прокуратура и крайним оказался Министр обороны и ВМФ, как надосмотревшие)))

1 декабря 2010 года "Аврора" лишилась статуса корабля №1 ВМФ России. Корабль стал филиалом Центрального музея ВМФ.

1 августа "Аврора" окончательно переведена в ведение Центрального военно-морского музея. Воинское подразделение, нёсшее службу на корабле, распустили. Экипаж крейсера «Аврора» переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала; статус корабля остался прежним.

В октябре 2011 на мачту крейсера «Аврора» повесили флаг с черепом и костями. Двое молодых людей и девушка просидели на мачте под «Веселым Роджером» около пяти часов, всполошив полицию, спасателей, комендатуру города и военных моряков.

Возмутители спокойствия назвались представителями организаций «Народная доля» и «Еда вместо бомб». Акцию «Памятный Октябрь или Авророво воскресение» они посвятили борьбе с кризисом, нищетой, олигархами, «повальной педофилией» и «религиозным экстремизмом».

Условный выстрел из головного орудия крейсера «Аврора» по дому народного артиста Михаила Боярского доложен был возвестить о начале Российской октябрьской политической постмодернизации (РОПП).

Лозунги были красивыми и революциоными.
России от тиранов — волю! Народу — с нефти, газа — долю! Еда — это право, а не привилегия! Наше дело правое — мы не пиз..м!

Активистов удалось снять с мачт без потерь (для активистов). Дальнейшая их судьба гуманна и вызывает разочарование (дело было до пусей).

Сейчас официально экипаж набран из бывших военных моряков. Но кроме них на Авроре есть и матросы срочной службы. Они прикомандированы к кораблю и продолжают выполнять функции экипажа, как и раньше. Получается, что со статусом крейсера окончательно так и не разобрались.

Ныне "Аврора" опять покинула свое место у Нахимовского училища.

На судоремонтном заводе в Кронштадте пройдет первый этап ремонта, после чего крейсер переместят на другую точку. Предполагается, что уже к концу года легендарный корабль вернут на постоянное место стоянки.

Исторические фото и инфа (С) разные места интернета.

5 июля 1956 года согласно директиве главнокомандующего Военно-Морским Флотом на "Авроре" был создан филиал Центрального военно-морского музея (ЦВММ).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года крейсер "Аврора" был включен в число памятников, охраняемых государством.

В 1961 году в связи с реорганизацией Нахимовского военно-морского училища крейсер "Аврора" был передан в Ленинградскую военно-морскую баз у.

В 1968 году корабль был награжден вторым орденом — орденом Октябрьской Революции. Первую награду — орден Красного Знамени — он получил в 1927 году.

В 1984-1987 годах крейсер прошел капитальный ремонт и реставрацию. Его днище было целиком заменено на новое. Вместе с тем, были сохранены уникальные литые бронзовые форштевень и ахтерштевень с пером руля. При ремонте корабля было сохранено всё верхнепалубное оборудование, внешний вид восстановлен по состоянию на 1917 год. После ремонтно-восстановительных работ "Аврора" 16 августа 1987 года была возвращена на место своей стоянки.

С 1992 года корабль . С 1 декабря 2010 года вступило в силу решение министерства обороны и главного штаба ВМФ РФ о расформировании команды корабля и замене ее на квалифицированных музейных работников. Корабль был выведен из состава ВМФ РФ и переведен под управление Центрального военно-морского музея.

В мае 2013 года крейсер "Аврора" был возвращен в состав ВМФ. 4 июня 2013 года — министром обороны РФ было утверждено техническое задание на ремонт корабля для восстановления технического состояния крейсера "Аврора" для использования его в качестве корабля-музея. Музейная экспозиция на время ремонта была демонтирована и передана на хранение в Центральный военно-морской музей.

21 сентября 2014 года крейсер "Аврора" отправили на ремонт на Кронштадтский морской завод, где был проведен доковый ремонт корпуса корабля, в ходе которого заварена трещина выше ватерлинии. Крейсер оборудовали новыми системами пожаротушения и сигнализации, покрасили корпус, восстановили исторический интерьер внутренних корабельных помещений, установили новую систему видеонаблюдения.

После окончания ремонта 16 июля 2016 года крейсер "Аврора" на вечной стоянке у Петроградской набережной.

На крейсере-музее было увеличено количество залов экспозиции корабельного музея с шести до девяти. На обновленном корабле появились медицинский кабинет, уголок священника, кабинет офицеров, где воссозданы интерьеры начала XX века. Всего на крейсере для посетителей было создано шесть тематических блоков экспозиции. Среди тем, которые они освещают история и судьба "Авроры", служба и быт личного состава на кораблях российского флота, исторические периоды службы крейсера во время Первой мировой войны, Октябрьской революции и гражданской войны.

На борту крейсера находится в ведении управления культуры министерства обороны РФ.

Торжественное на "Авроре" состоялось в День Военно-Морского флота России — 31 июля, а для посетителей музей открылся 3 августа 2016 года.

Крейсер "Аврора" сегодня — это находящийся на плаву корабль, на котором работают системы и механизмы, обеспечивающие его жизнедеятельность в течение 20 суток в автономном режиме. Став кораблем-музеем, он сохранил и ряд функций действующего боевого корабля. На корабле имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников