История создания живое пламя носов. Живое пламя

Интегрированный урок (литература и история) по рассказу Е.Н.Носова «Живое пламя»

Учитель русого языка и литературы: Бобылева И.Н.

Учитель истории: Мамедова С.А.

«Не дать погаснуть живому огню»

Его безмолвие как будто

Хранят победные салюты

М.Карим «Отчий дом»

Да это же высоты,

Которых отдавать нельзя.

В.Федоров «Сердца»

Отпразднуют люди без слез

С.Орлов «Когда это будет -не знаю»

Цели урока: познакомить с творческой манерой писателя, углубить навыки анализа текста, воспитать в учащихся патриотические чувства, бережное отношение к Родине, сохранить память о павших в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: выставка книг и журналов В.И. Носова, его автопортрет, рисунки учащихся, музыкальное сопровождение.

Ход урока
Слово учителя

«Сладость победы стирает горесть терпения», - гласит русская пословица.

Стирает ли? Вот уже 61-й год пошел со дня, когда в Москве прогремели 30 залпов из 1000 орудий, знаменующие Победу над фашисткой Германией. Но боль утрат и потерь никогда не утихнет в сердцах людей, встретивших войну лицом к лицу, прошагавших ее кровавыми дорогами.

Когда это будет, не знаю:

В краю белоногих берез

Победу девятого мая

Отпразднуют люди без слез.

Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнем. Память. Она всегда с ними.

Качалась земля под ногами,

Металась луна меж голов,

Да билось, пульсируя, пламя

На выходах черных стволов.

О чем бы ни писали фронтовики много лет спустя, тема войны остается главной в любом их произведении. Главной потому, что нельзя забыть поднятую взрывами, как надыбу, родную землю; нельзя вычеркнуть из памяти ужасов картины умирающих от голода детей, женщин и стариков.
Выступление учащегося .
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925г. с.Толмачево, недалеко от Курска. Отец - рабочий. Носов окончил 8 классов школы, ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком в 1943г., сражался в составе противотанковой бригады. На подступах к Кенигсбергу в 1945г. был тяжело ранен и, вернувшись осенью того же года домой, некоторое время получал пособие как инвалид. С мыслью об учебе в 9-м классе пришлось расстаться сразу же. «Помню, - пишет позднее Носов, - когда я впервые зашел в класс в гимнастерке и при боевых орденах (Носов награжден орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией»), все встали, думали, что я учитель». Работа художником - оформителем в газете (Толды-Курган), затем литературным сотрудником сближает Носова с творческими людьми. «Все прожитое, увиденное, запомнившееся - и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны - вновь начало проходить перед духовным взором Е.Носова, оживать в особом, преображенном виде, складываться в единую книгу обо всей России».
Слово учителя
В 1959г. издает первую книгу рассказов «На рыбачьей тропе». Что это? Опаленное войной сердце ищет успокоение в мирных картинах природы? Или это пристальный взгляд бойца на израненную землю? Может быть, это рассказы - раздумья о том, как и чем живет русский человек после таких потерь? Современниками рассказы были оценены как зарисовки натуралиста, природоведа. «Природа в произведениях Е.Носова на фон и не бутафорская декорация, человек вписан в нее накрепко, как и она в человека. Друг без друга они существовать попросту не могут», - пишет В.Васильев. «Раздумья о связи человека и природы стали основой многих рассказов Носова», - подчеркивает другой критик.
Беседа по рассказу
Мы с вами прочитали рассказ Е.Носова «Живое пламя», входящие в этот сборник. «Живое пламя» - в нем немалое внутреннее напряжение, постоянная работа мысли и чувства писателя, связанная со своеобразным восстановлением каких-то важных, прерванных войной взаимосвязей.


  • Ваше впечатление от рассказа?

  • О чем он? (В основу сюжета положены обычные бытовые сцены из послевоенной жизни).

  • О чем нам хочется говорить, прочитав миниатюру: о быте жителей окраины города, об увлечениях хозяйки или о памяти сердца?

  • Чем живет в настоящей жизни тетя Оля?

  • Почему она стала засевать клумбу маками?
Вчитываемся в текст

  • Где герой - рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак. Отчего вдруг «как-то сгорбилась тетя Оля»?

  • Как погиб ее сын Алексей?
В рассказе тетя Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая затаенная печаль переполняет эту женщину.

  • Что дает нам право сделать такой вывод?
Иногда скорбь выражается в словах, мимике, жестах, осанке. Ольга Петровна, видимо, пытаясь унять свою душевную боль, занялась разведением цветов. (Зачитать от слов «Я вышел посмотреть на цветы…и незнакомых цветов»).

  • Почему т. Оля сначала не хотела сеять маки?

  • Как описывает автор маки, подчеркивая их быструю красоту? Сравните с описанием других цветов.

  • Сумел ли Е.Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны? (Текст «Когда я снимал эту комнату…»Зачитать все об Алексее).

  • Что напоминает о нем в доме?

  • Какой же он, человек, способный на такой поступок? (Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тети Оли до войны)?

  • Поразмышляем, в какой семье, в какой обстановке вырос герой? Текст об описании предметов быта, которые окружали Алексея: «тяжелая медная кружка с квасом, берестяной короб, завалинка». Речь тети Оли проста, бесхитростна, выдает в ней малограмотную женщину.
Вывод : для того, чтобы воспитать в себе чувства патриотизма, чтобы любить Отечество бескорыстно и быть готовым самоотверженно его защищать, не нужна особая атмосфера в семье. Необходимо внутренне осознавать: Родина может быть только одна у человека.
Выступление учащихся .
Глубокое понимание этой истины породило среди народа множество пословиц:

  1. «Первое в жизни - честно служить отчизне»

  2. «Человек без родины - все равно, что земля без семени»

  3. «Жить - Родине служить»

  4. «Любовь к Родине сильнее смерти»

  5. «Кто родиной торгует, того кара не минует»

  6. «Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей»

Слово учителя.
И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край - все, что мы зовем величавым словом Родина. Строки рассказа Евгения Носова слишком скупы и не описывают подвиг Алексея. Более подробно о подвигах в Великой Отечественной войне, особенно летчиках, расскажет учитель истории.
Слово учителя истории
Среди многих дат героической истории нашей Родины одной из памятных является 9 Мая 1945 года. В этот день залпы торжественного салюта в Москве возвестили миру о великой победе советского народа и его Вооруженных Сил над фашисткой Германией. 1418 дней и ночей продолжалась невиданная в истории человечества ожесточенная и кровопролитная борьба.

Историю Великой Отечественной войны можно проследить по ее крупнейшим сражениям: битва за Москву, Сталинградское сражение и, наконец, Курская дуга. Именно сражение под Курском явилось переломным моментом в ходе войны.

На центральном направлении после успешных действий весной 1943 года на линии фронта образовался так называемый Курский выступ. Гитлеровское командование разработало операцию «Цитадель» для прорыва и окружения Красной Армии в районе Курска. Но советское командование разгадало намерение врага и создало глубокую оборону.

5 июля 1943 года началось массированное наступление немецких войск. После невиданных в мировой истории танковых боев 12 июля враг был остановлен. Началось контрнаступление Красной Армии.

С первого же дня Курской битвы завязалась упорная борьба за господство в воздухе. Основная тяжесть борьбы легла истребительские части, которые с честью выдержали это испытание.

Александр Константинович Горовец 13 июля 1943 года в неравном бою, один против 20 немецких самолетов, сбил 9 бомбардировщиков. История сражений не знала такого подвига.

Алексей Петрович Маресьев. В марте 1942 года самолет Маресьева был подбит, тяжело раненный летчик сумел посадить свой самолет в тылу врага и 18 суток пробирался к фронту. После ампутации голеней обеих ног освоил протезы и вернулся в строй. Совершил 86 боевых вылетов. Участвовал в боях на Курской дуге, где сбил 7 самолетов.

Александр Иванович Покрышкин, маршал авиации трижды Герой Советского Союза совершил 600 боевых вылетов, лично сбил 59 самолетов противника.

Иван Никитович Кожедуб, генерал- полковник авиации, трижды Герой Советского Союза, совершил 330 вылетов, сбил 62 самолета противника.

Победа далась тяжелой ценой. По приблизительным подсчетам война унесла почти 27 миллионов человеческих жизней.

Советский Союз не хотел войны, стремился ее избежать, но она ворвалась в каждый дом.

Каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто не пришел с той войны, и говорим слова благодарности тем, кто выстоял и вернулся.

Слово учителя литературы

Перелистаем пожелтевшие и наполовину истлевшие от времени страницы газет.

«Правда» от 1 июня 1941 года напечатала письмо Николая Камырина брату, озаглавив его «Победа будет за нами»: «Недавно я вернулся из второй жестокой атаки и уловил сегодня минутку, чтобы написать тебе, дорогой. Наша эскадрилья беспощадно уничтожает вражеские самолеты, выполняя приказ командования.

Во время второй атаки наша машина стремительно неслась навстречу фашистскому самолету, чтобы в единоборстве уничтожить его. Но нас ожидало разочарование. Когда враг был от нас совсем близко, другой летчик нашей эскадрильи, убил фашиста. Стервятник с дьявольской свастикой воспламенился и, окутанный дымом, грохнулся о землю. Ваня, будешь писать родным, …сообщи, что их сын Николай храбро сражается за Родину, за родную землю, за народ…»

23 августа 1941 года «Правда» опубликовала письмо М.Водопьянова сыну Василию. Каким чувством наполнено оно? «…Дорогой Вася, мы обязаны отомстить за расстрелянных и замученных мирных жителей, за разрушенные госпитали, за бомбежку наших городов, наших деревень и сел. Я призываю тебя, мой сын, и тысячи других молодых летчиков, отправляющихся на фронт, смело и беззаветно биться с лютым врагом и громить его, где бы и когда бы он ни появился. Я верю, дорогой Вася, что твоя боевая машина не упустит врага. Бей врага изо всей силы! И если кончатся патроны, то таран - верное и излюбленное средство наших пилотов - поможет тебе уничтожить стервятника. Я, твой отец, благословляю тебя на героические подвиги во имя Родины, во мя счастья нашего народа. Помни, что я всегда рядом с тобой в любом бою, где бы ты ни был… »

вой отец М.Водопьянов


  • Каким чувством наполнены письма?
Эти выдержки из писем помогут учащимся представить то возвышенное, священное состояние души, которое вызвало рождение подвига Алексея, привело страну к победе.

  • Каково ваше отношение к герою (Алексею)?

Учитель литературы .

Перелистаем пожелтевшие и наполовину истлевшие от времени страницы газет (письма читают ученики). Каким чувством наполнены они?

Каково ваше отношение к герою?
Задание. Прослушайте, пожалуйста, высказывания В.Белинского и А.Толстого об истинном и ложном героизме.

«Не счастье, не случай и не талант полководца принесет успех, победит та сторона, у которой тверже нравственный дух народа. Нравственные категории приобретут решающую роль в этой войне» - утверждал А.Толстой в статье «Я призываю к ненависти».

В свое время Белинский, говоря о героизме русских солдат в Бородинском сражении, писал, что храбрость бессознательная или бессмысленная стойкость не составляют еще истинной отваги, не могут производить «живых, вдохновительных подвигов». Только то живо и вдохновительно, что имеет в себе мысль. Мужество воина становится истинным, когда оно вытекает из «национального чувства», но не слепого и бессмысленно грубого, а воспитанного историческими воспоминаниями.


  • Найдите в тексте и зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и судьбе ее сына Алексея.

  • На что походили эти маки?

  • Почему на клумбе цвели теперь только маки?

  • Понятен ли смысл образа «буйно пламенеющего мака, то вспыхивающего трепетно-ярким огнем», то наливающегося «густым багрянцем»?

Слово учителя.
Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е.Носова. Не случайно автор сравнивает маки с зажженными факелами, с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени, а осыпающиеся лепестки их «с искрами». Рассматривая «еще совсем свежие в капельках росы лепесток», мать вспоминает сына вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки». Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу из влажной, полной жизненной силы земли, подымились все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Над чем заставляет задуматься этот рассказ?

Какой рисунок – символ вы нарисовали к этому рассказы. О чем он символизирует?

(Обращение к рисункам детей и их объяснение).
Итог урока.


  • Над какими вопросами заставляет задуматься автор в этом рассказе?
Все содержание подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… Дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе. Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «живых, вдохновительных подвигов». Память. Она всегда с нами.

  • Какой рисунок-символ вы бы нарисовали к этому рассказу?

  • О чем он символизирует?
Обратимся к эпиграфам.

  • Какой из них, по-вашему, мнению, более глубоко раскрывает содержание урока?

  • Что жизненно важное помог осознать вам сегодня рассказ Е.Носова и стоки М. Карима и В.Федорова?
Чтение ученицей отрывка из поэмы Егора Исаева «Суд памяти».

Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да - вы скажете.

Не верно!

Они кричат,

Пока еще стучат

Сердца живых

И осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь,

За нас кричат.

Особенно ночами,

Когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

Они кричат, когда покой,

Приходят в город ветры полевые,

И со звездою говорит звезда,

И памятники дышат, как живые.

Они кричат

И будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

Была Земля

С пятью материками.

Она летит во мгле,

Ракетной скоростью

До глобуса уменьшена.

Жилая вся.

И ходит по земле

Босая Память -

маленькая женщина.

Она идет,

Переступая рвы,

Не требуя ни визы, ни прописки.

В глазах - то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Ее шаги неслышны и легки,

Как ветерки

На травах полусонных.

На голове меняются платки -

Знамена стран, войною

потрясенных.

То флаг французский,

То британский флаг,

То польский флаг,

То чешский,

То норвежский…

Но дольше всех

Не гаснет на плечах

Багряный флаг

Страны моей Советской.

Он флаг победы,

Заревом своим

Он озарил и скорбь

И радость встречи.

И может быть, сейчас покрыла им

Моя землячка худенькие плечи.

И вот идет,

Печали не тая,

Моя тревога,

Боль моя и муза.

А может, это гданьская швея?

А может, это прачка из Тулузы?

Она идет,

Покинув свой уют,

Не о себе - о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают,

И обелиски кланяются в пояс.
Домашнее задание.

Спасибо за урок!

Книга заставляет по-новому посмотреть на всё, даже на свою жизнь. Может быть, и у нас, как у героини, есть что-то, что мы считаем «лишним», такое живое и яркое, нарушающее наш уклад. И вот когда оно входит в жизнь, немотря на наше мнение, мы вдруг понимаем, что это и есть самое главное.

В рассказе огненные маки «разбудили» хозяйку дома. Они оживили память о её сыне… Тётя Оля, понятно, страдает по своему погибшему сыну Алексею. Этот летчик так и не вернулся с войны. А мак она всегда презирала, так как он совсем не долго цветёт. Ей казалось, что просто астры и розы (или любые другие цветы) лучше, чем мак. Но когда её гость посадил тайком на её клумбу мак, тогда она увидела красоту в его «сгорании».

Это сразу наталкивает на мысль в поэтах и художниках, путешественниках… Часто они проживают очень яркую и короткую жизнь. Но за неё они успевают столько создать! Каждый, наверное, задаёт себе вопрос: лучше «прожигать» жизнь или жить долго и скучно? Рисковать или жить тихо-незаметно?

Думаю, тут нужен средний вариант. Специально рисковать не нужно, но и бояться всего, не проявлять себя, тоже плохо. Наверное, у героини сын не сомневался – идти ли ему защищать Родину. Или можно было отказаться? Поработать даже в тылу… Если у него не были таких сомнений, то у матери могло быть. На то она и мама! Тем более, что она осталась совсем одна – без поддержки.

Ещё мысль возникает о любви, например. Часто, я слышал, у людей всё хорошо, но тут наваливается любовь. И всё не так уже важно. Люди могут всё бросить… И ещё мысль о детях. Та же ситуация. Люди живут, всё дома на местах, график соблюдается… И тут рождается ребенок, который требует заботы. Ради него многие отказываются от карьеры, от всего. И ещё ребенок подросший ни во что не ставит наши правила, порядок. Он всё нарушает и разрушает. Но всё это дети, любовь, смелость создаёт самое главное – жизнь настоящую. Яркую. Нельзя отсидеться, прикрыться «приличными» цветами, чувствами… Думаю, что оно того стоит!

Сочинение отзыв по рассказу Живое пламя

Изумительный русский писать Носов Евгений Иванович. Он творил в двадцатом веке. У писателя сложилась тяжелая судьба, он собственными глазами видел ту страшную войну. Он всем сердцем и душей почувствовал тяжесть военный лет, ужасные события, которые унесли миллионы жизней в то время. Для автора тема войны очень близка, так как он прожил ее. Поэтому большинство его произведений посвящённые именно военной тематике.

«Живое пламя» - это произведение, в котором мы познаем природу. Здесь автор рассказывает и описывает, как быстро распускаются маки и как молниеносно они отцветают. В произведение появляется герой, это тетя Оля, которая с нежностью и заботой смотрит на эти прекрасные цветы. Ей очень жаль эти растения, потому что их никто не ценит, а ведь они так прекрасны. Не зря спустя столько лет маки считаются символом Победы над фашизмом.

Почему же автор дал такое название этому произведению как «Живое пламя»? А все потому что, глядя на маковое поле, можно и вправду подумать, что это пламя. Особенно красиво, когда легкий ветерок покачивает цветки мака. В тот момент действительно кажется пламя живым и наполненным энергии. Автор обращает внимание очень важный момент в рассказе.

Очень ярко описывается цветение маков, он говорит, что их цветение происходит очень быстро. Почему он выбрал именно мак? Этот цветок огненно-красного цвета. Этот цвет ассоциируется с кровью. Кровью тех солдат, которые отдали жизнь за свою Родину. За мирное небо над головами. Автор выбрал правильный цветок для сравнения.

Так же героиня рассказа тетя Оля сравнивает жизнь мака с жизнью своего единственного сына Алексея. Парень был очень юн, но был вынужден идти и защищать свою Родину. К большому сожалению, парень разбился, его самолет подстрелили фашисты. Самолет падал как последний лист мака на землю. Героиня сравнивает своего сына с этим цветком.

Быстротечная жизнь у мака, такая же жизнь произошла у сына героини. Подводя итог можно сказать, что автор не ошибся с названием, а самое главное он выбрал правильный персонаж – мак, который олицетворяет всех молодых солдат, которые так скоротечно угасли не пожив достаточного времени на белом свете.

отзыв по рассказу

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Метелицы в повести Разгром Фадеева сочинение

    Одним из ключевых героев произведения является Метелица, представленный писателем в образе мужественного борца за свободу, бывшего пастуха.

  • С каждым годом люди отношение людей к событиям войны меняется, многие из нас стали забывать о тех подвигах, которые совершали наши дедушки и бабушки ради будущего своих детей. Благодаря авторам того времени

  • Образ и характеристика Василия Егоровича Князева в рассказе Чудик Шукшина сочинение

    Чудику на то время было 39 лет. Он занимал должность киномеханика в сельском кинотеатре. Кличку «Чудик» главный герой рассказа получил из-за того, что с ним случались разные забавные случаи, с которыми он ничего не мог поделать.

  • Семья Мелеховых в романе Тихий дом Шолохова характеристика сочинение

    В романе Шолохова «тихий дон» в точке внимания семья Мелеховых. С первых выражений писателя акцент идет именно на этой семье.

  • Сочинение господин Простаков в комедии Недоросль Фонвизина характеристика и образ

    Одним из второстепенных персонажей произведения является господин Терентий Простаков, представленный писателем в образе мужа главной героини помещицы Простаковой, отца их незадачливого сына Митрофанушки, фигурального владельца фамильного поместья.

Урок словесности по рассказу Е. Носова «Живое пламя»

Тема: "Такая короткая, долгая жизнь..."

Цели: знакомство с творческой манерой писателя, углубление навыков анализа текста; показать многоцветность языка и лиризм мироощущений автора.

Дать знания о том, что Е. Носов продолжает и развивает традиции И. Тургенева, И. Бунина и других русских классиков.

Ход урока .

I . Рассказ учащегося о писателе.

II . Анализ рассказа «Живое пламя»:

- От чьего лица ведется повествование?

- Какие функционально-смысловые типы текста отражены в произведении?

(Повествование с элементами описания и рассуждения.)

- О чем рассказ? Как можно определить его тему ?

(Отражение в образе цветения мака короткой, но яркой жизни человека.)

Как развивается тема в структуре рассказа? На какие части в соответствии с развитием темы можно разделить текст?

(Тема развивается на основе простого сюжета. В соответствии с этим текст можно разделить на композиционные части :

1.Устройство клумбы и разговор о маках, как непригодных для клумбы цветах – завязка.

2. От слов «Неожиданно я уехал…» до реплики «А маки твои поднялись» - развитие действия.

3. Яркая жизнь цветов; описание цветущих маков – кульминация.

4. Маки погасли – спад действия.

5. «Я теперь живу в другом конце города…» - развязка.

- Какую роль играют эти части в композиции повествования?

(Повествование развертывается в поступательной временной последовательности: посадили цветы, повествователь уезжает; возвратившись, видит, как маки набрали бутоны ; затем они распустились, «два дня пламенели, потом осыпались.»


В последнем абзаце временной план обобщается и приближается к времени повествования – «теперь».)

- В чем особенности отражения событий рассказа во времени?

(В четкой временной последовательности есть два фрагмента, когда повествователь углубляется в план давно прошедшего времени:

2ч. – разговор с хозяйкой о ее сыне;

4ч. – рассказ о судьбе сына тети Оли.

Так в тексте создается необходимая временная перспектива.)

- В каком времени дан образ сына тети Оли?

(В композиции он отнесен к давно прошедшему (военному) времени; в том времени, о котором ведется повествование, он соотносится с цветущими маками.)

- Почему образ маков является в рассказе ключевым?

(Он проходит через все повествование, актуализируется в описании и приобретает в художественно-образном строе рассказа особый смысл, который отражается в названии.)

- Как развивается этот образ в каждой из частей рассказа?

(В начале маки выступают предметом спора главных героев: для повествователя в маках – живая красота (он говорит об этом не прямо, а через народную «песенку»: «А лоб у нее, точно мрамор, бел. А щеки горят, будто маков цвет»); для хозяйки мак – недолговечный цветок, поэтому она видит в маке, прежде всего, отцветшую «колотушку»: «Все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит».

Во 2 части упоминание о маках появляется в самом конце. Но вся эта часть пронизана ощущением жизни: это передается и описанием приятной прохлады в домике тети Оли «после жаркой, утомительной дороги», и через образ разросшегося под окном жасминового куста, и через воспоминания хозяйки о сыне Алексее, который «любил квас» и жил в комнате, где сейчас висит его портрет, и в словах Ольги Петровны, обращенных к герою-повествователю: «Живи на здоровье».

Завершающий эту часть образ маков воплощает в себе жизненную энергию: «а маки твои поднялись, уже бутоны выбросили». В ситуации диалога эта фраза хозяйки, кроме того, непосредственно следует за упоминанием о сыне Алексее. Таким образом, маки выступают звеном в единой смысловой цепи: «сын Алексей» - «комната была его» - «располагайся, живи на здоровье» - «маки твои поднялись».)

Какова микротема 3 части?

Красота цветущей клумбы.

Какими средствами представляет повествователь цветущую клумбу и как акцентирует при этом образ маков?

(Описание строится на сопоставлении цветения всей клумбы и маков в центре ее. Сопоставление основано на том, что пестрое великолепие клумбы описывается подробно, живописно, перечисляются разные цветы и передается их особый характер – за счет цветовых определений и образных характеристик…Описание достаточно динамично за счет глаголов: расстилался, опоясывала, пестрели, раскачивались. Маки сразу выделяются положением в центре и над остальными цветами.)

- Как показаны маки на фоне окружающего многоцветья?

(Маки предстают полными скрытой жизненной силы, «выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона».)

- Цветение маков – это кульминация рассказа. Какие образы выступают доминантой описания?

(Образы, связанные с семантикой огня. Соотношение маков с огнем задается уподоблением: «Издали маки походили на зажженные факелы». В состав этого уподобления входит метафора, которая придает образу олицетворенный характер и актуализирует семантику жизни: «…с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени».


Метафорически представлено цветение маков как горение, причем особая живость, динамизм образа создается за счет соотношения с ветром, солнцем. Очень важны здесь эпитеты со значением различных оттенков красного цвета: алый, трепетно-яркий, густой багрянец.

Образ огня лежит в основе завершающей абзац метафоры: «стоит прикоснуться – сразу опалят!»

Интенсивность жизни-горения, которую являет цветение маков, и впечатление повествователя подчеркивается в тексте восклицательным знаком, динамичностью самой конструкции, эмоционально-смысловым тире.)

- Как завершается описание маков в этой части?

(Метафорой: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью». Прямое соотношение с окружающими цветами завершает это кульминационное представление ключевого образа: «И рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия». Оценка пестрого окружения маков меняется на ироническую.

Метафорический характер образа огненных, горящих маков проявляется и в начале следующей части: «Два дня буйно пламенели маки» (значение интенсивности выражено и глаголом пламенели , и эпитетом буйно). Прекращение цветения представлено контрастно как развитие той же метафоры: «…вдруг осыпались и погасли». Мгновенность, внезапность подчеркивается наречиями вдруг, сразу: «И сразу на пышной клумбе без них стало пусто».)

- Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

- Какова микротема этой части?

(Соотношение жизни маков и человека. Метафора сгорел при этом развивает значение «отцвел» по отношению к цветку и «интенсивно, ярко прожил жизнь» по отношению к человеку. В рассуждении тети Оли о маках говорится как о живом существе: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита», - и прямо сопоставляется этот образ с жизнью человека: «И у людей так бывает…»)

Слово учителя:

Представление короткой, но яркой жизни в образе маков не просто наглядно, выразительно передает такую жизнь. Оно формирует в рассказе мотив памяти (в художественной традиции мак связан с выражением памяти): цветущие маки напоминают Ольге Петровне о сыне, поэтому в конце рассказа появляется «большой ковер маков», сменяющих друг друга в цветении. Это описание закономерно строится на развитии образа огня («лепестки, точно искры», «огненные языки» и жизни («из влажной , полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны»).

Образ огня как проявления жизни и жизни как огня фокусируется в итоговой метафоре «живой огонь». Здесь представление негасимого огня через сменяющие друг друга маки («чтобы не дать погаснуть живому огню») создает еще образ вечного огня – символ благодарной памяти и самой жизни – в преемственности, в вечном воплощении.

- Каков смысл названия рассказа ?

(Оно содержит в себе весь объем художественно-образного смысла, созданного в тексте: это и цветущие маки, и жизнь человека, подобная им, и вечная память о людях, проживших короткую, яркую жизнь,- и сущность самой жизни, с ее силой, энергией и вечным возрождением, вечной устремленностью к солнцу в непрерывном движении.)

III Домашнее задание: дать письменный ответ на вопрос: «Каким вы себе представляете Алексея? »

Рассказ

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. - Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?

Ну, какой из мака цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

Что вы! - рассмеялся я. - Еще в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у нее, точно мрамор, бел,
А щеки горят, будто маков цвет.

Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля. - Ах озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. Остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алеша очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

Не мешает?

Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье…

Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

Ну, иди, смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

Да, сгорел… - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

8-ой класс 28.01.2013 Учитель: ГРОЗА АННА

Евгений Носов «Живое пламя».

Обобщение

Евгений Иванович Носов 1925-2002

На уроке будем:

  • Правильно и выразительно читать,отвечать на вопросы
  • Извлекать из читаемого текста нужную информацию
  • Составлять лексическую цепочку слов
  • Анализировать ассоциацию звеньев лексической цепи
  • Оценивать поступки героев.
  • Осуществлять выборочное чтение при оценке событий

  • 1.Разговор о семенах рождает тайный замысел.
  • 2.Дело сделано!
  • 3.Воспоминание о сыне.
  • 4.А маки поднялись.
  • 5.Живое пламя.
  • 6.Жизнь без оглядки

Евгений Носов «Живое пламя»

Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили.

Эхо войны в творчестве Е. Носова

Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Евгений Носов «Живое пламя»

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.

Евгений Носов «Живое пламя»

Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

- Вот и всё, - сказал я громко, с чувством ещё не остывшего восхищения.

Евгений Носов «Живое пламя»

О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Е.Носова.

Красный мак – символ Памяти .

  • В рассказе исходным образом становится МАК.
  • МАК- центральный образ

О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью

невинно убитого

человека. Впервые

будто бы мак вырос

из крови распятого на кресте Христа, и с тех

пор растет там,

где пролилось много

человеческой крови.

А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам.

11 ноября - День Памяти всех павших на полях сражений, дата которая знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

  • АЛЕКСЕЙ
  • ТЁТЯ ОЛЯ
  • ЮНОША

Лексическая цепочка слов

Мифологическое соответствие

Выбросили навстречу солнцу три тугих бутона”

Ассоциации

Сон, сладкое успокоение, невинно пролитая кровь

Растение, красный – красивый, яркие лепестки

Солярная символика

Походили на зажженные факелы”, “алые лепестки”, “раскрывали свои огненные языки”, “полыхали, точно искры”, “наливались густым багрянцем”

вспыхивали трепетно-ярким огнем”

пламенели – осыпались – погасли”, “И у людей так бывает”

свежий, в капельках росы лепесток”

Красота, свет, добро

Огонь как посредник между человеком и божеством, одна из основных стихий мира

Огонь, молодость, страсть, жажда жизни, яркость впечатлений

чувственность, эмоциональность

Огонь как живое существо, связь огня с сердцем, душой умершего

Живое пламя

Быстротечность человеческой жизни, оборвавшаяся жизнь, трагизм, боль, скорбь

молодость, красота, смерть

А снизу… подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”

Живой огонь – новый, святой, небесный

Чистый, непрекращающийся, небесный, вечный огонь, память, благодарность, слезы, очищение, молчание

Надежда

Героическое продолжает жить

среди нас, в нашем сознании.

Память питает корни нравственного духа

народа»,

«вдохновительных

подвигов».

Память.

Она всегда с нами.

P arerea - Мнение

R ationament - Аргумент

E xemplu - Пример

S umarul - Вывод

P - Этот текст учит нас жить ради кого-то,посвящать жизнь людям..

  • P - Маки - красивые алые цветы.
  • R - Они украшают нашу жизнь.
  • E - Пример тому клумба на которой зацвели маки, без них она не была бы такой яркой.
  • S - Два дня буйно пламенели маки, а потом осыпались и погасли.
  • P - Этот текст учит нас жить ради кого-то,посвящать жизнь людям.
  • R - Только так можно оставить о себе хорошую память.
  • E - Пример этого жизнь Алексея.
  • S - Иногда и короткая жизнь может быть прожита в полную силу.

  • Домашнее задание:

Эссе на тему

« Короткая жизнь,

зато без оглядки,

в полную силу

прожита.»

Объём: 0,5-1 страницы

  • Еськов М.Н. Воспоминания о Евгении Носове. М.-2005
  • Крупина Н.Л. "От сердца к сердцу": рассказ Евгения Носова "Живое пламя" ЛШ -2005,№4
  • Россинская В.С. "...Не дать погибнуть живому огню": рассказ Е.И.Носова "Живое пламя" в VII классе. ЛШ – 2005, №3.
  • Россинская В.С. Куклы и люди: рассказ Е.И.Носова "Кукла". ЛШ – 1998, №1.
  • материалы сайтов « www . openclass . ru »

« www . ped - sovet . ru »

А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони. - Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения. - Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает... Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом. Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика... Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Технологии: информационно-коммуникативные технологии, кейс-технология, технология развития критического мышления, личностно-ориентированная технология, технология свободного воспитания.

Цели урока: показать умение писателя через один эпизод из жизни выразить своё отношение к истинным ценностям; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний, отметить художественное своеобразие рассказа, способствовать нравственному и патриотическому воспитанию ; развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: 1)Компьютер. 2) Презентация, фильм. 3) Тексты рассказа Е. Носова «Живое пламя».

Ход урока.

1) Работа над понятием «ПАМЯТЬ».

Что такое память? Попробуйте сформулировать лексическое значение этого слова.

Послушайте определение из словаря.

ПАМЯТЬ, -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)

ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети). Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.)

ПАМЯТЬ, памяти, мн. нет, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. (Д. Н. Ушаков. Толковый словарь.)

Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается?

Тема памяти – основная тема нашего урока.

Презентация. Слайд 1. (На фоне слайда звучит песня «За того парня» (1 куплет и припев), звук прерывается по щелчку. По второму щелчку происходит смена слайда.)

Сегодня на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., поговорим о рассказе Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения.

Прочитайте эпиграф к уроку (на слайде 1) . Как вы понимаете эти слова?

«Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы, …передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Е. Носов «Шопен, соната номер два»

Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнем. Память. Она всегда с нами. И о чем бы ни писали фронтовики много лет спустя, тема войны остается главной в любом произведении, потому что нельзя вычеркнуть из памяти ужасные картины.

О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело…в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю».

2) Знакомство с жизнью и творчеством писателя (сообщение учащегося о Е. И. Носове).

Презентация. Слайд 2.

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы».

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Презентация. Слайд 3. (Во время рассказа происходит автоматическая смена двух фотографий через две секунды.)

3) Беседа по рассказу.

1.Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?

(Он писатель, снимает комнату у Ольги Петровны)

2. Презентация. Слайд 4. Расскажите об Ольге Петровне, используя иллюстрацию к рассказу.

(Тётя Оля одинока, затаенная печаль переполняет ее сердце. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но скорбь иногда выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны).

Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце.

(Тихий старенький домик, сочувственно оглядев меня, как-то сгорбившись)

3. Ощущается ли присутствие Алексея? Докажите словами текста.

Презентация. Слайд 5. Работа по иллюстрации - описание комнаты.

4. Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?

(Чтобы унять душевную боль.)

5. Почему тётя Оля не любила маки?

(Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел.)

6. Почему рассказчик посеял маки?

7. Выразительно прочитайте описание клумбы.

Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы?

Презентация. Слайд 6. Почему художник изобразил только маки?

Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки?

(Сконцентрировав внимание на подробном описании клумбы, Носов тем самым намечает два противоположных, контрастных образа: образ мака и всех остальных цветов. В рассказе “цветочная аристократия” “кажется настоящим ковром”, если рядом – маки. Но без них “сразу на пышной клумбе стало пусто”.)

(Эпитеты, сравнения, метафоры)

8. Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак.

Как показана недолгая красота маков?

Назовите глаголы, передающие действие маков.

Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли.

Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака, называется градация.

9. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей?

О судьбе Алексея Носов сказал в одном предложении. Достаточно ли этого, чтобы мы, читатели, представили его? Каким вы себе представляете Алексея?

(Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тёти Оли и до войны.)

10. Изменилось ли отношение героев к макам? О чём это нам говорит?

(Мак сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.)

Зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе её сына.

11. Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа? Что символизирует образ « буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?

(Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова. Не случайно автор сравнивает маки с «зажжёнными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами». Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».)

12. Презентация. Слайд 7. Зачитайте описание маков в конце рассказа. Как вы понимаете конец рассказа?

(Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.)

13. Почему рассказ так озаглавлен?

(Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «вдохновительных подвигов». Память. Она всегда с нами.)

14) Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

4) Рассказ о летчиках, погибших во время войны.

Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах возникает бесконечно тяжелый грохот бомбежек…

В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми. Давайте вспомним некоторых из них.

Презентация. Слайд 8 (Перед каждым рассказом ученика о летчике по щелчку происходит выход фотографий.)

Шамшурин Василий Григорьевич.

Младший лейтенант Шамшурин совершил 22 боевых вылета, уничтожив 4 самолета, 14 танков и другую боевую технику врага. 18 ноября 1942 г. при штурмовке скоплений войск противника в районе Дзаурикау направил свой подбитый зенитным огнем Ил-2 в гущу вражеских боевой техники. В.Г.Шамшурину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Матвеев Владимир Иванович.

Капитан Матвеев при отражении налета противника на Ленинград 12 июля 1941 г., израсходовав весь боекомплект, применил таран: концом плоскости своей машины срезал хвостовое оперение вражеского самолета, сам произвел благополучную посадку. 01 января 1942 г. погиб в воздушном бою в Ленинградской области. В.И.Матвееву присвоено звание Героя Советского Союза.

Кайков Павел Александрович.

Лейтенант Кайков произвел 177 боевых вылетов. Участвовал в 5 воздушных боях. 29 ноября 1941 г. погиб в воздушном бою, таранив при лобовой атаке самолет противника в районе Лоухи. П.А.Кайкову присвоено звание Героя Советского Союза.

Гречишкин Василий Николаевич.

Майор Гречишкин совершил 152 боевых вылета на бомбардировку важных объектов и уничтожение живой силы и техники противника. 30 сентября 1943 г. под Ленинградом самолет Гречишкина был подбит зенитным огнем врага. Летчик направил горящий самолет на позицию артиллерийской батареи. В.Н.Гречишкину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

5) Развитие речи учащихся (из семейного архива: рассказ об участнике войны).

Ни одну семью в нашей стране не обошла стороной война. Коснулась она и ваших семей. Давайте послушаем небольшие рассказы о ваших родственниках.

Любкевич Антон.

Мой прадедушка Сорокин Михаил Васильевич родился в 1913 году, а умер в 1991 году. Когда мой прадед был молодым и сильным, то мог поднять лошадь. В 1938 году пошел служить в армию. Попал на китайскую границу и участвовал в военной кампании под Халхин-Голом против японской армии. Не успел он вернуться домой, как началась русско-финская война. Прадед участвовал и в ней. А потом началась Великая Отечественная война, и прадед встал на защиту своей Родины. Во время боя под Ленинградом ему оторвало ногу. Поступил в госпиталь. А в 1944 году вернулся с фронта домой. Мой прадед награжден орденами и медалями.

Каретников Иван.

Мой прадед воевал под городом Ржевом. В ходе боев немцы окружили в болоте прадедушку с товарищами. Им было очень тяжело: не было еды, снарядов. Солдаты делали все возможное и невозможное, чтобы выстоять и не пропустить немцев. Но враг оказался сильнее на этом этапе войны. Мой прадед попал в плен. Его обливали водой, били кнутом, натравливали собак. Советская армия, разбив войска фашистов, освободила пленных. В их числе был и мой прадед. Он вернулся домой к своей семье.

Меня назвали Иваном в честь моего прадедушки.

Уварова Ирина.

Моего прадеда звали Уваров Иван Дмитриевич. Пошел на войну в 1941 году. В это время он жил в Смоленской области. Прадед был очень сильный, поэтому воевать он начал гранатометчиком и пулеметчиком. После тяжелого ранения в ногу его положили в госпиталь. В палате, где лежал прадед, находился немец. Когда дед узнал, кто с ним лежит рядом, то ударил немца кулаком в грудь. Удар оказался смертельным. За это прадеда хотели судить, но не сделали это.

Подмятникова Екатерина.

Моего прадедушку звали Александром Павловичем. Его призвали на войну, когда ему было 22 года. В 1942 году он был ранен в руку, потом целый год пролежал в госпитале. В 1943 году в мае он воевал в батальоне химзащиты санинструктором. В 1945 году прадедушка стал стрелком. В 1946 году был демобилизован. Имеет награды, но они, к сожалению, не сохранились.

6) Выводы по рассказу.

О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Носова. Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

Презентация. Слайд 9 (Во время рассказа происходит автоматическая смена пяти фотографий. Фотографии меняются через пятнадцать секунд.)

1 фотография в презентации. Красный мак – символ Памяти.О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

2 фотография в презентации. В 1915 г., во время Первой мировой войны, канадский военный врач Джон Маккрей написал ставшее широко известным стихотворение "В полях Фландрии", начинавшееся такими строками:

Всюду маки свечами печали горят
На войной опалённых фландрийских полях,
Между мрачных крестов, что рядами стоят,
В тех местах, где недавно закопан наш прах. (перевод А. Яро)

3 фотография в презентации. Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

4 фотография в презентации. В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

5 фотография в презентации. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

Учащийся читает наизусть стихотворение Екатерины Акимовой «Маки».

Война прошла, минуло много лет,
Из памяти стирая эти годы.
Но не забудь, Россия, этих бед,
О них тебе напомнят маков всходы.

Алеют маки искрой на земле,
Горят они в степных просторах, в поле
Как капли крови, да, горячей крови.

Цветут они и не дают забыть
О тех боях за жизнь и за свободу,
О тех, кто смог себя не пощадить,
Своею кровью обогреть всю воду.

Алеют маки искрой на земле,
И пламень тот горит не угасая,
Он обжигает сердце всей стране,
О горьких годах ей напоминая.

И сердце наше память ту хранит,
И слёзы скорби на глазах усталых,
И память прошлого в душе земли горит,
Как тот пожар в траве из маков алых.

Алеют маки искрой на земле,
Как капли крови, да горячей крови.
И обжигают сердце всей стране,
Своим огнём до страшной нашей боли.

Презентация. Слайд 10. Фильм «Живое пламя», созданный в программе Windows Movie Maker , запускается щелчком по фотографии. После окончания фильма для смены слайда щелкнуть в нижнем правом углу или в левом углу щелкнуть по треугольнику, затем в окне нажать «далее».

(Песня Ю.Антонова «Маки», фотографии периода Великой Отечественной войны, памятники защитникам Родины и памятники Волоколамского района)

7) Заключительное слово учителя. Презентация. Слайд 11.

Прошло 65 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

Мчит дорога верста за верстой,
Стонут ноги, колеса и траки.
Вдоль дороги кресты и под каждым крестом
Распускаются красные маки.

А по небу плывут облака
Непроглядной и серой стеною.
И глядят облака на кресты свысока
Поливая слезой неземною.

Я смотрю на усталых ребят
И в душе вспоминаю о Боге,
И мечтаю о том, чтобы каждый солдат
Красным маком не стал у дороги...

Андрей Владимиров (Черников)