ИУДАИЗМ (Краткий очерк)
Иудео-христианский диалог……………………………………………………………….20
Каббала …………………………………………………………………………..…………26
О кашерной пище ………………………………………………………………………….34
Иудаизм (Краткий очерк)
Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия, лежащая в основе еврейской культуры. Возникла в 2-м тыс. до н. э. в Палестине. По представлениям иудаистов, первым евреем был патриарх Авраам, заключивший “брит” (священный союз – “завет”) с Богом, в соответствии с которым евреи брали на себя миссию исполнения предписанных им заповедей – “мицвот”, а Бог обещал умножить и защитить потомство Авраама и дать ему во владение страну Израиля, обетованную землю. Иудаисты считают, что, в соответствии с предсказанием, данным во время “брита”, потомки Авраама попали в рабство в Египет на 400 лет, откуда их вывел чудесным образом в землю обетованную пророк Моше (Моисей,) в XIII в. до н. э. Согласно вероучению иудаизма, во время чудесного Исхода из египетского рабства и последовавшего за ним 40-летнего странствия по пустыне, где были обречены умереть все бывшие рабы, так что только свободные люди вошли в землю Израиля, Бог (Яхве) на горе Синай через Моисея даровал еврейскому народу боговдохновенную Тору (Закон), или Пятикнижие Моисеево. Этот акт, известный как Синайское откровение, знаменует собой начало существования еврейского народа и принятие им иудаизма.
По историческим данным, поклонение Яхве не исключало и культы др. божеств, как своих племенных, так и местных ханаанейских. Яхве не имел ни изображений, ни храмов; ему был посвящен шатёр (“скиния”) и в нём ларец (“ковчег”), считавшийся земным местопребыванием Бога, незримо присутствовавшего во всём мире. Официальный культ осуществлялся особой родоплеменной группой или кастой левитов. После возникновения в конце XI в. до н. э. Израильско-Иудейского царства царь Соломон (сын царя Давида) построил Яхве храм в Иерусалиме. При разделении царства в X в. до н. э. на северное, собственно Израильское, и южное – Иудейское, с центром в Иерусалиме, этот храм сохранил значение главным образом для южного царства; в северном имелись свои храмы. Но и в южном царстве продолжали официально существовать и др. места культа как Яхве, так и др. богов.
В постепенном складывании иудаизм как догматической религии важнейшую роль сыграло т. н. пророческое движение, развивавшееся с IX-VIII вв. до н. э. С VIII в. до н. э. проповеди пророков записывались. Пророки объявили Яхве “ревнивым Богом”, не допускающим, чтобы его “избранники” почитали др. богов. Возникла концепция “договора” (“завета”) между израильскими племенами и Яхве. Внешним признаком “договора” было объявлено обрезание.
Важным этапом в утверждении иудаизма явилась гибель в 722 г. до н. э. северного, Израильского царства и избавление Иерусалима от ассирийской осады (700 г. до н. э.).
В IX-VII вв. до н. э. сложились в основных чертах книги Бытие, Исход, Левит, Числа, приписанные Моисею. К VIII-VI вв. до н. э. восходят также книги, трактующие историю Израильского и Иудейского царств.
В VII-VII вв. до н. э. пророки начинают отрицать само бытие др. богов, кроме Яхве, но существование иных культов среди населения засвидетельствовано до V в. до н. э.
В 622 г. до н. э., при ремонте иерусалимского храма царём Иосией, была открыта рукопись так называемого Второзакония, подводившего итог учению пророков. Вместе с окончательной редакцией остальных четырёх Книг Моисея Второзаконие составило с середины V в. до н. э. Пятикнижие, или Тору (Закон), наиболее почитаемую в иудаизме часть Священного писания (Библии).
В 587 г. до н. э. большая часть иудеев была переселена вавилонским царём Навуходоносором II в Вавилонию; Иерусалимский храм был разрушен. Среди переселенцев выступил пророк Иезекииль с идеей восстановления Израиля.
При персидской династии Ахеменидов иудеи были возвращены в Иерусалим, превращенный в самоуправляющийся храмовый город (VI-V вв. до н. э.). Около 520 г. до н.э. был построен новый храм Яхве. Но руководители новой религиозной общины не приняли нее самаритян. После реформ Эзры (середина V в. до н.э.) изоляция верующих евреев – под предлогом их богоизбранности – стала одной из важнейших догм иудаизма; однако в дальнейшем было признано, что для вступления в “завет” с Богом, независимо от происхождения, достаточно обрезания и выполнения требований Торы.
В III-I вв. до н. э. в период римского господства над Израилем значительная часть иудеев была выселена в Египет, Сирию, Армению и др. В самой Иудее иудаизм распадается на ряд течений, из которых только течение “перушим” (фарисеев), сторонников демократизации учения и внесения в него норм обычного права, так называемой Устной Торы, переживает разрушение римлянами Иерусалимского храма в 70 г. н. э. и даёт начало современному иудаизму, называемому, в отличие от храмового, раввинистическим.
Около 100 г. н. э. был окончательно установлен канон священных книг иудаизма, включивший Тору, Пророков (записи религиозно-политических речей и исторические книги “пророческого” направления) и Писания (книги другого содержания, признанные не противоречащими догмам иудаизма, в том числе книги Руфь, Эсфирь, Иов, Экклесиаст, Песнь песней и др.). В связи с введением письменного канона мужчинам иудейской религиозной общины вменялась обязательная грамотность; это правило сохранялось в течение всего Средневековья.
После двух восстаний против римского владычества (Иудейская война 66-73 и восстание Бар-Кохбы 132-135) иудеи были выселены из Иерусалима.
Лишённые храма, бывшего центром национальной, культовой и духовной жизни, евреи в диаспоре ставят задачу “построить ограду вокруг Торы”, то есть заменить культовую храмовую службу системой религиозного и обычного права (галаха), регулирующего жизнь еврейских общин в диаспоре.
Важнейшим культовым изменением явилась замена богослужения в храме (которое, по догме, могло происходить только в Иерусалиме) молитвенными собраниями в синагогах под руководством учителей религиозного закона (раввинов) вместо жрецов; раввины обычно управляли и гражданско-правовой жизнью членов религиозной общины.
Вскоре после изгнания завершается работа над созданием так называемого масоретского кодекса Танаха, делящегося на три раздела: Тора (Учение), Невиим (Пророки), Кетувим (Писания). В начале III в. завершается кодификация свода галахических норм и нарративных преданий – Мишны (Толкование), которая вместе с составленным к нему в III-V вв. сводом Гемара (собрания правовых – Галаха и фольклорных – Аггада - толкований библейских текстов) составляет Талмуд.
В VIII в. в Ираке, Сирии и Палестине возникла секта караимов , отвергавшая раввинат и все раввинские комментарии к Библии. В XII в. раввин и философ Маймонид, или Рамбам (1135 или 1138-1204), формулирует в традиции аристотелизма основную догматику иудаизма в обширном комментарии к Талмуду – Мишне Тора (Толкование Торы). В XVI в. раввин Йосеф Каро (1488-1575) составляет популярный талмудический компендиум Шулхан Арух (“Накрытый стол”), ставший практическим руководством по талмудическому праву, принятым ортодоксальным иудаизмом.
После изгнания возникают и развиваются вплоть до современности мистические школы внутри иудаизма, известные под общим названием Каббала (Наследие) (важнейшее соч. “Зохар” Моисея де Леона, XIII в.). Влиятельный центр каббалистического учения во главе с раввином Ицхаком Лурия, или Ари (1536-72), складывается в XVI в. в Цфате в Галилее. Одним из наиболее известных мистических направлений становится отрицающий авторитет раввинов хасидизм (Баал Шем-Тов, середина XVIII в.), настаивавший на индивидуальном общении верующего с Богом через посредство “праведников” (цадиков).
Начавшееся в XVIII в. движение за еврейскую эмансипацию – Гаскала (просвещение) – приводит к кризису ортодоксального иудаизма и возникновению реформистского направления, стремившегося приспособить практику иудаизма к нормам европейского образа жизни. Недовольные ассимиляционными тенденциями раннего германского реформизма евреи в середине XIX в. создают так называемое консервативное направление в иудаизме, выступавшее за постепенность реформ и синтез их с частью галахических норм. Внутри ортодоксального иудаизма в начале XX в. складывается сионистское направление Мизрахи. В настоящее время большинство евреев США являются приверженцами реформизма, консерватизма и реконструкционализма – трёх школ неортодоксального иудаизма, в Израиле доминирует ортодоксальный иудаизм.
Теологию и догматику иудаизма пронизывает противоречивое сочетание универсалистских и партикуляристских принципов. В основе их лежит строгое монотеистическое представление о единстве, универсальности и всемогуществе Бога, творца и источника всего сущего. Бог бестелесен и неантропоморфен, несмотря на то, что человек создан им по его образу и подобию. Произнесение имени Божьего табуировано и заменено эвфемизмами. Литургия, подразделяющаяся на ашкеназский и сефардский изводы, включает в себя обязательное повторение два раза в день слов “Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един”.
Иудаисты считают, что при сотворении Бог наградил человека свободой воли и выбора, но повелел исполнять “мицвот” (заповеди), воплощающие добро и правильное поведение человека. Первый завет, заключённый Богом с праотцем человечества Ноем, включает в себя так называемые Семь заповедей сынов Ноя. Они состоят из запретов идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмесительных связей, употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, и повеления жить по законам. Согласно иудаизму, принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых не обязательно для других народов. Большинство из них определяет нормы бытового поведения, пищевых правил, хозяйственных установлений, устаревших в изгнании правил ритуальной чистоты, гигиенических норм, запретов на смешение несовместимых сущностей (льна и шерсти; молока и мяса; злаков с бобовыми; двух разных тягловых животных в одной упряжке и т. д.).
Специальные “мицвот” касаются культовой сферы, соблюдения праздников. Среди “мицвот” особо выделяется так называемый Декалог, или Десять заповедей, содержащих универсальные этические и поведенческие нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе, соблюдение святости дня отдыха в субботу, почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонения от следования “мицвот”, возникающие вследствие действия принципа свободы воли, рассматриваются как грехи и влекут за собой воздаяние не только в потусторонней, но и в реальной жизни. Таким образом, справедливость, этическая и социальная, заключённая в “мицвот”, становится одним из императивов иудаистской догматики. Концепция бессмертия души, существования загробной жизни и грядущего воскресения мёртвых не отражена непосредственно в Торе и имеет в иудаизме относительно позднее происхождение. Мистические направления в иудаизме принимают понятие метемпсихоза, то есть круговорота переселения душ. Постоянные бедствия и гонения, обрушивавшиеся на еврейский народ в изгнании, как и само изгнание, рассматриваются иудаизмом как составная часть воздаяния за отклонения от правильного выполнения “мицвот” и как бремя избранничества. Избавление от этого должно прийти вследствие освобождения, которое принесёт царь-избавитель “машиах” (дословно, “помазанник”, мессия). Вера в пришествие мессии, являющаяся одним из обязательных догматов, предполагает наступление царства Божия, воскрешение мёртвых, появление “небесного Иерусалима” и чудесное перенесение в него всех евреев, рассеянных по миру. Концепция Сиона и Иерусалима, как утраченной славы и родины, имеет в иудаизме не только трансцендентный, но и земной характер. Вера в конечное возвращение в Сион (“алия”), воплощённая в ежедневной молитве и пасхальном пожелании “в следующем году в Иерусалиме”, стала идеологической основой сионизма.
Заповедь\мицва. 613 заповедей Торы
Слово мицва означает "заповедь”. “Более великим является тот, кто обязан и так и поступает, чем тот, кто не обязан и поступает” (Кидушин, 31а). Видимо, мудрецы Талмуда считали, что обязательное действие будет выполняться с большей последовательностью и упорством, чем добровольное.
Талмудическая традиция учит, что в Торе содержится 613 заповедей, хотя сама Тора нигде не определяет их количество.
В современном мире никто не соблюдает всех 613 заповедей. Сотни их связаны с чистотой и нечистотой, с жертвоприношением животных. Хафец-Хаим (1838-1933) подсчитал, что сегодня актуальны менее трехсот заповедей.
Многие (но не все) этические концепции и правила вытекают из Торы и принадлежат к числу 613 заповедей. Другие -послебиблейские и предписываются Талмудом. Но и эти правила, однако, обычно связываются составителями Талмуда со стихами Торы.
Обычно заповеди подразделяются на этические и ритуальные. Этические или межличностные заповеди известны как "мицвот между людьми и их ближними” (на иврите-бейн адам лехаверо), ритуальные-"мицвот между людьми и Богом" (бейн адам ламаком).
Еврейский календарь лунно-солнечный, с 19-летним циклом, внутри которого 12 лет, состоящих из 12 месяцев, и 7 високосных из 13 месяцев. Главным праздником, стоящим обособленно от прочих, считается шаббат (суббота), день отдыха, когда возбраняется всякая работа, связанная с появлением новых субстанций (в том числе зажигание огня), передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Наиболее важными после субботы праздниками являются йом-киппур (судный день), сопровождающийся строгим постом, особой литургией и покаянными обрядами, и рош-Гашана (Новый год), отмечаемые соответственно в 10-й и 1-й дни осеннего месяца тишрей. К наиболее значимым праздникам принадлежат и так называемые “три праздника паломничества” в память о совершавшемся когда-то в эти дни обязательном восхождении в Иерусалим. Первый из них пейсах (Пасха), начало которого приходится на 14 число весеннего месяца нисана. Пасхальный ритуал (“седер пейсах” - пасхальный порядок) посвящён памяти об исходе из Египта, обретению свободы, наступлению весны и началу созревания первого “снопа”. Жатва его наступает через 50 дней на праздник шавуот (пятидесятница), приходящийся на летний месяц сиван и посвящённый дарованию Торы. Последний паломнический праздник суккот (кущи) отмечается в месяц тишрей, посвящён памяти 40-летнего скитания в пустыне и осеннему урожаю. На суккот строят специальные шалаши с открытой крышей, в которых живут и едят все дни праздника. Популярны также зимний праздник ханука (25 кислева) и весенний – пурим (14 адара).
В числе обрядов жизненного цикла характерно обрезание мальчиков, совершаемое на 8-й день после рождения. В 13 лет исповедующий иудаизм мальчик проходит обряд “бар-мицва”, вводящий его в общину верующих, причём он должен показать знание священного писания и произнести соответствующую речь на языке иврит.
Центром религиозной и общественной жизни является синагога . Её статус определяется наличием специального киота для хранения свитков Торы, помещаемого в обращённой к Иерусалиму стене. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины отделены друг от друга перегородкой, стеной или высотой. В реформистских и консервативных синагогах, называемых часто храмами, мужчины и женщины сидят вместе. При синагогах обычно имеется специальное помещение для ритуальных омовений – “миква”.
Священство существовало только в храмовом иудаизме, где выделялись две категории священнослужителей - “ко’аним” (жрецы) и “левиим” (левиты). Их потомки до сих пор выполняют специфические ритуальные функции и соблюдают дополнительные запреты, например ко’аним не должны находиться под одной крышей с мёртвым телом, жениться на вдове или разведённой и т. п. Центральной фигурой в раввинистическом иудаизме является раввин (“рав”), в сефардских общинах “хахам” – дипломированный знаток религиозной традиции, имеющий право быть духовным наставником общины (ке’илла), входить в религиозный суд, преподавать в религиозном училище. В ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, неортодоксальные направления с недавнего времени признают право на раввинский и канторский (кантор – руководитель литургии) статус также за женщинами.
Последователем иудаизма в соответствии с галахой считается каждый человек, рождённый от еврейской матери или исповедующий иудаизм в соответствии с религиозным правом.
Адепты иудаизма расселены по всему миру. Почти все они – евреи по своей этнической принадлежности. Активный прозелитизм и миссионерство не практикуются в иудаизме, но вступление иноверцев в иудаистскую общину (“гиюр”) допускается, хотя и затруднено. Прозелиты (“геры”), прошедшие ритуал обращения, становятся евреями и запрещается напоминать им о нееврейском происхождении. Тем не менее существует ряд периферийных групп, осознающих в той или иной степени свою отличность от евреев. Это относится к караимам и самаритянам, различным группам иудействующих в Африке (Эфиопия, Замбия, Либерия), Юго-Восточной Азии (Мьянма, Индия, Япония), США и других странах. В России живут иудействующие сектанты, известные как субботники и геры, частично обладающие нееврейской этнической идентификацией. Существующая государственная статистика даёт возможность лишь ориентировочно определить численность последователей иудаизма. В некоторых государствах переписи учитывают именно религиозную принадлежность (большинство западных стран), в других же случаях, в частности в СССР и возникших на его месте странах, - только национальную принадлежность. Общее количество евреев в мире на 1996 оценивалось в 13 (по другим данным - 14) млн. человек. Из них 5,8 млн. человек живут в США, 4,6 млн. человек в Израиле и 1,3 млн. человек в бывшем Советском Союзе. Организованные общины последователей иудаизма существуют в более чем 80 странах мира.
Общины более 100 тыс. человек существуют, помимо США и Израиля, в следующих странах (по мере убывания): Россия, Франция, Украина, Канада, Великобритания, Аргентина, Бразилия, ЮАР, Австралия, Венгрия. По имеющимся социологическим опросам в России не более 6% евреев считают себя верующими, однако число сочувствующих и формальных приверженцев иудаизма выше. В США, по данным проведённого в 1990 социологического обследования, иудаизму следуют 2/3 всех живущих в этой стране евреев.
Иудаизм - это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Поэтому при изложении иудаизма сложилось две тенденции. Первая, христианская богословско-теологическая тенденция рассматривает иудаизм под углом зрения тех моментов, которые утверждают истину христианского вероучения. При этом критикуется собственно иудаистское, как неподлинное искажение «истинной веры». Другая традиция рассматривает иудаизм как самоценное религиозное образование, национальную религию евреев. Логике и целям нашего изложения более соответствует второй подход, поскольку мы в этом разделе анализируем национальные религии. В этом случае представляется нам, надо раскрыть содержание данной религии самой по себе, безотносительно тех влияний, которые она оказала на другие религиозные культовые системы. Анализ этих влияний должен быть проведен в соответствующее время, когда будет рассматриваться тема возникновения христианства.
Иудаизм - религиозная система, возникшая на территории; Палестины на рубеже II-I тысячелетия до н.э. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, которое было самым многочисленным среди всех 12 еврейских племен («двенадцать колен израилевых»), а в конце XI века до н. э. стало господствующим племенем, поскольку в этот момент во главе сформировавшегося Израильско-иудейского государства стал выходец из этого племени царь Давид. Вероучение иудаизма изложено в ряде канонических документов: Священном Писании (Танак) и Священном Предании (Талмуд). Содержание Священного Писания известно широкому читателю по Ветхому Завету Библии - главной вероучительной книге иудаистов и христиан.
Иудаизм называют национальной религией евреев. Историки отмечают, что формирование иудаизма как национальной религии евреев началось задолго до XIII века, когда их кочевые племена вторглись на территорию Палестины. Первоначально верования, ритуалы и обряды еврейских племен принципиально не отличались от верований, ритуалов и обрядов других народов, находящихся на аналогичной стадии развития. Знакомство с содержанием Ветхого Завета свидетельствует о сильном распространении и влиянии среди еврейских племен тотемистических, анимистических, магических верований и обрядов. Религиозно-культовая система того периода носила ярко выраженный политеистический характер. И лишь начиная с XIII века до н. э., после вторжения еврейских племен на территорию Палестины и формирования там еврейского государства, начинает складываться иудаизм как монотеистическая религия.
Естественно, монотеизм не мог сложиться в одночасье. Формирование монотеизма заняло относительно длительный исторический период и предполагало существование каких-то переходных форм. Такой переходной формой на пути формирования монотеизма являлся генотеизм. Генотеизм предполагает существование у того или иного народа веры в одного Бога. У еврейского народа таким Богом был бог Яхве (Иегова). И вся религиозно-культовая деятельность, система социальных норм и социальных взаимодействий еврейского народа строилась вокруг этого Бога. Вместе с тем признавалось, что у каждого народа имеется свой бог. Правоверный иудей был обязан поклоняться только своему богу и не вступать в отношения с другими богами. Для поклонения богу Яхве в столице государства Израиль сыном Давида царем Соломоном в 945 году до н. э. был построен храм Яхве, который стал центром культовой деятельности иудаизма. Однако многобожие у евреев просуществовало еще несколько столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосифа от 622 г. до н. э. об отмене культов других богов.
Как известно, в 586 году до н. э. Иудея была захвачена вавилонским царем Навуходоносором. Храм Яхве был разрушен, а евреи уведены в плен. Во время вавилонского пленения иудаизм становится идейной основой борьбы евреев за освобождение и восстановление собственной государственности, принявшей форму движения к возврату на землю предков. С этого времени в иудаизме окончательно утверждается монотеизм. И хотя на монотеистической интерпретации иудаизма настаивали многие библейские патриархи и пророки, но утверждение подлинного монотеизма Библия связывает с именем пророка Моисея. Согласно библейскому повествованию, Бог Яхве через пророка Моисея предложил народу Израиля союз - «завет». Этот завет содержит два ключевых положения.
Первое - евреи обязаны признать, что Бог Яхве - это не просто один из богов, пусть даже самый сильный и могущественный, но единственный Бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека. Второе - еврейский народ является избранным Богом Народом, Он будет находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока останется ему верным.
Эти два положения являются центральными в религиозно-культовой системе иудаизма. Несмотря на то, что в иудаизме Бог провозглашается творцом и управителем всего человечества, он подчеркивает, что еврейский народ - это особый, Богом избранный народ, народ - Мессия, призванный осуществлять особую цивилизаторскую миссию с целью установления на земле царства благоденствия, мира и справедливости. Казалось было бы логичным стремление представителей иудаизма выйти за рамки отдельного народа, распространяя свою веру среди других народов. Но иудаистское духовенство препятствует ассимиляции евреев. Еще в 444 году до н. э. оно настояло на принятии закона, запрещающего евреям вступать в родственные отношения с другими народами. Таким образом иудаизм ориентирует еврейский народ на этническую замкнутость. И это имеет свои негативные последствия, связанные с противопоставлением евреев другим народам. Но наряду с негативными моментами I эта ориентация явилась одной из причин исключительной жизнестойкости еврейского народа, на долю которого в истории выпали очень тяжелые испытания.
Одним из таких испытаний явилось завоевание Палестины в 322 году до н. э. Александром Македонским. Это событие привело ко второму наиболее значительному расселению евреев в странах Восточного Средиземноморья. Иудейская война (66-73 гг. н. э.) закончившаяся поражением евреев, а также подавление антиримского восстания под предводительством Бар-Кохбы (135 г. н. э.) привели к массовой депортации евреев и их расселению по всему свету. В период расселения (диаспоры) создается Талмуд, который становится основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. На основе Ветхого Завета и Талмуда функционирует иудаизм как сложный комплекс религиозных представлений и обрядов, морально-этических и правовых норм, регулирующих всю жизнедеятельность еврея как индивида, еврейского общества и государства.
Космологическая мифология иудаизма изложена в первой книге Ветхого Завета - Бытии. В этой книге рассказывается как Бог из ничего сотворил Небо и Землю, животных и растения, человека «по образу и подобию своему», мужчину и женщину - Адама и Еву, как эти первые люди совершили свой «первородный грех», сорвав плод с запретного древа познания добра и зла и как Бог наказал их за это, изгнав из рая. Отныне они были должны в поте лица добывать себе хлеб насущный и в муках рождать детей. Затем идет повествование о судьбе детей этих людей, о их сложных взаимоотношениях с Богом.
Однако наибольший интерес при рассмотрении вероучения и культа иудаизма представляет содержание того «завета», который дал Бог на горе Синае пророку Моисею. Содержание этого завета изложено в близких версиях в двух книгах Ветхого Завета «Исходе» (20, 2-17) и «Второзаконии» (5,6-12). Этот «завет» представляет собой 10 заповедей - религиозно-культовых и нравственно-правовых норм:
1) Да не будет у тебя других богов перед ликом моим;
2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняйся им и не служи им;
3) Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно;
4) Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой субботу посвяти Господу своему, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, а на седьмой почил, посему благословил Господь день субботний и освятил его;
5) Почитай отца твоего и мать твою;
6) Не убивай;
7) Не прелюбодействуй;
8) Не кради;
9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;
10) Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего, ни раба его, и ни рабыни его, ни осла, ничего, что есть у ближнего твоего.
Иудейская религиозно-культовая система содержит множество положений, регламентирующих питание, брачные отношения, поведение в обществе и в культовых зданиях. Наиболее значительные обряды, связанные с «богоизбранничеством» еврейского народа, обряды инициации - обрезание крайней плоти мальчиков на восьмой день после рождения и церемония бар-мицва и бат-мицва, освещающих вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Большая роль в иудаизме отводится религиозным праздникам. Наиболее значительные из них: шабат (суббота) - время отдыха и запрета на любую деятельность; йом-киппур (день всепрощения) - суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) - праздник, знаменующий начало весны; суккот и шнуот - праздники, посвященные сбору урожая; симхат-торы (радость Торы) - праздник по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге.
Организационная структура иудаизма на протяжении четырех тысячелетий его существования претерпевала значительные изменения. Долгое время в иудаизме ведущую роль играло жреческое сословие, концентрирующее религиозную жизнь вокруг храма Яхве. В период рассеяния (диаспоры) ведущую роль в религиозной жизни начинает играть синагога - собрание верующих, во главе с раввином (учителем). В настоящее время иудаизм является господствующей религией государства Израиль, который, хотя и не имеет официального статуса государственной религии, но пользуется исключительной поддержкой государственных органов и оказывает существенное влияние на всю общественную жизнь страны. Руководители религиозных общин - раввины находятся на государственной службе и ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют контроль над кашрутом (системой религиозных правил хранения, приготовления и употребления пищи), ведут воспитательную работу и культовую деятельность в армии. В десяти городах страны действуют 24 раввинских суда. Координирует и направляет деятельность раввинов Верховный Раввинатский Совет. Помимо Израиля религиозные объединения иудаистов функционируют во многих странах мира.
Литература
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М., 1976. Васильев Л. История религий Востока. М., 1962.
История Древнего Востока (Под ред Кузищева В. И.) М., 1988. Конфуций. Луньюй. Пекин. 1957. Кун Н. Т. Мифы Древней Греции. М., 1960.
Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994
Основные принципы иудейской религии
Согласно ортодоксальному иудаизму, еврей – это человек, родившийся от матери-еврейки и не переменивший вероисповедания или прошедший ортодоксальный гиюр и соблюдающий все религиозные установления.
В религиозном представлении, которое не совпадает с обыденным, общечеловеческим, еврей – это не этническое понятие, а мировоззренческое. У истинного еврея понятия национального и религиозного совпадают, они должны быть тождественны и неразделимы.
Основные принципы иудейской религии были выведены великим еврейским мудрецом XII века Рабби Моше бен Маймоном, известным евреям как Рамбам, а европейцам – как Маймонид. Эти принципы признаются каноническими в классическом (ортодоксальном) иудаизме.
Первый принцип. Бог – один, он единственный в своем роде. Бог сотворил человека по образу и подобию своему (концепция «богочеловека») – следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра.
Иудеи представляют себе единого живого Бога, Который на Синае дал Моисею Тору – Закон. Это важнейшая заповедь: верить в вездесущего Бога, Бога Авраама, Исаака и Иакова, и не только в этом мире. Бог один для всех, в том числе, конечно, и для язычников. Он один, и нет других богов. Вера во всемогущего Бога Яхве составляет основу иудаизма как религии. В иудаизме впервые в истории религий монотеизм был провозглашен в качестве последовательного принципа. Бог, по учению иудаизма, существовал до сотворения Им всего существующего и будет существовать всегда. Он вечен. Он суть всего в мире, Он – первый и последний, альфа и омега. Он, и только Он, – Творец, явивший Себя народу через Моисея, пророков и Свое Слово. Он создал Землю и все на ней и вне ее. Бог – есть Дух, Мысль и Слово. Бог один и он реален. Чтобы лучше осознать это, каждый еврей должен ежедневно читать молитву «Шему»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един».
Второй принцип. Бог совершенен. Бог является абсолютным Разумом, он всемогущ. Бог является источником благости, любви и справедливости.
Иудаизм уникален не только тем, что впервые изобрел монотеизм. Эта религия впервые дает образ бога как личности. Бог-личность предполагает наличие волевого начала в мире. Сотворение мира – акт проявления воли Бога. Мир сотворен им, потому что он хотел сотворить этот мир.
Бог – не только абсолютная вечная сущность, но и неограниченная воля. Его действия проистекают из Его желания. Исключительно духовная сущность Бога отличает его от любой другой сущности в мире и делает его высшей инстанцией. Боги других верований подвержены неким высшим силам. Бог не подчиняется никакой другой силе и не зависит ни от чего, кроме самого Себя. В мире не существует силы выше Него. Бог является абсолютным властелином всего мира.
Третий принцип. Тора – священная книга для всех иудеев. Авторитет Торы непогрешим и нерушим.
Богодуховенность Ветхого Завета является догматом для иудейской религии. Первые пять книг, которого составляют Тору, – священны, ибо их дал сам Бог. Тора – это не только Закон, это наука. Тора – верховный авторитет иудаизма, наивысший авторитет для израильтян. Как наука Тора содержит основной ее признак – знание, а знать – значит делать. Тора – это не только Закон, это откровение Бога о Себе. Закон включает в себя и Десять заповедей, выражающих сущность предписываемых Богом норм в отношениях людей друг с другом и с Богом. Но не только это: Закон включает и правила, относящиеся к религиозной и общественной жизни, вплоть до детальной разработки вопросов гигиены и повседневного поведения. Закон показывает, чего ожидает от людей Бог.
Четвертый принцип. Жизнь – это постоянный диалог Бога с человеком. Все, что делает как отдельный человек, так и целый народ, оценивается Богом, потом Всевышний воздает по заслугам, чаще всего при жизни.
Иудейский Бог создал мир и человека в нем и хочет, чтобы сотворенный им человек вел себя в этом мире так, а не иначе, что подчеркивает наличие воли Бога. Персональность Бога позволяет человеку строить свои взаимоотношения с Богом на межличностном уровне, на уровне «я – ты». Человек может вступать с Богом в прямой диалог, разговаривать с ним без посредников.
Согласно Торе, между Богом и человеком существуют личные взаимоотношения. Человек обращается непосредственно к Богу, и Бог вступает в диалог непосредственно с человеком. Обращаясь к Богу, человек пользуется выражениями, придающими Богу человеческие черты, так как другого способа выражения человек не знает. Это явление, называющееся антропоморфизмом, определяет двустороннюю связь между Богом и человеком и характеризует их отношения как отношения личностные, персональные. Просьба человека, обращенная к Богу в страхе или восхищении, молитва человека, его вопль могут прорваться к Богу только на человеческом языке.
Взаимоотношения между человеком и Богом занимают в Торе центральное место. Монотеистический иудаизм основан не на размышлении о Боге, а на стремлении к Нему, и в этом проявляется совершенно новый подход к понятию Бога. Вера в Единого Бога в Торе построена на высочайшей степени преданности человека Богу, она требует от человека полной отдачи. Человек не может обращаться к другим богам.
Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог дает возможность жить и быть праведным. Бог наблюдает за человеком, Он всеблагой, пресвятой, справедливый. Он господин истории. Божественная сила распространяется по всему миру, она во всех проявлениях жизни. Бог – помощник и друг людям, отец всего человечества. Он освободитель людей и народов; он спаситель, помогающий людям избавиться от невежества, грехов и пороков: гордости, эгоизма, ненависти и вожделения.
Пятый принцип. Человек бесценен, так как он является созданием Бога. Каждая жизнь уникальна. Назначение человека – служба Богу – постоянное всестороннее духовное совершенствование.
Еще в первых главах Тора дает два противоречивых описания человека, отражающих его двойственную природу, содержащееся в нем внутреннее противоречие. В первой главе Бытия говорится: «И сотворил Господь человека по образу своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину – сотворил Он их». Во второй главе сообщается нечто противоположное: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым».
Таким образом, в основе представления о человеке в иудаизме – характеристика его как создания психофизического. Он одновременно является и прахом земным, и образом Божьим. Первое подчеркивает физическую, биологическую сущность человека. Человек выступает здесь как часть живой природы, «душа живая», материальный объект, подчиняющийся законам физики и биологии. Вместе с тем человек наделен чем-то таким, что не является частью природы, чем-то стоящим над природой, противостоящим ей, в нем есть частица Бога. Тора не разъясняет, в чем именно человек подобен Богу, а лишь утверждает важное антропологическое и социологическое понятие: человек подобен Богу. Являясь частью природы, человек одновременно стоит как бы вне ее. В этом отражается двойственность человека – праха земного и подобия Бога.
Человек находится под влиянием собственной биологической сущности. В отличие от христианства, иудаизм не видит ничего плохого в том, что человек создан из земного праха, что он обладает телом с его физическими потребностями. Такова природа человека. То, что человек является физическим, материальным созданием, лишь подтверждает, что он не Бог. Вместе с тем человек создан по образу Бога. Этим обуславливается его духовный потенциал, и в этом его ценность.
Шестой принцип. Равенство всех людей. Все люди равны перед Богом. Каждый человек является сыном Божьим, всем людям открыта дорога к совершенствованию в направлении единения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения – свободная воля и божественная помощь.
Бог не разделяет людей по социальному уровню, достатку, цвету кожи или языку, на котором они говорят. Главное в человеке – это его духовное начало, и в этом все люди равны.
Седьмой принцип. Богоизбранность еврейского народа. Бог наложил на евреев особую миссию – донести божественные истины до человечества и посредством этого помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет невозможно отменить. С одной стороны, Завет дает всестороннюю поддержку Бога, а с другой – он налагает на еврейский народ очень высокий уровень ответственности.
Идея избранности традиционно интерпретируется евреями двумя способами: с одной стороны, это Бог избрал израильтян, а другая идея состоит в том, что израильтяне выбрали Бога. Хотя этот выбор и был коллективным, но он был сделан свободно. Решающее значение понятия избранности в том, что оно создает обязательства исключительно для евреев, а не евреи получили от Бога другие пакты и другие обязанности.
Восьмой принцип. Предложение всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на все человечество.
В то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов. В то же время иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите – гиюр). Однако иудаизм может принять любой человек, пройдя специальное посвящение.
Девятый принцип. Принцип полного господства духовного начала над материей. Но при этом необходимо помнить о ценности также и мира материального. Бог – безусловный Владыка материи, как ее творец, и он вручил человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение.
В иудаизме все сущее имеет свое духовное начало, и цель каждого человека – постичь, распознать это духовное. Например, считается, что чтением Торы или повторением молитвы человек взывает к этому началу.
Десятый принцип. Вера в приход Мессии (Мошеаха) – спасителя.
Машиах является царем, прямым потомком царя Давида, и, согласно традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией (Элиягу), который был взят на небо живым. Когда он придет, то воздаст всем праведникам по заслугам.
Иудеи до сих пор ожидают прихода Мошеаха. Тора учит, что Мессия принесет иудеям политическое освобождение, соберет всех евреев в израильских землях и наладит правильный миропорядок на всей земле. Тогда, возможно, все люди станут иудеями.
Одиннадцатый принцип. Принцип воскрешения из мертвых в конце дней (эсхатология). Вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.
Согласно иудаизму, умершие воскреснут в своих же телах и станут жить на земле в вечном благе. Но это касается только праведников. О том, что произойдет с остальными, до сих пор ведутся споры. Некоторые богословы полагают, что они отправятся в место, подобное христианскому аду. Другие же считают, что они просто останутся в небытии.
Из книги Лекции по истории Древней Церкви автора Болотов Василий ВасильевичПериод первый Церковь sub umbraculo religionis licitae (judaicae)[под покровом дозволенной религии (иудейской)] Первый период, по мнению большинства ученых, обнимает собою время от начала христианства до царствования императора Траяна. Каковы были отношения к христианству императоров в
Из книги Курс патрологии автора Сидоров Алексей ИвановичКритика языческого политеизма и иудейской религии в «Апологии» Аристида. {с. 86}По своему объему эта критика занимает значительный удельный вес в произведении: вся «Апология» состоит из 17 глав, а «критическая часть» ее - 12 глав, причем основное место уделяется критике
Из книги Нервность: ее духовные причины и проявления автора Авдеев Дмитрий Александрович Из книги Наука и религия автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука5. Основные принципы христианского гуманизма Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя, - апостол Павел. (Гал. 5,14).Если христианская мораль ставится под сомнение, если на нее возводится тяжелое обвинение, что она
Из книги Наука самоосознания автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада Из книги Варнашрама-дхарма. Совершенное общественное устройство. Размышления автора Хакимов Александр ГеннадьевичПринципы религии Чистота, милосердие, аскетизм и правдивость - это и есть истинная опора любой религии. Высшая, лучшая религия описана в Бхагавата пуране так: это та религия, которая желает блага всем живым существам. Другими словами, религия - это самая высшая форма
Из книги Послание Иакова автора Мотиер Дж. А.Молитва верующего: основные принципы (5:13) Переход от предыдущей части к данному отрывку очень интересен. Призывая к терпению и стойкости, Иаков приводил в пример злострадания пророков (10). Существительному стиха 10 злострадание соответствует в стихе 13 глагол злостраждет.
Из книги Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие автораОсновные принципы В каких бы условиях человек ни повторял маха-мантру, это необычайно благотворно скажется на его духовном развитии. Тем не менее великие мудрецы и святые - авторитеты в джапа-медитации - предлагают использовать некоторые приемы, которые усиливают ее
Из книги Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие автора Госвами Сатсварупа дасОсновные принципы В каких бы условиях человек ни повторял маха-мантру, это необычайно благотворно скажется на его духовном развитии. Тем не менее великие мудрецы и святые - авторитеты в джапа-медитации - предлагают использовать некоторые приемы, которые усиливают ее
Из книги Учебник по христианскому душепопечению автора Адамс Джей5 ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ - ПРИНЦИПЫ ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ Ограничение предпосылок и принциповСуществует множество фундаментальных предпосылок и принципов, на которых зиждется душепопечение. Действительно, легко показать, что каждая библейская истина или принцип либо прямо,
Из книги Введение в библейскую экзегетику автора Десницкий Андрей Сергеевич2.2.2. Основные черты традиционной иудейской экзегезы Традиционный иудаизм часто называют раввинистическим, поскольку вероучительным авторитетом в нем обладали раввины (рабби) - учителя Закона, или талмудическим, поскольку Талмуд (букв, "учение") для иудеев - наиболее
Из книги О себе… автора Мень АлександрОсновные жизненные принципы христианства Вы просите меня изложить мое кредо. Хотя кредо каждого христианина и, разумеется, священника, уже выражено в Символе веры, ваш вопрос вполне законный. Христианство не есть "идеология", отвлеченная доктрина или застывшая система
Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том II автора Болотов Василий ВасильевичПериод первый Церковь sub umbraculo religionis licitae (judaicae)[под покровом дозволенной религии (иудейской) Первый период, по мнению большинства ученых, обнимает собою время от начала христианства до царствования императора Траяна. Каковы были отношения к христианству императоров в
Из книги Учение Шри Чайтаньи автораОсновные принципы В каких бы условиях человек ни повторял маха-мантру, это необычайно благотворно скажется на его духовном развитии. Тем не менее великие мудрецы и святые - авторитеты в джапа-медитации - предлагают использовать некоторые приемы, которые усиливают ее
Из книги Том 3. У врат Молчания [Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры] автора Мень Александр3. ОСНОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ И ПРИНЦИПЫ БУДДИЗМА I. Четыре благородные истины1. Существует страдание.2. Страдание имеет причину.3. Существует прекращение страдания.4. Существует путь к прекращению страдания.II. Восьмеричный путь1. Правильное понимание (свободное от суеверия и
Из книги Библия. Популярно о главном автора Семенов Алексей1.1. Основные принципы учения Библия – собрание канонизированных священных писаний для христиан и иудеев. Делится на две книги: Ветхий и Новый Завет. Ветхий Завет написан на древнееврейском и арамейском языках, в то время как Новый Завет – на древнегреческом.«Библия» в