К чему готовиться, если покойник разговаривает с вами во сне или зовет вас за собой? Елена Ясевич: что делать, если снится покойник Покойник забрал вас с собой во сне.

Встречаются случаи, когда покойник приходит во сне к своим близким. Почему приходит покойник? В основном, это происходит тогда, когда родственники очень сильно оплакивают умершего. Также такое может произойти, если у покойного остались на земле какие-либо важные незавершенные дела. Это привязывает умершего и не дает уйти ему в высшие сферы.

Наверное, поэтому в народе говорят, что не стоит слишком сильно «убиваться», бросаться на тело умершего, ведь покойный не сумеет из-за этого уйти, и в дальнейшем будет являться.

Такое утверждение очень справедливо. Именного тогда, когда мы находимся на пике своих эмоций, наше астральное тело «выпускает» нити, невидимые глазу, которые и опутывают душу умершего. Иногда такая энергетическая связь может свести в могилу абсолютно здорового жизнерадостного человека всего лишь за несколько месяцев.

Так называемая некротическая связь питается тоской о покойнике и чувством вины. Далее она вызывает депрессию, потом ухудшение самочувствия, здоровья, апатию к жизни, окружающим, делам. Покойник приходит во сне и зовет к себе. Со временем здоровье живущего человека совсем ухудшается, и психика, соответственно, тоже.

Что делать, если приходит покойник?

Народные поверья в этом случае глаголят следующее: если приходит покойник, то следует немедленно заказать 40-дневную заупокойную службу по нем. Делается это в соответствии с его вероисповеданием при жизни. А в могилу нужно закопать небольшой осиновый крестик, а точную его копию повесить на шею жертвы. При этом необходимо обсыпать подоконники и пороги маком.

Если же вы обнаружили у кого-то из родственников признаки такой связи, то следует прочитать либо перед дверями, либо на том месте, где стоял гроб такие слова:

«Иди, где лежишь. Там тебе быть, судного дня ждать. Все закрыто, и гвоздями забито. Царство небесное (Имя умершего)».

Когда вы будете выполнять эти обряды, то неизменно сохраняйте уважительное отношение к покойному. Действительно, некротическая связь может быть очень опасной, однако если принять определенные меры, то ее влияние сведется на нет.

В случае, если вышеописанные способы не помогают разрешить ситуацию, то можете обратиться к помощи мага на нашем сайте, описав как можно детальнее свою ситуацию. Эксперт рассмотрит ситуацию и даст вам совет, как поступать в дальнейшем.

Дом по часовой стрелке обсыпают свяченым маком.

Как защитить свой дом от колдовства

Прежде всего, надо узнать, есть ли нечистая сила в вашем жилище. Для этого возьмите освященную соль, положите ее минут на 15–20 на разогретую, стоящую на небольшом огне, сковороду. Если в квартире «чисто», соль будет желтоватого цвета, а если есть нечистые, то соль будет трещать и станет темно-коричневого или черного цвета. Этим способом не только определяют наличие нечистой силы, но и изгоняют ее.

Каждая квартира, каждый дом начинается с порога. Именно через порог приходит к нам радость, через порог заглядывает и горе с бедой. Вот почему часто можно видеть, что над порогом висят то лошадиная подкова на счастье, то пучки крапивы и чертополоха, чеснок и лук от нечистой силы.

Порог отгораживает нас от семи бед, от чужого злого глаза. В народе считается, что на пороге нельзя стоять, прощаться с уходящими гостями.

Через порог никогда ничего не дают. Поданная через порог пища – к болезни, а если это будет одежда, то тело изведет сухотой и ломотой.

Оберегом от сглаза служит ветка рябины или лапа ели, прикрепленная над входной дверью.

Если в доме частые ссоры, заведите кактус, но не забудьте, что с ним скоро придется расстаться! Это растение собирает отрицательную энергию, даже вредные излучения от телевизоров и компьютеров. Но оно хранит их, аккумулирует и становится вскоре весьма «колючим» вредным членом семейства. А если кактус у вас зацвел – это знак того, что плохое в ваших семейных отношениях исчерпано и ваши отношения имеют шанс приобрести новое качество, подобное прекрасному цветку.

Никогда не оставляйте нож воткнутым в хлеб! Такой хлеб нельзя есть, чтобы не навлечь на семью ссору вплоть до разрыва отношений.

Убирая в квартире, никогда не метите в сторону входа – вынесете сор из избы.

Осиновая ветка, повешенная над порогом входной двери, не впустит в ваш дом энергетических вампиров. Даже сухая и зимняя, поставленная в спальне, спасет от ночных кошмаров.

Мыть полы можно лишь тогда, когда все ваши домочадцы дома, иначе «замоете» следы.

Не кладите ножи и вилки острием вверх – навлечете злобу.

Хлеб никогда не кладите низом вверх. Это очень плохая примета, может безвременно скончаться близкий человек.

Уронив со стола нож, вилку или ложку, постучите три раза ручкой об стол (не произносите ни слова, пока не сделаете этого) – убережетесь от незваного гостя.

Остриженные волосы, ногти или выпавшие зубы не бросайте где попало – ими может воспользоваться колдун. Выбрасывать их в окно или сжигать тоже нельзя – можно заболеть.

Не раздавайте свои фотографии кому попало – через них можно оказывать на вас любое воздействие. Не распространяйтесь также о дате и особенно о времени своего рождения, о любых личных вещах.

Долго использовавшиеся часы тоже имеют очень сильную связь с их хозяином, так что с ними расставаться не рекомендуется, даже если они сломаны. Эта связь настолько сильна, что часы часто останавливаются после смерти хозяина – чинить такие часы обычными методами бесполезно.

На покойниках никогда не оставляйте нераспиленных колец, цельных браслетов и завязанных узлов – от этого возникают привидения.

Если приходится вернуться с полдороги домой, пути не будет. Чтобы как-то этого избежать, вслух поздоровайтесь с собственным отражением в зеркале.

Не поднимайте оброненные кем-то мелкие монеты – на них чаще всего сводят бородавки, болезни и порчу. Не трогайте валяющиеся костыли, палки, трости, платки, перчатки и другие потерянные предметы.

Не дарите и не принимайте в подарок без символического «откупа» платки и перчатки (к расставанию), часы (к тоске), острые предметы (к ссорам с последствиями).

Если есть серьезные подозрения на наведенную порчу: непонятным образом болеют дети, сама собой бьется посуда и падают предметы, преждевременно портятся продукты, происходят иные необъяснимые явления, снятся плохие сны – проведите в доме генеральную уборку. Осмотрите дверные косяки и оконные рамы, входной коврик на предмет воткнутых иголок, кнопок и булавок, осмотрите ковры на стенах, проверьте пух в подушках – все найденное сожгите. Жилище окропите святой водой.

Нечистую силу можно также изгнать с помощью ладана, окуривая им помещение.

Полотенце, на котором вы святили кулич во время Пасхальной службы, хорошо помогает от порчи, если его носить на себе.

На Рождество Христово с часу ночи до пяти утра небо «открывается». В это время просите Господа об исцелении и прощении грехов. Если грехи вам будут прощены, то и порча не будет страшна.

Мак (лучше дикий) освятите на Маккавея или на Спас и осыпьте им свой дом. Ведьмы не пройдут.

Хорошо держать в доме веточки березы, освященные на Троицу. Они тоже помогают от нечисти.

Наличие наговоренных вещей в квартире можно определить следующим образом: принесите из церкви в Страстную пятницу недогоревшую свечу, которую вы держали во время службы, зажгите ее и пройдите с ней по всем комнатам, там, где свеча затрещит, – порча.

В Чистый четверг дом или квартиру можно окуривать можжевельником, багульником или вереском. Это тоже защитит и изгонит нечистых из вашего жилища.

Ветки крушины, освященные в церкви на Троицу, развешанные над дверьми и окнами вашего жилища, также защитят вас и ваш дом от нечисти.

На Крещение, 19 января, освятите воду в церкви и окропите ей свой двор и квартиру или дом. Этим вы тоже защитите себя от нечисти.

Можно на освященной крещенской воде замесить жидкое тесто и нарисовать им над входной дверью (снаружи и изнутри квартиры) кресты. Это тоже убережет вас и ваш дом от проделок злых, недобрых людей.

На Благовещение освятите соль, прожгите ее минут пятнадцать на сковороде на белой тряпочке, затем используйте эту соль в пищу как людям, так и животным (по щепотке). Хорошо, если освященная соль будет у вас в солонке всегда.

Хорошо защитят от нечистых вас и ваш дом крестики, нарисованные (накопченные) снаружи и изнутри свечой из церкви, которая была у вас в руках в Чистый четверг.

Мел защищает от нечисти. Не зря в старину стены белили мелом, что создавало определенный защитный фон. Попробуйте, нечистые не любят мел. А оклейка жилищ обоями создает для них благоприятную среду.

Кошки и собаки хорошо чувствуют нечистых. У собаки на загривке поднимается шерсть, она начинает лаять на то место, где находятся нечистые. А кошки, бывает, даже уходят из дома.

Выходя из дома, защитите себя. Три раза прочитайте молитву: «Крест – надо мною, крест – подо мною, крест – по бокам, крест – спереди и сзади».

Не переступайте через лежащих на вашем пути мертвых змей, лягушек, ужей. Обойдите их. Иначе заболеете.

Не вывешивайте на ночь белье для сушки. На него могут навести порчу. Может даже что-либо из белья исчезнуть, а затем вновь появиться. Появившуюся вещь сожгите.

Купленные продукты (особенно на рынке) следует побрызгать освященной водой или прочитать над ними «Отче наш» и перекрестить их ножом.

Хорошо изгоняет нечистых посещение звонницы во время церковных праздников. Можно слушать службы на магнитофоне, записанные на кассете, самому при этом читать молитвы.

Не дарите никому свои фотографии, этим вы убережете себя от многих неприятностей.

Носите под стельками обуви по три осиновые палочки. Они защитят вас, если вы случайно наступите на порчу. Для этой цели подойдут спички. Удалите с них серу, побрызгайте освященной водой и положите под стельки.

Таким способом освящают жилище монахи.

В четыре стакана, наполненные зерном, поставить четыре свечи, с которыми простояли ночь в церкви на Пасху. Расположить стаканы со свечами надо так: один стакан поставить у входной двери на стул, напротив входной двери у стенки поставить второй стакан, третий – на балконе у окна и четвертый – напротив него в спальне у окна, чтобы образовался крест. Зажечь свечи. Свечой, с которой стояли всю ночь на Пасху, поставить крест снаружи и внутри и на окнах. Затем на три спички намотать кусочек ваты и церковным маслом обвести кресты, которые нанесли свечой. Покропить квартиру крещенской водой, читая молитву «Отче наш». Затем три раза обойти жилище, начиная с входной двери, с горящей свечой, читая молитву «Отче наш». Если есть ладан, окурить комнаты горящим ладаном, если нет, окурить сухой полынью. Спички, которыми смазывали кресты, необходимо сжечь и закопать, где люди не ходят!

Если у вас нет возможности пригласить священника для освящения жилища, сделайте так: окропите жилище внутри крещенской водой, как написано выше, и проделайте весь ритуал.

Если судьба перестала вам благоволить и вам кажется, что в этом повинны злые духи либо ваши недруги, проделайте следующий ритуал.

Три очищенные маленькие луковицы повесьте в разных местах вашего дома: в кухне, в спальне, в гостиной. Подвешивать необходимо особым способом. Проткните каждую луковицу толстой иглой с красной нитью и завяжите нить петлей вокруг луковицы. Луковицы должны висеть 7 ночей. Затем их снимают и кладут каждую на лист чистой бумаги, сильно солят и сжигают на ярком огне. Злые чары будут разрушены.

Если ночью над вами издеваются черти, бесы и полубесы, посещают вас ведьмы и колдуны, то, во-первых, пригласите священника освятить ваш дом, во-вторых, купите новые ножи (15–20 см длиной) и в каждое окно справа, в верхнюю часть рамы поставьте нож таким образом, чтобы лезвие было перпендикулярно раме и как бы делило окно пополам.

На входной двери поставьте два ножа перпендикулярно лутке, чтобы лезвия делили дверной проем на четыре части.

Ножи должны стоять постоянно. В каждый отдушник также поставьте по ножу, если вы живете в высотном доме.

В своем доме нужно поставить нож лезвием вверх на трубу, чтобы он делил трубу по диагонали.

Можно вместо ножей ставить иголки, но они могут задержать только ведьм и колдунов, а бесы проходят через такую защиту.

На входной двери можно использовать вместо ножей ножницы, которые раздвигают и ставят в верхний правый угол перпендикулярно лутке двери с той стороны, куда открывается дверь, чтобы раскрытые лезвия ножниц делили дверь по диагонали.

Если у вас стоит на окнах защита, а нечистые пытаются пробраться к вам, вы услышите удар в стекло, как будто кусок холодца бросили в окно.

Веник – неизменный атрибут в каждом доме. Старайтесь не переступать через него и не наступать на него, так как у вас могут начаться судороги. Однако веник – это и защита от нечистых. Чтобы избежать проникновения нечисти в ваше жилище, поставьте его возле входной двери ручкой вниз. Тогда ведьмы и колдуны будут обходить ваш дом десятой дорогой.

Бывает, что вам дарят цветы, которые всю ночь были на кладбище. Если такой подарок вы занесете домой, то будете задыхаться, терять сознание, ощущать головную боль и слабость.

Если это происходит, облейте цветы бензином, предварительно вынеся их из дома, сожгите, выпейте освященной воды и прочитайте «Отче наш».

Укрепляет здоровье и защищает от порчи непочатая вода, набранная перед восходом солнца в четверг (попейте ее).

Не следует спать с открытыми форточками с 12 до 3 часов ночи. В это время нечистые агрессивны. Или вбейте в форточки по углам четыре иголки, натяните крест-накрест нить.

Ложась спать, перекрестите три раза себя, подушки и кровать и прочитайте молитву «Живый в помощи».

Бывает, что при встрече вас похлопывают по плечу, жмут вам руку, у вас начинается отток энергии, а человек, делающий это, тут же расцветает. Порой так передают и болезни.

Если у вас возле порога налита лужа воды (как правило, мыльная, в нее добавляют воду, в которой обмывали покойника), не перешагивайте и не вступайте в нее. Иначе получите порчу. Возьмите тряпку, вымокните эту воду, стараясь не браться руками, а с помощью какой-нибудь палки. Вынесите эту тряпку на улицу, облейте бензином или керосином и сожгите с молитвой, следите при этом, чтобы дым не шел на вас.

Если дверная ручка чем-то намазана (используют мыло, которым обмывали покойника), то возьмите бумагу, зажгите ее и крестообразно обожгите огнем эту ручку. Затем вытрите ручку чистой бумагой, которую сожгите или закопайте.

Если перед порогом вашего дома или квартиры вы обнаружили монеты, соль, землю, пшено, шелуху от семечек и т. д., обойдите вокруг этого по часовой стрелке, трижды перекрестите насыпанное, соберите его, например, на газету (только не рукой), вынесите подальше от дома и зажгите, читая «Отче наш», затем произнесите: «Откуда пришло – туда и иди, кто сотворил – тот и забери».

Если вам подбросили это, например, близкие соседи, у них лицо будет красное, словно обожженное.

Если в лутке вашей двери торчат гвоздь или игла, оберните их тряпкой и отнесите за пределы дома, сожгите и закопайте.

Если вам дарят подарки, не берите их в руки, пусть их куда-нибудь положат. Когда гости уйдут, вы освященной водой сбрызните каждый подарок. Если услышите после этого запах паленой шерсти, значит, вам пытались загнать бесов вовнутрь.

Хорошо защищаться от порчи можно следующим образом: с утра в четверг, стоя, читайте молитву «Отче наш», представляя мысленно, что вокруг вас по часовой стрелке поднимается стена огня до самого неба.

Один из самых первых вопросов, который задал себе человек, осознавший себя человеком: что происходит после смерти? Ответы нам могут дать только сами мертвые, которые приходят к нам во снах и наяву. В этой статье мы попытались разобраться в данных явлениях и собрали реальные истории визитов покойников в мир живых.

Виктор Гюго писал романы после смерти

Никто наверняка бы не вспомнил спустя почти столетие после смерти незнаменитого греческого писателя Димитрокопуло, если бы он не издавал новые, ранее неизвестные романы Виктора Гюго. Причем на французском, которым греку не довелось владеть. Тогда откуда тексты? От самого Гюго, уверял Димитрокопуло. Лично он их не сочинял, а лишь записывал, пребывая в состоянии транса. Плутоватого грека долго пытались разоблачить, особенно что касается незнания им французского языка. Но сначала в замешательство впали « гюговеды»: приемы построения сюжета, литературный стиль, даже языковые нюансы - все подлинное. Окончательно скептики умолкли, когда во время одного из медиумических сеансов пребывающего в трансе грека сфотографировали. На отпечатке рядом с пишущим Димитрокопуло отчетливо просматривалась полупрозрачная фигура Виктора Гюго. Описанный случай далеко не единичный. XIX - просвещенный век, как выясняется, был, прежде всего, веком медиумизма. Число людей, которые пробовали информационно сообщаться с покинувшими этот мир, доходило до 50 млн.

Ясновидец Алан Дэвис издал огромное число философских работ, высоко оцененных современниками. Но немногие знали, что по профессии Дэвис - сапожник. И даже это слишком сильно сказано: необразованный и явно не способный даже к простейшему обучению, он так и остался подмастерьем. Не дорос до сапожника, но прославился как философ. Правда, этот честный человек не преувеличивал собственных заслуг, признаваясь: «Я только орудие для письма». Более того, Рут Браун писала музыкальные пьесы от имени Листа и Бетховена, вообще не зная нотной грамоты. Зато музыковеды растерянно замолкали, узнавая стиль этих композиторов. А как вам неумеющий рисовать медиум, который в ходе сеанса в полной темноте создает живописные полотна, причем два сразу - одно правой, другое левой рукой!

А такая история? Умерший отец приснился в одну и ту же ночь дочери и сыну. В обоих снах он жалуется: волки разрыли его могилу. Брат и сестра кидаются на кладбище и видят поврежденное захоронение, а на снегу - следы волков.

Сон наяву

В парапсихологии существует целое направление, которое занимается исследованием знаков, что посылают умершие, - спиритуализм. Связь с умершими может происходить несколькими способами.

Спиритуалисты утверждают, что покойникам легче всего войти в контакт именно через сон. В состоянии сна человек не принадлежит физическому миру, а проникает в тонкий астральный мир, куда духам покойников более легко попасть. По мнению спиритуалистов, чаще всего духи пытаются успокоить тех, кого оставили в мире живых. Если человек постоянно плачет и вспоминает умершего, то покойник тоже не находит покоя.

Если же вам приснился покойник, о котором вы даже не думали, попробуйте оповестить его родных, потому что иначе он может вам сниться постоянно. Затем очистите и свою совесть перед покойником. Возможно, при жизни вы случайно чем-то провинились. Пожилые люди говорят, что если приснился покойник, это знак того, что в загробном мире ему неспокойно. Нужно раздать конфеты в память о нем, сходить на могилу и поставить свечу за упокой.

Покойники звонят по телефону

Этот случай произошел в Украине. Через несколько недель после смерти сына Валентина М. проснулась поздно ночью. Звонил мобильный ее умершего Саши, причем такой мелодии у него никогда не было. Звучала «Песня о маме» Таисии Повалий. Но пока женщина поднялась с кровати и дошла до журнального столика, мелодия стихла. На телефоне не было ни одного пропущенного вызова. Удивленная женщина стала искать эту мелодию в телефоне и не нашла. Валентина прорыдала до утра, а следующей ночью телефон опять зазвонил. С тех пор звонок от сына Валентины происходил еще несколько раз не только ночью, но и днем при свидетелях.

Исследователи аномальных явлений утверждают, что теоретически мертвые имеют возможность звонить по телефону живым. Согласно этой теории, весь запас эмоций, которые человек не успел потратить при жизни, после смерти трансформируется в определенный энергетический импульс и может проявляться в вещественном мире. Электромагнитный импульс действует не только на мобильник, но и может приводить к аномалиям в работе любого электроприбора. Мигают лампочки, мерцает телевизор, включается и выключается микроволновка.

Ночные визиты

В одной семье уверены, что их мертвый сын на 40-й день после смерти звонил в дверь сломанным звонком. На тот момент в доме было 5 свидетелей. В семье уже несколько месяцев не спят спокойно. Покойный сын периодически напоминает о себе. По ночам самопроизвольно открываются плотно закрытые двери, срабатывает поломанный звонок, умерший сын приходит во снах. После того как Ярослав впервые приснился отцу, прошло уже несколько месяцев. Мать не может заставить себя забыть о сыне. Каждую ночь женщина рыдает, а затем вся семья вздрагивает от странных звуков, что наполняют квартиру. Слышен скрип дверей и пола, шаги, иногда даже тихий плач. Родители точно знают, что это приходит их сын, так как на утро после таких ночей им уже несколько раз приходилось поправлять перекошенный на стене портрет сына.

Разработчики теории спиритуализма утверждают, что фотографии для духов - это самый простой способ сообщить о присутствии в мире живых. Поэтому пересматривайте периодически старые фотоальбомы. Желтые или жирные пятна на лице, треснувшее стекло на рамке, загнутый уголок на фотографии, постоянно перекашивается фото на стене - все это признаки того, что покойник смог вернуться в мир живых и нуждается в вашей помощи.

«Отпевать покойников надо»

Галина Михайловна полгода ухажи-вала за парализованной матерью. Приходилось постоянн о менять по-стельное белье, подгузники тогда не продавались в аптеках, а старушка ходила, что называется, под себя. За-бота эта отняла у Галины много сил. У нее не было выходных, потому что постоянно требовалось то кормить мать, то ме-нять белье, то делать уколы. Когда мама умер-ла, спокойно прошло 40 дней. На сороковой день в 3 часа ночи Галина услышала звонок в дверь. В недоумении села на кровати: «Кто может звонить в дверь в такое время?» Пошла открывать. Никого не было. Звонок стал повторяться каждую ночь в одно и то же время. Галина будила мужа. Он ничего не слышал. «Значит, я просто схожу с ума, нервы расстроены», - думала Галина. Врач назначил таблетки, Галина их старательно пила, но звонки продолжались. Вся беда была в том, что вскоре их стал слышать и ее муж. Если мерещится одному человеку - это сумасше-ствие, но если сразу двум - это уже коллек-тивное помешательство. Дело закончилось тем, что попросили батюшку освятить квартиру, толь-ко после этого наважде-ние прекратилось.

Отпевать покойников надо, - кон-статировал святой отец.

Еще более удивительный случай описала мне знакомая. Похоронив мать, она несколько дней постоянно слышала у себя за спиной ее шаркаю-щие шаги. А другая знакомая утверждала, что ее дедушка после смерти несколько ночей стучал в окно, пугая родственников. Как оказалось, таким образом он требовал свою любимую курительную трубку, которую сразу после похорон увез с собой его сын. Когда трубка вернулась в его квартиру, ночные посещения прекратились. И что самое удивительное - трубка исчезла.

Что происходит после смерти человека? С незапамятных времен известно, что душа три дня витает над мер-твым телом. По преданиям, она может даже биться в окно мотыльком, а над домами, где есть покойник, иногда ви-дят дрожащий, мерцающий огонек. Считается, что и такой вид может при-нять душа новопреставленного.

На третий день следует поминать покойного, ведь считается, что имен-но на третий день после смерти ангел-хранитель ведет освобожденную от телесных оков душу на поклонение к Богу. Умерший еще только приходит к осознанию того, что он действитель-но умер.

С третьего по девятый день мно-гие чуткие люди ощущают присут-ствие души умершего дома. Бывает шум, шорох шагов, иногда видения. С третьего по девятый день ангел во-дит душу, показывая ей рай и ад. По народным поверьям, на девятый день начинается распад тела покойного. Он окончательно понимает, что в тело уже нет возврата, и на девятый день добрая душа посещает места, где он творил добрые дела, а душа грешника вынуждена бывает вспомнить все, он сделал плохого в жизни. Поминки на девятый день помогают душе преодолеть все эти испытания.

На сороковой день после всего увиденного и осознанного ангел-хранитель приводит душу к престолу творца. Он решает, куда душа отпра-вится далее - в рай или ад. По народ-ным поверьям, в этот день истлевает сердце покойного.

Посещения мертвыми живых про-должаются и после сорокового дня, но они становятся реже. Общение с умершими происходит в основном через сны. Они передают свои просьбы, предупреждения. Часто информация, поступающая через сны, нуждается в расшифровке.

B 1999 году четырехлетний сын Глена Лорда умер от осложнений после удаления миндалин. Вскоре после этого Лорду стало сниться, что его Ной вырос и стал здоровым молодым человеком. Лорда утешали эти «визиты». Но в 2002 году ему приснился сон, в котором Ной познакомил его с двумя мальчиками.

Он объяснил, что должен уйти, но эти мальчики останутся со мной, - вспоминает Лорд. - Когда я проснул-ся, сказал жене, что знаю, что он больше не будет мне сниться. Так и получилось.

Лорд, который руководит произ-водственной фирмой в Нью-Хэмпшире, считает, что последний сон был заверением от Ноя, что у него все хо-рошо, и напоминанием, что есть дру-гие дети, которым нужна любовь. В конце 2002 года Лорд с женой усы-новили двух братьев по российской программе усыновления.

Часто к нам во сны приходят родственники, друзья просто знакомые, те, которых уже нет с нами, те, кто ушли в мир иной. Встреча с умершими во снах может нести в себе различную смысловую нагрузку, где-то это будет предупреждение, где-то это будет просьба умершего о чем-либо, где-то это просто психологическая разгрузка.

Многие из нас пугаются таких встреч, многие их желают. Умерших во снах боятся, скорее всего, только по одной причине – страх, что умерший позовет за собой, в мир иной. Но чаще умершие, тем более родственники и близкие друзья, приходят для того, чтобы предупредить об опасности и помочь прожить долго и счастливо.

Взаимосвязь с умершим

Как бы не печально это звучало, но рано или поздно всем нам придется столкнуться со смертью близких. Иногда она настолько неожиданна, что у нас возникает острая необходимость узнать, в чем же дело, и что конкретно произошло. Почему? Часто после похорон к близким родственникам и людям из близкого окружения может приходить покойник и открыть завесу тайны своей смерти.

Иногда покойники приходят и просят что-либо, особенно часто - отпустить. Смириться со смертью, показывают свою новую жизнь после смерти. Просьбы могут быть различными и та картинка, которую обычно показывают покойные, может быть совершенно различной. Самое главное - научиться понимать, что именно хочет сказать умерший, и что нужно сделать, либо чего остерегаться.

Сны вскоре после похорон часто несут в себе психологическую разгрузку, покойники говорят и просят о том, чтобы никто не винил себя в его смерти, умерший простил прошлые обиды, которые оказались мелочными в масштабах вселенной. Или же если обиды были действительно серьезными, то умерший может прийти во снах и дать возможность попросить прощения, как говорится, облегчить душу грезящего. Носить на себе камень обидчика всю оставшуюся жизнь довольно тяжело. Тем самым мы немного, насколько это возможно, успокаиваемся. И постепенно осознаем, что жизнь продолжается, не смотря ни на что.

В случае если покойники приходят к нам во снах значительно после похорон, то, скорее всего, в этом сне будет какое-то предупреждение. К расшифровке таких снов необходимо приложить усилия. Трактовка снов будет зависеть не только от того, какие события приснились, но и от того, кто именно приснился, какое отношение имеет грезящий к покойнику.

Приснился покойник: мнение различных сонников

Согласно народным приметам, в случае если приснился покойник – жди смены погоды (или к плохой погоде, часто к дождю) . Это будет справедливо только в том случае, если покойник приснился в радужном сне, не просит ничего, не выказывает никаких недовольств или претензий.

Но не только сменой погоды ознаменован приход умерших в наши сны. Так, если грезящий верит в то, что смерть – это начало новой жизни, тогда встречи с покойниками несут в себе предупреждения, способ решения проблем и прочее.

Если во сне явился умерший близкий родственник, с которым связывали теплые отношения, то к словам, действиям и всему происходящему во сне стоит прислушаться. В большинстве случаев такие сны и приходящие покойники предупреждают о переменах, но это не обязательно дурные вести. Может быть как раз наоборот – черная полоса заканчивается, и впереди только удачи.

Если приснилось множество мертвецов – это плохой знак. Такой сон может быть знамением глобальной катастрофы, эпидемии, которая так или иначе будет связана с грезящим.

Если покойник приснился в образе близкого человека, т.е. мы понимаем что это наяву друг, муж, но внешность у него покойника, то это может говорить о потере доверия, чувств. В жизни с этими людьми начнется новый период, и не всегда это плохо. Возможно, в семье были проблемы, наряженные отношения, угасшие чувства к мужу, и такой сон может символизировать гибель «нелюбви» к мужу, и последует новая влюбленность.

Собственная смерть во сне может означать многое, все будет зависеть от окружающей жизненной ситуации. Так, с одной стороны, собственная смерть во сне говорит о крепком здоровье и в ближайшее время не произойдет ни чего плохого. С другой стороны собственная смерть сулит значительные жизненные перемены. Начинается цепь событий, которая в итоге существенно изменит жизнь – старая жизнь умрет. Так же собственная смерть может сулить окончание каких-либо важных дел, грезящий освобождается от обязательств.

Иногда может присниться сон, когда ныне здравствующий родственник, друг умирает или уже умер. Пугаться такого сна не стоит, такие сны сулят благополучие для грезящего, или разрыв отношений между грезящим и приснившимся. Психологи говорят, что такие сны отображают агрессию и желание убрать приснившегося человека из свой жизни.

Другая группа психологов, считает сны с появлением умерших пустыми, это те сны, которые проектируют эмоции и переживания по поводу смерти близкого человека, на состояние грезящего. Особенно это утверждение справедливо в случае недавней смерти близкого человека. Таким образом, наше сознание выражает грусть и тоску об умершем человеке, и пытается получить эмоциональную разгрузку.

Что делал живой умерший?

В трактовке снов огромное значение имеет те действия, которые происходили во сне. Несмотря на страх, который вызывают покойники во сне, и те чувства, с которыми мы просыпаемся после таких снов. В большинстве случаев приснившиеся покойники несут с собой положительные новости.

В случае если покойник умер давно и его явление во сне вызывает бурю эмоций, объятия с ним говорят о том, что в скором времени удастся избавиться от страхов, переживаний. Своими объятиями покойник укрывает нас от негатива, плохого и дарит нам спокойствие.

Отклик на зов мертвеца сулит скорую болезнь, или глубокую депрессию. Если покойный показывает деньги, или приходится отдавать монеты или деньги усопшему – неожиданные траты, денежные потери. Особенно тревожны такие сны перед крупной покупкой или вкладыванием денег в какое-либо мероприятие или бизнес. В итоге можно остаться ни с чем. Если умерший, особенно близкий или любимый, дает что-то ценное, не обязательно деньги, то это сулит неожиданную прибыль.

Гроб с усопшим отражает состояние дел в профессиональной сфере, увидеть такой сон не очень хорошая примета и вскоре стоит ожидать проблем на работе. Если во сне приходиться нести гроб с покойником, то дела на работе настолько плохи, что возможно в скором времени придется искать новую работу.

Кто именно приснился?

Согласно соннику Миллера, если во снах явился покойник – предупреждение. И какое это предупреждение, будет зависеть от статуса человека, который явился во снах. Вариаций трактовки много, и все будет зависеть от состояния дел наяву, и того что наиболее беспокоит.

Так, если сняться близкие родственники – родители, они хотят предупредить о том, что впереди опасные авантюры и невыгодные мероприятия, которые могут принести множество проблем. Увидеть во сне как умерший родственник восстал из мертвых, говорит о дурном влиянии друзей и знакомых, под которым находится грезящий, ну или в скором времени попадет. Восстание из мертвых символизирует не только предупреждение, но и готовность усопшего помогать, причем всеми силами и средствами, усопший даже готов восстать из мертвых для того что бы оградить от опасности.

Умершие близкие родственники могут сниться как знамение перед опасной авантюрой, как предупреждение. Иногда опасность на столько явна, и грезящий может даже чувствовать это, и тогда для разрешения всех опасений, конечную точку ставит умерший во сне. Так, умерший отец знамение близкой авантюры, в которую могут втянуть даже самые близкие люди, и которая понесет в себе множество убытков, как финансовых, и морально-эмоциональных.

В случае если приснился разговор с умершей матерью, это некий призыв контролировать свои склонности, и обратить пристальное внимание на свое здоровье. В случае если приснился умерший брат/сестра, то это знамение о том, что кто-то нуждается в поддержке и сочувствии грезящего, иногда даже сострадании.

Не зависимо от того кто по статусу приснившийся покойник, в случае если он пытается предупредить о чем-либо, или спровоцировать на какое-либо обещание, то этот сон предупреждает о грядущей депрессии, которой придется противостоять. Впереди ожидает упадок дел, могут быть трудности в общении с близкими, и этот период стоит пережить, и от того как именно его пережить будет зависеть результат. Стоит внимательно прислушиваться к советам умерших, и постараться выполнить их указания.

Слышать голос умершего во сне положительный знак, и к этому голосу стоит прислушаться, а слова этого голоса стоит записать и после проанализировать. Считается что именно голос – единственно возможная форма общения, предупреждения, которая посылается внешней силой из близкого будущего. И только эту форму сигнала может воспринимать наш спящий мозг.

Обращать внимание и прислушиваться к голосам, которые мы слышим во сне, советовал еще Парацельс (врач и алхимик XV века). Грезящий может получать реальные советы от умерших близких и любимых. Использование этих советов в реальной жизни дало весьма не плохие результаты.

В отдельную, значимую группу стоит выделить приход умерших бабушек и дедушек. В случае если родители по зову природы, даже с потустороннего мира, наблюдают за своими детьми и направляют их в нужное русло. То бабушки и дедушки приходят только в самые критические моменты, причем как в хорошем, так и негативном смысле слова. С одной стороны явление бабушек и дедушек может говорить о предстоящем серьезном испытании, серьезной болезни родственников, или даже собственной.

С другой стороны, в случае если спящий стоит перед серьезным выбором, буквально на распутье, то мудрые старшие родственники могут подсказать правильный выбор. И это будет говорить о серьезности этого выбора, можно сказать, что этот выбор оказался судьбоносным.

Сниться могут не только близкие кровные родственники, но и родные люди, хоть и не по крови. Так если приснился умерший друг, или хороший знакомый, стоит ждать важных новостей. Умерший супруг предзнаменование большого несчастья. Если приснятся умершие дети, то, как ни странно, это хороший знак, в скоро времени в семье будет прибавление и все будет хорошо.

Притча о богатом и убогом Лазаре. Лубок.

В одной семье случилось несчастье — жена умерла родами, оставив сиротой новорожденного ребенка. Ее, как положено, похоронили, справили поминки. Поплакали. Что делать, тяжелая утрата, но надо жить дальше, выхаживать и воспитывать ребенка. Стали замечать, что по ночам кто-то приходит в дом. Вот скрипнула входная дверь, в сенях загремело задетое кем-то пустое ведро. Слышно, как кто-то тихими шагами подходит к колыбели младенца, успокаивает его негромким голосом. Заскрипела колыбель, как будто кто-то ее слегка покачивает. Потом слышится чмоканье, как будто ребенок сосет материнскую грудь. Зашуршало одеяльце — ребенка укладывают назад в колыбель. Снова слышатся шаги, удаляющиеся к двери. Опять стукнула входная дверь. И все затихло. Отец младенца и родные видят, что прежде здоровый ребенок стал чахнуть и слабеть на глазах.

Что делать? Пошли за советом к соседской бабушке Марье. Про нее все говорят, что она «знает» — умеет заговаривать болезни, ворожить, лечить от сглаза и порчи, которые насылают злые люди. «Вот так и так, слабеет ребенок. Помогите, бабушка», — говорит отец. — «А не слышите ли вы шаги по ночам? Не скрипит ли детская колыбель?» — спрашивает бабушка Марья. «Да, слышим шаги. Слышим, как будто кто-то ребенка кормит грудью и качает колыбель. Но никого не видно. Мы думаем, что это нам только чудится». — «Это умершая мать к нему приходит. Если ее не остановить, она заберет ребенка с собой на тот свет. Купите новый горшок. Перед тем как ложиться спать, зажгите свечу и накройте ее сверху горшком. А когда услышите шаги у колыбели, откройте свечу. Тогда сами увидите, кто приходит к ребенку».

Послушался отец совета бабы Марьи. Купил новый глиняный горшок. Вечером зажег свечу, накрыл ее горшком, лег на кровать, но сам не спит — ждет, что дальше будет. Наступила полночь. Скрипнула входная дверь, послышались шаги. Вот они остановились у детской колыбели. Отец быстро снял горшок со свечи и глазам своим не поверил — с ребенком на руках стояла его умершая жена. Одета она была в ту самую одежду, в которой ее похоронили. «Не дал ты мне выкормить ребенка. Теперь корми сам.

Я сюда больше не приду», — сказала она онемевшему от изумления мужу. Положила ребенка в колыбель, а сама быстро вышла из дома. С тех пор она перестала приходить по ночам. И ребенок быстро поправился. А если бы так не поступили, ребенок бы умер — забрала бы его мать с собой в загробный мир.

Разве может покойник быть ходячим? Разве может умерший и похороненный человек вставать из гроба, ходить по земле, являться в дом к своей семье, ухаживать за своими детьми, помогать родным по хозяйству? Народная традиция считает, что может, если по каким-то причинам этот покойник не получил успокоения на «том свете». А причины эти могут быть очень разными. Например, покойник ходит, если его удерживает на земле какое-то важное дело, которое он не успел доделать при жизни: нераскаянный грех, какое-то невыполненное обещание, незаконченная работа, невозвращенный долг или неизбытая вина перед кем-нибудь. Обещал человек выполнить кому-то работу — смастерить сани или лодку. И умер, не доделав работы. Или взял человек в долг у кого-нибудь денег и умер, не отдав долга. Это его тяготит за гробом, не дает успокоиться. Он начинает приходить с того света, беспокоить и пугать живых. Такие покойники возвращаются по ночам к себе домой, бродят по комнатам, передвигают мебель, гремят посудой, пытаясь выполнить то, что не дает им покоя на «том» свете.

Такие покойники не стремятся причинить вред живым людям или напугать их, они часто обращаются к людям с просьбой выполнить за них нерешенное дело. Человек, который при жизни не отдал соседу деньги за купленного им коня, каждую ночь приходит домой и ищет деньги, чтобы возвратить их соседу. Священник, который умер, не исполнив всех заказанных ему молитв, приходит по ночам в пустую церковь, чтобы это сделать. Человек, который при жизни украл у своего знакомого какую-то вещь и не признался в этом перед смертью на исповеди, по ночам ищет эту вещь у себя дома.

И если умерла женщина, оставив маленького ребенка, она будет приходить ночью, чтобы покормить и перепеленать его. Только для ребенка забота умершей матери вредна и смертельно опасна. Ведь любое соприкосновение с миром мертвых для живых людей губительно, а для маленьких детей — и подавно.

Померла у одного мужика жена. Двое ребят осталось. И вот она ночью придет, берет девчонок, наливает воды и купает. И так каждую ночь. Аж замыла детей, они такие худенькие стали. Отцу говорят утром, что их мама приходит, а отец говорит: — Как же, я не вижу, как же мне узнать? Взял золы, насыпал по полу, думал, ступни будут. Поднялся утром, дети спят. Ничего нет, а дети говорят:

— А она нас моет, каждый день будит нас и моет.

А ему-то она не показывается. А однажды утром на полу увидел ступни. И не знает, что делать. Начал по людям ходить, спрашивать. Ему говорят:

— Возьми осиновый кол, выстругай и над головой забей.

И вот мужик нашел кол, забил, и мать перестала ходить и детей мыть (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 270).

Покойник может возвращаться из загробного мира и по другой причине — если его похоронили неправильно, нарушили погребальный ритуал. Или одели в неудобную одежду, обули в неудобную обувь, забыли подпоясать. Если человек при жизни плохо видел, а ему в гроб забыли положить очки, он будет приходить и просить свои очки. Если при жизни он был хромым и ходил с палкой, а его похоронили без нее, он будет возвращаться за палкой. Чтобы прекратить такие посещения, нужно сделать, как просит покойник.

С.И. Каликина. О девице Марии и ее посмертном явлении отцу. Лубок. Начало XX в.

Умерла у меня сестра, муж-то уехал, и осталась я ночевать одна. Лежу, а сама еще не сплю <…> Лежу я так, лежу, да только чувствую, что кто-то сидит на диване. Испугалась немного и стала приглядываться. Всмотрелась в темноту-то, а на диване сидит моя сестра <…> И начала я с ней разговаривать. Сначала я спросила ее: «Неужто это ты, Марийка, пришла?» А она сидит, бывало, как раньше, когда болела. А потом и говорит: «Тяжело мне, Нина, лежать-то там, больно уж дышать трудно». Я тут и опомнилась немного. Да, а пришла-то она ко мне ровно в полночь <…> А сама я в это время все молитву читаю шепотом. Начала креститься. Включила свет, а на диване уж никого и нет, только дверь скрипнула <…> Так вот, она и приходила ко мне два раза и все жаловалась: «Что ты, Нина, мне крест-то какой тяжелый поставила?» Приехал мой муж через два дня, я ему все и рассказала. Порешили мы с ним убрать железный крест. Убрали мы крест железный и поставили деревянный. Ну, больше она и не приходила (Нижегородская обл., Корепова 2007, 148).

Часто покойники просят «передать» им на «тот свет» нужную вещь. Ее можно просто закопать в его могилу. А можно положить в гроб к другому покойнику, которого еще не похоронили. Рассказывают, как мать умершей девушки надела ей в гроб туфли на высоких каблуках. Через некоторое время после похорон девушка стала приходить к матери и жаловаться, что ей в загробном мире тяжело ходить на таких каблуках, и просила передать ей тапочки. «Как же я тебе передам?» — удивилась мать. «Завтра к нам будет ехать один парень. Отдай ему. Он мне передаст». Дочь назвала точный адрес, по которому живет этот парень. Мать, захватив тапочки, отправилась по этому адресу. Пришла в дом и увидела, что там похороны — хоронили молодого парня. Мать рассказала родственникам парня о просьбе дочери, и ей разрешили положить в гроб тапочки. На следующую ночь дочь пришла и сказала: «Спасибо, мама!» Больше она уже не возвращалась с «того света».

Покойники приходят, если живые очень тоскуют, плачут по ним. Покойнику тяжело на «том свете», если родственники слишком сильно и слишком долго выражают свое горе. Говорят, что в этом случае умерший вынужден таскать с собой тяжелые ведра слез, которые выплакали по нему его родные. Или же он лежит в могиле мокрый от этих слез. Поэтому в народной традиции запрещалось плакать по умершему после того, как гроб опустят в могилу. Покойник при случае сам может попросить своих близких не плакать по нему.

Сын родный умер. А он был единственный-единственный, один. Мать со стариком остались вдвоем. И она так плакала, так плакала по этому сыну… Шесть недель прошло, она все плачет. Там соседки ей говорят:

— Сходи ты к священнику, посоветуйся… Ну, она пошла к священнику и стала ему рассказывать. А священник ей отвечает:

— Слушай, если не боишься, то ты согласишься, ты все сама увидишь. Ты ничего не бойся. Вот согласишься в церкви переночевать — все сама увидишь <…>

Ну, он ей церковь открыл. Очертил ее. И он ей строго-настрого сказал:

— За черту не выходи! В сторону никуда не гляди, гляди прямо. Прямо на алтарь <…>

Ну, священник ушел. Времени там сколько прошло… Все на свете, она все на свете увидела, она всех покойников-то увидела! Ой! И как вышли удавившиеся — которые идут плачут. Потом вот все, которые в церкви отпетые, — идут. И самым последним увидела своего сына: мокрый идет такой, дряблый. Подходит сын к ней и говорит:

— Мам, не плач ты! Ты так сильно плачешь по мне! Ты посмотри, какой я мокрый. Как мне тяжело лежать. Не плач ты, мам!

И он прошел <…> Потом уже эта баба плакать не стала (Нижегородская обл., Традиционный фольклор, 309).

Если жена слишком много плачет по умершему мужу, она может «приплакать» его к себе, и он превратится в ходячего покойника. Будет приходить к ней по ночам, будет разговаривать с ней, целовать ее и даже помогать по хозяйству. Потому что слезами, своей тоской она не будет давать ему покоя на «том свете». Посещения умершего мужа очень опасны. Женщина сохнет, становится бледной, слабой и, в конце концов, умирает — покойник ее «утягивает» за собой на «тог свет». Сама женщина обычно не в силах понять, что с ней происходит и обречена на смерть, если окружающие вовремя не предпримут решительные меры, чтобы прекратить посещения покойника.

Покойники могут являться. Одни как следует, другие как кошка покажутся. Как будешь жалеть, плакать, то покажутся. Их ругают: «Не ходи ко мне, чего ты ходишь!» Если жена или мать все жалеют, то они ходят. Женщина плачет о муже, он и явится. Тут к одной, к Настасье, ходил. Ездил вместе с ней за дровами. Нарубит, на сани сложит, привезет и во дворе все сделает. Свекор подслушал: «Ты с кем разговариваешь?» — «То Федор пришел». Всякое подкладывали, чтобы не ходил, а он каждый день показывался. Последний раз пришел, крест с нее рвал. Если бы не свекор, задавил бы. Ходил до сорокового дня. Они хотят ведь с собой увести, им ведь жалко, что остались… (Новгородская обл., Черепанова 1996, 22)

Не только умерший муж может прийти к жене, но и погибший на чужбине жених может прийти к невесте, чтобы забрать ее с собой, в могилу. Если девушка вовремя сообразит, что имеет дело с мертвецом, у нее есть шанс остаться в живых. Для этого нужно протянуть время до крика первых петухов, после которого покойник уже не имеет власти над живым человеком и вынужден уйти в могилу.

«Дружили парень с девушкой. У нее родители были богаты, а у него бедны. Ее родители не соглашались выдать за него замуж. Он умер где-то на чужбине, от нее это скрывали, и она продолжала его ждать. Вот как-то ночью у ее окна остановились сани, а из них вышел ее любимый: «Собирайся, я увезу тебя отсюда, и мы обвенчаемся». Она шубу накинула, вещи в узелок связала и выскочила за ворота. Посадил ее парень в сани, и они помчались. Темно, только месяц светит. Парень говорит: «Месяц светит, покойник едет. Ты его не боишься?» Она отвечает: «Я с тобой ничего не боюсь!» Дальше едут. Он опять говорит: «Месяц светит, покойник едет. Ты его не боишься?» Она опять: «Я с тобой ничего не боюсь». А самой жутко стало. У нее в узелке Библия была, она ее из узелка потихоньку вытащила и за пазуху спрятала. В третий раз он ей говорит: «Месяц светит, покойник едет. Ты его не боишься?» — «Я с тобой ничего не боюсь!» Тут кони остановились, и она увидела, что приехали они на кладбище, а перед ней раскрытая могила. «Вот наш дом, — сказал жених, — полезай туда». Тут девушка сообразила, что ее жених — мертвец и что надо время тянуть до первых петухов. «Полезай ты первым, а я буду вещи тебе подавать!» Развязала она узелок и стала подавать по одной вещи — юбку, кофту, чулки, бусы. А когда подавать стало нечего, она накрыла могилу шубой, сверху Библию положила и побежала. Добежала до часовни, двери, окна перекрестила и просидела там до рассвета, а потом пошла домой (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 273-274).

Впрочем, не всегда эта история кончается благополучно. В других случаях покойнику все же удается затащить девушку в могилу или она умирает от страха. Легенда о женихе-мертвеце известна во многих славянских и европейских традициях. В западноевропейской литературе этот сюжет получил широкое распространение благодаря романтической балладе немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора». В ней рассказывается о девушке, за которой ночью явился жених, убитый на войне, и затянул ее в могилу. На русский язык баллада была переведена В. А. Жуковским. В европейских, как и в славянских версиях легенды, сохраняются общие мотивы: мертвый жених является к невесте ночью на коне при свете месяца и по дороге на кладбище спрашивает, не боится ли она его. Бюргер в балладе сохранил эти детали:

И мимо их холмы, кусты,

Поля, леса летели;

Под конским топотом мосты

Тряслися и гремели.

«Не страшно ль?» — «Месяц светит нам!» —

«Гладка дорога мертвецам!

Да что же так дрожишь ты?» —

«Зачем о них твердишь ты?»

Чтобы отвадить ходячего покойника, нужно сделать что-то нелепое. Что-то такое, что не принято в человеческом обществе. Здесь действует принцип: «Лихое лихим вышибают». Ведь приход покойника с «того света» — это нелепость, неправильность, нарушение природных и человеческих законов. Значит, чтобы это прекратить, нужно самому сделать что-то такое же нелепое, неправильное, что навсегда отвратит покойника от этого дома. Вернее, сделать не всерьез, а понарошку. Например, нужно сесть ночью на порог, расчесывать волосы и грызть семечки. Покойник придет и спросит: «Что ты делаешь?» На это нужно ответить: «Вшей грызу». Ведь никто в действительности вшей не ест — это мерзко и противно. «Разве можно вшей есть?» — удивится покойник. «А разве можно мертвому к живой ходить?» — нужно ответить ему. Тогда он хлопнет дверью и навсегда уйдет из дома.

Поминовение усопших в XVII в. Из "Путешествия" Адама Олеария.

Есть еще один похожий способ — одеть в свадебные одежды брата и сестру, накрыть свадебный стол и ждать прихода покойника. Ведь брат с сестрой не могут пожениться, значит, это тоже нарушение законов, принятых в обществе. Одна женщина, к которой приходил покойный муж, так и поступила. И вот что у нее из этого получилось:

О, значит, умер один мужчина. Ну, его похоронили, все такое. Ну, хозяйка осталась одна. Все разошлись, родня. Ну там пол вымыла и легла спать. И приходит к ней муж:

— Я с тобой буду спать ложиться! <…>

Она так и сяк, так и сяк — ну никак не отбиться! И на третий день, и на четвертый так! Потом она к соседям стала ходить. У соседей переночует, придет домой — что-нибудь разворочено! <…>

Она к священнику. А тот сказал: «Надо Про-клёнутую книгу почитать» (Проклёнутая книга снимает проклятие). Ну, по пути (она идет из церкви, от священника) попадается ей тоже соседка.

— Ты где была?

— Ай, — говорит, — Матрена, не спрашивай! Мужа схоронила, никакого спокою не дает! Ходит ко мне!

— Дура ты дура! У тебя есть дочка?

— Да у меня и дочка есть, и сын. Да уж замужем.

— Ничего! Вот пойди, приведи дочку, приведи сына. Возьми круглый хлеб, возьми свечку. И встань по ходу двери за притолоку. Поставь ступу и пест. А молодых поставь за стол. Свечку зажги и хлеб положи. Солонку соли поставь. А сама за дверью стой. И пест держи. Как он придет, так его пестом-то и хлобыстни!

Как он входит… Время-то приходит уж. Шум такой поднялся страшный. Как ветер вроде бы. Открывается дверь. Он как входит, так и говорит:

— А нет, — говорит, — такого закона-то — брата с сестрой венчать!

А она в это время — трах его пестом по голове! — Нет, — говорит, — закона в двенадцать часов с кладбища ходить!

И все. И перестал ходить, да (Новгородская обл., Традиционный фольклор, 304-305).

Приходя с «того света», покойник приносит своей жене угощение — конфеты, пряники, сласти. Ночью они так и выглядят, зато при свете дня превращаются в уголь, сухие листья и мусор. Ведь в загробном мире все перевернуто по сравнению с земным. Что в том мире еда — у нас мусор.

Уж больно сильно горевала, плакала женщина по своему мужу. И стал ходить он к ней ночью. Гостинцев приносил ребятам. Утром, люди говорили, будто через трубу вылетал. И вместо конфет на столе лежали угольки, земля. Привел ей как-то корову. Перекрестила она корову и… [корова] рассыпалась. Люди ей говорят: «Нюрка, ты что делаешь? Ты что привадила его-то? Молись, молись». И вот с матерью своей она дома осталась, ждут. Научили ее отвадить мужа-то. Пришел он. Она его обняла и сказала: «Во имя Отца и Сына. Аминь». Руки вокруг него сомкнула, он прахом и рассыпался, а в руках лишь цинковое корыто из какого-то богатого дома. Вот корыто у нее и осталось (Нижегородская обл., Корепова 2007,157).

Часто говорят, что это не покойный муж приходит к жене, а черт, нечистый принимает облик умершего мужа, чтобы погубить женщину. Поэтому он всегда старается держаться лицом к женщине, чтобы она не увидела его хвост и его спину — ведь спина у чертей выгнута корытом. По этой примете их всегда можно опознать. Кроме того, он старается прятать ноги — ведь у него вместо ног лошадиные или коровьи копыта.

Призрак. Из лубочной книги XIX в.

К тому, кто сильно тоскует по покойнику, черт может прилетать в виде огненного змея. Такой змей летит по воздуху как огненный шар, огненная звезда или огненная стрела. Этот шар рассыпается искрами над трубой дома, куда он летит, и оборачивается умершим родственником, чаще всего мужем. Такой змей не может подойти к женщине, если она окружена детьми — ведь дети безгрешны. Спасти от него может и трава чертополох, развешанная над дверями и окнами, кресты, святая вода, молитва или ругань.

Есть у нас лукавики, покойники, которые летают домой. Вот если кто ревет о ком-то умершем, летит к ним, то как шар огненный, то как змея с хвостом. А как увидишь — пропадет. Вот к соседке Анне Кривушке летал муж (бревном его убило). Летел, как змея огненная, ахнул колесом об крышу. Требовал, чтобы она убрала детей от себя. Даже на жниву летал. Люди не видят, а она видит, разговаривает с ним. Умывали ее пелесной травой от нечистой силы. <…> Ходят лукавики в двенадцать часов дня и в двенадцать часов ночи. Днем как люди ходят, а ночью — как змей летают (Нижегородская обл., Корепова 2007, 164).

Эту разновидность нечистой силы называют летунами или налетами. Посещения летуна чрезвычайно опасны. Если их сразу не прекратить, то на двенадцатый раз он убивает свою жертву.

У меня молодой муж-то умер, оставил мне четверых парней. Как я буду жить? Я была I вся в долгах, я плакала. Вот какое привидение мне было. И стукал, и брякал, и дверь открывал, и кричал, и крышу мне обрывал, и холодильник у меня он утаскивал. Это называется — летуны летают. Поднимается с могилы — как плетенка, жар и хвост черный. Вот рассыпался он — и вот человек. Открывает двери, зовет: выходи! Я своего-то видела только по пояс, а ноги не видела. Я вскочила: ба! Ног-то у него нету… Приносил гостинцев мне. Встала, на столе навоз лежит. А если позовет и пойдешь — у нас одну женщину убило (Нижегородская обл., Корепова 2007, 170).

Самый страшный вид покойников, возвращающихся с «того света», — это те, кто умер преждевременной или неестественной смертью. В народной традиции существует представление о сроке жизни, который дается каждому свыше и который каждый человек обязан прожить до конца. Люди, умершие «неправильной», или, как говорят в народе, «напрасной» смертью, не уходят в загробный мир. Они продолжают существовать как бы на границе мира живых и мира мертвых, доживая на месте своей гибели отмеренный им срок.

Поэтому ходячими покойниками становятся самоубийцы, а также те, кто скончался от несчастного случая (например, замерз пли утонул), был убит в молодом возрасте. После смерти ходит и тот, кто умер, не вступил в брак, то есть не прожил полновесной жизни и не выполнил основного человеческого предназначения — не оставил потомства. К числу «неправильных» покойников относятся и люди, при жизни знавшиеся с нечистой силой, а также проклятые своими родителями и умершие с неснятым проклятием. Ведьмы и колдуны становятся ходячими покойниками, особенно в том случае, если умерли, не передав никому своих тайных знаний. Умершие «неправильной» смертью считаются нечистыми покойниками, недостойными обычного погребения и поминовения, опасными для живых людей. Именно из таких покойников происходят многие мифологические персонажи, приносящие вред людям, — упыри, русалки, кикиморы и многие мелкие демоны.

В науке «неправильных» покойников принято называть заложными. Этот термин был введен известным русским этнографом Д. К. Зелениным, который в начале XX века первым описал народные представления о таких покойниках и связанных с ними мифологических персонажах. Зеленин взял это слово из вятского говора, поскольку именно в окрестностях Вятки он впервые столкнулся с мифологическими верованиями подобного рода.

Крестьяне избегали хоронить «нечистых» покойников, особенно самоубийц, на кладбищах, считая, что это неизбежно повлечет за собой серьезные бедствия для всей общины. Тела таких покойников часто вообще избегали зарывать в землю, а относили в овраги, болота, низменные и топкие места, подальше от людских глаз, и там оставляли, закидывая листвой, ветками, мхом и тому подобным. Ученые считают, что слово «заложные», возникшее в русских народных говорах и перешедшее оттуда в научную литературу, обозначает именно способ погребения «нечистых» умерших. Их закладывали, то есть забрасывали разным мусором, ветками, валежником. Запрет хоронить «нечистых» покойников в земле, а тем более на кладбище вместе с «чистыми», «правильными» умершими, объяснялся тем, что в противном случае природа ответит людям на такое осквернение засухой, заморозками, бурями, неурожаем, мором и другими страшными стихийными бедствиями.

Представления о заложных покойниках возникли у славян в глубокой древности. Они оказались такими устойчивыми, что в несколько измененном виде продолжают существовать и в современной традиционной культуре. Поскольку «неправильные» покойники, не получая успокоения на том свете, ходят среди живых, то они также причисляются к разряду ходячих покойников.

В славянских поверьях наряду с представлениями о «неизжитом» веке существуют представления о «пережитом» веке, то есть о слишком длинной жизни. Люди, «пережившие» свой век, также опасны для окружающих. По народным воззрениям, колдуны и ведьмы умирают в глубокой старости, но это происходит не потому, что они изначально обладают большой жизненной силой, а потому, что они отбирают ее у других (у растений во время цветения, у коров, отбирая сметану и сливки из молока, у людей, укорачивая им жизнь). О слишком долго живущих стариках говорили: «Чужой век заедает».

Похоронный обряд (по привозе гроба лошадь отпрягают и оглобли откидывают в сторону дома, в виде очистительного обряда). Начало XX в.

По народным верованиям, те, кто утопился или повесился, не идет на тот свет, а ходит но земле, потому что Бог не призывает его к себе до тех пор, пока не наступит назначенный час. Самоубийцы показываются на месте своей гибели или месте захоронения, пугая живых своим появлением.

В роще на ветле повесился крестьянский парень Григорий. Едва только похоронили самоубийцу, как деревенские бабы стали толковать, что на том месте, где повесился Григорий, появилось привидение, которое было в образе Григория и показывалось прохожим. Оно настолько испугало проходившую мимо этого места женщину, что у нее отнялся язык. Кроме того, многие слышали, как из рощи, где повесился парень, стати доноситься рыданья и стоны. Однажды кучер соседнего помещика возвращайся к себе домой через этот лесок и встретил там Григория, с которым был дружен при жизни. «Пойдем ко мне в гости», — пригласил его Григорий. Кучер согласился. Пир был на славу, но пробило двенадцать часов, петух запел, и Григорий исчез, а кучер оказался сидящим по колена в реке, которая протекала недалеко от села (Саратовская губ., Зеленин 1995, 53).

Часто хождение «нечистых» покойников после смерти объясняют тем, что их «земля не принимает». Это представление нашло отражение и в проклятии: «Чтобы тебя земля не приняла». Считается, что таких покойников бесполезно зарывать в землю, она не держит их в себе, и они через некоторое время снова оказываются на поверхности.

Души заложных покойников с момента их смерти находятся в полном распоряжении у нечистой силы. Поэтому никакие молитвы и поминки не могут им помочь, и дьяволы мучат их до Страшного суда. По общему убеждению, самоубийцы «не своим духом» ходят, а с помощью нечистой силы, которая руководит ими. Часто думают, что ходит не сам покойник, а черт, залезший в его кожу или принявший его облик.

После смерти черти влезали в тех колдунов великих. Как колдун умрет, так черт в его туловище влезает и его водит, а черта не видишь. И таких ходячих колдунов очень боялись (Новгородская губ., Зеленин 1995, 62).

Это поверье послужило основой многих рассказов о смерти колдуна: умирая, колдун попросил своих детей перед похоронами облить его тело крутым кипятком (или обрызгать святой водой). Один из сыновей, забравшись на печку, ночью видел, как черти сняли с умершего отца его кожу, тело выбросили, а сами забрались в эту кожу. Когда труп колдуна облили кипятком или святой водой, черти выскочили, оставив одну пустую кожу.

За душой самоубийцы черти прилетают в виде бури или вихря. Поэтому когда бывает сильный ветер или буря, говорят, что где-то недалеко произошло самоубийство. Считается, что человек не сам лишает себя жизни, а доводит его до самоубийства сатана. О самоубийцах говорят, что они находятся «у сатаны в коленях» или «в когтях», «душу дьяволу отдали»; их называют «детьми дьявола», «чертовой жертвой». Черти возят на самоубийцах и опойцах (это те, кто умер от пьянства) воду и вообще используют их в качестве лошадей.

Церковная ограда. Пудожский уезд, Олонецкая губерния. Из коллекции фотографий И.Я. Билиьина. Начало XX в.

Одному кузнецу раз случилось попадыо подковать. Как-то ночью стучат к нему в окошко — подъехали на конях люди богатые, одеты хорошо: «Подкуй кобылу, кузнец». Пошел кузнец в кузню, подковал кобылу, только успел оглянуться — видит, это уже не кобыла, а попадья, недавно удавившаяся в этом селе. Тот, кто ее оседлал, оказался чертом, и другие, такие же черти, сидели кто на удавленниках, кто на пьяницах. Недели через две после этого случая кузнец умер (Рязанская губ., Зеленин 1995,55).

Похожие былички до сих пор рассказывают на Русском Севере:

Вот в кузнице ковал кузнец, и как-то вечером он запоздал. И приезжает к нему человек подковать лошадь. Он приготовил все: «Давай, — говорит, — сюда коней». Тот привел, а ноги-то у коней человечьи. Это, видно, черт приехал на утопленниках. Кузнец и прибежал домой без языка. Вот все говорят, что черт на утопленниках катается. Утонут да удавятся — самое плохое дело, на них черти воду возят (Новгородская обл., Черепанова 1996, 28).

После смерти заложные покойники сохраняют связь с местом своей смерти и своей могилы. Поэтому места, где произошло убийство или самоубийство, считаются в народе нечистыми и опасными. Там всегда присутствует дьявольская сила. В таких местах «чудится», «кажется», «видится». Человек, ступивший на такое место, может сбиться с дороги, тяжело заболеть и даже умереть. У скота, попавшего на такое место, может пропасть молоко.

Народ, следуя своей логике, упорно сохранял языческие способы захоронения «нечистых» покойников, не погребая их в земле. Уже в XIII веке древнерусский проповедник митрополит Серапион в своем «Слове о маловерии» обличает языческий обычаи выкапывать из земли удавленников и утопленников, чтобы избавиться от каких-то бедствий, вероятно засухи и голода: «Ныне видя Божий гнев, вы говорите: кто удавленника или утопленника похоронил, выкопайте его! О безумие злое! О маловерие! Этим ли Бога умолите, что утопшего или повесившегося выкопаете? Этим ли Божыо казнь хотите утишить?»

Церковь продолжала воевать с народными верованиями и в XVI веке, когда известный книжник Максим Грек вынужден был даже написать специальное разъяснение по этому поводу, называвшееся «Послание на безумное и богомерзкое заблуждение считающих, что вследствие погребения утонувшего и убитого бывают губительные для урожая земные стужи». Осуждая языческие суеверия, преподобный Максим Грек писал: «А мы, правоверные, какой ответ дадим в день судный, если тела утопленников или убитых не удостаиваем погребения, но на поле извлекши их, огораживаем кольями, а это беззаконно и богомерзко есть. А если случится весной студеным ветрам веять и наши посевы плохо всходят, то если знаем, где раньше был погребен утопленник или убитый, раскопаем окаянного и извержем его где-нибудь подальше, непогребенного кинем, по нашему великому безумию считая его виновником стужи».

Убеждение в необходимости погребать таких умерших в особых местах, отдельно от «родителей», было чрезвычайно сильно еще в начале XX века. Поэтому часто их хоронили на границах полей и перекрестках дорог, в лесу и других подобных местах. Особые способы погребения заложных покойников еще в XX веке сохраняли очень древние языческие черты: часто их хоронили в мокром месте, без гроба, повернув лицом в землю и в той одежде, в какой они были в момент смерти. На Русском Севере повесившихся даже не разрешали вносить в деревню, а хоронили под елью или между двумя елями. В других случаях хоронили на кладбище, но гроб зарывали в землю стоймя.

Часто полагали, что самоубийцу вообще не следует переносить на новое место для погребения, иначе он будет семь лет ходить на место своей гибели. Если же труп самоубийцы необходимо было перенести, то его переносили через перекресток, считая, что в этом случае самоубийца будет сбиваться с дороги и возвращаться назад.

Поминать самоубийц и упоминать их в заупокойной молитве считалось грехом, поскольку душа самоубийцы погибла навеки и такая молитва не только не умилостивит Бога, а, напротив, прогневает его. Самоубийц можно поминать раз в год, насыпая на перекрестках крупу для птиц или раздавая милостыню нищим поминальной едой — блинами, пирогами, крашеными яйцами.