Как назывался президент в ссср. Первый президент ссср

План
Введение
1 История
2 Требования к кандидатам на пост президента СССР
3 Ограничение сроков пребывания на посту президента
4 Ограничения для Президентов СССР
5 Полномочия Президента СССР
6 Резиденции
Список литературы
Президент СССР

Введение

Президе́нт СССР - должность главы государства в СССР, введённая 15 марта 1990 года Съездом народных депутатов СССР, внёсшим соответствующие поправки в Конституцию СССР.

До этого в СССР высшим должностным лицом был Председатель Верховного Совета СССР.

1. История

По Конституции СССР, Президент СССР должен был избираться гражданами СССР путём прямого и тайного голосования. В порядке исключения первые выборы Президента СССР были проведены Съездом народных депутатов СССР. В связи с распадом СССР всенародные выборы Президента СССР не состоялись ни разу.

Первым и единственным Президентом СССР был Михаил Горбачёв, который принёс присягу в качестве Президента СССР на заседании Внеочередного III Съезда народных депутатов СССР в Кремлёвском дворце съездов 15 марта 1990 года.

После введения высшей должности Президента СССР, в союзных и автономных республиках также стали вводиться посты Президента.

Должность Президента СССР прекратила своё существование 25 декабря 1991 года с отставкой М. С. Горбачёва.

Во время августовских событий 1991 участник ГКЧП - Вице-президент СССР Геннадий Янаев - незаконно провозгласил себя исполняющим обязанности Президента СССР.

2. Требования к кандидатам на пост президента СССР

Президентом СССР мог быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет.

3. Ограничение сроков пребывания на посту президента

Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков.

4. Ограничения для Президентов СССР

· Президент СССР не мог быть народным депутатом.

· Президент СССР мог получать заработную плату только по этой должности.

5. Полномочия Президента СССР

Президент СССР:

1. являлся гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР;

2. был обязан принимать необходимые меры по охране суверенитета СССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально-государственного устройства СССР;

3. представлял СССР внутри страны и в международных отношениях;

4. должен был обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР;

5. должен был представлять Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны и информировать Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР;

6. с учётом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом СССР формировал Кабинет Министров СССР, вносил в его состав изменения, представлял Верховному Совету СССР кандидатуру на пост Премьер-министра; по согласованию с Верховным Советом СССР освобождал от должности Премьер-министра и членов Кабинета Министров СССР;

7. представлял Верховному Совету СССР кандидатуры на посты:

1. Председателя Комитета народного контроля СССР,

2. Председателя Верховного Суда СССР,

3. Генерального прокурора СССР,

4. Главного государственного арбитра СССР,
а затем представляет этих должностных лиц Съезду народных депутатов СССР на утверждение;

8. входил с представлениями в Верховный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об освобождении от обязанностей указанных выше должностных лиц, за исключением Председателя Верховного Суда СССР;

9. мог ставить перед Верховным Советом СССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров СССР; по согласованию с Председателем Совета Министров СССР освобождал от должности и назначал членов Правительства СССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР;

10. подписывал законы СССР; был вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет СССР для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат подтверждал ранее принятое им решение, Президент СССР обязан был подписать закон;

11. имеел право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;

12. координировал деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; являлся Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР, назначает и сменяет высшее командование Вооружённых Сил СССР, присваивал высшие воинские звания; назначал судей военных трибуналов;

13. мог вести переговоры и подписывать международные договоры СССР;

14. принимал верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

15. назначал и отзывал дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях;

16. присваивал высшие дипломатические ранги и иные специальные звания;

17. награждал орденами и медалями СССР, присваивал почётные звания СССР;

18. решал вопросы принятия в гражданство СССР, выхода из него и лишения советского гражданства, предоставления убежища; осуществляет помилование;

19. мог объявить общую или частичную мобилизацию;

20. объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР и был обязан незамедлительно внести этот вопрос на рассмотрение Верховного Совета СССР;

21. объявлял в интересах защиты СССР и безопасности его граждан военное положение в отдельных местностях;

22. в интересах обеспечения безопасности граждан СССР предупреждал об объявлении чрезвычайного положения в отдельных местностях, а при необходимости и вводил его по просьбе или с согласия Президиума Верховного Совета или высшего органа государственной власти соответствующей союзной республики. При отсутствии такого согласия мог вводить чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Постановление Верховного Совета СССР по данному вопросу принималось большинством не менее двух третей от общего числа его членов.

23. мог вводить временное президентское правление при соблюдении суверенитета и территориальной целостности союзной республики;

24. в случае разногласий между Советом Союза и Советом Национальностей Верховного Совета СССР, которые не могли быть устранены в порядке, предусмотренном статьей 117 конституции СССР, президент СССР рассматривал спорный вопрос в целях выработки приемлемого решения. Предполагалось, если достичь согласия не удается и возникает реальная угроза нарушения нормальной деятельности высших органов государственной власти и управления СССР, президент мог внести на Съезд народных депутатов СССР предложение об избрании Верховного Совета СССР в новом составе.

25. возглавлял Совет Федерации СССР, в состав которого входили высшие государственные должностные лица союзных республик.

26. формировал Президентский совет СССР, задачей которого являлаась выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР, обеспечению безопасности страны.

27. мог проводить совместные заседания Совета Федерации и Президентского Совета СССР для рассмотрения наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики страны.

28. издавал указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны.

6. Резиденции

В районе Фороса (Крым) расположено несколько государственных дач, на одной из которых (так называемый объект «Заря») во время попытки государственного переворота в августе 1991 находился президент СССР Михаил Горбачёв.

Список литературы:

1. Российская Федерация является государством-продолжателем Советского Союза, подробнее об этом см.

Двадцать один год назад, 15 марта 1990 года на третьем внеочередном Съезде народных депутатов СССР Председатель Верховного Совета Михаил Сергеевич Горбачев был избран первым и единственным в истории Советского Союза президентом.

Он пробыл на этом посту около двух лет, пока иуда Ельцин обманом и воровскими манипуляциями, неотправил на свалку истории своего старого политического противника . До сих пор доподлинно неизвестно была ли отставка действующего президента СССР принята в установленном порядке Государственным советом.

Впрочем, ни тогда, ни сейчас, это уже никого не интересовало. На коченеющий труп Советского Союза слетались падальщики и мародеры со всего света. К власти в России, «свободной» от 1/3 своей территории, пришла камарилья из жуликов и воров.

Но оставим бандитскую хунту ЕБН, расстрелявшего из танков парламент, в лучших традициях Пиночета, и поставившего на колени некогда могучую державу. Вернемся к Михаилу Сергеевичу, неугомонному болтуну, который до сей поры свято верит в то, что он изрекает истину. Наверное, как и у любого советского гражданина, мое отношение к Горбачеву сменилось от восторженного до презрительного. Фигура эта спорная, о чем писалось не раз, нет смысла повторяться о его ошибках и просчетах. Я хочу сказать лишь о двух вещах, за которые, до сегодняшнего дня, могу сказать ему спасибо.

Первая, это то, о чем многие забыли. Именно Горбачев дал нам свободу мыслить, читать и говорить. И все мифы о том, что это сделал алкоголик Борис Ельцин, являются просто следствием бессовестной пропаганды организованной его бывшим подельником Борисом Березовским.

В 1987-1988 году мы стояли в очередях за новыми выпусками газет, мы жаждали пищи духовной, и как губка впитывали в себя тысячи страниц книг, газет и журналов. С каждым днем мы становились другими. Воздух свободы пьянил и раздвигал нам плечи. Мы ждали перемен. Атмосфера в обществе была наполнена энергетикой доселе нам не известной. Мы ждали реальных дел и новых достойных задач. И на этой волне, мы могли догнать и перегнать и Европу и Америку. Но этого не случилось. Горбачев заболтал свое самое великое свершение.

И второе. Горбачев, несомненно, не был достаточно трезвомыслящим и прагматичным лидером, да, такие и не могло появиться в советской системе продвижения по партийной лестнице.Михаил Сергеич, был тщеславным романтиком-болтуном, который за дружеское похлопывание по плечу от президента США, мог сдать ГДР, и наши войска там, со всеми потрохами. Который верил «слову» западных политиков,втихаря посмеивавшихся над его наивностью. Но…Михаил Сергеевич всегда старался избегать насилия. Он, пожалуй, один из немногих руководителей нашей страны, руки которого не по локоть в крови. Он не цеплялся судорожно за президентский стул, как это делал ЕБН и его преемники. Он не создал «семью», которая беспощадно грабила в России все, что можно было ограбить. Он не привел во власть шайку жуликов и воров из Питера, которые называют себя «государственниками». Государственниками, которые пилят государственное добро.

Сам Горбачев, как-то сказал о трех ошибках, которые он допустил: Во время не реформировал партию, опоздал с реформированием Советского Союза, как многонационального сообщества и не сослал Ельцина в какую-нибудь далекую страну заготавливать бананы…

Период с 1985 по 1991 гг. вошел в историю как время больших перемен, которые в итоге привели к распаду большого и могущественного государства. Высший пост генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году занял Михаил Сергеевич Горбачев, который в 1990 году был избран на пост президента СССР. После его прихода к власти был принят целый ряд реформ, направленных на изменение экономической ситуации в стране и сближение со многими мировыми государствами, в том числе и США. Весь этот процесс получил название "перестройка". Суть этих реформ и результаты, к которым они привели, попробуем рассмотреть в статье.

Социально-экономическая и политическая ситуация в СССР в средине 80-х годов XX века

В рамках начавшегося процесса демократизации были приняты законы, направленные на расширения свободы слова. В это время начинают появляться газеты, на страницах которых можно было найти критику действующей власти. За гражданами закреплялось право заниматься предпринимательской деятельностью. Впервые за всю историю существования страны была проведена реформа, в результате которой КПСС потеряла статус руководящей партии СССР. Это дало возможность создать многопартийную систему власти с равными шансами на победу любой из политических организаций. Генсек инициировал широкомасштабную программу по реабилитации политических заключенных, в результате которой было оправдано множество репрессированных граждан, в том числе и академик Андрей Сахаров.

Одним из самых радикальных решений Горбачева, направленных на изменение сформировавшихся устоев социалистического общества, было учреждения поста Президента СССР вместо Генерального секретаря ЦК КПСС. Был принят соответствующий закон и внесены поправки в конституцию, согласно которым на эту должность могли быть избраны граждане страны в возрасте 35-65 лет на срок 5 лет. Одна и та же личность не могла занимать этот пост более 2 раз. В выборах главы государства могли принимать участие все граждане Советского Союза, достигшие совершеннолетия. Но первый президент СССР был выбран не на всенародном голосовании, а решением политиков на III внеочередном Съезде народных депутатов, который состоялся в марте 1990 года.

Единогласно было решено утвердить на высшей должности страны Михаила Горбачева. Но продержаться долго на новом месте он не смог, и 25 декабря 1991 года ему пришлось сложить свои полномочия. А на следующий день было утверждено решение о прекращении существования самого большого государства планеты. В свете тех событий Горбачев вошел в историю еще как и последний президент СССР.

Внешняя политика

В процессе всеобщей демократизации были сделаны серьезные шаги на внешнеполитической арене, направленные на сближение и сотрудничество со странами Западной Европы и США. Была сформирована целая программа, имевшая название «Новое мышление». Она гласила, что мир не должен быть разделен на два враждующих лагеря, где конфликты решаются с помощью военной силы.

В новых условиях признавалась свобода выбора всех граждан. С этой целью было сокращено влияние компартии на правительства государств Восточной Европы. Это привело к возникновению восстаний, в результате которых было повержено социалистическое руководство во многих государствах Центральной и Восточной Европы. В ходе переговоров Горбачева с Рейганом было принято решение о сокращении ядерного потенциала обеих стран, в том числе и ракет среднего и ближнего радиуса действия. Это положило начало прекращению холодной войны. Нерешенным оставался вопрос с российскими войсками в Афганистане. Но в ходе переговоров с США было достигнуто согласие, на условиях которого американцы прекращали оказывать военную помощь моджахедам при условии вывода русского контингента с территории страны.

Итоги правления

Политическую деятельность Михаила Горбачева нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, он реформатор, который изо всех сил пытался вытянуть страну из застоя и наладить диалог с Западом. С другой, все принятые им решения были неэффективны и в результате ускорили распад СССР. Президент Горбачев так и не смог укрепиться на своей должности, а в народных массах он заслужил славу проамериканского политика, который уничтожил Советский Союз. Как бы то ни было, в историю Горбачев вошел как первый и последний президент СССР, который смог положить конец холодной войне.

Михаил Сергеевич Горбачев был избран президентом СССР 15 марта 1990 года на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР.
25 декабря 1991 года, в связи с прекращением существования СССР как государственного образования, М.С. Горбачев объявил о своей отставке с поста Президента и подписал Указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту России Ельцину.

25 декабря, после заявления Горбачева об отставке, в Кремле был спущен красный государственный флаг СССР и поднят флаг РСФСР. Первый и последний Президент СССР навсегда покинул Кремль.

Первый президент России, тогда еще РСФСР, Борис Николаевич Ельцин был избран 12 июня 1991 года всенародным голосованием. Б.Н. Ельцин победил в первом туре (57,3% голосов).

В связи с истечением срока полномочий Президента России Б. Н. Ельцина и в соответствии с переходными положениями Конституции РФ на 16 июня 1996 года были назначены выборы Президента России. Это были единственные президентские выборы в России, где для определения победителя потребовалось два тура. Выборы прошли 16 июня - 3 июля и отличались остротой конкурентной борьбой между кандидатами. Основными конкурентами считались действующий Президент России Б. Н. Ельцин и лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г. А. Зюганов. По результатам выборов Б.Н. Ельцин получил 40,2 миллиона голосов (53,82 процента, значительно опередив Г.А. Зюганова, который получил 30,1 миллиона голосов (40,31 процента). 3,6 миллиона россиян (4,82%) проголосовали против обоих кандидатов.

31 декабря 1999 года в 12 часов 00 минут Борис Николаевич Ельцин добровольно прекратил исполнение полномочий президента Российской Федерации и передал полномочия президента председателю правительства Владимиру Владимировичу Путину.5 апреля 2000 года первому президенту России Борису Ельцину были вручены удостоверения пенсионера и ветерана труда.

31 декабря 1999 года Владимир Владимирович Путин стал исполняющим обязанности президента РФ.

В соответствии с Конституцией Совет Федерации РФ назначил датой проведения внеочередных президентских выборов 26 марта 2000 года.

26 марта 2000 года в выборах приняли участие 68,74 процента избирателей, включенных в списки голосования, или 75 181 071 человек. Владимир Путин получил 39 740 434 голоса избирателей, что составило 52,94 процента, то есть более половины голосов избирателей. 5 апреля 2000 года Центризбирком РФ постановил признать выборы президента Российской Федерации состоявшимися и действительными, считать избранным на должность президента России Путина Владимира Владимировича.

Введение должности Президента СССР видится сейчас закономерным итогом политической реформы СССР, известной сначала под именем «демократизация», но больше вошедшей в историю как Перестройка.

Решение о радикальной реформе политической системы СССР было провозглашено XIX Всесоюзной конференцией КПСС, состоявшейся 28 июня – 1 июля 1988 года. Сам этот форум, предполагавший свободную дискуссию о назревших проблемах общества, сознательно противопоставлялся формализованным партийным съездам, хотя решения конференции и не имели обязательного характера. До сих пор неизвестно, вёл ли уже тогда М.С. Горбачёв дело именно к такому финалу, то есть стать Президентом СССР. Но уже очевидным было его стремление стать своего рода общенациональным демократическим лидером, независимым от партийной олигархии. Все его последующие действия полностью укладываются в эту логику.

Важным было решение конференции разделить функции партийных и советских органов. Правда, одновременно рекомендовалось, чтобы первые секретари территориальных комитетов КПСС обязательно занимали должности председателей исполкомов соответствующих Советов. Но в тот период, когда авторитет партии ещё мог казаться высоким, это могло расцениваться как способ придания большего авторитета именно Советам.

Важнейшей же рекомендацией конференции было начало реформы органов государственной власти СССР. Её ключевым моментом становилось создание нового высшего органа власти – Съезда народных депутатов – на основе (впервые с 1918 года!) конкурентных выборов. Правда, соревновались пока не партии, а личности, причём высшее руководство КПСС избиралось на Съезд по отдельному списку. Но это было чрезвычайно важное нововведение, масштабы и последствия которого, вероятно, не вполне осознавались самими организаторами.

Теперь именно Съезд народных депутатов выдвигался на первое место в политической жизни, вместо съездов КПСС и ЦК КПСС. Это ещё сильнее подчеркивалось новой структурой руководящих органов Съезда. Прежний коллективный Президиум Верховного Совета СССР был служебным органом по подписыванию бумаг, присылаемых ему из Политбюро ЦК. Теперь создавался единоличный пост Председателя Верховного Совета СССР, и этот пост на I Съезде, состоявшемся в мае-июне 1989 года, занял сам Горбачёв.

Он продолжал сохранять при этом функции Генерального секретаря ЦК КПСС, но центр тяжести власти перенёс именно на вновь учреждённую должность. Председатель высшего советского органа впервые за историю Советского государства (такой вот парадокс!) стал реально выше вождя партии, хотя такая перестановка и произошла пока в рамках одного и того же лица. Впрочем, ретроспективно оценивая, мы вынуждены признать, что только благодаря этому лицу такой исторический переворот и смог состояться.

Но функции Председателя Верховного Совета заключали в себе много ограничений со стороны Верховного Совета и Съезда. На этом посту Горбачёв имел не больше власти, чем Генсек, а следовательно на него могло (и продолжало) давить в нежелательном направлении консервативное Политбюро.

Обстановка для дальнейшего лишения монополии КПСС на власть складывалась как никогда благоприятная. На I Съезде впервые в истории СССР оформилась легальная парламентская оппозиция (Межрегиональная депутатская группа – МДГ), поведшая атаку на эту самую монополию. Горбачёв, отражая атаки МДГ, формально выступал представителем консервативного большинства. Но поскольку прежняя власть Политбюро была уже делегитимирована (хотя пресловутая 6-я статья Конституции пока действовала), это большинство было готово вручить Горбачёву всю полноту прежней власти КПСС, но теперь уже как главе государства. Это был блестящий, прямо-таки в традициях несвойственного России британского парламентаризма разыгранный, ход в рамках конституционного реформизма и уникальной почти что мирной трансформации авторитарного режима в демократический.

Вопрос о введении поста Президента СССР был предрешён уже на II Съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в декабре 1989 года. А тут обострилась обстановка в некоторых республиках (например, события в Баку в январе 1990 года). Горбачёв убедительно сигнализировал старым партократам, что нужна оперативность принятия решений для сохранения единства Союза, и обеспечить её может только он как полномочный глава государства.

Учреждённый в марте 1990 года на III Съезде пост Президента СССР можно вкратце охарактеризовать так: в руках Президента совершенно официально сосредотачивались все высшие функции власти, которыми до тех пор абсолютно нелегально, но фактически пользовалось Политбюро ЦК КПСС. При этом Президент СССР должен был избираться всеобщим голосованием граждан СССР (правда, для Первого Президента было сделано исключение – он был избран на Съезде), а число кандидатов на этот пост не ограничивалось.

Историческое значение совершившейся тогда конституционной революции подчёркивается тем фактом, что тот же Съезд переформулировал 6-ю статью Конституции СССР таким образом, что КПСС лишалась «руководящей роли», и открывалась возможность для создания легальных конкурирующих за власть политических партий.

Теперь, называясь по-прежнему – СССР, политически это было совсем другое государство, чем за все годы, начиная с 1922. Вероятно, тут открывалась развилками с несколькими историческими путями. Похоже, страна пошла не по самому лучшему из возможных. Но это уже другая история.