Как правильно сделать освещения рабочей зоны возле компьютера. Презентация на тему "Зависимость физических параметров учебной среды на освещённость рабочего места" Расчет естественной освещенности

Освещение исключительно важно для здоровья человека. С помощью зрения человек получает подавляющую часть информации (около 90 %), поступающей из окружающего мира.

С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны. Очень много несчастных случаев происходит, помимо всего прочего, из-за неудовлетворительного освещения или из-за ошибок, сделанных рабочим, по причине трудности распознавания того или иного предмета или осознания степени риска, связанного с обслуживанием станков, транспортных средств, контейнеров и т. д. Свет создает нормальные условия для трудовой деятельности.

В зависимости от источника света подразделяется на естественное, искусственное и совмещенное.

Нормы естественного освещения

Естественное освещение разделяется на боковое (световые проемы в стенах), верхнее (прозрачные перекрытия и световые фонари на крыше) и комбинированное (наличие световых проемов в стенах и перекрытиях одновременно). Величина освещенности Е в помещении от естественного света небосвода зависит от времени года, времени дня, наличия облачности, а также доли светового потока Ф от небосвода, которая проникает в помещение. Эта доля зависит от размера световых проемов (окон, световых фонарей); светопроницаемости стекол (сильно зависит от загрязненности стекол); наличия напротив световых проемов зданий, растительности; коэффициентов отражения стен и потолка помещения (в помещениях с более светлой окраской естественная освещенность лучше) и т. д.

Естественный свет лучше по своему спектральному составу, чем искусственный, создаваемый любыми источниками света. Кроме того, чем лучше естественная освещенность в помещении, тем меньше времени приходится пользоваться искусственным светом, а это приводит к экономии электрической энергии. Для оценки использования естественного света введено понятие коэффициента естественной освещенности (КЕО) и установлены минимальные допустимые значения КЕО — это отношение освещенности Е в внутри помещения за счет естественного света к наружной освещенности Е н от всей полусферы небосклона, выраженное в процентах:

КЕО = (Е в / Е н) 100%, %.

КЕО не зависит от времени года и суток, состояния небосвода, а определяется геометрией оконных проемов, загрязненностью стекол, окраской стен помещений и т. д. Чем дальше от световых проемов, тем меньше значение КЕО (рис. 1).

Минимальная допустимая величина КЕО определяется разрядом работы: чем выше разряд работы , тем больше минимально допустимое значение КЕО. Например, для I разряда работы (наивысшей точности) при боковом естественном освещении минимально допустимое значение КЕО равно 2 %, при верхнем — 6 %, а для III разряда работы (высокой точности) соответственно 1,2 % и 3 %. По характеристике зрительской работы труд учащихся можно отнести ко второму разряду работы, и при боковом естественном освещении в аудитории, лаборатории на рабочих столах и партах должен обеспечиваться КЕО = 1,5 %.

Рис. 1. Распределение КЕО при различных видах естественного освещения: а — одностороннее боковое освещение; 6 — двустороннее боковое освещение; в — верхнее освещение; г — комбинированное освещение; 1 — уровень рабочей поверхности

Нормы искусственного освещения

При недостатке освещенности от естественного света используют искусственное освещение, создаваемое электрическими источниками света. По своему конструктивному исполнению искусственное освещение может быть общим, общим локализованным и комбинированным (рис. 2).

При общем освещении все места в получают свет от обшей осветительной установки. В этой системе источники света распределены равномерно без учета расположения рабочих мест. Средний уровень освещения должен быть равен уровню освещения, требуемого для выполнения предстоящей работы.

Рис. 2. Виды искусственного освещения: а — общее; б — общее локализованное; в — комбинированное

Эти системы используются главным образом на участках, где рабочие места не являются постоянными.

Такая система должна соответствовать трем фундаментальным требованиям. Прежде всего, она должна быть оснащена антибликовыми приспособлениями (сетками, диффузорами, рефлекторами и т. д.). Второе требование заключается в том, что часть света должна быть направлена на потолок и на верхнюю часть стен. Третье требование состоит в том, что источники света должны быть установлены как можно выше, чтобы свести ослепление до минимума и сделать освещение как можно более однородным (рис. 3).

Общая локализованная система освещения предназначена для увеличения освещения посредством размещения ламп ближе к рабочим поверхностям. Светильники при таком освещении часто дают блики, и их рефлекторы должны быть расположены таким образом, чтобы они убирали источник света из прямого поля зрения работающего. Например, они могут быть направлены вверх.

Комбинированное освещение наряду с общим включает местное освещение (местный светильник, например настольная лампа), сосредотачивающее световой поток непосредственно на рабочем месте. Использование местного освещения совместно с общим рекомендуется применять при высоких требованиях к освещенности.

Рис. 3. Схема размещения светильников при общем освещении

Применение одного местного освещения недопустимо, т. к. возникает необходимость частой переадаптации зрения, создаются глубокие и резкие тени и другие неблагоприятные факторы. Поэтому доля общего освещения в комбинированном должна быть не менее 10 %:

Е комб = Е общ + Е мест

(Е общ / Е комб) * 100%≥ 10%

Кроме естественного и искусственного освещения может применяться их сочетание, когда освещенности за счет естественного света недостаточно для выполнения той или иной работы. Такое освещение называется совмещенным. Для выполнения работы наивысшей, очень высокой и высокой точности в основном применяют совмещенное освещение, т. к. обычно естественной освещенности недостаточно.

Кроме того, искусственное освещение подразделяется на несколько видов: рабочее, аварийное, эвакуационное, дежурное, охранное.

Рабочее освещение предназначено для выполнения производственного процесса.

Аварийное освещение - для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения. Для аварийного освещения используются лампы накаливания, для которых применяется автономное питание электроэнергией. Светильники функционируют все время или автоматически включаются при аварийном отключении рабочего освещения.

Эвакуационное освещение — для эвакуации людей из помещения при аварийном отключении рабочего освещения. Для эвакуации людей уровень освещения основных проходов и запасных выходов должен составлять не менее 0,5 лк на уровне пола и 0,2 лк на открытых территориях.

Кроме минимально-допустимой величины КЕО и доли общего освещения в комбинированном освещении в соответствии с нормами устанавливается величина минимально-допустимой освещенности Е min (это основной нормируемый параметр). Величина Е min зависит от разряда работы. Разряды работы делят на четыре подразряда в зависимости от светлоты фона и контраста между деталями (объектами различения) и фоном. Например, для 1-го разряда работы (наивысшей точности) устанавливаются следующие значения минимальной освещенности (табл. 1).

Таблица 1. Нормы освещенности при искусственном освещении по СНиП 23-05-95

Разряд зрительной работы

Подразряд зрительной работы

Контраст объекта с фоном

Характеристика фона

Освещение, Е min , лк

При системе комбинированного освещения

При системе общего освещения

в том числе от общего

Примечание: характеристика зрительной работы — наивысшей точности;наименьший эквивалентный размер объекта — менее 0,15 мм.

Как видно из таблицы, Е min отличаются для различных систем освещения. При комбинированном искусственном освещении, как более экономичном, нормы выше, чем при общем. Действительно, с помощью светильника местного освещения, расположенного вблизи рабочего места, необходимую освещенность можно обеспечить при меньших затратах электрической энергии.

Нормативные требования к освещению жилых и общественных зданий определены в Санитарно-эпидимиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.1/1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», которые введены с 15.06.2003 г. Некоторые данные из указанных норм (извлечения из СанПиН 2.2.1/1278-03) для учреждений общего образования, начального, среднего и высшею специального образования, а также для жилых помещений, приведены ниже в табл. 2.

Меловые доски следует применять только зеленого или светло-зеленого цвета.

Таблица 2. Нормы освещенности по СанПиН 2.2.1/1278-03 (для образовательных учреждений)

Помещения

Боковое естественное освещение, КЕО , %

Искусственное освещение, Е мин , лк

Комбинированное освещение

Общееосвещение

от общего

Классные комнаты, кабинеты, аудитории общеобразовательных школ, школ интернатов, средних специальных и профессионально-технических учреждений, лаборатории, учебные кабинеты физики, химии, биологии и прочие

Рабочие столы

300 (оптимально 500)

Середина доски

Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории в техникумах и высших учебных заведениях

Кабинеты информатики и вычислительной техники

Учебные кабинеты технического черчения и рисования (рабочие чертежные доски, рабочие столы)

Мастерские по обработке металлов и древесины

300 (оптимально 500)

Спортивные залы

Кабинеты и комнаты преподавателей

Примечание: прочерк означает отсутствие предъявляемых требований

Каждый вид деятельности требует определенного уровня освещенности на том участке, где эта деятельность осуществляется. Обычно, чем сильнее затруднено зрительное восприятие, тем выше должен быть средний уровень освещенности.

Рис. 4. Зависимость остроты зрения от возраста

Представленные в табл. 1 уровни освещенности установлены для нормального зрения. С возрастом острота зрения человека снижается (рис. 4) и это требует повышения уровня освещения.

Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий

Кроме требований хорошей освещенности рабочее место должно иметь равномерную освещенность. Во всяком случае, не должно быть значительной разницы в освещенности различных участков рабочего места для того, чтобы не требовалось частой переадаптации зрения.

Приспособление глаза к различению объекта осуществляется за счет трех процессов:

  • аккомодация - изменение кривизны хрусталика глаза таким образом, чтобы изображение предмета оказалось в плоскости сетчатки глаза (при изменении кривизны хрусталика происходит изменение величины фокусного расстояния — осуществляется «наводка на фокус»);
  • конвергенция - поворот осей зрения обоих глаз так, чтобы они пересекались на рассматриваемом объекте;
  • адаптация - приспособление глаза к данному уровню освещения.

Процесс адаптации заключается в изменении площади зрачка. При адаптации глаза кроме изменения площади зрачка происходят другие процессы. Например, при увеличении яркости происходит подавление палочек и уменьшение количества светочувствительного вещества в колбочках, а при высоких яркостях — частичном экранировании нервных окончаний клетками пигментного эпителия, находящегося в глубине сетчатки. При адаптации глаза к малым яркостям происходят обратные явления.

Хорошо известно, что при переходе из светлого помещения в темное способность различать детали возникает медленно, и, наоборот, при выходе из темного помещения в светлое первоначально возникает состояние ослепленности.

При переходе от больших освещенностей к практической темноте процесс адаптации происходит медленно и заканчивается за 1...1,5 часа. Обратный процесс идет быстрее и длится 10...15 минут. В обоих случаях речь идет о полной переадаптации зрения; при изменении яркости не более чем в 5...10 раз переадаптация происходит практически мгновенно.

Поэтому, поверхности книги и тетради, с которыми в данный момент осуществляется работа, должны иметь одинаковую освещенность. Подсветка с помощью небольшого светильника только поверхности тетради приведет к различию в освещенности тетради и книги. Частое обращение к последней потребует постоянной адаптации зрения, что в конечном счете приведет к быстрому зрительному утомлению, снижению работоспособности, общему утомлению, психическому напряжению. Письменный стол должен располагаться в хорошо освещенном месте, желательно у окна. Человек за письменным столом должен располагаться лицом или левым боком к окну (для левшей — правым боком) для того, чтобы избежать образования тени от тела или руки человека. Светильник искусственного освещения должен располагаться относительно тела человека аналогичным образом. Светильники должны располагаться над рабочим местом вне запретного угла, равного 45° (рис. 5). Кроме того, конструкция светильника должна исключать ослепление человека лучами, отраженными от рабочей поверхности (рис. 6, а). Для этого арматура светильника должна предусматривать направление прямых лучей, исходящих от источника, под иными углами, исключающими попадание отраженного луча в глаз человека (рис. 6, б).

Рис. 5. Схема установки светильников

Рис. 6. Правильный выбор конструкции светильника: а — ослепление отраженными лучами; б — исключение ослепления отраженными лучами

Почему сильное различие в освещенности отдельных участков помещения или различных помещений может привести к травме?

При переходе из хорошо освещенного участка или помещения на плохо освещенный участок требуется некоторый промежуток времени для адаптации глаза к низкой освещенности. В этот период человек плохо видит. Это может привести к тому, что человек споткнется, упадет, наткнется на какой-либо предмет и т. д. и получит травму. Особенно большая опасность возникает при очень сильной разнице в освещенности — более чем 20...30 раз, что требует значительного времени для глубокой переадаптации глаза, в течение которого человек очень плохо видит или не видит вообще.

Поэтому, если освещенность в помещении и коридоре, в который осуществляется выход из помещения, сильно различается, необходимо улучшить освещение в коридоре. Для снижения вероятности получения травмы указанные выше обстоятельства особенно важно учитывать на лестничных клетках и других травмоопасных местах.

Обратите внимание на следующее:

  • при большем контрасте требуется меньшая освещенность; поэтому на рабочем месте желательно обеспечить большой контраст между объектом и фоном, на котором расположен объект; с темными предметами лучше работать на светлом фоне, а со светлыми — на темном фоне. Это позволит при меньшем значении освещенности успешно выполнять работу и снизить зрительное утомление;
  • если изменить контраст объекта с фоном путем, например, изменения коэффициента отражения фона нельзя, необходимо увеличивать освещенность на рабочем месте;
  • правильная организация освещения и условий для выполнения зрительных работ — залог сохранения хорошего зрения на долгие годы.

Психофизиологическое воздействие цвета на человека

Известно, что поверхности голубых тонов, а также очень темные поверхности воспринимаются человеком как «отступающие», т. е. представляются расположенными дальше, чем в действительности. Это иногда ведет к кажущемуся увеличению размеров помещения. Красные тона, наоборот, представляются «выступающими». Некоторые цвета, например светло-фиолетовые, оказывают на человека раздражающее действие и способствуют очень быстрому утомлению. Другие же, в частности зеленый, дают противоположный результат. Субъективное восприятие человеком таких внешних факторов внешней среды, как температура, шум и другие, даже запахи, в определенной степени зависит от цветности поверхностей, находящихся в поле зрения.

Психофизиологическое воздействие на человека цветности источников излучения и цвета поверхностей помещения обязательно нужно учитывать при цвето-световом оформлении интерьера. Например, для комнат отдыха, спален лучше применять ЛИ и цветовое оформление выполнять в мягких успокаивающих, например желто-зеленых, тонах. Наоборот, в помещениях, в которых должна осуществляться работа, лучше применять люминесцентные лампы, а цветовое оформление выполнять в светлых, бодрящих тонах, стимулирующих активную деятельность.

Следует обратить внимание на то, что психофизиологическое воздействие цвета на человека учитывается как весьма важный фактор, определяющий вопросы безопасности (например, окраска автомобилей, знаков безопасности, опасных участков, трубопроводов, баллонов и т. д.). Следует отметить, что цвет имеет также и субъективно-индивидуальную сторону воздействия на эмоциональную сферу человека.

Факторы, определяющие зрительный комфорт

Для того чтобы обеспечить условия, необходимые для зрительного комфорта, в системе освещения должны быть реализованы следующие предварительные требования:

  • однородное освещение;
  • оптимальная яркость;
  • отсутствие бликов;
  • соответствующая контрастность;
  • правильная цветовая гамма;
  • отсутствие стробоскопического эффекта или мерцания света.

Блесткость (чрезмерная слепящая яркость) — свойство светящихся поверхностей с повышенной яркостью нарушать условия комфортного зрения, ухудшать контрастную чувствительность или оказывать одновременно оба эти действия.

Колебания светового потока также оказывают влияние на работоспособность, развивая утомление и снижая точность выполнения производственных операций.

Важно рассматривать свет на рабочем месте, руководствуясь не только количественными, но и качественными критериями. Первым шагом здесь будет изучение рабочего места; точности, с которой должны выполняться работы; объем работы; степень перемещений рабочего при работе и т. д. Свет должен включать компоненты как рассеянного, так и прямого излучения. Результатом этой комбинации должно стать тенеобразование большей или меньшей интенсивности, которое должно позволить рабочему правильно воспринимать форму и положение предметов на рабочем месте. Раздражающие отражения, которые затрудняют восприятие деталей, должны быть устранены, так же как и чрезмерно яркий свет или глубокие тени.

«Влияние недостатка освещения на развитие болезней глаза» Муниципальное общеобразовательное учреждение Идринская средняя общеобразовательная школа. Выполнила: ученица 10 «Б» класса Зубова Инна. Руководитель: учитель физики В. И. Первушина. с. Идринское 2009 г. Исследовательская работа


Обоснование Излучения оптической области спектра лучистой энергии - свет солнца, искусственных источников света в помещении (ламп накаливания или люминесцентных ламп). Для исследования мы взяли кабинеты Идринской средней школы. Сейчас в век научно-технического прогресса в кабинетах широко применяются источники лучистой энергии. В связи с этим мои сверстники – школьники подвергаются воздействию естественных и искусственных источников лучистой энергии с самой различной спектральной характеристикой и чрезвычайно обширным диапазоном интенсивности. Недостаток освещения зачастую оказывает влияние на развитие болезней глаза. Хотя наибольшее количество реакций вызываемых светом на зрение человека имеют положительный эффект, все же имеют место и вредные аспекты действия видимого света на зрение школьника – недостаточное влияние освещённости на зрение человека. Поэтому в своей исследовательской работе я поставила себе следующую цель и задачи: Излучения оптической области спектра лучистой энергии - свет солнца, искусственных источников света в помещении (ламп накаливания или люминесцентных ламп). Для исследования мы взяли кабинеты Идринской средней школы. Сейчас в век научно-технического прогресса в кабинетах широко применяются источники лучистой энергии. В связи с этим мои сверстники – школьники подвергаются воздействию естественных и искусственных источников лучистой энергии с самой различной спектральной характеристикой и чрезвычайно обширным диапазоном интенсивности. Недостаток освещения зачастую оказывает влияние на развитие болезней глаза. Хотя наибольшее количество реакций вызываемых светом на зрение человека имеют положительный эффект, все же имеют место и вредные аспекты действия видимого света на зрение школьника – недостаточное влияние освещённости на зрение человека. Поэтому в своей исследовательской работе я поставила себе следующую цель и задачи:


Цель и задачи работы. Цель работы - изучение влияния освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. Задачи: Цель работы - изучение влияния освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. Задачи: I. Узнать, что такое освещённость: I. Узнать, что такое освещённость: а) выявить понятие освещённости; а) выявить понятие освещённости; б) узнать формулу энергетической освещённости поверхности; б) узнать формулу энергетической освещённости поверхности; в) найти единицы измерения освещённости; в) найти единицы измерения освещённости; г) познакомиться с приборами, с помощью которых измеряется освещённость в помещении. г) познакомиться с приборами, с помощью которых измеряется освещённость в помещении. II.Узнать строение органа зрения и его значение. II.Узнать строение органа зрения и его значение. III. Выявить сущность некоторых нарушений зрения III. Выявить сущность некоторых нарушений зрения IV. Практическая часть: IV. Практическая часть: 1) Установить объекты исследования. 1) Установить объекты исследования. 2) Описать методику проведения работы. 2) Описать методику проведения работы. 3) Выявить результаты: 3) Выявить результаты: а) составить таблицы «Измерение освещённости в помещении»; а) составить таблицы «Измерение освещённости в помещении»; б) выявить по листам здоровья учащихся школы уровень состояния зрения школьников 5 «Б» класса; б) выявить по листам здоровья учащихся школы уровень состояния зрения школьников 5 «Б» класса; в) сравнить с результатами таблицы. в) сравнить с результатами таблицы. V.Заключение: V.Заключение: а) описать факторы ухудшения зрения; а) описать факторы ухудшения зрения; б) составить рекомендации для профилактики болезней глаза. б) составить рекомендации для профилактики болезней глаза.


Освещённость а) Освещённость физическая величина, численно равная световому потоку, падающему на единицу поверхности: а) Освещённость физическая величина, численно равная световому потоку, падающему на единицу поверхности: б) Энергетическая освещённость поверхности Ее отношение потока излучения, падающего на площадку приёмника излучения, к величине этой площадки. б) Энергетическая освещённость поверхности Ее отношение потока излучения, падающего на площадку приёмника излучения, к величине этой площадки., [Вт/м 2], [Вт/м 2] в) Единицей измерения освещенности в системе СИ служит люкс (1 люкс = 1 люмену на квадратный метр) в) Единицей измерения освещенности в системе СИ служит люкс (1 люкс = 1 люмену на квадратный метр) г) Освещённость в фототехнике определяют с помощью экспонометров и экспозиметров, в фотометрии с помощью люксметров. г) Освещённость в фототехнике определяют с помощью экспонометров и экспозиметров, в фотометрии с помощью люксметров.


Строение органа зрения и его значение. Органы зрения представляют собой одни из важнейших органов чувств, доступных человеку, ведь около 70% информации о внешнем мире человек воспринимает через зрительные анализаторы. Орган зрения или зрительный анализатор – это не только глаз. Собственно глаз - это периферическая часть органа зрения. Органы зрения представляют собой одни из важнейших органов чувств, доступных человеку, ведь около 70% информации о внешнем мире человек воспринимает через зрительные анализаторы. Орган зрения или зрительный анализатор – это не только глаз. Собственно глаз - это периферическая часть органа зрения. Информация, полученная при помощи аппарата глазного яблока, передается по зрительным путям (зрительный нерв, перекрест зрительных нервов, зрительный тракт) сначала в подкорковые центры зрения (наружные коленчатые тела), затем по зрительной лучистости и зрительному пучку Грациоле в высший зрительный центр в затылочных долях головного мозга. Информация, полученная при помощи аппарата глазного яблока, передается по зрительным путям (зрительный нерв, перекрест зрительных нервов, зрительный тракт) сначала в подкорковые центры зрения (наружные коленчатые тела), затем по зрительной лучистости и зрительному пучку Грациоле в высший зрительный центр в затылочных долях головного мозга. Стенка глазного яблока состоит из трех оболочек: Стенка глазного яблока состоит из трех оболочек: Наружная оболочка. Наружная оболочка. Средняя оболочка глазного яблока – сосудистая. Средняя оболочка глазного яблока – сосудистая. Внутренняя оболочка глазного яблока - сетчатка. Внутренняя оболочка глазного яблока - сетчатка.


Близорукость, дальнозоркость. 1 – нормальное зрение; 2 – близорукость; 3 - коррекция близорукости с помощью очков с двояковогнутыми линзами; 4 – дальнозоркость; 5 – коррекция дальнозоркости с помощью очков с двояковыпуклыми линзами; 6 – коррекция зрения с помощью контактной линзы. 1 – нормальное зрение; 2 – близорукость; 3 - коррекция близорукости с помощью очков с двояковогнутыми линзами; 4 – дальнозоркость; 5 – коррекция дальнозоркости с помощью очков с двояковыпуклыми линзами; 6 – коррекция зрения с помощью контактной линзы.


Сущность некоторых нарушений зрения. 1. Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опись» – взгляд, зрение). Близорукость бывает истинной и ложной. а) Истинная близорукость; б) Ложная близорукость; 2. Пресбиопия (дальнозоркость). 3. Астигматизм. 4. Дальтонизм. 5. Катаракта.


Объекты исследования Объектами исследования был ряд кабинетов, в которых занимаются пятиклассники: 1 – изобразительное искусство; 2 - русский язык; 15 – история; 18– биология; 20 – математика; 26 – иностранный язык, спортзал. Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Объектами исследования был ряд кабинетов, в которых занимаются пятиклассники: 1 – изобразительное искусство; 2 - русский язык; 15 – история; 18– биология; 20 – математика; 26 – иностранный язык, спортзал. Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам.


Методика работы При изучении характера освещения рабочего места измеряли освещенность поверхности классной доски и поверхности парт 1,3-го рядов. Измерения проводили при помощи фотоэкспонометра "Ленинград-4"(см. Приложение 2.). При изучении характера освещения рабочего места измеряли освещенность поверхности классной доски и поверхности парт 1,3-го рядов. Измерения проводили при помощи фотоэкспонометра "Ленинград-4"(см. Приложение 2.).см. Приложение 2.).см. Приложение 2.). Полученные значения сравнивали с требованиями ГОСТ. В течение почти 4 лет (с 2004 по 2008 г.) отмечали случаи ухудшение зрения у 7 человек одного класса из 18 учащихся. За это время они проучились 4 года в начальной школе и перешли в 5-й класс. Полученные значения сравнивали с требованиями ГОСТ. В течение почти 4 лет (с 2004 по 2008 г.) отмечали случаи ухудшение зрения у 7 человек одного класса из 18 учащихся. За это время они проучились 4 года в начальной школе и перешли в 5-й класс.


Результаты На начало 2004 у. г. в выбранном для наблюдения первом классе из 18 учащихся только Андрей М. и Маша С. страдали близорукостью, так как поступили с данной болезнью в школу. В г. ухудшение зрения не наблюдалось. Но за первое полугодие 2008 г. зрение ухудшилось ещё у 5 человек: Саша К.- стойкий спазм аккомодации, Миша К.- спазм аккомодации, Настя Ч.- спазм аккомодации, Вика Ф.- стойкий спазм аккомодации, Аня Д.- спазм аккомодации. Таким образом, за период обучения детей с 1 сентября 2004 по 31 ноября 2008 г. в 5Б классе зрение ухудшилось на 28%. На начало 2004 у. г. в выбранном для наблюдения первом классе из 18 учащихся только Андрей М. и Маша С. страдали близорукостью, так как поступили с данной болезнью в школу. В г. ухудшение зрения не наблюдалось. Но за первое полугодие 2008 г. зрение ухудшилось ещё у 5 человек: Саша К.- стойкий спазм аккомодации, Миша К.- спазм аккомодации, Настя Ч.- спазм аккомодации, Вика Ф.- стойкий спазм аккомодации, Аня Д.- спазм аккомодации. Таким образом, за период обучения детей с 1 сентября 2004 по 31 ноября 2008 г. в 5Б классе зрение ухудшилось на 28%. Результаты измерения освещенности приведены в таблице (см. Приложение 3). Результаты измерения освещенности приведены в таблице (см. Приложение 3).(см. Приложение 3).(см. Приложение 3). Из данных таблицы видно, что освещенность соответствует нормам ГОСТ в первом и двадцатом кабинетах. В кабинетах 2, 18 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, скорее всего это связано с тем, что на окнах вместо портьер светлых тонов – тёмно-синие и на подоконниках стоят цветы. В кабинете 26 искусственное освещение не соответствует норме (были закрыты жалюзи). В кабинете 15 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, так как осуществлена неправильная работа дополнительного освещения (софита). Из данных таблицы видно, что освещенность соответствует нормам ГОСТ в первом и двадцатом кабинетах. В кабинетах 2, 18 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, скорее всего это связано с тем, что на окнах вместо портьер светлых тонов – тёмно-синие и на подоконниках стоят цветы. В кабинете 26 искусственное освещение не соответствует норме (были закрыты жалюзи). В кабинете 15 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, так как осуществлена неправильная работа дополнительного освещения (софита).


Заключение Учитывая полученные результаты, а также примерно равные условия учебы и отдыха в разных классах Идринской СОШ, мы установили, что дети находятся в школе с 7.30 до Ухудшение зрения тесным образом связано со следующими факторами: 1)недостаточное освещение кабинетов: а)закрытые жалюзи, б) цветы на подоконниках, в) неправильная работа дополнительного освещения - софитов, г) тёмно-синие портьеры, д) не горят лампы накаливания, е) утренние часы, ж) осенне-зимнее время); 2)большая нагрузка на глаза (длительная работа на компьютере, увеличение длительности подготовки домашнего задания); 3)несерьёзное отношение родителей к профилактике здоровья детей;


Рекомендации учителям и учащимся для профилактики болезней глаза: – улучшить освещение в кабинетах; - менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели; – как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз; – регулярно использовать дополнительное освещение (софиты) у доски; – улучшить освещение в кабинетах; - менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели; – как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз; – регулярно использовать дополнительное освещение (софиты) у доски; - следить за количеством ламп накаливания в рабочем состоянии; – использовать матовые доски темного цвета и качественный мел; – использовать качественную писчую бумагу и чернила; – на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (см. Приложение 4). - следить за количеством ламп накаливания в рабочем состоянии; – использовать матовые доски темного цвета и качественный мел; – использовать качественную писчую бумагу и чернила; – на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (см. Приложение 4).(см. Приложение 4).(см. Приложение 4).


Литература Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., С. 3–10. Аветисов Э.С. и др. Пути профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе изучения ее патогенеза. – Горький, С. 11–12.. Дашевский А.И. Близорукость. – Л., Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача. – М.: Медицина, Практикум по экологии. Учеб. пособие. /Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф. Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., С. 3–10. Аветисов Э.С. и др. Пути профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе изучения ее патогенеза. – Горький, С. 11–12.. Дашевский А.И. Близорукость. – Л., Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача. – М.: Медицина, Практикум по экологии. Учеб. пособие. /Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф. Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, Использование Интернета: Использование Интернета: F:\ Сан ПиН 2_4_2_ htm F:\ Сан ПиН 2_4_2_ htm F:\ Фотоэкспонометры Ленинград.htm F:\ Фотоэкспонометры Ленинград.htm

С развитием компьютерных технологий и их доступностью компьютеры прочно прописались в нашей жизни. Это объективный факт. Поэтому стал вопрос, каким образом правильно организовать освещение такого рабочего места, чтобы минимизировать негативное влияние такой работы на зрительную системы человека, ведь как ни крути, а без этого все равно не обойтись.

Данная статья расскажет, почему необходимо правильно организовать подсветку компьютерного рабочего места, особенно для школьников и на что обратить внимание в первую очередь.

Почему важна подсветка компьютерного стола

Практически всю информацию (до 80 %) люди получают через зрение. Поэтому предельно важно беречь свое зрение, чтобы не пропускать важную информацию. Несмотря на высокую эффективность, какой обладают компьютеры, длительная работа за ними приводит к постепенному падению остроты зрения.

Обратите внимание! Наибольшую опасность несоблюдение правил работы за компьютером оказывает на школьников, которые не склонны считаться со своим здоровьем, пока она не даст сбой.

Это негативное влияние можно в определенной степени нивелировать, соблюдая правила работы, а также правильно организовав освещение за компьютером. Если этого не сделать, то в будущем возможно:

  • падение остроты зрения;
  • усталость глаз;
  • зуд и сухость глаз;
  • общее раздражение;
  • падение общего состояния здоровья;
  • боли в суставах;
  • патологические явления в нервной системе, которые проявляются в ухудшении сна, появлении бессонницы и т.д.

В первую очередь начинать организацию освещения необходимо с самого помещения. Оно должно иметь искусственное и естественное освещение. Причем большую роль следует уделять именно естественной подсветки.

Обратите внимание! Не допускается работа за компьютеров в подвальных и полуподвальных помещениях.

Помещение с компьютерами

Эти требования сохраняются как для классных комнат и офисов, так и по возможности, домашних комнат.
Для взрослого человека рабочее место за компьютером должно составлять не меньше 6 м2, а объем – более 20 м3. При этом надлежит учитывать отделку, имеющуюся в помещении на предмет коэффициента отражения. В норме она должна быть:

  • применимо к стенам - 0,5-0,6;
  • применимо к потолку - 0,7-0,8;
  • применимо к полу - 0,3-0,5.

Чтобы создать такой коэффициент отражения нужно применять диффузно-отражающие комплектующие.

Какие варианты подсветки существуют

Освещение рабочего места за ПК всегда должно организовываться с помощью двух типов подсветки:

  • естественное освещение. Оптимальный вариант. Это обусловлено тем, что для наших глаз естественный свет нашего светила является самым оптимальным. Для того, чтобы естественной подсветки были достаточно, необходимо разместить рабочее место вблизи оконных проемов;

Обратите внимание! Под естественным освещением понимается свет, который дает солнце утром, днем и вечером, а также световой поток, которых доходит до земли через тучи.

Естественная подсветка компьютера

  • искусственное освещение. Такой тип подсветки организуется с помощью разнообразных осветительных приборов. Они используются тогда, когда естественной подсветки недостаточно.

Искусственное освещение компьютерного стола

Использование искусственного освещения для рабочего места за компьютером актуально в следующих ситуациях:

  • когда работа за компьютером осуществляется в вечернее и ночное время;
  • когда естественного освещения недостаточно. Такая ситуация может возникнуть в пасмурный день, во время проливного дождя и т.д.;
  • в период, когда световой день короче. Например, в зимние и осенние месяца включать дополнительную подсветку необходимо намного раньше, чем весной и летом.

Кроме этого, искусственное освещение рабочего места за любым компьютером может быть следующим:

  • общим. Для создания такого уровня подсветки используется потолочная система освещения. К примеру, она может организовываться с помощью центральной люстры или точечных светильников, размещенных по периметру помещения;

Общее освещение стола

  • рабочее. В данной ситуации подсветка рабочего места осуществляться настенными, настольными или напольными осветительными приборами (бра, различные лампы, торшеры и т.д.).

Рабочая подсветка стола

Освещение рабочего стола при работе за компьютером максимально полно осуществляется с помощью рабочей подсветки. Но допускается и комбинирования общей и локальной подсветки.

Какие требования нужно соблюдать при организации подсветки компьютерного стола

Существует специальная документация, в которой прописаны все нормативы и нормы, которые следует учитывать при организации освещения при работе за компьютером. К такой специальной документации относиться СНиП. Все нормы здесь приведены в люксах.

Нормы СНиП

Согласно этой документации, для качественной подсветки рабочего места за ПК стоит руководствоваться следующими нормами:

  • естественное освещение, а точнее его коэффициент (КЕО) должен быть не ниже 1,5% — 1,2%;
  • световой поток естественной подсветки должен падать на стол слева;
  • искусственная подсветка должна создавать равномерное освещение общего плана.

При этом на рабочем столе световой поток должен достигать 300-500 люкс. Чтобы достичь такого высокого показателя допускается дополнительное размещение на поверхности стола осветительных приборов настольного типа.
Согласно СНиП, местное освещение должно отвечать следующим требованиям:

  • не продуцировать бликов на плоскости экрана монитора;
  • давать световой поток не менее 300 люкс;
  • ограничение прямой блёскости, исходящей от источника света;
  • яркость светящихся поверхностей, в роли которых выступают различные элементы осветительных приборов, а также оконные стекла, не должна преодолевать предел в 200 кд/м2.

Обратите внимание! Отраженная блескость для рабочих поверхностей может ограничиваться правильным подбором настольных ламп, а также оптимальным их расположением. Причем эти параметры должны соотноситься с естественным источником света.

Кроме этого в данном вопросе существуют следующие требования:

  • яркость бликов, появляющихся на экране монитора, должна быть ниже 40 кд/м2;
  • ослепленность, которая учитывается для светильников, не должна преодолевать предел в 20 кд/м2;
  • еще одним важным показателем является степень дискомфорта. Он для административно-общественных помещениях должен составлять менее 40 кд/м2;
  • яркость между рабочими поверхностями (ее соотношение) не должно быть выше 3:1 - 5:1. При этом данный показатель между поверхностями оборудования и стен и рабочими поверхностями должен быть 10:1.

Руководствуясь всем этим, имеется возможность организовать наилучшие условия для того, чтобы зрительная система во время работы за ПК не перетруждалась. Это позволит человеку, работающим за такой техникой, сохранить свое зрение и общее самочувствие на высоком уровне.

Какие осветительные приборы можно использовать

Главным аспектом в организации подобного освещения, после учета требований, приведенных в СНиП, является правильный выбор светильников. Ведь именно от них напрямую завесит качество светового потока и его положительное или пагубное воздействие на зрительный анализатор человека.
Чтобы создать качественное освещение компьютера во время работы следует использовать определенные светильники, которые оснащены специальными зеркализованными решетками. Такие решетки имеются у осветительных приборов типа ЛПО36.

Лампа типа ЛПО36

Также такие светильники должны быть укомплектованы пускорегулирующими высокочастотными аппаратами. Специалистами рекомендуются в данной ситуации использовать осветительные приборы прямого света с отражающей поверхностью. Под такие требования подходят следующие типы ламп:

  • ЛПО13;
  • ЛСО4;
  • ЛПО5;
  • ЛПО31;
  • ЛПО34.

Все они должны быть оборудованы люминесцентными лампами типа ЛБ, которые предназначены для организации системы освещения внутри помещений.
Кроме люминесцентных источников света допускается применение и ламп накаливания. Сегодня, когда самыми эффективными и выгодными по многим параметрам являются светодиодные лампочки. Их также можно использовать для освещения компьютерного стола.
Все осветительные приборы местной подсветки должны иметь в своём составе непросвечивающийся отражатель.

Дополнительные правила подбора осветительных приборов

Кроме вышеописанных параметров выбора светильников, которые основаны на требованиям нормативной документации (СНиП) можно подобрать наиболее оптимальные лампы для создания местной подсветки. Но это далеко не полный перечень всех параметров, которые должен выполнять светильник. Самым главным дополнительным требованием, которое должен выполнять светильник является его небольшие габариты при высоких показателях мощности.

Лампа-трансформер

Считается, что самым оптимальным вариантом будет покупка многофункциональной лампы на гибком держателе. Наличие у осветительного прибора функции трансформера позволит вам регулироваться высоту подачи светового потока или закрепить его на углу стола, где он не будет мешать проведению основных манипуляций, связанных с компьютером и офисным оборудованием.
Стоит помнить, что в выборе источника света можно руководствоваться не только требованиями, указанными в СНиП, но и собственными пожеланиями. Это в основном касается выбора цветовой температуры.

Цветовая температура светового потока

Кому-то более приятен холодный оттенок, а кому-то – теплый. Если вы не будете сочетать свои пожелания с имеющимися требованиями, то вам вряд л удастся создать качественное освещение своего места за ПК, чтобы оно идеально удовлетворяла ваши персональные потребности.

Как стоит размещать осветительные приборы над столом

Над рабочей поверхностью светильники стоит размещать в виде прерывистых или сплошных линий. Они должны размещаться сбоку и быть параллельными для зрения. Также нужно учитывать возможность изменения положения монитора во время его эксплуатации.

Вариант размещения лампы

Также допускается периментальное расположение светильников. Но при этом должна создаваться осветительная зона над поверхностью стола. Причем свет от нее должен большей частью падать на передний край рабочей поверхности.

Обратите внимание! Обязательно необходимо соблюдать защитный угол для ламп. Он должен быть не меньше 40 градусов.

Помните, что какой бы вариант размещения светильников вы бы ни выбрали, они не должны мешать вам выполнять вашу работу и не ослеплять в процессе своего функционирования.

Заключение

Взявшись правильно оформить место работы за ПК, нужно брать во внимание множество факторов и нюансов. Если за ПК вы работаете постоянно, то к этой задаче необходимо подходить ответственно. Только в такой ситуации подсветка компьютерного стола будет отвечать всем вашим пожеланиям, а также отвечать имеющимся в специальной документации требованиям.

Влияние недостатка освещения на развитие близорукости

Введение

1. Значение органа зрения

Глаз – важнейший из наших органов чувств. На долю зрения приходится до 90% информации, поступающей в нервную систему человека из внешнего мира.
Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки происходит нарушение зрения – возникает близорукость.

2. Сущность близорукости

Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение). Это название происходит от свойственной близоруким манеры прищуриваться при разглядывании удаленных предметов. Смысл такого прищуривания – уменьшение размеров зрачка, что приводит к некоторому увеличению глубины резкости изображения на сетчатке.
Близорукость бывает истинной и ложной. Истинная близорукость связана с увеличением передне-заднего размера глазного яблока, так что световые лучи фокусируются хрусталиком перед сетчаткой, и четкого видения удаленных предметов нет.
Причинами развития истинной близорукости могут быть и слабость аккомодационной мышцы (врожденная или приобретенная), и податливость оболочек глаза к характерному растяжению у ослабленных, часто болеющих детей, и наследственность.

Ложная близорукость возникает в результате спазма аккомодационной мышцы глаза при чрезмерной нагрузке.
Близорукость проявляется в снижении отчетливого видения удаленных предметов, а ложная близорукость сопровождается еще и головной болью, утомляемостью во время чтения и письма, болью в глазах.
Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, – все это помогает сохранить здоровое зрение.

3. Значение освещения как фактора гигиены зрения

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие миопии.
Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устраниить. Окна должны быть свободны от всяких предметов. Не рекомендуется ставить на подоконники горшки с цветами – их лучше размещать на низких ступенчатых подставках перед окнами или в настенных кашпо. Оконные стекла необходимо систематически очищать от грязи и пыли, а в холодное время года не допускать их замерзания и запотевания. Много света поглощают и занавески, даже из самого тонкого материала, поэтому в дневные часы они должны быть полностью раздвинуты.
Во время чтения или другой работы, связанной с напряжением зрения, не следует бояться включать искусственное освещение в дополнение к недостаточному естественному. Вреда для зрения от этого не будет.
В пасмурные дни и в осенне-зимнее время при чтении и письме нельзя ограничиваться одним общим освещением помещения, необходимо пользоваться и дополнительным освещением рабочего места. Мощность ламп в настольных светильниках должна быть не менее 40–60 Вт.
Но и слепящая яркость открытых, ничем не защищенных ламп вредна для зрения. Поэтому пользоваться такими лампами не рекомендуется.
Доказано, что лучшие условия для зрительной работы создают люминесцентные светильники: создаваемый ими характер освещения снижает зрительное напряжение, отдаляет наступление утомления и повышает работоспособность. Такие лампы создают мягкий рассеянный свет при почти полном отсутствии теней, а спектр их излучения ближе к спектру дневного света.

4. Цель и задачи работы

Целью работы было изучение влияния освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. При этом были поставлены следующие задачи:

– изучить освещение рабочего места учащихся начальных классов, за каждым из которых обычно закреплено свое постоянное место;
– пронаблюдать динамику развития миопии у учащихся начальных классов;
– изучить освещение рабочего места учащихся 5-го класса, занимающихся по кабинетной системе;
– продолжить наблюдать динамику развития миопии у учащихся, перешедших из начальной школы в 5-й класс.

Ход работы

1. Объекты исследования

Объектами исследования были классная комната начальной школы и ряд кабинетов, в которых занимаются старшеклассники: № 3 – английский язык; № 6 – математика; № 7 – русский язык; № 26 – биология; № 8 – рисование.
Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Мебель соответствует росту учащихся, цветовое оформление помещений создает комфортность (нет ярких цветовых контрастов и пестроты, которые утомляют зрение; панели выкрашены в светло-зеленые и голубые тона). Использованы матовые краски, что снижает отражение солнечных лучей и возникновение бликов, оказывающих слепящее и утомляющее воздействие на глаза. Кубатура кабинетов также отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Методика работы

При изучении характера освещения рабочего места измеряли освещенность поверхности классной доски и поверхности парт 3, 5, 7 и 9-го рядов. Измерения проводили при помощи люксметра Ю 116. Полученные значения сравнивали с требованиями ГОСТ.
В течение почти 4 лет (с 1988 по 2002 г.) отмечали случаи проявления миопии у 20 лицеистов одного класса. За это время они проучились 3 года в начальной школе и перешли в 5-й класс.

3. Результаты

Результаты измерения освещенности приведены в таблице. (К сожалению, автор не указывает ни условий (месяц, время суток, наличие включенных светильников), ни общего числа повторных измерений в каждой точке. Это в значительной степени обесценивает полученные результаты, переводя проделанную работу в разряд чисто учебных. – Ред. )

Из этих данных видно, что освещенность соответствует нормам ГОСТ во всех кабинетах, кроме комнаты начальных классов.
На начало 1998-1999 уч. г. в выбранном для наблюдения первом классе никто из 20 учащихся близорукостью не страдал. В группе риска – по наследственности – находилась Маша Т. В конце этого учебного года у Юли Р. и Оли П. была обнаружена ложная миопия, а у Вити К. – миопия слабой степени.
В 1999–2000 уч. г. миопия проявилась у четвертого ученика в классе – Маши Т., входившей в группу риска.
К концу 2000–2001 уч. г. ложная миопия выявлена у Андрея П.
Таким образом, за три года обучения в начальной школе признаки близорукости были обнаружены у 5 учащихся из 20.

На 1 февраля 2002 г., после почти 5 месяцев обучения в 5-м классе (кабинетная система), новых случаев близорукости в классе отмечено не было. Рецидивов ложной миопии у Юли Р. и Оли П. не наблюдалось, а миопия у Вити К. и Маши Т. не прогрессировала.

Заключение

Исходя из полученных результатов и учитывая примерно равные условия учебы и отдыха в разных классах (Мичуринский лицей – школа полного дня, т.е. дети находятся в школе с 7.30 до 18.30), мы решили, что близорукость самым тесным образом связана с освещенностью в кабинетах. Для профилактики близорукости в сложившихся условиях можно рекомендовать:

– улучшить освещение в кабинете начальных классов;
– в начальной школе менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели;
– как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз;
– обязательно повесить люминесцентную лампу у доски;
– использовать матовые доски темного цвета и качественный мел;
– использовать качественную писчую бумагу и чернила;
– на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (см. Приложение).

Приложение

Гимнастика для глаз

Методика профессора Э.С. Аветисова

На оконном стекле на уровне глаз укрепить круглую красную метку размером 3 мм. Встать на расстоянии 30–35 см от окна и поочередно переводить взор то на метку, то вдаль, за окно (расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым глазом отдельно по 7 мин 2 раза в день в течение месяца. Курс повторяется в течение учебного года 3–4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают упражнения в очках.

Методика офтальмолога У.Бейтса

1. Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза неотрывно следят за карандашом.
2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний; повторить не менее 50 раз.
3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу движения; 40 поворотов.
4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет, пристально рассматривать его в течение 10 с, перевести взгляд на свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.

Спустя месяц сделать паузу на 2–3 недели, а потом повторять цикл упражнений. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.

Литература

Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., 1974. С. 3–10.
Аветисов Э.С. и др. Пути профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе изучения ее патогенеза. – Горький, 1975. С. 11–12.
Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии. – М.: Медицина, 1987.
Дашевский А.И. Близорукость. – Л., 1962.
Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, 1970.
Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача. – М.: Медицина, 1969.
Практикум по экологии. Учеб. пособие. /Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996.
Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф. Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, 1978.