Как проявляется конфликт между чувствами и разумом. Примеры конфликт между разумом и чувствами (Аргументы ЕГЭ)

Ежедневно находясь в обществе людей, незнакомых, или знакомых не очень хорошо, мы делаем выводы об их внутреннем состоянии по внешнему виду, по теням эмоций, которые играют на их лицах. Не всегда однако это даёт верное представление. На деле, некоторые личности настолько хорошо скрывают свои эмоции, что лишь близкое, тесное знакомство с ними может раскрыть их внутреннее содержимое и раскрыть такими, какие они являются на самом деле.

Чем вызван внутренний конфликт: чувства против разума

Мы не имеем возможности заглянуть внутрь человека, в его душу. В противном случае нам открылась бы удивительная и страшная картина вечного внутреннего конфликта, который происходит между восприятием мира на чувственном уровне и логическим ходом мыслей. Постоянная оценка происходящего вокруг вновь и вновь запускает процесс, целью которого является анализ и принятие решений по отношению к той или иной ситуации. И всё это взвешивается на двух чашах: с эмоциональной точки зрения и точки зрения холодного сухого расчёта.

Плюсы и минусы крайних положений

Некоторые индивидуумы в процессе принятия решений руководствуются только холодным расчётам и логически выверенным конструкциям, которые почти с математической точностью подсказывают им верные решения. С точки зрения нормальной последовательности. Другие опираются на мир чувственных эмоциональных ощущений, не обращая внимания на первую же лежащую на поверхности подсказку, они ставят себя на место окружающих и следуют, что называется “велению сердца”.

Первый случай – сух и скучен. Действия таких людей предсказуемы и лишены яркости. Вторые могут излишне поддаться эмоциям и, в прямом смысле, не рассчитать степень их воздействия на окружения.

При этом оба типа людей живут в гармонии с собой и не страдают от тяжелейшего конфликта поставленного во главу данного сочинения.

Золотая середина

Считаю, что обе эти силы для того и существуют в каждом, чтобы уравновешивать друг друга. Тогда, предпринимая какие либо действия, мы будем совершать поступки согласующиеся со здравым смыслом, но скорректированные, в зависимости от того насколько они могут быть болезненными для окружающих, либо напротив прибавят радостного настроения.

Сочинение «Внутренний конфликт: чувства против разума» (Вар 2)

Человек по своей натуре является очень сложным существом. Его поступки бывают очень трудно предугадать. Рассудок, как правило, пытается найти наилучший вариант для разрешения той или иной ситуации. Но все же, зачастую, в процессе принятия решения вступают и наши чувства. Собственно говоря, в связи с этим и происходит внутренний конфликт чувства и разума.

Что такое внутренняя борьба?

Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал внутреннюю борьбу. Обычно чувства, живущие в нашем сердце, заставляют нас совершать неразумные или рискованные действия. А голос рассудка, в свою очередь, всеми силами пытается уберечь людей от опасности. Эта борьба – весьма сложный процесс.

Внутренняя борьба

Рассуждая об истинных чувствах, хочется обратиться к произведению Александра Николаевича Островского – «Гроза». Ведь главная героиня пьесы переживала тот самый конфликт между чувством и разумом. Она понимает, что должна быть верна своему супругу, но все же сердцем Катерина принадлежит своему возлюбленному Борису. Девушка была олицетворением светлой и чистой личности. По сути, она является лучиком света в темном царстве Кабановых. Такое же лучик главная героиня видит и в Борисе. Собственно говоря, именно на этой почве у девушки и возникает противоречие между чувствами и разумом.

Все же Катерина не оставляла попыток смириться с тем, что проживет жизнь с человеком, к которому ничего не испытывает. Она пыталась смириться с тем, что будет жить в доме, к которому не лежит душа. Это был голос разума. Он пытался убедить девушку в том, что брак по расчету – это правильный выбор. Катерина верила, что члены новой семьи будут к ней благосклонны, но этого так и не произошло. Девушка желала тепла и любви.

Сделанный выбор

Главной героине часто снилось то, чего она так опасалась наяву и она пыталась побороть свои сны. Тем не менее человеческая природа одержала победу над заскорузлыми порядками. В какой-то момент главная героиня начинает чувствовать себя женщиной. В ней возникает непреодолимое желание любить и, конечно же, быть любимой. При всем при этом Катерину постоянно терзают сомнения. Она испытывает чувство страха, понимает что может совершить ошибку и это гложет ее. До невозможности сложная борьба, которую переживает девушка, приводит к печальному итогу. Подчинившись голосу сердца, девушка начинает думать что ей нет прощения. Эти мысли подтолкнули ее на самоубийство.

Наверно, многим, хотя бы раз, но все же приходилось переживать внутренний конфликт. Рассудок таким образом пытается защитить людей от неприятностей. Я считаю, что к своему сердцу всегда стоит прислушиваться. Но перед принятием окончательного решения нужно взвешивать все за и против. Но прежде чем принять какое – либо решение, необходимо чтобы разум и чувство достигли компромисса.

Другие сочинения

Да нет конфликта между разумом и чувствами.

Конфликт - между противоположными желаниями. Например, хочу познакомиться с девушкой - и хочу избежать стыда(она и отказать может).

О потребностях нам сигнализируют чувства.

В нашем примере - чувство эротического возбуждения и чувство страха.

Если я плохо опознаю СМЕСЬ своих чувств и желаний (и не понимаю. что это ВСЕГДА смесь!), то я буду ДУМАТЬ, будто у меня ОДНО желание (потребность) - познакомиться.

Но при движении к девушке мои чувства мне ясно просемафорят, что ненене, ты чо! - желание (потребность) избежать стыда есть, и ого-го какое!

И тогда кажется, что это спор рассудка и чувства.

Нет. Это конфликт двух потребностей, одна из которых была плохо осознана.

Здесь все четко делится на то, что врожденное и то, что приобретено нами как объектом в процессе воспитания. Почему кошки любят, чтобы их гладили, разве не от того, что в памяти у них осталось общение с мамой-кошкой, которая мыла их языком и окружала их теплом? Вот ребенок гоняется за голубями, дергает за хвост кошку, дергает старшую сестру за волосы и пр. Здесь два объяснения ситуации и два развития событий. Либо окружающие (по рассуждению: "он еще мал, ничего не понимает"; или мне так удобно - "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало и не отвлекала от общения со знакомыми и гостями") не останавливают, не пресекают занятия ребенка, либо пресекают. Если попустительствуют и поощряют, ребенок воспринимает, что гонять и делать больно другому ассоциируется с общим весельем и хорошим ко мне отношением, и собственными положительными эмоциями объекта воспитания. Вот ребенок ушибся, и субъект воспитания (старшие сестренка, брат или родитель), как ему кажется, занимаясь более важным делом, колотит "виновника" падения и ушиба, чтобы успокоить страдающего от ушиба. Нет времени осознать - важнее ведь успокоить и отвлечь от боли - другие последствия такого воспитательного воздействия: ребенок на всю жизнь запоминает (программируется), что нужно ударить кого-либо, чтобы тебе самому стало легче. В том числе и либидо формируется в основном в процессе воспитания личности.

Что бы ни происходило с человеком, в человеке происходит сличение и сравнение того, что наблюдается и анализируется в действительности с тем мыслительным образом, основанном на ассоциативности мышления, образом, который сформировался в процессе воспитания.

К примеру, нелюбовь к математике может сформироваться, хотя человек об этом давно "забыл", когда мать или отец сказали 3-4 летнему ребенку, когда он их застал за бухгалтерским подсчетом, что, мол, сына (доця) не лезь, это так утомительно, я тут устал/устала. Дали, к примеру, счеты, чтобы чадо не отвлекало, и ребенок поехал кататься на больших счетах с костяшками. Сам наблюдал такой эпизод у знакомых.

Я вижу это несколько иначе, чем Евгений (при всём моём к нему уважении). Конфликт разума и чувств - это противостояние двух первичных начал, двух составляющих дуальной вселенной - света и тьмы, неба и земли, духовности и материи - где первое соответствует разуму, а второе чувствам. Рассмотрим на примере той же девушки, но добавим для наглядности тот момент, что мы уже состоим в браке, и имеем детей. Разум в этой ситуации утверждает, что близкое общение с прекрасной девушкой - пагубный и разрушительный шаг, который, принеся краткое удовольствие, обернётся длительными проблемами. Разум может подсказать, что подобное поведение деструктивно сказывается не только на моих личных отношениях и благополучии, но и на обществе в целом. Так как общество, где процветают измены и разврат, куда менее устойчиво и жизнеспособно. Всё это очень веские доводы, чтобы пресечь на корню всякое возможное общение с посторонними девушками. Для разума.

А для чувств нет. Над чувствами властвуют инстинкты - наша природная составляющая, то, что есть в нас общего с любым лесным зверем. Руководствуясь лишь инстинктами человечество достигло бы ровным счётом ничего. Люди бы, подобно животным, лишь потребляли бы пищу, совокуплялись, дрались друг с другом, и пытались бы выжить. Развитие человечества в целом, и человека в частности начинается там, где разум берёт верх над инстинктом, над чувством, превращая его из хозяина в слугу. Общество, где царит разум, развивается. Общество, где царят чувства, деградирует. Это не значит, что развитие подразумевает сухость и бесчувственность, так как полностью отвергать то, что мы чувствуем, нашу звериную природу, тоже не разумно. Она есть, и будет вне зависимости от наших желаний. Разумно понять это, принять, и не позволять ей брать верх.

В общем, выходит так, что конфликт между разумом и чувствами - это конфликт между развитием и деградацией. Разумный превозмогает себя, и делает - учится, работает, творит, тогда как звериная природа требует чего-то иного. Разум говорит нам, что выгодно сдержать свой гнев, и сохранить хорошие отношения, тогда как чувства требуют уничтожать, и бросать слова, за которые потом будет стыдно. Разум говорит, что всему своё время, всё придёт, если не оставлять усилий, чувства требуют всего и сразу, и объявляют бесполезным то занятие, которое не даёт немедленных результатов.

Противостояние, возникающее между разумом и чувствами, всегда порождает дисгармонию в человеке. Ведь победу всегда одерживает либо рациональное, либо чувственное начало. Это начало полностью порабощает человека.

Хотя, стоит вспомнить многих героев в русской литературе, и станет ясно, что в них побеждали чувства. Персонажи, несмотря на душевные травмы и терзания, склоняются к проявлению чувства.

Разумное начало в герое произведения, если и превозобладает, то остается стабильным и негибким. Это выбивает персонажа из общей плеяды героев. Можно вспомнить Чацкого. Читателю ясно, что он любит Софью, но разум этого героя настолько превозобладает над чувствами, что приводит к нежелательным последствиям. Чацкий стал врагом в окружении Павла Афанасьевича, отца возлюбленной. А вот героев, у которых можно увидеть полную доминанту разума, в литературе мы не найдем.

Героев с ярким выражением чувственной стороны гораздо больше, их истории более яркие и душераздирающие. Ярчайшим примером выступает Анна каренина из известного романа Л. Н. Толстого. Судьба ее трагична, трагедия эта

связана с бушевавшими в ее сердце чувствами. У нее был выбор – остаться верной нелюбимому мужу или открыть свое сердце безумной любви. Она отринула разум и выбрала второе. Но разумное начало постоянно заставляло ее испытывать муки совести. Она потеряла жизненный ориентир, что затмило ее рассудок. Это привело к трагической развязке – главная героиня бросилась под поезд, чтобы избежать позора.

Такой диссонанс между чувственным и разумным началом может случиться в любое время. При выборе супруга, дела жизни или даже увлечения для свободного времени. Такой конфликт всегда подразумевает выбор.

Чувства – это нечто манящее, воодушевляющее. Их мы всегда подсознательно жаждем, верим в их великую силу и хотим испытать на себе. Разум же представляет собой стабильность и уверенность. Каждый выбирает свое и никто не даст ответ на вопрос, какой выбор будет верным. Идти проторенным путем, зная и просчитывая все шаги наперед, или следовать за мечтой, не зная к чему это приведет… Никто за нас не сделает этот выбор.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Жизнь часто заставляет человека делать сложный, но необходимый выбор между чувствами и разумом. Каждый час и день своего существования человеку приходится решать, что для него...
  2. Чувства и разум всегда противоборствовали друг с другом. Тема этого противостояния популярна как в классической, так и в современной литературе. И неспроста: победа одного над...
  3. Часто люди, когда испытывают сильные чувства, буквально теряют голову. Их разум отступает на второй план, а их поведением руководят только эмоции. Всегда ли так происходит?...

аргументы к сочинению

Итоговые сочинения по теме "Разум и чувства" на нашем сайте:

- Согласны ли вы с высказыванием М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»?

- Согласны ли вы с высказыванием Фирдоуси «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла»?

_____________________________________________________________________________________________

Проблеме разума и чувства посвящено огромное количество литературных произведений.
главные герои принадлежат к двум враждующим кланам – Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться.
чувства главной героини берут верх над её разумом. Влюбившись в молодого дворянина Эраста и доверившись ему, Лиза забывает о девичей чести. Карамзин пишет об этом факте с горечью и упрекает героиню, хотя ему всем сердцем жаль добрую, искреннюю девушку. Но и Эраста Карамзин обвиняет в безрассудстве, он прямо говорит, что разум (тем более у мужчины!) должен руководить эмоциями. Так, в ответ на мысли молодого человека о том, что он не употребит во зло доверие девушки и всегда останется ей только братом, автор восклицает:

И действительно, чувства девушки, были обмануты: Эраст, проигравшись в карты, чтобы как-то поправить своё материальное положение, женится на богатой вдове, а Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись в озере.
В трагическом разладе разум и чувства главного героя

Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву, но не находит в девушке ответных чувств. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить.

восклицает Чацкий. Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, видит, каковы его истинные цели. А это - продвижение по карьерной лестнице и материальное благополучие. Ради этого Молчалин не гнушается ни лицемерием, ни выслуживанием перед вышестоящими, ни подлостью. Именно такой подлостью с его стороны становятся ухаживания за дочерью начальника. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Но реальность оказалась суровее мечты. И вот Чацкий, при всём своём уме, хорошо разбираясь в людях, понимая, что Фамусов и его гости не поймут и не разделят ни его идей, ни мнений, ни поступков, не сдерживается и высказывается перед ними, так сказать, «мечет бисер перед свиньями». Разум героя не может сдержать переполняющие его эмоции. Всё поведение Чацкого так странно «фамусовскому обществу», что оно с облегчением принимает весть о сумасшествии героя.
мы так же наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь и получает Машу в законные жёны.
В другом произведении

теме разума и чувства так же отведено немаловажное место. После семи лет разлуки Евгений, увидев преображённую Татьяну, влюбляется в неё. И хотя герой знает, что она замужем, он ничего не в силах поделать с собой. Онегин осознаёт, что много лет назад не смог до конца разглядеть в юной Тане всю силу её характера и внутреннюю красоту. Теперь же чувства любви к героине заслоняют в Евгении все разумные доказательства, он жаждет взаимных признаний. Но в Татьяне голос разума, говорящий о долге и чести замужней женщины, берёт верх над эмоциями. В отличие от Онегина она находит в себе силы противостоять нахлынувшим и чувствам и признается:

так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у него разум всегда оказывается выше эмоций. Так, мы видим, как герой боролся с сочувствием к княжне Мэри и сам себе признавался, что ещё минута и он был готов упасть к её ногам и просить стать его женой. Но… Печорин не поддаётся порыву, он знает, что не предназначен для семейной жизни и не хочет делать девушку несчастной. Ту же борьбу мы видим и тогда, когда Печорин, прочитав прощальное письмо Веры, кидается в погоню за ней. Но и здесь холодный разум остужает пыл героя, и, как больно ему ни было, он оставляет мысль о воссоединении с Верой.
младший сын Тараса, Андрий, влюбившись в польскую панночку, предаёт козаков и идёт воевать против них. Он говорит возлюбленной:

Разум Андрия не долго сопротивлялся чувствам: все его мысли о чести, о долге, о родных – были сожжены пожаром любви, даже умирает он с именем возлюбленной.
У другого героя

разум всегда берёт верх над эмоциями. Даже встретив на станции таинственную молодую незнакомку (и здесь Гоголь упоминает о двадцатилетнем юноше, который бы забыл всё на свете при виде такого юного и прелестного создания), Чичиков не поддаётся романтическим мыслям. Напротив, рассуждения его вполне практического характера (как говорит о нём Гоголь, он человек осмотрительно-охлаждённого характера): герой размышляет о том, кто может быть отец девушки и каковы его доходы, и что если дать за девушкой тысяч двести приданого, то из неё выйдет очень «лакомый кусочек».
чувства нередко берут верх над разумом. Она естественна, искренна, ничего не делает нарочно, пытаясь найти собственную выгоду в том или ином деле. Да, она «героиня сердца», но именно такой, по мнению Толстого, и должна быть настоящая женщина, именно за это он её любит, а вслед за ним и мы. В этом она противоположна и своей матери, и Соне, и маленькой княгине, и Элен Курагиной. Мы прощаем ей то, что она предаёт Андрея Болконского, вскружённая ухаживаниями Анатоля Курагина. Ведь мы видим, как искренне она потом раскаивается, осознавая, что это был порыв, минутное увлечение. Но именно этот случай меняет Наташу, заставляет её задуматься о вечных ценностях. В другой раз героиня без раздумий заставляет мать отдать раненым солдатам телеги, на которых должны были вывозиться вещи из их дома в Москве, ожидающей вторжения Наполеона. В этой «неразумности» героини и кроется, по Толстому, главный смысл её существа – доброго, сострадательного, любящего.
Дмитрий Гуров, мужчина средних лет, женатый, отдыхая в Ялте знакомится с молодой женщиной Анной Сергеевной, в которую неожиданно для себя влюбляется. Влюбляется впервые в жизни! Он обескуражен этим, но это чувство меняет героя. Он вдруг начинает замечать, как пошла и мелка жизнь вокруг него, как мелочны и эгоистичны люди. Внешняя жизнь Гурова (семья, работа в банке, обеды с друзьями в ресторанах, игра в карты в клубе) оказывается ненастоящей, а настоящая жизнь – это тайные встречи с Анной Сергеевной в гостинице, их любовь. Эти две жизни очень сложно примирить, но герои пока не в силах найти разумного решения проблемы, хотя им кажется, что оно вот-вот придёт и начнётся новое, прекрасное время.
Сердце главного героя

так же в разладе с его умом. Он любит двух женщин – свою законную жену Тоню и Ларису Антипову. Любит по-разному, но в равной степени сильно. Своё состояние он переживает как огромную трагедию: разрываясь между двумя семьями, герой никак не может найти решения, пока сама судьба не разводит его с женой Тоней.

Чувства и разум играют огромную роль в жизни каждого из нас. События, происхо­дящие в жизни человека, вызывают часто сильные эмоции и глубокие переживания, и именно они нередко являются мотивом, побудителем к действиям и неожиданным по­ступкам. Разум же представляет собой здравый смысл, холодный расчёт, необходимый для достижения максимально выгодного и практически полезного результата. Разум дан нам для того, чтобы контролировать свои чувства. Чувства же - неконтролируе­мые эмоции, которые могут выбить человека из привычного ритма жизни, нарушить его планы и направить их в другую сторону. Часто именно конфликт между чувства­ми и разумом не даёт человеку продолжить свою жизнь спокойно, заставляя выбирать один из путей: чувства и разум побуждают к разным, противоположным действиям.

Данная проблема поднимается в пьесе Островского «Гроза». Главная героиня ока­залась в совершенно неожиданных для себя обстоятельствах: после замужества её жизнь стала скучной, она испытывала бесконечные унижения от Кабанихи, матери мужа. Новая семья, новые правила сбивали с толку глубоко религиозную, искрен­нюю Катерину, больше всего она страдала в доме мужа от деспотизма свекрови, от ощущения несвободы. Тихон, её муж, был в полном подчинении у матери, находил утешение в своих деловых поездках, где позволял себе многое. Зародившаяся любовь к Борису привела к глубокому конфликту в душе Катерины между чувством и раз­умом. Будучи верующим человеком, она понимала, насколько греховно её чувство, но совладать с ним не смогла. Начав встречаться с Борисом, она внутренне была по- прежнему неспокойна, мучилась совестью, ожидая небесной кары. И тут тоже чув­ства взяли верх над разумом: Катерина прилюдно признаётся в своём грехе и, ко­нечно, подвергается унижениям и ещё большим притеснениям в семье мужа. Борис уезжает по распоряжению Дикого в Сибирь, отказываясь взять с собой Катерину. А она бросается в Волгу, потому что не могла больше оставаться в доме мужа, где жить стало совсем невыносимо.

Гибелью закончилась и жизнь Андрия, одного из героев повести Н.В. Гоголя «Та­рас Бульба». Конфликт возник в его душе между разумом и чувством тоже из-за любви. Он влюбился в польку, представительницу враждебного ему народа. Андрий понимал, что долг перед Отчизной не может ему позволить быть рядом с возлюблен­ной. Однако чувства к девушке оказались сильнее любви к Родине, к семье, отцу. Любовь привела Андрия к предательству и к смерти от руки отца.

Любовь, приводящая к конфликту между чувством и разумом, описана и в рас­сказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи». Главный герой Николай Алексеевич ненадолго остановился в частной гостинице, в хозяйке которой он узнал свою бывшую возлю­бленную Надежду, с которой был близок в молодости, но подло бросил. Она призна­лась ему, что до сих пор любит его так же, как раньше. И Николай осознал, что тот период жизни, когда они любили друг друга, был самым счастливым в его жизни, что за поступок свой - бросил Надежду - он расплатился судьбой: ушла любимая жена, а сын вырос не таким, каким хотел его видеть Николай Алексеевич. Казалось бы, теперь, спустя столько лет, могли бы сложиться счастливо отношения Николая Алексеевича и Надежды! Но нет. Разум героя отвергает возможную связь, в нём слишком сильны сословные предрассудки. Он не может себе представить, что На­дежда станет хозяйкой его петербургского дома, матерью его детей. Так разум ли­шает Николая Алексеевича возможной счастливой личной жизни.

Таким образом, чаще всего конфликт между чувством и разумом возникает из-за любви и приводит к страданиям человека. Руководствуясь чувствами, человек мо­жет попасть в беду, действуя, опираясь на разум, он лишает себя счастья. Видимо, только и гармоничное равновесие разума и чувства, отсутствие конфликта между ними может способствовать счастливой судьбе.