Как узнать, кто я такой? Кто ты есть на самом деле.

Увлекательный тест «Кто ты на самом деле» сможет выявить ваши скрытые качества. Подробная расшифровка вашего ответа укажет на то, сколько в вас заложено мужских, а сколько женских качеств и не ошиблась ли природа.

Как проходить тест «Какой ты человек на самом деле»

Для выполнения задания выделите 7 минут свободного времени, и ответьте на 15 простых вопросов. Старайтесь быть максимально честным, так вы получите более точный результат. Не стоит слишком долго думать или подбирать ответы, говорите вариант, который вам первым пришел в голову.

Если вам понятно, как проходить тест «Какой ты человек на самом деле», приступайте к его выполнению.

Вопросы теста «Кто ты на самом деле»

Ответьте на них только да, нет или не знаю.

1. Я быстро принимаю важные решения.
2. Я рассчитываю в трудную минуту на помощь близких людей.
3. Мне нравится быть душой компании.
4. Я часто сочувствую людям.
5. Я всегда могу за себя постоять.
6. Меня беспокоит, как я выгляжу.
7. Я умею приспособиться к любым внешним обстоятельствам.
8. Я люблю обсудить знакомых или произошедшие события.
9. На мое мнение сложно повлиять.
10. У меня под рукой всегда есть зеркало, и я в него частенько смотрюсь.
11. Стараюсь всегда отомстить обидчику.
12. Не могу промолчать, если вижу несправедливость.
13. Считаю, что нужно меньше хвастаться своими успехами, чтобы не сглазить.
14. Я романтик.
15. Характером я весь в своего отца.

Чтобы с полным правом произнести «я», нужно понять и принять прошлое своей семьи, осознанно занять в ней свое место. Жизненные ситуации, которые мы принимаем или отвергаем, становятся кирпичиками, составляющими нас самих. И чтобы стать собой, нужно осознанно выбрать то, что мы чувствуем в себе как хорошее, и избавиться от того, что мучает нас.

Отличайте себя от своей социальной роли

Мы можем воспринимать себя в основном как профессионала или, скажем, мать семейства, словно заперев себя в одном-единственном образе. Но в течение дня человек может быть работником и другом, родителем и супругом, грустить и сердиться, любить и оставаться равнодушным.

Эти состояния приходится постоянно согласовывать друг с другом. Ошибаются те, кто думает: «Я стал собой и теперь останусь таким навсегда».

Продолжайте развиваться

«Я таков и ничего с собой поделать не могу», «У меня такой характер» - кто из нас не слышал подобных фраз? Порой мы начинаем верить в то, что мы сформировались окончательно, что все свойства нашей личности и особенности характера неизменны.

Но встав на такую позицию, человек ограничивает себя, он не позволяет себе двигаться вперед, развиваться, а потому отгораживается от самого себя. Путь к себе - постоянное развитие и изменение.

Будьте подлинным в общении

Некоторым кажется, что быть собой означает рассказывать о себе буквально все и откровенно говорить другим то, что о них думаешь. На самом деле наша задача - найти соответствие между собственными мыслями, чувствами и тем, что мы высказываем другому человеку.

Если, общаясь, я понимаю, что для меня значимо, предполагаю, что важно собеседнику, учитываю место и время общения, я смогу высказать свои мысли и чувства, не нарушая границ другого.

Признавайте негативные чувства

Вытесненные воспоминания, душевные травмы, безотчетные желания мешают нам быть искренними. Мы не признаемся в них себе, потому что бессознательно боимся их разрушительной силы. Но если мы работаем с ними, изучая себя, то начинаем и с другими общаться иначе.

Это обогащает и упрощает нашу жизнь: дает возможность ярче переживать чувства, свободнее говорить о себе и своих желаниях, и в то же время снимает с нас тяжкую необходимость притворяться или приукрашивать себя.

Определите границы своих возможностей

Осознавая, что мы чего-то не умеем, не хотим или не успеваем сделать, мы испытываем сильные и не всегда приятные эмоции, но в результате начинаем намного лучше понимать себя.

Узнать, являемся ли мы в данный момент сами собой, помогает нам «другой-в-нас-самих» - речь о том внутреннем ощущении себя, благодаря которому мы способны заметить и соотнести друг с другом наши чувства, мысли и поступки.

Этот другой не надсмотрщик и не оценивающий интеллектуал. Скорее его можно сравнить с неким ангелом, который заботливо обращает нас к самим себе.

Вслед за техническим и научным прогрессом в жизнь людей приходит все больше беспокойств и человек окончательно теряет все жизненные ориентиры. Границы индивидуальности стираются, общество с прогрессивной экономикой диктует человеку, кем он должен быть, личность превращается в потребителя, в машину для получения удовольствий. Как же во всем этом безумном калейдоскопе декораций можно найти себя?


Остановиться и услышать себя

Зачастую мы ищем счастья во внешних проявлениях этого мира и меняемся в соответствии с конъюнктурой рынка. Сегодня я актер, а завтра - предприниматель. В моду входят семейные ценности, значит мой новый проект – семья. Медитация и йога стали мейнстримом, и вот я уже покоряю вершины Гималаев и осваиваю разные асаны. Но где же во всем этом я? Как найти себя и перестать быть продуктом маркетинга? Как понять, чего же хочу я, какова моя природа и предназначение?

Первый шаг на пути к самому себе – постараться прислушаться к своему сердцу, уловить состояние внутренней тишины и безмолвия. Для этого необязательно ехать в Гималаи и уходить в пещеры. Нужно просто постараться замедлить свой ход в бесконечном потоке времени, меньше реагировать на внешние раздражители, почувствовать настоящий момент. Это и есть медитация. Внутри себя мы можем найти ответы на все свои вопросы. Время нещадно приближает нас к смерти, в суете жизни мы забываем о главной цели своего существования. В конце концов, умираем, так и не познав смысла бытия.

Кто я такой и почему я страдаю?

Первый вопрос, который должен задать себе человек: «Кто я такой и почему я страдаю?» Это отправная точка. Без понимания природы своего «Я» все остальное теряет всякий смысл. Ведь не зная того, кем я являюсь, я не пойму, куда мне идти. Получится как в мудрой пословице: «Паруснику, движущемуся без всякой цели, никакой ветер не будет попутным».

В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 20.102), которая является одним из главных трудов гаудия-вайшнавской традиции, Санатана Госвами спрашивает Господа Чайтанью:

‘ке āми’, ‘кене āмāйа джāре тāпа-трайа’
ихā нāхи джāни - ‘кемане хита хайа’

«Кто я? И почему меня преследуют тройственные страдания? Не зная этого, как я смогу обрести благо?»

Что же это за тройственные страдания?

  1. Страдания, источником которых являемся мы сами - наше тело и ум (на санскрите адхьятмика).
  2. Страдания, которые причиняют нам другие живые существа (адхибхаутика).
  3. Беспокойства, которые приносят нам стихийные бедствия и катаклизмы, находящиеся во власти полубогов, деват (адхидайвика).

В ответ он услышал такие слова:

В комментарии к этому стиху раскрывается смысл данного утверждения:

«Ты чистое живое существо. Ты не являешься ни грубым материальным телом, ни тонким телом, состоящим из ума и интеллекта. В действительности ты вечная душа, неотъемлемая частица Высшей Души, Кришны. Поэтому ты Его вечный слуга. Ты принадлежишь к пограничной энергии Кришны.

Существует два мира: духовный и материальный, и ты находишься между двумя энергиями: духовной и материальной. Ты связан отношениями как с духовным миром, так и с материальным и потому относишься к пограничной энергии. С Кришной тебя связывают отношения одновременного тождества и различия. Поскольку ты вечный дух, ты обладаешь такими же качествами, как Верховная Личность Бога, но, будучи ничтожно малой искрой духа, ты вместе с тем отличаешься от Высшей Души. Поэтому твоя природа - одновременное тождество с Высшей Душой и отличие от Нее. Это можно пояснить на примере солнца и солнечных лучей или на примере огня и вылетающих из него искр».

Ошибка в первом действии

Человек ошибочно отождествляет себя с материальным телом и умом. Мы можем видеть, как весь мир работает в угоду телу. Вся деятельность человека, будь то наука или искусство, в конечном итоге сводится к поиску удовольствий. Промышленные и информационные технологии существуют только для того, чтобы все более рационально с материальной точки зрения использовать ресурсы Земли для своего собственного наслаждения.

Эта фундаментальная ошибка приводит человека в тупик. За научным прогрессом следует регресс личности. Рушится вся система ценностей и координат цивилизованного общества. Девизом сегодняшней жизни становится слоган: «Потребляй и властвуй». Вирус эксплуатации проникает во все сферы нашей жизни, в том числе, к сожалению, и религиозную. Религия также должна, по мнению большинства людей, удовлетворять потребности человека, хотя ее истинный смысл – освободить человека от гнета последствий его деятельности и направить его на путь служения Богу.

Если с точки зрения разума проанализировать к чему нас привела коммунистическая и постиндустриальная идеология, а также любые другие материальные «концепции счастья», мы увидим, что люди не стали счастливее, скорее наоборот, уровень эмоционального комфорта все больше приближается к нулю.

Вся проблема в том, что живое существо отвернулось от Бога. Весь этот материальный мир создан Господом лишь для того, чтобы мы могли почувствовать себя независимыми от Него и, в конце концов, наигравшись, разочаровались в своих жалких попытках играть роль Творца и вернулись к Нему, в духовный мир. Эта независимость иллюзорна. На самом деле, все мы зависим от Бога абсолютно во всем, даже в пищеварительном процессе, что уже говорить о других аспектах нашей жизни!

Но люди привыкли думать, что каждый из них является Богом. В правительстве, на работе, у себя дома, в конце концов. Таким образом, человек все больше запутывается в хитросплетениях кармы и его сознание деградирует. Так живое существо бесконечно пребывает в колесе рождений и смертей. Оно вынуждено будет рождаться и умирать снова и снова до тех пор, пока не познает свою истинную природу.

Я дух от духа, а не плоть от плоти

Наверное, вы уже много раз слышали о том, что вы не тело, но что же дальше? Пока человек не осознает, что он не тело, а частица духа, существующая вечно и навеки связанная с Богом узами любви, он будет страдать.

Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (2.20):

на джайате мрийате ва кадачин
найам бхутва бхавита ва на бхуйах
аджо нитйах шашвато "йам пурано
на ханйате ханйамане шарире

Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.

Каждый из нас, так или иначе, имел опыт этой вечности бытия, спокойствия и умиротворения. Мы не можем представить себе, что с наступлением смерти нас не станет. Наше тело меняется, но мы сами остаемся неизменны.

Для того чтобы понять это, человеку необходимо общаться с осознавшей себя душой, с тем, кто уже живет по этим принципам. Тогда постепенно его сознание будет очищаться и его жизнь приобретет иное качество, он поймет, что значит жить как душа. Правильное общение зарождает в сердце настоящую веру, а вера дает решимость идти по духовному пути. Но это только начало.

Победа и поражение – понятия относительные

Интересный парадокс: терпя фиаско, будь то крах карьеры или внезапно настигнувшая болезнь, мы испытываем боль, впадаем в глубокую депрессию. У нас сразу происходит стихийная переоценка ценностей. Но все, что с материальной точки зрения мы считаем поражением, на самом деле является для нас новой ступенью на духовном пути.

Итак, любой кризис оборачивается для нас духовным благом, если мы научились правильно принимать уроки, данные нам свыше.

Процесс познания себя невероятно увлекателен и он стоит любых наших усилий. Счастье, которое мы обретем, открыв свою истинную природу, несравнимо ни с какими материальными богатствами, ведь самое главное богатство – это знание о себе и своих взаимоотношениях с Богом, которое в конечном итоге должно перерасти в любовь к Нему. Познав себя, мы обретем свободу и гармонию в сердце, которые будут распространяться на весь окружающий мир. А делать счастливыми других – это и есть преданное служение Богу.

Но мы должны помнить о том, что Господь дает нам свободу выбора. Остаться в сетях кармы или выбраться из ее пут – решать нам самим.

Источники:

  1. «Бхагавад-гита как она есть», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
  2. «Шримад-Бхагаватам», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
  3. «Чайтанья-чаритамрита», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Анна Горбунова

Здесь вы не узнаете ответ на вопрос, кто я есть. На вопрос кто я есть можете ответить только вы заглянув во внутрь себя. Но вы узнаете кем вы не являетесь.

Ниже представлена техника, которая поможет вам ответить на ваш вопрос кто я есть, точнее кем вы не являетесь. Почаще к ней возвращайтесь, когда вам кажется, что в вашей жизни не всё в порядке

Техника я «никто»:

Оглянитесь вокруг или просто подумайте обо всем, что вы имеете, снимаете, арендуете и покупаете в рассрочку или кредит, - короче, обо всем своем «имуществе». Если хотите, сделайте подробную опись всего, что у вас есть, а после скажите себе: «Мое имущество - это отнюдь не я» - в том смысле, что «мой дом, мой компьютер, сухарик, который я держу в руке, и далее по списку - все это отнюдь не я».

А теперь подумайте обо всем, к чему вы стремитесь и чего хотите, и скажите себе: «Мои желания и стремления - это отнюдь не я» - в том смысле, что «квартира улучшенной планировки, новый мобильный телефон со встроенным модемом, факсом и видеокамерой, аппетитный шоколадный батончик в броской упаковке - все это отнюдь не я».

Далее представьте себе всех обитателей своего симпатичного мирка, в особенности тех, кто вам реально дорог. Подумайте обо всех этих людях (только это нужно делать абстрактно, чтобы не увязнуть в деталях и не сбиться смысли) и скажите себе: «Все эти люди - это отнюдь не я» - в том смысле, что «Мария - прекрасная женщина, но это отнюдь не я. Саня - отличный парень, но тоже не я. Моя мать - это не я, мой сын-это не я. Никто из всех, кого я знаю, - это отнюдь не я».

Теперь припомните все свои слабости и привычки: еженедельный визит к массажисту или иглоукалывателю, то, как вы бросаете себе под ноги полотенце, чтобы не стоять после душа на холодном полу, сигареты, которые вы курите не в затяжку, и скажите себе:«Все мои слабости и привычки - это отнюдь не я».

Мысленно пробегитесь по всем своим фобиям, неприязням и антипатиям и скажите себе: «Мои фобии, неприязни и антипатии - это отнюдь не я» - в том смысле, что «страх оказаться в одном чулане с трехпалым, ленивцем-это отнюдь не я, моя неприязнь к гаишнику - это отнюдь не я» и так далее.

Наконец подумайте о своем теле со всеми его органами, нервами, внутренними жидкостями, костями, плотью, кровью, энергией, болями, недомоганиями и внешним видом и скажите себе: «Мое тело - это отнюдь не я».

Почувствуйте все, что вы сказали. Ваше имущество, ваши близкие, ваши страхи, привычки и желания - это отнюдь не вы. Даже ваше собственное тело-это тоже не вы. Но кто же тогда вы? А никто. Просто никто, и всё тут.

Насладитесь свободой этого состояния, а после выйдите на улицу-желательно в каком-нибудь шумном, грязном и суетном месте-и побудьте никем, полным никем Когда вы никто, вам абсолютно нечего терять; вы просто скопление атомов, движущихся туда-сюда внутри всего, - дитя Вселенной, и все вокруг принадлежит вам.

Это упражнение учит тому, как все потерять, чтобы все обрести. Если говорить о вложениях, то это - самое выгодное из всех, какие только можно себе вообразить. Практикуйте его, когда история вашей жизни становится слишком запутанной, чтобы течь в благоприятном для вас русле, и вы испытаете чувство великого облегчения и свободы.

Почаще обращайтесь к данной технике, она поможет вам трезвее смотреть на реальность, и отвечать на вопрос, кто я есть или вернее кем мы не являемся, ибо, если мы можем быть никем, то мы тогда можем быть всем.