Как воспитать щенка питбультерьера адекватным и здоровым. Особенности дрессировки питбуля, кормление кашей с мясом Советы кинологов по воспитанию собак питбуля

Американский питбультерьер, более известен как просто питбуль, — это умные, крепкие и невероятно сильные собаки, которых, к сожалению, многие люди воспринимают как неких монстров. В связи с этим порода запрещена в ряде городов и стран мира. Виной тому бойцовское прошлое этой породы вкупе с грозной внешностью, которую с удовольствием тиражируют в источниках СМИ.

Будьте уверены, когда где-то произойдёт на человека, к этой новости с 90%-й вероятностью будут прикреплять фото или рисунок питбуля, даже если на самом деле нападал какой-нибудь пудель.

Владельцы питбулей часто сталкиваются с негативной реакцией прохожих на собаку. Однако враждебно настроенным оказывается человек, который не имел опыта общения с такой породой, чьи представления основываются на предрассудках. К счастью, таких людей всё меньше. Порода набирает популярность. Группы о собаках в социальных сетях ставят питбуля на аву, как одного из лучших представителей подвида.

Давайте всё-таки разберёмся, кто такой питбультерьер, каков он на самом деле.

История породы

Слово «питбуль» в переводе означает «бойцовый бык». Порода произошла от скрещивания бульдогов с терьерами. Раньше бульдоги использовались для забоя быков. Пока хозяин занимался делом, собака повисала на жертве, тем самым отвлекая её. Но мощное парнокопытное отбивалось от пса, и зачастую неуклюжие бульдоги гибли. Тогда возникла идея скрестить эту породу с активными терьерами, в результате чего новый вид мог бы уклоняться от копыт быков. Сказано - сделано, так в Англии XIX века появился первый питбультерьер.

Собака получилось сильной, быстрой, выносливой и вскоре стала использоваться в собачьих боях. В этой роли она выступала весьма эффектно, что привело к росту популярности питбулей. Породу вывозили за границу, и вскоре она была распространена во многих странах.

Общая информация

Внешние признаки питбулей не регламентируются строго. Их вес обычно колеблется от 20 до 30 кг, но есть особи, достигающие 50 кг. Окрас питбуля может быть любым, кроме мерля. Гетерохромия и голубой цвет глаз считаются дефектом. Но у щенков зачастую глаза именно голубые, с возрастом они будут менять оттенок. У питбуля длинные уши. По желанию хозяина их обрезают и ставят. Хвост не купируется. Продолжительность жизни - 10–12 лет.

Часто питбультерьера путают с американским стаффордширским терьером. Эти породы действительно очень похожи. выводились как декоративная ветвь питов. В настоящее время стаффордширский терьер является официально признанной породой, но на их выставках нередко можно встретить питбулей.

Характер

Питбули послушны, внимательны и очень умны . Кинологи любят заниматься с этой породой, поскольку её представители всё схватывают на лету. В любящей семье пит будет весёлым, добрым и нежным . Эти собаки обожают своих хозяев, с удовольствием лезут обниматься к гостям , и если не научить собаку обуздывать свои эмоции и прыгать от радости на людей, они могут и с ног сбить.

Отношение к детям

Обычно питбули хорошо относятся к детям. Но если пит прожил с вами довольно длительное время на правах любимца, появление в доме младенца и ограничение вседозволенности питомца могут стать причиной ревности к хозяину . Чтобы не допустить этого, следует помнить, что собака, как бы сильно вы её ни любили, должна знать своё место в доме. Нельзя кормить питомца со стола, разрешать спать в своей постели и умиляться шалостям. Все нарушения запретов должны жёстко пресекаться, лидером в семье должен быть человек, а не собака.

Не надо думать, что из-за этого питомец будет меньше любить вас. Как раз наоборот, он почувствует сильную руку и будет с удовольствием слушаться своего хозяина.

Только не путайте строгость с жестокостью. Собаку можно шлёпнуть за провинность, но не более того.

Но и детям нужно объяснять, что к любой собаке (большой или маленькой, своей или чужой) нужно относиться с уважением. Нельзя тянуть её за хвост или уши, причинять боль, лезть в миску с едой.

Отношение к другим животным

Американский питбультерьер - это порода, которая предано любит людей, но у неё могут возникнуть сложности при общении с животными . Именно поэтому питу просто необходима социализация. Если он не будет иметь опыта общения с разными собаками и кошками, на улице могут возникнуть проблемы. Например, если он побежит за собакой просто из интереса, а она огрызнётся или укусит, может начаться драка. Это осложнит отношения с незнакомыми животными.

Но даже если питбуль и показывает признаки агрессии к другим животным, он будет при этом отлично ладить с котом или другими собаками, с которыми растёт бок о бок . Хотя оставлять его наедине с маленьким животным в замкнутом пространстве не стоит. Он может нанести вред, заигравшись, сам того не желая.

Воспитание

Любых собак нужно воспитывать, и питбули не являются исключением. Хозяин должен быть строгим и справедливым. Нельзя допускать непослушания. Если вовремя не пресекать нежелательное поведение, получите неуправляемую собаку . Хотя эта порода и не самая большая по весу, но сила у них огромная, поэтому с ранних лет пита надо приучать к ходьбе рядом на провисшем поводке, иначе с возрастом его всё труднее будет удержать. Поэтому лучше брать эту породу людям с опытом содержания животных. Если опыта нет, будьте готовы к регулярным занятиям с кинологом, хотя бы в первое время.

Собаке придётся уделять достаточно времени. Нужны будут активные прогулки и занятия. Большинство считает, что для счастья псу нужны бесконечные физические нагрузки, но это не совсем так. Конечно, животному обязательно нужно разминаться, бегать, активно проводить время. Но не менее важным будет и занимать его умственно.

Частые занятия по послушанию и выполнению команд обеспечат вам довольного и уставшего пса, который не будет выплёскивать энергию путём разгрома квартиры.

Здоровье

Питбули, несмотря на грозный вид, очень чувствительные собаки и могут быть склонны к следующим заболеваниям:

  • аллергия на пыль, растения или какую-либо пищу , проявляющуюся в виде сильного зуда;
  • дисплазия тазобедренного сустава , которую можно заметить по вилянию тазом при ходьбе, так как собаке больно;
  • гипотиреоз (дисфункция щитовидной железы), который приводит к набору веса и выпадению шерсти;
  • болезни сердца , при которых симптомы зачастую отсутствуют либо проявляются незначительно.

Найдите хорошего ветеринара, с которым можно будет консультироваться по вопросам здоровья питомца, а также делать плановые прививки или операции.

Кормление

Лучше всего кормить питбуля 2 раза в день сбалансированным кормом премиум-класса, но можно давать и натуральную пищу. Правда, это довольно затратно по финансам и времени, ведь нужно обеспечить организм собаки достаточным количеством белка и микроэлементов. Хотя натуральную пищу питомец будет есть с куда большим удовольствием, чем сухой корм.

Шерсть питбуля очень короткая, поэтому уход состоит в регулярном купании собаки и редком расчесывании. Питы очень чувствительны к холоду, их нельзя держать на улице на цепи, к тому же, это может испортить характер. Гулять с собакой нужно 2–3 раза в день, причём хотя бы один из выгулов должен продолжаться около часа по времени.

В общественных местах питбуль должен ходить в наморднике и на коротком поводке. Вы, конечно, знаете, что ваш пёс не кусается, но вот прохожие нет. Делайте это, чтобы не нарываться на грубости и обезопасить себя и окружающих от неожиданностей со стороны питомца. Например, если пит захочет подбежать к ребёнку, чтобы поиграть, малыш, скорее всего, испугается незнакомой собаки. Вы же не хотите потом оправдываться перед разгневанными родителями.

За пределами людных мест собаку можно отпустить побегать только при условии, что вы точно уверены, что она вернётся по первому зову. Если такой уверенности нет, купите поводок длиной в 5–6 метров. Так сможет побегать и порезвиться, а вы будете контролировать ситуацию. К тому же этот аксессуар можно использовать для обучения командам «рядом» или «ко мне», ведь в случае непослушания всегда можно будет притянуть собаку к себе и показать, какой реакции на команду вы от неё ждёте.

Тренировки

Судя по мощному телу питбуля, эта собака просто создана для спорта. Мощный, накаченный питбуль с удовольствием будет заниматься аджилити, для которого нужна и сила, и ловкость, и выносливость, но прежде всего - острый ум.

Если вы не собираетесь отдавать собаку в профессиональный спорт, но хотите, чтобы у него всегда были рельефные мышцы, давайте ему соответствующие нагрузки:

  • прогулки не менее полутора часов в день;
  • активные игры с мячом или фрисби;
  • ходьба с покрышкой на крепкой, удобной шлейке;
  • плавание, бег за велосипедом.

Помните, что полноценные тренировки можно начинать только по достижении собакой года, а то и полутора лет. Сначала покажите питбуля ветеринару, чтобы он сказал, какие нагрузки можно давать именно вашей собаке.

Иногда из-за каких-то заболеваний или особенностей животного, ему противопоказаны определённые действия.

Например, питбулю весом более 40 кг (не из-за ожирения, а из-за строения корпуса) из нагрузок нужна только размеренная ходьба на длинные дистанции, километров по 10. Бегать и прыгать тяжеловесам нельзя во избежание проблем с сердцем или лапами.

Вещи, необходимые щенку

Если вы твёрдо решили, что хотите завести красивого питбуля - замечательно! Только нужно подготовиться к его появлению и приобрести следующие вещи:

  • миски для еды и воды, а также корм;
  • подстилку для сна;
  • пелёнки (на них придётся , пока ему нельзя бывать на улице из-за карантина);
  • поводок и ошейник (намордник пока не нужен, ведь малышу ещё предстоит вырасти);
  • резиновые игрушки и косточки для удовлетворения потребности жевать и грызть;
  • клетка.

Последний предмет обычно вызывает ужас у владельцев-новичков. Но не нужно думать, что это издевательство над собакой. На самом деле это защита вашего имущества, но прежде всего, это ваше спокойствие о питомце.

Вещи - дело наживное, но щенок может и бутылочку с ядовитым чистящим средством из шкафа достать и вылакать, и розетку лизнуть. Чтобы этого не случилось, купите клетку.

Как выбрать клетку и приучить к ней щенка

Итак, вы устали каждый раз приходить домой и собираться с духом, прежде чем открыть дверь, так как наверняка знаете, что из ваших шкафов вытянуты все вещи, а ножки столов и стульев безнадёжно обгрызены. Тогда пришло время выбрать клетку и приучить к ней щенка, как к собственному домику, в котором он сможет чувствовать себя уютно и надёжно.

Клетка может стоить от 5 до 25 тысяч. При выборе этого аксессуара нужно обращать внимание на размеры и надёжность прутьев. Хотя последнее не так важно, если правильно провести обучение щенка к клетке. На самом деле, это очень легко сделать, и принцип тут один. Клетка должна ассоциироваться с чем-то приятным. Именно там нужно играть с собакой и давать лакомства.

Приучать к новому домику нужно постепенно. Сначала оставлять там щенка одного на час, потом на два и так далее. Ни в коем случае нельзя отправлять его туда в качестве наказания. В этом случае вы рискуете перепугать всех соседей воем своего питомца, который будет изо всех сил пытаться выбраться из своей темницы. Пусть для малыша это будет тихим мирным местом, где тепло, уютно и много игрушек. Что касается размеров, то чем больше они будут, тем лучше. В длину клетка должна быть не менее метра, чтобы собака могла удобно лежать, а высоту нужно подобрать так, чтобы можно было сидеть в полный рост.

Стоимость щенков питбуля

Стоимость щенков может быть от 15 до 50 тысяч рублей. Ни в коем случае нельзя брать такую породу на птичьих рынках или по объявлению. Вам может достаться агрессивный или злой экземпляр. Нередки случаи мошенничества, когда недоношенного щенка выдают за карликового питбуля.

Лучше всего взять щенка в хорошем проверенном питомнике, дорожащем своей репутацией. Тогда вы можете быть уверены в подлинности документов на щенка и отсутствии у него поведенческих отклонений. Обязательно посмотрите на родителей малыша, обратите внимание на то, как они ведут себя с людьми. Что касается пола питбуля, то тут выбор остаётся на ваше усмотрение. Обычно суки более покладисты и послушны, зато кобели более энергичны и красивы.

Выбирайте малыша на свой вкус, и если вам всё понравилось, можно забирать друга и готовиться к предстоящим радостям. Уделяйте питомцу внимание, играйте и воспитывайте его, и он ответит вам самой искренней преданностью и любовью.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

По характеру американские питбультерьеры очень доверчивы и дружески настроены по отношению к людям . Это можно сказать даже о собаках , которые не были с раннего возраста приучены к людям. Но лучше не рисковать, и с самого раннего возраста не запрещайте вашей собаке играть и общаться с вашими друзьями, соседями, просто прохожими. Попытайтесь сделать так, чтобы люди вызывали у собаки только положительные эмоции. Ходите со своим щенком в такие места, где есть большое скопление народа, приучайте его к присутствию большого количества людей.


У этой породы редко встречается агрессивность по отношению к человеку. Этого добились очень жестоким, но простым способом. До недавнего времени собаку, которая проявляла хоть малейшие признаки агрессивности по отношению к человеку, безжалостно убивали на месте. В результате это привело к противоположной проблеме - собака кидается "целоваться" с каждым прохожим . Однако в стаде всегда может оказаться паршивая овца, и иногда встречаются агрессивные собаки, обычно это те особи, которые появились на свет вне бридинг-программы или испытали на себе жестокое отношение хозяев. Обладание такой собакой накладывает на ее хозяина огромную ответственность.

Есть различные причины возникновения у собак агрессии по отношению к человеку . Иногда это классическая проблема доминирования в стае, и с ней можно справиться в раннем возрасте, если вы сразу установится свое превосходство. В любом случае при первых признаках агрессии вам следует немедленно обратиться за помощью к дрессировщику, имеющему опыт работы именно с этой породой или зоопсихологу.

Американские питбультерьеры проявляют сильную агрессию по отношению к другим собакам . Гораздо сильнее, чем по отношению к человеку. Конечно, это относится не ко всем собакам, но к очень многим. Если вы хотите гулять со своей собакой в парках и других общественных местах, где могут присутствовать другие собаки, не опасаясь проблем, то вам важно очень рано начать социализацию своего щенка. Любую собаку необходимо приучать к ее сородичам, но в случае с питбулем это особенно важно. Конечно, даже ранняя социализация щенка не дает вам полной гарантии, что он будет всегда дружелюбно относиться к другим собакам, но если ее объединить с курсом послушания, то это достаточно эффективный способ противостоять развитию агрессивности. Никогда не бывает слишком рано для того, чтобы начать социализировать щенка. Познакомьтесь с другими владельцами маленьких щенков и неагрессивных взрослых собак (желательно стерилизованных) и ходите вместе на регулярные прогулки. Желательно, чтобы они были ежедневными. Как и люди, собаки социальные существа. Больше всего им нравится общаться с себе подобными. Играя со своими сородичами, собака учится правильно себя вести, так как не все навыки поведения закладываются до рождения.


Во время общения вашего щенка с другими собаками, вы должны постоянно контролировать ситуацию. Играя, собаки имитируют два основных действия - борьбу и погоню за добычей. Хозяевам-новичкам эти игры могут показаться более опасными, чем они есть на самом деле. Собаки сильно лают, рычат, кидаются друг на друга, даже слегка кусают, и все-таки это всего лишь игра, и ни одна из них не чувствует угрозу. Если вы видите, что собаки по очереди гоняются друг за другом и то одна из них падает перед другой, то вторая, то все в порядке, и обе они принимают правила игры. Питбультерьеры отличаются тем, что обычно играют слишком грубо, пугая своих товарищей и вынуждая их защищаться на полном серьезе. Подбирайте для своего щенка в качестве товарищей для игр более крупных и спокойных собак. Если вы видите, что ваш щенок проявляет агрессивность, покажите ему свое неодобрение, пожурите и на время отстраните от игры. Помните, что 2-3-месячный щенок это не монстр, и он не может причинить серьезные раны своим товарищам. В период между восемью и шестнадцатью неделями нужно наиболее интенсивно социализировать щенка. Если вы ждете, пока ему не исполнится 6 месяцев и только тогда собираетесь начать знакомить с другими собаками, то это будет уже слишком поздно, и у вас окажется собака, с которой будет невозможно появиться в общественном месте.

Во время процесса социализации другие собаки не должны подвергаться опасности. Вы должны всегда помнить, что даже очень дружелюбная собака в определенном возрасте, (обычно между полутора и тремя годами) может начать агрессивно относится к своим сородичам. Покупая американского питбультерьера вы должны осознавать, что существует возможность, что вашу собаку придется изолировать от других, независимо от того, насколько старательно вы будете ее социализировать. Это один из потенциальных минусов в обладании такой собакой.

Курс послушания, как и социализацию, щенок американского питбультерьера должен пройти в раннем возрасте. Важно, чтобы собака этой породы полностью подчинялась голосовым командам хозяина. Вопреки распространенному заблуждению такое обучение не сломит дух питбуля.

Собаки - стайные животные с иерархическими отношениями внутри сообщества . Их психологическое благополучие зависит от осознания своего статуса в стае. Этот стайный менталитет позволил приручить собак, которые расценивают человека как лидера своей стаи. Необученная собака, которой позволяется делать все, что ей хочется, будет постоянно находиться в нервном напряжении от этой свободы и незнания того, кто является лидером в стае. Главным образом именно по этой причине, а не из-за чувства голода, одинокие волки и потерявшиеся собаки так опасны. Они не знают, что делать со своей абсолютной свободой. В этом смысле американский питбультерьер не отличается ни от какой другой породы.


Еще один вредный миф о питбулях гласит, что им нужна не такая дрессировка, как собакам всех остальных пород: "Единственный способ заставить этих собак уважать вас, это выбить из них всю дурь". На самом деле американские питбули очень стремятся понравиться и очень чувствуют настроение владельца, так что резкое обращение приведет к обратному результату. Питбули на самом деле очень любят, когда их хвалят и ласкают, и главным образом именно эти действия побуждают их выполнять все ваши команды и делать это с большим желанием, так же, как и собаки любой другой породы.

Когда вы найдете курсы послушания, где будет обучаться ваша собака, вам нужно будет принять решение о том, какой использовать ошейник. Американский питбультерьер относится к самым не чувствительным к боли породам. Так что обыкновенный скользящий ошейник может оказаться недостаточным средством остановить собаку, если ей придет в голову погнаться за кошкой. Также такой ошейник может повредить трахею собаки. В этом случае, вам лучше использовать строгий ошейник с шипами. Он скорее заставит собаку обратить на вас внимание и не повредит собаке горло.

Когда собака социализирована и обучена должным образом, нет предела тому, чем вы можете заниматься с ней. Американские питбультереры чрезвычайно выносливые и физически активные собаки. Они прекрасно проявляют себя в соревнованиях по аджилити, трекингу, фрисби. Многие превосходно показывают себя в игре, имитирующей охоту на крупную добычу. Будучи созданными для длительной деятельности высокой интенсивности, они могут неутомимо бежать в течение нескольких часов и таким образом являются незаменимыми компаньонами в пешем и велосипедном туризме. Многие умеют здорово прыгать, а некоторые - даже залезать на деревья. Один из видов спорта, специально предназначенных для американских питбультерьеров это вейтпулинг - состязания по перетаскиванию тяжестей накатом.

Американские пит-бультерьеры не только любят большие физические нагрузки - они нуждаются в них . Уставший питбуль - это счастливый питбуль. Если у вас нет времени, чтобы заниматься с собакой, то лучше подберите другую породу. Вам не понадобится просторный двор, чтобы собака получала достаточно нагрузок. Есть такое устройство - тредмилл - беговая дорожка, сделанная специально для собак. Собака может тренироваться на нем ежедневно по 30-45 минут, чтобы быть в хорошей форме. Есть еще одно устройство специально для квартиры - шест с закрепленной на нем веревкой, за которую собака может тянуть. В такое "перетягивание каната" собака может играть часами.

Не давайте щенку перенапрягаться, пока его кости растут. Позвольте щенкам выбрать свой собственный, комфортный для них уровень физических нагрузок. Тредмилл можно использовать только по достижении собакой возраста полутора лет и более.

Правообладатель: портал Зооклуб
При перепечатке данной статьи активная ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА, в противном случае, использование статьи будет рассматриваться как нарушение "Закона об авторских и смежных правах".

Подскажите, пожалуйста, как дрессировать питбуля? Знакомые советовали бить и говорить «фу» - пёс вроде понимает, но страшно и жалко лупить малыша. Щенок во время игры кусается и рычит - это нормально? И если в сваренную кашу добавлять мясо, это хороший рацион?

Ответ

В доме появился маленький представитель собачьей породы - питбультерьер. Это правильно, что сразу задаётесь проблемами дрессировки и питания щенка. Из вас получится хороший и мудрый хозяин. Выбор породы питомца удачный. Представители питбулей легко поддаются дрессировке.

Существует ли разница между воспитанием и дрессировкой?

Провести резкую границу между воспитанием и дрессировкой маленького питомца сложно. Но различия в занятиях присутствуют.

Задачи воспитания направляются на формирование общих признаков послушания, когда щенок проявляет себя дисциплинированным существом. Воспитание поможет человеку выработать у животного привычки и навыки, которые станут полезными в повседневных играх, прогулках и на занятиях по дрессировке. Негативные проявления в поведении маленького любимца приостановятся и искоренятся.

С помощью дрессировки вырабатывается ответная реакция пса на конкретные команды хозяина. Невозможно сразу обучить щенка безотказному и мгновенному подчинению и выполнению нужных приказов. Сначала питомца приучают к правильному реагированию.

Занятия взаимосвязаны. Первые воспитательные уроки совпадают с начальными этапами обучения дрессировки.

Особенности начального этапа дрессировки

Физическое и умственное развитие, поведение маленького питбуля другие, чем у взрослой особи. Малыш быстро устает во время игр и прогулок. Щенок не научен игнорированию внешних раздражающих факторов, и реагирует на посторонние звуки, живых существ.

На начальном этапе воспитательных дрессировочных занятий питомца обучают первым навыкам управления рефлексами. С помощью жестов и голосовых команд формируются основы правильного поведения.

Факторы, от которых зависит успех воспитания и дрессировки

Простые факторы существования повышают уровень воспитанности питомца. Хозяева соблюдают благоприятные условия, в которых домашний любимец растет, развивает навыки и умения:

  • Просторное и хорошо освещённое помещение;
  • Полноценный рацион;
  • Ежедневный выгул;
  • Разрешение играть.

Эффективность обучения болезненного, нежизнерадостного и физически слабого пса намного уменьшается.

О значимости силы интонации человеческого голоса

Собаки относятся к разумным и интеллектуальным животным. Но хозяева, которые верят в понимание псом языка людей, - ошибаются. Животное запоминает сочетание звуков, на которые с помощью обучающих занятий развился рефлекс.

Собаки различают интонационные изменения в голосе человека, что даёт дрессировщику контроль над поведением питомца при подаче команд. Важна и сила голоса. Невыполненную команду повторяют громким приказным тоном, и вероятность исполнения желаемого действия возрастает.

Помните, что по интонации и силе слова питомец понимает, чего хочет хозяин, осуждает или одобряет поведение.

Кнут или пряник, какой метод правильнее выбрать

Выстраивайте разумные и уравновешенные отношения с псом. Чёрствая грубость или избыточная ласка одинаково вредны. Если человек использует негативный тон и прибегает к наказаниям, у маленького питбуля пропадет интерес к освоению команд и трюков.

Вседозволенность со стороны хозяина приводит к непослушанию животного. Воспитать пса дисциплине станет невозможным, и успешность дальнейшей дрессировки сведется к минимуму.

Хозяева формируют у маленьких питбулей интерес к играм, побуждают питомцев к активным и смелым действиям. Иногда во время прогулок щенку позволяют достать и отобрать из рук палку, имитируя победную удачу. Но нельзя переусердствовать, чтобы питбуль не почувствовал в человеке слабость и страх. Ни в коем случае не разрешайте собаке кусаться. Малыш с раннего возраста должен твёрдо знать, что главный в отношениях - хозяин, которого нужно слушаться и защищать.

О крайних мерах воспитания

Когда во время игры питбуль допускает недозволенность, к примеру, совершает несильный укус, обязательно реагируют. Пресекают и прыгание питомца в щенячьем восторге на человека.

Пока собака в маленьком возрасте, озорное поведение кажется милым и безобидным. Но если не воспитывать пса, хозяин столкнется со стойкими вредными привычками взрослого животного. Исправить поведенческие проблемы сложно, чаще - невозможно.

Лучший вариант - отвлечь маленького питбуля, стараясь занять другим видом игр. Когда это не получается сделать, питомца несильно шлёпают рукой или ударяют веточкой. Понятно, что малыша жалко, и большую силу при наказании не применяют. Достаточно надавить ладонью на тело щенка или потянуть сильнее (но осторожно) за поводок.

Команды запрета

Когда питбуль неоднократно нарушает дисциплину и показывает непослушание - прыгает на людей с грязными лапами, не прекращает облаивать прохожих, бегает за воробьями и кошками, пытается залезть на мягкую мебель, - питомца стараются отвлечь на совместную игру. Если попытки не увенчались успехом, прибегают к командам запрета. Наиболее распространённая - «Фу!».

На начальном этапе дрессировки вместе с воспрещающей командой наносят несильный шлепок ладонью или стукают прутиком. Усердствовать не стоит. Оглушительные окрики и сильные побои (приносящие боль) испугают щенка, а при многократном повторении - расстроят взаимопонимание между животным и человеком.

Вопросы правильного питания питбультерьера

Есть владельцы собак, которые предпочитают промышленным кормам натуральную пищу. Чтобы еда приносила пользу и питала организм питбуля, при приготовлении каш из круп добавляют сырое или варёное мясо. Помните: важно соблюдать суточное дозирование пищи, особенно в маленьком возрасте.

Воспитание щенка

Воспитание щенка - это выработка у
него навыков, привычек, полезных для хозяина. Воспитание направлено на
приучение щенка своевременно воспринимать раздражители внешней и
внутренней среды и правильно на них реагировать с целью облегчения его
повседневного содержания и последующей дрессировки. Одновременно в
процессе воспитания у щенка затормаживаются и изживаются ненужные,
вредные "привычки". Этим достигается удобное и выгодное для хозяина,
членов его семьи и окружающих поведение щенка.

Под начальной дрессировкой, иногда называемой воспитательной,
понимается выработка у щенка условных рефлексов и первоначальных
навыков, позволяющих при помощи команд и жестов управлять его
поведением. В отличие от дрессировки взрослых собак начальная
дрессировка щенков не ставит своей целью приучать их немедленно, четко
и безотказно выполнять команды в любых условиях окружающей среды, а
лишь правильно реагировать на них и выполнять, пусть даже недостаточно
четко и несовершенно.

Воспитанием щенка занимаются в период его выращивания и начальной дрессировки, поэтому они тесно переплетаются между собой.

Успех воспитания зависит прежде всего от условий, в которых происходит
рост и развитие щенка. Если эти условия благоприятные: щенок содержится
в светлом, сухом, достаточно просторном и проветриваемом помещении,
имеет полноценный суточный рацион, ежедневно обеспечивается
продолжительными прогулками и играми, - то он хорошо растет и
развивается и успешно поддается воспитанию. И наоборот, если щенок
вырастает недостаточно физически развитым, болезненным, то и воспитание
его будет проходить менее эффективно.

Успех воспитания также во многом зависит от того, насколько оно
методически правильно построено и выполняется, что в свою очередь
определяется степенью подготовленности хозяина-воспитателя щенка к
данной роли, наличия у него соответствующих знаний и опыта.

Владельцу необходимы знания основ психофизиологии поведения и
дрессировки собак. Это позволит ему правильно, со знанием дела
обращаться со своим питомцем и эффективно воздействовать на него в
целях выработки полезных и затормаживания вредных навыков, привычек.
Поэтому мы настоятельно рекомендуем, до того как у вас появился щенок,
внимательно прочитать соответствующую главу в учебнике по служебному
собаководству. По нашему мнению, этот вопрос наиболее полно освещен
М.М.Укроженко в книге "Служебное собаководства" (М, ДОСААФ, 1987). Для
тех, кто не имеет такой возможности, кратко изложим основные положения
этой важной темы.

Животные, в том числе и собаки, постоянно испытывают воздействие
окружающей среды. Один из них приятные, например запах и вид пищи,
хозяина и др., другие - неприятные: холод, жара и др., - третьи -
нейтральные, не имеющие жизненного значения. Кроме того, на животных
воздействуют раздражители, поступающие из организма в процессе его
жизнедеятельности. В результате возникают потребности в пище, воде и
пр. Таким образом, поведение животных состоит из комплекса
разнообразных довольно сложных действий в ответ на раздражители,
поступающие из организма и из внешней среды.

К числу наиболее жизненно важных относится потребность в корме и воде,
воздухе, защите от врагов, отдыхе после работы, удовлетворения полового
влечения для продления рода.

Одновременно с возникаемыми потребностями у собак проявляются
разнообразные переживания (эмоции): голод, жажда, страх, злоба,
привязанность и любовь к хозяину и др. Основными устремлениями собак в
процессе их жизни, проявляющимися в разнообразных формах их поведения,
являются борьба за сохранение жизни и продление рода (размножение).

Как же удовлетворяются эти потребности, как приспосабливаются животные,
в том числе и собаки, к жизни и продлению своего рода в различных, в
том числе и неблагоприятных, условиях среды их обитания?

Важную роль в этом, особенно в первые месяцы жизни щенка, играют
инстинкты, - врожденные, передающиеся по наследству способности,
проявляющиеся у животных без предварительного обучения, как бы
автоматически, вне зависимости от их опыта, а нередко и вопреки ему.
Таковыми являются пищевой, охранительный, родительский инстинкты,
инстинкт свободы и др.

Благодаря родительскому инстинкту сука при рождении каждого щенка
разгрызает и поедает околоплодный пузырь, перегрызает пуповину, поедает
послед, тщательно облизывает щенка, мордой пододвигает к соскам и др.

Повинуясь инстинктам, только что родившийся глухой и слепой щенок
находит сосок матери и сосет молоко, ползет к матери и другим щенкам,
чтобы согреться, скулит, чтобы привлечь внимание матери, немедленно
отдернет лапу, если сильно надавить на нее или уколоть.

До 3-недельного возраста щенкам для нормальной жизни достаточно
заложенных у них и у матери инстинктов. Но как только щенок начинает
видеть и слышать, подниматься на лапы и отходить от матери, инстинктов
не хватает, требуется жизненный опыт. Возникает необходимость в
систематическом воспитании (обучении). В первый месяц-полтора жизни
щенка эту работу берет на себя мать. Она следит, чтобы малыш от нее не
отдалялся и не подвергался опасности, "непослушных" мордой или схватив
пастью за загривок водворяет на место.

Сука поощряет игры щенков, часто затевая их сама, и в то же время
пресекает их действия, если щенки, чрезмерно увлекшись игрой, начинают
кусать друг друга. Во время прогулки сука своим поведением учит щенков
обходить опасные для них ямы, преодолевать невысокие преграды,
остерегаться других животных и посторонних людей и др.

С 3-недельного возраста начинается самовоспитание щенка. Вот он,
разбежавшись, не рассчитал и ударился о ножку стула, почувствовав при
этом боль. Один-два таких несложных, но очень полезных уроков, и щенок
приобрел необходимый опыт, выработал соответствующий навык. В
дальнейшем он таких ушибов уже не допустит. Вот почему так полезны как
коллективные игры со сверстниками и прогулки под наблюдением
матери-суки, так и индивидуальные активные передвижения в квартире и
прогулки во дворе под наблюдением хозяина.

Поведение животных, работы всех их органов осуществляются при помощи
нервной системы, к которой относятся головной и спинной мозг и
расположенные во всех органах и тканях нервы.

Академик И.П.Павлов установил, что центром управления поведением
животных являются большие полушария головного мозга. В них происходят
сложные психофизические процессы, которые И.П.Павлов назвал высшей
нервной деятельностью (ВНД). Как же все это осуществляется?

В организм животных из внешней среды обитания, а также из всех органов
постоянно поступают раздражения, сигнализирующие о происходящих в них
изменениях. Источниками их (раздражителями) являются световые,
звуковые, тепловые, механические, запаховые и другие сигналы. Каждый
раздражитель воспринимается соответствующими высокочувствительными
нервными окончаниями, получившими название - рецепторы. Рецепторы
расположены в коже, во всех мышцах и органах. Так, например, звуковые
раздражители воспринимаются только рецепторами, расположенными в ухе,
световые - расположенными в глазу и т.д. Таким образом, первое
восприятие и дифференцирование раздражителей производится рецепторами.

Возбуждение, возникшее в рецепторах, проводится по нервам в
соответствующий, строго определенный участок коры больших полушарий
головного мозга, где производится более тонкое дифференцирование
раздражителей. Например, определяются особенности звука, запаха и др.

Органы, занимающиеся восприятием и дифференцированием раздражителей,
называются анализаторами. Они состоят из соответствующих, например,
звуковых, зрительных и др., рецепторов, проводящих раздражение нервов и
соответствующего участка (зоны) коры полушарий головного мозга.

В результате дифференцирования раздражителей ответная реакция возникает
лишь на те из них, которые представляют жизненно важное значение.
Организм способен выделить из всего разнообразия раздражителей и
соответствующим образом прореагировать на те раздражители, которые
имеют значение для его жизни, и затормаживать несущественные
раздражители. Так осуществляется постоянное приспособление организма к
нормальной жизни в условиях изменяющейся среды обитания.

Те рецепторы, от раздражения которых в коре больших полушарий головного
мозга возникают ощущения, например запаха, звука и др., называются
органами чувств.

В результате многочисленных сложных опытов установлено, что собака
способна увидеть движущихся животных и людей на расстоянии 500-700м,
уловить слабый шорох на удалении 24м, безошибочно определить
направление источника звука. Собака способна воспринимать звук с числом
колебаний до 40 тысяч в секунду, тогда как для человека верхним
пределом слуха является звук с числом колебаний 18-20 тысяч в секунду.
Собака также хорошо различает интонацию человеческого голоса. Это
позволяет дрессировщику тонко управлять поведением собаки, подавая одну
и ту же команду, не только отличающуюся по силе, но и по интонации.
Так, например, обычно команды подаются средним по силе звука голосом, в
приказном тоне. Если же они не выполняются, то те же команды
повторяются более громко и в более выраженной приказной интонации. Как
правило, собаки это тонко улавливают и выполняют повторные команды.

Но особенно развито у собак обоняние. Оно превосходит обоняние человека
в 11500 раз. Свои отношения с окружающей внешней средой, в том числе
самые сложные, собака устанавливает преимущественно при помощи
обоняния. Весь окружающий мир для нее главным образом мир запахов.

Возможности обоняния собаки настолько велики, что они поражают
воображение человека. Это подтверждается опытом, проведенным Роменсом.
Он, а за ним еще 11 человек прошли гуськом, строго след в след.
Примерно через 200м Роменс в составе группы из 6 человек свернул в
сторону, а остальные люди прошли вперед. Обе группы прошли некоторое
расстояние, после чего замаскировались. Пущенная по запаховым следам
собака Роменса вначале проскочила место, где Роменс и другие люди
повернули в сторону, но затем вернулась, разобралась в запаховых следах
и, повернув в сторону, нашла спрятавшегося хозяина. Таким образом,
собака Ромена, пройдя значительное расстояние по запаховым следам,
проложенным след в след, смогла отдифференцировать запах своего хозяина
от запахов других 11 людей. Ясно, что она ориентировалась на
индивидуальный запах Роменса, а не на комплексный запах всех прошедших
людей.

Индивидуальный запах каждого человека складывается из запаха его пота,
кожного сала и слущивающегося с кожи ороговевшего ее слоя (эпидермиса).
Когда человек идет, он оставляет после себя на почве, растительности,
полу и т.п. запаховый след, состоящий из мельчайших частичек пахучих
веществ. Наибольшее их количество остается от обуви. Чем меньше прошло
времени после положения запахового следа, тем больше сохраняется на нем
запаховых частиц и тем легче и надежнее может собака его проработать.

Огромную роль играет обоняние в общении собак между собой, а также с
другими животными. Обратите внимание, как ведет себя собака на
прогулке. Она постоянно принюхивается и как бы читает запахи. При
помощи обоняния она определяет принадлежность следа (вид животного),
его давность, пол прошедших до нее собак, их состояние, в том числе
наличие у сук течки. Этому способствует инстинкт оставлять по маршруту
следа концентрированные источники своего запаха. Так, например, кобели
оставляют на столбах, стволах деревьев, углах строений и других
возвышающихся над землей местах небольшие порции мочи. Запаховые метки
оставляют на своем пути также суки в период течки.

Большие возможности, заложенные в обонянии собак, широко используются
при дрессировке и применении служебных собак. Так, например, собака
способна улавливать индивидуальный запах человека, прошедшего 7-8 и
более часов тому назад, отдифференцировать его от множества других
запахов, в том числе и от запахов других людей, и прорабатывать
запаховый след на протяжении 10-15 и более километров.

Прекрасно развиты у собак органы осязания. Собака хорошо воспринимает
воздействие тепла и холода, четко реагирует на малейшее к ней
прикосновение и др. Дрессировщик, воздействуя на собаку поводком
(натяжение, рывки), надавливая ладонью на определенные участки тела,
поглаживая ее и др., добивается от собаки выполнения команд.

Важную роль выполняют рецепторы, расположенные во внутренних органах
(интеррецепторы). Они посылают в центральную нервную систему сигналы о
недостатке в организме питательных веществ и воды, вследствие чего
собака ощущает голод и жажду, о переполнении мочевого пузыря и прямой
кишки, благодаря чему животное ищет корм и воду, своевременно
освобождается от мочи и кала. Интеррецепторы немедленно сигнализируют в
центральную нервную систему о заболевании того или иного органа,
вследствие чего собака своевременно снижает интенсивность работы или
полностью отказывается от нее. Это предохраняет собаку от непосильной
нагрузки, способствует ее выздоровлению.

Как уже говорилось, на организм животного постоянно воздействуют из
внешней и внутренней среды различные раздражители, которые
воспринимаются расположенными в коже, мышцах и всех внутренних органах
рецепторами (конечными разветвлениями нервов), передаются по нервам в
соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга, где они
анализируются. Несущественные для организма затормаживаются, а на
существенные из центральной нервной системы посылаются по нервам в
соответствующие органы ответные импульсы возбуждения для необходимого
реагирования (действия). Например, вы надавливаете на лапу собаки. Она
немедленно ее отдернет. В данном случае раздражение от надавливания на
лапу было воспринято расположенными на ней рецепторами, передано по
нервам в центральную нервную систему (ЦНС), в ответ на которое по
нервам была послана команда (ответный импульс возбуждения), и собака
отдернула лапу. Такую ответную реакцию, осуществляемую при участии ЦНС,
называют рефлексом, а путь, по которому проходит импульс раздражения от
органа (рецептора) до ЦНС и обратно, называется рефлекторной дугой.
Таким образом, рефлекторная дуга состоит из рецептора, воспринявшего
первичной раздражение, центростремительного (афферентного) нерва
(нейрона), участка ЦНС, центробежного (эфферентного) нерва (нейрона) и
органа, воспринявшего и выполнившего команду из ЦНС. Имеется также
нейрон, по которому из органа в ЦНС передается информация о выполнении
команды.

Такие рефлексы, как одергивание лапы при нажиме или уколе или сужении
зрачка от воздействия света и т.п., врожденные, передающиеся по
наследству и не требующие предварительного обучения. Это примеры
безусловных простых рефлексов. Но бывают сложные безусловные рефлексы,
состоящие из многих простых, так называемые инстинкты. Особенность их
заключается в том, что после того, как под воздействием раздражителя
проявится какой-либо простой безусловный рефлекс, вслед за ним
автоматически начинает проявляться ряд других, в результате чего
животное выполняет последовательные множественные действия, хотя этому
его никто не учил. Так, например, после рождения щенков сука проявляет
целый комплекс поведенческих действий по уходу и сбережению своего
потомства, так называемый родительский инстинкт.

Безусловные врожденные рефлексы, в том числе и сложные (инстинкты),
обеспечивают рациональные, отвечающие интересам щенка поведение лишь
только в первые 3 недели его жизни, а затем их становится недостаточно.
Для того чтобы нормально жить в постоянно усложняющихся условиях
внешней среды, щенок должен приобрести множество других, нередко очень
сложных для него навыков, что достигается систематическим его
воспитанием.

В основе вырабатываемых в процессе воспитания и обучения навыков лежат
так называемые условные рефлексы, то есть рефлексы, возникающие и
совершенствующиеся в определенных условиях. Именно с их помощью человек
способен успешно воспитывать щенка, а после того как он превратится во
взрослую собаку - дрессировать ее и использовать на различной службе.

Условные рефлексы по своему проявлению временные, они возникают в
результате соответствующих упражнений (дрессировки), поддерживаются
систематической тренировкой и исчезают после прекращения тренировки,
когда необходимость в них отпадает. Поэтому для поддержания условных
рефлексов необходима систематическая соответствующая тренировка.
Условные рефлексы образуются на основе безусловных (врожденных)
рефлексов или на базе ранее выработанных условных рефлексов. Чтобы это
было более понятно, приведем пример выработки у собаки условного
рефлекса на команду "Стоять".

Подойдем к лежащей собаке, подадим команду "Стоять", являющуюся
условным раздражителем, и вслед за ней, подводя руку под живот и
нажимая на него снизу вверх, поднимем собаку; применим механическое
воздействие - безусловный раздражитель. Команда "Стоять" будет
воспринята рецепторами уха, и возникающий импульс возбуждения
передастся по нервам (нейронам) в слуховой центр, расположенный в коре
больших полушарий головного мозга, где возникнет первый очаг
возбуждения.

Команда "Стоять" для собаки безразлична, ее значение для нее
недоступно, и если команду не подкреплять безусловным раздражителем
(нажимом рукой в области живота снизу вверх), то она затормозится и
угаснет. Ответных действий со стороны собаки не последует, и животное
будет лежать. Но, надавливая рукой вслед за командой "Стоять"
(безусловный раздражитель), мы воздействуем на рецепторы, расположенные
в области живота, вследствие чего возникший импульс возбуждения по
нервам (нейронам) достигнет двигательного центра коры больших полушарий
головного мозга, где возникнет второй очаг возбуждения. После этого
собака встанет.

При неоднократном повторении таких упражнений между первым - слуховым и
вторым - двигательными очагами возбуждения в коре больших полушарий
головного мозга образуется и укрепится связь. После этого каждый раз по
команде "Стоять" возбуждение, возникшее в слуховом центре, будет
переходить в двигательный центр, а затем к соответствующим мышцам, и
собака будет подниматься без нажатия на живот.

Это упрощенное, схематичное изложение процесса образования и проявления
условного рефлекса. В действительности каждый рефлекс связан с другими
и его проявление значительно сложнее, чем мы об этом написали. В
обычных жизненных, а не лабораторных условиях на собаку воздействуют в
тот или иной момент не единичный раздражитель, например команда
"Стоять", подкрепляемый нажимом на живот снизу вверх, а комплекс
раздражителей, в том числе и сам дрессировщик (хозяин) - его поза,
жесты, мимика лица, громкость и тембр его голоса и др., а также вся
окружающая собаку обстановка. Рефлекс в обычных условиях всегда
вырабатывается на комплекс раздражителей, среди которых обязательно
должен быть условный раздражитель (команда, жест и др.) и безусловный
(механическое воздействие в виде нажима рукой, рывка поводком и др.).
Но сущность этого процесса состоит в том, что в результате упражнений в
коре больших полушарий головного мозга между двумя очагами возбуждения
возникает временная связь, сохраняющаяся до тех пор, пока не
прекратится соответствующая периодическая тренировка.

Когда условный рефлекс выработан и закреплен, он приобретает значение
навыка, который позволяет животному выполнять те или иные действия, а
человеку управлять ими без применения безусловных подкреплений
(раздражителей). По мере усложнения упражнений и их разнообразия у
собаки вырабатываются различные, состоящие из комплекса рефлексов
сложные навыки, благодаря которым она по команде дрессировщика способна
выполнять сложную работу, например по командам "След", "Ищи"
обнаруживать и прорабатывать запаховый след человека, задерживать его и
др.

Таким образом, в основе поведения собак, их психофизической
деятельности лежат рефлексы. Однако объяснить все сложное многообразие
поведения собак одними рефлексами нельзя. В результате многовекового
приспособления к жизни в сложных условиях окружающей среды рядом с
человеком у собак выработалась способность не только четко, безотказно,
биологически оправдано реагировать на все раздражители внешней среды,
но и анализировать, сопоставлять с накопленным опытом, быстро
перестраивать и приспосабливать свое поведение к новым, изменившимся
условиям внешней среды. Собаки способны элементарно мыслить, но эта их
способность неизмеримо ниже мысленной способности человека, и глубоко
ошибаются те, кто считает, что собака все понимает, и на этой основе
строит свои взаимоотношения с ней. Так, собака не понимает смыслового
значения слов, а запоминает лишь их звукосочетание. Поэтому нельзя
команду "Сидеть" заменять командой "Садись", команду "Лежать" командой
"Ложись": их смысловое совпадение недоступно для собаки. Поэтому же
после курса дрессировки собака будет садится по команде "Сидеть", на
которую у нее выработан условный рефлекс, но, как правило, останется
безучастной к команде "Садись".

В то же время собаки отлично разбираются в громкости, интонации команд и соответствующим образом на это реагируют.

Нельзя очеловечивать собаку, принимать ее постоянное внимание к вам за
понимание ваших слов. В то же время знайте, что по тону вашего
обращения собака способна всегда понять - одобряете или осуждаете вы ее.

Однако строить взаимоотношения с собакой, в том числе и со щенком,
следует продуманно, уравновешенно и разумно. Одинаково вредны как
холодное и, тем более, грубое обращение с собакой, так и излишне
ласковое. В первом случае вы настроите вашего воспитанника против себя,
не добьетесь заинтересованности в работе по воспитанию и начальной
дрессировке, а во втором - воспитаете недисциплинированное, непослушное
животное, не способное к последующей успешной дрессировке.

Чтобы развить у щенка заинтересованность, активность, смелость,
периодически уступайте ему во время игры, имитируйте его победу.
Например, позволяйте ему время от времени вытягивать из ваших рук
веревку или палочку. В то же время не злоупотребляйте этим. Не
позволяйте щенку уверовать, что вы в самом деле боитесь его, что вы
слабее его, и тем более не позволяйте ему в пылу борьбы наносить вам
покусы, пусть даже в первое время и малоболезненные. Уступая щенку во
время игры, поощряя его на активные наступательные действия, в то же
время стройте свои взаимоотношения так, чтобы он четко представлял, что
вы его хозяин и он должен вас защищать и вам подчиняться. Щенок должен
относиться к вам как к "вожаку".

Если щенок во время игры переступит границу дозволенности, например,
попытается вас укусить, постарайтесь его отвлечь от таких нежелательных
поступков, переключив на другое занятие. Если это не удается, примите
запретительные меры, вплоть до легкого шлепка ладонью по спинке или
легкого удара прутиком. В противном случае некоторые щенки и выросшие
из них собаки, особенно агрессивных пород (кавказские овчарки и др.),
постараются и в самом деле взять над вами верх и начнут пускать в ход
против вас и членов семьи зубы. Нам известны не единичные случаи, когда
владельцы щенков и взрослых собак, своевременно не принявшие достаточно
активных воспитательных мер, вынуждены были расстаться с собаками,
ставшими неуправляемыми ("диктаторами"), опасными в семье и на улице.

Продолжим знакомство с проявлениями условных рефлексов. Если во время
подачи команды или жеста (условного раздражителя) на собаку подействует
другой, более сильный раздражитель, то условный рефлекс может не
проявиться: новый, более сильный очаг возбуждения распространится на
центр условного рефлекса и затормозит его. Это следует учитывать при
воспитании и начальной дрессировке щенков. Первые прогулки и занятия
следует проводить в спокойных местах, удаленных от людей, животных и
транспортных средств. Сильные раздражители будут вызывать у щенков
сильные очаги возбуждения в коре больших полушарий головного мозга и
препятствовать образованию условных рефлексов. Если же условия
окружающей среды усложнять постепенно, то сильные посторонние
раздражители не станут непреодолимыми препятствиями для выработки у
щенков необходимых рефлексов и навыков: щенки к ним постепенно
привыкнут.

Сущность воспитания щенка и его начальной дрессировки заключается не в
том, чтобы научить его садиться ложиться, стоять и т.п.; они способны
это делать по своим природным задаткам, - а в том, чтобы они выполняли
подобные действия правильно и по командам (сигналам) хозяина.

От взрослых собак после дрессировки требуется выполнение довольно
сложных и продолжительных действий, к тому же четкое (правильное) и
безотказное в любых условиях окружающей среды. А от щенков достаточно
того, если они после воспитания и начальной дрессировки станут более
дисциплинированными, послушными, выполнять, пусть даже и не совсем
четко и безотказно, команды хозяина и как можно меньше допускать
нежелательных поступков.

Как уже говорилось, первые уроки дает щенкам мать. Поэтому необходимо
создавать суке-матери необходимые условия для их воспитания. Как только
щенки встанут на ноги и окрепнут, нужно по возможности выводить суку со
щенками на прогулки для ознакомления их со средой обитания. Суку,
удаляющуюся со щенками, нужно периодически подзывать к себе командой
"Ко мне". Команду следует повторять, чтобы щенки ее запоминали. Вместе
с подходящей к хозяину сукой будут подбегать щенки. В этом простом
уроке основную роль будет играть подражание матери. Через несколько
дней после повторения занятий, щенки по команде "Ко мне" будут с
матерью подбегать к хозяину. Команда "Ко мне", играющая важную роль в
общении хозяина с собакой, станет для щенков первой усвоенной ими
командой.

Во время прогулки щенки получат от матери наглядные уроки правильного
поведения во дворе при встрече с незнакомыми предметами и людьми. Важно
только, чтобы прогулки не были очень продолжительными, не переутомляли
щенков и окружающая обстановка была спокойной. Внезапная встреча щенков
с резкими раздражителями (злобным собаками, проезжающими автомашинами и
др.) могут сильно испугать щенков.

Главная задача владельца щенка - продолжить материнское воспитание, с
тем чтобы максимально подготовить его по достижении 8-10-месячного
возраста к успешному усвоению общего курса дрессировки (ОКД), а в
дальнейшем того или иного курса специальной дрессировки
(защитно-караульная, розыскная и др.).

Выдающийся отечественный кинолог В.В.Языков, разработавший в середине
20-х годов основы научной дрессировки служебных собак, писал: "...Я
считаю, что способности собаки к служебной работе состоят из 60
процентов правильного воспитания и 40 процентов правильной последующей
дрессировки..."

Если даже допустить, что автор преувеличил процентное соотношение в
пользу воспитания, то все же нельзя не согласится с его утверждением о
большом значении воспитания в период выращивания щенка. Поэтому глубоко
неправы те собаководы, которые недооценивают или, больше того,
игнорируют значение воспитания, полагая, что упущенное в щенячьем
возрасте можно компенсировать, наверстать, когда он вырастет и поступит
в дрессировку.

Многолетней практикой доказано, что если не заниматься правильным
воспитанием щенка, то у него неизбежно будут вырабатываться вредные
навыки, привычки, многие из которых станут навязчивыми,
трудноисправимыми, а то и вовсе не исправимыми. Так, например,
некоторые щенки и выросшие из них взрослые собаки при малейшем
возбуждении начинают лаять и делают это продолжительное время, несмотря
на запрещающие команды и другие действия хозяев. Так же себя ведут
многие собаки в случае, если владелец привязывают их и уходят в
магазин, мастерскую и т.п. Довольно распространенной привычкой собак
является навязчивое стремление играть с поводком и грызть его и прыгать
на хозяина, опираясь на него передними лапами, часто грязными. Если на
это не обращать внимания в щенячьем возрасте, то такие привычки
закрепляются и приобретают характер порока поведения, от которого
страдает не только хозяин, но и окружающие люди.

Следует также учитывать, что в щенячьем возрасте, особенно по
достижении 3-4-месячного возраста, организм щенков, в том числе и их
центральная нервная система, очень восприимчива к воспитывающим
воздействиям со стороны хозяина и упускать это благоприятное время
неразумно. Так, например, подавляющее большинство щенков с первых же
дней занятий с ними с большой охотой бегают за бросаемыми палочками,
мячами и другими игрушками, хватают их в пасть и тянут к себе. Все эти
простейшие начальные навыки понадобятся в период общего курса
дрессировки (ОКД) по апортировке (подноске к хозяину бросаемых им
палочек и других апортировочных предметов). В то же время многие
собаки, не прошедшие в щенячьем возрасте такую предварительную
подготовку, в период последующего ОКД не проявляют заинтересованности к
апортировочным предметам и упорно не желают заниматься апортировой. То,
чего легко можно было бы добиться от щенков, позже потребует от
дрессировщика больших усилий, а то и вовсе станет недостижимым.

Особенно трудно отучить взрослую собаку не поднимать с земли, не грызть
и не заглатывать кости и другие пищевые отбросы. В основе таких
поступков лежит заложенный в собаках за предшествующую длительную
историю их предков инстинкт поиска корма, заготовки его впрок. Поэтому
даже если собака и сыта, она с удовольствием схватит и погрызет
выброшенную кем-то кость и попытается зарыть ее в землю. Сделает она
так, если ее от этого естественного для нее поступка своевременно не
отучили. Такая собака не может "понять", почему раньше попытки хватать
и грызть пищевые отбросы сходили ей с рук, а теперь хозяин запрещает
воспользоваться найденной добычей. Естественно, она будет
сопротивляться, а то и пустит в ход зубы. В щенячьем же возрасте
выработка навыка не поднимать и не грызть пищевые отбросы достигается
значительно легче и быстрее.

Провести четкую грань между воспитанием щенка и начальной его
дрессировки практически невозможно. Однако они весьма разняться по
своим задачам и методике осуществления. Особенно резко отличается
воспитание щенка от дрессировки взрослой собаки (ОКД).

Общим для воспитания и дрессировки является то, что они основаны на
психофизиологических закономерностях поведения собак и направлены на
выработку у животных полезных для человека навыков, привычек и
недопущение ненужных, вредных действий. Существенное же различие между
ними заключается в следующем.

При воспитании щенка ставится задача выработать у него общие начальные
полезные для человека навыки, делающие его послушным в повседневном
обращении и являющиеся основой последующей начальной дрессировки, а
затем, когда щенок станет взрослой собакой, - основной успешной общей
(ОКД) и специальной (защитно-караульная, розыскная и др.) дрессировок.
Таким образом, воспитание направлено на выработку начального общего
послушания, основных элементов дисциплинированности, отнюдь не
доведенных до полного совершенства. Дрессировка же собак позволяет
вырабатывать у них четкие, безотказные навыки не только общего
послушания, а и общего (ОКД) и специального курса дрессировок,
позволяющие использовать их на той или иной службе (работе).

Необходимо учитывать, что щенок по своему развитию и поведению резко
отличается от взрослой собаки. Он еще недостаточно сформировался и
окреп, его жизненный опыт невелик. Во время прогулок и занятий щенок
быстро устает, резко реагирует на сильные внешние раздражители
(посторонних людей, животных, транспортные средства). К тому же щенки
существенно отличаются друг от друга в зависимости от возраста. Поэтому
воспитание и начальную дрессировку каждого щенка следует осуществлять
строго индивидуально, с учетом возрастных особенностей. Так, например,
до 3-месячного возраста щенков выводят на поводке со шлейкой, а с 3-4-
месячного возраста их можно выводить и на поводке с ошейником, так как
дергание поводком с ошейников щенками переносится очень болезненно.

Все воздействия на щенков, особенно до 3-4-месячного возраста, должны
быть щадящими. Механические воздействия на щенков (нажимы ладонью на
участки тела, воздействие поводком и др.) можно применять, но редко,
когда без них обойтись нельзя, и, кроме того, осторожно. Так, например,
если щенок совершает нежелательное действие (побежит за птицей и др.),
нужно отвлечь его от этого, переключая его внимание на другое занятие,
например игру. Чаще применять для выработки нужных навыков не
механические воздействия, а лакомство, игры, подражание действиям
других, обученных собак. Если щенок попытается вцепиться зубами в
гардину или штору или уже сделал это, нужно его немедленно отвлечь
игрой и лишь в случае неоднократных безуспешных попыток прибегнуть к
легкому удару по спине прутиком с одновременной запрещающей командой
"Фу".

Значительные по силе болезненные удары и даже излишне громкие
запрещающие команды могут испугать вашего маленького питомца, а при
неоднократном повторении нарушить контакт между вами и им и превратить
его в трусливое животное.

С 3-4-месячного возраста в качестве безусловных раздражителей при
выработке тех или иных рефлексов, навыков чаще прибегают к умеренным
механическим воздействиям на щенка (нажимы ладонью на участки тела,
легкие натяжение и рывки поводка с ошейником и др.). По выполнении
команд периодически, вначале чаще, а затем реже, но во всех случаях
немедленно произнеся поощряющее восклицание "Хорошо", дают лакомство.

Постепенно увеличивайте продолжительность упражнений и повышайте
требования к щенку, но ни в коем случае не пытайтесь достигнуть
безотказных и четких действий, как со взрослой собакой.

Не злоупотребляйте занятиями со щенком: это приведет к переутомлению
щенка, потере возможности вырабатывать и совершенствовать нужные
навыки, а при чрезмерной перегрузке щенок может заболеть (срыв высшей
нервной деятельности). При выраженной общей усталости прекратите
занятия до следующего дня.

Для предупреждения переутомления и повышения эффективности упражнений
прибегайте к регулярным, 5-7-минутным перерывам, во время которых
предоставьте щенку возможность побегать, порезвиться. Перерывы нужно
делать, если щенок начинает зевать, теряя интерес к занятиям.
Старайтесь всячески поддерживать заинтересованность щенка в упражнениях
с помощью игр.

Воспитание и начальная дрессировка щенков, выработка у них необходимых
навыков достигаются четырьмя основными методами: механическим,
вкусопоощрительным, контрастным и подражательным.

При механическом методе для выработки условного рефлекса условный
раздражитель, например команда "Стоять", сопровождается и подкрепляется
безусловным механическим раздражителей, например нажимом ладонью под
живот собаке снизу вверх, а выполненное действие поощряется
поглаживанием собаки. Этот метод довольно эффективен. С его помощью
рефлексы вырабатываются быстро, они устойчивы. Но есть навыки, к
которым данный метод неприменим, например навык выборки собакой вещи
или человека по его запаху.

Пользоваться этим методом следует осторожно, не допуская сильных
болевых воздействий, так как они могут вызвать у собаки боязнь
дрессировки и нарушить установленный между ними контакт.

При вкусопоощрительном методе после условного раздражителя, например
команды "Ко мне", дрессировщик в качестве безусловного раздражителя
применяет лакомство, показывая его в своей руке, а после того как
собака подбежит, отдает ей лакомство. В данном случае условные рефлексы
вырабатываются быстро и на продолжительный срок, но они менее
устойчивы, чем при механическом методе. Кроме того, указанным методом
нельзя выработать все необходимые навыки. Вкусопоощрительный метод
особенно эффективен при воспитании и начальной дрессировке щенков.

При контрастном методе после условного раздражителя, например команды
"Стоять", применяется безусловный механический раздражитель: нажим
ладонью под живот снизу вверх, а после того как собака выполнит
команду, ее правильные действия подкрепляются дачей лакомства.

Когда мы говорим о питбуле, воображение рисует свирепых и кровожадных животных. Плохая репутация американских питбультерьеров привела к тому, что к собакам данной породы люди относятся с подозрением. Однако правильное воспитание питбуля может сделать из него ласкового домашнего любимца.

Все физические характеристики породы указывают на то, что она выводилась как бойцовская. Агрессивное поведение приветствовалось во время участия в боях. После того как бои запретили, агрессивных щенков стали считать браком при разведении. В результате сегодня питбули ласковые и дружелюбные собаки.

Хозяевам следует учитывать и тот факт, что собаки злопамятны и очень обидчивы. Несмотря на то что в результате селекционной работы агрессивные щенки не участвовали в дальнейшем разведении, следует правильно воспитывать бойцового терьера, чтобы агрессия не проявилась. Следует всячески пресекать и тем более не поощрять агрессию, приложить все усилия, чтобы создать комфортные условия для жизни собаки.

Питбультерьеры – очень умные животные, отличные защитники и охранники. Если хозяин является для них другом, то они будут верными и послушными псами. Однако следует учитывать, что у собаки боевой дух на подсознании. Она рождена, чтобы преодолевать преграды, быть активной и одерживать победы. Поэтому нужно дать правильное направление всем этим порывам. Если перенаправить энергию на спорт, то можно получить спокойного домашнего любимца.

Собака может проявлять дружелюбие даже к незнакомцам. Питбули проявляют агрессию и недовольство к своим собратьям, но не к человеку. Однако если они в процессе дрессировки обучены реагировать на особый тип людей, то проявляют явную агрессию. Это может быть одежда, особенности поведения, определенное состояние.

В процессе воспитания бойцовский терьер может настолько социализироваться, что разделит свою территорию с другими животными, если это не будет касаться вопроса пересечения интересов (пища, игрушки). Однако даже хорошее воспитание не дает повода расслабляться при встрече с собратьями, так как не исключает провокации с их стороны.

Дрессировать щенков следует, применяя достаточные физические нагрузки, учитывая, что питбули обладают огромной силой, выносливостью и скоростью.

Видео «Особенности породы питбуль»

Из этого видео вы узнаете историю и особенности породы собаки питбуль.

Время для начала дрессировки

Начать дрессировать собаку следует сразу после исполнения 4 недель. В первые 4 месяца щенок привыкает к хозяину, месту обитания. Это время очень важно, так как проходит активная социализация собаки, от которой напрямую будет зависеть ее дальнейшее поведение. Если вы решили завести бойцовскую собаку, то вам следует обязательно знать, как дрессировать домашнего питбуля.

С чего стоит начинать

Воспитание начинается со знакомства с новыми условиями. Собака должна проживать дома. Ее ни в коем случае нельзя держать во дворе, так как открытое пространство активизирует агрессивное поведение. Дом послужит местом уединения, спокойствия и комфорта.

Для начала выделите питомцу собственное место, желательно, чтобы это было не в проходной комнате. Определите те комнаты, в которые питомцу позволено входить, и держите их открытыми, остальные закрывайте.

Никогда не ругайте и тем более не бейте щенка, если он пописал в неудачном для вас месте. Приучить к улице удастся только после четырех, а то и пяти месяцев. Поэтому сначала научите «ходить» на тряпку, потом передвигайте импровизированный туалет в удобное место, а затем вынесите на улицу. Хозяин должен позаботиться о том, как найти быстро собаку, если она потерялась. Для этого следует вживить чип или надеть ошейник с биркой.

Чтобы правильно воспитать питомца, нужно проводить с ним много времени и изучать его поведение. Хозяин должен быть очень внимательным, и знать, когда питбуль грустит, злится или плохо себя чувствует, чтобы быстро поменять ситуацию.

Принципы и последовательность обучения

Собаку следует обязательно подвергать большим физическим нагрузкам, так как пассивный образ жизни обязательно приведет к агрессивному поведению. Многие владельцы, не зная правил дрессировки бойцовских терьеров, прививают им злобные реакции. Пытаясь отобрать у них игрушку, они как бы вступают в борьбу и потом отдают игрушку. Питбули принимают вызов и считают, что победили, так как они рычали, кусались, что заставило хозяина сдаться. Такие неправильные игры могут служить корнями зарождения агрессии.

Чтобы реакция на собратьев была правильной, следует приучать питомца к общению с животными. Такие встречи следует проводить пару раз в неделю, причем внимательно следить за тем, как развиваются события. Питбули очень общительны, поэтому нужно наблюдать, чтобы они не перевозбудились, так как это может привести к всплеску агрессии. Важно вовремя закончить общение и увести собаку.

Питомцев следует также с детства приучать к различным местам для прогулки: парк, шумная улица, лесополоса. Не помешает знакомство с различными видами транспорта, так как впоследствии, возможно, животному придется путешествовать вместе с хозяином.

Во время тренировок хозяину следует пересмотреть свои привычки, чтобы они не служили поводом для провокаций. Собака должна понять, что самое безопасное и комфортное место для нее – рядом с хозяином. Он должен ассоциироваться у питомца с лидером стаи.

Владельцу собаки следует придерживаться определенных правил:

  1. Всегда входить первым в дом.
  2. Все действия собаки – еда, отход ко сну, прогулки – должны быть под контролем хозяина. Если питомец делает что-то запрещенное, следует быть последовательным в действиях, спокойно и твердо добиваться выполнения.
  3. Если действия собаки нежелательны, то нужно дать ей понять это в течение 5 секунд. Собаки склонны забывать. Именно поэтому и поощрение должно быть мгновенным, чтобы питомец не забыл, за что ему была предназначена похвала.
  4. Нельзя давать кусать себя. При укусах нужно издавать громкие звуки, чтобы щенок испугался и больше этого не делал.

Если владелец будет придерживаться этих простых правил, он поднимет свой авторитет в глазах питомца.

Правила поведения на тренировках

Воспитывать питбуля – дело непростое. Прежде всего, хозяин должен запастись терпением и упорством. Ни при каких условиях к животному не должна проявляться жестокость. Для тренировок выбирайте закрытый двор или пустынное место, где питомец может вволю набегаться и поиграть. Основное правило на тренировках: относиться к питомцу без агрессии, говорить спокойно и твердо.

Учитесь понимать язык тела питомца. Если собака проявляет признаки возбуждения, найдите способ, чтобы успокоить ее. Это может быть похвала или угощение. Во время дрессировок сосредотачивайтесь на процессе, а не на результате. Применение поощрений даст возможность осознать то, к чему вы приучаете.

Все ваши действия должны быть последовательными. Это является залогом того, что питбуль будет приучен к дисциплине. Всегда сохраняйте с собакой визуальный контакт.