Какие ремесла были распространены на Древней Руси? Древняя Русь: ремесла, их виды, развитие Какие ремесла были в древней руси.

Активное развитие ремесленничества началось на Древней Руси еще в конце XIII века и было обусловлено появлению узкоспециализированных специалистов в различных отраслях. Ремесла играли очень важную роль в развитии страны, поскольку они дали мощный толчок для строительства новых городов и экономического развития страны. Сегодня мы рассмотрим наиболее распространенные виды ремесленнической деятельности и поговорим об их развитии.

Места сосредоточения ремесленников

Города на Древней Руси возводились исходя из выгодного географического расположения. Они должны были не только находиться поблизости от торговых трактов, но и обладать удачным расположением, чтобы их было легко защищать в случае войны и длительной осады. Как правило, города старались строить на холмистой местности или вблизи слияния двух рек. В городах обитал не только обычный люд, но и представители власти, поэтому в них был гарнизон с достаточным для обороны количеством солдат.

По мере развития ремесленнической деятельности, в городах начали селиться мастера, благодаря чему обычные военные гарнизоны стали постепенно превращаться в крупные торговые центры. На центральной площади находилось княжеское поместье, которое окружалось стеной и заградительными сооружениями. Вокруг княжеского имения строились слободы, в которых проживали и трудились ремесленники. Мастера различных профессий и промыслов создавали товары, которые впоследствии продавались в других городах, что способствовало бурному развитию торговли. Развитие было настолько стремительным. Что уже спустя три века, на Руси насчитывалось около 60 различных видов ремесел.

Металлургия

Добыча и обработка металлов началась на Руси уже в начале XI века и считалась одной из наиболее важных отраслей. Кузнецы всегда были в почете, поскольку они изготавливали не только железные орудия труда, но и оружие, металлические доспехи и сбрую. Кузнеческое дело упоминается и восхваляется во многих произведениях народного эпоса того времени, а сами кузнецы олицетворяют собой образ мужества, силы и доброты. Изделия из железа того времени изготавливались из руды, которую добывали рудокопы на болотах. Переплавкой руды занимались кузнецы в своих мастерских в специальных печах, оснащенных горнами для раздувки и создания жара.

Кузнецы по праву считались самыми важными и значимыми мастерами, поскольку они дали начало новой эпохе развития страны и торговых отношений. Кузнецы производили огромное количество товаров, необходимых во всех сферах жизнедеятельности людей того времени. Повелители наковальни и молота производили орудия труда, оружие и многое другое. Оружие было высококачественным и славилось далеко за пределами Руси. Суммарное количество разновидностей кованных изделий, производимых кузнецами в XI веке, насчитывает около 150 единиц.

Ювелирные украшения

Производство ювелирных украшений занимает отдельную нишу в кузнеческом деле, поскольку для их изготовления ремесленники должны были обладать невероятным уровнем мастерства. Украшения на Руси были настолько великолепны, что современные ученые остаются в недоумении, как кузнецам того времени удавалось создавать настолько потрясающие ювелирные шедевры.

В Средние века в нашей стране пользовались большой популярностью различные амулеты и подвески, ожерелья, серьги и пряжи, отлитые из бронзы и изготовленные при помощи технологии зерни, которая подразумевала напаивание небольших шариков на металлическое основание. Другая техника, которая также получила широкое распространение, называется скань. В ее основе лежит напаивание различных узоров из тонкой проволоки на основание, промежутки между которыми закрашивались эмалью различных цветов.

Отдельного внимания заслуживает техника черни, поскольку изготовленные по ней украшения не только пользовались большой популярностью среди представителей знати, но и были востребованы в других странах. В основе таких украшений лежит металлическая пластина черного цвета, на которую наносились серебряные узоры.

Гончарное ремесло

Умение лепить изделия из глины и обжигать их положило начало новой эпохи в строительстве, поскольку дома начали возводить не только из срубов, но и из кирпича. Помимо кирпича, из глины изготавливалась посуда. Первые упоминания о гончарном ремесле датируются еще XI веком. В то время уже были изобретены станки для работы, которые представляли собой вращающийся круг, приводимый в движение при помощи ножного привода. Для изготовления посуды использовалась специальная глина, проходившая предварительную обработку, а готовые изделия обжигались в печах, что придавало им невероятную прочность и долговечность.

В каких отраслях ремесла мастера еще добились больших успехов?

Говоря о ремеслах периода XI-XII веков, не стоит забывать и о таких видах деятельности, как чеканка, изготовление керамики и эмалей, стеклоделии, живописи, а также тонкой вышивке, поскольку в этих ремеслах славянским мастерам не было равных. Во время археологических раскопок, проходивших в Киеве, ученым удалось найти старинные картины, выполненные древними русскими мастерами, которые поражают своей красотой.

Больших успехов в своей деятельности добились и плотники, которые занимались строительством домов, заборов и ворот, бочек, переправ, деревянных игрушек, крепостей и оборонительных сооружений, лодок и кораблей, а также других предметов утвари. По своей востребованности, плотники не уступали кузнецам.

Художественная роспись

Древнерусские маляры и художники были настоящими профессионалами своего дела и славились своим мастерством далеко за пределами страны. Постижение искусства художественной росписи происходило в специальных школах, каждая из которых имела различную направленность и готовила ремесленников определенного типа.

Одним из популярных и востребованных направлений живописи того времени была гжель. Это ремесло основано на художественной росписи белых фарфоровых предметов синими красками. Одни ремесленники изготавливали из фарфора предметы кухонной утвари и игрушки, а затем другие раскрашивали их различными узорами и орнаментом. Особой популярностью пользовалась фарфоровая плитка, расписанная синими узорами.

Еще одним популярным типом росписи была жостовская живопись. Она представляла собой роспись различных предметов утвари, выкрашенных в черный цвет, расписанных узорами ярких цветов и покрытых специальным лаком, придающим предметам невероятный блеск. Первые предметы, выполненные в стиле этого ремесла, датируются серединой XVIII века. Стоит отметить, что этот вид ремесла был очень труден в освоении, а изготовление предметов происходило в несколько этапов и отнимало очень много времени.

Хохлома

Хохлома - это одна из разновидностей художественной росписи посуды, зародившейся на Руси в начале VIII века. Кухонная утварь расписывалась цветами необычной формы и ярких оттенков, а также различными народными орнаментами, которые просто не позволяли оторвать взгляд. Предметы обихода, расписанные при помощи этой техники, могли прослужить достаточно долго, поскольку лак на них наносился в несколько этапов, после чего изделия закалялись в печи. Некоторые предметы кухонной утвари сохранились в превосходном состоянии до наших дней.

усский художественный критик Владимир Ва­сильевич Стасов так высказался о значении де­коративно-прикладного искусства: "...Настоя­щее, цельное, здоровое в самом деле искусство су­ществует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь. Народилось настоящее, не призрачное народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна^ и комната, и стакан, и лож­ка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там уже, наверное, значительна будет и интересна по мысли и форме и архитектура, а вслед за нею и живопись и скульп­тура. Где нет потребности в том, чтобы художест­венны были мелкие общежитейские предметы, там и искусство растет еще на песке, не пустило еще настоящих корней". Что же это за искусство?

Человеку генетически присуще чувство прекрас­ного. С древнейших времен люди старались окру­жить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гон­чаров, столяров, ювелиров, резчиков, вышивальщиц трудились в городах и селах, создавая удивительные произведения декоративно-прикладного искусства - одежду, мебель, посуду, украшения, оружие.

Декоративно-прикладное искусство тесно связа­но с живописью и скульптурой, но в отличие от "чистого" искусства имеет практическое примене­ние. Изделия из керамики, металла, дерева, тексти­ля, украшенные резьбой, росписью, шитьем, делали

одежду, посуду, мебель, дом, все предметы быта особенно красивыми, радующими глаз.

Наибольшего мастерства достигли древнерусские ремесленники-ювелиры. Им были подвластны са­мые сложные ювелирные техники - литье, чекан­ка, зернь, скань, чернь, разные виды эмали, резьба, гравировка. Сохранилось множество ювелирных из­делий - подлинных шедевров древнерусского деко­ративно-прикладного искусства из драгоценных ме­таллов и камней. Их особенно берегли и в случае опасности прятали.

Что тлят б севе клады

Среди ювелирных изделий самые распространен­ные - украшения. На Руси одним из любимых женских украшений были колты - подвески к го­ловному убору. Часто колты делали полыми внутри и закладывали в них пахучие травы или кусочки ткани, пропитанной ароматическим веществом. В 1906 г. на территории Твери нашли клад ювелир­ных изделий ХІ-ХІІ вв. Среди них оказался круп­ный серебряный колт в виде шес­тиконечной звезды. Ее лучи бы­ли сплошь покрыты миниатюр­ными (менее 0,5 мм в диаметре) шариками - зернью. Каждый из пяти тысяч шариков был наса­жен на колечко из проволоки толщиной 0,2 мм. Можно только гадать, как удалось неизвестному умельцу в те далекие времена выполнить такую сложную и кропотливую работу.

Немало бесценных произведе- Колт

ний древнего ювелирного искусства дошло до нас благодаря кладам. В 1822 г. на территории Старой Рязани, сожженной еще татарами, но так и не восставшей из пепла, был обнаружен редкий по богатству И искусству исполнения клад золотых из­делий XII - начала XIII в. Возможно, они принад­лежали княжеской семье и при осаде города тата­рами были закопаны в землю. Среди найденных предметов особенно ценны бармы - роскошное оп­лечье, которое носили как символ власти византий­ские императоры и русские князья. Рязанские бар­мы имеют вид ожерелья, составленного из цепи ажурных бус с пятью подвешенными к ним медаль­онами. Три центральных, украшенные изображе­ниями Богоматери и святых Варвары и Ирины, выполнены в технике перегородчатой эмали.

Эмаль, или финифть, как ее называли на Руси, была одной из самых популярных ювелирных тех­ник. Эмали - прозрачные и непрозрачные, глу­хие - это особый сплав стекла, окрашенный в раз­личные цвета окислами металлов. Рецепт изготовле­ния эмали известен: стекло толкли в порошок, добав­ляли немного воды. Получившуюся пастообразную массу наносили на металлическое изделие и три-че­тыре раза обжигали в печи. Эмаль плавилась и прочно соединялась с металлом. Затем ее полировали до блеска. По яркости цветов, иг­ре света древние эмали напоминают мозаику.

Различны виды эмалевой техники: выемчатая, р оконная,

по рельефу, расписная. Одной из самых сложных считалась перегородчатая. На плоскость изделия на­паивались тонкие металлические перегородки. Про­странство между ними заполнялось эмалью. О мас­терстве эмальеров можно судить по тому, что на миниатюрных лицах святых зрачок и глазное ябло­ко выполнены разным цветом.

Помимо эмали медальоны рязанских барм покры­ты многоярусной узорчатой сканью - ажурным узо­ром, выполненным из тонкой золотой или серебря­ной проволоки, скрученной (скатанной) из двух ни­тей. Скань называют сейчас филигранью. Изделия, украшенные ею, напоминают кружево, сплетенное из металла. Изготовление скани - дело настолько тонкое, что выражение "филигранная техника" дав­но вышло за пределы ювелирного искусства

Сохранилось немало древнерусских ювелирных изделий, связанных с религиозным культом: цер­ковные сосуды, оклады книг и икон, облачение священнослужителей.

В Новгородском историко-культурном музее-за­поведнике хранятся два древнейших сосуда - крате­ры. Они изготовлены русскими мастерами Костой и Братилой (их имена вырезаны на поддонах). Форма кратеров, их название и назначение заимствованы из Древней Греции. Мастера-керамисты изготавливали там большие колоколообразные сосуды, в которых разбавляли водой вино. Русские серебряники сдела­ли кратеры из металла, придали им сложную вось­мигранную форму и украсили изящными 8-образны- ми ручками, стенки каждого-сосуда покрыли чекан­ными изображениями святых и орнаментами.

Подъем русского декоративно-прикладного ис­кусства был прерван монголо-татарским нашестви­ем. Одни талантливые мастера погибли при обороне городов, других насильно увели в Орду. Надолго прекратилось на Руси производство черни, перего­родчатой эмали, зерни, скани.

Несметные сокровища царя

Временем расцвета художественных ремесел на Руси стал XVI век, но возрождение утраченных традиций началось еще в XV столетии. Главным центром худо­жественного ремесла становится Московский Кремль, где находились многочисленные мастер­ские, особенно Оружейная палата, и работали луч­шие мастера. Сначала в Оружейной палате произво­дили и хранили только царское оружие. Со временем палата расширилась. Вместе с мастерами-оружейни­ками работали придворные художники, украшавшие царские хоромы, писавшие иконы и книжные ми­ниатюры. Мастерские по изготовлению карет, доро­гих седел и конской упряжи для парадных царских выездов имелись при Конюшенном приказе. Отдель­ная Постельная палата, позже преобразованная в Го­судареву и Царицыну палаты, занималась изготовле­нием царского постельного белья и одежд.

В XVI в. из куска золота весом 3 кг было вы­ковано блюдо, подаренное Иваном IV своей не­весте - черкесской княжне Марии Темрюковне в день свадьбы. Его края украшены изящным черне- вым орнаментом и надписями, а в центре изобра­жен двуглавый орел - герб Российского государст­ва. На таких блюдах в старину невесте подносили фату и кику- головной убор замужней женщины. Отделка блюда настолько приглянулась русским мастерам, что ее часто повторяли позже.

Нередко драгоценную царскую утварь изготавли­вали по заказу царя или бояр, чтобы вложить в

храмы и монастыри "на помин души". После смерти царя Федора Ивановича в 1598 г. его жена Ирина Годунова вложила несколько золотых сосудов в Ар­хангельский собор Кремля. Среди них особенно кра­сивы кадило и потир, хранящиеся ныне в Оружей­ной палате. Кадило имеет форму православного хра­ма, увенчанного луковичной главой на барабане. Вся его поверхность покрыта двумя-тремя десятками драгоценных камней и чернью. На стенках сосуда в великолепной графической манере изображены апо­столы и святые, соименные членам царской семьи.

Чернь - ювелирная техника, известная еще с античных времен. На металле вырезают рисунок. Затем изделие сплошь покрывают чернью - спла­вом сернистого серебра, серы и других компонентов. После обжига в печи чернь прочно схватывается с металлической основой. Мастеру остается только спилить лишнюю чернь, не попавшую в углубления рисунка. Блеск светлого металла красиво контра­стирует с бархатной чернью орнамента.

Кадило, подаренное собору Ириной Годуновой, было столь ценным, что в начале XVII в. патриарх специальным указом разрешил пользоваться им только девять раз в году - по особо торжественным случаям.

Не менее красив и потир. Этот сосуд, по форме напоминаю­щий кубок, использовали во вре­мя литургии для причащения ве­рующих. На полированном венце его чаши среди мелкого орнамен­та, в круглых медальонах поме­щены выполненные чернью изо­бражения СВЯТЫХ И литургиче- Кадило

екая надпись. Ниже поверхность чаши по контрасту с гладким венцом покрыта крупным резным орна­ментом и драгоценными камнями.

Русские цари веками собирали художественные изделия из драгоценных металлов и камней. Имен­но эти изделия составляли главное богатство казны. Особенно преуспел в этом Иван Грозный. О разме­рах его "коллекции" можно судить по историческо­му факту: в начале 1572 г., опасаясь набега крым­ских татар на Москву, царь выехал в Новгород и увез с собой сокровища казны. Их разместили на двух обозах, состоящих из 450 саней.

Предметы из царской казны постоянно использо­вались в придворном церемониале: при венчании на царство, бракосочетании, посольских приемах, по- ставлении патриархов. Их дарили иностранным мо­нархам и послам, отличившимся Доярам и дворянам.

Потир

дипломата Джерома Горсея, дол­го показывал ему собранные са­моцветы и объяснял заключен­ную в них таинственную силу.

В залах Оружейной палаты, крупнейшего собрания древне­русского ювелирного искусства, дивишься не только красоте изде­лий и мастерству их создателей. Поражает количество золота и драгоценных камней. А ведь до XVIII в. их в России не добывали. Главным источником драгоцен­ных металлов были золотые и се-

Цари гордились своими богатствами. Ивана Грозного перед смертью каждый день носили в со­кровищницу полюбоваться своими драгоценностя­ми. Однажды он даже пригласил туда английского

ребряные иностранные монеты - английские, не­мецкие, арабские, поступавшие в казну благодаря торговле. Драгоценные камни привозили в основном с Востока - из Персии, Китая, Индии, Турции. В 1676 г. по указанию царя Алексея Михайловича русский посол в Пекине купил у китайского богды­хана редкой красоты и размеров турмалин. Сначала красный камень украшал венец Петра I, затем коро­ну Екатерины I, а позже он был укреплен на короне Анны Иоанновны. Именно эта корона выставлена ныне в витрине Оружейной палаты.

На Руси очень любили жемчуг. Крупный круг­лый жемчуг привозили с Востока, а мелкий, неров­ный добывали в озерах на севере Руси. Им украша­ли одежду, оклады икон и книг, царские венцы. По словам Павла Алеппского, побывавшего в Рос­сии в середине XVII в., на один из саккосов патри­арха Никона был нашит пуд жемчуга. В царской казне находилось такое количество "перлов" (так называли тогда жемчуг), что поляки, захватившие Москву в начале XVII в. и разграбившие Кремль, для развлечения палили жемчугом из ружей. В это время погибли многие великолепные произведения русского ювелирного искусства. Их расхищали, раз­давали солдатам вместо жалованья. После "хозяй­ничанья" поляков в Москве из семи царских венцов сохранилось только два - "шапка Мономаха" и "Казанская шапка" Ивана Грозного.

Последний век древнерусских ювелиров

Несмотря на столь неблагоприятное начало, XVII век в целом стал вершиной расцвета русского ювелирного искусства. Изделия мастеров этого вре­мени особенно пышны и праздничны. Они много-

цветны, узорчаты, нарядны. Привычные, земные формы декора причудливо сочетаются с фантасти­ческими.

В XVII в. были созданы отдельные Золотая и Серебряная палаты, где мастера - чеканщики, рез­чики, эмальеры, сканщики, алмазники - занима­лись производством изделий из драгоценных метал­лов и камней для царя и патриарха. В кремлевских мастерских работали умельцы со всей России. Не­мало было и приглашенных иностранцев - немцев, итальянцев, сербов, англичан. Они получали денеж­ное жалование, соответствующее их опыту и мас­терству. Один из самых высоких окладов - 25 руб. в год - имел знаменщик Симон Ушаков. Нередко одно изделие выполняла группа ремесленников: "судовых дел мастер" выковывал золотой или сереб­ряный сосуд, знаменщик наносил на него рисунок, чеканщик, резчик, эмальер украшали. Царь следил за работой Золотой и Серебряной палат, иногда лич­но утверждая проект нового изделия.

В 1664 г. жена умершего боярина Бориса Моро­зова, видного государственного деятеля, воспитате­ля царя Алексея Михайловича, вложила "на помин души" мужа в Чудов монастырь Кремля не­обыкновенно красивый потир. Чашу и ножку покрывали эмали ярких сочных цветов, хорошо со­четающиеся с изумрудами, руби­нами, сапфирами, украшавшими сосуд.

Близка этому потиру по сти­лю золотая чаша, подаренная патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу. Это под-

линный шедевр эмальерного искусства. Стенки ча­ши покрыты ярким растительным орнаментом. На венце - резная надпись вязью, чередующаяся с че­тырьмя крупными драгоценными камнями. В конце XVII в. царевна Софья подарила эту чашу своему любимцу - князю Василию Голицыну. Но подарку суждено было вернуться в казну: при Петре I князь попал в опалу.

Особо значимые, чудотворные иконы знамени­тых мастеров любили на Руси украшать драгоцен­ными окладами, ризами. "Владимирская Богома­терь" - одна из важнейших православных свя­тынь - имела не один, а несколько драгоценных окладов. Только в Оружейной палате их хранится не менее трех. Самый нарядный оклад был выпол­нен в середине XVII в. мастерами Кремля по заказу патриарха Никона. Все верхнее его поле сплошь покрыто разноцветными драгоценными камнями и жемчугом. Корону Богоматери украшают два огра­ненных изумруда, уникальных по размеру, весом по 100 карат каждый.

Прикладное искусство XVII в., как и живопись, тяготеет к реалиям окружающе­го мира. Это видно даже в оформлении культовых изделий. В 1678 г. большая группа масте­ров Оружейной палаты изготови­ла по царскому заказу книжный оклад для одного из кремлев­ских храмов. Сохранив традици­онную схему оформления Еван­гелия - в центре "Деисус", а по углам - четыре евангелиста, - мастера дополнили его многочис­ленными бытовыми деталями. Книжный оклад

Евангелисты изображены в богатом интерьере: полы из узорчатой плитки, нарядные колонки, дорогая мебель - столы и кресла.

По заказу Алексея Михайловича в 1672 г. специ­ально вызванные в Москву иностранные специали­сты по геральдике составили новый герб России. Мастера Золотой палаты изготовили тарелку с ге­ральдическими изображениями, выполненными цветной эмалью. В центре памятной тарелки - дву­главый орел под тремя коронами с державой и ски­петром в лапах. Вокруг - надпись черной эмалью с полным царским титулом. По краям тарелки распо­ложены изображения гербов Новгорода, Астрахани, Твери, Пскова и других русских городов и земель.

Когда ходишь по залам Оружейной палаты, ис­пытываешь чувство гордости за своих древних со­отечественников - русских ремесленников-ювели­ров, создавших всю эту красоту.

Отлринное русское оружие

ГГР) анней осенью 1808 г. в окрестностях старинно­го русского города Юрьева-Польского местная крестьянка собирала лесные орехи. Случайно ее взгляд привлек лежавший под гнилой корягой блестящий предмет. Им оказались металличе­ский шлем и остатки кольчуги, превратившейся в бесформенный комок ржавого железа. На шлеме хорошо сохранилась серебряная накладка с над­писью. По ней специалистам удалось определить, что доспехи принадлежали переславскому князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Нев­ского. Но как княжеский шлем оказался под ко­рягой?

В 1216 г. на реке Липице близ Юрьева-Польско­го произошла битва между русскими князьями, в которой участвовал и Ярослав Всеволодович. Он по­терпел поражение и, видимо, спасаясь бегством, бросил тяжелую кольчугу и шлем. Ныне шлем этот украшает экспозицию Оружейной палаты Москов­ского Кремля - богатейшего собрания древнерус­ского оружия.

Средневековая история Руси изобилует войнами и военными конфликтами. Выдающийся историк XIX в. Сергей Михайлович Соловьев подсчитал, что с 1228 по 1462 г. на Руси произошло 302 войны и военных похода, 85 крупных сражений. Совершен­ствовалось и оружейное дело.

Но не только боевое оружие изготавливали рус­ские оружейники. Для придворных церемоний - торжественных выходов и выездов царя, приемов иностранных послов, на смотрах войск - требова­лось парадное оружие.

На коронационных торжествах в XVII в. непре­менным атрибутом царских регалий, кроме венца, державы и скипетра, были государственный меч и государственный щит. "Большой воинский наряд" царя непременно включал в себя саадачный прибор (налуч, футляр для лука, и колчан для стрел), бу­латный шлем, зерцальный доспех, щит и саблю.

В древности оружие принято было дарить. Осо­бую ценность представляют посольские дары рус­ским царям - прекрасные образцы парадного за­падноевропейского и восточного оружия.

Доспе Алеши Поповича

Помните картину Васнецова "Богатыри"? Былин­ные герои в доспехах - боевом обмундировании средневекового воина - на конях. А можете ли вы описать, из чего состоят доспехи Алеши Поповича, и объяснить, что такое мисюрка, юшман, бармица?

Русские доспехи позднего средневековья были непохожи на западноевропейские, пластинчатые. Около двухсот металлических пластин общим весом до 50 кг, соединенных ремнями и шарнирами, пол­ностью покрывали тело рыцаря. Доспехи подгоняли под его рост. Но неудобство состояло в том, что облачиться в них и взобраться на коня без помощи оруженосца рыцарь не мог. Выбитый из седла, он был не в состоянии самостоятельно подняться с земли. Сплошная металлическая броня хорошо за­щищала тело, но сковывала движения и ограничи­вала маневренность в бою. Закован в броню был и рыцарский конь.

В Оружейной палате выставлен полный ком­плект парадных доспехов всадника и коня, изготов­ленный знаменитыми нюрнбергскими кузнецами и подаренный польским королем Стефаном Баторием царю Федору Ивановичу в 1584 г.

Русские воины чаще всего сражались с по­ловцами, татарами - легковооруженными всадни­ками-степняками. Тактика их боя заключалась в стремительном нападении и столь же быстром от­ступлении, поэтому русским ратникам нужны были легкие доспехи, не мешающие вести быстрый и маневренный бой.

Самым распространенным на Руси доспехом была кольчуга - длинная, почти до колен рубаха, спле­тенная из металлических колец. Изготовить кольчу­гу и другие виды кольчатых доспехов было нелегко. Сначала кузнец вытягивал металлическую прово­локу - около 600 м для одной кольчуги. Затем наре­зал ее на кусочки длиной по 3 см и скручивал их в кольца. Половину из них сваривал, а у остальных

сплющивал концы и пробивал в них отверстия. В каждое разомкнутое кольцо вставляли четыре сплошных и закрепляли заклепкой. На одну кольчу­гу шло около 20 тыс. колец. Весила она до 17 кг.

Кольчуга стоила немалых денег. Ее берегли, пе­редавали по наследству, считали дорогим подарком. Броня врага была лучшей военной добычей.

Интересна история одной из кольчуг, хранящей­ся в Оружейной палате. Она принадлежала Петру Шуйскому, известному русскому полководцу XVI в., участнику Казанского похода и Ливонской войны. После его гибели кольчуга перешла в казну Ивана Грозного. Получив известие о завоевании За­падной Сибири, царь послал ее в подарок атаману Ермаку Тимофеевичу. Спустя полстолетия доспех этот был обнаружен у одного из сибирских князь­ков и возвращен в казну. Видимо, после гибели Ермака кольчуга попала в руки врага.

Более мелкие, чуть расплющенные кольца были у панциря - разновидно­сти кольчатого доспеха. Над одним панцирем, со­стоящим примерно из 50 тыс. колец и весив­шим 6-10 кг, оружейник работал почти два года - шесть тысяч часов кро­потливого труда! Помни­те находку в окрестно­стях Юрьева-Польского, о которой упоминалось в начале главы? Именно панцирный доспех при­надлежал князю Яросла­ву Всеволодовичу. Кольчуга

Древняя Русь в средневековом мире широко славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Затем ремесленники стали заниматься только определенным промыслом, гот овили продукты своего труда для всей общины, а остальные ее члены обеспечивали их продуктами сельского хозяйства, мехами, рыбой, зверем. И уже в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок. Сначала он носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В русских городах и больших селах жили и трудились талантливые и умелые металлурги, кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи, камнерезы, сапожники, портные, представители десятков других профессий. Эти простые люди внесли неоценимый вклад в создание экономического могущества Руси, ее высокой материальной и духовной культуры.

Имена древних ремесленников, за малым исключением, нам неизвестны. За них говорят предметы, сохранившиеся от тех далеких времен.

Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. Железо тогда выплавляли из болотных руд. Добыча руды производилась осенью и весной. Ее сушили, обжигали и везли в металлоплавильные мастерские, где в специальных печах получали металл. При раскопках древнерусских поселений часто находят шлаки - отходы металлоплавильного процесса - и куски железистой крицы, которые после энергичной проковки становились железными массами. Обнаружены и остатки кузнечных мастерских, где встречены части горнов. Известны погребения древних кузнецов, которым в могилы положили их орудия производства - наковальни, молотки, клещи, зубила. вещи, в которые вложен талант и опыт, умение и смекалка.

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы.

Особого искусства достигли древнерусские кузнецы в производстве оружия. Уникальными образцами древнерусского ремесла Х века являются предметы, обнаруженные в погребениях Черной Могилы в Чернигове, некрополей в Киеве и других городах.

Техника чернения была довольно сложной. Сначала готовилась «черневая» масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. Затем этим составом наносился рисунок на браслеты, кресты, кольца и другие ювелирные изделия. Чаще всего изображали грифонов, львов, птиц с человеческими головами, различных фантастических зверей.

Совсем других методов работы требовала зернь: маленькие серебряные зернышки, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки, припаивались к ровной поверхности изделия. Какого труда и терпения, например, стоило напаять 5 тысяч таких зернышек на каждый из колтов, что найдены при раскопках в Киеве! Чаще всего зернь встречается на типично русском украшении - лунницах, которые представляли собой подвески в виде полумесяца.

Если вместо зернышек серебра на изделие напаивались узоры из тончайших серебряных, золотых проволочек или полосок, то получалась скань. Из таких нитей-проволочек создавался подчас невероятно затейливый рисунок.

Применялась и техника тиснения на тонких золотых или серебряных листах. Их сильно прижимали к бронзовой матрице с нужным изображением, и оно переходило на металлический лист. Тиснением выполняли изображения зверей на колтах. Обычно это лев или барс с поднятой лапой и цветком в пасти. Вершиной древнерусского ювелирного мастерства стала перегородчатая эмаль.

Эмалевой массой служило стекло со свинцом и другими добавками. Эмали были разных цветов, но особенно любили на Руси красный, голубой и зеленый. Украшения с эмалью проходили сложный путь, прежде чем стать достоянием средневековой модницы или знатного человека. Сначала на будущее украшение наносили весь рисунок. Потом на него накладывали тончайший лист золота. Из золота же нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. Получался изумительный набор красок, игравший и блиставший под солнечными лучами разными цветами и оттенками. Центрами производства украшений из перегородчатой эмали были Киев, Рязань, Владимир...

А в Старой Ладоге в слое VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс! Древние ладожане соорудили вымостку из камней - на ней и были найдены железные шлаки, заготовки, отходы производства, обломки литейных форм. Ученые полагают, что здесь когда-то стояла металлоплавильная печь. Найденный тут же богатейший клад ремесленных инструментов, видимо, связан с этой мастерской. В составе клада двадцать шесть предметов. Это семь маленьких и больших клещей - они использовались в ювелирном деле и обработке железа. Для изготовления ювелирных изделий применялась миниатюрная наковаленка. Древний слесарь активно пользовался зубилами - их здесь найдено три. С помощью ювелирных ножниц резали листы металла. Сверлами проделывали отверстия в дереве. Железные предметы с отверстиями служили для вытягивания проволоки при производстве гвоздей и ладейных заклепок. Найдены также ювелирные молоточки, наковаленки для чеканки и тиснения орнаментов на украшениях из серебра, бронзы. Здесь же обнаружены и готовые изделия древнего ремесленника, - бронзовое кольцо с изображениями человеческой головы и птиц, ладейные заклепки, гвозди, стрела, клинки ножей.

Находки на городище Новотроицком, в Старой Ладоге и других поселениях, раскопанных археологами, говорят о том, что уже в VIII веке ремесло начало становиться самостоятельной отраслью производства и постепенно отделяться от сельского хозяйства. Это обстоятельство имело важное значение в процессе образования классов и создания государства.

Если для VIII столетия мы знаем пока лишь единичные мастерские, а в целом ремесло носило домашний характер, то в следующем, IX веке их число значительно увеличивается. Мастера производят теперь продукцию не только для себя, своей семьи, но и для всей общины. Постепенно укрепляются дальние торговые связи, различные изделия продаются на рынке в обмен на серебро, меха, продукты сельского хозяйства и другие товары.

На древнерусских поселениях IX-Х веков археологи раскопали мастерские по производству глиняной посуды, литейные, ювелирные, косторезные и другие. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии делало возможным для отдельных членов общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать.

Развитие земледелия и отделение от него ремесла, ослабление родовых связей внутри общин, рост имущественного неравенства, а затем и появление частной собственности - обогащения одних за счет других - все это формировало новый способ производства - феодальный. Вместе с ним постепенно возникало и раннефеодальное государство на Рус и.

Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, позволяющем производить высококачественные, часто .

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок . С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок - кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX-XX вв. назывались кустарями.

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

Становление профессионального ремесла , особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. - первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий - гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Виды ремёсел

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

и многие другие.

В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

Художественное ремесло

Художественное ремесло - культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне её культуры. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Так, золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и т. д.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и т. д. В Древнем Киеве, например, было 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское художественное ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам. Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие. На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло, каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. , поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа.

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы (народное ремесло ) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен , где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которые имеют не только эстетическую ценность, но и находят практическое применение.

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений.

Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов, но многие модернисты также используют необычные элементы и конструкции, например, промышленные детали и механизмы.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на поток (массовое изготовления фабричного типа).

Поскольку ручная работа и подобного рода ремесло развивает интеллект и разного рода навыки, иногда в учебные процессы школ и институтов вводят специальные задания по созданию чего-либо. Для изготовления многих изделий нужны определённые навыки, но, как правило, научиться ремеслу может каждый. Многие виды ремесла становятся популярными уже спустя некоторое время после появления, иногда - нет.

История ремесел

Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.

При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома.

Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.

Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно - небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов - именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

  • пекарное и мельничное ремесло превратились, каждое в свою часть пищевой промышленности
  • сапожное ремесло превратилось с годами в обувную промышленность
  • ткацкое и прядильное ремесла вместе родили текстильную промышленность
  • портновское ремесло превратилось в швейную промышленность
  • кузнечное ремесло стало прародителем целого ряда промышленностей, связаных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.

Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в можно насчитать не менее десятка.

Центрами развития ремесла становились города. Они возникали из крепостей-замков и из торгово-ремесленных поселков. Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которого обслуживал ремесленными изделиями. В городах имелись рынки, на которых продавались продукты питания и ремесленные изделия, туда привозили товары иноземные купцы.

Скандинавские источники называют Русь «страной городов». В русских летописях IX-X в. упомя­нуто 25 городов, в летописях XI в.- 89. Расцвет древнерусских городов приходится на XI-XII вв. Древнерусский город состоял из крепости - детинца и городского посада, где жило торгово-ремесленное население и находился рынок - торг. Население Киева, который хронист XI в. Адам Бременский называл «соперником Константинополя», исчислялось десятками тысяч человек. Как и в городах Западной Европы, в древнерусских городах возникали ремес­ленные и купеческие объединения, но цеховой строй на Руси так и не сложился.

Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы купцов. В «Русской Правде» предусматривались меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князья Владимир Святославович и его сын Ярослав Владимирович выпускали в небольших количествах серебряную монету.

Своими изделиями Русь завоевала известность в Европе. В городах ремесленники работали на заказ и на рынок.

Одежду для знати шили из узорчатых тканей и расшивали цветными шелками и шерстью, золотыми или серебряными нитями. Иногда тканый или вышитый узор воспроизводили более простой техникой - уже в X-XI вв. на Руси появилась цветная набойка.

Шелк и золототканая парча встречаются в погребениях богатых людей.

Богатые боярские одежды украшались нашивными бляшками с рельефным и цветным узором и сплошными рядами саженного жемчуга. Особенно пышно выглядели, судя по древним изображениям, верхние плащи - корана. На корзна шли самые дорогие привозные ткани - оловир, аксамит, парча и др. Крупный тканый рисунок интересен и своими сюжетами: львы, слоны, птицы с девичьими ликами, всадники, крылатые быки и барсы, яркие цветы, орлы - весь пестрый мир восточной сказочной фантастики красовался на плащах дружинников.

Торговля шелковыми тканями с Востока уже в IX в. была почти монополизирована купцами русов. До крестовых походов Русь была важнейшим посредником в торговле Запада с Востоком. Недаром французский поэт XII в. воспевая красавицу, говорил о ее прекрасной одежде из «русского шелка». Древнерусские горожане постоянно видели перед собой одежды, на которых русские узоры сменялись узорами иранских и византийских тканей. Из этих тканей до нашего времени уцелели лишь немногие фрагменты.

В ремесленных мастерских изготавливались орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клещи), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шлемы, мечи), предметы быта (ключи, замки), украшения - золо­тые, бронзовые, медные. Была освоена сложная техника зерни (выделки узоров из мельчайших зерен металла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья и черни (изготовление черного «фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали.

Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. Широкий простор деятельности «кузнецов золоту и серебру» открывался в области изготовления украшений.

Золотые короны русских княгинь украшались эмалью и жемчугом. От короны к плечам спускались золотые цепи с изображением птиц; цепи заканчи­вались колтами (древнерусскими полыми подвесками, часто украшенными зернью, сканью, эмалью, чернью) с сиринами, барсами, цветами. Шея женщины богато украшалась различной «гривною утварью», в состав которой входили мониста из больших медальонов, разнообразные бусы, подвески, крестики. Все это было сделано тонко, изящно, увито завитками скани, усыпано тончайшей зернью. Руки женщины были перехвачены в запястьях широкими серебряными браслетами, богато орнаментированными изображе­ниями птиц, кентавров, гусляров и плясуний, на пальцах красовались перстни. Сами князья и бояре были одеты в узорные корзны, на головах носили особые шапки с меховой опушкой и узорным верхом, ворот и рукава были расшиты нитями и вышивкой. Кафтан застегивался красивыми ромбическими застежками или завязывался цветными шнурами, пояс украшался серебряным или золотым набором, на ногах были сафьяновые сапоги, расцвеченные и рас­шитые жемчугом.

Кроме того, воины старались по возможности украсить свое оружие и доспехи. Позолоченные или посеребренные шлемы обкладывались чеканными серебряными узорами или изображениями святых, кольчуги оторачивались медной каймой, рукояти и ножны мечей украшались серебряной проволокой, гравировкой по серебру и литыми накладками (на концах ножен) с изображением птиц, звериных морд, ременного плетения. На бронзовых гирях от кистеней отливались рельефные изображения птиц. Особенно изысканно орнаментировались парадные церемониальные топорики: на них изображались птицы по сторонами дерева и художественно выполненные ини­циалы (например, буква А, образованная фигуркой змея и вонзаемым в него мечом).

Боевой конь, спутник воина, также был предметом заботы мастера-ювелира. Уздечки с бронзовыми бляшками, с головами зверей на концах ремней, седла из «жженого злата» и цветистые, узорные чепраки украшали коня. Костяные накладки колчанов с причудливым переплетением фантастических зверей, резные рукояти ножей, изящные складные гребни, шпоры с миниатюрными золотыми гвоздиками, боевые щиты с геральдическими символами и мно­жество других различных предметов довершали убранство воина.

Носы боевых кораблей украшались резными головами драконов, высоко поднятыми над водой, а паруса шились из цветного шелка.

«Почестные пиры» князя с дружиной, воспетые былинами, летописями и даже христианскими про­поведниками, были своеобразной выставкой княжеского богатства: столы уставлялись золотой и серебряной посудой, турьими рогами в чеканной оправе, стеклянными бокалами и резными ковшами, полы устилались цветистыми восточными коврами.

Слуги подавали воду для умывания в бронзовых сосудах в виде животных или всадников. Рядом со столами слуги раздували бронзовые курильницы («укропницы»), также оформленные в виде зверей; их внутренность наполнялась ароматическими тра­вами, через ажурную прорезь «в теле» шел дым, а из «глаз» и «ушей» вырывалось пламя. Помещения освещались свечами в подсвечниках, стоящих на звериных лапах, а для больших княжеских гридниц применялись, вероятно, такие же бронзовые паника­дила на двенадцать или шестнадцать свечей, какие известны из церквей X-XII вв.

Пиршественная утварь также орнаментировалась очень разнообразно. Имелись все виды ювелирной техники и самые разнообразные сюжеты. Рядом с русской утварью попадаются иноземные изделия. Иногда заботливая рука княжеского казначея отмечала на дне цену, за которую была куплена та или иная художественная вещь.

Княжескую казну, хранилище огромных художественных и материальных ценностей, показывали послам иностранных государств, которые восхищались обилием и красотой утвари.

Развивалась внешняя торговля Руси. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Купцы из Киева ездили в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию, из Новгорода и Полоцка - по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад. Торговали во владениях Арабского халифата. В таможенном уставе X в. города Раффель-штеттена (Германия) упоминаются славянские купцы. Вывозили из Руси главным образом сырье. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мед, смола, лен и т. д.