Какому шахматному суперкомпьютеру проиграл гарри каспаров. Гарри Каспаров – лучший среди лучших

Летом и осенью 2013 в газетах, «Гардиан», «Нью-Йорк Таймс» и «Нью-Йорк Пост», прочитал о пьесе Мэтта Чармана «Машина», рассказывающей о матче Каспаров - Deep Blue. Сейчас Мэтт Чарман прославился как автор (вместе с братьями Коэн) выдвинутого на премию «Оскар» 2016 оригинального сценария фильма Стивена Спилберга «Шпионский мост». Пьеса «Машина» – о драматичной эпической битве человека с гигантским компьютером – ставилась в Нью-Йорке в Park Avenue Armory. Спектакли проходили с 4 по 18 сентября 2013.
К 2013 я уже забыл и счет матча, и как он проходил: сам я не анализировал партии, дебютный репертуар у меня был другой, как теоретик я специализировался по другим началам. Но помнил точно о победе компьютера IBM. Журналисты трубили: Победа искусственного интеллекта над чемпионом мира по шахматам! Машина обыгрывает человека! Компьютер – суперстар! Веха в истории ИИ! Заглянув в Википедию, обнаружил, что матч закончился с перевесом компьютера только в одно очко 3.5-2.5, причем исход матча решился в последней шестой партии. Эта партия и примечания Википедии показались мне странными. Каспаров быстро проиграл, комментаторы Вики поставили три вопроса к его ходам 7…h6? 11...b5? и 16…Сc6?, и какие-то эксперты говорили, что вместо 8… Фe7 надо было сразу брать коня. Неужели чемпион мира сделал четыре ошибки за 18 ходов? Я решил разобраться с этим и выяснить истину, используя как современные шахматные программы, так и свое, человеческое понимание позиций с применением эвристик или общих стратегических принципов игры. В основном анализировал с помощью Houdini, иногда, в каких-то спорных ситуациях, использовал Fritz, Rybka или Stockfish.
Итак, перед 6-й партией счет был равный 2.5-2.5, и если бы партия завершилась вничью, то Человек выстоял бы против Машины. В статье «The Truth About the Decisive Game Between Deep Blue and Garry Kasparov, New York 1997, Game 6» 20.10.2013 я отвечаю на вопросы: Сколько ошибок сделал Каспаров? Мог ли он уравнять игру?

Решающая партия матча Каспаров – Deep Blue, Нью-Йорк 1997

Deep Blue – Гарри Каспаров (2785)
1. e4 c6 Согласно Mega Database до этой партии с Deep Blue Гарри Каспаров играл защиту Каро-Канн черными 19 раз (9 побед, 2 поражения) с 1977 по 1982, белыми 28 раз (15 побед, 2 поражения) с 1976 по 1996. Он вспомнил молодость. 2. d4 d5 3. Кc3 dxe4 4. Кxe4 Кd7 5. Кg5 Кgf6 6. Сd3 e6 7. К1f3 h6 Рискованный, но вполне нормальный ход для игрока, знающего все нюансы. Я не люблю такие варианты, так как не люблю защищаться, атаковать приятней. Хотя, если изучать месяц, то можно сыграть. Проще 7… Сd6.
8. Кxe6! Жертва коня – сильнейший ответ. Современные программы тоже выбирают этот ход. Подозреваю, что Каспаров ожидал от Deep Blue отступления конем на e4, так как в 1990-х годах компьютеры очень редко жертвовали фигуры в неясных позициях. Сейчас, в феврале 2016 я посмотрел логи партий в www.research.ibm.com/deepblue/watch/html/c.html IBM The Match. В логах 6-й партии www.research.ibm.com/deepblue/watch/html/game6.log с 1 по 11 ход написано «book moves», что означает, что эти ходы взяты из дебютной библиотеки. Каспаров не подозревал, что агрессивный ход 8. Кxe6 просто записан в памяти Deep Blue.

8… Фe7? Ошибка. Решающая ошибка в решающей партии. Правильно сразу побить коня 8...fxe6, и как показывает анализ, у черных находятся контршансы во всех вариантах. Хотя у белых хорошая компенсация за фигуру, при правильной игре обеих сторон партия должна закончиться вничью. В одной из последних гроссмейстерских партий Х. Стефанссон – Х. Гранда Сунига, Рейкьявик 2015 черные выиграли в 18 ходов.
Эвристика: В дебюте быстро развивай фигуры. Исходя из общих принципов ход 8… Фe7? тоже хуже 8...fxe6, после 9. Bg6+ Ke7 10. O-O Qc7 11. c4 Kd8 черные могут развивать королевский фланг, выводя слона и ладью на простор, после 8… Фe7? это невозможно. Почему же Каспаров предпочел 8… Фe7? Скорее всего, во время домашней подготовки он не изучал серьезно жертву коня, думая, что Deep Blue пойдет 8. Кe4.
9. O-O fxe6 10. Сg6+ Крd8 11. Сf4!

Выигрывающий ход, как показало мое исследование. Впервые применил Е. Геллер в 1986 на Мемориале Чигорина в Сочи, победив Э. Медуну. У белых явное преимущество в развитии, могучие слоны контролируют поля вокруг черного короля.
Посмотрев партии этого варианта, я обнаружил, что его играли мои венгерские знакомые, международный мастер Золтан Шиклоши и гроссмейстер Петер Леко. Шиклоши одержал победу над М. Немет в Ленке, Швейцария в 1990 после 11. Сf4. Леко избрал другой сильный ход 11. с4 и разгромил Г. Бахтадзе в 22 хода, Лас-Пальмас, 1995.
11...b5!? Каспаров пытается активизировать силы на ферзевом фланге и планирует перевести коня в центр. Однако этот и все другие ходы ведут к поражению. 12. a4! Deep Blue атакует! 12…Сb7 13. Лe1 Кd5 14. Сg3 Крc8 15. axb5 cxb5 16. Фd3 Сc6 Черный король в опасности.

17. Сf5! exf5 Компьютер забирает ферзя. 18. Лxe7 Сxe7 19. c4! Снова лучший ход: Deep Blue вскрывает вертикали для ферзя. Каспаров сдался.
Ответы на вопросы. Каспаров сделал только одну ошибку 8… Фe7. Этого было достаточно для суперкомпьютера, Deep Blue играл хорошо и победил чемпиона. Но если бы Каспаров сразу побил коня 8...fxe6, то вполне мог уравнять и сделать ничью в партии и матче.

Немного критики. В Geektimes есть пост geektimes.ru/post/246086 о матче. Когда неспециалист поднимает тему, то основное переписывает у других, добавляя от себя всякую глупость. Видно, что человек не играл в шахматы серьезно, никогда не готовился к турнирам, не анализировал дебютные варианты. Чуть ли не с первых строк этот пост вызывает смех. «Экстравагантным» дебют Рети был 100 лет назад. «Диковинную» систему с двойным фианкетто до 1997 года Каспаров применял минимум 11 раз. В 1978 против Г. Говашелишвили в Баку (1-0, 36 ходов). В 1980 против Б. Торо Санчеса в Дортмунде (ничья, 22 хода). В 1987 против В. Корчного в Брюсселе (ничья, 51 ход), там же против Г. Сосонко (1-0, 34). В 1987 против А. Карпова в Севилье (1-0, 64 хода, матч за звание чемпиона мира). В сеансах одновременной игры против Б. Хунд в 1988 в Базеле (1-0, 63), в Каннах против М. Улыбина (ничья, 40). В 1990 против Н. Шорта в Париже (1-0, 59). В сеансе одновременной игры в 1991 против А. Нуньеса в Галисии, Испания (1-0, 30 ходов). В 1993 против Ф. Тейлор Боуда в Лондоне (1-0, 22 хода). В 1994 против Ананда в Нью-Йорке (ничья, 24 хода). Двойное фианкетто диковинно только для неофитов, знающих один ход – 1. e2-e4. Как пел Владимир Высоцкий: «Чтой-то мне знакомое… Так-так!». Дебют 4-й партии – это не защита Пирца-Уфимцева, там обязателен ход …g6, фианкетто.
Антикомпьютерная стратегия – это создание закрытой позиции с пешечными цепями, чтобы главную роль стало играть долгосрочное планирование. Если программа считает на 15 ходов вперед, то осуществление плана по переброске фигур может длиться 20 ходов. Хороший пример антикомпьютерной стратегии – 3-я партия матча Каспаров – X3D Fritz, Нью-Йорк 2003, есть на сайте Chess Siberia. Про оценочную функцию и отличия я пишу в последней главе своего научно-фантастического романа «Светлый путь» (со слов «Человек и компьютер играют в шахматы по-разному»).

Краткие обзоры партий матча

Гарри Каспаров, 13-й чемпион мира по шахматам. Фото Борис Щипков, Новосибирск 2005

1-я партия. Каспаров – Deep Blue 1-0 . Дебют Рети. Каспаров играл сильно, компьютеру было трудно оценивать такие позиции, особенно с двумя проходными пешками.

2-я партия. Deep Blue – Каспаров 1-0 . Испанская партия. После слабой игры в дебюте и стратегической ошибки Каспаров лишился контригры. В конце допустил промах и Deep Blue, но Гарри не воспользовался подарком судьбы.

3-я партия. Каспаров – Deep Blue 1/2 . Английское начало. Каспаров попытался увести машину прочь от теории «неординарным» 1. d3, но она брала ходы из дебютной базы до 8-го хода. Конь в центре обеспечивал Deep Blue примерное равенство.

4-я партия. Deep Blue – Каспаров 1/2 . Неправильное начало, защита Каро-Канн с потерей темпа. Дебютная библиотека, до 7-го хода, после чего Deep Blue опрометчиво закрыл позицию ходом 9. e5 (юмор: это антикомпьютерный ход), и Каспаров получил приятную игру. Правда, я бы предпочел 12…fxg6!, сразу открывая линию f. Deep Blue ослабил своего короля ходом 26. b5?, но Каспаров поменял ферзей, далее точнее 35…Лff2!.. Эндшпиль ничейный.

5-я партия. Каспаров – Deep Blue 1/2 . Дебют Рети. Deep Blue поменял слона на коня 4… Сxf3 просто потому, что этот ход был в дебютной библиотеке. Железный монстр зря перешел в эндшпиль, и Каспаров мог победить ходом 44. Лg7+ с дальнейшим 45. g6. Затем Deep Blue, рассчитав четырехходовый вариант, уверенно сделал ничью четким 47… Крb6. Каспаров потерял душевное равновесие.

6-я партия. Deep Blue – Каспаров 1-0 . Защита Каро-Канн. Каспаров споткнулся в дебюте ходом 8… Фe7, и Deep Blue быстро нокаутировал соперника тяжелыми ударами.
Deep Blue одержал верх в матче против Гарри Каспарова со счетом 3.5-2.5.

Подведем итоги

Deep Blue играл ничем не лучше Каспарова, поэтому бороться с чемпионом мира в матче-реванше IBM не было никакого смысла, результат мог быть любым.

Каспаров не догадывался, что у Deep Blue огромная дебютная библиотека и база партий. Заметна плохая дебютная подготовка Каспарова: 2-я, 6-я партии.
Каспаров не понимал, почему Deep Blue играл с перепадами, делал то сильный ход, то слабый. Но объясняется это очень просто. Deep Blue за данное ему время может рассчитать позицию, например, на 7 ходов вперед. Однако на 8-м ходу у соперника есть мощный ответ, опровергающий вариант компьютера (например, на 6-м ходу забирает ладью, а на 8-м проигрывает ферзя). После первого хода Deep Blue замечает этот мощный ответ и отклоняется в сторону. Но поздно, так как предыдущий ход был не лучшим, а возможно, даже ошибкой. За 7 или 8 ходов Deep Blue мог не распознать вечный шах, поэтому выбрал 45.Ra6? во 2-й партии.

Каспаров проиграл матч из-за того, что не знал, как работает шахматная программа, не знал, что дебютная библиотека в памяти компьютера может быть очень большой, а также из-за излишней эмоциональности и плохой подготовки.

В 1997 году Гарри Каспаров проиграл шахматный матч компьютеру Deep Blue. В первой партии матча компьютер сделал ход, который вывел Каспарова из равновесия и заставил экспертов говорить о скрытой силе искусственного интеллекта. Поражение Каспарова навсегда изменило историю шахмат, и только спустя несколько лет выяснилось, что за ним стояла случайность - обычный компьютерный сбой.

Поражение Гарри Каспарова было по-настоящему обескураживающим. После того как в 1985 году российский гроссмейстер стал самым молодым чемпионом мира по шахматам, он не покидал первой строчки рейтинга ФИДЕ. К 1997 году Каспаров был шестикратным обладателем шахматного "Оскара" и уже тогда укрепился в статусе одного из самых молодых и талантливых игроков в истории шахмат. Среди людей Каспарову не было равных, и никто не ожидал, что достойным соперником ему может стать компьютер. В то время никто не воспринимал шахматные программы всерьез - ни одной серьезной победы они не одержали, не говоря о победе над чемпионом мира.

Для Каспарова это был не первый опыт игры против Deep Blue, разработанного компанией IBM. В 1996 году Каспаров играл с этим суперкомпьютером и одержал уверенную победу 4:2, проиграв всего одну партию из шести и одержав три победы. Тем не менее, в этом матче компьютер установил историческое достижение: никогда еще действующий чемпион мира не проигрывал машине в партии с классическим контролем времени. Каспаров, однако, все равно считал, что компьютер не может его победить. "В классических шахматах, на серьезном уровне, компьютерам ничего не светит в XX веке" - эти слова Каспарова журналисты охотно вспоминали после матча-реванша.

За год IBM доработала Deep Blue, усилив его мощность почти в два раза: новый суперкомпьютер был способен просчитывать 200 миллионов позиций в секунду, его пиковая производительность составляла 11,38 гигафлопс, и в рейтинге самых мощных суперкомпьютеров мира Deep Blue занимал 259 место. Матч-реванш с Каспаровым был широко разрекламирован, за ним следили во всем мире. И для экспертов, и для обычных любителей шахмат, и даже для посторонних людей это была не просто игра, это было романтическое противостояние человека и машины.

Как и предыдущий матч, этот состоял из шести партий, первую из которых чемпион мира выиграл белыми довольно уверенно. Перед игрой Каспаров не сомневался в своих силах, и, судя его по поведению на пресс-конференции после, эта победа только укрепила его уверенность. Однако именно в первой партии произошло событие, возможно, определившее исход всего матча. В сбалансированной позиции в эндшпиле Deep Blue сделал ход, который не укладывался ни в какие теории. Ход был очень плохим, и несколько минут спустя компьютер сдался.

В недавно вышедшей книге журналиста The New York Times Нейта Силвера "The Signal and the Noise: Why So Many Predictions Fail - But Some Don"t" ("Сигнал и шум: Почему некоторые прогнозы сбываются") один из создателей Deep Blue Мюррей Кэмбел рассказал, что компьютер сделал этот ход по ошибке. Авторы программы Deep Blue знали об этой ошибке (она всегда возникала в эндшпиле, а ошибочный ход был 44-м) и думали, что избавились от нее. Так как между партиями, по условиям матча, программисты могли вносить изменения в код, уже ко второй партии ошибка была устранена.

Вторую партию Каспаров неожиданно проиграл, причем чемпион мира явно действовал необдуманно. Он сдался на 45 ходу, хотя имел очевидную (для шахматиста его уровня) возможность в несколько ходов свести матч к ничьей. Силвер предполагает, что, анализируя тот самый спорный 44 ход Deep Blue в первой партии, Каспаров и его помощники могли переоценить силу компьютера, поэтому шахматист утратил уверенность: в его глазах соперник стал гораздо сильнее, чем был на самом деле, Каспаров стал его бояться.

Возможно, именно это и стало причиной поражения Каспарова - по крайней мере, так полагает Силвер. После второй партии чемпион мира обвинил команду IBM в жульничестве - он заявил, что Deep Blue дают советы сильные шахматисты, потому что он играет не как компьютер. Кэмбел заявил, что ни одного убедительного доказательства этих обвинений за 15 лет, прошедших со дня матча, так и не было представлено. В напряженной атмосфере Каспаров свел три следующие партии вничью, и перед решающей партией счет был равный 2,5:2,5.

Последнюю партию Каспаров играл черными и выбрал защиту Каро-Канн, но почти сразу же ошибся в дебюте. Эту ошибку можно было объяснить только нестабильным эмоциональным состоянием чемпиона мира, потому что Каспаров не раз играл эту защиту и никогда не пытался отойти от известных вариантов, к тому же дебют - самая консервативная часть шахматной партии. Возможно, ход Каспарова не был ошибкой, и таким образом он хотел запутать компьютер. Но если это так, то его план провалился - на 17 ходу Каспаров сдался, проиграв партию, а с ней и весь матч.

Строго говоря, ошибка Deep Blue в матче с Каспаровым - не такая уж и новость. В книге 2002 года "Deep Blue: An Artificial Intelligence Milestone" ("Deep Blue: Новая ступень искусственного интеллекта"), написанной специалистом по шахматным компьютерным программам Монти Ньюборном, приводились примерно те же самые слова Кэмбела, что и в книге Силвера. Ученый заявлял, что, просчитав спорный ход компьютера на 30-40 ходов вперед, команда Каспарова так и не нашла комбинации, при которых Deep Blue выигрывал - любой ход был бы проигрышным. Почему в таком случае компьютер выбрал именно этот ход? Каспаров и его помощники так и не нашли ответа на этот вопрос, а мало что пугает так, как неизвестность.

Победа Deep Blue стала переломом в истории шахматного противостояния машины и человека. В следующем 1998 году программа Rebel 10 выиграла матч против Вишванатана Ананда, который тогда хоть и не был лучшим в мире, но уже играл очень сильно. В 2003-м Каспаров сыграл вничью матч из шести партий с Deep Junior, а в 2006 году компьютер вновь обыграл чемпиона мира: программа Deep Fritz выиграла матч у Владимира Крамника, который из шести партий не сумел победить ни в одной.

После поражения Крамника популярность матчей человека против компьютера стала падать. Дело в том, что компьютерные шахматные программы развивались слишком быстро, и примерно в 2007 году стали играть лучше любого шахматиста, даже самого сильного. Уже в 2009 году на мобильных телефонах появились программы, играющие на уровне гроссмейстера. Сейчас рейтинг Эло самой сильной шахматной программы Houdini, разработанной бельгийцем Робером Ударом, составляет 3306 пунктов. Для сравнения, рейтинг Каспарова - до сих пор никем не превзойденный - на пике составлял 2851 пункт.

Шахматные суперкомпьютеры теперь соревнуются между собой и помогают лучшим шахматистам мира в подготовке к серьезным матчам. Однако IBM, как будто в знак признательности, трогательно хранит на своем сайте страницу , посвященную первой победе Deep Blue и людям, которые его создали.

Одна из величайших шахматных партий всех времен и народов - это, вне всяких сомнений, сражение Гарри Каспарова и суперкомпьютера Deep Blue от IBM, в 1997 году. Это была уже вторая игра Каспарова с суперкомпьютером, матч-реванш машины.

Первая партия в игре была очень сложной и напряженной, у Каспарова было поначалу преимущество, но, начиная с 44 хода, он перестал понимать логику игры машины, и, в итоге, проиграл весь матч. Спустя некоторое время Каспаров даже обвинил инженеров IBM в «читерстве»: манипуляциях с ПО машины, которые и привели к поражению. Спустя 17 лет ситуация прояснилась - Каспаров проиграл из-за сбоя в алгоритме работы компьютера в самой первой партии всего сражения.

Что такое Deep Blue ?

На то время Deep Blue был действительно очень мощной системой. Суперкомпьютер представлял из себя систему с 32-ядерным (32-node) процессором IBM POWER2, каждый из которых был подключён к восьми специализированным шахматным процессорам VLSI, работающим на серверной платформе RS/6000. Код Deep Blue был написан на С, а в качестве операционной системы использовалась IBM AIX. Deep Blue, просчитывал 200 миллионов позиций в секунду, а его пиковая производительность составляла 11,38 гигафлопс.


Немного о Deep Blue от его создателя

Работа по созданию специализированных компьютерных систем велась в IBM, начиная с 1950 года. В 1985 году появился первый компьютер для решения узкоспециализированных шахматных задач. Его построил аспирант университета Карнеги Feng-hsiung Hsu, и эта система получила название ChipTest.

Чуть позже уже Мюррей Кемпбелл вместе с Feng-hsiung Hsu приступили к работе по созданию Deep Blue, став работниками IBM. Первая версия системы проиграла Каспарову в 1989 году. Второе поражение от человека система получила в 1996 году. И уже в 1997 все партии были выиграны машиной.

Проигрыш человека машине

На 44 ходу критической партии Deep Blue сделал, по всеобщему мнению, бессмысленный ход: переставил ладью с D5 на D1. Этот ход не давал никаких перспектив - ни позиционных ни каких-либо иных. Эту партию Каспаров выиграл, но логику компьютера понимать перестал , и последующие две партии (2-ю и 6-ю) сдал, проиграв все сражение.

Сейчас выяснилось, что тот ход был обычным сбоем. Ранее инженеры IBM запрограммировали Deep Blue на выполнение безопасного хода, если случится какой-либо сбой. И когда этот сбой произошел, компьютер просто подвинул фигуру, вместо того, чтобы сделать просчитанный позиционный ход, что не принесло ничего, ни усиления, ни ослабления позиций.

Вот так обычная ошибка компьютера, баг, привела к поражению человека в эпохальном шахматном сражении «человек против машины».

По мотивам этой ошибки был снят документальный короткометражный фильм, который можно

Гарри Каспаров – воспитанник классической советской шахматной школы. Его не напрасно считают продолжателем великих игроков, практикующих комбинационный стиль. Каспарову удалось вобрать в себя силу Алехина, Таля, Чигорина и других великих шахматистов.

Каспаров аналитик. Каждый его шаг – это хорошо просчитанная комбинация. Он точно знает зачем и почему он совершает каждое свое действие за шахматной доской. Более того, благодаря своей уникальной памяти, Гарри может держать в голове огромное количество различных комбинаций и вариантов игры.

Гарри Кимович Каспаров родился в Баку 13 апреля 1963 года. Сегодня большая часть экспертов говорит о том, что это величайший шахматист в мировой истории. На второе место ставят, как правило Фишера.

Начало пути Каспарова.

В детстве Гарри прошел хорошую шахматную школу, во время которой он очень тщательно изучил и проанализировал наследие, оставшееся от великих мастеров шахматной игры. Он учился у таких признанных мастеров, как , Ботвинник и др. Как результат – в 15 лет Каспарова признали во всем мире. Он стал одним из самых сильных шахматистов Советского Союза и международным гроссмейстером.

Однако свою первую шахматную задачу Гарри решил гораздо раньше. Дело в том, что его родители увлекались шахматами, и решали напечатанные в газетах шахматные задачки. Маленький Гарри часто наблюдал за ними, и в 5 лет подсказал родителям решение одной из задач. Уже в 7 лет малыша отдали в шахматную школу. Первым учителем Каспарова был Олег Притворский.

Уже в 12 лет Гарри одержал свою первую победу на чемпионате СССР.

Противостояние – Карпов – Каспаров.

Взойдя на международный шахматный олимп, Каспаров выбрал себе нового учителя. Им стал Анатолий Карпов. Матчи между этими двумя выдающимися игроками даже получили свое название – противостояние двух «К». Это всегда красочный и эмоциональный поединок. Игроки сыграли более ста матчей, во время которых было созданы множество дебютных вариантов и разыграно прекрасных партий. И в итоге Гарри все таки смог поднять уровень своей игры настолько, что стал тринадцатым чемпионом мира.

В середине 80-х годов началась эпоха смены лидера. Причем первое и второе место в турнирных таблицах чаще всего занимал или Карпов, или Каспаров. То есть это опять было противостояние двух «К».

Разрыв с ФИДЕ.

Как импульсивный человек, Каспаров совершал много ошибок во время своей шахматной карьеры. Одной из таких ошибок стал разрыв с ФИДЕ и создание Профессиональной шахматной ассоциации. Произошло это 27 февраля 1993 года. Тогда Гарри заявил, что свой матч с Найджелом Шотом он проведет без участия ФИДЕ, но под покровительством нового созданного им органа – Профессиональной шахматной ассоциацией. Матч так и прошел.

Однако ассоциация просуществовала не долго. После того, как Каспаров отказался от поединка с компьютером Deep Blue, корпорация Intell отказалась от спонсирования ПШФ, и уже в 1996 году ассоциация прекратила свое существование.

Компьютер против Каспарова.

Первая игра между человеком и компьютером состоялась в 1898 году. Тогда компьютер выиграл у международного гроссмейстера Бента Ларсена. Реакция на матч у Каспарова была однозначной. Он заявил, что компьютер не может быть умнее человека.

В ответ на это, в 1996 году IBM предложили Гарри сыграть партию с новым супермощным компьютером «Дип Блю». Каспаров согласился, и матч прошел в феврале 1996 года. Каспаров выиграл со счетом 4:2, но умудрился начисто «слить» первую партию. Это был первый в мировой истории случай, когда компьютер смог обыграть чемпиона мира.

Однако, из-за того, что Каспарову не смогли предоставить «лог» файл того, как именно думал компьютер, чемпион мира заявил, что игра была не честной, и что периодический в работу компьютера вмешивался человек.

Признание того, что компьютер все – таки сможет обыграть чемпиона мира пришло лишь в 2003 году. Тогда, сыграв с новой версией компьютера Карпов заявил, что по истечении нескольких лет у человека пропадет возможность выиграть у компьютера в шахматы.

Секрет успеха Гарри Каспарова.

Секрет успеха Каспарова состоит из трех составляющих. Во – первых, это огромная аналитическая работа мозга, которая позволяет сразу же во время игры анализировать и находить выход казалось бы из безнадежных ситуаций.

Во вторых – Гарри обладает очень высоким уровнем подготовки к соревнованиям. В его команде продумано все до мельчайших подробностей. И поддержка, и учителя, и подготовка к самим соревнованиям. Каспаров всегда учился только у лучших, и это дало сой результат.

И наконец, одним из решающих факторов является огромная энергетика этого Бакинского парня. Он может выпутаться из практически любой ситуации. Даже проигрыш в матче с 2000 года не смог надолго выбить Каспарова из колеи. Хотя после этого матча Каспаров потерял свой титул .

Кроме этого Каспаров не останавливается на достигнутом. Казалось бы – он уже имеет все титулы, которые только можно иметь в шахматах. Можно было бы и остановиться, но нет, Гарри продолжает совершенствоваться и не собирается уступать свое место на олимпе кому то другому. Рано или поздно, конечно же, это произойдет, но видимо еще не время.

Пока Каспаров, это человек, который смог не просто возглавить рейтинг-лист, но и продержаться лидером в течении 20! лет. Недаром его называют «Великий и Ужасный».

Наследие Гарри Каспарова.

Гари не напрасно признают лучшим шахматистом мира. В его «копилке» 11 «Оскаров» как лучший шахматист года, на протяжении 10 лет – с 1981 по 1991 года он занимал или разделял первое место во всех возможных турнирах, рейтинг Гарри как игрока составлял в 1999 году 2851 пункт, что являлось на тот момент максимальным значением и т.д.

Кроме этого, Каспаров принес большой вклад в дебютную теорию шахмат. А его серия матчей с Карповым дала ход огромному количеству исследований. И, конечно нельзя забывать о том, сколько новых вариантов разработал Каспаров работая с компьютером.

Одна из величайших шахматных партий всех времен и народов - это, вне всяких сомнений, сражение Гарри Каспарова и суперкомпьютера Deep Blue от IBM, в 1997 году. Это была уже вторая игра Каспарова с суперкомпьютером, матч-реванш машины.

Первая партия в игре была очень сложной и напряженной, у Каспарова было поначалу преимущество, но, начиная с 44 хода, он перестал понимать логику игры машины, и, в итоге, проиграл весь матч. Спустя некоторое время Каспаров даже обвинил инженеров IBM в «читерстве»: манипуляциях с ПО машины, которые и привели к поражению. Спустя 17 лет ситуация прояснилась - Каспаров проиграл из-за сбоя в алгоритме работы компьютера в самой первой партии всего сражения.

Что такое Deep Blue ?

На то время Deep Blue был действительно очень мощной системой. Суперкомпьютер представлял из себя систему с 32-ядерным (32-node) процессором IBM POWER2, каждый из которых был подключён к восьми специализированным шахматным процессорам VLSI, работающим на серверной платформе RS/6000. Код Deep Blue был написан на С, а в качестве операционной системы использовалась IBM AIX. Deep Blue, просчитывал 200 миллионов позиций в секунду, а его пиковая производительность составляла 11,38 гигафлопс.


Немного о Deep Blue от его создателя

Работа по созданию специализированных компьютерных систем велась в IBM, начиная с 1950 года. В 1985 году появился первый компьютер для решения узкоспециализированных шахматных задач. Его построил аспирант университета Карнеги Feng-hsiung Hsu, и эта система получила название ChipTest.

Чуть позже уже Мюррей Кемпбелл вместе с Feng-hsiung Hsu приступили к работе по созданию Deep Blue, став работниками IBM. Первая версия системы проиграла Каспарову в 1989 году. Второе поражение от человека система получила в 1996 году. И уже в 1997 все партии были выиграны машиной.

Проигрыш человека машине

На 44 ходу критической партии Deep Blue сделал, по всеобщему мнению, бессмысленный ход: переставил ладью с D5 на D1. Этот ход не давал никаких перспектив - ни позиционных ни каких-либо иных. Эту партию Каспаров выиграл, но логику , и последующие две партии (2-ю и 6-ю) сдал, проиграв все сражение.

Сейчас выяснилось, что тот ход был обычным сбоем. Ранее инженеры IBM запрограммировали Deep Blue на выполнение безопасного хода, если случится какой-либо сбой. И когда этот сбой произошел, компьютер просто подвинул фигуру, вместо того, чтобы сделать просчитанный позиционный ход, что не принесло ничего, ни усиления, ни ослабления позиций.

Вот так обычная ошибка компьютера, баг, привела к поражению человека в эпохальном шахматном сражении «человек против машины».

По мотивам этой ошибки был снят документальный короткометражный фильм, который можно