Керамическая плитка ручной работы: изготовление своими руками, технология производства стеклянной и глиняной плитки. Технология производства керамической плитки: материалы и оборудование Как делают керамическую плитку

И эксклюзив, вот чудеса, ―

Для ванной плитку сделал сам

Сделать плитку своими руками. А зачем? Ведь строительные магазины предлагают плитку разных размеров, цветов, с разным рисунком хоть для стен ванной комнаты, хоть для пола, хоть для потолка. Ну и что? Несмотря на богатый ассортимент, всё равно у кого-то из друзей или знакомых обязательно напорешься на одинаковый цвет, фактуру, рисунок. Если вы в душе дизайнер, и вам нужен эксклюзив, то засучите рукава и сделайте плитку своими руками. Многие говорят, что это невозможно, ведь надо специальное оборудование. Это не так: нужны умелые руки и светлая голова, а дальше по поговорке о глазах, которые боятся, и о руках, которые делают.

Что нужно иметь для производства керамической плитки?

Конечно, в первую очередь глину, как основное сырьё для производства плитки. И воду, под действием которой глина меняет свои физические и химические свойства. Естественно, должна быть емкость для их смешивания. Далее:

  • - обязательно должны быть форма для заливки;
  • - матрица, для нанесения рисунка или барельефа;
  • - инструменты для заполнения форм (лопатка, совок);
  • - армирующая сетка;
  • - перчатки, чтобы сохранить руки;
  • - можно подготовит наполнитель, особенно, если глина сильно жирная.

Свойства глин

Глина состоит из алюминия, силикона, водорода и кислорода. В момент, когда её достали из земли, ни о какой керамике не может быть и речи. Гибкой и вязкой, когда из неё можно что-то сделать, она станет, изменив структуру. А это происходит только под действием воды. И вот теперь от свойств, которыми обладает глина, зависит качество производимой плитки. Любая хорошая глина обладает следующими свойствами:

  • - при взаимодействии с водой образует тесто и взвеси (это мутная вода поверх теста, где содержатся настолько мелкие частицы, что они даже не опускаются вниз, а держатся между молекулами воды);
  • - способность к разбуханию;
  • - пластичность, то есть способность придавать тесту любую форму, которая, кстати, сохраняется и после высыхания (но в меньшем объёме);
  • - связывающая способность и клейкость;
  • - способность после насыщения водой не пропускать через себя воду.

Нельзя упускать из виду и такое свойство, как цвет глины. Они бывают белого, красного, жёлтого, зелёного, чёрного цветов, а также огромного разнообразия их оттенков. Естественно, используя глину разных цветов, получают разноцветные изделия.

И, хотя это уже не касается производства плитки, глина очищает (фильтрует) нефтепродукты, жиры и масла, являются сырьём для производства сернокислых солей алюминия, а также обладают оздоровительными свойствами.

Понятно, что не каждая глина обладает набором всех этих свойств, но тут уже прерогатива человека, какую глину и как применить.

Виды глин

Часто классифицируют глины по способу их применения. Наибольшую ценность, как полезное ископаемое, имеют следующие глины.

  1. 1. Каолин, имеющий белый цвет. Ему мы обязаны фаянсовой и фарфоровой посудой. Также он служит наполнителем при производстве картона и бумаги.
  2. 2. Огнеупорные глины белого, серого и жёлтого цветов. Выдерживают, не размягчаясь для расплава до 1580°С.
  3. 3. Кислотоупорные глины. Одна из сфер применения ― химическая посуда.
  4. 4. Формовочные глины, отличающиеся повышенными пластичностью, связующей способностью и огнеупорностью. Используются при изготовлении форм для литья в металлургической промышленности.
  5. 5. Цементные глины, их назначение следует из названия.
  6. 6. Кирпичные глины. Они легкоплавки, в зависимости от примесей дают кирпич разного качества.
  7. 7. Бентонитовые глины, обладающие отбеливающими и очищаемыми свойствами.

Есть ещё одна хорошая классификация глин. Это их деление на "тощие" и "жирные". "Жирные" представляют собой хорошую глину почти без примесей, в то время как "тощие" ― это суглинки, или хуже того ― супеси с небольшими вкраплениями глин. Если изделия из "тощей" глины непрочны и легко рассыпаются от слабого нажатия, то в "жирную" глину надо добавлять песок, так как её при обжиге часто "разрывает", в чём виновата, как ни странно, прочность. Просто разные места или слои нагреваются и остывают по-разному, то есть имеют разный коэффициент расширения, а мягкость и пластичность при обжиге уже потеряна. И вот слои, смещаясь один относительно другого, разделяются, образуя трещину.

Как сделать керамическую плитку своими руками?

Не следует брать слишком "жирную" глину, лучше среднепластичную: так плитка получится в меру прочной и её не "разорвёт" при обжиге. Глину нужно взять достаточно влажную, и она должна отлежаться в завязанном мешке, чтобы не было испарения воды. Для чего? Не слежавшаяся глина имеет поры, занятые воздухом, что не способствует её пластичности и связующим свойствам.


Далее можно приступить к формованию. Глину нужно положить в формы, плотно утрамбовав, причём так, чтобы края формы и края изделия совпадали. Лишнее надо убрать резаком, иначе после высыхания и обжига края плитки будут довольно острыми. А отбивать их не стоит, это чревато разломом плитки.

Следующая стадия ― это подсыхание плитки. Как долго? Это зависит от температуры и относительной влажности того места, где она сохнет. Ориентиром обычно является осветление плитки (сырая она всегда темнее) и затвердевание. Получился полуфабрикат-сырец. Если по нему даже легонько ударить, он рассыплется, хоть на вид сырец достаточно прочный. Кстати, сырец ― последний этап, когда ещё можно что-либо поменять. Просто можно бросить сырец в ведро с влажной глиной, он наберёт воду, размякнет и станет готов к повторному использованию. Почему этап последний для перемен? А дальше идёт обжиг, после которого изменятся все физические свойства глины.

Чаще всего обжиг имеет две ступени: бисквитный обжиг и обжиг глазури. Бисквитный проходит при температуре не выше 1000°С.Скептики утверждают, что температуры, близкой к этому значению, в домашних условиях получить невозможно. А теперь внимание: не больше тысячи, но близко к этому может быть значением 900°С, а оно легко достигается в электрической муфельной печи. Почему обжиг назван бисквитным? Такая температура испаряет последнюю влагу из плитки, делая её мелкопористой, как бисквит. Температура должна быть от 850°С.


На этом уже можно было бы и остановиться. Плитка уже приобрела достаточную твёрдость и прочность. Но мы привыкли в облицовке видеть блестящие, гладкие поверхности. Обожжённая керамика без глазури называется терракотой, она перед нами. Мы же хотим получить майолику ― обожжённую керамику, покрытую глазурью.

Поры, образовавшиеся при бисквитном обжиге, играют свою важную роль при покрытии плитки глазурью. Благодаря ним плитка адсорбирует и удерживает глазурь до и во время обжига. Из чего состоит глазурь? При приготовлении её в промышленных условиях используется около тридцати различных минералов. В домашних условиях её можно сделать так: в шаровую мельницу помещают стекло, триполефосфат и каолин и размалывают. Получившееся размешивают на водной основе. Наносится состав поливом, кистью или распылителем.


Производится второй обжиг. Температура его должна быть меньше, чем при первом обжиге. Это нужно по двум причинам: нельзя доходить до критических температур, когда керамика начинает спекаться; при большей температуре глазурь не будет равномерно распределена по плитке, а превратится во вкраплённые стеклянные шарики. Роль глазури двояка: она делает герметичной керамическую вещь и позволяет добиться неожиданных световых эффектов.

Во всём этом процессе есть один нюанс. Как можно было заметить, глазурь и керамика состоят из одних и тех же химических элементов. Поэтому, если, обжигая глазурь, передержать плитку в печи, она может начать плавится сама.

Вот, собственно, и всё. Поэкспериментировав с минералами для достижения глазурью необходимого оттенка, с техникой нанесения рисунка или рельефных элементов, можно начинать создавать эксклюзивы.

Иногда при создании облицовочной плитки до стадии второго обжига не доходят, но плитку всё равно получают глянцевую. Здесь просто применяется несколько иная технология. После первого обжига плитку грунтуют, и наносят слой лака. Высохший лак также создаёт глянцевую поверхность.

Так стоит или не стоит делать облицовочную плитку самому? Эксклюзивность и огромное моральное удовлетворение на одной чаше весов и большой труд и непредсказуемость результата (по первому разу) на другой. От конкретной личности зависит, куда качнутся эти весы, тем более, что большой проблемы нет ― в соседнем магазине за углом и на строительном рынке изразцов и кафеля хватает.

Идеи для вдохновения:

Опытные гончары создают такую красоту за каких-то десять минут, что диву даешься. Но можно ли изготавливать красивую керамику самостоятельно?

Какая нужна глина

Для изготовления керамики понадобится натуральная глина – это основной ингредиент. Глазури, лаки, пигменты и эмали потребуются для покрытия готовой керамики и окраски ее в желаемый цвет.

Натуральная глина бывает:

  • Белой – после обжига изделие приобретает цвет слоновой кости, в исходном состоянии глины имеет сероватый оттенок;
  • Красной – цвет обусловлен оксидом железа. Глина хорошо лепится, с ней удобно и просто работать, после обжига становится красной.
  • Голубая – используется в медицине и косметологии.

Есть также фарфоровая и темно-коричневая глина, но мы остановимся на первых двух видах.

Основные методы изготовления керамики

Есть разные технологии изготовления изделий из глины:


Лепка из глины

Раздел будет интересен для родителей, которые хотят занять детей полезным и развивающим занятием. А лепка глины развивает моторику, воображение, сможет занять самого неусидчивого ребенка.

Для взрослых лепка из глины станет интересным и освежающим хобби.

Полезные советы:

  • Накройте рабочее место полиэтиленовой пленкой.
  • Рядом должна быть емкость с водой, сухое полотенце и мокрая губка.
  • Главное условие успешной работы – пластичная глина. Если вы видите, что на вашем изделии появились трещины, замажьте их жидкой глины. Если глина крошится, промазывайте ее мокрой кисточкой, пока материал не станет пластичным.

Популярностью пользуется полимерная глина – состоит из ПВХ и пластификаторов.

Есть два типа полимерного материала для лепки:
для первого требуется обжиг при температуре 110С;
второй – самозатвердевающий, изделия не нуждаются в термической обработке.

Гончарное дело по всем правилам

Для изготовления керамики круглой формы потребуется гончарный круг. Есть круги с ножным и электрическим управлением. Различная модификация проявляется в размерах планшайбы, скорости вращения, мощности и типа двигателя.

Для работы на гончарном кругу требуются базовые навыки и сноровка. Для начинающих гончаров подойдет лепка и заливка шликерной массы. О чем мы расскажем дальше.

Шликерное литье

Используется глина жидкой консистенции, она заливается в гипсовые формы. На словах все просто, но на практике керамические изделия трескаются, получаются неравномерной толщины. Рассмотрим технологический процесс подробнее на примере заливки простой кружки.

Почему гипсовые формы?

Гипс впитывает влагу, он потянет лишнюю влагу из жидкого раствора из глины. С гипсом удобно работать, можно сделать самодельную форму, придав ей необходимый узор и размеры.

Цельные или разборные формы?

Конфигурация и типа формы не влияет на качество керамики, лишь на простоту и удобство вынимания изделия из формы. Из разборной формы вынуть готовое изделие проще.

Требования к глиняному шликеру:

  • Используется жидкий раствор без примесей, крупных частиц и мусора. Перед приготовлением просейте сухую глину, удалите мусор, прочее.
  • Процедите готовый шликер через старый капроновый чулок.
  • Чем гуще раствор – тем толще получатся стенки кружки.

Заливаем раствор в форму

Внимание! Проблема! Пузырьки воздуха в глиняном растворе влияют на прочность изделия. Наливать шликер нужно по стенке формы, как пиво.

Теперь ждем. Вы будете видеть как по контуру гипсовой формы появляются стенки будущей кружки. Оптимальная толщина стенок – 5-6 мм. Если вы видите, что шликер стало меньше, долейте еще. Когда стенки получились требуемой толщины, нужно слить оставшийся раствор.

Как это сделать правильно?

Аккуратно выливаете остатки шликера из формы. Срезаете ножиком стенки кружки заподлицо с формой. Нельзя просто перевернуть форму и поставить ее вверх дном: на дне образуется капелька. Нужно оставить кружку под углом.

Когда глина схватилась и стала твердой, вынимаете изделие из формы. О том, что кружка готова свидетельствует то, что она стала отслаиваться от гипсовой формы. Если это разборная форма, то снимаете донышко и разделяете части формы.

Методом шлинкерного литья изготавливаются не только кружки, чашки, но и сувениры, подарочная керамика.

В строительных магазинах или по интернету можно купить готовые формы для заливки.

Керамическая посуда

Есть веские причины заняться самостоятельным изготовлением керамической посуды:

  • Уникальность – оригинальную посуду, которая нравилась бы и подходила вам по всем параметрам, можно купить под заказ или сделать самому. Вот только самодельные варианты будут стоять в разы дешевле.
  • Качество и экологичность. Не вся покупная керамика радует качеством и долговечностью: появляются трещины, сколы, а рисунок уже через месяц становится не такой яркий и четкий. Некоторые изготовители используют вредные вещества – свинец и кадмий. Свинцовая глазурь смотрится красиво, но экологически безопасной ее не назовешь.
  • Экономия и даже возможность дополнительного заработка. Красивый сервис стоит денег, вы же сможете сделать его своими руками.

Есть разные технологии, простой способ – лепка тарелки или пиалы жгутами. Как показано на фото ниже, жгутами можно вылепить много интересного.


Главное – глина должна быть пластичной, любые трещины замазываются шликером. Надежно приклеивайте фрагменты будущей тарелки друг к другу.

  • После этого пальцами или стекой убираете лишнее, придаете пиале нужную геометрию.
  • Все щели и неровности замазываются шликером.

Финишное декорирование

Декорирование выполняется в зависимости от вашей фантазии. Узор можно вырезать зубочисткой или иголкой. Можно с помощью подручных средств сделать на еще не схватившейся глине интересный оттиск.

Основные требования к такой лепке

Дно не должно быть слишком толстым, иначе оно треснет при обжиге. Края пиалы не должны быть тонкими: неизбежны сколы и повреждения.
Все трещинки и щели замазываются жидким раствором.

Ювелирная керамика

Слышали ли вы о керамических украшениях? Можно ли их сделать самостоятельно? Ювелирная керамика – материал, состоящих из измельченных и уплотненных частиц неметаллических материалов из неорганической химии.

В печах материал обжигается при температуре 1600 градусов, после чего материал становится прочным, устойчивым к царапинам, механическим повреждениям. Легкий вес и прочность — достоинства ювелирной керамики.

Как бы ни хотелось, изготовить долговечное украшение из керамики по технологии не получится.

Итог
Изготовление керамики своими руками в домашних условиях – посильная задача. Главное – желание и немного терпения.

Как сделать посуду из керамики своими руками смотрите видео урок- курсы по керамике

Что такое керамическая плитка и из чего ее делают?

Керамическая плитка - это пластины из обожженной глины. Чаще всего они бывают квадратной и прямоугольной форм, но могут быть выполнены в виде сложной геометрической мозаики. Ее можно использовать для оформления стен и пола как внутри помещений, так и на улице.

  1. Износостойкость - одно из важнейших качеств напольной плитки, которое характеризует устойчивость плитки к истиранию и способность сохранять внешний вид без изменений. Существует классификация PEI включает в себя пять групп: PEI I - для стен в ванных комнатах, PEI II - для стен/пола в спальнях, кабинетах, ванных комнатах, PEI III укладывается в любых жилых помещениях и в небольших офисах, не имеющих прямого входа с улицы, PEI IV подходит для любых жилых комнат, а также для покрытия лестницы, холла, коридоров, PEI V применяют как в частных, так и общественных интерьерах с проходимостью выше среднего (офисы, магазины, кафе, рестораны). Для мест с интенсивным трафиком (движением) рекомендуется использовать неглазурованный керамогранит (аэропорты, вокзалы, торговые центры).
  2. Водопоглощение - отношение массы воды, поглощенной образцом при его полном погружении в воду, к массе сухого вещества. Отношение выражается в процентах. Водопоглощение глазурованных керамических плиток для пола не должно превышать 3%, плитку же с водопоглощением больше 10% можно использовать только на стенах внутри помещений. Показатель водопоглощения плитки играет важную роль при облицовке бассейнов. Для этого необходимо использовать только специальную плитку, как например, керамогранит или клинкер.

  3. Морозоустойчивость - способность плитки сопротивляться перепадам температуры. Стойкость керамической плитки обусловливается двумя параметрами: наличием и количеством пор. Плитка двойного обжига довольно пористая и, следовательно, не морозостойкая. А плитка одинарного обжига с водопоглощением меньше 3% считается морозостойкой. Керамогранит в отличие от керамической плитки имеет минимальный уровень водопоглощения – меньше 0,05%.
  4. Растрескивание - это появление тонких трещин в эмалевом покрытии. Это происходит с некачественной или неправильно подобранной плиткой под действием резких перепадов температур. Такой дефект иногда присутствует на плитках до укладки. Когда плитка растрескивается через некоторое время после укладки, причинной может служить неправильная укладка плитки: использование плохого раствора или клея, слишком толстый или тонкий слой этих материалов.
  5. Сопротивление скольжению - это характеристика, которая определяет способность поверхности препятствовать скольжению предмета, находящегося на ней. Это свойство является основным требованием к безопасности жилых и промышленных помещений, а также для наружных напольных покрытий. В банях, саунах и бассейнах обычно укладывают ребристую плитку с желобками.
  6. Химическая устойчивость - характеристика эмали плитки, отражающая ее способность выдерживать контакт с кислотами, солями, бытовой химией при комнатной температуре. Она должна оказывать сопротивление агрессивному или механическому воздействию этих веществ, не претерпевая внешних изменений. Плитку можно защитить, заполнив эпоксидными материалами, которые хорошо сопротивляются химическим воздействиям.
  7. Тон и калибр. Тон - цветовая насыщенность плитки, которая может немного не совпадать с заявленным цветом. Он обозначается на упаковке цифрой или буквой. Калибр - фактический размер плитки, который иногда на пару миллиметров отличается от номинального. Калибр указан на упаковке рядом с номинальным размером. При изготовлении плитка сортируется по партиям одного размера и одного тона с допуском разницы, установленной нормативами.

  8. Сопротивление на изгиб. Чем оно выше, тем ниже водопоглощаемость плитки. Керамогранит обладает очень высоким сопротивлением на изгиб, а пористая плитка - более низким.
  9. Предел прочности - уровень возможной нагрузки, которую должна выдерживать плитка. Он напрямую зависит от ее толщины. Способность противостоять нагрузкам особенно важна для напольной плитки. Такие нагрузки, как вес человека или мебели, плиточное покрытие должно выдерживать легко и не ломаться.
  10. Поверхностная твердость - это характеристика, выражающая способность поверхности быть устойчивой к появлению царапин и повреждений. Царапины четко просматриваются на блестящей поверхности плитки, на матовой же они менее заметны.

Плитка своими руками – выполнимая задача для каждого, кто имеет необходимое по технологии производства оборудование и желание творить. И, хотя качественный кафель с первого раза не удастся изготовить, порой затея стоит затраченных усилий. Так, вы создадите уникальные образцы облицовки и для личного использования, и на продажу.

Плитка ручной работы

Подбор материалов

Сначала разберемся в технологии изготовления. Итак, как делают керамическую плитку? За основу принимается пластичная глиняная масса, из которой формируется кафель нужной конфигурации, а затем подвергается дальнейшей обработке.

Технология производства керамической плитки заключается в следующем:

  • Подготовка сырья . Выбор подходящего типа глины, подмешивание дополнительной шихты и выдерживание влажной массы.
  • Производство сырца . Так называется заготовка из необработанной глины. Для перехода к следующему этапу его просушивают.
  • Бисквитный обжиг . При высокой температуре частички минералов сплавляются между собой, образуя прочное керамическое изделие, называемое терракотой.
  • Декорирование. Здесь либо производиться нанесение лака или эмали на прогрунтованную поверхность, либо глазури с дальнейшим обжигом для получения глянцевой майолики.

Чтобы сделать хорошую плитку своими руками, каждый этап процесса рассмотрим более подробно.

Начинают с подбора сырья. В качестве основного компонента выступает, конечно же, глина. При этом берут во внимание, что различают множество сортов.

Во время выбора учитывайте степень пластичности материала. Самая пластичная жирная глина, которой придается любая форма. Тощей называется непластичный хрупкий образец, ломающаяся при определенном воздействии на неё. Лучше всего выбрать средний тип.

Используют жирный материал и разбавляют его песком, шамотом или пемзой. Это позволяет сделать глину менее тугоплавкой и предотвращает её разрывание при обжиге.

Основной компонент плитки

Отметим такие виды глинистых пород :

  • Каолин. Отличается белым цветом, используется в изготовлении фаянса и фарфора. Также применяется при производстве бумаги и в косметологии.
  • Цементная. Для изготовления цемента.
  • Кирпичная. Отличается легкоплавкостью.
  • Огнеупорная. Выдерживает температуру до 1580 градусов.
  • Кислоупорная. Не взаимодействуют с большинством химических соединений. Сырье для производства химиостойкой посуды.
  • Формовочная. Пластичный огнеупорный сорт, применяется в металлургической промышленности.
  • Бентонитовая. Характерное отличие – отбеливающие свойства.

Облицовочная плитка должна быть прочной, поэтому для дополнительного укрепления иногда используется армирующая сетка. Для придания оттенка терракоте применяются натуральные пигменты, представляющие собой минеральные окислы. Некоторые виды глины уже содержат их в своем составе, о чем свидетельствует характерный оттенок.

Это первый этап. После того как вы определились с составом и смешали все компоненты в необходимых пропорциях, замотайте массу в полиэтиленовый пакет и перекройте доступ воздуха. В таком виде глина должна настояться достаточно чтобы каждая частичка пористого материала впитала влагу. Наличие воздушных камер ухудшит прочностные показатели изделия.

Дальнейшее изготовление предполагает формовку плитки. Лучше использовать полиуретановые матрицы. С их помощью создаются ровные изделия с одинаковыми внешними параметрами. Важно тщательно утрамбовать глину и разровнять её по форме для достижения одинаковой толщины по всей площади образца.

Первый этап производства плитки

Далее кафельная заготовка, так называемый сырец, оставляется на просушку. О завершении этапа свидетельствует посветление плитки и её затвердевание. Будьте осторожными, ведь сырец очень хрупкий. Зато в случае неудачи процесс формовки и просушки повторяют, размочив заготовку.

Первичный обжиг

Следующий шаг в производстве настоящей кафельной плитки своими руками. На этом этапе минеральные материалы, используемые в изготовлении керамики, подвергаются воздействию высокой температуры и сплавляются между собой до состояния стеклоподобной массы. При этом прочность у плитки становится в разы выше.

Обжиг в печи придает крепость

Согласно традиционной технологии температура запекания глины составляет 1000-1300 градусов Цельсия. Поскольку в домашних условиях редко удается добиться таких значений, температуру уменьшают вплоть до 850-900 градусов.

Чтобы не пострадало качество изделия, следует заранее добавить в сырьевую массу пемзу. Именно за её счет возможно снижение температуры запекания. Однако учтите, что большое количество (более 40%) повлияет на пластичность глины и снизит прочность.

Во время бисквитного обжига сырец дает усадку из-за испарения влаги из массы. Это учитывают при расчете итоговых габаритов изделия. Также берут во внимание тот факт, что на этом этапе структура плитки становится более пористой. При наличии вспомогательного давления удается сократить количество пустот, но это возможно лишь в производственных условиях.

Декорирование изделия

В том, что кафель имеет пористую структуру есть и плюсы. Это пригодится в дальнейшей декоративной обработке. Именно пустоты впитывают часть наружного покрытия и предотвращают его растекание.

Чтобы облицовочная плитка стала глянцевой, своими руками делают специальную глазурь. В её состав входят следующие компоненты:

  • стекло;
  • каолин;
  • триполефосфат.

Полученный пылеобразный порошок смешивается с чистой водой. Также к массе добавляются другие минералы, общий список которых включает около 30 наименований. Наносят глазурь на кафель распылителем либо кистью. Также применяется и обливной метод.

С целью затвердевания и соединения с терракотой изделие подвергается вторичному обжигу. Важно не повышать температуру нижнего слоя до критической отметки, иначе плитка расплавится. С помощью глазури разного состава делают уникальные композиции на майолике. Если создание стеклоподобного покрытия не подходит, добиваются глянцевого блеска эмалью или лаком.

Декорирование

Теперь вы знаете как сделать керамическую плитку самостоятельно в домашних условиях. Перед началом объемного производства поэкспериментируйте с усадкой, составом и оформлением пробных изделий.

Незабываемая экскурсия по заводу "Нефрит-керамика" в Никольском прямо не выходя из дома. Таинственные закоулки керамического производства. Беспилотные роботы. Фонтаны шликера. Брызги глазури. Пыль, жар и шум по ту сторону монитора. Радость, удивление и восхищение по эту сторону монитора.
Ну а поводом для радости было простое желание прикупить центнер глазури для своей мастерской. Для чего она мне тоже покажу в конце поста.
Итак, по-порядку.

Все начинается в цехе заготовки шликера. Шликером называют взвесь глины в воде, по консистенции напоминающую густые сливки. Вот он фонтанирует над виброситом. Вибросито - это, как вы конечно догадались, сито, которое вибрирует.

А из сита он поступает в резервуары ниже поверхности пола. Там перемешивается-перемешивается, в него добавляются электролиты и плавни, обеспечивающие стабильность технических параметров сырья. Далее по трубам шликер отправляется прямиком в ад.
В предверии ада стоят накопители и насосы.

Насосы закачивают шликер под большим давлением в жерло ада. Там, в жерле, горят синим пламенем газовые горелки. Шликер распыляется и пока долетает до дна воронки превращается...

Превращается в пресс-порошок. Сыпучий и горячий.

Он высыпается прямо на ленту транспортера и отправляется к прессам. Труба цеха производства пресс-порошка, кстати, производит огромное количество облаков, потому что пар из нее валит постоянно.
Пресс штампует плитку прямо из сухого пресс-порошка. Тот факт, что в сырье отсутствует вода позволяет получать идеально ровные плитки. Знаете, почему стопка наших тарелок похожа стопку блинов, у которых края волнами идут, а стопка чешских тарелок похожа на лист тетради в линеечку? Потому что за бугром посуду штампуют из фарфорового пресс-порошка, а у нас формуют из пластичной массы, содержащей воду.


Затем по ленте роликов плитки уезжают в печь для утильного обжига. Вот там, где лампа горит, находится вход в печь.

Печка итальянская.

Вдоль всей полосы конвейера протянут трос аварийной остановки. В случае чего достаточно дернуть за него и все остановится. На фотографии он внизу.

Общий вид печи.

Обжиг плитки происходит при температуре 1050 градусов. Тоннельная печь обеспечивает непрерывность процесса обжига. В середине максимальная температура, на входе и выходе - минимальная. Плитки сначала медленно нагреваются, а потом также медленно остывают.
На выходе они уже не серые, а привычного терракотового цвета.

К подъехавшей плитке он присасывается вакуумными захватами и переносит ее в контейнер.
Сложенную в контейнеры плитку увозит другой робот. Он управляется компьютером и движется строго по определенной траектории. Вон он, на фотке везет 337 контейнер. А вот он уже пустой куда-то поехал:

После того, как один робот передает контейнер с утильными плитками другому роботу, другой робот тоже присасывается к ним и выкладывает их на новую ленту конвейера.

Самое завораживающее в этом процессе - это поворот плитки вокруг своей оси. Можно вечность скоротать, наблюдая за этим чудом.

Хотя нет. Там еще много всего завораживающего, пойдемте дальше.
Плитки очищаются от пыли,

увлажняются,

и попадают в камеру ангобирования. Эта занавеска вовсе не занавеска, а самый обыкновенный белый ангоб, которым льется на проезжающую плитку. Быстро и ровно плитка покрывается белоснежным ангобом.

А следом уже поджидает такая же завеса глазури. Вжжик и плитка покрыта белоснежной глазурью.

Те, кто не до конца потратил свою вечность на процессе поворота плитки могут добить ее на процессе полива:

Век бы любовался.
Потом резиновые колесики бережно удаляют с краев плитки глазурь. Сначала с широкой стороны, потом с узкой.

Следующий пункт программы - камера с клеем. Он распыляется на глазурь, укрепляя ее.

Сверху на вал стекает краска. Голубенькая, тоненькой струйкой, видите? А чуть подальше к валу прижимается резинка, которая распределяет красочку по поверхности вала равномерно. На валу имеется рисунок, который пропечатывается на проезжающую мимо плитку. Длина окружности вала кратна размеру плитки, и расстояние между валами тоже. Это чтобы рапорт орнамента не нарушался и мы могли наслаждаться однообразием симметрии. Ну или унынием повтора - кому что по душе. Обратите внимание на трос с надписью STOP на предыдущем снимке. Это все тот же трос, что и в начале был.


Если снять с ленты плитку сразу после валов, то увидим вот что:

Потом плитки проносятся через камеру аэрографа. В нем наносятся разные фактурные рисунки, но в данный момент она бездействует.

Все. Полет окончен. Теперь плитки собираются в огромный ролл-бокс. Или роллер-бокс? Ну, как-то так он называется. Укладывает, разумеется, робот. Неолудитам тут есть где порезвиться))

Боксы огромные.

Роллер-боксы к печи увозит кто? Ко-нечно Вааася, тын-тыры-дырым, Вааася, тын-тыры-дырым, Ва-ся, ну кто его не знает?

Пошутил. Нет тут никакого Васи. Робот по строгой траектории подъезжает, поднимает и увозит. Вон какую тропку протоптал уже.
В нужный момент робот подает роллер-бокс к ленте, ведущей на второй уровень печи. Той же самой, где и утиль обжигается, но повыше. Видите нашу старую знакомую лампочку? Там мы уже были, прессованые плитки в обжиг провожали.

Печь, как я уже говорил, итальянская и вся линия тоже. Хотя нет, не вся. Тут еще есть одна штуковина засекреченая. Фотографировать ее нельзя. И она, штуковина эта, испанская. По секрету расскажу вам, что это крутейший принтер, который может печатать прямо по сырой глазури. ОООчень крутая вещь. Представляете? Никаких деколей и шелкографии! Прямая печать из файла. Крутотень крутотеньская. Причем головки там плавающие настолько, что оплывают даже рельеф. То есть печатать можно не только на плоскости, но и на НЕ плоскости. Я там для marinni гротески печатал.
Но вернемся на линию. Первый человек.

Она сидит и смотрит, как из печи выезжают плитки. Целую смену смотрит. Раньше я думал, что нет ничего однообразнее работы смотрителя эскалатора, но теперь я так не думаю. Там хоть люди живые шевелятся, а тут... Я бы уснул минуты через две такой деятельности, наверно.
Чуть позади стоит центр управления полетами.

И, о чудо, снова люди! Они выбраковывают и сортируют. Делают пометочку маркером на плитке, если ее надо в какой-нибудь сорт отложить или в помойку сбросить.

Он лазером считывает иероглифы сортировщиц.

Не видно как, но как-то он сбрасывает брак в отвал.

Он готовит стопочки для упаковки.

И вот, финишная прямая. Тут снова робот. Он раскладывает по паллетам коробочки с плиткой. Человек за кадром тоже присутствует. Когда робот зацепился лапкой за паллету, он беспомощно завис. И только Человек мощным нажатием на кнопку сенсорного монитора вернул его к жизни.

Вот и все. Я забрал свои бочки с глазурью и коробки с утильной плиткой и уезжаю.

Я керамист и глазурь мне нужна для работы. Чтобы сделать вот такие Тут стоят здоровенные шаровые мелницы.

Эти барабаны изнутри выложены уралитовыми блоками (чтобы не было контакта глазури с железной оболочкой и чтобы барабаны не протирались быстро). Ингридиенты глазури перемалываются уралитовыми циллиндрами, которые начинают перекатываться в тот момент, когда барабан начинает вращаться. Вращается он долго. Очень долго. А потом глазурь пропускается через вибросито.

Отсюда глазурь отправляется к тем завесам, помните? Ну, где сначала ангоб, а потом глазурь на плитку льется. Приятно, когда читатель внимательный и все помнит:)
Теперь вы знаете кунг-фу, как делается кафель.
Хотите узнать, как делают тарелки, чайники и чашки в промышленных масштабах и почти без роботов?