Классный час на тему "символы нашего государства". Классный час на тему « Президент моей страны Символы открытости мира и надежды классный час

Классный час «Государственные символы ­ национальная гордость».
Задачи:
1. Способствовать формированию представлений о нашем государстве, о символах
Республики Казахстан.
2. Развивать мышление, речь, мелкую моторику рук, творческие способности.
3. Воспитывать любовь к Родине, уважение к государственным символам, патриотизм,
согласие и дружелюбные взаимоотношения между учащимися.
Оборудование:
доска празднично украшена воздушными шарами и карта РК, карточки с флагами, с
гербами стран СНГ, карточка со словосочетаниями (Собери текст ­гимн), презентация на
тему: « Символы РК», аудиозапись гимна РК, детской песенки.
На партах у детей лежат листы бумаги, карандаши, «ладошка» (обведенная ладонь на
бумаге и вырезанная), «помощницы – листочки (для передвижений по группам)» .
Ход классного часа.
I. Люди не выбирают место своего рождения на Земле. Они могут жить в разных странах,
иметь разный цвет кожи, говорить на разных языках. Но слова «Родина», «Отечество»,
«Отчизна» – святые для каждого из них. Для нас с вами все эти понятия заключены в одном
слове – КАЗАХСТАН.
1) Читают дети (2чтеца)
Приветствуем тебя,
Наш солнечный,
Наш гордый Казахстан!
Пускай поет в твоих просторах ветер,
тебе в грядущее маршрут великий дан!
Приветствуем тебя,
Наш солнечный,
Наш гордый Казахстан!
Моя любовь, моя Отчизна,
Мой край, мой светлый дух земной!
Мой Казахстан – свободный, чистый,
цвети под солнцем и луной!
­ Казахстан – это ветер степной,
Шевелящий страницы тетради,
Это песня летит надо мной,
над равниной бескрайнею гладью.
Плод истории в наших устах
Каждым подвигом жизни овеян.
Это мой Казахстан!
Мой великий аул и живой
современник.
2) Начнем мы классный час с того, что всегда составляет гордость любого государства.
Мозговой штурм (Этот прием удобно использовать при обсуждении методики
прохождения какой­либо темы, для принятия решений по определенной проблеме).
Ученики разделены на 3 группы, каждая из которых выдвигает свои версии по проблеме.

3) Работа в группах (В каждой команде выбирается капитан, который будет оглашать
общий ответ. Каждой команде раздаются карточки, в которых обозначены вопросы,
обсуждение 2­3 минуты):
Найди из представленных флагов флаг Республики Казахстан.
Найди из представленных гербов герб Республики Казахстан.
Собери текст (текст разбит на словосочетания, разрезан, ученики собирают «части»).
Он призывает к дружбе и единению во имя
гуманизма, мира и согласия на нашей древней и прекрасной земле.
При исполнении гимна на официальных
церемониях присутствующие должны вставать и прикладывать ладонь правой руки к левой
стороне груди.
Ответы каждой команды заслушиваются перед всем классом. Что же является гордостью
любого государства?
Учитель уточняет тему классного часа. Звучит гимн РК.
II.
А) Дети читают стихи.

Великая, могучая, родная
Казахстан – это имя страны,
Казахстан – это имя весны,
Казахстан – это имя свободы,

Казахстан – это крылья побед!
2. Ведь не зря флаг страны,
Словно небо без туч.
В чистой той синеве
Солнца яркого луч.
Ну, а крылья орла,
Словно множество рук

3.Герб и флаг наш гордый
Народом государству дан.

Наш суверенный Казахстан.
В каждом государстве есть свои символы ­ гимн, герб, флаг. И мы без особых усилий
можем отличить одно государство от другого. Знаете ли вы когда, отмечается День
символов?
День рождения государственной символики ­ 4 июня 1992 года.
Государственные символы – символы нашей жизни, сопровождают каждого из нас на всем
жизненном пути.
Б). Их изображают …(работа в группах)
Ученики высказывают предположения: на государственных печатях, денежных знаках,
государственных бумагах и т.д.

Просмотр презентации «Символы РК».
Физминутка.
 Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой.
 Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.
 Если уверены в своих силах, топните ногой.
 Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной
и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
 Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
 Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
 Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки
вперед.
 Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.
В).
­ Вы знаете, что в самые торжественные мгновения для страны взвивается голубой стяг и
звучит гимн Казахстана. Каждый Казахстанец: и Президент, и родители, учителя, и вы,
учащиеся, испытываем уважение к символике, гордость за свою страну, за наш Казахстан.
Когда спортсмены достигают побед на спортивных площадках, они прославляют в первую
очередь свою страну, и в знак уважения, звучит гимн Государства и поднимается флаг в
честь страны, взрастившей таких спортсменов, в честь спортсмена, добившегося таких
высот.
Г). Ученики меняются в группах (по отличительному признаку: по цифрам,
геометрическим фигурам.)
 Отгадай кроссворд, прочитай ключевое слово.
1. Национальная спортивная игра (Байга)
2. Состязание акынов (Айтыс)
3. Казахский воин – герой (Батыр)
4. Основной закон государства (Конституция)
5.Первый летчик­космонавт Республики Казахстан (Т. Аубакиров)
6. Запах какой степной травы считается у казахов символом Родины? (Ковыль)
7. Казахский народный инструмент (Домбра)
 Ответь на вопросы, используя литературу. (Для слабых обучающихся)
 Найди в толковом словаре, что обозначает слово «нация, национальная». К каждой
первой букве слова национальная подбери прилагательное, которое описывает
современный Казахстан (возможно сделать закладки детям в словаре, напечатать слова на
буквы необходимые) (Для сильных учеников).
Ответ
НАЦИЯ Историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования
общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических
особенностей культуры и характера.
Надежный
Авторитетный
Цифровой, цветущий

Интересный
Оригинальный
Новый, нарядный
Актуальный
Любимый
Ь
Нужный, неотразимый
Активный
Яркий, явный
Д) Афиширование работ перед классом. Как связаны ключевые слова 2 групп между
собой?
­ Почему называют символы РК национальной гордостью?
III. Рефлексия.
Конечно, историю страны делают люди. Люди разных национальностей. Посмотрите у нас в
классе есть и казахи, и русские, и немцы, и татары, и цыгане... Поэтому, сейчас для
сохранения мира и процветания нашей страны необходимы стабильность внутри
государства, дружба и согласие между народами, населяющими ее. Любовь к Родине,
уважение к государственным символам, патриотизм.
Читают стихи дети.
Моя Родина ­ это просторы степные,
На которых пасутся стада.
Это реки, озёра, пруды голубые,
Близ которых растут города.
Моя любовь к степному краю безгранична,
И ничего нет здешних мест милей.
Ведь Казахстан – это моя Отчизна.
Я здесь живу, я поклоняюсь ей.
Моя Родина – это красота природы,
Это счастья, любви большой океан,
Это символ богатства, символ свободы.
Моя Родина – мой Казахстан.
Что мы можем сделать для своей Родины? (опрос детей)
Подарить свои «руки золотые», старание – труд, мечту.
Выполняется панно из ладошек ­ заготовки на ватмане круг (солнце), ствол дерева, радуга,
здание.. (Дети пишут свою мечту на «ладошке», раскрашивают ее и приклеивают на ватман
­ дерево растим, птицам помогаем, строим дома)
Звучит музыка «Балбырауын» («Дорогою добра»).

Викторина «Что мы знаем о своей стране?»
Описание: Данную викторину можно провести как мероприятие по патриотическому
воспитанию.
Принимают участие все ученики класса. Можно даже организовать викторину со всеми
учениками начальных классов. Потом подвести итог.
Цель: воспитание чувства патриотизма.
Задачи:
­развивать познавательный интерес;
­расширять кругозор учащихся;
­прививать любовь и уважение к Родине, к государству, символике Республики Казахстан.
Оборудование: индивидуальные листы для ответа на вопросы викторины, можно
подготовить презентацию или подобрать иллюстративный материал по вопросам
викторины.
Ход викторины.
Вступительное слово учителя.
Мой Казахстан, моя земля!
Сады сбегают вниз по горным склонам.
Там, где пшеницы, колосятся хлебные поля,
Где тучный луг лежит ковром зелёным.
­ Ребята! Сегодня мы проведём викторину «Что мы знаем своей стране?» Вам предлагается
пятнадцать вопросов, на каждый вопрос даётся четыре варианта ответа. Вам нужно
выбрать правильный ответ.
Вопросы викторины.
1. Как называется наша Республика?
A. Россия
B. Казахстан
C. Туркменистан
D. Узбекистан
2. Назовите столицу Республики Казахстан.
A. Караганда

B. Алматы
C. Москва
D. Астана
3. Какого цвета Государственный флаг Республики Казахстан?
A. Голубого
B. Красного
C. Трехцветный (белый, синий, красный)
D. Желтого
4. Кто изображен на Государственном гербе Республики Казахстан?
A. Двуглавый орел
B. Тулпар (мифический конь)
C. Голубь
D. Человек
5. Как зовут Президента Республики Казахстан?
A. Путин В.В.
B. Назарбаев Н.А.
C. Пушкин А.С.
D. Назарбаева С.А.
6. Традиционное жилище казахов.
A. Изба
B. Замок
C. Юрта
D. Хижина
7. Казахский музыкальный инструмент.
A. Домбра
B. Гармонь
C. Балалайка
D. Гусли
8. Герой казахских народных сказок.
A. Алдар­Косе
B. Иван­дурак
C. Емеля
D. Буратино
9. Чем славится город Караганда?
A. Чистотой
B. Добычей угля
C. Рыбой
D. Известняком
10. Что такое флаг, герб, гимн для государства?
A. Символы государства
B. Памятники истории
C. Монеты
D. Музейные экспонаты

11. Какое из этих животных встречается в Казахстане?
A. Сурок
B. Слон
C. Олень
D. Белый медведь
12. Ишим – это …
A. Река
B. Город
C. Гора
D. Озеро
13. Какой из этих городов не входит в Республику Казахстан?
A. Омск
B. Караганда
C. Алматы
D. Актобе
14. Денежная единица Республики Казахстан.
A. Рубль
B. Тенге
C. Зайчики
D. Доллар
15. Южная столица Республики Казахстан.
A. Астана
B. Караганда
C. Алматы
D. Павлодар
Ответы.
1. Казахстан
2. Астана
3. Голубого
4. Тулпар (мифический конь)
5. Назарбаев Н. А.
6. Юрта
7. Домбра
8. Алдар­Косе
9. Добычей угля
10. Символы государства
11. Сурок
12. Река
13. Омск
14. Тенге
15. Алматы
При проверки викторины по каждому вопросу проводится небольшая беседа. Ребята
поясняют свои ответы.
Учитель.

Велика и прекрасна наша Родина­ Республика Казахстан! Любите её, берегите и
приумножайте её богатства! Ведь всем вам предстоит жить и работать в этой прекрасной
стране!







Государственный гимн – это духовное знамя. В гимне отражено стремление народа к
свободе, глубокие корни и чаяния о будущем.

прекрасной земле.
Существуют правила прослушивания гимна.


1. Национальная спортивная игра.___________________________________________
2. Состязание акынов._____________________________________________________

3. Казахский воин – герой. ________________________________________________
4. Основной закон государства._____________________________________________
5.Первый летчик­космонавт Республики Казахстан._____________________________
6. Запах какой степной травы считается у казахов символом Родины? ______________
7. Казахский народный инструмент.____________________________________
Государственный гимн – это духовное знамя. В гимне отражено стремление народа к
свободе, глубокие корни и чаяния о будущем.
Он призывает к дружбе и единению во имя гуманизма, мира и согласия на нашей древней и
прекрасной земле.
Существуют правила прослушивания гимна.
При исполнении гимна на официальных церемониях присутствующие должны вставать и
прикладывать ладонь правой руки к левой стороне груди.
1. На карте есть республика такая
Великая, могучая, родная
Казахстан – это имя страны,
Казахстан – это имя весны,
Казахстан – это имя свободы,
Казахстан – это солнечный свет,
Казахстан – это крылья побед!
2. Ведь не зря флаг страны,
Словно небо без туч.
В чистой той синеве
Солнца яркого луч.
Ну, а крылья орла,
Словно множество рук
Тех народов, что в том государстве живут.
3.Герб и флаг наш гордый
Народом государству дан.
Пусть же всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан.

Классный час «Символы открытости,мира и согласия »

Учитель :Каждый человек является членом общества,в котором он живет. А каждое государство имеет свой Основной Закон по которому живут граждане и называется этот закон - КОНСТИТУЦИЯ.

Кстати, знаете ли вы, что означает слово Конституция? Оно пришло к нам из латинского
языка и переводится как «установление». В данном случае, как «установление» совокуп-

ности наиболее важных законов, по которым живет государство. Главная составная часть этого слова - корень «СТ», берущий начало от древнего индоевропейского проязыка, на котором, как считают ученые, говорили многие племена на территории Европы и Азии много тысяч лет назад. Корень здесь тот же, что и в русском языке «стать», «стоять». Так что, можно сказать, что «конституция», признанная защищать права граждан страны, дает им устойчивость в этом мире, а значит и уверенность в завтрашнем дне. Поэтому этот праздник - один из самых главных в нашем государстве, без которого не было бы других праздников.

Первая Конституция независимого и суверенного государства Казахстан была принята 28 января 1993 года.. Но поскольку наша жизнь не стоит на месте, поэтому со временем возникла необходимость разработки новой Конституции, которая была принята на Рес­публиканском всенародном референдуме 30 августа 1995 года. В настоящее время в на­шей стране действует именно эта Конституция.

Всего в Конституции девять разделов и 98 статей. В случае необходимости Парламент -высший законодательный орган страны, может вносить изменения и дополнения в статьи.

Конституцию должен знать каждый гражданин нашей страны, даже дошкольник,

поскольку законами, записанными в ней, мы пользуемся ежедневно, иногда сами того не замечая. И не забывайте, что у нас есть, не только права, но и обязанности!

В это сентябрьское утро вы пришли в школу, чтобы воспользоваться своим правом на образование. Оно обеспечивается государством бесплатным обучением, светлой прос­торной школой, лабораториями и спортивными залами, библиотеками и наглядными пособиями. Прозвучал первый звонок. Он призвал вас не только сесть за парту, он напо­мнил вам об обязанности, которая возлагается на юного гражданина Конституцией. Пер­вая, очень серьезная обязанность - прилежно учиться, получать среднее образование. Каждый из вас обязан стать образованным, много знающим человеком, готовым к труду. А пока вы сели за свои парты и я надеюсь готовы впитывать в себя все то,что вам будут предлагать учителя и работники нашей школы.

Сейчас я предлагаю проверить что вы знаете о нашем государстве.Если сложить пополам лист бумаги,на нем останется линия сгиба. Значит бумага имеет память. А есть ли память у камня, дерева, цветка? А человек? Всегда ли он помнит свою историю? Всегда ли гордится своей Родиной? Мы должны быть патриотами своей страны, а не теми, кто не помнит родства. На уроках казахского языка,познания мира, на классных часах и школьных праздниках вы знакомились с традициями и обрядами казахского народа, сим­волами нашего государства, событиями, которые вошли в историю нашей страны. Мы проведем конкурс «Символы открытости,мира и согласия»

1- й тур. ВИКТОРИНА

1.Объясните что такое гимн, в каких случаях звучит гимн страны?

2.Где и в каком году был найден замечательный памятник культуры древних саков -
Золотой человек? / в 50 км от Алматы, в Иссыкском кургане, 1969 году, акаде­
миком Акишевым/

3.Сколько цветов имеет официальный герб Казахстана в цветном исполнении?

5.Что расположено в центре герба РК?

6.Назовите известного казахского философа, поэта, мыслителя./ Абай /

Учитель: В ходе игры мы вспомним основные понятия и характеристики символов на­шего государства. Итак слово «гимн» происходит от греческого - торжественная хвалеб­ная песнь, ода на стихи программного характера. глубоко эмоциональный окрас госу­дарственному гимну придает страстное воодушевление, подъем,патриотическое чув­ство, объединяющее людей в их истинной любви и преданности своему Отечеству. Гим­ны прославляют независимость,свободу, мощь, единство и процветание суверенных го­сударств. Это в полной мере отражено в Государственном Гимне Казахстана. В трех куп­летах гимна поэтично отражена вся жизнь казахского народа. В нем говорится о трудно­стях,которые пережил казахский народ за всю свою историю, о его героической борьбе за свою независимость. В тексте гимна отражена широта казахских степей, величие наро­да, провозгласившего мир и дружбу, веру в счастливое будущее.

2- й тур. Кроссворд.

Обе команды на время разгадывают одинаковые кроссворды.

По горизонтали:

    В каком документе утверждены государственные символы РК? (указ)

    Новый год по восточному календарю (наурыз)

    Древнейший город Казахстана,отметивший свой 1000- летний юбилей (Туркестан)

    Руководитель города, района, области. (аким)

    Мифологические скакуны, изображенные на гербе Казахстана (тулпар)
    . 6. Животное - символ Казахстана (барс)

    Глава государства,символ и гарант единства народа и государственной
    власти. (президент)

    Местный представительный орган. (Маслихат)

По вертикали:

    Матерчатый знак государства (флаг)

    Что является геральдической основой герба Казахстана? (шанырак)

    Царица саков. (Тамирис)

    Отличительный знак государства, (герб)

    Избранник народа (депутат)

    Основной закон государства (Конституция)

    Герб, флаг, гимн -один словом (Символ)

Учитель: Слово «герб» происходит от немецкого Егbе -«наследство»- и польского hегb-«эмблема» - и обозначает наследственный отличительный знак - сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение. Герб изображается на знаменах, печатях, монетах, архитектурных, сооружениях, произведениях искусств, книгах и так далее. Еще в 3 тысячелетии до н.э. существовал герб шумерских государств - орел с львиной головой, змея Египта, орел Персии, двуглавый орел Византии - животные олицетворяли определенные качества. Лев - это сила, мужество, великодушие;Леопард - это сила,храбрость, отвага; волк, медведь -предусмотрительность; олень - быстрота; лисица, хитрость; собака - преданность, повиновение; кошка- независимость; бык- плодородие, земли; овца – кроткость; петух - символ боя; пчела и муравей- трудолюбие.

3- й тур. Конкурс «Собери герб»

Учащиеся должны на время собрать герб страны из предложенной мозаики. А сейчас мы предлагаем нашим командам объяснить значение каждого из фрагментов герба Республики Казахстан.

Шанырак, тулпары, звезда, уыки.

4- й тур. Конкурс «О чем рассказывали флаги».

Учащиеся получают карточки с расшифровкой цветов и символов флага и карточки с разными цветами. Задача соединить цвет и символ карточки с расшифровкой цвета.

Голубой цвет

Цвет древнетюркского божества Тенгри, символизирует духовную жизнь божества, олицетворяет безграничные дали. Он вызывает ассоциации со Вселенной, с божественной мудростью, совершенством, верностью.

Символ богов, их посланник, символ власти и державности, прозорливости, щедрости, зоркости, высоты помыслов казахстанцев.

Орнамент

След языческого поклонения,культ-Овна, золотого руна, сочетает в себе основные узоры традиционного искусства казахов.

Олицетворение покоя и богатства, мира, дружбы и сотрудничества

между народами.

Учитель:

Флаг - символ или знак, сделанный из ткани. Сама идея флага возникла очень давно. Первые флаги появились у китайцев и индейцев около 3000 лет назад.

У каждого народа свой близкий ему национальный цвет. Он выражает природу чело­веческий характер, его веру. Наш казахстанский флаг голубой. Голубой цвет - цвет неба, воздуха, цвет радости, счастья, равнодушия, человеческой чистоты. Первый Тюркский каганат в 6 веке почитал голубой цвет. У тюрков были голубые шатры, а предводители носили одежду голубого цвета, В связи с этим святое наших предков «борили байрак» или флаг, называли еще «Кок асаба», «Поднебесный». Под этим знаменем они храбро сражались со своими врагами, отстаивали свои земли от набегов.

5- й тур. Конкурс «Пословицы».

Нужно найти из предложенных вариантов конец пословицы.:

Кто не знает своего народа

тот не может быть баем

Кто сам молодец

того не спрашивай о происхождении

У нового судьи не ищи правосудия

у нового богача не бери взаймы

Хороший совет-

половина счастья

Драгоценность в камнях,

а ум у молодежи

Нет знаний без учения,

нет жизни без знаний

Украшение земли - хлеб,

украшение человека знания

Корова не понимает, когда ее гладят,

плохой человек не ценит уважения

Чем быть султаном на чужой земле,

лучше быть бедняком на родине

Над другими не смейся и

врагу не мсти

Учитель:

Символы нашего государства есть неоспоримые свидетельства суверенитета и нез­ависимости Казахстана, единства народа и власти. Они выражают определенную государственную идею казахстанской демократии, консолидации и устремленности к общечеловеческим ценностям. Символы Казахстана олицетворяют прошлое, настоящее и будущее страны, отражают ее особенности, идеи, принципы. Казахстан - наша общая Ро­дина: и его проблемы должны беспокоить всех. Любовь и уважение к своей стране начи­нается с уважения государственных символов, которые служат для всего многонациональ­ного народа.

За последние 5 веков казахский народ пережил 300 народно - освободительных воин и восстаний., включая и декабрь 1986 года, ставший последним аккордом в борьбе за неза­висимость. И вот уже более 20 лет наша страна шагает по своей новой замечательной жизни, са­мостоятельно ведет свою внутреннюю и внешнюю политику. Будем достойными гражданами своей страны, уважающими символы своего Отечества.

На этом наш конкурс закончен. Настало время перейти к оценке вашего труда.

Подведение итогов конкурса.

Класс: 10

Презентация к уроку








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: углубление знаний учащихся о символах Республики Казахстан.

Задачи урока:

  • обобщить знания детей о государственной символике Республики Казахстан;
  • создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики;
  • развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;
  • воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к государственным символам Казахстана, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны;
  • воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Наглядность и оборудование: символы республики Казахстан, портрет Президента, звукозапись гимна РК, плакат и рисунки учащихся на тему “Цвети, мой Казахстан”, мультимедийное оборудование, презентация, слайд-шоу “Астана – символ единства и гордость нации”.

Ход мероприятия

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя: на фоне казахской мелодии учитель читает стихи.

(Слайды 1, 2)

Свободен, величав и первоздан,
Звезде подобный средь земель и стран
Кюй счастья ты наигрываешь звонко
Родной мой, лучезарный Казахстан!

Казахстан – это имя страны,
Казахстан – это имя весны,
Казахстан – это солнечный свет,
Казахстан – это крылья побед!!!

Учитель: Такими словами, ребята, я хочу начать сегодня наш классный час, посвященный нашей необъятной Родине. Родина – это место, где мы родились и выросли. Сердце никогда не забудет нежный взгляд матери, дорогу в большую жизнь. Наша родина – Республика Казахстан. Получив независимость в 1991 году Казахстан, как суверенное государство, принял свои государственные символы. А в каком году это произошло? (4 июня 1992 года).

Правильно, ребята! Каждый из нас имеет день рождения – самый лучший день в нашей жизни. Точно так же и государственные символы имеют свой день рождения.

Ученик 1: Разработка официальных символов в истории становления государственной независимости Казахстана занимает особое место. В создании новых символов приняли участие все казахстанцы, и это было не столько борьбой за победу и призы, сколько ярким свидетельством казахстанского патриотизма.

Герб, Гимн, Флаг государства – это лицо государства. Во всем мире граждане обращают свои взоры к государственным символам как к знакам единения народа.

Сегодня на нашем классном часу мы поговорим с вами о символах и символике РК. Давайте вначале выясним, что означают эти слова. (Слайд 3)

СИМВОЛ – 1. Предмет, действие и т. п. , служащие условным обозначением какого-либо понятия, идеи.

2. Художественный образ, передающий какую-либо мысль, переживание.

3. спец. Условное обозначение какой-либо величины, принятое той или иной наукой.

СИМВОЛИКА – совокупность каких-либо символов. (Слайд 4)

Сегодня мы будем работать с 1 значением слова символ. Есть и высокое понятие. Я хочу привести вам следующие выдержки:

1. Республика Казахстан имеет государственные символы – Флаг, Герб и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются

Конституционным законом.

Статья 9 Конституции Республики Казахстан. (Слайд 5)

2. Каждый обязан уважать государственные символы республики.

Статья 34 Конституции Республики Казахстан. (Слайд 6)

Граждане республики Казахстан, а также лица, находящиеся на территории Республики Казахстан, обязаны чтить Государственный флаг Республики Казахстан, Государственный герб Республики Казахстан и Государственный гимн республики Казахстан.

Из Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона “О государственных символах Республики Казахстан” от 24 января 1996 года. (Слайд 7)

Страница 1. О флаге Республики Казахстан

Ученик 2:

Смотрю на небо голубое,
Там высоко парит орел,
Восходит солнце золотое
Над птицей, будто ореол.
До боли мне знакомо это
Видение сквозь пики гор,
Осталось лишь добавить сбоку
Национальный наш узор.

Герб и флаг наш гордый
Народу государством дан!
Пусть всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан!

Учитель: Послушайте описание флага, которое дано в главе 11 ст. 4 Указа Президента РК, имеющего силу закона, “О государственных символах республики Казахстан” от 24 января 1996 г. (Слайд 8, 9)

Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре – солнца с лучами, под которым – парящий орел. У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента – цвета золота. Отношение ширины флага к его длине -1:2. Государственный флаг Республики Казахстан и его изображение, независимо от его размеров, должны в точности соответствовать цветному и схематичному изображениям эталона Государственного Флага Республики Казахстан, хранящегося в Резиденции Президента Республики Казахстан.

Глава 2 статья 4. Из указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, “ О государственных символах Республики Казахстан”.

Шакен Ниязбеков – художник – конструктор. Видный скульптор – монументалист, член Союза художников Казахстана. (Слайд 12)

Работа по таблице: (слайды 10, 11)

Признаки

Символ чего?

Полотнище

Сине-голубое

Суверенитет государства

Золотое, купающееся в своих лучах

Покой и богатство

Яркие и ласковые

Царь-птица, божественная, мирно парящий, всесильный

Власть, державность, величие, гордость, свобода, зоркость, независимость, дальновидность, широта души степного народа

Символика цветов

Страница 2. О гербе Республики Казахстан

Ученик: (читает стихотворение.)

Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.
Но казахстанский герб украшен
Не злым орлом, оскалами зверей,
А сводом дружбы – шаныраком,
Крылом мифических коней.
Мы не грозим другим народам,
А бережем просторный дом.
Живем под синим небосводом –
Под солнца золотым лучом.
Казахстанский флан с орлом парящим
В мир несет два цвета на ветру-
Золотого солнышка сиянье,
Гордость за великую страну. (Слайд 13)

Учитель: Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. (Слайд 14) Выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба. Герб имеет форму круга. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ вечности, жизни.

Центральным элементом герба является шанырак – верхняя сводчатая часть юрты. В мировой практике еще не встречался герб с изображением шанырака. Шанырак особо почитаем в народе. Это символ семейного благополучия, мира, спокойствия. это образ нашего общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надаежности его уыков (опор). Купольные жерди – уыки, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца, который символизирует источник жизни и тепла. От шанырака расходится кереге – раздвижная решетчатая основа юрты. Она символизирует единство трех жузов, обеспечивающее его прочность. Языком геральдики авторы решили изобразить миролюбивуб сущность казахов.

Ученик 1: В государственном гербе присутствует еше одна важная геральдическая деталь. Это образ мифических коней. Конь – стихия казаха. Издавна говорят: “Қазақ жылқы мінезді” (т.е. по характеру похож на коня). На гербе изображен не просто конь, а с золотыми крыльями, которые символизируют мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства.

Ученик 2: Изображение коней в государственной символике имеет давнюю историю. Несмотря на это, предложенный авторами вариант вызвал большие дискуссии и споры, прежде чем он был принят. Силуэт коней означает такие понятия, как храбрость льва, зрение орла и сила воли человека. Два мифических коня, с рогами в форме полумесяца, золотыми крыльями, как бы оберегают шанырак с двух сторон. Они ярко выражают идею служения общему дому – Родине.

Ученик 3: В изображении государственного герба присутствует еще пятиконечная звезда и надпись названия нашего государства – Қазақстан – на казахском языке. Звезда с давних времен используется человечеством как символ власти, света, ведущего по жизни, манящей цели, стремления к возвышенному и вечности. На государственном гербе звезда выражает и нашу заветную мечту – присоединиться к современным высокоцивилизованным обществам, быть открытыми всем государствам и народам пяти континентов.

Ученик 4: Основным цветом, используемом в государственном гербе, является цвет золота, символизирующий богатство, справедливость и великодушие, Золотой цвет удачно гармонирует с цветом нашего флага – небесно-голубым, олицетворяющим стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе, и единству со всеми народами планеты.

Работа по таблице: (слайд 15, 16)

Признаки

Символ чего?

Сине-голубой

Жизни, вечности, общей Родины

Семейное благополучие, мир, спокойствие, общий дом

Золотые, равномерно, расходящиеся от центра

Источник жизни и тепла

Золотой, раздвижная, решетчатая часть юрты

Единство трех жузов

Золотые, крылатые

Храбрость льва, зрение орла и сила воли человека

Символика цветов

Страница 3. Государственный гимн Республики Казахстан: (Слайды 17, 18, 19)

Учитель: В 1944 году композиторы Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский и Латиф Хамиди написали гимн Казахской ССР. В начале 1992 года был объявлен конкурс на музыку и текст нового гимна Республики Казахстан. В отборочную комиссию было направлено около 750 проектов. Победителями в поэтическом марафоне вышли четверо:Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева.

Ученик 1: 6 января 2006 года на совместном заседании Мажилиса и сената Парламента Республики Казахстан рассматривался вопрос о новом гимне. 10 января 2006 год – день рождения нового гимна Республики Казахстан. Впервые исполнялся 11 января на инаугурации Президента Н. А. Назарбаева в Президентском Дворце “ Ак Орда”.

Ученик 2: Основой нового гимна стала популярная в народе патриотическая песня “ Менің Қазақстаным” (“Мой Казахстан”). Композитор - Ш. Калдаяков, прозванный в народе “ королем казахского вальса”. (Слайд 18)

В утвержденном официальном тексте гимна, состоящем из пятидесяти девяти слов, двадцать пять слов написаны в новой редакции. Мелодия сохранилась в прежней редакции.

(Исполняется Гимн)

4. Игра “Аукцион знаний”

А теперь мы проверим ваши знания по символам РК. (На экране таблица. Ученик выбирает номинацию и баллы)

Что представляет собой государственный флаг РК?

40 баллов

Цвет флага является своего рода носителем географической информации. Какой?

Что означает силуэт орла на государственном флаге РК?

Что означает солнце на государственном флаге РК?

Что представляет собой государственный герб РК?

Что означает образ мифических коней на государственном гербе РК?

Что означает пятиконечная звезда на государственном гербе РК?

Какое значение имеет изображение шанырака на государственном гербеРК?

Когда впервые была написана музыка Гимна Казахстана?

30 баллов

В каком году был принят новый гимн РК?

Когда впервые был исполнен новый гимн РК?

Почему при исполнении гимна принято вставать?

5. Подведение итогов игры.

6. Рефлексия.

Сегодня я узнал. . . . .

Мне было интересно, потому что. . .

Мне было неинтересно, потому что. . .

7. Заключение.

Учитель: Символы нашего государства есть неоспоримые свидетельства его суверенитета и независимости, единства народа и власти, выражая тем самым определенную государственную идею казахстанской демократии, консолидации и устремленности к общечеловеческим ценностям. Трудно кого-либо заставить гордиться государственными символами, но знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны. А нам есть, чем гордиться: новая столица Астана стала символом процветания нашей молодой республики. И в завершение нашего классного часа посмотрите слайд-шоу “Астана - символ единства и гордость нации”.

Цель: дать представление о деятельности Президента РК Назарбаева Н.А. – гаранте стабильности, согласия, укрепления межнационального единства.
Задачи:
Развитие познавательной деятельности, расширение познаний о работе Президента
Способствовать формированию представлений о нашем государстве, о символах Республики Казахстан.
Развивать мышление, речь,творческие способности.
Воспитывать любовь к Родине, уважение к государственным символам, патриотизм, согласие и дружелюбные взаимоотношения между учащимися.
1. Организационный момент.
2.Беседа о родине.
- Ребята, а что для вас означает слово «Родина»? Родина – это великая страна с великой историей и народом.
Родина – это и место, где мы родились, росли, живём, где мы говорим на родном языке и все для нас здесь родные.
Какое еще слово - синоним мы можем подобрать к слову «Родина»? (отчизна, отечество,мать)
Как называют человека, который любит свою Родину? (патриот)
Какие пословицы о Родине вы знаете?

Как называется страна, где мы живём?
Учитель: Наш Казахстан очень молодое государство. Кто из вас знает, сколько лет независимой Республике Казахстан? Ещё 21 год тому назад наша Родина входила в состав Союза Советских Социалистических Республик. СССР насчитывал 15 дружественных республик. Между собой дружили Россия, Казахстан, Украина, Белоруссия, Молдавия, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Грузия, Латвия, Литва, Эстония, Туркменистан, Армения, Азербайджан. (на каждую республику выходит слайд, когда называю)

Как зовут нашего президента? (Нурсултан Абишевич Назарбаев)

Президент Назарбаев – гарант стабильности, согласия, укрепления межнационального единства, что положительно влияет на динамичное развития Казахстана, вхождение его в число высокоразвитых государств мира, о чем свидетельствует проведение в Астане саммита ОБСЕ, а также международных спортивных соревнований в 2011 году в Астане и Алматы.

Достижения Казахстана как во внутренней политике, так и на международной арене по праву связаны с личностью Президента.

По его инициативе проведен ряд глобальных реформ по усовершенствованию образования и науки. На протяжении последних лет студенты имеют возможность получать европейское образование по Президентской программе «Болашак», чтобы применять полученные знания на родной земле.

(краткая биография слайд- фильм)

Мышление и деятельность руководителя Казахстана, Первого Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева – надежный залог стремительного развития страны.

Н.А. Назарбаев- ЛИДЕР НАЦИИ

Закончите предложение: «Я люблю свою Родину или свой город, потому что …».

7.Пожелания.

На большом полотне белой бумаги каждый ребенок в группе обрисовывает свою ладонь и пишет на ней пожелание своей стране.

8. Рефлексия.

1. Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой.

2. Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.

3. Если вы уверены в своих силах, топните ногой.

4. Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.

5. Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши.

6. Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

7. Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

8. Если вы верите, что будущее страны за висит от вас, возьмитесь за руки