Колизей в Риме: интересные факты, о которых мало кто знает. Колизей — символ величия Римской Империи

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме

Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории сильно меняются. И, естественно, возникает вопрос - когда и кем был построен Колизей в итальянском Риме? Что это - древний подлинник или поздняя бутафория? А если бутафория, то какой древний прообраз пытались в нем воспроизвести?

Рис. 1. Колизей. Фотография 2009 года.

Рис. 2. Колизей с птичьего полета. Взято из , с. 23.

Рис. 3. Арена Колизея. Фотография 2007 года.

В нашей книге «Ватикан» мы подробно говорим о том, что многие якобы «античные» памятники итальянского Рима были построены отнюдь не в древности, как обычно считается, а гораздо позже. Их возвели в XV–XVI веках римские папы, которые появились в итальянском Риме сравнительно недавно - лишь около 1453 года. Первые папы Рима были, по всей видимости, беглецами из Константинополя - столицы Ромейской империи, разгромленной в 1453 году турками-османами (сегодня это турецкий город Стамбул). Большинство якобы «античных» построек итальянского Рима строилось папами-беглецами как подражания подлинным сооружениям, стоявшим на их прежней родине, в Константинополе-Стамбуле. И Колизей не исключение. Одного внимательного взгляда на него достаточно, чтобы заметить, что он С САМОГО НАЧАЛА строился как «античные развалины». Следы его поздней постройки видны очень хорошо.

Известно, что «Колизей построен из камня, бетона и кирпича» , том 21, с. 604. Не странно ли, что в таком якобы очень древнем сооружении использован БЕТОН? Историки могут возразить, что бетон изобрели еще «древние» римляне более 2 тысяч лет назад. Но почему тогда его повсеместно не применяли в средневековом строительстве? По нашему мнению, все якобы «древние» постройки из бетона гораздо более позднего происхождения, чем думают историки.

Приглядимся внимательно к кирпичной кладке внутренних стен Колизея, рис. 4, рис. 5. Мы не говорим здесь о реставрированных участках. Следов ПОДЛИННОЙ реставрации в Колизее не видно вообще. Вся кирпичная кладка в нем выглядит приблизительно одинаково и сделана из единообразного кирпича. Кирпичи во многих местах аккуратно обиты с краев. Хорошо видно, что кирпичи были обиты именно ПЕРЕД КЛАДКОЙ, а не после нее. Другими словами, при постройке Колизея сразу же ИСКУССТВЕННО ИЗОБРАЖАЛСЯ ЯКОБЫ МНОГОВЕКОВОЙ ИЗНОС ЗДАНИЯ.

Рис. 4. Кирпичная стена арены Колизея выложена «под древность» из кирпича со специально обитыми краями. Причем, почти вся кирпичная кладка арены Колизея именно такова. Фотография 2007 года.

Рис. 5. Кирпичная кладка арены Колизея. Видно, что края кирпичей обиты весьма упорядочено и обивка была произведена ПЕРЕД кладкой, а не с течением веков (что пытались изобразить). Кирпичи скреплены между собой составом, весьма напоминающим цемент XIX века. Фотография 2007 года.

То же самое можно сказать и об участках якобы «обвалившейся» кирпичной кладки. Они есть внутри Колизея. Эти участки тоже явно сделаны искусственно, сразу в своем нынешнем «обвалившемся» виде, рис. 6. Если бы кирпичная кладка обвалилась по-настоящему, то ее оголившиеся внутренние кирпичи располагались бы ВДОЛЬ первоначальной поверхности стен, а не под углом к ней. Кроме того, значительная часть кирпичей в разломе была бы сколота. Ничего подобного в Колизее нет. Обвалившиеся участки стен выложены сразу в своем окончательном, «обвалившемся» виде из целых кирпичей. Большинство кирпичей нарочно повернуто под углом к поверхности стены, чтобы изобразить якобы хаотическую поверхность скола. Однако каменщики, привыкшие класть кирпичи ровно, так и не смогли добиться настоящего хаоса. В кладке «обвалов» явно проглядывает упорядоченность.

Рис. 6. Кирпичная кладка Колизея. Якобы обвалившийся «от древности» участок стены. Однако оголившиеся кирпичи расположены почему-то не вдоль, а под углом к поверхности стены и уложены достаточно упорядочено. Скорее всего, это - новодел «под древность». Фотография 2007 года.

Переделки и перекладки, встречающиеся в стенах Колизея, тоже совсем не похожи на настоящие. Аккуратно выложенные «остатки старых сводов» странно смотрятся на ровных, как с иголочки, кирпичных стенах Колизея, рис. 7. Хорошо видно, что все эти «перекладки» делались сразу же при первоначальном строительстве, чтобы изобразить «древность». Подлинные перекладки сводов, окон и дверей, неизбежные в старых, уходящих под землю зданиях, выглядят совсем по-другому. На рис. 8 мы приводим для сравнения фотографию внешней стены собора святой Ирины в Стамбуле. Там хорошо видны многочисленные следы ПОДЛИННЫХ перекладок. Обратите внимание, что верхние участки стен святой Ирины выглядят существенно НОВЕЕ нижних. Нижние участки наоборот, более старые, в них больше переделок. Но в Колизее кладка удивительным образом ОДИНАКОВА по новизне на ВСЕХ УРОВНЯХ, рис. 7.

Рис. 7. Кирпичная кладка Колизея. Бутафория «под древность». На поверхности стены аккуратно выложены «следы древних сводов», а также «след древней обвалившейся лестницы». Фотография 2007 года.

Рис. 8. Кирпичная стена собора святой Ирины в Стамбуле. Видны многочисленные, разнородные, накладывающиеся друг на друга следы перекладки сводов и окон. Нижняя часть стен (ниже растущей травы) находится в раскопе, сделанном вокруг храма. Фотография 2007 года.

Далее, в подлинных старых зданиях нижняя часть постройки находится обычно под землей или в раскопе. Например, собор святой Ирины стоит в примерно 4-метровом раскопе, рис. 8. Но вокруг Колизея НИКАКОГО РАСКОПА НЕТ. Не заметно никаких следов его сколь-нибудь существенного погружения в землю. Неужели за 2 тысячи лет, якобы протекшие со времен строительства, вокруг Колизея так и не вырос культурный слой, заметный невооруженным глазом? Это очень странно.

Отметим, что достройка Колизея продолжается и в наши дни. На фотографии, приведенной на рис. 9, хорошо видно, как продвигается работа по надстройке кирпичной стены Колизея «древним» белым камнем. Делается это откровенно, на виду у туристов, с помощью передвижных строительных лесов.

Рис. 9. Стены Колизея растут до сих пор. На фотографии видно, как идет надстройка кирпичной стены Колизея современным белым камнем «под древность» с помощью передвижных строительных лесов. Фотография 2007 года.

Итак, когда был построен Колизей на самом деле? Оказывается, в Ватикане это особенно и не скрывается.

Так, например, в Ватиканском дворце на всеобщее обозрение выставлена фреска, изображающая, как ТОЛЬКО ЧТО СПРОЕКТИРОВАННЫЙ КОЛИЗЕЙ сходит с бумажного листа, претворяясь в действительность, рис. 10. Причем - СРАЗУ В ВИДЕ РАЗВАЛИН (!), Рядом нарисован ангел с циркулем и строительным углом. Он помогает строить Колизей. Но кому? Неужели - язычнику-императору (что было бы неуместно для ангела)? Отнюдь нет. Имя строителя, а также год строительства прямо указаны на фреске. Рядом с изображением Колизея, читаем: «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII» («PIVS.VII.P.M.ANNO.VII»), рис. 11. Поскольку папа Пий VII правил в 1800–1823 годах, то речь идет о 1807 годе н. э. (!)

Рис. 10. Фреска в Ватиканском дворце. Колизей сходит с бумажного листа проектировщика, претворяясь в действительность. Прямо указано, что происходит это при папе Пие VII (1800–1823), на 7-м году его правления, то есть в 1807 году. Фотография 2007 года.

Рис. 11. Фрагмент предыдущего рисунка. Табличка с датой «PIVS.VII.P.M.ANNO.VII», то есть «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII». Это 1807 год. Фотография 2007 года.

Этот же год повторен еще раз в надписи под фреской. Написано следующее, рис. 12:

AMPHITHEATRVM.FLAVIUM

A.PIO.VII.CONTRA.RVINAM.EXCELSO.FVLCIMENTO.SOLIDATVM

ET.PLVRIFARIAM.SVBSTRVCTIONE.MVNITVM

Рис. 12. Большая мраморная доска с крестом, висящая над входом в Колизей, торжественно сообщает, что «восстановление» Колизея («АМФИТЕАТРА ФЛАВИЕВ», AMPHITEATRVM FLAVIVM) закончено при папе Пие IX в 1852 году, на 7 году его правления. Фотография 2009 года.

Дадим буквальный перевод на русский язык, пользуясь латинско-русским словарем И.Х. Дворецкого .

АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ

ПИЙ VII, РУИН ВОЗВЫШЕННО ПОКОЯЩИХСЯ НА ТВЕРДЫНЕ И, СВЕРХ ТОГО, НА МНОГООБРАЗНЫХ ОСНОВАНИЯХ, СТРОИТЕЛЬ

Не вникая в тонкости перевода, отметим, что СТРОИТЕЛЕМ РАЗВАЛИН (РУИН) КОЛИЗЕЯ здесь недвусмысленно назван папа Пий VII. Причем сказано, что начало строительства - или быть может, только одобрение проекта - случилось в 1807 году.

Итак, в Ватиканском дворце откровенно изображено строительство Колизея СРАЗУ КАК «АНТИЧНЫХ» РАЗВАЛИН В 1807 ГОДУ Н.Э. Причем, показано, что дело началось с составления проекта. Что, вероятно, означает, что в 1807 году Колизей только начал возводиться.

Но кто же тогда ЗАКОНЧИЛ его строительство? Ответ, вероятно, содержится на торжественной мраморной доске, висящей прямо над входом в Колизей, рис. 11. Крупными буквами здесь написано имя папы Пия IX (1846–1878). Указан также и год завершения «восстановления» Колизея. Это знаменательное событие произошло в 1852 году, на седьмом году правления Пия IX. Что, скорее всего, и есть ПОДЛИННАЯ ДАТА ОКОНЧАНИЯ ПОСТРОЙКИ КОЛИЗЕЯ. Это 1852 год, то есть середина XIX века.

После своей постройки Колизей был сильно разрекламирован. А 7 июля 2007 года он даже попал в список так называемых «новых семи чудес света», заняв там второе место после Великой китайской стены .

Но если Колизей был построен в XIX веке, то на каком же основании его приписали императору Флавию Веспасиану, жившему якобы в I веке н. э.?

Обратимся к общепринятой истории Колизея.

«Колизей - самый большой из древнеримских амфитеатров и одно из самых замечательных зданий в целом мире. Находится в Риме … на том месте, где некогда был пруд … Постройка этого здания начата императором Веспасианом, после его побед в Иудее, и окончена в 80 г. после Р.Х. императором Титом … Первоначально Колизей назывался, по фамилии упомянутых государей, амфитеатром Флавиев, нынешнее его название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Coliseo) утвердилось за ним впоследствии.

… Долгое время Колизей был для жителей Рима любимым местом увеселительных зрелищ … Нашествия варваров привели его в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил КРЕПОСТЬЮ ДЛЯ ЗНАТНЫХ РИМСКИХ РОДОВ … особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Еще в 1332 году местная аристократия устраивала здесь БОЙ БЫКОВ (в 1332 году бои быков происходили, скорее всего, не в нынешнем Колизее, а в том городском театре итальянского Рима, который позднее был переделан в замок святого Ангела, см. нашу книгу «Ватикан» - Авт. ), но с этой поры началось систематическое разрушение Колизея … Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио - для дворца Канцелярии (Cancelleria), Павел III - паллацо-Фарнезе (Колизей тут не при чем - просто камень и кирпич старого города XIV века использовался для папских построек XV–XVI веков, ПОСЛЕ ЧЕГО старая часть итальянского Рима и превратилась в развалины, см. нашу книгу «Ватикан» - Авт. ). Однако … значительная часть его уцелела … Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства СУКОННОЙ ФАБРИКИ, а Климент IX на самом деле ПРЕВРАТИЛ КОЛИЗЕЙ В ЗАВОД ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ СЕЛИТРЫ. Лучшее отношение пап к величественному памятнику … НАЧАЛОСЬ НЕ ПРЕЖДЕ СЕРЕДИНЫ XVIII СТОЛЕТИЯ … Бенедикт IV (1740–1758) … приказал водрузить посреди его арены ГРОМАДНЫЙ КРЕСТ, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году (вероятно, они слишком уж сильно противоречили мнимой древности Колизея, придавая ему откровенно христианский облик, потому их и убрали - Авт. )» , статья «Колизей».

Итак, при Клименте IX (1592–1605) на месте Колизея работала суконная фабрика, а до того там, вероятно, был просто ПРУД. Никакого Колизея в те времена, скорее всего, не было и в помине. Вероятно первым, кому пришло в голову воздвигнуть Колизей, был папа Бенедикт XIV (1740–1758). Но и он явно намеревался воздвигнуть не «античный памятник», а памятник христианским мученикам. Однако его преемники повели дело в другую сторону. При них и начинается подлинное строительство современного Колизея, изображаемое как якобы «легкая реставрация древнего памятника». Вот что сообщает Энциклопедический Словарь:

«Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII … подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением (читайте: построили стены Колизея - Авт. ), а Пий IX исправил в нем некоторые из внутренних лестниц (читайте: выстроил внутреннюю часть Колизея - Авт. ). Еще с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого, под руководством ученых археологов … на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять ее водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии» , статья «Колизей».

Особенно нелепо звучит мысль историков о «наумахиях» - морских сражениях, представляемых на заполненной водой арене Колизея. При этом не дается никаких сколь-нибудь вразумительных объяснений - как именно и при помощи каких механизмов вода могла наполнять арену Колизея? Где сливные и наливные трубы? Водонапорные устройства?

Водонепроницаемые стены со следами заполнения водой? Ничего подобного в Колизее нет. Ниже мы объясним подлинную подоплеку этих легенд о «наумахиях».

Но - скажут нам - если Колизей был построен в XIX веке, как вы говорите, то, следовательно, авторы XVII–XVIII веков еще ничего не знали о нем. Так ли это?

Да, по-видимому, так и было. Чтобы проверить это, мы обратились к имеющимся у нас источникам XVII века, которые, по всей видимости, должны были упомянуть о таком замечательном сооружении как Колизей, если хоть что-нибудь знали о нем. Но оказалось, что ни в одном из этих источников о Колизее НЕ ГОВОРИТСЯ НИ СЛОВА. Приведем два наиболее ярких примера.

Прежде всего, откроем ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД - подробное изложение всемирной и русской истории, обычно датируемое XVI веком. Кстати, по нашему мнению, Лицевой свод был изготовлен не в XVI, а в XVII веке, но в данном случае это не важно. Долгое время Лицевой свод был совершенно недоступен для изучения, однако в 2006–2008 годах московское издательство «АКТЕОН» выпустило полное факсимильное издание всех 10 томов Лицевого свода . Во втором и третьем томах подробно описывается история древнего Рима. Причем, что удачно, особенно много места уделено именно правлению императора Флавия Веспасиана, который, по мнению историков, заложил Колизей, см. выше.

Отметим, что Лицевой летописный свод - далеко не простая летопись. Во-первых, она ОЧЕНЬ ПОДРОБНАЯ. Во-вторых, она предназначалась для царя и его окружения, а потому писалась особо тщательно. На ее изготовление были затрачены огромные средства. «Лицевой свод XVI века - крупнейшее в отечественной письменности историческое иллюстрированное произведение» , с. 27. Некоторые тома Лицевого свода находились библиотеке московских царей, принадлежали лично Петру I , с. 15–21. Лицевой свод содержит более шестнадцати тысяч прекрасных цветных рисунков, в том числе, множество рисунков, изображающих город Рим. Поэтому если ДАЖЕ ТАМ нет упоминаний о Колизее - ни в тексте, ни на рисунках - то приходится заключить, то в Москве XVI–XVII веков о Колизее ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ. Поразительно, что таких упоминаний действительно НЕТ.

Но может быть, Лицевой свод умалчивает о Колизее просто потому, что вообще не касается построек, воздвигнутых императором Веспасианом в Риме? Нет, это не так. В Лицевом своде достаточно подробно рассказано о том, как Веспасиан, вернувшись в Рим с Иудейской войны, тут же затеял строительство огромных и удивительных зданий. Но Колизей в их числе не упомянут. И вообще, о театре ничего не сказано. Говорится только о храмах, сокровищницах, библиотеках. В Лицевом своде, кстати, подробно ИЗОБРАЖЕНО - что именно строил в Риме Веспасиан. См. рис. 13. Показаны плотники с топорами, возводящие различные здания. Никакого театра среди них нет, рис. 13.

Рис. 13. Император Веспасиан по возвращении с Иудейской войны строит «жертвенник кумиру» в Риме. Но это - отнюдь не Колизей, а храмовые здания с «золотым кумиром». Завесами и книгами. Колизей вовсе не изображен и не упомянут в тексте Лицевого свода. Взято из , книга 2, с. 2850.

Приведем для полноты отрывок Лицевого свода, говорящий о постройках Веспасиана в Риме. Как мы уже говорили, Веспасиан задумывает их сразу по возвращении с Иудейской войны.

«Уеспасианъ же ища создати жертвеник кумиру, и скоро зда и паче человеческия мысли скончаша. И вся многоценная вложи вонь и бысть видети вся невидимая и необретаемая ту собрана. Ихже деля человецы по всему миру ходятъ, труждающеся и жадающе обрести видети а. Повеси же ту июдейски катапетазме аки хваляся има, и вся златомъ строеныя ризы, законы яже книги в полате повеле хранити» , книга 2, с. 2850–2851.

Перевод на современный русский язык:

«Веспасиан задумался о том, как создать жертвенник кумиру и скоро воздвиг то, что превзошло всякое человеческое воображение. И все многоценные одеяния положил туда и все чудесное и недоступное было там собрано и положено на виду. Ради всего этого люди по всему миру путешествуют и трудятся, лишь бы только увидеть собственными глазами. Повесил же [Веспасиан] там иудейские завесы, как бы гордясь ими, и все золотом шитые ризы, а книги с законами повелел хранить в палате» , книга 2, с. 2850–2851.

Как видим, Лицевой свод не преминул рассказать о замечательных постройках Веспасиана в Риме, возведенных после Иудейской войны. Но Колизей среди них не упомянут.

Ничего не знает о Колизее и Лютеранский хронограф 1680 года - всемирная летопись, подробнейшим образом описывающая римские события. Она, так же, как и Лицевой свод, сообщает лишь о сооружении Веспасианом некоего «храма мира» по окончании Иудейской войны: «Лета Христова 77, храмъ мира сооружается, въ немже возлагаются украшения храма Иеросалимскаго, сиесть сосуды Иудейския златыя. Законъ же и покровы багряныи въ палатахъ повелением Веспесиана сохранени» , лист 113.

На этом описание построек Веспасиана заканчивается. О Колизее - и вообще, о каком-либо театре, построенном Веспасианом в Риме, Лютеранский Хронограф полностью умалчивает. Более того, в подробном указателе имен и названий, приведенном в конце Хронографа, названия «Колизей» нет. Похожих названий тоже нет. Получается, что Лютеранский хронограф, как и Лицевой свод, НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ о Колизее. Хотя написан он в 1680 году и, казалось бы, его автор должен был знать о таком выдающемся сооружении, как Колизей. И называть его именно «Колизеем». Ведь это название, как нам говорят историки, закрепилось за Колизеем еще с VIII века н. э. , статья «Колизей». Почему же автор второй половины XVII века его еще не знает?

Получается, что в XVII веке действительно еще ничего не знали о Колизее.

Но давайте обратимся теперь к «античным» писателям. Что они знают о величайшем здании древнего Рима, грандиозном Колизее?

Считается, что о Колизее писали Светоний, Евтропий и другие «античные» авторы. Высказывается также мнение, что Колизей якобы воспел «античный» поэт I века н. э. Марциал. И даже пытался причислить его к семи чудесам света, удивительным образом предвосхитив решение современных нам историков (в 2007 году) о причислении Колизея к «семи новым чудесам света» .

Но точно ли «античные» писатели говорили именно о Колизее в итальянском Риме, а не о каком-нибудь другом амфитеатре? Ведь, как мы показали в наших работах по хронологии, подлинный «античный Рим» никакого отношения к современному итальянскому Риму не имеет. См. наши книги «Царский Рим в междуречье Оки и Волги», «Ватикан». Но тогда, может быть, и подлинный Колизей находится не в Италии, а в каком-то другом месте?

И еще один немаловажный вопрос. Когда, кем и где были обнаружены общеизвестные сегодня якобы «древнейшие» сочинения, говорящие о Колизее? Не в Ватикане ли? Причем - уже ПОСЛЕ ТОГО, как было решено построить Колизей в Риме и требовалось найти «первоисточники», «подтверждающие» его существование в прошлом?

Возьмем для примера книгу Светония (в остальных написано примерно то же самое). Светоний сообщает о постройке в Риме императором Веспасианом, по возвращении с Иудейской войны, сразу нескольких сооружений:

1) храм Мира,

2) еще один храм,

3) некий безымянный амфитеатр посреди города.

Светоний пишет: «Предпринял он и новые постройки: храм Мира близ форума, храм божественного Клавдия на Целийском холме, начатый еще Агриппиной, но почти до основания разрушенный Нероном, и, наконец, амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, еще Августом» , с. 257.

Современные комментаторы полагают, что Светоний говорит здесь именно о Колизее , с. 843. Но Светоний отнюдь не называет амфитеатр Колизеем и, вообще, не сообщает о нем никаких подробностей. Он пишет просто об «амфитеатре». Почему это обязательно Колизей? Никаких доказательств тому нет.

Евтропий в своей «Краткой истории от основания Города» приписывает постройку амфитеатра императору Титу Веспасиану, сыну императора Веспасиана. Но и он не приводит никаких данных, позволяющих отождествить амфитеатр Тита именно с Колизеем. Скупо сообщается лишь, что Тит Веспасиан «возвел в Риме амфитеатр, при освящении которого было убито на арене 5 тысяч зверей» , с. 50.

Еще один «античный» историк, Секст Аврелий Виктор пишет в «Истории Рима», что при императоре Флавие Веспасиане «в Риме было начато и закончено восстановление Капитолия … храма Мира, памятников Клавдия, Форума и многого другого: создан был амфитеатр огромного размера» , с. 86. Но и здесь нет никаких подробностей, позволяющих отождествить этот амфитеатр именно с Колизеем. Не сказано, ни какого размера был амфитеатр («огромный» - понятие растяжимое), ни как он был устроен, ни в каком месте города он находился. И снова возникает вопрос: почему это - Колизей? Может быть, Аврелий Виктор имел в виду СОВСЕМ ДРУГОЙ АМФИТЕАТР?

Что касается «Книги зрелищ» римского поэта Марциала, где он, как считается, воспел Колизей, то в ней тоже нет ничего такого, что однозначно указывало бы именно на Колизей. Да и сама эта книга может оказаться подделкой, поскольку, как давно замечено, она подозрительно не похожа на остальные сочинения Марциала. «От него (Марциала - Авт. ) до нас дошел сборник в 14 книг эпиграмм, НЕ СЧИТАЯ В ЭТОМ ЧИСЛЕ ОСОБОЙ КНИГИ СТИХОТВОРЕНИЙ, ТАКЖЕ НАЗВАННЫХ ЭПИГРАММАМИ, НО ОТНОСЯЩИХСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ИГРАМ АМФИТЕАТРА ПРИ ТИТЕ И ДОМИЦИАНЕ» , статья «Марциал».

А даже если «Книга Зрелищ» Марциала - подлинник, то все равно, где доказательства того, что речь в ней идет о Колизее? Нет таких доказательств. Вполне может случиться, что Марциал и римские историки говорят вовсе не о Колизее в Италии, а о ДРУГОМ АМФИТЕАТРЕ. Тем более, что развалины весьма подходящего под эти описания огромного римского амфитеатра ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ. Но это - отнюдь не Колизей в итальянском Риме. В отличие от итальянского Колизея, этот другой, ПОДЛИННЫЙ Колизей совершенно не рекламируется историками. Они окружили его гробовым молчанием и пытаются сделать вид, что его не существует.

Однако на самом деле он существует. Только не в Риме, а в Стамбуле.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

8. 1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века н.э. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы.И вот, «в нескольких рукописных сборниках

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

1.1 Об итальянском Риме XV века

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора Носовский Глеб Владимирович

1.1 Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский город Рим возник не ранее XIV века. Если до этого времени на месте Рима и было какое-то поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы крупного государства.Оказывается, «в нескольких рукописных

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Биография папы Гильдебранда. Когда появился папский престол в Итальянском Риме? Несмотря на то, что почти все, что было связано с Христом «уехало» в скалигеровской хронологии в начало н. э., все же в XI веке осталось довольно много следов евангельских событий. Один из

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

5. Когда был построен знаменитый храм Святой Софии в Стамбуле? Остается огромный храм Святой Софии. Который мы уже ранее отождествили с храмом Соломона, то есть Сулеймана.Наша реконструкция такова. Султан Сулейман Великолепный возвел в середине XVI века величественный

Из книги Тайна Колизея автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда и кем был построен храм святой Софии в Стамбуле Храм Святой Софии - самый знаменитый исторический памятник Стамбула. Сегодня считается, что он был возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом в VI веке н. э. Далее считается, что когда в 1453

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Виталиан, папа, 657 г. - Император Констант II посещает Италию. - Прием его и пребывание в Риме, 663 г. - Плач о Риме. - Состояние города и его памятников. - Колизей. - Констант грабит Рим. - Смерть Константа в Сиракузах Евгений умер в июне 657 г., а 30 июля в папы был посвящен

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

8.1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы. Чего бы то ни было.И вот «в нескольких

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

15. Когда был построен знаменитый Парфенон и почему он назывался храмом девы Марии Мы уже говорили об этом в книге «Античность - это средневековье», гл. 1. Вкратце напомним суть дела. Ф. Грегоровиус сообщает: «ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИЯ уже начинала победоносную борьбу с Древнею

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Когда и кем Колизей и другие стамбульские амфитеатры были разрушены Судя по приведенным выше старым картам и рисункам, к концу XVI века стамбульский Колизей находился уже в ПОЛУРАЗРУШЕННОМ состоянии. Примерно треть его была разобрана, а внутри начали расти другие

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

19.2. Когда был построен «античный» Колизей, показываемый сегодня туристам? На рис. 1.144 показан старинный план итальянского Рима якобы XIII века. Но на нем нет ничего похожего на современный «античный» Колизей! Изображены лишь несколько средневековых замков и зубчатые

История Колизея берет свое начало в I веке н. э. Она насыщена яркими событиями и фактами. Это грандиозное сооружение сохранилось до нашего времени практически в первоначальном виде. О самом Колизее, его богатой истории, интересных фактах и событиях будет рассказано в этой статье.

История Колизея

Колизей в переводе с латыни означает "колоссальный, громадный". Он также известен как амфитеатр Флавиев (династия римских императоров). Колизей является памятником древнеримской архитектуры и одной из многочисленных достопримечательностей, которыми известна Италия.

Он построен между Целиевским, Эсквилинским и Палатинским холмами. Возведение Колизея началось в 72 году (I век нашей эры). Во время правления основателя династии Флавиев. Спустя восемь лет, в 80 году, освятил амфитеатр, который возвели на месте пруда, относящегося к известному комплексу

Причины строительства

Если быть более точным, то история Колизея началась в 68 году. В тот год изменила присяге императору, поддержав мятежный Сенат. Это привело к тому, что Нерон после 14 лет диктаторства покончил с собой в загородном поместье близ Рима.

Его смерть привела к гражданской войне, которая длилась целых 18 лет. В 69 году война была завершена, победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан, основатель династии императоров.

Перед Веспасианом стала задача по реконструкции центра Рима, не только для того, чтобы его восстановить, но и для усиления собственной власти и культа, искоренения любого упоминания о своем предшественнике. Большой проблемой для строительства в Древнем Риме Колизея был дворец Нерона, который носил название Золотой дом. Сам дворец и прилегающий к нему участок занимал площадь в 120 га в самом центре Рима.

Веспасиан реконструировал большую часть зданий, а находящиеся рядом с дворцом озера засыпали, выстроив на их месте Колизей. Все это масштабное мероприятие было довольно символичным, ведь земля, которой пользовался Нерон, теперь стала служить простому народу.

История строительства

Античный амфитеатр возводили за счет средств, которые были получены после продажи военных трофеев. Как считают историки, для строительства и реконструкции всего комплекса зданий в Рим было доставлено более 100 тыс. рабов и взятых в плен солдат. Их использовали для выполнения самых тяжелых работ, например, при добыче травертина в карьерах римского пригорода Тиволи. Также они транспортировали камень из карьера в Рим, в среднем дорога составляла более 20 миль.

Большие группы архитекторов, строителей, декораторов и художников выполняли поставленные задачи, возводя античный амфитеатр. Однако императору Веспасиану было не суждено дожить до завершения грандиозного строения, он скончался в 79 году. Спустя год его преемник Тит освящал Колизей во время его открытия.

Общее описание

Как и все остальные амфитеатры Древнего Рима, амфитеатр Колизей построен в форме эллипса, в центре которого располагается арена такой же формы. Вокруг арены выстроены концентрические кольца с местами для зрителей. От всех остальных сооружений подобного рода Колизей отличается своими внушительными габаритами. Длина наружного эллипса Колизея составляет целых 524 метра, большая ось - около 188 м, а малая - почти 156 м. Арена амфитеатра достигает в длину около 86 м, а в ширину - почти 54 м, высота стен Колизея колеблется от 48 до 50 метров.

Основой конструкции являются 80 направленных радиально столбов, укрепленных стенами, а также несущие своды и перекрытия. Колизей настолько массивен, что для его возведения пришлось делать фундамент, достигающий 13 метров в толщину. Снаружи постройку отделали травертином, который доставляли из Тиволи.

Фасад амфитеатра

Архитектура Колизея величественна и грандиозна, она поражает своим великолепием до сих пор. В наружной стене амфитеатра, которая в высоту достигает почти 50 метров, находится двухступенчатый цоколь, а сам фасад здания поделен на четыре яруса. Три нижних яруса - это аркады (несколько одинаковых по размеру и форме арок, которые опираются на колонны или столбы). Этот прием в архитектуре был очень популярен в I веке нашей эры.

Арки самого нижнего этажа имеют высоту немногим более семи метров, а опоры, поддерживающие их, достигают в ширину почти 2,5 м, а в глубину - около 2,8 метра. Расстояние между опорами составляет 4,2 метра. Перед арками встроены колонны, имеющие дорический ордер, однако антаблемент (верхняя часть) создан в другом архитектурном стиле.

Интересный факт заключается в том, что 76 арок нижнего яруса из 80 были пронумерованы. Без номеров оставались четыре, которые находились на концах осей, они и являлись главными входами в Колизей.

Верхняя часть фасада

Колонны, находящиеся на втором ярусе амфитеатра Колизей, опирались на аттик (декоративная стена), который располагался над антаблементом начального яруса. Аркады второго яруса отличаются от аркад первого высотой колонн, а также тем, что они имеют не дорический, а ионический ордер. Антаблемент, аттик, который служил основой для колонн третьего ряда, также были меньше размером, чем на первом ярусе.

Высота арок на третьем ярусе чуть меньше, чем на втором, и составляет 6,4 метра. Главным отличием арок второго и третьего яруса было то, что в каждом проеме находилась статуя. На третьем ярусе стены были украшены пилястрами в коринфском стиле. Через каждую пару пилястр было сделано окно.

Название сооружения

Многие задают вопрос: "Почему Колизей назвали Колизеем?" Стоит отметить, что изначально он назывался Амфитеатр Флавиев, так как его возведением занималась эта династия императоров. Название Колизей это сооружение получило намного позже, оно появилось в VIII веке. Оно обозначает колоссальность этого амфитеатра, во всей Римской империи построек подобного размера не было.

Однако существует версия, что Колизей был так назван потому, что рядом с ним стоял колосс (статуя) Нерона. Она была сделана из бронзы и достигала в высоту 37 метров. В дальнейшем император Коммод переделал ее, заменив голову статуи. Сейчас уже сложно сказать, в честь чего был переименован амфитеатр Флавиев в Колизей, однако обе версии вполне состоятельны, и историки до сих пор не нашли им опровержения.

Предназначение Колизея

Колизей в Древнем Риме для простого народа и для патрициев являлся главным местом, где проводились различные увеселительные мероприятия. В основном здесь проходили бои гладиаторов, которые в то время пользовались огромной популярностью. Также здесь проводили звериные травли и навмахии (морские сражения). Для проведения морских боев арена Колизея заполнялась водой, после чего и начинались баталии.

Во время правления императора Макрина, в 217 году, здание Колизея серьезно пострадало от пожара. Но при следующем императоре, Колизей отреставрировали. В 248 году в этом сооружении император Филипп с большим размахом отпраздновал тысячелетие Рима. А в 405 году в Колизее гладиаторские бои были запрещены императором Гонорием. Связано это было с распространением христианства, которое впоследствии стало основной религией Римской империи. Здесь продолжали проводить звериные травли, однако после смерти императора Теодориха Великого, в 526 году, прекратились и они.

Колизей в Средневековье

История Колизея в Средние века складывалась не лучшим образом. Нашествия варваров привели в упадок не только амфитеатр, но и сам Рим, постепенно Колизей начал разрушаться. В VI веке к амфитеатру была пристроена часовня, но религиозного статуса всему сооружению это не придало. Арену, где раньше сражались гладиаторы, стравливали зверей и устраивали морские сражения, превратили в кладбище. Аркады и сводчатые пространства были переделаны под мастерские и жилища.

С XI до XII века Колизей стал своеобразной крепостью для римской знати, которые оспаривали друг у друга право власти над простыми гражданами. Однако они были вынуждены уступить амфитеатр императору Генриху VII, а он в дальнейшем даровал его римскому народу и сенату.

Местные аристократы в начале XIV века устраивали в Колизее бои быков, с этого же времени сооружение начинает постепенно разрушаться. В середине XIV века мощнейшее землетрясение становится причиной обрушения постройки, больше всего пострадала его южная сторона.

Колизей в XV-XVIII века

Так как Колизей в то время не был одной из самых известных достопримечательностей мира, его постепенно начали использовать в качестве строительного материала. Помимо того что брали камень из обвалившихся стен, его специально вытаскивали и из самого Колизея. С XV по XVI век отсюда по распоряжению разных понтификов забирали камень для возведения венецианского дворца, палаццо Фарнезе и дворца канцелярии.

Несмотря на это варварство, значительная часть Колизея сохранилась, но часть сооружения была изуродована. Папа Сикст V хотел использовать уцелевший амфитеатр в качестве фабрики по производству сукна, а Климент IX сделал из Колизея завод по производству селитры.

Лишь в XVIII веке понтифики начали должным образом относиться к этому древнему величественному сооружению. Папа Бенедикт XIV принял Колизей под свою защиту и стал считать это местом памяти христиан, павших во время гонений со стороны Рима. В центре арены был установлен крест огромных размеров, а вокруг него расположили несколько алтарей в память пути Христа на Голгофу.

В 1874 году крест и алтари были убраны с арены Колизея, а новые понтифики продолжили заботу о сооружении. По их распоряжению амфитеатр не только держали в сохранности, но укрепили те стены, которые могли обвалиться.

Колизей сегодня

В настоящее время Колизей находится под защитой государства и круглосуточной охраной. Сохранившиеся обломки амфитеатра, где это было возможным, установили на свои места. Арену было решено исследовать, и на ее территории были проведены археологические раскопки. К удивлению, ученые под ареной обнаружили подвальные помещения. Предположительно их использовали в качестве своеобразных кулис для людей и животных, перед тем как они выходили на арену.

Невзирая почти на две тысячи лет и на тяжелые испытания, остатки Колизея без внутренней и внешней отделки и в настоящее время производят незабываемое впечатление на человека, оказавшегося здесь. Даже в этом состоянии довольно легко представить, каким именно был Колизей в свои лучшие времена. Монументальность архитектуры поражает своим масштабом, вместе с этим виден изысканный романский стиль. Колизей заслуженно считается одной из самых известных достопримечательностей мира.

Сегодня он продолжает постепенно разрушаться из-за дождевой воды и атмосферного загрязнения. Правительство Италии разработало программу по реставрации и сохранению этого удивительного памятника истории и архитектуры Древнего Рима. В ближайшее время она будет реализовываться. На этот период туристов, приезжающих сюда со всего мира, перестанут пускать в Колизей.

Это сооружение стало одним из символов Италии, так же как Пизанская башня или фонтан Треви. Колизей сегодня претендует на звание одного из новых чудес света. Среди традиционных семи известны следующие достопримечательности:

  • Пирамиды в Египте.
  • Статуя Зевса в Греции.
  • Храм Артемиды в Эфесе.
  • Мавзолей в Галикарнаке.
  • Колосс Родосский.
  • Александрийский маяк.
  • Висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

Однако из всех перечисленных достопримечательностей до нашего времени сохранились лишь пирамиды. Об остальных можно узнать только из мифов и легенд. Колизеем же можно любоваться и сегодня, несмотря на то что этому сооружению почти 2 тыс. лет. Если вы окажетесь в Риме, то обязательно посетите этот уникальный исторический и архитектурный памятник.

Наиболее впечатляющим зданием, созданным во времена Римской империи, является Колизей. Это крупнейшее сооружение было построено в 80 году н. э. Даже в настоящее время он является популярной туристической достопримечательностью и постройкой, которая просто радует взор. Но каким же был Колизей в дни величия Древнего Рима ?

История Колизея в Риме

После самоубийства императора Нерона, в 68 году н. э., последовали полтора года гражданской войны, первой римской гражданской войны после смерти Марка Антония в 30 году. В этот период, Рим был свидетелем последовательных взлетов и падений трех императоров до вступления на престол Веспасиана, первого правителя династии Флавиев.

Одной из первых задач нового императора Веспасиана было восстановление Рима после гражданской войны. Веспасиан хотел искоренить, путем переустройства города, все воспоминания о личности Нерона. Он восстановил Храм Юпитера и построил новый огромный Храм Мира. Колизей в Риме должен был стать сооружением, которое бы увековечило имена династии Флавиев: Веспасиана и его сыновей Тита и Домициана. Выбор места для нового амфитеатра был сделан не случайно. Колизей был построен на месте печально известного «Золотого дома» Нерона, который являлся грандиозным дворцом с собственным озером и парковой зоной и размещался в самом сердце Рима. Озеро было высушено и на его месте началось строительство здания амфитеатра Флавиев.

Решение Веспасиана построить Колизей на месте озера Нерона можно рассматривать как жест возвращения части города жителям Рима, которую император Нерон присвоил себе и использовал в собственных нуждах. По иронии судьбы, современное название большого амфитеатра увековечило имя Нерона, а не династии Флавиев, так как слово «Колизей » является производным от названия колоссальной статуи Нерона (Colossus), которая стояла неподалеку.

Веспасиан не дожил до окончания строительства амфитеатра. После того как он умер в 79 году н. э., его старший сын Тит продолжил строительство римского Колизея. Тит открыл его для публики в 80 году н. э. В честь открытия Колизея Тит устроил масштабные игры, в которых участвовало 9000 животных и сотни гладиаторов. Эти игры длились сто дней. После внезапной смерти Тита в следующем году, Домициан, младший сын Веспасиана и младший брат Тита, построил подземные пещеры и закончил работу по декорированию амфитеатра.

Архитектура и конструкция Римского Колизея

Здание Колизея имеет форму эллипса длиной 188 метров, шириной 156 метров и высотой более чем 48 метров. Согласно текущим оценкам, около 55 тысяч человек могли бы сидеть в Колизее одновременно и наблюдать за играми. Конструкция здания имела 80 входов, которые были предусмотрены для удобства размещения зрителей и в случае необходимости (например, пожара) быстрой их эвакуации.

Не смотря на то, что в настоящее время римский Колизей частично разрушен, известно, что конструкция здания состояла из четырех уровней. Самый нижний уровень состоял из лучших мест, на которых размещались богатые и уважаемые римляне, в то время как верхний уровень предназначался для бедных и для женщин. Верхние уровни были сделаны из дерева и подвергались пожару не один раз.

Под землей в римском Колизее находились специальные комнаты, в которых содержалось оборудование и клетки с дикими животными. Также имелись механические устройства, с помощью которых осуществлялся подъем животных наверх, благодаря этому животные появлялись во время боев в середине арены, для сражения с гладиаторами. Зрители в Колизее были защищены от солнца огромным навесом, прикрепленным к столбам в верхней части конструкции.

Арена сооружалась из дерева и была покрыта песком. Ниже пола арены был Гипогей - оригинальная система тоннелей и бункеров для рабов, гладиаторов, диких животных и подъемников. Различные подземные туннели связывали стадион Колизея с конюшней и гладиаторскими бараками. Император также имел собственный туннель, используемый для выхода из Колизея.

Чаще игры для общественности проводились бесплатно, за счет императорской казны. Таким образом, императоры хотели увеличить свою популярность в народе. Такие игры являлись символом власти императора, и проводились в течение нескольких дней подряд. В них участвовали экзотические животные, артисты юмористических театров, ну и, конечно же, проводились смертельные бои, с участием гладиаторов и диких животных, а также морские сражения. Гладиаторами были не только преступники и рабы, но и свободные граждане Рима, а также профессиональные гладиаторы и даже императоры боролись на арене.

Колизей прослужил римскому народу в течение 450 лет . Основные ремонтные работы были проведены после 217 года н.э., когда в амфитеатре вспыхнул пожар. В течение пяти лет гладиаторские игры проводились в цирке, пока Колизей не был полностью отремонтирован. Ремонт также был произведен после нескольких землетрясений, которые произошли в 443 и 484 годах н. э.

Гладиаторские игры стали исчезать из общественной жизни в 3-м веке, в связи с экономическим давлением и под влиянием преобладающей новой религии христианства.

По сей день римский Колизей остается одним из самых обсуждаемых зданий римской эпохи и популярнейшим туристическим центром Рима, привлекающим миллионы туристов каждый год.

Происхождение названия

Официально римская арена называлась Амфитеатр Флавиев. Привычное для нас название «Колизей» достопримечательность получила только в VIII веке от латинского слова «colosseus», что в переводе означает «громадный, колоссальный». Распространённое мнение, что название происходит от стоявшей неподалеку колоссальной 36-метровой статуи Нерона, является ошибочным.

Предыстория постройки Колизея

Чтобы понять причины постройки Колизея необходимо разобраться в ситуации, сложившейся в течении десятилетия, которое предшествовало началу строительства. Римский Великий пожар 64 года нашей эры расчистил в городе обширные территории, в том числе и долину трёх холмов (Целий, Палатин и Эсквилин), где и расположен амфитеатр. Император Нерон, воспользовавшись пожаром, захватил огромную часть освободившейся земли для строительства дворцового комплекса, размеры которого до сих пор остаются рекордными для всех монарших резиденций, когда-либо построенных на территории Европы. По разным данным, дворцовый комплекс Нерона располагался на площади от 40 до 120 гектаров и так поражал своим великолепием, что впоследствии получил название «Золотой дом Нерона». Для его строительства император сильно увеличил налоги. Деспотия и произвол Нерона, вместе с полным отстранением от управления империей, привели к государственному заговору. Сложилась редкая ситуация, когда император сумел настроить против себя сразу все социальные слои древнеримского общества. Понимая, что судьба его решена, Нерон покончил жизнь самоубийством.

Новый император Веспасиан, будучи тонким политиком и прагматиком, понимал насколько важно заполучить поддержку римской толпы. Рецепт был прост - нужно обеспечить «хлеба и зрелищ». Там где был расположен дворцовый комплекс для Нерона Веспасиан решает построить огромное сооружение для населения Рима. Символичность очевидна. Выбор пал на проект постройки нового грандиозного амфитеатра. Особенно важно реализовать задуманную идею было в связи с желанием Веспасиана стать основателем императорской династии Флавиев. Амфитеатр должен был стать семейным монументом на века.

Финансирование постройки

Расточительный Нерон разорил казну, поэтому Веспасиан должен был как можно быстрее найти финансовые средства для строительства. В это самое время, к огромному несчастью для себя, иудеи подняли восстание против римского господства. Веспасиан и его сын Тит воспользовались представленной возможностью, чтобы жестко подавить бунт, а заодно и разграбить Иерусалим. Особенно богатой добычей стал религиозный комплекс города под названием «Храмовая гора», главной достопримечательностью которой на тот момент являлся Второй Иерусалимский Храм. 30 тысяч пленников были проданы в качестве рабов, а ещё 100 тысяч отправлены в Рим для наиболее тяжёлых работ по добыче камня в карьере и его транспортировке к месту строительства Колизея. Получается, что предыстория Колизея такая же кровавая и жестокая, как и события, происходившие в последствии на его арене.

Конечно же, почувствовали на себе грандиозную постройку величайшего из римских сооружения и простые граждане. В империи подняли старые и ввели новые налоги. Был введён даже налог на туалеты, благодаря которому и появилось выражение «Деньги не пахнут». Именно так ответил Веспасиан своему сыну Титу, когда тот поставил под сомнение моральный аспект нового налога.

Строительство и архитектура Колизея

Колизей - самый грандиозный античный амфитеатр. Его размеры:

  • длина наружного эллипса - 524 метров;
  • большая ось - 187 метров;
  • малая ось - 155 метров;
  • длина арены (также эллиптической формы) - 85 метров;
  • ширина арены - 53 метров;
  • высота стен - 48 метров;
  • толщина фундамента - 13 метров.

Строительство Колизея, начатое в 72 году во время правления Веспасиана, было закончено и освящено при его сыне императоре Тите в 80 году . В этот исторический период в Риме проживало более одного миллиона жителей. Амфитеатр должен был быть достаточно большой, чтобы вмещать 50 тысяч зрителей и одновременно прочный, чтобы выдерживать вес собственной тяжести. Решение этой задачи наглядно продемонстрировал гений римской архитектурной мысли. Многие инженерные решения, который были использованы при постройке Колизея, стали революционными.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Инженерная идея амфитеатра проста и гениальна. Каркас сооружения представляет собой прочную конструкцию пересекающихся радиальных (отходящих от арены во все стороны) и концентрических (окружающих арену) стен. Всего было возведено 80 постепенно повышающихся радиальных и 7 концентрических стен. Над ними находились ряды для зрителей.


Внешняя концентрическая стена амфитеатра включает четыре яруса, первые три из которых насчитывают по 80 арок семиметровой высоты. В оформлении первого яруса используются декоративные полуколонны тосканского ордера, второго яруса - ионического, третьего - коринфского. Последний четвёртый ярус представляет собой сплошную стену (без арок) с небольшими прямоугольными окнами. В простенках между окон были размещены бронзовые щиты, а в арочных проёмах второго и третьего этажа установлены статуи.


Использование арок, особенностью которых является возможность сократить вес всего сооружения, было единственно верным и возможным инженерным решением для столь высоких стен. Другим преимуществом арочных конструкций была их однотипность, что серьёзно упрощало постройку всего сооружения. Арочные секции создавались отдельно, и только затем собирались вместе как конструктор.

Строительные материалы

Несущие радиальные и концентрические стены амфитеатра выложены из природного известняка, известного как травертин. Его добывали вблизи Тиволи (35 км от Рима). Исследователи полагают, что на этапе добычи, доставки и первичной обработки травертина трудились те самые 100 тысяч пленников, захваченных в результате подавления иудейского восстания. Затем камень попадал в руки римских мастеров. Качество их обработки, как и уровень строительства в целом, просто потрясают. Обратите внимание на то, как точно огромные камни прилегают друг к другу.

Все блоки из травертина были соединены друг с другом железными скобами, которые извлекли в Средние века, что сильно ослабило конструкцию всего сооружения. Подсчитано, что на скобы, стягивающие стены, было потрачено 300 тонн металла. Сейчас на их месте в сохранившихся стенах зияют сквозные дыры.

Кроме травертина, используемого для несущих радиальных и концентрических стен, при постройке Колизея римские инженеры широко применяли вулканический туф, кирпич и бетон, преимуществом которых была относительная лёгкость. Например, блоки из туфа предназначались для верхних ярусов амфитеатра, а бетон и кирпич хорошо подходили для перегородок и перекрытий внутри сооружения.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Входы в Колизей

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее, используется при строительстве стадионов и по сей день - множество входов расположены равномерно по всему периметру сооружения. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5.

Всего Колизей насчитывал 80 входов, из которых 4 были предназначены для сенаторов и членов магистрата, 14 - для всадников, 52 - для всех других социальных категорий. Входы для всадников назывались южный, северный, западный и восточный, тогда как другие 76 имели свой порядковый номер (от I до LXXVI). Если хорошо присмотреться, некоторые из них можно увидеть даже сегодня. Каждый зритель в зависимости от социального статуса получал билет (табел), где указывалось не только его место, но и каким входом он должен воспользоваться.

Чем важнее был человек, тем проще ему было добраться до своего места. Кроме того, коридоры и лестницы амфитеатра были спланированы таким образом, чтобы люди разных сословий не сталкивалась друг с другом. Такая хорошо продуманная система практически исключала давку.

Места для зрителей


Римский Колизей мог вместить одновременно до 50 000 человек. Зрители рассаживались в строгом соответствии с социальной иерархией. Нижний ряд, или подиум, был предназначен для сенаторов и членов магистрата. Здесь же, хотя и на небольшом возвышении, находилась ложа императора. За подиумом располагался ярус для всадников, а затем ярус с местами для тех, кто обладал статусом гражданина в Римской империи. Следующий ярус - для плебса и женщин. Последним был стоячий ярус для рабов и не знатных иностранцев. Получается, что Колизей представлял собой модель римского общества в миниатюре.

Арена и гипогей

На арену вели два входа: «Ворота Триумфа» (лат. Porta Triumphalis), через которые гладиаторы и звери выходили на арену и возвращались обратно с победой, и «Ворота Либитины» (лат. Porta Libitinaria), названные так в честь богини смерти и погребения, и куда уносили мёртвых или раненных.

Со временем желание более величественных зрелищ на арене Колизея только увеличивалось. Чтобы римская толпа постоянно была счастливой и податливой в управлении, требовались постоянные новшества. Уже спустя 5 лет после открытия арена была полностью реконструирована Домицианом, вторым сыном Веспасиана. Домициан создал под ареной подземный комплекс невиданного масштаба - гипогей. Он представлял собой ряд технических и хозяйственных помещений со сложной системой специальных ходов и помостов (лифтов) для поднятия на арену гладиаторов и зверей. Всего было 60 люков и 30 помостов.


Благодаря уникальной функциональности гипогея арена Колизея могла видоизменяться в зависимости от сценария. Здесь разворачивались настоящие театрализованные действия, целью которых было преподнести смерть и убийство ещё более красочной и яркой. Возводились декорации, имитирующие природу или сооружения. Участники шоу, особенно если это было массовое шоу, появлялись в самый неожиданный момент в крайне важных местах, чем могли серьёзно изменить диспозицию сражающихся сторон на арене. Гипогей поднял игры на более высокий уровень. Сегодня эта часть Колизея единственная, которая практически не пострадала от времени.

Веларий (навес)

В жаркие и дождливые дни над амфитеатром натягивался веларий (навес из парусины), который крепился на 240 деревянных мачтах, установленных в каменные стойки-консоли верхнего четвёртого яруса внешней стены. Управляли навесом несколько тысяч специально обученных матросов, ранее служившие на флоте. К сожалению, подробной информации, каким именно способом функционировал навес и как его натягивали, не сохранилось.


История функционирования Колизея

Первый ремонт, как показали исследования археологов, был сделан после пожара в период правления императора Антонина Пия (138–161). В 217 году в результате попадания молнии в верхний этаж Колизея, бóльшая часть амфитеатра выгорела. В 222 году на арене возобновили проведение игр, однако полностью реконструкция сооружения была закончена лишь в 240 году при императоре Гордиане III и по такому случаю выпустили юбилейную монету.

В 248 году император Филипп организовал в Колизее грандиозные празднования тысячелетия Рима. В 262 году амфитеатр смог относительно успешно пережить сильное землетрясение. Вторая половина IV века ознаменовалась постепенным закатом гладиаторских игр под влиянием распространения христианства:

  • в 357 году император Константин II запретил римским военным после окончания службы добровольно поступать в гладиаторские школы;
  • в 365 году император Валентиниан запретил судьям приговаривать преступников к смерти на арене;
  • в 399 были закрыты все гладиаторские школы.

Поводом к окончательному запрету гладиаторских боёв послужил случай, описанный епископом Феодоритом Киррским. В 404 году христианский монах из Малой Азии по имени Телемах выскочил на арену и бросился к сражающимся гладиаторам, пытаясь разнять их. Это благочестивое рвение стоило ему жизни: разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала монаха. Однако жертва Телемаха была не напрасной: под впечатлением его мученической смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры.

Захват Рима готами (410 год) привёл к разграблению амфитеатра, с которого были сняты бронзовые украшения и декоративные элементы. Последние игры (включали только травлю диких животных) провёл Флавий Аниций Максим в 523 году. Начиная с VI века, Колизей под влиянием природных стихий стал стремительно приходить в упадок, его арена зарастала деревьями и травой, а под трибунами находили убежище дикие животные.

В период Средневековья, все знания о назначении амфитеатра были утеряны. Люди начали представлять себе, что грандиозное сооружение являлось храмом Бога Солнца. В специальных брошюрах для паломников, которые посещали Рим, Колизей описывали как круглый храм, посвящённый различным богам, и когда-то покрытый куполом из бронзы или меди. Постепенно всё пространство внутри амфитеатра стало застраиваться домами мелких мастеров и ремесленников. Также в Средние века была популярна легенда, что влиятельная семья Франджипани (Frangipani) спрятала в Колизее свои сокровища.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме стало причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на античную достопримечательность начали смотреть как на место добычи строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали использовать для строительства новых зданий. Многие римские особняки, дворцы и храмы были построены из мрамора и травертина добытого на руинах Колизея.

Так, в XV и XVI столетиях Папа Павел II использовал камень из Колизея для постройки так называемого Венецианского дворца, кардинал Риарио - Дворца Канцелярии, а Павел III - Паллацо Фарнезе. Известно, что Сикст V намеревался воспользоваться Колизеем для обустройства суконной фабрики, а Климент IX и вовсе на короткий период времени превратил его в завод для добывания селитры. Несмотря на такое потребительское отношение значительная часть амфитеатра всё же уцелела, хотя и в крайне обезображенном состоянии.


Современные архитектурные исследования Колизея начались примерно в 1720 году, когда Карло Фонтана сделал осмотр амфитеатра и изучил его геометрические пропорции. В это время первый ярус сооружения уже был полностью погребён под землёй и мусором, накопленным за многие столетия.

Первым Папой Римским, принявшим Колизей под свою защиту, был Бенедикт XIV (понтифик с 1740 по 1758 годы). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагрённое кровью многих христианских мучеников, и приказал установить посреди арены громадный крест и ряд алтарей в память об истязаниях, шествии на Голгофу и крёстной смерти Спасителя. Он же (Бенедикт XIV) поставил точку в многовековом «ограблении» Колизея, запретив использовать сооружение в качестве каменоломни.

В 1804 году Карло Феа, археолог и хранитель древностей, осмотрев памятник архитектуры, составил меморандум, в котором отметил важность немедленных восстановительных работ из-за опасности обрушения стен. Уже через год начались раскопки и тщательное обследование амфитеатра для реконструкции, которой руководил архитектор Кампорези. В течение всего времени вплоть до 1939 года вся территория Колизея постепенно очищалась от мусора и многовековых наслоений грунта. Также были укреплены внешние стены и расчищена арена.

Во второй половине XX века положение Колизея ухудшилось из-за просачивания дождевой воды, атмосферного загрязнения (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрации от интенсивного движения городского транспорта. Исследователи считают, что с VI по XXI век Колизей утратил две трети своего первоначального «объёма». Конечно же, главную роль в разрушении сыграли сами жители Рима, использовавшие длительное время заброшенную арену в качестве источника травертина для строительства новых сооружений.

Зрелища на арене Колизея

На арене амфитеатра публике предлагались такие увеселительные зрелища, как бои гладиаторов, травля диких животных, убийство осуждённых преступников и реконструкция морских битв. Торжества в честь открытия Колизея, организованные императором Титом в 80 году, продолжались ровно 100 дней. За это время в боях приняло участие около 5000 гладиаторов и 6000 диких зверей. Из них 2000 гладиаторов и 5000 животных были убиты.

Раненые в бою люди и животные теряли много крови и чтобы настил арены не становился скользким, его посыпали слоем сухого песка, который хорошо впитывал кровь. Такой песок, пропитанный кровью, называли «харена», от которого и пошло слово «арена».


Вопреки мнению о том, что якобы в Колизее казнили христиан в огромных масштабах, существует другое - что всё это не более, чем удачная пропаганда католической церкви, которая в своё время остро нуждалась в создании образов страданий и мученичеств. Конечно, отдельные казни христиан на арене происходили, однако их количество принято считать преднамеренно завышенным.

Традиционно действие на арене Колизея начинали утром с представления калек и клоунов, которые развлекали публику ненастоящими боями без кровопролития. Также иногда выступали и женщины в состязаниях по стрельбе и владению оружием. Затем проходила травля диких животных. К обеду начинались казни. Убийцы, разбойники, поджигатели и расхитители храмов приговаривались римским правосудием к самой жестокой и позорной смерти на арене. В лучшем случае им давали оружие и у них был призрачный шанс против гладиатора, в худшем - отдавали на растерзание животным. Со временем такие казни превратились в настоящие театральные представления. На арене устанавливали декорации, а преступников наряжали в соответствующие костюмы.

- вечернее освещение и уникальная подсветка добавляют необыкновенной фактуры и таинственности архитектурным шедеврам - 3 часа, 29 евро

- сыры, прошутто, пицца, вино, выпечка и другие деликатесы итальянской кулинарии - 4 часа, 65 евро

Бои гладиаторов

Происхождение гладиаторских игр до сих пор остаётся предметом дискуссий. Есть версия, что корнями они уходят в этрусский обычай жертвоприношений во время похорон знатного человека, когда в жертву приносили воина, побеждённого в схватке, чтобы умилостивить дух покойника. Историки полагают, что первые гладиаторские игры были проведены в 246 году до нашей эры Маркусом и Децимусом Брут в честь их умершего отца, Юния Брута, в качестве подарка для мёртвых.

Гладиаторами становились осуждённые на смерть преступники, военнопленные, или рабы, которых специально покупали для этой цели и обучали. Профессиональными гладиаторами были и свободные люди, которые добровольно вызывались участвовать в играх, в надежде заработать деньги или обрести славу. Заключая первый договор, гладиатор (если прежде он был свободным человеком) получал одноразовую плату. При каждом повторном продлении контракта сумма значительно повышалась.


Гладиаторы проходили обучение в специальных школах–казармах, изначально принадлежащих частным гражданам, но позже ставших собственностью императора, чтобы предотвратить образование частных армий. Так, император Домициан построил около Колизея четыре подобных казармы для гладиаторов. К ним примыкали: тренировочные помещения, госпиталь для раненых, морг для убитых и склад с оружием и продовольствием.

Известно, что на арену выходили даже отдельные римские императоры. Так, историк Элий Лампридий в начале V века пишет об императоре Коммоде: «Он сражался как гладиатор и с такой радостью получал гладиаторские имена-прозвища, словно они давались в награду за триумфы. Он всегда выступал в гладиаторских играх и приказывал вносить сообщения о всяком своём выступлении в официальные исторические документы. Говорят, что на арене он сражался 735 раз». Также любили «поиграться» в гладиаторов императоры Тит и Адриан.

Археологами были расшифрованы несколько надписей, найденных на камнях Колизея под ареной. Одна из них говорит, что «гладиатор Фламма четыре раза получал деревянный меч, но предпочёл остаться гладиатором». Вручение деревянного меча после боя означало, что гладиатору даруется свобода, от которой он вправе отказаться.

Сценарии гладиаторских боёв были различны. Участники сражались как один на один, так и отрядами на выживание сильнейших. Самым зрелищным и кровожадным был групповой бой по принципу «каждый сам за себя», который завершался, когда в живых оставался только один из гладиаторов.


В размахе гладиаторских боёв рекорд принадлежит Траяну. Он организовал игры продолжительностью 123 дня, в которых приняло участие 10 тысяч гладиаторов. Всего за годы правления Траяна на арене погибло 40 000 человек.

Образ жизни гладиаторов был близок к военному: проживание в казармах, жёсткая дисциплина и ежедневные тренировки. За неподчинение и несоблюдение правил гладиаторы сурово карались. Для тех, кто хорошо сражались и побеждали, существовали особые привилегии: специальный рацион и установленный режим дня, позволяющий поддерживать хорошую физическую форму. За победы нередко в качестве вознаграждения гладиаторам приводили наложниц. Денежное вознаграждение за успешные бои поступало в распоряжение школы. В суровых буднях и бесконечных играх со смертью гладиаторы, однако, не были обделены женским вниманием и любовью. К сильным мужественным воинам пылало страстью множество женщин, в числе которых было немало знатных особ.

Также в Риме были специализированные школы, в которых обучали сражаться с дикими животными, разным изощрённым трюкам и способам их убийства для увеселения зрителей. Эта категория воинов именовалась venatores. Они были ниже рангом, чем гладиаторы.

Травля диких зверей


Первое упоминание о травле диких зверей в Риме относится к 185 году до нашей эры. Скорее всего, новое развлечение было заимствованно во время Пунической войны с карфагенянами, у которых существовал обычай выставлять беглых рабов на бой против диких животных.

Для травли на арене Колизея в Рим привозили диких зверей со всех концов империи. Ценились не только хищники, такие как львы, пантеры и гепарды, но и экзотические не агрессивные животные (например, зебры). Разнообразие зверей в первую очередь было проявлением имперского могущества. Со временем, травли привели к ужасным последствиям - некоторые виды попросту вымерли (слоны в северной Африке, гиппопотамы в Нубии, львы в Месопотамии).


За день до травли животных выставляли в специальном месте для осмотра публики. В Риме это был виварий рядом с портом. Затем зверей перевозили и размещали в помещениях гипогея (под ареной амфитеатра), где они ждали своего часа, чтобы по специальному помосту эффектно подняться на поверхность арены. В некоторых представлениях животные сражались друг с другом, например, лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были неравны: львы ставились против оленей.

Однако большинство звериных травль проходило с участием человека. Это был либо обученный «охотник» (лат. venatores), вооружённый копьём или мечом и защищённый кожаными доспехами, либо «бестиарий» (осуждённый преступник, которого приговорили к сражению с хищным зверем). Преступник, как правило, был вооружён только кинжалом, чтобы его вероятность выжить на арене сводилась к минимуму. Обычно представление заканчивалось выступлением прирученных животных, специально обученных выполнять трюки, аналогично современным выступлениям в цирке.

Своеобразный рекорд кровопролития при травле, как и в гладиаторских боях, принадлежит императора Траяну. В честь его победы над жителями Балкан в Колизее было затравлено около 11 тысяч различных зверей (слонов, гиппопотамов, тигров, лошадей, львов, жирафов, зебр и многих других).

Травля зверей, единственное кровавое действие эпохи Древнего Рима, которое продолжалось ещё долгое время после падения империи, хотя и совершенно в других масштабах. Принято считать, что бои быков корнями уходят именно в звериную травлю.

Навмахии (морские сражения)

Навмахии (греч. Ναυμαχία) представляли собой реконструкцию известных морских сражений, в которых участниками, как правило, были осуждённые к смерти преступники, реже - гладиаторы. Для реконструкций требовалась полная водонепроницаемость арены и обеспечение глубины около двух метров. Навмахии были слишком затратны, так как корабли и вся морская амуниция обходились крайне дорого, однако и публичный эффект от их проведения был колоссальным.


Первая реконструкция морского сражения в истории Рима была профинансирована Юлием Цезарем, который пожелал отпраздновать свою триумфальную военную победу в Египте грандиозным представлением. Навмахия Цезаря прошла во временном озере, выкопанном на Марсовом поле, где воссоздали битву между египтянами и финикийцами. В представлении были задействованы 16 галер и 2 тысячи гладиаторов.

Впервые навмахии в Колизее были поставлены сразу же после открытия. В основном они реконструировали известные исторические сражения, такие как победа греков над персами в морском сражении при Саламине или поражение спартанцев в Эгейском море в Коринфской войне.

Колизей сегодня

Пережив все невзгоды, Колизей давно стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов Италии. В 2007 году амфитеатр был признан одним из семи новых чудес света. В октябре 2013 года начались реставрационные работы, которые будут проходить в три этапа. В рамках этого проекта на первом этапе будут отслеживать динамические вибрации, которым подвергается сооружение, находясь в непосредственной близости от линии метро и автомобильной дороги. Второй этап будет посвящён восстановлению внутренней зоны Колизея и более комплексной реставрации подземных помещений под ареной. В реставрационные работы на третьем этапе также будет включено строительство туристического центра обслуживания.

Фотогалерея















Покупка билетов в Колизей

В течение всего дня перед входом в Колизей бурлит длиннющая очередь, в которой можно легко отстоять несколько часов. Поэтому билеты лучше покупать одним из следующих способов:

1) дело в том, что Колизей, Форум и Палатин имеют общий билет. Таким образом, покупая практически без очереди билет на Форум, вы спокойно идёте в Колизей, который расположен относительно близко. Срок действия билета - 2 дня (каждую достопримечательность можно посетить только один раз). Цена билета - 12 евро.

2) можно заранее купить электронный билет на сайте rome-museum.com (доступна русскоязычная версия сайта). Такой билет также является комплексным (кроме Колизея, включает посещение Палатина и Форума). Единственное неудобство электронного билета в том, что необходимо указать дату посещения, а значит ваш визит будет зависеть от погоды. Срок действия билета также 2 дня, однако стоимость включает комиссию за продажу и составляет 16 евро. Также можно приобрести билет с аудио-гидом за 21 евро. В качестве аудио-гида выдают айподы с аудио- и видеороликами. После оплаты вы получите письмо на e-mail с уведомлением о покупке. Сам электронный билет придёт в следующем письме спустя день-два после оплаты. Внимание! Полученный электронный билет нужно обязательно распечатать! Вариант с его показом на экране телефона не пройдёт. Затем, когда будете на месте (у Колизея) нужно обменять электронный билет на стандартный билет.

Важно! В начале 2014 администрация Колизея заявила про запуск специального приложения для телефонов, с помощью которого можно будет покупать билеты, однако подробностями мы пока не располагаем. Если они вам известны, будем благодарны за предоставленную информацию в комментариях.

- вы погрузитесь в «живой» Рим и познакомитесь с его историей, легендами и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

- прекрасные и романтичные уголки Вечного города вдали от шумных туристических маршрутов - 2 часа, 30 евро

- искусство, красота, история и религиозная культура Италии в шедеврах ватиканских музеев - 3 часа, 38 евро

график работы

с 02.01 до 15.02 - Колизей открыт с 8:30 до 16:30
с 16.02 до 15.03 - Колизей открыт с 8:30 до 17:00
с 16.03 до 31.03 - Колизей открыт с 8:30 до 17:30
с 01.04 до 31.08 - Колизей открыт с 8:30 до 19:15
с 01.09 до 30.09 - Колизей открыт с 8:30 до 19:00
с 01.10 до 31.10 - Колизей открыт с 8:30 до 18:30
с 01.11 до 31.12 - Колизей открыт с 8:30 до 16:30

Сложно найти человека, который в наше время не слышал ничего про него. Это одно из грандиознейших сооружений за всю эпоху существования человека, узнаваемый всеми символ Римской империи. Речь идет о знаменитом амфитеатре Колизее в Италии (Рим).

Амфитеатр Колизей в Риме: история и интересные факты

Колизей в Риме построили в 80 году нашей эры при римском императоре Тите из рода Флавиев. Сама постройка носила название амфитеатр Флавиев. Местом для строительства был выбран Золотой дом Нерона, точнее его искусственное озеро, находящийся в городе Риме. Возведение постройки заняло всего 8 лет.

Колизей от латинского означает колоссальный. Не удивительно, что именно это название вытеснило в народе официальную версию амфитеатра. И хотя древнеримских архитекторов к этому времени уже было сложно удивить возведение огромных амфитеатров, Колизей в Риме превзошел всех своих конкурентов на порядок и быстро стал ассоциироваться как новое чудо света.

Размеры постройки впечатляют. Арена овальной формы занимает площадку 86 на 54 метра, все здание имеет диаметр по осям 156 и 188 метров, высота стены - 48 метров. 80 входов и 50 тысяч мест подтверждали колоссальность амфитеатра Флавиев.

Архитектором постройки был Квинтий Атерий. Для возведения такого огромного сооружения использовался труд рабов. Возведение шло и днем, и ночью.

Здание возводилось на 13-метровом бетонном фундаменте, который был выполнен в осушенном озере. Надежность конструкции обеспечивала и каркас, составленный из 80 радиальных стен и 7 кольцевых.

Из чего построен Колизей? При сооружении Колизея в Италии использовались самые разные материалы: мрамор - сиденья, травертин - кольцевые стены, бетон и туф - радиальные стены, кирпич - арки. Отдельно была выполнена облицовка из мрамора.

В первозданном своем виде амфитеатр Колизей имел 3 этажа. На первом находилась ложа императора и мраморные места для сената. На втором этаже были установлены мраморные скамьи, предназначенные для граждан Древнего Рима. На третьем этаже находились места для всех остальных зрителей, выполненные в виде деревянных скамей и просто стоячих мест. Во II веке был достроен последний четвертый этаж.

Арена римского Колизея в плохие дни (жара или дождь) могла закрываться натянутым на мачтах тентом. Стоит отметить и пол самой арены. Он был выполнен из дерева, обычно засыпался слоем песка, и был... подвижным. Для проведения морских баталий арена могла заполняться водой из подходящего акведука.

Основное предназначение Колизея в Риме было проведение гладиаторских боев. Арена амфитеатра позволяла вмещать до 3 тысяч бойцов. В истории выделяется празднование открытия Колизея, которое продолжалось целых 100 дней. Кроме боев гладиаторов здесь устраивались и охотничьи сцены, с выдвигаемыми из деревянного пола специальными декорациями. Еще одна дата в истории амфитеатра Флавиев - празднование тысячелетия Рима в 249 году. Здесь также погибли тысячи гладиаторов и животных. Конец кровавым расправам положили только в 405 году.

С падением великой Римской империи здание амфитеатра Колизея в Италии стало приходить в упадок и начало разрушаться. В средние века Колизей упоминается как замок. В Возрождение местные жители стали разбирать амфитеатр на строительство местных сооружений. Еще позже здесь нашли приют бездомные.

Конец зарастанию и разрушению амфитеатра Колизея был положен в XVIII веке папой Бенедиктом XIV . По его инициативе в память по пролитой крови здесь был установлен крест, и начали проводиться церковные мероприятия. И в наше время в Страстную пятницу здесь проходит Крестный путь, объединяющий тысячи верующих христиан.

И хотя в наши дни Колизей в Риме наполовину разрушен, он по-прежнему производит огромное впечатление и с достоинством держит звание символа Рима.