Задачи:
Образовательная область «Познание»
- Уточнять и расширять знания детей о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)
- Развивать мыслительные операции.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.
- Развивать познавательную деятельность детей.
Образовательная область «Коммуникация»
- Активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь по лексической теме.
- Учить правильно употреблять существительные во множественном числе.
- Активизировать речь детей.
- Учить образовывать прилагательные от существительных.
- Следить за правильным звукопроизношением.
Образовательная область «Социализация»
- Воспитывать бережное отношения к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнёзда).
- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Образовательная область «Физическая культура»
- Учить координировать движения с речью.
Образовательная область «Здоровье»
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством использования гимнастики мозга, учёта индивидуальных особенностей детей.
Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.
Словарь:
Предметный: Грач, скворец, соловей, кукушка, ласточка, журавль, аист, лебедь, клюв, крылья, перо, скворечник.
Качественный: перелётные.
Глагольный: Вить, строить (гнезда), заботиться, ухаживать, выводить (птенцов), кричать, щебетать, порхать, кружить.
Методы и приёмы: орг. момент, д/и «Один- много», «Где гнездо?», иллюстрации, беседа, вопросы, итог.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр. «Слон».
Индивидуальная работа: активизировать мыслительную деятельность — Артём, Ваня.
Материал: иллюстрации, мяч.
Ход занятия
Организованный момент
Воспитатель: — Ребята, я буду говорить один предмет, а вы много.
Ласточка — ласточки;
Грач — грачи;
Скворец – скворцы;
Журавль – журавли;
Лебедь – лебеди;
Кукушка – кукушки.
Основная часть
Воспитатель: — Молодцы, дети. Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: — Мы будем говорить о птицах.
(На доску выставляются картинки с изображением птиц: ласточка, грач, скворец, журавль, лебедь, кукушка.)
Воспитатель: — Верно. А почему их называют птицами?
Дети: — У птиц есть клюв, крылья, тело покрыто перьями.
Воспитатель: — Верно. Дети, мы с вами знаем, что есть птицы зимующие и перелётные. Какие это птицы?
Дети: — Это перелётные птицы.
Воспитатель: — Почему их называют перелётными?
Дети: — Эти птицы прилетают к нам из далёкого края.
Воспитатель: — Молодцы. А в какое время года прилетают к нам птицы?
Дети: — Птицы прилетают весной.
Воспитатель: — Почему весной?
Дети: — Весной тает снег, водоёмы, становится тепло, просыпаются насекомые, которыми питаются птицы.
Воспитатель: — Верно. Выберите картинку с той птицей, которая прилетает весной первой.
(Ребёнок выбирает картинку)
Воспитатель: — Назовите эту птицу.
Дети: — Это грач.
Воспитатель: — Правильно. Как только на полях появляются проталины, грачи уже тут как тут! Важно ходят по полям и ищут червей.
Воспитатель: — А вслед за грачами возвращаются в родные края скворцы. Выберите картинку со скворцом.
(Ребёнок выбирает картинку)
Воспитатель: — Отгадайте, кто ещё прилетает к нам весной?
Весной в лесу далеко разносится звонкое «Ку-ку».
Дети: — Это кукушка.
Воспитатель: — Почему вы так решили?
Дети: — Кукушка произносит «Ку-ку».
Воспитатель: — Значит, кукушка что делает?
Дети: — Кукушка кукует.
Воспитатель: — Найдите картинку с кукушкой.
(Ребёнок выбирает картинку)
Воспитатель: — Ребята, отгадайте,у какой птицы такой хвостик?
(Воспитатель показывает картинку с хвостом ласточки)
Дети: — Это хвост ласточки.
Воспитатель: — Молодцы. Покажите картинку с ласточкой.
(Ребёнок показывает картинку)
Воспитатель: — Ребята, чем питаются грач, скворец, кукушка, ласточка?
Дети: — Эти птицы питаются насекомыми.
гимнастика для мозга упр. «Слон»
Согните колени, прижмите голову к плечу, вытяните руку вперёд (ту, которой пишите). Рисуйте ленивую восьмёрку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая рёбрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите это же с другой рукой.
Воспитатель: — Правильно. Дети, когда лёд на водоёмах растает, к нам прилетают и другие птицы, которые живут на озёрах. Отгадайте, по силуэту, кто прилетает весной на водоёмы?
(Воспитатель показывает силуэт лебедя)
Дети: — Это лебедь.
Воспитатель: — Молодцы. Выберите из оставшихся картинок лебедя.
(Ребёнок выбирает картинку)
Воспитатель: — А чем питается лебедь?
Дети: — Лебедь питается травами, листьями, мелкой живностью, которая живёт в воде.
Воспитатель: — Верно. А теперь назовите третий лишний.
Воробей, синица, журавль.
Дети: — Это журавль.
Воспитатель: — Почему?
Дети: — Воробей, синица — зимующие птицы, а журавль- перелётная птица.
Воспитатель: — Правильно. Ребята, журавли живут на болоте. Они питаются ягодами, которые там растут, лягушками, жучками.
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, что делают птицы, когда прилетают к нам весной?
(Воспитатель показывает картинку-подсказку: дерево с гнёздом)
Дети: — Птицы вьют гнёзда.
Воспитатель: — Верно. А для чего птицы вьют и строят гнёзда?
Дети: — Для того, чтобы выводить птенцов.
Воспитатель: — Молодцы. Перелётные птицы вьют свои гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов.
Игра «Где гнездо?»
ГРАЧ вьёт гнездо на дереве.
ЛАСТОЧКА строит гнездо под крышей дома.
ЖУРАВЛЬ строит своё гнездо на земле, среди кустов.
ЛЕБЕДЬ вьёт своё гнездо около воды, в траве.
СКВОРЕЦ вьёт своё гнездо в скворечнике.
У КУКУШКИ нет гнезда. Она откладывает свои яйца в чужие гнёзда и не высиживает птенцов.
Воспитатель: — Ребята, какие птицы прилетают к нам?
Дети:- Перелётные птицы.
Воспитатель: — Когда прилетают к нам перелётные птицы?
Дети: — Они прилетают весной.
Воспитатель: — Верно. Молодцы!
Конспект НОД образовательной области «Социальный мир»
по теме «Перелётные птицы» для детей средней группы.
Цели:
познакомить
воспитанников
с
перелетными
птицами
(скворцом,
грачом,
ласточкой,
журавлем, соловьем, стрижем, жаворонком), объяснить, почему этих птиц называют перелетными.
Закрепить в словаре обобщающее понятие "перелетные птицы". Активизировать употребление в
речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов. Развивать мышление, связную речь,
слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Воспитывать доброе, бережное отношение к
пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
Материалы
оборудование:
фонограмма
с
шумом
леса
и
пением
птиц,
картинки
с
изображением зимующих и перелетных птиц, мяч, снежинка, веточка.
Интеграция образовательных областей:
познание, художественное творчество, социализация,
краеведение.
Ход занятия.
1
. Воспитатель предлагает послушать детям звукозапись.
- Дети, что вы слышите? (Лес, шум леса)
- А как вы догадались, что это лес?
- Каких птиц вы знаете?
- Почему некоторых птиц зовут зимующими, а некоторых перелетными?
Мы с вами познакомимся сегодня с перелетными птицами. Посмотрите внимательно на доску,
каких птиц вы здесь узнали? Давайте я вам буду подсказывать с помощью загадок.
Загадки о перелётных птицах:
На шесте - дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…(скворец)
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (жаворонок)
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит. (грач)
Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет. (цапля)
Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет.(соловей)
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет,
Я иду, боюсь, Кто это…(гусь)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку? »(кукушка)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (журавль)
Молодцы ребята, всех птичек мы с вами отгадали. Посмотрите внимательно на птиц, из каких
частей тела они состоят? (голова, туловище, ноги, крылья, клюв) А теперь давайте попробуем
описать всех наших птичек. Кто хочет описать журавля? Какой он?
Игра «Опиши птицу». (дети по желанию выходят и описывают птиц).
Ребята, а ведь у всех
этих птиц есть птенцы, они появляются весной. А кто у них птенцы, знаете? Давайте поиграем в
игру «Чей детёныш?
Упражнение "Чей детёныш" (с мячом)
на образование супплетивных форм существительных.
У грача - грачонок и грачата.
У скворца - скворчонок и скворчата.
И так далее.
Хорошо запомнили зимующих птиц? Сейчас мы это проверим. Выходите все ко мне и мы
поиграем в игру «Зимующие птицы»
Физминутка:
подвижная игра “Зимующие и перелетные” проводится под фонограмму веселой
музыки.
- Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если
назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.
Дети идут под музыку и поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не
зевать,
только
верно
показать”.
(Воробей,
ласточка,
синица,
кукушка,
ворона,
грач,
сорока,
соловей).
Присаживайтесь на свои места. Сейчас давайте с вами вспомним, где мы с вами живем? (На
севере). А как называется наш город? (Салехард) А наш край? (ЯНАО). Правильно ребята. А кто
знает, какие птицы живут в нашем округе? (куропатки, утки, рябчики, белая сова, гуси, лебеди).
Большинство птиц ЯНАО – перелётные. А самая редкая и ценная птица округа – белый журавль
(стерх). Эта птица занесена в Красную книгу Ямала. (показ книги). Ребята, что это за книга такая?
(Это
книга
со
списком
редких
и
находящихся
под
угрозой
исчезновения
птиц,
животных,
растений).
Ребята, давайте мы с вами сейчас изготовим лебедя, своими руками, и это будет символом нашего
города. Но сначала, чтобы наши пальчики хорошо работали, мы с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Эта птичка соловей»
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с
мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с
мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками).
Коллективная аппликация «Лебедь»
Итог занятия:
Ребята, а как вы думаете, зачем вообще нужны птицы? Почему птиц называют пернатыми друзьями? - Зачем нужны птицы? Чем они полезны для людей? (Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением) - Что люди делают для птиц? Вот сейчас, поздней осенью, чем люди могут помочь птицам? (Кормить зимой крошками и семенами растений.). - Что случится, если птицы исчезнут? - За что вы любите птиц?
Антонина Тимонова
«Перелётные птицы». Занятие в средней группе
Цель : Обогащать знания детей о перелётных птицах ;
Учить строить высказывания типа рассуждений;
Развивать умение строить причинно-следственные связи;
Учить понимать образный смысл загадок.
Ход занятия:
Занятие начинается с прослушивания записи «Голоса весеннего леса»
Что вы слышали? (ответы : пение птиц ).
Где и когда так поют- заливаются птицы ? (ответы : в рощах, в лесу, парках; весной)
пернатые) кого я так назвала? (ответы : птиц ) почему (ответы : одеты в перья) , радующие
нас своим пением, улетают в тёплые края.
Каких перелётных птиц вы знаете ? (ответы сопровождать показом картинок с изображением
птиц )
Кто такие перелётные птицы ? (ответы : птицы которые улетают )
Как думаете, почему птицы покидают родные места? (ответы : боятся холода,нет корма)
Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его
в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением
холодов улетают в тёплые края, чтобы опять вернутся в родные края.
Когда возвратятся? (ответы : весной)
Почему? (ответы : весной)
Подумайте и скажите, куда раньше приходит весна : в поле или в лес? (ответы :(подводить
детей к рассуждению) в поле быстрее,там открытое место для солнечных лучей)
А вот какие птицы прилетают первыми узнаете,если отгадаете загадку :
Всех прилётных птиц черней ,
Чистит пашню от червей.
Взад- вперёд по пашне вскач,
А зовётся птица … . (грач)
Как только в поле появляются проталины, прилетают грачи - первые посланцы весны.
Опишите, как выглядит эта птица . (ответы детей)
Рассказ воспитателя :
«Ходят важные,тугим крылом поблёскивают, носом землю ковыряют, червяков да личинок из неё потаскивают. Люди рады грачам. Улыбаются, завидев их.
«Здравствуйте!» - говорят они птицам . - С прибытием вас!» (В. Бианки «Синичкин календарь. Март.»
Живут грачи большими семьями и гнёзда строят высоко на деревьях.
Физкультурная минутка : «Грачи прилетели»
Послушайте загадку и узнаете какая птица прилетает вслед за грачами :
На шесте- дворец,
Во дворце-певец,
А зовут его …. (скворец)
Это красивая чёрная птица , с белыми пятнышками по всему телу. Селится он в старых дуплах
деревьев или скворечниках,которые развесили для них люди.
В народе говорят : «Увидал скворца - знай весна у крыльца» .
Вот ещё одна загадка :
Хочет- прямо полетит,
Хочет- в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поёт. (жаворонок)
Жаворонки небольшие бурые птички с жёлто- белыми чёрточками и чёрно- бурыми
пятнышками. Птички эти наземные, на своих коротеньких ножках очень хорошо бегают по
земле. Они превосходные певцы, их звонкие песни разносятся высоко в небе. Гнёзда они
устраивают на земле в небольшом углублении или ямке которую роют сами.
О ком говорится в этой загадке :
Я проворна, легкокрыла.
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко.
Значит, дождик где-то близко. (ласточка)
Ласточка небольшая сине- стального цвета птичка с белой грудкой. Из- за её раздвоенного
хвоста и острых крыльев нельзя спутать ни с какой другой птицей , кроме стрижа. Ласточки
гнездятся на скалистых берегах рек и в человеческих постройках.
Народная примета говорит : «Ласточки низко над землёй летают- к дождю» .
Подвижная игра : «Ласточки» (координация речи и движений)
А сейчас игра на внимание : «Прилетели птицы » .
Цель : Развитие внимания.
хлопайте.
Среди травы густой и влажной
Дом поднялся многоэтажный
Тут есть балконы и беседки,
Столовые на каждой ветке
И спальни посреди сучков .
Но нет замков и нет крючков.
Открытый солнцу и ветрам,
Дом ждёт гостей из дальних стран.
А вот и первые жильцы :
Скворцы, грачи и ласточки. В. Данько
Ребята, надо ли охранять и беречь птиц ? (ответы)
Как? (ответы : не пугать, не разорять гнёзда, не шуметь где живут птицы , бросать камни.)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста с учетом принципа интеграции образовательных областей («Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
Тема. «Перелетные птицы».
Составила: Гашкова Н.Ю.
Цель. Формирование и закрепление знаний о перелетных птицах.
Задачи. О бразовательная : з акреплять знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия «перелетные птицы». Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.
Развивающая : р азвивать речевую активность, диалогическую речь, зрительное восприятие и внимание, мышление, мелкую и общую моторику, творческое воображение.
Воспитательная : ф ормировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа . Наблюдение за птицами во время прогулок. Просмотр компьютерной презентации «Перелетные птицы», «Птицы, «Зимующие птицы». Беседа с детьми о перелетных птицах.
Материалы и оборудование . Компьютерная презентация «Птицы»; атрибуты к сказке «Грач, Росток и Гусеница»; игрушка «Солнышко»: природный материал шишки, пёрышки; пластилин, силуэты домиков с синей и зелёной крышей; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Чтение воспитателем стихотворения.
Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверка, бегут по сосулькам слезинки
И тают сосульки весёлые льдинки.
2. Игровое упражнение с игрушкой «Солнышко!» «Назови признаки весны»
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру : « Сейчас вы по очереди будите называть признаки весны и передавать «Солнышко» соседу» (дети по кругу передают Солнышко, называя признаки весны: весной солнышко пригревает, на улице становится теплее, снег тает, по дорогам бегут звонкие ручейки, на земле показались проталины, возвращаются перелётные птицы из дальних стран ).
3 . Введение в тему.
Воспитатель обращается к детям: « Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах. (Презентация «Птицы»)
Воспитатель обращается к детям.
Давайте повторим названия птиц. (Повторяют хором и по - одному).
Почему мы некотрых птиц не видели зимой?
Дети. Они улетали в теплые края.
Воспитатель . Почему они улетают в тёплые края? (холодно, не хватает корма.)
Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова?
Дети. Перелетные птицы.
Воспитатель. А почему они опять возвращаются весной (потеплело, появились насекомые, травка и т.д.) А самое главное – это то что они возвращаются на свою Родину, где они появились на свет!!!
4. Игра»Расселим птичек по домикам»
Воспитатель. Дети посмотрите сюда, видите на этих картинках нарисованы птицы зимующие и перелётные, все картинки перепутались, давайте мы всех птичек расселим по домикам: у зимующих птиц домик с синей крышей, а у перелётных с зелёной.
5.Игра с мячом «У кого кто»
Воспитатель. Я буду бросать «звучащий» мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будете ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
Грач(грачата)_скворец(скворчата)
Ласточка(ласточата)
Стриж(стрижата)
Журавль(журавлята)
Кукушка(кукушата)
6.Физ.Минутка»Журавль».
По болоту я хожу, во все стороны гляжу.Часто нагибаюсь. клюквой питаюсь. Я схожу на ручеёк, заварю себе чаёк, буду пить – попивать, красно лето вспоминать.(изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, собирает клювом клюкву)
7. Инсценировка сказки «Грач, Росток и Гусеница».
Воспитатель. Ребята, внимательно послушайте и посмотрите сказку «Грач, Росток и Гусеница».(воспитатель рассказывает сказку, а дети разыгрывают её)
Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: «Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем».
Попросил Росток: «Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!»
Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: «Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет».
Воспитатель обращается с вопросами к детям.
Воспитатель. Какое время года наступило? Что сделала Таня? Что появилось из земли? Кто мешал Ростку? Кого Росток попросил о помощи? Как помог Грач Ростку? В кого превратился Росток летом?
Воспитатель с детьми подводят итог показанной сказки: «Птицы приносят пользу, и поэтому их надо беречь!!!»
8. Подвижная игра «Перелет птиц».
Воспитатель предлагает детям поиграть- отдохнуть.
Дети- «птицы», по сигналу воспитателя «Полетели!» «птицы» «разлетаются» по всей площадки. По сигналу «Буря!» - «летят» «домой».
9 . Конструирование из бумаги.
Педагог предлагает детям сделать из природного материала птиц, рассматривает с детьми образец, объясняет выполнение работы. Перед началом работы воспитатель проводит с детьми пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика Упражнение «Посчитаем птиц»:
1,2,3,4,5,
Грач - один,
Кукушка - два,
Ласточка - три,
Утка – четыре,
Скворец – пять.
Дети произносят слова и загибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца, и сжимают пальцы в кулак. Потом по очереди разгибают пальцы, начиная с мизинца.
Игра повторяется с обеими руками поочередно.
10. Рефлексия.
Воспитатель. Дети сегодня вы успешно справились со всеми заданиями: вспомнили признаки весны, повторили, какие птицы относятся к перелетным, называли птенцов взрослых птиц, познакомились с новой сказкой, сделали прекрасных птичек. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Серия сюжетных картинок к сказке «Грач, Росток и Гусеница»
Программное содержание:
1. Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять гигиенические правила письма.
5. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.
Предварительная работа
Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови», «Право – лево»; «Мнемотаблицы», моделирование; работа со штампами; выполнение упражнений в тетради в клетку; знакомство с пальчиковой азбукой.
Материал к занятию
Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, мнемотаблицы, дерево с гнездом и скворечником, домик с гнездами на крыше и под крышей, елки, озеро, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, гуашь синего цвета, штампы; листы бумаги в клетку, простые карандаши, прищепки, обручи, мяч, медали «Друг птиц».
Ход занятия
Организационный момент.
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!
— Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.
«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»
От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная (ворона). Поможем расколдовать птиц? Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.
Беседа «Перелетные птицы»
- Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)
- А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)
- В какое время года птиц больше? (летом)
- Почему? (и зимующие, и перелетные)
- Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)
- В какое время года они возвращаются? (весной)
Пальчиковая гимнастика
Пришла весна,
сосульки тают,
Запели первые ручьи,
Медведь берлогу
покидает,
А на полях кричат грачи.
Поочередное загибание пальцев на каждое слово
Хлопки на каждое слово
Имитация походки медведя всеми пальцами по коленям
Ритмичные хлопки на каждое слово
В: Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?
Игра с мячом «Поймай и назови»
Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.
- Проверьте, правильно ли подобраны птицы?
Игра «Кто лишний»
На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. Дети их убирают.
- Пришло время расколдовать наших птиц.
Работа с мнемотаблицами
В.: Расскажите, какие птицы здесь спрятались. На таблицах схематичное изображение (голова птицы; особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).
Например:
«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица.»
«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица.»
«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.»
«Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица.»
«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.»
«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.»
Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам. Другие называют птицу и отвечают на вопросы воспитателя:
Беседа о птицах
- Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)
- Чем он питается? (мелкими грызунами)
- Для чего нужны утке перепонки на ногах? (утка – водоплавающая птица)
- Где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)
Дети поочередно отдают мнемотаблицу воспитателю и берут силуэт с изображением отгаданной птицы. Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птице и цепляют ее с помощью прищепок.
- А для чего птице нужно гнездо? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.
В.: Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А вы слышите пение птиц? (нет) Что же делать? Кто нам поможет?
Звучит музыка. Появляется ученая птица, машет крыльями, в руке – портфель.
П.: Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.
В.: Кто Вы такой?
П.: Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?
Д.: Птенцами..
П.: Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?
Д.: Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.
П.: Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.
Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам.на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?
С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опишите этот путь.
Д.: Сначала птицы летели прямо, потом повернули на право, на лево, еще раз на право и прилетели на родину.
П.: Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.
Работа с раздаточным материалом
Раздает листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски. В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет. правильно ли он держит штамп, хвалит за аккуратность и т. д.
П.: Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.
Работа с картинкой «Дерево»
- какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)
- какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)
- какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)
- что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)
- что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)
- что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)
- что находится перед деревом? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)
- где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)
- где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)
П.: А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.
Игра «Птицы, гнезда, птенцы»
Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.
Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.
По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.
По команде «Гнезда» — собираются в круг, взявшись за руки.
По команде « Птенцы» — находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)
Повторить игру два раза.
В.: Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам.
Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.
Перед работой разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика. Скворечник
Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным
Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем
Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным
клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем
Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки
голова. Рисуют в воздухе руками круг
В.: Построим скворечник на листе бумаги в клетку. Посмотрите, на листе в клетку слева рисунок, надо нарисовать по клеткам точно такой же рисунок справа. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру будете рисовать сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!
Работа в тетради
Во время работы детей повторить гигиенические правила письма.
В.: Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками). Теперь скворечников хватит всем. Слышится пение птиц. Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели.
Беседа «Птицы и люди»
- Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)
В.: Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью пальчиковой азбуки, узнаете про награду.
Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.
Авторы: воспитатели высшей категории коррекционной группы
Гатауллина М.А
Богдан В.И.,
МДОУ ДС КВ №62
Ленинградская область
Всеволожский район
Поселок Колтуши.