Корсары город потерянных кораблей карты. Прохождение игры Корсары: Город потерянных кораблей

Прошел год. Морган вернулся на Карибы, и, черт побери, я первым нанес ему визит. Адмирал пиратов только рассмеялся мне в лицо. Никакого братства нет, а мне он предложил убираться на все четыре стороны. Как бы то ни было, я уже давно смирился с его предательством и решил все же сохранять хорошие отношения. Губернатор Ямайки еще мог мне пригодиться.

В одном из путешествий мне в руки случайно попала карта. Капитан пиратского брига бился за нее так, будто был одержим дьяволом. На расшифровку карты ушло немало времени, но она того стоила. Теночтитлан... Знаменитый, но давно утерянный город.

По следам Кортеса

Вождь Монтесума II собственной персоной.

К вечеру двадцатого дня мы прибыли в залив Москитов. Именно здесь должно начаться наше путешествие, если верить карте. Хотя долгое странствие далось нам нелегко, кровь бурлила в предвкушении сокровищ. Никогда не забуду огонь, вспыхнувший в глазах боцмана после крика: «Земля!» Кортес побывал тут добрую сотню лет назад, но, по слухам, Теночтитлан таит в себе еще множество секретов. Я высадился на берег, прихватив с собой только пару самых верных офицеров. Команду решил оставить на корабле, ведь кто знает, как поведет себя человек, когда разум его во власти жажды золота...

Не успел я и на фут отойти от воды, как ко мне подбежал человек. Он был очень напуган и глаз не сводил с моего корабля, но все же смог держать себя в руках и рассказать, что произошло. Некоторое время назад его нанял некий дон Эстебан. Испанец искал второе Эльдорадо, и, по его мнению, древний индейский город хранил в себе немало сокровищ. Но что-то пошло не так, как планировал предприимчивый капитан. Незнакомец сказал, что их всех «пожрало пламя», а из пятидесяти высадившихся в живых остался только он один. «Адское пламя» возникало на каменном мосту и, скорее всего, было какой-то хитроумной ловушкой, но проверить это можно лишь на месте. К счастью, мои соратники ничуть не смутились, услышав эту историю, но на всякий случай я приказал им держаться чуть позади.

Казалось, мы пробирались через джунгли целую вечность, но вот глухие заросли неожиданно расступились. Самого города отсюда не было видно, однако мы были на верном пути. Об этом говорили не только следы, но и индеец с дубиной. Следы крови на ней свидетельствовали о том, что именно этого «стража» встретили люди Эстебана. И именно он порасшибал им головы. С самыми дурными предчувствиями я покрепче сжал рукоять пистолета, но индеец оказался на удивление дружелюбен. На ломаном английском он объяснил, что убил тех людей только потому, что они пытались ограбить его. Индейца звали Монтесумой, в честь великого вождя, и вопреки моим догадкам он не сторожил город, а всего лишь жил рядом с ним. Хранил его историю, которую и поведал мне.

Мешитли, один из живых ацтеков. Работает на Миклантекутли, чтобы обеспечить себе загробную жизнь.

Много веков назад предки Монтесумы пришли на берег озера Тескоко. Они называли себя мешиками, а вождя племени звали Теноч. Вокруг озера жили и другие племена, некоторые весьма враждебно отнеслись к пришельцам. Но боги наказали Теночу обосноваться в этих местах, а их воле не смел перечить никто.

Кошкоштли, вождь города Кулакана, задумал истребить теночков, но племя успело переселиться на небольшой островок посреди озера. Со временем теночки укрепили клочок земли и даже построили дамбу. Вождем их стал Ицкоатль, а через некоторое время все озерные племена объединились. Новый народ стал называться ацтеками, по имени их далекой прародины — страны Астлан. Настало благодатное время, все платили ацтекам подати, а от крови жертв воды Тескоко становились красными...

Так продолжалось более ста лет, но испанцы во главе с Кортесом разорили ацтекскую столицу и уничтожили древнюю цивилизацию. Теперь в городе хозяйствует бог мертвых — Миклантекутли. Он воскресил воинов для охраны храмов, и здесь поселились живые ацтеки, дальние родственники тех, кто сто пятьдесят лет назад погиб от руки Кортеса.

Монтесуму почему-то изгнали из города, но он хочет вернуться. Для этого ему нужен нефритовый череп Миклантекутли, а взамен он готов рассказать, где спрятано оружие, «которому нет равных». Есть только одна проблема — дамба с огненной ловушкой...

Пантеон индейских богов

Жертвенник ацтеков. Место жутковатое, но очень красивое.

Я обнаружил два способа отключить ловушку на дамбе. Первый — перебраться, рискуя жизнью, и поставить тотем Камаштли на жертвенный камень. Второй — поставить два тотема на жертвенник перед дамбой. Я выбрал второй вариант, так как все идолы у меня были при себе. В отличие от погибшего дона Эстебана, я заранее подготовился к походу и обыскал весь архипелаг и большую часть Мейна, собрав, по-моему, всех ацтекских богов.

Я установил тотем Тласолтеотль в нишу слева, а справа поместил тотем Тонатиу. Отключилась ли ловушка, неизвестно, и что самое неприятное — нет способа проверить. Решил рискнуть сам, ведь это я задумал экспедицию, а не кто-то другой. Зажмурившись, очень медленно я шел по мосту, а огонь так и не появлялся. Монтесума не обманул, ловушка действительно отключилась. Я миновал дамбу и вошел в город. У ворот меня встретил Мешитли, еще один ацтек. Он рассказал, что живых в Теночтитлане всего двое: он и его брат. К тому же он предупредил, что за мной следит Миклантекутли, и предложил совершить жертвоприношение для него. Дикарские обычаи всегда казались мне ужасными, и я отправился дальше, к храму Великой жизненной силы.

Тяжелая каменная дверь не поддавалась. Даже втроем мы не смогли сдвинуть ее ни на дюйм. Я вернулся к Монтесуме, и тот вспомнил — чтобы открыть храм, нужно десять тотемов. Мне захотелось дать ему по голове его же дубинкой. Еще он рассказал, как открыть храм. Нужно расставить все десять тотемов в маленьких храмах по бокам, что у дальней стены. Дело за малым — вернуть реликвии на положенные места и открыть проклятую дверь.

Вид на Теночтитлан с самой высокой пирамиды.

Это важно: я бы и рад подсказать вам, где искать тотемы, но они размещаются по миру случайно. В общем, следуйте указаниям Монтесумы, он знает, где что. Хотя места описывает очень расплывчато.

В каждом из десяти храмов меня не очень радушно встречали ацтекские воины. Такого приема я не ожидал и чуть не поплатился головой в первом же святилище. Но куда там дикарским дубинам до пистолета и пороха... Я расправился с противниками, хоть и не без труда, и расставил все десять тотемов. Храм Великой жизненной силы теперь открыт, а мне предстоит заглянуть к самому Миклантекутли.

Совет: прячьтесь за колоннами. Враги нападают по трое, но дубинки их, пожалуй, лучшее тяжелое оружие. Оно славится большим уроном и огромным потреблением выносливости. Старайтесь вовремя блокировать и уклоняться от ударов, только потом атакуйте. Кстати, не забывайте про «Берсерк».

Храм Великой жизненной силы

Чтобы добраться до другой стороны, у вас есть минута с небольшим!

Не знаю, живыми ли были те, кто охранял храм, или нет, но от укола рапиры они совершенно точно умирали. Отличным здоровьем ацтекские войны похвастать не могли, зато брали количеством. Их было не меньше двух десятков! И все с неземным огнем в глазах. Они не думали о защите и рвались в бой.

В конце пути на алтаре в виде монеты я увидел череп и взял его. В этот же момент сзади раздался низкий глухой голос: «Как ты посмел, смертный?» — и я увидел темную фигуру с черепом вместо головы. Сам Миклантекутли пришел за мной, однако он видел, как я расправился со стражниками храма, и дал мне шанс выжить. Надо всего лишь сразиться с ним, иначе — смерть.

Бой был жарким, каждый удар нефритового меча Миклантекутли по моей рапире отдавался дрожью во всем теле. Казалось, что крепкая сталь сейчас сломается, как спичка, хотя я отражал удары бога вскользь. Отскочив примерно на полметра, я успел выхватить пистолет и сделать выстрел. Бог смерти даже не заметил попадания и налетел на меня как ураган. Но я не собирался умирать и отражал удары как мог, иногда даже успевал контратаковать.

Силы уже покидали меня, когда бог смерти остановился. «Ты прошел испытание, можешь забирать нефритовый череп». Перед тем как исчезнуть, он рассказал мне, что индеец у озера — вождь Монтесума II. Почти сто пятьдесят лет назад он отвернулся от богов и хотел принять христианство в обмен на жизнь. Но сделка сорвалась, а Монтесуму прокляли. До конца вечности он должен ходить по берегам Тескоко, но с помощью нефритового черепа он, может быть, сможет найти вечный покой. После встречи с богом смерти я уже ничему не удивлялся.

Алтарь Миклантекутли и нефритовый череп на постаменте.

Это важно: у бога где-то пять тысяч хитов. Запаситесь бутылками здоровья и обязательно изучите критический удар. Лучше всего использовать критическое оружие. Судите сами: тяжелым вы сможете сделать четыре-пять ударов, не больше. Легким же — не менее десяти. Неважно, что урон от рапир меньше, зато выше шанс нанести критический удар.

В сундуке рядом с алтарем Миклантекутли я нашел церемониальный нефритовый кинжал. Для чего он? Может, именно им, как ключом, открывается вход в храм Белых богов?

Поднявшись по бесконечной лестнице, я обошел храм и увидел изображение какого-то бога. Вместо рта у него была прорезь, по размеру совпадавшая с лезвием кинжала. Я вставил оружие и услышал тихий щелчок. Дверь храма открылась, а за ней меня ждало пресловутое «самое мощное оружие». Монтесума не обманул.

А вот и бог мертвых. Что-то у него с фигурой не так, не находите?

На заметку: «то самое оружие» — это дробовик. Откуда он взялся тут, неизвестно. Зато стреляет обычными пулями, почти моментально перезаряжается и снимает до двух с половиной тысяч хитов. Ну как?

На выходе из города я встретил Монтесуму. Череп ему нужен, чтобы воскресить ацтеков и покорить все народы. Естественно, отдавать череп я отказался. Тогда бывший вождь напал на меня, но бой длился недолго. Всего один выстрел из чудо-оружия отправил его в царство вечного покоя. Нефритовый череп дает власть над мертвыми, поэтому я смог лишить Монтесуму бессмертия. Да и проклятья тоже.

Мы отплыли на рассвете. Все ценности, найденные в Теночтитлане, я отдал команде. Вернее, мы поделили сокровища по-честному, но мне несколько идолов ни к чему, даже если они из чистого золота. В древнем городе ацтеков я получил гораздо больше — уверенность, что тайн и чудес в Карибском море еще столько, что хватит не одному поколению смельчаков.

Город потерянных кораблей

Вернувшись в Порт-Рояль, я решил пару недель передохнуть. Обратный путь из Теночтитлана был очень тяжелым. Нас изматывала жара, да и ветер словно имел что-то против «Морского волка». Несколько дней мы болтались на воде, как пустое корыто, при полном штиле. На десятый день налетел шторм и буквально вырвал одну из мачт. Нескольких матросов унесло в море, и мы потеряли их из виду. До Порт-Рояля «Морской волк» добрался через месяц — без припасов, почти без воды, с течью, которую судовой плотник так и не смог найти, хотя прибывавшая в трюме вода свидетельствовала о том, что дырка все же есть. Я поручил поставить корабль на ремонт в ближайшую верфь, а сам отправился в таверну. Заплатив за целую неделю вперед, я завалился спать.

На следующий день, отдохнувший и хорошо выспавшийся, я решил сходить на верфь и в магазин. Заодно стоило навестить губернатора и отчитаться в своей каперской деятельности. Но на пути к мистеру Медифорду меня перехватил человек. Лысый, с черной повязкой на голове — вылитый пират. Он представился Оливером Трастом, торговцем, и предложил мне сделку. За миллион дублонов я должен убить всех нищих и попрошаек во всех городах архипелага. Заманчиво, но что-то мне показалось странным. Ну какое сопротивление может оказать бродяга? Траст мог бы легко набрать головорезов, взять даже самый маленький корабль, накупить торговых лицензий и пройтись по колониям карающим мечом. Даже по самым скромным подсчетам сия акция не потребовала бы больше половины миллиона. Однако нет, он нанял меня. Что-то тут нечисто...

Через три дня мы отплыли из Порт-Рояля и взяли курс на Гавану. Я решил методично обследовать города и расспросить нищих об этом Трасте. В Пиратском поселении меня ждала удача. Бродяга сообщил мне, что другой нищий на Мартинике, возможно, знает, в чем дело. В легком недоумении я взял курс на Мартинику. Откуда у бродяги такие сведения? Бьюсь об заклад — не так просты эти оборванцы, как кажутся на первый взгляд.

Прибыв на Мартинику, я без труда нашел нужного попрошайку. Вернее, он сам нашел меня, едва я сошел с корабля. Нищий рассказал, что к заказу причастен Питер Стэвезант, генерал-губернатор Голландии. Неожиданный поворот, однако после похода на Панаму и приключений в индейской столице я не боялся задавать вопросы даже самому морскому дьяволу...

Вечером того же дня я отплыл на Кюрасао и по прибытию ночью тайно обыскал резиденцию губернатора. Все было чисто. На всякий случай, чтобы обеспечить себе алиби, я попросил трактирщика разбудить меня на рассвете и на его глазах заперся в своей комнате.

В резиденции Стэвезанта один сундук оказался весьма любопытным. Замок его был настолько хитрым, что я не смог открыть его, как ни пытался. В конце концов я даже попробовал разбить его, пальнув из пистолета, но толку от этого было мало. На замке, как, впрочем, и на сундуке, не осталось ни царапины. К тому же на шум сбежалась охрана, но они не успели застать меня. Нужно что-то придумать, но что?

Ключник

За рюмкой бурбона, извлеченного из собственных запасов, я обдумывал, как стянуть нечто, лежащее в сундуке. Второй раз поколдовать над замком мне не дадут, поэтому нужно либо найти ключ, либо утащить сундук целиком. Первое не представлялось возможным, потому как Стэвезант — не кто-нибудь, а генерал-губернатор. Второй вариант тоже отпадал, потому что сундук просто не пролезет в дверь. Да и на вид он не кажется пушинкой. Мои грустные размышления прервал бармен.

— Мистер Фрост, вы пьете один вот уже несколько часов, а я по своему опыту знаю, что человек, который пьет один, — либо скряга, либо чем-то сильно озадачен. Капитан, могу ли я вам чем-то помочь?

— Есть тут одно дело. Может, ты знаешь, кто может сделать ключ? Я потерял ключ от шкатулки, а взламывать ее не хочу — слишком дорогая вещица.

— Да уж, проблема. Но, думаю, есть решение. Видите того пьянчугу? Это лучший ключник на всем архипелаге. Только подождите, пока он не протрезвеет.

Послушав совета бармена, я подсел к пьянице и завязал разговор. Хилл Корнер, так звали мастера, подтвердил, что может сделать вообще любой ключ, но и денег это стоит немалых. Мне пришлось согласиться, потому как другого выбора у меня, собственно, не было.

Это важно: мастер ключей забирает три четверти от всех ваших денег. Потеряв тридцать миллионов, я решил загрузиться и выложить деньги в карман к офицеру. Оставив сотню дублонов, я обратился к ключнику и честно заплатил две трети. Если офицеров под рукой нет (что весьма вероятно), отдайте деньги на хранение ростовщику.

Через два дня я отправился за заказом. Но в доме меня ждал не только ключник, но еще и четыре солдата, которые были крайне недовольны моей просьбой. Недовольны настолько, что решили расправиться с клиентом прямо на месте. Что ж, тем хуже для них. Короткий бой окончился в мою пользу, и я забрал ключ. Осталось только вскрыть сундук и разузнать, в чем дело.

В сундуке я нашел документы: письмо Оливера Трасту начальству. В нем говорилось, что нищие скоро будут уничтожены (не иначе как мною) и больше не будут распространять слухи об острове. К сожалению, письмо обрывалось примерно на середине, и никаких точных сведений в нем не было. Я решил вернуться на Мартинику и узнать, что это за таинственный «Остров» и что тут вообще происходит. Нищий под давлением рассказал, что пропавший Тизер Дэн рассказывал о каком-то Острове Справедливости. Но где это, он точно не знает. Зато он дал мне ключ Тизера Дэна, но для чего он нужен, непонятно. Возвращаюсь на Кюрасаю к мистеру Петеру Стэвезанту.

Поездка на Кюрасао ничего не дала. Стэвезант сделал вид, будто ничего не знает, и отправил меня восвояси. Я решил пойти другим путем: найти представителя голландской Вест-Индской торговой компании и уже у него выяснить, как они связаны с этой странной историей.

Если хотите найти человека для сделки — отправляйтесь в пиратские поселения. Этакие островки, избавленные от политики. У первого же дипломата я узнал, что торгового представителя можно найти в городе Мариго, что на Сан-Мартине. Но больше всего меня удивило, что его зовут Оливер Траст. Начальство и подчиненный — это один человек? Очень странно, зато у меня есть ниточка. Расспрошу-ка я мистера Траста получше.

Прибыв на Мариго, я нашел дом Траста, но поговорить нам не удалось. Он набросился на меня, и мне пришлось его убить. Обыскав дом, я нашел вторую часть письма с указанием места, где находится Остров. Что ж, спасибо, мистер Траст.

Остров Справедливости

Я отправился туда, где предположительно должен находиться Остров, но попал в шторм. Выжил чудом. Половину команды смыло в море первым же валом, а второй превратил мой бриг в груду досок.

Это важно: плыть к ГПК лучше всего на самом дешевом корабле, без команды и припасов. Деньги не забудьте отдать ростовщику. Оставьте при себе не меньше двухсот тысяч, а остальное сдайте на хранение.

Мистер Оливер Траст предлагает миллион за уничтожение всех нищих на архипелаге.

Преодолевая стены волн, я поплыл к какому-то силуэту вдали. Это был корабль, и не один. Множество разбитых, полузатонувших кораблей. На одном из них я увидел человека и подплыл к нему. Может, кто-то спасся? Подплыв поближе, я понял, что этот человек не с моего корабля. Его звали Джордж Стоукс, и он поведал мне, что это и есть Остров Справедливости, но такое название давно не используют. Сейчас это место называется Городом потерянных кораблей. И, как у всякого города, тут есть законы и правила. Нельзя убивать жителей, нельзя воровать у них, нельзя разбирать затонувшие корабли, чтобы что-то построить. Судя по всему, я тут пленник, однако для начала нужно зарегистрироваться и поговорить с Чаком Каппером, главным в городе. Не такого приема я ожидал... Чудом спасшийся капитан, потерявший всю команду, а тут — про законы и мэра...

Осматривая не слишком-то гостеприимный город, я забрел в таверну, где и узнал, почему никому нельзя покидать «остров». Дело в том, что кольцо из останков кораблей удерживается на плаву только тогда, когда все его составляющие связаны между собой. Стоит снять хоть один корабль, и все — город потеряет стабильность. Он начнет двигаться, оборвутся все мосты и трапы. К тому же неизвестно, как поведут себя оставшиеся корабли. Какие-то могут затонуть или перевернуться, а внутри разбитых лоханок живут люди.

У трактирщика я узнал, что Тизер Дэн был здесь, но говорить о нем не стоит, можно заработать уйму проблем на свою голову. Дэн был первым, кому удалось сбежать из города, да еще и добраться до большой земли! Каппер был просто в ярости и запретил даже имя его произносить. Я решил лично поговорить с начальством, да и зарегистрироваться не помешает. Преодолевая неустойчивые трапы и подвесные мосты, я отправился на «Сан-Августин», в адмиральскую резиденцию Каппера.

Самый великий человек

Остров-то не так уж и справедлив, как о нем рассказывают. Красивые слова Каппера «у всех есть право на жизнь» с размаху разбились о стену грабежа. Он конфисковал у меня оружие и деньги, оставив всего пятидесятую часть имевшихся дублонов. Хорошо, что я припрятал лучшее оружие раньше, на одном из кораблей.

Резиденция адмирала Каппера — это, по сути, два корабля, сцепившихся друг с другом.

Это важно: спрячьте оружие в сундук на «Фернандо Диффундуре». Лучше спрятать вообще все вещи. Чад не берет тотемы, письма и ключи. Остальное — подзорные трубы, пистолеты и сабли — отберет не моргнув глазом. У меня, кстати, была рапира Моргана, поэтому я решил найти укромное место, чтобы ее спрятать. Кирасу тоже стоит укрыть.

После «экспроприации» (один из законов Города: «все, что было твоим, стало общим») я отправился обратно в таверну. Все равно денег у меня осталось немного, а значит, есть возможность несколько дней отдохнуть. Хотя кровать на полузатопленной посудине как-то не вяжется с комфортом, «Флерон», переделанный в таверну, нельзя обвинить в отсутствии уюта.

Через четыре дня шторм улегся, и хотя тучи еще заволакивали небо, ветер гнал их на восток, поэтому хорошая погода была вопросом пары дней. Я осторожно перебрался на борт галеона «Эсмеральда» и направился в местную лавку. Даже здесь, в изоляции от мира, люди покупают и продают. К тому же бармен Хилл мельком упоминал, что у торговца есть карта города, а для меня она не будет лишней. Рассказав Сандре Гомес о том, что Йост требует за карту огромные деньги, я получил обещание скидки. Надо лишь подождать денек, а завтра придти в магазин.

Это важно: карта стоит очень дорого, поэтому нужно обязательно поговорить с Сандрой Гомес. Судите сами: Эрик Йост хотел продать ее почти за двести тысяч, а отдал за полторы на следующий же день.

Вот на этом «касперы» хотели уплыть из Города. Не успели.

В таверне меня подозвал Хилл и предложил спуститься в погреб, чтобы поговорить с глазу на глаз. Встреча состоится в полночь, ведь дело Тизера крайне важное, но с законами Города сочетается очень плохо. Лишние уши, в общем, ни к чему. Брюннер рассказал, что Дэн частенько посещал флейт «Фернандо Диффундур», что стоит на отшибе, отдельно от города. Что он там делал — неизвестно. Корабль не соединен с городом, потому что развалился на две части и, скорее всего, вот-вот утонет. Видимо, он зацепился за риф, но все же никто не рискует его посещать. Чем не удобный тайник? Да и ключ у меня есть. Надо посмотреть, что Тизер там прятал.

А скрыл он, надо сказать, немало. В проломе, прямо между половинок корабля, я нашел приличный запас микстур, а также оружие (весьма кстати!), пули и пистолет. Вдобавок там было еще и письмо, доказывающее, что Тизер прибыл на большую землю. Ключ-то от сундука он забрал с собой! Но Дэн сам бы не смог построить корабль, а значит, ему кто-то помог. Хилл думает, что это был Андре Лабор, плотник.

Совет: чтобы не шастать по всему городу, спрашивайте у горожан, где они видели нужного вам человека.

После разговора я вернулся в свою комнату и проспал почти до утра. Надо было найти Лабора, да и другие дела появились. Например, некий Педро Хуртадо предложил мне хорошенько подзаработать, проникнув на «Эсмеральду», а Доминик Легро попросил передать его другу на «Тартарусе» бутылку вина. Очень удачно, кстати, что в тайнике Дэна я нашел аж десять таких бутылок. Заодно, кстати, разузнаю, куда пропал Лейтон Декстер. Ройел Хааг рассказал, что у него и адмирала были какие-то разногласия, а потом пират пропал. Хааг думает, что Каппер убил его, но тот лишь заметил, что пират охраняет золото, которое хотел украсть. Золото это на «Тартарусе», то есть в тюрьме.

Мы встречаемся с Хуртадо в полдень на палубе «Эсмеральды», значит, у меня еще уйма времени. Как раз успею навестить охранника на «Тартарусе», а может, даже найду свечи для прихода, которые меня попросил найти падре Анхель.

Большой заговор

Механик Хенрик Ведекер, мастер на все руки.

В тюрьме я Лейтона найти не смог. Охранники отказались разговаривать и единственную закрытую дверь, естественно, отпирать не стали. Но это же корабль, а не дом. Я решил исследовать наружную сторону судна на предмет пробоин, так как тюрьма была изрядна затоплена. Нырнул в море прямо с борта «Тартаруса» и, обогнув корабль, нашел то, что искал. Пробоина в корпусе вела как раз в ту самую запертую камеру. Внутри я обнаружил труп, вернее, не труп, а уже скелет, прикованный к стене. Видимо, Декстер очень давно «охраняет» золото Каппера. Сундук, кстати, тоже стоял в камере, но запертый на ключ. Позже в городе я узнал, что Каппер недавно потерял какой-то ключ и теперь рыщет по всему городу.

Это важно: ключ появляется в случайном месте. Но особо обратите внимание на «Фурию», «Протектор», «Каролину» и «Сан-Августин». Беготня стоит того, в тайнике Каппера солидный куш.

Что касается двух друзей, я передал бутылку вина Томасу, но вместо радости он попросил передать Доминику, что отрежет тому уши. Изучив проблему, я выяснил, что Томас думает, что Доминик приставал к его барышне... В общем, ссора из-за глупости. Побегав курьером, я смог помирить друзей и получил в награду простой ключ.

На заметку: все сундуки в Городе заперты. К тому же они делятся на три вида: простые, средние и сложные. Чем выше уровень сундука, тем лучше предметы в нем. Единожды получив ключ, вам не нужно искать новый — он не пропадет после вскрытия ящика.

Этим ключом, кстати, я открыл сундук в магазине, где и нашел свечи для прихода. Только вот сразу унести все не смог, пришлось не раз возвращаться. И каждый раз приходилось ждать, пока внимательный владелец лавки не повернется ко мне спиной. За воровство тут полагается смерть. В награду за доброе дело падре благословил меня, а материальной награды я и не ждал.

Это важно: священник не дает награду, он всего лишь активирует «быстрый переход». Учитывая лабиринты Города, это умение буквально на вес золота.

Разобравшись с мелкими делами, я встретился с Лабором, и мы решили поговорить о Тизере вдали от свидетелей в каюте на корвете «Протектор». Однако Лабор предал меня. Он пришел на встречу не один, а с «милиционером». Пришлось убить их здесь же. К счастью, они не рассказали обо мне адмиралу. Теперь нужно что-то делать, иначе рано или поздно Каппер вычислит меня и отправит на дно с грузом на шее.

Я вернулся в таверну и рассказал обо всем Хиллу. Ситуация сложилась очень неприятная. Спрятать трупы незаметно практически невозможно, остается лишь свалить на кого-либо вину. Но на кого? Брюннер предложил украсть один из амулетов клана «Нарвал» и спихнуть вину на них. Остается только отправиться на «Веласко» и устроить засаду в подсобке на носу корабля.

Мне не пришлось долго ждать. Буквально тут же заявился один из «нарвалов» и стал угрожать мне. Эх, знал бы он заранее, зачем я тут, пришел бы с целой бандой. Однако он был один, и первая же пуля сразила его наповал. Я снял знак в виде пятиконечной звезды и отнес его Капперу.

Адмирал проглотил наживку, и я вздохнул спокойнее. Вдобавок он рассказал о том, как появились кланы. Море не выбирало, кто попадет в Город. Одни были приличными людьми, другие — пиратами. Последние очень плохо уживались с первыми, поэтому Каппер решил выделить им два корабля в полную собственность. Так появились два клана — «Нарвал» и «Каспер». Что делают внутри своих кораблей эти группы, никого не волнует. У них там свои законы, и все жители знают об этом. Одни не лезут в дела других, а кланы соблюдают законы города «наверху». Закончив свой рассказ, Каппер поручил мне уничтожить «нарвалов». На такой поворот дела я не рассчитывал, но, чтобы сохранить репутацию, придется замарать руки. На «Веласко» меня уже ждут трое людей Каппера.

Это совет: запаситесь лечебными микстурами и зарядите пистолет. Внутри «Веласко» очень много агрессивно настроенных «нарвалов». Однако если вы уже были в Теночтитлане и не отдали дробовик Капперу, этот бой покажется очень легким. Впрочем, как и все остальные.

Итак, «нарвалы» в прошлом. Я вернулся к Капперу и отчитался в выполнении миссии. Никаких подозрений теперь нет, да еще и за рейд я получил неплохую награду.

Это важно: награда выдается в зависимости от потерь. Если убьют одного, получите десять тысяч, а если выживут все, целых сто!

Платформа «Феникс». Водолазный костюм лежит в комнатке напротив крана.

Я рассказал Хиллу обо всем, и он предложил пока отдохнуть пару дней. А он пока должен кое-что разузнать. Бармен почему-то уверен, что ничего хорошего от уничтожения «Нарвала» Городу не светит, но более ничего не говорит.

Спустя несколько дней Брюннер поделился подозрениями. Он думает, что в его таверне происходит что-то непонятное, какой-то заговор, что ли. В общем, он посоветовал мне придти в полночь в винный погребок и спрятаться там за колонной. Адмирал нередко разговаривает с каким-то человеком, но Хилл не может узнать, о чем. Как только он подходит, они сразу умолкают.

Без десяти двенадцать я уже стоял за колонной. Тайный разговор, однако, был действительно интересным. Чад Каппер и неизвестный из клана «Каспер» обговаривали «дело». Он догадывался, что плотника убил кто-то другой, а не «нарвалы». Я же стал удобным орудием в его руках, и теперь никто не помешает Капперу и «касперам» уплыть из Города. Вот мерзавец, чего и ожидать от пирата...

Однако я убил их плотника, и теперь у них есть ресурсы, но нет корабля. К тому же незнакомец упомянул о каком-то механике. Может быть, именно он — наше спасение? Как бы то ни было, я не дам мечтам Каппера сбыться. Губернатором на Карибах ему не быть.

Я рассказал обо всем Хиллу, и он обещал узнать, кто этот механик, но когда я зашел в таверну, за стойкой хозяйничал другой человек. Флоренс Слот, новый бармен, рассказал, что Хилла нашли мертвым в том самом винном погребе, где я прятался этой ночью. Его обнаружила официантка Армо Дюлин. Вся в слезах, она рассказала мне, что перед смертью Хилл спрашивал ее о механике, но она не знала, кто это такой. Потом он отправился в погреб, а спустя два часа был обнаружен мертвым.

На меня как будто уронили мачту. Что теперь делать? Так вышло, что Хилл был единственным проводником в этом городе, а теперь я сам по себе... Однако столько всего уже сделано. Думаю, что убийство — дело рук самого Чада. Видимо, кто-то донес ему, что Брюннен что-то разнюхивает, и Каппер его убил.

Обратное действие

Местные крабы очень больно кусаются. Пальцы в клешни совать не рекомендую!

Я отправился к Чаду, чтобы разобраться в деле Хилла. Но он лишь посоветовал не лезть в это, недвусмысленно намекнув, что можно поплатиться здоровьем. Теперь все окончательно встало на свои места. Кроме того, прямо перед встречей я заглянул на «Эву» и спас Сесиль Галард от трех «касперов». Она рассказала, что живет в Городе почти десять лет. Когда она появилась, тут было всего четыре корабля и пять человек. Город плавал, но механик по имени Хенрик Ведекер смог соединить корабли вместе и сделать так, чтобы они не двигались. Однако потом он начал кричать о какой-то опасности. А так как он был немного не в своем уме, ему никто не верил. Позже Каппер установил законы, а механик и все, кто о нем знали, стали пропадать. Но вопросов никто не задавал. «Сан-Габриэль» перешла в руки «касперов», и говорить о Ведекере стало опасно. Нужно нанести визит мастеру, но предварительно разобраться с «касперами». Для начала я, как и обещал, рассказал Армо, что смерть Хилла — дело рук клана.

Однако первая красавица Города — отважная девушка. Она предложила выманивать «касперов» по одному, назначая им ночью свидания. Естественно, вместо нее на встречи буду приходить я.

Первое же «свидание» прошло успешно. Я встретился с Денисом Хопфером на борту «Церес Смитти» и пустил ему пулю в грудь. Хоть корабль и стоит рядом с базой «касперов», никто ничего не услышал. Вернувшись в таверну, я рассказал Армо, что все получилось. Она обещала позвать еще кого-нибудь, так что, думаю, скоро клан «Каспер» сильно поредеет.

Это важно: встаньте на корме «Церес Смитти», иначе на шум драки сбегутся «касперы».

Второе свидание прошло по тому же сценарию, а вот на третьем вместо одного «каспера» на встречу пришло сразу несколько. Я хотел было напомнить им о приличиях — третий-то лишний, — но в ответ получил признание от одного из них — Хуана Кабо. Армо мертва, и это он убил Хилла Брюннера. Вдобавок наглый «каспер» решил разделаться со мной и привел на встречу двоих дружков. Верная рапира не подвела, и «касперы» так и остались лежать на палубе «Церес Смитти». Теперь нужно рассказать о смерти Армо ее ухажеру Томасу.

Вместе с Томасом Бойлом мы отправились на «Сан-Габриэль» мстить «касперам» и уничтожили их всех до одного. К сожалению, Томас не пережил штурма. Сразу несколько разбойников выстрелили в него, но он храбро сражался, несмотря на тяжелые ранения.

Разобравшись с кланом, я нашел Ведекера и рассказал ему обо всем, что недавно произошло. К тому же я предложил ему устроить выборы нового адмирала — естественно, с моей персоной в качестве кандидата, — но механик оборвал меня на полуслове. Дело в том, что Город может уйти ко дну в любой момент. Все корабли держатся только на трех зацепившихся за риф. Ни один из них не может плавать самостоятельно, поэтому в сильный шторм мы можем утонуть все!

Однако механик не так прост. Задаром он ничего делать не хочет и требует за корабль полтора миллиона дублонов. Сумма для Города не слишком большая, но все же придется хорошенько полазить по кораблям в поисках сундуков.

Уже на следующий день я собрал необходимое золото. Это было сложно, несколько раз я чуть не попался, но деньги были при мне и я шел к Ведекеру. Заплатив за корабль, я узнал, что его еще нужно освободить из плена других лоханок. У Хенрика уже готова лебедка, чтобы оттащить фрегат, но он уронил шестеренку в воду, а спускаться на дно боится. Он говорит, там расплодились какие-то твари, которые жрут людей, и предлагает спуститься на дно мне. Делать нечего, другого выхода нет.

Облачившись на платформе «Феникс» в изобретение Ведекера, я спустился под воду. Оказывается, твари, жрущие людей, — огромные крабы. И они не преминули попробовать закусить мной. Пистолет под водой не работает, зато рапирой орудовать вполне возможно. Я разобрался с крабами и нашел шестеренку за одной из груд камней.

Это важно: шестеренка появляется в случайном месте. Ищите — погружаться можно несколько раз, но дополнительный спуск под воду стоит тридцать тысяч. Замечу, что первый же сундук оправдает затраты. И не забывайте, что у вас всего шесть минут, потом воздух закончится.

Поднявшись наверх, я отдал недостающую часть Ведекеру и отправился собирать все необходимое для путешествия: провиант, лекарства, бомбы, ядра, книппеля, картечь, порох и оружие. Парусину и доски я купил у Йоста, а насчет ядер договорился с хозяйками домов. Им этот хлам все равно ни к чему. Осталась одна проблема — оружие и порох у Чада Каппера, а он вряд ли отдаст их.

Это важно: чтобы собрать все необходимое, вам понадобятся три бутылки вина, пятнадцать гроздей винограда и десять мешочков соли. С последней совсем туго, но найти ее можно на «Фурии».

Чаду Капперу осталось жить пару мгновений. Сейчас он нападет на меня.

Как я и предполагал, Каппер отказался выдать мне необходимое, зато один из «милиционеров» — Джон Уоркман — согласился перенести все куда нужно, но взял обещание, что я заберу его с собой. С приготовлениями закончено, теперь нужно собрать команду. Человек пятнадцать, думаю, хватит.

Обойдя жителей города, я смог кое-как набрать минимальную команду. Многие отказывались и не верили мне, но все же большинству уже надоела такая жизнь, да и в словах механика они не усомнились. Я попытался предупредить Каппера, но он лишь пригрозил мне смертью. Все отказавшиеся от спасения думают, что Город выдержит еще один шторм.

Когда я вернулся на «Сан-Габриэль», меня встретил Мендоза и сообщил, что Ведекера только что увели двое «милиционеров». Придется выручать механика, потому что без него мы не сможет освободить корабль. Какой от него прок, если он уйдет на дно вместе со всем городом? Я приказал Феликсу отправляться на корвет, а сам пошел к Капперу.

Как только я вошел в его резиденцию, Каппер налетел на меня как ураган. Он приготовил засаду, но вместе с Уоркманом мы быстро положили конец его власти в Городе. Осталось только спасти Ведекера, а он на «Тартарусе».

Это важно: в последней стадии квеста Города потерянных кораблей вам закроют быстрый переход.

Убив начальника тюрьмы, я попытался открыть клетку Ведекера, но не смог. Надо найти ключ! Однако механик сказал, что остается здесь, в Городе. Ему, как ученому, очень хочется проверить свою теорию. Но даже если город не утонет, он начнет здесь новую жизнь с теми, кто остался. Но уже без адмирала, кланов и прочих негодяев.

Я решил оставить Ведекера здесь, ведь это его право. Мне же надо попасть на корвет. Чтобы это сделать, нужно доплыть до второй мачты «Фернандо Диффундура», причем как можно быстрее. Шторм набирает силу, времени нет.

Когда я выбрался из недр «Тартаруса», более половины города лежало под водой. К сожалению, механик оказался прав. Я собрал все силы и поплыл к «Диффундуру», а там перебрался на корвет «Пес войны» и отчалил с Острова Справедливости. Кто знает, может, со временем он опять «обрастет» кораблями?



Вечерний ветер легко подгонял корвет. Такие дни в Карибском море не редкость. Недаром многие считают, что это и есть рай... Эндрю Фрост, стоя у штурвала, приказал команде «делать что угодно, только не мешать». Ветер, паруса, натянутые ванты и тихий скрип дерева... Эндрю всегда считал корабль продолжением своего тела, но в этот раз «продолжением» стал он сам. Корвет «Пес войны» шел к новым приключениям, рассекая сине-зеленую гладь Карибского моря...

Пиратский промысел, самостоятельные путешествия по морю и суше – вот основные прелести необычного приключения. А полная свобода действия пиратов является главным плюсом неограниченного виртуального мира. Поэтому прохождение игры Корсары город потерянных кораблей заинтересует поклонников серии, любителей путешествий. Каждый желающий может примерить роль рядового моряка или морского волка. Нужно лишь правильно расставлять приоритеты, выбирать подходящие задания.

Скачивание, установка, настройка виртуального мира

Скачать игру Корсары город потерянных кораблей можно на игровом портале. Образ диска для установки открывается специальной программой (например, Daemon Tools). Проверка подлинности не выполняется: геймер сразу приступает к выбору персонажа, настройке параметров. Играть в Корсары ГПК rus доступно за торговца, корсара, авантюриста. Перед запуском миссии игрок должен выбрать оптимальные условий прохождения, к которым относятся:

— уровень сложности (от матроса до хозяина морей);

— частота событий (определяет количество заданий, сражений);

— режим плавания (тактическая/спокойная игра, динамические бои);

— дозарядка пистолей (автоматическая поставка патронов/использование только патронов из инвентаря);

— HardGame (пиратский режим выживания с постоянными битвами).

Секреты прохождения: основные задания, вспомогательные квесты

Удобная карта игры Корсары город потерянных кораблей позволяет легко попасть на новые острова и заняться добычей ресурсов, грабежом ценностей. Каждый маршрут (city la Habana, Cuba и другие) содержит точные подсказки по прокладыванию морского пути. Транспорт для путешествий по воде игрок может приобрести в портах (ships Frigata, Man of war). Управление ими производится без затруднений: потерять верный курс, используя карту невозможно.

Получать главные задания можно в городах. Вспомогательные открываются при прохождении игры Питером Бладом. Основные направления поручений: кража драгоценностей, сбор информации, победа над военными отрядами, врагами. Любой город таит дополнительные уровни, получаемые геймером при полном исследовании местности. Приобретать оружие можно в лавках, у частных торговцев, отбирать после сражений.

Используя начальные навыки и развивая персонажа, стать королем морей сможет каждый. Единственным требованием к игроку считается хорошее отношение к команде и поддержка товарищей. Правильное руководство, подбор лучших маршрутов, покупка хорошего оружия и кораблей помогут быстро превратить рядового торговца или пирата в искусного бойца и капитана.

Видео

Проходите в аптеку и отыщите там Джино. После того как вручите ему вещи, выждите некоторое время и вернитесь. Пообщайтесь и заберите карту с двумя Проявлениями. Потом откройте инвентарь и кликните по появившейся карте. Стоит отметить, что пока вы в ней не увидите ничего интересного. Проходите к Джино и снова пообщайтесь с ним. Он расскажет, что компас будет функционировать именно в тех точках, которые находятся в районе островов Доминика и Западный Мэйн.

Для того чтобы продолжить прохождение игры Корсары: Каждому свое вам стоит достать карту архипелага. Если у вас ее нет, то возьмите курс на остров Кюрасао, чтобы достать ее в штабе ГВИКа. Советую сразу же сохраниться, перед тем как входить вовнутрь. Подойдите к тому мужчине, который сидит за левым столом и купите карту у него. Вместе с ней можете снова взять курс на Антигуа. Бросить якорь и пообщаться с Джино. Он нанесет на нее нужные координаты.

Итак, в самом начале вам стоит отправиться в центральную часть Доминики, потом в северо-западную часть Блювельда. Взойдите на свое судно и начните путешествие, отправившись к первому пункту назначения. Советую кинуть якорь на пляже Касл Брус и перемещаться оттуда в джунгли. Там вы увидите статую, подойдите к ней и кликните. Сейчас необходимо вторую линию, чтоб на их пересечении отыскать остров.

Отправляйтесь в Блювельд и бросьте якорь в Аматике, потому что там вы отыщите статую, которая переместила вас на Остров Справедливости. Подойдите к ней поближе и кликните. После того как увидите пересечение линий, направляйтесь к Белизу и от него поверните направо. После того как в прохождении игры Корсары: Каждому свое вы окажетесь в открытом море на одной вертикальной линии, граничащей с западной частью Каймана. Там вы увидите значок, напоминающий якорь, можете направляться к этому острову и высаживаться там.

Отыскав Джино, проходите к утесу и придерживайтесь правой стороны, когда будете перемещаться вдоль него. Рано или поздно слева увидите тропу, ведущую наверх. Вооружитесь клинком и проходите далее. Будьте осторожны, потому что сейчас нападут скелеты, расправьтесь с ними и проходите далее. Отбейте атаку второй волны и проходите на первую локацию.

Отбивайте нападения скелетов и двигайтесь далее. Когда окажетесь на развилке, то поверните направо и проходите на берег. Уничтожьте всех противников, околачивающихся там, а потом подойдите к острову от корабля. Отыщите в нем проход и перемещайтесь вовнутрь. Осмотритесь и найдите сундук. Теперь активируется скрипт и в вашем журнале появится запись.

Сейчас в прохождении Корсары: Каждому свое вам стоит вернуться к развилке и повернуть направо. Расправляйтесь со скелетами и дойдите до пещеры. Вам нужно обязательно попасть вовнутрь. Там тоже противники, вы можете и не сражаться с ними, скрывшись в затопленной части грота, расположенной слева. Начните плыть по нему. Рано или поздно вы выберетесь из пещеры и окажетесь на берегу Проклятой бухты. Отбейте атаки скелетов и постарайтесь уничтожить их до одного, потому что только после этого в журнале обновится запись. Также советую осмотреться по сторонам и увидеть, что сломанный корабельный остов находится в воде, потому что с него спала мачта.

Вам стоит подплыть к мачте и вскарабкаться на нее, чтобы переместиться на судно. Отыщите на нем дверь и проходите. Будьте внимательны, потому что сейчас вновь атакуют скелеты. Отбившись от них, проходите к тому, у которого на голове треуголка - это капитан «Санта-Квитерии». Пообщайтесь с ним и отбейте атаку двоих из его свиты.

Убив капитана, обыщите его и найдите ключ. Также можете прибрать к рукам его саблю и другой полезный лут. Продолжайте прохождение Корсары: Каждому свое и спускайтесь, чтобы найти несколько сундуков, которые нужно обчистить. Потом осмотритесь по сторонам и найдите слева шкаф. Подойдите к нему и достаньте судовой журнал. Прочитав его, можете выходить с корабля и плыть к берегу. Стоит отметить, что на нем тоже есть несколько сундуков, подойдите к ним и откройте. После посмотрите налево и заметьте три бочонка, стоящие там, а около них находится маленький сундук. Подойдите к нему и откройте ключом, который нашли ранее. Вы увидите маску Кукулькана, заберите ее. Однако не стоит радоваться, потому что это не подлинник.

Настоящая маска находится во второй локации. Нужно подобраться к скульптуре и найти около нее тропу. Только когда окажетесь на развилке, нужно повернуть направо. Через некоторое время окажетесь около моста, проходите по нему. Когда окажетесь на середине, то поверните налево и заметьте нишу в скале. Потом необходимо спрыгнуть в воду и добраться до нее вплавь. Около ниши нужно отыскать активную точку перехода, которая переместит вас в пещеру. Проходите и сразу же сохранитесь, потому что путь обратно предстоит нелегкий.

Продолжайте прохождение игры Корсары: Каждому свое и проплывайте прямо, пока не окажетесь около камня. Остановитесь и найдите напротив валун, плывите к нему. Когда окажетесь около сталагмитов, обойдите их и подплывите к камню слева. Тут нужно найти очередную точку перехода, чтобы пробраться в другую пещеру. Можете пройти вперед и забраться на возвышение, повернуть направо и подойти к лестнице. Когда окажетесь наверху, то увидите проход в помещение, в котором находится подлинная маска. Стоит отметить, что через некоторое время перед вами предстанет Страж Истины. Соберитесь и одолейте его. Но сразу скажу, что это будет нелегко, потому что его здоровье будет четыре раза восстанавливаться. После того как одержите победу над ним, поговорите и вручите «Коготь вождя». Так рейтинг ловкости и выносливости повысится. Потом вернитесь в помещение и приберите к рукам маску Кукулькана.

Начните возвращаться назад по тому же пути, по которому сюда пришли. Проходите в бухту и вооружитесь пушкой, отобрано у капитана-скелета. Через несколько минут нападут солдаты. Оденьте маску и начните бой. Бегите к кораблю, найдите и пообщайтесь с Мальдонадо. Однако вы ни о чем с ним не договоритесь, поэтому придется сражаться. Победив его, выбирайтесь на сушу и прикончите еще двоих противников. Потом в прохождении игры Корсары: Каждому свое можете возвращаться на свой корабль и найти на нем Джино. После того как поговорите с ним, откройте карту и начните плыть к берегам Антигуа. Бросьте якорь в порту Сент-Джонс и снова поговорите с Джино. Потом подождите некоторое время появления отца Винсенто.

Он выдаст вам письмо, прочтите его и узнайте, что священник будет вас ожидать на кладбище, которое находится на Кюрасао. Начните свое путешествие к берегам Виллемстада и пробирайтесь на кладбище. Осмотритесь и проходите. Найдите часовню и пробирайтесь вовнутрь. Там вас ожидает падре Винсенто. Подойдите к нему и пообщайтесь.

Древний город Майя

Встретившись с Винсенто, узнаете, что Мальдональдо не выполнил его приказ. Однако он на вашей стороне. Также узнаете, что конец света можно предотвратить, закрыв врата, расположенные в городе Таясаль, в который можно попасть с помощью проводников. Их имена - Мальдональдо и Дичозо. Так как один из нех мертвый, то нужно найти второго, которого недавно видели в Шарптауне близ острова Исла-тесоро. Также святой отец одарит вас мечом Танат. Он расскажет, что в течении нескольких дней на острове появится отец Адриан, который привезет зелья и обереги. Подождите нужное количество времени и вернитесь в церковь. Встретьтесь с падре Адриано и заберите у него снадобья с амулетами.

Продолжайте прохождение игры Корсары: Каждому свое и отправляйтесь на Исла-Тесоро. Найдите там Акулу и расспросите его о Дичозо. Выяснится, что адмирал его пока не видал. Проходите в таверну и расспросите о нем у ее хозяина. Если ничего не выясните, то отправляйтесь в магазин, а потом на верфь. Но если владелец таверны расскажет о том, что видал Дичозо и он плывет по направлению Блювельда, поспешите к своему кораблю. Через некоторое время придется отразить нападение эскадры противников. После того как пустите испанские суда ко дну, направляйтесь в Блювельд. Киньте якорь и подождите, пока к вам придет посланник Дичозо. Он расскажет о том, что Мигель желает увидеться с вами на острове Сент-Кристофер в городе Капстервиль. Там находится кладбище, на котором и должна состояться встреча. Он хочет вместе с вами направиться в Таясаль.

Откройте карту и возьмите курс на Сент-Кристофер. Советую бросить якорь в заливе Санди, а потом продолжать прохождение игры Корсары: Каждому свое и проходить в джунгли. Оказавшись на развилке, сверните направо и проходите далее. Ваши соратники пойдут направо и засядут. Вам же нужно проходить только вперед, чтобы выйти на кладбище. Найдите там склеп и проходите вовнутрь. Найдите в помещении дверь, откройте ее и спуститесь. Встретите незнакомца, поговорите с ним. Сейчас он будет выдавать себя за Дичозо, но не верьте ему. После того как закончится разговор, узнаете, что Дичозо отдал приказ о вашем уничтожении. Это вы сможете прочесть в послании, которое выдаст вам этот притворщик. Также вы прочтете, что Дичозо и ваш брат Мишель - одна и та же личность.

Выходите со склепа и проходите на кладбище. Будьте осторожны, потому что на вас нападут противники. Убейте их и перемещайтесь к себе на судно. Потом спускайтесь в каюту и подумайте. Сейчас вы можете поступить несколькими способами:

Самим отыскать дорогу в Таясаль;
- начать разгадывать тайну скульптур, перемещающих всех в одно и тоже место.

Продолжайте прохождение игры Корсары: Каждому свое, отдав предпочтение второму варианту. Возьмите курс на Западный Мэйн и киньте якорь в бухте Аматика. Высаживайтесь на берег и походите к шаману. После того как пообщаетесь с ним, вернитесь через некоторое время обратно и расспросите о последствиях. Он снова отправит вас. Выждите определенное время и возвращайтесь. Он отдаст вам календарь майя и четыре снадобья команчей.

Вам стоит эти зелья выдать команде, которая отправится с вами в путь. Переместитесь в Тайясаль и приготовьтесь отбивать атаки противников. После этого Уракан направится к вам. Так что не нужно к нему идти самим, потому что рискуете быть застреленными его свитой.

Стоит отметить, что сюда можно добраться, пройдя по другому пути. Если вы отправитесь в северную точку Западного Мэйна и бросите якорь в бухте Гибели, а потом будете идти. Придерживаясь левой стороны, то окажетесь на месте. Стоит отметить, что по пути придется отбивать атаки противников. Затем в прохождении игры Корсары: Каждому свое вам нужно будет побеседовать с Ураканом и узнать о том, что вас ожидает Какалькан. Найдите мост и проходите по нему. Через некоторое время увидите пирамиду, обойдите ее и подойдите ко второй.

Взобравшись по ступенькам, найдите вход, ведущий в Большой Храм. Проходите туда и пообщайтесь с братом. Потом отбейте атаку краснокожих и возьмитесь за Мишеля. Победив его в первый раз, он сбежит. Следуйте за ним, попутно расправляясь с его соратниками. Можете стрелять в него из пистолета. Около Мишеля будет расположена плита, которая может стать ваши укрытием в процессе перезарядки револьвера.

После того как победите брата еще раз, расстреляйте первую волну индейцев, а потом расправьтесь и со второй. Потом подойдите к лестнице и заберитесь наверх, попутно отстреливаясь и от краснокожих, и от брата. Как только здоровье брата Мишеля приблизится к отметке 0, он начнет разговор. Если у вас не будет подлинной маски Кукулькана, то начнется кат-сцена. Однако это не настоящее окончание игры. Но если вы имеете подлинник, то схватка с братом еще продолжится. После того как расправитесь с ним, прохождение игры Корсары: Каждому свое будет считаться завершенным. Поздравляю!

Судовой журнал

В этой форме игрок может ознакомиться с судовым журналом, который ведет герой и автоматически заполняется системой.

Журнал событий

Журнал представляет собой список текущих заданий героя. Каждый пункт списка двойным кликом или Enter раскрывается в лог событий. Каждая запись маркируется временем занесения в журнал. Лог идет снизу вверх, то есть внизу самые первые записи, вверху самые последние.

Архив событий

На этой закладке находится список пройденных героем квестов.

Кассовая книга

На этой закладке ведется бухгалтерия нашего героя. Все депозиты и кредиты у ростовщиков фиксируются для удобства расчета сроков и процентов.


Статистика

Любой поступок героя отображается на форме статистики. Тут идет учет убитых жителей по типам, учет захвата и потопления кораблей, разграбление городов и прочее.


Отношения наций

Матрица отношений наций

Отношение между державами бывают трех видов:

Дружественные

Нейтральные

Враждебные

Слева и сверху расположены флаги наций, пересечение их указывает на отношения между ними.

Герой принадлежит своей базовой нации - это нация начала игры или текущего каперского патента, если он есть. К герою применим столбец его базовой нации с учетом награды за голову.

Награда за голову или признательность за заслуги

Отношение к герою у державы, её граждан и солдат могут быть разными. Хорошие поступки во благо страны повышают репутацию у нации, плохие же могут привести к награде за голову героя. А это - вечное преследование на суше и море, так как всегда найдутся охотники за буйными головами. Награду за голову можно не только получить, но и уменьшить делами своими или прямым подкупом, вернув таким образом дружеское расположение державы.


Флаг на корабле

Нация героя - это нация, выбранная в начале игры, или нация, которой в данный момент герой служит (чей патент находится у героя в кармане). Её видно на форме "F2/Персонаж". На форме же "F2/Нации" виден текущий флаг на корабле героя, который можно менять только в море для того, чтобы скрыть свою истинную суть. Но врага державы могут распознать как корабли в море, так и стражники в порту. Скрытность героя влияет на успех обмана. Если же у героя есть награда за голову от своей основной нации, то он считается врагом даже ей.

Распознавание врага происходит с учетом отношений самих стран и наград за голову от их имени.

Быстрый переход в городах враждебной нации для героя не работает.

Торговля

Перечень товаров для торговли довольно велик. Это дает большую свободу в торговле для героя.

Что-то на островах и материке является экспортируемым товаром и цены на него низкие, что-то - импортируемым, и спрос велик, как и цена высока. А что-то и вовсе запрещено к официальной продаже, и контролируется лично губернатором.

Можно делать деньги на разнице цен, покупая дешево, продавая дорого. Более выгодно продавать дороже, но этот скользкий путь лежит через контрабанду. И уж совсем выгодными сделки становятся только тогда, когда товар вообще не покупается, а берется «за так», «безвозмездно» у купцов в море методом прямого грабежа и пиратства.


Товары и цены

На форме «F2/Торговля» показаны прайс-листы, собираемые героем во время посещения магазинов или полученные у купцов в море. Это состояние запасов магазина на определенную дату. Список ведется по городам в таблице: количество товара, цена продажи, цена покупки, тип (импорт, экспорт или контрабанда). Со временем информация устаревает, так как товарооборот в игре живет своей жизнью. Но основные выводы для успешной торговли сделать можно.

В начале игры список пустой, по мере получения информации (посещения магазинов) он будет заполняться.

Совет: Не упускайте возможность узнать цены на товары от купцов в море или в таверне из слухов.

Ценообразование в магазинах работает на спросе-предложении: если количество экспортируемого товара постоянно мало (все скупается большими партиями), то цены на него будут расти. И наоборот, импортируемый товар, который все время продается и создает в магазине «затаривание», приводит к падению цен. Ситуация со временем выравнивается к изначальному состоянию.

Важно: Разграбление города приводит к резкому уменьшению запасов в магазине, а значит, постепенному росту цен.


Продажа контрабанды

Ряд товаров в городах запрещен в свободном хождении, это связано с текущей политической ситуацией и повышенными налоговыми сборами. Такой товар продать в магазин официально нельзя. Купить можно, но цена будет заоблачная.

Поэтому страждущие быстрой наживы купцы не гнушаются контрабандных сделок. Цены там выгодные, но и патруль может нагрянуть. Договариваться о сделке нужно с контрабандистом в таверне, а далее в безлюдной бухте сгрузить всю партию.

Патруль может нагрянуть как на берегу, так и поджидать в море на выходе из бухты.

Экипировка и предметы

В этом интерфейсе игрок может посмотреть предметы, переносимые героем и его пассажирами, выбрать новую саблю или надеть кирасу на персонажа, изучить карту клада или схему острова.

Предметы, которые находятся в сундуках каюты корабля героя, можно просмотреть только в самой каюте через интерфейс обыска сундуков. На форме «F2/Предметы» показаны вещи, которые герой носит с собой постоянно.

Экипировка героя

Герой может носить четыре предмета: саблю, пистолет, подзорную трубу и кирасу. Для экипировки предмета нужно выбрать его в списке и нажать кнопку «Взять». Офицеры выбирают свою экипировку сами автоматически при обмене предметами или покупке в магазине.


Предметы с эффектом в умения, например, +10 Авторитет, работают, если находятся в кармане героя или офицера. Исключением являются предметы одежды, которые нужно экипировать как кирасу, тогда эффект в умения от них будет работать. Также есть уникальный сборный артефакт «три черепа», эффект появится только тогда, когда собраны все три черепа вместе, то есть они все три находятся в предметах одновременно.

Просмотр карт

Для просмотра карты-схемы нужно выбрать ее в списке и нажать кнопку «Взять». Откроется дополнительное окно с картой. Карты продаются у торговцев предметами в городе.

Карты кладов

Карты кладов просматриваются так же, как и обычные карты, но вместо схемы будет описание, которое по карте составил герой с указанием, где именно спрятаны сокровища. Карту клада можно приобрести в таверне, если там окажется продавец. Карта может оказаться и подделкой. Также клад от времени может превратиться в рухлядь.

Карты кладов могут состоять из нескольких частей. Для получения информации, где именно искать, нужно иметь две части карты. Части карты можно найти в сундуках с кладами. Карта автоматически склеится из частей, если нажать кнопку «Взять» по любой из частей карты.

Если клад находится в подземелье, то открытие сундука может привести к появлению скелетов пиратов, которые были убиты злодеем, прятавшим свои сокровища.

Сегодня мы поговорим об игре с потрясающей историей. Созданная командой фанатов Black Mark Studio, она заинтересовала официального дистрибьютора этой серии игр. Так в свет вышла полноценная версия продолжения эпопеи - «Корсары: Каждому свое».

Множество пасхалок, обновленная система улучшения флотилии. Также появилась возможность создания главным героем вещей и боеприпасов. Кроме этого, мир стал более открытым, а сюжет - менее линейным.

Начало, или Где взять миллион

В этой игре вы выступаете в роли французского аристократа Шарля де Мора. Отец попросил вас отыскать пропавшего сына, вашего брата, в Карибском бассейне.
Итак, после того, как вы сошли с корабля в Сен Пьере, на Мартинике, в ваше распоряжение поступают два варианта дальнейшего развития сюжета. В разнообразии и есть прелесть игры «Корсары: Каждому свое». Квесты можно сделать множеством способов.

Первый - вы идете к властям. Для новичка он более правильный, но здесь есть некоторые хитрости. Вещи необходимо будет спрятать, а оружие заменить гарпуном. Заначку можно сделать в ящике, который стоит справа от ворот форта.

Зачем такой поворот? Очень просто - далее вас арестуют и отберут все вещи. В тюрьму придет сам генерал-губернатор острова с предложением. Он вас освобождает, а вы рассчитываетесь за долги брата. Сумма внушительная, миллион песо, как-никак. Тут бы пригодилась помощь, однако в игре «Корсары: Каждому свое» читы малораспространены.

Согласившись, вы идете к интенданту, который выдаст базовый комплект доспехов и оружия. Если в начале вещи вы спрятали в сундук, дальнейшее развитие будет легче. Просто идем к брату в темницу.

Второй путь развития сюжета подойдет более опытным людям, знакомым с игрой «Корсары 2: Каждому свое».

Здесь мы, почувствовав свободу и раздолье пиратской жизни, сторонимся властей, а разбираемся сами. Необходимо будет пробежаться по городу, пообщаться с жителями. Нас интересует судьба брата. В процессе от одного человека вы узнаете об аббате. Далее путь лежит в церковь. Бенуа через знакомого поможет вам пройти к брату в темницу.

Узнаем про - о, Боже! - долг в миллион песо, получаем первое задание. Учтите, оно на время. Суть такая. Мишель внес задаток за корабль, но должен еще 17 тысяч песо. Необходимо найти эту сумму за три дня, иначе достанется развалюха.
Где же взять деньги? Давайте разберемся.

Девушка по вызову

Для этого квеста необходимо будет найти одного сеньора. Он обычно слоняется на площади возле церкви. Ищите по светлому камзолу и шляпе. Прохождение «Корсары: Каждому свое» открытое и нелинейное. Поэтому имя генерируется разное.

Суть в чем. Необходимо сходить в бордель и договориться с его владелицей о девушке Лютисс Монтань. Ее необходимо привести к этому аристократу после одиннадцати часов вечера. На все расходы он дает 6 тысяч, ваш заработок - сэкономленная сумма.
Секрет в том, что перед взятием квеста нужно сохраниться. При получении задания случайным образом генерируется стоимость девочки на ночь. Она может быть от 2500 до 5 000 песо. Загружаемся, пока не получим минимальную цифру.

При разговоре с хозяйкой выбирайте вариант, где говорится о неопытности девушки. Забрать ее можно будет с 23.00 до 00.00. За час будет легко справиться и провести ее к аристократу.

А пока есть некоторое время, заработаем еще деньжат. Помните - в игре «Корсары: Каждому свое» карта острова - незаменимый помощник при прохождении квестов. Не забывайте время от времени заглядывать в нее.

Работник склада

Возле борделя находится магазин. Наш путь лежит туда. Там хозяин пожалуется на судьбу и расскажет о сбежавшем работнике. Соглашаемся его найти. В награду обещают одну тысячу песо. И это только за его обнаружение. Согласно ориентировке, он находится где-то за стенами города.

Путь наш лежит в пиратское поселение Лё Франсуа. По дороге, кстати, выполним еще два задания. О них написано ниже.

Итак, работник находится в таверне или возле нее. После разговора с ним понимаем, что владелец магазина скряга, и Гралам никогда к нему не вернется.

Что поделаешь. Возвращаемся с плохой вестью. Торговец расстраивается, однако вознаграждение дает. И, кроме того, обещает еще, если поможем нанять нового работника. Чем квалификация будет выше, тем больше ваш заработок. Не дает игра расслабляться. Что поделаешь - «Корсары: Каждому свое»! Корабли скоро выкупать, помните? Так что поднатужимся.

Бежим в Лё Франсуа. Где искать работника? У тавернщика. Он, оказывается, малый отзывчивый. Всего за тысячу песо поможет с заданием, но нужно погулять часок.
Пока ждем, можно поиграть в кости, возможный выигрыш не помешает. Через оговоренное время возвращаемся в таверну и видим соискателей. И тут все становится просто великолепно. Кроме того, что владелец за помощь возьмет только 500 песо, работники вам еще и взятки предлагают!

Выбираем того, который дает мешочек с осколками янтаря. Драгоценности нам понадобятся позже, а в городе нам за него владелец магазина отвалит 5000 песо. Но это будет после собеседования. Время - деньги, поэтому бежим к начальнику управления порта. Он дает начало квесту «Каннибал».

Попутные задания

По дороге к пиратскому поселению можно будет подзаработать еще немного денег. Первым заданием будет «Дефицитный товар». Вы помните, где прятали вещи в начале игры? Возле этого сундука стоит городской стражник. Поговорите с ним. Оказывается, он тоже француз, как и вы. И его нежный желудок не выносит местного пойла. Вас попросят принести хорошего вина.

Вам кажется, что деньги зарабатываются сложно в игре «Корсары: Каждому свое», коды бы явно не помешали. Все не так! После этого квеста вы забудете эти мысли навсегда!

Доход от этого задания - одна тысяча песо. Время на выполнение - сутки. Легко и просто. Где взять алкоголь? Проверьте сундуки в форте. Если фортуна не на вашей стороне - у любого торговца бутылка стоит семьсот песо.

Относим после возвращения с Лё Франсуа. Ждать страж порядка будет на верхней площадке крепости, вечером. Но не тут-то было! Это не задание, а Клондайк! Ненасытные французы готовы купить еще 60 бутылок по 1000 песо. Что делать? Где вагон ограбить?

Без паники! Идем к любому торговцу и за тысячу монет покупаем информацию, что алкоголь есть в магазине. Сходив туда, натыкаемся на непонимание хозяина. Возвращаемся к кидале. А он требует еще 2000 за Нужно заплатить. С этим листком возвращаемся к продавцу. Теперь можно купить 60 бутылок по 500 песо за штуку. Но! Предложение единоразовое, поэтому освободите инвентарь!

Чистый заработок - 27 тысяч монет. А полученная в следующем сюжетном задании игры «Корсары: Каждому свое» карта сильно поможет в будущем.

В городе все квесты, доступные на данном уровне, взяты. Выходим за ворота. Но что это? На дороге лежит труп, и убегают местные аборигены. Пошарим по карманам убитого. 560 песо на расходы, всякая мелочь и серьги. Это украшение приберегите, оно нам понадобится позже, когда вернемся с Лё Франсуа.

Итак, с работягами в поселке разобрались (квест описан выше - «Работник склада»). Пора вспомнить и о находке. Идем сразу к генерал-губернатору. Можете, конечно, прицениться у торговцев, но там цена ниже. Де Пуанси даст за них «Дешевую карту островов». Такой подарок вам значительно облегчит прохождение. «Корсары: Каждому свое» - игра, которая рассчитана именно на заработок в духе пиратства.

Каннибалы

Тропики, голодающее местное население, холеные европейские аристократы… Оказывается, начальник порта ищет помощника своему знакомому. У Просперо украли дочь. Бедный отец большую часть имущества пустил на покупку мушкета и уже находится за стенами города. За деньгами, обещанными владельцем магазина, забежим потом, сейчас - спасать девушку!

Трюваля находим возле колодца. Из его рассказа понимаем, что похищения участились, и это орудуют индейцы-каннибалы. Пропитание добывают, так сказать.

В этом задании мы не только финансово обогатимся, но и наберем много опыта, если будет желание. Только если не прокачано фехтование, будет плохо. В игре «Корсары: Каждому свое» читы направлены именно на эту сферу.

Суть в чем. Отец вам расскажет, как нужно действовать. Если поступите так, квест завершите быстро. Если сами уничтожите всех индейцев, без его помощи, - получите много опыта.

В пещере находим дочь и еще одного заложника. Сопровождаем их в город и получаем награду. А это ни много ни мало - 8 тысяч песо, 35 дублонов и хороший амулетик.
В принципе, выполнен минимум игры «Корсары: Каждому свое». Корабли уже можно выкупить. Посчитайте, в кармане должно быть больше 17 тысяч. Однако нужны еще офицеры, команда, боеприпасы. К тому же, в запасе целые сутки.

Как провести ночь весело

Чем заниматься в таверне, дожидаясь утра? Не спать же!
На выбор есть несколько развлечений - азартные игры, дуэли, «развод» официантки. Но обо всем по порядку.

Итак, кости и карты. Здесь придется много сохраняться. Как выиграть? Просто. Всегда начинаем с максимальной ставки - 1000 монет. Торгуемся, пока соперник не согласится. Например, играем по 800 песо. Вы выигрываете. Лучше сохраниться. Если он выигрывает, а после начинает сливать вам свой банк, радуемся и зарабатываем.
Главное, не очень часто выигрывать, а то вас прозовут шулером и перестанут приглашать к столу.

Когда все окажутся на мели, можно еще заработать. Обвините кого-нибудь в мухляже. Или допейтесь до ссоры. Дуэли выигрываются легко, а с убитых падают хорошие вещи и немало золота, если повезет.

Третья забава связана с официанткой. С ней необходимо заигрывать, пока она не пригласит вас провести с ней время. Заказываем номер у владельца таверны и ждем. Вместо девицы появляется сообщник, горящий желанием ограбить нас. Убивается легко. Прелесть этого задания в том, что у официантки, видимо, много громил. А с каждого можно получить вещи и деньги. Без подобных шалостей будет скучным прохождение. «Корсары: Каждому свое» позволяет ощутить разгульную жизнь в полной мере.

Ром для бармена

Утро. Хозяин обогатился на вашей аренде номера «на часок», поэтому добрый. На вопрос о задании получаете предложение о переправке груза контрабандой.
Важно при получении задания запомнить пароль! Он нигде не запишется, а без него квест не выполнить. Их несколько вариантов, но самые распространенные: «бухта готова для высадки» или «старый Томас заждался пива». Повторимся: у вас может быть другой. Придется записать.

Итак, в семь часов вечера идем на пристань, садимся на баркас и быстро движемся вправо от пирса. Если ветер попутный, будет легче, если нет - идем зигзагами.
Место назначения - корабль «Привидение» возле пляжа Ламантен. Когда шлюпка с баркаса подойдет к нему, потребуется написать пароль в диалоговом окне. Вы же его запомнили?

Получаем контрабандный груз и быстро движемся к бухте Лё Франсуа. Там людям хозяина таверны передаете корабль с алкоголем, а сами пешочком идете к нему. Получаете 5000 песо, пару бутылок рома и в подарок.

Испанский инженер

Корабль мы выкупли. А команду где взять? Правильно, в таверне. После долгих расспросов и уговоров бармен дает наводку. Есть один матрос, списанный на берег.
Знакомимся, отвечаем на дотошный допрос. Он соглашается идти к вам, но только со всей своей командой. Неплохо! Сразу 40 матросов за 8 000 песо.

Но где же взять штурмана? Тавернщик не в курсе. Бежим в порт. Добрые люди говорят, что есть один. Сидит в тюрьме за долги.

Идем к ростовщику. Переплатить придется 11 000 песо. А может, есть другой вариант? Есть. Нужно освободить из плена его друга. Легко!

Халява - вот основа игры «Корсары: Каждому свое»! Квесты дополняются подарками. Перед знакомством с ростовщиком спрячьте свой пистолет. Он подарит вам новый, с патронами!

В половине двенадцатого ночи идем на пляж, отбиваем у пиратов испанца. Секрет в том, что первого встречного разбойника нужно убить первым, сразу после разговора. Остальных положить легко. Но и спасенный нападет на вас. Бьем его, пока не сдастся.
Теперь самое сложное. Ночью по городу шастают патрули, поэтому нужно не попасться. Сохраняемся перед городом.

После выполнения задания получаем а следовательно, и штурмана.
Закупаемся провиантом на корабль. Наберите побольше зарядов для пушек - картечи и книппелей. На выходе из бухты нападет

Избавиться от него легко. Спускаем все паруса. Сразу уничтожаем весь такелаж книппелями, а после максимум команды картечью. Берем на абордаж и грабим. Себе забрать его нельзя.

"Корсары: Каждому свое". "Голландский гамбит"

Вторая часть эпопеи связана с Вест-Индской компанией. Здесь придется осваивать весь архипелаг На этом этапе уже можно иметь несколько кораблей и чуть более прокачанную команду.

За время второй части вы посетите Гваделупу, Кубу, Маракайбо и прочие места. Совет такой. Часто будут попадаться задания на уничтожение пиратов, или они встретятся во время плавания. Атакуйте всегда несколько раз книппелями, а потом постоянно картечью. Затем берите на абордаж. Только такая тактика позволит вам постоянно побеждать и быстро богатеть.

Когда закончите сюжетную линию - награда вас обрадует. Потрясающий корабль и отличный опытный офицер. Далее будет последняя часть - «Корсары 3. Каждому свое».

Пиратская сага

Ура! Накопился миллион песо! Выкупаем брата. Но все не так просто. Генерал-губернатор денежки забрал, а пленника выпускать не хочет. Мол, нужно еще помочь ему стать во главе Ну и задачка! Идти против всех пиратов разом!
По сравнению с этим вторая часть игры «Корсары: Каждому свое» - "Голландский гамбит" - просто детская забава!

Но не все так плохо. Помощники найдутся и здесь. Тем более если знать секреты. Когда окажитесь в Картахене (желательно поднять найдите в городе пирата. У него очень хороший меч. Вы драться на дуэли уже научились?
Чтобы захватить Тортугу, понадобятся влиятельные связи. Далее путь лежит к Захарии, на Кубу. Он отправит нас искать картографа. Так начинается очередная ветка игры «Корсары: Каждому свое» - «Остров справедливости».

После задания «Тени прошлого» мы получим фламберг Моргана, равного которому нет на всех Карибах.

В конце линейки вы убьете Левассера, доложите о смене власти на Тортуге де Пуанси и освободите брата. В награду - фрегат с командой и каперский патент Франции.
Но это не конец игры «Корсары: Каждому свое»! Гамбит был разыгран на славу. Теперь мы мчимся защищать Сен-Пьер, бывшую тюрьму нашего брата. Ведь сейчас наш герой - французский офицер!

Хочется стать непобедимым сразу? Или легко выполнять все задания? Мы расскажем об уловках и багах.

Итак, в игре «Корсары: Каждому свое» коды распространены мало, но много «сырых» моментов.

Например, когда захватываешь корабль противника, его команду можете объединить со своей. Для этого зажмите кнопку «shift». Возможно, с первого раза не получится, но очередное судно наградит вас бесконечной командой. Самое время бомбить форты!
Кстати, об этом. Когда за плечами все прохождение, «Корсары: Каждому свое» не закончились. Все только начинается. Никаких квестов. Полная свобода. Набираем по тавернам офицеров с прокачанными пистолетами и фехтованием, а затем через кнопку F2 ставим их в свой отряд. И среди пиратов вам не будет равных!