Краткая биография гомера. Гомер - легендарный древнегреческий поэт-сказитель

Гомер (др.-греч. Ὅμηρος, VIII век до н. э.). Легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссеи». Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов - отрывки из Гомера.

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.

Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, - приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него, другие древние источники говорят, что он жил во времена Троянской войны.

Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной в античной традиции спорили семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Как сообщают и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка.

Существует предположение, что его диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера.

Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов его жизни, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично.

Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э., а по мнению многих исследователей, и значительно раньше. Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьей на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. При этом симпатии аудитории были на стороне Гомера.

Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны» (VII-V вв. до н. э., считаются наряду с Гомером древнейшими образцами греческой поэзии), комическая поэма «Маргит» и др.

Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э., когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» () или «слепец» (Эфор Кимский), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение "слагатель" или "аккомпаниатор" ...Данное слово в своей ионийской форме Ομηρος - практически наверняка реальное личное имя».

Легенды Античного времени утверждали, что Гомер создал свой эпос на основе поэм поэтессы Фантасии времён Троянской войны.

До конца XVIII века в европейской науке господствовало мнение, что автором «Илиады» и «Одиссеи» является Гомер, и что они сохранились примерно в том виде, в котором были им созданы (впрочем, уже аббат д’Обиньяк в 1664 году в своих «Conjectures académiques» утверждал, что «Илиада» и «Одиссея» представляют собой ряд самостоятельных песен, собранных воедино Ликургом в Спарте VIII века до н. э.).

Однако в 1788 году Ж. Б. Вилуазон опубликовал схолии к «Илиаде» из кодекса Venetus A, которые по своему объёму значительно превосходили саму поэму и содержали сотни вариантов, принадлежащих античным филологам (преимущественно, Зенодоту, и Аристарху). После этой публикации стало ясно, что александрийские филологи считали сомнительными или даже неподлинными сотни строк гомеровских поэм; они не вычеркивали их из рукописей, но помечали специальным знаком. Чтение схолиев также приводило к выводу, что имеющийся у нас текст Гомера относится к эллинистическому времени, а не к предполагаемому периоду жизни поэта. Отталкиваясь от этих фактов и других соображений (он полагал, что гомеровская эпоха была бесписьменной, и посему поэту было не под силу сочинить поэму такой длины), Фридрих Август Вольф в книге «Пролегомены к Гомеру» выдвинул гипотезу, что обе поэмы очень существенно, радикально изменялись в процессе бытования. Таким образом, согласно Вольфу, невозможно говорить, что «Илиада» и «Одиссея» принадлежат какому-то одному автору.

Формирование текста «Илиады» (в её более или менее современном виде) Вольф относит к VI веку до н. э. Действительно, согласно сообщению ряда античных авторов (в том числе Цицерона), поэмы Гомера были впервые собраны воедино и записаны по указанию афинского тирана Писистрата или его сына Гиппарха. Эта так называемая «писистратова редакция» была нужна, чтобы упорядочить исполнение «Илиады» и «Одиссеи» на Панафинеях. В пользу аналитического подхода свидетельствовали противоречия в текстах поэм, наличие в них разновременных слоёв, пространные отступления от основного сюжета.

О том, как именно сформировались поэмы Гомера, аналитики высказывали различные предположения. Карл Лахманн полагал, что «Илиада» была создана из нескольких песен небольшого размера (так называемая «теория малых песен»). Готфрид Германн, напротив, полагал, что каждая поэма возникли путем постепенного расширения небольшой песни, к которой добавлялся все новый материал (так называемая «теория первоначального ядра»).

Оппоненты Вольфа (так называемые «унитарии») выдвигали ряд контраргументов. Во-первых, подвергалась сомнению версия о «писистратовой редакции», так как все сообщения о ней достаточно поздние. Эта легенда могла появиться в эллинистические времена по аналогии с деятельностью тогдашних монархов, которые заботились о приобретении различных рукописей (см. Александрийская библиотека). Во-вторых, противоречия и отступления не свидетельствуют о множественном авторстве, так как неизбежно встречаются в больших произведениях. «Унитарии» доказывали единство автора каждой из поэм, подчеркивая целостность замысла, красоту и симметрию композиции в «Илиаде» и «Одиссее».

Гомер - один из древнейших поэтов античности, является автором всемирно известных эпических произведений, в числе которых «Одиссея» и «Илиада». Он жил в VIII - VII веках до нашей эры. По мнению Геродота, писатель создавал свои шедевры в девятом веке.

Некоторые хронографы утверждают, что Гомер был современником Троянской войны, и умер он ещё в XII веке до нашей эры. Исследования доказывают, что более половины найденных папирусов вышли из-под его пера. О жизненном пути и личности творца известно немногое.

Мифы и факты из жизни поэта

Среди учёных до сих пор ведутся споры о дате и месте рождения Гомера. Большинство из них считает, что годы жизни поэта пришлись на восьмой век до нашей эры. Если говорить о месте, где проживал автор эпических поэм, чаще всего называют семь городов, каждый из которых расположен на территории страны Ионии.

Среди них Родос, Смирна, Афины, Колофон, Аргос, Саламин и Хион. Его наиболее известные эпические поэмы были написаны на малоазийском побережье Греции. Есть вероятность, что это происходило на одном из островов, которые прилегали к этой стране.

Греки активно распространяют предание о том, что поэт родился именно в Смирне возле реки Мелеса. Его мать называют Крифеидой. Согласно рассказам, написанным в тот период времени, учёный мужчина Фемий влюбился в мать Гомера, после чего он взял сына к себе в ученики. Юноша быстро обучался, и скоро смог превзойти своего учителя. После смерти Фемия школа перешла во владение поэта. Люди со всей страны приезжали к нему ради мудрой беседы. Среди них был и моряк Ментес, который уговорил Гомера отправиться с ним в путешествие, закрыв школу.

В преданиях сообщается, что юный творец был весьма любознательным, поэтому он тщательно изучал культуру каждого посещаемого места. Он замечал любые мелочи, а потом постепенно начал описывать увиденные события. Греки утверждают, что писатель ослеп после посещения Итаки. Некоторые источники заявляют, что это была лишь временная слепота, и зрение быстро восстановилось. Другие же склоняются к тому, что Гомер до конца дней остался слепцом. Именно на этот период пришёлся рассвет его творчества.

Гомер много путешествовал, помогал людям, даже занимался воспитанием детей одного богатого господина. В зрелом возрасте он поселился в городе Хиос, где основал школу. Местные жители всячески оказывали ему уважение, поэтому писатель мог в комфорте обучать их детей. Через некоторое время он женился, в браке у семьи появилось двое сыновей и дочь.

Некоторые факты исследователи почерпнули из древних манускриптов и картин, изображавших писателя. Так, на большинстве скульптур он был показан слепым. В тот период представителей литературных профессий было принято изображать лишёнными зрения, поэтому невозможно доказать, правдивы ли эти сведения. Греки считали, что существует некая связь между писательским талантом и отсутствием возможности видеть. Более того, один из действующих персонажей «Илиады» также имел проблемы со зрением. Именно поэтому литературоведы склоняются к выводу, что эта особенность была всего лишь реконструкцией.

Чтобы сделать выводы о происхождении автора, учёные детально изучили язык его произведений. Но даже диалектические особенности языка не помогли приблизиться к истине, поскольку в них сочеталось слишком много слов из ионийского и эолийского диалектов. Такую комбинацию называют особым поэтическим койнэ, сформированным ещё задолго до рождения творца. Значение имени Гомера традиционно расшифровывают как «слепец» и «заложник».

Также известно о своеобразном поэтическом поединке, в котором участвовали Гомер и Гесиод. Они читали свои произведения перед публикой одного из островов. Судьёй этого боя был назначен царь Панед. Гомер проиграл состязание, поскольку в его поэзии было слишком много призывов к войне и битвам. В отличие от него, Гесиод выступал за мир, поэтому активно пропагандировал земледелие и упорный труд во благо. Тем не менее, посетители острова были более благосклонны к проигравшему поэту.

Известно, что смерть настигла Гомера на острове архипелага Киклады. Он был весьма опечален, не смотрел под ноги, вследствие чего споткнулся о камень. Некоторые источники заявляют, что поэт умер от горя, ведь незадолго до столкновения он не смог разгадать загадку местных рыбаков. Другие исследователи склоняются к тому, что Гомер был болен.

Творчество Гомера

Как уже упоминалось выше, Гомер был автором нашумевших эпических поэм, таких как «Илиада» и «Одиссея». Кроме того, ему нередко приписывали другие произведения, которые увидели свет значительно позже. Среди них комическая поэма под названием «Маргит», цикл «Киприи», «Гомеровские гимны» и другие сочинения.

Представители Александрийской библиотеки провели колоссальную работу для установления авторства каждого произведения. Они изучали рукописи, сравнивали язык и сюжетную линию, которой придерживались авторы поэм. В результате даже на сегодняшний день между учёными проводятся споры о том, какие тексты принадлежат Гомеру, а какие были приписаны ему незаслуженно.

Филологи признают, что именно этот поэт стал первым в своём роде. Их поражает единство действия, оригинальный замысел и стиль рассказа. По словам исследователей, в поэмах отражается техника народных певцов. Как и они, Гомер создавал устойчивые словосочетания, из которых потом с лёгкостью можно было создать песни большого размера.

Гомеровский вопрос

Все дискуссии, связанные с двумя эпическими поэмами, принято называть гомеровским вопросом. Действительно, было немало сомнительных фактов в истории исследования этих произведений. Ещё во времена античности некоторые люди заявляли, что сюжет для поэм Гомер позаимствовал у поэтессы Фантасии, проживавшей во времена Троянской войны.

Длительное время европейские искусствоведы придерживались точки зрения о несомненном авторстве поэта. Также принимался как данность тот факт, что «Илиада» и «Одиссея» были изданы с минимальным количеством исправлений. Но в конце XVII века филологи обнаружили другие варианты песен «Илиады». Это поставило под сомнение не только авторство Гомера, а и целостность произведения. Некоторые исследователи утверждали, что каждая песня была обособленной от других, другие же выступали за единство мысли автора.

Поскольку эпические поэмы претерпели множество вариантов редакции, литературоведы считают нецелесообразным приписывать авторство кому-то одному. В текстах были обнаружены несоответствия временно-пространственных рамок, отступления от сюжета и противоречия. Именно поэтому аналитики пришли к выводу, что поэма постоянно расширялась, а участвовал в этом процессе далеко не один человек.

Существуют и оппоненты аналитиков, так называемые унитарии. Они выступают за то, что Гомер был единственным автором двух поэм. Все доводы своих противников они опровергают идеей о том, что в каждом большом произведении неизбежно встречаются ошибки и противоречия. Акцент унитарии делают на целостности замысла, симметричности и красоте композиции обеих поэм.

Переводы поэта

Отдельно следует упомянуть язык эпических поэм. Гомер предпочитал использовать словосочетания, которые не фигурировали в живой речи. Там было много диалектизмов, а метрически поэт оформлял свои тексты в таком размере, как гекзаметр. Каждая песня состояла из шести стоп, где умеренно чередовались короткие и длинные слоги. Именно поэтому адекватный перевод «Илиады» и «Одиссеи» требовал титанических усилий и таланта.

Первые переводы увидели мир ещё до нашей эры. В третьем веке римский поэт создал версию «Одиссеи» на латыни. Дети из Греции обучались читать, используя для этого творчество Гомера. В XV веке появился перевод на итальянский, через три столетия после этого эпические поэмы постепенно начали переводить на английский, русский и немецкий. Михаил Ломоносов впервые использовал во время перевода сложнейший александрийский стих. После него появился частичный перевод Кострова в размере ямб, далее стало известно о некоторых прозаических версиях. В. Жуковский и Н. Гнедич по праву считаются непревзойдёнными переводчиками Гомера в России.

Гомер — легендарный древнегреческий эпический поэт, которому приписывается авторство поэм «Илиада», «Одиссея» и других произведений (в частности, собрания из 33 так называемых гомеровских гимнов — гимнов богам).

Никаких достоверных сведений о личности и времени жизни Гомера нет. По преданию, семь городов оспаривали право называться его родиной, в том числе и Смирна (современный город Измир в Турции), чьи притязания на это представляются ученым наиболее оправданными. Считается, что Гомер жил предположительно в VIII веке до н. э. Он изображался слепым странствующим певцом-аэдом (аэды — поэты и певцы, аккомпанировавшие себе на четырехструнной лире; по социальному положению приравнивались к прорицателям, врачам и архитекторам, то есть были выше, чем скульпторы и художники).

До сих пор дискутируется так называемый гомеровский вопрос — вопрос об авторстве «Илиады» и «Одиссеи», а также о том, какая часть этих произведений представляет собой собственно литературное творчество, а какая часть — фольклор. Одни исследователи (в их числе и крупнейший немецкий филолог-классик Фридрих Август Вольф, положивший начало гомеровскому вопросу в своей работе 1795 года « Prolegomena ad Homerum » — «Пролегомены к Гомеру») говорят, что «Илиада» и «Одиссея» были написаны в разное время и состоят из отдельных эпических песен, а посему не могут принадлежать одному автору. Другие исследователи, среди которых и классик немецкой литературы XVIII века Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер, утверждают обратное. Согласно современным исследованиям, Гомер является автором «Илиады», а вот «Одиссея» принадлежит, по-видимому, перу одного из его учеников (?), обработавших поэму позднее.

Сегодня бесспорно одно: и «Илиада» и «Одиссея» — выдающиеся произведения античности, вот уже 3000 лет доставляющие наслаждение читателям всего мира.

«Илиада» была создана, по-видимому, в IX—VIII веках до н. э. Поэма, состоящая из 24 книг, написана на основе предания о Троянской войне и названа по имени греческого города Илион (Троя). Главный ее герой — Ахилл — выступает в роли мстителя за смерть своего друга Патрокла. Картины сражений в поэме чередуются с картинами мирной жизни в осажденной греками Трое и со сценами спора богов на Олимпе: «Одни помогали грекам, другие — троянцам, и лишь всемогущий Зевс судил всех». На русский язык «Илиаду» блестяще перевел поэт XIX века Николай Иванович Гнедич.

Состоящая из 24 книг «Одиссея» повествует о 10-летних странствиях одноименного героя и о его верной жене Пенелопе. Много испытаний выпало на долю Одиссея, но всюду, куда бы ни забрасывала его судьба, и в частности на острове Огигия, где «царствовала Калипсо, светлокудрая, сладкоречивая нимфа, дочь титана Атланта», он «мечтал о том дне, когда вернется он на Итаку и встретится со своим престарелым отцом Лаэртом, верной женой Пенелопой и милым сыном». В конце концов Одиссей возвращается домой неузнанным, сын Телемах помогает ему при избиении женихов Пенелопы. Вскоре обнял Одиссей «свою верную супругу, и заплакали они слезами счастья». Все последующее царствование «мудрого Одиссея принесло Итаке и ее народу счастье и благоденствие». Классический русский перевод этой поэмы принадлежит поэту XIX века Василию Андреевичу Жуковскому.

Гомер – древнегреческий поэт - сказитель, собиратель легенд, автор древних литературных произведений «Илиада» и «Одиссея».

Точными данными о дате рождения сказителя историки не располагают. Остается загадкой и место рождения поэта. Историки считают, что наиболее вероятный период жизни Гомера – X-VIII века до нашей эры. Местом возможной родины поэта считают один из шести городов: Афины, Родос, Хиос, Саламин, Смирна, Аргос.

Еще более дюжины других населенных пунктов Древней Греции упоминались разными авторами в разное время, в связи с появлением на свет Гомера. Чаще всего сказителя считают уроженцем Смирны. Произведения Гомера обращены к древней истории мира, в них нет упоминаний о современниках, что усложняет датирование периода жизни автора. Существует легенда, что Гомер сам не знал места своего рождения. От Оракула сказитель узнал, что остров Иос был родиной его матери.

Биографические данные о жизни сказителя, представленные в средневековых трудах, вызывают у историков сомнения. В работах о жизни поэта упоминается, что Гомер – имя, которое поэт получил из-за своей приобретенной слепоты. В переводе оно может означать «незрячий» или «ведомый». При рождении мать нарекла его Мелезигеном, что означает «рожденный у реки Мелеса». По одной из легенд, Гомер ослеп, когда увидел меч Ахиллеса. В утешение богиня Фетида наделила его даром песнопения.

Есть версия о том, что поэт был не «ведомым», а «ведущим». Гомером нарекли его не после того как сказитель ослеп, а наоборот – прозрел и стал говорить мудро. По мнению большинства античных биографов, Мелезиген был рожден женщиной по имени Крифеида.


Сказитель выступал на пиршествах знатных людей, на городских собраниях, на рынках. Согласно мнению историков, Древняя Греция во времена жизни Гомера переживала свой расцвет. Поэт декламировал отдельные части из своих произведений, путешествуя от города к городу. Он пользовался почтением, имел ночлег, еду и не был грязным странником, которым иногда его изображают биографы.

Существует версия, что «Одиссея», «Илиада» и «Гомеровские гимны» - это творчество разных авторов, а Гомер был только исполнителем. Историками рассматривается версия, что поэт принадлежал к семейству певцов. В Древней Греции ремесленные и другие профессии часто передавались из поколения в поколение. В таком случае любой член семьи мог выступать под именем Гомера. Из поколения в поколение истории и манера исполнения передавались от родственника к родственнику. Данный факт объяснил бы и разный период создания поэм, и прояснил бы вопрос с датами жизни сказителя.

Становление поэта

Одна из наиболее подробных историй о становлении Гомера в качестве поэта принадлежит перу Геродота Галикарнасского, которого Цицерон назвал «отцом истории». По версии античного историка, поэт был при рождении назван Мелезигеном. Он жил вместе с матерью в Смирне, где стал учеником владельца школы Фемия. Мелезиген был очень умен и хорошо постигал науки.

Учитель умер, оставив своему лучшему воспитаннику школу. Поработав некоторое время наставником, Мелезиген решил углубить свои знания о мире. Помочь ему вызвался человек по имени Ментес, который был родом с острова Лефкада. Мелезиген закрыл школу и отправился на корабле знакомого в морское путешествие, чтобы увидеть новые города и страны.


Поэт Гомер

Во время странствия бывший учитель собирал истории, легенды, расспрашивал об обычаях местных народов. Прибыв в Итаку, Мелезиген почувствовал недомогание. Ментес оставил спутника под присмотром надежного человека и поплыл на родину. В дальнейшее странствие Мелезиген отправился пешком. По дороге он декламировал истории, собранные им за время странствия.

По версии Геродота Галикарнасского, окончательно ослеп сказитель в городе Колофон. Там он и взял себе новое имя. Современные исследователи склонны подвергать сомнению историю, рассказанную Геродотом, как и сочинения других античных авторов о жизни Гомера.

Гомеровский вопрос

В 1795 году Фридрих Август Вольф в предисловии к изданию текста поэм древнегреческого сказителя выдвинул теорию, которая получила название «Гомеровский вопрос». Основной смысл мнения ученого заключался в том, что поэзия во времена Гомера была устным искусством. Слепой странствующий сказитель не мог быть автором сложного художественного произведения.


Бюсты Гомера

Гомер сочинял песни, гимны, музыкальные эпосы, которые легли в основу «Илиады» и «Одиссеи». По мнению Вольфа, законченный вид поэмы получили, благодаря другим авторам. С тех пор ученые, занимающиеся творчеством Гомера, разделились на два лагеря: «аналитики» поддерживают теорию Вольфа, а «унитарии» придерживаются мнения о строгом единстве эпоса.

Слепота

Некоторые исследователи творчества Гомера говорят о том, что поэт был зрячим. В пользу отсутствия у сказителя недуга говорит тот факт, что философы и мыслители считались в Древней Греции людьми, лишенными обычного зрения, но имеющими дар смотреть в суть вещей. Слепота могла быть синонимом мудрости. Гомер считался одним из создателей всеобъемлющей картины мира, автором родословной богов. Мудрость его была для всех очевидной.


Слепой Гомер с проводником. Художник Вильям Бугро

Античные биографы вывели в своих произведениях точный портрет Гомера-слепца, но сочиняли они свои труды уже через много столетий после смерти поэта. Так как достоверных данных о жизни поэта не сохранилось, то трактовка античных биографов могла быть не совсем правильной. В пользу этой версии говорит факт наличия во всех биографиях вымышленных событий с участием мифических персонажей.

Произведения

Сохранившиеся древние свидетельства дают представление о том, что в эпоху античности сочинения Гомера считались источником мудрости. Поэмы давали знания относительно всех сфер жизни – от общечеловеческой морали до основ военного искусства.

Плутарх писал, что великий полководец всегда хранил при себе копию «Илиады». Греческих детей учили читать по «Одиссее», а некоторые отрывки из произведений Гомера философы-пифагорейцы прописывали, как средство для исправления души.


Иллюстрация к "Илиаде"

Гомера считают автором не только «Илиады» и «Одиссеи». Сказитель мог быть создателем комической поэмы «Маргит» и «Гомеровских гимнов». Среди других произведений, приписываемых древнегреческому сказителю, есть цикл текстов о возвращении героев Троянской войны в Грецию: «Киприи», «Взятие Илиона», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Возвращения». Поэмы Гомера отличает особый язык, который не имел аналога в разговорной речи. Манера повествования делала сказания запоминающимися и интересными.

Смерть

Существует легенда, которая описывает смерть Гомера. В старости отправился слепой сказитель на остров Иос. Путешествуя, Гомер встретил двух юных рыбаков, которые загадали ему загадку: «У нас есть то, что мы не ловили, а что мы поймали, мы выкинули». Поэт размышлял над решением головоломки долго, но так и не смог найти нужного ответа. Мальчишки ловили вшей, а не рыбу. Гомер был так раздосадован тем, что не смог разгадать загадку, что поскользнулся и ударился головой.


Старец Гомер в лавровом венке. Картина из музея Генри Уолтерса

По другой версии, сказитель покончил с собой, так как смерть была для него не так страшна, как потеря остроты ума.

  • Существует около десятка биографий сказителя, дошедшие до нашего времени из античности, но все они содержат сказочные элементы и упоминания об участии древнегреческих богов в событиях жизни Гомера.
  • Поэт распространял свои произведения за пределами Древней Греции при помощи учеников. Их называли Гомеридами. Они странствовали по разным городам, исполняя на площадях произведения своего учителя.

  • Творчество Гомера было очень популярно в Древней Греции. Около половины всех найденных папирусных древнегреческих свитков являются отрывками из разных произведений поэта.
  • Сочинения сказителя передавалось в устной форме. Поэмы, которые мы знаем сегодня, были собраны и структурированы в целостные произведения из разрозненных песен армией поэтов афинского тирана Писистрата. Некоторые части текстов были отредактированы с учетом пожеланий заказчика.

Гомер. Барельеф на Лувре
  • Советский прозаик в 1915 году написал стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», в котором взывал к сказителю и героям поэмы «Илиада».
  • До середины семидесятых годов двадцатого века события, описанные в поэмах Гомера, считались чистым вымыслом. Но археологическая экспедиция Генриха Шлимана, нашедшего Трою, доказала, что творчество древнегреческого поэта основано на реальных событиях. После такой находки почитатели Платона укрепились в надежде, что однажды археологи найдут и Атлантиду.

ГОМЕР (лат. Homer, греч. Омирос), древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Вероятно он был родом из Смирны (Малая Азия), либо с острова Хиос. Можно предположить что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э.

Гомеру приписывают авторство двух величайших произведений древнегреческой литературы - поэм "Илиада " и "Одиссея ". В античные времена Гомер признавался автором и других произведений: поэмы "Батрахомахия" и сборника "гомеровских гимнов". Современная наука закрепляет за Гомером только "Илиаду" и "Одиссею", причем существует мнение, что эти поэмы созданы разными поэтами и в различное историческое время. Еще в античные времена встал "гомеровский вопрос", который ныне понимается как совокупность проблем, связанных с происхождением и развитием древнегреческого эпоса, в том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества.

Время создания поэм. История текста

Биографические сведения о Гомере, приводимые античными авторами, противоречивы и малоправдоподобны. "Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины" - говорится в одной греческой эпиграмме (на самом деле список этих городов был более обширен). Относительно времени жизни Гомера античные ученые приводили различные даты, начиная с 12 в. до н. э. (после Троянской войны) и кончая 7 в. до н. э.; широко бытовала легенда о поэтическом состязании между Гомером и Гесиодом. Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 в. до н. э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне. Существуют поздние античные свидетельства об окончательной редакции их текстов при афинском тиране Писистрате в середине 6 в. до н. э., когда их исполнение было включено в празднества Великих Панафиней.

В древности Гомеру приписывали комические поэмы "Маргит" и "Война мышей и лягушек", цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в Грецию: "Киприи", "Эфиопида", "Малая Илиада", "Взятие Илиона", "Возвращения" (т. н. "киклические поэмы", сохранились лишь небольшие фрагменты). Под названием "Гомеровские гимны" существовало собрание из 33 гимнов богам. Огромную работу по собиранию и уточнению рукописей поэм Гомера проделали в эпоху эллинизма филологи Александрийской библиотеки Аристарх Самофракийский, Зенодот из Эфеса, Аристофан из Византия (они же разделили каждую поэму на 24 песни по числу букв греческого алфавита). Стало нарицательным имя софиста Зоила (4 в. до н. э.), прозванного за критические высказывания "бичом Гомера". Ксенон и Гелланик, т. н. "разделяющие", высказали мысль о возможной принадлежности Гомеру только одной "Илиады"; они, однако, не сомневались ни в реальности Гомера, ни в том, что каждая из поэм имеет своего автора.

Гомеровский вопрос

Вопрос об авторстве "Илиады" и "Одиссеи" был поставлен в 1795 немецким ученым Ф. А. Вольфом в предисловии к изданию греческого текста поэм. Вольф считал невозможным создание большого эпоса в бесписьменный период, полагая, что созданные различными аэдами сказания были записаны в Афинах при Писистрате. Ученые разделились на "аналитиков", последователей теории Вольфа (немецкие ученые К. Лахман, А. Кирхгоф с его теорией "малых эпосов"; Г. Герман и английский историк Дж. Грот с их "теорией основного ядра", в России ее разделял Ф. Ф. Зелинский), и "унитариев", сторонников строгого единства эпоса (переводчик Гомера И. Г. Фосс и филолог Г. В. Нич, Ф. Шиллер, И. В. Гете, Гегель в Германии, Н. И. Гнедич, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин в России).

Гомеровские поэмы и эпос

В 19 в. "Илиада" и "Одиссея" сравнивались с былинами славян, скальдической поэзией, финским и германским эпосом. В 1930-х гг. американский филолог-классик Мильман Пэрри, сопоставляя поэмы Гомера с живой эпической традицией, еще существовавшей в то время у народов Югославии, обнаружил в гомеровских поэмах отражение поэтической техники народных певцов-аэдов. Созданные ими поэтические формулы из устойчивых сочетаний и эпитетов ("быстроногий" Ахиллес, "пастырь народов" Агамемнон, "многоумный" Одиссей, "сладкоречивый" Нестор) давали возможность сказителю "импровизируя" исполнять эпические песни, состоявшие из многих тысяч стихов.

"Илиада" и "Одиссея" всецело принадлежат многовековой эпической традиции, но из этого не следует, что устное творчество анонимно. "До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много" (Аристотель). Главное отличие "Илиады" и "Одиссеи" от всех остальных эпических произведений Аристотель усматривал в том, что Гомер не развертывает свое повествование постепенно, а строит его вокруг одного события, - в основе поэм лежит драматическое единство действия. Другая особенность, на которую также обратил внимание Аристотель: характер героя раскрывают не описания автора, а речи, произносимые самим героем.

Язык поэм

Язык гомеровских поэм - исключительно поэтический, "наддиалектный" - никогда не был тождествен живой разговорной речи. Он складывался из соединения эолийских (Беотия, Фессалия, остров Лесбос) и ионийских (Аттика, островная Греция, побережье Малой Азии) диалектных черт с сохранением архаического строя более ранних эпох. Метрически оформлял песни "Илиады" и "Одиссеи" уходящий корнями в индоевропейское эпическое творчество гекзаметр - стихотворный размер, в котором каждый стих состоит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов. Необычность поэтического языка эпоса подчеркивали вневременной характер событий и величие образов героического прошлого.

Гомер и археология

Сенсационные открытия Г. Шлимана в 1870-80-х гг. доказали, что Троя, Микены и ахейские цитадели не миф, а реальность. Современников Шлимана поразили буквальные соответствия ряда его находок в четвертой шахтовой гробнице в Микенах с описаниями Гомера. Впечатление было столь сильным, что эпоха Гомера надолго стала ассоциироваться с периодом расцвета Ахейской Греции в 14-13 вв. до н. э. В поэмах, однако, прослеживаются также многочисленные археологически засвидетельствованные черты культуры "героического века", как например, упоминание о железных орудиях и оружии или обычай кремации умерших.

Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии подтверждают выводы многих исследователей о том, что в своей окончательной редакции он сложился в 8 в. до н. э., причем древнейшей частью эпоса многие исследователи считают "Каталог кораблей" ("Илиада", 2-я песнь). Очевидно, поэмы созданы не одновременно: "Илиада" отражает представления о человеке "героического периода", "Одиссея" стоит как бы на рубеже иной эпохи - времени Великой греческой колонизации, когда расширялись границы освоенного греческой культурой мира.

Гомер в античности

Для человека эпохи античности поэмы Гомера были символом эллинского единства и героизма, источником мудрости и познания всех сторон жизни - от военного искусства до практической морали. Гомера наравне с Гесиодом считали создателем всеобъемлющей и упорядоченной мифологической картины мироздания: поэты "составили для эллинов родословные богов, снабдили имена богов эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия, начертали их образы" (Геродот). По мнению Страбона, Гомер был единственным из поэтов древности, кто знал почти все об ойкумене, о народах, ее населяющих, их происхождении, образе жизни и культуре. Данными Гомера как подлинными и заслуживающими доверия пользовались Фукидид, Павсаний, Плутарх. Отец трагедии Эсхил называл свои драмы "крохами от великих пиров Гомера".

Греческие дети учились читать по "Илиаде" и "Одиссее". Гомера цитировали, комментировали, объясняли иносказательно. Чтением избранных мест из поэм Гомера призывали исправлять души философы-пифагорейцы. Плутарх сообщает, что Александр Македонский всегда имел при себе список "Илиады", который хранил под подушкой вместе с кинжалом.

Переводы Гомера

В 3 в. до н. э. римский поэт Ливий Андроник перевел "Одиссею" на латинский язык. В средневековой Европе Гомера знали только по цитатам и ссылкам у латинских писателей и Аристотеля, поэтическую славу Гомера затмевала слава Вергилия. Лишь в конце 15 в. появились первые переводы Гомера на итальянский язык (А. Полициано и др.). Событием в европейской культуре 18 в. стали переводы Гомера на английский язык А. Попа и на немецкий язык И. Г. Фосса. Впервые фрагменты "Илиады" на русский язык перевел двадцатисложным силлабическим - т. н. александрийским - стихом М. В. Ломоносов. В конце 18 в. Е. Костров перевел ямбом первые шесть песен "Илиады" (1787); были изданы прозаические переводы "Илиады" П. Екимова и "Одиссеи" П. Соколова. Титаническая работа по созданию русского гекзаметра и адекватному воспроизведению образной системы Гомера была проделана Н. И. Гнедичем, чей перевод "Илиады" (1829) до сих пор остается непревзойденным по точности филологического прочтения и исторической интерпретации. Высочайшим художественным мастерством отличается перевод "Одиссеи" В. А. Жуковского (1842-49). В 20 в. "Илиада" и "Одиссея" были переведены В. В. Вересаевым.