Кремлевские куранты (часы на Спасской башне Кремля). Кремлевские куранты: история и современность

К ремлевские куранты - это башенные часы с набором настроенных колоколов, издающих бой в определенной мелодической последовательности, установленные на одной из 20 башен Московского Кремля. Ранее эта башня носила название Фроловской, а сейчас Спасской, названой в честь иконы Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади. Башня выходит на Красную площадь и имеет парадные проездные ворота, которые считались святыми. А в шатровом верхе башни, выстроенном русским мастером Баженом Огурцовым, установлены главные часы Российского государства, знаменитые кремлевские куранты.

История древних Спасских курантов неразрывно связана с историей Кремля и уходит в далекое прошлое. Точная дата установки часов не известна, но предполагается, что часы были установлены сразу после постройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солярио по повелению Ивана III. Документальное подтверждение о часах относится к 1585 году, когда у трех ворот Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовщики. Были ли эти часы первыми или нет точно не известно, но от них ведется отсчет.

По всей вероятности часы имели старорусский (византийский) счет времени. Тогдашние сутки, по принятому на Руси счету времени, подразделялись на «денные», от восхода до заката, и «нощные» часы. Каждые две недели длительность часов с изменением продолжительности дня и ночи постепенно изменялась. Часы были непривычного для нас внешнего вида с одной неподвижной стрелкой в виде луча солнца чуть выше циферблата. Под ней вращался циферблат со старославянскими буквами, обозначающими цифры: А- единица, В - двойка и так далее. Обозначений было 17, в соответствии с максимальной продолжительностью дня в летний период.

Механизм часов представлял собой диковинно сплетенные зубчатые колеса, канаты, валы и рычаги. При Спасских часах на службе состояли часовщики, которые следили за механизмом и перенастраивали его. На заре и на закате циферблат поворачивали так, чтобы стрелка приходилась на первый час - А, и счет часов начинался сначала. Для того чтобы знать, какой длины день, а какой - ночь, часовщикам выдавались таблицы - деревянные бирки, в которых все было отмечено. Задачей часовщика-смотрителя была неукоснительно следовать этим таблицам и вовремя переводить циферблат часов на дневное и ночное время, а так же осуществлять их ремонт в случае неполадок.

Часам на Спасской башне уделялось особое внимание поскольку считали их главными. Но несмотря на это, частые пожары повреждали детали башенных часов, а механизм часов часто выходил из строя. После одного из пожаров в 1624 году часы были настолько сильно повреждены, что их продали как лом, на вес, Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей. На место проданных неисправных часов в 1625 году под руководством английского механика и часовщика Христафора Галовея, русскими кузнецам-часовщиками семейства Ждан были изготовлены новые, более крупные часы.

Для этих часов были отлиты русским литейщиком Кириллом Самойловым 13 колоколов. Чтоб установить новые часы, башня была надстроена четырьмя ярусами. На древнем четверике Спасской башни, под руководством Бажена Огурцова, был надстроен арочный пояс из кирпича с белокаменными резными деталями и украшениями. А на внутреннем четверике был возведен высокий шатровый верх с арочными звонами, на котором повесили часовые колокола. На 7,8,9 ярусах установили новые главные часы государства. На 10-ом ярусе расположились колокола в количестве 30 штук для перезвона, который был слышен более чем на 10 верст.

Часы имели старорусский счет времени, а механизм состоял из дубовых связей, разборных, скрепленными железными обручами. Благодаря специальному механизму, часы время от времени отзванивали определенную мелодию, они и стали первыми российскими курантами. Диаметр циферблата новых часов составлял около 5 метров, весил 400кг и был собран из тяжелых дубовых досок. Вращался у этих часов циферблат, а неподвижная стрелка была сделана в виде луча солнца. Стрелка размещалась над циферблатом, указывая как ночное, так и дневное течение времени. Внутренний круг циферблата был покрыт голубой лазурью и изображал небесный свод, по которому были разбросаны золотые и серебряные звезды, изображения солнца и луны. Цифры обозначались славянскими буквами, а циферблат назывался «указательный словесный круг» (узнатный круг). Буквы были изготовлены из меди и покрыты золотом. Циферблаты, развернутые в разные стороны, были разделены на 17 делений и размещались в центральной киле видной арки арматурного пояса над древним четвериком. Вверху на стене, по кругу, были написаны слова молитвы и расположены знаки зодиака, вырезанные из железа, остатки которых до сегодняшних дней сохранились под существующими циферблатами часов.

Часы Христафора Галовея были меньше современных приблизительно на метр. Точность хода непосредственно зависела от обслуживающего их часовщика. После установки часы не единожды горели в пожарах, после чего снова восстанавливались. Однако простояли и прослужили людям часы Галовея на Спасской башне достаточно долго.

По указу Петра I в 1705 году вся страна перешла на единый суточный отсчет времени. Вернувшись после заграничных путешествий он распорядился заменить английский механизм часов Спасской башни, купленными в Голландии часами с 12-ти часовым циферблатом. Новые кремлевские куранты отбивали часы и четверти, а кроме того отзванивали мелодию. Установкой приобретенных часов на башню, и переделкой циферблата руководил русский часовщик Еким Гарнов. Полная установка курантов была закончена в 1709 году. Для обслуживания голландских часов содержался целый штат часовщиков, большая часть которых была иностранцами, однако, не смотря на все усилия, часы часто ломались и не долго радовали москвичей своим перезвоном. В тот период часы вызванивали «ассамблейные танцы». Там же были устроены и колокола, выбивавшие «пожарную тревогу».

Голландские часы имели 4-е заводных вала: 1-ый для часового механизма; 2-ой для боя часов; 3-ий для боя четвертей часа; 4-ый для исполнения мелодий. Валы приводились в движение гирями. После грандиозного пожара 1737 года Петровские часы были сильно повреждены. Тогда сгорели все деревянные детали Спасской башни, а Вал для курантов был испорчен. Как следствие колокольная музыка более не звучала. Интерес к курантам пропал после перенесения Петром I столицы в Санкт-Петербург. Куранты ломались и восстанавливались многократно, а обслуживание часов осуществлялось халатно.

Вступив на престол и посетив Москву, императрица Екатерина II заинтересовалась Спасскими курантами, но часы к тому времени пришли уже в полную негодность. Попытки восстановить их не принесли успеха, и по приказу Екатерины II «большие английские часы-куранты», найденные в Грановитой палате, начали устанавливать на Спасской башне.

Для монтажа был приглашен немецкий мастер Фатц, и вместе с русским часовых дел мастером Иваном Полянским, в течение 3 лет, установка была завершена. В 1770 году куранты начали вызванивать австрийскую мелодию «Ах, мой милый Августин» поскольку она очень нравилась часовому мастеру, немцу по происхождению, обслуживающему часы. И почти год эта мелодия звучала над Красной площадью, а власти на это не обращали никакого внимания. Это был единственный случай за всю историю, когда куранты отзванивали иностранную мелодию.

В 1812 году москвичи спасли Спасскую башню от разрушения французскими войсками, но часы остановились. Спустя три года их починила группа мастеров во главе с часовщиком Яковом Лебедевым, за что ему было присвоено почетное звание - мастер Спасских часов. Установленные при Екатерине II часы успешно работали на протяжении восьмидесяти лет без капитального ремонта. Однако после обследования в 1851 году братьями Иоганном и Николаем Бутенопов (датскими подданными) и архитектором Константином Тоном было установлено: «Спасские башенные часы находятся в критическом состоянии близкому к полному расстройству (железные шестерни и колеса износились, циферблаты обветшали, деревянные полы осели, дубовый фундамент под часами сгнил, лестница требует переделки)».

В 1851 компания «Братья Бутеноп», известная установкой башенных часов в куполе Большого Кремлевкого дворца, взялась за исправление Спасских курантов и поручила изготовление новых часов искусным русским мастерам. По рисункам опытного архитектора Тона были переоборудованы внутренние убранства Спасской башни. В новых часах использовались детали от старых часов и все наработки часового дела того времени.

Была проведена масштабная работа. Под часы была отлита новая чугунная станина, на которой располагался механизм, колеса и шестерни были заменены, а для их изготовления подобраны специальные сплавы, которые могли выдерживать большую влажность и значительные перепады температур. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпинсации конструкции Гаррисона.

Внешнему виду Кремлевских часов было уделено особое внимание. Были изготовлены новые железные циферблаты черного цвета с позолоченными ободами, выходящими на 4 стороны, для которых были отлиты из меди цифры, а также минутные и пятиминутные деления. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Общий вес часов составлял 25 тонн. Диаметр каждого из четырех циферблатов свыше 6 метров; высота цифр – 72 сантиметра, длина часовой стрелки около 3 метров, минутной стрелка еще на четверть метра длиннее. Оцифровка на циферблате была сделана в то время арабскими цифрами, а не цифрами римскими, как сейчас.

Также компанией «Братья Бутеноп» был полностью переделан музыкальный узел. К старым часовым колоколам добавили колокола, снятые с других башен Кремля, часы которых не работали к тому времени (16 с Троицкой и 8 с Боровицкой), доведя общее количество колоколов до 48 с целью более мелодичного перезвона и точного исполнения мелодий. Бой часов достигался при помощи ударов специальных молотков по поверхности нижнего основания колокола. Сам музыкальный механизм состоял из барабана диаметром полтора метра, в середине которого закреплено зубчатое колесо. Параллельно оси музыкального барабана размещена ось для 30 рычагов механизма взвода молотков, обеспечивающих звучание колоколов, расположенных в самом верхнем ярусе Спасской башни. На игральный вал часов, по именному повелению государя императора Николая Павловича, была набраны мелодии гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» (музыка Дмитрия Бортнянского) и марш лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен. Новые куранты вызванивали над Красной площадью каждые три часа, а мелодии имели важное идеологическое значение и звучали вплоть до 1917 года. В 12 и 6 часов марш лейб-гвардии Преображенского Полка, а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш господь в Сионе».

В 1913 году была проведена полномасштабная реставрация внешнего вида курантов, приуроченная к 300-летию дома Романовых. Компания «Братья Бутеноп» продолжала обслуживать часовой механизм.

В 1917 году во время артиллерийского обстрела при штурме Кремля часы на Спасской башне серьезно пострадали. Один из снарядов попав в часы перебил стрелку, повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились, и практически год были неисправны.

В 1918 году по указу В.И. Ленина было решено восстановить кремлевские куранты. В первую очередь большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но после озвученной сумы за починку, обратились к работающему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс знал устройство курантов так как отец его работал в компании, которая обслуживала куранты ранее. Вместе со своими сыновьями Беренс смог запустить часы к июлю 1918 года, отремонтировав механизм вращения стрелок, заделав пробоину в циферблате и изготовив новый маятник длиной около полутора метра и весом 32 килограмма. Поскольку Беренс не смог настроить музыкальное устройство Спасских часов, по указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и набрал на игральный вал революционные мелодии. В соответствии с пожеланием Ленина в 12 часов колокола отзванивали «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали....»(в честь похороненных на Красной площади). В 1918 году комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию на Красной площади. Первым в 6 утра звучал «Интернационал», а в 9 часов и 15 часов - похоронный марш «Вы жертвою пали». Через некоторое время куранты перенастроили. В 12 часов колокола отзванивали «Интернационал», а в 24 часа «Вы жертвою пали».

В 1932 году был проведен ремонт внешнего облика и изготовлен новый циферблат, который был точной копией старого. На позолоту обода, цифр и стрелок было израсходовано 28 кг золота, а в качестве мелодии оставлен «Интернационал». По указанию И.В.Сталина исполнение траурного марша было отменено. Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным. Морозы и изношенность механизма сильно искажали звучание, вследствие чего в 1938 году было принято решение остановить музыкальный барабан и куранты замолчали, став отбивать часы и четверти.

В 1941 году специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, который впоследствии демонтировали.

В 1944 году был принят новый гимн СССР на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова, и Г.Г. Эль-Регистана. В связи с этим, по указу И.В.Сталина пытались наладить куранты на отзванивание нового гимна, но по неизвестной нам причине этого так и не произошло.

В 1974 году проводилась крупная реставрация Спасской башни и курантов, часы были остановлены на 100 дней. За это время специалистами научно-исследовательского института часовой промышленности механизм часов был полностью разобран и отреставрирован, а старые детали заменены. Также была установлена система автоматической смазки деталей, которую ранее проводили вручную, было добавлено электронное управление часами.

В 1996 году во время инаугурации Б.Н.Ельцина, куранты, молчавшие 58 лет, после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли. В полдень и полночь колокола стали исполнять «Патриотическую песню» М.И. Глинки, а каждые 3 и 9 часов утра и вечера мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М.И. Глинки. Выбор песни был не случаен, «Патриотическая песня» с 1993 года по 2000 год была официальным гимном России. Для реализации этого проекта потребовалась научно-исследовательская работа, проведенная специалистами НИИчасопром. В результате работы были прослушаны записи перезвона колоколов на Спасской башне дошедшие до наших времен. В разное время, колоколов было до 48 шт., был выявлен тон каждого из 9 уцелевших колоколов. После чего стало понятно, что их не хватит для нормального звучания выбранных мелодий, необходимы еще 3 колокола. По специальной спектральной записи звучания каждого недостающего колокола, были изготовлены новые.

Последняя крупная реставрационная работа проводилась в 1999 году. Работы велись пол года. Стрелки и цифры снова позолотили и восстановили исторический облик верхних ярусов. Были сделаны важные усовершенствования в работе и контроле за работой Кремлевских Курантов: был установлен специальный сверхчувствительный микрофон для более точного своевременного контроля за ходом часового механизма. Микрофон улавливает точность хода, на основании которого программное обеспечение помогает установить наличии проблем и быстро выявить, в каком узле механизма часов нарушен ритм. Так же во время реставрации провели перенастройку боя курантов, после которой вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять утвержденный государственный гимн Российской Федерации.

Кремлевские куранты в наше время располагаются в шатровом завершении Спасской башни и занимают 8, 9, 10 ярусы. Основной механизм размещен на 9-ом этаже и находится в специально отведенной комнате. Он состоит их 4 заводных валов, на каждый из которых возложены определенные функции. Один - для ведения стрелок, другой - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей и еще один - для игры курантов. Каждый механизм приводится в действие тремя гирями весом от 160 до 220 кг, натягивающими тросы. Точность хода часов достигается благодаря маятнику, весом 32 кг. Часовой механизм соединяется с музыкальным узлом, который расположен под шатром башни в открытом 10-ом ярусе звонов, и состоит из 9 четвертных и 1 колокола, отбивающего полный час. Вес четвертных колоколов около 320 кг, часового - 2160кг.

Бой часов достигается при помощи ударов молотка, соединенного с механизмом каждого из колоколов. В начале часа куранты вызванивают 4 раза, а затем большой колокол отбивает часы. Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играет 1, 2 и 3 раза. Сам музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около двух метров, усеянного дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Его вращает гиря весом более 200кг. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы, связанные с колоколами на звоннице. В полдень и полночь исполняется гимн Российской Федерации, а в 3, 9, 15, 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Мелодии между собой сильно отличаются по ритму исполнения, поэтому в первом случае исполняется одна первая строчка из гимна, а во втором - две строчки из хора «Славься».

Сегодня мы видим на Спасской башне Красной площади те куранты, что восстановили братья Бутеноп в 1852 году. С момента появления на Спасской башне, часы постоянно реконструировались в связи с развитием прогресса в той или иной области механики, материаловедения и прочих наук. До 1937 года часы дважды в сутки заводили вручную, а потом этот процесс был механизирован, благодаря 3 электродвигателям подъем гирь для завода, производился не прикладывая больших усилий. Для каждого вала из чугунных слитков набираются гири весом до 200кг, а в зимний период этот вес увеличивают. Профилактический осмотр механизма осуществляется каждый день, а раз в месяц - детальный. Ход часов контролируется дежурным часовщиком и специальным прибором. Механизм смазывается 2 раза в неделю, при этом применяют летнюю или зимнюю смазку. Механизм часов исправно работает более 150 лет. Это символ не только Кремля, но и всей России, который как и в былые времена, отмеряет ход истории страны.

Часы на Спасской башне - визитная карточка Московского Кремля. Башня эта имеет ворота на Красную площадь, ворота считались святыми, а башню назвали "Спасской", потому что была на ней икона Спаса Смоленского. Шатровый верх башни - авторства мастера Бажена Огурцова. Там и установлены куранты - башенные часы с набором настроенных колоколов.

История часов на Спасской башне

Предположительно, часы установлены в башне после постройки в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солярио по повелению Ивана III. А в 1585 году по документам "проходили" уже официальные часовщики.

Старинные "византийского времени" куранты были с одной стрелкой и показывали "денные" и "нощные" часы.

В 1624 году, после пожара, часы пришлось заменить. Под началом английского механика и часовщика Христафора Галовея, русские кузнецы-часовщики Ждан изготовили более крупные часы. К ним русским литейщиком Кириллом Самойловым были отлиты 13 колоколов. Для размещения колоколов и механизмов башню пришлось надстроить. Строго говоря, именно эти часы и были первыми курантами, так как мелодию в определенные моменты времени стали "названивать" именно они. Механизм был из дуба. Только время на них опять было... "старорусское. Иностранцы писали:

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галлоуэй - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: "Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно"

Нажмите, чтобы раскрыть...

Разумеется, Петр I заменил их на голландские - с 12-ти часовым циферблатом. Часы каждую четверть часа отбивали мелодию. Заморская штучка часто ломалась, а в 1737 году вообще сгорела. Восстанавливать их не спешили - столицу то перенесли.

В 1767 году новые часы были найдены - теперь уже английские - и установлены мастером Фатцем. Песенка была у них "Ах, мой милый Августин" - единственный раз в истории иностранный мотивчик.

В 1851 году были изготовлены и установлены потом знакомые нам часы. Это был принципиально новый механизм. Дубовые детали заменили на чугунные, особые сплавы минимально реагировали на перепад температур.

Современный маятник, более точный ход, мелодия - все было принципиально новое. Часы изготавливались на российском заводе датских подданных братьев Бутеноп. Музыкальная часть механизма была усовершенствована, было задействовано 48 колоколов, часть из которых были перенесены с других башен Кремля, где когда-то были часы. по колоколам ударяли молоточки.

Мелодии "программировались" с помощью специального вращающегося барабана. В царское время игрались "Коль славен наш Господь в Сионе" и марш лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен.

В 1917 году в башню попал снаряд, и год часы простояли неисправными. По указанию Ленина часы починили, а мелодии набрали другие - Интернационал и "Вы жертвою пали..."

Но к сороковым годам 20 века изношенный механизм потребовал серьезной реставрации. Да и мелодии игрались не чисто. Реставрация эта прошла только в 1974 году - часы останавливали на 100 дней. Последний же ремонт по-крупному датируется 1999 годом.

До 1996 года 58 лет куранты молчали, а на инаугурацию президента Ельцина исполнили мелодию "Славься" Глинки, которую в то время исполняли как гимн России. Вот современный барабан, отвечающий за "музыку"

Колокольная музыка имеет свой ритм, поэтому сложно угадать, что в полдень, полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн России, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора "Славься".

Часы на Спасской башне не самые точные, но самые главные. Четыре их циферблата имеют диаметр 6,12 метра, высота цифр 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Общий вес курантов 25 тонн. Это полностью механические часы, а потому - часы уникальные. Они подвергаются регулярной смазке (отдельно зимний и летний состав смазки), модернизациям - они "на карандаше" в научных институтах.

Важный вопрос: когда приходит Новый год? С первым или последним ударом? Так вот, бой курантов ни при чем. Новый гол приходит раньше, с началом перезвона!

Куранты – это башенные или большие комнатные часы с колоколами, отбивающими каждый час заданную мелодию. Однако для жителей Российской Федерации это слово устойчиво ассоциируется с Курантами Московского Кремля.

Общеизвестно, что главными часами России являются именно Кремлевские куранты. Однако намного меньшему числу людей известно то, что современные куранты являются уже четвертыми по счету, установленными в Спасской башне.

В настоящее время не установлено, когда на Спасской башне были смонтированы первые часы. Первое дошедшее до нас упоминание об этом датируется 1585 годом, однако нет точной уверенности, что это были именно первые часы. Невзирая на отсутствие достоверной информации, отсчет истории существования Кремлевских курантов ведется от этой даты.

Кремлевские часы, которые были первыми установлены в Спасской башне, имели 17 часовой циферблат, который отображал наибольшую продолжительность дня летом. Только в 1705 году указом Петра I, башенные часы были заменены на нормальные 12-ти часовые. Эти куранты, закупленные в Голландии, имели недостаточно качественное изготовление и постоянно ломались, в связи с чем Петру приходилось держать большое количество часовых мастеров для ремонта. После того, как столица Государства Российского была перенесена в Санкт-Петербург, царедворцы перестали интересоваться судьбой Кремлевских курантов. Обслуживающий их персонал относился к выполнению своих обязанностей безответственно. Так, в 1770 году, по прихоти мастера, который обслуживал куранты, а он был чистокровным немцем, одной из мелодий часов стала австрийская народная песня, при этом, государственные власти в течение года никак на такое безобразие не реагировали.

Во время разграбления Москвы Наполеоном курантам был нанесен значительный ущерб, а после освобождения города часы еще длительное время не могли привести в нормальное состояние.

Однако история Кремлевских курантов получила новый виток, когда в 1852 году в Спасскую башню были установлены так хорошо знакомые нам часы. Они уже были произведены в России. Их авторами были датчане - братья Бутеноп.

С развитием науки и техники механизм часов подвергался модернизации: переделывались отдельные блоки, заменялись детали на более качественные, произведенные из новых материалов и т.д. Также обновлялись и мелодии проигрываемые часами. Этому в первую очередь способствовали политические события, происходящие в стране, революции, смены государей и лидеров, а также и многие другие.

Современные куранты воспроизводят сразу две мелодии. Когда бьет «шесть» или «двенадцать» часов, играет государственный гимн РФ, а в «три» и «девять» – мелодия «Славься». В 1937 году в механизм часов были интегрированы три электродвигателя, которые осуществляли автоматический завод часов. В настоящее время Кремлевские куранты являются визитной карточкой России.

На существование кремлёвских часов ещё в XVI в. указывает то свидетельство, что у Спасских, Тайницких и Троицких находились на службе часовники. В 1624 г. старые часы были проданы Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 г. на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея русскими кузнецами-часовщиками были установлены часы. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Цифры обозначались славянскими буквами - буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время. Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

В 1705 г. по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы, купленные им в Голландии. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы устанавливал часовой мастер Еким Гарнов. Однако, голландские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 г. и вовсе пришли в полную негодность.

В 1763 г. в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 г. был специально приглашен немецкий мастер Фатц. В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены. По воле иностранного мастера в 1770 г. кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 гг. на русском заводе датских поданных братьев Иоганна и Николая Бутеноп. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 г.

Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48. Куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 г.

2 ноября 1917 г. при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В 1918 г. по указанию Ленина („Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком“) кремлёвские куранты было решено восстановить. Для этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Он хорошо знал устройство курантов, так, как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции. С большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 кг, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате. К июлю 1918 г. с помощью сыновей Беренс смог запустить куранты. Художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…».

В 1932 г. был изготовлен новый циферблат - точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовано 28 кг золота. В качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 г. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей. С 1974 г. работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную.

С 1996 г. в полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 г. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 г.

Куранты занимают 8-10 ярусы Спасской башни. Основной механизм размещается на 9-м этаже в специальной комнате и состоит из 4 заводных валов: один - для ведения стрелок, другой - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей и ещё один - для игры курантов. Циферблаты курантов диаметром 6,12 м выходят на четыре стороны башни. Высота римских цифр - 0,72 м, длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Кремлёвские часы в своем роде уникальные, являясь полностью механическими. Общий вес курантов - 25 т. Механизм приводится в действие 3 гирями весом от 160 до 224 кг. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 кг. Часовой механизм соединен с музыкальным узлом, который расположен под шатром башни в открытом 10-м ярусе звонов и состоит из 9 четвертных колоколов и одного колокола, отбивающего полный час. Вес четвертных колоколов - около 320 кг, часового - 2 160 кг.

Бой часов производится при помощи молотка, соединённого с механизмом и каждым колоколом. Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. В начале каждого часа куранты вызванивают 4 раза, а затем большой колокол отбивает часы. Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около двух метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы, связанные с колоколами на звоннице. Ритм исполнения мелодии колоколами сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии бывает проблематично. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн Российской Федерации, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Сами мелодии отличаются по ритму исполнения, поэтому в первом случае исполняется одна первая строчка из гимна Александрова, во втором - две строчки из хора «Славься».

Заводятся часы 2 раза в сутки. Первоначально часы заводились вручную, но с 1937 г. их заводят с помощью трёх электромоторов.

Часы, которые мы видим сейчас на Спасской башне, существуют с 1851 года. Они установлены на башне взамен старых московскими владельцами механических мастерских братьями Н. и П. Бутеноп и пущены в 1852 году. На станине механизма часов сохранилась надпись: "Часы переделаны в 1851 году братьями Бутеноп в Москве". Куда девались старые часы, неизвестно.

История древних Спасских курантов уходит в далекое прошлое и неразрывно связана с историей Кремля. Еще в 1404 году, как рассказывают летописи, в Кремле на великокняжеском дворе, рядом с Благовещенским собором, были установлены первые в Москве часы, "а замысли часник" сам князь. Установку часов производил монах-серб по имени Лазарь, Очень образно об устройстве этих часов сказал московский летописец: "Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневный; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, странно-лепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтанно и преухищрено".

Часы на Спасской башне, как предполагают, были установлены сразу же после ее постройки в XV веке. Однако документальное известие о часах относится только к 1585 году, когда у Спасских, Тайницких и Троицких ворот, а позднее и Никольских, на службе находились особые часовники.

Часы на Спасской башне считались главными, и им уделялось особое внимание. Тем не менее уберечь их от часто возникавших пожаров не удавалось, и они быстро приходили в негодность. В 1624 году, например, их продали как лом, на вес, Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей (весу в них было 60 пудов).

В 1621 году на царскую службу был принят "аглицкой земли часовой мастер" Христофор Христофорович Галовей, которому было заказано устройство новых часов. Под руководством Галовея русские кузнецы-часовщики крестьяне Ждан с сыном и внуком изготовили часы, а тринадцать колоколов для перечасья отлил литейщик Кирилл Самойлов. Для установки новых часов на древнем четверике Спасской башни под руководством Бажена Огурцова в 1625 году надстроили из кирпича арочный пояс с белокаменными резными деталями и украшениями, а на внутреннем четверике возвели высокий шатровый верх с арочными звонами, на котором повесили часовые колокола. Спустя год башня и часы сгорели, и все пришлось делать заново. За работу по установке первых часов Христофор Галовей получил от царя большую награду: всевозможных товаров почти на 100 рублей - сумму, довольно значительную по тому времени.

В 1654 году башня снова сгорела вместе с часами. Посетивший Москву вскоре после пожара архиепископ Павел Алеппский в 1655 году писал: "Над воротами возвышается громадная башня, высоко возведенная на прочных основаниях, где находились чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по громкому звуку своего большого колокола, который слышен был не только во всем городе, но и в окрестных деревнях более чем на 10 верст".

Вскоре часы были восстановлены, о чем свидетельствуют записки посла австрийского императора Августина Мейерберга, посетившего Москву в 1661 году. Он писал: "Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца. В летний солнечный поворот, когда дни бывают самые долгие, когда ночь в 7 часов, эта машина показывает и бьет 17 часов дневных. Утвержденное над часовою доской неподвижное изображение солнца лучом своим показывает часы, означенные на часовом круге. Это самые большие часы в Москве".

Спасские часы того времени были устроены весьма интересно. У них вращался циферблат, а неподвижная стрелка в виде луча солнца, помещавшаяся выше циферблата, указывала часы ночные и дневные. Цифры были славянские, позолоченные. Внутренний круг, изображавший небесный свод, был покрыт голубой краской, усеян золотыми и серебряными звездами, имел изображения луны и солнца. Циферблаты были разделены на 17 часов и помещались в центральной килевидной арке арнатурного пояса над древним четвериком. Выше их прямо на стене по кругу, были написаны слова молитвы и расположены знаки зодиака, вырезанные из железа. Остатки их до сих пор сохраняются под существующими циферблатами часов.

Эти часы были меньше современных. Размер их циферблата был примерно 5 метров, высота цифр - 71 сантиметр (1 аршин) и весили они 25 пудов (400 килограммов). Точность хода во многом зависела от обслуживавшего их часовщика. Так, часовщик Троицкой башни в своей челобитной царю писал: "В прошлом 1688 году часовщика Спасской башни Андрияна Данилова не стало, а по смерти осталась его вдова Улита бездетна и безродна и живет она на той Спасской башне и часы держит она неуставно, по многие времена часы мешаютца передачею часов дневных и нощ-ных, бывает у нее один час продлитца против дву часов, а в нынешнее время бывает в одном часе два часа поскорит".

При назначении часовщика к часам Спасской башни с него брали поручительство, чтобы "у дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать с чернью и карты не играть и вином и табаком не торговать и воровским людем стану и приезду не держать и с воровскими людьми не знатца и часы водить со всяким опасением без помешки и тех часов, что на той башне есть строения какое всего беречь и не разорять".

В начале XVIII века Петр I решил заменить часы на Спасской башне новыми. В 1704 году он заказал в Амстердаме новые часы, которые на 30 подводах доставили в Москву и в 1706 году установили на башне. "Утром 9 декабря пробило 9 часов, а в 12 часов заиграла музыка и начали часы бить". Полная установка часов была закончена только в 1709 году. Новые часы имели уже 12-часовой циферблат. Установкой их на башне и переделкой циферблата руководил Яков Гарнов, а работы выполнял кузнец Никифор Яковлев с товарищами.

Вскоре часы пришли в ветхость и потребовали ремонта. В 1732 году об этом докладывал начальству часовщик Гавриила Паникадилыциков, но безуспешно. Спустя два года он подал новое прошение, в котором писал: "...часы за непочинкою пришли в пущую ветхость и все другие часы ветхостью превосходят". Однако и это прошение осталось без ответа.

Состояние часов еще больше ухудшилось после пожара 1737 года, когда сгорели все деревянные части Спасской башни. Башню отремонтировали, а часы еще долгое время оставались неисправными. "Вал для курантов был испорчен, и колокольная музыка не могла действовать",- говорится в описи башни.

Вступив на престол, императрица Екатерина II посетила Москву и заинтересовалась Спасскими курантами. Начали искать мастеров для исправления часов, которые к тому времени пришли уже в полную негодность.

В 1763 году в Грановитой палате были найдены среди разного хлама "большие английские курантовые часы", очевидно еще галовеевские. По приказу Екатерины II в 1767 году их начал устанавливать на Спасской башне подмастерье Иван Полянский, который закончил эту работу в 1770 году.

В 1812 году москвичи спасли Спасскую башню от разрушения французскими войсками, но часы остановились. Спустя три года их починила группа мастеров во главе с часовщиком Яковом Лебедевым "своим коштом, материалами и рабочими людьми", за что ему было присвоено почетное звание- мастер Спасских часов.

В середине XIX столетия часы снова остановились. В 1850 году кремлевский часовой мастер Корчагин сообщал, что часы неисправны и требуют капитального ремонта. В 1851-1852 годах московские владельцы механических заведений братья Бутекоп взялись за исправление Спасских курантов. Поручена эта работа была искусным русским мастерам. Они изготовили новые часы, в которых были использованы детали от старых. Под часы была отлита новая чугунная станина, на которой собрали весь механизм, а с четырех сторон башни сделали новые позолоченные циферблаты. К старым часовым колоколам добавили новые, снятые с других башен Кремля. На игральный вал часов была набрана мелодия "Коль славен" и воинственный марш гвардейского Преображенского полка. Новые куранты играли через каждые три часа.

Были изготовлены по рисункам архитектора К. Тона специальные металлические перекрытия, поддерживающие механизм часов, постамент и лестница к часам. Впоследствии эти часы несколько раз реставрировали, и они дошли до нашего времени.

Часы пострадали при обстреле Кремля во время октябрьских боев 1917 года и почти год не действовали. По указанию В. И. Ленина они были восстановлены к 1-й годовщине Великого Октября кремлевским слесарем-часовщиком II. В. Беренсом. На игральный вал часов заслуженный деятель искусств М. М. Черемных набрал мелодию "Интернационала". В августе 1918 года раздался первый удар часового колокола.

Последний капитальный ремонт часов был произведен при реставрации Спасской башни в 1974 году специалистами Каучио-исследовательского института часовой промышленности и других организаций. При этом было сделано электронное управление часами и автоматическая смазка.

Часы на башне занимают три этажа - 7-й, 8-й, и 9-й-г и состоят из трех отдельных узлов: механизма хода, механизма боя четвертей и механизма боя часов. Круглые черные циферблаты с позолоченными ободами, цифрами и стрелками выходят на все четыре стороны башни. Циферблаты имеют диаметр 6,12 метра, высота цифр - 72 сантиметра, длина часовой стрелки - 2,47 метра, минутной- 3,28 метра. Общий вес часов со всеми конструкциями примерно 25 тонн.

Часы приводятся в действие тремя подвешенными на стальных тросах гирями. Вес каждой из них - от 10 до 14 пудов (160-224 килограмма). Точность хода часов достигается при помощи круглого маятника весом 2 пуда (32 килограмма). Раньше гири висели на пеньковых канатах и поднимались вручную огромным ключом. В 1937 году часы стали заводить при помощи трех электромоторов, а канаты заменили стальными тросами.

Механизм боя часов, расположенный под шатром башни в открытом ярусе звонов, состоит из десяти четвертных колоколов и одного колокола, отбивающего полный час. Этот колокол самый большой. Он весит 135 пудов (2160 килограммов), украшен орнаментом с вензелем Екатерины II и двуглавым орлом. Колокол опоясан трехъярусной надписью: "...по всевысочайшему всеавгустейшия государыни императрицы Екатерины великая, премудрая матери отечества самодержицы всероссийские повелено в пользу первопрестольного города Москвы снабжена сия Спасская башня часами с колокольною музыкою, а к оным вылит сей колокол в лето от рождества Христова 1769 году, мая 27 дня, весу 135 пуд 32 ф, а лил мастер Семен Можжухин".

Вес одного из четвертных колоколов - 20 пудов (320 килограммов). Раньше в часах использовалось 48 колоколов, снятых с других кремлевских башен. Все колокола были отлиты в XVII- XVIII веках и являются интересными образцами литейного искусства прошлого. Сни украшены орнаментом геометрического и растительного характера и надписями. Среди них есть колокол, действовавший еще в галовеевских часах. Есть колокола голландской работы 1698 и 1702 годов, привезенные с часами из Амстердама.

Бой часов осуществляется следующим образом: специальный молоток, соединенный при помощи троса с часовым механизмом, ударяет по поверхности нижнего основания колокола.