Крещение ребенка. Что нужно знать о крещении? Что нужно знать о крещении ребенка

Обряд крещения длится от 30-ти до 50-ти минут. Это средняя величина. Время может варьироваться. К примеру, на прохождение сразу группой людей, что не запрещено, уходит час. Капризы младенца, его требования принятия пищи или смены подгузника так же удлиняют обряд крещения.

Время измеряется не только в минутах, но и датах. Крещением называются сразу два церковных таинства. Первое – прохождение обряда каждым из ныне живущих. Второе – общечеловеческое празднование дня крещения Иисуса. Он вступил в воды Иордана 19-го января.

В этот день каждый год верующие окунаются в прорубь со святой водой. Отмечают христиане и крещение Руси. День, правда, неизвестен. Отчет ведут от 988-го года. Но, не все историки согласны с этой датой. Разберемся, почему.

Загадка крещения Руси

Отчет ведут от 988-го года, поскольку он указан в «Летописи временных лет». Там написано, что князь Владимир Святославович прошел таинство в 6496-ом году от сотворения мира. В современной хронологии, это 988-ой год. В манускрипте написано так же, что правитель взял в жены христианку Анну и распорядился крестить народ киевский в водах Днепра.

При этом, не понятно, прошел ли массовый в тот же год, или позже. Единый григорианский календарь приняли лишь в 12-ом веке. До этого существовали несколько систем. Согласно им, в разных летописях указаны 6496-ой, 6497-ой, 6498-ой, 6499-ый и 6500-ый годы.

В «Никоновской летописи», и вовсе, зафиксировано двойное время крещения Руси . Автор указывает, что обряд проводился несколько раз. Логично, что собрать на берегу реки весь город в один день могло не удаться. «выписанные» из Византии священники могли не успеть покрестись всех. Пришлось делать несколько подходов.

Князь во время крещения Руси встретил сопротивление. Не все язычники желали менять веру. Особенно это касалось печорских племен. В древних манускриптах зафиксировано несколько дат восстаний приверженцев монотеизма, то есть поклонения многим Богам. В той же летописи патриарха Никона пишется, что в 1071-ом году волхвы в Новгороде пытались убить епископа местной церкви.

В связи с трудностями, встреченными на пути к христианизации страны, ряд историков отказывается называть конкретную дату. Вот образное объяснение учеными своей позиции: Время крещения ребенка – формальность.



Дитя вводят в веру родителей, но сам отпрыск еще не имеет понятия Христа. Нужны годы воспитания, чтобы кроха стал истинным православным. Так, и Руси – процесс, а не день окунания киевлян в воды Днепра. Россия стала православной в полной мере лишь к 13-му веку, считают историки.

Аналитики добавляют, что крещение Руси не могло свершиться в один день и из-за биологии людей. К примеру, не наложен запрет на крещение во время месячных и в первый месяц и после родов. На берег Днепра не могли прийти больные и некоторые старики. Далее, дополнительные правила таинства, влияющие на время его проведения.

Правила крещения

В современной на время крещения так же влияет срок оглашения. Это подготовка к таинству. Она сведена к изучению, как минимум, евангелия от Марка. Экзамен принимает лектор храма. Он так же объясняет, что делают во время крещения , проверяет понимание Писания и заповедей.

В оглашение входит и посещение литургии, чтобы приобщиться к традициям церкви. Кто проходит обучение быстро, для других оно затягивается. В итоге, таинство происходит лишь тогда, когда экзамен сдан.

Можно совершать крещение во время поста . Если же таинство назначено вне его рамок, придется выдержать дополнительный пост в 2-3 дня. Перед обрядом нужно очиститься духом, а для этого требуется усмирить плоть. Поэтому, ограничивают себя не только в мясном и молочном, но и в сексуальных утехах, спиртном.

Поводом для назначения времени обряда становятся и знания. Так, просвещенные родители нередко откладывают крещение детей до их осознанного возраста. Изучая Библию, люди понимают, что в ней не описаны случаи таинства с младенцами. Обращаясь к трудам древних теологов, приходит понимание, что крестить детей начали лишь в 200-ых годах из-за высокой смертности.

Не получив Божью благодать, кроха не попадает в Рай. Поэтому, болезных и несли к батюшкам сразу после родов. Сейчас же, родителям со здоровыми отпрысками хочется, чтобы они пришли в веру самостоятельно. К тому же, подросткам не требуются крестные, найти которых нынче не всегда просто. От кумовьев требуется молитва, во время крещения они берут ответственность за духовное воспитание ребенка и проходят за него оглашение.


Некоторые корректируют время, напротив, из-за заблуждений. К примеру, если ребенок плакал во время крещения , в день, когда назначен обряд, приходят мысли, не плохой ли это знак? Священники говорят, что во время крещения называют новым именем около 50% рыдающих крох. Это просто младенческие слезы и не более того. Но, суеверные родители все равно, порой, переносят таинство.

Есть дата, установленная на законодательном уровне, которую нельзя перенести. В 2010-ом Дмитрий Медведев постановил праздновать день крещения страны 28-го июля каждого года. Так политики обошли споры ученых на счет точной даты введения России в новую веру. 28-е число – день памяти Владимира Святославовича согласно , ведь князь канонизирован. Поскольку крестил киевлян именно Владимир, в его дату и установлен общероссийский праздник.

Одна из основополагающих составляющих совершаемого Таинства Крещения - это крёстные родители. Без них совершение Таинства невозможно. Как известно, первым крёстным был Иоанн Креститель, крестивший Иисуса Христа в водах реки Иордан. Для первых русских людей, принявших крещение на Руси, крёстным становился тот человек, которые проводил обряд Крещения. Само же Таинство происходило несколько необычным способом. Так как сразу крестилось огромное количество людей, то они собирались на берегу какой-либо реки и под руководством священника заходили в воду, кто по пояс, а кто и по горло, священник разделял их на 2 части: женскую и мужскую, после чего совершал Таинство Крещения. При этом всем женщинам давали одно православное женское имя, а мужчинам - мужское.

В настоящее же время каждый может выбрать крёстных для своего ребёнка сам. Важно помнить лишь о том, что крёстные не должны состоят между собой в браке, и нельзя быть крёстным у своей жены или своего мужа. Интересно, что на Руси, крёстной могла стать девушка с 13 лет, а крёстным - юноша, которому исполнилось 15 лет.

Также на Руси существовала традиция, согласно которой у мальчика был только крёстный отец, а если крещалась девочка, то у неё была только крёстная мать. Сейчас, как правило, у младенца есть оба крёстных родителя.

Крёстные родители играют огромную роль в жизни ребёнка. Они ведут работу по его духовному воспитанию, по приобщению его к лону Русской Православной церкви. Поэтому, они должны быть, прежде всего, православными людьми. Они своей жизнью должны показывать пример для своих подрастающих духовных чад. Замечательно, когда крестник может со своими крёстными посещать церковь, приобщаться к другим Таинства церкви.

Важно установить со своим крестником дружеские доверительные отношения, чтобы крестник мог обратиться за советом, поддержкой в любое время к своим крёстным родителям.

  1. 2. Ангел-Хранитель

Во время совершения Таинства Крещения у ребёночка появляется Ангел-хранитель, который на протяжении всей жизни ребёнка охраняет его от бед и напастей. Очень важно уже с малых лет, приучить младенца читать молитвы не только Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, но и Ангелу-хранителю, которые постоянно, день и ночь стоит на страже и охраняет нас от зла. Следует научить ребёнка простейшей молитве: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне».

  1. 3. Крестильная одежда

Во время совершения Таинства Крещения, душа ребёнка преображается, она рождается в жизнь Вечную. И символом это преображения является белоснежный крестильный набор на мальчика или девочку, в него входит, как правило, крестильная рубаха или платье, чепчик, пинетки, а также специальная пелёночка - крыжма.

Белоснежный наряд ребёнка свидетельствует о его чистоте души, о том, что все его грехи очистились. По древней русской православной традиции, крестильная рубаха, может передаваться по наследству, от одного ребёнка к другому. А вот крыжму следует хранить до конца своих дней. В старину, когда на человека нападали хвори и болезни, он укрывался крыжмой, и все болезни отступали.

  1. 4. Роль родителей во время Крещения

В древности, родители ребёнка не могли находиться к церкви во время совершения Таинства Крещения. Мать после родов на протяжении сорока дней считалась «нечистой», и не могла присутствовать в Церкви, и эта «нечистота» в некотором смысле передавалась и на отца. И родители отдавали своего ребёнка крёстным родителям, а сами оставались дома и готовили праздничный стол. Во многих семьях такая традиция сохранилась и до наших дней. После того, как крёстные возвращались, они опять передавали ребёночка родителям, и называли им его новое имя, данное при крещении.

  1. 5. Гости

Наши предки считали, что чем меньше людей знает о Таинстве Крещения, тем лучше. Как правило, в состав гостей, помимо, родителей и крёстных, входила бабка-повитуха, которая принимала роды у матери и ещё 4-5 самых ближайших родственников. Никаких пышных застолий не устраивали, отмечали событие в самом тесном семейном кругу. Во многих местах русской земли, даже существовал такой обычай, ребёночка после совершения Таинства Крещения передавали родителем через окно, дабы обмануть злых духов. При этом родителям называлось новое имя младенца, и злые духи должны были его не узнать. Главным украшением праздничного стола была крестильная каша. Причём каши было две. Они готовились из гречневой или пшеничной крупы. Одну кашу «с потехой» готовили для отца, она содержала множество приправ, от такой каши - буквально глаза лезли на лоб. Делалось это для того, чтобы отец хоть в какой-то степени смог прочувствовать всю боль матери, пока она рожала. Ту же кашу, что ели все гости, готовили с мёдом, разваристую, и подавали в меховой шапке, что символизировало богатство, которое ожидает малыша в будущем.

После праздничного стола гости по традиции получали подарки от родителей, также невестка одаривала свекровь, а та в свою очередь дарила подарки матери и ребёночку.

  1. 6. Подарки от крёстных

По традиции, на Крещения крёстная мать готовила, зачастую шила самостоятельно, крестильный набор для мальчика или же для девочки. Принципиальной разницы эти наряды не имели, только для девочки шили крестильное платье, а для мальчика - крестильную рубаху.

Крёстный же оплачивал само Таинство Крещения, а также покупал крестик.

Состоятельные крёстные примерно с XII в. дарили своим крестникам наборы из 12 «апостольских» золотых или серебряных ложек. На таких ложкам были выгравированы изображения апостолов. Люди победнее, также старались подарить хотя бы одну серебряную ложечку, что также сулило богатство ребёнку в будущем.

В настоящее время выбор подарков огромен. Но всё же, в первую очередь, подарок должен иметь духовное значение для ребёнка. Это может быть, детский молитвослов, или Детская Библия, иконка с изображения святого - покровителя малыша. Хорошим подарком будет и мерная икона, которую делают в рост ребёнка. Такой подарок в самого раннего детства приучит малыша к мысли о том, что у него есть духовный покровитель, его защитник, к которому можно обращаться со своими бедами и скорбями.

  1. 7. Поведение в церкви

Очень важно перед началом Таинства Крещения посетить беседы, которые священник проводит в церкви. В беседах он говорит о значении Крещения в жизни младенца, о том, для чего оно совершается, о роли родителей и крёстных в совершаемом Таинстве.

Многие в обязательном порядке исповедуются прежде, чем участвовать в Таинстве Крещения. Важно помнить о том, что в церковь нужно приходить в подобающей одежде - для женщины юбка и платок, никаких вызывающих цветов в одежде быть не должно. Яркая краска на лице, яркий модный лак на ногтях и обилие украшений также не приветствуется.

Крёстные и все остальные гости мужского пола также должны быть одеты празднично, но в спокойных тонах, в церковь они входят без головного убора.

Обязательно нужно иметь при себе освящённые крестики для Крещения, которые должны быть надеты на человека.

Во время совершения Таинства, крёстные держат на руках младенца, и от его имени читают все надлежащие молитвы и отрекаются от Сатаны.

По традиции, если креститься девочка - её держит крёстная, если крестится мальчик - крёстный отец.

Также не следует забывать и о крестильных свечах, которые крёстные держат зажжёнными во время совершения Таинства Крещения.

Ну вот, всё позади - и крёстные во главе с новым членом Православной церкви, спешат домой, где их жду родители малыша и праздничный стол.

Перед свершением Крещения происходит чин оглашения.

Возлагая на пришедшего креститься руку, священник произносит (здесь привожу эту молитву и другие в переложении на русский язык):

«От Твоего Имени, Господи Боже Истины и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (рабу Твою) (имя), удостоившегося обратиться к Святому Твоему Имени и под покровом Твоим обрести защиту. Удали прежние его (ее) заблуждения, наполни его (ее) Твоей верой, надеждой и любовью, пусть уразумеет он (она), что Ты и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос и Святой Дух: Единственный Истинный Бог.
Дай рабу сему (рабе сей) следовать путями Твоих заповедей, да творит он (она) угодные Тебе, добрые дела, ибо, если исполнит это человек - будет жить. Напиши имя раба Твоего (рабы Твоей) в книге жизни Твоей, введи его (ее) в Твое овчее стадо, стадо Твоих наследников, да прославится в нем (в ней) Имя Твое Святое и Имя Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, и Животворящего Твоего Духа. Взирай всегда на раба Твоего (рабу Твою) с милосердием, слушай голос его (ее) молитв. Пошли ему радость в его (ее) трудах и в его (ее) детях, чтобы он, поклоняясь, исповедывал Тебя и прославлял Твое великое и высокое Имя и благодарил Тебя всегда, во все дни своей жизни.
Возглас: Ибо Тебя воспевают все небесные силы и Твоя есть слава Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Далее священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны. В них священник именем Божиим запрещает диаволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего».

Потом, все должны встать лицом к алтарю, а крестная с малышом и священник – лицом от алтаря. Почему?
Потому, что сейчас будет происходить чин отречения от сатаны. Алтарь ориентирован на восток, потому что восток в древности считался стороной светлой, Божией. С востока всходит солнце, согласно библейскому рассказу, на востоке Бог насадил прекрасный райский сад – Эдем… Все христианские храмы строятся алтарем на восток.
Запад же считался стороной темных сил. Вот почему, отрекаясь от сатаны, крещаемый, если он взрослый, или крестный с малышом на руках, поворачиваются лицом на запад, к сатане.

После этого священник дует на уста крещаемого, его лоб и грудь, произнося слова: «Изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в его сердце...».

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) поворачивается лицом на запад, и священник спрашивает (чин отречения от сатаны построен в форме диалога. Священник спрашивает – крещаемый отвечает) :

– Отрекаешься ли ты от сатаны, всех его дел и всех его ангелов, всего его служения и всей его гордыни?

Крещаемый отвечает:

– Отрекаюсь.

Так повторяется трижды. Затем священник так же трижды спрашивает:

Отрекся ли ты сатаны?

И крещаемый отвечает:

– Отрекся.

Священник говорит:

– И дунь, и плюнь на него.

Крещенный должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения к сатане.

Происходящим захвачен не только крестный. Все присутствующие в храме сосредоточенны и серьезны, ведь брошен вызов сатане.
Вот с какими словами священник обращается к диаволу:

«Бог Святой, Дивный и Славный во всех деяниях Своих и победах, Непостижимый и Таинственный, Который тебе, диавол, предопределил томление вечных мук, через нас, Его слуг недостойных, повелевает тебе и всем твоим слугам и ангелам удалиться от раба сего (рабы сей) Именем Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа.
Заклинаю тебя, духа хитрого, нечистого, скверного, омерзительного и чуждого, силою Иисуса Христа, полновластного Владыки земли и небес, Который повелел глухонемому бесу: «выйди из человека и более не входи» – отступи, уразумей свое бессилие, не властное даже над свиньями. Вспомни Того, Кто Сам послал тебя, по твоему прошению, в свиное стадо.
Устрашись Бога, Чьим веленьем земля утвердилась, небо возникло, Того, Который воздвиг горы, словно отвес; проложил долины, как мерную трость, Который оградил песками пределы океанов и проложил пути мореплавателям в морях и реках.
От касания Божьего дымятся горы, Его риза – дневной свет; купол небес Он простирает, как шатер, вся земля непоколебимо утверждена Господом на твердых основаниях и не поколеблется вовеки… Выйди, сатана, удались от готовящегося (готовящейся) ко Святому Просвещению. Заклинаю тебя спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа, Истинным Его Телом и Кровью, дивным Его Вторым Пришествием, ибо не замедлит Он прийти и судить всю вселенную и ввергнет тебя, с войском твоим лукавым, в геенну огненную, во тьму кромешную, где огонь не гаснет и червь мучения не дремлет».

Как заметил один богослов: «Диавол этого оскорбления не забудет…» Вся дальнейшая жизнь христианина будет противостоянием лукавому врагу рода человеческого. Таким образом крещаемый объявляет диаволу войну.

Его оружием будут пост, молитва, участие в церковны х таинствах, и прежде всего Таинстве Евхаристии. Ему предстоит сражаться со своими страстями, злом, кроющимся в душе.

Наградой за победу будет жизнь вечная. Поражение тоже будет вечным – оно будет состоять в нескончаемых муках в преисподней вместе с сатаной и его ангелами.

ОДНАКО сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом – без союзничества со Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание со Христом. Священник спрашивает:

– Сочетаешься ли ты со Христом?

Крещаемый отвечает:

– Сочетаюсь.

После этого священник спрашивает:

– Сочетался ли ты со Христом?

Крещаемый отвечает:

>– Сочетался.

Священник спрашивает:

– И веруешь ли Ему?

Крещаемый отвечает:

– Верую Ему как Царю и Богу, – и затем читает Символ Веры.

ПОСЛЕ ЭТОГО начинается сам чин Крещения.

Крещение

Освящается вода.

Как освящается вода? Иногда приходится слышать, что «церковники освящают воду серебряным крестом». Вероятно, имеется в виду практика погружения в воду креста. Однако никакое действие священника не может сообщить воде благодатных свойств. Лишь Бог может сделать ее святой. И поэтому самым основным в чине освящения воды следует признать чтение специальных молитв. Причем имеет право молиться словами этих древних молитвословий лишь законно посвященный православный священник.

Вот одна из молитв:

«Велик Ты, Господи, и изумительны дела Твои, и не хватит слов, чтобы достойно воспеть чудеса Твои.
Ты, Господи, из небытия в бытие сотворил все мироздание и поддерживаешь и промышляешь о каждом творении. Ты от четырех стихий весь мир сочетал, Ты сплел лентой круговорота четыре времени года. От Тебя трепещет ангельский мир, Тебе поет солнце, Тебя славит луна, Тебя приветствуют звезды, Тебе внемлет свет, пред Тобой преклоняются бездны и реки. Ты раскинул небеса, подобно шатру, положил морям пределы, Ты наполнил воздухом, потребным для нашего дыхания, поднебесную сферу. Воинства ангелов кланяются Тебе, многоочитые Херувимы и шестокрылые Серафимы, стоящие и летающие вокруг Твоего небесного трона, дрожат от страха в блеске неприступного Твоего сияния.
Ты Бог Безграничный, Вечный, Неизреченный, Непознаваемый. Ты пришел на землю, приняв образ раба, бывши во всем, как человек. Ты не смог смотреть на те мучения, которыми притеснял род людской диавол, и сошел на землю, чтобы спасти нас. Провозглашаем благодать, возвещаем милость, не можем смолчать о бездне благодеяний Твоих: Ты немощное человеческое естество освободил Рождением Своим, освятил лоно Девы, ставшей Тебе Матерью. Все творение воспевает Твое явление.
Ты Бог наш, на землю пришел и жил среди людей, Ты воды Иордана освятил, послав с Небес Святого Твоего Духа, Ты избавил воду от наполняющих ее лукавых демонов.
Человеколюбче Царю, прииди и Сошествием Святого Твоего Духа освяти сейчас воду сию!
Дай ей благодать спасения, благословение, подобное данному водам Иордана; соделай воду сию источником нетления, даром освящения, грехов отпущением, болезней исцелением, демонов истреблением, твердыней неприступной для враждебных сил. Пусть бегут от воды сей замышляющие коварство против Твоего создания – раба сего (рабы сей), ибо Имя Твое, Господи, я призвал, Имя чудное, славное и страшное для врагов».

Священник благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он крестообразно дует на воду и, погружая в нее персты, трижды осеняет воду знаком креста :

«Да сокрушится под знамением образа Твоего креста все противные силы! Молимся Тебе, Господи: пусть отступят от нас все воздушные и невидимые призраки, изгони из воды сей притаившегося темного демона, а крещающегося (крещающуюся) избавь от хитрого и лукавого духа, наводящего на него (нее) помрачение мыслям и чувствам...

Пусть, соединившись с Тобой и восприняв Твои страдания и смерть, человек сей станет и участником Твоего Воскресения. Помоги ему сохранить дар Святого Твоего Духа и преумножить залог благодати и воспринять почесть высшего звания и сопричислиться уже достигшим небесного наследия».

Затем еще некоторые молитвы и священник помазывает крещаемого маслом: лоб, грудь и плечи.

На Востоке елей (греч. - «масло») имел совершено иное значение, нежели у нас сегодня. Если ныне масло - лишь один из элементов пищевого рациона, а также косметический продукт, то в древности оно имело гораздо больший спектр применений. Масло содержит необходимые для жизни человека питательные вещества, поэтому им в прямом смысле можно было поддерживать жизнь, питаясь хлебными лепешками и маслом.
В древности масло было единственным способом освещения, единственным энергетическим средством, которое можно было переносить. Всегда находившееся под рукой, оно казалось чем-то вроде концентрированного света. Вечерами все жилища освещались только масляными светильниками.
Кроме того, масло с добавками (или без них) в жарком ближневосточном климате использовалось как освежающая мазь для головы.
Масло же использовали и как лекарство.
Еще одна важная особенность масла - способность проникать, просачиваться повсюду. Древние прекрасно знали об этом и, чтобы избежать порчи каменных украшений от холода, смазывали их маслом, которое, просачиваясь внутрь камня, мешало проникновению влаги, грозившей его разорвать.

Все эти прагматические функции масла духовно переосмыслялись, и ему усваивалось религиозное значение.
Помазание елеем перед крещением совершается в знак того, что человек будет охраняем Богом, что он духовно питается и исцеляется, что он укрепляется на борьбу с бесами…

Масло -символ милости, и в данном случае милости Божией по отношению к кающемуся грешнику. При помазании маслом также имеется в виду притча о Добром Самарянине, рассказанная Спасителем. В этой притче Добрый Самарянин, который был прообразом Христа, помазал человека, «впавшего в разбойники», маслом, чтобы он исцелился.

ЗАТЕМ, наконец, наступает самый главный момент – само Крещение .

СЛОВО «крещение» (по-гречески «ваптисис») значит «погружение».

Крещальная купель – это гроб. Погружаясь в воды Крещения, мы умираем для прежней жизни. Тройное погружение означает тридневное пребывание Христа во гробе.
Но мы знаем, что произошло потом: через три дня пребывания Христа в лоне смерти – Он воскрес!
Так и мы восстаем из крещальной купели возрожденными для новой жизни. Поистине Крещение – не только, как мы его назвали, Таинство духовного рождения, оно и Таинство воскресения нашей души!

Итак, священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

– Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, Аминь (первое погружение). И Сына, Аминь (второе погружение). И Святаго Духа, Аминь (третье погружение).

Отметим, что воду в купель наливают теплую, той температуры, с которой обычно ребенка купают. Если малыш слабенький или в помещении холодно, то его только окропляют водой.

Крестный обычно принимает малыша на белоснежную ткань или полотенце. Принявший Крещение облачается в новую белую одежду, означающую чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом. На шею крещаемому вешают нательный крестик, который должен напоминать о крёстном подвиге Христа, о долге христианина и заповедях Спасителя. Крест носится под одеждой и бережется всю жизнь, как и крестильная рубаха.

Миропомазание

Затем совершается миропомазание; через него Дух Святой сходит на каждого из нас, наполняя нас Силой Божьей. Святое Миро – особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается Патриархом и рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам. Это великая святыня. Священник помазывает Святым Миром уже крещеного человека: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Всякий раз он повторяет слова: Печать дара Духа Святаго. Аминь. Через это священнодействие на человека сходит Дух Святой.

«В ранней Церкви слово сфрагис (печать) имело много значений. Но основное его значение, открываемое в помазании святым миром, очевидно: это отпечаток на нас Того, Кто владеет нами; это печать, которая сохраняет и защищает в нас, как в сосуде, ценное содержимое и его благоухание; это знак нашего высокого призвания» (протопресв. А. Шмеман).

Причем, миропомазание совершается над человеком один раз в жизни, как и крещение. С этим таинством не следует путать елеопомазание , а также помазание во время соборования.

Затем следует маленький крестный ход вокруг аналоя (столика), на котором лежит Евангелие. Символически это шествие означает шествие за Самим Христом. Лежащее на аналое Евангелие указывает на то, что Слово Божие, Его заповеди будут лежать в центре нашей жизни.

Затем читается Евангелие .
Вот этот текст (в переводе на русский язык):

…Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

О чем эти слова, с чем Церковь обращается к новокрещенному и какое отношение этот древний текст об Апостолах имеет отношение к нам сегодняшним?
Апостолы встретили Воскресшего Христа – так и крестившийся человек на внутреннем уровне пережил встречу с Богом;
Христос свидетельствует, что Он – Бог, – и мы согласны с этим, признаем Иисуса Богом и Сыном Божиим;
Спаситель посылает учеников проповедовать – и мы пойдем свидетельствовать миру о Боге, благодати, спасении, заповедях Божиих.
Вера без реальных добрых дел – ничто, потому что и «бесы веруют» (Иак. 2, 19). Подлинная вера должна проявляться как подвиг любви к ближнему, в делах милосердия, добра… Вот почему Христос говорит, что мы сами должны об этом помнить и других учить, что нужно «соблюдать все, что [Христос нам] повелел». Соблюдать – значит, «осуществлять» себя как христианина, жить по-христиански, строить жизнь по-христиански.

После еще некоторых обрядов священник читает молитву, в которой говорится, что теперь новокрещенный предается в руки Божии, а затем постригает новокрещенного.

Пострижение

С его головы крестообразно (немного волос на затылке, затем с передней части головы, далее с правой и левой стороны) состригают немного волос, складывают их на восковую лепешку и опускают в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарность за начало новой духовной жизни.

Сегодня постриженные волосы священник вкладывает в пластинку воска и опускает в купель. Позже их оттуда достают и складывают в чистое место или закапывают.

Воцерквление

Завершается крещение молитвами и обрядом воцерковления, которое обозначает первое принесение в храм. Младенец, взятый на руки священником, проносится им по храму, девочки подносятся к иконостасу, мальчики подносятся к Царским вратам и вносятся в алтарь, после чего отдаются родителям. Воцерквление символизирует собой освящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После Крещения младенца следует причастить.

ОДНАКО человек, выходя из храма, должен помнить, что его христианская жизнь только начинается, что он отрекся от сатаны и сочетался со Христом. Теперь у него должна начаться другая жизнь...

КРЕЩЕНИЕ есть начало новой жизни. Человек должен принести плоды Крещения, а для этого нужен труд.

КРЕЩЕНИЕ ко многому обязывает человека. Прежде всего оно обязывает его к борьбе с самим собой: со своими страстями, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком», который ненавидит других людей, злобствует, завидует, гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т.д.

<Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая прежде всего заключается в участии в Таинстве Евхаристии – причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таинство совершается в православных храмах во время Божественной Литургии. После принятия Крещения человек должен прийти в храм для воцерковления, после чего он уже может участвовать в Евхаристии.

ЕВХАРИСТИЯ является стержнем церковной жизни. Господь наш Иисус Христос во время каждой православной литургии дает людям Себя Самого в причащение. Люди причащаются Его Плоти и Крови, чтобы быть в постоянном единении с Ним. Без участия в Евхаристии человек не может надеяться на свое спасение.

КАЖДЫЙ истинно верующий во Христа должен регулярно участвовать в Евхаристии. Предварительно он обязан очистить свою совесть через Таинство Покаяния, несколько дней попоститься, подкрепляя пост усиленной молитвой. И затем, испросив разрешения у священника, причаститься Пречистых Таин Христовых.

Маленьких детей родители или крестные должны приносить на причастие как можно чаще. Им особой подготовки не требуется, так как они и без этого чисты. Единственное, что нужно – это чтобы дети причащались натощак, с утра ничего не поев.

ЕЩЕ ОДНИМ важнейшим условием духовной жизни является молитва. Человек, принявший Крещение, обязывается к молитве.

МОЛИТВА есть обращение человека к Богу. В ней он испрашивает у Господа милости, просит прощения грехов, помощи в трудностях, благодарит Бога за Его благодеяния к себе.

Молитва есть пища для души, без которой та умирает от духовного голода.

Молиться нужно постоянно. Обычно все православные христиане утром и вечером читают так называемые «Утреннее» и «Вечернее правило», которые содержатся в «Молитвословах». Днем можно молиться «молитвой Иисусовой»:

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Или, более пространно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.

Эта молитва удобна тем, что ею можно молиться везде: на улице, на работе, в пути.

В любом случае о своем молитвенном правиле нужно посоветоваться со священником.

ЧЕЛОВЕК, принявший Крещение, должен всегда помнить, что он отрекся от сатаны и пообещал не участвовать в его делах. Поэтому преступает эту клятву, данную Богу, тот, кто после Крещения начинает ходить ко всякого рода «экстрасенсам», «заклинателям», «народным целителям» и т.д. Таким образом он опять вступает в союз с сатаной и отказывается от союза с Христом, отрицаясь своего Крещения.

Человек должен оставаться верным Православной Церкви и не участвовать в собраниях баптистов, иеговистов и прочих сектантов. Смертельный грех совершают те, которые повторно принимают «крещение» у баптистов.

Христианин не может быть последователем Рерихов, оккультизма, различных восточных культов.

Крещение - первое таинство в земной жизни человека, приобщающее и приближающее к Богу. Мало тех, кто не проходит через это: нас крестят в детстве или же взрослый самостоятельно и осознанно приходит ко Христу.

Крещение ребенка в пост

Православная жизнь наполовину состоит из постов: многодневных, однодневных.

Можно ли крестить ребенка во время поста - часто задаваемый вопрос.

Крещение - одно из семи таинств, которое совершается в любой день года. Великий, Рождественский, Петров и Успенский посты - не исключение. Заблуждение возникло, скорее из-за Венчания, которое не совершается в эти дни, но применили этот закон к Крещению. В действительности дела обстоят иначе.

Совет: чаще принято крестить младенцев и взрослых в субботу, воскресенье, но по желанию выбирают другой день. Поэтому пост - не помеха для Крестин.

Крещение ребенка в церкви

Особенности Крещения в Великий и Успенский посты

Строгими считаются Великий, Успенский посты, когда человек особенно усердно молится, заботится о чистоте своей души и избегает увеселительных мероприятий.

Что же касается телесного воздержания, то даже рыбу разрешается вкушать только в праздники:

  • Благовещения Пресвятой Богородицы;
  • Входа Господня в Иерусалим;
  • Преображения Господня.

В Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры.

А так как многие события в жизни человека сопровождаются праздничными застольями, что Церковью не запрещается в строгие дни накрыть стол только постными блюдами. Да и веселье будет неуместно.

Важно: но это не запрет на проведение таинства, а дело в том, как сами родители настроены и готовы к обряду. Если после Крестин планируется приглашение родных и близких на пиршество, лучше выбрать день, который не попадает на дни покаяния.В другом случае будет благоразумным воздержаться от яркого празднования этого события.

Кроме этого, в течение сорока дней перед Пасхой и двух недель перед праздником Успения Пресвятой Богородицы совершаются особенные по содержанию и длительные по времени богослужения. Поэтому желательно согласовать со священником возможность проведения Крестин.

Таинство Крещения

Крестные родители: кто они

Часто возникают споры между Крещением в младенческом возрасте и взрослой сознательной жизни.

Задача родителей малыша помогать развиваться не только физически, но и духовно.

Душа младенца чистая и безгрешная, чтобы защитить ее нужна молитва, разговор с Богом. Только после Крестин можно молиться о человеке, подавать записочки о здравии.

Поэтому родители в раннем возрасте приобщают ребенка к церковной жизни. А в помощь присоединяются крестные - люди, на которых ложится ответственность за становление, развитие души крестника.

Это вторые по значимости близкие люди, после родных родителей, а в духовных вопросах могут быть весомее мам и пап.

Чаще крестными берут подружек и друзей, которые далеки от православной веры и церкви. Многие не посещают храм, не умеют молиться, не исповедуются, не причащаются, переступают порог церкви только по большим праздникам - Пасха, Рождество.

Нельзя забывать, что крестные могут и должны приобщать малыша к православной вере.

Не всегда это легко делать верующим крестным родителям, когда родные родители формально относятся к духовной жизни, и Крещение для них - очередной обряд в жизни ребенка.

Духовная жизнь крестных - это главное при выборе для такой роли.

Пусть духовные наставники пройдут с ребенком через всю жизнь и будут хорошими путеводителями.

Совет: В память о Крещении малышу крестные родители дарят именную икону, икону Ангела-хранителя, Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, детский молитвослов, православную литературу.

После Крестин малыша приобщают к таинству Причастия, воцерковлению. Причащать ребенка можно и нужно как можно чаще. А чин воцерковления совершается как заключительный акт Крещения.

Посмотрите видео о крещении во время поста

Что же дает человеку крещение? Если ответить на этот вопрос, тогда каждый сможет вполне осознанно и аргументировано сделать выбор - надо креститься именно ему, или не надо.

Во-первых, в Крещении человек очищается от всех грехов, в том числе первородного греха, получаемого нами по наследству, как генетическое заболевание (название «первородный» никакого отношения к родам не имеет). Об этом говорится в главной христианской молитве, которая называется «Символ веры», и которая обязательно читается во время Крещения: «исповедую едино крещение во оставление грехов». При подготовке к Крещению «Символ веры» необходимо прочесть, понять и запомнить, а если вдруг вы не согласны с каким-то из его пунктов - значит креститься еще рано.

Во-вторых , в Крещении человек рождается в новую жизнь, жизнь духовную, в которой у него появляются совершенно другие, недоступные ранее возможности: соединение с Богом, получение благодати, а в перспективе - наследование вечной жизни.

Когда лучше креститься?

Вопрос о том, когда же лучше человеку принять крещение - раньше или позже - в разные периоды истории решался по-разному.

В пользу более поздних крещений (в зрелом и даже пожилом возрасте) говорит простая логика: в крещальной купели человек очищается от ВСЕХ своих грехов - и полученного по наследству первородного греха, и накопленных самостоятельно в течение всей жизни до крещения. Значит, чем позже покрестился - тем меньше ошибок успеешь совершить за оставшийся период времени, тем более праведным предстанешь на последнем суде.

Однако в логике этой есть несколько серьезных изъянов. Во-первых, не всегда смерть приходит в старости и по заранее намеченному графику, и расчетливо откладывая крещение «на потом» надо помнить, что это «потом» может и не наступить. Во-вторых, крещение дает человеку возможность соединяться с Богом уже здесь, в этой жизни, в Таинстве Причастия, и, откладывая крещение - лишаем себя этой возможности.

Мода на поздние крещения возникает периодически, и каждый раз вызывает дискуссию вокруг себя. В частности, святитель Григорий Нисский, в сочинении с говорящим названием «Против отлагающих крещение» писал так: «Обезопась себя от непостоянства и неизвестности жизни. Не торгуйся с благодатью, чтобы не лишиться дара».

Надо ли крестить младенцев?

Креститься можно в любом возрасте, начиная с момента рождения. Но вопрос о том, надо ли крестить младенцев, возникает достаточно регулярно. Какие аргументы чаще всего выдвигаются против крещения детей?

Аргумент №1: «сделать за ребенка выбор в пользу крещения - это насилие; вырастет - сам разберется». Воспитание детей неизбежно связано с тем, что нам приходится делать за них выбор. Мы выбираем своим детям книги и игрушки, кружки и спортивные секции, школу и место жительства. Решаем надо ли ставить прививки и принимать антибиотики, внушаем ребенку что такое хорошо и что такое плохо - причем именно в том виде, в котором сами это понимаем. В любом случае родители стремятся воспитать детей в своей системе ценностей - это к вопросу о свободе выбора детей. А крещение - это не просто смена статуса в небесной канцелярии, это в первую очередь приобретение человеком новых возможностей. И здесь мне хочется процитировать фрагмент одной из дискуссий форума об уместности крещения младенцев:

«Понимаете, это спор бессмысленный, потому что в корне его лежит вопрос о том, как родители воспринимают Бога. Если для них Бог - это самое ценное в жизни, смысл ее, истина и любовь, то мама с папой и помыслить не могут оставить своего малыша без этого Дара. Если же для родителей Бог - это лишь одна из форм познания и общения с миром, часть культуры и пр... то, конечно, они могут отложить Крещение младенца холодной формулировкой: "Подрастет - сам выберет".

Тут пожалуй добавить просто нечего.

Аргумент №2: «крестить ребенка не надо, потому что до семи лет он и так безгрешный». Действительно, дети до семи лет в православной традиции считаются младенцами, не способными в полной мере отвечать за свои поступки, поэтому исповедь для них не обязательна. Однако же они не свободны от первородного греха, как уже упоминалось выше. И до крещения лишены многих возможностей - им нельзя причащаться, праздновать День Ангела (которого у них попросту нет), за них нельзя молиться в Церкви - только дома.

В любом случае, выбор в таком вопросе остается за родителями (именно за родителями, а не бабушками-дедушками и прочими родственниками, друзьями и сочувствующими).

Что для этого нужно

Кроме самого желания креститься потребуется выполнение некоторых условий и сопутствующие аксессуары. Необходимыми условиями могут быть следующие: если крестится ребенок, то не обойтись без крестных, а ещё, в некоторых храмах с вас могут потребовать посещения огласительных бесед. Из необходимых аксессуаров назовем пожалуй все, но их полный пакет будет зависеть как от вашего желания, так и от храма, где совершается Крещение.

Итак, вам понадобятся: крестик с приспособлением на котором он будет держаться на шее, цепочка или ниточка не имеет значения. Если крестится маленький ребенок - имеет смысл ниточку взять шелковую или широкую атласную ленточку, чтобы они не нарезали нежную кожу. Есть наблюдения, что золотые и серебряные цепочки также не причиняют коже малыша неприятного раздражения.

Крестильная рубашка - её можно приобрести в специализированном храме, либо, если вы любите трудности, сшить самим, покрой простой, она напоминает ночную рубашку с вышитым крестом на спине. На самом деле, это не обязательный атрибут крещения, но он предает совершаемому событию дополнительную утонченность и соответствует традиционной церковной эстетике. Если крестильную рубашку не приобретать, надо запастись такой формой одежды, которая не смущала бы вас и окружающих при соприкосновении с водой. Сейчас во многих храмах есть купели для полного погружения, соответственно всё, во что будет одет крещаемый, будет гарантированно мокрым. Но даже там, где крещение совершается обливательным способом в маленькой купели, как минимум по пояс вас также обольют водой.

Свечи - их можно приобрести непосредственно в храме, где будет происходить крещение, они необходимы для участия в крестном ходу, который имеет место быть в процессе этого богослужения. Стоит уточнить, сколько в храме, в котором вы креститесь, необходимо свечей на одного крещаемого и крестных, потому что часть из них отдается в алтарь в качестве пожертвования.

Полотенце - но тут сами понимаете, чем больше, тем лучше, если кто-то думает, что хватит маленького вафельного полотенчика, тот будет очень завидовать людям, не поленившимся взять настоящие банные полотенца, всё же дело мокрое.

Сменная одежда - если у вас её не окажется, то не только до конца крещения, но и много после него вам придется испытывать ряд неловкостей и неудобств по поводу вашего внешнего вида. Как правило, в храмах предусмотрено место, где можно раздельно переодеться мужчинам и женщинам, а для особенно целомудренных и индивидуальное. Однако будет ешё лучше, если вы заранее поинтересуетесь, есть ли в храме такое место и если вдруг его не окажется, а креститься вы собираетесь именно там, то сможете заранее всё предусмотреть, кстати, обычно принимать крещальный вид необходимо только перед самим крещением, за исключением ног, но об этом ниже. До самого момента крещения и после него можно находиться в повседневной одежде.

Тапочки - они понадобятся поскольку, поскольку нужны будут ваши разутые ноги. Как правило, разуться вам предложат ещё в начале богослужения, и чтобы не остаться босиком можете взять с собой тапочки. Самый идеальный вариант - сланцы.

Свидетельство о крещении , в некоторых храмах его может не оказаться в наличии, поэтому поинтересуйтесь заранее, будет ли оно выдано. Сейчас они есть разных видов: попроще и покрасивее, можно выбрать и приобрести самостоятельно, а можно положиться на тот храм, где крещение будет совершаться. В любом случае надо проследить за тем, чтобы оно было правильно заполнено, правильно поставлена ФИО крещаемых и крестных, дата совершения крещения, имя и фамилия священника, название храма, указание на небесного покровителя и день ангела.

Фотоаппарат или видеокамера , конечно по вашему усмотрению, но ведь крещение совершается только раз в жизни, почему бы его не запечатлеть. Опять же поинтересуйтесь заранее - нет ли в данном храме ограничений на фото- и видеосъемку.

Крестные

На самом деле, институт крестных в настоящее время утратил своё прежнее значение. Очень редко можно встретить пример, чтобы крестные действительно участвовали в воспитании своих крестников. Более того, крестные очень часто просто живут очень далеко и физически не могут исполнять свои обязанности. Как же в идеале? А в идеале крестные несут полную ответственность наравне с родителями до совершеннолетия своего чада за его православное воспитание и образование. Фактически они и есть вторые родители. Эта забота включает в себя целый комплекс мероприятий - от домашнего воспитания, до совместных церковных служб и финансирования соответствующих нужд - например, приобретения духовной литературы, икон, крестильного крестика, наконец.

Во время самого крещения крестные отрекаются за крещаемого от сатаны и соединяются со Христом, подтверждают вслух это желание и воспринимают свое чадо от купели. Одним словом, свидетельствуют перед всеми о собственной адекватности в христианском воспитании своего крестника. Естественно, что, согласно церковному мнению, крестные и перед Богом несут ответственность за духовную и нравственную жизнь своего чада.

Это, конечно, идеал, но к нему надо стремится. Следовательно, и крестных подбирать соответственно. Церковная практика, впрочем, оставляет возможность крестному меньше расстраиваться и рефлексировать по поводу не исполнения им своих обязанностей, если крестник или его родители этого не желают. Здесь, семейный мир не может быть подвергнут испытанию усилиями крестного, если семья к этому не готова. Но напоминать регулярно надо. Именно поэтому крестные обязательно вписываются в свидетельство о крещении.

Традиционно мальчику подбирают крестного, а девочке крестную, если нет возможности иметь обоих сразу. Крестные не могут состоять между собой и крещаемым в прямом родстве, например муж и жена не могут быть крестными друг другу и одновременно у одного ребенка, к которому их пригласили. Другие родственники вполне могут подойти для этой роли.

При всей несерьезности исполнения крестными своих обязанностей, хотя бы с именинами и другими личными и церковными праздниками, просто по человечески, крестные должны поздравлять своих крестников, не лишая их этого общения. Ну и наконец, если у крещаемого исчезают родители, крестные должны заботиться о них, как о своих собственных детях, вплоть до того, что берут их к себе домой, хотя бы как Сириус Блэк взял Гарри Поттера.

Про огласительные беседы, или зачем нужны лекции перед крещением?

Сегодня в большинстве храмов Екатеринбурга в рамках подготовки к Таинству Крещения предлагается посещение специальных занятий - огласительных бесед. Количество и качество их в каждом храме разное, смысл же одинаковый - объяснить крещаемым основы той веры, которую они собираются принять, рассказать о переменах, происходящих в жизни после крещения. То есть огласительные беседы должны способствовать более осознанному и более серьезному подходу к Крещению.

Оглашение - то есть устное наставление в вере перед принятием крещения - этот как раз то новое, которое является хорошо забытым старым. Традиция огласительных бесед сформировалась в Церкви уже во втором-третьем веках от Рождества Христова. Тогда оглашение длилось от сорока дней до трех лет. Создавались даже специальные огласительные училища, становившие поистине центрами просвещения. Например, в одном из наиболее известных - александрийском огласительном училище - преподавались не только богословие и философия, но еще этика, диалектика и даже физика.

До нас память о традициях древней Церкви дошла в богослужении и фольклоре. До сих пор главная церковная служба - Литургия (та самая, на которую можно попасть, если прийти в храм воскресным утром) делится на две части. Первая часть называется «литургия оглашенных» - на ней присутствуют и некрещеные, но готовящиеся к крещению, то есть оглашенные. Молятся вместе со всеми, слушают чтение Священного Писания и проповедь. Заканчивается эта часть специальной молитвой - именно об оглашенных. Там есть слова, обращаемые священником к ним самим: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви», после которых сами оглашенные должны ответить «Господи, помилуй». И поскольку в древней Церкви оглашенных было много, и отвечали они с энтузиазмом - возникла поговорка «вопить как оглашенные». Впрочем, сегодня она не актуальна, поскольку все молитвы поются церковным хором. Вторая часть службы - «литургия верных» - начинается словами «оглашенные, изыдите». На второй части литургии остаются только крещёные.

Сейчас во многих храмах эта огласительных бесед частично восстанавливается, правда, в очень разных формах. Где-то от крестных или взрослых крещаемых требуется посещение только одной беседы, предваряющей совершение Таинства. А где-то требуется посетить 12 или 16 занятий. Огласительные беседы позволяют получить сведения, что называется, из первых уст, и в некотором роде являются уникальной возможностью своеобразного церковного ликбеза.

В любом случае, вам придется уточнить - есть ли в храме, который вы избрали для крещения такие условия его принятия, и готовы ли вы на него согласиться. Остается всегда еще один проверенные и традиционно русский способ решения всех проблем - креститься по знакомству. Тогда, как правило, знакомый батюшка надеется на ваше домашнее самообразование, и не будет мучить вас утомительными повествованиями, если вы так оцениваете все, что случилось от сотворения мира и вплоть до событий, как минимум 33 года от Рождества Христова в Палестине.


Как происходит Крещение

Крещение может совершаться как индивидуально, так и коллективно, в зависимости от ваших пожеланий. Опять же, необходимо этот вопрос решить накануне. Естественно, что индивидуальные крещения всегда будут предпочтительнее, но, к сожалению, не так много людей знают о своем праве креститься именно так, а не дожидаться одного общего дня. Нужно всего лишь переговорить со священником.

В начале крещения священник объяснит, где кому встать: крещаемым, крестным и сочувствующим, которые пришли попереживать за близких. Также, очевидно, будут даны пояснения для тех, кто ведет фото- и видеосъемку. Кстати, лучшая позиция - перед священником и чуть сбоку, тогда можно выбрать наиболее удачный ракурс для основных моментов.

Начинается крещение с молитв имянаречения, которыми за крещаемыми закрепляются их христианские имена. Также, с этого времени, у человека появляется его небесный покровитель и активизируется Ангел Хранитель. Иногда людей переименовывают, если в святцах нет имени, которым наградили чадо его родители. Священник читает молитвы и сначала осеняет каждого крестным знамением, благословляя пришедших, а затем кладет руку ладонью им на голову, символизируя церковное покровительство. При этом крещаемым нужно будет громко сообщить священнику свои имена, в дальнейшем батюшка их уже потихоньку запомнит.

После этого читаются четыре достаточно длинные запретительные молитвы, которыми запрещается действовать на крещаемых силам сатанинским, силам бесовским. Кто смотрел западные триллеры и ужастики на тему экзорцизма, может смело проводить аналогии, так оно и есть. В православном последовании крещения есть место для изгнания дьявола. В знак этого священник оборачивается к крещаемым и дует троекратного и крестообразно каждому в лицо, произнося соответствующие слова заклинания. Если из вас не посыпались черви или тараканы - можете считать, что обряд экзорцизма вы прошли успешно.

С этого момента наступает фаза активного участия крещаемых и крестных в совершаемом событии. Все поворачиваются лицом на запад, как правило, к выходу из храма и священник предупреждает, что сейчас он будет задавать вопросы, на которые следует громко и четко, желательно хором, отвечать. Что отвечать подсказывает по ходу он сам, однако, если люди посещали огласительные беседы они и сами знают. Одновременно, в знак свободы от кандалов сатаны все поднимают обе руки вверх, показывая, что на запястьях нет оков. Два раза священник троекратно спрашивает о том, отрекаются ли пришедшие от сатаны, на что они утвердительно отвечают установленными формулировками.

Самые активные действия в этом событии - это выполнение предложения священника: «И дуни и плюни на него». В этот момент нужно дунуть и плюнуть на пол. Дело в том, что жизнь христианина начинается с оскорбления, с плевка на врага спасения. Тем самым, человек говорит: ничего общего у нас с тобой, сатана, просто нет, я плюю на тебя - последнее происходит буквально.

Сразу после отречения от дьявола совершается соединение со Христом. Все поворачиваются лицом на восток, как правило, к алтарю, как и стояли, и вновь отвечают на вопросы священника, но уже с опущенными руками. Священник спрашивает несколько раз о серьезности намерений пришедших, и те, также в установленной форме отвечают. На этом этапе хорошо, если кто-то из крестных оказывается особо подготовленным и может взять на себя чтение вслух Символа Православной веры. Символом веры называется набор основных вероучительных истин, или догматов, где коротко говорится о том, во что мы, христиане верим. Если никто из пришедших наизусть Символ веры не знает, его может прочитать сам священник, а остальные будут пробовать хоть что-то понять. В идеале, каждый христианин должен не просто знать его наизусть, но еще иметь возможность его прокомментировать, почему это именно так, а не иначе. Но, обычно, это и является первых вашим заданием по самообразованию. Найти Символ веры легко, он есть в любом Молитвослове или в книге, которая просто необходима каждому и которая называется очень знакомо: «Закон Божий».

После чтения Символа веры в окончание всех вопросов священник учит пришедших, как правильно креститься и кланяться, имеется в виду - как осенять себя крестным знамением. Помимо того, что мы пальчики складываем при крещении определенным образом - большой, указательный и средний вместе, символизируя нашу веру в Троицу, а два пригибаем к ладони - безымянный и мизинец, в знак того, что Христос был и Богом и Человеком, мы ими осеняем себя так: на лоб, на живот, на правое плечо и на левое, завершая крестное знамение небольшим поклоном. Мы тем самым призываем освящение Божие на все наши мысли, чувства и действия. А крестимся справа налево в честь благоразумного разбойника, который был распят по правую руку от Христа, и не стал вместе со всеми на Него ругаться, а просто тихо попросил, чтобы Господь о нем вспомнил в Царстве Небесном.

Именно в этот момент и следует переодеться, приняв уже собственно крещальный вид. Перед самым погружением священник будет помазывать вас святым маслом - елеем, которое символизирует Милость Божию. Он помажет лоб, грудь, уши, руки и ноги.

Обычно, крестятся по старшинству, начиная с самых маленьких, но это уже как решит священник. Не надо говорить, что накануне вам стоит принять хороший душ.

В воду вы будете погружаться трижды, и если это связано с ныряниями, рассчитайте заранее, сколько вам потребуется кислорода. Старайтесь нырять, но не плавать, поскольку при большой купели выловить вас сразу будет затруднительно. Пока вас погружают или обливают, группа поддержки готовит большое полотенце, а фоторепортеры не оставляют свои камеры в праздности. Сразу после крещения следует переодеться, но ноги еще должны остаться свободными.

Затем дело доходит и до крестиков. Если вы приобретали их в храме, их можно не освящать, но если это вещь из магазина, стоит попросить заранее, чтобы крестик вам освятили, сделать это могут здесь же, при крещении.

Батюшка сам надевает на всех крестики, которые следует сразу убрать за ворот, поскольку он не нарубашечный и не наплательный, а нательный.

Таинство Миропомазания

После этого совершается Таинство Миропомазания. Вас вновь будут мазать святым маслом, но на этот раз это не елей, а святое Миро. В этом Таинстве человеку подаются благодатные Дары Святого Духа на ведение христианской жизни. И Таинство это настолько важное, что оно также как и крещение принимается человеком лишь однажды (второй раз в жизни миропомазываются лишь при рукоположении в епископы и при вступлении на царский престол, откуда и выражение «помазанный на царство»). Священник будет помазывать лоб, грудь, губы, глаза, нос, уши, руки и ноги.

Святое Ми́ро (от греч. μύρον «ароматное масло»)— специально приготовленное и освящённое душистое масло. В Православной Церкви Миро готовится на основе оливкового масла с добавлением белого вина и множества ароматических веществ (сюда входят алоэ, ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло - всего около сорока ингридиентов). Обилие составляющих символизирует многоразличность христианских добродетелей.

Варится миро Патриархом, на Страстной Седмице в Малом соборе Донского монастыря (в Москве), где с этой целью устроена специальная печь. Освящается в Великий Четверг (последний четверг перед Пасхой) в патриаршем Богоявленском соборе в Елохове, и уже оттуда развозится епископами по своим епархиям. Вот откуда существует в русском языке поговорка «все одним миром мазаны».

Раньше в храмах крещение совершалось достаточно редко, потому что ждали выпуска огласительного училища и устраивали общеприходской праздник. И праздновали следующим образом: совершали небольшой крестных ход, к какому-нибудь знаменитому месту, которое находилось недалеко от храма, либо шли вокруг самого храма и пели песни новокрещенных, в которых прославляли совершившееся событие. И вот, вам тоже предложат поучаствовать в крестном ходу, который, как правило, теперь совершается вокруг купели, где произошло крещение. Для этого понадобятся приготовленные заранее свечи по одной на каждого. Во время крестного хода, также, вам предложат принять участие в общем пении, и эту возможность не стоит упускать. Особенно если все фиксируется на видеокамеру.

Сразу после Крещения и Миропомазания человек приносит первую, по крайней мере, в своей крещеной жизни, благодарную жертву Богу. И такой жертвой является не что иное, как его собственные волосы, то украшение, которое увенчивает самую замечательную часть нашего тела. Прически при этом не страдают, батюшка трижды вас подстрижет очень скромно и со вкусом, в виде крестика на голове.

Завершается крещение молитвами воцерковления, при этом мужчин вводят в алтарь - самое святое место Храма, а женщинам их читают перед иконой Пресвятой Богородицы.

Что дальше?

А дальше вы сами уже хозяева того дара, который только что получили. Опять же в идеале, было бы неплохо серьезно отнестись к произошедшей перемене и начать собственную религиозную жизнь. Узнать, что такое молитва, стараться посещать субботние и воскресные богослужения в храме, исповедоваться и причащаться хотя бы раз в месяц и так далее, но об этом, подробнее и развернуто, стоит говорить отдельно. В любом случае, крещение делает каждого Богу своим более, чем это было прежде. Крещение - это рождение в себе нового человека. А каждый из нас прекрасно знает, что родить человека нелегко, но еще труднее его вырастить.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.