Кто такие печенеги и где они жили. Устои и занятия

Второе место после византийской торговли занимала торговля с мусульманским востоком, которая велась при посредстве двух приволжских народов, Хазар и Камских Болгар, руссы ходили к этим народам из Азовского моря Доном до того места где он сближался с Волгою и где стояла хазарская крепость Саркел, построенная с помощью византийских зодчих. Тут Русь переволакивалась из Дона в Волгу и затем отправлялась или вниз по этой реке в столицу хазарского царства Итиль, или вверх до города Великие Болгары.

Итиль лежал на обоих берегах Волги недалеко от ее устьев. Здесь на одном из островов находился дворец хазарского кагана, окруженный стенами. Каган, его двор и некоторая часть народа исповедовали еврейскую религию; остальные жители Хазарии были частью мусульмане, частью христиане, более всего язычники. Только на зиму обитатели Итиля собирались в этот город; а летом большинство их расходилось по окрестным равнинам и жило в палатках, занимаясь скотоводством, садами и земледелием. Главную пищу их составляли сарацинское пшено и рыба. В столицу Хазарскую стекались купцы даже из отдаленных стран Европы и Азии. Между прочим, здесь была часть города, занятая русскими и вообще славянскими торговцами. Приезжавшие сюда русские гости обыкновенно платили в пользу кагана десятину, или десятую часть своих товаров. Многие из Руссов служили также наемниками в его войсках. Между Хазарией и Камской Болгарией лежала страна Буртасов, в которой русские торговцы выменивали меха пушных зверей, особенно меха куньи.

Камская Болгария имела своим средоточием город Великие Болгары, который лежал немного ниже Камского устья на левой стороне Волги, в некотором расстоянии от самой реки. Здесь жил Болгарский царь, который принял с своим народом мусульманскую веру, и с тех пор этот край вступил в деятельные торговые сношения с мусульманской Азией.

Сюда приходили не только арабские купцы, но и разного рода ремесленники, между прочим зодчие, которые помогли Болгарам построить каменные мечети, царские дворцы и городские стены. Любимою пищею Болгар служили конина и просо. Источники не бросают почти никакого луча света на происхождение этого царства. По всей вероятности, оно было основано подвинувшеюся сюда с юга небольшою частью великого Славяно-болгарского племени. Эта горсть Славян, последующими народными движениями совершенно оторванная от своих соплеменников, мало-помалу смешалась с туземными обитателями Финского и Турецкого корня. Но она долго оживляла этот край своим предприимчивым, торговым характером; а в X веке, по-видимому, еще сохранила отчасти и свою народность; по крайней мере арабский путешественник Ибн Фадлан иногда Камских Болгар именует Славянами.

Арабы, посещавшие Итиль и Великие Болгары, оставили нам любопытные рассказы о Руссах, которых они там встречали. Особенно занимательны рассказы Ибн Фадлана, который находился в числе послов, отправленных багдадским халифом к Альмасу, царю Камских Болгар, в первой четверти X века. Он описывает Руссов людьми высокого роста, статными, светлорусыми, с острым взором; они носили короткий плащ, наброшенный на одно плечо, секиру, нож и меч с широким волнообразным клинком франкской работы и были очень склонны к крепким напиткам. Жены их носили на груди металлические украшения (сустуги?) с кольцом, на котором висел нож, а на шее составленные из монет (преимущественно арабских) золотые и серебряные цепи, число которых определялось состоянием мужа; но особенно они любили ожерелья из зеленых бус (доселе любимое украшение великорусских женщин).

Приплыв к Болгарской столице, Руссы прежде всего направлялись к своим идолам, которые имели вид столбов или болванов с человечьими головами; подходили к самому высокому из них (конечно, к Перуну), падали ниц, молили его о помощи в торговле и клали перед ним свои приношения, состоявшие из съестных припасов, каковы мясо, хлеб, молоко, лук, и, кроме того, из горячих напитков, т.е. меда или вина.

Затем они строили себе на берегу Волги большие деревянные помещения и располагались в них по 10 или по 20 человек со своими товарами, которые преимущественно состояли из пушных мехов и невольниц. Если продажа идет туго, купец в другой и в третий раз несет подарки главному идолу; в случае продолжающейся неудачи он кладет приношения перед меньшими идолами, которые изображали жен и детей главного бога, и просит их о ходатайстве. Когда же торговля пойдет удачно, то русский купец убивает несколько волов и овец, часть мяса раздает бедным, а остальное кладет перед идолами в знак своей благодарности. По ночам приходят собаки и пожирают это жертвенное мясо; а язычник думает, что сами боги удостоили съесть его приношение.

Замечательны погребальные обычаи Руссов, по описанию того же Ибн Фадлана. Бедного покойника они просто сожигали в маленькой лодке, а богатого – с разными церемониями. Фадлану удалось присутствовать при погребении одного знатного и богатого Русина. Покойника сначала положили в могилу, где оставили его на десять дней, а между тем занялись приготовлениями к торжественному погребению, или к тризне. Для этого наличное имущество его разделили на три части: одну треть отделили семье, другую на погребальные одежды, а третью – на вино и вообще на погребальное пиршество (от этой третьей части названное тризною). Так как у каждого Русина, а особенно у богатого, было по нескольку жен или наложниц, то обыкновенно одна из них вызывалась умереть вместе со своим господином, чтобы вместе с ним попасть в рай, который представлялся языческой Руси прекрасным зеленым садом. В день, назначенный для погребения, вытащили из воды ладью покойного и поставили ее на четырех столбах; в ладье устроили ложе с подушками, покрытое коврами и греческою парчою. Затем вынули мертвеца из могилы; надели на него шаровары, сапоги, куртку и кафтан из греческой парчи с золотыми пуговицами, а на голову – парчовую шапку с собольим околышем; посадили его на ложе и подперли подушками. В ладью положили благовонные растения, плоды, вино, собаку, рассеченную на две части, двух коней и двух быков, разрубленных на куски, а также зарезанных петуха и курицу; о бок с покойником положили и все его оружие. Когда день стал близиться к закату, какая-то старуха, называемая "ангелом смерти", ввела в ладью невольницу, вызвавшуюся умереть вместе с своим господином; с помощью нескольких мужчин начала душить ее веревкой и докончила ножом. В это время другие мужчины, стоя подле ладьи, ударяли в свои щиты, чтобы не было слышно криков девушки. Тогда ближайший родственник покойного взял зажженную лучину, задом приблизился к ладье и зажег сложенные под нею дрова. Затем и другие начали бросать туда же дрова и горящие лучины. Огонь, раздуваемый сильным ветром, быстро охватил судно и превратил его в пепел вместе с трупами. На том месте Руссы насыпали курган и поставили на нем столп, на котором начертали имя покойника и имя русского князя.

Волжская торговля, свидетельствуя о богатстве и роскоши мусульманских стран, возбуждала предприимчивых, жадных к добыче Руссов попытать иногда счастья на берегах Каспийского моря. По известию арабского писателя Масуди, в 913 году собралась на Азовском море русская судовая рать, заключавшая в себе будто бы до 500 ладей и до 50 000 человек. Рекою Доном Руссы поднялись до волока, около которого находилась хазарская крепость (вероятно, Саркел), и послали к хазарскому кагану просить пропуска в Каспийское море, обещая отдать ему половину всей будущей добычи. Каган согласился. Тогда Русь перебралась на Волгу, спустилась в море и рассеялась по его юго-западным берегам, убивая жителей, грабя их имущество и забирая в плен женщин и детей. Народы, там обитавшие, пришли в ужас; им с давнего времени не случалось видеть неприятелей; только купцы да рыболовы посещали их берега. Наконец собралось большое ополчение из соседних стран: оно село на лодки и направилось к островам, лежавшим против Нефтяной земли (Бакинская область), на которых Русь имела сборное место и прятала награбленную добычу. Руссы устремились на это ополчение и большую часть его избили или потопили. После того они в течение нескольких месяцев свободно распоряжались на каспийских берегах, пока такая жизнь им не наскучила. Тогда они поплыли обратно в Волгу и послали хазарскому кагану условленную часть добычи. Хазарское войско состояло отчасти из мусульман. Последние сильно озлобились на Руссов за пролитую ими мусульманскую кровь и испросили у кагана позволение отомстить за нее, а может быть, они желали отнять и другую часть добычи. Враги собрались в числе 15 000, загородили дорогу Руссам и принудили их выйти на берег. После трехдневной битвы большая часть Руси была избита; только 5000 ушли на судах вверх по Волге и там были окончательно истреблены Буртасами и мусульманами из Камской Болгарии.

Этот набег Руси на каспийские берега был не первый; но по своей опустошительности он сделал ее имя грозным между восточными народами, и писатели арабские стали часто упоминать о ней с этого времени; подобно тому, как со времени нападения на Константинополь в 860 г. заговорили о Руси писатели византийские.

Около той же эпохи, именно в конце IX века, в степях Южной России поселились новые кочевые орды, которые стали беспокоить своими набегами все соседние народы. Это было турецкое племя Печенегов, издавна обитавших в стране между Уралом и Волгою. Чтобы удалить от своих границ таких беспокойных соседей, Хазары заключили союз с их соплеменниками Узами, которые кочевали далее к востоку. Узы потеснили Печенегов и заняли их места; а Печенеги в свою очередь двинулись на запад и напали на Угров, которые обитали в степях Азовских и Днепровских, Угры не выдержали их напора и перешли в Дунайскую равнину, или древнюю Паннонию, где они в союзе с Немцами разрушили Славяно-Моравскую державу и основали свое Венгерское королевство. А Печенеги между тем захватили огромное пространство от нижнего Дуная до берегов Дона. Они делились в то время на восемь больших орд состоявших под управлением родовых князей. Четыре орды поселились на запад от Днепра, а остальные четыре – на восток. Они заняли также степную часть Таврического полуострова и стали, таким образом, соседями греческих владений на северных берегах Черного моря. Чтобы удержать их от нападений на эти области, византийское правительство старалось быть с ними в мире и посылало богатые подарки их старшинам. Кроме того, с помощью золота оно вооружало их против других соседних народов, когда последние грозили опасностию северным пределам империи, именно против Угров, Дунайских Болгар, Руссов и Хазар. В мирное время Печенеги помогали торговым сношениям Руси с Корсунскою областью, нанимаясь перевозить товары; изобилуя скотом, они продавали Руси большое количество коней, быков, овец и пр. Но в случае враждебных отношений Печенеги много мешали сообщениям Руси с ее владениями Азовскими и Таврическо-Таманскими, а также торговым сношениям с Греками. Особенно они пользовались Днепровскими порогами, чтобы нападать и грабить русские караваны. Кроме того, эти хищные наездники врывались иногда в самую Киевскую область и опустошали ее. Киевская Русь обыкновенно не могла предпринимать дальних походов, если она находилась во вражде с Печенегами. Поэтому киевские князья должны были или вступать в упорную борьбу с этим народом, или привлекать его к своему союзу и в случае войны с соседями нанимать вспомогательные печенежские дружины. Русь пользовалась и тою враждою, которая существовала между Печенегами и их восточными соседями Узами: последние своими нападениями на Печенегов нередко отвлекали силы последних в другую сторону и тем доставляли Киевской Руси свободный путь к берегам Черного и Азовского морей.

Вторжение многочисленных турецких кочевников в южную Россию имело для нее важные последствия. Они особенно потеснили жилища славяноболгарских племен, т.е. Угличей и Тиверцев. Часть этих народов была оттеснена в область верхнего Днепра и Буга, где примкнула к своей Карпатской, или Древляно-Волынской, ветви; а другая часть, оставшаяся в Черноморье и отрезанная Печенегами от Днепровской Руси, мало-помалу потом исчезает из истории. Истребляя греческие и славянские поселения, уничтожая нивы, сожигая остатки лесов, Печенеги расширили область степей и внесли в эти края еще большее запустение .


Источники и пособия для истории Хазар: Френа – De Chasaris excerpta ex scriptoribus arabicis. Petropol. MDCCCXXII. Сума – О Хазарах (с датского перевод Сабинина в Чтен. Об. Ист. и Др. 1846. № 3). Стриттера – Chasarica в Memor. Pep. т. III. Дорна – Tabary"s Nachrichten liber die Chasaren в Memoires de l"Acad, des sciences. Vl-me serie. 1844. Григорьева – о Хазарах в журнале "Сын Отечества и Северн. Архив" за 1835, т. XLVIII и в Журн. М. Н. Пр. 1834. часть III. Лерберга – Исследование о положении Саркела. Языкова "Опыт в истории Хазаров". Труды Российской Академии. Ч. I. 1840. Хвольсона – Известия о Хазарах, Буртасах, Болгарах и пр. Ибн Даста. СПб. 1869. Гаркави – Сказания мусульманских писателей о славянах и руссах. СПб. 1870. Его же – Сказания еврейских писателей о Хазарах и Хазарском царстве (Труды Восточ. отдел. Археол. общ. ч. XVII, 1874 г.). Мои соображения о двойственной народности Хазар в исследовании "Русь и Болгаре на Азовском поморье". Письмо Хаздая и ответ Иосифа см. в. Чт. Об. И. и Др. 1847. VI и у Белевского Monumenta. I т.

Из истории и древностей Камско-Волжских болгар: Френа – Alteste Nachrichten iiber die Wolga Bulgaren в Mem. de l"Acad. Vl-me serie. Лепехина о Болгарских развалинах в его Путешествии. Ч. I изд. 2-е. СПб. 1795. 266 – 282. Кеппена – о Волжских болгарах в Жур. М. Н. Пр. 1836. ч. XII. Эрдмана – Die Ruinen Bulgars в Beirage zur Kenntniss des Inneren van Russland т. I. Григорьева – Булгары Волжские в Библиотеке для чтения. 1836 г. Ноябрь. (Труды ориенталиста Григорьева о Хазарах и Булгарах перепечатаны в Сборнике его исследований "Россия и Азия". СПб. 1876). Березина – Булгар на Волге в Учен. Известиях Казан. Универс. 1853 н. Вельяминова-Зернова "Памятник в Башкирии" (труды Восточ. отд. Археолог. Общества. IV. СПб. 1859). Хвольсона – Известия Ибн Даста. Гаркави – Сказания мусульман, писат. Савельева – Мухаммеданская Нумизматика в отношении к Русской истории. СПб. 1846. Charmoy – Relation de Massoudy et d"auters auteurs в Mem. de l"Academie 1834. Невоструева – "О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств" и "Ананьинский могильник". (Труды первого Археологич. съезда. М. 1871). Относительно государственного и частного быта Хазар и Камских Болгар хотя мы имеем довольно много известий, преимущественно арабских; но они так сбивчивы и разноречивы, что более точное изображение этих народов ожидает еще исследователей, и мы ограничиваемся пока только необходимыми указаниями. О славянстве болгар, кроме Фадлана, говорит и Масуди (Гаркави в Жур. М. Н. Пр. 1872. № 4).

Отрывки из описания Ибн-Фадлана сохранились в т. наз. Большом Географическом Словаре, который был составлен арабским географом Якутом, жившим в XIII веке. См. Френа – Ibn Foszlan"s und anderer Araber Berichte uber die Russen. St. P. 1823. С рассказом арабского писателя согласуется в общих чертах известие нашей летописи о языческом погребении у русских славян. "Когда кто умирал, говорит она, то над ним творили тризну; потом воздвигали большой костер, сожигали на нем мертвеца; собравши кости, клали их в небольшой сосуд и ставили его на столпе при дороге". О том же обычае сожжения трупов у славян упоминают и другие арабские писатели X века, именно Масуди и Ибн Даста. Последний говорит, что при этом жены покойного изрезывают себе ножами руки и лица в знак печали, а одна из них добровольно подвергает себя удушению и сожигается вместе с ним. Пепел собирают в сосуд и ставят на холме (вероятно, в кургане, который насыпали в честь покойника). По истечении года родные собирались на этой могиле с кувшинами меду и устроивали пиршество в память умершего (У Хвольсона 29). Но собственно о Руссах Ибн Даста рассказывает, что когда у них умрет знатный человек, то ему выкапывают большую могилу в виде покоя и кладут туда вместе с покойником его одежду, золотые обручи, съестные припасы, сосуды с напитками и монеты; туда же помещают живою и любимую его жену, и затем отверстие могилы закладывают (ibid. 40). Это известие указывает, что одновременно с сожжением существовал у Руссов и другой обычай погребения, т.е. закапывание в землю. Но, конечно, различие в обычаях и в их подробностях относилось к разным ветвям, к разным местам жительства русского племени. Ибн Даста по всем признакам разумеет здесь ту Русь, которая жила на берегах Боспора Киммерийского, т.е. в Тмутараканском крае, в стране собственно Черных Болгар, и упомянутый обычай относится столько же к этим последним, сколько и к Руссам Боспорским. В этом мнении еще более утверждает нас Масуди. Он также говорит об обычае русских славян сожигать покойников вместе с его женою, оружием, украшениями и некоторыми животными. А о болгарах замечает, что, кроме сожжения, у них существует обычай заключать покойников в какую-то храмину вместе с его женою и несколькими рабами. (Гаркави, 127). Ясно, что тут идет речь о катакомбах; а подобные катакомбы найдены около Керчи, т.е. в стране Черных Болгар. Между прочим, любопытна в этом отношении катакомба с фресками, открытая в 1872 г. Копии с фресок и объяснения к ним г. Стасова см. в Отчете Импер. Археологич. Комиссии. СПб. 1875 г. (Некоторые замечания о том же см. в моих " Разысканиях о начале Руси "). Наиболее подробное и критическое рассмотрение всех относящихся сюда известий заключается в исследовании А.А. Котляревского "О погребальных обычаях языческих славян". М. 1868. Произведенные в 1872 – 73 г. проф. Самоквасовым в Черниговском краю раскопки некоторых курганов, заключавших в себе глиняные сосуды с перегоревшими костями, а также пережженные остатки металлических украшений и оружия, замечательным образом подтвердили достоверность арабских известий и свидетельства нашей летописи о погребальных обычаях у древних Руссов. Он также нашел в Приднепровье и языческие могилы с целыми остовами, свидетельствующие, что одновременно с сожжением трупов существовал и простой обычай погребения. Данные, выведенные из этих раскопок, были сообщены им на Третьем археологич. съезде в Киеве, в 1874 г. и потом в сборнике Древняя и Новая Россия за 1876 г. №№ 3 и 4.

Френа Ibn Foszlan"s и пр. стр. 244. Наиболее обстоятельное известие о походе 913 года находится у арабского писателя X века Масуди в его сочинении "Золотые луга". Так как Хазары не имели флота, по замечанию арабских писателей, то мы думаем, что неприятели могли загородить Руссам дорогу и принудить их к полевому бою или при проходе через город Итиль, или при волоке из Волги в Дон-. Вероятно, битва происходила и там, и здесь. Очевидно, Русь была отбита от волока, и потому остатки ее принуждены уходить вверх по Волге. Поход 913 года показывает, что Руссам хорошо был известен судовой путь к южным берегам Каспийского моря, и действительно, по вновь открытым известиям у восточных писателей, Руссы еще прежде того совершили два набега в Каспийское море: первый около 880 г. и второй в 909 г. См. Каспий, или О походах древних русских в Табаристан – академика Дорна. 1875. (Приложение к XXVI тому Записок Акад. Наук).

Что касается торговли и вообще сношений Руссов с мусульманским востоком, то наглядным памятником этих сношений служат многочисленные клады с арабскими, или так наз. куфическими, монетами. Они обнимают время арабских халифов от VIII до XI века. Эти клады были находимы на пространстве почти целой России, а также в Швеции и Померании. Ясно, что Руссы уже с VIII века служили деятельными посредниками в торговле между восточными мусульманскими народами и Прибалтийскими краями. Григорьева – "О куфических монетах, находимых в России и Прибалтийских странах" в Зап. Од. Об. И. и Др. том I. 1844 г. и в "Мухаммед, нумизматике" Савельева.

Главным источником для истории и этнографии печенегов служит Константин Багр. в своем сочинении De administrando imperio. Потом следуют Лев Граматик, Кедрин, Анна Комнен и некоторые др. См. Стритера Memor. Pop. т. III. часть 2-я. Сума – "О Пацинаках" в Чтен. Об. И. и Д. 1846. кн. 1-я. Васильевского "Византия и Печенеги" в Журн.М.Н. Пр. 1872 г. №№11 и 12.

Кто, такие печенеги?

ПЕЧЕН?ЕГИ, сложный по этническому составу степной народ, в состав которого входили как тюркские, так и, вероятно, угорские племена в 8-9 вв.
Наименование «печенеги» встречается в русских летописях; в сочинении византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (10 в.) они называются «патсинокитаи». Печенеги продвинулись в восточно-европейские степи из области Нижнего Заволжья на рубеже 8-9 вв. Однако трудно определить точную дату именно этого фрагмента текста книги: вероятнее всего, где-то около 950.
В стратегических построениях правителей Византии этот народ, занимавший степное пространство от Днепра до Дуная, приобрел большое значение из-за того, что Империя благодаря ему могла сдерживать военную активность варягов-русов и славян, совершавших частые нападения на окраинные византийские земли, особенно в пределах Балканского полуострова и Причерноморья.
Для того чтобы безопасно нападать на византийские города, варяжские и древнерусские княжеские войска должны были обычно договориться с печенегами о праве прохода через занятые теми территории. В противном случае всегда была опасность нападения с тыла на движущиеся или сражающиеся армии. Так, в 972 на днепровских порогах погиб киевский князь Святослав Игоревич, которого печенеги ждали в засаде. Печенежский князь Куря изготовил из черепа Святослава чашу, из которой в дальнейшем пил на торжественных пирах.
Печенежская кочевая среда достаточно слабо изучена с точки зрения организации и структуры власти. Границы племенных владений часто смещались в зависимости от характера взаимоотношений с соседствующими с ними государствами и племенами - торками, хорватами, аварами и др. В структуре владений существовали определенные принципы. В частности, разделение на четыре основных территориальных группы, каждая из которых подразделялась еще на два. В языковом отношении, определенно, преобладающим наречием было тюркское, в частности, в названиях племен представлен такой тюркский термин как «иртим» - половина, но далеко не вся терминология самоназваний может быть идентифицирована как тюркская. Несомненно наличие угорской лексики. Военная организация связана с широким применением конницы, но очевидно также, что какие-то рейды совершались по воде. Скорее всего, применение транспортных речных судов для ведения военных действий заимствовано печенегами у ближайших славянских соседей. До конца 10 в. печенеги были значительной силой в степной и равнинной Юго-Восточной Европе. В 1036 потерпели значительное поражение от Ярослава Мудрого. Затем их, так же как и аваров, смывает очередная волна тюркских вторжений. Остатки печенегов откочевали в Венгрию.

На территории современной Российской Федерации и Европы в древности проживали десятки разных народов и племён. Племена воевали между собой, нападали на Русь, занимались земледелием или кочевали вместе со своим скотом. Чтобы успешно сдать экзамены, вам предстоит узнать, как жили печенеги, кто такие и какие у них были отношения с Киевской Русью. В этой небольшой статье мы кратко разберем, что о них известно.

Термин

Печенеги – это союз древних кочевых племён, который был организован приблизительно в восьмом – девятом столетии. Начали кочевать по территории Средней Азии. Этноним «печенег» скорей всего пошло от термина Беч (бэч), которым называли следующего вождя объединённых племён.

Особенности кочевников

Арабские, византийские, европейские и российские ученые описывали эти племена, их особенности и откуда они пришли на русские земли. Во всех источниках они представлены как варвары, несмотря на организованность племени и их чётко-построенную систему управления. Возможно, варварами их называли в Древней Руси из-за другой культуры и языка, который был непонятен славянам, ведь печенеги имели свой язык – тюркский. И для славянина их речь звучала как «вар вар вар вар».

В работах древних учёных представители этого племени выглядели как мужественные воины невысокого роста, европеоидной расы с тёмными, как земля, волосами. Также говорится, что они носили бороды, а одевались совсем скромно. Их наряды никак не отличались от других кочевых племён, а порой и от жителей Руси.

Как и все кочевые племена, печенеги занимались скотоводством, ходили на охоту, что приносило им мясо, молоко и шкуры, чем они успешно и торговали. Периодически случались стычки с другими местными племенами. Во главе их племён стоял каган, который выполнял роль главного воеводы, решал внутренние вопросы, то есть выполнял судебные функции. Самые известные правители:

  • Куря – напал и уничтожил войско Святослава, велел из его черепа сделать чашу и пить из нее на пирах.
  • Метигай – принял крещение у Владимира Великого.
  • Балтчар – верой и правдой служил Византии.

Особенностью племени были из похоронные обряды. Они насыпали небольшие курганы, умершего клали головой на запад. Вместе с ним погребали его лошадей, сабли, стрелы, лук, монеты, золото...

Борьба за земли

Кочевой способ жизни и собственный скот вынуждает искать новые и новые земли. По этой причине в месте, где они проживали, должны были находиться пастбища. Нападения со стороны соседей – огузов и хазар вынудили печенегов уже к концу девятого столетия покинуть Среднюю Азию и направиться в сторону европейского континента.

Столкнувшись с проживающими на землях между Дунаем и Волгой венграми, кочевники завоевали их земли и частично осели на них. Позже, эти кочевники, как и половцы позже, в своё время, разделяться на две группы. И начнут существовать порознь, если кратко, то западные частично останутся на завоёванных землях, а восточные продолжат свой кочевнический путь.

В 880–890 годах печенеги дойдут до Крыма. Увидев богатство русских земель, печенежский каганат будет делать постоянные набеги на княжеские земли, что и породит конфликт между ними и Киевской Русью.

Падение Хазарского каганата дало возможность кочевникам без боя занять новые территории. Огромные земли от Византии до Руси, рост население, регулярные набеги и успешная торговля дали возможность нарастить военную мощь печенегам.

При князе Игоре

Князь Игорь Старый. Годы княжения 912 — 945

Игорь правил княжеством с 912 по 945 года и именно на его правление попало появление на этих землях печенегов, от набегов которых ему постоянно приходилось оборонять родную землю. Конфликты с кочевниками были, но, вероятно в 915 или 920 годах. Об остальных годах правления этого князя толком ничего не ясно. Возможно было вообще два «Игоря». Тем не менее в походе 944 года Игорь уговорил печенегов идти на Византию походом в 944 году. Так что времена конфликта часто сменялись периодами сотрудничества, как например в дальнейшем будет в 13 веке, уже с половцами против монголо-татар.

При Святославе

На момент правления Святослава (945–972 года) печенеги решились пойти войной на Киев в 968 году, но Святослав одержал победу, ведь его с детства учили в варяжских традициях – воевать и побеждать! После такого фиаско кочевникам ничего не оставалось как пойти на мира с Святославом.

Князь Святослав Игоревич. Годы княжения 962 — 972

Они даже выступили на стороне князя в походе на Византию, но, к сожалению, этот союз просуществовал недолго и уже в 972 году на порогах Днепра они убьют князя, когда тот будет возвращаться из военного похода на болгарские земли. После этого набеги и военные конфликты возобновляться.

При Владимире Святом

Для молодого , который взошёл на киевский престол в 979, печенеги были противником номер один, поскольку они убили отца и не хотели подчиняться великой княжеской власти.

Князь Владимир Святой (Красное Солнышко). Годы княжения 979 — 1015

Воспользовавшись внутренними проблемами кочевников (одна часть принимает ислам, а другая переходит на Византийскую сторону, ), Великий Князь разбивает войско противника. Но это победа не стала концом войны.

Ярослав Мудрый и конец печенежской орде

Путь Ярослава на киевский трон был проложен кровопролитными битвами и братской борьбой за Киев. Степняки стали на сторону Святополка (брата Ярослава), чем попали в немилость следующего киевского князя. Взойдя в 1019 году на престол, Ярослав решается пойти против давнего врага и остановить набеги варваров. Удача улыбнулась правителю, и он окончательно разбил войско противников под Киевом в 1036 году, убив почти всех мужчин племени. Эта победа стала одной из самых великих в истории Руси.

Кстати именно в честь этой победы был заложен Софийский храм в Киеве.

Князь Ярослав Мудрый. Годы княжения 1019 — 1054

Превосходства печенеги были лишены, разделившись на сотни маленьких племён, они продолжили кочевать. Оседая на русских землях, они начали ассимилироваться с местными жителями, принимая их православную веру, традиции, обряды, быт. И уже к концу четырнадцатого столетия этот степной народ пропадут с политической карты мир.

Наследие

На богатые материально и духовно русские земли каждый человек, каждое новое племя приносили что то своё, чем пополняли богатство, что сейчас отобразилось на нашей культуре, языке и обычаях. Ученые спорят о наследии печенегов и в вопросе, кто их современные потомки.

Одно ясно, что гагаузы и каракалпаки (тюркские народы, проживающие на территории современной Молдовы и части Одесской области в Украине, а вторые на территории Узбекистана) - это их потомки.

Они говорили на своих языках и исповедовали разные веры. Другие исследователи считают, что юрматы - истинные наследники рода. Юрматы – башкирское племя, которое сейчас территориально относят к Саратовской области Росси. Кроме того, у коренного населения Киргизии (киргизов) есть целый род, который происходит от печенегов. Именно этот род был основным населением города Бечен (беч – печенежское слово, означавшее вождь).

По которой можно определить происхождение народа, - язык. Печенежский язык относится к тюркской семье, которая включает в себя множество носителей от Турции до Сибири и Средней Азии. Во всем этом большом сообществе существуют небольшие подгруппы. В случае с печенегами это огузские языки, к которым он и причисляется. Зная это, мы можем выяснить их ближайших родственников.

Происхождение печенегов

Родственниками печенегов являются огузы - еще одни кочевники, которые приняли активное участие в образовании народов Средней Азии. Печенеги - это ближайшие их соседи, решившие переселиться на запад из заволжских степей. Причин называют несколько. Возможно, это была племенная вражда, а также серьезные климатические изменения в ареале обитания, в том числе и засуха, которая означала уменьшение жизненно важных ресурсов.

Так или иначе, но союз племен переселился на запад. Случилось это в конце IX века, аккурат во время появления централизованного восточнославянского государства. По этой причине пришельцы не пошли на север, а продолжили свое путешествие на запад вплоть до границ с Болгарией и Византией. Новые соседи осели в причерноморских степях, на территории современной Украины.

Несмотря на свои тюркские корни, кочевники со временем приобрели некоторые европеоидные черты. Так, современники утверждали, что жители степей черноволосы и бреют бороды, а киевлянин при встрече с ними может легко затеряться в толпе. Подобные слова кажутся несколько противоречивыми, однако было возможно и такое, особенно если учесть, что степняки после успешных набегов брали в наложницы местных жительниц.

Характер взаимоотношений между Русью и кочевниками

С самого начала печенеги и Русь стали соперниками и врагами. Они относились к разным цивилизациям, между ними была пропасть религиозных отличий. Кроме того, и те и другие отличались воинственным нравом. И если Русь со временем обретала черты настоящего государства, которое обеспечивает себя само, а значит, может не нападать на соседей с целью наживы, то ее южные соседи так и остались по своей натуре кочевниками, ведущими полудикий образ жизни.

Печенеги - это очередная волна, выплеснутая азиатскими степями. На территории Восточной Европы данный сценарий разыгрывался циклично уже несколько сот лет. Сначала это были гунны, которые своей миграцией положили начало Придя в Европу, они навели ужас на более цивилизованные народы, но со временем исчезли. По их пути в дальнейшем пошли славяне и мадьяры. Однако они сумели выжить, и даже осесть и обжить определенную территорию.

Славяне, кроме всего прочего, стали своеобразным «живым щитом» Европы. Именно они постоянно принимали на себя удар новых орд. Печенеги в этом смысле - лишь одни из многих. В дальнейшем на их место придут половцы, а в XIII веке - монголы.

Взаимоотношения со степняками определялись не только собственно двумя сторонами, но и в Константинополе. Византийские императоры иногда пытались столкнуть соседей. В ход шли разные методы: золото, угрозы, заверения в дружбе.

Первые столкновения между кочевниками и славянами

Печенеги и Русь впервые столкнулись в бою, когда кочевники напали на киевского правителя Аскольда. Эти данные некоторыми историками оспариваются, однако никто не отрицает факт военного противостояния пришельцев из степей с в 915 и 920 году. К этому времени власть Рюриковича уже простиралась до Новгорода, откуда он сам и пришел.

Обладая такими большими ресурсами и количеством людей, Русь смогла сдерживать натиск кочевников с юга. При сыне Игоря - Святославе - орда периодически сражается на его стороне в качестве наемников, например, против Византии. Однако союз никогда не был крепким. Все тот же Святослав Игоревич погиб от печенежской засады на днепровских порогах, после того как Иоанн Цимисхий предложил хану немало золота.

Расцвет степняков

В те годы кочевой союз достигает пика своего развития. Благодаря походам славян пала Хазария. Теперь низовья Волги пустовали, а следовательно, сразу же были заняты ордой. Набег печенегов не смогли пережить и немногочисленные колонии славян в междуречье Днестра и Прута, на территории современной Молдавии. О квазигосударстве на окраине Европы были наслышаны не только непосредственные соседи, но и католические монархии на западе, а также арабские путешественники.

Также в могиле оставляли и всевозможные трофеи, доставшиеся либо в награду, либо как добыча (серьги, драгоценности и монеты золотой византийской чеканки). Печенеги - это еще и обладатели устрашающего арсенала. Поэтому вместе с воинами хоронили оружие. Как правило, это

Останки находят в основном на территории Украины. В России печенежские курганы чаще всего встречаются в Волгоградской области.

печенеги (лат. и виз. пацинаки, пачинакиты, араб. банджак).

Язык

огузкая подгруппа тюркской языковой семьи [Баскаков].

Время существования

С 889 г. выходят на историческую арену, появляются первое упоминание в иточниках, под своим именем. По XII век., когда печенеги были фактически полностью ассимилированы венграми и болгарами. На Руси последний раз упоминаются в летописях под 1151 г., но уже входят в союз «черных клобуков». В византийских хрониках (историка императора Византии Иоанна Киннама) упомянуты в 1155 г.

Происхождение

Первое упоминание (китайские хроники) протопеченегов под именем «кангар» относится к I–II вв. до н.э. Место обитания указывается бассейн реки Сырдарьи. Еще позже (386-618 гг.) также в китайских хрониках упоминается государство Кангюй, захваченное в 641 г. Западнотюрским каганатом. Очередное упоминание орды «кангар» относится к концу IX веку, объединившую разрозненные племена кочевников заволжских степей. Тогда же начинает складываться печенежский союз, который был фактически зажат со всех сторон недоброжелательными соседями:

  • кипчаки – с востока
  • гузы – с юго-востока
  • волжскими болгарами и венграми – с севера

По антропологическому типу печенеги были в основном европеоидами, что может свидетельствовать, что печенежский союз сложился на основе сарматских племен [Плетнева], в отличие от их соседей огузов.

История

889 г. Хазары, видя усиление печенегов, привлекают на свою сторону огузов. Огузы громят печенегов и вопреки желанию Хазарии вытесняют их с плодородных пастбищ. По словам византийского историка императора Константина Багрянородного, огузы «пойдя войною на пачинакитов, одолели их и изгнали из собственной их страны … ». «пачинакиты же, — пишет он, — обратись в бегство, бродили, выискивая место для своего поселения». Печенеги, лишенные пастбищ двинулись через Хазарию, круша все на своем пути. Как раз в это время прекращают существования многие поселки и городища Хазарии. Именно печенеги нанесли непоправимый урон Хазарскому каганату, чтобы через 150 лет он окончательно прекратил существование.

Дальше существует две версии развития событий:

  • Первая . В этом же году печенеги нападают на венгров (мадьяр) – союзников хазар, в Леведии. Леведией называлась страна, охватывающая нижнее течение Дона и Северное Приазовье, и видимо, Прикубанье. После поражения венгры переселяются в Аталькузу (междуречье Днепра и Днестра). [обе страны упоминаются у Константина Багрянародного]
  • Вторая . Леведия и Аталькуза – это название одной и той же страны [Артамонов, Гумилев]. Поэтому в 889 г. печенеги всего лишь переправились через Волгу и поселились в низовьях Дона.

895 г. Болгарский царь Симеоном заключил союз с печенегами, дабы отомстить венграм, которые годом ранее опустошили всю Болгарию. Союзники нападают на Аталькузу, когда венгры находились в походе. Были перебиты все дети, женщины и старики. Вернувшиеся венгры застали страну в запустении и, по одной версии [Плетнева], сначала двинулись на север в сторону Киева, где были встречены прохладно, и им пришлось откочевать за Карпаты в Паннонию (современная Венгрия). По другой версии , они сразу же двинулись через Карпаты, сначала в район современной Трансильвании, а уже оттуда захватили Паннонию [Артамонов].

896 г. Все тот же союз болгар и печенегов наносит поражение Византии и территория печенегов распространяется до реки Сирет.

Конец IX – начало X вв. Печенеги выходят к устью Дуная, громят города уличей по нижнему течению Днепра, а также разоряют славяно-тиверские города в Приднестровье. После этого они фактически становятся хозяевами Северного Причерноморья.

Тогда же в арабских источниках, находим деление печенегов на три части: тюркские, хазарские и заволжские. Тюркские жили — в междуречье Дона и Дуная, хазарские — в предкавказье, на нижнем Дону и его притоке Маныче, заволжские — остались под властью гузов в районе озера Челкар [Плетнева].

915 г. Первое упоминание печенегов у стен Киева. Заключен мир с князем Игорем.

920 г. Князь Игорь уже идет походом на печенегов, однако, более подробных сведений о нем не сохранилось.

940 г. Совместный поход печенегов и русичей князя Игоря на Византию. Т.к. император Роман откупился, князю пришлось разрешить печенегам разграбить болгарские земли.

948-952 гг. Написан труд «Об управлении империей» Константина Багрянородного, один из значительных трудов по истории печенегов. На тот момент они играли значительную роль во внешней политике Византии. Именно в этом труде узнаем о племенном составе печенегов.

Состав орды:

  • Племя Иртим (в расширенном варианте — Иавдиертим ) соответствует тюрк. Йабды Эрдим — «отличающееся заслугами».
  • Племя Цур (расширенный вариант — Куарцицур ) соответствует тюрк. Куэрчи Чур — «голубой чур» (где «чур» — должностное лицо).
  • Племя Гила (расширенный вариант — Хавуксингила ) соответствует тюрк. Кабукшин Йула — «йула цвета древесной коры» (где «йула» или «гила», «дьюла» у мадьяр, — должностное лицо с весьма высоким титулом).
  • Племя Кулпеи (расширенный вариант — Сирукалпеи ) соответствует тюрк. Суру Кул-бэй — «серый кулбэй» (где «кул» — часть титула или имени, а «бэй» — «господин»).
  • Племя Харавои соответствует тюрк. Кара Бэй — «черный господин».
  • Племя Талмат (расширенный вариант — Вороталмат ) соответствует тюрк. Боро Толмач — «темный переводчик».
  • Племя Хопон (расширенный вариант Гиазихопон ) соответствует тюрк. Яазы Копон (где Йазы — собственное имя, встречающееся еще раз у Константина ниже и в перечне имен печенежских «архонтов», а «копон» — титул должностного лица).
  • Племя Цопон (расширенный вариант Вулацопон ) соответствует тюрк. Була Чопон (где Була — собственное имя, а «чопон» — «чабан», т.е. пастух).

Отмеченный во многих племенных названиях элемент цвета — весьма характерное для кочевых народов явление.

Карта. Печенеги в середине X века по данным Константина Багрянородного.

Середина X в. Великий князь Венгрии Токсон (Такшонь) был женат на печенежке и ко двору был приглашен хан Тонузобу, а его орда получила кочевья на северной границе, по реки Тисе.
В это же время еще два хана Билу и Баксу со своими ордами были поселены в Венгрии и им отдали город Пешт.

965 г. Возможно, печенеги, совместно со Святославом участвуют в его походе на Хазарию. Предположение основано на том, что пройти через печенежские земли без разрешения и ведома самих печенег, не представлялось возможным. Печенеги достигают своего могущества, теперь они владеют территорией от Карпат и Дуная на западе, до Волги на востоке.

968 (969) г. Большой поход печенег на Русь. Княгиню Ольгу с малолетними сыновьями спасли войска воеводы Претича, подошедшие на помощь Киеву. Произошел обмен оружием, между военачальниками и подтверждение мира.

970 г. Святослав совершает поход в Византию. Битва при Аркодиополе, в которой участвуют и печенежские войска (которые, кстати, погибают одними из первых). Существует две противоречивые версии о том, кто победил в этой битве. Но наиболее авторитетная является та, которая говорит о победе византийцев.

971 г. Святослав вернулся в Болгарию для подготовки нового набега на Византию. Но позже в битве под Доростолом он был разбит. По возвращение обратно в Киев, ему приходиться зимовать в Белобережье, вблизи Днепровских порогов (ныне район Запорожья), ввиду того, что пройти через враждебные степи не было возможности.

Смерть Святослава в битве с печенегами. Миниатюра из «Хроники Иоанна Скилицы» (скорее всего XII-XIII вв.)

972 г. По весне ослабленные воины князя не смогли прорваться из окружения. Святослав и его дружина были истреблены. Печенежский хан Куря приказал из его черепа изготовить чашу, обтянутую кожей и обшитую золотом.

978 г. Начало княжения Владимира Святославовича в Киеве. Идет укрепление пограничных областей с Диким полем, южнее Стугны. Строятся «змиевы» валы, цель которых предотвратить длительный захват русских земель и превращением их в кочевые угодья. Одновременно печенеги усиливают натиск на русское порубежье.

993 г. Печенеги перешли Сулу, и встали на берегу Трубежа, на другом берегу встал Владимир со своей дружиной. Спор решился в поединке богатырей. Победил русский поединщик, печенеги были рассеяны. На месте битвы был основан Переяславль.

996 г. Новых поход печенегов на Русь. Владимир терпит поражение, недооценив противника. Тактика немного меняется. Теперь они подходят к какому-то городу и берут его измором, угоняя людей в рабство.

997 г. Печенги подходят к Киеву и осаждают Белгород-Киевский – крепость под Киевом. Князь Владимир в это время находился в отъезде, собирая новую дружину после уже упомянутого разгрома, годом ранее. Здесь и происходит знаменитый «кисельный случай», описанный в летописях. После долгой осады, когда продовольствия в крепости оставалось на исходе, жители решили обмануть кочевников. Пригласили их к себе на переговоры и продемонстрировали как из колодцев они черпают кисель и «медовую сыту». Напоили, накормили пенежских переговорщиков и заявили им буквально следующее: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли». Печенеги поверили и осада была снята. На самом же деле эти продукты буквально последнее, что удалось жителям крепости насобирать со всех амбаров и хранилищ.

Конец X в. На территорию Венгрии переселились несколько орд печенегов, в результате они были расселены не только на границе, но и в центре Венгрии.

1010 г. Внутри печенегов происходит распря. Часть печенегов во главе с Тирахом приняли ислам. Тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха и в Добрудже приняли христианство византийского образца.

1015-1019 гг. Междоусобная война на Руси между Святополком и Ярославом – сыновьями Владимира.

1015 (1016) г. Любеческая битва Ярослава против Святополка в союзе с печенегами. Святослав разбит варяжскими дружинами сводного брата.

1019 г. Битва на реке Альте под Переяславлем, длилась весь день и носила ожесточенный характер. Ярослав Мудрый наносит окончательное поражение Святополку с печенегами. Урон был нанесен достаточно серьезный, что дало передышку Руси.

1032 г. Ярослав начал ставить города и восстанавливать порубежные укрепления.

1036 г. Печенеги подошли к Киеву. Ярослав привел варяго-словенские войска с севера и дал бой печенегам. Битва была жестокая и длилась целый день. В итоге печенеги были полностью разбиты. После этого события печенеги частью входят в союз племен, названных берендеями (позднее черными клобуками), частью откочевывают к границам византийской империи, на Дунай. Их места обитания между Днепром и Дунаем постепенно начинают занимать торки (гузы), а позднее . Отдельно как народ, печенеги упомянуты еще в 1151 году в Повести временных лет.

1049 г. Проникновение торков (гузов) в страну печенегов.

Середина XI века. Печенеги вытеснены с левобережья Днепра гузами (торками). В это время, очевидно, происходят глобальные изменения в степях Северного Приченоморья. Место печенегов занимают торки и половцы, но печенеги не изчезают со страниц русских летописей и постоянно участвуют то тут, то там в различных междоусобных войнах князей. Причем выступая чаще в союзе с торками или в объединении племен, называемых берендеями и черными клобуками. Скорее всего, в это время они обитают на южных границах русских княжеств, находясь в той или иной степени вассальной зависимости от русских князей (в летописях их называют «свои поганые»).

1048 г. Тирах, преследуя своего заклятого врага Кегена, переправился через Дунай в стоставе 80 тыс. воинов и начал грабежи и насилия на территории Византии. В ответ император Константин Мономах поручил руководство армией Кегену, который учинил немало вреда своим соплеменникам. Еще же больший урон нанесла непогода и пристрастие варваров-печенегов к пьянству. В итоге полудеморализованная армия Тираха сдалась в плен, как и сам печенежский предводитель.

1049-1050 гг. После победы над печенегами император дал им земли с условием занятся земледелием, а также взял в армию печенежскую конницу. Но печенеги, будучи свободолюбивыми, недолго оставались покорными. Корпус печенежской конницы дезертировал из армии и вернулся в Болгарию, где печенеги снялись с места и откочевали в местность между Балканскими горами и Дунаем (страна «Сто холмов»). Оттуда они совершали свои грабительские набеги. Попытка их усмирить обернулась поражением императорской армии под начальством Никофора. Имепратор пытался усмирить печенегов, послав к ним Кегена (который был до этого ранен и находился на излечении в императорском дворце). Но привеженцы Тираха убили его.

1053 г. Войска византийцев под начальством Михаила и Василия Монаха перешли Балканские горы, но в ночном сражении были разбиты печенегами.

1059 г. Византийцы переходят Балканские горы и один за другим приводят к покорности орды печенегов.

1063 г. Вторжение узов (огузов) в переделы империи (называется цифра в 600 тыс.). Но вскоре часть их умирает от голода и болезней, часть переселена правительством в Македонию, часть смешивается с печенегами на Дунае.

1071 г. Битва византийцев и сельджуков при Манцикерте. Часть печенежко-огузких войск переходит на сторону сельджуков, и это в какой-то степени сыграло роковою роль в поражении императора Романа, который к тому же попал в плен.

1074-1078 гг. Печенеги участвуют в борьбе за власть между тремя претендентами, попутно грабя оседлое население. В то время их предводителем является Татуш.

1088 г. Император Алексей Комнин совершил большой поход на Дунай, чтобы усмирить или уничтожить печенегов. Сражение произошло около города Дерстра. Но византийцы бежали с поля боя увидев Татуша, который привел 36 тыс. половцев на помощь. Одна при дележе добычи половцы и печенеги рассорились и последние были разбиты.

1090 г. Происходят очередные стычки византийцев и печенегов. Император Алексей Комнин призвал на помощь половцев в составе 40 тыс. всадников под предводительством Тугоркана и Боняка.

1091 г. Печенежские войска подошли к Константинополю. 29 апреля состоялась решающая битва при Люберне. Печенеги были разбиты византийско-половецким войском. После сражения все пленные печенеги вместе с женами и детьми были истреблены византийцами. Весь день и всю ночь печенегов убивали византийские солдаты. Целый народ фактически прекратил существование. Анна Комнина писала: Можно было видеть необычайное зрелище: целый народ, считавшийся не десятками тысяч, но превышавший всякое число, с жёнами и детьми, целиком погиб в этот день. Это событие также нашло отражение в византийской песне: «Из-за одного дня скифы (так византийцы называли печенегов) не увидели мая».
Остатки некогда большой орды (по некоторым оценкам она составляла 600 тыс. человек) были поселены на востоке от реки Вардара и позднее составили в византийском войске отдельное подразделение.

1094 г. Половцы в Подунавье снова нападают на печенегов, которые не приняли участия в войне 1091 г. Множество их было перебито.

1116 г. Где-то на Дону (точный район неизвестен) произошла двухдневная битва между половцами, с одной стороны, и торками (гузами) и печенегами с другой. Победу одержали половцы.

1117 г. Побежденная орда торков и печенегов пришли к князю Владимиру под его защиту. Есть предположение (Плетнева), что это орда некогда охраняла городок Белую Вежу на Дону. Но, чуть ранее русские отогнали половцев от своих границ, два раза взяв их городки (1107 и 1116 гг.), и те в свою очередь отошли на Дон и выбили оттуда печенегов и торков. В пользу этого говорят археологические изыскания — именно в это время происходит запустение Белой Вежи.

1121 г. Предположительно (по мнению профессора Михаэля Ангольда), остатки печенегов и огузов были выгнаны из южнорусских степей и они вторглись на территорию Византии.

1122 г. Битва при Верии (современная Стара-Загора в Болгарии). Император Иоанн II Комнин нападает на печенегов, расположившихся лагерем. Пока битва происходила в поле печенеги имели перевес, но в конечном итоге войска императора добрались до укрепленного лагеря печенегов и с помощью тяжелой варяжской гвардии разгромили кочевников. Остатки печенегов включены в армию Византии.

1155 г. Печенеги упомянуты (византийский историк Иоанн Киннам), как союзники императора Мануила I Комнина в битве при Андрии на юге Италии против нормандского короля Сицилии Вильгельма I Злого.

XII век. Печенеги теряют свою национальную идентичность, хотя некоторые их группы еще сохраняются на территории королевства Венгрии. Но в последующие десятилетия они были ассимилированы венграми и болгарами.

Общественное устройство

Рис. Конская узда печенгов X-XI вв.

Во главе восьми фем, которые, очевидно, можно считать объединениями типа орд, стояли ханы – архонты, как называет их Константин Багрянородный, или, согласно русской летописи, князья. Орды делились на 40 частей, т. е. в каждую орду входило пять родов. Эта структура печенежского общества была прослежена этнографами и у некоторых ныне существующих народов. Роды возглавлялись архонтами более низкого разряда — меньшими князьями. Роль племенных и родовых князей сводилась в условиях военной демократии к роли военачальников. Константин Багрянородный записал имена первых ханов, под главенством которых печенеги захватили восточноевропейские степи:

  • Ваицу (орда Иртим),
  • Куркутэ (Гилы),
  • Каидум (Харавои),
  • Гиаци (Хопон),
  • Куел (Цур),
  • Ипаоса (Кулпеи),
  • Батан (Цопон),
  • Коста (Талмат).

Главы орд Иавдиертим, Куарцицур и Хавуксингила были наиболее могущественными, и также назывались «кангар». Скорее всего именно они стояли во главе печенежского союза в момент его образования и движения на запад.

Власть в орде наследовалась двоюродными братьями или детьми двоюродных братьев, «чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали и получали также и родичи по боковой линии. Из постороннего же рода никто не вторгается и не становится архонтом» – так описывал обычаи наследования власти у печенегов император Константин. Это может служить доказательством существования у печенегов матриахата, по крайней мере, его пережитков.

Князья (ханы), по совместительству и военачальники, обладали исполнительной властью. В экстраординарных случаях печенеги, как известно из более поздних (XI в.) источников, собирали «сходку», являвшуюся, по существу, народным собранием – органом военной демократии.

Торговые отношения

Печенеги занимали важное место в торговых отношениях местных областей. Особенно интенсивные связи их были с крымскими городами Византии (в частности, Херсонеса). Печенеги продавали в Крым шкуры и воск (поставлялся из Руси). На Русь печенеги поставляли быков, овец, коней.

Восточные авторы отмечают наличие у печенегов посуды из серебра и золота, богато украшенного оружия, серебрянные пояса. Также печенеги богато украшали и уздечки своих коней, что не удивительно для настоящих кочевников. Наличие таких искуссно сделанных вещей, говорит о высоком уровне мастерства печенжских ювелиров.

Источники

  • Артамонов М.И. История хазар, Л.1962, с. 336-352;
  • Василевский В.Г. Византия и печенеги (1048-1094),Труды В. Г. Васильевского. Том I. СПб., 1908;
  • Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь, М., 1989. (Глава XIII. На степной границе (1036-1061));
  • Константин Багрянородный «Об управлении империей», М.: Наука, 1991, главы 1-6, 37;
  • Плетнева С.А. Половцы, М.: Ломоносов, 2010, с. 12-30;
  • Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья (IV-XIII): Учебное пособие, Воронеж, 2003, с. 103-135;
  • Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская русь, СПб.: Алетейя, 2003, с. 45-66.