Льготное лекарственное обеспечение правила выписывания рецептов. Что делать, если льготного лекарства по рецепту врача нет в аптеке? Правила выписки и отпуска лекарств по льготе

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н
"Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) и пунктом 5.2.179 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

В.И. Скворцова

Регистрационный N 28883

Разработан новый порядок назначения и выписывания лекарств.

Теперь в рецепте указывается не торговое, а международное непатентованное наименование (МНН) препарата. Если оно отсутствует - отражается группировочное наименование.

Лекарства выписываются по торговому наименование лишь в следующих случаях. Во-первых, - если у препарата отсутствуют международное непатентованное и группировочное наименования. Во-вторых, - если такое решение приняла врачебная комиссия (в связи с индивидуальной непереносимостью или по жизненным показаниям).

Напомним, что данные меры были приняты, чтобы исключить сговор врачей с фармкомпаниями. Предполагается, что это позволит пациенту самостоятельно (прибегнув к консультации фармацевта) выбрать конкретное лекарство. Однако отметим, что данная позиция также подвергается критике. В частности, это обусловлено тем, что обычный человек не имеет достаточных знаний, чтобы сориентироваться на фармрынке. Следовательно, это может вызвать злоупотребление доверием уже со стороны фармацевтов (провизоров).

Предусмотрено, что при выписке из больницы по решению главврача больному могут выдать (или выписать) необходимые ему наркотики (психотропные препараты) курсом на 5 дней. Кроме того, при паллиативной медицинской помощи назначение данных препаратов возможно по единоличному решению медицинского работника, если пациент страдает от болевого синдрома.

Установлены предельные дозировки, отпускаемые на 1 рецепт. При этом дозы некоторых лекарств увеличены (например, промедол, фентанил).

Утверждены новые бланки рецептов. Регламентировано, как они оформляются и хранятся.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения"


Регистрационный N 28883


Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2013 г.


Приказом Минздрава России от 14 января 2019 г. N 4Н настоящий документ признан утратившим силу с 7 апреля 2019 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минздрава России от 31 октября 2017 г. N 882н


Приказ Минздрава России от 21 апреля 2016 г. N 254н

В настоящее время в городе Москве действует порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных групп населения, имеющих право на льготы, утвержденный Распоряжением Правительства Москвы от 10.08.2005 № 1506-РП «О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой».

Вышеупомянутым распоряжением утверждены: Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой, и Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, для отдельных категорий граждан, указанных в статьях 6.1 и 6.7 названного Федерального ззакона.

Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой осуществляется через аптечные организации (аптеки различных форм собственности и аптечные пункты, расположенные непосредственно в медицинских организациях (амбулаторно-поликлинических учреждениях) в административных округах по месту жительства). Перечень аптечных организаций утверждается Департаментом здравоохранения города Москвы.

Фармацевтические организации, осуществляющие логистические услуги по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой в городе Москве:

  • САО, СЗАО, ЗелАО г. Москвы - ООО «ТД «Фарм-центр»
  • ВАО, СВАО г. Москвы - ГБУЗ города Москвы «Центр лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения города Москвы»
  • ЮЗАО г. Москвы - ПАО «Фармимэкс»
  • ЦАО, ЮВАО, ЮАО, ЗАО, ТНАО г. Москвы - ГБУЗ города Москвы «Центр лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения города Москвы».

Дети из многодетных семей в возрасте до 18 лет обеспечиваются лекарственными препаратами бесплатно (указанные меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям до достижения младшим ребенком возраста 16 лет (обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - до 18 лет) в соответствии с Законом города Москвы от 23.11.2005 № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».

Информация о порядке предоставления гражданам пакета социальных услуг

В соответствии с пунктом 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 22.08.2004, 29.12.2004) периодом предоставления гражданам набора социальных услуг является календарный год.

В соответствии с пунктом 1.11 приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» заявление об отказе от набора социальных услуг на следующий год подается гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно в срок до 1 октября текущего года. Граждане вправе отозвать поданное заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на следующий год до 1 октября текущего года.

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (дополнительная бесплатная помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение), и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (предоставление бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно).

Информация о производстве лекарственных препаратов ведущих мировых брендов

Официальная информация о локализации производства лекарственных препаратов ведущих мировых брендов на промышленных площадях российских фармацевтических производителей публикуется в сети Интернет на следующих сайтах.

Нужно поставить рецепт на отсроченное обслуживание в аптеке. Там его обязаны зарегистрировать в журнале неудовлетворенного спроса. Такой журнал должен быть в каждой аптеке, которая занимается выдачей лекарств по льготным рецептам.

Если рецепт зарегистрирован в журнале неудовлетворенного спроса, его не надо оставлять в аптеке. Пациент забирает его с собой, но на нем должна быть поставлена отметка о принятии его на обслуживание: дата постановки на учет, номер аптеки, роспись фармацевта.

После регистрации рецепта аптека должна сформировать заявку на препарат в уполномоченную за поставку льготных лекарств в регион фармацевтическую компанию и предоставить препарат пациенту в течение 10-15 дней.

Пациент может сам позвонить в фармкомпанию, осуществляющую поставки льготных лекарств в регион, и выяснить: есть ли на складе необходимый препарат, когда он будет доставлен в аптеку, по какой причине отсутствует. Можно также уведомить компанию, что рецепт принят такой-то аптекой на отсроченное обслуживание (аптека может и не сообщить компании об отсроченном рецепте). Телефон фармацевтической компании можно узнать в аптеке.

Если прошло 16 дней, а препарат до сих пор не поступил в аптеку, нужно написать жалобу в адрес уполномоченной фармацевтической компании о том, что вы так и не получили льготное лекарство.

Нужно дождаться ответа, в котором может быть указано, что Минздрав не проводил плановые торги на закупку лекарств или лекарство не было указано в спецификации при госзакупках. Ответ компании будет являться основанием для обращения в суд – исходя из содержания ответа определяется ответчик: минздравсоцразвития, аптека, фармацевтическая компания и т.д.

Лекарство, положенное пациенту бесплатно по льготному рецепту, можно приобрести за собственные средства, а потом потребовать выплаты компенсации у аптеки. Для этого нужно написать претензию в аптеку с просьбой компенсировать затраты. Если аптека не возместит потраченные деньги, можно обратиться в суд.

Суд может отказать в удовлетворении иска о возмещении денежных средств, если лекарство приобретается самостоятельно, а рецепт не был поставлен на отсроченное обслуживание.

Минюст зарегистрировал приказ Минздрава, позволяющий выписку льготных рецептов для пациентов с хроническими заболеваниями на трехмесячный курс лечения. Ранее такое правило существовало в отношении людей, достигших пенсионного возраста, инвалидов 1 группы и детей-инвалидов, однако повсеместно нарушалось. «МедНовости» разбирались, будет ли работать новый приказ, или так же останется «протоколом о намерениях».

Долгожданные изменения

Вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений в Приказ Минздрава РФ от 20.12.2012 №1175н «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов» поставил действующих при ведомстве Совет общественных организаций по защите прав пациентов. Минздрав инициативу поддержал и еще весной подготовил вносящий эти поправки проект приказа № 254н от 21.04.2016.

18 июля документ был зарегистрирован, вступил в действии, и теперь выписывать лекарства на три месяца стало возможно еще и для хронических больных, проходящих длительное курсовое лечение. Как сказано в приказе, «рецепты на лекарственные препараты, выписанные на рецептурных бланках формы № 148-1/у-04 (л) и формы № 148-1/у-06 (л), гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы, детям-инвалидам, а также гражданам, страдающим хроническими заболеваниями, требующими длительного курсового лечения, действительны в течение 90 дней со дня выписывания».

Обещанного три года ждут

Между тем, возможность выписывать лекарства на трехмесячный срок для людей, достигших пенсионного возраста, инвалидов 1 группы и детей-инвалидов существует уже три года, однако сейчас это правило повсеместно нарушается.

Так, в Подмосковье получить льготный рецепт можно только при его наличии в прикрепленных аптеках. В ином случае льготные отделы поликлиник рецепты не выдают. Кроме того, срок действия рецепта составляет 1 месяц. Выписать препарат более, чем на 1 месяц также невозможно. Как правило, льготные препараты завозятся не чаще раза в месяц. И в этот день надо как можно раньше попасть в поликлинику, получить и отоварить рецепт. Удается это не всегда.

Читайте еще:

Главное событие месяца в жизни российских диабетиков - завоз инсулина в льготные аптеки. В этот день надо как можно раньше попасть в поликлинику, получить и отоварить рецепт. Удается это не всегда. Жительница Московской области рассказала «МедНовостям», как она ежемесячно добывает инсулин для больной диабетом матери.

Процедура состоит, во-первых, из визита к лечащему врачу, который должен сделать соответствующую запись в карте (а поскольку день поступления лекарств в аптеку заранее неизвестен, нельзя и заранее записаться на прием). А, во-вторых, из посещения льготного отдела, который не справляется с волнообразными наплывами пациентов - плотность очереди в эти дни, как в метро в часы пик. Применение электронных технологий в процессе ограничивается указанием в рецепте адресов аптек и количества упаковок лекарства на момент выписки рецепта.

Зам. главврача: «Такую заявку нам никогда не подтвердят»

Теперь регулярность прохождения этих мытарств, теоретически, должна из ежемесячной превратиться в ежеквартальную. Но надежд на это мало. Как объяснила «МедНовостям» заместитель главного врача по ЭВН (экспертизе временной нетрудоспособности) одной из районных больниц, реальная ситуация не позволяет обеспечить всех льготников лекарствами на 3 месяца. Плановые заявки формируются в районе и принимаются областным Минздравом ежемесячно, исходя из средней месячной потребности пациентов.

«Приказ о выписывании препаратов на 3 месяца для проведения курсов лечения определенной группе льготников есть уже с 2013 года, но если работать по этому принципу с каждым пациентом, то нам придется в три раза завышать потребность в основных препаратах, и эту заявку нам никогда не подтвердят, - призналась зам. главврача. - Лекарства закупаем и поставляем не мы, а Минздрав Московской области, который исходит из финансовой ситуации, выделяя средства на год и на месяц. Поэтому мы работаем с пациентами по этой схеме только индивидуально. Например, в связи с отъездом, госпитализацией, санаторно-курортным лечением». К тому же, у пожилого пациента в любой момент может «измениться состояние», поэтому предоставлять ему лекарства на 3 месяца вперед «тоже не совсем правильно», добавила она.

По ее мнению, с учетом реальной ситуации, действующая сегодня процедура выдачи рецептов - самая оптимальная. «Мы выписываем рецепты, исходя из наличия препарата в аптеке, - рассказала зам. главврача. - Допустим, в аптеке есть 5 упаковок жизненно необходимого инсулина. И три из них может забрать один пациент, а можно выписать их пятерым. Поставки-то идут не каждый день. Приказ хороший, и им можно было бы пользоваться, но мы же говорим о реальном льготном обеспечении, когда человек идет с рецептом в аптеку и получает лекарство. К сожалению, возможности реализации многих хороших нормативных документов в нашей стране, зависят от финансовой ситуации».

Эксперт: «Все в суд!»

По мнению экспертов, финансовые трудности региона не должны интересовать пациента. Действующее законодательство гарантирует ему своевременную медпомощь, в том числе лекарственную, а как ее обеспечить - проблема чиновников. «Кто мешает им сформировать заявку на 3 месяца, или на 5? - говорит президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексей Старченко. - Если в регионе действует такой внутренний приказ, значит областной Минздрав не умеет работать. Нуждающийся в инсулине больной сахарным диабетом (как и другие хроники) находится на диспансерном учете, и планировать его потребность можно на год и дольше. А не бояться, что больной умрет, и выписанный ему рецепт пропадет. Он скорее умрет, если не сможет получить лекарство».

По мнению Старченко, ситуация сдвинется с мертвой точки, если чиновников начнут «наказывать рублем». «Если пациенту не выдают препарат, он может его купить за свой счет и в конце года предъявить местному управлению здравоохранения все чеки для компенсации затрат, - объяснил эксперт. - Сегодня суды автоматически принимают такие решения. Плюс к этому, можно требовать компенсации морального вреда. Если начнется массовое востребование затрат через суд всеми пациентами, то мы получим совсем другую практику».

Читайте еще:

В Москве опять начались перебои с противоопухолевыми лекарствами. ГБУЗ «Центр лекарственного обеспечения департамента здравоохранения города Москвы» («ЦЛО ДЗМ»), включающее сеть аптек «Аптеки столицы», уже больше месяца не поставляет в пункты сети препарат длительного применения «Гливек» для лечения гастро-интестинальных стромальных опухолей (GIST).

При этом, надо сначала заставить поликлинику выдать рецепт, а потом аптеку - обеспечить его в установленные законом сроки (до 15 дней). По закону льготный рецепт должен быть отоварен в любом случае, и именно из-за нехватки препаратов и существует неофициальная установка не выписывать рецепты до момента поступления лекарства в аптеку.

«Выдача рецепта не должна зависеть от того, есть лекарство в аптеке или нет, - считает Старченко. - Это документ, который подтверждает, что пациент нуждается в лекарстве. Причем немедленно. И если больному не дают такой рецепт и не ставят его на отсроченное обслуживание - это повод написать жалобу в прокуратуру. Прокуроры, кстати, сейчас очень активно занимаются надзором за лекарственным обеспечением».

По мнению президента Лиги пациентов Александра Саверского, приказ Минздрава РФ - обязателен дляисполнения, и в регионах, в конце концов, будут вынуждены перестроиться. «Это, в том числе, упростит работу самих чиновников, - считает эксперт. - Не придется каждый месяц делать одну и ту же работу. ЛПУ знает, что у него на участке есть хронический больной, и пока он жив, для него требуется закупать лекарства. Хотя, возможно, поначалу и потребуется активность самих пациентов. И при отказе выдать рецепт на 3 месяца надо будет писать жалобу на имя главврача. Когда пойдет поток заявлений, это и будет способом доведения того же приказа до сведения всех руководителей и врачей».

Минздрав: «Все будет хорошо»

Впрочем, в областном Минздраве обещают, что ничего этого не понадобится. Как сообщили из ведомства в ответ на запрос «МедНовостей», «Приказ Министерства здравоохранения РФ 21.04.2016 № 254н доведен до всех лиц, в чей компетенции находится контроль и выполнение указанного нормативного документа». И его безусловное исполнение будет «осуществляется с 1 января 2017 года в соответствии с утвержденными изменениями».

На лекарственное обеспечение льготных категорий граждан из госказны РФ ежегодно тратится около 100 млн. руб. Данная мера позволяет открыть доступ к необходимым медикаментам слоям населения. Но не все осведомлены о своем праве на перечень лекарств по федеральному или местному законодательству. Согласно последнему условия выдачи препаратов, их количество, наименования и лица, претендующие на преференцию, варьируются на усмотрение региональных властей.

ФЗ устанавливает общие права для всех граждан РФ, независимо от материального статуса и национальности. Льготы же зависят от принадлежности к особой категории (инвалид, ветеран, малоимущий).

К сожалению, получать лекарства можно только по одному из оснований (хотя прямого запрета на одновременное пользование федеральной и региональной преференциями нет), поэтому льготник должен будет сделать выбор. Выплату на лекарства государственному льготнику осуществляет ПФ, а региональному – орган соцзащиты.