Локальные нормативные акты в сфере образования. Локально-нормативные акты образовательной организации: понятие, виды, перечень

Нормативной основы функционирования образовательных учреждений

Инспекционные проверки, проведенные в различных регионах России, показали, что формирование правового поля деятельности образовательных учреждений начало реализовываться повсеместно с большим или меньшим успехом.

Несмотря на различия в темпах и характере изменений образовательной ситуации в различных регионах страны перед руководителями образовательных учреждений возникают общие проблемы. Прежде всего это связано с установленным Законом РФ "Об образовании" самоопределением в форме образовательных учреждений и необходимостью формирования правового поля их деятельности. Демократизация образования определяет государственно-общественный характер управления, благодаря которому объединяются и взаимодействуют, координируют свои действия государственные и общественные объединения, структуры управления, организации.

На межрегиональных семинарах-совещаниях, проведенных Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования в 1999-2001 гг., уже было отмечено, что в соответствии со ст.2 Закона РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности. Это - компетенция образовательного учреждения. За органами образования - рекомендации и контроль.

Минобразование России, проанализировав итоги проведенных проверок, отмечает, что при разработке правового поля деятельности образовательных учреждений обозначались следующие проблемы:

1. Определение необходимого перечня локальных актов образовательного учреждения в соответствии с утвержденным уставом;

2. Разработка локальных актов образовательного учреждения как юридического документа в соответствии с установленной формой;

3. Определение задач и функций государственно-общественных форм самоуправления образовательного учреждения;

4. Соответствие разработанной нормативной правовой основы, регулирующей деятельность образовательного учреждения, действующему законодательству РФ в области образования .

Если две первые из перечисленных проблем носят организационный характер, то две последние указывают на то, что на современном этапе все большее значение уделяется качеству сформированного правового поля.

Относительно несложно специалистам органов управления образованием проверить решение первых, организационных, проблем. Примерный перечень локальных актов уже обсуждался на совещании по вопросам инспектирования в г. Пскове, опубликован в сборнике информационных материалов по итогам этого совещания и в методических рекомендациях "Локальные акты образовательного учреждения" Госинспекции при Минобразовании России. Поэтому при проверке уставов, которые являются основополагающим документом для формирования правового поля деятельности образовательных учреждений, необходимо выделить перечень локальных актов для данного учреждения и сравнить его полноту с тем перечнем, что дается в приложении к уставу.

Пункт 1.7 "б" ст.13 "Устав образовательного учреждения" Закона РФ "Об образовании" показывает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: "структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности". Поэтому необходимо определить:

Какие органы управления действуют в данном образовательном учреждении;

Каковы их функциональные управленческие связи;

Действуют ли они в соответствии с утвержденным положением (локальным актом).

Это относится к совету образовательного учреждения, педагогическому совету, родительскому комитету, общему собранию трудового коллектива, методическим объединениям по специальностям, советам старшеклассников, советам выпускников и другим органам самоуправления образовательного учреждения (п.2 ст.35 Закона РФ "Об образовании").

Классическим организационным методом распределения и закрепления задач, функций (обязанностей), прав и ответственности, установления взаимосвязей является регламентирование. Регламентирование осуществляется с помощью положений, должностных инструкций и других регламентов.

Технология составления положений

Положение - это организационно-юридический документ, регламентирующий деятельность управлений, учреждений и их структурных подразделений.

Как правило, положения состоят из следующих разделов :

1. Общая часть (общие положения).

2. Взаимосвязи с другими органами самоуправления.

3. Основные задачи.

4. Функции (обязанности).

6. Ответственность.

7. Организация управления.

8. Делопроизводство.
Раздел "Общая часть (общие положения)" включает в себя:

Определение статуса органа самоуправления в системе управления;

Указания о том, кем оно возглавляется и кому подчиняется;

Степень самостоятельности;

Участие в реализации целевой программы или выполнении целевых функций управления.

Раздел "Основные задачи" определяет:

Направление деятельности органов самоуправления;

Задачи, за выполнение которых несет ответственность данный орган самоуправления.

Раздел "Функции (обязанности)" содержит перечень функций, выполнение которых обеспечивает решение задач, поставленных перед органом самоуправления с определенной конкретизацией работ по каждой функции.

Раздел "Права" определяет права органа самоуправления, обеспечивающие выполнение этим подразделением своих функций.

Раздел "Организация управления" содержит описание организационной структуры органа самоуправления, указания о месте руководителей внутри самого органа (например при наличии групп, комиссий и т.д.), определяет периодичность, время и вид проводимых организационных мероприятий (планерки, совещания и т.п.).

Раздел "Взаимосвязи с другими подразделениями" разрабатывается на основе входящей и исходящей документации с определением основных взаимосвязей. В этом разделе могут устанавливаться взаимосвязи данного органа самоуправления с общественными подразделениями (организациями) - всевозможными общественными советами и комиссиями, профсоюзом и т.д.

Раздел "Ответственность" предусматривает установление ответственности органа самоуправления и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Этот раздел отличается наибольшей сложностью разработки, так как здесь нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность. Но, как правило, в этом разделе делается такая запись: "орган самоуправления несет ответственность за выполнение закрепленных за ним задач и функций".

Раздел "Делопроизводство" - это ведение протоколов заседаний, планирование деятельности, составление отчетов.

Технология составления должностных инструкций

Основой для составления должностных инструкций работников образовательных учреждений должны являться устав и Положение о типе и виде образовательного учреждения, имеющиеся квалификационные характеристики и квалификационные требования по должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы.

5. Договор образовательного учреждения с родителями.

6. Договор образовательного учреждения с учредителем (учредителями).

7. Правила поведения обучающихся.

8. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

9. Положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам сотрудников.

10. Трудовой договор (контракт) с работниками.

11. Должностные инструкции работников, в том числе административно-хозяйственного персонала, учителей-предметников, классных руководителей, социального педагога, психолога и др. по форме:

а) общее положение;

б) должен знать...;

в) функциональные обязанности;

г) права, компетенция;

д) организация деятельности и др.

12. Положение о методическом объединении педагогов.

13. Положение об аттестационной (экзаменационной) комиссии.

14. Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

15. Положение о конфликтной комиссии при проведении устных экзаменов.

16. Положение о временных комиссиях при совете образовательного учреждения (ревизионная, по приемке в эксплуатацию установленного оборудования и др.).

17. Положение о формах получения образования в данном образовательном учреждении (экстернат, самообразование по индивидуальным программам, положение о семейном образовании, положение о свободном посещении учебных занятий, положение о классах коррекции и классах компенсирующего обучения и др.).

18. Положение об объединениях обучающихся, воспитанников (положение о научном обществе обучающихся и др.).

19. Положение о стипендиях для обучающихся.

20. Положение об учебном кабинете.

21. Инструкции по безопасности и правила работы на травмоопасных участках, рабочих местах, в учебных кабинетах.

22. Решения педагогических советов, приказы по образовательному учреждению.

23. Положение о платных дополнительных образовательных услугах.

24. Положение о предпринимательской деятельности образовательного учреждения.

25. Положение о конкурсном приеме учащихся в образовательное учреждение.

26. Положения о школьной предметной олимпиаде, о конкурсах.


Приложение 2

Примерный перечень локальных актов

для учреждений начального профессионального образования***

1. Должностные инструкции.

2. Положение о педагогическом совете.

3. Положение о методическом объединении.

4. Положение о методическом совете.

5. Положение о совете учителей НПО.

6. Положение о внебюджетном фонде.

7. Положение о попечительском совете при внебюджетном фонде.

8. Положение о студенческом совете.

9. Положение о студенческом общежитии.

11. Положение о материальном стимулировании педагогических работников, о надбавках и доплатах.

12. Положение о студенческом научном объединении.

13. Положение об олимпиаде, конкурсе.

14. Положение о смотре учебных кабинетов, мастерских.

15. Положение о дополнительных образовательных услугах, в том числе платных.

16. Положение об аттестационной комиссии при проведении итоговой аттестации выпускников.

17. Положение о конфликтной комиссии.

18. Положение об экспертной комиссии.

19. Положение о приеме обучающихся.

20. Положение о приемной комиссии.

21. Положение об учрежденческой комиссии по аттестации педагогических ­кадров.

22. Положение о внутриучрежденческом контроле.

23. Положение о родительском комитете.

24. Договор с родителями.

25. Правила внутреннего распорядка.

27. Договор с базовым предприятием.

28. Положение о производственной практике.

29. Договор о взаимодействии органов местного самоуправления с ПТУ.

30. Положение о получении основного общего образования на базе ПТУ.

«Введено в действие» «Рассмотрено»

Приказ № 3 от 10.01.2014 Протокол № 4 от 10.01.2014

Директор школы Председатель пед.совета

Г.А.Гайзатуллина Г.А.Гайзатуллина

ПОЛОЖЕНИЕ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новотинчалинская средняя общеобразовательная школа им.Н.Г.Фаизова Буинского муниципального района Республики Татарстан» о составлении рабочей программы учителя -предметника
1.Общие положения

1.1. Данное положение составлено на основании следующих документов:


  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования. Федеральный компонент разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

  • Положение содержит требования к оформлению календарно-тематического планирования учителя-предметника.
1.2. Календарно-тематическое планирование – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.

  • Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем на каждый класс в соответствии с учебной программой и требованиями Государственного образовательного стандарта.

  • Календарно-тематическое планирование, разработанное учителем, согласовывается с руководителем методического объединения и утверждается директором школы не позднее 15 сентября.
1.3. Задачами составления календарно-тематического планирования являются:

  • Определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;

  • Определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;

  • Формирование рациональной системы работы по вооружению учащихся системой знаний, умений и навыков по предмету.
1.4. Степень разработанности календарно-тематического плана является критерием профессионализма учителя.

1.5. При разработке календарно-тематического плана учебного курса учитель реализует последовательность следующих действий:


  • Прогнозирование, предвидение хода и результатов работы;

  • Разработку программы необходимых мер, последовательности действий;

  • Выбор наиболее оптимальных методов и приемов для их осуществления;

  • Точный расчет деятельности во времени и установление сроков начала и окончания ее этапов;

  • Определение форм и методов учета и контроля результатов деятельности.

2 . Структура календарно-тематического планирования

учителя-предметника :


    1. Титульный лист.

    2. Пояснительная записка.

  • Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана;
2.3.Собственное тематическое планирование учебного предмета.
3. Требования к оформлению титульного листа

Титульный лист должен содержать следующие сведения:


  • «Согласовано»: руководитель РМО…….. /И.О.Ф./, дата

  • «Утверждаю»: директор МБОУ Новотинчалинская СОШ ……/И.О.Ф./, дата

  • Название школы

  • Название документа

  • Название предмета (должно соответствовать названию в учебном плане)

  • Класс

  • Ф. И. О. учителя

  • Учебный год

4. Требования к оформлению пояснительной записки

В пояснительной записке необходимо указать:


  • Документ(ы) на основании которого(ых) составлено календарно тематическое планирование (базисный учебный план, Федеральный государственный стандарт, Примерная программа, авторская программа, рекомендованная МО РФ)

  • УМК учителя (методическое пособие, учебник, рабочие тетради, др.)

  • Класс

  • Количество часов в неделю согласно учебному плану школы: федеральный, региональный, школьный компонент. Количество часов – резерв. Общее количество.

  • Образовательная технология (традиционная, развивающая, др.). Образовательная модель («Школа России», «Гармония», «Школа 2100», др.)

Инспекционные проверки, проведенные в различных регионах России, показали, что формирование правового поля деятельности образовательных учреждений начало реализовываться повсеместно с большим или меньшим успехом.

Несмотря на различия в темпах и характере изменений образовательной ситуации в различных регионах страны перед руководителями образовательных учреждений возникают общие проблемы. Прежде всего это связано с установленным РФ "Об образовании" самоопределением в форме образовательных учреждений и необходимостью формирования правового поля их деятельности. Демократизация образования определяет государственно-общественный характер управления, благодаря которому объединяются и взаимодействуют, координируют свои действия государственные и общественные объединения, структуры управления, организации.

На межрегиональных семинарах-совещаниях, проведенных Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования в 1999-2001 гг., уже было отмечено, что в соответствии со Закона РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности. Это - компетенция образовательного учреждения. За органами образования - рекомендации и контроль.

Минобразование России, проанализировав итоги проведенных проверок, отмечает, что при разработке правового поля деятельности образовательных учреждений обозначались следующие проблемы:

4. Соответствие разработанной нормативной правовой основы, регулирующей деятельность образовательного учреждения, действующему законодательству РФ в области образования.

Если две первые из перечисленных проблем носят организационный характер, то две последние указывают на то, что на современном этапе все большее значение уделяется качеству сформированного правового поля.

Относительно несложно специалистам органов управления образованием проверить решение первых, организационных, проблем. Примерный перечень локальных актов уже обсуждался на совещании по вопросам инспектирования в г. Пскове, опубликован в сборнике информационных материалов по итогам этого совещания и в методических рекомендациях "Локальные акты образовательного учреждения" Госинспекции при Минобразовании России. Поэтому при проверке уставов, которые являются основополагающим документом для формирования правового поля деятельности образовательных учреждений, необходимо выделить перечень локальных актов для данного учреждения и сравнить его полноту с тем перечнем, что дается в приложении к уставу.

"Устав образовательного учреждения" Закона РФ "Об образовании" показывает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: "структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности". Поэтому необходимо определить:

Это относится к совету образовательного учреждения, педагогическому совету, родительскому комитету, общему собранию трудового коллектива, методическим объединениям по специальностям, советам старшеклассников, советам выпускников и другим органам самоуправления образовательного учреждения ( Закона РФ "Об образовании").

Классическим организационным методом распределения и закрепления задач, функций (обязанностей), прав и ответственности, установления взаимосвязей является регламентирование. Регламентирование осуществляется с помощью положений, должностных инструкций и других регламентов.

Раздел "Функции (обязанности)" содержит перечень функций, выполнение которых обеспечивает решение задач, поставленных перед органом самоуправления с определенной конкретизацией работ по каждой функции.

Раздел "Организация управления" содержит описание организационной структуры органа самоуправления, указания о месте руководителей внутри самого органа (например при наличии групп, комиссий и т.д.), определяет периодичность, время и вид проводимых организационных мероприятий (планерки, совещания и т.п.).

Раздел "Взаимосвязи с другими подразделениями" разрабатывается на основе входящей и исходящей документации с определением основных взаимосвязей. В этом разделе могут устанавливаться взаимосвязи данного органа самоуправления с общественными подразделениями (организациями) - всевозможными общественными советами и комиссиями, профсоюзом и т.д.

Раздел "Ответственность" предусматривает установление ответственности органа самоуправления и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Этот раздел отличается наибольшей сложностью разработки, так как здесь нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность. Но, как правило, в этом разделе делается такая запись: "орган самоуправления несет ответственность за выполнение закрепленных за ним задач и функций".

Основой для составления должностных инструкций работников образовательных учреждений должны являться устав и Положение о типе и виде образовательного учреждения, имеющиеся квалификационные характеристики и квалификационные требования по должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы.

Должностные инструкции, как правило, разрабатывает руководитель органа управления с помощью самих работников, для которых они издаются. При этом учитывается весь объем свойственных данному органу управления работ. В спорных случаях проводятся т.н. фотографии рабочего дня. Должностные инструкции рекомендуется пересматривать и обновлять, по мере необходимости, в связи с изменением функции органов управления.


Понятие локального акта Под локальными нормативными актами понимаются разрабатываемые и принимаемые образовательной организацией в соответствии с её компетенцией, определенной действующим законодательством Российской Федерации и учредительными документами работодателя, внутренние документы, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования управленческой, финансовой, хозяйственной, кадровой и иной функциональной деятельности организации. Локальным актом высшей юридической силы в организации следует признать ее устав.


Продолжение В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.


Продолжение В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.


Продолжение Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ФЗ «Об автономных учреждениях» Устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения: 1) наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества; 1.1) указание на тип - "автономное учреждение ";


Продолжение 2) место нахождения автономного учреждения; 3) сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения; 4) предмет и цели деятельности автономного учреждения; 5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано; 6) сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения; 7) структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов; 8) иные предусмотренные федеральными законами сведения.


Виды локальных актов Видов локальных актов достаточно много, для удобства их можно классифицировать по следующим критериям. 1. По степени значимости: обязательные - состав таких локальных актов определен трудовым и гражданским законодательством. Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержат прямое указание на принятие подобных документов (например, ст.ст. 135, 189 ТК РФ, ст. 52 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). необязательные - такие документы прямо не предусмотрены законодательством, учреждение принимает локальные акты по своему усмотрению (например, Положение о добровольном медицинском страховании, Положение об организации детского отдыха).


Продолжение 2. По сфере действия: - общего характера, распространяющиеся на всю организацию (например, Правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков); - специального характера, касающиеся отдельных вопросов (например, Положение о направлении работников в служебные командировки, Положение о структурных подразделениях, Положение о специализированных кабинетах). 3. По кругу лиц: - распространяющиеся на всех работников организации (например, Правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков); - распространяющиеся на определенную категорию участников правоотношений (Положение о ненормированном рабочем дне, Положение о предоставлении дополнительных отпусков работникам, Правила поведения обучающихся в образовательном учреждении).


Продолжение 4. По способу принятия: - принимаемые работодателем единолично (например, Положения о структурных подразделениях); - принимаемые с учетом мнения представительного органа работников (например, Положение о предоставлении дополнительных отпусков работникам). В этом случае при принятии локальных актов необходимо соблюдать порядок, предусмотренный ст. 372 ТК РФ. 5. По сроку действия: - постоянного действия - бессрочные (например, Правила внутреннего трудового распорядка,); - с определенным сроком действия (например, график отпусков, штатное расписание).


Продолжение 6. По сроку хранения: - постоянного хранения (например, Положение об оплате труда, Положение о структурных подразделениях); - 75 лет (например, должностные инструкции, график сменности - при тяжелых, вредных и опасных условиях труда); - другие.


Структура и содержание локальных нормативных актов Структура и содержание локальных актов зависят от круга вопросов, в отношении которых необходимо принятие таких актов. Условно структуру локальных актов можно разделить на следующие части: - общие положения: перечень регулируемых вопросов; нормативные правовые акты, в соответствии с которыми локальный акт принимается; категории лиц, подпадающих под действие локального акта. - основная часть: права и обязанности работника и работодателя, администрации, педагогического коллектива и обучающихся и их родителей; процедуры, не определенные законодательством; действия сторон, сроки, ответственность и пр.


Продолжение - заключительные положения: время вступления локального акта в силу, перечень локальных актов или отдельных положений, прекращающих действие с принятием нового акта. Локальные акты могут содержать приложения, касающиеся вопросов, отраженных в этих актах. При написании текста локального акта следует руководствоваться нормами «Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р » (утв. Постановлением Госстандарта России от ст).


Разработка локальных нормативных актов Порядок разработки локальных актов законодательно не установлен, поэтому образовательная организация определяет его самостоятельно. Условно порядок разработки локальных актов можно разделить на следующие стадии: Определение вопросов, по которым требуются разработка и утверждение локального акта. На практике такая потребность выявляется в ходе совещаний, собраний, заседаний педагогического совета. Определение этапов и сроков разработки локального акта. На практике работодатель руководитель) устанавливает их при обсуждении вопросов, в отношении которых требуются разработка и утверждение локального акта.


Продолжение Создание рабочей группы по разработке локального акта. Такая группа может состоять из представителей администрации, педагогического коллектива, родительского сообщества, общественного совета и, в частности, совета обучающихся, т.к. в соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся всех образовательных организаций имеют право на участие в управлении образовательной организацией. Статьи 52, 53 ТК РФ предусматривают право работников на участие в управлении организацией. Подготовка проекта локального акта. Размещение проекта для обсуждения на официальном сайте образовательной организации. Согласование проекта локального акта. На данном этапе проект необходимо согласовать с участниками рабочей группы и другими заинтересованными лицами. Утверждение проекта руководителем образовательной организации.


Принятие локальных актов Согласно ст. 12 ТК РФ (применяя аналогию закона, распространяем действие указанной статьи на локальные акты, регулирующие иные, помимо трудовых¸ отношения) локальный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе. Руководитель образовательной организации может принять локальные акты следующими способами: утвердить; издать приказ (распоряжение) об утверждении локального акта. Практика показывает, что в образовательных организациях чаще используется второй способ. При этом способ утверждения остаётся внутренним делом организации, т.к. законодательно этот порядок не закреплен.


Ознакомление субъектов образовательных правоотношений с локальными нормативными актами Согласно ч.2 ст.22 ТК РФ работники должны быть ознакомлены под роспись со всеми локальными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в местах, доступных для детей и их родителей, вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка организаций. Если локальный акт касается обучающихся, их родителей, он должен быть доведен до их сведения. Целесообразно знакомить обучающихся и их родителей с локальными актами учреждения при поступлении в образовательное учреждение, на общем или классном собрании. Если обучающийся и его родитель в своём заявлении или иным образом сообщили свой электронный адрес, то можно направить текст локального акта по электронной почте.


Продолжение Подтвердить факт ознакомления работников с локальными актами можно несколькими способами: Подписью лица на листе ознакомления. Также должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления. Этот лист прилагается к каждому локальному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица. или Подписью лица на отдельном документе - журнале ознакомления работников, обучающихся и их родителей с локальными актами. В отличие от листа ознакомления этот журнал предусматривает возможность ознакомления с несколькими локальными актами. Подписью лица на листе ознакомления, являющемся приложением к трудовому договору, к материалам личного дела обучающегося.


Изменение локальных нормативных актов Образовательная организация вправе вносить изменения в локальные акты: в связи со вступлением в силу либо изменением законодательства в сфере образования, закона или другого нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения; по собственному усмотрению. В этом случае важно, чтобы принимаемые локальные акты не ухудшали положения работников, обучающихся, их родителей по сравнению с трудовым законодательством, законодательством в сфере образования, коллективными договорами, соглашениями (ч.4 ст.8 ТК РФ). Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный акт разрабатывался и утверждался первоначально.


Отмена локальных нормативных актов Основаниями для прекращения действия локального акта или отдельных его положений являются: истечение срока действия. Такая ситуация возможна, если при разработке локального акта был определен период его действия. вступление в силу закона или другого нормативного правового акта регулирующего правоотношения в сфере образования, либо содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с действовавшим локальным актом.


Действия руководителя образовательной организации по соблюдению прав участников образовательного процесса Установить наличие, провести анализ и экспертизу локальных и индивидуальных нормативных правовых актов, документов и материалов образовательной организации, локальные акты образовательной организации действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне организации. В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников.


Продолжение В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией. В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности,


Продолжение в том числе регламентирующие: правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.


Локальные нормативные акты В образовательной организации обязательно наличие локальных нормативных актов образовательной организации, закрепляющих права обучающихся по вопросам: предоставления условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы; выбора факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);


Продолжение участия в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом; пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности; посещения мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом (привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается).


Продолжение В образовательной организации обязательно наличие локальных нормативных актах образовательной организации закрепляющих прав родителей (законных представителей) по вопросам: ознакомления с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательного процесса; ознакомления с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; получения информации о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, согласия на проведение таких обследований или участия в таких обследованиях, отказа от их проведения или участия в них, получения информации о результатах проведенных обследований обучающихся;


Продолжение В образовательной организации обязательно наличие локальных нормативных актов образовательной организации, закрепляющих права педагогических и иных работников образовательной организации по вопросам: конкретных трудовых (должностных) обязанностей (трудовой договор и должностная инструкция), соотношения учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника, режима рабочего времени и времени отдыха работника.


Размещение материалов на официальном сайте образовательной организации Согласно ч.2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обеспечивает открытость и доступность: 1) информации: а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты; б) о структуре и об органах управления образовательной организацией; в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;


Продолжение г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; д) о языках образования; е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии); ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии); з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;


Продолжение и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся); к) о направлениях и результатах научной (научно- исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);


Продолжение л) о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления; м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);


Продолжение н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки; о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии; п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; с) о трудоустройстве выпускников;


Продолжение 2) копий: а) устава образовательной организации; б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации; д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 ст.30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;


Продолжение 3) отчета о результатах самообследования. 4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе; 5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний; 6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Любое предприятие, компания или фирма имеют среди своей документации действующие локальные нормативные акты, которые могут быть дисциплинарными правилами, должностными инструкциями или разными положениями. Локальный акт может относиться:

  • к разряду общеустановленных (обязательных) актов для любого предприятия,
  • к разряду актов, добровольно созданных работодателем.

Какими бы ни были локально-нормативные акты организации, важно, чтобы они существовали в рамках закона, то есть не имели противоречий с законодательством. Существует ещё один характерный признак такого фирменного документа. Локальный акт является обязательным для исполнения как для работодателя, так и для его подчинённых.

В данной статье рассмотрим всевозможные особенности этой разновидности документов.

Локальный акт - это…

Следует начать с того, что трудовой кодекс Российской Федерации (пятая статья ТКРФ) регулирует отношения между работодателем и работником посредством охраны труда, возможных соглашений и актов с нормами трудового права. Локальные акты организации с приведёнными в них нормами трудового права также регулируют рабочие отношения.

Подобный документ является общеустановленным для всех работодателей. Он соответствует и иной документации, которая содержит подобные критерии. Об этом говорит восьмая статья (первая часть) трудового кодекса. Однако какое-то определённое значение за понятием «локальный акт» не закреплено:

  • кто-то считает, что это локальные акты организации, которые содержат многократное повторение существующих правил поведения сотрудников, и устанавливает их работодатель (это неполное определение);
  • более правильным и полным будет следующее значение: «документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями».

Особенности документа (локально-нормативного акта)

  1. Возможные изменения в нём определяются работодателем.
  2. Нормы, содержащиеся в документе, не противоречат закону или трудовому договору.
  3. Он утверждается в виде инструкции или положения руководителем-работодателем (закрепляется в письменном виде). В некоторых случаях - при взаимодействии с профсоюзом организации.
  4. С этим документом обязательно знакомят сотрудника, подтверждая данное действие его личной подписью.
  5. Имеет законную силу со дня, когда он будет принят, или другой прописанной на бумаге даты.
  6. Прекращает своё действие, когда истекает его срок или в случае отмены работодателем/судом.

Какие документы относятся к локальным нормативным актам организации?

Ниже на фото приведен характерный для большинства организаций перечень документов, являющихся локальными нормативными актами.

Как принимаются локальные акты учреждения?

Каждый локальный нормативный акт организации проходит определённые этапы. Сначала он разрабатывается, потом согласовывается, затем утверждается, после чего только получает законную силу и вводится в действие.

Подобная последовательность создания таких документов может также устанавливаться характерным локальным актом (к примеру, согласно существующему в организации положению о порядке принятия локальных нормативных актов - образец акта приведён на фото).

Этап разработки локально-нормативных актов организации

Документ разрабатывается непосредственно специально занимающейся этой деятельностью (по назначению руководства) рабочей группой лиц (или лицом-исполнителем) на основании имеющегося приказа. Это может осуществить как простой сотрудник кадров или главный бухгалтер, так и объединение начальников подразделений.

Этап согласования локальных актов

После разработки локальный акт обязательно находится в процессе согласования с другими структурными подразделениями или отделами. При этом общие замечания, комментарии, согласие/несогласие работники отражают на отдельном специальном бланке.

Этап утверждения локальных актов учреждения (организации)

После процесса согласования документ направляется на утверждение начальству.

Перед тем как вынести своё решение, руководитель должен направить проект с обоснованием в профсоюзную организацию. Данный представительный орган со стороны сотрудников имеет максимум пять дней на рассмотрение и выдвижение в обратном порядке своего письменного мнения по поводу этого локального акта.

Если профсоюз соглашается с предложенным локальным актом, то этот документ вводится в своё действие.

Если же профсоюз не предоставил согласия, или же предоставил, но с учётом некоторых пожеланий, то руководитель обязан не позднее трёх дней (после получения ответа) организовать с представительным органом дополнительные консультации для достижения взаимопонимания и принятия решения.

Локальные акты школы

Стоит отдельно остановиться на документации в общеобразовательных учреждениях, которые могут самостоятельно создавать собственные локальные нормативные базы из актов потому, что Закон «Об образовании» Российской Федерации гласит, что устав общеобразовательного учреждения должен иметь определённый перечень локальных актов. Но при создании дополнительных документов, что вносят дополнения к существующему уставу (например, это могут быть новые локальные акты школы), необходимо обязательно зарегистрировать их в ИФНС. В противном случае возникнут несоответствия в нормативно-правовой базе организации.

Локальные акты учреждения общего образования являются законными и официальными правовыми документами. Они принимаются в надлежащей последовательности для регулирования отношений внутри школьной деятельности, отражённой в уставе организации.

Локальные акты школы должны отражать следующие принципы:

  • Они созданы для определённого образовательного учреждения и действуют, соответственно, в стенах одной организации.
  • Они представляют собой официальные письменные правовые документы, содержащие в себе все обязательные реквизиты.
  • В процессе создания и введения локального акта задействованы все субъекты процесса образования.

Виды локальных актов общеобразовательного учреждения

Школьные документы, а также локальные акты доу (дошкольного образовательного учреждения) могут быть нормативными. Такая документация содержит перечень определённых правил и норм, которые должны соблюдаться в обязательном порядке всеми участниками процесса образования. Для него характерно продолжительное во времени применение. Такие акты детализируют и дополняют правовую норму в отношении каждой отдельной школы.

Выделяют также и индивидуальные локальные акты. Как правило, они однократны и используются для закрепления определённого решения с юридической точки зрения.

Какие документы относятся к локальным школьным актам?

Локальные акты об образовании представляют собой постановления, решения, приказы, инструкции, правила, положения и договоры. Они отражают и регулируют разные стороны деятельности школы. К сведению, такую же разновидность документации имеют локальные акты доу. Рассмотрим каждый документ.

  • Постановления: эти локальные акты могут быть индивидуальными правовыми документами и нормативными. Они отражают в себе решение управляющего органа школы.
  • Решения: общее собрание сотрудников принимает локальные Такие документы очень часто носят характер рекомендаций.
  • Приказы: такой документ издаёт директор образовательного учреждения для разрешения основных задач. Например, ниже, на фото, приведён образец акта - приказ об утверждении правил внутреннего распорядка школы.
    Органы, которые управляют школой, такими документами, как постановления и приказы, утверждают положения, правила, инструкции.

Как должны оформляться локально-нормативные акты

Трудовым законодательством не создано определённых требований относительно оформления подобных документов. Но существует ГОСТ Р6.30-2003, включающий информацию о необходимых требованиях, которые нужно соблюдать при создании и оформлении локального акта. Согласно ему, любой документ (за исключением письма) оформляется на специальном бланке и содержит следующую информацию:

  • полное и сокращённое название организации (то наименование, что указано в учредительных документах);
  • указание прописными буквами наименования после названия организации;
  • дата утверждения и последовательный номер акта при регистрации;
  • указание места создания и оформления документа;
  • наличие подписи(ей) согласования;
  • указание в конце документа информации о приложениях;
  • соблюдение структуры документа, в которую входят все необходимые положения (общие, основная часть и заключительные);
  • разделы (с номером и заголовком), пункты и подпункты обязательно являются содержательной частью документа;
  • проводится обязательная в середине верхнего поля листа (начиная со второй страницы).
  • Обязательно наличие грифа утверждения руководства организации в правом верхнем углу. Утверждение может быть представлено либо простой подписью начальника, либо отдельно созданным приказом. Всё заверяется печатью.

Ознакомление с актом сотрудников организации

После утверждения локально-нормативного акта он проходит стадию регистрации в специальном журнале и получает индивидуальный номер и указание даты, с которой он вступает в законную силу.

С этим актом руководство обязано ознакомить тех своих сотрудников, деятельность которых затронута в самом этом документе, согласно статье 22 (часть 2) трудового кодекса Российской Федерации. Процесс ознакомления отражается на специальных ознакомительных листах в виде отдельного приложения к локально-нормативному акту, а также отражается в журнале ознакомления.

Как локальные акты хранятся

Все оригинальные акты должны храниться в одном месте (канцелярии, приёмной или отделе кадров). Копирование документов происходит при распространении документа среди отделов и структурных подразделений.

Подобные локальные документы имеют неограниченный срок хранения в соответствии со списком типовых управленческих архивных документов, которые формируются при работе государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.