Лукреций - биография, информация, личная жизнь. Философ тит лукреций кар

Ст. н. н.э. и мало достоверны). Вполне вероятно, Лукреций получил философское образование в популярной в то время неаполитанской эпикурейской школе, которую возглавлял Филодем.

Сохранилась одна философская поэма Лукреция, не опубликована при его жизни и, очевидно, не закончена. По свидетельству Светония ее отредактировал и опубликовал Цицерон (вероятно, не Марк Туллий Цицерон , а его брат Квинт). Позже она получила название "О природе вещей" (лат. "De rerum natura" ), Название которой вполне выражает ее смысл. Это произведение Лукреция - единственная полностью сохранившаяся достопримечательность материалистической мысли античности , в ней систематически и аргументированно изложено античный материализм и особенно полно выше его достижения - атомистическое учение Эпикура .

Произведение Лукреция - дидактическая поэма, популяризировать философские идеи, жанр, довольно обычный для той эпохи. Отметим, что еще до Лукреция Манилий и Германик пробовали изложить свои астрономические взгляды в дидактической поэме. Поэт Саллюстий в своем стихотворении "Эмпедокл" излагает учение древнегреческих натурфилософов . Вкладывая философский смысл в звучащую форму гекзаметра , Лукреций сам объяснил, почему он пишет стихами: поскольку научное знание тяжелое воспринимается, нужно с помощью поэзии облегчить овладение им; Лукреций считал поэзию одним из способов распространения знания. Каждой книге предшествует поэтический вступление, за которым следует изложение соответствующей части атомистической философии. В поэтическом оформлении философского материала преобладают сравнения, разворачиваются иногда в довольно яркие описания, например вечного возрождения в природе, овец, ручья, боя, культа Кибелы , чумы в Афинах . Латинский язык поэмы отличается как архаизмами , так и некоторыми новообразованиями, вызванными необходимостью передачи незнакомых римлянам философских понятий. Дактилический гекзаметр Лукреция более плавный, чем в Энния или Луцилия, но ему далеко до той изысканности, которая достигается только в поэзии Вергилия . Лукреций содействовал выработке научной литературного языка.


2. Философские взгляды

Таким образом, Лукреций использовал все основные положения эпикурейской школы, внесенные ею в атомистическое учение Демокрита ("отклонение", признание гипотез для объяснения причин некоторых явлений и др.).. В то же время Лукреций в своем обосновании атомистики отличался от Эпикура , который ограничивался преимущественно логической аргументацией; Лукреций сделал доступными сложные философские идеи Эпикура, он широко применял сравнения, аналогии между различными процессами живой и неживой природы, метафоры и др.. Эта особенность изложения атомистики в Лукреция связана, очевидно, с его стремлением широко популяризировать атомистическую теорию, его теоретико-познавательной концепцией и большим доверием к данным чувств и повседневной практики.


4. Общественно-исторические взгляды

Будучи сторонником античной демократии , Лукреций осуждал аморализм рабовладельцев, выступал против войн, отрывают мирных жителей от полезной для общества работы.


5. Атеизм

Последовательным выводом из материализма Лукреция был его атеизм . Лукреций считал несостоятельными религиозные представления о провидении, чудеса и т.д.. Согласно Лукрецием, религия - суеверие и предрассудки, продукт невежества и страха (I: 153), поддерживая которые, она стала источником многих зол и несчастий, несправедливости и преступлений. Средство избавления от религии Лукреций видел в разъяснении истинных причин природных явлений, в раскрытии распространяемой жрецами лжи о бессмертии души и загробном существовании. Душа , по Лукрецием, телесно, она состоит из тех же атомов , что и тело, но более тонких. Душа неразрывно связана с телом. Со смертью тела гибнет и душа. Смерть означает прекращение страдания. Между жизнью и смертью нет ничего общего. В смерти пугает не уничтожение, а неизбежность загробной воздаяния, которое является лишь суеверием.


7. Произведения

  • Тит Лукреций Кар. О природе вещей / Перевод А. Содоморы. - Киев: Днепр, 1988. - 191 с. ISBN 5-308-00201-0

ЛУКРЕЦИЙ, ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (Titus Lucretius Carus) (ок. 95–55 до н.э.) – римский поэт и философ, последователь Эпикура .

Все, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима , который, по всей вероятности цитируя Светония , говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».

Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он перенял и развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния (239–169 до н.э., ср. I 117–119), у него же заимствовал некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Лексикой и техникой Лукреций отчасти обязан и Явлениям Арата (в переводе Цицерона). Возможно, были и другие образцы, о которых исследователям его творчества ничего не известно.

Несмотря на скудость достоверных сведений о судьбе Лукреция, его жизнь и творчество интересовали не только современников. Цицерон , в письме брату Квинту, написанном в феврале 54 до н.э., упоминает его поэму О природе и признает в ней «многие проблески гения, но также и немалое искусство». Античные комментаторы признавали влияние Лукреция на Вергилия. Позднейшие поэты античности, выражавшие восхищение Лукрецием, как это делали Овидий (43 до н.э.–17 н.э.) и Стаций (ок. 45–96 н.э.), тем не менее в качестве поэтического образца избирали Вергилия. История безумия и самоубийства Лукреция легла в основу поэмы Теннисона Лукреций (Lucretius , 1868); вне всякого сомнения, поэма О природе оказала влияние на Гете и Вольтера, ее воздействие прослеживается в современной европейской литературе (особенно в английской – от Э.Спенсера до А.Э.Хаусмана).

Поэма О природе является самым пространным из дошедших до нас изложений философии Эпикура (ок. 340–270 до н.э.).

В шести книгах поэмы Лукреций последовательно освещает космологические воззрения, в т.ч. учение об атомах и пустоте как первоначалах, о спонтанном отклонении атома, концепцию множественности миров, опровергает идеи провидения и участия богов в создании Вселенной, критикует представления о бессмертии души и переселении душ и называет страх перед смертью ничтожным. Душа материальна, поэтому погибает вместе с телом, и смерть для нее – лишь избавление от страданий. В пятой книге Лукреций воздает хвалу Эпикуру как герою-благодетелю, освободившему людей от суеверий, страха перед богами и смертью и тем самым указавшем людям истинный путь к счастью. В поэме также содержится концепция развития природы и человеческой культуры, в основе которой лежит понятие «нужды», что полемически направлено против идей о провиденциальном руководстве со стороны богов.

Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени.

Мария Солопова


(ок. 99-55 до н. э.)


ru.wikipedia.org

Биография

На заре зарождения римской философской терминологии Лукреций в своём основном труде - философской поэме «О природе вещей» (лат. De rerum natura) - облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования. Развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура, попутно касаясь вопросов космологии и этики.

Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и доксографом учения Эпикура. Его философия дала мощнейший толчок развитию материализма в античности и в XVII-XVIII веках. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция - Пьер Гассенди.

По имени Тита Лукреция Кара названо карианство - современное рационалистическое мировоззренческое течение, основанное на принципах неопозитивизма и постмодернизма.

Тексты и переводы

Латинские тексты
- В серии «Loeb classical library» поэма издана под № 181.
- В серии «Collection Bude» поэма издана в 2 книгах.

Русские переводы:

О природе вещей. / Пер. А. Клеванова. М., 1876. XXII, 191 стр.
- О природе вещей. / Пер. размером подлинника И. Рачинского. М., Скорпион. 1904. XVI, 231 стр. (переиздания 1913 и 1933 годов)
- О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. В. Ф. Асмуса. М.-Л.: Academia. 1936. 285 стр. 5300 экз. (неоднократно переиздавался)
- Тит Лукреций Кар. О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Т. В. Васильевой. [С приложением фрагментов сочинения Гераклита, поэм Парменида и Эмпедокла, писем Эпикура]. (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). М., Худож. лит. 1983. 384 стр.

Биография

Лукреций, Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.), знаменитый римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о нём относятся к IV в. н. э., но не могут считаться достоверными. До нас дошла его философская поэма "О природе вещей", представляющая собой дидактический эпос, излагающий физику Эпикура. Эта поэма - единственный литературный памятник античности, дошедший до нас полностью.

Она состоит из шести книг. В книгах первой и второй излагается атомистическая теория мироздания и отвергается всякое вмешательство богов в мирские дела. Книга третья посвящена проблемам души, её материальности и смертности, её связи с бренным телом. Книга четвёртая повествует о теле человека и о его чувственных восприятиях как основе знаний. В книге пятой рассматривается космогония и история развития человеческого рода. Здесь же сообщаются сведения о происхождении языка, приручении огня, об образовании семьи как о важнейших этапах пути человечества от варварства и дикости к цивилизации и культуре. И наконец, шестая книга освещает проблемы происхождения религии.

Поэма "О природе вещей" написана стихами, что делало её популярной среди множества читателей, и, быть может, именно последнее обстоятельство способствовало тому, чтобы она дошла до наших дней.



Лукреций стремился освободить людей от предрассудков, от фанатичной веры в богов, от страха страданий и смерти и убедить в могуществе знания и превосходстве философии.

Избрав для своего философского сочинения стихотворную форму, он оживил и сделал более убедительным учение Эпикура. Материалисты XVII- XVIII вв. черпали атомистические идеи древних главным образом у Лукреция.

Биография

Год издания: 1996

Персоналии. Лукреций: философия в стихах

"Эта странная смесь материализма и свободной воли, блаженных богов и безбожного мира..."
Вил Дюрант. "Цезарь и Христос"

"...Хотел я представить
Это ученье тебе в сладкозвучных стихах пиэрийских,
Как бы приправив его поэзии сладостным медом"

Тит Лукреций Кар. "О природе вещей"

Несмотря на то, что о философии предостаточно говорилось в первой главе этой книжки "Очерков...", начинать вторую опять приходится с нее же. И потому что первый великий римский поэт был, безусловно, прежде всего философом, и потому что той же системы, что и Лукреций, придерживались многие другие римские литераторы, в том числе и знаменитый Цицерон.

Вы помните о том, что греческая культура и философия была едва ли не полностью воспринята римлянами, а такие течения последней, как стоицизм и эпикурейство стали, можно сказать, национальным выражением римской сущности. Конечно, скорее во внешних проявлениях, нежели по духу. Именно поэтому Лукреций, лучший выразитель эпикуреизма в поэзии, очень скоро был почти забыт и возрожден лишь гуманистами эпохи Ренессанса.

Но прежде вспомним о том, чему же учил Эпикур.

"Душа есть состоящее из тонких частиц тело, рассеянное по всему организму, очень похожее на ветер с какой-то примесью теплоты... Бог - существо бессмертное и блаженное... Боги существуют: познание их - факт очевидный. Но они не таковы, какими их представляет себе толпа... Нечестив не тот, кто устраняет богов толпы, но тот, кто применяет к богам представления толпы: ибо высказывания толпы о богах являются не естественными понятиями, но лживыми домыслами, согласно которым дурным людям боги посылают величайший вред, а хорошим - пользу. Именно люди, все время близко соприкасаясь со своими собственными добродетелями, к подобным себе относятся хорошо, а на все, что не таково, смотрят, как на чужое.

Смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения. Поэтому правильное знание того, что смерть не имеет к нам никакого отношения, делает смертность жизни усладительной... потому что отнимает жажду бессмертия. Люди толпы то избегают смерти, как величайшего из зол, то жаждут ее, как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни, но и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не представляется каким-нибудь злом. Как пищу он выбирает вовсе не более обильную, но самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, но самым приятным.

Здоровье тела и безмятежность души... есть цель счастливой жизни; ведь ради этого мы все делаем, - именно, чтобы не иметь ни страданий, ни тревог. Мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не нуждаемся в удовольствии. Поэтому-то мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни. Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог.

Величайшее благо есть благоразумие. Поэтому благоразумие дороже даже философии. От благоразумия произошли все остальные добродетели; оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо". (Цит. по книге: Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 1991. С. 123 - 128.)

Процитируем теперь английского мыслителя уже нашего столетия Бертрана Рассела. Анализируя западную мысль, он пишет о философии Эпикура: "То была философия болезненного человека, предназначенная для того, чтобы соответствовать миру, в котором рискованное счастье стало вряд ли возможным. Ешьте мало - из боязни несварения; пейте мало - из боязни похмелья; сторонитесь политики и любви и всех действий, связанных с сильными страстями; не ставьте свою судьбу на карту, вступая в брак и рождая детей; в интеллектуальной жизни учитесь больше созерцать удовольствия, чем страдание... А главное - живите так, чтобы избегать страха.

Он утверждал, что два величайших источника страха - это религия и боязнь смерти, связанные между собой, поскольку религия поддерживала тот взгляд, что мертвые несчастны. (Вспомните, как уныл загробный мир - царство мрачного Аида в древнегреческой мифологии - В.Р.) Поэтому он искал метафизику, которая доказала бы, что боги не вмешиваются в людские дела и что душа погибает вместе с телом.

Эпикурейцы практически ничего не внесли в развитие естественных наук. Они сыграли полезную роль своим протестом против растущей приверженности язычников более позднего периода к магии, астрологии и прорицаниям, но они оставались, как их основатель, догматичными, ограниченными и не имели подлинного интереса ни к чему, кроме личного, индивидуального счастья" (Рассел Б. История западной философии: В 2 т. М.: Миф, 1993. Т. 1. С. 264 - 266.) .

В общем-то, эпикурейство, несмотря на свой девиз "Живи незаметно!", как и всякая философия, отнюдь не было лишено честолюбивого желания быть замеченным, но скорее всего осталось бы известным лишь узкому кругу специалистов, если бы не поэтический гений Лукреция.

Центром эпикуреизма в Италии был полугреческий город Кампания, где благодаря школе Сирона здесь, а также литературной деятельности греческого поэта и философа Филодема в Риме, с мыслями Эпикура познакомились многие римские литераторы, в том числе и Вергилий с Горацием. Но подлинную популярность, более того, славу в веках эпикурейству принес ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (ок. 98 - 55 гг. до н.э.) своей дидактической (Литературный энциклопедический словарь (М.: Сов. энциклопедия, 1987, с. 98) определяет дидактическую литературу как "поучительную... излагающую философские, религиозные, моральные и научные знания, идеи в форме художественного произведения" и относит к ней произведения Гесиода "Труды и дни", Лукреция "О природе вещей", "Поучения Владимира Мономаха", "Домострой" и другие произведения.) поэмой "De rerum natura" ("О природе вещей").

К сожалению, о самом Лукреции мы знаем только из его поэмы, т.е. никаких биографических сведений о нем не сохранилось, кроме разве что малодостоверного сообщения христианского писателя Иеронима, согласно которому Лукреций страдал периодическими припадками безумия, вызванными неким любовным напитком, и кончил жизнь самоубийством.

Сама поэма его не была окончательно завершена автором и издана после его смерти Цицероном около 54 г. до н.э. Лукреций несомненно ставил перед собой задачу популяризации философии Эпикура, поскольку стихотворная форма для эпикурейства - вещь, по словам крупного советского филолога И.М. Тронского, неожиданная. Да и второй эпиграф к этому очерку, представляющий собой цитату из поэмы Лукреция, кажется, вполне подтверждает данное умозаключение. К тому же, вы могли обратить внимание и на сухой логический стиль самого Эпикура в приведенных выше цитатах из его трудов. Сухой-то он сухой, да, видно, имеет нечто, заставившее гениального поэта обрести в нем источник высокого вдохновения и создать самую великую философскую поэму в истории литературы!

Лукреций идет не только за Эпикуром. В поэзии он следует за Эннием, для выражения мыслей и чувств избирает гекзаметр и создает яркопоэтический, звучный и глобальный гимн познанию с позиций материализма, но не забывая и о божественном происхождении вдохновения.

Эпос (а поэма Лукреция безусловно - эпос) начинается с молитвы богине любви Венере:

Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада,
О благая Венера! Под небом скользящих созвездий
Жизнью ты наполняешь и все судоносное море,
И плодородье земли; тобою все сущие твари
Жить начинают и свет, родившися, солнечный видят.
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом,
Ибо одна ты в руках своих держишь кормило природы,
И ничего без тебя на божественный свет не родится,
Радости нет без тебя никакой и прелести в мире.
Будь же пособницей мне при создании этой поэмы...
Даруй поэтому ты словам моим вечную прелесть,
Сделав тем временем так, чтоб жестокие распри и войны
И на земле, и в морях повсюду замолкли и стихли.

(Перевод Ф.А. Петровского)

И Венера даровала стихам поэта вечную прелесть, как даровали боги ее немногим другим, как даровал Господь Пушкину способность "глаголом жечь сердца людей".

Кстати, уже в этих первых строках поэмы можно увидеть и некий "исходный пункт", или цель произведения - исправление пороков общества, что характерно прежде всего для писателей-материалистов, или, как потом их станут называть, реалистов: "Даруй... словам моим вечную прелесть, сделав тем временем так, чтоб жестокие распри и войны... стихли". Причиной же распрей и войн являются честолюбие, алчность и похоть. Причина же этих причин - страх смерти, необузданная жажда жизни, религия, внушающая страх перед богами и загробным мучением, словом, все то, что отвергал учитель Лукреция - Эпикур. Главной мыслью поэмы становится, таким образом, мысль о том, что для того, чтобы изгнать пороки, надо победить в себе религиозный страх и убедить читателя в том, что мир не управляется богами, но развивается по собственным материалистическим законам.

Великолепными стихами Лукреций в шести частях поэмы излагает эпикурейское учение: об атомах (кн. 1), об образовании сложных тел (кн. 2), о строении души (кн. 3), о чувственном восприятии (кн. 4), о развитии мира и человеческого общества (кн. 5), о явлениях природы (кн. 6). Далее наш рассказ о поэме Лукреция основывается на статье М.Л. Гаспарова "Греческая и римская литература I в. до н.э.". (История всемирной литературы: В 9 т. М.: Наука, 1983. Т. 1. Стр. 449 - 451)

Итак, в первой части поэмы Лукреций убеждает нас в том, что смерть - не уничтожение, но перераспределение материи в Космосе; во второй - в том, что все живущее смертно, Вселенная же есть не что иное, как бесконечное множество рождающихся и гибнущих миров; третья трактует о том, что человеческая душа не менее материальна, чем тело, и значит, тоже смертна, смерть же представляет собой избавление от страданий; четвертая - о том, что человек постигает мир собственными вполне материальными органами чувств, а также о том, как эти чувства проявляются в мире; пятая - весьма пессимистично рассказывает о бренности жизни в ее непрестанном движении к бесплодной старости; шестая - собственно о земной природе.

Заканчивается поэма потрясающим описанием моровой язвы в Афинах как подлинным торжеством смерти на земле, подчеркивая одну из главных идей Эпикура: только постигнув всеобщее разрушение, человек может отрешиться от мрачных мыслей о личной смерти, а значит, и от необузданной жажды жизни, и обрести покой мудрости.

Этого рода болезнь и дыханье горячее смерти
В кладбище некогда все обратили Кекроповы земли,
Жителей город лишив и пустынными улицы сделав...
Прежде всего голова гореть начинала от жара,
И воспалялись глаза, принимая багровый оттенок;
Следом за этим гортань, чернея глубоко, сочилась
Кровью, и голоса путь зажимали преградою язвы;
Мысли глашатай - язык затекал изверженной кровью,
Слабый от боли, в движеньи тяжелый, шершавый на ощупь.
Дальше, когда, сквозь гортань накопляясь в груди, проникала
Сила болезни затем и в самое сердце больного,
То, расшатавшись, тогда колебалися жизни устои.
Вместе с дыханием рот испускал отвратительный запах,
Тот же, какой издает, загнивая, смердящая падаль,
Силы духовные тут ослаблялись, и тело томилось,
Ослабевая совсем у самого смерти порога.
И безысходной тоской нестерпимые эти страданья
Сопровождались всегда, сочетаясь с мучительным стоном,
Часто и ночью и днем непрерывные схватки икоты
Мышцы и члены больных постоянно сводили и, корча,
Их, истомленных уже, донимали, вконец изнуряя.
Точно ожогами, все покрывалось тело при этом
Язвами, как при священном огне, обнимающем члены;
Внутренность вся между тем до мозга костей распалялась,
Весь распалялся живот, пламенея, как горн раскаленный.
Даже и легкая ткань, и одежды тончайшие были
Людям несносны; они лишь прохлады и ветра искали.
В волны холодные рек бросались иные нагими,
Чтобы водой освежить свое воспаленное тело.
Многие вниз головой низвергались в глубины колодцев,
К ним припадая и рты разинув, над ними склонялись:
В воду кидаться влекла неуемная, жгучая жажда;
Даже и дождь проливной представлялся им жалкой росою,
И передышки болезнь не давала совсем. В изнуреньи
Люди лежали...

Прервем цитату. Далее следуют еще несколько страниц описания страшного мора, пригодных одновременно и для медицинской истории болезни и в качестве эталона для изображения подлинно стихийного бедствия в мировой литературе. Да по сути так оно и есть: Лукреций, кажется, первым дал эту великую художественную картину катастрофы, ада на земле. За ним последуют и Боккаччо, и Дефо, и Пушкин, и многие-многие другие.

Обожествляя своего учителя ("Богом он был... воистину богом!"), Лукреций однако кое в чем принципиально отходит от учения Эпикура. А именно - переносит центр тяжести с этики на физику, т.е. в отличие от Эпикура, для которого учение о мироздании было лишь средством к достижению спокойствия души, сосредоточивает наше внимание именно на картине мироздания.

Вот это наглядное, живописное изображение Космоса и человека и является самой сильной стороной творчества Лукреция. Послушаем еще раз М.Л. Гаспарова:

"В выборе примеров Лукреций изобретателен и разнообразен: говоря о движении атомов в пустоте, он напоминает, как толкутся пылинки в солнечном луче; говоря о сродстве атомов по форме, напоминает, как тянется корова к теленку, когда тот у нее отнят для заклания; объясняя, как при вечном движении атомов сохраняют покой составляемые ими тела, он приводит в пример дальний вид на толпящееся стадо или строящееся войско:

Даже и то ведь, что мы способны увидеть, скрывает
Часто движенья свои на далеком от нас расстоянье:
Часто по склону холма густорунные овцы пасутся,
Медленно идя туда, куда их на пастбище тучном
Свежая манит трава, сверкая алмазной росою;
Сытые прыгают там и резвятся, бодаясь, ягнята,
Все это издали нам представляется слившимся вместе,
Будто бы белым пятном неподвижным на фоне зеленом...

Дидактический жанр и проповеднический пафос определяют стиль поэмы: ораторский, патетический (т.е. возвышенный, приподнятый - В.Р.), все время рассчитанный на собеседника (поэма посвящена Гаю Меммию, молодому политику и покровителю поэтической школы неотериков, о ней будет рассказано в главке о Катулле. - В.Р.), которого автор то убеждает, то вызывает на спор, с постоянными повторениями, с громоздкими периодами по схеме "так как - следовательно", со смелыми словесными образами ("пламя сверкает взметающимися цветами", "солнечный свет засевает поля"... и т.п.). Лукреций... играет всеми возможными средствами латинской речи, широко пользуется плеоназмами ("жидкая влага воды..."), синонимикой (для основного понятия "атом" он употребляет в общей сложности 54 выражения), словотворчеством (более сотни его слов не встречается больше нигде у латинских писателей...)".
(Указ. соч. С. 450 - 451)

Величайший поэт-философ, Лукреций вместе с Цицероном и Катуллом как бы олицетворяет тот качественный скачок латинской литературы, благодаря которому она и смогла впервые завоевать первенство в своей долгой борьбе с литературой греческой. И Гораций, и Вергилий, собственно, самые звездные имена латинской поэзии, многое переняли именно у Лукреция, хотя и не называли его в числе своих учителей. Но так ведь часто бывает: мыслима ли русская поэзия без Пушкина, а кто из поэтов, кроме разве Лермонтова и Блока, назвал его своим учителем?

Что же касается влияния Лукреция на русскую литературу, или правильнее будет сказать, отношения к нему русских писателей, то высоко ценили его прежде всего представители нашей материалистической философии - Ломоносов, Радищев и особенно Герцен. Значительно же большей популярностью и у читателей и у поэтов пользовался в России первый великий римский лирик - Гай Валерий Катулл.

Лукреций (полное имя - Тит Лукреций Кар ) – выдающийся римский поэт, философ, яркий представитель атомистического материализма, последователь эпикурейского учения. С его подачи в философской терминологии появилось слово «материя».

О биографии Лукреция не известно практически ничего. Первые упоминания об обстоятельствах его жизненного пути датируются IV в. н. э. и не являются исторически достоверными. Известно, что Тит Лукреций Кар жил в I в. до н. э., годы его рождения и смерти указываются приблизительно. Так, по данным Доната, он умер в год, когда стал совершеннолетним Вергилий , а блаж. Иероним говорит о смерти Лукреция в 43-летнем возрасте. Из сопоставления этих данных можно говорить о 99 или 95 г. до н. э. эре как годе рождения и 55 или 51 г. до н. э. – смерти.

В то же время, по данным Иеронима, Лукреций после приема любовного зелья лишился психического здоровья и писал свою знаменитую философскую поэму «О природе вещей» лишь в моменты, когда его ум прояснялся, что представляется весьма сомнительным. Более правдоподобными выглядят сведения о самоубийстве Лукреция, который якобы бросился на меч, а также о редактировании его труда Цицероном или Квинтом.

Творческое наследие Лукреция представлено дошедшей до нас поэмой «О природе вещей». На сегодняшний день она является единственным литературным памятником материалистической мысли эпохи античности, который сохранился практически полностью. Примечательно, что Европе о ней ничего не было известно на протяжении многих столетий, а первое издание появилось лишь в Средние века. «О природе вещей» - это дидактический эпос, написанный в форме обращения автора к незримому собеседнику имени Меммий. Ведя с ним разговор, Лукреций излагает учение древнегреческого философа Эпикура , делая акцент преимущественно на его физике, оставляя на втором плане этику и теорию познания.

Композиционно «О природе вещей» представляет собой 6 книг, каждая из которых посвящена отдельным вопросам. Так, в первой и второй книгах Лукреций, будучи приверженцем атомистического материализма, рассказывает о происхождении всего сущего из атомов, а в шестой излагает видение причин возникновения религии. Посыл этого произведения – стремление Лукреция высвободить человека из плена его предрассудков, фанатичной веры в высшие силы (хотя само существование богов философ не отрицал), привить веру в силу разума и знаний. Облекая идеи в стихотворную форму, он сделал их более доступными, убедительными, интересными и популярными. Возможно, именно она в немалой степени поспособствовала «долгожительству» труда. Для философов-материалистов XVII-XVIII вв. источником атомистических идей было именно наследие Тита Лукреция Кара.

Биография из Википедии

Тит Лукре́ций Кар (лат. Titus Lucretius Carus, очень часто просто Лукре́ций , ок. 99 до н. э.(0-99) - 55 до н. э.) - римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура.

На заре зарождения римской философской терминологии Лукреций в своём основном труде - философской поэме «О природе вещей» (лат. De rerum natura) - облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования.

Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и доксографом учения Эпикура. Его философия дала мощнейший толчок развитию материализма в античности и в XVII-XVIII веках. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция - Пьер Гассенди. В 1563 году французский филолог Ламбин издал первое комментированное издание поэмы Лукреция. В 1884 году философ Анри Бергсон перевёл и издал фрагменты поэмы в качестве пособия по курсу риторики и философии.

Тексты и переводы

De rerum natura , 1570

  • Латинские тексты
  • В серии «Loeb classical library» поэма издана под № 181.
  • В серии «Collection Budé» поэма издана в 2 книгах.

Русские переводы:

  • О природе вещей. / Пер. А. Клеванова. - М., 1876. XXII, 191 с.
  • О природе вещей. / Пер. размером подлинника И. Рачинского. - М.: Скорпион, 1904. XVI, 231 с.
    • (переиздания 1913 и 1933 годов)
  • О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. В. Ф. Асмуса. - М.-Л.: Academia, 1936. - 285 с. (неоднократно переиздавался )
    • Тит Лукреций Кар . О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Т. В. Васильевой. [С приложением фрагментов сочинения Гераклита , поэм Парменида и Эмпедокла, писем Эпикура]. (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). - М.: Художественная литература, 1983. - 384 с.

Тит Лукреций Кар

Древнегреческий атомистический материализм - наиболее зрелая форма древнего материализма - получил свое дальнейшее развитие в учении римского философа Тита Лукреция Кара (около 99- 55 гг. до н.э.). в Древнем Риме в I веке до н.э. Лукреций, выразитель идеологии и интересов демократических слоев римских рабовладельцев, является самым крупным материалистом и атеистом Древнего Рима. В изложенном им в стихотворной форме философском труде - поэме «О природе вещей» Лукреций воспроизвел содержание учения Эпикура и развил дальше некоторые его основные положения.

Задачу философии Лукреций видел в уяснении природы вещей и природы сознания, то есть в том, чтобы дать целостную картину мира. Мир, по Лукрецию, состоит из атомов и пустоты. Атомы представляют собой вечные, неразрушимые движущиеся мельчайшие частички материи, являющиеся пределом делимости вещей. Атомы бескачественны, они различаются лишь по величине, форме и тяжести. Все вещи природы представляют собой результат разнообразных сочетаний движущихся в пустоте атомов.

Признание существования пустоты как непременного условия, делающего возможным движение атомов, является, по Лукрецию, абсолютно необходимым. Он указывал, что мы должны или отвергнуть движение атомов, или признать существование пустоты - необходимого условия их движения. Дело в том, что движение атомов Лукреций, как и все его предшественники, понимал только как перемещение, как перемену ими места. Отсюда следует, что он знал движение материи лишь в одной, простейшей его форме - форме механического перемещения ее частиц. Принимая атомы за составные предельно мельчайшие частички всех вещей, Лукреций считал их внутренне неизменными. Движение как самодвижение материи, как ее непрерывное изменение, проявляющееся в качественно многообразных формах, материалистам древнего мира, в том числе и Лукрецию, не было, да и не могло быть известно. Таким образом, ограниченное понимание движения как простого механического перемещения и привело древних атомистов, в данном случае Лукреция, к признанию необходимости пустоты. Без наличия в природе пустоты, учил Лукреций, атомы не могли бы двигаться, перегруппировываться, образовывать новые вещи, поскольку всюду была бы только одна плотная материя. Поэтому в действительности, заявлял Лукреций, каждый предмет заключает в себе пустоту. Даже те предметы, говорил он, которые люди считают абсолютно плотными, являются пористыми, то есть содержат в себе пустоту. Наличием пустоты в предметах Лукреций объяснял и такое их свойство, как проницаемость.

Пустота в отличие от атомов не имеет тяжести. Поэтому в природе, указывал Лукреций, встречаются как предметы большого объема и малого веса, потому что в них много пустого пространства, так и предметы малого объема, но тяжелые, потому что в них содержится много атомов, но мало пустого пространства.

Древние материалисты, в том числе и Лукреций, еще не дошли до понимания материи как объективной реальности. Лукреций называл материальным все то, что является телесным, состоит из атомов и обладает свойством оказывать воздействие на все непосредственно окружающее и воспринимать внешние воздействия. Исходя из этого ограниченного понимания материальности, Лукреций считал, например, душу человека материальной, а пустоту нематериальной, так как пустота, по его мнению, хотя она и существует объективно, но не обладает свойствами телесного, не оказывает воздействия на атомы.

Лукреций воспроизвел гениальную догадку Эпикура о равноскором падении различных по весу атомов в пустоте. Он отверг точку зрения, согласно которой более тяжелые атомы движутся в пустом пространстве с большей скоростью, чем легкие, и поэтому падают на легкие и производят необходимые для образования вещей движения. В действительности, говорил Лукреций, пустота в силу своей природы не оказывает сопротивления движущимся атомам. Атомы различного веса, указывал он, падают в пустоте с одинаковой скоростью, и более тяжелые никак не могут натыкаться при падении на легкие, изменять их движение и вести, таким образом, к образованию вещей. В связи с этим Лукреций развил мысль Эпикура о том, что атомы при падении самопроизвольно отклоняются от прямой, что приводит к возникновению завихрений и образованию вещей.

Материя, по Лукрецию, - это движущиеся в пустоте атомы. Различие всех вещей в мире зависит от того, как связаны в них атомы, какое положение они занимают и каким образом движутся. Качества предметов природы объективны, они являются результатом соответствующих сочетаний, сцеплений образующих их атомов. Атомы же сами по себе, до того как они соединятся, образуя вещи, лишены таких качеств, как цвет, запах, вкус и т.п. Атомы бесцветны, и поэтому недопустимо, говорил Лукреций, считать, например, что черные вещи возникли из черных атомов, а белые - из белых. Но, полагая, что атомы лишены указанных качеств, Лукреций, как и Эпикур, в отличие от Демокрита, считал цвет, звук и т.п. не субъективными, а объективными качествами, качествами самих предметов и процессов природы. Атомы, говорил Лукреций, имеют различные формы, поэтому, соединяясь между собой, они образуют качественно разнообразные вещи, имеющие определенный цвет, вкус и т. п. Что тепло или холодно, твердо или мягко во внешнем мире, говорил Лукреций, то необходимо должно и казаться нам теплым или холодным, твердым или мягким. Признание объективности таких качеств, как цвет, вкус, запах и т.п., является серьезным достижением атомистического материализма Эпикура и Лукреция.

В своей поэме «О природе вещей» Лукреций высказал гениальную догадку о законе сохранения материи. Количество материи, атомов, писал он, неизменно, оно вечно остается одним и тем же. Ничто не может отделиться от материи или прибавиться к ней. Материя вечна. Все вещи природы представляют собой соединения атомов. Вещи временны, они возникают и исчезают, распадаясь на атомы, на свои первичные составные частицы. Вечность материи, говорил Лукреций, заключается в том, что ничто не может возникнуть из ничего и не может обратно превратиться в ничто.

Большой интерес для истории науки представляет учение Лукреция о пространстве и времени, которые он характеризовал как объективные, неразрывно связанные с вещами формы их существования. Пространство, говорил Лукреций, - это место, занимаемое атомами и их соединениями - вещами. Вечная, состоящая из атомов и пустоты Вселенная безгранична. Ни в каком направлении, писал Лукреций, ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево, не существует границ Вселенной, а поэтому нет и никакой срединной ее точки. Время, по Лукрецию, не присуще атомам, поскольку они неизменны, вечны, но оно присуще состоящим из атомов вещам, а также явлениям природы. Невозможно воспринимать чувствами время само по себе, вне связи с движением или покоем вещей, ибо время существует не само по себе, а в вещах и процессах природы. Поэтому вопрос о времени есть, утверждал Лукреций, вопрос о прошлом или будущем тех или иных вещей и событий.

Лукреций материалистически решал вопрос о сознании человека. Доказывая материальность мира, он и духовные процессы, чувственность и сознание, считал материальными. Душа (чувственность) и рассудок (сознание), по учению Лукреция, так же материальны и состоят из атомов, как и прочие тела. Различие, например, между душой и телом Лукреций, как и Эпикур, видел лишь в том, что душа, по его мнению, состоит из более мелких, подвижных, круглых и гладких атомов по сравнению с атомами, из которых складываются обычные тела.

Душа и рассудок, говорил Лукреций, по своей природе телесны, потому что воспринимают внешние воздействия и сами воздействуют на тело человека. Дух (душа и рассудок) и тело существуют всегда в единстве. Тело без духа не может чувствовать, дух без тела не может производить никаких движений. Дух заодно, вместе с нашим телом, говорил Лукреций, зарождается, растет, стареет и гибнет. Доказывая, что вместе с гибелью тела человека гибнет, рассеивается на отдельные атомы и его душа, Лукреций критиковал идеалистическую теорию Платона о бессмертии и переселении душ. В своей поэме «О природе вещей» он по этому поводу писал:

«…Коль душа обладает бессмертной природой

И поселяется в нас, при рождении в тело внедряясь,

То почему же тогда мы не помним о жизни прошедшей,

Не сохраняем следов совершившихся раньше событий?

Ибо, коль духа могла измениться столь сильно способность,

Что совершенно о всем миновавшем утратил он память,

Это, как думаю я, отличается мало от смерти.

И потому мы должны убедиться, что бывшие души

Сгибли, а та, что теперь существует, теперь и родилась»

Таким образом, обосновывая органическое единство тела и души, Лукреций отмечал, что душа возникает одновременно с рождением человека и гибнет вместе с его смертью.

Лукреций не признавал всеобщей одушевленности материи. Он считал, что душа (чувственность) является свойством, присущим не всем, а лишь определенным образом организованным частям материи.

Своим монистическим решением вопроса о материи и сознании, непоколебимым признанием материальности мира древние атомисты наносили серьезные удары по идеализму. Вместе с тем нужно отметить, что конкретное решение ими проблемы соотношения материи и сознания, материального и духовного, было ограниченным и оставляло лазейку для идеалистов. Считая душу такой же материальной, как и тело человека, древние атомисты не дошли до правильного понимания качественного отличия сознания от материи и их действительного соотношения как вторичного и первичного. За это слабое звено в учении древних материалистов ухватились их противники - идеалисты, которые настолько раздули специфику сознания, его активную, действенную сторону, что стали изображать сознание как нечто изначальное, первичное по отношению к материи.

В поэме «О природе вещей» Лукреций дал наиболее полное изложение основ теории познания атомистического материализма. Целью познания, по Лукрецию, является раскрытие природы вещей и избавление человека от оков суеверий, от религиозных представлений о мире. Лукреций отбрасывал всякие сомнения в возможности познания мира. Непоколебимо придерживаясь точки зрения познаваемости мира, он выступал против скептицизма и писал, что скептики, отрицая всегда и во всем достоверность, лишают себя возможности иметь какое-либо понятие о знании или незнании, о познаваемости или непознаваемости, об истине или заблуждении. Кто заявляет, говорил Лукреций, что знание немыслимо, тот не знает также, можно ли знать, что знать ничего нельзя, то есть в самом утверждении скептика о непознаваемости мира содержится уже и его опровержение. Исходя из познаваемости мира, Лукреций считал, что познание осуществляется посредством органов чувств и рассудка (сознания).

Правильно утверждая, что источником знаний человека является внешний мир, Лукреций вслед за Демокритом и Эпикуром нарисовал следующую наивно-материалистическую картину процесса познания. В окружающем человека воздухе летают отделившиеся от поверхности предметов внешнего мира тончайшие отпечатки, образы, сохраняющие сходство с соответствующими предметами. Эти образы, действуя на органы чувств, приводят их в возбуждение и вызывают в душе человека различные ощущения: зрительные, звуковые, вкусовые, обонятельные и осязательные. Причина зрения, например, говорил Лукреций, коренится в отделившихся от предметов зрительных образах, которые вызывают у человека соответствующие зрительные ощущения. Сами образы предметов, свободно летающие в воздухе, крайне тонки, легки и быстры, и поэтому они человеку не видны. Видит человек благодаря проникновению этих образов в органы чувств. Льва, например, говорил Лукреций, мы видим потому, что в наши глаза влетает его образ. Совершенно очевидно, что эта наивно-материалистическая теория образов вещей как внешних причин, вызывающих в человеке соответствующие ощущения, представляет собой зародыш разработанной впоследствии материалистической теории отражения.

Лукреций считал, что органы чувств человека дают правильные показания о существовании и свойствах вещей и процессов внешнего мира. Он последовательно отстаивал учение о достоверных чувственных данных как источнике знаний, решительно выступал против всяких высказываний, в которых выражается недоверие к показаниям органов чувств. Данные органов чувств, учил Лукреций, в целом всегда достоверны. Из них у нас возникают и понятия об истине. На свете нет ничего достовернее чувств, говорил он. Если бы показания органов чувств были недостоверными, то и все заключения нашего рассудка стали бы необходимо ложными, а это сделало бы невозможным как приспособление человека к окружающей среде, так и само существование людей.

Лукреций отмечал, что истинная природа вещей познается человеком на основании показаний органов чувств, обработанных посредством деятельности рассудка (мышления). Например, с помощью органа зрения - глаза человек видит вещи - соединения атомов, но не видит самих атомов, знание о которых приобретается благодаря мышлению. Осмысливая чувственные данные, мы приходим к установлению истинного характера наблюдаемых явлений. Эти наши истинные заключения возможны лишь потому, что они основаны на достоверных показаниях органов чувств.

В решении вопросов морали и религии Лукреций также являлся последователем Эпикура. В основе его этики лежит положение о том, что счастье человека состоит в умеренном образе жизни и в душевном спокойствии.

Лукреций был самым выдающимся атеистом Древнего Рима. В своей поэме «О природе вещей» он дал разностороннюю критику религии. Лукреций считал религию продуктом невежества людей, результатом незнания людьми законов природы и их страха перед стихиями. Не понимая, что природа вечна, говорил он, люди стали приписывать ее возникновение сверхъестественным силам, измышленным ими богам. Не зная материальной сущности души, люди стали считать ее бессмертной, а вместе с этим и страшиться вечных мук после смерти. Не умея объяснить естественное происхождение явлений природы, например смены времен года и т.п., невежественные люди начали утверждать, что все в природе совершается по воле богов. Лукреций страстно разоблачал подобные утверждения и писал, что они не принесли человечеству ничего, кроме слез и страданий:

«О человеческий род несчастный! Такие явленья

Мог он богам приписать и присвоить им гнев беспощадный!

Сколько стенаний ему, сколько нам это язв причинило,

Сколько доставило слез и детям нашим и внукам!»

Лукреций был непоколебимо убежден, что природа вечна и развивается по своим собственным естественным законам, что боги вымышлены людьми и являются продуктом их стихийного творчества.

Критика Лукрецием религии страдала и существенными недостатками. Не зная социальных корней религии, видя причины ее возникновения и существования лишь в сознании людей, Лукреций, как и все материалисты до Маркса, считал единственным средством избавления от религиозных суеверий раскрытие тайн природы, распространение знаний о сущности вещей.

Материалистическая философия Лукреция представляет собой наиболее полное изложение древнего атомистического материализма. Его поэмой «О природе вещей» завершилось развитие материализма древнего мира.