«Люди, я любил вас, будьте бдительны! Репортаж с петлей на шее от юлиуса фучика.

Свою самую известную книгу «Репортаж с петлей на шее» (в русском переводе книга вышла под названием «Слово перед казнью») Фучик написал за несколько месяцев до смерти во время пребывания в пражской тюрьме Панкрац. Эта тюрьма, кстати, до сих пор живет и здравствует, выполняя свое основное предназначение. Пару лет назад мне довелось побывать в ее музейной части – той, которую использовали гестаповцы для пыток и казней. Смотритель музея Алеш Кир провел меня по комнатам, в которых должен был бывать и Фучик. Чтобы представить, каким было место, где работал над своим предсмертным «репортажем» чешский журналист, послушайте следующий отрывок.

«Сейчас мы находимся в том месте, где в Панкраце проводились казни. Вы видите гильотину - орудие, которым с 5 апреля 1943 года по 26 апреля 1945 года было умервщлено 1075 человек, из них 155 женщин. На этом стальном столбе тоже казнили - через повешение, вы видите эти веревки».

Панкрацких веровок Юлиус Фучик избежал. Высший судья дал ему время исполнить его писательский долг. Волей случая Фучику удалось то, что не удалось никому – написать книгу прямо в нацистских застенках и передать ее на волю в целости и сохранности. Случай явился к журналисту в подобии… надсмотрщика СС Адольфа Колинского, который при ближайшем рассмотрении оказался борцом антифашистского сопротивления. Каждый день «липовый» надсмотрщик приносил Фучику чистую бумагу и карандаш, а вечером забирал готовый текст и выносил его за пределы тюрьмы. Последняя страница была дописана заключенным 9 июня 1943 года, за день до отправки его в Берлин.

Позднее, после «бархатной» революции, когда чехи в упоении избавлялись от коммунистических идолов, был пущен слух о сотрудничестве бывшего национального героя с гестапо. Засомневались и в достоверности тайных записок из Панкрацкой тюрьмы. Остатки доброго имени Фучика спасла группа независимых историков во главе с Франтишеком Яначеком, которая отмела все спекуляции о предательстве Фучика. Рассказывает журналист Ян Йелинек, основавший в Праге в 1991 году Общество памяти Юлиуса Фучика.

«Его невиновность доказана уже давно. В 1994 году группа историков, настоящих профессионалов, под началом доцента Франтишека Яначека, исследовала все документы и протоколы из гестапо. И ни в одном из этих протоколов нет ничего, что бы свидетельствовало о том, что Фучик предал кого-то из антифашистов. Наоборот, Фучик вел опасную игру с гестапо, он прикрывал многих людей, например, Яна Шверму, который был передовым представителем компартии Чехословакии. Слух о том, что не Фучик был настоящим автором «Репортажа с петлей на шее», тоже уже давно опровергнут. Авторство Фучика подтвердила экспертиза рукописи в криминалистическом институте. Еще один слух – о том, что Фучика не казнили, что он, на самом деле, живет в Боливии, тоже не оправдался, к сожалению. Есть документы, которые подтверждают, что жизнь Фучика оборвалась в берлинской тюрьме 8 сентября 1943 года».

Обвинения в сотрудничестве с нацистами с имени Юлиуса Фучика удалось смыть. Но его политические убеждения, которые во времена социализма превратили его в героя, после изменения политического курса в Чехии сослужили ему плохую службу. Убежденный большевик, Фучик в тридцатых годах прошлого века несколько лет провел в Советской России и в своих книгах и газетных статьях превозносил до небес мудрую политику Сталина. Голод, коллективизацию и репрессии собкор газеты «Красное право» в России не заметил. Неудивительно, что сразу после «бархатной» революции имя Фучика смешали с грязью. Даже станцию метро, названную его именем, поспешили переименовать. И до сих пор чехи относятся к Фучику очень прохладно. В отличие, например, от немцев.

«Я был удивлен, что в Германии, в отличие от Чехии, Фучика воспринимают как героя, как великого человека, хорошего журналиста и писателя. Немцы лучше относятся к Фучику. Это жестокая правда для нас, чехов»,

Говорит Ян Йелинек.

Почему вы решили создать Общество памяти Юлиуса Фучика?

«Мы чувствовали потребность встать на защиту исторической правды. Потому что после «бархатной» революции все, что было связано с коммунизмом, начало восприниматься в штыки, а все рожденное в капиталистическую эпоху приветствовалось. На Юлиуса Фучика пришелся первый удар. Мы встали на защиту исторической правды, не только Фучика, но и других чешских патриотов, которые боролись за построение социалистического общества».

8 сентября этого года у дома номер 20 на улице Душковой, что в пражском районе Смихов, можно было наблюдать трогательную картину. Несколько пожилых людей, вооружившись стремянкой, возлагали букет искусственных цветов к памятной доске с именем Юлиуса Фучика. Среди них был и мой собеседник Ян Йелинек, который уверен, что личность такого масштаба, как Юлиус Фучик, нельзя оценивать только за его политические убеждения.

«Фучик имел талант большого писателя, он владел искусством слова. В нем соединилось все – политик, писатель, журналист и хороший человек».

«Люди, будьте бдительны!», - завещал потомкам герой чешского Сопротивления времен Второй мировой войны, писатель Юлиус Фучик (1903-1943). В период немецкой оккупации Чехословакии он был схвачен нацистами и брошен в тюрьму Панкрац, где и написал свою последнюю книгу-завещание «Репортаж с петлей на шее». Эта жизнеутверждающая книга о борьбе с фашизмом, о смысле жизни и торжестве справедливости. И вот, в XXI веке мы все чаще вновь слышим о превосходстве той или иной нации. На улицах многих европейских городов - массовые акции и марши против мигрантов… Казалось бы, нас это не касается. Ведь народы бывшего Советского Союза (особенно белорусы, украинцы, русские) в полной мере пережили ужас нацизма. К сожалению, многие не осознают опасность возрождения и у нас идеологии расового превосходства. И самое опасное, что на неонацистские лозунги легче всего «клюет» молодое поколение.

На днях, принимая участие в мероприятии, которое проводилось в одном из учреждений образования района, я обратил внимание на юношу, который совершенно спокойно, с улыбкой подросткового нигилизма слушал выступление лектора. На первый взгляд, обычный парень, только вот надпись на его черной майке была не совсем обычна: «Невиновных нет». Необычен был и шрифт, которым эта надпись выполнена: «немецкий» Runic. Наверное, для большинства ребят и преподавателей эта надпись и стиль ровным счетом ничего не значат, только вот точно такой же лозунг красовался и на майках некоторых участников московской группировки «14/88», которая в 2014 году была причастна к ряду жестоких нападений и убийств мигрантов в Москве и московском регионе.

Набираем в Интернете зап­рос: «Невиновных нет», и вот уже мы попадаем на страничку московского магазина «Lester City Sport», которая совершенно легально размещена в социальной сети ВКонтакте. Никакой идеологии, просто продажа «модной одежды» для «правильных» подростков, ведущих «здоровый образ жизни». Никакого нацизма! Ведь «в друзьях» у этого магазина значится почти 30 тыс. человек, в том числе вовсе не какие-то политические маргиналы, а вполне себе пристойные регбийный клуб «Торпедо» (Москва), женский футбольный клуб «Динамовка» и… почему-то пивной паб «Roy Castle Pub». Так, может, зря я обратил внимание на обычного белорусского юношу «в модной майке»? Может, и нет в его мозгу нацистских убеждений? Как знать…

О том, какой смысл несут эти и некоторые другие обозначения и символы в подростковой среде, описано ниже. А сейчас мне бы хотелось сказать вот о чем.

Неспроста человеконенавистническую идеологию нацизма называют «коричневой чумой». Дело в том, что чумная палочка обладает феноменальной устойчивостью во внешней среде. Бациллы чумы способны сохранять живучесть в трупах погибших больных неопределенно длительное время, особенно при низких температурах. Именно поэтому мы никогда не можем сказать, что чума побеждена полностью.

4 апреля нынешнего года, в процессе обсуждения в Совете Республики Национального собрания законопроекта, устанавливающего уголовную ответственность за экстремистскую деятельность, председатель КГБ Валерий Вакульчик заявил, что на данный момент формирований экстремистской направленности в Беларуси не выявлено. «Вместе с тем была раскрыта и предупреждена деятельность подобных структур, имеющих признаки экст­ремистских формирований», - добавил руководитель спецслужбы.

О каких таких структурах шла речь? В качестве примера председатель КГБ привел задержание и привлечение к уголовной ответственности в 2010-2012 годах членов анархической группировки, использовавших «коктейли Молотова», и привлечение к административной ответственности основателей радикальной группировки, которая распространяла профашистские взгляды в Интернете. Он также сказал о «принятии предупредительно-профилактических мер в отношении группировки мусульман», распространявших радикальные религиозные взгляды и призывавших к джихаду. К административной ответственности привлечены пять граждан Беларуси, одному вынесено официальное предупреждение, семь иностранных граждан депортированы из страны.

Не так давно в Витебске правоохранительными органами был задержан лидер неформального молодежного фанатского движения неонацистского толка, которое пропагандирует ультраправые идеи фашизма. На груди у него красовался герб особого батальона СС «Дирлевангер». Того самого, на счету которого убийства мирных граждан, женщин и детей в годы Великой Отечественной войны на территории Беларуси. Доморощенный 20-летний нацист отправлен за решетку.

В декабре прошлого года в Бобруйске следственным комитетом было возбуждено уголовное дело в отношении некоего Александра Козака, который рисовал неонацистские символы на стенах домов. Он также был привлечен к ответст­венности.

В целом же, что касается экстремизма, и, прежде всего, неонацистского толка, надо отметить, что Беларусь особо выделяется в положительную сторону на фоне своих соседей. Однако это не повод для самоуспокоения.

Даже обычные граффити ненависти на стенах домов и заборах, которым мы час­то просто не придаем значения, - это угроза. Если мы проходим мимо фашист­ской свастики в подъезде, это означает то, что ненависть может назревать внут­ри общества безнаказанно. Мы игнорируем наличие проблемы, а это уже первый шаг на пути к жес­токости и насилию. Вспомните слова Юлиуса Фучика.

Алесь КРАСАВИН.

К СВЕДЕНИЮ


Свастика - официальный символ Национал-социалистической немецкой рабочей партии.

Кельтский крест - символ организации Ку-клукс-клан в США. Используется неонацистскими организациями для символического изображения доминирования «белой расы».

Символ охранных отрядов СС - использовался на эмблеме нацистской полиции (Stosstruppe).

«Невиновных нет» - девиз оперативных карательных отрядов (айнзатцгрупп). Во время вторжения в Советский Союз в июне 1941 года айнзатцгруппы следовали за германской армией. Опираясь, как правило, на помощь местных коллаборационистов, айнзатцгруппы проводили на территории БССР операции по массовому уничтожению евреев, цыган, а также советских государственных и партийных работников. Были истреблены тысячи людей с умственными и физическими недостатками, находившиеся в лечебницах.

14/88 - кодовый лозунг (подчас также употребляющийся в качестве приветствия или подписи) у белых националистов. Число 88 является закодированным приветствием «Heil Hitler!» («Хайль Гитлер!»), поскольку буква «H» стоит в латинском алфавите восьмой. Этот код часто можно увидеть на футболках, нашивках и наклейках, распространяемых правыми экстремистами. 14 - подразумевает фразу из 14 слов, сказанную американским неонацистом Дэвидом Лейном: «Мы должны обеспечить и защитить существование наших людей и будущее для наших белых детей».

110 лет назад родился Юлиус Фучик, чехословацкий журналист, оппозиционер и автор знаменитого "Репортажа с петлей на шее", тайно написанного в пражской тюрьме Панкрац. Откровения автора были признаны лучшим образцом социалистического реализма в чешской литературе. Книга стала практическим пособием для участников антифашистского сопротивления.

Юлиус Фучик родился 23 февраля 1903 года в Праге. После окончания философского факультета Пражского университета вступил в члены партии и стал активно разрабатывать концепцию социалистического реализма. В 20-е годы Фучик занял пост редактора основных печатных изданий коммунистической партии — газеты "Руде право" ("Rude pravo"), журнала "Творба" ("Tvorba") и начал активно заниматься журналисткой деятельностью.

Перспектива дать людям возможность узнать что-то новое вовлекала молодого репортера в различные авантюры. Его способность живо и четко передавать факты, раскрывала пред ним огромные возможности, так в первой половине 30-х годов молодой журналист был командирован в СССР.

Основной целью его поездки было желание воочию увидеть страну Советов и рассказать соотечественникам об успехах и достижениях их коллег, которые в 1925 году недалеко от города Фрунзе основали собственный кооператив. Выезжая из родной Чехии, Фучик не подозревал, что его путешествие затянется почти на 2 года, а по возвращению, кроме насыщенных колоритных очерков, он привезет море впечатлений и свою знаменитую книгу "В стране, где наше завтра является уже вчерашним днем".

Следующая поездка Юлиуса состоялась в 1934 году. На этот раз его путь лежал в Баварию, где писатель столкнулся с оборотной стороной массовых политических движений, следствием которой был фашизм. Вернувшись на родину, Фучик очень эмоционально отреагировал на увиденное и в своей очередной статье призвал народ к борьбе с худшей разновидностью империализма. За что, как смутьяна, его чуть было не арестовали и он бежал в Россию, где прожил до 1936 года.

Возвратившись из страны Советов, Юлиус перебрался в деревню и женился на своей давней возлюбленной Аугусте Кодеричевой. Но семейное счастье продлилось не долго. В 1939 Чехия была оккупирована фашистской Германией и Фучику со своими единомышленниками пришлось уйти в подполье. Боясь за жизнь семьи, журналист — опозиционер оставил жену и родителей, а сам вместе с сопротивлением, решил перебраться в город, чтобы быть ближе к народу.

Из-под пера подпольщиков регулярно выходили антифашистские очерки. Юлиус Фучик и его коллеги всеми силами пытались поддерживать боевой дух соотечественников, призывая их бороться с тиранами и диктаторами Третьего Рейха.

Гестапо, прекрасно понимая всю угрозу, исходившую от активистов сопротивления, внедрило в подпольную организацию информатора, который помог задержать верхушку оппозиции. Фучик и еще шестеро его сообщников были направлены в тюрьму Панкрац в Праге, где содержали в основном политических преступников. Именно там Юлиус задумался о своем последнем репортаже "с петлей на шее", который вылился в автобиографичную книгу, излагающую факты и подробности жизни борцов за свободу.

Найти бумагу и карандаш в стенах тюрьмы было невозможно, поэтому идея показать миру свое творение чуть не потерпела фиаско. Помог арестанту конвоир, который оказался чешским патриотом. Каждый день, рано утром, он приносил в камеру лист бумаги и грифель, а поздно вечером забирал исписанную страницу и уносил ее на пределы Панкраца.

Работа над книгой продолжалась около года. Свои последние слова: "Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас", Юлиус Фучик написал 9 июня 1943 года, ровно за день до перевода в Берлин. В августе суд приговорил писателя к смерти и 8 сентября этого же года Фучик был казнен.

"Люди, я любил вас. Будьте бдительны! "

Его великое творение, написанное в нацистских застенках, было опубликовано в 1945 году и переведено на 70 языков мира. Фучика признали гением, в его честь называли улицы, станции метро и парки, а в Чехословакии знакомство с его книгой и биографией вошло в школьную программу. Культ журналиста, боровшегося за теории Маркса и Энгельса, процветал несколько лет, пока не пришла "Бархатная революция", ставившая пред собой цель стереть все остатки воспоминаний о коммунизме из сознания граждан. ПриУ новой власти даже были попытки обвинить Юлиуса в сотрудничестве с Гестапо, однако за Фучика заступились его последователи, боровшиеся за его наследие и назвавшие в 1958 году 8 сентября (день смерти Фучика) Международным днем солидарности журналистов.

Однако, ни тяжелая судьба, ни шумиха вокруг подвига Фучика, не спасли его имя от забвения. Дети выросшие на его книгах, устали от преклонения навязанного им социалистическим режимом, а современное общество расценило его действия как патриотическую систему взглядов бунтарей того времени, перенесенную на бумагу. Несмотря на развенчание, Юлиус Фучик был, есть и, несомненно, останется героем своего времени — человеком, который ценой своей жизни подарил народу веру, надежду и уверенность в победе над нацисткой Германией.

Все чаще в современном мире, особенно среди молодежи, можно встретить проявления
нацизма. Что это? Юношеский максимализм, тлетворное влияние группировок
фашистского толка, следование странной моде или осознанный выбор?

«Люди, будьте бдительны!», - завещал потомкам герой чешского Сопротивления времен Второй мировой войны, писатель Юлиус Фучик (1903-1943). В период немецкой оккупации Чехословакии он был схвачен нацистами и брошен в тюрьму Панкрац, где и написал свою последнюю книгу-завещание «Репортаж с петлей на шее». Эта жизнеутверждающая книга о борьбе с фашизмом, о смысле жизни и торжестве справедливости. И вот, в XXI веке мы все чаще вновь слышим о превосходстве той или иной нации. На улицах многих европейских городов - массовые акции и марши против мигрантов… Казалось бы, нас это не касается. Ведь народы бывшего Советского Союза (особенно белорусы, украинцы, русские) в полной мере пережили ужас нацизма. К сожалению, многие не осознают опасность возрождения и у нас идеологии расового превосходства. И самое опасное, что на неонацистские лозунги легче всего «клюет» молодое поколение.

На днях, присутствуя на мероприятии в одном из учреждений образования района, я обратил внимание на юношу, который совершенно спокойно, с улыбкой подросткового нигилизма слушал выступление лектора. На первый взгляд, обычный парень, только вот надпись на его черной майке была не совсем обычна: «Невиновных нет». Необычен был и шрифт, которым эта надпись выполнена: «немецкий» Runic. Наверное, для большинства ребят и преподавателей эта надпись и стиль ровным счетом ничего не значат, только вот точно такой же лозунг красовался и на майках некоторых участников московской группировки «14/88», которая в 2014 году была причастна к ряду жестоких нападений и убийств мигрантов в Москве и московском регионе.


Набираем в Интернете зап­рос: «Невиновных нет», и вот уже мы попадаем на страничку московского магазина «Lester City Sport», которая совершенно легально размещена в социальной сети ВКонтакте. Никакой идеологии, просто продажа «модной одежды» для «правильных» подростков, ведущих «здоровый образ жизни». Никакого нацизма! Ведь «в друзьях» у этого магазина значится почти 30 тыс. человек, в том числе вовсе не какие-то политические маргиналы, а вполне себе пристойные регбийный клуб «Торпедо» (Москва), женский футбольный клуб «Динамовка» и… почему-то пивной паб «Roy Castle Pub». Так, может, зря я обратил внимание на обычного белорусского юношу «в модной майке»? Может, и нет в его мозгу нацистских убеждений? Как знать…

О том, какой смысл несут эти и некоторые другие обозначения и символы в подростковой среде, описывается отдельно. А сейчас мне бы хотелось сказать вот о чем.

Неспроста человеконенавистническую идеологию нацизма называют «коричневой чумой». Дело в том, что чумная палочка обладает феноменальной устойчивостью во внешней среде. Бациллы чумы способны сохранять живучесть в трупах погибших больных неопределенно длительное время, особенно при низких температурах. Именно поэтому мы никогда не можем сказать, что чума побеждена полностью.


4 апреля нынешнего года, в процессе обсуждения в Совете Республики Национального собрания законопроекта, устанавливающего уголовную ответственность за экстремистскую деятельность, председатель КГБ Валерий Вакульчик заявил, что на данный момент формирований экстремистской направленности в Беларуси не выявлено. «Вместе с тем была раскрыта и предупреждена деятельность подобных структур, имеющих признаки экст­ремистских формирований», - добавил руководитель спецслужбы.


О каких таких структурах шла речь? В качестве примера председатель КГБ привел задержание и привлечение к уголовной ответственности в 2010-2012 годах членов анархической группировки, использовавших «коктейли Молотова», и привлечение к административной ответственности основателей радикальной группировки, которая распространяла профашистские взгляды в Интернете. Он также сказал о «принятии предупредительно-профилактических мер в отношении группировки мусульман», распространявших радикальные религиозные взгляды и призывавших к джихаду. К административной ответственности привлечены пять граждан Беларуси, одному вынесено официальное предупреждение, семь иностранных граждан депортированы из страны.


Не так давно в Витебске правоохранительными органами был задержан лидер неформального молодежного фанатского движения неонацистского толка, которое пропагандирует ультраправые идеи фашизма. На груди у него красовался герб особого батальона СС «Дирлевангер». Того самого, на счету которого убийства мирных граждан, женщин и детей в годы Великой Отечественной войны на территории Беларуси. Доморощенный 20-летний нацист отправлен за решетку.


В декабре прошлого года в Бобруйске следственным комитетом было возбуждено уголовное дело в отношении некоего Александра Козака, который рисовал неонацистские символы на стенах домов. Он также был привлечен к ответст­венности.

В целом же, что касается экстремизма, и, прежде всего, неонацистского толка, надо отметить, что Беларусь особо выделяется в положительную сторону на фоне своих соседей. Однако это не повод для самоуспокоения.

Даже обычные граффити ненависти на стенах домов и заборах, которым мы час­то просто не придаем значения, - это угроза. Если мы проходим мимо фашист­ской свастики в подъезде, это означает то, что ненависть может назревать внут­ри общества безнаказанно. Мы игнорируем наличие проблемы, а это уже первый шаг на пути к жес­токости и насилию. Вспомните слова Юлиуса Фучика.

Это были последние слова воина-интернационалиста, погибшего в фашистских застенках. Вполне возможно, что они окажутся и моими последними словами. Недавно я, полный сил и творческих планов, ни с того ни с cего в один миг стал похожим на спущенный мяч, пробитый невидимой энергетической стрелой. Я не поехал в больницу, там без денег сейчас делать нечего. Набираюсь сил самостоятельно и считаю, что быстрее, чем я это делал бы с помощью лекарств. Поскольку видимых причин не было, то я думаю, дело в более значительных внешних причинах.
Наверняка, у супругов Левашовых, более молодых, чем я, было больше сил, а следовательно, и оптимизма. Попробуем вместе поразмышлять, какие это силы, уничтожающие прогрессивно мыслящих ученых, пророков.
Мою первую версию о психотронном оружии я подробно изложил в статье «Коучинг больного общества». Сейчас много развелось специалистов, умеющих влиять на людей и события. И если они беспринципны, то их используют для своих целей такие же беспринципные силы. Как-то после публикации моей статьи «Исцеление любовью», в которой я описывал обнаруженный у себя дар влияния на негативные ситуации, переводя их в позитивные, посылая лишь их участникам энергию любви, ко мне аж из самого Киева приехал представитель одного из кандидатов в президенты с баснословными обещаниями, если я помогу его шефу стать президентом. К счастью, я тогда уже неплохо разбирался в эзотерике и знал, что в таких энергетических баталиях участвуют высшие силы и… эгрегоры.
Вот они-то и являются моей второй версией. Это сложнее, но я попробую объяснить. Случай, на примере которого я приведу доказательства, произошел еще раньше, когда я еще ничего не смыслил в высоких дебрях эзотерики и перевел это в банальную случайность. В то время я заболел идеей объединения религий и какое-то время ходил по различным конфессиям, а затем ненадолго застрял у пятидесятников, в которых состояла моя жена. Через некоторое время мне предложили вступить в эту церковь, с обрядом крещения. Я тогда не думал, что какие-то формальности будут иметь значение, и согласился.
Но еще несколькими годами раньше, по рекомендации одного из целителей (я тогда сильно заболел, и официальная медицина хотела списать меня на инвалидность), я покрестился в православной церкви и потихоньку выздоровел, читая молитвы св. Пантелеймону. И вот в день, когда надо было идти на крещение, у меня ни с того ни с сего в глазах появилась резь и обильно полились слезы. Не только идти не мог, но места не находил от боли, не отрывая платок от лица.
Сейчас я уже на 100% уверен, что это православный эгрегор таким образом не пустил меня. Тем более, что это явление прошло так же внезапно, как и началось.
Эгрегоры создаются мыслями людей, а посему они такие же ревнивые и между ними идут такие же свары, только на энергетическом уровне. Но эгрегоры существуют не только у религий, но и у отдельных общественных формаций, партий, народов и даже у всего человечества. Ближе всех к этому открытию подошел Карл Юнг в своем утверждении, что миром правит коллективное бессознательное. А какими ценностями живет абсолютное большинство, я думаю, напоминать не нужно. И призывы умерять свои аппетиты, чтобы лишний раз не расстраиваться, не только никого не привлекают, а даже раздражают. Люди, которые ищут счастья в богатстве, не только не верят, что оно дается только бескорыстным людям, но и пышут злобой на тех немногочисленных, которые сохраняют это, ставшее редким, качество.
Именно эгрегоры удовлетворяют даже аморальные желания людей, чтобы держать их в своих путах, для дальнейшего манипулирования ими. И немногочисленные инакомыслящие им как заноза в глазу.
Возьмем для примера судьбу Иисуса. Самая распространенная версия заключается в том, что его убили церковники руками прокуратора Понтия Пилата. А если внимательно почитать святые писания, то можно увидеть, что после допроса, убедившись в невиновности Иисуса, он умыл руки, отдав окончательное решение на суд народа. И что же он услышал? «Распни его!»
Чем же был так разгневан народ? Ну, во-первых, его ожидали видеть в качестве царя, а он отказался. У него была другая миссия. А во-вторых, за ним до самого конца ходила толпа страждущих. Не всех он мог исцелить. Он постоянно учил: «Ваша вера в себя вас исцелит». А много ли верящих в себя, даже сейчас? Другими словами, это надо брать ответственность за свою жизнь, за свое здоровье на себя. А большинство живет «на авось», а потом надеется на медицину или на чудо. А когда их надежды не исполняются, ищут виноватых и готовы разорвать их. Так что толпа, а точнее, ее эгрегор, коллективное бессознательное, были истинной причиной смерти Иисуса и многих других борцов за народное счастье.
Юлиус Фучик призывал людей к бдительности. Иисус говорил: «Бодрствуйте!» Раджниш Ошо написал целую книгу об осознанности. И все это об одном и том же. Чтобы люди были ответственны не только за свои дела и мысли, но и неравнодушны к чужим.
Незадолго до прихода фашизма в Германии польский антифашист Бруно Ясенский написал книгу «Человек меняет кожу», эпиграфом которой было пророческое предупреждение: «Не бойтесь врагов, в худшем случае они могут вас убить. Не бойтесь друзей, в худшем случае они могут вас предать. Бойтесь равнодушных! Только с их молчаливого согласия совершаются на Земле все убийства и предательства!» И действительно, по молчаливому согласию большинства, которому пообещали по наделу земли и славянских рабов, пришел фашизм.
Люди тупеют, когда не думают. Я живу рядом с красивой сосновой рощей и стараюсь по-хозяйски следить не только за чистотой, но даже трижды тушил пожары по вине горе-туристов. Недавно увидел костер и, подойдя ближе, обомлел. Он горел рядом с молодой сосенкой, которая, конечно, обуглилась. «Другого места не нашлось для костра?» - спросил я. «А что тут такого? Подумаешь, одна сосенка сгорела. Вон их тут сколько», - получил в ответ. «Так и вас таких не меньше, если уже не больше», - только и мог произнести я в своем бессилии. Думаю, что если бы они ее сажали, то такого вандализма не совершили.
Всему надо учиться и в первую очередь причинному и индуктивному мышлению, которые на порядок повысят культуру людей.

Индуктивное мышление
Существуют два способа мышления: индуктивный и дедуктивный. Индуктивный - метод исследования, изложения, когда от наблюдения частных факторов и явлений переходят к общим выводам и открытиям общих закономерностей. Дедуктивный, наоборот, когда переходят от общего к частному, т.е. делают выводы, опираясь на правила и законы. В жизни «индуктивный» человек живет по индивидуальной нравственности, дедуктивный - по общественной морали. Индуктивным способом мышления пользуются дети и мудрецы, т.е. исследователи жизни, наблюдатели, не привязанные к привычному укладу, к нормам. Всем известно, как Ньютон открыл Закон всемирного тяготения. Наивный ребенок, случайно увидев раздевающихся мужчину и женщину, делает непривычный для взрослых вывод: «Наверное, будут писать?» Человек, живущий по дедукции, не в состоянии отступить от общепринятых норм, иногда даже под угрозой смерти. Известен случай, когда некая восточная женщина, оказавшись в результате кораблекрушения в спасательной шлюпке, мучалась не в состоянии преодолеть бытовые неудобства и в конце концов умерла от разрыва мочевого пузыря. Показательно также, что многие моряки, оказавшись в аналогичных условиях, погибают буквально уже через трое суток не от голода, а от страха, т.к. знают, что искать их будут не более трех суток (морской закон). Запас провизии дается тоже на три дня. Про рыболовные принадлежности в панике никто и не вспоминает. А французский врач Ален Бомбар, обладающий индуктивным мышлением, чтобы доказать способность выживания в море, специально переплыл океан на надувной шлюпке, не взяв с собой ни капли воды и пищи. Еще один показательный пример дедуктивного сознания: большинство женщин цивилизованных стран рожает в адских муках. Но есть народности, для которых эта процедура не составляет больших проблем.
Дедуктивное сознание консервативно. Оно противоречит главной цели жизни человека на Земле - его совершенствованию. Только индуктивное сознание живет творчески, думает о будущем, рождает «безумные» идеи.
Болезни также являются следствием дедуктивного сознания. Помню, когда я после пятидесяти лет начал «расклеиваться», врачи меня утешали: «Это нормально, это возрастное». Помыкавшись по традиционным и нетрадиционным авторитетам, я начал думать: «Я создан по образу и подобию Творца. Но неужели Творец может быть больным?» В результате родился закон: «Забудь про болезни и болезни забудут про тебя». Я выбросил свою разбухшую медицинскую карту, прекратил ходить по врачам и вообще говорить о прошлом и плохом, а начал творчески и оптимистично смотреть в будущее и болезни действительно оставили меня.
Я уверен, что этот закон ляжет в основу будущей науки. И не важно, как его назовут ученые: «мыслетерапией» или «энергоинформотерапией» и чьим именем будет назван закон - Солнечного или Иванова. К тому времени уже будет всем известно о ноосферном источнике информации. Только не все пока будут способны принимать ее, а лишь чистые проводники, физически и нравственно. Зато все будут стремиться к такому очищению. А когда личные устремления совпадут с требованиями закона эволюции, тогда и исчезнут страдания и проблемы, возникающие из-за этих нынешних несоответствий. Тогда улучшится и общая экология, в том числе и планетная.
А пока дедуктивное мышление порождает консерватизм, рабство привычек, зависимость от общественного мнения, оно порождает и неуверенность в себе, безволие, слабость духа и через это ведет к общей деградации человечества.
Что же предлагается делать в данном положении? Прежде всего, подумать, откуда истоки такого повального «дедуктивизма»? Да, разумеется, из школы. Именно там закладывается дедуктивный способ мышления на базе дедуктивного метода обучения: «Все как все», никакой отсебятины, стандартные учебники, стандартные учителя с их «едиными требованиями». Весь существующий на сегодняшний день метод обучения, с его готовыми установками, воспитывает несамостоятельную, нетворческую личность, а значит, работает против человечества, тормозя его эволюцию.
Но напрашивающиеся выводы страшат даже меня как педагога. Я думаю, что если бы создать захватывающие, как детективы, учебники, то учителя в нынешнем их амплуа окажутся не у дел. И такие учебники уже появляются. Например, «Путешествие по стране геометрии» Житомирского и Шеврина, с художественным оформлением Зуева. Моя внучка прочитала ее залпом, как художественную литературу, да не один раз (и без принуждения, а это самое важное в обучении). Потом с геометрией у нее не было никаких проблем. А написан он вроде бы для дошкольников, в сказочной форме. Но дело, как видите, не в форме, а в результате. Главное, чтобы был выбор: несколько разных учебников на одного, а не один учебник на всех. Более того, и учителей ученик волен выбирать себе сам методом проб и ошибок. Образование должно опираться на желание, а не на принуждение.
Мои выводы, конечно же, вытекают из индуктивного мышления, и я приведу факты, из которых они рождаются. Я научился читать самостоятельно в пять лет, не имея даже учебника. Моим единственным материалом были газеты, газеты же служили и тетрадями. В школу тогда раньше восьми лет не принимали, и я дрожал от желания учиться, как старая дева на выданье, готовая пойти за первого встречного. Тем не менее, в школе «подвергал все сомнению», как по Марксу. Задачи частенько решал нестандартными способами. И даже теоремы и формулы не запоминал, а выводил заново. Я был тугодумом. Правда, мне везло на учителей, особенно не математиков. Меня терпели, давая полдоски на целый урок, где я потел над выводами. Зато была война с историчкой, так что на все прошлое у меня до сих пор действует метод дедукции: вся история - сплошная ложь.
Не скажу, что мне давалось все легко, поскольку я постигал все как бы самостоятельно, тем более, что память была никудышняя. Зато был счастлив моим, может, «велосипедным», но все же открытиям. Например, в восемь лет, в голодные военные годы, я подметил, что если после каждого глотка полусладкого чая, если можно считать таковым морковный чай, запивать глотком воды, то чай кажется слаще. Я, конечно, тогда не знал, что «открыл» закон. Не знал также, что он уже открыт до меня и называется «кофе по-турецки». Только много позднее, когда я его начал подмечать и на других явлениях, я ему дал свое название - закона контраста, и сейчас использую его в обучении. Тогда же я был рад не открытию, а его плодам, сейчас я радуюсь самому процессу творчества, а не конечным результатам.
Нет, что ни говори, а жить индуктивно, наблюдая жизнь и делая выводы, что она движется, т.е. постоянно изменяется, интересно. Тогда ты находишься в вечном путешествии. Конечно, идеально лучше обладать гармоничным, равновесным, синтетическим мышлением, но если это пока невозможно, то лучше держаться индуктивного метода. Он оптимистичнее. Для этого много и не надо, только быть наблюдательными и позитивными.

«Благими намерениями…»
Практикуя в качестве детского психолога, все чаще приходится встречаться со случаями, когда родители детей начальных классов обращаются по поводу их медленного чтения. Не укладываются они в школьный норматив. Чаще всего эти дети медлительны от природы, и тут уже ничего не поделаешь. Каждый человек живет в своем темпе, и нельзя его, рискуя его здоровьем, подстраивать под общий. Но бывают случаи, когда ребенок и динамичный, но читает прерывисто, запинаясь на отдельных словах, как бы забывая отдельную букву, теряя, естественно, на этом время. Такое «заклинивание» сродни заиканию. Причиной является напряжение, происходящее от страха перед родителями или учителями, неуверенности в себе и других разновидностей страха. Психика человека - штука тонкая, и качество ее работы зависит от количества психической энергии. Мы знаем, что если в сети мало электроэнергии, то лампочка гореть не будет, хоть ты ее разбей. Почему же мы детей своих иногда даже бьем, заставляя их «светиться» в школе на пять баллов по всем предметам?
Людмила Максимовна, энергичная женщина, с «руководящим» характером, хотя и работает бухгалтером, хочет за каникулы подтянуть свою дочь, второклассницу Танечку по чтению. Та в два раза медленнее нормы читает. Причем в последнее время скорость чтения стала пугающе замедляться, а некоторые слова иногда читает даже задом наперед. Но на тестировании она показала хорошие результаты. Высокая подвижность нервной системы, прекрасная память, любит своих родителей, благополучная семья. Но не зря китайская пословица гласит, что «слишком хорошо - тоже нехорошо». Ребенок, боясь расстроить своих родителей, перенапрягается чрезмерно и, резко сжигая свою энергию, обесточивается.
Родители могут отследить спад энергии по настроению: скука, антагонизм, раздражение, агрессия. А предупредить дальнейшее ее снижение нужно отдыхом, а не заставлять еще больше ее расходовать. В инстинктивной борьбе за выживание организм, в своем безотчетном агрессивном поведении, сжигает последние силы, снижая свои защитные функции и рискуя заболеть. Где же черпать эту драгоценную энергию? Активный отдых, прогулки на свежем воздухе, физкультура, закаливание, контрастные обливания, солевые ванны. До банальности известные вещи, да только не выполняемые. По такой же банальной причине: нет времени. Время, даже каникулярное, сдвинуто на дело. Нарушен закон ритма. А незнание законов не освобождает от наказания. Если не болезнями, то, по крайней мере, лишением счастья как внутреннего психологического комфорта.
Людмиле Максимовне быть бы благодарной судьбе. Она искала преподавателя, который бы просто «натаскал» ее ребенка на быстром чтении, а попала на психолога, ведущего свои занятия, опираясь на интересы ребенка, пробуждая у него творческую самостоятельность. Учеба в игре, в частности ролевое чтение, не забирает энергию, а наоборот, дает ее всплеск - за счет положительных эмоций. При этом в качестве побочного эффекта за счет увеличения общего энергопотенциала, а следовательно, иммунитета, дети перестают болеть. Что еще может быть более желательно для любящих родителей? Но Людмила Максимовна после тестирования и консультации все-таки упорно стояла на своем: «У меня нормальный ребенок, и ему нужен не психолог, а преподаватель», явно путая психолога с психиатром.
Для справки: «психо» с греческого - душа, сознание, «логос» - наука, учение. Психиатр - это врач, лечащий душевные болезни. Практический психолог их предупреждает. А болезнь, тем более душевная, - как пожар. Ее легче предупредить, чем излечить. Душа человека важнее, чем его тело. И она первична. Сначала заболевает душа, потом тело. Любой врач сейчас скажет, что причиной гастрита и язвы желудка является раздражительный характер. А откуда он берется? От хронической ослабленности общего энергопотенциала. Слабая психика - слабое физическое здоровье.
А сейчас коснемся немного системы образования. Реформа школы идет полным ходом, но почему-то по-прежнему касается только вывесок, формы, показателей, нормативов и т.п., но только не содержания, заключающегося в подготовке детей к жизни. Возьмем конкретный факт: быстроту чтения. Для чего мы учимся быстро читать? Видимо, для того чтобы больше знать. Но если мы быстро прочтем, но ничего не запомним, то какая бы большая скорость ни была, она сама по себе ничего не даст. Значит, смысл в продуктивности. И норматив должен быть связан с запоминанием. Скажем, если ребенок ответил только на пять поставленных по теме вопросов из десяти, то его время нужно умножить на коэффициент усвоения - 0,5. В результате его скорость окажется вдвое ниже. Вот тогда преподаватель уже не станет превращать своего ученика в загнанную лошадь, а будет гармонично развивать у него внимание, память и скорость, ориентируясь на средний показатель продуктивности.