Малыш боится собак. Советы от «суперняни

Обычно дети любят животных и дружат с собаками и кошками. Они с удовольствием проводят время с четвероногими друзьями, ухаживают за ними. Но иногда ребёнок начинает их бояться. Почему так происходит и что делать родителям? Есть способы, которые помогут взрослым успешно побороть страх.

Боязнь собак или кошек у ребёнка

Собаки и кошки обычно восхищают мальчиков и девочек. Дети испытывают огромный интерес к ним и часто просят родителей завести такого питомца. Но иногда отношение ребёнка к животным меняется на противоположное, и возникает боязнь.

Страх - необходимая для самосохранения любого человека эмоция. В определённые моменты жизни это чувство испытывает каждый, но иногда оно принимает опасную форму. Поэтому родители должны ответственно относиться к проявлениям боязни животных у ребёнка, чтобы вовремя помочь ему.

Боязнь кошек - айлурофобия, боязнь собак - кинофобия, а боязнь животных - зоофобия.

Почему дети панически боятся домашних животных

Причины страха могут быть разными:

  1. Неудачный опыт общения с собакой или котом, отрицательные переживания, связанные с этим.
  2. Неприятные последствия общения с животным. Даже если собака укусила малыша, испуг появляется не всегда. Но он может быть вызван дальнейшим развитием ситуации - поездкой в больницу, обработкой раны, уколами и другими медицинскими манипуляциями.
  3. Повышенная эмоциональность, неустойчивая психика. Если ребёнок склонен проблемы других воспринимать близко к сердцу, то страх перед животными может возникнуть даже после рассказов людей о неприятностях, связанных с кошками или собаками. Малыш переживает, что такое случится с ним, поэтому и начинает панически бояться четвероногих друзей.
  4. Некоторые физиологические патологии - замедленное развитие, ограниченные физические способности, глухонемота.

Как проявляется боязнь животных

Боязнь собак или кошек даёт о себе знать по-разному. В момент появления страха ребёнок может пытаться спрятаться от возможной опасности, убежать, впасть в ступор или даже потерять сознание. Нередко возникают и физические проявления:

  • повышенная потливость;
  • спутанность сознания;
  • учащённое сердцебиение;
  • головокружение;
  • изменение дыхания.

Наличие симптомов зависит от того, какой тип страха выражен у ребёнка. Психологи рассматривают три варианта:

  1. Страх визуальный - появляется только тогда, когда малыш видит животное, а в другое время не проявляется.
  2. Страх ситуационный (наиболее безобидное проявление) – возникает в конкретных ситуациях, когда животное может причинить вред:
    • находится близко к человеку;
    • неспокойно или агрессивно ведёт себя и может напасть;
    • пребывает в плохом настроении.
  3. Страх навязчивый (панический) – это наиболее опасное проявление боязни, выраженное в постоянных опасениях о возможной атаке кошек или собак. Иногда сопровождается галлюцинациями и кошмарами.

Чтобы не упустить появление опасного состояния (панической боязни кошек, собак), лучше проконсультироваться с психологами сразу же при обнаружении первых признаков. Но паниковать не стоит. Статистика свидетельствует, что нападения животных пережило не более 2% детей, которые испытывают страх к ним. Причём эти нападения не всегда выражались укусами. Большая часть из них - это случаи, когда собака порвала одежду малышу, рычала или преследовала, просто не рассчитала силы и слегка поцарапала во время игры. В большинстве ситуаций родители смогут самостоятельно помочь своему чаду.

Ребёнок испугался собаку: что делать

Если животное сумело напугать ребёнка, то правильные слова и поступки взрослых помогут справиться с испугом быстро и просто. Сделать нужно следующее:

  1. Расспросите малыша о том, что случилось.
  2. Проанализируйте произошедшее, разберите ситуацию. Попытайтесь сформировать новые модели поведения, чтобы в будущем в таких же условиях он поступил по-другому и не пережил испуг .
  3. Похвалите ребёнка и объясните ему, что в жизни случается разное, но в этом нет ничего ужасного. Добавьте, что он поступил смело и правильно.
  4. Расскажите о правилах поведения при встрече с собакой.
  5. Через некоторое время начинайте приучать ребёнка относиться к животным дружелюбно:
    • рассказывайте о зверях и их повадках;
    • читайте книги или смотрите мультики и фильмы о добрых собаках;
    • играйте вместе с четвероногими друзьями в парке или во дворе, подкармливайте с малышом бездомных животных.

Хорошо если ребёнок покажет наглядно, нарисует, расскажет словами всё, что пережил не только родителям, но также бабушкам, дедушкам и другими близким родственникам. Важно убедиться, что каждый раз повествование будет заканчиваться положительно, оптимистично. Это может быть что-то смешное или даже хвастливое, когда малыш скажет: «Меня укусила собачка, но я не испугался и прогнал её».

Не лучший выход - ограждать ребёнка от переживаний, игнорируя опасную ситуацию. Нужно заставить его прочувствовать всё, что произошло, освободить чувства и пережить страх, не оставляя ему места в дальнейшей жизни. Вместе со словами уйдут паника и испуг.

Правила поведения при встрече с собакой

Очень важно научить малыша правильно вести себя при встрече с животным:

  1. Нельзя убегать, так как у собаки врождённый инстинкт, заставляющий догнать и схватить того, кто бежит.
  2. Увидев опасного пса, лучше замереть на месте и стараться не обращать на него внимания.
  3. Нельзя пристально смотреть на собаку, так как любое животное такой взгляд воспринимает как вызов и прямую угрозу.
  4. Нежелательно прикасаться к незнакомым собакам, когда поблизости нет взрослых.
  5. Небезопасно трогать животное и его щенят или котят. Заботливая мать может расценить это как угрозу для своих малышей.

Важно знать, что собака не укусит ребёнка просто так. В поведении пса есть особые сигналы, которые подсказывают о том, что он собирается защищаться, ему некомфортно с человеком:

  • челюсти напряжены, губы сжаты;
  • глаза широко открыты;
  • уши отведены назад;
  • походка медленная, «деревянная»;
  • поза напряжённая, животное замерло;
  • собака рычит.

Что нельзя делать родителям

Неправильное поведение взрослого часто усиливает испуг ребёнка. Чтобы не допустить этого, нельзя:

  • упрекать малыша и говорить «не бойся!»;
  • насильно заставлять погладить или покормить собаку;
  • запугивать кроху злыми собаками;
  • торопить ребёнка и злиться, что он медленно воспринимает объяснения или не хочет что-то делать;
  • самим родителям бояться собак.

Если проблему со страхом не удалось решить своими силами, если проявления испуга серьёзные и продолжительные, то специалисты советуют обращаться за квалифицированной помощью. Детские психологи объяснят, как справиться с боязнью, используют специальные методики для релаксации, снижения тонуса мышц, снятия психологического напряжения. Суть лечения сводится к тому, что ребёнка постепенно сближают с объектом страха и поясняют, убеждают, что его поведение было необоснованным .

  1. Объясняйте, почему животное ведёт себя агрессивно и может укусить.
  2. Наблюдайте вместе с малышом за объектом его страха, не заставляйте сразу же близко контактировать с ним.
  3. Вместе посмейтесь над смешными проделками кошки или собаки. Если питомец одинок или печален, то пожалейте его. Забавные и достойные жалости звери не вызывают страха.
  4. Уделяйте внимание проблемам малыша, выслушайте, ни в коем случае не игнорируйте.
  5. Не ругайте, не стыдите, не высмеивайте своего ребёнка за испуг. Будет хуже, если кроха, чтобы не потерять вашу любовь, станет скрывать свои проблемы. Страхи уйдут внутрь.
  6. Предложите малышу нарисовать или подробно описать страх. Нечто абстрактно-ужасное всегда страшнее чего-то более конкретного.

Доктор Комаровский считает, что психологический ущерб от нападения животного часто более серьёзный, чем рана. Но страх перед зверями развивается не только после укуса. Если собака громко зарычала, неожиданно погналась за ребёнком или просто оскалилась, то может возникнуть испуг.

Если ребёнок испугался своего пса после случайного укуса, важно разъяснить малышу, что обычно собака дружелюбная и ласковая, если её не дразнить и не бить, то она будет доброй. Поэтому нужно научить, что домашний питомец - это не игрушка, необходимо правильно вести себя с ним. Не менее важно понять, что же спровоцировало его агрессию. Часто детей пугает не сама ситуация, вызвавшая испуг, а неправильное реагирование на неё родителей - чрезмерное волнение, паника, тревожный голос мамы .

Взрослые, плохо отзывающиеся о животном, которого боится ребёнок, обзывающие его, поступают неверно. Даже если малыш и успокоится от таких действий, неприязнь вернётся со временем, и страх станет ещё сильнее.

Доктор Комаровский про укусы животных - видео

Описанные советы помогут родителям справиться с такой серьёзной проблемой, как боязнь кошек или собак. Запаситесь терпением, чтобы избавить малыша от страха и подружить с животными.

Читайте также

Маленькие дети устают от садика так же, как и взрослые на работе за целый день, поэтому целый вечер до сна у ребёнка должен быть максимально щадящий режим. Для того, чтобы организовать такой режим, нужно исключить из вечерней жизни прежде всего мультфильмы, походы в магазин, в гости, шумные игры.


В случае если ребенка кусает или сбивает с ног собака, ему очень страшно, он ждет от родителей помощи и защиты. Для того чтобы помочь ребенку нужно, во-первых, спасти его от самой собаки, даже если она ему по колено. Маленькие собаки бывают гораздо агрессивнее больших, и кусают они тоже очень больно.

Спасти - это значит отогнать собаку, взять ребенка на руки, унести в безопасное место. Если ребенок плачет, вздрагивает, трясется нужно утешить его, обнять, сказать, что теперь все в порядке и собаки больше нет. Нужно проговорить то, что ребенок чувствует вслух: «Собака напала, ты испугался. Теперь все хорошо, мы в безопасности. Собака сюда не придет». Дальше нужно сказать, что собака была очень не права и ее ждет наказание: «Собака поступила очень плохо. Хозяин ее отругает». (Даже, если вы не знаете, что там будет с этой собакой, для ребенка важно, что вы на его стороне, вы его защищаете.)

Не спускайте малыша с рук столько, сколько ему это нужно. В таких ситуациях не место поучениям о том, как именно следует вести себя при встречах с собаками. В стрессовой ситуации самое важное - это помочь ребенку ее прожить, поддержать его, защитить, а о правилах поведения можно поговорить в более спокойное время.

Если ребенка укусила или напугала собака и теперь малыш обходит обидчика за километр, а вы размышляете о том, как ему можно помочь, то следующие несколько советов для вас.

Дайте ребенку, необходимую ему защиту в таких ситуациях. Увидев собаку, обойдите ее вместе с малышом, возьмите его на руки, если он просит. Скажите: «Сейчас аккуратно обойдем эту собаку, и она тебя не тронет. Я ей не позволю. И хозяин, смотри, держит ее на поводке».

Пока ваш малыш боится собак, пытаться приблизиться к ним с целью «приучения», как советуют некоторые люди, может быть просто опасно. Собаки - это животные, чутко реагирующие на эмоциональное состояние человека и тех, кто их боится собаки «не любят». Собака может вновь напугать ребенка тем, что залает или попытается обнюхать.

Если ваша защита и поддержка помогают ребенку чувствовать себя более уверенно, значит все идет хорошо. Ребенок подрастет и, со временем, будет более спокойно относиться к собакам.

Если вы хотите создать более положительный образ собак, чем есть сейчас у ребенка, то можно посмотреть вместе с ним мультфильмы и фильмы, где главные герои собаки: «101 Далматинец», «Дорога домой», «Бетховен» и другие.

И последнее, помните, что ребенок не должен стать абсолютно бесстрашным по отношению к собакам, ведь животные бывают разные. Разумная доля осторожности, умение обойти незнакомую собаку, у которой неизвестно что на уме - это очень важно.

Маленькие дети боятся многих вещей: сказочных чудищ, одиночества, тёмные комнаты. Ещё одна распространённая фобия – боязнь собак. И хотя психологи считают страх вполне естественной эмоцией, работать с этим чувством нужно, иначе малыш может перенести его во взрослую жизнь. Сегодня мы обсудим распространённую проблему: .

Откуда берётся страх?

Многие страхи имеют ярко выраженную возрастную обусловленность и временный характер. Если взрослые правильно на них реагируют и понимают причины их возникновения, фобии быстро исчезают. Однако при повышенной тревожности ребёнка или неверной линии поведения родителей страхи могут сохраняться достаточно долго.

В раннем детстве малыши пугаются внезапных резких звуков, и это считается своеобразным нормативным страхом, присущим возрастному этапу от года до трёх лет. Чаще всего мамы рассказывают, что «собака громко лаяла, а ребёнок испугался». То есть малыш боится не собаки, а именно её лая.

«Настоящий» страх животных проявляется, когда ребёнку исполняется 3 года. Боязнь может быть самостоятельной (собака бросилась на малыша), внушённой («не трогай собачку, она больно кусается») или идти из раннего детства, когда громкий лай напугал кроху. Кстати, можно понаблюдать за детьми в разных ситуациях. Вероятно, и другие резкие звуки (сигнализация, гром) также пугают малышей, просто родители прежде не обращали на это внимание.

Приучаем ребёнка к громким звукам

Таким образом, необходимо разделять страх перед собаками и непереносимость резких, неприятных звуков. Такая дифференциация необходима, чтобы успешнее прорабатывать фобии. И делать это нужно пошагово.

  1. Если малыш пугается громкого шума (в том числе и лая), постарайтесь приучить его издавать их самостоятельно. Проще это сделать в соревновательных играх. Устраивайте конкурсы «Кто громче стучит в барабан?», «Кто громче поёт?» и т.д. Во время игры нельзя кричать на ребёнка и ругать его, пусть громкий звук ассоциируется у него только с весельем.
  2. На следующем этапе нужно приучить детей к громкому шуму в обычных, бытовых условиях. Разрешайте ребёнку регулировать громкость магнитофонов и телевизоров. Поначалу вам придётся нелегко, но затем малыш привыкнет к звукам и перестанет так остро на них реагировать.
  3. Затем ребёнка можно научить понимать, что такое «тихий» и «громкий» звуки. Проще это сделать на примере домашних и диких животных. Например, попросить показать, как пищит мышка: «Пи-пи-пи» или как кричит петушок: «Ку-ка-ре-ку!» Только убедившись, что малыш понимает разницу и не боится звуков животных, попросите показать, как лает собака.
  4. Чтобы малыш перестал пугаться конкретно собачьего лая, смотрите вместе мультики «Котёнок по имени Гав». Предлагайте ребёнку несколько вариаций собачьих «разговоров»: «Как тяфкает щенок? А как гавкает пёс? Как рычит сторожевая овчарка?» и т.д.

Что делать если ребёнок боится собак?

Как только вы провели работу по избавлению ребёнка от первичной фобии – боязни внезапных звуков, можно перейти к проработке вторично возникших страхов – боязни собак.

  1. Но знакомить малыша нужно не с огромным псом, а с маленькой и доброй кошкой. Да, маленький ребёнок уже понимает, что кошка – другое животное, но он видит, что у пушистой красавицы, как и у «страшной» собаки, есть хвост, шерсть, четыре лапы и т.д. Постарайтесь создать у детей ассоциативную цепочку: кот – хороший и безопасный, пёс похож на кота – значит, тоже хороший.
  2. Сходите с ребёнком в контактный зоопарк, на выставку животных, зоомагазин. Там вы сможете понаблюдать за поведением разных зверушек. А ещё можно с собой взять фотоаппарат и сфотографировать зверей и птиц.
  3. Первое «телесное» позитивное общение у ребёнка должно начаться с контакта с добрым маленьким щенком, который даже не научился лаять и рычать. Если малыш не захочет погладить животное, ни в коем случае не настаивайте.
  4. Можно и завести щеночка или котёнка, однако этот радикальный способ не всем подходит. Если это невозможно, чаще бывайте в гостях у знакомых, являющихся счастливыми обладателями спокойной собаки.
  5. Обязательно научить малыша управлять собачьим поведением. Продемонстрируйте команды, которые умеет выполнять домашнее животное. Затем, когда ребёнок перестанет бояться собак, расскажите, что их нельзя дразнить, размахивать перед ними руками. То есть обучите безопасному поведению.

На вопрос родителей, что делать если ребёнок боится собак , есть ещё один ответ – не бояться самим. Возможно, дети просто переняли вашу неприязнь к братьям нашим меньшим или ощущают мамину или папину тревожность при виде пса. Если же вы всё перепробовали, а ситуация не нормализовалась, обязательно обратитесь к психологу. Он установит точную причину страхов и подскажет, как от них избавиться.

Е.Н. Корнеева «Эти загадочные малыши»
(100 ответов на родительские «почему»).
Ярославль, «Академия развития», 1999.

Многие дети довольно часто боятся собак. Одни панически, до истерики, другие опасаются и предпочитают не связываться с ними, а предусмотрительно держатся подальше.

Что же такого страшного в этих животных, тысячи лет назад прирученных человеком?

Наш сын с двух лет боится собак. Увидит, затрясется весь. Отец приучает, приучает, чтобы, не трусил, не боялся, что уже взрослый парень, пять лет скоро будет. Подведет его к собаке, руку свою протянет. Смотри, говорит, меня же не кусает. А тот только упирается. Стоит, губу закусит, а потом заплачет жалобно.

Вчера вечером отпустила свою дочь погулять во двор. Пятнадцати минут не прошло, бежит назад вся в слезах. «Что случилось?» - кричу. А она только пуще заливается. Истерика на целых двадцать минут. Потом икота началась. Отец побежал на улицу выяснять что все-таки случилось. Ребята сказали, какая-то собака чужая прибежала, залаяла на нее.

Немецкий психолог Карл Бюллер считал, что развитию детей свойственно повторение некоторых форм поведения древних людей. Это своеобразные атавизмы. Например, боязнь змей или шерсти. Ядовитые змеи и хищные животные, покрытые густой шерстью, когда-то действительно представляли серьезную опасность для людей. У детей же эти страхи якобы остались, зафиксированные в древней памяти прошлых поколений. Однако такое объяснение не было признано удовлетворительным. Далеко не все дети испытывают подобные чувства. И почему атавистический страх шерсти действует в отношении собак и не срабатывает в отношении к кошкам? А ведь дикие кошки были не менее опасны для людей!

Еще одно объяснение этому попытались дать американские психологи. Они придерживаются теории социального научения и считают, что от рождения дети ничего не боятся. И только наблюдая поведение взрослых, они начинают подражать их реакциям. Если отец или мать напрягаются, вздрагивают при виде собаки, торопливо переходят на другую сторону улицы, то и ребенок начинает бессознательно воспроизводить их действия, а вслед за этим испытывать и соответствующие чувства. Однако практика показывает, что и теория социального научения не срабатывает в ста процентах случаев. Бывает, в семье все обожают собак, а ребенок, тем не менее, их боится.

Скорее всего, дошкольники сами приобретают психотравмирующий опыт, правда, часто не без помощи взрослых. Возможно, что пес слишком неожиданно появился в поле зрения ребенка, вызвав тем самым сильный стресс. А если собака при этом была страшной и стояла слишком близко, была крупных размеров или открыла зубастую пасть с высунутым языком, то реакция могла быть настолько сильной, что в дальнейшем сохранится на долгие годы.

Другим каналом поступления информации угрожающего характера является слух. Дети двух-трех лет отличаются особым любопытством. Им все хочется посмотреть поближе, пощупать собственными руками.

И вот в ответ на умиленный возглас «Ух, какая собаська!» и доверчиво протянутую ручонку малыш слышит громкий предупредительный лай или грозное рычание. Если же вслед за этим раздается взволнованный крик: «Отойди немедленно, сейчас укусит!», - то, скорее всего неприятные переживания надолго сохранятся в памяти ребенка, а возможно, станут причиной стойкой фобии.

Статистика показывает, что лишь 1,5-2% от общего количества детей, испытывающих чувство страха перед собаками, когда-либо подвергались нападению с их стороны: у кого-то собака порвала брюки или курточку, кого-то, играя, укусила так сильно, что выступила кровь, на кого-то набрасывалась с угрожающим лаем и рычанием или преследовала, не давая прохода. Но не зря же говорят: у страха глаза велики. Эти немногочисленные случаи многократно преумножаются в нашем воображении.

Отсюда берут начало поучительные истории и предостерегающие нравоучения типа: «Никогда не подходи к чужым собакам, а то - укусят!», «Немедленно собери все свои формочки, а то отдам их злой собаке, пусть грызет». Детская же фантазия преобразует их в настоящие кровавые сцены. Уж если крохотный комарик кусает так, что болит и чешется целую неделю, то что будет, если укусит этакая псина?!

Формировать у дошкольников чувство осторожности, конечно, надо, но отнюдь не такими действиями, а инструкциями по поводу того, что приближаться и знакомиться с животными следует лишь тогда, когда они гуляют со своими хозяевами, трогать и гладить собак можно лишь с разрешения сопровождающего их человека.

Дети должны понять, что большие размеры животного не означают, что оно обладает свирепым нравом, а громкий лай и рычание пса свидетельствуют о его преданности, желании защитить хозяина или хозяйку или занятости едой.

Если стойкая фобия уже сформировалась, не пытайтесь призывами и уговорами избавить ребенка от нее. Обычно она проходит сама к восьми-девяти годам. Реагировать на слезы, плач, истерические действия детей лучше спокойно. Не надо ни о чем расспрашивать малыша. Рассказывая вам о случившемся, ребенок еще раз переживает неприятное, травмирующее событие. Лучше просто обнять малыша, побыть с ним какое-то время, попробовать отвлечь и успокоить его сиюминутными текущими делами или посторонними вопросами.

Не совсем корректно поступают и те родители, которые, стараясь побыстрее привести ребенка в нормальное состояние, обзывают собак, говорят, что они плохие, глупые, грозятся наказать их. При этом малыш может успокоиться, но его неприязнь к четвероногим созданиям лишь упрочится, а чувство страха станет еще сильнее.

Если уж вы решили во что бы то ни стало избавить ребенка от страха перед собаками, запланируйте на ближайшее время поход всей семьей на птичий рынок.

Пусть дети вместе с вами полюбуются разнообразием птиц, рыб, зверей. Непременно проведите какое-то время в рядах, где выставлены на продажу щенки различных пород. Как и любые детеныши, кутята очень милы. Их игра и возня или сонное барахтанье непременно вызовут у детей положительные эмоции.

Поспрашивайте их, кто им больше понравился. Возможно, ваш сын или дочь даже выразят желание иметь собственную собаку. Но не спешите сразу покупать ее, тем более дорогую, чистопородную. Просто порадуйтесь вместе с детьми той перемене, что произошла в сознании и поведении ребенка. Можно запланировать еще не одну такую семейную вылазку. Ведь не даром говорят, что клин клином вышибают.

А вот довольно интересный способ избавить своего ребенка от боязни собак демонстрирует известный актер Георгий Делиев:

, ведущий рубрики " ", известный IT и автожурналист, отец двоих прекрасных малышей знает, что рождение детей - это не конец жизни, а только ее начало. И начинается как раз все самое интересное.

Дети и животные. Тема настолько непростая, что сложнее разве что извечный вопрос о том, кто вреднее - теща или свекровь. Дети всегда впадают в крайности - то любят животных до невозможности, то боятся их до одури.

Быть добрее к миру, а могут и наоборот. И в большей степени развитие событий зависит от родителей. Если вы пинаете своего домашнего кота (а эти хвостатые частенько просто напрашиваются) и вечно забываете его покормить, то откуда возьмется любовь к коту у ребенка?

Нежность и прочие теплые чувства по отношению к животным могут развить душе ребенка тонкие струнки, которые потому будут отличать его во взрослой жизни от других людей. Ведь в какой-то степени способность любить братьев наших меньших является неким индикатором способности любить вообще

Впрочем, не будем углубляться в философию. Поговорим лучше об обратной стороне вопроса. животных, что также оказывает влияние на их взрослую жизнь.

И опять-таки много зависит от родителей. Наблюдая за своей дочерью, я заметил, что она абсолютно не боится большую соседскую собаку, с хозяином которой я дружу много лет, но ее пугает другая соседская собака намного меньших размеров. Если первой собаке моя дочь позволяет тыкаться в себя огромной слюнявой мордой, то от второй она сбегает с криками, хотя та вовсе не проявляет к ней интереса.

Я начал анализировать разные факторы, включая мое собственное поведение, и пришел к ряду выводов. Ключевой из них - как и во многих других случаях - если все хорошо, то это заслуга родителей, а если все плохо, то родителей убить мало.

  1. Надо осознать, что страх не рационален . Поэтому рациональные доводы не помогут вам отучить ребенка бояться. Осознайте природу страха и примите ее как данность. Если ребенок боится собак, вам вряд ли удастся переубедить его словами. Нужны действия.
  2. Если ребенок почему-то считает, что собаки злые, отведите его к каким-нибудь знакомым с маленькой добродушной собачкой, которая безропотно терпит даже, когда ей наступают на уши или тянут за хвост (в любом случае, пристально следите за ребенком и животным). Если ребенок реагирует нормально, в следующий раз найдите собаку покрупнее. Особенно безобидное впечатление производят собачки, которых выгуливают во всяких дурацких нарядах.
  3. Лучше всего дойти до масштабов . Пускай ребенок поймет, что есть добрые собаки вне зависимости от размеров.
  4. Родителям стоит немного освоить собачий язык. Покажите ребенку, что вы понимаете собак, и что собаки понимают вас. Так у ребенка сформируется понимание того, что собаки - тоже разумные существа
  5. Непременно научите ребенка всегда спрашивать разрешения подойти к незнакомой собаке . Только вы и хозяин собаки могут рационально оценивать степень угрозы, которую может представлять собака для ребенка.