Mass Effect: Andromeda прохождение. Прохождение дополнительных заданий Mass Effect: Andromeda

До отправки на очередную миссию вам придется выполнить ряд незамысловатых действий, о которых распишем прямо здесь, хоть непосредственно к новому сюжетному заданию они отношения не имеют. Для начала необходимо выполнить короткий квест, выполняющий фактически функцию обучающего: найдите Владимира и Эддисона Брека, поговорите с ними, после чего включите панель управления ОПА.

Так получите информацию, что нужно делать для того, чтобы новые товарищи по новой галактике пробуждались от шестисотлетнего криосна, да и зачем эти действия необходимы вам тоже расскажут. Полезная информация этим не ограничится: сможете узнать, чем могут быть полезны специалисты той или иной квалификации. Следующий шаг - уже непосредственно выбор тех, кого хотите вернуть к активной жизни, пробудив из криокапсул прямо здесь и сейчас.

Далее отправляемся на "Бурю": на борту космолета пройдите вниз и найдите на столе систему "Ударные группы", поговорите с Кандросом, когда посетите "Нексус". После диалога нужно будет включить консоль, находящуюся тут же рядом, а затем заняться исследованием возможностей по отправке собственных боевых отрядов, которые могли бы для вас выполнять всяческие миссии.

Опять же, к сюжетному заданию это прямого отношения не имеет, но немаловажно это сделать прямо здесь и сейчас. А теперь непосредственно миссия, которой и продолжится наше прохождение Mass Effect: Andromeda.

В ходе очередного сюжетного задания мы на "Буре" переместимся в систему Онаон, где после непродолжительных роликов можно будет пообщаться с доступными для диалога коллегами. Здесь же вас познакомят с новым союзником, представляющим новую же для вселенной ME расу - ангара. После всех этих процедур проследуйте на мостик своего судна и сделайте выбор в пользу одного из доступных заданий.

Выбирать можно (точнее, нужно) одно из двух: лететь на Воелд или Хаварл. Сделав это, вы временно приостановите выполнение задания "Луч надежды", но к нему мы еще непременно вернемся. Начнем именно с последнего, Хаварла.

Итак, нам нужно помочь ученым на Хаварле: нужную планету вы найдете в звездной системе Фароанг. Как проводится посадка - вы уже обучены, на всякий случай напомним, что для такого действия нужно зажать правую кнопку мыши, а затем выбрать место, где именно вам необходимо высадиться на поверхность.

Приземлившись, для начала нужно проследовать на научную станцию, там вас ждет Далс, с которым требуется поговорить. После диалога идите дальше, ориентируясь по маркеру и попутно истребляя встречаемые враждебные формы жизни. Подойдя к монолиту, входите в него и разбейте сопротивление реликтов, наша задача - добраться до наших же исследователей, которых супостаты тут удерживают в плену. Попытка открыть панель управления закончится неудачей: у вас попросту недостаточно информации для взаимодействия с ней на данном этапе.

Так что продолжим прохождение Mass Effect: Andromeda тем, что снова будем искать глифы. Если не хочется этим заниматься, а при этом имеется особый набор, вскрыть панель можно и без сбора глифов, но мы будем исходить из того, что вам они все же нужны, так что поехали: первый из них обнаружите с правой стороны постройки, второй увидите наоборот уже с левой стороны, он - на крупной колонне. Чтобы распознать нужные предметы, традиционно орудуем сканером.

Теперь самое сложное на данном этапе для некоторых игроков, хоть далеко не для всех - решение классической головоломки судоку для вскрытия панели управления инопланетян. Итак, у нас есть сетка, которая разделена на отдельные области. Все вместе оно работает как единая система. Просмотрев строки, столбы и фигуры, расположенные на сетке, вы увидите ряды глифов (символов, которые имеют определенное значения для реликтов) и пустые пространства.

Для решения головоломки требуется заполнить пустоты знаками, причем недостающие глифы предварительно придется найти (что мы уже сделали, обнаружив две штуки). Сущность головоломки от классического судоку отличается лишь тем, что вместо цифр вам предложат картинки в рядах и столбцах. А вот расположения этих картинок нужно по классическому принципу так, чтобы не было никаких свободных пространств и чтобы не повторялись никакие символы в строке, столбце или выделенном ряду.

Это кажется сложным лишь поначалу, если вы впервые столкнулись с судоку, однако решив одну такую головоломку, трудностей у вас больше возникнуть не должно. А подобных решать в будущем придется еще немало. К слову, некорректное решение головоломки приводит к тому, что сюда по тревоге прибывают вражеские отряды, которые придется зачистить до того, как приступить к еще одной попытке.

Есть вариант обойти панель управления и без решения этой своеобразной модификации судоку: для этого в вашем распоряжении должен быть ключ дешифрования, правда, такие и найти сложно ввиду их редкости, и приобрести будет дорого, так что проще уже разобраться с головоломками по стандартному принципу без подобных ухищрений.

Итак, вы решили задачу, теперь ваша новая цель - вернуться к Киирану и поговорить с еще одним персонажем, которого игра любезно отметит маркером. Теперь вернемся снова ко временно прерванному "Лучу надежды".

На борту "Бури" поговорите с Эфрой при помощи видкона. Наша ближайшая цель находится в системе Нол, а если говорить точнее - на планете Воелд, расположенной в этой системе. Именно сюда вы могли прилететь в качестве предыдущего задания вместо Хаварла, где мы только что были. Но все равно выполнять обе задачи нужно, не имеет значения лишь последовательность того, как вы будете это делать.

Теперь непосредственно к заданию, которым продолжается прохождение Mass Effect: Andromeda. Прибыв на нужную планету, нужно будет пройти вперед, так доберетесь к лагерю, который принадлежит участникам сопротивления. Так как поверхность планеты весьма холодная, необходимо все время следить за состоянием Райдера, поскольку протагонист под воздействием низких температур неумолимо замерзает.

Противодействовать этому можно, находя большие лампы, которые позволят восстановить жизнеобеспечение. Старайтесь перебежками двигаться от одной такой лампы к другой, чтобы не замерзнуть. Наша ближайшая цель - находящийся неподалеку впереди ангар, приходите в него, затем сворачивайте влево, так доберетесь к командному центру, являющемуся нашей актуальной целью. Запустится очередной ролик.

По окончанию кат-сцены продолжайте движение, ориентируясь по маркеру, таким образом сможете покинуть этот лагерь. На пути следования обнаружите бойцов, которые стоят рядом с горой, можете поговорить с ними, а наша следующая задача - дойти к месту, откуда мы сюда и явились, по дороге встретите пилота сопротивления, в ходе разговора с которым понадобится дать добро на старт задания. Так мы окажемся перед силовым полем, блокирующим дальнейшее продвижение вперед.

Подойдя к полю, сворачивайте направо, там ниже найдете консоль, которую требуется активировать, чтобы стартовала процедура взлома. В случае, если все не получится сделать оперативно, игра создаст маркер в месте, куда вам нужно добраться. Когда пройти через силовое поле удастся, разделайтесь со врагами и бегите наверх, там нужно уничтожить решетку рядом с проходом. Пробравшись внутрь, снова придется вступить в бой против врагов - прохождение Mass Effect: Andromeda здесь не особо отличается оригинальностью.

Когда дойдете до нижнего уровня, поговорите с капитаном Хектом, теперь наша задача - забраться на верхний этаж, а на месте открыть дверь, которая нацелена в сторону маркера. Войдя в очередное просторное помещение, в очередной раз будьте готовы дать отпор врагам, после чего становитесь рядом со стеклом. Нам нужно взаимодействоват ьс пультом, затем увидите горстку пришельцев и Кардинала. Все они заняты проведением какого-то странного ритуала. В ходе диалога с Джаалом, лучше согласиться на оказание помощи.

Следующий порядок действий таков: бегите через самую ближнюю к вам дверь, традиционно ориентируясь по маркеру, так дойдете до двери, несущей чисто декоративную функцию (открыть нельзя), оттуда отойдите чуток назад и сворачивайте в левую сторону, пройдя прямиком по силовому полю, находящемуся под вами. Разумеется, просто так гулять тут вам никто не даст, но и во всех этих боях к данному моменту вы непременно уже успели основательно закалиться, так что попросту повторяйте с новыми врагами то же, что с блеском проделали со старыми.

Когда перебьете всех, перепрыгните через препятствие, пробейте решетку, затем идите через образовавшийся проход. Здесь будет желательно вытащить сканер и пройтись ним по всем объектам, вызывающим интерес, после чего активируйте панель управления, которая расположена прямиком по центру помещения. Благодаря этому действию получите ценные сведения касаемо пункта назначения для отправленных капсул. Вступив в очередной раз в бой, поговорите с ангарцем, затем бегите дальше.

Так войдете в просторное помещение, где вам окажут сопротивление кетты во главе с Кардиналом. Последний будет вам досаждать больше, так как он очень слабо уязвим для ваших пуль, которые здесь еще и имеют свойство весьма быстро заканчиваться виду повышенного накала страстей. К счастью, повсюду немало ящиков с боеприпасами, не забывайте восполнять их запас.

Если с обычными врагами тут все легко и привычно, то с Кардиналом нужен индивидуальный подход. Прежде всего требуется разбить сферу, которая вращается вокруг супостата, а когда та будет уничтожена, открывайте огонь уже по Кардиналу непосредственно. Сфера имеет малоприятное свойство регенерировать, так что повторить процедуру придется несколько раз. То есть алгоритм один и тот же: разбили сферу - стреляем в Кардинала, появилась новая сфера, снова ее бьем и затем переключаемся на ее хозяина. Так сможете с ним справиться в итоге. Когда закончите, поговорите с Мошаэ.

Тут прохождение Mass Effect: Andromeda для вас готовит право выбора: можно либо спасти ангара, либо же разрушить эту базу к чертям. Правда, игра порадует вариативностью: при желании можно сделать сначала одно, а затем и другое. Если хотите спасти представителя союзной расы, помогите ему сразу же, затем для окончательной расправы над Кардиналом нажмите правую кнопку мыши, едва такая возможность у вас появится. Теперь надо будет зачистить площадку, что в целом довольно простая задача из-за всей примитивности самой затеи.

Нам требуется следовать вперед, по пути истребляя всех врагов, осмелившихся появиться в вашем поле зрения. Прячась под любезно созданным Мошаэ силовым полем, доберетесь к противоположному концу текущей локации, где вас ждет очередная стычка с кучей врагов. На этом этапе главное - не дать противникам себя убить, не пытайтесь истребить их всех: респаун негодяев будет бесконечным до самого прибытия челнока. Вам нужно просто дождаться его в живом состоянии.

Когда челнок прибудет, тут же бегите к нему, не теряя зря времени - только так вы сможете закончить миссию, а вот попытки бороться со врагами дальше обречены на провал - те будут прибывать и прибывать. Уже оказавшись на "Буре", бегите к своему мостику и оттуда задавайте курс на планету Айю, что находится в системе Онаон. Пользуемся челноком, затем наблюдаем очередную кат-сцену. Для завершения миссии понадобится лишь добраться к штаб-квартире Эфры и поговорить с упомянутым персонажем.

Существует множество концовок, каждая из которых зависит от того, какие решения геймер принимал во время развития сюжета. И таких решений невероятное количество. Но и кроме оного в игре существует и много иных решений и выборов вариантов развития сюжета и мира, которые будут тем или иным образом отражены и описаны в конце. Так, некоторые варианты очень сильно влияют на конец, например, кто именно придёт к вам на помощь в финале. А также существуют варианты, которые повлияют на развитие Mass Effect Andromeda в будущем (продолжение серии). Существуют даже моменты, которые вообще почти не имеют никакого значения.

Ниже мы подробно рассмотрим все концовки и некоторые решения, что существуют в игре и на что они влияют, последствия выбора

Mass Effect Andromeda Все концовки и решения Часть 1

Несколько вариантов выбора и решения героя можно найти в Кодексе. Например, это последствия выполнения сюжетных миссий. Отношения с союзниками и спутниками также отражаются в соответствующей категории. Но, по факту, концовок у этой игры много, ибо все они зависят от того, какие решения вы принимали. Учитывается все: от сюжета до дополнительного задания или миссии лояльности. Поэтому мы рассмотрим именно вариации решений и выбора.

В этом материале: Сюжет, миссии влияющие на концовку и союзники.

ME Andromeda Решения сюжетной линии

Пролог. Исследовал ли герой детально Хабитат 7? Если да, то Алек Райдер высоко оценит в беседе и сообщениях будущего Первопроходца как трудолюбивого и высокоморального.

Миссия 1 . На Эосе в конце появится выбор какой аванпост строить: научный или военный.

  • Если выберете научный , то все последующие кат-сцены и диалоги будут ссылаться на оный момент. Также решение внутренних вопросов развития данной колонии тоже будет зависеть от выбранного вами. Значимого результата для сюжета не будет.
  • Если выберите военный , то в диалогах будет упоминаться именно это. Но в будущем развитии сюжета при необходимости военной поддержки именно с Продромоса можно будет получить её.

Миссия 3. Будучи на Воэлде (Нол) вам предстоит в самом конце задания на базе сразиться с Кардиналом кеттов. После сражения и небольшой кат-сцены появится выбор: уничтожить всю базу вместе с Кардиналом, сохранить храм, как попросит Кардинал, и спасти ангаров, но сделать сюжетный выстрел в Кардинала ИЛИ сохранить и объект (храм), и Кардинала. Если вы сохраните сохраните храм (Кардинал отдаст приказ освободить пленных ангар), но убьете Кардинала (в правом нижнем углу появится активность QTE для оного во время диалога) , то в последней миссии на Меридиане ангары придут к вам на помощь. Если объект и ангары будут уничтожены, то никто вам помогать в финале не будет. Таким образом, сначала вы даете согласие на спасение пленных (ответ слева), а затем выстреливаете в Кардинала.

Миссия 4. Принята ли была сделка со Слоан Келли? Позволите ей убить Верена или нет .

  • Если сохранить ему жизнь, то он затем появится в ангарском сопротивлении.
  • Если согласитесь с ней, что он должен умереть, то все равно сможете с ним поговорить, а потом уже он будет казнен. Таким образом, вне зависимости от выбора, вы с ним увидитесь.

Миссия 4. Кого Райдер спас в конце задания после битвы с боссом, модифицированным кроганом. Найденных кроанов или саларианца-первопроходца. Выбор повлияет на то, кто к вам присоединится в последней миссии. Сама фаза побега не претерпит каких-либо изменений. К вам попросту присоединится либо кроганы, либо саларианец, но от волн кеттов вам все равно придется отстреливаться.

Если с вами в команде будет Драк , то он обязательно выскажется по поводу любого вашего выбора.

Миссия 6 . Точка невозвращения. Судьба капитана Данна (капитана Гипериона). Она может умереть, а может и выжить.

Чтобы Данн выжила вам необходимо до начала оного задания : выполнить миссию лояльности Коры и в задании Турианский ковчег убедить Авитус стать турианским Первопроходцем. Таким образом, в последней миссии у вас должно быть три Первопроходца : один из двух саларианцев, один турианец и один из двух вариантов азари. В результате, капитан Даа переживет аварийную посадку.

Если условия не выполнены – она умрёт после героического спасения экипажа.

Эпилог. Кого Райдер сделает послом на Нексусе. Просто выбирайте, кого считаете сами нужным 🙂

ME Andromeda Решения важных доп миссий

Нексус: первый убийца. Это долгая цепочка из различных задач, которая завершится выбором: изгнать Ренсуса или отпустить с миром.

  • Если изгоните, то позже встретите его на Кадаре. Пообщайтесь с ним, и он расскажет о своей судьбе.
  • Если отпустите с миром, то его ждет ужасная жизнь и вечные мучения, давление со стороны окружающих. Он вернется в криостаз, но перед этим вы сможете пообщаться с ним в крио-отсеке.

Миссий, влияющих на сюжет, на возможность основать аванпост на планете или заручиться поддержкой для финальной битвы — много, посему

ME Andromeda Решения союзников и романтических отношений

С кем Райдер построил отношения. Здесь важен только сам избранник, о котором упомянут в конце, но на развитие сюжета оное влиять по факту не будет. Посему – выбирайте именно того, кто вам приглянулся.

Задание Коры. Что случится с первопроходцем азари.

  • Если сохранить все в секрете, то азари появится в конце сюжета и окажет поддержку Райдеру.
  • Если опозорить азари и назначить первопроходцем другую, то Ведериа появится в конце игры и также придет на помощь герою.
  • Если опозорить Сариссу, но позволить ей быть первопроходцем, то немного изменится диалог, но азари будет помогать в финале игры.

Задание Лиама. Во время квеста по спасению Веранды и компании в самом конце задания появится выбор: отправить всех домой или сначала сменить коды «Нексуса».

  • Если выбрать отправку домой, то все хорошо закончится и вы получите лояльность Лиама и возможность развивать отношения дальше
  • Если выбрать смену кодов , то в последствии во время диалога произойдет разлад в отношениях (романтика). Лояльность будет получена .

Миссия Джаала. В конце задания предстоит сделать выбор касательно жизни и смерти Акксул. Во время кат-сцены по воссоединению семьи Джала, девушка попытается убить его. Смотрите в правый нижний угол экрана и сделайте выбор.

  • Если убьёте, то Джаал расстроится, но его семья окажет вам помощь в финале.
  • Если сохраните жизнь (как этого и будет хотеть Джаал), то Джаал получит ранение в лицо, но семья его все равно придет на помощь.

Миссия Пиби. Судьба таинственного устройства. Если выбор сделает Райдер (убивать или нет Калинду), то последствий и не будет, как таковых (придется придумывать отговорки для Пиби), но если выбор сделает сама Пиби, сохранив Калинду и потеряв устройство, то Калинда появится в финале.

Миссия Драка. Что случится с Ароном.

  • Если Драк его допросит и сохранит жизнь, то Ворн появится в финале.
  • Если Драк его сбросит вниз, то Ворн все равно появится в финале.

Миссия Гила. Смог ли Райдер обмануть его в покер. Вне зависимости от выбора изменится только сам диалог в конце. Какого-то сюжетного влияния выбор принимать помощь СЭМа или нет – не будет.

Аналогичная ситуация будет и в случае последующего варианта выбора касательно ребенка. Изменяться будут только диалоги.

Миссия Калло (пилот «Бури»). Будет выбор точки зрения. Варианты поддержать Калло или Гила не повлияют ровным счетом ни на что. Лояльность все равно будет. На финал не повлияет.

Также существуют выборы и решения в историях, в дополнительных заданиях или решениях на планетах.

Общая информация:

Примерная сложность трофеев / достижений: 4.5/10

Оффлайн: 54 (Xbox One: 990 , PlayStation 4: 47 , 5 , 2 )

Онлайн: 1 (Xbox One: 10 ), 2 (PlayStation 4: 1 , 1)

Примерное время на получение всех трофеев / достижений: примерно 40-50 часов

Достижения, которые можно пропустить: 2 (“Cryptographer / Криптограф”, “Friendly Fire / Огонь по своим”)

Минимальное количество прохождений: 1

Глючные трофеи / достижения: Нет

Влияет ли уровень сложности на трофеи / достижения: Да (“Unwavering / Непоколебимый”)

Вступление

Добро пожаловать в гид по Mass Effect Andromeda. Перед началом игры сделайте важный выбор в достижении “Unwavering / Непоколебимый ”. Либо пройдите кампанию на наивысшей сложности, либо пройдите 5 эвакуаций на золото. Некоторые из боевых трофеев не предназначены для высокой сложности и было бы глупо стараться выполнить их на “Безумии”. Так что проходите игру на любой сложности, а остальное добивайте в многопользовательском режиме.

Шаг 1. Кампания, боевые трофеи, 20 головоломок и 3 романа

Прежде всего вы должны выбрать класс подготовки персонажа. Выбирайте “Scrapper” или “Operative”. Это позволит вам сделать большинство боевых трофеев очень рано. Выбили трофей, загрузили предыдущее сохранение и сбросили очки навыков. Прокачали нужные, выбили трофей и повторили все заново.

Постарайтесь, чтобы все навыки, связанные с боем, были прокачаны как можно быстрее. Тогда вы сможете показать свое мастерство и насладиться игрой. Сбросить очки умений можно на “Буре” в мед-отсеке.

Обратите внимание на трофеи “Cryptographer / Криптограф ” в котором нужно решить 20 головоломок, “” в котором нужно использовать ВИ для борьбы с реликтами и “Matchmaker / Лакомый кусочек ”, где нужно создать романтические отношени с тремя персонажами из семи доступных вариантов.

Также отправляйте ударные отряды (это можно сделать на борту вашего корабля). Это мини-игра, в которой вы можете отправить отряд для выполнения миссий и сбора ресурсов. Ресурсы очень полезны, поэтому старайтесь отправлять ударные отряды сразу же после выполнения предыдущей миссии. Также можете скачать приложение для отрядов Apex HQ Companion App, которое позволит вам отправлять отряды с телефона.

К концу кампании вы должны разблокировать все трофеи, связанные с одиночной кампанией. Старайтесь делать сохранения на каждой новой планете, чтобы вы потом могли вернуться и завершить, то что забыли завершить и убить больше врагов.

Шаг 2: Зачистка

Все ещё не хватает какого-то трофея? Загрузите нужное вам сохранение или начните новую игру. Если вы следовали советам из первого шага, то у вас должно быть сохранение на каждой планете. Это позволит вам вернуться и добить трофей, которого у вас до сих пор нет.

Шаг 3: Многопользовательский режим

Опять же, трофеи можно делать в одиночном режиме или в сети. Лишь трофей “APEX / АПЕКС ” требует наличия сети. Остальное возможно в кампании. Тем не менее, некоторые трофеи проще делать в сетевой игре, чем в одиночной. Но это уже вопрос личных предпочтений.

Andromeda"s Finest / Герой Андромеды
Собрать все призы.
Если вы играете на PlayStation 4, то вы откроете данное достижение по получению всех остальных.
Fireworks / Фейерверки 15
Провести 100 комбо-приемов с помощью умений.

Вам нужно использовать два умения из разных веток. В сочетании они создают мощное комбо. Трофей зачитывает такие комбо как в одиночной, так и в многопользовательской игре.

Terminator / Терминатор 15
Убить 2 000 врагов.

Получите по мере прохождения игры. Трофей засчитывает убийства как в одиночной, так и в многопользовательской игре.

Death from Above / Гибель с небес 15
Убить 100 врагов во время парения в одиночной игре.

Используйте прыжок и сразу же прицел, вы застынете в воздухе на пару секунд и сможете убить или добить врага.

Close Combat Specialist / Мастер ближнего боя 15
Убить 100 врагов в ближнем бою.

Оставляем врагу немного здоровья, подбегаем и добиваем с помощью рукопашного боя. Или же можете сразу попробовать броситься на него с кулаками.

With Our Powers Combined / Совместными усилиями 15
Взорвать 10 целей, подготовленных союзником в одиночной игре.

Это достижение можно получить только в одиночной игре. Товарищи по команде часто используют навыки против врагов. Лучший кандидат для этого трофея – Пиби. Она запускает врагов в воздух. В этом время вы можете использовать своё умение (например, оглушающий выстрел) для уничтожения противника. Повторите так 10 раз.

Pinpoint Shot / Меткий выстрел 15
250 раз попасть по уязвимым местам врагов, используя прицел в одиночной игре.

Вам потребуется снайперское винтовка или любое другое оружие с прицелом (штурмовая винтовка подходит лучшего всего). Все враги имеют красные светящиеся огни, которые считаются слабыми местами. У некоторых врагов (как Архитектор) таких слабых мест несколько, а у некоторых их нет вообще. Поразите 250 слабых мест с помощью этого прицела. Лучший способ получения – это сразиться с Архитектором. Это босс, который появляется на Эосе, Воелде, Кадаре и Елаадене. У них есть слабые места на голове и ногах. Туда очень легко попасть.

Medic! / Врача! 15
Возродить союзников 25 раз.

Как только союзник упал, над его головой появляется значок помощи. Подбегаете и возрождаете. Повторите так 25 раз. Трофей засчитывает воскрешения в одиночной и многопользовательской игре.

Mastermind / Созидатель 10
Убить 100 врагов, используя конструкции.

Прокачиваете навык турели и используете её в каждом бою. Трофей засчитывет убийства в одиночной и многопользовательской игре.

Icebreaker / Ледоруб 10
Разбить замороженного врага, используя атаку ближнего боя в прыжке в одиночной игре.

Для этого трофея вам понадобится навык заморозки. После заморозки подпрыгивайте и бейте в ближнем бою. Трофей будет ваш.

Fastball / Быстрый удар 10
25 раз поразить противника отброшенным противником в одиночной игре.

Для этого качаем навык “Тяга” и “Толчок”, и в бою поднимаем противника вверх, наводим на другого противника и кидаем. Повторите так 25 раз.

Rough Landing / Жесткая посадка 10
Взорвать мину-растяжку, бросив на нее врага в одиночной игре.

Покупаем мину-растяжку, притягивание и толчок. Размещаем мину, притягиваем врага и толкаем его на мину или просто подтаскиваем его поближе к мине.

Friendly Fire / Огонь по своим 10
Заставить ВИ Реликтов атаковать каждый из типов вражеских Реликтов в одиночной игре.

ВИ реликтов вы сможете получить после прохождения личного квеста Пиби, который выполняется на планете Воелд. После этого у вас будет свой собственный ВИ, который можно будет использовать в бою против реликтов.

Типы реликтов: сборщик, крипер, солдат, наблюдатель, обнулитель, разрушитель, архитектор (их всего 4, так что будьте аккуратнее).

Trapshooter / Хитрец 10
Попасть по 25 летающим врагам Оглушающим выстрелом, Копьем или Воспламенением в одиночной игре.

Для этого вам нужно прокачать Сингулярность, а потом выстрел, копье или воспламенение. Используйте сингулярность на враге (или группе врагов), а потом используйте один их трех навыков, которые описаны выше. Повторите так 25 раз.

Sucker Punch / Запрещенный прием 10
Попасть по 25 летающим врагам, используя атаку ближнего боя в одиночной игре.

Качаем умение Сингулярность. После этого используем на враге, а потом бьем в ближнем бою. Повторите так 25 раз. Лучше использовать на группе врагов для быстрого получения достижения.

Pyrotechnics Expert / Мастер пиротехники 10
Поджечь трех врагов одним залпом из огнемета в одиночной игре.

Лучше всего работает, когда враги высаживаются из корабля. Поджидайте их под кораблем и как только они высадятся, используйте навык Огнемет.

Long-Distance Jump / Дальний прыжок 10
Преодолеть не меньше 30 м одним прыжком в одиночной игре.

Делается на планете ЭОС. Там много гор. Например, вокруг зоны приземления. Бегите к уступу, чтобы набрать скорость и в последний прыгайте. Вам не обязательно благополучно приземляться. Не пугайтесь если экран погаснет, так как через мгновение вы снова окажетесь на горе.

Matchmaker / Лакомый кусочек 20
Довести до конца романы с тремя разными персонажами. Учитываются все прохождения.

Учитываются все прохождения. Если вы хотите роман с этим персонажем, то всегда нажимайте на сердечко (если оно есть) в ходе разговора, так как это улучшит уровень ваших отношений. Также старайтесь выполнять все задания лояльности, когда они станут доступны. Проверяйте письма на борту Бури, так как они могут привести вас к новым любовным квестам. Обратите внимание, что как только вы устроили роман с одним персонажем, то остальные блокируются. Исключение – Кери и Пиби, с ними всегда можно строить романы, в независимости от ваших отношений. Вы можете флиртовать со всеми персонажами, пока у вас нет романа. Пиби идёт в счет, если вы просто переспите с ней в капсуле гравитации, а не будете намекать про отношения.

Скотт Райдер может построить любовную линию со следующими персонажами:

  • Кора Харпер
  • Ветра Никс
  • Гил Броуди
  • Авела
  • Рейес Видаль

Сара Райдер может построить любовную линию со следующими персонажами:

  • Лиам Коста
  • Суви Анвар
  • Ветра Никс
  • Джаал
  • Рейес Видаль
Vanguard Surprise / Сюрприз для штурмовика 10
Атаковать врага с помощью Натиска, используя маскировку в одиночной игре.

Понадобятся умения “Натиск” и “Тактическая маскировка”. Используйте маскировку, подходите к врагу и используйте натиск.

Hang Time / Пора зависнуть 10
Удерживать «Кочевник» в воздухе в течение 35 секунд.

Это достижение можно сделать на луне «H-047C» в системе Ремав. Там будет низкая гравитация и «Кочевник» сможет находиться в воздухе горазд дольше. Поставьте три модификации на машину: «Improved Boost», «Improved Suspension (4WD)», «Vertical Thrust Upgrade», чтобы упростить получение трофея. Езжайте к месту на видео, спрыгивайте в большую дыру, а дальше:

1. Двигайтесь к выступу на полной скорости и нажмите / для прыжка. Не тратьте нитро.

2. Находясь в воздухе потяните левый контроллер и быстро переключайтесь между нитро и прыжком.

На PS4: , , , , , …

На XB1: , , , , , …

Как можно быстрее нажимайте эти кнопки. Тогда вы легко останетесь в воздухе и получите трофей. С модификациями вы задержитесь в воздухе на 50 секунд и более. Без них как раз выйдет 35 секунд.

Unwavering / Непоколебимый 90
Пройти одиночную игру на «Безумии» или провести 5 эвакуаций с любых баз в сетевой игре на «Золоте».

Как вы поняли, у вас есть варианта: кампания или мультиплеер. Враги имеют огромное здоровье и наносят гораздо больше урона. Я бы не рекомендовал делать это в первом прохождении, особенно, если собираетесь выбить все боевые трофеи. Если же пойдете в сеть, то вам нужно пройти 5 матчей на высокой сложности (золото). Для этого вам нужен персонаж 18 уровня или выше. Вам потребуется слаженная работа команды и хорошее оружие. Я бы рекомендовал пройти 5 матчей в сети. Там вы можете положиться на своих товарищей по команде.

Veteran / Ветеран 30
Успешно выполнить в общей сложности 25 заданий ударных отрядов или эвакуаций АПЕКС в сетевой игре.

Вы можете отправлять отряды с терминала в одиночной игре, которые пройдут задание за пару часов или же можете отправиться в многопользовательскую игру, прожить 7 волн и улететь. Решать вам.

APEX / АПЕКС 10
Пройти обучающее задание в сетевой игре.

Из главного меню запустите сетевую игру. После этого переходите в Обучение – пройти обучающее задание. Пройдите 3 волны и трофей будет вашим.

Explorer / Исследователь 10
Выполнить в общей сложности 5 заданий для ударных отрядов или эвакуаций для АПЕКС в сетевой игре.

См. “Veteran / Ветеран

Mission Accomplished / Миссия выполнена 30
Активировать Меридиан.
Activation / Активация 20
Активировать город Реликтов.
Сюжетное достижение, которое невозможно пропустить.
Family Connections / Семейные связи 20
Перезапустить Первопроходца.
Сюжетное достижение, которое невозможно пропустить.
Liberation / Освобождение 20
Освободить ковчег саларианцев.
Сюжетное достижение, которое невозможно пропустить.
Foothold / Опора 15
Построить аванпост.
Сюжетное достижение, которое невозможно пропустить.
Exaltation / Вознесение 15
Уничтожить строение для вознесения или спасти пленных ангара.
Сюжетное достижение, которое невозможно пропустить.
First Steps / Первые шаги 15
Встретиться с ангара на Айе.
Сюжетное достижение, которое невозможно пропустить.
Alliance / Альянс 15
Вступить в союз с разбойниками.

Для этого необходимо выполнить задание «High Noon», которое выдает Слоан в штаб-квартире изгнанников в порту Кадара. Для доступа к этому квесту вы должны будете допросить Вена Терева в задании «Hunting the Archon» и пройти следующие задания: Behind Enemy Lines, A People Divided, Healing Kadara’s Heart, Modern Medicine, Precious Cargo, Night on the Town.

После выполнения требований, поговорите со Слоаном в штабе для получения нужного нам задания.

Pathfinder / Первопроходец 15
Стать новым Первопроходцем.
Сюжетное достижение, которое невозможно пропустить.
Initiated / Посвященный 15
Получить доступ на «Бурю».
Сюжетное достижение, которое невозможно пропустить.
World-Shaper / Творец 15
Активировать первое хранилище Реликтов.
Сюжетное достижение, которое невозможно пропустить.
Buccaneer / Буканьер 15
Вернуть корабль с колонией кроганов.
Для этого вам нужно полностью пройти миссиию лояльности Накмора Драка.
Building Bridges / Наведение мостов 15
Остановить лидера Роекаар.
Для этого вам нужно пройти миссию лояльности Джаала.
United / Единство 15
Объединить аванпосты в борьбе с общей угрозой.
Для этого вам нужно пройти миссию лояльности Лиама Косты.
Helping Hand / Рука помощи 15
Помочь сестре Ветры.
Для этого вам нужно пройти миссию лояльности Ветры.
Signal Tracking / Выследить сигнал 15
Найти источник обнаруженного Пиби странного сигнала.
Для этого вам нужно пройти миссию лояльности Пиби.
Role Model / Пример для подражания 15
Спасти ковчег азари.
Для этого вам нужно пройти миссию лояльности Коры Харпер.
Full Roster / Все в сборе 15
Собрать 6 членов команды в одиночной игре.
Всех напарников вы получите по мере прохождения сюжета, их невозможно пропустить.
First Contact / Первый контакт 10
Высадиться на незнакомой планете.
Сюжетное достижение, которое невозможно пропустить.
30
Достичь 40-го уровня в одиночной игре либо 20-го в сетевой.

Получите по мере прохождения игры или сетевой игры. В мультиплеере прокачаться можно намного быстрее, но решать вам.

Kitted Out / Полный комплект 30
Убить врага с помощью оружия 5-го ранга в одиночном режиме или 10-го ранга в сетевой игре.

Опять же два выбора. Можете улучшить оружие в одиночном режиме, а можете получать деньги в многопользовательском режиме, а потом скупать ящики за 20 тысяч.

30
Открыть 6-й ранг каждого типа профилей в одиночной игре или получить 6-й уровень бонусов в сетевой.

В игре 6 профилей (солдат, инженер, адепт, страж, авангарад, разведчик и исследователь). У каждого класса разные характеристики. Для открытия каждого класса вы должны прокачивать умения интересующей все ветки.

Сетевая игра:

Статы открываются по мере зарабатывания опыта. Некоторые из них привязаны к определенному классу. Вам понадобится огромное количество опыта, чтобы разблокировать 6 уровень бонуса.

Я рекомендую получать этот трофей в одиночном режиме игры и распределять очки навыков одинаково по всем трем древам навыков. Помните, что вы можете сбрасывать очки навыков в любое время в мед-отсеке вашего корабля.

Full Power / Полная мощь 20
Развить по одному техническому, боевому и биотическому умению до 6-го ранга в одиночной игре.

Первый ранг стоит 1 очко умений, следующий 2 и так далее. Навык дорожает с каждым полученным рангом, но умение становится сильнее. Не помещайте все ваши умения в одну категорию. Это также поможет разблокировать трофей “High Performance / Высокая производительность ”.

Almost There / Еще чуть-чуть 20
Получить 25-й уровень в одиночной игре или 15-й в сетевой.

См. “Peak Condition / В лучшей форме

Teamwork / Сыгранность 20
Создать 6 ударных отрядов или получить 25 медалей за помощь в сетевой игре.

На корабле будут миссии с забастовкой. При завершении этих миссий вы получите много денег. Эти деньги могут быть использованы для покупки ударных отрядов. Цена увеличивается с каждым отрядом. Вы начинаете с одним отрядом. Если ваша команда провалит слишком много миссий, то она станет слабее. Лучшего всего их отправлять на миссии с высоким успехом.

Top Talent / Талантище 20
Улучшить ударный отряд до 20-го уровня.

Вы можете иметь несколько отрядов. Отряды зарабатывают опыт на каждой миссии. Они никогда не умрут и получат опыт даже за проваленное задание. Задачи с максимальным уровнем сложности дадут максимум опыта. Также можете использовать мобильное приложение Apex HQ Companion App, чтобы отправлять отряды на задания, когда вас нет дома. Доступно на iOS и Android.

Jack Of All Trades / Специалист широкого профиля 10
Использовать 3 различных типа профилей.

Просто переключитесь между этими профилями и достижение будет вашим.

All Clear / Все чисто 90
Достигнуть 100% перспективности на всех найденных планетах.

Для повышения перспективности вы должны выполнять задания на каждой планете и разблокировать все станции. Они отмечены на карте, просто езжайте на место, и вы получите немного (2%) перспективности (точки быстрого перемещения). Заданий в игре очень много. Первое, что вы должны сделать при посещении каждой планеты – это посетить три монолита, а потом центральный для изменения погоды. Это повысит перспективность больше 50% и улучшит погодные условия. После этого вы можете создать форпост, который поднимет перспективность и добавит новые побочные задания.

Вам нужен посетить 5 планет для получения этого трофея:

  • Воелд
  • Хаварл
  • Кадара
  • Елааден
Terraformer / Терраформация 15
Достигнуть 100% перспективности на найденной планете.

См. “All Clear / Все чисто

Craftsmanship / Тонкая работа 10
Создать броню или оружие с 3 улучшениями.

На вашем корабле есть научно-исследовательская станция. С помощью станции вы сможете разработать оружие и доспехи. Выберите создание и доспех. Все доспехи имеют 4 слота расширения. Нажмите /, чтобы добавить улучшение. Сделайте это 3 раза и создайте броню.

Data Mining / Сбор данных 10
Просканировать 100 разных объектов.

Просто сканируйте почти все что видите. Получите за первые 5 часов игры.

Cryptographer / Криптограф 10
Решить 20 головоломок Реликтов за одно прохождение.

Паззлы представлены в виде сетки, разделенной на отдельные области и одновременно функционирующей как одно целое. Вам нужно просмотреть строки, столбцы и фигуры. В сетке будут ряды глифов (символы, которые что-то значат для Реликтов, но для вас они не значат ничего) и многочисленные пустые пространства. Чтобы решить загадку, вы должны заполнить эти пробелы знаками, но сначала вам нужно с помощью сканера найти недостающие глифы. Они обычно находятся неподалёку.

Если вы не понимаете эти знаки, то ничего страшного. Это не имеет значения и не повлияет на вашу способность в разгадывании этой головоломки. Эти глифы могут быть чем угодно. Это как Судоку с картинками вместо цифр. Судоку не требует знание математики, а паззлы Реликтов не требуют знания языка этой древней цивилизации.

Если вы неверно решите головоломку, то появится охрана и вам придется её убить, чтобы приступить к следующей попытке. Также терминал с головоломкой можно взломать с помощью ключа дешифрования, но эти ключи очень редкие и дорогие.

Новый проект BioWare принес целую галактику для исследования, но чтобы быть готовым принять обязанности первопроходца, стоит ознакомиться с нашим гайдом по одиночной игре .

Несмотря на то, что игра во многом не оправдала ожиданий рядовых геймеров, в нее все равно играют тысячи, десятки тысяч людей. Даже не самая качественная анимация и местами скучноватый игровой процесс не смогли задвинуть громкий тайтл, озаглавленный культовой плашкой «Mass Effect».

Так что, если вы собираетесь в ближайшее время записаться на следующий корабль-ковчег, летящий по направлению к галактике Андромеды, то вам наверняка будет полезно узнать, с чем вы столкнетесь в этом месте, чужом для людей и других рас Альянса.

Забудьте о побочном контенте на планете Эос (до поры)

С самого начала планета Эос встречает игрока очень радиоактивной средой: перемещение возможно лишь на относительно небольших пространствах, а выход за их пределы быстро убивает персонажа и всю его команду. Поэтому если не хотите испортить себе впечатление от исследования второй планеты в игре, то покиньте ее сразу, как только пройдете основное задание по очистке атмосферы.

Не бойтесь, что пропустите что-то: все интересные места останутся в целости и сохранности и будут ждать вашего возвращения.

После прохождения основной миссии улетайте с планеты и продолжайте идти по основному сюжету, а через некоторое время вновь посетите Эос. Благодаря вашим действиям эта планета больше не пытается вас убить. Во всяком случае не так сильно, как раньше. Вы без труда сможете исследовать всю локацию без урона от радиации, а игра перестанет отталкивать странными решениями команды разработчиков.

Не торопитесь с исследованиями и крафтом

Если вы играете на нормальном уровне сложности, то и вовсе не будете нуждаться в исследовании новых технологий и создании экипировки, однако на высоких сложностях, особенно на «Безумии», Mass Effect: Andromeda может показаться довольно трудной.

Но даже в таком случае не торопитесь тратить очки исследований и ценные ресурсы, ведь они в игре довольно сильно ограничены, и потому стоит хорошо обдумать, как эффективно их использовать. Например, некоторые виды брони дают бонусы к биотическим умениям, и она будет для вас бесполезна, если вы, скажем, техник. Разумеется, никто не мешает создавать гибридный класс, но поначалу «растекаться по древу» не рекомендуется, если выставлена высокая сложность.

Особенно это касается технологий Млечного пути. Исследования в этой ветке наиболее ценные в игре из-за малого количества доступных очков. При этом именно в этой ветке сосредоточены многие очень хорошие предметы. Например, броня N7, знакомая многим по оригинальной трилогии о капитане Шепарде.

Похожая ситуация и с крафтом. Большая часть снаряжения, которое можно создать, на самом деле без особых проблем покупается у игровых торговцев и находится в контейнерах, разбросанных тут и там. На чем действительно стоит сосредоточить свое внимание при крафте предметов, так это на улучшения оружия, так как далеко не всегда можно быстро найти нужные «примочки» у ближайшего торговца, ведь типов оружия в Mass Effect: Andromeda предостаточно.

Еще одна причина не тратить ресурсы на создание стартовых предметов: вы все равно их смените на поздних этапах. И так как сложности начнутся именно на них, стоит приберечь ресурсы, чтобы встретить их в полной боевой готовности.

Не тратьте очки навыков понапрасну

Важная особенность ролевой системы Mass Effect: Andromeda заключается в том, что в бою персонаж может использовать только 3 активные способности. В игровых меню они помечены «кругами», в то время как пассивные способности - «треугольниками».

Из-за лимита в три активных умения нужно очень тщательно продумывать трату очков навыков, которые персонаж получает, набирая уровни. Самый оптимальный вариант - по максимуму развить три активных умения из одной и той же ветки. Как правило, навыки одного типа (бой, техника, биотика) лучше комбинируются между собой, с ними проще достичь синергии и выполнять комбо-атаки.

Остальные очки вложите в пассивные способности. Они действуют всегда и при любых обстоятельствах.

Разумеется, никто не мешает «вкачать» больше активных умений под разные боевые ситуации. На поздних этапах система профилей может быть очень полезна. Но поначалу старайтесь не тратить очки навыков на все подряд.

Используйте систему профилей с умом

В какой-то степени этот совет является продолжением предыдущего. В Mass Effect: Andromeda игрок может создавать боевые профили, в каждом из которых может быть свой набор активных умений. Переключение между ними позволяет менять билд персонажа «на лету» и адаптироваться под изменения на поле боя.

Игра никак не ограничивает вас в подборе навыков для создания профилей, но это не отменяет того, что в игре есть эффективные билды и не очень. Наиболее полезны те умения, которые позволяют проводить так называемые комбо-связки, а они, в свою очередь, проще всего делаются с помощью умений из одной и той же ветки.

Это значит, что логичнее всего сделать по одному профилю на каждый архетип: солдат, техник и биотик. В каждом из них соберите по три максимально развитых способности, а все остальные вложите в пассивные умения.

Если вы поторопились и «раскидали» очки навыков беспорядочно и теперь вам не хватает очков для создания действительно эффективных профилей, то вернитесь на свой корабль, «Бурю» и воспользуйтесь специальной перераспределительной станцией. Она находится на нижнем уровне, в медицинском отсеке.

Всегда пробуйте новое оружие, прежде чем отказаться от старого

В Mass Effect: Andromeda представлен очень обширный арсенал самого разного вооружения. Есть почти все образцы из прошлых частей, а также абсолютно новые виды оружия.

Каждый «ствол» обладает уникальным набором характеристик, а также анимациями перезарядки в бою. И вот тут есть очень «тонкий» момент: далеко не всегда цифры позволяют понять, как именно оружие поведет себя в бою.

Например, карабин «Мотыга» обладает внушительным уроном от одного выстрела, но из-за низкой скорострельности подойдет далеко не каждому игроку. Дело в том, что выяснить это можно только в бою.

При этом менять снаряжение посреди миссии обычно нельзя, и из-за этого вы можете угодить в очень щекотливую ситуацию: через две минуты трудный бой с «боссом», а у вас в руках палка, которая по тех-паспорту мощная, а не деле ее попросту неудобно использовать в этой ситуации.

Чтобы избежать таких казусов, всегда пробуйте новое оружие, прежде чем отказаться от старого. Конечно, тут многое решает привычка, но даже более слабое, но привычное оружие, может быть полезней, чем необкатанная новинка.

Часто лучше разобрать ненужные предметы, чем продавать их

Как уже было отмечено выше, в Mass Effect: Andromeda количество ресурсов для крафта ограничено, из-за чего к созданию предметов стоит подходить серьезно. Отчасти поэтому стоит также подумать, стоит ли продавать оружие или броню, которые оказались вам не нужны.

Так как большую часть времени игрок проводит в малоисследованных местах, где нет толковой инфраструктуры, условная ценность игровых денег, кредитов, гораздо ниже, чем в прошлых частях серии. Торговцы встречаются не так уж и часто, а постоянно возвращаться на станцию Нексус нет особого смысла: у тамошних «воротил» скудный ассортимент.

Поэтому часто лучше разобрать ненужные предметы, чем продавать их. Это гораздо быстрее - достаточно нажать одну-единственную кнопку, а в награду вы получите не бесполезные кредиты, а ценные ресурсы, которые нужны почти всегда.

Кстати, разбирать можно не только оружие или броню, но еще и улучшения для оружия. Они в игре разделены по эффективности на классы от 1 до 5, поэтому если вы только что сменили апгрейд на любимом оружии на тот же, но более качественный, то старый можете смело разбирать - он вам уже не понадобится.

К тому же разбор предметов позволяет освободить место в инвентаре, которое ограничено 50 слотами. Не забывайте об этом!

Помните о весе оружия, он влияет на откат способностей

Когда вы улучшите персонажа, добавив возможность носить больше оружия (до четырех видов), не торопитесь вооружаться до зубов, ведь вес снаряжения играет очень важное значение в Mass Effect: Andromeda.

Дело в том, что время восстановления активируемых умений пропорционально «загрузке» персонажа. Речь идет не о количестве предметов в глобальном инвентаре, а только о снаряженном оружии. Поэтому если ваш персонаж наносит большую часть урона с помощью активных способностей, то перевес при взятии 3 или 4 «пушек» сильно уменьшит эффективность.

Именно поэтому биотики обычно снаряжены одним-единственным пистолетом или, на худой конец, дробовиком. Им не нужны ни штурмовые винтовки, ни массивные пулеметы, ни снайперки, так как основной урон они наносят биотическими умениями и их комбо-связками.

Не забывайте о ближнем бое и «расходниках»

В Mass Effect: Andromeda оружие ближнего боя выделено в отдельный предмет, который по ходу игры можно менять. Благодаря этому через некоторое время ваш первопроходец может стать настоящим «мясником», вооружившись опасным оружием ближнего боя и подобрав специальный набор способностей.

Поначалу у вас будет только базовый омни-инструмент, который едва ли позволит эффективно расправляться с врагами на ближней дистанции. Однако не игнорируйте возможность улучшения или замены этого оружия. Например, специальное оружие биотика просто великолепно при правильном подборе умений, а в ветках солдата и стража есть улучшения, позволяющие увеличить урон в ближнем бою до 140%!

Не забывайте также о расходуемых предметах. Это могут быть усилители патронов с различными эффектами вроде возгорания или заморозки, восстановители щитов, коробки с боеприпасами и даже разрушительный заряд «Кобра» - ультимативное решение любых проблем в бою.

Ну и самое вкусное: расходники не влияют на ваш вес, а значит никак не ограничивают скорость отката способностей.

Всегда старайтесь иметь что-то для снятия вражеских щитов

Конечно, щит - ваш самый лучший друг в Mass Effect: Andromeda, но дружит он не только с вами, но и с некоторыми противниками. И тогда сбитие щитов может доставить много проблем, ведь они хорошо «впитывают» урон и могут постепенно восстанавливаться, если противник найдет укрытие и не будет получать урон в течение некоторого времени.

Вдобавок к этому щит (синяя полоса выше здоровья) позволяет врагам избегать эффектов от многих способностей. Например, биотический толчок не сдвинет противника с места, если тот под щитом. К тому же многие способности наносят по щитам только часть своего номинального урона.

Чтобы избежать необходимости по несколько раз снимать щиты с одного и того же противника, всегда держите в своем арсенале что-то такое, что позволяет их снять за очень короткий срок, чтобы затем добить противника из основного оружия или с помощью способности.

Некоторые из последних как раз и задуманы, чтобы снимать щиты. Например, «Перегрузка» у техника. Она наносит большой урон щитам, но по здоровью или броне бьет слабо.

Если билд персонажа не имеет таких способностей, можно придумать кое-что еще. Например, использовать скорострельное оружие или использовать специальные «электрические» патроны, применив соответствующий «расходник».

Если у вас не получилось убить противника, пока тот без щита, то постарайтесь хотя бы задержать их восстановление. Лучше всего для этого подходит поджигающее оружие, но вообще сгодится любое средство, которое наносит урон в течение определенного времени, пусть даже он будет минимальным.

Пробивайте броню правильно

Щиты - это далеко не единственное препятствие к «тушке» противника. Некоторые виды врагов имеют бронирование, их здоровье окрашено в желтый цвет. Их немного, но бои с ними тоже бывают трудными из-за того, что броня отлично поглощает обычные повреждения.

В отличие от щитов, броня отлично держится против скорострельного оружия, поэтому для эффективной борьбы против бронированных целей лучше всего использовать тяжелые виды вооружения, которые стреляют редко, но метко. Это дробовики, снайперские винтовки и всевозможные гранатометы.

Также против брони очень эффективны способности, наносящий урон огнем. А если и их под рукой не оказалось, то можно воспользоваться зажигательными и крио-патронами.

Бой стал быстрее, чем когда-либо

Одно из важнейших изменений боевой системы Mass Effect: Andromeda - это заметно возросшая динамика. Персонаж двигается быстрее, а также может прыгать и совершать молниеносные скачки в любую сторону. Противники тоже стали куда более маневренными и подчас могут сократить дистанцию с вами за считанные секунды.

Старые тактические схемы устарели, и поэтому придется учиться заново, используя новые возможности. Старайтесь всегда быть выше своего противника, для этого запрыгивайте на высокие места. Помните, что противники редко «спавнятся» над вами, поэтому высота часто будет вашим спасением.

Каждая из враждебных фракций получила специальных юнитов, которые атакуют исключительно в ближнем бою. Это и «собаки» у кеттов и разбойников, и мелкие дроны у реликтов. Они могут доставить множество проблем, и чтобы не оказаться в неудобном положении, почаще оглядывайтесь по сторонам. Если видите противника, использующего ближний бой, совершайте скачок в противоположную от него сторону.

Скачки также могут быть очень полезны, когда в пылу перестрелки вам сняли щиты и начали снимать здоровье. В таком случае нужно как можно быстрее ретироваться, чтобы переждать опасность и восстановить щиты. Скачки в этом очень помогают, и опытный первопроходец сможет использовать их, чтобы почти мгновенно переместиться в укрытие.

Возвращайтесь на «Бурю» после каждого крупного задания

Этот совет едва ли будет полезен тем, кто играл в прошлые игры серии Mass Effect, но далеко не каждый новичок знает, что многие диалоги с персонажами привязаны к прогрессу основного сюжета.

Поэтому после прохождения очередного сюжетного задания не поленитесь вернуться на свой корабль, «Бурю», и пообщаться с членами команды. Они наверняка расскажут вам много всего интересного и, может быть, если вы будете достаточно обходительны, предложат вам завести роман.

Также не забывайте иногда возвращаться на станцию Нексус. Ее обитатели тоже периодически получают новые диалоговые реплики и побочные задания.

Улучшайте транспорт «Кочевник» и используйте его

Локации в Mass Effect: Andromeda куда больше, чем в , и далеко не всегда эффективно их исследовать, передвигаясь пешком. На планете Эос вы найдете гараж, а в нем - транспорт «Кочевник». С ним путешествия станут куда более быстрыми и веселыми.

К слову, у «Кочевника» есть очень полезные функции. Во-первых, нажав на правую кнопку мыши, вы задействуете режим повышенного сцепления, что, в свою очередь, в несколько раз повысит проходимость транспорт. Во-вторых, «Кочевник» может ускоряться нажатием на клавишу Shift и даже прыгать с помощью «Пробела».

Если вам понравился этот вездеход, то вы можете его улучшить, воспользовавшись исследовательским центром на «Буре». Соответствующие технологии можно получить, поговорив с инженером из расы Ангара. Он находится на базе повстанцев, которую вы обязательно посетите во время прохождения основной сюжетной линии.

Используйте ударные отряды и получайте бесплатный лут

Прибыв на Нексус, вы встретитесь с множеством персонажей, и успеете вдоволь с ними наговориться. Один из них, турианец, заведующий охраной станции, расскажет вам о системе ударных отрядов и даст доступ к интерфейсу управления ими.

Ударные отряды можно отправлять на специальные задания. В них нельзя участвовать самому, если только это не специальные миссии APEX для сетевой игры. Задания делятся по рангам на бронзовые, серебряные и золотые. Чем выше ранг, тем сложнее отряду выполнить задание, да и требуемое для этого время увеличивается.

В качестве награды за выполнение задания игрок получает специальные очки, с помощью которых можно улучшить отряд. Но куда важнее то, что каждое выполненное задание дает несколько контейнеров с бесплатным снаряжением.

Эти контейнеры - единственный способ бесконечного получения предметов, ресурсов и игровой валюты. Поэтому если не можете пройти игру дальше, то можете заняться «фармом» миссий для ударных отрядов. Рано или поздно вы получите достаточно предметов, чтобы усилить себя и все же пройти сложный участок.

Полное и подробное описание первой миссии «На поверхности» в игре Mass Effect: Andromeda - первые противники, использование оружия, дополнительные цели и новое оружие

  • Прохождение Mass Effect Andromeda: Пролог «Гиперион»
  • Прохождение Mass Effect Andromeda: «На поверхности»
  • Прохождение Mass Effect Andromeda: «С чистого листа»
  • Прохождение Mass Effect Andromeda: «Луч надежды»
  • Прохождение Mass Effect Andromeda: «Охота за Архонтом»
  • Прохождение Mass Effect Andromeda: «Путь к Меридиану»
  • Прохождение Mass Effect Andromeda: «Меридиан: путь домой» и финальный босс

Видеопрохождение

Прохождение Mass Effect Andromeda (часть 2)

На поверхности

После продолжительной кат-сцены следуйте по маркёру. Пробегите через поле с электрическими разрядами. Сразу на выходе из пещеры слева находится топливная ячейка. По желанию можете выполнить дополнительное задание и выстрелить в неё.

Поднимитесь на выступ и смотрите кат-сцену. Подойдите ближе к инопланетянам, а затем убейте их.

Завершится кат-сцена. Появится первое дополнительное задание с маркёром - оранжевым контуром. Нужно применить сканер на труп инопланетянина, а затем опустошить ящик неподалёку.

Следуйте по маркёру, убейте ещё трёх врагов и осмотрите Киркленда. Подберите штурмовую винтовку М-8 «Мститель». Для смены оружия используйте колесо.

На развилке идите налево, убейте четырёхлапого монстра и доберитесь до очередной части челнока. Обыщите контейнер и разберитесь с врагами. Идите по маркёру и загляните в неизвестные развалины слева.

Они окажутся комплексом чужаков. После второго маркёра справа будет закрытая дверь. Пройдите в дальнюю левую часть и найдите наверху инопланетное устройство. Это генератор. Включите свет и вернитесь к двери. Пройдите и убейте робота. Изучите сканером всё, что видите. На выходе вас будут ждать враги.

Далее вы доберётесь до источника сигнальных ракет. Просто уничтожьте всех противников. Здесь же будет и второй челнок. По желанию заберите из контейнера у челнока новый пистолет «Зарядник». Отбейте ещё одну вражескую атаку и смотрите кат-сцену.

Идите по маркёру, чтобы найти Первопроходца. Избегайте зелёных токсичных луж, двигайтесь вдоль стен, чтобы прятаться от разрядов молнии. Заберитесь наверх и поговорите с Райдером старшим.

Двигайтесь за ним, убивая врагов. По пути вы найдёте ещё одного убитого напарника (дополнительная цель). Наверху нужно будет подождать, пока Райдер старший взламывает дверь в башню. Отдайте приказ своим спутникам на защиту флангов. Можете отправлять их вместе, а можете - отдельно. Продержитесь, пока Райдер не будет готов двигаться дальше. Чтобы выполнить дополнительный квест, нужно направить Кору и Лиама по отдельности на два фланга (отмечены маркёрами).

В правом верхнем углу будет постепенно заполняться шкала. Она указывает на то, сколько времени вам осталось отбиваться от врагов. После подойдите к Райдеру, затем - к двери. Смотрите кат-сцену.