Массаж от рахита для малышей. Рахит у новорожденных: признаки, лечение и упражнения ЛФК

Лечение рахита комплексное. Оно включает соблюдение ре­жима, общеукрепляющие процедуры, закаливание, специальное лечение.

Заниматься лечебной физкультурой при выраженном те­чении рахита надо осторожно. Вначале лучше провести курс ле­чебной физкультуры в поликлинике, а затем после обучения мать сама может продолжать заниматься с ребенком дома.

При рахите ребенок нередко плохо удерживает голову. Поэто­му вначале все упражнения надо проводить в горизонтальном по­ложении. Постепенно, по мере улучшения состояния ребенка, можно ставить его на ноги и стимулировать у малыша перешаги­вание, а затем и ходьбу. Вначале на эти упражнения отводится короткое время, но проделываются они по нескольку раз в день. Ходьба и другие упражнения для ног способствуют развитию мышц ног и предупреждают их искривление. Однако при значи­тельном снижении тонуса мышц эти упражнения проводятся только с разрешения врача.

Очень полезно выкладывание ребенка на живот на жесткий матрац или щит многократно в течение дня, но не раньше 40 мин после еды. В этом положении формируется позвоночник, лечатся деформации грудной клетки и позвоночника, укрепляются со­ответствующие мышцы. Детям, у которых в положении лежа на животе не поднимается плечевой пояс, - ослабленным детям - подкладывается под грудь байковая пеленка, свернутая в не­сколько раз, либо удлиненный мешочек (валик), наполненный до половины песком.

Лечебную гимнастику следует проводить в соответствии с уровнем развития и состоянием ребенка, независимо от возраста. Особенно рекомендуются упражнения, укрепляющие мышцы, ослабленные в результате заболевания, упражнения и массаж, укрепляющие в основном мышцы, разгибающие ноги (см. рис. 11, 16, 17, 30, 35). Упражнения и массаж, укрепляющие мышцы спины (см. рис. 14,б, 19, 21, 28, а, 29, 31, 44, 70). Упражнения и массаж для укрепления мышц живота (см. рис. 10, 13, 24, 26, 28,б, 34, 38,б, в, 41, 42, 43).

Эти упражнения специальные и проводить их надо в сочета­нии с общеукрепляющими. Специальными упражнениями надо заниматься и дополнительно, используя каждый раз 2-4 упраж­нения из рекомендуемых выше, 2-4 раза в день.

align=left>

При рахите полезно проводить общий массаж. Большее вни­мание следует уделять массажу ног, особенно стоп.

В связи с затрудненным дыханием при рахите и с целью пре­дубеждения заболеваний пневмонией очень важно в общий комплекс лечебной гимнастики включать дыхательные упражне­ния (см. рис. 2, 3, 4, 71, 72, 73). Их можно проводить отдельно по одному - два упражнения 2-4 раза в день.

Еще по теме Лечебная физкультура при рахите:

  1. Лечебная физкультура при некоторых нарушениях костно-мышечной системы
  2. Лечебная физкультура при парезе руки, обусловленном родовой травмой
  3. Методические указания к проведению лечебной физкультуры
  4. Лечебная физкультура в профилактике и лечении зубочелюстных аномалии

При рахите у ребенка полностью нарушается обмен веществ, однако в наши дни тяжелая форма этой болезни встречается крайне редко благодаря массовой профилактике. Тем не менее его легкие формы с неярко выраженными проявлениями до сих пор считаются одними из самых распространенных детских заболеваний. Рахит развивается из-за дефицита витамина D, поддерживающего кальциево-фосфорный баланс и способствующего нормальному формированию костно-хрящевой ткани. Этот витамин образуется в организме под воздействием солнечных лучей – точнее их ультрафиолетового спектра, поэтому свое второе название («английская болезнь») рахит получил в прошлом веке из-за своего широкого распространения в крупных городах Англии.

Дело в том, что огромное влияние на развитие рахита оказывают недостаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, нерациональное питание, связанное с нехваткой микроэлементов и витаминов, а также плохие условия содержания и недостаточная двигательная активность. Нередко этим заболеванием страдают недоношенные, быстро растущие дети и дети-близнецы.

При рахите поражается не только костная система организма, он также проявляется нарушениями в работе многих систем и органов, которые связаны между собой и вкупе определяют тяжесть течения основного заболевания.

Начальная стадия

()

К сожалению, не все родители могут вовремя заметить признаки начинающегося рахита, так как болезнь в самом начале проявляется нарушениями основных функций нервной системы. Малыш становится капризным, плохо спит, сильно потеет и «теряет» волосы на затылке. Если вовремя не начать лечение, произойдут необратимые изменения в дыхательной и пищеварительной системах, опорно-двигательном аппарате и др. В результате расстройства кальциево-фосфорного обмена происходит искривление и размягчение костей, сопровождающееся разрастанием неполноценной костно-хрящевой ткани.

В первую очередь появляется деформация черепа: появляются теменные и лобные бугры, затылок уплощается, а закрытие родничка задерживается. Если рахит начал развиваться после 3 месяцев жизни, основным его симптомом является деформация грудной клетки: на реберных костях в месте их перехода в хрящи образуются «четки». Чрезмерная податливость и мягкость ребер приводит к неравномерному сужению грудной клетки: в верхнем отделе она сужается, а нижнем – расширяется. В более позднем возрасте, когда ребенок начинает ходить, у него искривляются кости голеней и развивается плоскостопие.

Дети, больные рахитом, не застрахованы и от искривлений позвоночника, проявляющихся кифозами грудного и поясничного отделов. Последнюю особенность заболевания медики подметили очень давно, поэтому слово «рахит» произошло от греческого термина «позвоночник». Помимо позвоночника, при этом серьезно страдает вся мышечная система: малая выработка организмом необходимых ей веществ приводит к общей гипотонии мышц и их ослаблению. Особенно резко выражена недостаточность мышц ног, ягодиц, живота и спины. Результатом этого является формирование огромного, «лягушачьего» живота, а ослабление связок нередко приводит к неустойчивости суставов.

Страдающие от рахита дети сильно отстают от своих сверстников и в психомоторном развитии. Они позже начинают сидеть, держать голову, стоять и ходить. В связи с этим при лечении рахита особое внимание нужно уделять прогулкам, строгому соблюдению режима дня и таким мерам, как закаливание, ультрафиолетовое облучение, витаминотерапия, регулярные прогулки, массаж и лечебная гимнастика. Последние помогут нормализовать психомоторное развитие малыша и приостановить развитие костно-хрящевых деформаций.

Особого внимания заслуживает лечебный массаж, который, активизируя обмен веществ в кожных покровах, стимулирует выработку организмом витамина D. В связи с этим применение приемов общего массажа актуально в любом возрасте и при любом течении заболевания. Методы проведения массажа и лечебной гимнастики должны быть строго индивидуальными и зависят только от тяжести и периода рахита (то есть от особенностей течения заболевания), а также возраста и развития малыша. Например, в начальном периоде болезни, когда налицо только первые ее симптомы, занятия с ребенком должны быть построены на основе обычных возрастных комплексов.

Однако больной рахитом ребенок быстрее устает, поэтому нагрузку можно уменьшить, сократив число повторений каждого упражнения до 2–3 раз. Очень осторожно следует выполнять пассивные упражнения. При этом нужно следить, чтобы суставы не разгибались сильнее, чем положено.

В занятия обязательно нужно включать дыхательные упражнения: для новорожденных – легкие надавливания на грудную клетку, позднее – надавливания в сочетании со скрещиванием рук и пр. Учитывая, что больной рахитом ребенок чрезмерно возбудим, нужно ввести в массаж больше поглаживаний и уменьшить (или даже совсем исключить) стимулирующие ударные приемы. Если малыш быстро устает и во время занятий капризничает, можно разделить комплекс на несколько частей.

План занятий с 1–3-месячным малышом в начальном периоде рахита:

1. Дыхательное упражнение (2–3 раза).
2. Массаж рук – поглаживания.
3. Массаж ног – поглаживания.
4. Массаж стоп.
5. Рефлекторные упражнения для стоп.
6. Рефлекторная «ходьба».
7. Перекладывание на живот.
8. Массаж спины – поглаживания.
9. Рефлекторное ползание.
10. Массаж живота – поглаживания.
11. Покачивание на мяче или в позе «эмбриона».
12. Массаж груди – поглаживания.
13. Дыхательные упражнения (2–3 раза).

Период обострения

()

В период обострения рахита состояние малыша сильно ухудшается. В это время ребенок становится беспокойным и чрезмерно возбудимым либо, напротив, заторможенным и вялым.

В организме расстраивается деятельность всех органов и систем, ярко выражена слабость связочного аппарата и мышц, появляются костные изменения. В этом случае занятия гимнастикой и массажные приемы следует проводить крайне осторожно. Продолжительность одного занятия не должна превышать 10–12 минут.

Упражнения выполняются в основном в положении лежа на животе или спине. Во время пассивных упражнений нужно соблюдать крайнюю осторожность из-за гипотонии мышц и разболтанности суставов. Пассивные упражнения по возможности заменяйте упражнениями, основанными на врожденных рефлексах.

Из массажных приемов применяется исключительно поглаживание, успокаивающе действующее на нервную систему и улучшающее функцию дыхания. Для профилактики изменения формы костей ребенка нужно часто перекладывать, не допуская долгого его пребывания в одном положении. Малыша, больного рахитом, нужно как можно чаще выкладывать на живот, так как в этом положении деформация грудной клетки исправляется, а мышцы туловища укрепляются. Ослабленным детям, плохо удерживающим голову, нужно подложить под грудь валик из сложенной в несколько раз пеленки.

Примерный план занятий с 3–6-месяяным малышом в период обострения рахита:

1. Дыхательное упражнение.
2. Поглаживание рук.
3. Поглаживание ног.
4. Рефлекторные упражнения и массаж стоп.
5. Повороты на живот (с поддержкой).
6. Поглаживание спины.
7. Рефлекторное ползание или его стимуляция.
8. Массаж груди.
9. Поглаживание рук.
10. Разведение рук в стороны со скрещиванием их на груди (3–4 раза).
11. Поглаживание ног.
12. Сгибание ног попеременно или вместе либо «скользящие шаги» (3–4 раза).
13. Поглаживание живота.

Восстановительный период

()

В этом периоде продолжительность и интенсивность занятий нужно увеличить. Лечебная гимнастика проводится уже в пределах возрастного комплекса, но, тем не менее, лучше ориентироваться на упражнения, рекомендуемые для недоношенных детей.

При их выполнении следует придерживаться горизонтального положения. Наиболее эффективными в рамках ортопедической профилактики считаются упражнения, укрепляющие мышцы живота, ног и спины. Хороший результат дают упражнения в воде и плавание.

Из массажных приемов, помимо поглаживания, применяют разминание и растирание, которые оказывают более сильное воздействие на мышцы. Тонус мускулатуры при этом повышается, что способствует нормализации обмена веществ.

Примерный план занятий для ребенка 6–9 месяцев в период восстановления:

1. Поглаживание рук.
2. Скрещивание рук.
3. Массаж ног.
4. Разгибание и сгибание ног попеременно и вместе.
5. Повороты на живот вправо.
6. Массаж спины.
7. Массаж ягодиц (все приемы).
8. Ползание.
9. Укрепляющий массаж живота (с пощипываниями вокруг пупка).
10. Подъем головы и туловища с поддержкой за разведенные руки.
11. «Парение» на животе.
12. Массаж груди (спереди назад).
13. Подъем из положения на животе с поддержкой под локти до положения стоя на коленях.
14. Разведение рук в стороны со скрещиванием их на груди.
15. Скользящие шаги.
16. Подъем ног до палочки.

Остаточные явления

()

После полного выздоровления возможно наличие остаточных явлений рахита в виде костных деформаций и небольшой задержки психомоторного развития. В этот период лечебную гимнастику можно проводить из разных исходных положений.

Используются упражнения на укрепление мышц живота, ног и спины, направленные на восстановление двигательных навыков. Нагрузку при выполнении комплекса можно постепенно приближать к нагрузке, рассчитанной на здоровых детей.

Из массажных приемов, помимо поглаживаний, широко используются стимулирующие, призванные укрепить ослабленные мышцы. Особое внимание нужно уделить профилактике сколиоза, плоскостопия и деформации голеней.

Примерный план занятий для ребенка 9–12 месяцев при остаточных явлениях рахита:

1. Самостоятельное разведение рук в стороны со скрещиванием их на груди.
2. Самостоятельное разгибание и сгибание ног попеременно и вместе.
3. Круговое движение рук.
4. Самостоятельные повороты на живот (с игрушкой).
5. Массаж спины.
6. Подъем туловища из положения лежа на животе с поддержкой за локти до положения стоя на коленях или стопах.
7. Ползание на четвереньках за игрушкой.
8. Упражнение «тачка».
9. Массаж живота.
10. Самостоятельный подъем прямых ног.
11. Скользящие шаги.
12. Приседание за разведенные руки (с кольцами).
13. Повороты туловища из положения сидя.
14. Подъем головы и верхней части туловища из положения на животе.
15. Наклоны туловища из положения стоя с фиксацией коленей.
16. Упражнения для стоп.

Примерный план занятий для ребенка от 12 до 18 месяцев при остаточных явлениях рахита:

1. Лежа на спине: разведение рук в стороны с последующим скрещиванием их на груди.
2. Скользящие шаги.
3. Упражнение «бокс».
4. Переход в положение сидя при фиксированных коленях.
5. Исходное положение: сидя. Выполнение поворотов влево и вправо за игрушкой.
6. Подъем рук над головой.
7. Переход в положение лежа.
8. Подъем прямых ног.
9. Поворот на живот в обе стороны.
10. Ползание под скамеечкой.
11. Подъем головы и плечевого пояса из положения на животе. То же самое вместе с ногами (упражнение «лодочка»).
12. Наклоны за игрушкой из положения стоя с фиксацией колен.
13. Массаж стоп.
14. Ходьба по неровной дорожке.
15. Приседания на корточки за игрушкой.
16. Самостоятельный поворот на спину с живота (в обе стороны).
17. Переход из положения на спине в положение сидя (с кольцами).
18. Круговое движение рук.

Массаж и лечебная гимнастика

при рахите

Рахит - это заболевание всего организма, которое характеризуется глубоким нарушением всех видов обмена веществ.

В настоящее время, благодаря активной профилактике, тяжелая, уродующая ребенка форма рахита встречается редко. Легкая его форма, с неяркими проявлениями, до сих пор является одним из самых распространенных заболеваний раннего детского возраста и требует особого внимания родителей и врачей.

Болезнь развивается в связи с дефицитом или нарушением усвоения в организме витамина D, который поддерживает фосфорно-кальциевый баланс и способствует нормальному формированию костной ткани.

Витамин D - единственный витамин, образующийся в коже под
действием солнечных (ультрафиолетовых) лучей. Старое название рахита - «английская болезнь» - связано с широким распространением этого заболевания в промышленных городах Англии позапрошлого века.

Основное влияние в возникновении и развитии рахита оказывает
недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, плохие бытовые
условия, нерациональное питание (недостаток витаминов и микроэлементов), частые или длительные заболевания, а также малая двигательная активность ребенка. Это заболевание часто встречается у недоношенных детей, близнецов, детей быстро растущих и быстро прибавляющих в весе.

Рахит - общее заболевание, проявляющееся нарушением многих органов и систем. Эти нарушения взаимосвязаны и определяют тяжесть
состояния ребенка.

Начальные признаки не всегда замечаются родителями, так как чаще всего это функциональные нарушения нервной системы. Ребенок становится более капризным, раздражительным, у него нарушается сон, появляется чрезмерная потливость, «стираются» волосы на затылке. В дальнейшем, если не начато лечение, происходят изменения костной и мышечной систем, страдают органы дыхания, пищеварения и т. д.

В результате нарушения фосфорно-кальциевого баланса происходит
размягчение и искривление костей, вместе с тем наблюдается разрастание
неполноценной костной ткани. В первую очередь (видимо в связи с особо быстрыми темпами роста) появляются деформации костей черепа: уплощение затылка, появление лобных и теменных бугров, задерживается закрытие большого родничка.

Если рахит развивается у ребенка старше трех месяцев, наиболее
частыми признаками являются изменения грудной клетки: на ребрах в
месте перехода хряща в кость образуются так называемые «четки».

Размягчение и податливость ребер приводят к сдавливанию грудной клетки, расширению нижних и сужению верхних отделов.

Когда дети начинают ходить и стоять, у них искривляются кости
голени, развивается плоскостопие. Следует отметить искривление позвоночника, которое проявляется главным образом в виде кифозов поясничного и грудного отделов. Эта особенность заболевания отмечена давно и отражена в названии («рахит» происходит от греческого слова «позвоночник»).

Серьезно страдает мышечная система: недостаточная выработка
энергосодержащих веществ приводит к гипотонии мышц, их слабости.
Особенно выражена слабость ягодичных мышц, мышц ног, спины и живота. В результате гипотонии мышц живота развивается большой, так
называемый «лягушачий» живот.

Слабость связочного аппарата приводит к разболтанности суставов.
Дети, больные рахитом, значительно отстают в психомоторном развитии. Позже начинают держать голову, сидеть, стоять, самостоятельно ходить.

Лечение рахита должно быть комплексным, включающим строгое соблюдение режима, длительные прогулки на свежем воздухе, ультрафиолетовое облучение, витаминотерапию, закаливание, массаж и лечебную гимнастику.

Лечебная гимнастика и лечебный массаж нормализуют психомоторное развитие больных детей, приостанавливают развитие костных деформаций.

Особо следует отметить значение лечебного массажа, который,
активизируя обменные процессы в коже, усиливает образование
витамина D. В связи с этим в любом возрасте при любом течении и характере заболевания применение общего массажа является особенно важным.

Методика массажа и лечебной гимнастики строго индивидуальна и зависит от периода, тяжести рахита, особенностей течения болезни, от возраста и развития ребенка.

В начальном периоде, когда появились лишь первые признаки
начинающейся болезни, занятия с ребенком строятся на основе возрастных
комплексов. Ребенок быстро устает, поэтому следует уменьшить нагрузку; достаточно повторить каждое упражнение 2-3 раза. С особой осторожностью выполняются пассивные упражнения. Нельзя допускать переразгибания в суставах.

Обязательно в занятия вводятся дыхательные упражнения: для самых маленьких - легкое надавливание на грудную клетку, затем - в сочетании с движениями рук (например, скрещивание рук на груди и т. п.)

Учитывая повышенную возбудимость ребенка, в массаже необходимо увеличить количество поглаживаний и исключить ударные приемы.
Если малыш быстро утомляется, начинает капризничать во время занятий,
можно разбить комплекс на 2-3 части и заниматься в удобное время.

Примерное занятие с ребенком 1-3 месяцев, больного рахитом в начальном периоде

1. Дыхательные упражнения - 2-3 раза.
2. Поглаживающий массаж рук.
3. Поглаживающий массаж ног.
4. Массаж стоп.
5. Рефлекторные упражнения для стоп.
6. Рефлекс опоры или рефлекторная «ходьба».
7. Выкладывание на живот.
8. Поглаживающий массаж спины.
9. Рефлекторное ползание.
10. Поглаживающий массаж живота.
11. Покачивание в позе «эмбриона» или покачивание на мяче.
12. Поглаживающий массаж груди.
13. Дыхательное упражнение.

В период разгара заболевания состояние ребенка значительно ухудшается. Дети бывают чрезмерно возбудимыми, беспокойными или вялыми, заторможенными. Нарушается деятельность всех систем организма, выражены изменения костей, слабость мышц и связочного аппарата.

Занятия лечебной гимнастикой проводятся крайне осторожно. Общая продолжительность - не более 10-12 мин. Упражнения делаются в положении ребенка лежа на спине и животе. Учитывая мышечную гипотонию и разболтанность суставов, пассивные упражнения должны выполняться строго в пределах нормального движения в данном суставе. По возможности проводятся упражнения, основанные на врожденных рефлексах.

Из приемов массажа применяется только поглаживание, которое успокаивающе действует на нервную систему и улучшает функцию дыхания.

Для профилактики деформации костей недопустимо длительное
пребывание ребенка в однообразной позе. Больного малыша следует выкладывать на живот многократно в течение дня. В этом положении
укрепляются мышцы и исправляются деформации грудной клетки. Ослабленным детям, которые плохо удерживают голову, подкладывают
под грудь небольшой валик (сложенную в несколько раз пеленку).

Примерное занятие с ребенком 3-6 месяцев в период разгара рахита

1. Дыхательное упражнение.
2. Поглаживающий массаж рук.
3. Поглаживающий массаж ног.
4. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
5. Поворот со спины на живот (с помощью).
6. Поглаживающий массаж спины.
7. Рефлекторное ползание или стимуляция ползания.
8. Массаж грудной клетки.
9. Поглаживающий массаж рук.
10. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди, 3-4 раза.
11. Поглаживающий массаж ног.
12. Сгибание ног вместе или попеременно или «скользящие шаги»
(3-4 раза).
13. Поглаживающий массаж живота.

В период восстановления здоровья ребенка интенсивность и продолжительность занятий несколько увеличивается. Лечебная гимнастика проводится в рамках общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребенка; лучше ориентироваться на комплексы для недоношенных детей.

С целью ортопедической профилактики предпочтительным остается
исходное горизонтальное положение. Особенно рекомендуются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота и ног. Замечательный лечебный эффект дают плавание и упражнения в воде.

В массаже, помимо поглаживания, применяют растирание и разминание, которые оказывают сильное воздействие на мышцы, повышая их тонус, и нормализуют общий обмен веществ в организме.

Примерное занятие для ребенка в возрасте от 6 до 9 месяцев в восстановительном периоде

1. Поглаживающий массаж рук.
2. Скрещивание рук на груди.
3. Массаж ног.
4. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.

5. Повороты со спины на живот вправо.
6. Массаж спины..
7. Массаж ягодичных мышц (все приемы).
8. Упражнения в ползании.
9. Массаж живота (укрепляющий, со стимулирующим пощипыванием
вокруг пупка).
10. Приподнимание головы и туловища при поддержке за отведенные
в стороны руки.
11. «Парение» на животе.
12. Массаж грудной клетки спереди назад.
13. Приподнимание из положения на животе при поддержке под локти
до перехода в положение стоя на коленях.
14. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
15. «Скользящие шаги».
16. Приподнимание прямых ног до палочки.

После выздоровления ребенка возможны остаточные явления рахита, которые проявляются главным образом в значительной задержке психомоторного развития и костных деформациях.

Лечебная гимнастика проводится из различных исходных положений.
Широко используются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота,
ног, восстанавливающие двигательные навыки (повороты со спины на
живот, присаживание, ползание и т. д.). Нагрузку в занятии приближают
к нагрузке, рекомендованной для здорового ребенка.

Помимо общего массажа применяют стимулирующие приемы, укрепляющие ослабленные мышцы.

Особое внимание следует уделять профилактике плоскостопия, искривлений позвоночника и исправлению деформаций костей голени.

Примерное занятие для ребенка в возрасте от 9 месяцев до 1 года

1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (самостоятельно).
2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (самостоятельно).
3. Круговые движения рук.
4. Самостоятельные повороты со спины на живот за игрушкой.
5. Массаж спины.
6. Приподнимание туловища из исходного положения на животе при
поддержке за локти в положение стоя на коленях и стоя.
7. Ползание или ходьба на четвереньках за игрушкой.
8. «Тачка» - ходьба на руках при поддержке за ноги.

9. Массаж живота.
10. Поднимание выпрямленных ног (самостоятельно).
11. «Скользящие шаги».
12. Присаживание за отведенные в стороны руки, держась за кольца.
13. Из исходного положения сидя - повороты туловища вправо и
влево за игрушкой.
14. Поднимание головы и плеч из положения лежа на животе.
15. Наклоны туловища при фиксированных коленях из исходного
положения стоя.
16. Упражнения для стоп.

Примерное занятие для ребенка в возрасте от 1 г. до 1 г. 6 месяцев

1. И. п.: лежа на спине. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
2. «Скользящие шаги».
3. Сгибание и разгибание рук попеременно («бокс»).
4. Переход в положение сидя - колени фиксированы.
5. И. п.: сидя. Повороты вправо и влево за игрушкой.
6. Поднятие рук над головой («Достань игрушку») и возврат в и. п.
7. Переход в положение лежа.
8. Поднимание выпрямленных ног.
9. Поворот со спины на живот за игрушкой в обе стороны.
10. Подползание под скамеечку.
11. Поднимание головы и плеч из положения лежа на животе. То же
одновременно с ногами («рыбка» или «лодочка»).
12. Из положения стоя с фиксированными коленями - наклоны и выпрямление туловища. Наклониться, взять игрушку, поднять ее над головой.
13. Массаж стоп, упражнения для стоп.
14. Ходьба по ребристой дорожке.
15. Приседание за игрушкой.
16. Самостоятельный поворот с живота на спину в обе стороны.
17. Переход из положения лежа на спине в положение сидя, держась
за кольца (присаживание).
18. Круговые движения рук.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть важность массажа и лечебной гимнастики в профилактике и лечении рахита. Кроме того, немаловажным фактором является отсутствие побочных эффектов от этого метода лечения, в отличие от медикаментозной терапии.

Рахит - распространенное заболевание среди детей и новорожденных, связанное с нарушениями обменных процессов и как следствие, нехваткой витамина D.

Его дефицит ведет к патологическим изменениям в костной и нервной системах. Кальциферол, или витамин D, нужен для образования костной ткани, так как он повышает усвояемость кальция и фосфора из кишечника и способствует накоплению этих минеральных веществ в костях.

Причины появления и основные признаки рахита

Причиной рахита может быть нехватка пребывания на свежем воздухе, так как кальциферол поступает не только с пищей, но и способен синтезироваться в организме под действием светового излучения.

Также рахит может быть вызван несбалансированным питанием, являться следствием приема препаратов против судорог. Иногда причиной болезни является плохая всасываемость витамина D в желудочно-кишечном тракте при некоторых патологиях.

Первые симптомы рахита вызываются нарушениями в нервной системе ребенка. Главными признаками являются нарушения сна, плаксивость и раздражительность, повышенная потливость, вытирание волос в затылочной области. Позже происходит закрытие родничка и прорезывание молочных зубов, а сами зубы часто поражает кариес.

При дальнейшем развитии болезни и отсутствии адекватного лечения начинает страдать костная ткань. Деформируются кости ног и рук, черепа, груди, позвоночника. Дальнейшее прогрессирование ведет к нарушениям работы внутренних органов.

Нельзя допускать развития болезни, иначе ее последствия останутся у ребенка на всю жизнь.

Способы лечения рахита

Комплекс мер от рахита назначается индивидуально и зависит от степени тяжести заболевания. Крайне важна адекватная организация режима дня ребенка, полноценные прогулки, обеспечение сбалансированного питания и поступления всех необходимых витаминов и минералов. Врач назначает курс витамина D2, а после курса ребенку следует давать рыбий жир в целях профилактики заболевания.

Также для лечения применяют облучение ультрафиолетовыми лучами, лечебные солевые или хвойные ванны, гимнастические упражнения и курсы массажа.

Комплекс упражнений для грудничков:

Очень важными профилактическими приемами для предотвращения рахита и подспорьем в лечении являются массаж и упражнения. Их можно выполнять на втором месяце жизни малыша, предварительно проконсультировавшись с педиатром. Врач оценит готовность ребенка к нагрузкам и покажет специальные движения.

Все движения нужно выполнять плавно и аккуратно, но уверенно. На руках массажиста не должно быть украшений, ногти должны быть коротко острижены. Руки вымыты и вытерты. Массаж проводят на столе, накрытом в несколько слоев пеленкой.

Температура в помещении не должна быть ниже 20 градусов. Ребенок должен быть расположен к массажу, если он капризничает, то процедуру следует отложить. Продолжительность комплекса в первые дни не должна превышать 5 минут, но постепенно время занятий увеличивают до 15 минут.

Основные движения занятий физкультурой для малышей элементарны:

  • Поглаживающие массажные движения ручек и ножек;
  • Выкладывание на животик;
  • Легкий массаж стоп, спинки и живота;
  • Рефлекторные движения для стоп;
  • Скрещивание ручек на груди и их отведение в стороны,
  • Сгибание и разгибание коленей;
  • Подъем выпрямленных ножек;
  • По мере развития ребенка движения можно усложнять и присоединять вращательные движения в тазобедренных суставах;

Также полезно принуждать ребенка к переворачиванию, поощрять ползти, доставать игрушку.

Гимнастические упражнения для детей от года:

  • Вращательные движения руками;
  • Подъем, сгибание и разгибание ног, перекрещивание рук на груди и отведение в стороны, осуществляемые самостоятельно ребенком;
  • Имитация бокса;
  • Передвижение на четвереньках за игрушкой;
  • Перевороты со спины на живот, которые ребенок делает самостоятельно;
  • Из положения лежа на животе приподнимание головы и плеч;
  • Садиться из лежачего положения при зафиксированных коленках;
  • Повороты туловища в положении сидя;
  • Приседания на корточки с поддержкой за ручки;
  • Наклоны тела из положения стоя.

Движения оказывают огромную пользу организму малыша, благотворно влияют на состояние нервной системы, ускоряют обменные процессы. Но обязательным условием является систематичность занятий.

гипотрофия массаж гимнастика лечебный

Рахит - заболевание детей грудного возраста, возникает при недостаточном поступлении или образовании витамина Д в организме ребёнка. Характеризуется нарушением фосфорно-кальциквого обмена, изменениями со стороны нервной системы, костеобразования, нарушением функций внутренних органов.

Предрасполагают к возникновению рахита неблагоприятные социально-бытовые условия, недостаточная инсоляция, не правильное питание.

В течение рахита различают несколько стадий:

  • 1) начальная стадия. На фоне общего удовлетворительного состояния появляются признаки изменений со стороны нервной системы. Ребёнок становится беспокойным, без причины вздрагивает, потеет, часто на затылке появляется очаговое облысение (краниотабес). Этот период длится от 2-3 недель до 2-3 месяцев.
  • 2) стадия разгара. На фоне изменений со стороны нервной системы появляются признаки патологии костной системы. Появляются признаки размягчения краёв родничков и швов черепа. Сначала в процесс вовлекаются плоские кости. Рёбра становятся податливыми, в месте перехода хрящевой части в костную, образуются утолщения в виде рахитических чёток. Изменяется форма грудной клетки, она расширяется, на ней появляется Гариссонова борозда. Если период "разгар" приходится на возраст 6-8 месяцев, преобладают со стороны трубчатых костей. Концы трубчатых костей утолщаются в виде рахитических браслеток на руках и ногах. При попытках ходьбы ноги ребёнка Х или О образно деформируются. Характерны изменения мышечной системы, развивается гипотония мышц пресса в виде лягушачьего живота. Задерживаются динамические и статические функции, т.е. ходить, сидеть, стоять такие дети начинают позже, чем их сверстники. Нарушается формула прорезывания зубов. Наблюдается рахитический горб в поясничном отделе позвоночника. В дальнейшем в процесс вовлекается череп, что проявляется в виде выступания надбровных дуг и теменных бугров, экзофтальма и нарушений привкуса.
  • 3) период выздоровления. В этот период все симптомы повергаются обратному развитию: укрепляются кости, постепенно восстанавливается мышечный тонус, прорезаются зубы.
  • 4) период остаточных явлений. В этот период рахит уже прошёл, но остались его осложнения в виде деформации в скелете.

Лечебная физкультура. Лечебная физкультура является методом неспецифической терапии. Массаж повышает тургор кожи, способствует образованию в ней витамина Д, улучшает в ней процессы обмена. Физические упражнения укрепляют мышцы, предотвращают проявление деформаций скелета. Методика ЛФК обусловлена периодом болезни.

В начальный период проводится 1 раз в день, исходное положение лёжа, преимущественно поглаживание и лёгкое растирание. Из физических упражнений проводим пассивные упражнения в пределах физической амплитуды движений в суставе, избегая переразгибания в суставе. Исключаются упражнения и положения сидя и стоя.

В период выздоровления проводим все упражнения и приёмы массажа из общеукрепляющего комплекса, исходным остаётся положение лёжа.

В период остаточных явлений проводим все приёмы массажа и управлений из общего комплекса в различных исходных положениях, уделяя основное внимание коррекции осложнений. Основные осложнения рахита - это искривление конечностей, позвоночника и плоскостопие.

При О-образном искривлении ног проводим комплекс массажа на голени как при косолапости, уделяя большее внимание укреплению переднее-наружней группы мышц голени и стопы. После проведения массажа прибинтовываем ноги ребёнка эластичным бинтом одна к другой минут на 40, а затем не разрешаем вставать на ноги в течение 2х часов.

При Х-образном искривлении голеней проводим приёмы массажа как при плоско-вальгусной стопе, укрепляя переднию-внутреннию группу мышц голени стопы. После проведения массажа так же перебинтовываем ноги ребёнка одна к другой, прокладывая между коленями валик, на 40 минут. После этого в течение 2х часов не давать статическую нагрузку на ноги.