Мать читать краткое. Слежка за Ниловной

Этот роман Горького разворачивается в поселке, жизнь которого построена вокруг фабрики. Главный герой (Власов Павел) работает там, но он не пьет вечерами, а читает книги - запрещенные книги о правде социализма. Вокруг Павла формируется кружок единомышленников, которые начинают распространять листовки на фабрике. История с "болотной копейкой" вызывает стихийный митинг, который и возглавил Власов. За этим следует обыск и арест, снова арест, суд... Огромную роль во всем играет мать героя Пелагея Ниловна, которая, несмотря на страх, гордится сыном, поддерживает его, сама становится революционеркой.

Роман учит понимать своих близких, защищать их, несмотря на их убеждения, учит доверять родным людям. Конечно, Пелагеи было очень сложно, но ее поддержка стала, действительно, неоценимой для Павла.

Читать краткое содержание рассказа Мать Горького

В самом начале романа Горький подробно описывает фабричный поселок. Не только дома здесь бедные и серые, но и сами люди. Работникам приходится физически и морально тяжело, денег они получают мало. Но они смирились с такой бесперспективной жизнью. Даже в выходные они могут говорить только о работе. Вечерами жители поселка напиваются и устраивают драки.

Павел - сын спившегося слесаря, который обижал свою жену. Теперь, когда отец умер, Павел тоже работает на фабрике. Мать обеспокоена его странным поведением. Вроде, хорошо - не пьет, не дебоширит... но Павел - социалист. Он тайно читает книги, за которые его могут посадить. Однако он честно говорит обо всем матери... И она его понимает. Понимает, что он хочет правды и добра для всех. Она сама видит, как тяжело жить простым людям. Кроме всего прочего, сын напоминает, что ей лишь сорок лет, но тяжелая жизнь превратила ее в старуху. И нечего даже вспомнить.

К Павлу начинают приходить друзья по убеждениям. Они в своем кружке обсуждают книги, тихо поют гимны, строят планы. Пелагее тревожно, но она и гордится сыном. Кроме того, ей нравятся друзья Павла. Например, только приехавший Андрей, который в итоге даже жить перебирается в их хату, а Пелагею называет няней. В кружок входят и женщины. Наталья - учительница, которая приехала в эту глушь, сбежав от богатых родителей. Сашенька с похожей историей, и именно эту девушку любит Павел. Однако они не женятся, ведь тогда им нужно будет думать о детях, быте, а пока у них на первом плане задачи социализма.

Тем временем на фабрике, где уже распространяют листовки, хозяева решают вычитать с каждого рубля работника копейку на осушение местных болот. Эта махинация возмущает народ. Павел не боится высказать свое мнение. Вот только его особенно никто не поддерживает. Работникам приказали успокоиться и вернуться на места - все подчинились.

В хату Власовых скоро приходят с обыском, но Павел и Андрей предвидели это - унесли все книги. Все же Власова арестовывают. Тут матери подсказывают, что нужно продолжать распространять листовки, чтобы не подумали, мол, пропал Павел, пропали и бумаги. Пелагея устраивается на фабрику, успешно проносит мимо контроля листовки.

Павел возвращается на свободу, но скоро принимает участие в майской демонстрации, неся в руке знамя. Народ останавливают солдаты, знаменосец арестован. Мать тайно приносит знамя домой.

На суде все оказалось не так, как представляла Пелагея - никаких споров. Все говорили скучными голосами, но лишь ее сын высказался горячо о том, что он не мятежник, а социалист. Речь его была замечательной. Ее решают напечатать и распространить.

Снова Пелагея бесстрашно берется за дело. На этот раз ее ловят жандармы, но она успевает разбросать листовки с призывом верить материнскому сердцу.

Картинка или рисунок Мать

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чехов Лошадиная фамилия

    У генерала в отставке Булдеева случается неприятность – сильно разболелся зуб. Его приказчик советует ему одного целителя, заговаривающего зубную боль. Но вот фамилию его вспомнить он никак не может, упомянув только, что фамилия эта лошадиная

Действие романа происходит в России в начале 1900-х гг. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих каменных недр; по праздникам, встречаясь друг с другом, говорят они только о фабрике, много пьют, напившись - дерутся. Однако молодой рабочий Павел Власов, неожиданно для своей матери Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, вдруг начинает жить иной жизнью:

По праздникам ходит в город, приносит книги, много читает. На недоуменный вопрос матери Павел отвечает: \"Я хочу знать правду и поэтому читаю запрещенные книги; если у меня их найдут - меня посадят в тюрьму\".

Через некоторое время в доме у Власовых субботними вечерами начинают собираться товарищи Павла: Андрей Находка - \"хохол из Канева\", как он представляется матери, недавно приехавший в слободку и поступивший на фабрику; несколько фабричных - слободских парней, которых Ниловна знала и раньше; приходят люди из города: молодая девушка Наташа, учительница, уехавшая из Москвы от богатых родителей; Николай Иванович, который иногда приходит вместо Наташи заниматься с рабочими; худенькая и бледная барышня Сашенька, тоже, как и Наташа, ушедшая из семьи: её отец - помещик, земский начальник. Павел и Сашенька любят друг друга, однако пожениться они не могут: они оба считают, что женатые революционеры потеряны для дела - нужно зарабатывать на жизнь, на квартиру, растить детей. Собираясь в доме у Власовых, участники кружка читают книги по истории, беседуют о тяжкой доле рабочих всей земли, о солидарности всех трудящихся, часто поют песни. На этих собраниях мать впервые слышит слово \"социалисты\".

Матери очень нравится Находка, и он её тоже полюбил, ласково зовет её \"ненько\", говорит, что она похожа на его покойную приемную мать, родной же матери он не помнит. Через некоторое время Павел с матерью предлагают Андрею переселиться к ним в дом, и хохол с радостью соглашается.

На фабрике появляются листовки, в которых говорится о стачках рабочих в Петербурге, о несправедливости порядков на фабрике; листовки призывают рабочих к объединению и борьбе за свои интересы. Мать понимает, что появление этих листков связано с работой её сына, она и гордится им, и опасается за его судьбу. Через некотороевремя в дом Власовых приходят жандармы с обыском. Матери страшно, однако она старается подавить свой страх. Пришедшие ничего не находят: заранее предупрежденные об обыске, Павел и Андрей унесли из дому запрещенные книги; тем не менее Андрей арестован.

На фабрике появляется объявление о том, что из каждого заработанного рабочими рубля дирекция будет вычитать копейку - на осушение окружающих фабрику болот. Рабочие недовольны таким решением дирекции, несколько пожилых рабочих приходят к Павлу за советом. Павел просит мать сходить в город отнести его записку в газету, с тем чтобы история с \"болотной копейкой\" попала в ближайший номер, а сам отправляется на фабрику, где, возглавив стихийный митинг, в присутствии директора излагает требования рабочих об отмене нового налога.

Представляем вашему вниманию роман, который создал М. Горький, - "Мать", краткое содержание его и анализ. Это произведение было опубликовано впервые в США (1906-1907 гг.). Со значительными цензурными искажениями в нашей стране оно вышло в 1907-1908 гг. И лишь после революции 1917 года - в первоначальном виде.

Андрей Находка

Андрей Онисимович Находка (Андрей - "хохол") - революционер-подпольщик, приемный сын Ниловны и друг Павла Власова. Он украинец, сирота-приемыш (о чем говорит и фамилия героя), "незаконнорожденный". Его имя означает, что он "сын всех людей", символизирует гуманное, "общечеловеческое начало революции, что хотел подчеркнуть М. Горький ("Мать").

Арест

Герой высказывает мысли о международном братстве рабочих, содержащие отсылки к Евангелию. Ниловна предлагает ему поселиться в их доме. В результате обыска выясняется, что Андрей уже два раза привлекался к следствию за политические преступления. Его вновь арестовывают, но спустя несколько недель отпускают. В разговоре с ним для Ниловны актуализируется чувство материнства в общечеловеческом, конкретном, даже мистическом смысле. Этот герой принимает в убийстве Исая Горбова, местного доносчика и шпиона, косвенное участие. Ему это причиняет тяжкие моральные страдания, хотя Андрей и понимает необходимость уничтожения подобных "иуд". Во время демонстрации 1 мая он находится около Павла, который несет знамя, и их арестовывают. Во время суда Андрей получает после Павла слово, но затем его лишают возможности высказаться. Друзья вместе приговорены к ссылке в Сибирь.

Ниловна

Власова Пелагея Ниловна - героиня, образ которой символизирует в романе Россию. С ней связано "народное", общечеловеческое восприятие событий. Динамика характера Ниловны призвана отразить изменения психологии народа. Ее любовь к сыну трансформируется в любовь к людям вообще. С идеей активной политической борьбы совмещается в этом характере и христианский смысл. Революционное движение осознается ею как движение "детей". Она, являясь матерью, не может ему сочувствовать, что отмечает М. Горький ("Мать").

Ее сын Павел после смерти мужа хотел жить, "как отец". Женщина уговаривает его этого не делать. Но происходящие в сыне перемены пугают ее. Увидав соратников Павла, Ниловна не может поверить, что это "запрещенные люди". Они совсем не кажутся героине страшными. Ниловна предлагает Павлу взять Андрея в квартиранты, по существу, становясь матерью и для него. После того как друзей арестовали, она испытывает ощущение одиночества, так как привыкла к общению с молодежью.

Распространение листовок

Друзья сына через два дня после его ареста просят помочь распространять листовки на фабрике. Сообразив, что может таким образом отвести от Павла подозрения, она под видом торговки раздает рабочим запрещенную литературу. Когда Находка возвращается из тюрьмы, она рассказывает ему об этом, признаваясь, что думает только о сыне, действует лишь из

Краткое содержание романа Горького "Мать" составляют следующие дальнейшие события. Постепенно, глядя на тех, кто приходит к Андрею в гости, Ниловна мысленно начинает соединять все эти лица в похожее на облик Христа единое лицо. Она потихоньку осознает, что нужна для "новой жизни". Узнав о том, что доносчик Горбов убит, а Андрей косвенно замешан в этом, Ниловна говорит, что никого не считает виновным, хотя и удивляется своим словам, противоречащим христианскому духу.

Рыбин

Во время демонстрации 1 мая она обращается к людям и говорит о "святом деле", призывает не оставлять детей на этом пути одних. После ареста друзей Ниловна из фабричной слободы переселяется в город. После этого она отправляется в деревню, чтобы установить некоторые связи по распространению литературы. Здесь героиня встречает Рыбина, бывшего соседа, который агитирует крестьян, отдает ему книги. Возвратившись в город, Ниловна начинает развозить по деревням запрещенную литературу, газеты и прокламации. Она участвует в похоронах Егора Ивановича, революционера и ее земляка. Эти похороны перерастают в столкновение на кладбище с полицией. Ниловна увозит получившего ранения юношу и ухаживает за ним, о чем рассказывает нам "Мать".

Краткое содержание дальнейших событий весьма драматично. Вновь отправившись в деревню через некоторое время, она наблюдает арест Рыбина и вынуждена отдать книги, привезенные ему, случайно попавшемуся крестьянину, ведет среди них агитацию. Навестив Павла в тюрьме, героиня передает тому записку с планом побега, но сын отказывается бежать и пишет об этом в ответной записке. Однако подпольщикам удалось организовать побег Рыбина и другого заключенного. Ниловне, по ее просьбе, разрешили наблюдать со стороны за этим побегом.

Финал

Женщина присутствует во время суда над Павлом и его друзьями, после чего доставляет текст речи Павла в подпольную типографию, вызывается отвезти в деревню напечатанные экземпляры. На вокзале она замечает слежку. Понимая, что ареста не избежать, но не желая, чтобы листовки пропали зря, она разбрасывает их в толпе. Избиваемая полицией женщина обращается с горячей речью к окружающим. Финал произведения не совсем ясен. Возможно, Ниловна погибает. Так заканчивает роман М. Горький "Мать". Краткое содержание основных событий было описано выше.

Павел Власов

Власов Павел Михайлович (Павел) - сын главной героини, ставший профессиональным революционером потомственный рабочий. Его прототипом послужил П. Заломов, сормовский рабочий. Судьба этого героя связана с символом искупительной жертвы. В его имени можно увидеть намек на сходство с образом апостола, поскольку в начале произведения показан резкий перелом в жизни героя из простого фабричного парня превратившегося в политического борца, о чем рассказывает нам М. Горький ("Мать").

Революционная деятельность Павла

Его первый решительный поступок - сопротивление отцовским побоям. У отца, работавшего слесарем, Михаила Власова, подсознательный социальный протест вырождается в и пьянство.

После его смерти герой пытается подражать ему, но встреча с подпольным кружком радикально меняет его внешний и внутренний облик, что отмечает Горький М. ("Мать").

Краткое содержание по главам дальнейших событий в жизни этого персонажа следующее. В доме Павла начинают устраиваться собрания, в которых участвуют Андрей Находка, Николай Весовщиков, сын вора, учительница Наташа, Федор Сизов, фабричный рабочий и другие. Он сразу же предупреждает Ниловну, что им всем грозит тюрьма. Суровость и аскетизм Павла кажутся матери "монашескими". Например, он призывает отказаться от семьи и счастья Андрея ради "дела" и признается, что однажды сам сделал такой выбор. В разговоре с матерью Находка называет этого героя "железным человеком". Друзья Павла распространяют листовки на фабрике. В его доме совершается обыск, о чем рассказывает нам Максим Горький ("Мать").

Краткое содержание дальнейших событий следующее. На следующий день после этого революционер беседует с кочегаром Рыбиным, пришедшим в гости. Тот говорит, что надо "веру новую придумать". Павел же считает, что лишь разум может освободить человека. Во время конфликта рабочих с фабричной администрацией (так называемая история с "болотной копейкой") герой призывает их к борьбе за права, предлагает организовать стачку. Но люди не поддерживают его, Павел переживает это как результат своей "слабосильности".

Его арестовывают ночью, но спустя несколько месяцев отпускают. Друзья собираются отмечать 1 мая, Павел намерен во время демонстрации нести знамя. Когда это происходит, его арестовывают в числе других лидеров (всего около 20 человек). Так завершается первая часть. После этого Павел появляется лишь в заключительных главах, в судебной сцене. Здесь он произносит речь, излагая свою социал-демократическую программу. Суд приговаривает героя к ссылке в Сибирь. Так заканчивается участие в событиях этого персонажа, а затем и сам роман Горького "Мать". Краткое содержание произведения и его анализ были представлены вашему вниманию.

Действие романа происходит в России в начале 1900-х годов. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих каменных недр; по праздникам, встречаясь друг с другом, говорят они только о фабрике, много пьют, напившись - дерутся. Однако молодой рабочий Павел Власов, неожиданно для своей матери Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, вдруг начинает жить иной жизнью:

По праздникам ходит в город, приносит книги, много читает. На недоуменный вопрос матери Павел отвечает: «Я хочу знать правду и поэтому читаю запрещенные книги; если у меня их найдут - меня посадят в тюрьму».

Через некоторое время в доме у Власовых субботними вечерами начинают собираться товарищи Павла: Андрей Находка - «хохол из Канева», как он представляется матери, недавно приехавший в слободку и поступивший на фабрику; несколько фабричных - слободских парней, которых Ниловна знала и раньше; приходят люди из города: молодая девушка Наташа, учительница, уехавшая из Москвы от богатых родителей; Николай Иванович, который иногда приходит вместо Наташи заниматься с рабочими; худенькая и бледная барышня Сашенька, тоже, как и Наташа, ушедшая из семьи: её отец - помещик, земский начальник. Павел и Сашенька любят друг друга, однако пожениться они не могут: они оба считают, что женатые революционеры потеряны для дела - нужно зарабатывать на жизнь, на квартиру, растить детей. Собираясь в доме у Власовых, участники кружка читают книги по истории, беседуют о тяжкой доле рабочих всей земли, о солидарности всех трудящихся, часто поют песни. На этих собраниях мать впервые слышит слово «социалисты».

Матери очень нравится Находка, и он её тоже полюбил, ласково зовет её «ненько», говорит, что она похожа на его покойную приемную мать, родной же матери он не помнит. Через некоторое время Павел с матерью предлагают Андрею переселиться к ним в дом, и хохол с радостью соглашается.

На фабрике появляются листовки, в которых говорится о стачках рабочих в Петербурге, о несправедливости порядков на фабрике; листовки призывают рабочих к объединению и борьбе за свои интересы. Мать понимает, что появление этих листков связано с работой её сына, она и гордится им, и опасается за его судьбу. Через некоторое время в дом Власовых приходят жандармы с обыском. Матери страшно, однако она старается подавить свой страх. Пришедшие ничего не находят: заранее предупрежденные об обыске, Павел и Андрей унесли из дому запрещенные книги; тем не менее Андрей арестован.

На фабрике появляется объявление о том, что из каждого заработанного рабочими рубля дирекция будет вычитать копейку - на осушение окружающих фабрику болот. Рабочие недовольны таким решением дирекции, несколько пожилых рабочих приходят к Павлу за советом. Павел просит мать сходить в город отнести его записку в газету, с тем чтобы история с «болотной копейкой» попала в ближайший номер, а сам отправляется на фабрику, где, возглавив стихийный митинг, в присутствии директора излагает требования рабочих об отмене нового налога. Однако директор приказывает рабочим возобновить работу, и все расходятся по своим местам. Павел огорчен, он считает, что народ не поверил ему, не пошел за его правдой, потому что он молод и слабосилен - не сумел эту правду сказать. Ночью опять являются жандармы и на этот раз уводят Павла.

Через несколько дней к Ниловне приходит Егор Иванович - один из тех, кто ходил на собрания к Павлу до его ареста. Он рассказывает матери, что, кроме Павла, арестовано ещё 48 человек фабричных, и хорошо было бы продолжать доставлять листовки на фабрику. Мать вызывается проносить листовки, для чего просит знакомую, торгующую на фабрике обедами для рабочих, взять её к себе в помощницы. Всех входящих на фабрику обыскива-

ют, однако мать успешно проносит листовки и передает их рабочим.

Наконец Андрей и Павел выходят из тюрьмы и начинают готовиться к празднованию Первого мая. Павел собирается нести знамя впереди колонны демонстрантов, хотя он и знает, что за это его снова посадят в тюрьму. Утром Первого мая Павел и Андрей не идут на работу, а отправляются на площадь, где уже собрался народ. Павел, стоя под красным знаменем, заявляет, что сегодня они, члены социал-демократической рабочей партии, открыто поднимают знамя разума, правды, свободы. «Да здравствуют рабочие люди всех стран!» - с этим лозунгом Павла возглавляемая им колонна двинулась по улицам слободы. Однако навстречу демонстрации выходит цепь солдат, колонна смята, Павел и Андрей, который шел рядом с ним, арестованы. Машинально подобрав осколок древка с обрывком знамени, вырванного жандармами из рук сына, Ниловна идет домой, и в груди её теснится желание сказать всем о том, что дети идут за правдой, хотят другой, лучшей жизни, правды для всех.

Через несколько дней мать переезжает в город к Николаю Ивановичу - он обещал Павлу и Андрею, если их арестуют, немедленно забрать её к себе. В городе Ниловна, ведя немудреное хозяйство одинокого Николая Ивановича, начинает активную подпольную работу:

одна или вместе с сестрой Николая Софьей, переодевшись то монахиней, то богомолкой-странницей, то торговкой кружевами, разъезжает по городам и деревням губернии, развозя запрещенные книги, газеты, прокламации. Ей нравится эта работа, она любит говорить с людьми, слушать их рассказы о жизни. Она видит, что народ полуголодным живет среди огромных богатств земли. Возвращаясь из поездок в город, мать ходит на свидания с сыном в тюрьму. В одно из таких свиданий ей удается передать ему записку с предложением товарищей устроить ему и его друзьям побег. Однако Павел от побега отказывается; больше всех этим огорчена Сашенька, которая была инициатором побега.

Наконец наступает день суда. В зал допущены только родственники подсудимых. Мать ждала чего-то страшного, ждала спора, выяснения истины, однако все идет спокойно: судьи говорят безучастно, невнятно, неохотно; свидетели - торопливо и бесцветно. Речи прокурора и адвокатов тоже не трогают сердца матери. Но вот начинает говорить Павел. Он не защищается - он объясняет, почему они - не бунтовщики, хотя их и судят как бунтовщиков. Они - социалисты, их лозунги - долой частную собственность, все средства производства - народу, вся власть - народу, труд - обязателен для всех. Они - революционеры и останутся ими до тех пор, пока все их идеи не победят. Все, что говорит сын, матери известно, но только здесь, на суде, она чувствует странную, увлекающую силу его веры. Но вот судья читает приговор: всех подсудимых сослать на поселение. Саша тоже ждет приговора и собирается заявить, что желает быть поселенной в той же местности, что и Павел. Мать обещает ей приехать к ним, когда у них родятся дети, - нянчить внуков.

Когда мать возвращается домой, Николай сообщает ей, что речь Павла на суде решено напечатать. Мать вызывается отвезти речь сына для распространения в другой город. На вокзале она вдруг видит молодого человека, чье лицо и внимательный взгляд кажутся ей странно знакомыми; она вспоминает, что встречала его раньше и в суде, и около тюрьмы, - и она понимает: попалась. Молодой человек подзывает сторожа и, указывая на нее глазами, что-то говорит ему. Сторож приближается к матери и укоризненно произносит: «Воровка! Старая уже, а туда же!» «Я не воровка!» - задохнувшись от обиды и возмущения, кричит мать и, выхватив из чемодана пачки прокламаций, протягивает их окружившим её людям: «Это речь моего сына, вчера судили политических, он был среди них». Жандармы расталкивают людей, приближаясь к матери; один из них хватает её за горло, не давая говорить; она хрипит. В толпе слышатся рыдания.

Начало XX века. Фабричный поселок — темный, нищий, грязный. Вся жизнь обитателей поселка сосредоточена вокруг фабрики: еще до рассвета гудок созывает всех на работу, тяжелую, изнурительную, не приносящую ни радости, ни денег... Вечером у рабочих уже нет ни на что сил — разве что напиться водки да повалиться спать. В праздники уж обязательно пьют, бывает, еще и дерутся. Ниловна — героиня романа — привыкла к такой жизни. Сын ее Павел собирается жить так же, как и отец, — работать и выпивать. Однако, когда отец пытается в очередной раз поколотить мать, Павел решительно противится.

В начале повести Ниловне чуть более сорока лет, но она представлена пожилой женщиной — тяжелый беспросветный быт сломил и состарил ее прежде времени.

После смерти отца Павел некоторое время ведет жизнь обычного фабричного рабочего, но потом резко меняется: по праздникам ходит в город, много читает, приносит домой запрещенные книги.

Он объясняет матери, что хочет знать правду, но за эту правду могут посадить в тюрьму.

По субботам в доме Павла начинают собираться революционеры, его товарищи. Они читают книги, поют революционные песни, рассуждают о судьбе рабочих в России и в других государствах. «Социалисты» — страшное слово, но мать сердцем своим чувствует, что это хорошие, честные и чистые люди.

Вот Наташа — ради убеждений она оставила свою обеспеченную семью, стала работать учительницей.

Вот Николай Иванович — серьезный человек, ему есть о чем рассказать рабочим.

Вот Сашенька — худенькая и бледненькая, она тоже ушла из семьи, так как решила посвятить себя делу рабочих, а отец ее помещик. Ниловна зорким своим сердцем подмечает, что между этой девушкой и ее сыном — настоящая любовь. Но молодые люди решили не создавать семью, так как это помешает делу революции — ведь забота о квартире, о детях отвлечет их от главного и единственного.

Вторым сыном для Ниловны становится Андрей Находка — «хохол из Канева» . Андрей — подкидыш, родной матери не знает. А вот приемную мать ему напоминает Ниловна — такая же добрая. Андрей ласково зовет Ниловну «ненько» и с радостью переселяется жить к Власовым.

На фабрике появляются листовки с обличением существующего строя. Эти листовки призывают рабочих сплотиться в борьбе за справедливость. Мать понимает, что это деятельность ее сына и его товарищей. Вскоре в дом Власовых приходят с обыском. Ничего запрещенного не находят — книги и листовки спрятаны в надежном месте. Но Андрея все-таки арестовали.

Важный эпизод в повести — «болотная копейка». И без того нищих, рабочих обложили новым налогом: с каждого заработанного рубля — одну копейку на осушение болот. Павел пишет заметку в газету и отправляет мать в город — отнести ее. Пусть все узнают про новые поборы! Сам же он возглавляет стихийный митинг на фабрике. Он требует отмены нового налога. Однако по первому же приказанию директора все митингующие расходятся по своим местам. Павел огорчен, потому что ему не доверяют, он, очевидно, еще слишком молод. Ночью жандармы уводят Павла.

К Ниловне приходит один из членов кружка, Егор Иванович. Он говорит, что кроме Павла арестовано еще около пятидесяти рабочих. Если бы листовки продолжали распространять на фабрике, то обвинения против Павла могли признать беспочвенными. Ниловна берется распространять прокламации. Она нанимается в подручные к знакомой торговке обедами — и ее не обыскивают, как всех прочих. Кто же может подумать, что листовки распространяет старуха! В самом начале деятельности Ниловной руководит только материнская любовь и желание спасти сына, но постепенно она понимает, что «дети, кровь наша, идут за правду для всех!».

Андрея и Павла выпускают из тюрьмы, и они тут же начинают готовиться к первомайской демонстрации. На площади собирается народ. Павел с красным знаменем в руках открыто заявляет, что сегодня представители социал-демократической рабочей партии поднимают знамя рабочей правды. Колонна демонстрантов движется по улицам поселка, но навстречу выходит цепь солдат. Колонна смята, Павел и Андрей арестованы. Ниловна подбирает знамя и идет с ним домой, размышляя о правоте дела своих детей — она уже всех революционеров считает своими детьми.

После ареста Павла Ниловна перебирается в город к Николаю Ивановичу (так было заранее оговорено с Павлом и Андреем), она ведет его немудреное хозяйство и постепенно все активнее включается в революционную работу. Вместе с сестрой Николая Ивановича, Софьей, Ниловна, переодевшись то богомолкой, то торговкой, разъезжает по деревням и ведет агитацию уже среди крестьян. Егор Иванович умирает. Его похороны стихийно превращаются в митинг и перерастают в схватку с полицией. Ниловна увозит с этого побоища раненого юношу и ухаживает за ним.

Мать навещает сына в тюрьме и ей удается передать Павлу записку с предложением побега, инициатором которого выступила любящая его Сашенька.

Однако Павел отказывается — для него важно выступить на суде.

На суд допускают только родственников, чтобы выступления подсудимых не были услышаны народом. Заседание идет «по протоколу»: суетливо, быстро — все уже решено заранее. Однако всех встряхнула вдохновенная речь Павла: социалисты — не бунтовщики, они — революционеры, они стоят за народ, за труд, равный и обязательный для всех. Борьбу не остановишь арестами, борьба — до победы!

Судья зачитывает приговор, он однозначен: все подсудимые ссылаются на поселение. Сашенька собирается подавать прошение, чтобы ее в ссылку отправили вместе с Павлом. Мать обещает приехать к ним — нянчить внуков.

Обидно, что речь Павла не была услышана народом. Николай Иванович находит выход: напечатать ее и распространить! Ниловна вызывается отвезти прокламации в другой город. На вокзале она замечает шпика, тот обвиняет ее в воровстве и предлагает пройти в участок. Ниловна открывает чемодан и начинает разбрасывать в толпе листовки: «Это — речь моего сына! Он — политический!»

Жандармы окружают мать, один из них хватает ее за горло... Ниловна хрипит, не в силах продолжать свою речь.

Осталась ли жива эта героическая женщина, воплощение материнской жертвенной любви — не только к сыну, но и ко всем обездоленным людям? В повести мы не находим ответа.