Мцц. Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Святые мученицы ВЕРА, НАДЕЖДА и ЛЮБОВЬ и их мать СОФИЯ (†137)

Вера, Надежда, Любовь и мать их София (греч. Мудрость) — святые мученицы, жившие во II веке в Риме. Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг.

Прошло уже более 100 лет с тех пор, как ученики Иисуса Христа, святые апостолы разошлись по всему миру проповедовать Святое Евангелие. В те времена самым большим государством была Римская империя, которую населяли языческие народы. Но с каждым днём христиан в Римской империи становилось всё больше и больше. Их ненавидели и боялись ревностные язычники, их проклинали языческие жрецы. Христианам не разрешалось строить храмы и для богослужений они собирались в отдалённых домах или горных пещерах. Преследовали христиан и римские правители. Император Траян издал указ против христиан, повелевающий открыто их обвинять, привлекать к суду и казнить. Тысячи последователей Христа были распяты на крестах, сожжены на кострах, обезглавлены или затравлены дикими зверями.

В это тяжёлое для Церкви время жила благочестивая христианка София, что в переводе с греческого означает «Премудрость ». Она родилась и выросла в богатой семье. Её окружали многие искушения и соблазны мира, но она ревностно исповедовала веру Христову. Даже, когда она вышла замуж за язычника, любящий муж не запрещал ей верить в Господа.

Живя в честном супружестве, благочестивая София родила трех дочерей и назвала их именами главных христианских добродетелей: Пистис , Эльпис , Агапэ , что в переводе с греческого означает Вера , Надежда , Любовь . Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Отроковицы росли в труде и послушании, много времени уделяли молитве и чтению духовных книг.

Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Она разделила своё имущество между бедняками и переселилась вместе с дочерьми в Рим. Всё своё внимание и заботу она обратила на воспитание детей.

По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.

Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и правитель той части Рима, где жила София - претор Антиох, и пожелал их видеть. Святые отроковицы явились к нему и не стали скрывать своей веры во Христа. Разгневанный Антиох донёс на них императору Адриану (117-138), и тот велел привести их к нему во дворец на суд и заставить отречься от своей веры.

София хорошо понимала, что ожидает ее на этом суде, если она твердо исповедает христианскую веру и знала, что за неповиновение их ждет там только одно - смерть….


София беспокоилась за своих дочерей, которых, как она знала, судьи не постесняются предать на мучения. Устоят ли они в исповедничестве или нет - вот что её беспокоило. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти.

Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны.

Удивленный смелостью юных христианок, император, не желая вступать с ними в продолжительную беседу и судить их, отослал Софию вместе с дочерьми к одной знатной римлянки-язычнице Палладии, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой святые девы не изменили своих убеждений. Тогда через 3 дня их снова привели к императору Адриану.

Видя, что "по-хорошому" убедить не получается, разгневанный император приказал жестоко истязать их и предать различным пыткам: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их.

Палачи начали с Веры, старшей дочери Софии. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее кнутами, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки.

Юную Надежду сначала подвергли бичеванию, а потом бросили в огонь. Но огонь не причинил ей вреда. Тогда её подвесили на дереве и стали царапать тело железными крючьями. После этого Надежду бросили в котёл с кипящей смолой. Но тут случилось чудо: котёл раскололся, а смола разлилась, обжигая палачей. Однако это не вразумило императора - гнев затмил его совесть и разум. Он приказал отрубить ей голову.

Младшую, Любовь, привязали к громадному колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенеся невиданные муки, святая Любовь тоже была обезглавлена.

Святую Софию не подвергли телесным мучениям. Её подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Господа Иисуса Христа. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.

Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Пострадали они в 137 году.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

ИСТОРИЯ МОЩЕЙ

Мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с 777 года вплодь до Французской революции (1789г.) покоятся в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо (Eschau, ранее Hascgaugia, Hascowia, Aschowa, Eschowe, что буквально переводится как "ясеневый остров").

Церковь святого Трофима в городе Эшо на востоке Франции, недалеко от Страсбурга. Церковь св. Трофима ранее была центром обширного бенедиктинского аббатства св. Софии, разрушенного после французской Революции (1789).

Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий "торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму" (Завещание Ремигия, 15 марта 778 года).

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

Мощи святых мучениц привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, "гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих".

В 1792 году, спустя 3 года после Французской революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10 100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями. После того, как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены историческим памятником, началось постепенное восстановление обители.


Саркофаг из песчанника XIV века, в котором до Революции хранились честные мощи свв. Софии и ее дочерей. Саркофаг с одной из частиц мощей св. Софии украшен стершимися от времени рисунками сцен из жития святых мучениц. С 1938 года в нем содержится одна из двух частиц мощей св. Софии, принесенных из Рима в том же году.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи св. Софии и ее дочерей, а другую - в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями. С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей св. Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.


Над саркофагом расположены скульптуры (слева-направо): св. мученика Христофора (250), свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, епископа Ремигия, основателя аббатства.

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ В ИСКУССТВЕ

Вера, Надежда и Любовь - это имена святых мучениц. Однако Вера, Надежда, Любовь - это еще и христианские добродетели, которые упомянуты в Новом Завете (1-е послание к Коринфянам апостола Павла): «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» .


Васнецов. «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)». Триптих (левая часть). Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха. Праведников, стремящимся к вратам Рая, сопровождают ангелы, поддерживая их и указывая дорогу. Вера, Надежда и Любовь испуганно льнут к своей матери Софии, не веря, что их нечеловеческие страдания позади.

В православном искусстве принято изображать Веру, Надежду и Любовь именно как святых мучениц, поэтому на иконах они представлены в виде маленьких девочек вместе с матерью Софией.


В западном искусстве Веру, Надежду и Любовь принято изображать как взрослых женщин, символизирующих христианские добродетели. Вера часто изображается с крестом, Надежда - с якорем, а Любовь - в окружении детей. Когда Вера, Надежда и Любовь изображаются рядом, то Любовь всегда находится в центре.

УРОКИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТОЙ СЕМЬИ

Святые дети Вера, Надежда и Любовь удостоились мученического венца и несказанного блаженства в райских чертогах Господа Бога. Они имели в себе «столп веры, крылья надежды и огонь любви».

Святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им самую большую любовь.

Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Жизнь наша кратковременна и дана она нам для приготовления себя к вечности. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, - и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает - и нет более человека. А если так, то жертвовать временной жизнью ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит:

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35) .

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28) .

«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32) .

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37) .

Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак, глас 1
Софии честныя священнейшия ветви, Вера и Надежда и Любовь, показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Молитва мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
О, святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. А минь.

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь и их мать София (из цикла «Мульткалендарь»)

День Веры, Надежды и Любови отмечается 30 сентября 2020 года (дата по старому стилю - 17 сентября). В этот день православная церковь почитает святую Софию и ее трех дочерей. В народе праздник прозвали «бабьими именинами».

День Веры, Надежды и Любови посвящен укреплению силы духа и мужества, которые не сможет сломить даже недостаток телесных сил.

На Руси в этот день женщины громко плакали, избавляя себя и семью от горестей, печали и бед. По окончании плача молодые юноши и девушки устраивали «деревенские святцы», где высматривали себе милых сердцу вторых половинок.

Замужние женщины покупали три свечи. Две из них ставили в храме перед иконой Христа. Последнюю с наступлением полуночи вставляли в каравай и читали 40 раз без остановки слова о спокойствии и благополучии в семье. Утром этим караваем женщины кормили свою семью.

История праздника

В годы правления императора Адриана (II век, 137-й год) в Риме проживала вдова София с тремя дочерями: Верой (12 лет), Надеждой (10 лет) и Любовью (9 лет). Это было время христианских гонений, и слухи о верующей семье дошли до правителя. По повелению Адриана София с детьми предстала перед ним и вместе с дочерями рассказала ему о своей вере в Бога.

Императора удивила смелость маленьких христианок. Он повелел одной из язычниц переубедить их, чтобы они отреклись от своей веры. Но все было напрасно. Тогда Адриан приказал им принести жертву его Богам, но его воля была отвергнута.

Разгневанный император повелел разлучить мать с дочерями и подвергнуть сестер пыткам, а София должна была смотреть на это своими глазами. Веру и дух маленьких христианок не смогли сломить даже пытки. Мать похоронила истерзанные тела дочерей и два дня оставалась у их могилы, где и скончалась на третий день. За душевные муки за Христа церковь причислила их к лику святых.

Проведи этот день интересно

Задание на сегодня: Отпустите все горести и печали, поплачьте если нужно. А потом идите искать свою половинку.
История праздника рассказывает об истории Софии и ее трех дочерей:Веры, Надежды и Любви. Семья была верующая и императору Рима Адриану это не понравилось. Он истязал дочерей на глазах матери в жертву богам.

Эта грустная история послужила дню укрепления силы духа и мужества, который не сможет сломить даже недостаток телесных сил. Раньше в этот день женщины громко плакали, избавляя себя и семью от печали, горести и бед. А после устраивали “ деревенские святцы”, где искали себе половинку.

Приметы

Если журавли отправились в полет, то покров будет морозным.

Зяблик летит - стужу несет.

Если гнездо (логово) ежа построено в середине леса, то зима будет лютой.

Если ранняя белка имеет голубую шубку, то весна будет ранней.

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать София была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей: веры, надежды и любви (греч. Πίστης, Ελπίς, Αγάπη – Пистис, Элпис и Агапи; лат. Fides, Spes, Caritas), София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.

София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117-138). Тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу. Они просили, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти.

Когда святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию. Казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде – 10 и Любови – 9 лет) оставались непреклонны.

Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Их обезглавили.

Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила их останки в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город, и похоронила на высоком месте. Три дня София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи мучениц с 777 г. покоятся в Эльзасе (Франция), в церкви святого Трофима города Эшо.

На Руси изначальные имена святых мучениц были переведены на русский язык, только имя Софии («мудрость») сохранило оригинальное греческое звучание.


Тропарь мцц. Вере, Надежде, Любови и Софии, глас 4

Т оржествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.


Кондак мцц. Вере, Надежде, Любови и Софии, глас 1

С офии честныя священнейшия ветви/ Вера, и Надежда, и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,/ венцем нетленным// от всех Владыки Христа увязошася.

Молитва мцц. Вере, Надежде, Любови и Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
30 Сентября 2019

Кто не знает этого сочетания имен: Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья? Перед глазами рисуется образ матери, которая проводила своих дочерей на смерть, а после скончалась на их могиле. Эта история внешне поражает своим трагизмом. Но с точки зрения внутренних переживаний - это пример христианского жизненного подвига.

День памяти четырех христианских святых – Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечается 17 сентября по старому стилю, 30 сентября по-новому.

Жили они во втором веке нашей эры, в столице Римской империи. В те времена, когда церковь Христова только робко поднималась над языческим миром и часто терпела притеснения, поругания, ненависть правящих и черни.
Жила София в честном супружестве, и родилось у неё три дочери. Назвала женщина их согласно христианским добродетелям. Старшую – Пистис, что в переводе с греческого на русский значит – Вера. Среднюю дочь назвала Элпис – Надежда. Младшая была самой долгожданной и поэтому получила имя Агапе – Любовь. При этом надо отметить, что имя София – тоже говорящее. Оно переводится как премудрость.

Вскоре после рождения последнего ребенка София овдовела. Оставшись одна, благочестивая мать все свои силы направила на воспитание детей. Они все жили благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею. Дочерей же своих София старалась приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили.
В то время правил император Цезарь Траян Адриан Август, который был поклонником языческих Богов. И для христиан это были страшные времена. Каждый, кто уверовал в Спасителя, понимал, что в любой момент он мог быть схвачен и лишиться не только имущества, но и жизни за свою веру.

В православии император Адриан известен как палач, приказавший публично пытать и казнить трёх маленьких сестёр – Веру, Надежду и Любовь. Что привело к этой трагедии?
Ранние христиане заботились, чтобы их дети были достойны Царства Божия. И как только обнаруживалось в младенцах сознание, они внушали им веру в Бога. Старались запечатлеть в детских умах живое познание Христа, чтобы укоренить в них христианское благочестие. Имя Спасителя, принявшего мученическую смерть на кресте ради искупления грехов людских, дети впитывали с молоком матери.

По мере того как дочери Софии росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, дочери преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.
Однажды некий правитель области Антиох узнал, что вдова София и её дочери – христианки. Что они открыто пред всеми прославляли Христа Господа, при этом гнушаясь богомерзкими идолами языческими.

Антиох известил об этом римского императора Адриана, и тот приказал привести мать и её детей к нему на суд. Он предвкушал легкую победу – ведь перед ним должны были предстать беззащитная мать и три маленькие девочки. Старшей сестре, Вере, было двенадцать лет, Надежде всего десять, а Любови только исполнилось девять лет.
Их ввели во дворец, и они предстали пред императором. Увидев Адриана, София и её дочери воздали ему подобающие почести, но стояли пред ним без всякой боязни. Они смотрели на всех веселым взором, как будто бы были призваны на пир, но не на суд.

Видя их бесстрашие, император стал спрашивать, какого они рода, как их зовут и какова их вера. Будучи премудрою, мать отвечала так благоразумно, что все присутствующие, слушая ее ответы, дивились такому разуму. Упомянув кратко о своем происхождении и имени, София начала говорить о Христе, Коего происхождение разъяснить никто не может, но Имени Коего должен поклоняться всякий род. Она открыто исповедала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия и, назвавши себя Его рабою, не убоявшись, прославляла Его Имя.
- Я христианка, - говорила София, - вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться.

При этом она сказала, что и дочерей своих обручила она Христу, дабы нетленную свою чистоту они сохранили для нетленного Жениха - Сына Божия.
Услышав это, император пообещал щедрые дары и почести, если они отрекутся от веры своей. Но София отвечала твёрдо, что она – раба Христова.
Тогда мать стали убеждать пойти на хитрость. Её просили бросить щепотку ладана к ногам статуи Артемиды. Её лукаво уговаривали, что стоит принести языческой богине всего лишь маленькое жертвоприношение, и она с девочками окажется на свободе!

Но вот так и проверяется истинная вера.
И София решается на смерть – а не на предательство. Мать и её дочери открыто признали, что исповедуют веру во Христа, и не могут уступить даже в малом.

Тогда Адриан, увидав пред собой столь бесстрашную семью, использовал ещё одну попытку сломать у них веру в Бога, приказав вдову с детьми отвести к язычнице по имени ПаллАдия. Этой женщине было поручено убедить мать не жертвовать своими девочками, их будущим, их счастьем. Но, как ни увещевала язычница Софию, вдова и в этот раз не отреклась от веры своей.
Отведенное время она провела в молитве и укреплении детей быть готовыми к мученическому подвигу. В этом обращении к детям соединились материнская любовь, сильный дух и глубокая вера.

“Дети мои дорогие! – говорила она своим дочерям, – вот, настало теперь время подвига нашего ради Иисуса Христа. Не устрашитесь пострадать за Него и лишиться временной жизни ради вечной жизни в Царстве Его! Не бойтесь, если будут истязать ваши тела: Бог исцелит ваши раны и даст вам нетленную красоту… Не прельститесь также, если вам будут обещать богатые дары и всякие почести земные. Все это исчезает, как дым, как пыль разметается ветром и увядает, как трава. Вечны одни только Божии дары. Не бойтесь никакого зла: Бог не отступит от вас, Он Сам обещал верующим в Него, что скорее мать забудет дитя, чем Он забудет Своих людей.
О, дети, вспомните, что я в страданиях родила вас, в трудах воспитала вас, вспомните, как я учила вас любви и страху Божию, и утешьте старость мою твердым исповеданием Христа. Дайте мне радость назваться матерью мучениц Христовых! Тогда возвеличится душа моя, когда увижу детей моих умирающими ради Господа нашего!”

На третий день их снова привели на суд. Там дочери повторно не отреклись от веры Христовой ради обещанных им всевозможных радостей земных. Не убоялись мук.
Император сначала был ласков. Он сказал, что готов стать маленьким девочкам отцом. И сестры будут пользоваться похвалою и почетом в Риме. Но если они откажутся, то причинят себе великое зло: погибнут в то время, когда бы могли жить беспечно и весело.

Но сёстры святые отвечали ему:
- Отец наш - Бог, живущий на небесах. Он промышляет о нас и нашей жизни и милует наши души; мы желаем называться Его истинными детьми.
Царь был весьма удивлен, что при таком юном возрасте девочки обладают мужеством и разумом и могут так отвечать ему.
Он начал принуждать каждую из них к отречению и обратился к старшей сестре Вере:
- Принести жертву великой богине Артемиде.
Но Вера отказалась.
Император разгневался. Ведь он на тот момент был самым могущественным человеком в мире. Размеры его империи простирались до границ известных в те времена земель. Никто не мог ему перечить, идти против воли его. Слово Адриана было законом. Но нашлись те, кто позволил себе надсмехаться над волей императора. Какие-то маленькие девочки.

И Адриан осудил сестёр на смерть. Также он потребовал, чтоб мать своими глазами увидела, как будут мучить и убивать её детей.
Первой погибла Вера. Палачи раздели ее до нага и жестоко били. Но она молча терпела страдания, как будто били не по ее телу, а по чужому. Не достигнув никакого успеха, палачи решили отсечь ей голову.

Услыхав сей приговор, святая Вера исполнилась радости и сказала матери своей:
- Помолись за меня, мать моя, чтобы мне окончить шествие мое, дойти до желанного конца, увидеть возлюбленного Господа и Спасителя моего и насладиться лицезрением Его Божества.

А сестрам сказала:
- Помните, любезные мои сестры, Кому мы дали обет, Кому уневестились. Вы знаете, что мы запечатлены святым крестом Господа нашего и вечно должны служить Ему; посему претерпим до конца. Одна и та же мать родила нас, одна воспитала и научила нас, посему и мы должны принять одинаковую кончину. Пусть буду я для вас примером, дабы и вы шли обе за мною к Господу.

Мать же нисколько не скорбела о дочери своей, ибо любовь к Богу победила в ней сердечную печаль и материнскую жалость к детям. Она о том только сокрушалась и заботилась, как бы какая-либо из ее дочерей не устрашилась мук и не отступила от своей веры.
И сказала она Вере:
- Я тебя родила, дочь моя, и из-за тебя претерпела болезни. Но ты воздаешь мне за сие благом, умирая за имя Христово и проливая за Него ту самую кровь, которую приняла в моей утробе.

Святой Вере отсекли голову, и отошла её душа к Богу. Мать же, обняв многострадальное тело ее и целуя его, радовалась и славила Христа, принявшего дочь ее Веру в небесный Свой чертог.
И тут настала очередь средней сестры..

Император сказал Надежде:
- Любезное дитя! Поклонись великой Артемиде, чтобы не погибнуть и тебе, как погибла твоя старшая сестра. Ты видела ее страшные муки, видела ее тяжкую смерть, неужели и ты захочешь так же страдать?

Святая Надежда отвечала:
- Царь! Разве я не сестра той, которую ты умертвил? Я не только не боюсь муки, но желаю ее как сладости райской. Так приятны для меня страдания за Христа. Тебя же, мучитель, ожидает мука в геенне огненной вместе с бесами, коих ты почитаешь за богов.

Услыхав такой дерзкий ответ, Адриан предал девочку на мучение.
Он приказал наполнить котел смолою и маслом, - поджечь его и бросить в него святую. Но когда хотели бросить святую в кипящий котел, он немедленно как воск растопился, а смола и масло разлились и опалили всех окружающих. Так чудодейственная сила Божия не оставляла святую Надежду.

Осмеянный малою отроковицею, Адриан испытал великий стыд . Не желая долее переносить такой позор, он осудил, наконец, святую на усечение мечом.
Когда настал черед Любови, император и здесь старался ласками склонить ее, как и первых двух сестер к тому, чтобы она отступила от Христа и поклонилась Артемиде. Но напрасны были старания обольстителя. Ибо кому же так твердо пострадать за Своего возлюбленного Господа, как не Любви?

В Писании сказано: «крепка, как смерть, любовь… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее»
Палачи думали устрашить девочку видом казни, ведь для неё они приготовили раскаленную печь.

Адриан говорил святой:
- Девица! скажи хоть только, что велика богиня Артемида, и я отпущу тебя,
Но младшая самая маленькая сестра не показала страха и отвечала:
- Велик Бог мой Иисус Христос, Артемида же и ты с нею погибнете!
Она сама вошла в пылающее горнило. Вот только огонь не опалил ее тела, и тогда Адриан приказал умертвить Любовь мечами.
Мать ее святая София, не переставая, молилась Богу о младшей дочери своей, чтобы Он даровал ей терпение до конца и говорила ей:
- Третья моя ветвь, чадо мое возлюбленное, подвизайся до конца. Ты идешь добрым путем и для тебя сплетен уже венец и отверзся уготованный чертог. Помяните с сёстрами и меня, мать вашу, чтобы Господь оказал милость и мне и не лишил меня участвовать и пребывать с вами в славе Его святой.
И тотчас святая Любовь была усечена мечом.

Увидев, как три маленькие девочки приняли мученическую смерть, но не отреклись от веры Христовой, император Адриан помиловал Софию. Он посчитал, что скорая смерть для неё будет облегчением. Он думал, что утрата самого дорогого, что есть у матери, сведет её с ума, и дальнейшая жизнь её станет бесконечной пыткой.
София вывезла тела дочерей на колеснице за город и там похоронила. Три дня она провела у их могилы в непрестанной молитве, а потом уснула сном смерти. Найдя тело матери возле могил, люди похоронили её рядом с возлюбленными её дочерьми.

Таким образом и она не лишилась с ними участия в Царстве небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа.
Премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в Дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих. Ничто не смогло заставить отступиться от веры юных мучениц. Несомненно, в этом им помогала и укрепляла благодать Божия. Но следует сказать, что верность юных мучениц Христу во многом была предопределена тем христианским воспитанием, которое дала им мать. Её наставления помогли соединить бессмертные души в Царстве Небесном.
Шли века, и слава подвига святых мучениц, ширилась по всему миру.

Интересна история мощей святых мучениц. В восьмом веке по распоряжению папы Римского Павла Первого они из крипты кладбища святого Панкратия в Риме были перенесены в построенную новую церковь святого Сильвестра на Марсовом поле. Часть из них была преподнесена в дар монастырю святой Иулии в итальянском городе Брешия.
В 777 году мощи были перенесены в женский монастырь в эшо под Страсбургом во Франции, где они привлекали к себе множество паломников. Для приезжающих там была построена большая гостиница, а вокруг аббатства со временем разрослась деревня. Но во время Великой французской революции в конце восемнадцатого века монастырь был разорен. Правда, есть сведения, что, желая укрыть мощи мучениц от поругания, монахини спрятали их на монастырском кладбище, где они до сих пор пребывают сокрытыми в неизвестном месте.

В настоящее время в храме святого Трофима находится историческая рака с частицей мощей святой мученицы Софии.

В византийском искусстве Вера, Надежда и Любовь изображались молодыми, их мать София – немного старше. Возраст дочерей Софии не подчеркивался, а на момент казни девочкам, как мы знаем, было 12, 10 и 9 лет. Этот принцип нарушался лишь иногда в сценах мученичества.
На иконах святые облачены в хитоны, головы их покрыты мафориями, одеяния могли быть также богато украшены, а на головы святых мучениц накинуты белые узорчатые платы.
Именины четырех христианских святых – Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечаются 17 сентября по старому стилю, 30 сентября по-новому. Издревле этот день считается главным женским праздником на Руси.

В этот праздник принято поздравлять не только женщин, девушек и девочек с именами Вера, Надя, Люба и Соня. Но и вообще всех православных женщин, прославляя главные женские добродетели - мудрость, веру, надежду и христианскую любовь. А также сострадание, доброту и милосердие.
В этот день посещали церковь, молились у иконы трех великомучениц, прося о здоровье и любви. Праздновали в кругу самых близких людей. Играли с детьми, баловАли их сладостями. А также рассказывали им о подвиге святых мучениц.
Молитвы перед Верой, Надеждой, Любовью и матерью их Софиею помогают в строительстве семьи, в семейном счастье. Святой семье часто молятся о рождении ребенка, а также о здоровье детей. Молитвы святым мученицам избавляют от женских болезней и болей суставов. Икона поможет оградить ваших родных от искушений, направит на правильный путь, в ваш дом она поможет вернуть спокойствие и радость.

Житие святых великомучениц приучает нас к мысли о самопожертвовании в критические минуты жизни, а символизм святых имен прямо указывает, что если в нашем сердце умрет вера, то следом за ней погибнут надежда, любовь и мудрость.
Подвиг святой Софии велик. Как можно измерить всю боль сердечную матери, естественно преисполненной жалости к своим детям, при видении страданий и смерти всех ее детей… Она неизмерима.

Между тем, и она уступает беспредельной глубине чувства любви ко Христу, когда сердце познало Его, и предалось Ему. И наполнилось Его присутствием, управляющим с тех пор всеми его движениями, внушающим ему всякое благое разумение и укрепляющим сердце непреодолимою твердостью.
В этой-то истинной любви к Богу-Христу-Духу Святому и объяснение святого подвига, чудной красоты, и высоты, и силы душевной. Подвига совершенного немощными существами, в немощи которых и могла совершиться сила Божия, потому что они возлюбили Его.

Православные христиане возносят молитвы о трех добродетелях, выбранных для наречения дочерей Софии. Это просьбы об укреплении веры, даровании надежды и любви.

«О святыя и достохвальнии мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте, нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его ради. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

К этим святым обращаются с просьбами о прощении грехов, помощи в сложных жизненных ситуациях.

«Вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ейже покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и, купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Господа Бога, да сохранит под покровом Своим Церковь Свою Святую. Такожде и о всех нас вашего теплаго предстательства пред Богом усердно молим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа Бога, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья считаются покровителями семьи и брака. Икону с их изображением особенно чтут замужние женщины, которые хотят сохранить мир и спокойствие в семье. Считается, что святые девы избавляют от ссор и скандалов, приносят в семьи мир и согласие.

К ним обращаются с просьбами о благополучии родственников, счастливом замужестве, рождении детей и их здоровье. Также этих святых просят о легких родах, избавлении от женских заболеваний, болезней рук и суставов.

«О святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие! К вам ныне со усердною молитвою притекаем. Умолите убо Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, раб Своих (имена), и сохранит, и Того славу, яко солнце незаходимое, зрети да сподобит. Споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных, и щедрот Своих да сподобит нас Христос Бог, Ему же славу возсылаем, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков».

Ежегодно 30 сентября православные верующие отмечают событие, посвященное великомученицам Вере, Надежде, Любови и Софии. Во все времена христиане придавали очень важное значение этой дате, в связи в чем возникло немало традиций и обычаев, о которых вы сможете узнать прямо сейчас.

В День Веры, Надежды, Любови и матери их Софии православная церковь вспоминает о мучениях, которые пришлось пережить Софии и ее маленьким дочерям. Самой старшей из них, Вере, было на тот момент всего 12 лет. Надежде только 10 лет, а младшей, Любови, девять. София похоронила дочерей у Аппиевой дороги и умерла на их могиле три дня спустя.

Страшные события этого дня по-прежнему не оставляют верующих равнодушными. Во время правления императора Адриана христиане постоянно сталкивались с нападками язычников, и в числе жертв безбожников оказались София и ее дочери Вера, Надежда и Любовь. Вдова и ее дети почитали Господа, и вскоре слух об этом распространился по всей Италии и дошел до самого императора. Когда женщина с дочерьми по принуждению предстали перед правителем, он потребовал, чтобы они отреклись от веры, на что получил категорический отказ. Гнев Адриана был настолько сильным, что он потребовал разлучить мать с детьми и подвергнуть их ужасным пыткам. Первой жертвой оказалась Вера - старшая дочь. Ее мать и младшие сестры видели, как язычники безжалостно издевались над девочкой, но при этом мученица не издала не звука. Остальные дочери также мученически погибли, и лишь матерь София, которая наблюдала за происходящим, осталась жива, но спустя три дня после похорон скончалась.

Как отмечают событие в 2019 году

По-другому данное событие называют женскими именинами. В этот день принято поздравлять и дарить подарки женщинам с именами Вера, Надежда, Любовь и София. В качестве презента лучше преподносить иконы, сладкие угощения или ладонки. Чтобы весь грядущий год прошел удачно, именинницам следует посетить храм и помолиться перед образами великомучениц.

Праздник впитал в себя не только церковные, но и народные традиции, согласно которым в этот день одинокие девушки и женщины могут провести обряды на привлечение люби. Также на Руси 30 сентября юноши сватались или только присматривались к своим возлюбленным.

В этот день не только именинницы, но и каждый верующий может обратиться к великомученицам с молитвой о здоровье, любви, вере и прощении грехов. Перед образом Софии молятся о здоровье и счастье детей, а также о зачатии здорового ребенка.

Отмечать праздник принято спокойно и в кругу близких людей. Если в доме есть ребенок, в этот день следует уделить ему больше внимания, занять его увлекательными играми и преподнести подарок.

В день памяти великомучениц запрещено устраивать свадьбы и совершать обряды венчания, иначе совместная жизнь молодоженов будет тяжелой.

Женщинам запрещено заниматься работой по дому, в особенности убираться. В этот день представительницы прекрасного пола освобождаются от домашних дел, чтобы больше времени провести в храме и помолиться за счастье своей семьи.

Каждому человеку важно, чтобы в его доме царили гармония и благополучие.

Приметы праздника

  • Есть на этот день и народные погодные приметы. Например, если заметили, что журавли уже отправились в долгий полет, то на Покров можно ожидать морозным.
  • Зима будет очень холодной, если еж строит свое логово посередине леса. Наблюдали за белкой. Если она линяла снизу-вверх, то жди холодной и даже суровой зимы.
  • Если у белки наблюдалась голубая шуба, то будет ранняя весна.
  • Обычно на Веру, Надежду и Любовь достаточно холодно. Погода как бы говорит о скором приближении зимы. Даже могут пройти первые заморозки. А вот если в этот день моросит дождь, то весна будет ранняя и не очень холодная. Если же в этот день еще и гром прогремит, то осень продлится долго, будет теплой и безветренной.
  • Считалось, что 30 сентября собирают последний урожай яблочек.

Чего нельзя делать в этот день

Были и свои запреты на этот день. Например, плохим знаком считалось 30 сентября проводить венчание, праздновать свадьбы и даже помолвки. Допускались лишь так называемые «святцы» или «вечерины», во время которых молодые люди присматривались друг к другу.

Женщины в этот день освобождаются от любой работы: в поле, дома, в огороде. Запрещалось совершать даже самую мелкую и, казалось бы, безобидную работу. Главная задача женщины на этот день - это хорошенько поплакать. Плач должен быть громким, чтобы наверняка отпугнуть зло от дома.

Мощи святых в 15 веке по решению Папы Римского были перевезены на Марсово поле в церковь, это была церковь, названная в честь святого Сильвестра, а часть их передали монастырю.

Уже в 777 году останки были перевезены в Эшо, женский монастырь, расположенный во Франции. Очень много паломников приезжали, чтобы побыть рядом с останками святых. Рядом с монастырем даже была построена огромная гостиница для приезжающих. Но во время революции это место было разгромлено, а мощи выкрали. Как известно на сегодня, монахини забрали и спрятали мощи на кладбище монастыря, но местонахождение их до сих пор неизвестно.

Этому дню посвящено множество стихотворений, песен, а также различных полотен.

Вот такой он День трех сестер и матери их Софии. Маленькие сестры остались преданы своей вере, несмотря на чудовищные и ужасные пытки. Они не отреклись от своей веры в Иисуса Христа и не приняли язычества. Хотя стоит отметить, что многие обряды, совершаемые в этот день напоминали как раз языческие обряды. Вместе с тем, стоит помнить, что 30 сентября - это день семейного благополучия, любви, крепкой веры, непоколебимости, силы духа, надежды, мудрости. Сами имена великомучениц являются символами добродетелей христиан. Этот праздник очень любят в церкви, в этот день в церковь приходит большое количество людей, они читают молитвы, просят счастья для себя и своих близких. Приходят большими семьями, вместе с детьми, чтобы вспомнить сестер и их мать и помолиться.

Заговор на замужество в праздник Веры, Надежды, Любви

30 сентября, в день памяти святых мучениц, пойдите в церковь и купите там двенадцать свечей. Четыре свечи поставьте у иконы Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Три свечи - у распятия иисуса Христа, три свечи зажгите у иконы Богородицы, а две принесите домой. После заката зажгите свечи и читайте над ними двенадцать раз подряд такой заговор:

«Смилуйся, Господь,
Смилуйся, Божья Мать,
Велите рабу Божью (имя) замуж взять.
Как эти две свечи горят,
Так чтобы и сердце мужское
По Божьей рабе (имя) загорелось,
Жениться бы ему на ней захотелось.
Шел бы он к ее крыльцу,
Свел бы он ее к Божьему венцу.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь».

Заговор от разлада в семье

В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи можно защитить свою семью от порчи на ссоры и скандалы. Этот обережный заговор читают один раз утром и один раз вечером, стоя у семейной иконы «Вера, Надежда, Любовь». Слова заговора такие:

«Во море-во океане
Есть бела рыбица-плотица.
Как той рыбе тошно без воды на сухом берегу,
Так пусть тошно будет моему врагу.
Чтобы моя семья была крепким-крепка,
Целым-цела.
Кто ту белорыбицу съест,
Тот часа не проспит, дня не проживет.
Именем Бога Христа,
Никто моей семьи не разобьет.
Как прилегает чешуя к рыбе
От головы до хвоста,
Так и моя семья будь крепка и цела.

Аминь».

Оберег для солдата

30 сентября можно защитить солдата от гибели на войне сильным заговором. Чтобы на армейской службе не случилось ничего плохого с воином, он должен в день Веры, Надежды и Любви прочитать над водой охранный заговор:

«Господи, поддержи,
Господи, благослови!
Лежит камень бел на горе,
Что конь в камень нейдет.
Вот и так бы и в меня,
Раба Божьего (имя),
И в товарищей моих, и в коня моего
Не шла стрела и пуля.
Как молот отскакивает от кувалды,
Так бы и пуля от меня отлетала.
Как жернова вертятся,
Так и не приходила бы ко мне стрела,
Вертелась бы она.
Солнце и месяц светлые бывают,
Так бы и я, раб Божий (имя).
Укрепленный за горой замок замкнут,
Тот замок и ключи в синем море.
Богородица ключи эти наблюдает,
Меня от напрасной смерти оберегает.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь».

Потом половину заговоренной воды он должен выпить, а другой половиной омыть лицо и руки.

Житие Святых мучениц(видео)

С ПРАЗДНИКОМ ВАС,МОИ ДОРОГИЕ!!!