Методическая разработка по истории (5 класс) на тему: Афинская демократия при Перикле. Перикл

Раздаточный материал

Для этого вспомни:

-Чему учили детей?

Сделай вывод.

ЗАГАДКИ:

Среди принятых за обедом развлечений была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов я предлагаю отгадать и вам:

Афинская демократия при Перикле

Солон Перикл Н.Э

VI в до н.э. V в до н.э.

Афинская демократия

законодательная

исполнительная

судебная

ЭККЛЕССИЯ

(народное собрание)

*граждане старше 20 лет

+выбор стратега

+принятие законов

+объявление войны

+утверждение мира

+распоряжение казной

Совет 500

граждане ст.30лет

- выбирались жеребьевкой

+

Коллегии

10 магистратов

*выборные

*отчётные

*краткосрочные (1год)

*оплата труда

443г до н.э- приход к власти Перикла – до 428 г до н.э.

Реформы Перикла:

-оплачиваемыми государственные должности

- раздачу денег и земли нуждающимся

- обширное строительство в Афинах

- морской союз в морскую державу

Урок «Афинская демократия при Перикле». 5 класс

Задачи :

Образовательные:

- изучить вопрос о расширении демократии при Перикле в5в. до н.э.;

-систематизировать знания о демократии в Афинском полисе.

Развивающие:

-развивать аналитическое и критическое мышление учащихся через приёмы работы на уроке.

-Воспитательные:

-формировать навык бесконфликтного поведения, умение слушать и тактично исправлять ошибки товарищей.

Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, подравнялись и спокойно сели на место.

II .Проверка домашнего задания:

1.Подготовит ответ по плану сегодня – Вадим Соколов.

Сравни обучение в современной школе и афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?

Для этого вспомни:

-Со скольких лет начиналось обучение в афинской школе и у нас?

-Почему в афинских школах учили только мальчиков, а сейчас учат всех?

-Чему учили детей?

-До какого возраста обучались дети?

-Что тебе нравится, а что нет в этих системах обучения?

Сделай вывод.

2. Пока Вадим готовиться, мы проведём исторический диктант. У доски будет работать Миша Зырянов, остальные в тетради.

-Год Марафонской битвы.

-Как в Афинах называли Совет знати?

-Какое слово переводится как «власть народа»?

-Кто возглавлял греческую армию в битве при Саламинах?

-Как называли старого раба, сопровождающего ребенка в школу?

(490 г. до н.э., ареопаг, демократия, Фемистокл, педагог)

-Давайте, послушаем, что приготовил Вадим.

3. Среди принятых за обедом развлечений была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов я предлагаю отгадать и вам:

*Я черное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым)

*Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (Зеркало)

*Не говори ничего и ты выразишь моё имя, но если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о чудо! Ты выразишь меня. (Молчание)

III Подготовительный этап.

- Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон)

-Дайте определение понятию «демократия». (Демократия - народовластие)

Какие преобразования осуществил Солон? (отменил долговое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании)

IV . Изучение новой темы.

Фаза вызова

Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия – это «власть демоса». В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

Так давайте попробуем выяснить: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?

Поможет мне сегодня вести урок кандидат исторических наук.

Стадия осмысления и рефлексии

Слушаем внимательно, чтобы смогли ответить на вопросы.

Обратите внимание на ленту времени:

Солон Перикл Н.Э

VI в до н.э. V в до н.э.

Когда и кем были заложены основы демократии? Кто может изобразить это время на ленте времени? Ярик на доске, остальные в тетради.

При ком демократия достигла расцвета? Юля, пожалуйста, покажи на ленте. Остальные в тетради. Молодцы.

Обратим своё внимание на таблицу.

Афинская демократия

законодательная

исполнительная

судебная

ЭККЛЕССИЯ

(народное собрание)

*граждане старше 20 лет

Главный лозунг: «Совет и народ постановили»:

+выбор стратега

+принятие законов

+объявление войны

+утверждение мира

+распоряжение казной

Совет 500

граждане ст.30лет

- выбирались жеребьевкой

+формирование повестки дня экклессии

Коллегии

10 магистратов

*выборные

*отчётные

*краткосрочные (1год)

*оплата труда

Каждые 5-6 лет любой гражданин жеребьёвкой выбирался на должность судьи

-Какие три ветви власти есть в любом демократическом государстве?

-Из каких двух органов состояла законодательная власть в Афинах?

- Кто мог войти в состав экклессии?

-А кто запомнил, какими словами начиналось каждое собрание?

Чтобы ответить на вопрос: чем занималось народное собрание в Афинах вам надо прочитать пункт1.2 параграфа 40. Подсказка в таблице: поработаем в парах - вставляете пропущенные слова, а потом проверим- кому удалось сделать более точно? Помним, что обсуждения проходят тихо шёпотом. Вам на это 3 минуты.

Чем же занимались граждане на заседании экклесии? Анжела? А что получилось у Насти? Молодцы!. Давайте послушаем как работала экклессияи, а так же внимательно про второй орган власти – Совет 500.

-Кто мог стать членов Совета? Паша?

Как выбирались? Ярик?

Чем занималось? Юля?

Молодцы, ребята мы с вами заполнили всё, что какается законодательной власти. Теперь давайте прослушаем особенности исполнительной власти. Их всего пять. Слушаю вы можете по ходу карандашиком делать пометки в тетради.

Кто же может назвать пять особенностей исполнительной власти. Посмотрите, на таблицу – там есть подсказка- начало слова.

Очень хорошо ребята, давайте же дослушаем до конца и выясним – а что же особенного было в судебной власти.

Что же мы запишем в табличку?

Хорошо.

Мы хорошо потрудились – давайте отдохнем – ФИЗМИНУТКА

Возвращаемся в Афины

При ком демократия в Афинах расцвела? (при Перикле)

В каком году Перикл пришёл к власти. Найдите в учебнике – Коля – Сколько раз он избирался на роль стратега? (15) Кто может сказать, а до какого года правил Перикл? (428г до н.э.)

Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большинства граждан Афин.

Он сделал оплачиваемыми государственные должности, и потому они стали доступны каждому бедняку. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира. Морской союз при Перикле превратился морскую державу.

Учителями Перикла были замечательные учёные Анаксагор, который изучал явления природы и считал что Солнце и Луна это не боги, а огромные раскалённые камни. Софокл, творец Антигоны, создатель статуй Фидий, отец истории – Геродот – это люди, с которыми общался Перикл и участвовал с ними в учёных спорах.

Но были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли его в преступлениях. Фидия, например обвинили в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы доказать свою правоту, Фидий снял золотую одежду со статуи, ее взвесили и убедились в честности этого человека.

Именно во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады.

V . Закрепление изученного

Первое государство, которое мы изучали, был Древний Египет. Сравните управление в Афинах и Древнем Египте?

Давайте в заключении напишем синквейн на тему:

1.Афинская демократия

2.три прилагательных

3. два глагола

4.предложение о Афинской демократии

5.существительное синоним, которое подведёт итог.

Юля Анжела Ярик Настя Паша (оценка за урок)

VI . Д/з №40 вопросы после параграфа, к/к + цветные карандаши. Коля и Вадим подойдут на переменке за темой сообщения на следующий урок.

Начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе. Затем его переизбирали еще 15 раз.

Историки рассказывают, что Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он славился как замечательный оратор. Красноречие (умение правильно и убедительно говорить) было очень важным качеством для политика. Ведь тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения . Чтобы достичь успеха, нужно было убедить народное собрание в своей правоте. За силу слова современники называли Перикла Олимпийцем, сравнивая его с Зевсом.

Перикл отдавал все свои силы и все время заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен. "Хотя он сделал город... величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов - писал историк Плутарх, - он ни на одну драхму (драхма - афинская монета) не увеличил своего состояния по сравнению с тем, которое оставил ему отец".

Перикл внес несколько изменений в управление полисом, в права граждан. Тем самым он продолжил реформы Солона и Клисфена. При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия.

2. Народное собрание.

Главным органом управления было народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого и мать, и отец были афинянами. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц и обычно проходило в центре города на холме Пникс. На собрании решали все основные вопросы жизни города-государства, принимали новые законы .

Любой гражданин имел право высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Один современник писал: "Всякий, вставши, подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, купец, судовладелец, богатый, бедняк, благородный, безродный". После обсуждения граждане голосовали. За предложенное решение они бросали белый камушек, а против - черный.

3. Должностные лица.

Народное собрание выбирало многочисленных должностных лиц полиса (мы могли бы назвать их чиновниками). Через год они отчитывались перед собранием. Тех, кто плохо работал, наказывали, чаще всего они платили штраф. Должностные лица занимались разными вопросами: следили за поступлением в казну денег, за соблюдением законов и правил торговли на рынке, за чистотой на улицах и т. д.

4. Суд.

Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа.

5. Введение оплаты.

Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли приходить на заседания народного собрания и суда, быть чиновниками. Бедняки должны были постоянно работать: крестьяне - обрабатывать свою землю, ремесленники - трудиться в мастерской. Для них каждый раз возникал вопрос: пойти сегодня назаседание или заработать деньги на жизнь? Перикл считал, что это неправильно. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в управлении, и нашел способ, как этого добиться.

Как рассказывают древние авторы, по его предложению государство стало оплачивать судей. Когда они заседали, то получали денег столько, сколько нужно, чтобы прожить один день. Потом ввели оплату некоторых должностей. Позднее начали платить и тем, кто приходил на заседание народного собрания. Благодаря этому даже самые бедные граждане имели реальную возможность участвовать в управлении государством. Перикл добился и установления пенсий сиротам и инвалидам.

Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание. Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.

6. Строительство в Афинах при Перикле.

Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий - от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

7. Военная сила Афин.

Перикл много сделал для укрепления могущества своего полиса. Главную силу Афин он видел во флоте. Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время тоже платили деньги.

Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли. Афинский порт Пирей превратился в крупнейший центр торговли. Здесь собирались иногда до 400 кораблей. От торговли афиняне имели большую выгоду.

При Перикле было завершено строительство стен от Афин до Пирея (их называли Длинными стенами). В Пирее было многолюдно и шумно. Здесь заключали торговые сделки, продавали и покупали большие партии товаров.

8. Рабы.

Значительную часть жителей Афин составляли рабы. "Рабы есть у всех", - утверждал один из писателей. "Мы - свободные, ведь живем трудом рабов", - вторил ему известный оратор. Невольники трудились на полях, в мастерских, в домах граждан. Больше всего рабов использовали на серебряных рудниках, где они трудились день и ночь.

Главным источником рабов была война. Многие рабы рождались уже в доме господина. Греков среди рабов было мало, ведь попавших в плен обычно выкупали родственники. В основном рабов привозили из других стран - Фракии, Северного Причерноморья и Малой Азии. В Греции было несколько известных рынков рабов. В первый день каждого месяца торговали рабами и на афинской агоре. Раб поднимался на помост, и глашатай восхвалял его достоинства с целью повысить цену. Раб был совершенно бесправен. Он не имел ни имущества, ни семьи. В нем не видели человека, его называли говорящим орудием. Иногда рабы бежали от хозяев. Пойманных били плетьми и выжигали на лбу надпись: "Держи меня. Я убегаю".

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Страница 1
Тема:Афинская демократия при Перикле

Цели:

Расширить и дополнить представления о демократии;

Познакомить с деятельностью Перикла;

Выяснить, какие изменения произошли в управлении Афинами по сравнению с предыдущим периодом.

План урока:

1.Зарождение демократии в Афинах

2.Афины при Перикле.

3.Реформа государственного управления при Перикле.

4.Закрепление.

Ход урока

Сегодня мы продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала «машина времени» перенесет нас в V век до нашей эры. А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и много сделал для того, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым.

Но наше путешествие не простое, в конце этого путешествия вы должны будете ответить на этот вопросы:

Что в Афинской демократии было положительным, а что – отрицательным?

Когда человек собирается в путешествие, ему интересно узнать, где находится страна, в которую он отправится. Давайте и мы вспомним, где находятся Афины?

Итак, мы прибыли в Афины – красивейший город Эллады.

V век до н.э. называют «золотым веком Афинской демократии» или веком «Перикла». Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию.

Давай вспомним с тобой

Что означает слово «демократия»?

С чьим именем связано зарождение демократии в Афинах?

Когда правил Солон? .(594 г до н.э.)

2. Объяснение нового материала.

После Греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл – один из крупнейших афинских государственных деятелей, происходил из аристократического рода. В 443 году до н.э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе.

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Он пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время Греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название «Пропилеи». Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла, был выстроен новый храм, получивший название Парфенон

При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием Перикла. Историк Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.

При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия. Главным органом управления оставалось Народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого мать и отец были афинянами.

Народное собрание проходило 3-4 раза в месяц, оно выбирало высшее должностное лицо на 1 год, объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной. Кроме этого Народное собрание выбирало других многочисленных должностных лиц путем голосования

Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи голосовали с помощью жетонов. Жетон с отверстием означал, что человек виновен, а жетон без отверстия – невиновен.

Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли принимать участие в Народном собрании, быть чиновниками. Бедняки должны были работать. Перикл провел ряд реформ, в результате которых бедняки получили возможность занимать разные должности.

Какие же реформы провел Перикл? Это нам помогут выяснить исторический документ.

Учащийся анализирует отрывок из «Афинской политии» Аристотеля.

Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.

Вопрос к тексту:

1. Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?

А как ты думаешь, были ли отрицательные стороны в Афинской демократии?

Учащийся анализирует отрывок из «Истории» Фукидида.

Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним и повинуемся властям и законам, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным…..Мы не думаем, что открытое обсуждение законов может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.

В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ – то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству…., вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а представляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.

Вопросы к тексту:

1. Как сам Перикл определяет демократию?

2. В чем он видит главное преимущество демократического строя?

Таким образом, основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад.

Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. Именно в период деятельности Перикла понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки. Особенно актуально это для современной России, где демократические институты еще формируются.

Выполнение теста.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Но, прежде чем мы расстанемся, давай повторим то, что ты сегодня узнал на уроке.

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин школе
страница 1


Афинская демократия при Перикле

Выполнила учитель гимназии №14 г. Йошкар-Олы

Ширшова Любовь Алексаендровна



Демократия – власть народа

594 г. до. н.э.


  • Кто мог участвовать в народном собрании?
  • Как часто оно собиралось?
  • Каким образом проходило голосование?
  • Какие функции были у Народного Собрания?
  • Кто такой оратор?

«Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

В руках его все: и союзы, и власть, и богатство»

Перикл

443 г. до н. э. –

избран стратегом



Составьте схему управления Афинами, при Перикле.


Схема управления Афинами при Перикле

СОВЕТ

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

НАРОДНЫЙ

ВОЙНА И МИР


  • Власть народа, равноправие граждан
  • Выборные должности
  • Отчетность должностных лиц перед народом
  • Плата за исполнение должностных обязанностей

  • Граждане - меньшинство населения Афин
  • Женщины не участвовали в управлении
  • Законы защищали только граждан
  • Жребий при голосовании (Должность может занять недостойный)

Проверь себя

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин в школе


Задание. С помощью стрелок соотнесите органы управления и функции, которые эти органы выполняют.

Рассмотрение судебных дел и вынесение решений

Народное собрание

Обсуждение предложенных законов, наблюдение за порядком в городе

Стратеги

Объявление войны, заключение мира, утверждение законов, распоряжение казной

Совет пятисот

Народный суд

Руководство войском и флотом, ведение переговоров с другими государствами

Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н. э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из классических примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий в совокупности античную общину. Гражданский коллектив не составлял всего населения того или иного полиса, в частности Афин. Кроме граждан, в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для афинского гражданина. Греческий же гражданин - это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах - низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18-летнего возраста после тщательно проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание под руководством специальных учителей - софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собрания и властей.

К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т. е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, на защиту и покровительство афинских законов.

Своего рода продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.

1. Вождь афинской демократии Перикл. После греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе. Затем его переизбирали еще 15 раз.

Историки рассказывают, что Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он славился как замечательный оратор. Красноречие (умение правильно и убедительно говорить) было очень важным качеством для политика. Ведь тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения. Чтобы достичь успеха, нужно было убедить народное собрание в своей правоте. За силу слова современники называли Перикла Олимпийцем, сравнивая его с Зевсом.

Перикл отдавал все свои силы и все время заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен. "Хотя он сделал город... величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов - писал историк Плутарх, - он ни на одну драхму (драхма - афинская монета) не увеличил своего состояния по сравнению с тем, которое оставил ему отец".

Перикл внес несколько изменений в управление полисом, в права граждан. Тем самым он продолжил реформы Солона и Клисфена. При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия.

2. Народное собрание. Главным органом управления было народное собрание(гелея). В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого и мать, и отец были афинянами. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц и обычно проходило в центре города на холме Пникс. На собрании решали все основные вопросы жизни города-государства, принимали новые законы.

Любой гражданин имел право высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Один современник писал: "Всякий, вставши, подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, купец, судовладелец, богатый, бедняк, благородный, безродный". После обсуждения граждане голосовали. За предложенное решение они бросали белый камушек, а против - черный.

3. Совет 500 и Ареопаг.

Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления сверху. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения. Важнейшими задачами Совета 500 были организация работы народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Прежде всего готовилась повестка дня собраний, обсуждались проекты возможных решений (включая проекты мирных договоров), бюджет, вопросы снабжения продовольствием и военным снаряжением, осуществлялась проверка законности избрания должностных лиц и их распоряжений. Совет следил за постройкой боевых кораблей и строительством общественных зданий. Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет обновлялся заново.

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг - один из древнейших органов государственного управления в Афинах, его следы восходят к IX-VIII вв. до н. э., к совету родовых владык.Ареопаг в отличие от Совета 500 был органом аристократическим. Он состоял из нескольких десятков членов (возможно, до 60-70 человек), кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок (для члена Ареопага требовалось «хорошее воспитание», что подразумевало аристократическое происхождение).

Ареопаг в V-IV вв. до н. э. стал одной из судебных инстанций - разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах, нарушениях религиозных предписаний. Ареопаг должен был также наблюдать за состоянием нравов и охраной отеческих устоев.

3. Должностные лица. Народное собрание выбирало многочисленных должностных лиц полиса (мы могли бы назвать их чиновниками). Через год они отчитывались перед собранием. Тех, кто плохо работал, наказывали, чаще всего они платили штраф. Должностные лица занимались разными вопросами: следили за поступлением в казну денег, за соблюдением законов и правил торговли на рынке, за чистотой на улицах и т. д.

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 в свою очередь непосредственно контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к VIII в. до н. э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны.

В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10 таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха - командиры конницы, 10 филархов - командиров более мелких отрядов конницы. На все эти военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную военную должность человека некомпетентного или не способного к командованию.

Хранителями всей государственной казны были 10 казначеев богини Афины; главной заботой 10 полетов был контроль за поступлениями в казну (от сдачи в аренду государственных имуществ до получения налоговых сумм и других поступлений); 10 аподектов отмечали в списках все поступления в казну и выдавали должностным лицам положенные им суммы; 10 логистов регулярно проверяли финансовую отчетность должностных лиц.

В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью. 10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб (о важности этой коллегии говорит тот факт, что в середине IV в. до н. э, число ее членов увеличилось с 10 до 35: 20 вели наблюдение за хлебной торговлей в Афинах, а 15-в Пирее.) Полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров, осуществляла коллегия из 11 членов. В их распоряжении находился отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками.

4. Суд(гелиея). Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа. Избираться в гелиею можно было по нескольку раз, что вело к накоплению у гелиастов опыта ведения судебных дел, повышало их профессионализм, компетентность решений. Судебные разбирательства в гелиее проводились совместно с соответствующими магистратами. Архонт, стратег или член какой-либо другой коллегии председательствовал на заседании той или иной палаты, проводил предварительное расследование, что улучшало процедуру судебного разбирательства, вносило в нее необходимый порядок. В Афинах не существовало государственных обвинителей и специалистов-защитников.

Кроме разнообразных судебных дел на гелиею была возложена ответственная задача по охране всей системы афинской демократии(«жалоба на противозаконие»).

Еще одной охранительной мерой демократического строя была система постоянной и строгой отчетности практически всех афинских должностных лиц. Прежде чем уйти со своего поста после годового исполнения обязанностей, каждый магистрат отчитывался или в Народном собрании, или в Совете 500, или в специальных комиссиях и в случае обнаруженных злоупотреблений привлекался к самой строгой ответственности.

5. Введение оплаты. Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли приходить на заседания народного собрания и суда, быть чиновниками. Бедняки должны были постоянно работать: крестьяне - обрабатывать свою землю, ремесленники - трудиться в мастерской. Для них каждый раз возникал вопрос: пойти сегодня назаседание или заработать деньги на жизнь? Перикл считал, что это неправильно. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в управлении, и нашел способ, как этого добиться.

Как рассказывают древние авторы, по его предложению государство стало оплачивать судей. Когда они заседали, то получали денег столько, сколько нужно, чтобы прожить один день. Потом ввели оплату некоторых должностей. Позднее начали платить и тем, кто приходил на заседание народного собрания. Благодаря этому даже самые бедные граждане имели реальную возможность участвовать в управлении государством. Перикл добился и установления пенсий сиротам и инвалидам.

Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание. Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.

Чтобы несколько сгладить имущественные различия среди граждан, в Афинах была выработана система повинностей - литургий. Система литургий была организована таким образом, чтобы масса малоимущего гражданства, слушая хор, наблюдая состязания атлетов или находясь на оснащенном богачами корабле, воочию ощущала известное единство гражданского коллектива, где богатые граждане хотя бы частично делятся своими доходами с малообеспеченной частью гражданства.

6. Строительство в Афинах при Перикле. Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий - от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

7. Военная сила Афин. Перикл много сделал для укрепления могущества своего полиса. Главную силу Афин он видел во флоте. Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время тоже платили деньги.

Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли. Афинский порт Пирей превратился в крупнейший центр торговли. Здесь собирались иногда до 400 кораблей. От торговли афиняне имели большую выгоду.

При Перикле было завершено строительство стен от Афин до Пирея (их называли Длинными стенами). В Пирее было многолюдно и шумно. Здесь заключали торговые сделки, продавали и покупали большие партии товаров.

8. Рабы. Значительную часть жителей Афин составляли рабы. "Рабы есть у всех", - утверждал один из писателей. "Мы - свободные, ведь живем трудом рабов", - вторил ему известный оратор. Невольники трудились на полях, в мастерских, в домах граждан. Больше всего рабов использовали на серебряных рудниках, где они трудились день и ночь.

Главным источником рабов была война. Многие рабы рождались уже в доме господина. Греков среди рабов было мало, ведь попавших в плен обычно выкупали родственники. В основном рабов привозили из других стран - Фракии, Северного Причерноморья и Малой Азии. В Греции было несколько известных рынков рабов. В первый день каждого месяца торговали рабами и на афинской агоре. Раб поднимался на помост, и глашатай восхвалял его достоинства с целью повысить цену. Раб был совершенно бесправен. Он не имел ни имущества, ни семьи. В нем не видели человека, его называли говорящим орудием. Иногда рабы бежали от хозяев. Пойманных били плетьми и выжигали на лбу надпись: "Держи меня. Я убегаю".