Методы исследования органа слуха и слуховой трубы. Методы исследования слуха (ОАЭ, импеданс, аудиометрия) и типы тугоухости Приложения для проверки

Благодаря профессиональному и грамотному обследованию, можно достоверно оценить качество слуха у конкретного пациента, установить точный диагноз и причины, вызвавшие проблему, а также определить характер и степень имеющихся нарушений. Такие меры позволяют осуществить профессиональное слухопротезирование с целью повышения качества жизни пациента и его успешной адаптации в социуме.

Сколько стоит диагностика слуха

Специализированный медицинский центр «Акустик» обеспечивает проведение комплексных диагностических мероприятий (цена указана в прайс-листе). Врачи центра проводят качественные исследования с помощью самых современных методов диагностики заболеваний звукопринимающего аппарата у взрослых и детей разного возраста.

Где проверить слух взрослому в Москве?

Специалисты центра «Акустик» проводят следующие виды диагностики

Осмотр уха (отоскопия)

На первичной консультации врач проводит осмотр ушей, выявляет патологию, определяет возможность слухопротезирования и уточняет показания и противопоказания к использованию определенных моделей/видов акустических устройств.

Экспресс-проверка слуха

Исследование проводится с помощью разговорной и шепотной речи. Врачом с определенного расстояния произносятся числа, слова, словосочетания и целые фразы. Показатель остроты слуха – расстояние, на котором пациент отчетливо воспринимает речь. В некоторых случаях допустимо использование камертонов.

Тональная аудиометрия (аудиограмма слуха)

Профессиональный тест, целью которого является измерение остроты слуха и восприимчивости звукопринимающего аппарата пациента к звуковым колебаниям разной частоты. Аудиометрия, как наиболее точный метод исследования слуха, производится специальным прибором, аудиометром.

Аудиограмма слуха позволяет получить информацию о воздушной и костной проводимости звука. Главная ее задача – установить порог слухового восприятия в речевом частотном диапазоне. При нормальном слухе на графике можно увидеть горизонтальные линии на уровне до 20 дБ громкости. Чем ниже на графике располагаются эти линии, тем слух хуже.

Пациент не может услышать звуки, которые находятся за порогом его слышимости. Но, благодаря полученным данным, специалист может правильно подобрать и грамотно настроить гаджет для коррекции слуха. Например, человек может иметь частотно-неравномерную потерю слуха, т.е. слышать по-разному на разных частотах. Тогда аппарат будет индивидуально приспособлен.

Для чего необходимо аудиологическое исследование?

Аудиограмма – важная процедура, обязательная для определения причин тугоухости и точного профессионального подбора аппарата.

Где можно сделать аудиометрию в Москве?

Центр слухопротезирования «Акустик» оснащен самой современной медицинской аппаратурой от ведущих мировых производителей. К услугам пациентов высокий профессионализм, индивидуальный подход и колоссальный практический опыт врачей. Все диагностические процедуры, включая аудиометрию, осуществляются максимально быстро, комфортно и в удобное для пациентов время. Чтобы не стоять в очереди, предусмотрена консультация у сурдолога по предварительной записи. В центре можно проверить слух ребенку и взрослому.

Классификация степеней тугоухости

При выборе оптимальной модели протеза врач учитывает степень потери слуха у конкретного пациента.

При пороге слуха от 0 до 20 децибел можно говорить о нормальном слухе.

1 степень (слабая). Человек воспринимает звуки мощностью 26-40 децибел и отчетливо слышит речь с шести метров.

2 степень (средняя). Порог слышимости лежит в пределах 41-55 децибел, восприятие речи – с расстояния в три метра.

3 степень (нейросенсорная тугоухость, средне-тяжелая). Восприятие звуков в диапазоне 56-70 децибел, речь слышна при приближении объекта на максимальное расстояние и при условии громкого, раздельного и четкого произношения слов.

4 степень (глубокая). Тяжелая форма тугоухости при пороге слышимости 71-90 децибел, отсутствие способности восприятия даже громких звуков и невозможность участвовать в разговоре с собеседником.

5 степень (глухота, 91+дБ). Сложности понимания речи даже с помощью мощных наушников.

Слабослышащим людям можно успешно помочь практически при любой тугоухости. Даже в случае ее тяжелой степени существует решение – правильный подбор и грамотная профессиональная настройка мощного цифрового аппарата. Компенсация потери слуха увеличивает возможности человека при социализации, помогает успешно продвинуться по карьерной лестнице, вести активную жизнь без малейших ограничений.

Проверка слуха в центре «Акустик»

Полная диагностика слуха (стоимость в прайсе) с анализом аудиограммы – необходимое условие для успешной выработки дальнейшей стратегии помощи пациентам. Проводить проверку слуха любому человеку следует каждый год. Только в этом случае можно вовремя заметить ухудшение состояния и своевременно принять меры по его стабилизации, проведя слухопротезирование.

Плохой слух неизбежно приводит к значительному снижению качества жизни человека, независимо от его возраста, рода занятий и пр. факторов. Постоянное напряжение, затруднение в общении, невозможность продуктивно участвовать в общественной жизни, смотреть телевизор, слушать музыку, посещать кинотеатры и театры и т.д. приводит к неврозам, депрессиям, скачкам давления, шуму в голове и ушам и другим проблемам. Кроме того, иметь плохой слух не безопасно, например, при переходе проезжей части улицы.

Нередко сниженный слух – это симптом какого-либо серьезного заболевания (ушей или общей патологии):

  • отита;
  • отосклероза;
  • артериальной гипертензии;
  • сахарного диабета;
  • сердечно-сосудистых проблем, включая атеросклероз.

Исследования, проведенные в условиях специализированного медицинского учреждения:

  1. дают полную картину состояния звукопроводящего и звукопринимающего аппарата пациента и его отклонения от нормы;
  2. определяют наличие тугоухости и ее степень;
  3. указывают на возможные причины, послужившие толчком для снижения слуха.

Нормальный слух диагностируется при пороге слухового восприятия в пределах до 20 децибел. Любое отклонение от этих показателей расценивается в медицинской практике как нарушение слуха и чаще всего требует покупки слухового аппарата. Не может быть речи о пользовании дешевыми усилителями звука. Эти устройства только увеличивают мощность поступающих извне сигналов и не производят их цифровую обработку. Они не имеют никаких возможностей для индивидуальной настройки, не улучшают слух и неизбежно вызывают его дальнейшее ухудшение, по причине грубого шумового воздействия на и так пострадавшие клетки слухового нерва.

Специалисты не рекомендуют покупать также слуховые аппараты без индивидуального подбора и профессиональной грамотной настройки. Такой прибор не адаптирован под индивидуальные требования к усилению, и также, как простые усилители, наносит непоправимый вред слуху и здоровью человека в целом.

Типы тугоухости

Врач подбирает нужный гаджет для коррекции слуха, в зависимости от диагностированного типа патологии:

  • кондуктивной;
  • сенсоневральной;
  • смешанной тугоухости.

Коррекция слуха осуществляется квалифицированным врачом-сурдологом после получения результатов диагностики:

  • отоскопии;
  • экспресс-проверки слуха;
  • аудиометрии.

При подборе оптимального варианта слухопротезирования учитывается:

  1. степень тугоухости;
  2. индивидуальный порог восприятия звуков;
  3. возраст пациента;
  4. особенности его профессиональной и бытовой деятельности;
  5. наличие сопутствующих хронических патологий;
  6. личные пожелания;
  7. материальные возможности.

Врачи центра разрабатывают индивидуальную программу помощи пациенту, устанавливают адаптационный период (привыкание к аппарату), бесплатно консультируют по любому возникшему вопросу (весь период пользования гаджетом).

С целью сохранения необходимой каждому человеку слуховой функции следует своевременно обращаться в специализированный медицинский центр «Акустик».

Помочь пациентам с любой степенью тугоухости зачастую можно осуществить только с помощью слухопротезирования. На сегодняшний день не существует никаких действенных лекарств, а, тем более, народных методов, восстанавливающих слух. Не рискуйте своим здоровьем и не тратьте время даром!

Для чего нужна проверка слуха?
Потребность проверки слуха возникает довольно часто, так как современная цивилизация создает множество ситуаций и обстоятельств, угрожающих правильной деятельности органов слуха или травмирующих, нарушающих слух. Рано замеченное нарушение слуха, вызванное, например, шумом машин на производстве, может спасти от глубокой глухоты работника, предупредить о необходимости смены работы. Постоянно проверять слух следует страдающим острыми и хроническими заболеваниями уха, а также принимающим лекарства, которые могут повреждать структуру внутреннего уха.

Как проверить слух?
Врачи сурдологи могут проверить слух несколькими способами. Самым простым является проверка с помощью шепота и громкой речи. Для этого не требуется никакого оборудования, достаточно помещения длиной около 7 м.
Пациент становится на расстоянии 6 м от проверяющего, поворачивается к нему одним ухом, другое закрывает пальцем. Слух в норме, если пациент слышит и повторяет все слова, звучащие шепотом на расстоянии 6 м, лучше всего произносить числа: 99, 88, 76, 54, 47, 32, 29, 11, 7.
Если пациент не слышит, проверяющий уменьшает расстояние до тех пор, пока пациент не повторит прозвучавшие числа. Если же пациент не слышит шепота даже на близком расстоянии, для дальнейшей проверки используется разговорная речь. Для такой проверки не проверяемое ухо изолируют с помощью специальной трещотки.

Что такое проба Медонского?
Существует простой способ установить, какой характер носит ослабление слуха. Это так называемая проба Медонского, которая позволяет определить, поврежден аппарат передачи звука (элементы уха наружного и среднего) или приемный аппарат (чувствительно-нервный, внутреннее ухо). Проверяющий произносит над головой пациента слова так громко, чтобы он их слышал и повторял. После нескольких слов проверяющий нажимает указательными пальцами на оба ушных козелка пациента, закрывая слуховые проходы, при этом не прерывая речи. Пациент с повреждением среднего уха слышит по-прежнему и повторяет звучащие слова, тогда как при повреждении наружного уха не слышит вообще или слышит только некоторые слова.

Какие еще методы исследования слуха существуют?
Другие методы исследования слуха более сложные и требуют не только определенных умений, но и соответствующей техники. Основным методом исследования слуха, проводимым в отоларингологических и аудиологических кабинетах, является аудиометрическое исследование, результат которого представляется в форме графика на аудиограмме. Аудиометрйческие кривые указывают на дефекты слуха у каждого из передаваемых тонов, что выражается в децибелах. Аудиометрическое исследование позволяет дать количественную и качественную оценку нарушениям слуха, делает возможным также определение состояния органа слуха.

Обследование слуха в условиях поликлиники.Подбор слухового аппарата

Как проверить слух у ребенка или даже младенца? Если вы задаетесь этим вопросом, а также не знаете где можно проверить слух вашему ребенку обратитесь в ближайшую поликлинику. Все дети, имеющие факторы риска по тугоухости и глухо­те, а также часто болеющие должны быть взяты под особое наблюдение педиатра и оториноларинголога районной поли­клиники. Необходимо с помощью простых, не требующих сложного аппаратурного оснащения методик проверить слух у детей.

1. Поведенческий скрининг

Известно, что одним из важнейших условий своевременно­го выявления нарушений слуха у ребенка (младенца) являются профилакти­ческие скрининговые обследования. С этой целью с успехом могут использоваться методики, основанные на регистрации поведенческих безусловных ориентировочных (0-1,5-2 года) и условно-рефлекторных (2-3 года) реакций на звук, а также обследование слуха речью (с 2-3-х лет). Такие методики не тре­буют сложного аппаратурного оснащения и занимают не более 5 минут.

Практика показывает, что при регистрации безусловнорефлекторных реакций наиболее информативными и легко регис­трируемыми у детей первого года жизни являются:

  • мигание век младенца;
  • реакция вздрагивания всего тела (реакция Моро);
  • замирание или «застывание» ребенка;
  • движение конечностей, разведение рук и ног в стороны;
  • поворот головы к источнику звука или от него;
  • гримаса (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз);
  • сосательные движения;
  • пробуждение спящего ребенка в сочетании с легкой дро­жью всего тела;
  • изменение ритма дыхания;
  • широкое открывание глаз.

В ходе обследования следует помнить, что скрытый пери­од реакции ребенка на звук может достигать 3-5 сек. Повторные сиг­налы следует подавать после угасания предыдущей реакции.

Проверку слуха ребенка желательно проводить тогда, когда он чувствует себе комфортно. Он сыт, сух, здоров, у него налажен эмоциональный контакт с человеком, проверяющим его слух. Обследовать слух детей первых трех месяцев жизни лучше в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или через 1 час после кормления).

Чтобы при проверке слуха облегчить младенцу старше 3-х месяцев «процесс» реагирования на звук и лучше видеть проявления этой реакции, каждый раз, в случае поворота малыша в поисках источника звука, необходимо уложить его голову вновь на затылок. Если при предъявлении звуковых сигналов справа и слева ребенок постоянно поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от расположения источника звука, это мо­жет свидетельствовать об односторонней потере слуха. Такой ребенок должен быть направлен на аудиологическое обследование в сурдологопедический кабинет (центр).

2. Обследование слуха с помощью звукореактотеста

В качестве звуковых стимулов в звукореактотесте используются тоны частотой 0,5, 2,0 и 4,0 кГц и широкополосный шум интенсивностью 40, 65 и 90 дБ.

Выбор звукового стимула зависит от возраста малыша:

  • 0-4 мес. - широкополосный шум интенсивностью 90 дБ,
  • 4-6 мес. - широкополосный шум интенсивностью 65 дБ,
  • 6-12 мес. - широкополосный шум интенсивностью 40 дБ,
  • 1-2 года - тон 4,0 кГц, а затем 0,5 кГц интенсивностью 40 дБ.

Известно, что большинство детей чаще реагируют на звук правым ухом («правши»), поэтому обследование следует начинать с правого уха. При наличии реакции звук предъявля­ется еще раз. Если ребенок отреагировал и на повторный звук, проверяется второе ухо. При отсутствии реакции на 2-3 предъявления звука его интенсивность увеличивается.

Детей старше 2 лет следует обследовать шепотной речью. Если ребенок не говорит к двум годам, то сам факт отсутствия речи является достаточным поводом для обследования его слуха в специализированном учреждении. Его слух можно проверить с помощью звукореактотеста на основе регистрации условной двигательной реакции на звук. Ребенка учат в мо­мент звучания тона 0,5 кГц интенсивностью 65 Дб выполнять какое-либо игровое действие: надевать кольцо на стержень пирамиды, бросать пуговицу в баночку, класть кубик в машину. Для этого проверяющий вначале выполняет действие ру­кой ребенка, а затем предлагает ему действовать самостоя­тельно. Если ребенок реагирует на данный звук, то уровень интенсивности снижается до 40 дБ. Затем проверяется, ощу­щает ли он тон 4,0 кГц при данной интенсивности. Если выработать условную двигательную реакцию не удается (при низком уровне психо-моторного развития), то ребенка обследуют на основе безусловноориентировочной реакции, как описано выше.

3. Когда нужно проверять слух ребенку и где? Как купить слуховой аппарат?

Следует направлять ребенка на обследование слуха в сурдологопедический кабинет в следующих случаях:

  • до 4-х месяцев, если он не реагирует на широкополосный шум интенсивностью 90 дБ (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет);
  • 4-6-ти месяцев, если он не реагирует на широкополосный шум интенсивностью 65 дБ (или отмечается нечет­кая реакция) и/или не может локализовать источник звука, т.к. последнее свидетельствует о возможности одностороннего снижения слуха;
  • 6-12-ти месяцев, если он не реагирует на широкополос­ный шум интенсивностью 40 дБ (или отмечается нечеткая реакция) и/или не может локализовать источник звука;
  • старше года, если он не реагирует на тоны аудиометра 4,0 и 0,5 кГц интенсивностью 40 дБ (или отмечается не­четкая реакция) и/или не может локализовать источник звука;

При отсутствии звукореактотеста или при невозможности провести обследование с привлечением второго человека проверить слух младенцев, а также маленьких, еще не говорящих детей можно используя метод «гороховых проб».

4. Исследование слуха с использованием метода «гороховых проб»

Данный метод был предложен Институтом раннего вмешательства С.-Петербурга. Он не требует никакого аппаратурного оснащения и доступен ЛОР-врачам, педиатрам, не­вропатологам, медсестрам кабинета здорового ребенка.

Для обследования необходимы четыре пластмассовые ба­ночки, например, из-под «киндер-сюрприза», фотопленки или упаковки лекарства УПСА. Три баночки на одну треть заполняются:

  • первая - нелущенным горохом, сотрясение которого создает звук интенсивностью 70-80 дБ;
  • вторая - гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ;
  • третья - манкой, сотрясение которой создает звук интенсив­ностью 30-40 дБ.
  • четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца на­полнители в баночках следует заменять.

Желательно, чтобы обследование проводили два человека (врач и медсестра): один подает сигналы, а другой наблюдает за реакциями ребенка.

Малыш располагается на пеленальном столе или сидит на руках у матери, врач вступает с ним в эмоциональный кон­такт (так же, как и при обследовании звукореактотестом). По его сигналу медсестра, стоящая позади малыша, трясет ба­ночки на расстоянии 20- 30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке у нее баночка с крупой, а в другой - пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симмет­ричными. При проверке второго уха баночки меняют места­ми. Врач наблюдает за безусловными ориентировочными ре­акциями ребенка при подаче звукового сигнала: замирание, активизация движений, моргание, поиск источника звука и т.п.

Безусловные ориентировочные реакции при повторных предъявлениях быстро угасают (т.е. ребенок перестает реаги­ровать на звуки, доступные его слуху), поэтому обследование следует начинать с более тихих звуков: первая - баночка, за­полненная манкой, затем - гречкой и только потом - горо­хом. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с ман­кой и может локализовать звук, т.е. определить его направление (при нормальном слухе это становится возможным с 4-5 месяцев), то другие звучания можно не предъявлять.

В том случае, если обследование проводит один человек, то он располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. При этом следует обратить особое внимание на симметричность и синхронность движений обеих рук.

При нормальном слухе у ребенка старше 4-х месяцев от­мечаются безусловно-ориентировочные реакции на звуча­ние всех трех баночек: с манкой, гречкой и горохом; он оп­ределяет направление звука, т.е. поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем. До 4-х месяцев малыш реагирует на звучание баночек с гречкой и горохом, но не локализует их звучание; на звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует.

На обследование слуха в сурдологопедический кабинет ребенка следует направлять:

  • до 4-х месяцев, если он не реагирует на звучание бано­чек с гречкой и горохом (или отмечается нечеткая реак­ция: то есть, то нет),
  • старше 4-х месяцев, если он не реагирует на звучание хотя бы одной баночки, например, с манкой или не мо­жет локализовать источник звука, т.к. последнее сви­детельствует о возможности одностороннего снижения слуха.

5. Обследование слуха речью

Слух детей, уже владеющих в той или иной степени речью, следует проверять при предъявлении им хорошо знакомых слов шепотом с расстояния 6 м.

Наибольшие трудности возникают при обследовании ребенка второго-третьего годов жизни. Если малыш уже гово­рит, то, наладив с ним контакт, проверить слух можно в ходе выполнения им простых игровых упражнений. Необходимо выяснить у мамы, какие слова и фразы малыш понимает, как сам называет предметы, действия. Можно поместить перед ребенком игрушки: куклу, зайку, мишку, собачку и шепотом произносить фразы типа: Покажи мишку; Где собачка?; Покажи у куклы ручки (рот, глазки); Покажи у собачки хвостик. Сначала фразы произносятся около ребенка, а затем с расстояния 6 м (или 3 м, если ребенок стоит спиной). Если при про­изнесении шепотом заданий (или назывании игрушек, пред­метов) малыш их не выполняет, то поручения (слова) произносятся голосом разговорной громкости на небольшом расстоянии от него. В случае успеха аналогичная фраза произносится шепотом опять с расстояния 6 м.

Слух детей старше 3-х лет проверяется хорошо знакомыми им низко- и высокочастотными словами. Из этих слов составлены два списка, в каждом - 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слова, например:

  • зайчик, дом, Вова, шишка, рыба, часы, птичка, ухо, чай, волк;
  • мыло, дым, чашка, окно, щи, Саша, город, чайка, море, спичка.

При обследовании слуха детей слова каждого списка предъявляются в случайной последовательности.

Ребенка ставят боком к проверяющему. В противополож­ное ухо вставляют ватный тампон, поверхность которого слег­ка смочена каким-либо маслом, например, вазелиновым.

Проверяющий просит ребенка повторять слова, которые он будет произносить шепотом. Первые два слова произносятся около него, а затем с расстояния 6 м (или 3 м, если ребенок стоит спиной). Ребенок может упрямиться, стесняться и не повторять слова. В этом случае следует предложить ему показывать соответствующие картинки, которые помеща­ются на столе перед ним. Если ребенок не узнал слово, произ­несенное шепотом, оно повторяется голосом разговорной громкости, а затем - шепотом. После предъявления следующих слов вновь повторяется то слово, которое вызвало зат­руднение. Аналогично вторым списком слов проверяется другое ухо.

Если в связи с низким уровнем общего и/или речевого развития обследовать слух ребенка речью не удается, его следует направить в сурдоцентр для исследования слуховой функции объективными методами.

Если ребенок дошкольного или школьного возраста (при обследовании и правого, и левого уха) адекватно реагирует на звучание низко- и высокочастотных слов, произносимых шепотом с расстояния не менее 6 м, это является показате­лем того, что у него слух в пределах физиологической нормы.

Если ребенок реагирует на шепот на меньшем расстоянии или не реагирует на него, можно заподозрить наличие у него снижения слуха. Такой ребенок должен быть направлен на обследование в сурдологопедический кабинет (центр).

Обследование слуха в образовательных учреждениях и реабилитационных центрах

Общеизвестно, что одной из причин отклонений в развитии ребенка может быть даже незначительное снижение слу­ха. Такое снижение слуха играет решающую роль в последую­щем общем развитии ребенка. Вот почему целесообразно обследовать слух всех детей, особенно тех, которые имеют факторы риска по тугоухости и глухоте, а также тех, кто отстает в развитии.

Слух детей следует проверять:

  • при поступлении ребенка в образовательное учреждение (как в массовое, так и в специальное, коррекционное), в реабилитационный центр,
  • после перенесения ребенком длительного или тяжелого заболевания, гриппа, отитов (по прошествии двух недель), паротита, кори, после лечения с применением антибиотиков с ототоксическим действием,
  • при наличии у ребенка отставания в речевом развитии,
  • при направлении ребенка на обследование (например, на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в связи с подозрением на наличие отклонений в развитии.

Методики, описанные выше, не требуют аппаратурного оснащения. Они доступны сотрудникам ПМПК, педагогам, психологам, медицинским сестрам, родителям. Несмотря на свою простоту, они позволяют выявить детей с подозрением на сниже­ние слуха. Выбор той или иной методики обследования зависит от возраста ребенка и от того, владеет ли он речью.

Проверить слух онлайн, к сожалению не представляется возможным, по целому ряду причин, которые мешают разработать методики для проверки слуха при помощи сети Интернет или телефонии. Онлайн можно проверить только музыкальный слух.

Для обследования слуха у детей Вы можете обратиться в Детский Сурдологический Центр .

Исследование выявляет минимальный уровень звука, который слышит человек, по средствам измерения порогов слуха на тоны разных частот. Пороги слуха измеряют в децибелах - чем хуже человек слышит, тем больше пороги слуха в децибелах он имеет.

Существует также речевая аудиометрия, при которой предъявляют слова и оценивают их разборчивость в разных условиях (в тишине, в шуме и при других искажениях).В настоящее время для определения слуха у людей используют поведенческие, психофизические, электроакустические и электрофизиологические методы исследования.

Все методики исследования органа слуха у детей раннего возраста подразделяются на 3 группы.

  1. Безусловнорефлекторные методы исследования слуха.
  2. Условнорефлекторные методы исследования слуха.
  3. Объективные методы исследования слуха.

Все методики информативны при правильном применении.

1. Безусловнорефлекторные методики

У детей до года состояние слуха проверяют с помощью оценки безусловных рефлексов, возникающих без предварительной выработки. К информативным ориентировочным реакциям ребенка на звуки относятся следующие:

  • ауропальпебральный рефлекс Бехтерева (мигание и активность век);
  • ауропупилярный рефлекс Шурыгина (расширение зрачка);
  • глазодвигательный рефлекс;
  • сосательный рефлекс;
  • реакция вздрагивания, испуга;
  • реакция замирания;
  • реакция пробуждения;
  • поворот головы в сторону источника звука или от него;
  • гримаса лица;
  • широкое раскрытие глаз;
  • возникновение двигательных движений конечностей;
  • изменение ритма дыхательных движений;
  • изменение ритма сердечных сокращений

Указанные рефлексы служат проявлением комплексной ориентировочной реакции (моторная оборонительная реакция) и включения петли акустической обратной связи. При использовании безусловнорефлекторных методик учитываются возрастные особенности слуховой функции и психомоторное развитие ребенка.

Психоакустические методики, основанные на регистрации различных компонентов врожденного безусловного ориентировочного рефлекса позволяют составить общее представление о наличии слуха у детей грудного возраста (до года).

Безусловнорефлекторные методики, благодаря своей легкой доступности, могут быть широко использованы для системы скринингого выявления детей раннего возраста с нарушенным слухом, но они имеют ряд недостатков.

К отрицательным моментам безусловнорефлекторной методики относятся:

  • значительный индивидуальный разброс поведенческих реакций;
  • непостоянство, быстрое угасание безусловного рефлекса при повторном предъявлении звукового сигнала;
  • необходимость в предъявлении неадекватно высокого порога для возникновения рефлекторного ответа (70-90 дб), в связи с чем сложнее выявить потерю слуха до 50-60 дб, что, в свою очередь, приводит к росту ложноположительных результатов.

Многие авторы считают, что у детей раннего возраста (до 2-х лет) и особенно у детей с патологией центральной нервной системы, сопровождающейся отставанием в моторном развитии, наряду с психоакустическими методиками целесообразно применение объективных электрофизиологических методов исследования слуха

В настоящее время при проведении аудиологического скрининга у детей раннего возраста в России применяют ОАЭ (отоакустическая эмиссия).

2. Условнорефлекторные методики

Второе направление детской аудиометрии основано на выработке условных рефлексов. При этом в качестве базовых используются биологически наиболее значимые безусловные рефлексы - оборонительный, пищевой и оперантный на игровом или речевом подкреплении. Оперантные условные рефлексы предполагают выполнение какого-либо действия со стороны обследуемого - нажатие на кнопку, движения руки, головы.

Выработка условного рефлекса в ответ на звуковой стимул при многократном применении безусловного подкрепления обясняется закономерностями условнорефлекторной деятельности по Павлову. При установлении временной связи между условным (звук) и безусловным раздражителем один звук в состоянии вызвать ту или иную реакцию.

К методикам, основанным на условнорефлекторных связях, также относятся:

  • условнорефлекторная зрачковая реакция;
  • условнорефлекторная мигательгая реакция;
  • условнорефлекторная сосудистая реакция;
  • условнорефлекторная кохлеокардиальная реакция (данная реакция с подкреплением развивается как вегетативный компонент на ряд раздражителей;
  • кожно-гальваническая реакция – использование электрического тока, обусловливающего изменение кожных потециалов и другие.

У детей старше 3 лет и младше 1 года полученные результаты оказались неудовлетворительными, что объяснялось отсутствием заинтересованности у старших детей и появлением быстрой утомляемости у младших.

Отрицательными моментами условнорефлекторных методик являются:

  • невозможность точного определения порогов слышимости;
  • быстрое исчезновение условных рефлексов при проведении повторных исследований;
  • зависимость результатов исследования от психоэмоционального состояния ребенка, затруднения оценки слуха у детей с психическими отклонениями.

3. Объективные методы иследования слуха

Одним из направлений современной клинической аудиологии является разработка и усовершенствование объективных методов исследования слуха.

К объективным методам исследования относятся методики, основанные на регистрации электрических сигналов, возникших в различных отделах слуховой системы в ответ на действие звуковых стимулов.

Объективные методы исследования функционального состояния слуховой системы являются прогрессивными, перспективными и чрезвычайно актуальными для современной аудиологии. Из объективных методов в настоящее время используются следующие: импедансометрия, регистрация слуховых вызванных потенциалов (СВП), в том числе, электрокохлеография, отоакустическая эмиссия.

Остановимся на каждом из методов более подробно.

Акустическая импедансометрия

Акустическая импедансометрия включает несколько способов диагностического обследования: измерение величины абсолютного акустического импеданса, тимпанометрию, измерение акустического мышечного рефлекса (А.С. Розенблюм, Е.М. Цирюльников, 1993).

Наибольшее распространение получила оценка динамических показателей импедансометрии – тимпанометрия и акустический рефлекс.

Тимпанометрия – измерение зависимости акустической проводимости от давления воздуха в наружном слуховом проходе.

Акустическая рефлексометрия – регистрация сокращения стременной мышцы в ответ на звуковую стимуляцию (J. Jerger, 1970). Минимальный уровень звука, необходимый для вызывания сокращения стременной мышцы, рассматривается как порог акустического рефлекса (J. Jerger, 1970; J. Jerger et al., 1974; G.R. Popelka, 1981). Акустический рефлекс – это реакция противодействия нервной системы сильному звуку, предназначенный для защиты преддверно-улиткового органа от звуковых перегрузок (J. Jerger, 1970; В.Г. Базаров и соавторы, 1995).

Амплитудные характеристики акустического рефлекса стременной мыщцы нашли широкое практическое применение. По мнению многих авторов, этот метод может быть использован с целью ранней и дифференциальной диагностики тугоухости.

Акустический рефлекс, замыкаясь на уровне ядер ствола мозга и участвуя в сложных механизмах обработки звуковой информации, может реагировать изменением своей амплитуды при нарушениях функционального состояния органа слуха и центральной нервной системы. При изучении показателей амплитуды АР в зависимости от нарушений функционального состояния ЦНС по данным ЭЭГ установлено, что их снижение чаще наблюдается при явлениях раздражения коры головного мозга, нежели диэнцефально-стволовых его отделов (Н.С. Козак, А.Н. Голод, 1998).

При поражении ствола мозга может отмечаться повышение порога акустического рефлекса или его отсутствие (W.G. Thomas et al., 1985). Если акустический рефлекс реализуется в слуховом анализаторе на уровне, более низком, чем определенный порог чистого тона, потеря слуха, очевидно, функциональная (A.S. Feldman, C.T. Grimes, 1985).

Накопленные факты в литературе по тимпанометрии почти исключительно основываются на выделении пяти стандартных типов, предложенных еще в 1970 году J. Jerger, тогда как у детей раннего возраста наблюдается полиморфность тимпанограмм, не укладывающаяся в эту классификацию.

Необходимо отметить значительную ценность тимпанометрии в диагностике поражений среднего уха у детей всех возрастных групп.

До настоящего времени дискутируется вопрос о ценности акустического рефлекса для предсказания тугоухости у детей. В большинстве работ сообщается о пороге рефлекса как главном критерии импедансометрии (S. Jerger, J. Jerger, 1974; M. McMillan et al., 1985), но известно, что у детей первого года жизни пороговые ответы отличаются нечеткостью и неустойчивостью. Например, G.Liden, E.R. Harford (1985) отметили, что у половины детей со снижением слуха в пределах 20-75 Дб наблюдался нормальный акустический рефлекс (как и у хорошо слышащих детей). С другой стороны, только у 88% детей с нормальным слухом акустический рефлекс соответствовал норме.

Б.М. Сагалович, Е.И. Шиманская (1992) изучали результаты импедансометрии у детей раннего возраста. По данным авторов, у многих детей 1-го месяца жизни омечалось отсутствие акустического рефлекса даже при такой интенсивности стимула, при которой дети просыпаются и в записи появляется артефакт движения (100 – 110 дб). Следовательно, реакция на звук есть, но она не выражается в формировании акустического стапедиального рефлекса.

По мнению Б.М. Сагаловича, Е.И. Шиманской (1992), при скрининговой диагностике нецелесообразно опираться на данные импедансометрии у детей первого месяца жизни. Они отмечают, что в возрасте старше 1,5 месяцев появляется акустический рефлекс, порог рефлекса колеблется в пределах 85-100 дб. У всех детей в возрасте 4-12 месяцев регистрировался акустический рефлекс, поэтому импедансометрия может использоваться как объективный тест с достаточной степенью надежности при строгом соблюдении некоторых специальных методических условий.

Весьма сложным остается вопрос о применении седативных средств для устранения артефактов движения у детей, особенно при скрининговой диагностике (Б.М. Сагалович, Е.И. Шиманская, 1992).

В этом смысле использование их целесообразно, однако седативные препараты небезразличны для организма ребенка, к тому же седативный эффект достигается не у всех детей, а в ряде случаев меняет величину порога и амплитуду надпороговых ответов акустического рефлекса (S. Jerger, J. Jerger, 1974; O. Dinc, D. Nagel, 1988).

Различные лекарственные и токсические препараты могут оказывать возздействие на акустический рефлекс (В.Г. Базаров и соавторы, 1995).

Таким образом, для правильной оценки результатов импедансометрии необходимо, во–первых, учитывать состояние пациента (наличие патологии со стороны ЦНС; употребление седативных препаратов), во-вторых, вводить коррекцию, связанную с возрастом, т. к. в процессе созревания слуховой системы могут изменяться некоторые параметры акустического рефлекса стременной мыщцы (С.М. Мегрелишвили, 1993).

Метод динамической импедансометрии заслуживает широкого внедрения в аудиологическую практику.

Слуховые вызванные потенциалы

Объективность метода регистрации СВП основана на следующем. В ответ на звуковое воздействие в различных отделах слухового анализатора возникает электрическая активность, которая охватывает постепенно все отделы анализатора от периферии до центров: улитка, слуховой нерв, ядра ствола, корковые отделы.

Запись КСВП состоит из 5 основных волн, возникающих в ответ на звуковое раздражение в первые 10 мс. Принято считать, что отдельные волны КСВП генерируются разными уровнями слуховой системы: слуховым нервом, улиткой, кохлеарными ядрами, верхнеоливарным комплексом, ядрами латеральной петли и нижними буграми четверохолмия. Наиболее устойчивой из всего комплекса волн является V волна, которая сохраняется до пороговых уровней стимуляции и по которой определяется уровень слуховых потерь (А.С. Розенблюм и соавт., 1992; И.И. Абабий, Е.М. Пруняну и соавт.,1995 и др.).

Слуховые вызванные потенциалы подразделяются на три класса: улитковые, мышечные и мозговые (А.С. Розенблюм и соавт., 1992). Улитковые СВП объединяют микрофонный потенциал, суммационный потенциал улитки и потенциал действия слухового нерва. К мышечным (сенсомоторным) СВП относятся вызванные потенциалы отдельных мышц головы и шеи. В классе мозговых СВП потенциалы подразделяются в зависимости от латентного периода. Выделяют коротко -, средне - и длиннолатентные СВП.

Т.Г. Гвелесиани (2000) выделяет следующие классы слуховых вызванных потенциалов:

  • потенциалы улитки (электрокохлеограмма);
  • коротколатентные (стволомозговые) слуховые вызванные потенциалы;
  • среднелатентные слуховые вызванные потенциалы;
  • длиннолатентные (корковые) слуховые вызванные потенциалы.

В настоящее время надежным методом исследования слуха, приобретающим все большее распространение, является компьютерная аудиометрия, включающая регистрацию коротколатентных, среднелатентных и длиннолатентных вызванных потенциалов.

Регистрацию КСВП проводят в состоянии бодрствования обследуемого или естественного сна. В некоторых случаях при чрезмерно возбужденном состоянии ребенка и при негативном отношении к исследованию (что наблюдается чаще у детей с патологией центральной нервной системы), следует прибегать к применению седатации (А.С. Розенблюм и соавт., 1992).

Зависимость амплитудно-временных характеристик СВП и порогов их обнаружения от возраста ребенка (Е.Ю. Глухова, 1980; M.P. Fried et al., 1982), объясняются процессом созревания клеток глии, дифференциацией и миелинизацией нейронов, а также функциональной неполноценностью синаптической передачи.

Пороги регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) у детей годовалого возраста приближаются к таковым у взрослых, а длиннолатентных (ДСВП) - к 16-летнему возрасту (З.С. Алиев, Л.А. Новикова, 1988).

Поэтому знание точных количественных характеристик КСВП, которые свойственны здоровым детям раннего возраста, является одним из условий диагностики нарушений слуха в детском возрасте. КСВП могут успешно применяться в детской аудиологической практике при обязательном учете возрастных значений этих параметров (И.Ф. Григорьева, 1993).

Результат КСВП зависит от состояния рецепторов и центров в стволе мозга. Аномальные кривые могут быть обусловлены поражением и того и другого.

G. Liden, E.R. Harford (1985) подчеркивают, что использование этого метода может дать неправильные результаты, поэтому в случае получения атипичной записи КВСП у младенцев, нужно повторить исследование через 6 месяцев.

Несмотря на 30-летнюю историю вопроса, до настоящего времени остается актуальной проблема соответствия результатов регистрации КСВП и субъективных методов определения порогов слуха у тугоухих детей (А.В. Гуненков, Т.Г. Гвелесиани, 1999).

А.В. Гуненков, Т.Г. Гвелесиани (1999), проанализировав результаты обследования у 81 ребенка (от 2 лет 6 мес. до 14 лет), сделали следующие выводы.

Во-первых, у большинства детей, страдающих тугоухостью, субъективные пороги слуха вполне соответствуют данным регистрации КСВП.

Во-вторых, при смешанной тугоухости расхождение между объективными и субъективными порогами достоверно выше, чем при сенсоневральной тугоухости. Вероятно, это является следствием того, что кондуктивный компонент не только увеличивает латентность пиков КСВП, но и ухудшает их визуализацию.

По мнению Б.М. Сагаловича (1992), электрические ответы дополняют или уточняют сведения о характере нарушений в слуховой системе, но практически правильнее не превращать их в аналог субъективных процессов. Широко используя регистрацию СВП, автор не считает правильным отождествлять их со слухом. В лучшем случае они могут рассматриваться как электрический эквивалент этого ощущения.

СВП возникают лишь на надпороговые стимулы, тогда как целью исследования является определение минимальной интенсивности сигнала, при котором можно зарегистрировать ответ головного мозга. Проблема заключается лишь в определении соотношений между субъективными порогами слышимости и СВП-порогами.

В наибольшей степени с понятием “слух” коррелируют так называемые длиннолатентные СВП (К.В.Грачев и А.И. Лопотко, 1993). В отличие от КСВП, ДСВП, т.е. корковые потенциалы, имеют пороги близкие к порогам слышимости. Но и это едва ли следует расценивать как выражение остроты слуха (Б.М. Сагалович, 1992).

А.D. Murray et al. (1985), A. Fujita et al. (1991) также пришли к выводу, что при использовании ДСВП пороги регистрации совпадают с порогами слышимости. Наряду с этим, авторы уточняют, что результаты исследования зависят от психоэмоционального состояния, фазы сна, поэтому в практике используются абсолютные значения латентных периодов СВП, а не их соотношения.

По мнению А.С. Розенблюма и соавт. (1992), ДСВП позволяют оценить состояние слуховой функции во всем диапазоне речевых частот, но проявляют признаки «матурации», т.е. процесса взросления, в связи с чем, возникают трудности при идентификации у детей в возрасте до 15-16 лет.

ДВСП имеют диагностическую ценность для выявления центральных нарушений слуха. Однако, эта методика имеет ряд недостатков (К.В.Грачев, А.И. Лопотко, 1993; A.S. Feldman, C.T. Grimes, 1985):

  1. существенная зависимость их от физиологического состояния обследуемого;
  2. его возраста;
  3. наличие трудностей, связанных с влиянием артефактов биологического и небиологического происхождения (длиннолатентность потенциалов дает значительную нестабильность реакций);
  4. предварительная медикаментозная седатация детей искажает записи реакций с коры головного мозга.

Поэтому крайне сложным представляется исследование слуха у подвижных и негативно настроенных детей младшего возраста, так как все виды наркоза, за исключением, может быть, димедрола и хлоралгидрата, в этих случаях непригодны по тем или иным причинам (К.В.Грачев, А.И. Лопотко, 1993).

Таким образом, СВП-методы не зависят от кооперативности обследуемого, могут использоваться для экспертизы слуха у испытуемого любого возраста. В этом смысле они объективны, по крайней мере, в той же степени, как и рефлекторные методики. Однако они в значительно большей степени зависят от квалификации исследователя и, в этом смысле, лишь переносят субъективный фактор диагностики с больного на врача (К.В. Грачев и А.И. Лопотко, 1993).

К.В. Грачев и А.И. Лопотко (1993) также считают, что общим недостатком СВП-диагностики, помимо необходимости уникальной аппаратуры, является продолжительность проводимого исследования. А возможность практического сокращения времени, необходимого для выполнения тестов, пока не имеет видимых перспектив.

Конечно, в идеале целесообразно сочетание нескольких методов (регистрации КСВП и импедансометрии), однако, практически это оказывается весьма затруднительным по ряду причин. Сегодня компьютерная аудиометрия применяется в основном в специализированных центрах, так как регистрация СВП требует довольно сложной дорогостоящей аппаратуры и, что еще более важно, специализации оториноларингологов в области электрофизиологии. Очевидно, что методом скрининга регистрация слуховых вызванных потенциалов в ближайшее время не станет (Б.М. Сагалович, Е.И. Шиманская, 1992).

Таким образом, использование различных вариантов регистрации СВП и их особенностей у детей разных возрастных категорий является в настоящее время методом выбора в диагностике различных нарушений слуха и наиболее перспективным в плане научного поиска, что может обеспечить более эффективную реабилитацию указанной категории больных.

Электрокохлеография

Данные электрокохлеографии (регистрация микрофонного потенциала улитки, суммационного потенциала и суммарного потенциала действия слухового нерва) позволяют судить о состоянии периферической части слухового анализатора.

В последнее время электрокохлеография (ЭкоГ) применяется в основном для диагностики гидропса лабиринта и как базисная методика интраоперационного мониторинга. Для диагностических целей предпочтителен неинвазивный вариант исследования - экстратимпанальная ЭкоГ (Е.Р. Цыганкова, Т.Г. Гвелесиани 1997).

Экстратимпанальная электрокохлеография–способ неинвазивной регистрации вызванной электрической активности улитки и слухового нерва, обеспечивающий повышение эффективности дифференциальной и топической диагностики различных форм тугоухости (Е.Р. Цыганкова и соавт., 1998).

К сожалению, метод применяется у детей, как правило, под общим наркозом, что препятствует его широкому использованию в практике (Б.Н. Миронюк, 1998).

Отоакустическая эмиссия

Открытие феномена ОАЭ имело огромное практическое значение, позволив объективно, неинвазивно оценить состояние микромеханики улитки.

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – это звуковые колебания, генерируемые наружными волосковыми клетками органа Корти. Явление ОАЭ широко используется в исследованиях механизмов первичного слухового восприятия, а также в клинической практике как средство оценки функционирования сенсорного аппарата органа слуха.

Существует несколько классификаций ОАЭ. Приводим наиболее распространенную классификацию (R. Probst et al., 1991).

C понтанная ОАЭ , которая может быть зарегистрирована без акустической стимуляции органа слуха.

Вызванная ОАЭ , в том числе:

1) задержанная ОАЭ – регистрируется после короткого акустического стимула.

2) стимул-частотная ОАЭ – регистрируется при стимуляции единичным тональным акустическим стимулом.

3) ОАЭ на частоте продукта искажения – регистрируется при стимуляции двумя чистыми тонами.

Оптимальным сроком проведения этого теста является 3-4-й день после рождения.

Известно, что характеристики ВОАЭ меняются с возрастом. Эти изменения могут быть связаны с процессами матурации в органе Корти (т.е. в месте генерализации ВОАЭ) и/или возрастными изменениями в наружном, среднем ухе. Большая часть энергии ЗВОАЭ у новорожденных сосредоточена в достаточно узкой частотной полосе, в то время как у старших детей она имеет более равномерное распределение (А.В. Гуненков, Т.Г. Гвелесиани, Г.А. Таварткиладзе, 1997).

В ряде работ отмечены отрицательные стороны данного метода объективного обследования. Вызванная ОАЭ физиологически крайне уязвима, амплитуда ОАЭ значительно снижается после интенсивного шумового воздействия, а также после тоновой стимуляции. Кроме того, дисфункция среднего уха также приводит к снижению амплитуды и изменению частотного спектра ОАЭ и даже к невозможности ее зарегистрировать. Патологические процессы в среднем ухе влияют как на передачу стимула к внутреннему уху, так и на обратный путь до слухового прохода. Для аудиологического скрининга детей первых дней жизни целесообразно применение метода регистрации ЗВОАЭ, а при исследовании слуха у детей, находящихся в отделениях недоношенных, предпочтительнее использовать тест ПВОАЭ.

Известно, что ЗВОАЭ характеризуется значительно менее выраженной адаптацией, чем КСВП. Регистрация ЗВОАЭ возможна лишь в относительно короткие периоды физического и «голосового» покоя ребенка.

Аудиометрия

Исследование выявляет минимальный уровень звука, который слышит человек, по средствам измерения порогов слуха на тоны разных частот. Пороги слуха измеряют в децибелах – чем хуже человек слышит, тем больше пороги слуха в децибелах он имеет.

В результате проведения тональной аудиометрии получают аудиограмму - график, характеризующий состояние слуха человека.

Существует также речевая аудиометрия, при которой предъявляют слова и оценивают их разборчивость в разных условиях (в тишине, в шуме и при других искажениях).

Внимание! Если у вас не отображаются тесты, а вместо них вы видите пустую область, то необходимо установить последнюю версию Adobe Flash Player .

При возникновении необходимости проверить свой слух не каждый может оперативно посетить специалиста-сурдолога. Проверка слуха сегодня может быть выполнена без его участия, методов существует несколько.

Тест № 1 – диагностика слуха с помощью наушников

Проверить свой слух самостоятельно можно при помощи теста. Его нужно проходить только в наушниках. Для получения достоверного результата тест следует проводить в абсолютном безмолвии.

  • Необходимо нажать на кнопку «Продолжить».
  • Далее происходит калибровка уровня звука на персональном компьютере, как того требует программа. Настройки важно выполнить заблаговременно, ведь во время теста никаких изменений внести не удастся.
  • На экране появится краткая инструкция, согласно которой тестируемый должен нажимать варианты «слышу» или «нет».
  • После полного прохождения теста на экране появится результат.

Тест № 2 – проверка слуха аудиограммой, или метод аудиометрии

При выполнении данного теста важно правильно установить уровень громкости. Чтобы четко было слышно звук, необходимо обязательно использовать наушники. Данный метод позволяет графическим образом представить степень снижения слуха, соотношение порогов слышимости и диапазона звуков разговорной речи, конфигурацию аудиограммы и тип тугоухости.

Нужно откалибровать звук с помощью тестового сигнала. Затем через наушники будут выведены различные тональные сигналы. Все их услышать не получится, это нормально. Увеличивать громкость следует до тех пор, пока не будет слышен сигнал. Этот тест начинается с низкочастотного сигнала и заканчивается высокочастотным.

Тест № 3 – какой уровень звука в Гц вы слышите

Здоровый человек воспринимает волны в диапазоне 16-20 кГц - слышимый диапазон. Конечно же, с возрастом происходят некоторые изменения и слышимый диапазон сокращается. Некоторые люди не воспринимают отдельные частоты. Есть те, которые человек воспринимает не слухом, а осязанием, это частоты ниже 100 Гц. Происходит это из-за преломления звука, таким образом можно воспринимать звук, который не входит в слышимый человеком диапазон.

При помощи данного теста на проверку слуха человек имеет возможность определить границы порога чувствительности уха. Более того, данный метод можно проводить с целью диагностики акустической аппаратуры. Для ее настройки обычно используют генератор звуковых частот.

20 Гц – звук напоминает гул, его ощущают все, никто не воспроизводит
30 Гц – низкий звук
40 Гц – слышно, но очень тихо
50 Гц – слышат немногие люди, похоже на тихий гул
60 Гц – слышат многие люди, даже через плохие и дешевые наушники
100 Гц – граница низких частот, далее начинается диапазон прямой слышимости
200 Гц – средняя частота
500 Гц
1 кГц
2 кГц
5 кГц – с этой частоты начинаются высокие частоты
10 кГц – если вы этого не слышите, то у вас серьезные проблемы со слухом, обязательна консультация врача
12 кГц – если не слышно, то это начальная ступень тугоухости
15 кГц – эту частоту не слышит часть людей после 60 лет
16 кГц – эту частоту не слышат практически все после 60 лет
17 кГц – эту частоту не слышат многие люди среднего возраста
18 кГц – проблемы с данной частотой возникают при возрастных изменениях в ухе
19 кГц – предельная частота среднестатистического слуха
20 кГц – частота, которую слышат исключительно дети

Если в результате теста, при том что испытуемый - человек среднего возраста и здоровый, выяснится, что он не слышит звуки выше отметки в 15 кГц, значит, пришло время посетить врача, проблемы есть и их необходимо решать. Как правило, нарушение звуковосприятия происходит при тугоухости. Чтобы избежать недуг или как минимум отсрочить приближение ухудшения слуха, рекомендуется снизить продолжительность восприятия громких звуков. В свою очередь, ухудшение слуха может быть вызвано разрывом барабанной полости.

Тугоухоть может быть двух видов, в зависимости от того, какое ухо (внутреннее или наружное) имеет поражение. Для того чтобы это определить, следует сравнить пороги слышимости при воздушном и костном проведении звука. Вернемся к тесту.

Если тестируемый зрелого или даже пожилого возраста, эти показатели можно считать нормальными, связано это с тем, что в организме произошли возрастные изменения. Частоты ближе к 20 кГц, как правило, способны слышать только дети. Возрастной порог - 10 лет.

Стоит отметить, что существует такое понятие, как абсолютный слух. Это способность человека определять высоту и называть услышанные ноты без прослушивания звуков. Согласно статистике в мире на 1000 людей приходится один с абсолютным слухом.

Видео-тест на способность уловить частоту

Этот текст представляет собой тональную аудиометрию. Это не просто тест, а видео-тест, при помощи которого можно определить возможности каждого уха. С помощью теста отслеживается, каким образом меняется чувствительность каждого уха в отдельности с годами. Звуки проигрываются с различной частотой. После частоту необходимо повысить. Крайняя частота, которую уловит тестируемый, и будет являться показателем слухового возраста.

  • 12 кГц - возраст менее 50 лет;
  • 15 кГц - вы моложе 40 лет;
  • 16 кГц - слух человека, которому меньше 30 лет;
  • 17 -18 кГц - вы младше 24 лет;
  • 19 кГц - слух моложе 20 лет.

Для того чтобы результат был максимально достоверным, следует использовать качественные наушники и смотреть видео в максимальном разрешении. Тест можно проводить детям.

Видео тест на самый острый слух в мире

Приложения для мобильных телефонов

Обследовать слух сегодня можно при помощи гаджетов. Для этого необходимо лишь установить на телефон следующие приложения.

uHear

Приложение uHear позволит узнать чувствительность слуха и определить, как человек способен адаптироваться к шуму вокруг себя. Для этого понадобится пройти два теста, по времени это не займет более пяти минут. Обязательный атрибут - наушники, причем можно выбрать любые, главное указать их вид в тесте. Принцип тестирования крайне прост: воспроизводятся шумы различной частоты, таким образом определяется граница слуха.

Тестируемый давит на кнопку сразу, как услышит звук. Это не должно быть рефлексом, отвечать необходимо правдиво, не стоит нажимать кнопку для того, чтобы улучшить результат.

В основе работы тот же принцип, что и у Hörtest. Если человек слышит звук левым ухом, следует нажать кнопку Left, если правым - Right. Результат читается весьма просто: оценивается возраст человека, согласно чувствительности его слуха. Если он совпадает или граничит с реальным возрастом, значит, все хорошо. Если разница довольно большая - нужно принимать кардинальные меры.

Как еще можно проверить слух

Остроту слышимости в домашних условиях можно проверить при помощи исследования слуха живой речью. Для этого понадобится напарник. Испытуемый должен занять удобную сидячую позу и плотно прикрыть одно ухо рукой. Второй человек должен шепотом называть двузначные числа. Отойти необходимо минимум на шесть метров. При нормальном слухе человек разберет названные цифры с данной дистанции. Часто время приема пациента подобную проверку фонематического слуха проводит лор.

Можно пройти тимпанограмму. В ходе процедуры запрещается разговаривать, двигаться и сглатывать слюну. В ухо вводят зонд, а затем, используя специальный насос, нагнетают воздух, который тут же отсасывается обратно. Таким образом, перепонка приходит в движение и появляется возможность оценить полученное давление. Звуковой сигнал оценивает отражение звука от перепонки.

Для исследования уровня слуха также используют камертон с частотой колебания 2048 Гц. С помощью данного обследования можно определить состояние звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата. Камертон нужно максимально поднести к уху и придерживать пальцами. Результат оценивает специалист.

Для того чтобы проверить слух, совсем не обязательно сразу же идти на прием к врачу. Кроме прохождения вышеописанных тестов онлайн можно найти в интернете множество различных анкет-тестов, которые представляют собой ряд вопросов, по ответам на которые программа сделает свое заключение относительно качества слуха. Этот вариант подходит тем, у кого явной проблемы нет. В ином случае необходимо посетить врача.