Мотивация или как заставить себя учить иностранный язык. Как заставить себя учить английский (и надо ли)

Я долго страдал и выстрадал пять правил того, как заставить себя что-то учить, даже сделал про это курс . Я всю жизнь учил английский: в школе, потом в институте. Постоянный процесс с нулевым результатом. А потом я поменял стратегию и сейчас читаю на английском научные статьи по нейрофизиологии.

В институте я делал всё по правилам: ходил на уроки и учил грамматику по синей книжке Мёрфи. Но когда нужно было раскрыть рот или пересказать прочитанное - всё рушилось, а смысл ускользал. Голова казалась пустой и я чувствовал себя идиотом.

Однажды меня позвали на студенческую конференцию по английскому, где я читал доклад про спам в электронной почте. В конце мне задали единственный вопрос: «Ну и как ты относишься к спаму?». Я ответил: «Зыс ис дифинатли бэд ¯\_(ツ)_/¯». Больше меня ни о чём не спрашивали, а мне было стыдно.

Казалось, чтобы начать говорить на английском, нужно заполнить условную шкалу знаний, а у меня их всё ещё недостаточно: сосуд пустоват, критическая масса не набрана. Поэтому я тупил и молчал.

Всё поменялось, когда я начал диджеить и стримить своё музыкальное шоу. Я забил на всю эту шкалу, писал как мог на английском подводки к подкастам, делал обзоры на крутые пластинки, просил классных зарубежных электронщиков сделать специальный гостевой микс.

Это было смешно, я общался на странных сайтах для 10 человек, с дурацким акцентом, дикими ошибками, через онлайн-переводчик. Но я не стеснялся, потому что было классно делать свою передачу. И это сработало. Мой интерес и погружение сдвинули языковые навыки с мёртвой точки.

Спустя десять лет я вытащил из этого опыта пять правил, которые теперь помогают делать любые долгие дела, не только учить язык.

1. Нахожу причину, которая щёлкает

Формулировка «выучить английский» - это абстрактная ерунда, которую нельзя потрогать. С шоу было всё конкретно: я хочу транслировать свою музыку, для этого мне нужен английский. Английский как инструмент. Ясно-понятно.

Всем надоело слово «мотивация». Назовём это причиной. Чтобы найти причину начинания, я задаю себе вопрос «зачем» и долблю сам себя этим вопросом, пока внутри что-то не щёлкает.

Мне нужно выучить английский.
- Зачем?
- Чтобы свободно на нём говорить.
- Не то. Зачем?
- Чтобы смотреть фильмы в оригинале.
- Не то. Зачем?
- Скрыть это от друзей, а потом поразить их своим идеальным произношением в следующей поездке.
- (Щёлк) О!

Щёлкает то, что связано с твоим внутренним миром, с ценностями.

В английском со мной сработало обычное тщеславие. Я начал его учить, чтобы быть самым классным диджеем в городе, у которого в программе играют эксклюзивные миксы крутых ребят.

С другими проектами щёлкает что-то другое. Мне нравится пример Людвига Быстроновского про душевую лейку, которую он наконец прибил просто для того, чтобы она перестала мозолить глаза и вытягивать энергию.

Важно: если вы хотите выучить английский, чтобы «быть умницей», то лучше сразу записаться на приём к психотерапевту и начать разбираться, откуда это взялось. Потому что здоровая цель - про нынешние ценности и кайф, а не про избавление от страхов (тем более детских).

Этот метод избавил меня от напряжения и научил работать в своё удовольствие. Если мне не хочется заниматься 20 минут, я занимаюсь 5. Не хочется 5 - столько, сколько нужно для действия без сопротивления.

Главное - регулярно делать подходы и получать от этого удовольствие. Там и глубина появится.

Если постоянно себя заставлять, работа будет ассоциироваться со сложностью и дискомфортом. Это когда «сейчас по-быстрому эфир запилю и свободен». Когда я делал свой радиопроект, я этого не знал. Старался закончить всё в срок и идеально. В итоге сильно пережал себя и через год охладел к проекту.

Чтобы побольше узнать о процессе обучения, обязательно пройдите курс Барбары Оакли Learning How To Learn . Он на простом английском и с русскими субтитрами.

Чтобы заниматься регулярно, нужно знать, как работают привычки.

5. Собираю обратную связь

Важно брать паузу, делать шаг назад и оценивать: что вообще сделал, что ок, что можно улучшить. Без этого правила есть риск пропустить важный момент, когда становится скучно и ты ушёл не туда.

Ещё хорошо бы фиксировать все наблюдения в специальном дневнике и прямо в процессе: как есть и честно. Это помогает замечать важные детали, которые со временем могут забыться. Я веду проекты и заметки в Trello .

Коротко

  1. Найдите причину, которая щёлкает внутри.
  2. Начинайте с тех знаний и навыков, что уже есть.
  3. Если чего-то не хватает - разбирайте конкретный приём и доводите его до автоматизма.
  4. Занимайтесь регулярно и в кайф.
  5. Делайте шаг назад, собирайте обратную связь.

Позвольте задать Вам вопрос:
Если бы Вы действительно хотели выучить новый для Вас язык, что бы Вы делали прямо сейчас , чтобы это сделать?

Наша главная проблема касается не только изучения языка, но и любой другой цели, которую мы ставим в своей жизни: мы проводим много времени, думая и говоря о том, что мы хотим, но фактически не делаем ничего, что приведет нас к этой цели.

Но это далеко не новость. Люди хотят множество вещей, которые они никогда не сделают. Мы все хотим быть в хорошей физической форме. Мы все хотим начать питаться правильно. Мы все хотим выучить новые языки. Мы начинаем разработку планов в собственном сознании, чтобы начать осуществлять эти проекты «скоро» или «с завтрашнего дня», «на следующий год» или «когда мы поедем в Париж»... Но в итоге этот увлекательный процесс «мысленного планирования» на самом деле вводит нас в заблуждение, заставляя думать, что мы уже находимся на пути к достижению поставленной цели, в то время как в реальности мы еще не сделали ни единого шага .

Нам кажется, что текущий момент, момент «прямо сейчас» вообще не подходит для того, чтобы начать что-то новое. Надо же все обдумать и спланировать! Именно поэтому обтекаемое и оптимистичное «скоро» имеет тенденцию быть наиболее привлекательным вариантом.

Мы перекладываем множество наших проблем на плечи некой «будущей версии себя», потому что мы предполагаем, что наше «будущее Я» каким-то чудесным образом осознает все прошлые ошибки и упущенные возможности, внезапно станет в разы более мотивированными и энергичными. Свершится чудо, и у нас появится больше времени, больше денег, мы в мгновение ока похорошеем, научимся просыпаться раньше и наконец научимся управлять своей жизнью.

Короче, мы терпеливо выжидаем.

Проблема состоит не в том, что нам не хватает информации, чтобы начать хоть что-то делать прямо сейчас. Фактически, в большинстве случаев все с точностью до наоборот! Мы знаем, что должны заниматься больше, есть меньше, перестать наконец «начинать новую жизнь с понедельника»…вся сложность в том, что Ваше «будущее Я» будет нисколько не лучше подготовлено к достижению собственных целей, чем Вы в настоящем. Тем не менее, Вы твердо верите, что Вы в будущем просто почувствуете, как справиться с этой задачей лучше, чем Вы в настоящем.

Просим прощения, если разрушим чьи-то приятные иллюзии, но жестокая реальность такова: ничего подобного не случится. Ваше будущее Я будет все так же прокрастинировать и ждать благодатного пинка небес.

Если Вы точно для себя решили, что Вы хотите сделать (выучить английский, водить машину…), то следующий шаг должен быть действием.

Итак, вернемся к главному вопросу: что бы Вы делали бы прямо сейчас, если бы Вы действительно хотели выучить новый язык?

Есть несколько заблуждений, от которых мы поможем избавиться.

1) Пока Вы строите планы, Вы стоите на месте.

Это очевидно. И все же Вы виновны в этом, потому что мысли об изучении языка приравниваются к ничегонеделанию. В буквальном смысле слова. Извините, что приходится Вам это говорить, но размышления о Вашей цели не делают Вас ближе к ее достижению. Только действие может это сделать.

С этим непросто смириться, и это черная дыра, в которую нас всех засасывает в какой-то момент, потому что сами размышления о том, как мы будем достигать своих целей, заставляют нас восхищаться тем успешным и организованным сверхчеловеком, которым мы представляем себя в будущем.

Вы с удовольствием представляете Будущего Себя, изучающего английский язык, позже – отправляющегося в Великобританию и заводящего друзей, заказывающего чай с идеальным британским акцентом. Эта фантазия на самом деле заставляет Вас чувствовать, что Вы что-то сделали! На самом деле, Вы ничего еще не сделали, хотя и думаете, что уже на пути к осуществлению своей цели.

Кстати, планирование освоения нового языка – это тоже ничегонеделание. Даже самый лучший план – это не действие. Это просто организация мыслей. Планирование – это мысли о действии, принятие решений о том, как или когда Вы будете делать что-то. Но это происходит только в Вашей голове и не требует никаких активных действий. И, безусловно, никак не помогает в изучении языка.

2) Пока Вы ищете лучший способ изучать язык, Вы не учите его.

Даже если Вы проводите бесконечные часы, мучая Google, в поисках “лучшего”, самого эффективного и продвинутого способа выучить язык, Вы пока не сдвинулись с мертвой точки, потому что Вы не действуете, хотя и создается впечатление, что это так.

Сохранение сайтов в закладки и добавление разговорника в Wishlist на Amazon заставляет Вас чувствовать, будто Вы что-то сделали. Не доверяйте этому ощущению! Это – еще одна бесконечная нисходящая спираль, которая может фактически парализовать Вас, а не помочь Вам. Потому что всегда будут новые любопытные посты в блоге, которые Вы еще не прочитали, и интересные понятия и слова, которые Вы еще не погуглили, и продукты, которые Вы не проверили на себе... и просто бесконечное количество информации, которая превратит Вас в “исследователя” до конца времен. Конечно, ели Вы это допустите.

Все может быть еще хуже: бесконечные часы, потраченные на советы об изучении языка и попытки решить, какой курс купить и какой метод обучения выбрать, в конце концов, оставят в вас чувство разочарования от неопределенности. И многие из Вас придут к выводу, что сделать выбор просто слишком трудно, и Вы опустите руки.

Кстати, мы абсолютно согласны, что чрезвычайно сложно наконец решиться на что-то определенное. Поэтому мы вообще этого не рекомендуем и предлагаем нечто другое взамен.

3) Девиз Just do it! еще никому не помог.

Нам не нравится броская и безапелляционная фраза «Just do it!» – «Просто сделай это!» применительно к изучению языка, потому что по-попрежнему непонятно, что именно подразумевается под «это». Не существует «общеобязательной» отправной точки для изучения нового языка.

Есть просто бесконечное множество вариантов. И потому что я не Вы, я не могу сказать Вам с полной уверенностью, какая из тысяч потенциальных отправных точек является лучшей для Вас.

Я могу сказать Вам лишь одно: время, которое Вы проводите в раздумьях, планировании или в поиске, лучше потратить на практическое изучение языка.

Так что мой совет прост: просто начните.

Ни для кого не секрет, что наилучший эффект дает ежедневное изучение иностранного языка. Но где найти время и как себя заставить?

Сделать рутиной

Чтобы заниматься иностранным языком каждый день, нужно превратить это занятие в рутину – такую же, как чистка зубов и мытье посуды. Превращение в рутину позволит вам не раздумывать каждый день над тем: учить или не учить, перенести на завтра или послезавтра. Просто решите, что занятия иностранным языком – это ваша рутина. И вы должны ее выполнять каждый день.

Привязать к другому делу

Легче всего это сделать, привязав занятия иностранным языком к другому делу. Например, жаворонкам можно возвести иностранный язык в утреннюю рутину, то есть утром вставать, принимать душ, заниматься языком, а потом садиться завтракать. Если вы сова, то лучше привязать занятие к вечерним делам: пришли домой после работы, полчаса отдохнули, потом сели позанимались.

Если дома вечером и так полно дел, то занятие можно привязать к обеденному перерыву. Например, подогрели обед в микроволновке, съели, а оставшиеся полчаса посвятили занятию. Если обед занят выходом в кафе, можно заниматься по дороге на работу. Например, едете полчаса в метро и читаете иностранный текст, учите слова, слушаете аудио.

Подготовить материалы

Чтобы занятие прошло гладко, без сучка и задоринки, нужно, чтобы все материалы были готовы. Если речь идет об электронных материалах, должны быть расставлены закладки. Если вы используете бумажный учебник, то у вас должно быть отмечено, какую часть вы должны пройти сегодня. Если вы учитесь исключительно в транспорте и очередях, сделайте ксерокопии, чтобы не таскать с собой весь учебник. Тогда вы сможете носить с собой максимум по пять листков, и учебник не будет вас напрягать своим весом.

Использовать переходное время

Сколько времени в день мы тратим зря! Даже небольшая часть этого времени позволила бы каждому человеку свободно овладеть иностранным языком. Когда время уходит впустую?

  • ожидания всего на свете;
  • время в пути;
  • пустые разговоры;
  • рэндомный просмотр ТВ (что включил, то и смотрю);
  • самокопание – зачем я так поступила? зачем он так поступил? Почему мы оба не могли быть умнее?
  • беспокойство – сейчас кризис, а вдруг меня уволят?
  • зависание в социальных сетях и компьютерных игрушках и т.д.

Выбирать интересные форматы

Если вы знаете, что «должны» отработать дневную норму, но у вас нет ни сил, ни желания, просто выберите легкий формат усвоения. Например, вы можете воспользоваться языковой игрой, где надо выбирать из ярких карточек, нажимая правильные кнопки. Или вы можете посмотреть интересное кино или эпизод сериала на изучаемом языке. Вы также можете послушать песню и прочитать ее перевод. Все эти занятия тоже связаны с языком и вы можете себе их «засчитать».

Изменить имидж

Со школьных лет занятия кажутся людям скучными, «обязаловкой». Они прочно связаны с необходимостью волевых усилий, которые никак не прикладываются, если человек устал после работы или поссорился с коллегой или испытывает другие проблемы. Но вам под силу изменить имидж занятий и уроков. Ведь теперь вы учитесь для себя, а не потому, что вам нужен школьный аттестат. Поэтому процесс будет максимально гибкий. Все, что вам не по вкусу, не по нраву, вы можете изменить. Не нравится учебник – закрывайте и берите другой. Не подходит какой-то онлайн курс - не беда, в интернете этих курсов полным-полно. Вы абсолютно свободны и время свое вы тратите не потому, что надо, а потому что вы сами этого хотите. Если вам удастся начать иначе относиться к своим занятиям, они перестанут быть для вас тяжелой психологической ношей. Вы будет радоваться тому, что узнали что-то новое, выучили новые выражения, можете выразить свои мысли. Поэтому первое, на чем нужно сконцентрироваться – это на ломке стереотипов, что изучение иностранного языка – это непременно скучно, неинтересно и трудно. Развиваться – это всегда интересно и захватывающе! Так что начинайте прямо сегодня!

Наверное, принимаясь учить английский язык, вы разрабатываете свой личный план-график, по которому собираетесь это сделать, составляете расписание дня, сотый раз собираясь жить по нему с очередного понедельника. Но самый важный вопрос, который мучит (тут я, думаю не ошибусь, зная по себе), это — о боже, как… как убить в себе это маленькое зловредное животное по имени «лень»? Как заставить себя учить английский язык? И ответ на него кажется таким простым: нужно собрать всю волю в кулак и преодолеть свою вековую инерцию.

Нужно ли заставлять себя учить английский?

Какое-то время вам удается соблюдать график. Но наступает день, и однажды вы говорите себе: «А что если я сегодня пропущу хотя бы один денечек? Ну неужели не наверстаю потом?». Прожитый без английского день оставляет приятные воспоминания, которое фиксируется в сознании, и вот, возобновляя занятие, вы убеждаетесь, что английский язык вдруг стал вызывать непонятное отвращение. Казалось бы отдых должен был придать новый позитивный импульс, ан нет — с первых же минут урока вы опять мечтаете поскорее отдохнуть.

Начинаются комплексы и обвинения себя в безволии. Далее следует наказание самого себя и самоистязание: вы специально наращиваете объем занятия и мотивируете себя: мол покончу сейчас с глаголами, и сразу в награду за это посмотрю кино. Но такая мотивация подходит разве что для детей. Однажды ваше нежелание учить станет непреодолимым ни за какие «прянички», а «порка» самого себя долго продолжаться не может, так как долго не любить и не жалеть себя очень трудно.

Видимо, что-то не так с самого начала. И это «что-то» — ваша неправильная мотивация. Нужно было поставить вопрос: не как заставить себя учить английский, а как полюбить его! Заставлять себя все время нельзя да и не получится.

Конечно, воля — это основа любого начинания. И чтобы начать жить по-новому или осуществить свой проект, без воли все же нельзя. Все-таки нужно намечать график и составлять расписание. Но это должно быть организационным началом и восприниматься так же естественно и без драмы, как, например, чертеж или эскиз перед строительством дома. Да, надо потратить время и «посушить» немного мозги, но когда вы начинаете строить свой собственный дом по вашему проекту, вы перестаете думать о чертежах, а начинаете думать о том, как же хорошо вам будет жить в вашем доме. В нем будет все по вашим рисункам, к вам придут друзья, вы будете пить чай на террасе и вести разговоры.
И вот уже вам хочется самому встать пораньше и бежать на стройку. Каждый воплощенный этап — будь то поднятые стены, положенный паркет, наклеенные обои — доставляет радость. Вы не замечаете, как идет время и можете находиться на стройке часами. Вам интересно и хочется поскорее построить дом.

Поиск мотивации изучения языка

Похожая мотивация обязательно должна быть и когда начинаете учить английский язык. Вы представляете себе, например:

  • как хорошо будет, когда я смогу общаться на английском со своими иностранными друзьями
  • я смогу поехать в любую страну и устроиться на работу и путешествовать по всему миру
  • я буду читать книги, любую новинку с зарубежных сайтов, смотреть «свежие», еще не переведенные фильмы

Если у вас будет мотив, то не будет причины и заставлять себя учить. Каждое новое выученное слово будет доставлять радость, так как оно будет потихоньку приближать к цели.

Можно ли заставлять детей учить английский

Обучение нужно сделать легким и радостным, особенно если это касается детей. Оно должно быть подобным игре. Вам же нравятся игры, так ведь? В них же нет никакого принуждения. Играя в футбол и забивая гол в ворота, вы чувствуете удовольствие и спортивный азарт. Точно такое же удовольствие и азарт появляются, когда учитесь языку: вчерашняя статья вдруг стала понятной, получилось написать первое слово или предложение, посмотреть первый фильм и т. д.

Для детей же такого понятия «заставить учить» нет вообще! Все советы по взятию воли в кулак и самоистязанию для них категорически не подходят — вы должны это помнить

Как научить детей английскому языку, можете посмотреть

Как сделать английский частью жизни

Конечно, никакая игра не происходит без тренировки. Тренировка должна вытекать из самой игры, войти в привычку и стать частью жизни. Как это сделать?

  1. Учите все новые и новые слова, но не путем механического заучивания, а через такие источники, как видеоролики и фильмы. Допустим, посмотрели ролик, и все непонятные слова из него выучили. Фильмы смотрите лучше с английскими субтитрами: в любой момент можно нажать на «стоп», чтобы связать меж собой произносимое на экране с переводом
  2. Выберите для себя интересную книгу или статью, и читайте ее каждый день. Обязательно интересную! Это будет стимулировать запоминание без усилия.
  3. Почаще проверяйте себя:
    • Напишите слово и проверьте, правильно ли написали
    • Выполните упражнение и посмотрите в ответы
    • Сами переведите предложение или текст и проверьте себя через он-лайн переводчик
    • Периодически устраивайте тесты на определение уровня знания английского. Тестирование интересно и является прекрасным стимулом и тренировкой

Итак, вам не нужно заставлять себя учить английский язык, вам нужно его полюбить. А для этого необходимо всего лишь:

  • Задаться правильной мотивацией
  • Учить язык без усилий и азартно, как в игре
  • Сделать английский частью жизни, совмещая полезное с интересным


Многие из наших учеников, особенно весной, сталкиваются с проблемой, когда не могут заставить себя продолжать заниматься. И с преподавателем общий язык найден, и время есть, и со всеми в группе уже подружился, но вот лень — и ничего с ней не поделаешь. Так как по роду своей работы со студентами я общаюсь с утра до вечера, то с удовольствием поделюсь несколькими рекомендациями для борьбы с ленью.

Уже в момент, когда вы набираете номер телефона для записи на курсы немецкого языка, необходимо четко сформулировать ответ на вопрос: а для чего, собственно, он вам нужен. Сдать международный экзамен и переехать в другую страну, продвинуться по службе, для свободного общения во время путешествий?

Только вы можете в достаточной степени замотивировать себя на дальнейшее обучение. Эта самая внутренняя мотивация поможет вам победить лень, которая неизменно будет подстерегать вас во время учебы.

Если вы хотите научиться свободно разговаривать, начиная с нуля, то запаситесь терпением - по-настоящему бегло вы за говорите не раньше, чем через два-три года регулярных занятий. За это время у вас будет множество отговорок.

«Я устал на работе, пожалею себя, не поеду сегодня на курсы».

Если это чувство частенько сопровождается вас, то, возможно, стоит пересмотреть свой график, воспользоваться курсами выходного дня или записаться в утренние группы. Попробуйте — возможно, вас воодушевят занятия в другое время. Кроме того, занимаясь в выходной день, вы уж точно проведете его с пользой: раз уж вышли из дома, сходите на встречу с друзьями, на выставку или в кино - все лучше, чем сидеть за компьютером.

«Все равно никакого прогресса, я никак не продвигаюсь, это бесполезно, я никогда не заговорю».

Этот этап проходит, пожалуй, любой студент. Здесь все как в спорте или при соблюдении диеты - так называемая мертвая точка: вы упорно худеете, но вес не уходит или вы часами проводите в спортзале, но мышцы не растут. В этот момент главное - не сдаваться, продолжать регулярно делать свое дело: учить , читать, слушать , смотреть . И вы увидите, как дело сдвинется.

«У меня много дел по хозяйству, мне некогда делать домашнее задание».

Любой преподаватель вам скажет, что самостоятельная проработка и повторение пройденного - залог успешного обучения. Да, у всех из нас каждый день расписан по минутам, однако у нас всегда есть шанс совместить приятное с полезным: можно учить язык во время поездки на работу, во время приготовления ужина, вместо регулярных посиделок в интернете. Привлекайте к этому процессу всю семью. В ваших силах сделать выполнение домашнего задания приятным.

«Уже надоело зубрить эту грамматику, наверное, немецкий язык не для меня и вообще он какой-то скучный».

Подумайте о том, что немецкий, как и любой другой язык, состоит не только из свода грамматических правил. На немецком языке написано множество прекрасных книг, которые являются классикой мировой литературы, произведения Гете, Райнера Марии Рильке, Гейне можно начинать читать уже на уровне B1, наслаждаясь необычным слогом. Можно послушать арии из постановок знаменитой Венской оперы. Посмотрите фильмы с Тилем Швайгером в главной роли. Кстати, во многих из них этот актер выступает еще и в качестве режиссера. Добрый юмор, незамысловатый язык, который легко воспринимается на слух. Это прекрасный способ провести свободное время и возродить свою любовь к немецкому языку.

Всегда хвалите себя за самые незначительные успехи мысленно («Ой, какой же я молодец!») или вполне реально (выучил лексику - съел конфетку). Поймите, самые маленькие шажочки - это ваш путь на пути к знаниям, саморазвитию, общению!