Мозговых извилин напряжение. Борозды и извилины головного мозга, больших полушарий

фрагменты из статьи «Музыкальный мозг: обзор отечественных и зарубежных исследований» Панюшева Т.Д. МГУ им. М.В.Ломоносова, факультет психологии, кафедра пато- и нейропсихологии, Москва, Россия (журнал «Асимметрия» Том 2, № 2, 2008, стр. 41 – 54)

Исследователей всегда привлекала возможность изучения работы мозга людей, профессионально занимающихся какой-либо деятельностью, требующей высокой степени интеграции мозга, тесного взаимодействия сенсомоторных систем. Это позволяет рассмотреть возможности пластичности мозга, как с функциональной, так и с анатомической точек зрения. В русле этих исследований все больший интерес вызывает музыкальная деятельность … В последние годы появилось большое количество исследований мозга людей, профессионально занимающихся музыкой …

Анатомо-функциональные особенности мозга музыкантов в сопоставлении с немузыкантами

Роль задних отделов верхней височной извилины в обеспечении музыкальной деятельности . Большое количество фактов накоплено о выраженной среди музыкантов асимметрии в области задней части верхней височной извилины (центр Вернике). Были описаны значительные анатомические отличия мозга известных музыкантов по сравнению с немузыкантами при вскрытии после смерти. Выявилась выраженная асимметрия в основном в структурах височных долей, и было установлено увеличение размера задних отделов левой верхней височной извилины (planum temporale). Сначала этот факт связали с речью, так как указанная асимметрия впервые возникла у высших приматов, что связывалось с эволюцией языка. Гельмут Штейнмец в подтверждение этому обнаружил, что у людей с трудностями различения языковых фонем этот отдел даже меньше, чем у обычных людей. Но исследования профессиональных музыкантов выявили связь асимметрии этой области мозга и с музыкой. С помощью позитронно-эмиссионной томографии было обнаружено, что при восприятии звуковых тонов и мелодий людьми без музыкального образования кровоток усиливался в правом полушарии. При обработке музыкальной информации опытными музыкантами кровоснабжение и метаболическая активность заметно возрастали в задней части левой верхней височной извилины. Клиническим подтверждением этой связи явилось исследование после смерти мозга музыкантов с глухотой к мелодии, развившейся вследствие локальных поражений мозга. Все поражения находились в области центра Вернике. Данные МРТ также демонстрируют более выраженную латерализацию этой области мозга у музыкантов.

Была отмечена значимость для наличия этого факта абсолютного слуха: музыканты без абсолютного слуха не отличались от контрольной группы, тогда как у музыкантов с абсолютным слухом выявилась сильная левосторонняя асимметрия. В дальнейших исследованиях асимметрия задней части верхней височной извилины стало в основном связываться с наличием или отсутствием абсолютного слуха. Многие исследования указывают на врожденность абсолютного слуха. Позже был выявлен еще один важный фактор для развития абсолютного слуха - раннее начало обучения. Для людей с абсолютным слухом типичным возрастом начала обучения считается 5±2 года, тогда как для музыкантов без абсолютного слуха на 1 - 2 года позже. Эти данные могут объясняться тем, что созревание волоконных трактов и внутрикоркового нейропиля в задней части верхней височной извилины продолжается вплоть до семилетнего возраста … Вовлеченность лимбической и паралимбической (лобноорбитальные структуры) систем известна как участвующая в обработке эмоционального аспекта музыкального восприятия …

Влияние занятий музыкой на мозолистое тело . Многие исследователи, изучающие особенности мозга музыкантов, обращают внимание на мозолистое тело. И восприятие музыки, и использование обеих рук при игре на музыкальном инструменте требует тесного взаимодействия между полушариями. Существует предположение, что увеличение какого-либо участка мозолистого тела свидетельствует о повышении объема информации, которая может передаваться от одного полушария к другому. При этом более симметричная организация мозга сочетается с большим размером мозолистого тела. Была выдвинута гипотеза, согласно которой раннее начало и интенсивные занятия на музыкальном инструменте могут способствовать повышенному и более быстрому обмену информацией между полушариями. Сравнение мозолистого тела у профессиональных музыкантов и людей без музыкального образования при помощи МРТ выявило значимые отличия в его анатомии: передняя часть мозолистого тела у музыкантов, которые начали заниматься музыкой до 7 лет, значимо больше, чем у немузыкантов и музыкантов с более поздним началом музыкальных тренировок. Интересно, что при выполнении тестов на рукость музыканты показали гораздо большую симметричность. Именно с этим фактом связывают увеличение размера передней части мозолистого тела у музыкантов, так как через переднюю часть мозолистого тела проходят волокна, соединяющие первичные зоны коры, такие как сенсомоторная, премоторная, дополнительная моторная и префронтальная. Кроме того, у музыкантов в сравнении с немузыкантами проявилось повышенное транскаллозальное торможение. Таким образом, основные отличия заключается в улучшении связей между обоими полушариями и смене баланса между облегчением и затормаживанием этих связей.

Влияние музыкальной деятельности на мозжечок . В некоторых исследованиях было обнаружено участие мозжечка в когнитивной деятельности, а также и в музыкальных процессах. В одном из исследований применялась МРТ с целью изучения, будет ли у профессиональных пианистов, осваивающих специальные моторные навыки с раннего детства, больший по размеру мозжечок в сравнении с немузыкантами. В результате исследования обнаружился значительно больший абсолютный и относительный размер мозжечка у мужчин-музыкантов в сравнении с немузыкантами. Интенсивность практики в течение жизни коррелировала с относительным размером мозжечка в группе мужчин-музыкантов. В женской группе не было получено значимых отличий между музыкантами и немузыкантами.

Распределение серого вещества в мозге у музыкантов и немузыкантов . Исследование всего мозга в целом при помощи оптимизированного метода морфометрии (voxel-based morphometry) показало отличия в распределении серого вещества мозга у профессиональных музыкантов, любителей и немузыкантов. Различия были обнаружены в правом и левом полушарии в первичной моторной и соматосенсорной коре, премоторной области, передней верхней теменной области и в нижней височной извилине. Объем серого вещества в этих зонах оказался самым высоким у профессиональных музыкантов, средним - у любителей, а самым низким - у немузыкантов. Кроме этого, положительные корреляции с музыкальным статусом были обнаружены в левой части мозжечка, извилине Гешля и нижней лобной извилине в левом полушарии. Больший объем серого вещества в извилине Гешля объясняется активностью этой зоны мозга у музыкантов в процессе прослушивания нот. Верхняя теменная область известна как играющая важную роль в интеграции мультимодальной сенсорной информации и поставляющая информацию для моторных операций через интенсивные взаимосвязи с премоторной корой. Кроме того, верхняя теменная область играет значительную роль в процессе чтения нот с листа. Функциональная активность в нижней височной извилине повышается и сопровождается активностью вентральной префронтальной коры в ситуации обучения выбору определенного действия в ответ на зрительную стимуляцию. Эти задачи ежедневно приходится решать музыканту в ходе игры на инструменте.

Функциональные особенности работы мозга в процессе восприятия музыки у музыкантов и немузыкантов

… При помощи дихотического прослушивания и электроэнцефалограммы были получены данные, уточняющие функции обоих полушарий в процессе восприятия музыки: правое полушарие отвечает за восприятие мелодических аспектов, высоты тонов, длительности интервалов, интенсивности, тембра, аккордов. Левое полушарие связано с восприятием ритма, профессиональным анализом музыки. Существование «музыкальной специализации» полушарий в восприятии музыки, имеющейся у взрослых людей, было обнаружено уже у восьмимесячных младенцев.

Важна не только роль каждого полушария по отдельности, но и закономерности совместной работы обоих полушарий мозга в процессе обработки музыкальной информации. Сопоставление биоэлектрической активности мозга в процессе восприятия текстов и музыки показало, что при восприятии невербальной информации ведущим мозговым механизмом выступает пространственная синхронизация мозга. При обработке невербальной информации возникает равномерное значительное увеличение уровня синхронизации во всех областях мозга, тогда как при восприятии семантической информации увеличивалась синхронизация преимущественно внутриполушарных взаимодействий…

… Для изучения восприятия музыки важно понимать, какие основные характеристики музыки анализируются при ее восприятии. Основу музыкальной организации составляют мелодия и ритм. Они позволяют организовать отдельные воспринятые на слух элементы в высоко организованные последовательности, которые мозг может легко узнать и охватить. Если музыкант-любитель сравнивает разную высоту звуков, то активными становится задняя часть лобной доли и правая верхняя височная извилина. В височной области в слуховой рабочей памяти тоны хранятся для будущего использования и сравнения. Средняя и нижняя височная извилины активны при обработке более сложных музыкальных структур или структур, хранящихся в памяти на долгий период. В отличие от этого профессиональные музыканты демонстрируют увеличение активности в левом полушарии, когда они различают высоту или прослушивают аккорды. Если же слушатель фокусируется на всей мелодии в целом, то совершенно разные зонымозга становятся активны: кроме первичной и вторичной слуховой коры подключается слуховая ассоциативная область, и активность снова концентрируется в правом полушарии. В процессе сравнения музыкантом-любителем простых ритмических отношений в мелодии задействуются премоторные зоны и теменные доли левого полушария. Если временные отношения между тонами более сложные, то активными становятся премоторные и фронтальные отделы правого полушария. В обоих случаях участвует мозжечок. В отличие от музыкантовлюбителей, у профессиональных музыкантов активизируются фронтальная и височная доли правого полушария.

Исследования взрослых людей показали, что мозг по-разному специализируется в обработке мелодии и ритма с преимущественным вовлечением правого полушария в обработку мелодии и левого – в обработку ритма. Исследование нейронного базиса обработки ритма и мелодии детьми может раскрыть важные закономерности развития «музыкального» мозга. Результаты изучения обработки детьми мелодий и ритмов показали выраженную билатеральную активность в верхней височной извилине. Не было обнаружено различий в активации при выполнении проб с мелодиями и с ритмами. Но при сужении области анализа только до верхней височной извилины обнаружилась значительно большая активация в процессе различения мелодий в небольшом ее участке в правом полушарии. Схожая активация была обнаружена в исследованиях на взрослых при прослушивании незнакомых тональных мелодий. Возможно, у детей полушарная специализация по обработке ритмов и мелодий менее выражена в отличие от взрослых.

Несмотря на важность мелодии и ритма в структуре музыки, сами по себе они являются комплексными характеристиками, поэтому исследователи нередко обращаются к звуковысотному восприятию или звуковысотной памяти. В существующей литературе данные об активации мозга в процессе экспериментов на звуковысотную память и различение высоты противоречивы. Сравнение звуковысотного восприятия у музыкантов и немузыкантов с применением МРТ показало сходные результаты в выполнении заданий при отличии активизировавшихся нейронных сетей. У музыкантов активировалась нейронная сеть, включающая области кратковременной слуховой памяти и области, вовлеченные в зрительно-пространственную обработку информации: задняя часть правой верхней височной извилины и супрамаргинальная (надкраевая) извилина, верхние теменные зоны. У немузыкантов активировались области, важные для различения высоты и традиционные зоны, связанные с памятью. Применение непрерывного сканирования мозга позволило выявить, кроме уже упомянутых структур, выраженную активацию дорзального мозжечка. Мозжечок, по данным разных исследований, связан со слуховыми задачами,такими как планирование речевой продукции, функциями слуховой вербальной памяти, узнаванием тонов, распознаванием музыкального темпа и длительностей. Кроме того, пациенты с поражениями мозжечка оказывались не в состоянии различать высоту нот.

Также существуют гендерные отличия в процессе выполнения проб на звуковысотную память: по данным некоторых авторов у мужчин отмечается большая левосторонняя активация в височной доле, а также большая активация мозжечка. Возможно, половые отличия в активации мозга обеспечиваются разными перцептивными стратегиями …

Влияние занятий музыкой на когнитивные процессы

Эффект влияния музыкальных тренировок на отдельные области когнитивной деятельности, такие как язык, математика, пространственные функции, является предметом дебатов, хотя некоторые исследования свидетельствуют о положительном влиянии музыки. Что касается математики, то при решении музыкантами и немузыкантами математических задач в уме были получены разные паттерны активации мозга. У музыкантов значительно большая активация была обнаружена в префронтальной коре слева и левой фузиформной извилине. У немузыкантов - в правой нижней затылочной извилине, левой средней затылочной извилине, правой орбитальной извилине, левой нижней теменной дольке. Возросшая активация в левой фузиформной извилине может объясняться ее вовлечением в процессы, включенные в более «абстрактный» уровень презентации зрительной информации. То есть музыканты могут применять более абстрактные репрезентации чисел и особенно дробей. Возросшая активация в левой префронтальной коре у музыкантов также наводит на мысль, что предполагаемая связь между музыкальными тренировками и хорошими результатами в математике может объясняться развитой семантической рабочей памятью.

Лонгитюдные исследования детей, занимающихся музыкой, подтверждают предположение о влиянии музыкальных занятий на развитие речевой памяти. Эта гипотеза возникла в связи с тенденцией к увеличению размера задней части левой верхней височной извилины у музыкантов, и именно левая височная доля опосредствует речевую память, тогда как визуальная память обеспечивается главным образом правой височной областью. К тому же, по некоторым данным, молодые люди с опытом по меньшей мере 6 лет занятий музыкой демонстрируют лучшую вербальную, но не зрительную память в сравнении с людьми без такого опыта. Дети с опытом музыкальных занятий показали лучшие результаты в заданиях на вербальную память, и продолжительность занятий коррелировала с успешностью выполнения. Отличий в зрительной памяти не наблюдалось. Через год продолжившие занятия дети продемонстрировали улучшение вербальной памяти, тогда как группа прекративших занятия этого не показала. В то же время результаты по зрительной памяти у всех детей остались схожими …

Полный текст статьи «Музыкальный мозг: обзор отечественных и зарубежных исследований» Панюшева Т.Д. МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, кафедра пато- и нейропсихологии, Москва (журнал «Асимметрия» Том 2, № 2, 2008, стр. 41 – 54) [читать ]

Читайте также :

статья «K448» В.В. Крылов, И.С. Трифонов, О.О. Кочеткова; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва; ГБУЗ «Научно-исследовательский Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского», Москва (журнал «Нейрохирургия» №4, 2016) [читать ];

статья «Энергия музыки: нейрофизиологическое воздействие» кандидат философских наук К.С. Шаров, (журнал «Энергия: экономика, техника, экология» №1, 2017) [читать ]


© Laesus De Liro


Уважаемые авторы научных материалов, которые я использую в своих сообщениях! Если Вы усматривайте в этом нарушение «Закона РФ об авторском праве» или желаете видеть изложение Вашего материала в ином виде (или в ином контексте), то в этом случае напишите мне (на почтовый адрес: [email protected] ) и я немедленно устраню все нарушения и неточности. Но поскольку мой блог не имеет никакой коммерческой цели (и основы) [лично для меня], а несет сугубо образовательную цель (и, как правило, всегда имеет активную ссылку на автора и его научный труд), поэтому я был бы благодарен Вам за шанс сделать некоторые исключения для моих сообщений (вопреки имеющимся правовым нормам). С уважением, Laesus De Liro.

Posts from This Journal by “нейрофизиология” Tag

  • Аквапорины

    СПРАВОЧНИК НЕВРОЛОГА ВВЕДЕНИЕ Вода составляет примерно 70% массы большинства живых организмов. Однако содержание ее внутри и вне…


  • Когнитивный резерв

    Нельзя быть слишком старым человеком, чтобы улучшать работу вашего мозга. Самые последние исследования показывают, что резерв мозга можно…

Лобные доли мозга, lobus frontalis – передний отдел больших полушарий, содержащих серое и белое вещество (нервные клетки и проводящие волокна между ними). Поверхность их бугристая с извилинами, доли наделены определёнными функциями и управляющие различными отделами тела. Лобные доли мозга отвечают за мышление, мотивацию поступков, двигательную активность и построение речи. При поражении этого отдела центральной нервной системы возможны моторные расстройства, и поведения.

Основные функции

Лобные доли головного мозга – передний отдел центральной нервной системы, отвечающий за сложную нервную деятельность, регулирует мыслительную активность, направленную на решение актуальных проблем. Мотивационная деятельность – одна из важнейших функций.

Основные задачи:

  1. Мышление и интегративная функция.
  2. Контроль мочеиспускания.
  3. Мотивация.
  4. Речь и почерк.
  5. Контроль поведения.

За что отвечает лобная доля головного мозга? Она управляет движениями конечностей, мимических мышц, смыслового построения речи, а также за мочеиспускание. Развиваются нейронные связи в коре под воздействием воспитания, получения опыта двигательной активности, письменности.

Эта часть мозга отделена от теменного отдела центральной бороздой. Они состоят из четырех извилин: вертикальная, три горизонтальных. В задней части находится экстрапирамидная система, состоящая из нескольких подкорковых ядер, регулирующих движения. Глазодвигательный центр расположен рядом, отвечает за поворот головы и глаз по направлению к раздражителю.

Узнайте, что такое , функции, симптомы при патологических состояниях.

За что отвечает , функции, патологии.

Лобные доли мозга отвечают за:

  1. Восприятие действительности.
  2. Находятся центры памяти и речи.
  3. Эмоции и волевую сферу.

При их участии производится контроль последовательности действий одного моторного акта. Проявления поражений называют синдром лобной доли, который возникает при различных повреждениях мозга:

  1. Черепно-мозговые травмы.
  2. Лобно-височное слабоумие.
  3. Онкологические заболевания.
  4. Геморрагический или ишемический инсульт.

Симптомы поражения лобной доли мозга

При поражении нервных клеток и проводящих путей lobus frontalis головного мозга происходит нарушение мотивации, называемое абулией. Страдающие данным расстройством люди проявляют лень, обусловленную субъективной потерей смысла жизни. Такие пациенты часто спят целый день.

При поражении лобной доли нарушается мыслительная деятельность, направленная на решение задач и проблем. Синдром включает также нарушение восприятия действительности, поведение становится импульсивным. Планирование поступков происходит спонтанно, без взвешивания пользы и риска, возможных неблагоприятных последствий.

Нарушается концентрация внимания на определённой задаче. Больной, страдающий синдромом лобной доли, часто отвлекается на сторонние раздражители, не способен сосредоточиться.

Вместе с тем возникает апатия, потеря интереса к тем занятиям, которыми ранее увлекался пациент. В общении с другими людьми проявляется нарушение чувства личностных границ. Возможно импульсивное поведение: плоские шутки, агрессия, связанная с удовлетворением биологических потребностей.

Эмоциональная сфера также страдает: человек становится невосприимчив, безразличен. Возможна эйфория, которая резко сменяется агрессивностью. Травмы лобных долей ведут к изменению личности, а иногда и полной потере ее свойств. Могут поменяться предпочтения в искусстве, музыке.

При патологии правых отделов наблюдается гиперактивность, агрессивное поведение, болтливость. Левостороннее поражение характеризуется общим торможением, апатией, подавленностью, склонностью к депрессии.

Симптомы при повреждении:

  1. Хватательные рефлексы, оральный автоматизм.
  2. Нарушение речи: моторная афазия, дисфония, корковая дизартрия.
  3. Абулия: потеря мотивации деятельности.

Неврологические проявления:

  1. Хватательный рефлекс Янишевского-Бехтерева проявляется при раздражении кожи руки у основания пальцев.
  2. Рефлекс Шустера: схватывание предметов, находящихся в поле зрения.
  3. Симптом Германа: разгибание пальцев ног при раздражении кожи стопы.
  4. Симптом Барре: если придать руке неудобное положение, больной продолжает поддерживать его.
  5. Симптом Раздольского: при раздражении молоточком передней поверхности голени или по подвздошному гребню больной непроизвольно совершает сгибание-отведение бедра.
  6. Симптом Дуффа: постоянное потирание носа.

Психическая симптоматика

Синдром Брунса-Ястровица проявляется в расторможенности, развязности. У пациента отсутствует критическое отношение к себе и своему поведению, контроль его, с точки зрения социальных норм.

Мотивационные нарушения проявляются в игнорировании препятствий к удовлетворению биологических потребностей. В то же время сосредоточение на жизненных задачах фиксируется очень слабо.

Другие расстройства

Речь при поражении центров Брока становится хриплой, растормаживается, контроль ее осуществляется слабо. Возможна моторная афазия, проявляющаяся в нарушении артикуляции.

Двигательные нарушения проявляются в расстройстве почерка. У больного человека нарушена координация моторных актов, представляющих собой цепочку нескольких действий, которые начинаются и останавливаются друг за другом.

Возможна также потеря интеллекта, полная деградация личности. Теряется интерес к профессиональной деятельности. Абулическо-апатический синдром проявляется в заторможенности, сонливости. Данный отдел отвечает за сложные нервные функции. Поражение его приводит к изменению личности, нарушению речи и поведения, появления патологических рефлексов.

Все возможности живого существа неразрывно связаны с головным мозгом. Изучая анатомию этого уникального органа, ученые не перестают изумляться его возможностям.

Во многом набор функций связан со строением, понимание которой позволяет правильно диагностировать и лечить ряд заболеваний. Поэтому, исследуя борозды и извилины головного мозга, специалисты стараются отмечать особенности их структуры, отклонения от которых станут признаком патологии.

Что это?

Топография содержимого черепной коробки показала, что поверхность отвечающего за функционирование человеческого тела орган представляет собой череду возвышений и углублений, которые с возрастом становятся выраженными более ярко. Так площадь мозга расширяется при сохранении объема.

Извилинами называют складки, которые характеризуют орган в конечной стадии развития. Ученые связывают их образование с разными показателями напряжения в мозговых отделах в детском возрасте.

Бороздами называют каналы, отделяющие извилины. Они разделяют полушария на основные отделы. По времени образования есть первичный, вторичный и третичный типы. Одним из них формируются при внутриутробном периоде развития человека.

Другие приобретаются в более зрелом возрасте, сохраняясь без изменений. Третичные борозды головного мозга имеют свойства трансформироваться. Отличия могут касаться формы, направления и размера.

Строение


При определении основных элементов головного мозга лучше пользоваться схемой, чтобы более наглядно понять общую картину. К первичным углублениям коры относят главные борозды, делящие орган на две большие части, называемые полушариями, а также разграничивающие основные отделы:

  • между височной и лобной долями проходит Сильвиева борозда;
  • Роландова впадина расположена на границе между теменной и лобной частями;
  • Теменно-затылочная впадина образуется на стыке затылочной и теменной зон;
  • по Поясной впадине, переходящей в гиппокампальную, находят обонятельный мозг.

Формирование рельефа всегда происходит в определенном порядке. Первичные борозды появляются, начиная с десятой недели беременности. Сначала образуется латеральная, за ней центральная и другие.

Помимо основных борозд, имеющих отличительные названия, во время между 24-38 неделями внутриутробного периода появляется определенное число вторичных впадин. Их развитие продолжается и после рождения ребёнка. Попутно формируются третичные образования, количество которых сугубо индивидуально. Личностные особенности и интеллектуальный уровень взрослого человека относят к факторам, влияющим на рельеф органа.

Формирование и функции извилин головного мозга


Выявлено, что основные отделы содержимого черепной коробки начинают формировать с материнской утробы. И каждый из них отвечает за отдельную сторону человеческой личности. Так, функция височных извилин связана с восприятием письменной и устной речи.

Здесь расположен центр Вернике, повреждение которого приводит к тому, что человек перестаёт понимать, что ему говорят. При этом сохраняется произносить и записывать слова. Заболевание получило название сенсорной афазии.

В области нижней лобковой извилины находится образование, отвечающее за воспроизведение слов, которое называется речевой центр Брока. Если МРТ выявляет повреждение данного мозгового отдела, со стороны пациента наблюдается моторная афазия. Это означает полное понимание происходящего, но невозможность выразить свои мысли и чувства словами.

Такое случается при нарушении кровоснабжения в мозговой артерии.

Повреждения всех отвечающих за речь отделов способен вызвать полную афазию, при которой человек может потерять связь с внешним миром из-за неспособности общаться с окружающими.

Передняя центральная извилина функционально отличается от других. Являясь частью пирамидной системы, она отвечает за выполнение сознательных движений. Функционирование заднего центрального возвышения неразрывно связано с человеческими чувствами. Благодаря её работе люди ощущают тепло, холод, боль или прикосновение.

В теменной доле мозга расположена ангулярная извилина. Её значение связано с визуальным распознаванием получаемых изображений. В ней также происходят процессы, позволяющие расшифровывать звуки. Поясная извилина над мозолистым телом головного мозга это компонент лимбической системы.

Она отвечает за эмоции и контроль агрессивного поведения.

Особое значение в жизни человека занимает память. Она играет важную роль в собственном обучении и воспитании новых поколений. И сохранение воспоминаний было бы невозможным без гиппокампальной извилины.

Изучающие невропатологию врачи отмечают, что поражение одного из мозговых отделов встречается чаще, чем заболевание всего органа. В последнем случае у пациента диагностируют атрофию, при которой большое количество неровностей сглаживается. Это заболевание тесно связано с серьёзными интеллектуальными, психологическими и умственными отклонениями.

Доли мозга и их функции


Благодаря бороздам и извилинам орган внутри черепной коробки разделен на несколько отличных по назначению зон. Так, лобная часть мозга, которая находится в передней отделе коры, связана со способностью выражать и регулировать эмоции, составлять планы, рассуждать и решать проблемы.

Степень её развития определяет интеллектуальный и психический уровень человека.

Теменная доля отвечает за сенсорную информацию. Она также позволяет отделять контакты, произведенный несколькими объектами. В височной области содержится всё необходимое, чтобы обрабатывать получаемую визуальную и слуховую информацию. Медиальная зона связана с обучением, восприятием эмоций и памятью.

Средний мозг позволяет поддерживать мышечный тонус, реакцию на звуковые и зрительные раздражители. Задняя часть органа разделена на продолговатую часть, мост и мозжечок. Дорсолатеральная доля отвечает за регуляцию дыхания, пищеварения, жевания, глотания и защитных рефлексов.

Сложная структура человеческого организма, включающая в свой состав множество образований. Сложность его строения обусловлена обилием выполняемых им функций. По сути, головной мозг координирует деятельность всего организма, именно благодаря нему наше сердце бьется, только благодаря активности его центров мы дышим. В этой статье мы постараемся приподнять завесу тайны над анатомией головного мозга человека.

Части головного мозга

Как было отмечено выше, структура головного мозга действительно сложна. Чтобы упростить ее изучение, в зависимости от выполняемых функций и особенностей внутриутробного развития, головной мозг подразделяют на следующие части:

  • передний мозг (теленцефалон), который состоит из больших полушарий головного мозга;
  • промежуточный мозг (диенцефалон), включающий в себя таламус и окружающие его структуры;
  • средний мозг (мезенцефалон), состоящий из четверохолмия и ножек мозга;
  • задний мозг (метенцефалон), который включает мост и мозжечок;
  • продолговатый мозг (миеленцефалон).

Строение мозга на поперечном срезе

Если условно разрезать головной мозг во фронтальной плоскости, можно увидеть, что часть мозга окрашена в темный цвет, а часть - светлый. Темная часть - серое вещество, представляющее собой скопление тел нервных клеток (нейронов). Она представлена мозжечком и корой больших полушарий головного мозга, которая расположена по периметру. Однако есть участки серого вещества и внутри головного мозга, они получили название базальных ганглиев, или экстрапирамидной системы.

В то время как кора вместе с бороздами и извилинами головного мозга выполняет функции координации высшей нервной деятельности (речи, письма, мышления, памяти, внимания, эмоций), серое вещество экстрапирамидной системы необходимо для осуществления высокоточных координированных движений.

Базальные ганглии включают в себя такие структуры:

  • стриопаллидарная система, которая состоит из хвостатого ядра и чечевицеобразного ядра (скорлупа совместно с бледным шаром);
  • лимбическая система, включающая ограду и миндалевидное тело.

Белое вещество, в свою очередь, является скоплением отростков нервных клеток, которые обеспечивают взаимосвязь вышележащих отделов мозга с нижележащими, а также взаимодействие разных нейронов в пределах одной структуры.

Головной мозг: функции

На самом деле функций головного мозга человека огромное множество, и о них можно написать не одну статью. В перечне ниже все функции объединены в отдельные группы:

  • обработка информации, поступающей извне;
  • планирование и принятие решений;
  • осуществление движений;
  • эмоции;
  • запоминание и память;
  • внимание;
  • речь;
  • интеллект и мышление.

Строение коры

Кора больших полушарий головного мозга представляет собой центр высшей нервной деятельности человека. Благодаря ее работе мы испытываем эмоции, обладаем способностью обучаться, запоминать и помнить. Кора - именно та структура, которая отличает людей от представителей остальных видов живых существ.

Что же делает ее такой особенной? Кора - не просто сплошная масса серого вещества, в ее структуру входят борозды и извилины головного мозга. Это важные составляющие данного органа. Эти образования делят полушария головного мозга на отдельные функционально значимые части.

Виды борозд

Борозды - это, грубо говоря, щели в головном мозге, которые образуют более выпуклые части - извилины. Можно выделить такие основные борозды головного мозга:

  • первично образованные - наиболее глубокие, разделяют кору на отдельные доли (лобную, затылочную, височную, островковую, теменную);
  • вторичные - менее глубокие, именно они делят головной мозг на мелкие извитые части - извилины;
  • добавочные (третичные) - наиболее поверхностные, предназначены для придания специфической формы извилинам и для увеличения поверхности коры.

Основные борозды

Существует множество борозд и извилин в головном мозге. Ниже перечислены наиболее важные из них:

  • сильвиева борозда - граница между лобной и височной долями;
  • роландова борозда - граница между лобной и теменной долями;
  • теменно-затылочная борозда разделяет затылочный и теменной участок;
  • латеральная борозда - одна из наиболее крупных и глубоких в головном мозге;
  • поясная борозда - находится на медиальной плоскости головного мозга;
  • борозда гиппокампа - продолжение поясной;
  • круговая борозда ограничивает островковую долю на нижней части мозга.

Наружная поверхность полушария

Анатомию головного мозга человека, а особенно коры, удобно изучать, поделив мозг на отдельные части. Первой стоит рассмотреть кору наружной поверхности больших полушарий. Ведь именно там находится самое глубокое образование - латеральная борозда головного мозга. Она имеет широкое дно, которое называется островком. Начинаясь у основания головного мозга, далее данная борозда на его поверхности делится на три меньших углубления: два более коротких - переднее горизонтальное и восходящее, а также одно углубление намного длиннее - заднее горизонтальное. Направляясь назад и вверх, это длинная ветвь делится еще на две части: восходящую и нисходящую.

На дне латеральной борозды находится островок, который далее получает свое продолжение в поперечной извилине. Вокруг него находится циркулярная, или круговая, борозда. Островок подразделяется на две доли: переднюю и заднюю, которые отделены друг от друга центральной бороздой.

Лобная часть

Наиболее передняя часть головного мозга получила название лобной доли. Ее границы очерчивают две борозды: центральная сзади, отделяя ее от теменной доли (это углубление еще называется роландовым), латеральная снизу, о строении которой подробно написано выше. Спереди от центрального углубления расположены прецентральные борозды. Одна расположена выше, а вторая - ниже. Эти борозды ограничивают собой центральную извилину.

Лобная доля разделена на три лобные извилины: верхнюю, среднюю и нижнюю. Они отграничены друг от друга верхней и нижней лобными бороздами. Можно сказать, что именно в лобной доле находятся самый крупные борозды и извилины головного мозга.

Теменная часть

Эту долю головного мозга ограничивают от других структур сразу четыре борозды: центральная, латеральная, теменно-затылочная и поперечная затылочная. Сзади от центральной, по аналогии с лобной долей, находится постцентральная борозда, которую в некоторых учебниках подразделяют еще на две части: верхнюю и нижнюю. Два вышеперечисленных углубления ограничивают постцентральную извилину.

На две дольки (верхнюю и нижнюю) теменную часть головного мозга разделяет межтеменная борозда. Нижняя долька включает в себя надкраевую и угловую извилины.

Височная часть

Височная часть полушарий головного мозга ограничена латеральной бороздой сверху, а сзади - условной линией проведенной от данной борозды к задней затылочной. Строение данной доли головного мозга запомнить легко: три параллельные извилины разделяются тремя параллельными бороздами. Борозды и извилины головного мозга в височной части получили одноименное название: верхняя, средняя и нижняя височные.

Затылочная часть

Наиболее непостоянны образования именно в этой части головного мозга. Строение коры затылочной доли очень индивидуально. Однако практически у всех присутствует задняя затылочная извилина, которая образует переходные извилины по мере приближения к теменной части. Также для строение этой части головного мозга характерно наличие полярных борозд, располагающихся вертикально.

Медиальная поверхность

Наиболее медиально расположена борозда мозолистого тела, которая далее переходит в борозду гиппокампа, ограничивающею собственно гиппокамп. Рядом с мозолистой бороздой расположены подтеменная и мозолисто-краевая борозды. Параллельно гиппокампу проходит ринальная борозда.

Перечисленные выше углубления головного мозга ограничивают специфическую систему, которая получила название лимбической. Она, в свою очередь, состоит из поясной и гиппокамповой извилин.

Помимо собственно лимбической системы, на внутренней поверхности мозга находятся также структуры, которые продолжают свой ход с наружной части коры полушарий. Таким образом распространяется теменно-затылочная борозда, позади которой расположено предклинье (извилина, напоминающая трапецию по форме). Рядом с этим углублением также находится шпорная борозда, которая простирается от затылка и вперед аж до мозолистого тела. Между двумя упомянутыми выше углублениями находится клиновидная извилина.

Нижняя поверхность

Нижняя, или базальная, поверхность мозга образована частями лобной, височной и затылочной долей. Однако, помимо этих структур, на базальной поверхности также находится так называемый обонятельный мозг. В его состав входит обонятельная борозда, окруженная прямой извилиной и глазничными бороздами.

В составе височной доли на основе мозга размещены нижняя височная и затылочно-височная борозды, между которыми находится одноименная извилина. Рядом также детализируется язычковая извилина.

Основное значение

Как уже было отмечено, головной мозг - сложная структура, выполняющая множество функций. Что же помогает такому относительно небольшому органу контролировать работу всего организма? Здесь стоит ответить на вопрос о том, каково значение борозд и извилин головного мозга. По сути своей, такая выпукло-вогнутая структура головного мозга увеличивает его поверхность, что повышает количество возможных для выполнения задач на единицу поверхности коры. Стоит отметить, что наибольшее количество серого вещества сконцентрировано именно под бороздами.

Можно выделить такие основные функции борозд и извилин головного мозга:

  • Височные извилины необходимы для осуществления речевых функций, а именно для понимания и осмысления речи. В височной доле расположен специальный речевой центр Вернике, который и отвечает за понимание письма и устной речи. При повреждении этого центра (при инсульте, травме, опухоли) возникает специфическое расстройство под названием сенсорная афазия. Это означает, что хотя пациент может нормально произносить слова и писать, он абсолютно не понимает значение того, что ему говорят.
  • Нижняя лобная извилина необходима для формулирования речи. Здесь находится другое образование - речевой центр Брока. При нарушении его работы возникает моторная афазия - человек понимает, что ему говорят, однако сам не может произнести ни слова. При некоторых заболеваниях, например, нарушении кровообращения в средней мозговой артерии, возможно повреждение как лобной, так и височной доли. Тогда возникает полная афазия - больной не может ни понимать речь, ни произносить слова.
  • Передняя центральная извилина является частью пирамидной системы, то есть системы, отвечающей за осуществление сознательных движений.
  • Задняя центральная извилина входит в состав чувствительной системы организма. Благодаря ней мы ощущаем прикосновения, боль, разницу температур.

Обычно нарушение работы извилин наступает обособленно, в патологический процесс включаются лишь несколько образований. Однако существуют патологии, которые вызывают нарушение функций сразу всех или почти всех извилин головного мозга - это их атрофия. Для данной патологии характерно уменьшение количества извилин при расширении борозд. Клинически это проявляется нарушением интеллекта, психики, двигательными расстройствами.

В строении полушарий головного мозга доли, борозды и извилины имеют неразрывную связь. Борозды ограничивают собой извилины, а группа извилин организованы в доли, разделенные между собой все теми же углублениями - бороздами. Сложная организация со всеми перечисленными в статье структурами просто необходима головному мозгу. Без нее невозможно было бы выполнение всех его функций.

Методическое письмо составлено доцентом кафедры судебной медицины Самарского медицинского института имени Д.И.Ульянова доктором медицинских наук В.В.Сергеевым. Самара, 1992.

"... Наиболее часто встречаются следующие виды смещения головного мозга:


3) смещение височной доли в отверстие мозжечкового намета (височный конус давления по Винсенту);
5) смещение мозжечка в затылочно-шейную дуральную воронку (мозжечковый конус давления по Кушингу)... "

Диагностика смещения и сдавления головного мозга при судебно-медицинской экспертизе трупа / Сергеев В.В. — .

библиографическое описание:
Диагностика смещения и сдавления головного мозга при судебно-медицинской экспертизе трупа / Сергеев В.В. — .

html код:
/ Сергеев В.В. — .

код для вставки на форум:
Диагностика смещения и сдавления головного мозга при судебно-медицинской экспертизе трупа / Сергеев В.В. — .

wiki:
/ Сергеев В.В. — .

Важным звеном пато- и танатогенеза при черепно-мозговой травме, интоксикациях, гипертонической болезни и многих других патологических процессах нередко выступают смещение и сдавление головного мозга, что определяет значимость их макроскопической диагностики в процессе судебно-медицинской экспертизы трупа. Морфологические изменения в головном мозге, возникающие при его отеке-набухании, аксиальном и поперечном смещении, диффузном и очаговом сдавлении, в настоящее время хорошо изучены .

При увеличении объема головного мозга отмечают напряжение твердой мозговой оболочки, в отдельных случаях - ее истончение. Мягкая мозговая оболочка при отеке-набухании головного мозга может быть мутноватой. Количество ликвора под паутинной оболочкой при этом колеблется в широком диапазоне. В этой связи особого внимания заслуживает изучение количества и характера ликвора в цистернах мягкой мозговой оболочки.

Основными цистернами являются (цит. по ):

I) большая цистерна, располагающаяся между мозжечком и продолговатым мозгом (передняя её стенка - задне-боковая поверхность продолговатого мозга, верхняя - передне-нижняя поверхность мозжечка, задняя - паутинная оболочка);
2) цистерна боковой ямки головного мозга локализуется в боковой борозде мозга;
3) цистерны моста (средняя и боковые), нижней границей которых является тонкая перепонка, прикрепляющаяся ко дну борозды между мостом и продолговатым мозгом; верхний границу образует перфорированная перегородка (тянется в виде дуги вдоль верхнего края моста к корешкам тройничного нерва)*, боковые цистерны содержат лицевой, отводящий и тройничный нерв;
4) межножковая цистерна расположена кпереди и кверху от переднего края моста и доходит до ножки гипофиза;
5) цистерна перекреста находится между перекрестом зрительных нервов;
6) цистерна пограничной пластинки распространяется от перекреста зрительных нервов до мозолистого тела;
7) цистерна мозолистого тела проходит вдоль верхней поверхности и колена мозолистого тела;
8) охватывающая цистерна окружает ствол головного мозга.

Смещение и сдавление головного мозга происходит, как правило, в области вышеназванных цистерн.

Макроскопическая картина головного мозга при отеке-набухании зависит от того, что преобладает в развитии патологического процесса - отек или набухание .

Отечный мозг большой, тяжелый, мягкий, рыхлый, с консистенцией доходящей до псевдофлюктуации. Ткань мозга на разрезе влажная, блестящая. На поверхности разреза выделяется много свободной жидкости. Кровяные точки и полоски легко растекаются и сливаются на поверхности разреза. Мозговое вещество не прилипает к ножу. Граница между серым и белым веществом теряет четкость.

Набухший мозг характеризуют как большой, "тяжелый, плотный, эластичный. Ткань мозга на разрезе сухая, блестящая. Выявляемые в небольшом количестве кровяные точки и полоски на поверхности разреза мозга не растекаются. Мозговое вещество прилипает к ножу. Желудочки головного мозга щелевидные.

В результате отека-набухания объем головного мозга увеличивается, вследствие чего может наблюдаться диффузное сдавление мозга. При этом макроскопически определяют уплощение извилин, сужение борозд, расширение вен коры, мелкие кровоизлияния в местах, соответствующих костным возвышениям и краям твердой мозговой оболочки (их не следует путать с "первичными" травматическими кровоизлияниями). В центре заднего отдела мозолистого тела можно встретить продольную полосу вдавления, возникающую вследствие дорсального смещения мозолистого тела и сдавления его свободным краем серповидного отростка твердой мозговой оболочки. Многие особенности макроскопической картины очагового сдавления головного мозга определяются видом его смещения.

Наиболее часто встречаются следующие виды смещения головного мозга:

1) боковое смещение под серповидный отросток твердой мозговой оболочки;
2) смещение извилин лобной доли в среднюю черепную ямку;
3) смещение височной доли в отверстие мозжечкового намета (височный конус давления по Винсенту);
4) смещение мозжечка в отверстие мозжечкового намета;
5) смещение мозжечка в затылочно-шейную дуральную воронку (мозжечковый конус давления по Кушингу).

Боковое смещение головного мозга под серповидный отросток твердой мозговой оболочки проявляется выпячиванием одной из поясных извилин. При этом больше смещаются передние отделы извилин, что приводит к образованию полосы вдавления от свободного края серповидного отростка. Отмечают боковое смещение мозолистого тела. Боковой желудочек с одной стороны сдавлен, с другой - расширен (деформация Винкельбауара). Третий желудочек представляет собой щель, выгнутую в ту или иную сторону".

Смещение извилин лобной доли в среднюю черепную ямку проявляется двусторонним вклинением задних концов прямых извилин в цистерну перекреста. На нижних поверхностях орбитальных извилин и на обонятельных нервах наблюдают полосы сдавления от малых крыльев основной кости.

Смещение височной доли в отверстие мозжечкового намета заключается в выпячивании под намет нижних отделов височных долей головного мозга. Медиальный край крючка парагиппокампальной извилины может отстоять от участка сдавления, образованного краем намета, на 1,8 см; в норме это расстояние составляет 0,3-0,4 см . На глазодвигательном нерве определяют борозду, возникающую от давления краем медиальной каменисто-клиновидной связки. На задней поверхности серого бугра выявляют участок сдавления от края спинки турецкого седла. Если преобладает смещение одной из височных долей, то происходит заметная дислокация сосковидного тела и задней соединительной артерии, а на ножке мозга видна полоса сдавления.

Смещение мозжечка в отверстие мозжечкового намета развивается в области охватывающей цистерны. В формировании данного вида смещения принимают участие верхний отдел червя и дольки верхней поверхности мозжечка. Вклинение имеет форму полушария до 4,5 см в диаметре . Пространство между зрительными буграми расширено, подушки зрительных бугров и эпифиз сдавлены. В отверстие мозжечкового намета может смещаться также и варолиев мост, что приводит к его уплощению в передне-заднем направлении (вследствие придавливания к блюменбаховскому скату). В норме ширина моста - 3 см, длина - 2,2 см (цит. по ). Вентральная поверхность моста уплощается, в центре обнаруживают полосу сдавления от основной артерии. В боковых отделах моста выявляются вмятины, повторяющие форму яремных бугров. Сглаживается поперечная борозда между мостом и продолговатым мозгом.

Смещение мозжечка в затылочно-дуральную воронку проявляется вклинением в неё двубрюшных долек, миндалин и нижнего отдела червя мозжечка. Нижняя поверхность мозжечка прижимается к чешуе затылочной кости, повторяя её контуры и сохраняя сферическую форму. Верхняя поверхность, мозжечка уплощается. Сместившиеся в большое затылочное отверстие миндалины мозжечка охватывают задне-боковые отделы продолговатого мозга, на миндалинах становятся заметными полосы сдавления. Продолговатый мозг виде места сдавления иногда колбообразно расширяется вследствие отека. Нижние отделы червя мозжечка, придавливаясь к нижней половине ромбовидной ямки, образуют в ней заметный участок вдавления.

Названные виды смещения и сдавления голодного мозга, имея характерную макроскопическую картину, диагностируются, как правило, без особого труда. Определенные сложности возникают лишь при попытке количественно оценить степень выраженности сдавления головного мозга. В этой связи представляется целесообразным дополнить методы описательной морфологии при изучении головного мозга морфометрическими методами исследования.

Для проведения морфометрического исследования необходимо приготовить: банку на 4-5 л, имеющую в верхнем отделе желобообразный сток; банку на 2-3 л; мерный стакан и цилиндр; гранулы полистирола (2000 см3); весы.

В процессе исследования головного мозга измеряют:
1) объем вместимости полости черепа (Vвпч) путем засыпания полости черепа (после извлечения головного мозга и твердой мозговой оболочки) гранулами полистирола через сформированный дефект треугольной формы (высота треугольника 2-3 см) в чешуе височной кости;
2) объем головного мозга (Vгм) по объему вытесненной воды;
3) объем, занимаемый твердой мозговой оболочкой (Vтмо) объему вытесненной воды;
4) объем крови в синусах твердой мозговой оболочки (Vкс) по объему крови, вытекающей в полость черепа при извлечении головного мозга;
5) объем эпи- и субдуральной гематомы (Vг);
6) массу головного мозга (m).

На основе полученных данных рассчитывают следующие показатели:
1) "индекс набухания" (ИН) по формуле: ИН = (I - (Vгм/ Vвпч))100, характеризующий в процентом отношении разницу между объемами вместимости полости черепа и головного мозга;
2) "индекс сдавления" (ИС) по формуле: ИС = (I- (Vс/ Vвпч))100, где Vс - суммарный объем содержимого полости черепа, рассчитанный, как сумма Vгм, Vтмо, Vкс, Vг;
3) относительную плотность головного мозга (в первом приближении) по формуле: Ротн = Р/Рн2 о, где Р - плотность головного мозга, рассчитанная по формуле: Р =m/Vгм; Рн2о – плотность воды при 20°С (0,998).

Между емкостью (вместимостью) черепа и объемом головного мозга нельзя ставить знак равенства, так как содержимое полости черепа, кроме головного мозга, составляют его оболочки, сосуды, ликвор . Известно, что к 20 годам объем вместимости полости черепа в среднем превышает объем головного мозга на 300 см3 или 2.0% от емкости черепа (цит. по [б]). Установлено, что мозг может считаться набухшим, если разница между вместимостью полости черепа и объемом головного мозга меньше 8>% . Отмечено, что сдавление головного мозга может явиться непосредственной причиной смерти при скоплении в полости черепа (над и под твердой оболочкой) от 70 до 120 мл [б] , в среднем 95 мл, что соответствует примерно 6% вместимости полости черепа. Поэтому, с учетом отека-набухания головного мозга, сдавление вещества головного мозга, по-видимому, играет ведущую роль в танатогенезе в том случае, когда разница между вместимостью черепа и объемом содержимого полости черепа будет составлять менее 2%.
В этой связи при значении ИН меньше 8% следует говорить об увеличении объема головного мозга, а при значении ИН и ИС меньше 2% - об опасном для жизни сдавлении головного мозга.
Расчет показателя относительной плотности головного мозга позволяет судить о преимущественно экстрацеллюлярном (отек)или интрацеллюлярном (набухание) накоплению жидкости в мозге. Известно, что относительная плотность головного мозга в норме составляет 1,030-1,041 (цит. по ). Поэтому если относительная плотность головного мозга имеет значение меньше 1,030, то можно говорить об её уменьшении, в частности при отеке головного мозга. Если значение относительной плотности головного мозга больше 1,041, то плотность органа увеличена, что может иметь место при набухании головного мозга.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Автандилов Г.Г. Медицинская морфометрия. - М.: Медицина, 1990. - 384 с.
2. Арсени К. Патологическая анатомия центральной нервной системы после черепно-мозговой травмы /./ В кн.: Патоморфология нервной системы: Пер. с румын. - Бухарест: Медицинское издательство, 1963. - С.813-847.
3. Бакай Л., Ли Д. Отек мозга: Пер. с англ. - М.: Медицина, 1969."- 184 с.
4. Барон М.А-, Майорова Н.А. Функциональная стереоморфология мозговых оболочек. - М.: Медицина, 1982. - 352 с.
5. Березовский В.А., Колотилов Н.Н. Биофизические характеристики тканей человека. - Киев: Наукова думка. 1990. - 224 с.
6. Блинков С.М., Глезер И.И. Мозг человека в цифрах и таблицах. - Ленинград: Медицина, 1964. - 433 с.
7. Блинков С.М., Смирнов Н.А. Смещения и деформации головного мозга. Морфология и клиника. - Ленинград: Медицина, 1967. - - 203 с.
8. Громов А.П. Причины смерти при механических повреждениях // В кн.: Судебно-медицинская травматология. - М.: Медицина, 1977. - С. 21-30.
9. Квитницкий-Рьсков Ю.Н. Отек и набухание головного мозга. -Киев: Здоровья, 1978. - 184 с.
10. Квитницкий-Рыжов Ю.Н. Современное учение об отеке и набухании головного мозга. - Киев: Здоровья, 1988. - 184 с.
11. Мисюк Н.С., Евстигнеев В.В., Рогульченко С.У. Смещения и ущемления мозгового ствола. - Минск: Беларусь, 1968. - 124 с.
12. Отек головного мозга // Рассмотрение патофизиологических механизмов на основе системного подхода на 5-м Тбилисском симпозиуме по мозговому кровообращению. - Тбилиси: Мецниереба,1986,- - 174 с.
13. Сперанский В.С. Основы медицинской краниологии. - ; Медицина, 1988. - 288 с.
14. Сперанский В.С., Зайченко А.И. Форма и конструкция черепа. - М.: Медицина, 1980. - 280 с.
15. Тушевский В.Ф. Морфологические признаки аксиального смещения ствола мозга и механизмы его образования при процессах, ограничивающих внутричерепное пространство // Арх. патол. - 1965. - № 9.- С.45-51.
16. Хоминский Б.С. Нарушения водного обмена // Многотомное руков. по патол.анат. - М.: Медгиз, 1962. - Т.П. - С.94-108.