Можайское благочиние. Основное отличие мантр от молитв

Полное собрание и описание: чем отличается молитва от псалмы для духовной жизни верующего человека.

Домашняя молитва почти ничем особо отличается от молитвы, произнесенной в стенах храма. Единственное отличие состоит разве что в том, что там допускается упоминать всех людей, без исключения, не зависимо от их религиозных предпочтений. В храмах же принято молиться только за «своих», да и то – лишь мысленно, дабы не помешать окружающим и не нарушить спокойную тишину божьего дома. Дома же можно молиться и вслух, но при условии, что это не станет раздражать ваших родственников или тех, кому доведется слышать. На молитву следует становиться полноценно одетым. А женщинам даже желательно повязать на голову платок или быть в платье, либо в юбке.

Как правильно молиться

С чего начать молитву

«Добываем» молитвы

История возникновения молитвы

Классические христианские молитвы содержатся в «Молитвослове», также называемом «Каноник». Его можно приобрести в любой лавке, где торгуют религиозной литературой. «Молитвословы» бывают, либо краткими, содержащими по минимуму самых нужных молитв, либо же полными. Последние предназначены для священников. Есть также обычные, содержащие, по сути, всё, что может понадобиться истинно верующему человеку.

Выбор Молитвослова

Если есть делание молиться, та сказать, по-настоящему, то стоит обратить внимание на тот факт, чтобы ваш «Молитвослов» содержал, как утренние, так и вечерние, произносимые на сон грядущий, молитвы. А еще, чтобы он имел дневные молитвы, провозносимые непосредственно перед началом и перед окончанием любого дела, либо перед вкушением и после вкушения пищи. Там же обязательно должны быть каноны, касающиеся дней недели вместе с «Каноном покаянным ко Господу нашему Иисусу Христу» и с акафистами «Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу» и «Пресвятой Богородице» и прочими. В Молитвослове в обязательном порядке должно быть «Последование ко Святому Причащению. » вместе с молитвами, читающимися после него.

Язык Молитвослова

Современные же «Молитвословы» могут быть как на церковнославянском, так и на обычном, «русском» языке, который воспроизводит церковнославянские термины более привычными для нас буквами. Как в том, так и в другом вариантах над словами нужно ставить ударения. Тем людям, которые не знакомы с церковнославянским или старославянским языком, будет лучше молиться на основе «русского» «Молитвослова». Едва усвоятся основные молитвы, как наступит время обзаводиться более «древними» книгами для молитв. Это нужно сделать хотя бы потому, что благодать, исходящая от древних церковнославянских слов, не сравнима ни с чем. Объяснить подобное, конечно, сложно, потому просто придется поверить на слово.

Помимо «Молитвослова» можно для домашней молитвы купить «Псалтырь». Для православной практики чтение 150 псалмов осуществляется за неделю. В пост «Псалтырь» читается два раза. На «Славах. » идет поминание, как живых, так и усопших. Православные христиане могут читать «Псалтырь» возле гроба усопшего. И надо понимать, что чтение «Псалтыря» – это вещь крайне серьёзная, даже ответственная. Прежде, чем решиться на нее, стоит заполучить разрешение от священника.

Молитва дома: правила

Молимся дома – правила

Домашнюю молитву нужно совершать перед иконами, в положении стоя, желательно с крестным знамением и с поясными поклонами. По желанию также можно будет делать земные поклоны или молиться, стоя на коленях. В процессе молитвы желательно не отвлекаться на любые посторонние дела, как телефонные звонки и свистящий чайник, а также заигрывания со стороны домашних животных. Если ощущается сильная усталость и большая тяга к молитве, то разрешается молиться даже сидя. «Псалтирь», кроме «Слав. » и всех, закрывающих кафизму, молитв, тоже может читаться сидя. Несмотря на тот факт, что молитва в обязательном порядке требует большой сосредоточенности и концентрации внимания, будет полезно молиться даже сквозь силу. И пусть наш мозг часто банально не воспринимает прочитанное, но зато душа обязательно слышит и получает свою порцию великой божественной благодати.

Правильная молитва с соблюдением всех правил, не зависимо от места, где ее превозносят, а также от времени и даже от слов, наполняющих ее, положительным образом действует на моральное самочувствие человека. Она успокаивает, умиротворяет и позволяет поверить в счастливый исход того, о чем человек молится.

Что из себя представляет молитва «Псалом 90-й»?

Все, кто проходил или присутствовал на чине освящения дома, офиса, транспортного средства и т. п., слышали строчки, которые произносил священник, обходя вокруг освящаемого предмета и окропляя его святой водой.

Эти строчки, слышимые из уст священнослужителя, не что иное, как молитва «Псалом 90-й» , который является мощной молитвой, ограждающей нас от всяких нечистых сил, бесов и злых людей.

Отличается священный псалом 90-й от остального молитвенного слова в том, что в нем наличиствует довольно широкая яркость образов и поэтичность языка, горячей веры, возвышенность мысли и живого чувства.

Как правильно читать Псалтырь дома? Псалтырь на русском языке

Среди всех книг Ветхого Завета Псалтырь по праву занимает свою особую нишу, по крайней мере в православии. Ведь эта книга полностью представлена в богослужебном уставе. В данной статье раскрывается вопрос о домашнем чтении Псалтыри, а также ряд других немаловажных вопросов по данной теме.

Образец молитвы

Особое значение Псалтыри заключается в многообразии человеческих чувств, духовных стремлений, восхвалений Творца. Один из богословов как-то сказал, что нет в человеке такого чувства, которое не нашло бы отражения в псалмах. Чтение этой священной книги является благодатным занятием для христианина, поскольку даёт ему множество примеров истинной духовности. В текстах псалмов можно найти огромное число образцов покаянной молитвы.

Псалтырь в православном богослужении и традициях

Эта книга представляет собой сборник из нескольких сотен псалмов – своеобразных духовных гимнов, значительное количество которых написал ветхозаветный царь Давид.

Эти тексты использовались в церковных службах ещё до Рождества Христова. Правила чтения псалмов во время православного богослужения, а именно календарный план их пения, оговаривается в специальной книге, носящей название «Типикон».

Помимо церковного чтения, существует ещё давняя православная традиция читать Псалтырь вне церковных стен, в кругу семьи или близких знакомых. Такое чтение называется келейным. Как правильно читать Псалтырь дома? Этот вопрос не раз был рассмотрен разными православными богословами, также о чтении священной книги многократно упоминали святые в своих письменных трудах. Существует устойчивое мнение, что перед тем, как заняться таким чтением, нужно получить благословение духовника либо просто священника, который уже долгое время исповедует желающего начать чтение.

Псалтырь на русском языке

В богослужении используется только церковно-славянский вариант этого священного текста. Несмотря на это, есть переводы и на современный русский язык. На вопрос: «Можно ли читать Псалтырь на русском языке?» – священники обычно отвечают примерно так: «Во время церковной службы такое чтение неприемлемо, так как, согласно православной традиции, церковные службы должны проводиться только на церковно-славянском. Однако при келейном чтении употребление русскоязычного текста не возбраняется».

Нет определённого устава, который бы регламентировал, как правильно читать псалтырь дома. Тем не менее за многолетнюю историю существования этой традиции сложились определённые устойчивые правила, которые носят чисто рекомендательный характер. То есть их соблюдать желательно, но некоторые из них могут не исполняться в силу определённых жизненных обстоятельств.

Неписаные правила

Так, например, рекомендуется читать Псалтырь при зажжённой лампадке. Но как быть, если человек находится в путешествии и у него под рукой нет этого осветительного прибора? Тогда этим правилом можно смело пренебречь. Потому что единственное правило в этом богоугодном деле, которое необходимо исполнять всегда, или, по крайней мере, стараться его придерживаться – это вдумчивое, внимательное чтение, сходное с чтением молитв.

Ещё одно правило гласит, что необходимо стараться не допускать ошибок в ударении при чтении церковнославянских слов. Оно тоже может быть трактовано двояко. Конечно же, священнослужитель, будучи профессионалом, должен читать Псалтырь с минимальными искажениями норм произношения. Но для простого человека здесь главное, опять же, не в том, как читаешь, а читаешь ли вообще. Это означает, что живая искренняя молитва – вот главная цель чтения.

В богослужебных изданиях Псалтырь состоит из особых частей, которые называются кафизмами. Каждая из которых, в свою очередь, разделяется Славами: частями, во время которых происходит молитва за усопших, и молитва за здравие живых людей.

Перед началом чтения Псалтыри и после его окончания произносятся специальные молитвы, которые, как и тропари, также обязательны для произнесения и после завершения каждой кафизмы.

Ещё один важный вопрос на эту тему звучит следующим образом: «Как правильно читать Псалтырь дома: вслух или про себя?» На этот вопрос священник Владимир Шлыков отвечает следующим образом. Он говорит, что чтение этого священного текста может происходить и про себя. Однако многие святые отцы рекомендовали по возможности стараться заниматься этим вслух. Например, святитель Игнатий говорит о пользе произнесения псалмов.

Он пишет, что чтение вслух приучает человека к внимательной молитве, повышает понимание текста.

Церковное чтение священной книги

Читаемый по усопшим и живым, Псалтырь нередко звучит в монастырских и прочих храмах. Такое церковное чтение можно заказать, тем самым оказав помощь душе близкого человека. Эта забота может быть оказана как живым, так и мёртвым людям, о дальнейшей судьбе которых печётся человек, заказывающий это чтение. Кроме того, такие молитвы могут быть полезны не только тому, за кого молятся, но и тому, кто совершил эту благодетель – заказал чтение. Нужно только твёрдо помнить слова Христа «Пусть ваша левая рука не знает, что делает правая».

Чтение Псалтыри за усопших родных и близких

Прежде всего нужно запомнить, что чтение можно производить не всегда: в течение Пасхальной недели чтение прекращается. Однако и этот запрет является не жёстким, так как в «Настольной книге священнослужителя» сказано, что если человек умер в эти дни, то чтение по нему можно производить.

Читая Псалтырь по усопшему, удобнее всего использовать богослужебный вариант священной книги, где обозначены кафизмы. Во время Слав при таком чтении следует произносить молитву за упокой.

Священники говорят, что им нередко задают и подобные вопросы:

  1. Как читать Псалтырь об упокоении дома?
  2. Можно ли читать Славы по очереди: за усопших и за здравствующих?

На эти вопросы чаще всего от батюшки можно услышать положительный ответ.

Как правильно читать Псалтырь о здравии?

Соответственно, если псалмы читаются за здравствующих людей, то на Славах нужно произносить заздравную молитву.

Ещё одно правило, касающееся Слав. Если человек хочет научиться, как правильно читать Псалтырь о живых дома, то он должен приучить себя вставать во время чтения Слав. Во время же чтения всего остального текста этой священной книги допускается сидячее положение чтеца. Не вставать во время Слав могут только тяжелобольные люди, как, впрочем, и при церковном богослужении. Это вставание во время чтения Слав необходимо, поскольку во время него молящиеся демонстрируют свою любовь и почтение, которое они проявляют к Господу Богу.

Довольно часто возникает и такой вопрос: как правильно читать псалтырь за детей? Здесь особых правил нет. За детей Псалтырь читается так же, как и за взрослых.

Если речь идёт об обучении детей чтению Псалтыри, то здесь важно приучать детей понимать эту священную книгу с раннего детства, объясняя им значение отдельных непонятных фрагментов. Нужно предотвращать бессмысленное вычитывание детьми священных текстов. Это касается и взрослых. Поэтому многие священники и богословы рекомендуют брать на себя чтение посильных частей Псалтыри. Не следует продолжать чтение, когда внимание уже рассеялось. Такое чтение может только «прогневить» Бога. То есть чтение в подобной манере приводит к тому, что человек начинает относиться к этой традиции по-язычески, придавая значение не молитве, а лишь факту исполнения ритуала.

Что касается различных практик домашнего чтения Псалтыри, то их существует огромное множество. Читать можно как наедине с самим собой, так и совместно с другими людьми. В православной литературе встречаются и техники чтения, при которых кафизмы Псалтыри разделяются между группой людей на равное или неравное количество текстов.

В заключение

Несмотря на то что многие святые отцы рекомендуют вдумчиво читать Псалтырь, некоторые из них также говорят о том, что не стоит смущаться, если смысл читаемого всё же не всегда доступен чтецу. Есть и такое мнение, что даже если читающий не понимает смысла, то уже само его намерение прославить Господа в чтение псалмов является благом. Поэтому не стоит впадать в уныние, если не всегда получается читать священный текст безукоризненно и с глубоким осмыслением.

Чем отличается молитва от псалмы

Различные методы светлой магии. Чистки и защиты

  • Перейти на страницу:

Псалмы и их применение в магии.

И так, первая группа, включающая в себя 3 подуровня.

В эту группу входят самые слабые воздействия: сглазы, слабенькие порчи, самопорчи, психологические блоки и барьеры.

Первый уровень включает в себя соответственно самое слабое воздействие и по усилению нанесенных повреждений движется от первого к третьему.

Для воздействий от 4 до 12 уровня, выкладывать отчитки не буду, по той простой причине, что "самолечением" там заниматься не надо, надо обращаться к специалисту.

Как ее применять.

Времени вся процедура займет немного, минут 15-17.

В этом тоже есть отличие от многих методик снятия негатива, я отчитками негатив не опускаю вниз, а поднимаю вверх, где он трансформируется в Божественную Любовь, и в таком виде возвращается к Вам.

Здравствуйте! С нетерпением ждали вашего возвращения!

У меня несколько вопросов:

2.Нужно ли повторять за вами?

Использую методы: нумерология, "знание"

Re: Псалмы и их применение в магии.

Вставлю сюда свои 5 евроцентов. Дело в том, что правильно исполненная молитва, в т.ч. и христианская, даёт настрой на природные резонансы, и, по своему опыту работы в данной теме, тот же "Отче Наш" одинаково влияет как на крещёных, так и на некрещёных. До 2008 года использовал молитвы для технологических тем, при помощи которых силу воздействия можно было увеличивать в беспредельное количество раз, и с одинаковой эффективностью отрабатывались и крещёные, и некрещёные. После 2008 года, когда ХЭ сильно обвалился, молитвы, в нём рождённые, по силе существенно упали, и, соответственно, как исходники для технологий они меня перестали интересовать. Смысл технологической обработки в том, что не вся без исключения молитва по времени является рабочей, но только определённые её моменты, которые, собственно, были выделены и взяты на вооружение, убрав, соответственно, всё лишнее. Скомпоновав одни только рабочие моменты, и повторив их подряд в записи определённое количество раз, был достигнут 800-кратный эффект, что позволяло воздействовать на человека дистанционно, положив его фото под воспроизводимую запись такого концентрата. Далее, были найдены и другие схемы умножения, вплоть до того, что после определённого момента это умножение теряло смысл, как рабочий инструмент. Могу выложить исходник, из которого когда-то делался рабочий концентрат. Исполнени он достаточно качественно. ОТЧЕ НАШ. В общем и целом, это исполнение и сейчас может дать лёгкую правку энергетического поля, но уже не с такой силой, как это было 4 года назад.

у меня ещё вопросик один возник: есть-ли в Вашем арсенале отчитки такого типа, где негатив сливается вниз, а не выводится наверх?

90 Псалом – и в христианской религии и в католической (там он кажется под Nr 91) – сильный. И помогает хорошо.

Теперь – я понимаю, почему так сказали. Вибрации, которые создаются при чтении Псалмов, они лечебные: как для души, так и для тела.

Другой вопрос, если слушать качественное иполнение – тогда да, полезные резонансы и на клеточном уровне проймут.

Тема очень полезная, спасибо.

"К сожалению, все слоты для Вашей страны исчерпаны. "

не получилось скачать.

1.В какое лучше время слушать (утро, день, вечер)?

2.Нужно ли повторять за вами?

3.Нужно ли свечку рядом зажигать?

4. О чем говорят некоторые ощущения в определенных частях тела при прослушивании (например, левая коленка)?

2. Нет, за мной повторять не нужно. Если получается, можно вслушиваться в слова, если вслушиваться не получается, значит не надо. это как с песнями, одни слушают музыку, у других "упор" делается на слова.

3. Свечу зажигать желательно, но не обязательно.

4. "Странные" ощущение вероятнее всего будут говорить о месте "накопления" негатива.

только вот, та отчитка что я выложила, вряд ли возьмет именно такой негатив, точнее сказать, возьмет, но снятие будет не полным. Потому как рассчитана она на снятие менее сильного негатива.

Сила порч в основной своей массе начинается со 2 уровня или 4 подуровня.

У меня ещё вопросик один возник: есть-ли в Вашем арсенале отчитки такого типа, где негатив сливается вниз, а не выводится наверх?

Насколько я знаю, "Отче Наш", тоже относится к тем молитвам и псалмам, работающим как с ХЭ так и с ЭТ (эгрегором Творца).

Отчитки работают на поднятие негатива вверх, и никак иначе.

По принцину сверху-вниз работают начитки.

А как один из эффектов отчиток, это то, что обратка за негативное воздействие идет в том виде в каком она должна быть по мнению Высших Сил. Т.е. в данном случае от оператора не зависит ни вид, ни сила обратки. Правда, могу по собственным наблюдениям сказать что сила и вид обратки ВСЕГДА адекватна силе и повреждениям вызванным тем негативным воздействием которое было снято.

В своей практике я использую трехпсалмие, а в особо тяжелых случаях шестипсалмие.

108 псалом входит как правило в отчитки и начитки связанные с обретением своего жизненного пути. Это когда не туда идете, когда Вас сбили с пути, то ли это было под негативным воздействием, то ли из-за собственного страха что то менять в жизни, но человек сбился и "потерял" себя. Вот тогда и составляется трехпсалмие для определенной цели, в данном случае что бы вернуть человека на путь который предназначается именно ему.

не получилось скачать.

а про начитку расскажете?

а начитки все таки немного позже разбирать будем, сначала чистимся, а потом уже просим хорошего

Тема просто отличная, главное лень в себе убрать и читать трехпсалмие или шестопсалмие ежедневно, по несколько раз в день.

Такие вещи иногда интересные пишете, что значит ХЭ обвалился сильно, милость Божья покинула данный оплот энергии, или более того сам Творец от этой планеты отвернулся. Я без тени иронии, просто интересна Ваша так сказать технократическая трактовка процессов в рамках планетарного поля.

А божья милость – это чисто человеческое качество. Люди и животным-то приписывают свои качества, способности и черты характера, а уж божественные персонажи намного более фантастичны и сказочны, и диапазон функциональных опций у них поболее, нежели у говорящих зверей в мультиках.

А у Творцов здесь свои интересы, и никто никуда ни от кого не отвернулся. Просто идти надо с ними "в ногу", тогда и будет всё тип-топ

Ага, только с отнятием удачи и подключением к потокам энергии материального потока псалмы слабо соотносимы.

Зря Вы улыбаетесь.

Попробуйте перед важной сделкой три дня (а лучше как раз 9 дней) читать новенны о хорошем исходе этой сделки и Псалтырь, в добавку.

Посмòтрите результат: какой будет. Даже, если ВС вмешаются и не дадут Вам провести эту самую сделку, то не будете нервничать- раз, возможно предложатся другие условия, тоже выгодные -два, или по пути на подписание бумаг, Вы случайно встретите ещё одного клиента, который принесет Вам вдвое больше,чем вы заработали бы на первой сделке.

Вы совершенно правы, именно по этой причине многие и считают т.н. Белую магию слабее т.н. Черной.

И если сделка не получилась, то сразу возникают мысли (не у всех):

Как же так, я же молился(лась), а мне не дали. наверно не услышали/ не захотели/ темные силы оказались сильнее. И очень редко кто оглядывается по сторонам и видит истинную причину почему сделка не состоялась.

2, 22, 62,67,73,100,108,112,126,130

  • Перейти на страницу:

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Одна из характеристик нашего времени - духовная дезориентация. Далеко не всегда современный человек заметит различие между понятиями христианскими и оккультными. Соответственно, не зная разницы, он не поймет той подмены, которую предлагают оккультные практики.

Например, все ли смогут правильно ответить, чем христианская молитва отличается от магического заговора и заклинания? Там и тут произносится словесная формула, там и тут требуется вера произносящего, то и другое предполагает нечто невидимое и сверхъестественное. Есть ли вообще отличие, если маги иной раз упоминают имя Божие, а бывает, что произносят и самые что ни на есть церковные молитвы?

Попытаемся ответить на этот вопрос.

Сначала уточним, что заговор и заклинание - оккультные словесные формулы, имеющие определенное различие. Заговор предполагает технико-магическое воздействие в силу самой произнесенной формулы. Это словесное выражение, в котором запечатлена вера человека в какое-то лучшее для него изменение. Например, человеку хочется выздороветь, встречаться с понравившимся лицом противоположного пола, иметь хороший финансовый достаток, избегать дурного наваждения - все это высказывается в заговоре с надеждой, что получится в силу самого произнесения. Есть даже заговоры, которые вошли в нашу речь, прижились в нашей культуре. Так, мама, потирая у ребенка ушибленное место, приговаривает: «У сороки заболи, у собаки заболи, а у Машеньки пройди». Дело, конечно, не в том, что сороки и собаки почему-то обязаны отдуваться за наши оплошности, а в том, что человеку хочется как-то снять неприятность с помощью словесного действия, отвести от себя или своего близкого беду. Таков заговор.

Заклинание же есть императив, повеление, требование, направленное, например, к невидимым духам и имеющее принудительный характер. Но в целом можно обобщить эти понятия, поскольку часто заговор и заклинание выступают как синонимы. Итак, всякое заклинание (заговор) представляет собой последовательность слов или звуков, за которыми признается магическая сила. Заклинаниями пытаются добиться того, чего не достичь обычными человеческими усилиями: повлиять на погоду, урожай, самочувствие и т.д.

Что же, скажет кто-нибудь, составил себе заклинание, придумал обряд и уже добьешься всего, чего хочешь? Нет. Опытные маги ответят, что новых-то заговоров и заклинаний сейчас составляется много, только все они малоэффективны. Старые заклинания закреплялись опытом жизни мага, то есть его явным или тайным взаимодействием с темными силами, и его смертью как некоей печатью.

Молитвы же освящены опытом жизни святых людей. Христианские подвижники обрели богообщение посредством молитв, в опыте своей духовной жизни они создали молитвы, наиболее располагающие душу к общению с Богом. Поэтому, произнося составленные ими молитвы (они собраны в православных молитвословах), мы восходим к Богу тем же путем, что и святые.

В магии считается, что заклинательная формула чудесна сама по себе, смысл слов далеко не всегда имеет решающее значение. Допустим, в средние века заклинания произносились в основном по латыни, которую произносящий не обязательно знал. Всем нам известное слово «абракадабра», означающее для нас простую бессмыслицу, перешло из старинного магического заклинания. Оккультисты считают, что слова обладают скрытым смыслом, как бы неким кодом, дающим доступ к законам окружающего нас мира. Этот скрытый смысл известен только «избранникам», способным составлять новые заговоры и заклинания. Тот же, кто не знает потаенного смысла, может употреблять составленные формулы, которые якобы помогут верящему в их эффект.

Заговор близок к мантре, в которой важен не столько явный смысл, сколько точное воспроизведение звуков и каждый звук считается наделенным мистическим значением. В христианстве же молитвенное обращение и служение Богу является осмысленным, здесь на первый план выдвигается тот очевидный, непосредственный смысл, который вложен в молитву. «Пойте Богу нашему, пойте… пойте разумно» (Пс. 46: 7-8), - читаем мы в священной книге Псалтири. Молитва должна быть разумной, то есть произноситься осознанно и осмысленно. Где Бог, там смысл и порядок. Где нет благодати Божией, там бессмыслица, хаос и всякое неустройство. Представим себе человека, который пришел к руководителю и начинает произносить то, чего сам не понимает, - выслушают ли его? Представим, что он заготовил словесную формулу и проговорил ее без всякого осознания, словно магическое заклинание, - подействует ли это на руководителя? Молитва потому должна быть осмысленной, что она предполагает личностное общение - обращенность ума и сердца человека к Богу, Который видит все тайники нашей души.

Впрочем, нам могут возразить, что в современных, а не средневековых, заговорах изложены вполне осмысленные просьбы (хотя «абракадабра» употребляется до сих пор), стало быть, и в магии человек понимает то, что произносит. Даже если и так, кардинальным различием является то, что люди с магическим сознанием надеются на текст заговора сам по себе, на его звуковое воспроизведение как запуск невидимого механизма, тогда как христиане надеются не на текст, а на Бога, к Которому обращаются в своих молитвах, Который слышит и потому может помочь.

Некоторых людей подкупает в заговорах то, что и там присутствуют молитвенные упоминания Христа, Божией Матери, заимствованные из православного молитвослова. Действительно, во многих заговорах есть вполне православные речевые обороты, а некоторые начинаются подчеркнуто благочестиво: «Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь…» (во многих же случаях более откровенно: «Стану я, не благословясь, пойду, не перекрестясь»). Но обрывки молитв встречаются в заговорах подобно тому, как в уличных сплетнях встречаются обрывки истинных слов или в речи сквернослова - благозвучные выражения. Оккультисты могут упоминать даже «Отче наш», но они же обращаются к воде, глине и прочим принадлежностям тварного мира - таково язычество, приукрашенное близкими душе человека христианскими символами.

Весьма интересный эпизод есть в книге М. Шолохова «Тихий Дон», когда Аксинья пыталась освободиться от любви к Григорию, обратившись к бабке:

«- Тоскую по нем, родная бабунюшка. На своих глазыньках сохну… Может, присушил чем?.. Пособи, бабунюшка!..

Светлыми, в кружеве морщин, глазами глядит бабка Дроздиха на Аксинью, качает головой под горькие слова рассказа…

Придешь, бабонька, пораньше завтра. Чуть займется зорька, придешь. К Дону пойдем, к воде. Тоску отольем. Сольцы прихвати щепоть из дому…

С рассветом Аксинья, не спавшая всю ночь, - у Дроздихиного окна…

По проулку спускаются к Дону. У пристани, возле мостков, мокнет в воде брошенный передок арбы. Песок у воды леденисто колок. От Дона течет сырая, студеная мгла.

Дроздиха берет костистой рукой Аксиньину руку, тянет ее к воде.

Соль взяла? Дай сюды. Кстись на восход.

Аксинья крестится. Злобно глядит на счастливую розовость востока.

Зачерпни воды в пригоршню. Испей, - командует Дроздиха.

Аксинья, измочив рукава кофты, напилась. Бабка черным пауком раскорячилась над ленивой волной, присела на корточки, зашептала:

Студены ключи, со дна текучие… Плоть горючая… Зверем в сердце… Тоска-лихоманица… И крестом святым… Пречистая, Пресвятая… Раба Божия Григория… - доносилось до слуха Аксиньи.

Дроздиха посыпала солью влажную песчаную россыпь под ногами, сыпанула в воду, остатки - Аксинье за пазуху.

Плесни через плечо водицей. Скорей!

Аксинья проделала. С тоской и злобой оглядела коричневые щеки Дроздихи.

Все, что ли?

И крестное знамение с именем Божиим, и студены ключи с домашней солью и речной водой, и надежда на сам ритуал без личного осмысленного участия - все здесь упомянуто. Правда, оказалось все это для самой Аксиньи вполне бездейственным.

В настоящее время, имитируя некую научность, оккультисты говорят, что заговоры и заклинания - это способы концентрации энергии воли мага, которая направляется к поставленной цели при помощи словесных формул, это всего лишь некая самонастройка экстрасенса и не более того. Крестное знамение современные оккультисты объясняют как энергетическую самозащиту с выявлением собственного биополя. Таким образом, людей с магическим сознанием не интересуют ни Бог, ни молитва к Нему. Если же говорить о подлинном смысле христианской символики и молитвы, то крестное знамение есть, прежде всего, символ Креста, на котором Господь был распят за грехи всего мира. И потому крестное знамение приобщает христианина к победе Господа над диаволом и нашими грехами. Истинная же молитва есть личное обращение к Тому, Кто Сам личен. Христианская молитва есть предстояние пред Богом Живым, Который тебя видит и слышит, Который укрепляет и помогает. Молитва не может быть обращением к бездушным предметам, ибо они не слышат и не в состоянии духовно помочь. Конечно, существуют святые предметы, то есть освященные благодатью Божией. Но когда батюшка, например, освящает воду, то, осеняя ее крестом, он обращается все-таки к Богу: «Ты, Господи, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию». Обращаясь в специальной молитве к животворящему Кресту, мы обращаемся тем самым к распятому Господу. Для христианина молитва есть златая связь с Богом, она - жизнь нашей души и сокровищница всевозможных благ, потому что в ответ на горячую молитву Господь наделяет христианина Своими милостями.

Всякий заговор соответствует вообще идее оккультизма, колдовства. В колдовстве человек пытается удовлетворить свои индивидуальные, корыстные желания, не соизмеряя их со своим вечным спасением. Он хочет сейчас и здесь добиться успеха, хорошего урожая, удачи в личных делах, благосклонности любимого человека, отмщения врагу и т.д., не задумываясь, спасителен ли сам способ, согласуется ли преследуемая цель с волей Божией. Это желание достичь «своего» любыми средствами, пусть даже с ущербом для своей будущей участи, - вот главная идея всякого заговора или заклинания. В молитве же человек, даже испрашивая что-то очень важное в смысле земном, все равно вверяет себя в руки Божии, предает исполнение просимого Богу, исходя из принципа: а будет ли просимое полезно, не помешает ли оно духовному преуспеянию человека, соответствует ли оно воле Божией?

Если молитва есть просьба, обращенная к Богу, Пресвятой Богородице или святым, и, значит, молитва предполагает добровольность отклика, то произносящий заклинание не ждет ни от кого ответа: само заклинание считается имеющим принудительную силу к достижению желаемого. Например, для привлечения денег в современной магии рекомендуется вечером того дня, когда набралось 10 сэкономленных монет по 1 рублю, зажечь две свечи, между ними поставить стеклянный сосуд и, наполняя его освященной(!) водой, приговаривать: «Пусть наполнятся карманы, деньги пусть придут в мой дом так же скоро, как сосуд наполняю я водой» (заклинания часто произносятся в рифму). Затем берут монеты по одной и, бросая их в воду, читают заклинание по одной фразе на каждую монету: «Желаю здоровья. Желаю успеха. Желаю счастья. Желаю богатства. Желаю золота. Желаю серебра. Желаю изобилия. Желаю помощи. Желаю, чтобы деньги пришли в мою жизнь. Я желаю этого, так тому и быть». Свечи оставляют догорать, а утром окропляют водой из сосуда углы своего жилья и оставшуюся воду выливают на порог.

Приведенный пример заклинания ясно показывает, что в магии все основано на принципе «да будет воля моя», «да исполнится моя воля посредством заклинаний и магических действий». В молитве же все основано на принципе, который выразил Христос в Гефсиманском молении: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 42). В заклинании маг верит в достижение желаемого: «я выполнил ритуал - и я получу желаемое». В молитве же христианин верит Богу, Который может подать просимое, если это полезно душе просящего.

Итак, в магических заклинаниях человек пытается максимально удовлетворить себе, своим страстям и приземленным потребностям, а в молитве человек стремится осуществить в личной жизни то, что соответствует Божиему Промыслу. Промысл же Божий ищет в человеке максимального раскрытия добра и соответственно доброго отношения ко всем остальным людям. Не земной прибыток или беспечальная жизнь ставятся главной целью в молитве. В конце концов, даже не важно, подаст ли Господь человеку что-то земное по его молитве - важной является сама молитва как общение с Богом. Об этом хорошо писал преподобный Иоанн Лествичник: «Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего - прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним» .

Кроме того, в заклинаниях вообще не важно, насколько чисто сердце человека, главное - точно воспроизводить магические действия и внутренне настраиваться на достижение желаемого. В молитве же все зависит от того, что содержится в сердце молящегося, насколько он внимательно, нерассеянно молится. Поэтому молитва предполагает нравственное усилие, преодоление в себе греховных движений и той лености, которая парализует душу на ее пути к Богу. Святитель Феофан Затворник писал: «Ревнуя о спасении, все внимание должно обращать на устроение сердца или на впечатление в нем истинно христианских чувств и расположений… Ибо чего нет в сердце, того и на деле нет. Если нет веры в сердце, то ее совсем нет, хотя бы кто писался православным. Если нет воздыханий в сердце, нет их и совсем, хотя бы кто воздух колебал или бил себя в перси. Если нет страха Божия в сердце, нет его и совсем, хотя бы кто видом казался исполненным благоговения. Если нет чистоты и отрешенности в сердце, нет их и совсем, хотя бы кто чист был телом и ничего не имел из благ мира. Если не бывает человек сердцем в храме, нет его здесь и совсем, хотя бы он тут стоял телом. Так, все надо совершать сердцем. Сердцем любить, сердцем смиряться, сердцем к Богу приближаться, сердцем прощать, сердцем сокрушаться, сердцем молиться, сердцем благословлять и прочее и прочее… Ибо каков кто в сердце, таковым зрит его Бог с высоты Своего престола и соответственно тому принимает его» .

Все только что сказанное подводит к объяснению, почему некоторые оккультисты используют вполне церковные молитвы. Тексты-то употребляются церковные, а идея произнесения их - оккультная. Для самого мага, даже если произносится молитва, она собственно молитвой уже не является, а только заклинанием, в котором он вовсе и не обращается к Богу, так как считает, что само произнесение затронет нужные невидимые нити. Для оккультиста молитва есть лишь магическая формула, вид словесной энергии, действующей в силу самого произнесения. Не от Бога ожидается ответ - маг не способен благоговейно обратиться к Богу, - а эффект ожидается от словесной формулы самой по себе, от заключенной в ней, по мнению мага, энергии. Поскольку же при бессмысленном повторении слов молитвы нет живого обращения к Богу, этого человека легко искушают демоны, которые дают ему особые чувства, эмоции и создают видимость эффекта от оккультного употребления молитв.

В заключение вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Будем искать спасения не каким-нибудь образом и избавления от бедствий не как бы то ни было, но от Бога. Говорю это к тем, которые во время болезней употребляют заклинания и прибегают к другим чародействам для облегчения болезни. Это значит искать себе не спасения, а погибели, потому что величайшее спасение есть то, которое получается от Бога» .

«Подскажите, пожалуйста, есть ли такая молитва - “от трех смертей”? Я слышала, что она помогает даже безнадежно больным, а читать ее можно только раз в год - накануне Пасхи до колокольного звона». Этот вопрос поступил в раздел «Вопрос священнику» на сайте Саратовской епархии. Нередко приходится отвечать на подобное и священникам на приходах. Постараемся внести ясность - возможно, кого-то, кто, столкнувшись с такого рода «молитвами», не решился дойти до храма и обратиться к священнослужителю, это убережет от духовных экспериментов.

Газета «Православная вера»

Среди невоцерковленных и даже некоторых посещающих храм людейшироко распространены тексты «особых» молитв - не употреб­ляющихся в богослужении, не звучащих в Церкви, но якобы имеющих некое усиленное действие на конкретные обстоятельства жизни человека - болезнь, ситуацию в семье и так далее. Нередко, в частности, священникам приносят - с сомнениями или за благословением читать - сборник, называемый «Сны Пресвятой Богородицы». Количество этих «снов» варьируется от семидесяти семи до ста. «Сны Богородицы» переписываются людьми у знакомых, перепечатываются и даже издаются. Каждый «сон» имеет свое поле действия. Вот цитата из «сна» для приобретения богатства: «Не рыдай Мене, Мати, Я воскресну и на Небеса вознесуся. А какой человек этот стих будет знать, при себе иметь, тот добро будет имать. Соблюду его от всякого зла, а в дом дам злата и серебра и всякого изобильного добра».

Никому не известные авторы и по сей день рождают «в творческих муках» подобные тексты - количество «снов» неумолимо растет. Однако рейтинг этого сборника, пожалуй, вряд ли поднимется выше рейтинга воронежского бестселлера «Молитвенный щит православного христианина». В этом толстеньком молитвослове указано, что издан он «по благословению Его Преосвященства Епископа Липецкого и Елецкого Никона», что, к слову, явилось большим сюрпризом для самого Владыки Никона, потому чтоникакого благословения он не давал . «Счастливыми» обладателями «Молитвенного щита» являются православные христиане по всей России, причем многие из них даже не подозревают, какие опасности для души человека хранит в себе этот «ящик Пандоры». Вернее, сборник православных молитв и… народных заговоров, выдаваемых за православные молитвы. Вот уж где действительно можно найти молитву на любую потребу: есть даже «о стяжании дара прозорливости»…

В «Молитвенном щите» перечислено максимальное количество человеческих болезней, и за каждым диагнозом закреплен свой святой, которому надо молиться. То же самое и с другими потребностями, к примеру, святым равноапостольным Константину и Елене почему-то поручена не самая высокая миссия: за ними закрепили молитву об урожае огурцов…

Большой раздел этого молитвослова посвящен самостоятельной борьбе с падшими духами, и центральное место в нем занимает так называемая молитва задержания из сборника молитв старца Пансофия Афонского.

Вот цитата из этой молитвы: «И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы окрест стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании. Так и ныне разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на меня и всех хулящих и унижающих мя. Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих».

Магизм и тьма языческая

Духовник и преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Владимир Пархоменко рассказал нам о таких «молитвах» подробнее.

- Отец Владимир, кто такой старец Пансофий Афонский?

Я никогда не встречал этого имени, кроме как при упоминании его в сочетании с «молитвой задержания». Ничего не известно и о сборнике молитв этого старца, я не уверен, что это реальный человек.

- В чем неправильность «молитвы задержания»?

Вся молитва пропитана духом чародейства. Это видно уже из пояснения, которое находится перед самой молитвой задержания: «Сила сих молитв в утаении от слуха и взора людского, в тайнодействовании ея». Подобные рекомендации как раз присущи колдовским обрядам, а никак не православной молитве. Сила христианской молитвы совсем в другом - в смирении, в духе покаяния, в любви к Богу, ближним и всем тем, кто причинил нам зло. Евангелие учит нас любить своих врагов, а тут мы видим совсем иное. И, конечно же, никакого смирения и покаяния в этой молитве нет; более того, в ней человек указывает Богу, каким образом Бог должен действовать и что надо сделать с нашими врагами.

- Что привлекает людей в таких «молитвах», почему они хотят их читать?

К великому сожалению, человечество, несмотря на то, что сейчас XXI век, имеет по большей части магический взгляд на мир. И это магическое мировоззрение закрадывается и в церковную среду. Человеку не хочется смиряться перед волей Божией, а хочется, напротив, управлять жизненными обстоятельствами. Это проявляется и по отношению к молитве. Возникает внутреннее убеждение, что молитва сама по себе должна непременно приносить желаемый результат, и не важно, хочет этого Господь или нет. При этом молитвословия могут быть выбраны абсолютно церковные - например, «Да воскреснет Бог», «Богородице Дево, радуйся», но если человек заключает в своем сознании мысль о том, что само прочтение молитвы или определенного количества этих молитв будет обязательно влиять на какую-то ситуацию - это классическая магия. Типичный пример магического мировоззрения: прочитаю сорок акафистов, и задуманное обязательно сбудется - квартира появится, жених найдется, обидчики будут наказаны и так далее. И вместо хрис­тианской молитвы совершается своего рода ритуальное действие, которое вполне можно приравнять к ритуалу с куклой вуду.

В основе такого отношения лежит еретическое учение о возможности навязать Богу свою свободу. Человека, который и молитвы из обычного молитвослова читает с мыслью «чтоб обязательно сбылось», очень легко заинтересовать чуждыми церковному духу молитвенными текстами, близкими по содержанию к заговорам. Люди обманываются тем, что в таких молитвах-заговорах произносится обращение не к сатане, а к Богу, Божией Матери и святым. Но это исключительно магическая вещь, там присутствуют формулы заклинания.

- А как человеку распознать эти формулы заклинания в том, что он читает?

В заклинаниях всегда существует некий автоматизм - действие за действие. Я Тебя, Господи, призываю, к Тебе обращаюсь, поэтому Ты однозначно сделай то, что я хочу.

- В чем заключается эта опасность, как чтение таких «молитв» может навредить человеку?

Самый легкий случай - это когда на такого «молитвенника» нападает страх, уныние, начинают происходить мистические вещи, обрушивается град неприятностей. Это признак того, что от человека отошла благодать Божия: Господь таким образом помогает человеку понять, что он движется не в том направлении. Кто-то понимает и останавливается. Однако часто в сознание молящегося такими «молитвами» всеивается мысль, что раз идет такая брань, значит, он на верном пути, надо усиливать молитву и воевать. Но на самом деле нигде у святых отцов мы не находим учения о том, что обязательным признаком правильной молитвы является восстание на тебя падших духов. Дальше может наступить затишье в этой брани, человек думает, что он победил. От этого он испытывает гордость, потом у «молитвенника» могут появиться «благодатные состояния» и видения, которыми он начинает руководствоваться. Все это чистая бесовщина и погибель души человека, выйти из такого состояния уже очень трудно.

Батюшка, возвращаясь к прочтению молитв «по количеству»… Но ведь часто встречается, что священники благословляют читать канон, акафист или какие-то молитвы определенное количество раз. Разве это неправильно?

Духовники действительно порой благословляют определенное количество молитв - например, Иисусову молитву сто раз. Но здесь важна причина, важен мотив: в данном случае это делается исключительно из одного соображения - чтобы дать человеку меру духовного труда. Священник видит, что меньше этому человеку будет мало - труда не почувствует, а больше будет вредно - в прелесть может впасть. Никакой магии в этом нет, это чисто практическое соображение. А уже дальше в среде духовно нетрезвенных христиан этому числу начинает приписываться магическое значение.

Говоря о количестве молитв, стоит отметить еще один признак духовной нетрезвенности - очень большое молитвенное правило, которое возлагают на себя люди (или, к сожалению, могут возложить на них так называемые младостарцы). Я могу понять, если у человека сердце поет, и от этой радости он так много молится. Но чаще всего вижу, что это просто огромный перечень прошений к Богу - будто Он не знает, что человеку нужно! Разве о чем-то забыли сказать в утренних и вечерних молитвах святые Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий и другие святые отцы? Ведь Христос, дав нам молитву «Отче наш», заповедовал нам не быть многословными в молитве, как язычники, которые думают, что в многословии своем будут услышаны. Бывает даже, что у человека возникает зависимость, нездоровая потребность в несоразмерно большом для обстоятельств его жизни и духовного возраста молитвенном правиле. Это тоже признак не благодати, а надрыва духовного. Иногда приходится на некоторое время почти лишать человека молитвенного правила, благословляя, например, несколько небольших молитв утром и вечером. Если этого не сделать, то потом приползают на исповедь духовно истощенные люди, и восстановиться им бывает очень сложно…

Преподобный Антоний Великий приводил замечательный пример: чтобы выстрелить из лука, тетиву нужно натянуть в меру. Если не дотянешь - стрела не полетит, перетянешь - лук лопнет. Так и в молитве нужно находить золотую середину.

Газета «Православная вера» № 8 (532)

Светлана Попенко

Очень много людей, которые сами себе хотят магически помочь без участия специалистов, начинают искать в интернете заговоры, заклинания, молитвы и читать все подряд, ошибочно полагая, что это панацея и совсем скоро принц постучит в их дверь, возле которой уже стоит мешок с .

От незнания нюансов и тонкостей, получается только одно - они себе вредят. И очень сильно. Поэтому я попытаюсь объяснить, чем отличаются молитвы от заговоров.

Молитвы и заговоры с древнейших времен считаются спасителями от многих недугов и целителями судьбы. Читая их можно излечиться от болезни, найти своего суженного, улучшить материальное положение.

Многие ошибаются, когда думают, что молитва и заговор - это одно и то же. Но и в заговоре, и в молитве встречаются обращения к Богу и сопутствующие слова, типа «аллилуя» и «аминь».

Заговор - это мощная словесная формула, которая оказывает волшебное (магическое) влияние на ход событий. Читая заговор, человек частенько призывает в помощь силы природы, стихии и пробуждает скрытые возможности человеческого организма.
Не даром же говорят, что сила человеческого слова нереальная и мощная. И это правда. Заговоры существуют на здоровье, удачу, фортуну, карьерный рост, хорошее протекание беременности и родов, улучшение материального состояния, встречу своей судьбы…

Для того, чтобы заговор имел силу, его надо читать в точности, как указано в источнике. Ничего не путать, ничего не менять и ничего не придумывать. Только тогда он сработает и начнет действовать в нужном русле. Главное, научиться различать правильное от дурного и сто раз подумать, прежде, чем читать какой-то заговор. Проанализировать его слова.

Часто заговоры сопровождаются еще какими-то действиями (). Их тоже нужно делать строго по инструкции. И вообще, магия в домашних условиях частенько оборачивается злом. От незнания, люди наносят себе вред. Поэтому будьте бдительны и уверены в том, что вы делаете. Заговор - это быстро, действенно, но опасно!

Молитва - это слова, которые обращены к Богу и высшим светлым силам и духам. С помощью молитвы люди ограждают себя от действия бесов, темных сил, заручаются божественной поддержкой и просят исцеления духа, души, тела и судьбы. Результат от действия молитвы часто сравнивают с чудом. Это и есть чудо!

Молитва всегда предполагает участие вашего духа. Это огромная работа - читать молитвы. В большинстве случаев читать нужно не менее 40 дней, чтобы молитва по-настоящему начинала работать. Есть молитвы, которые нужно читать всей семьей для исцеления, допустим, родового древа.

Нужно свято верить в то, что вы делаете, читая молитвы. Искренне и по-настоящему желать того, чего просите. Или . В идеале молитва - просящая, настоящая, плачущая, иногда спонтанная. Просто утром пробубнить что-то себе под нос, считая что вы «помолились» - этого не то что мало, этого лучше вовсе не делать.

Молитва помогает избавиться от фобий, страхов, неприятных и тяжких моментов. Она сама по себе несет совсем другой смысл, нежели заговор. Ангелы часто диктуют мне молитвы, которые нужно читать в конкретных случаях. И в этом плане, заговор конечно же прозаичнее, но четче и конкретнее. Никакого высокого и изреченного в нем нет, но есть цель! Молитва же нацелена в первую очередь на ваше исцеление.

Кстати, молитва приносит только положительный результат, заговор часто - непредсказуемый. Поэтому всегда слушайте свое сердце.

И помните, помогая себе, вы помогаете другим.

Ваш Максим Гордеев

Мы спросили у православных священнослужителей и экспертов разнице между медитацией и молитвой.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ШЛЯПИН,

настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского,

д. Ивакино Можайского р-на Московской области

Медитация - практика, прямо противоположная православной молитве. В молитве человек, сотворенный по Образу и Подобию Божию, максимально мобилизуется как личность и обращается к Личности Бога. А в медитации человек стирает свое личностное начало, хотя онтологически это невозможно. Человек не может не быть « не личностью», он сотворен как личность. Медитацию можно сравнить с тем, когда человек открывает все окна и двери настежь и ложится спать, и любой злоумышленник может войти в дом и сделать все, что угодно. Во время медитации человек отключает волю и становится доступным первому встречному «злоумышленнику» из духовного мира.

Медитация - незаконное вторжение человека в духовный мир помимо Церкви. Во время медитации нельзя встретить Бога. Единственный законный путь в духовный мир - через Христа. Попытки сделать это помимо Церкви и Христа приводят к общению с падшими духами. Апостол Павел сказал: « Непрестанно молитесь» (1 Фесс.5:7). Во время медитации человек не может исполнять заповедь апостола, и поэтому не может общаться с Богом.

Поэтому во время медитации человек самовольно вторгается в духовный мир, добровольно подвергает себя риску воздействия падших духов и таким образом нарушает первую заповедь Бога и грешит.

ИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН ЦИКУЛАЕВ-ЧУМАЧЕНКО

основатель и глава движения «Миссия Никольская»

Медитация коренным образом отличается от молитвы. Во-первых, существует множество видов и форм медитации, например, есть стандартная мантра-медитация, которая состоит из комбинации различных звуков, погружающих человека в состояние измененного сознания. Человек впадает в трансовую эйфорию, принимая её за духовные ощущения. Человек становится незащищенным для влияния злых сил, которые на него действуют во время медитации.

Во вторых, медитация направлена на то, чтобы растворить личность человека, а молитва, наоборот, направлена на то, чтобы собрать личность человека. Поэтому все медитативные практики применяются во всех религиях, которые исповедуют пантеизм. Пантеизм - ересь, в которой говорится, что Бог есть все. Бог не есть все. Бог - это субъективная Личность, которая присутствует во всем вне времени и пространства. Бог - причина и создатель всего, только Он не есть все. Молитва - это разговор двух субъективных личностей, это диалог человека и Бога, а медитация - это попытка уничтожить личность, растворить её ни в чем, превратить её в небытие.

ДМИТРИЙ ЦОРИОНОВ (ЭНТЕО)

основатель движения «Божья Воля», эксперт службы помощи пострадавшим от восточного оккультизма

С точки зрения православной аскетической традиции, медитативные практики крайне опасны. Они делают разум человека пассивным, бессознательное становится выше сознательного, вне его критики, имеющим право диктовать истины высшего порядка, что являются предпосылкой к глубочайшим ошибкам и соблазнам, прежде всего опасность бесконтрольного влияние на человека мира падших духов. Основа нашей личности — свобода и сознание. Отключая свой разум, во время медитации, мы лишаемся свободы и сознания, что закрывает для нас возможность к познанию истины вообще.

Далеко не все проявления духовной реальности имеют своим источником Бога, более того, ближайшая к человеку область духовной реальности, крайне враждебна и агрессивна, по отношению к нему. Стремление к переживанию особых духовных состояний, доверие своим душевным и телесным ощущениям — опасно и недопустимо, с точки духовного опыта святых. Святой апостол Иоанн Богослов наставляет: «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». Состояние ложной мистики святые отцы называли термином «прелесть», о есть «сверх обман». Великий мистик Православия преподобный Симеон Новый Богослов учит: «Прельщаются и те, которые видят свет телесными очами, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими, и подобное. Некоторые из таких взбесновались, и в безумии ходят с места на место. Другие прельстились, приняв диавола, преобразившегося и явившегося им в виде Ангела света, а они того не распознали и остались неисправимыми до конца, не хотя слышать совета ни от какого брата. Иные из таких сами лишили себя жизни, быв подвигнуты на то диаволом; иные бросились в пропасть, иные удавились».

Гуру учат представлять в воображении при медитации чувственные образы через фантазию. Например, представить внутри своего сердца пламя, источники света, спускающиеся с неба, лик гуру перед собой и т.д. В молитве православного подвижника концентрация внимания — духовная, без образов, она еще называется умная молитва, или умное делание. О вреде чувственных образов во время молитвы и их источниках говорят многие святые отцы, визуализация категорически запрещена. Согласно учению святых фантазия удерживает ум на низшем душевном плане, не давая ему подняться на духовный план, став могущественным орудием злой силы. Святой Никодим Агиорит следует древне-церковной традиции, когда считает фантазию началом, источником греха: «Орган дьявола - фантазия, и Адама соблазнил он фантазией. Ум Адама до грехопадения не имел фантазии. В начале плоть не имела ни наслаждения, ни страдания, душа не имела незнания, и в уме не отпечатлевались образы вещей. Ум праотца получил отпечатки через фантазию, которая вошла, как стена между умом и умопостигаемым, и не дает ему войти в простые и нефантастические логосы вещей. Дьявол вводит в грех и заблуждение, в бессмысленные предрассудки, в утопические ереси и лукавые, распущенные догматы, и во всем этом соблазняет фантазией».

Елена Юрефьева — «Православный Взгляд»