Можно ли стать крестным после крещения. Первое причастие ребенка после крещения

Согласно христианским канонам, крещение ребенка является одним из самых значимых событий в его жизни. Существует немало правил, которыми следует руководствоваться как родным, так и крестным родителям при подготовке и во время таинства. И если правильный выбор чаще всего не вызывает у мамы с папой никаких проблем, то вопрос, что делать с ними после обряда, может поставить в тупик. Одни родители сохраняют и , в которое заворачивали малыша после купели, в качестве семейной реликвии, другие пользуются этими вещами по прямому назначению, а третьи и вовсе передают близким родственникам для крестин другого новорожденного. И все же, как правильно поступить с полотенцем после крещения, можно ли его стирать и использовать в быту? Давайте соберем воедино советы священнослужителей, оставленные на христианских интернет-порталах.

Для чего нужно полотенце при крещении?

Состав немного варьируется в зависимости от пола новорожденного: мальчикам для таинства необходим удобный белоснежный или и , которые можно быстро снять при миропомазании, а девочкам родители готовят трогательное , и головной убор (обычно или ) - маленьким леди, как и взрослым женщинам, в храме необходимо покрывать голову. Однако удобное полотенце или пеленка пригодится новорожденному в любом случае - в него обычно заворачивают ребенка после крещения.

Как правило, аксессуар имеет кипенно белую или пастельную расцветку: бледно-розовый для девочек и нежно-голубой для мальчиков. Многие родители приобретают младенцу полотенце, украшенное тематической вышивкой или именем, данным крохе при крещении. Качество текстиля в основном диктуют погодные условия: летом удобнее обернуть кроху в тонкую хлопчатобумажную пеленочку, которая быстро впитывает влагу, а в прохладное межсезонье или зимой лучше остановиться на утепленном махровом полотенце, которое не даст младенцу замерзнуть.

В зависимости от особенностей таинства полотенце может потребоваться и при миропомазании крохи. В одних храмах родители сразу же одевают ребенка после окунания в купель, в других - держат в полотенце вплоть до окончания крещения. Этот, на первый взгляд, незначительный момент играет важную роль в определении того, можно ли пользоваться полотенцем после крещения.

Что делать с крестильным полотенцем после таинства?

Многие христианские книги досконально описывают все особенности таинства крещения, однако ни одна из них не дает прямого ответа на вопрос, как в дальнейшем использовать крестильную одежду и полотенце. Если пеленкой укрывали новорожденного во время миропомазания, такой аксессуар однозначно должен бережно храниться родителями малыша, а вот если полотенчиком лишь вытирали кроху после купели, вариантов использования может быть несколько, и каждый из них по-своему обоснован.

Этот вопрос не раз поднимался родителями крох на христианских форумах, и священнослужители сходятся во мнении, что к крестильным аксессуарам следует относиться с должным уважением, однако это не значит, что пользоваться ими нельзя. Полотенчико после таинства можно аккуратно постирать, вылив воду на траву или под дерево, и затем вытирать им малютку после купания или укрывать вместо одеялка. Впрочем, это не значит, что можно превращать крестильный аксессуар в половую или кухонную ветошь - все-таки он был и остается важным атрибутом одного из самых значимых таинств в жизни ребенка, поэтому его нужно беречь и ценить.

Почему нельзя пользоваться полотенцем, если оно использовалось при миропомазании?

Если на ткань простынки, в которую был обернут малыш во время таинства, попали частички Святого Мира (масло, которым смазывают лобик, ножки и ладони младенца после окунания в купель), использовать его в дальнейшем не рекомендуется. Такое полотенчико хранится как святыня - его не стирают, не передают близким и ни в коем случае не выбрасывают. Многие священнослужители рекомендуют накрывать кроху этой простынкой, если он болеет, напуган или проявляет беспокойство, однако вытирать ребенка после купания или использовать в каких-либо других бытовых целях крестильную пеленку не следует.

Самый точный ответ на вопрос, как правильно использовать полотенчико после крещения, может дать священник, проводивший обряд - он, как никто другой, будет знать все особенности таинства, от которых зависит дальнейшее применение христианских атрибутов, поэтому сможет сориентировать молодых родителей и подсказать правильное решение.

В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения - не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.

Разве это возможно только для взрослого?..

Правомочность крещения младенцев, пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф, «опирается не на идею «греха», который может представить младенцев виновными в очах Божиих и нуждающимися в Крещении ради оправдания, но на том, что на всех этапах жизни, включая младенчество, человек нуждается в том, чтобы «родиться вновь», - то есть начать новую и вечную жизнь во Христе. Ведь и «сознательный взрослый» не в состоянии вполне постичь конечную эсхатологическую цель новой жизни» .

Это не мнение современного православного богослова, но общее утверждение святых отцов: «Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение [сотканное] из света или, скорее, сам свет» (блаж. Феодорит Кирский) .

Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать - может каждый, и не крещенный человек. Но совершенно иначе - крещеный. Это человек, желающий не просто веровать в Бога, или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом, жить с Ним в единстве.

Именно поэтому мы крестим и детей.

О важности Крещения говорят многие тексты Священного Писания. Для нас несомненна правота и истинность Христовых слов: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие () . Почему, даже формально говоря, мы должны игнорировать этот текст и отказывать в Крещении младенцам? Сам Спаситель убеждал учеников Своих не препятствовать детям приходить к Нему, «ибо таковых есть Царствие Божие ().

Дети - не безбожники, они хотели бы жить с Богом , почему же мы будем им в этом препятствовать?

Об этом особенно следует упомянуть, так как то тут, то там раздаются голоса о бессмысленности Крещения маленьких детей. Но не получится ли так, что еврейские младенцы были более счастливы, чем христианские, ведь над ними обряд присоединения к Народу Божьему (через обрезание) совершался на восьмой день по рождении?

У младенца нет сознательной веры? Что ж от того, нельзя же свести всю душевную и духовную деятельность человека к работе ума.

И следуя каким интеллектуальным движениям Иоанн Креститель, еще будучи в утробе матери, почувствовал приближение Спасителя мира, также еще находящегося в эмбриональном состоянии?

Когда Елисавета услышала приветствие Марии ,взыграл младенец во чреве ее ; и Елисавета исполнилась Святаго Духа ().

Бог освящает детей еще до рождения, о чем и Сам говорит пророку Иеремии ():

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя

А позже об этом скажет и апостол Павел ():

Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею… .

Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и свидетельств обратного, напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств:

Корнилия ();

Лидии (крестилась она и домашние ее — );

Темничного стража (и всех бывших в доме его — );

Криспа (Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим — );

Стефана (крестил я также Стефанов дом — ).

Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.

Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз - прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» ().

Если все израильтяне были избавлены Богом от египетского плена и все крестились в Моисея , почему нужно отвергать Крещение во Христа и тайну освобождения от греховного плена?.. Если вспомнить, что в сознании иудея еврейcкий народ представляет собой «Собрание Божие», «Общину Божию», «Народ Божий», что причастным этому Народу был любой обрезанный младенец-израильтянин , а христиане как преемники этих обетований - новый Народ Божий; то отсюда легко сделать вывод: христианские младенцы так же причастны этому новому Народу, Церкви.

«И на страницах Евангелия мы видим, что Христос заключает Новый Завет не с Петром и не с Иоанном, но с новым народом Божиим; к Чаше Завета, изливаемой «за вас и за многих», Христос приглашает «всех». Бог дает свою благодать и защиту не просто одному индивиду, а сообществу людей - Церкви» .

«Христос не только носитель вечной Вести, которую Он повторяет одному за другим каждому удивленному человеку, но и Тот, в Ком человечество находит нежданное разрешение проблемы своего органического единства» .

Как еврей становился членом Народа Божия через обрезание, так и христианский младенец делается членом Народа Нового Завета через Крещение .

Мы знаем, что во II веке младенцев крестили и на Западе, и на Востоке, о чем свидетельствуют отцы и учители Церкви . У св. Иринея читаем:

«Христос пришел спасти через Себя всех, - всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога - младенцев, отроков, юношей и старцев» .

Ориген писал:

«Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам» .

В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано:

«Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников» .

Из этого фрагмента следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов св. Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов св. Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их, не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день .

На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано:

«…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи» .

Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе:

«На Соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление» .

В более позднее время практика не изменилась. И св. Иоанн Златоуст (на Востоке), и св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин (на Западе) подтверждают, что Крещение детей было общепринятой практикой, и возводят эту практику ко временам апостолов . А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год):

«Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» .

Если и были в то время споры, то не относительно того, стоит ли вообще крестить младенцев, а относительно того, в каком возрасте крестить детей .

Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8 дней, и в 40, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал:

«Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его» .

В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно?..» отвечает:

«…относительно здороваго [дитяти] Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти» .

Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал:

«В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности» .

Внимание в этом тексте привлекает не дискриминация девочек, а то, что срок Крещения постепенно отодвигается: с младенчества - до сознательного (все более и более) возраста .

Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей , а детей лишь христианских родителей .

«Согласно основному иудейскому сознанию потомки включены в предках, а предки содержатся в их потомках. Обрезание, совершенное Моисеем, имело отношение не только к тем, над кем было совершено обрезание, но и ко всем их потомкам. В силу этого Авраам стал отцом многих народов (). Рождение от христианских родителей является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных от них детей в Церковь. Поэтому мы не можем говорить о том, что Крещение младенцев нарушает их свободную волю, так как этой свободной воли вообще нет у детей, как мы не говорим, что физическое рождение нарушает свободную волю рожденных детей» .

«Рожденный от верующих родителей вступает в мир как призванный Богом в Церковь. Через Крещение, совершаемое Церковью, он становится членом Тела Христова. Его активная жизнь в Церкви зависит от его последующей веры. Последняя является личным ответом крещенного в детстве на призыв Божий. Вместе с тем эта вера является и его ответом Церкви, которая на основании призыва Божьего совершила его Крещение. Этот ответ может быть положительным и отрицательным, но в одном и другом случае он остается членом Церкви. Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя изгладить факт духовного рождения. В силу своего рождения он оказывается одновременно пребывающим в настоящем эоне, но принадлежащим будущему эону. От крещенного зависит реализовать свою принадлежность к Церкви. Ответственность за эту реализацию лежит не только на нем, но и на Церкви, которая на основании веры его родителей совершила его Крещение, а следовательно, и на его родителях» .

Однако осмысление практики Крещения детей претерпело за тысячу лет катастрофическое изменение.

«При Крещении взрослых личная и свободная вера …осталась необходимым условием приема в Церковь. Для малолетних и младенцев их личная вера была заменена верою их родителей… В формуле вера - Крещение первая часть, которая отсутствует у детей и младенцев, заменяется верою их родителей в момент Крещения. Замена личной веры крещаемых детей верою их родителей открывала возможность недолжного перенесения личной веры на других лиц, если вера родителей была недостаточна или ее совсем не было. Это, в свою очередь, открывало тот прорыв в учении о Таинстве Крещения, который открывал широкий доступ принуждению и насилию, несовместимому с природой Таинства. Крещение детей от неизвестных родителей … от нехристианских родителей … от смешанных браков указывает, какое широкое место заняло принуждение в совершении Таинства Крещения.

Надо только удивляться, что в Византии и на Западе в Средние века государственная и церковная власти не распространили принуждение на Крещение всех младенцев, независимо от того, рождены они от христианских или от нехристианских родителей» .

Сегодня существует и другая парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был ; так положено ; няня иначе отказывается с ребенком сидеть и проч.

Нелишне напомнить, что долг пастыря - не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.

В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над детьми читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или сокращали молитвы оглашения).

Нельзя не упомянуть, что с самого первого дня жизни ребенка Церковь окружает его заботой и вниманием.

Существуют специальные чины, посвященные матери и младенцу. Первый из них - Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча .

Рождение ребенка - долгожданное и счастливое событие, тем более, если и мать, и ребенок здоровы. Естественная реакция христианского сердца - возблагодарить Бога за этот дар и попросить, чтобы Он и впредь поддерживал мать и дитя и защищал их от бесовских наваждений и опасных случайностей. Именно поэтому Церковь установила чтение в первый день жизни ребенка особых молитвословий.

«Когда от благочестивой жены родится младенец, приходит священник и славословит Бога, благодаря, что человек родился в мир (). Затем, знаменовав, благословляет новорожденного и молит (Бога), чтобы новорожденный был жив и сподобился Крещения и помазания. Испрашивая и матери всего, что нужно ко спасению, он преподает и находящимся при ней женам благодать и освящение…» .

В древности священник окроплял дом роженицы благословленной священником водой , затем знаменовал младенца крестным знамением «на челе, ради ума, и на устах, ради слова и дыхания, и на сердце, ради жизненной силы, да пребывает он под (благодатным) охранением до спасительного Крещения» .

На 8-й день ребенку нарекают имя, через специальное чинопоследование Требника, называющееся сегодня: Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющи имя во осмый день рождения своего (см. раздел Молитвы над матерью и ребенком ).

Затем у нас ребенка крестят, тогда как в Византии и в Древней Руси ребенка сначала воцерковляли, то есть на 40-й день совершали чинопоследование принесения чада христианских родителей ко Святой Церкви и ко храму .

В протестантских общинах вопрос о действительности Крещения, совершенного над младенцами, остается дискуссионным.

Лютеране детское Крещение признают, а, например, баптисты отвергают, на основании утверждения, что Крещение возможно только как осознанное принятие искупления, дарованного Христом .

Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:

а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера не исчезает же, когда человек спит);

б) на утверждение, что ребенок крестится по вере родителей (в более же широком смысле можно сказать, что по вере Церкви , как говорят лютеране) .

Более того, Лютер писал, что с Крещением младенцев мы не должны медлить, ибо можем быть уверены в их вере больше, нежели в вере взрослых: если последние могут сознательно сопротивляться благодати Божией, то у младенцев сознательного сопротивления быть не может .

1 Фрагмент из моей книги: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» - «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. Сс. 121-132.

2 Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие. М. 2002. С. 273.

3 Цит. по: Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие… С. 274.

4 Протестанты напоминают и другие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (). Однако нетрудно увидеть, что эти слова ничего не говорят о детском Крещении. Они были сказаны ученикам, когда те отправлялись на проповедь, и адресованы они взрослым, принимающим Христову проповедь. Если такие уверуют, то, как следствие, войдут в Церковь (через Крещение) и будут спасены. Если же не уверуют — подвергнутся осуждению. Здесь акцент делается не на Крещении, а на вере.

5 Эти слова могу подтвердить и личным свидетельством. Моя дочь, крещенная во младенчестве, приносилась в храм и участвовала в Таинствах Церкви с самых первых лет жизни. И она с самого сознательного возраста чувствовала Бога в своей жизни. В 2-3 года, когда ребенок учится говорить, она слагала свои первые идущие от сердца молитвы. В четыре года она знала наизусть основные церковные молитвы и, главное, знала, о чем там говорится, что означает то или иное церковнославянское слово. С пяти лет ребенок стал жить совершенно сознательной духовной жизнью, я имею в виду сознательное противление греху, покаяние, если вдруг оказалась не на высоте, пост, посещение богослужений. Все это без какого-либо давления, без принуждения, по собственному желанию.

Душа ребенка тянется к Богу. Значит, если с младенчества ее направить в сторону Бога, помогать ей в этом пути, мы увидим и трехлетнего, и четырехлетнего сознательного христианина.

6 Что именно обрезание было печатью принадлежности человека к Богоизбранному народу, видно хотя бы из того, что язычник мог стать его членом лишь через обрезание.

7 Кураев А., диак. Можно ли крестить детей? Протестантам о православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С. 68. Данная статья о. Андрея Кураева, на мой взгляд, является лучшей современной работой на эту тему.

8 Bulletin des anciens eleves de Saint-Sulpise. 15.11.31. Цит. по: де Любак А. Католичество. Милан: «Христианская Россия». 1992. С. 284.

9 То, что Крещение заменяет обрезание, хорошо видно хотя бы из слов св. ап. Павла: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (). Здесь отчетливо видно, что обрезание Христово — это Крещение.

10 Тертуллиан. О Крещении. 18. Сам Тертуллиан осуждает практику Крещения детей. В свойственной ему резкой манере он писал: «…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».

18 Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992.

19 Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст.

20 Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.

21 См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.

22 Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.

23 Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека — как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает… (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)

31 Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.

32 В Интернете мне встретился интересный обмен мнениями по поводу срока Крещения младенцев. Свое мнение высказывали совершенно обычные, нецерковные люди, так или иначе соприкоснувшиеся с Крещением детей (своих или чужих). И вот большинство участниц пришли к тому, что крестить следует либо до 4 месяцев - тогда ребенок вообще мало что понимает, держит головку, не боится чужих и если к нему подойти с нежностью, вряд ли будет плакать, либо… после 4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже сознательный, и если с ним провести определенную подготовительную работу, плакать он не будет.

Опыт показывает, что дети и после 5 месяцев, и вообще в любом возрасте, если священник говорит мягким голосом, не делает резких движений, улыбается, чаще всего ведут себя спокойно.

Проблема тут в том, что ребенок после полугода может нервничать, потому что мама от него далеко и он на руках чужой тети - крестной. На самом деле никакой проблемы в том, чтобы именно родная мама держала малыша на руках нет. Напомню, что согласно традиции идущей из глубокой древности, до 40-го дня роженица не может посещать храм. Когда на 40-й день на Руси крестили малыша, мама стояла в притворе или в стороне. И потом, после Крещения, священник читал над нею разрешительную молитву.

Но если крестится ребенок старше 40 дней (а это сегодня обычное явление) со дня своего появления на свет, то разрешительную молитву матери можно прочитать перед Таинством Крещения! И мама будет стоять не вдалеке, но рядом, и если ребенок занервничает, мама может взять его на руки.

33 Некоторые баптисты могут еще, со скрипом, как уступку экуменическому диалогу, принять Крещение младенцев, совершенное по чину Католической Церкви: за водным Крещением следует конфирмация в сознательном возрасте, связанная с личным исповеданием веры, но и «такой вариант кажется в настоящее время неприемлемым для баптистских церквей, поскольку он представляет собой скорее уступку экуменическим тенденциям, нежели убедительную богословскую позицию» (Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами? //Страницы. Журнал ББИ. М. 1999-№ 4:4).

34 См.: Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех». Санкт-Петербургский христианский университет. 1999. С. 922-923.

35 См.: Мюллер Д. Т. Христианская догматика. World Wide Printing Duncanville, USA. Фонд «Лютеранское наследие». 1998. С. 592.

Крестный отец способен сделать неоценимый взнос в духовное воспитание крестника/крестницы, помогая родителям прививать ребенку любовь к Богу, объяснять смысл богослужений, обучать основам православной веры. Ведь именно духовное наставничество - главная задача восприемника.

Как подготовиться крестному к обряду крещения в православной церкви

Не спешите отказываться от этой почетной миссии, если чувствуете недостаток знаний о христианстве и церковных правилах. У вас появляется удивительная возможность все исправить. Вдохновившись важной ролью, вы сможете восполнить пробелы в знаниях с помощью религиозной литературы, посещений храма, бесед со священником и стать примером добродетели и послушания Господу для своего крестного дитя.

Именно с целью донесения до будущих восприемников их значимости в жизни крестников большинство храмов практикуют обязательные огласительные беседы для крестных родителей, которые готовятся на этапе подготовки к таинству.

Как пройти собеседование

Количество занятий определяется уровнем воцерковленности восприемников. После первой беседы батюшка решает, сколько понадобится занятий.

  • Если будущие крестные родители регулярно посещают храм, исповедуются, причащаются, то можно обойтись одной-двумя встречами.
  • Если знаний и понимания недостаточно, то бесед может быть три-пять.

В ходе собеседования восприемникам не только рассказывают порядок проведения обряда и озвучивают их обязанности. Священник доносит главный смысл принятия христианской веры. После первой встречи крестным дается задание выучить основные православные молитвы (если они таковых не знают), а также начать изучать текст Евангелие.

Пост, исповедь и причастие

На этапе подготовки также необходимо за несколько дней до таинства посетить храм, исповедаться и причаститься. Перед самым крещением полагается соблюдать трехдневный пост, который подразумевает исключение из рациона продуктов животного происхождения. Кроме того, необходимо воздерживаться от увеселительных мероприятий, интимной близости и сквернословия. В день крещения крестному, как и крестной, запрещено употреблять пищу до окончания обряда, поскольку в иногда после таинства батюшка проводит причастие новокрещенного и восприемников.

Какие молитвы нужно знать крестному

Крестным обязательно нужно выучить главную молитву обряда . Она произносится сразу после слов отречения от дьявола и сочетания с Христом. Восприемники должны читать и понимать смысл молитвы, которая представляет собой набор основных положений православной веры.

В перечень значимых молитв также входят: , «Богородице Дево, радуйся», «Царю Небесный».

Как одеться крестному на крестины

На обряде крещения у крестного, как и крестной, должен быть надет освященный нательный крестик. Внешний вид предполагается скромный, не привлекающий повышенного внимания. В спортивной одежде, шортах, майке входить в храм не рекомендуется. В знойный летний день лучше выбрать легкие брюки и рубашку с коротким рукавом.

Что необходимо купить для крещения

В обязанности крестного отца входит покупка нательного и или гайтана к нему. Также ему необходимо приобрести икону Ангела Хранителя и именной иконы с образом святого, именем которого будет наречен крестник.

Крестному папе заранее стоит посетить церковь, где будет проходить обряд, и уточнить моменты организации:

  • Можно ли проводить фотосъемку;
  • Будет крещение массовое или индивидуальное, сколько продлится;
  • Будет ли причастие в день крещения или нужно будет причастить крестника через неделю;
  • Что нужно принести в храм помимо крестильной одежды, иконы и крестика;
  • Когда можно освятить купленный крестик.

Пожертвование на нужды храма также входит в обязанности крестного отца. Размер оплаты за обряд можно узнать заранее. Свечи приобретаются в день проведения таинства по числу приглашенных гостей.

Функции и обязанности крестного отца во время таинства

Крестные родители отрекаются от дьявола и сочетаются с Христом вместо крестника, затем наступает основной этап крещения - погружение в купель, символизирующие смерть и возрождение от воды и Святого Духа.

При крещении мальчика

При крещении мальчика от купели крестника принимает крестный отец. Вместе с крестной, он вытирает малыша и помогает одеть в белую , цвет которой обозначает чистоту и безгреховность новокрещенной души. Младенца до года крестный папа держит на руках. Дети старше двух лет могут стоять впереди восприемника.

На крещении девочки

Девочку от купели принимает крестная мама. Задача крестного отца в это время постоянно находиться рядом, помогать раздевать/одевать малышку, произносить молитвы.

Какие обязанности у крестного отца после крещения

Обращаясь к Богу в ежедневной молитве, крестный должен упоминать имя своего крестника и просить для него здравия, благополучия. При посещении храма нужно писать записки с именем ребенка, заказывать сорокоуст о здравии.

Особое значение крестный отец имеет для мальчика. Он должен стать для него примером мужественности, благочестия, милосердия. Подросшего малыша очень важно брать с собой в церковь, приучать молиться, чтить православные законы. Хорошо, когда именно крестный приведет ребенка на первую исповедь и причащение. Посещать вместе храм необходимо на большие церковные праздники, а также на День Ангела, ставить свечи за здравие, произносить молитву небесному покровителю.

На крещение или в течение первого года жизни крестному нужно подарить крестнику детскую Библию, чтобы по мере взросления малыш знакомился с жизнью Христа. На день рождение, День Ангела, рождество и другие праздники правильно будет приобретать подарки с духовным смыслом.

Общение крестника/крестницы с крестным папой не должно прерываться на протяжении всей жизни. Выстроенные на доверии отношения позволят уже взрослому ребенку обратиться к восприемнику за советом или поддержкой в сложной жизненной ситуации. Крестный, в свою очередь, должен быть готов прийти на помощь своему крестному сыну или дочери.

Фото предоставлены

У вас в семье большая радость – родился малыш! А вскоре после этого вас ожидает еще одно приятное и очень важное событие – крещение.

Крещение стоит на первом месте в ряду других церковных таинств. Его совершают один раз в жизни по воле родителей (когда крестят младенца) или по соб­ственному желанию (во взрослом возрасте).

Крестить ребенка только потому, что «так делают все» – в корне неправильно. Крещение должно со­вершаться только по вере, ведь оно обязывает человека к духовной жизни, борьбе с дурными мыслями и поступками, любви и состра­данию ко всему живому. Однако многие родители и крестные забы­вают говорить об этом с ребенком, а в будущем удивляются эгоизму и равнодушию детей. Крещение ребенка проходит по правилам, которые одинаковы во всех храмах.

Многие родители беспокоятся о том, можно ли крестить ребенка, если они сами не крещеные. Можете быть полностью спокойны – церковью не запрещено крестить детей не крещенных родителей. Главное, чтобы родители были православными людьми. Хотя наверняка священник посоветует вам обязательно покреститься в будущем.

Что нужно знать крёстным перед крещением ребёнка

Еще с древности быть крестными родителями почиталось за боль­шую честь. Ведь именно этим людям родные мать и отец дове­ряют духовное воспитание своего чада. Если же кровные родители уйдут из жизни, именно крестные родители, согласно правилам крещения, должны взять на себя ответствен­ность и заботу о ребенке. Поэтому выбирать крестных только из при­ятельских или материальных со­ображений по меньшей мере не­разумно.

ЗНАЙТЕ! Каждодневная молитва о крестнике, помощь, поддержка куда важнее, чем дорогие подарки, принесенные раз в год на день рождения.

Правила для крестных родителей во время крещения ребенка во всех храмах одинаковы. Поэтому храм можно выбирать какой вам больше нравится.

Кто не может быть крестными родителями у ребенка?

  • Не православные

Крестными могут быть только крещеные люди в православной вере. Они должны понимать и уважать основы православия.

  • Муж и жена (Жених и невеста)

Крестные родители не могут быть мужем и женой и не могут поженить в будущем. Это правило действует потому что в браке они становятся духовными сестрой и братом.

  • Не достигшие совершеннолетия

Крестные родители должны быть совершеннолетними людьми без каких-либо серьёзных болезней и психических отклонений.

  • Малознакомые люди или люди другой веры

В качестве крестных родителей нельзя рассматривать людей другой веры, священнослужителей, малознакомых людей. Вы должны состоять в тесных отношениях к крестными.

Можно ли, чтобы крестным был один человек?

В большинстве случаев крестными родителями для крещения выступает пара – мужчина и женщина. Но если нет возможности выполнить это условие, что допускается взять в качестве крестного одного человека – девочек предпочтительно взять девушку, а для мальчиков – мужчину.

КСТАТИ! Ошибочно думать, что у крестной мамы первым крестником должен быть маль­чик, а у папы – девочка. Церковь считает это суеверием, не име­ющим никаких обоснований.

Крещение ребенка: правила для крестной мамы и крестного папы

Обряд требует от крестных родителей подготовки. Во-первых, они сами должны быть крещеными. Обязательно знание наизусть молитвы «Отче наш» и осмысленное чтение «Символа веры» (у пра­вославных). При крещении ребенка, правила для крестной мамы указывают, что внешний вид женщины должен быть подобаю­щим: никакого маки­яжа, скромная одежда, покрытая голова и нательный крестик. Отправляясь в цер­ковь, убедитесь, что вы все взяли для ребенка.

Что нужно для крещения ребенка девочки: полный список

  1. Заранее купленный крестик;
  2. Крыжма;
  3. Нарядная белая сорочка или платьице;
  4. Бутылочка с водой и пустышка;
  5. Запасная одежда для дороги домой (по погоде);
  6. Небольшой пакетик для состриженных кончиков волос;
  7. Два полотенца, одно останется в церкви;
  8. Чепчик или косынка;
  9. Иконка по имени ребенка;
  10. Церковные свечи;
  11. Паспорта родителей и свидетельство о рождении малыша.

Что нужно для крещения ребенка мальчика: подробный список

  1. Нательный крестик для малыша;
  2. Крыжма;
  3. Белая сорочка или распашонка;
  4. Запасная одежда;
  5. Бутылочка с водой и пустышка;
  6. Икона святого по имени мальчика;
  7. Пакетик для срезанных волос;
  8. Церковные свечи;
  9. Паспорта мамы и папы, а также свидетельство о рождении;
  10. Два полотенца.

Распашонку, крыжму и полотенце можно приобрести сразу комплектом, это удобнее и выгоднее. Мы рекомендуем мастерскую-магазин Крестильное , где вы можете купить красивые авторские крестильные наборы для вашего ребёнка.

Можно ли фотографировать крещение ребенка в церкви?

Если вы хотите нанять на крестины фотографа, то обязательно посоветуйтесь об этом со священником. Спросите у него можно ли фотографировать крещение в храме со вспышкой. Некоторые батюшки весьма негативно относятся к фотосъемкам Таинств и вас может ждать неприятный сюрприз.

Как правило, почти во всех храмах фото и видео-съемку разрешают. Фото с крещения – большая радость на долгие годы для всей семьи, так что если в храме снимать нельзя, то надо поискать храм, где снимать можно (но даже в старообрядческих храмах разрешают фотографировать на крещении ребенка).

Как проходит крещение ребенка в церкви: правила

В церковной лавке вас могут попросить оплатить небольшое пожертвование за крещение. Перед таинством ребеночка лучше хорошо покормить, чтобы ему было комфортнее и спокойнее переносить процесс крещения. Несмотря на многие слухи о запретах, правила крещения ребенка в церкви не запрещают кормить ребенка в храме. Если нужно уединение – можно обратиться к сотрудницам храма, чтобы они подыскали для вас укромное место.

А ВЫ ЗНАЛИ? Главный момент в таинстве кре­щения – троекратное погружение младенца в воду (или троекратное поливание его головы), симво­лизирует трехдневное пребывание Иисуса Христа во гробе перед вос­кресением.

Еще один важный мо­мент во время обряда – помазание ребенка Святым Миром, который освящается раз в год патриархом, а после развозится по всем храмам. Согласно правилам крещения ребенка в церкви, миропомазание, как и крещение, совершается только один раз в жизни.

После купания малыша вытирают крыжмой (махровое полотенце – подарок крестной) и надевают новый крестильный наряд. Согласно правилам крещения ребенка в православной церкви, после крещения полотенце никому не отдают и хранят дома как важную святыню.

Свечу, которая горела во время совершения таинства, отдают роди­телям. Если ребенок за­болевает, мама должна ее зажечь и молиться.

По правилам обряда крещения ребенка в православии, когда таинство закончится, родителям на руки выдадут свидетельство о крещении, где будет указано, когда совершено крещение, кем, а также будет написан день, когда у ребенка будут именины. После обряда крещения ребенка нужно будет сходить в храм еще раз, чтобы произвести причастие младенца.

По обычаю, крестильный набор покупает ребенку крестная мама. Крестный папа дарит крестик и берет на себя все расходы по кре­щению. Если не знаете, что подарить ребенку на крещение, то послушайте рекомендации священнослужителей – они всегда сове­туют подарить крестнику Библию и икону святого, в день которого родился малыш. Все остальное (игрушки, одежда) – на усмотрение крестных.

Как правильно подготовиться к крещению ребенка? Обряд крещения новорожденного ребенка окутан огромным количеством народных примет, традиций и правил. О самых популярных из них и поговорим: на что нужно обращать внимание в день крещения, а какие народные приметы — не более чем предрассудок? В этой статье мы рассмотрим 30 наиболее популярных правил и примет, которые, возможно помогут родителям определиться с тем, как, когда и зачем крестить малыша.

Крещение детей. Правила, приметы и традиции, связанные с таинством крещения:

  1. Хорошим знаком считается, если ребенок стал меньше плакать после обряда крещения, не такой капризный, стал лучше спать. Также считается, что после крещения у ребенка крепнет здоровье. Не зря советуют не откладывать обряд крещения, если малыш родился слабеньким, недоношенным — в этом случае таинство могут проводить даже в стенах роддома или дома.
  2. Крестный отец должен подарить ребенку крестик, а крестная мать — купить одежду для крещения.
  3. Нельзя вытирать воду с лица малыша после купания — святая вода должна высохнуть на лице сама.
  4. После обряда крещения одежду, в которой был малыш, нельзя стирать. Нужно, чтобы на ней высохла святая вода, а затем оставить и оберегать как талисман на протяжении всей жизни ребенка. Считается, если малыш заболел, его нужно протереть крестильным одеянием — и это поможет ему вылечиться. Также нельзя использовать эту одежду повторно на другом обряде крещения.
  5. Крестильная одежда должна быть исключительно светлого цвета. Как правило, белого. Также допускаются незначительные рисунки, надписи, вышивки на крестильной одежде.
  6. Если ребенок не плачет во время обряда — это очень хорошая примета. Еще лучше, если малыш уснул во время таинства.
  7. Считается, что у ребенка будет счастливая жизнь, если перед крестинами вы услышите церковные колокола.
  8. Нельзя покупать крестик из золота — это металл считается нечистым, грешным. Крестик должен быть серебряным или просто металлическим.
  9. Жизнь ребенка сложится счастливо, если сразу после обряда крещения в храме пройдет венчание.
  10. Плохая примета — переносить на другую дату ранее запланированный обряд крещения ребенка.
  11. Некрещеного младенца нельзя заносить в чужой дом. Ходить в гости с малышом можно только после таинства.
  12. Женщина должна первой крестить мальчика, а муж — девочку. Иначе считается, что крестник заберет у них счастливую семейную жизнь.
  13. Неверующие люди не могут быть крестными, психически больные люди, а также наркоманы и алкоголики.
  14. Дети не могут стать крестными родителями. Девочке должно быть не менее 13 лет, а парню — не менее 15.
  15. Нельзя, чтобы в одной воде (купели) крестили несколько малышей. Это плохая примета.
  16. Плохая примета, если во время обряда священник забывает или путает слова, у него падают из рук предметы.
  17. Между крестной матерью и отцом не должно быть любовной связи — это грех. Также желательно, чтобы они были кровными родственниками.
  18. Беременной женщине нельзя крестить ребенка — иначе часто болеть будет и крестник, и ее собственный малыш.
  19. На крестины ребенку в церкви заказывается или покупается мерная икона. Мерной она называется потому, что соответствует в сантиметрах росту ребенка при рождении. Это должна быть личная икона малыша, молиться перед ней может только ребенок. Считается, что мерная икона является сильным оберегом для ребенка, дает ему защиту.
  20. В церкви крестные не должны садиться — иначе ребенка ждет несчастная судьба.
  21. До крещения малыша не стоит никому показывать, даже родственникам. Считается, что у ребенка еще нет защиты, потому малыша могут сглазить.
  22. Примету, что нельзя отказываться, если вас просят стать крестными родителями, церковь разъясняет так: отказываться — это не грех, а вот окрестить ребенка и не принимать участие в его жизни, духовном развитии — большой грех. Поэтому лучше отказаться, если вы не уверены, что сможете добросовестно выполнять все обязанности крестного отца или матери.
  23. Ребенка нужно окрестить на восьмой или сороковой день жизни, тогда таинство даст малышу очень сильную защиту.
  24. В день крещения у ребенка появляется его ангел-хранитель, поэтому не стоит затягивать с обрядом и окрестить малыша быстрее.
  25. После крещения малыш получает свое второе (церковное) имя, которое нельзя никому озвучивать.
  26. Перед обрядом крещения (как родные, так и крестные) должны прочесть молитву.
  27. Женщину, которую сделала аборт, нельзя приглашать стать крестной матерью.
  28. При крещении у крестной матери должна быть покрыта голова, также нельзя крестить в брюках — это должна быть юбка или платье ниже колен.
  29. Обряд крещения — это таинство, поэтому в нем участвуют малыш и крестные родители, также может присутствовать родной отец. Желательно не приглашать на обряд других родственников и друзей. Они могут поздравить малыша уже на крестинах — это празднование в честь крещения.
  30. Крестить ребенка можно в любой день недели, а также на большие церковные праздники и пост. Однако в народе именно суббота считается наиболее удачным днем для таинства.