Мухаммед ибн абд аль-ваххаб и его уение. Вероубеждения шейха Мухаммада ат-Тамими

Мухаммед – арабский проповедник единобожия, основатель и центральная фигура религии ислама, пророк мусульман. Согласно исламскому вероучению, Аллах ниспослал Мухаммеду священное писание - Коран.

Родился посланник Аллаха в Мекке 22 апреля 571 года. О появлении особенного ребенка матери Мухаммеда сообщил ангел, пришедший во сне. Рождение пророка сопровождали удивительные события. Трон короля персов Кисры вздрогнул под правителем как от толчка землетрясения. В королевском зале обрушилось 14 балконов. Мальчик появился обрезанным. Присутствующие при рождении увидели, что новорожденный поднимает голову и опирается на руки.

Мухаммед принадлежал к племени Курайш, считавшемся у арабов элитой. Семья будущего проповедника Корана относилась к хашимитам, клану, названному по имени прадеда Мухаммеда – Хашима, богатого араба, удостоившегося чести кормить паломников. Отец пророка Абдоллах – внук могущественного Хашима, но богатства, как дед, не нажил. Мелкий купец едва зарабатывал на пищу семье. Сына, ставшего величайшим пророком, отец не увидел – умер до рождения Мухаммеда.

В 6 лет мальчик стал круглым сиротой – скончалась Амина, мама Мухаммеда. Женщина на время отдавала сына на воспитание бедуинке Халиме, жившей в пустыне. Осиротевшего мальчика взял к себе дедушка, но вскоре Мухаммед попал в дом к дяде. Абу-Талиб был добрым, но чрезвычайно бедным человеком. Племяннику пришлось рано взяться за работу и научиться зарабатывать на пропитание. За копейки маленький Мухаммед пас коз и овец, принадлежавших зажиточным мекканцам, собирал в пустыне ягоды.

В 12 лет подросток впервые погрузился в атмосферу духовных исканий: вместе с дядей Мухаммед побывал в Сирии, где познакомился с религиозными течениями иудаизма, христианства, иных верований. Он трудился погонщиком верблюдов, затем стал торговцем, но вопросы веры не оставляли парня. Когда Мухаммеду исполнилось 20, его взяли приказчиком в дом овдовевшей женщины Хадиджи. Молодой человек, выполняя поручения хозяйки, путешествовал по стране, интересовался местными обычаями и верованиями племен.

Хадиджа, будучи старше Мухаммеда на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять ее в жены, что не понравилось отцу женщины, но она проявила упорство. Молодой приказчик женился, брак оказался счастливым, он любил и уважал Хадиджу. Женитьба принесла Мухаммеду благополучие. Он посвящал свободное время главному, к чему влекло с юных лет – духовным исканиям. Так началась биография пророка и проповедника.

Проповедничество

Жизнеописание главного мусульманского пророка гласит, что Мухаммед удалялся от мира и суеты, погружаясь в созерцание и раздумья. Уединяться он любил в пустынных ущельях. В 610 году, когда Мухаммед пребывал в пещере горы Хира, ему явился архангел Гавриил (Джибрил). Он назвал молодого человека посланником Аллаха и приказал запомнить первые откровения (аяты Корана).

История гласит, что круг приверженцев Мухаммеда, проповедовавшего после встречи с Гавриилом, постоянно рос. Проповедник призывал соплеменников к праведной жизни, убеждал соблюдать заповеди Аллаха и готовиться к грядущему божьему суду. Пророк Мухаммед рассказал, что всемогущий Бог (Аллах) создал человека, а с ним все живое и неживое на земле.

Предшественниками посланник Аллаха назвал Мусу (Моисея), Йусуфа (Иосифа), Закарию (Захария), Ису (). Но особое место в проповедях Мухаммеда отводилось Ибрахиму (Аврааму). Его он назвал праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Миссию свою Мухаммед видел в восстановлении веры Ибрахима.


Аристократы Мекки увидели в проповедях Мухаммеда угрозу власти и устроили против него заговор. Соратники уговорили пророка покинуть опасный край и на время переехать в Медину. Он так и поступил. За проповедником в Медину (Ясриб) в 622 году перебрались сотни сподвижников, сформировав первую мусульманскую общину.

Община окрепла и в наказание мекканцам за то, что изгнали проповедника и его соратников, совершала нападения на караваны, выходящие из Мекки. Средства от грабежа направлялись на нужды общины.

В 630 году ранее гонимый пророк Мухаммед вернулся в Мекку, торжественно въехав в священный город спустя 8 лет после изгнания. Купеческая Мекка встретила пророка толпами почитателей со всей Аравии. Шествие Магомета по улицам было величественным. Пророка, одетого в простую одежду и черную чалму, сидящего на верблюде, сопровождали десятки тысяч паломников.


Святой въехал в Мекку как богомолец, а не триумфатор. Он обошел святые места, совершил обряды и принес жертвы. 7 раз пророк Мухаммед объехал Каабу и столько же прикоснулся к священному Черному камню. В Каабе проповедник объявил, что «нет Бога, кроме единого Аллаха», и приказал разрушить 360 идолов, стоявших в храме.

Окрестные племена не сразу приняли ислам. После кровопролитных войн и тысяч человеческих жертв они признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. Вскоре Магомет стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу. Когда в Мекке появились ставленники и военачальники Мухаммеда, он вернулся в Медину, посетив могилу матери Амины. Но радость пророка от торжества ислама омрачилась вестью о смерти единственного сына Ибрагима, на которого отец возлагал надежды.


Скоропостижная кончина сына подкосила здоровье проповедника. Он, почувствовав приближение смерти, снова двинулся в Мекку, чтобы в последний раз помолиться в Каабе. Услышав о намерениях пророка и желая помолиться с ним, в Мекке собралось 10 тысяч паломников. Пророк Мухаммед объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных. Паломники с тяжелым сердцем внимали словам Мухаммеда, понимая, что слушают его в последний раз.

В исламе для верующих имя наделено сакральным значением. Мухаммед переводится как «достойный похвалы», «восхваляемый». В Коране имя пророка повторяется четыре раза, в других случаях Мухаммеда называют Наби («пророк»), Расуль («вестник»), Абд («раб Бога»), Шахид («свидетель») и еще несколькими именами. Полное имя пророка Мухаммеда длинное: в него вошли имена всех его предков по мужской линии, начиная с Адама. Верующие называют проповедника Абуль-Касим.


День пророка Мухаммеда – Маулид ан-Наби – отмечают на 12-й день третьего месяца исламского лунного календаря Раби аль-авваль. День рождения Мухаммеда – третья по почитанию дата для мусульман. Первое и второе место занимают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. При жизни пророк праздновал только их.

День пророка Мухаммеда потомки отмечают молитвами, добрыми делами, рассказами о чудесах святого. Праздником день рождения пророка стал через 300 лет после прихода ислама. История жизни Мухаммеда (Магомета, Магомеда, Мохаммеда) воспета в книге азербайджанского писателя Гусейна Джавида. Драма называется «Пророк».

О центральной фигуре ислама снят не один десяток фильмов. В середине 1970-х на экраны вышла американо-арабская картина Мустафы Аккада «Послание (Мухаммад посланник Бога)». В 2008 году зрители увидели 30-серийный сериал «Луна рода Хашим», снятый киностудиями Иордании, Сирии, Судана и Ливана. О жизни и характере святого снят фильм «Мухаммад - посланник Всевышнего» режиссером Маджидом Маджиди, премьера которого состоялась в 2015 году.

Личная жизнь

Хадиджа окружила молодого мужа материнской опекой. Мухаммед, освободившись от хлопот и торговых дел, посвятил время религии. Союз с Хадиджой оказался щедрым на детей, но сыновья умерли. После кончины любимой супруги Мухаммед неоднократно женился, но количество жен пророка источники называют разное. В одних указывают 15, в других – 23, из которых физические отношения Мухаммед имел с 13.


Британский арабист и профессор Эдинбургского университета Уильям Монтгомери Уотт в работах по истории ислама раскрывает причину разного количества жен пророка: племена, претендуя на родственные связи со святым, приписывали Мухаммеду жен-соплеменниц. Пророк Мухаммед вступал в браки до Коранического запрета, разрешающего жениться четыре раза.

Исследователи сходятся во мнении, что у пророка было 13 жен. Возглавляет список Хадиджа бинт Хувайлид, вышедшая замуж за Мухаммеда вопреки родительской воле. Историки утверждают, что ни одна из последующих жен пророка не заняла в его сердце место, которое досталось Хадидже.

Из 12 жен, появившихся после первой, любимой называют Аишу бинт Абу Бакр. Это третья супруга пророка Мухаммеда. Аиша – дочь халифа, ее называют величайшим из семи ученых ислама своего времени.

Всех детей пророка, кроме сына Ибрагима, родила Хадиджа. Она подарила мужу семерых отпрысков, но мальчики умерли в младенчестве. Дочери Мухаммеда дожили до начала пророческой миссии отца, приняли ислам и переселились из Мекки в Медину. Все, кроме Фатимы, умерли прежде отца. Дочери Фатимы не стало через полгода после кончины великого отца.

Смерть

Здоровье пророка Мухаммеда ухудшилось после прощального хаджа в Медину. Посланник Аллаха, собрав оставшиеся силы, посетил могилы шахидов и совершил заупокойный намаз. Возвратившись в Медину, пророк до последнего дня сохранял ясный ум и память. Он простился с родными и последователями, попросил прощения, раздал сбережения нищим и отпустил рабов. Лихорадка усилилась, и в ночь на 8 июня 632 года пророк Мухаммед умер.


Жен не допустили до омовения тела, омыли покойного родственники-мужчины. Похоронили посланника Аллаха в одежде, в которой он умер. Три дня верующие прощались с пророком Мухаммедом. Могилу вырыли в том месте, где он умер – в доме жены Аиши. Позже над прахом возвели мечеть, ставшую святыней мусульманского мира.

Паломничество в Медину, где похоронен Мухаммед, считается богоугодным делом. Путешествие в Медину верующие совершают вместе с паломничеством в Мекку. Мечеть в Медине уступает по размеру мечети в Мекке, но поражает красотой. Она построена из розового гранита и украшена золотом, чеканкой и мозаикой. В центре мечети - глинобитная хижина, где спал пророк Мухаммед, и могила святого.

Цитаты

  • «Оставь внушающее тебе сомнение и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь правда – это спокойствие, а ложь – сомнение».
  • «Пусть язык твой постоянно наслаждается поминанием Аллаха».
  • «Самым любимым из благих дел пред Богом является то, что постоянно, даже если оно незначительно».
  • «Религия - легкость».
  • «Каковы вы есть, таковы те, кто правит вами».
  • «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость - погибнут».
  • «Горе тебе! Держись ног матери, там Рай!».
  • «Рай находится в тени ваших мечей».
  • «Аллах мой, прибегаю к Тебе от знания бесполезного…».
  • «Человек с тем, кого он полюбил».
  • «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы».
  • Слова «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» отношения к деятельности пророка Мухаммеда не имеют. Выражение основано на рассказе о Ходже Насреддине. Британский ученый и философ в своей книге «Нравственные и политические очерки» заменил Ходжу на Мухаммеда, подав собственный вариант рассказа о Ходже.
  • Лондонский журнал «Time Out» назвал пророка Мухаммеда первым экологом.
  • Кефирный грибок ранее назывался «Пшено Пророка». По легенде, под этим именем секрет его выращивания Мухаммед передал жителям Кавказа.

  • Мухаммед, предположительно, страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречным помрачением сознания. В Коране сообщается, что неверующие называли пророка одержимым. Но в Коране также сказано, что «Мухаммед по милости Господа является пророком и не является одержимым».
  • Отпечаток ноги пророка Мухаммеда, впечатанный в камень, хранится в Тюрбе - мавзолее в Эюпе (Стамбул).

  • Главным чудом Мухаммеда мусульманские богословы считают Коран. Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписываться самому Мухаммеду, преданные хадисы говорят, что его речь не была схожа с коранической.
  • Выдающиеся художественные достоинства Корана признаются всеми знатоками арабской словесности. По мнению Бернхарда Вайса, человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану.
  • В Коране есть предание о хлебе, аналогичное истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

Часть II. Секты и учения, возникшие в поздние времена

Ваххабиты

Я долго думал, нужно ли подробно рассматривать призыв Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба или достаточно лишь упомянуть о нем, как о последователе шейха ибн Таймии и других салафитов. Но, будучи свидетелем того, какие нелепые выдумки, домыслы, а порой и откровенная ложь окружают последователей аль-Ваххаба в современном исламском, да и не только исламском, обществе, я решил уделить этому учению более пристальное внимание.

Еще одной причиной моего решения достаточно подробно изложить историю, взгляды и методы Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба стало то, что предмет рассмотрения не является отжившим свое фрагментом далекого прошлого, представляющим исключительно научный интерес. Напротив, это учение сейчас весьма активно распространяется во всех концах мусульманских, и не только мусульманских, земель. Даже люди, весьма далекие и от Ислама, и от религии как таковой, знают о существовании ваххабизма.

Последним аргументом стали многочисленные вопросы моих знакомых о том, что же в действительности представляет собой это учение, каковы его основные положения и цели.

Интерес к ваххабитам сегодня так велик, что не исключено, что многие заинтересуются этой книгой именно из-за желания узнать о них подробней, и было бы неправильно по отношению к этим читателям не уделить ваххабизму никакого внимания.

Итак, ваххабитами принято называть последователей Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

[Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ат-Тамими (1703-1792 гг.) - родился в религиозной семье в аравийской области Неджд. Получил начальное исламское образование в мазхабе Ахмада ибн Ханбаля. Некоторое время путешествовал по различным исламским областям, встречался с учеными, результатом чего стало принятие им салафитской доктрины, отразившейся во всем его последующем призыве.].

Это название, устоявшееся в востоковедческой литературе, употреблялось противниками Абд аль-Ваххаба или же просто неаравийцами.

Сами себя его сторонники именовали "единобожниками" или просто "мусульманами".

Здесь необходимо отметить, что Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб практически во всем основывал свой призыв на убеждениях шейха Ахмада ибн Таймии, его ученика ибн аль-Каййима, ранних суннитских имамов, а также ученых времен салаф ас-салихин. Подобно им Абд аль-Ваххаб опирался в своих взглядах непосредственно на аяты Корана и хадисы Пророка, следуя при этом их буквальному смыслу и отказываясь от каких-либо аллегорических толкований.

То есть, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб был салафитом.

В истории Ислама было немало шейхов, выступавших со схожими взглядами и призывами; ибн Абд аль-Ваххаб выделяется на их фоне лишь тем, что сумел добиться относительно больших успехов. Он занимался не только научной деятельностью и призывом, но и предпринял решительные шаги по воплощению в жизнь своих идеалов.

Ему и его сторонникам удалось основать собственное государство и длительное время оказывать упорное сопротивление Османскому халифату.

Рассмотрим основные черты вероучения ваххабитов, а также кратко упомянем о тех событиях, которые сопровождали деятельность Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

Как было сказано выше, идеология шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба основана на суннитском мазхабе ханбалитов, а также на общесалафитских принципах, о которых было рассказано в предыдущей главе.

Основой призыва Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба было стремление вернуть мусульман к истинному Исламу, как его донес Посланник Аллаха, и как его понимали сподвижники Пророка и следующие два поколения их последователей, то есть праведные предки.

Условно можно сказать, что призыв Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба основан на трех (пяти? - ДД) положениях:

1. Таухид - то есть строгое следование Единобожию во всех отношениях.

2. Отказ от всевозможных религиозных новшеств (бида).

3. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого,

строгое следование шариату

необходимость для мусульман вести джихад.

[Джихад - приложение максимальных усилий. В данном контексте, джихад - ведение священной войны против врагов Ислама, как в целях обороны, так и в целях распространения шариата. В Коране приведено множество аятов, призывающих мусульман к джихаду, например,

"Сражайтесь с ними (многобожниками), пока не исчезнет искушение, и пока религия полностью не будет принадлежать Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками" (Коран, сура "Аль-Бакара", аят 193).

Во все времена салафиты призывали вести джихад и называли его одной из важнейших основ Ислама.].

Таухид (Единобожие)

Утверждение Таухида было стержнем учения Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, главной точкой приложения его усилий.

[Но это и не случайно, ведь Единобожие - наиглавнейшая основа Ислама, это то, ради чего посылались Пророки и Посланники, Священные писания. Одним словом, Единобожие - это сердце и душа религии Ислам.

В подтверждение величайшего значения Единобожия можно привести огромное количество аятов Корана и изречений Пророка, но я приведу только один хадис, а кто желает узнать о Единобожии больше - пусть изучит соответствующие исламские книги.

Пророк сказал:

"… лучшее, что говорил я и Пророки до меня: "Нет божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит Царство и хвала, и Он - Всемогущ!"" (ат-Тирмизи, Малик).].

Им было написано несколько книг в которых он на основе Корана и Сунны изложил свои взгляды относительно истинного понимания Единобожия и того, что, по его мнению, являлось проявлением многобожия.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб призывал мусульман отказаться от

поклонения могилам,

излишнего почитания аулия,

использования амулетов и не основанных на шариате заклинаний;

совершения паломничества к могилам аулия и к другим местам, якобы обладающим Божественной благодатью,

наделения благодатью растений, камней и прочих предметов тварного мира,

обычаев привязывать к оградам мечетей, деревьям и другим объектам паломничества веревки, платки и тому подобные вещи с целью получения этой благодати.

Подобный призыв был весьма актуален для того времени, поскольку эти сомнительные практики получили самое широкое распространение во всех уголках мусульманского мира. Множество людей совершали паломничества к могилам, обращаясь к их обитателям, просили их о выполнении своих просьб, возводили на этих могилах мечети, мавзолеи, приносили обеты.

Все подобные действия Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб объявил проявлением многобожия, которое, как известно, является в Исламе самым большим грехом. Грех многобожия перечеркивает все благие дела человека, и по словам Аллаха, этот грех Он никогда не простит человеку.

[Многобожие - придание Аллаху сотоварища, поклонение кому-либо кроме Аллаха, любое проявление действия, которое можно относить только к Аллаху, в отношении к кому-либо иному.]

Также Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб относил к многобожию установление между человеком и Аллахом посредника, которому молятся и просят заступничества; обычаи приносить жертвы и давать обеты кому-либо кроме Аллаха; обращение за помощью к кому-либо помимо Аллаха; занятия колдовством и гадание и некоторые другие деяния, практикуемые его современники.

[Конечно не в том смысле, что человек просит о помощи своего друга или тому подобное. Здесь имеется в виду обращение с мольбами о помощи к святым, дабы они помогли человеку.]

Все эти утверждения он обосновывал аятами Священного Корана и хадисами Пророка, а также мнениями видных имамов прошлого.

[Иногда ваххабитов упрекали в том, что, обосновывая те или иные свои утверждения, они ссылались на те аяты, в которых Аллах обращается или говорит о многобожниках, а противники ваххабитов утверждали, что является недопустимым применять эти аяты в отношении мусульман и на этом основании обвинять их в многобожии. Все это были не просто слова, ведь положение многобожников в мусульманском государстве весьма существенно отличается от положения мусульманина, или даже христиан и иудеев.].

О качествах Аллаха ваххабиты имеют следующие представления.

Они признают все те Его качества о которых говорится в Коране и Сунне, не прибегая при этом к аллегорическим толкованиям. В своих представлениях об Аллахе они близки к мушаббихитам.

[Мушаббихиты - характерной особенностью их взглядов было сравнение Аллаха с Его творениями или представление Аллаха в человеческом образе.]

Те аяты, в которых говорится о лике Аллаха, Его руках, глазах, голени и тому подобное, они не комментируют, понимая их буквально.

Ваххабиты утверждают, что у Аллаха реально существуют две руки, два глаза, лик, голень, но при этом они не подобны рукам, глазам и лицам Его творений.

["При этом они не подобны…" - этой фразой ваххабиты защищаются от обвинений их в уподоблении Аллаха творениям.].

Согласно их взглядам, Аллах находится на самом высоком месте, а именно над семью небесами, над престолом и троном, Он отдален от своих созданий. В Коране множество раз встречаются выражения

"Аллах иставаа на троне".

[Иставаа - это слово имеет несколько значений, и различные религиозные общины, в зависимости от своих убеждений, толкуют его то как "восседает", то как "утвердился", то как "властвует" или "владеет".]

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб утверждал, что иставаа необходимо понимать именно как "воссел" или "утвердился". Отвечая на вопрос, как это может быть применимо в отношении Аллаха, ведь Ему не присущи ни изменяемость, ни место, Он не нуждается ни в троне, ни в престоле, ибн Абд аль-Ваххаб приводит такие слова:

"Я признаю явный смысл аятов и хадисов, связанных с атрибутами Аллаха, и вверяю знание о них Аллаху, принимая их истинность, ведь имам Малик говорил: "Иставаа - известно, но как - не доступно разуму. Вера в это обязательна, а спрашивать о подобном - ересь"".

Это и есть основной подход Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба к рассмотрению аятов Корана и хадисов из Сунны.

Также ваххабиты убеждены, что каждый день, в третью часть ночи, Всевышний Аллах спускается с трона к ближайшему небу. Это представление, основы для которого есть в нескольких хадисах, возможно, не вызвало бы большого удивления у в период Средневековья (то есть, во времена ибн Таймийи), но в наше время все образованные люди знают, что Земля имеет форму шара, и, следовательно, одновременно в одной части Земли - третья часть ночи, в другой - полдень, а где-то - вечер.

Чтобы обойти это противоречие, некоторые современные последователи Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба утверждают, что представление о сферической форме Земли - ложь, навязанная мусульманам неверными. Они говорят:

"В действительности, Земля либо плоская, либо имеет форму полусферы".

Ваххабиты говорят, что люди получат возможность увидеть Аллаха в раю, а также в День Суда.

Подобные убеждения последователей Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба во все времена подвергались наиболее острой критике со стороны противников уподобления Аллаха Его творениям, утверждавших, что слова "рука" или "лик" использованы в отношении Аллаха лишь в качестве метафор. Ибн Абд аль-Ваххаб, в свою очередь, считал сторонников подобных взглядов еретиками, искажающими имена и качества Аллаха, тогда как сподвижники и их последователи понимали эти выражения именно так, как об этом говорит он.

Вопрос этот весьма сложен, сказано и написано о нем очень много. Во все времена мусульмане имели по этому поводу множество разногласий, о чем уже было рассказано в первой части книги. Споры эти продолжаются и в наши дни, различные группы мусульман обвиняют друг друга в неверии, а обосновывают свои утверждения зачастую одними и теми же аятами и хадисами, ссылаются на одних и тех же авторитетов раннего Ислама, но некоторые понимают их одним образом, а другие - совершенно противоположным.

Разногласия между мусульманами не только не уменьшаются, но, напротив, с каждым годом их становится все больше, и порой кажется, что в умме Пророка Мухаммада уже не осталось такого вопроса, мнения по которому не разделились бы. Но самое печальное - это тот факт, что споря мусульмане с легкостью обвиняют друг друга не только в заблуждении, но и в неверии.

Отказ от религиозных нововведений (бида)

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб требовал от мусульман отказаться от тех многочисленных новшеств, которые были привнесены в Ислам из других религий, из доисламских культов и верований или просто выдуманы самими мусульманами.

Нововведениями в религию считалось все то, чего не было ни при Пророке, ни при его сподвижниках. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб писал:

"Речь идет о человеке, привнесшем в религию Аллаха то, чего сам Аллах в ней не устанавливал.

Бида является самым тяжким грехом после ширка.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читая проповедь, говорил:

"...Поистине, наилучшая из речей - Книга Аллаха, а наилучшее руководство - руководство Мухаммада. Наихудшими же деяниями являются нововведения (в религию), поскольку каждое нововведение - ересь, а всякая ересь - заблуждение, а всякое заблуждение - в огне...""

Новшествами ваххабиты считают:

строительство и облицовку гробниц на могилах и возведение над ними куполов,

строительство над могилами мечетей,

принесение обетов аулия,

ритуальные обходы вокруг могил или других мест,

тавассуль посредством умерших людей,

путешествие к могилам аулия с целью получения благословения,

празднование мавлидов Пророка и аулия,

поминки покойных на сороковой день и в годовщину смерти,

зикр с использованием песен и танцев.

[Зикр - в обычном религиозном понимании - поминание Аллаха с помощью определенных фраз, например, Субхан Аллах, аль хамдули Ллах, Аллаху Акбар, Ля иляха иль Аллах, повторяемые определенное количество раз.

Но в данном случае новшеством объявляется определенный ритуал, который особенно развит у суфиев, когда они собираются и проводят коллективный зикр используя барабаны, громко крича, бегая, подпрыгивая, хлопая ногами и тому подобное, что весьма трудно соотнести с Сунной Пророка.]

В последующем новшествами были объявлены и

называние человека, совершившего ритуал хаджа, "хаджи"; и

использование четок и многие другие обычаи, укоренившиеся в практике мусульман.

Говоря о множестве привнесенных в Ислам нововведений, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ссылался на следующий хадис:

"Поистине, вы последуете обычаям тех, кто были прежде вас, в точности подражая им во всем. И даже если они залезут в нору ящерицы, то и тогда вы последуете за ними.

Люди спросили:

"О Посланник Аллаха, это иудеи и христиане?"

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:

"А кто же ещё?"" [Этот хадис приводится у Бухари, Муслима, Ахмада, Ибн Маджа.]

Абд аль-Ваххаб считал недопустимыми "закрытие врат иджтихада", слепое следование одному из четырех мазхабов (таклид) и фанатизм в отношении правильности своего или ошибочности чужого мазхаба.

[В определенный момент развития Ислама появилось мнение, что имамы-муджтахиды четырех мазхабов и их ученики так хорошо разработали положения шариата, ответив на все вопросы, что последующим мусульманам уже нет необходимости совершать иджтихад. Это и было названо "закрытием врат иджтихада". Однако история показала ошибочность этого мнения. И хотя официально врата иджтихада никто не открывал, фактически они уже давно открыты.]

Иногда противники ваххабитов утверждают, что Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб создал собственный мазхаб или отказался от четырех существующих. Надо сказать, что это неправда. Он был последователем ханбалитского мазхаба, но признавал законность и других суннитских мазхабов. Но при этом, в случае, если современники увидят более сильное доказательство, нежели то, на котором основывались имамы сложившихся правовых школ, Абд аль-Ваххаб считал допустимым оставить их мнение и выйти за рамки всех четырех мазхабов. Нельзя сказать, что этот подход противоречит Исламу, ведь даже сами основатели мазхабов всегда говорили:

"Если вы увидите мою фатву и хадис, которому она противоречит, оставьте мою фатву и следуйте хадису".

Повеление одобряемого и запрещение порицаемого. Строгое следование шариату

Повеление одобряемого и запрещение порицаемого не только получили в учении Абд аль-Ваххаба теоретическую платформу, но и активно применялись им на практике, что, с одной стороны, привело к укреплению его позиций и расширению основ его призыва, а с другой - породило множество явных и скрытых врагов его учения.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб считал, что тот, кто руководствуется в своих суждениях не тем, что ниспослано Аллахом, является безбожником (зиндык) и вероотступником (муртад). Все сферы человеческой и общественной жизни необходимо было привести в соответствие с Кораном и Сунной. Абд аль-Ваххаб обвинял в неверии всякого, кто предпочитал суждения людей приказам Аллаха, о которых хорошо известно и по поводу которых нет разногласий.

Он говорил:

"Кто же судит между людьми не по Книге Аллаха и Сунне Его Посланника или же ищет подобного суда, следуя своим страстям и желаниям, тот вышел из Ислама и веры, даже если он заявляет о том, что он верующий, ибо Всевышний Аллах опроверг это и выявил лживость их заявлений. Эти люди говорят то, что опровергают своими делами, не выполняя важнейшего требования Единобожия - отказа от тагута.

[Тагут - в Коране - идол, которому поклонялись люди до Ислама. В широком понимании - это любой объект поклонения, кроме Всевышнего Аллаха.]

Тот же, кто не выполняет это требование, не может быть последователем Единобожия, следовательно, он грешен и все его дела бесполезны."

Целями своего призыва Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб объявил борьбу с нововведениями и отвращение от них мусульман;

очищение веры от джахилии и отклонений;

установление обязанностей и религиозных законов, предписанных Исламом, и обращение к ним при вынесении решений;

разъяснение дозволенного и запретного;

ведение джихада и установление посредством него законов Аллаха;

создание совершенного общества, во всем следующего Исламу, и справедливого имамата.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб и его последователи придавали необходимости ведения джихада огромное значение. Ибн Абд аль-Ваххаб говорил:

"Я полагаю, что джихад продолжается при любом имаме, если за ним возможно проводить пятничную молитву, и неважно, благочестив он или порочен. Джихад не прекращается с момента ниспослания Пророка и будет продолжаться, пока мусульмане не убьют Даджаля. Джихад не может быть остановлен ни из-за произвола, ни из-за несправедливости (правителя)".

Ибн Абд аль-Ваххаб и его последователи так много говорили об обязательности джихада, что их противники имели основания заявлять о том, что для ваххабитов джихад является шестым столпом Ислама.

Что касается мнений Абд аль-Ваххаба по таким вопросам вероучения, как суть веры, обещание и угроза, вера в переопределение добра и зла, исходящее от Аллаха, положение грешника, признание чудес аулия, признание имамата последовательно Абу Бакра, Умара, Усмана и Али, - они ни в чем не противоречили мнениям суннитских ученых раннего периода.

Завершая рассмотрение ваххабизма, я хочу обратить внимание читателей на следующий момент: ваххабиты практически единодушно считают, что мусульманин, который оставляет молитву не по причине ее отрицания, а, например, из-за лени или якобы нехватки времени, становится неверным; и даже те, кто не признавал оставившего молитву неверным, считали, что наказанием за этот грех должна быть смертная казнь.

Вот что по этому поводу говорил Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб:

"В Исламе пять столпов: первый из них - два свидетельства (шахада), а затем уже идут четыре остальных. И когда кто-то оставляет их [Остальные столпы - молитва, закят, пост в месяц Рамадан и хадж в Мекку.], то мы казним его, но не считаем неверным, так как ученые разошлись во мнении относительно того человека, который не совершает молитву, не отрицая при этом ее обязательность. А мы не можем обвинить в неверии по тому, насчет чего есть разногласия у ученых".

За такой жесткий подход ваххабитов часто подвергают критике, ведь это противоречит мнениям Абу Ханифы, аш-Шафии и, по некоторым данным, имама Ахмада.

Мы коротко рассмотрели убеждения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и его последователей. Как уже было сказано, его взгляды не были оригинальны, по сути, он был продолжателем салафитского призыва и последователем таких известных салафитов, как Ахмад ибн Таймия, ибн аль-Каййим аль-Джаузия, ибн Касир, на авторитет которых он часто ссылался в своих работах.

Широкую известность и распространение его учение получило, прежде всего, по той причине, что Абд аль-Ваххаб не ограничился только написанием научных трудов и увещеванием, а перешел от слов к делу, заключив союз с главой одного из аравийских племен. После этого его призыв вышел на качественно новый уровень - Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб получил возможность распространять свои взгляды не только методом убеждения, но и методом принуждения.

Перед тем, как рассматривать ход событий, последовавших за тем, как Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб начал осуществлять свой призыв, необходимо хотя бы кратко описать политическую ситуацию, существовавшую тогда в Аравии. Формально Аравия находилась под юрисдикцией Турции, и ее верховным правителем считался турецкий султан. Но фактически власть Турции была слаба. Османский султанат пребывал в кризисе; экономическая отсталость от Запада, внутренние противоречия и другие причины создавали ряд дополнительных проблем внутри государства.

Наджд - область, где ибн Абд аль-Ваххаб начал свой призыв, - являлся одной из исторических местностей аравийского полуострова. Здесь не было никакой политической целостности, напротив, местные амиры постоянно вели борьбу друг с другом, стремясь расширить свои владения за счет соседей.

Мухаммад начал проповедовать свои идеи в 1727 г. в своем родном селении - Хурамайле - после того, как вернулся из Ирака.

Пока был жив его отец, он, следуя его просьбам, не проявлял большой активности.

После смерти отца в 1740 г. Мухаммад активизировал свою деятельность, начал проводить собрания, излагать свои взгляды, рассылать послания и эмиссаров в близлежащие местности. Но через некоторое время из-за ухудшения отношений с местными властями он был вынужден покинуть родину и отправиться в Уайну.

Встретившись с местным эмиром, Усманом ибн Муаммаром, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб сказал:

"Я попрошу Аллаха помочь тебе в овладении Надждом и покорении его бедуинов, если ты будешь защищать "Ля илляха иль Аллах"".

Это предложение заинтересовало Усмана, и тот поклялся оказывать прибывшему шейху помощь во всех отношениях. В Уайне Мухаммад впервые стал на практике осуществлять то, что давно проповедовал, приводя управление и судопроизводство в соответствие с шариатом.

Первым делом он приказал вырубить несколько огромных деревьев, к которым совершали "паломничество" местные жители, обращаясь к ним за помощью и совершая с этой целью языческие обряды.

Вторым его шагом стало разрушения надгробия, которое, по некоторым данным, принадлежало Зайду ибн аль-Хаттабу.

[Зайд ибн аль-Хаттаб - сподвижник Пророка, брат второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба.].

К этой могиле приходили люди, совершая те действия, которые ибн Абд аль-Ваххаб считал проявлением многобожия: излишнее почитание, прикладывание к могиле рук, просьбы у покойного. Несмотря на сильное сопротивление местных жителей, при поддержке эмира Усмана Мухаммаду удалось добиться своего - святилище было разрушено.

Такие события не могли остаться незамеченными. Весть о том, что Мухаммад и Усман подняли смуту и установили шариат, дошли до вышестоящего эмира, который в свое время разрешил Усману взять во владение Уайну.

Эмир приказал Усману ибн Муаммару немедленно прекратить эту деятельность и убить основателя нового призыва. Но Усман был очень привязан к Мухаммаду ибн Абд аль-Ваххабу и, разъяснив ему суть проблемы, попросил его покинуть свои владения. Таким образом, через четыре года Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб был вынужден бежать и из Уайны.

Оттуда он решил отправиться в селение Дария, где у него уже было достаточно много сторонников; к тому же местного эмира был очень могущественным и славился своей набожностью.

Приезд в Дарию, возможно, следует считать поворотным этапом в развитии призыва Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Именно после заключения стратегического союза Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба с эмиром Мухаммадом ибн Саудом была открыта новая страница в истории призыва.

[Мухаммад ибн Сауд (1687-1179) - основатель первого саудовского государства. Именно он принял у себя Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и оказал ему поддержку, после чего, ведя войну с соседними племенами, сумел существенно расширить границы своих владений.]

Согласно договору, заключенному в 1746 г., Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб обещал до конца оставаться с ибн Саудом, а Мухаммад ибн Сауд обещал поддерживать и защищать ибн Абд аль-Ваххаба, а в случае необходимости вести джихад на пути Аллаха.

Также, по некоторым данным, один из пунктов договора гласил, что с этого времени и впредь эмиры в государстве будут выбираться из семейства ас-Сауда, а имамы - из семейства Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

[По этому поводу ваххабитам часто предъявляют претензии, ведь такое разделение религиозной и светской власти не соответствует Исламу, противореча существовавшей во времена Пророка и праведных халифов практике совмещения в правителе функций как религиозного лидера, имама, так и светского главы государства, отвечающего за все насущные государственные вопросы.].

Через три года Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб объявил о необходимости ведения джихада против своих противников в целях защиты Ислама.

С этого момента началась беспрерывная череда мелких и крупных сражений сторонников двух Мухаммадов с их противниками. Главным преимуществом ваххабитов по сравнению со всеми соседними племенами была не только и не столько военная сила, сколько религиозная сплоченность и искренняя вера в то, что все их действия основаны на шариате и, соответственно, угодны Аллаху.

Первоначально они подчинили своей власти ближайшие селения, затем крупные населенные пункты, такие как эр-Рияд, эль-Хасса, эль-Катиф, после чего в состав саудийского государства были включены целые исторические области аравийского полуострова (Тихама, Хиджаз).

Важным идеологическим успехом стало взятие под контроль двух мусульманских святынь - Мекки и Медины.

Существует множество историй о жестокостях и грабежах, которые ваххабиты чинили во время своих военных кампаний. Подобные случаи, действительно, не были редкостью и не добавляли популярности ваххабизму. Но необходимо сказать, что эта жестокость не была установкой, исходившей сверху.

Еще одно обвинение, часто предъявляемое ваххабитам, заключается в том, что под лозунгом возрождения Ислама они развязали гражданскую войну, еще больше ослабили центральную власть Стамбула и явились одной из причин развала Османской империи, вынужденной бросить на подавление нового движения большие силы из других провинций - Ирака и Египта.

Противостояние между войсками султана и армией нового саудийского государства продолжалось с переменным успехом несколько лет. Ценой неимоверных усилий и благодаря большому численному перевесу, командующий египетской армией разбил ваххабитов.

Постепенно они были изгнаны со всех завоеванных ими территорий, а их последний оплот, город Дария, был захвачен.

Но, несмотря на казни и массовые репрессии, через некоторое время государство саудитов было восстановлено и существует до сих пор. Это Королевство Саудовская Аравия, королем которого является представитель семейства ас-Сауда, а официальной доктриной - учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

Как я уже неоднократно упоминал, учение ваххабитов с момента своего появления и до наших дней подвергается жесточайшей критике - начиная с обвинений в заблуждениях в догматических вопросах и заканчивая осуждением методов и правил осуществления Мухаммада ибн Абд аль-Ваххабом своего призыва. За все эти годы было написано столько работ, содержащих критику ваххабизма, и такое количество слов осуждения было произнесено в его адрес, что даже коротко рассмотреть все претензии не представляется возможным.

[Упомяну только о книге "Признание английского шпиона". Ее автор - М. Гюмюш. Это настолько лживая и глупая книга, что в нее не поверит ни один разумный человек. Она полна различного рода несуразиц, ошибок, и слепого фанатизма. Написана в форме романа, что делает ее чтение весьма легким, и в ней все представлено так, что якобы Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб был завербован английским шпионом в целях разрушения истинного Ислама путем создания нового мазхаба.].

Практически все из ныне существующих сект написали хотя бы одну книгу, обвиняющую ваххабитов, как минимум, в заблуждении.

Особенно ярыми противниками ваххабитов во все времена были суфии и шииты, которых Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб постоянно обвинял в том, что они отклонились от Ислама, ввели многочисленные новшества и ушли с пути чистого Единобожия, привнеся в свою религиозную практику такие действия как взывание к аулия, паломничество на их могилы и строительство на них мечетей и другие действия, категорически запрещенные ибн Абд аль-Ваххаб.

Надо заметить, что идеи, выдвинутые Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом оказали большое влияние на исламскую умму. Во многих мусульманских странах у этого учения есть последователи, симпатизирующие идеям Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

Многие современные исламские мыслители вольно или невольно оказались под его влиянием, так что можно сделать вывод, что учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба доказало свою жизнеспособность, и в ближайшее время ему вряд ли грозит исчезновение.

Мухаммед ибн Абдулла (араб. محمّد, в русском языке также произносится как Мохаммед , Мухаммад , Магомет ) (570/571 – 8 июня 632 г. н. э.) - основатель Ислама и арабский завоеватель.

Начало деятельности

Мухаммед родился у Абдуллы ибн Абдул-Мутталиба в так называемый «год слона». Его семья относилась к хашимитам, ответвлению племени курайшитов. Будучи нежеланным ребенком для его матери и полностью осиротев в шесть лет, он был отдан на воспитание своему дяде Абу Талибу. Вначале Мухаммед был пастухом, затем стал торговцем, затем грабителем, бароном, и, наконец, военачальником. Многие утверждают, что когда Мухаммед был молодым, его звали по его прозвищу Аль-Амин (الامين), что означало «верный, надежный», и что его рассматривали как беспристрастного судью. Однако историк Элфорд Т. Уэлч придерживается мнения, что Аль-Амин было обычным арабским именем, а также предположил, что Аль-Амин могло быть именем, данным Мухаммеду, и что оно являлось мужской формой от имени, которое носила его мать Амина (أمينة). Касательно физического облика, Мухаммеда описывали как «белого человека », а в последующие годы - как «толстого карлика ». В 595 году в возрасте 25 лет Мухаммед женился на своей работодательнице Хадидже . Она была богатой женщиной сорока лет, имевшей трех детей от двух предыдущих браков. Она родила ему двух сыновей (которые впоследствии умерли в детстве) и четырех дочерей. Отец Хадиджи был против того, что его дочь выходит замуж за такого «незначительного юнца», поэтому эта парочка применила хитрость: они напоили отца Хадиджи спиртным до беспамятства, а затем отправились на собственную свадьбу, как это и было запланировано.

Откровения

Во время месяца Рамадан Мухаммед часто оставлял одними своих жену и детей, отлучаясь в пещеру, расположенную у вершины горы Хира, сразу за Меккой, что в Арабском Хиджазе, где он молился и постился. Согласно исламским поверьям, когда ему было около сорока лет (610 г. н. э.), его посетил ангел Джабраил (جبريل) и приказал читать стихи, ниспосланные Аллахом . Эти стихи впоследствии станут началом 96-ой суры . Встреча с Джабраилом напугала Мухаммеда, так как он в начале подумал, что был одержим дьяволом. Мухаммед хотел покончить жизнь самоубийством. Вот что сказано в «Сахих » Бухари:

Однако через несколько дней Варака умер, а откровения временно прекратились. И Пророку стало так грустно, что мы слышали, что он пытался сбросить себя с вершин высоких гор, и каждый раз, когда он поднимался на вершины этих гор, чтобы сбросить себя, Джабраил появлялся перед ним и говорил: «О Мухаммед! Воистину, ты - Посланник Аллаха», после чего его сердце успокаивалось, и он возвращался домой. И всякий раз, когда приход откровений задерживался на длительное время, он делал, как и раньше, и когда он достигал вершины горы, Джабраил появлялся перед ним говорил то, что говорил ему раньше. - Сахих аль-Бухари , 9:87:111

После того, как Мухаммед получил первое «откровение », последующие откровения к нему некоторое время не приходили, однако затем спустя длительное время они начались снова и продолжались с завидной регулярностью до самой его смерти. Сборник этих откровений известен как Коран .

Затем Мухаммед сказал ей: «…Божественные откровения не приходят ко мне ни на одной кровати, кроме как кровати Аиши» - Сахих аль-Бухари (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари) , 3:47:755

Как именно откровения приходили Мухаммеду, описывается в хадисах :

Передают со слов Аиши, что (однажды) аль-Харис бин Хишам спросил Посланника Аллаха: «О Посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха ответил: «Иногда приходящее ко мне подобно звону колокола, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстает передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит». Аиша сказала: «И мне приходилось видеть, как в очень холодные дни ему ниспосылались откровения, а после завершения ниспослания со лба его всегда лился пот». - Сахих аль-Бухари (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари) , 1:1:2

Проповедь в Мекке

Свою карьеру проповедника Мухаммед начал в Мекке, предупреждая всех о Судном Дне, в котором все люди, отвергнувшие его пророчество, будут вечность гореть в Аду (جهنم). Уже в первые дни таких проповедей мекканцы обвиняли самопровозглашенного пророка в плагиате «древних сказочных преданий». И действительно, тот факт, что Мухаммед был необразованным неграмотным человеком, вступавшим ранее в контакт с представителями авраамических верований (таких, как Зайд бин Амра бин Нуфайл), может объяснить несовершенность и погрешность его заимствований из историй, которые он слышал. Мекканская элита не была впечатлена его проповедями, и это разозлило его. В конце концов это привело к появлению аятов, осуждаюших поклонение идолам и критикующих верования предков мекканцев, практиковавших политеизм. Таким образом, в Мекке появилась оппозиция Мухаммеду. Современные мусульмане утверждают, что мекканцы устраивали гонения на мусульман, однако об этом рассказывается лишь в очень малом количестве свидетельств. Проблема была в том, что большинство гонений было лишь ответной реакцией на антагонизм Мухаммеда по отношению к «идолопоклонникам». Последователей Мухаммеда было слишком мало, и Мухаммед предпринял попытку втянуть язычников в Ислам, прочитав свои знаменитые и пользующиеся ныне дурной славой так называемые «Сатанинские аяты ». Скорее всего, понимая, как это может отразиться на его статусе (т. е. его больше нельзя было бы назвать единственным заступником между его последователями и Аллахом), он быстро заменил предыдущее откровение дальнейшими нападками на мекканских божеств:

Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу, и еще третью – Манат? Неужели у вас – потомки мужского пола, а у Него – потомки женского пола? Это было бы несправедливым распределением. Они – всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства. Они следуют только предположениям и тому, чего желают души, хотя верное руководство от их Господа уже явилось к ним. - Коран , 53:19–23

Мухаммеда также критиковали за его утверждения о том, что он ездил на Бураке (мифическом летающем животном, похожем на лошадь) в довольно причудливой истории о «ночном путешествии» к «ближайшему небу » и последующем возвращении в Мекку в течение одной ночи. Это событие до сих пор отмечается мусульманами каждый год.

Мухаммед в Медине

Эмиграция

У Мухаммеда умирает дядя - Абу Талиб, который, хоть и не стал мусульманином, однако защищал Мухаммеда. В 622 году Мухаммед покидает Мекку, и это переселение из Мекки в Медину известно мусульманам как «Хиджра» (هِجْرَة). Вместе со своими последователями, он поселяется в Медине (тогда известном под именем «Ясриб»), большом сельскохозяйственном оазисе, где он был лидером первого в мире исламского теократического государства. Он приказал своим последователям не вступать в контакт со своими родственниками, оставленными в Мекке. Разрыв связей между последователями Мухаммеда и их родственниками-немусульманами использовался самим Мухаммедом для усиления своего влияния на них. Хиджра знаменует собой начало отсчета времени для мусульманского лунного календаря.

Медина была местом жительства множества иудейских племен, разделенных на три главных клана - Бану Кайнука, Бану Курайза и Бану Надир, а также на другие, более меньшие группы. В том же 622 году Мухаммед заключил с мекканцами договор, называемый Мединской конституцией , которая «устанавливала добрый союз или федерацию» среди восьми мединских племен и эмигрантами-мусульманами из Мекки. Мединская Конституция четко определяла права, обязанности и взаимоотношения всех граждан и всех сообществ в Медине.

Война с мекканцами

В марте 624 года Мухаммед повел около три сотни джихадистов в рейд на мекканский торговый караван. Мекканцы успешно защитили караван, однако затем они решили отомстить и двинулись на Медину. 15 марта 624 года в месте под названием Бадр сошлись в бою мекканцы и мусульмане. Несмотря на то, что мекканцы имели трехкратное численное превосходство (тысяча против трехсот - некоторые исламские историки говорят о конкретном числе: 313), мусульмане одержали победу. Было убито 70 мекканцев и еще столько же взято в плен для выкупа, среди мусульман погибло только четырнадцать человек. Данное событие знаменует собой начало сражений мусульман. Среди пленных был Аль Надир - рассказчик историй и поэт, издевавшийся над Мухаммедом. Его клану не позволили выкупить его, и, по приказу Мухаммеда, он был казнен. Мухаммед также приказал бросить двадцать четыре мекканца в колодец Бадра и издеваться над их трупами.

Последующие четыре года непрекращающейся войны между мусульманами и мекканцами привели к победе мусульман и захвату Мекки. Мусульмане последовательно уничтожили все, что они посчитали идолами, а Мухаммед в это время зачитывал своим последователям очередные аяты Корана. Горожане либо принимали Ислам, либо изгнонялись. В марте 632 года Мухаммед руководил паломничеством, известным как Хадж (حج).

Сексуальные партнеры Мухаммеда

После смерти своей единственной жены Хадиджи, Мухаммед почувствовал себя сексуально эмансипированным. Он начал практиковать полигамию и прослыл бабником. После непродолжительного протеста отца Аиши он женился на ней, когда той было всего лишь шесть лет . Она была дочерью его друга Абу Бакра, который впоследствии станет первым лидером мусульман после смерти Мухаммеда. В Медине он женился на Хафсе, дочери Умара, который в свою очередь станет преемником Абу Бакра. В итоге Мухаммед имел брак с пятнадцатью женщинами, имел множество наложниц, включая коптскую рабыню Марию . Согласно знаменитому суннитскому богослову Ибн Аль-Кайиму:

Мухаммед имел множество рабов, как мужчин, так и женщин. Он покупал и продавал их, однако покупал он больше, чем продавал, особенно после того, как Бог наделил его силой через Свое послание после эмиграции из Мекки. Однажды он продал одного черного раба за двух. Его имя было Якоб аль-Мудбир. Сделок по покупке рабов у него было больше, чем по их продаже. Он сдавал своих рабов в аренду и нанимал их, но нанимал он их больше, чем сдавал.

Изменение отношения к евреям

Спустя несколько лет после эмиграции отношение Мухаммеда к евреям и христианам заметно изменилось. Столкнувшись с тем, что его учение не было принято мединскими иудейскими богословами, он стал рьяным антисемитом . Иудеи скептически относились к вопросу о совместимости Корана и их собственных Писаний . В то время, как многие из мединцев принимали Ислам, из среды иудеев сделали то же самое лишь очень немногие. Это было началом длинной истории гонений и подчинений иудеев Исламом.

После каждой крупной битвы с мединцами, Мухаммед обвинял одно из иудейских племен в предательстве (см. Коран , 2:100 ) и нападал на них. После битв при Бадре и при Ухуде из Медины были последовательно изгнаны племена Бану Кайнука и Бану Надир, а большинство из их принадлежностей было конфисковано Мухаммедом. После битвы у рва в 627 году мусульмане обвинили евреев племени Бану Курайза в сговоре с мекканцами, а затем истребили их . Женщины и маленькие дети были взяты в плен мусульманами для продажи их на невольничьих рынках, а мужчины и те из мальчиков, у которых начали расти лобковые волосы, были обезглавлены. Мусульманский историк Ибн Исхак описывает инцидент так:

«Потом они сдались, и Пророк запер их в Медине в доме Бинт аль-Харис, женщины из Бану ан-Наджжар. Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их привести, и им отрубили головы в этих рвах. Людей приводили к рвам группами. Среди них были враг Аллаха Хавай ибн Ахтаб, Кааб ибн Асад, глава племени - всего шестьсот или семьсот человек. Говорят также, что их было от восьмисот до девятисот человек. Когда их уводили к Пророку, они говорили Каабу ибн Асаду: «О Кааб! Что же он с нами сделает?» Он отвечал: «Неужели вы и здесь ничего не понимаете? Разве вы не видите: тот, кто вызывает, не прекращает вызывать, а тот, кого уводят из вас, не возвращается? Это, ей-богу, убийство». Это продолжалось до тех пор, пока Пророк не покончил с ними. - Табари VIII:35 / Исхак:464

Одно из объяснений, которое дают арабские историки и биографы Мухаммеда к этому ужасающему событию, таково: «Наказание евреев Медины, которым предложили принять Ислам и которые отказались сделать это, прекрасно иллюстрирует истории Корана о том, что́ случается с теми, кто отверг пророков».

Смерть пророка

Основная статья: Обстоятельства, окружающие смерть Мухаммеда

В 632 году здоровье Мухаммеда серьезно пошатнулось, он стал немощным, его мучали сильные головные боли и общая слабость. Его смерть пришлась на 8 июня 632 года. Мухаммед был отравлен еврейской женщиной во время захвата Хайбара, где он захватил Сафийю как жену для себя. Он приказал пытать и обезглавить ее мужа Кинана , который был главой евреев Хайбара. Он провел свой последний день вместе с Аишей, которая считается его любимой женой. Он был похоронен в своем доме вблизи Масджид ан-Набави (мечети Пророка) в Медине .

Дальнейшие события

Халифы переняли власть от Мухаммеда. Под их властью и с помощью джихада (как Мухаммед и проинструктировал на прощальной проповеди) исламская империя расширилась на Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию, Египет, Северную Африку, Южную Испанию и Малую Азию. Далее следовали жестокие завоевания (ответом на которые были крестовые походы), торговые связи между мусульманами и немусульманами, а также миссионерская активность по распространению Ислама в восточном полушарии, включая Китай и Юго-Восточную Азию.

См. также

  • Мухаммед - раздел, в котором содержится коллекция статей о Мухаммеде

Загрузки

  • Жизнеописание Пророка Мухаммада , перевод с арабского Я. А. Гайнуллина
  • The Truth About Muhammad: Founder of the World"s Most Intolerant Religion (англ.) - Free PDF version of Robert Spencer"s best-seller
  • Unmasking Muhammad: The Malignant Narcisist & His Grand Delusion Allah (англ.) - A free 295 page eBook

Внешние ссылки

На английском языке:

Примечания

  1. Katib al Waquidi p. 20
  2. Esposito(1998), p.6
  3. Alford Welch - cf. "Muhammad","Encyclopedia of Islam"
  4. "....My father said, "I heard Ibn "Umar reciting the poetic verses of Abu Talib: And a white (person) (i.e. the Prophet) who is requested to pray for rain and who takes care of the orphans and is the guardian of widows.".... " - Сахих аль-Бухари (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари) , 2:17:122
  5. "....When Ubaydullah saw him, he said: This Muhammad of yours is a dwarf and fat. The old man (i.e. AbuBarzah) understood it..... " - Сунан Абу Дауда (Абу Дауд Сулейман ибн аль-Ашас аль-Азди ас-Сиджистани) , 40:4731
  6. LIFE OF MAHOMET. Volume II. Chapter 2,WIlliam Muir, , pg. 24
  7. Encyclopedia of World History (1998), p. 452
  8. «Это обещают нам, а еще раньше это обещали нашим отцам. Это – всего лишь сказки древних народов» -
Рождение: (1703 ) / 1115 г.х. Смерть: / 1206 г.х., Эд-Диръия Родители: Абдул-Ваххаб ибн Сулейман Школа, течение: суннит , ханбалитский мазхаб ], основоположник ваххабитской идеологии Труды, сочинения: «Китаб ат-Таухид», «Китаб кашф аш-шубухат», «Китаб усуль аль-иман», «Китаб маджму‘ аль-хадис аля абваб аль-фикх» и др.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ат-Тамими ( - 22 июня ) (араб. محمد بن عبد الوهاب بن سليمان آل مشرف التميمي ‎‎) - известный арабский теолог и основатель ваххабитского движения, а также вместе с Мухаммедом ибн Саудом сыгравший одну из ключевых ролей в создании Саудовской Аравии и закрепления в новом государстве ваххабизма (сами последователи называют движение «салафия ») ..

Биография

Ранние годы жизни

Точная дата рождения Мухаммеда ат-Тамими неизвестна, считается, что он родился в 1703 году в Неджде , в городе Аяйне. Известно, что его отец был улемом из племени бану Тамим (отсюда и ат-Тамими) и уже с раннего детства Мухамммед начал изучать исламское богословие, по распространённому тогда на Аравийском полуострове ханбалитскому мазхабу . В 12 лет он женился и отправился в паломничество в святые для мусульман города Мекку и Медину . Именно за время своего путешествия ат-Тамими познакомился с трудами таких богословов как ибн Ханбаль и ибн Таймийа , взгляды которых во-многом оказали влияние на будущее идеологии ибн Ваххаба и ваххабитского движения в целом .

В Медине он обучался у Абдаллаха ибн Ибрагима ибн Сайфа, который по словам самого ибн Ваххаба, готовил какое-то «идеологическое оружие» для борьбы с верованиями жителей оазисов .

После обучения в Медине, ибн Абд аль-Ваххаб перебрался в Басру , где по словам ряда исследователей, прожил пять лет. Именно там он начал свою «проповедь» об очищении ислама от новшеств и идолопоклонничества, а также написал свою знаменитую книгу Китаб ат-Таухид. Довольно смелые идеи по «очищению» ислама не встретили поддержки у жителей оазиса, в результате возникших разногласий он был изгнан из города и был вынужден какое-то время проживать в Эль-Хасе , пока не добрался до Хураймалы, куда позднее переехал и его отец, пользовавшийся некоторым авторитетом у местных жителей.

После возвращения в Аяйну, Мухаммед ат-Тамими нашёл общий язык с местным эмиром ибн Муаммиром и склонил последнего на свою сторону. С этого момента началось уничтожение местных святилищ и мавзолея местного святого, было введено наказание побиением камнями за прелюбодеяние , которое и стало последней каплей для местного «правителя» Сулеймана аль-Хумайди, в зависимости от которого был оазис . Не решившись расправиться с ибн АбдульВаххабом, ибн Муаммир вынудил его бежать в оазис Эд-Диръия .

Встреча с Мухаммедом ибн Саудом. Эд-Диръийский эмират

Переселение Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба в Эд-Диръия и знакомство с местным эмиром Мухаммедом ибн Саудом стали ключевым моментом в развитии как салафитского движения, так и истории Аравийского полуострова.

Мухаммед ибн Сауд ибн Мухаммед аль Мукран (араб. محمد بن سعود بن محمد آل مقرن ‎‎) (дата рождения неизвестна) происходил из племения азана и только недавно, к моменту прибытия ибн Абд аль-Ваххаба, стал эмиром Эд-Диръии. К тому времени это был бедный городок, жители которого и окрестностей довольно быстро поддержали идею «очищения ислама». Видя утопающих в роскоши османских чиновников и шейхов им импонировали речи проповедника, такие как пуританизм (разрешение носить изделия из золота и шёлка только женщинам, скромная отделка мечетей - чтобы не отвлекала верующих от молитвы и др.) и принцип единобожия, как и когда-то при пророке Мухаммеде , ставшего стержнем, вокруг которого начали собираться арабские племена, что позволило совершать набеги на соседние территории .

Первое время Мухаммед ибн Сауд проводил свои набеги в союзе с ибн Муаммиром, но взаимная подозрительность между эмирами, а также крайне сложные отношения эмира Аяйны с ибн Ваххабом, привели в конечном счёте к открытому конфликту, и Осман ибн Муаммар был убит прямо во время пятничной молитвы . Через 10 лет эмират Аяйна полностью лишился независимости .

Союз Дома Саудитов и потомков Мухаммеда ат-Тамими не завершился с кончиной проповедника, его потомки составили привилегированную прослойку в аравийском обществе, так называемую «Семью Шейха» - Аль аш-Шейх (араб. آل الشيخ ‎‎)

аль-ВАХХАБ

Дарующий в изобилии, Безвозмездно дающий блага всем Своим творениям, Щедрейший

Иль в их руках сокровища Господа, Всесильного Владыки твоего, Подателя щедрот безмерных? (Сура «Сад», 38:9)

Аллах обетовал всем истинно верующим бесконечную благодать в обители Рая, которая для них началось уже в земной жизни, обетовал также Своим благочестивым рабам спокойную и благополучную жизнь и на земле. Поэтому для искренних верующих нет предела в просьбах к своему Господу. Му`мины могут беспрестанно просить у Аллаха все, что приблизит их к Нему, поможет им премного думать о Нем и никогда не забывать о благодарности Ему.

Несомненно, Аллах обязательно отвечает на их молитвы так, как сочтет Своей Мудростью, и этот ответ всегда является для них самым благим. В Коране Всевышний приводит наставлением и примером для верующих молитву Пророка Сулеймана, мир ему. В одном аяте Пророк Сулейман говорит такие слова:

“Я предпочел любовь к земным вещам воспоминанию о Боге. ” (Сура «Сад», 38:32)

После чего обращается к Аллаху с молитвой:

(Сказал Сулейман:)“Господь мой, прости мне и даруй мне власть, какой не будет наделен никто после меня. Истинно, Ты - Дарующий без воздаяния.” (Сура «Сад», 38:35)

Пророк Сулейман, мир ему, просил у Аллаха даровать ему власть, которой после него не будет обладать никто и никогда, обращаясь к Аллаху Его Именем: «аль-Ваххаб». Ибо он знал твердой верой, что Аллах безвозмездно дарует блага всем искренне верующим как на земле, так и в обители Рая, многократно преумножает им награду за их праведные, благие деяния. Коран сообщает нам еще одну молитву праведных верующих:

(И говорят они): “Владыка наш! Не дай нашим сердцам свернуть,
когда Ты уже направил нас на прямой путь. Яви нам милосердие Твое. Ведь Ты, поистине, Податель всех щедрот!” (Сура «Али Имран», 3:8)