Мулен Руж – столетняя феерия. История Мулен Руж (Moulin Rouge) Что такое мулен руж в париже

Понятие «достопримечательность» обычно ассоциируется с памятниками, музеями, дворцовыми комплексами, заповедными зонами. Но таковой может быть и обычное увеселительное заведение. Как, например, знаменитое кабаре «Мулен Руж» в Париже. Оно находится на бульваре Клиши (18-й столичный муниципальный округ), что недалеко от площади Пигаль. А пока вы планируете свою поездку в Париж – вы же собираетесь, правда? – мы расскажем об этом заведении, напоминающем настоящий музей, в интерьере которого гармонично сочетаются стили прошлого и современный модерн, сюрреализм и авангард.

И закрутилась «Красная мельница»!

Шел 1889 год, осень. В Париже вот-вот должна была стартовать Всемирная выставка, и как раз завершилось строительство Эйфелевой башни. Тогда же Жозеф Оллер и Шарль Зидлер готовились к открытию своего кабаре. Почему бы не приурочить его к двум вышеназванным событиям? Уже 6 октября компаньоны пригласили горожан на официальную презентацию. Новое заведение, открывшееся вдали от популярного кабаре «Элизе-Монмартр», как бы расширило границы развлекательно-увеселительного района Монмартра.

Заведение назвали «Мулен Руж», что в переводе означает «Красная мельница». Причем тут мельница, спросите вы? Очень даже причем. Деревянную мельницу с соответствующего цвета крыльями создал декоратор кабаре Леон-Адольф Вилетт, прозрачно намекнув на находящийся по соседству квартал «красных фонарей». По другой версии, мельница цвета крови венчает собой гробницу парижского мельника Дебрея, с которым в 1814 году жестоко расправились солдаты вошедшей в город русской армии в отместку за убийство им своего офицера. Они якобы разделили тело мельника на четыре части и привязали останки к лопастям мельницы. И будто бы именно эта мельница побудила молодых компаньонов открыть кабаре и дать ему такое название.

Кабаре для всех и для каждого

«Красная мельница» была открыта для всех. Сюда любили захаживать представители не только средних слоев общества, но и аристократические «сливки», деятели культуры и искусства. Бывал в знаменитом кабаре даже сам наследник британского престола, принц Уэльский.

Если бы современные поклонники Оскара Уайльда, Пикассо и других представителей искусства могли переместиться в «Мулен Руж» XIX века! Они обязательно повстречали бы среди посетителей своих кумиров. И вместе насладились бы знаменитым канканом – «визитной карточкой» этого кабаре. Этот танец, который еще называют «натуральной кадрилью», придуман в 1850 году Селестом Могадо. Канканом назвал его британец Чарльз Мортон. Кажется, очень точно, принимая во внимание, что с французского это слово переводится как «шум» («гам»). Французский художник-постимпрессионист Тулуз-Лотрек, рисовавший не только картины, но и афиши для «Мулен Руж», увековечил канкан в своих произведениях. Заодно и звезд, его танцевавших. Живописец приходил в кабаре практически каждый вечер.


Анри де Тулуз-Лотрек

Ему было от чего вдохновиться! Здесь восторженно рукоплескали Иветте Гильбер, Жанне Авриль, Луизе Вебер (Ла Гулю), перешедших из соседнего «Элизе-Монмартр». Зрители приходили также на танцора Валентина Бескостного и знаменитую клоунессу Ша-У-Као. Уже через два года после открытия кабаре стало самым популярным развлекательным заведением Парижа. Во многом благодаря наружной рекламе, которая магнитом притягивала всё новых и новых завсегдатаев. В 1893 году одна из артисток произвела настоящий фурор. Впервые не только в «Мулен Руж», но и вообще в истории был исполнен… стриптиз. Но есть свидетельства, что то была не артистка, а кто-то из числа подруг молодых художников. Точнее их натурщиц. Девушки, разгорячившись спиртным, начали раздеваться под музыку прямо на столе. Сей экспромт восприняли не все, даже полицию вызвали. Девушек судить не стали, но зато с тех пор стриптиз в «Мулен Руж» существует строгое табу.

«Мулен Руж» в прошлом веке

В 1914 году в Европу пришла первая мировая война, и кабаре через год закрылось по причине пожара. Свои двери оно вновь открыло только в 1921 году. А вот в конце 30-х годов «Мулен Руж» пережил, говоря современным языком, ребрендинг. Его переоборудовали в современный по тем временам ночной клуб. Обновилась и программа. К традиционному канкану и другим танцам добавились выступления иллюзионистов, аттракционы, развлекательные номера. В 1959 году кабаре расширилось, здесь появился еще один зал. Благодаря этому отдых в заведении стал комфортнее, так как владельцы смогли открыть при нем кухню. Получалось что-то вроде спектакля с ужином. Или ужина со спектаклем.

Многие известные исполнители прошлого столетия считали престижным выступать в «Красной мельнице». В двадцатые годы здесь выступал эстрадный певец и артист кино Морис Шевалье. Тогда же первые шаги на вершину успеха делал Жан Габен, и тоже в этом кабаре. Знаменитая Эдит Пиаф вдохновляла здесь своим пением сразу же после освобождения Парижа от фашистов. Выступал в кабаре и юный Ив Монтан, которого сразу после войны еще никто не знал. Потом, в 50-е, здесь радовал своим вокалом Шарль Азнавур… Вот далеко не полный перечень мировых знаменитостей, радовавших своими номерами посетителей «Мулен Руж»: Лайза Минелли и Элтон Джон, Михаил Барышников и Фрэнк Синатра. Особенно список звезд начал пополняться после 1962 года, когда генеральным директором заведения стал г-н Джеки Клерико. Новое руководство делало всё возможное для дальнейшей популяризации заведения, и как итог чуть ли не каждый «звездный» гость Парижа обязательно выступал в этом кабаре.

Вечный праздник и услада для глаз

Именно такими словами, если коротко, можно охарактеризовать современный «Мулен Руж», который за более чем столетнюю историю не изменил главной составляющей своего успеха – устраивать для зрителей настоящую феерию! Но никакая феерия была бы невозможна без ярких талантливых танцовщиц, прекрасных костюмов и потрясающей музыки. Всё это в кабаре было и есть. Кстати, многие туристы из России и стран СНГ могут встретить здесь своих соотечественниц. На его знаменитой сцене выступает немало красавиц с просторов бывшего Союза.

Неизменной усладой для глаз продолжает оставаться французский канкан. Это больше, чем красивый танец. Он напоминает красочную церемонию, в которой каждое движение словно расписано с математической точностью, и в которой угадываются устоявшиеся за десятилетия традиции. И все это под фееричную музыку Оффенбаха… Юбки приподнимаются выше, потом еще выше. Стройные ножки танцовщиц в черных чулках, украшенные красными повязками, начинают мелькать как в калейдоскопе. Красота неимоверная! Словами передать невозможно. Это надо увидеть и… ощутить!

Очень много туристов так и делает – приходят и смотрят. При всем том, что цена входного билета ощутимо высока даже по европейским меркам. Потому что, как говорят во французской столице, приехать в Париж и не увидеть «Мулен Руж», это значит не увидеть ничего. Знаменитое кабаре по сей день держит марку «визитной карточки» города. Наряду с Лувром, Версалем, Эйфелевой башней, собором Парижской богоматери , Триумфальной аркой и другими.

1) В 1964 году сцену кабаре украсило что-то похожее на огромный аквариум, в котором со специальным номером выступали танцовщицы. Традиция жива и сегодня.

2) 21 ноября 1982 году представление в «Мулен Руж» посетила королева Великобритании Елизавета II.

3) В 90-е годы у заведения возникли финансовые затруднения. Казалось, у него нет будущего. Но в 2001-м на экраны вышел фильм Б. Лурманна о знаменитом кабаре, вернувший его к жизни.

4) О «Мулен Руж» снято множество других фильмов (в 1928, 1934, 1939, 1944 и 1952 годах). Знаменитому кабаре посвящено немало песен и других произведений.

5) В наши дни изюминка заведения – грандиозное ревю «Феерия» с участием лучших танцоров. В нем задействованы потрясающие взор декорации и порядка тысячи (!) костюмов.

Самый высокий холм Парижа — Монмартр. До середины XIX века он был известен своими виноградниками и мельницами. Ныне на Монмартре осталась только одна, но зато самая узнаваемая — Красная мельница, в переводе — «Мулен Руж», известное на весь мир кабаре с феерическим танцевальным шоу и конечно знаменитым традиционным французским канканом.Французы говорят: » Кто был в Париже и не посетил Мулен Руж, тот не сможет до конца понять, что же такое Париж». Ведь Мулен Руж — это тоже часть истории Парижа, это больше чем мелодраматическая история, рассказанная в одноименном фильме, это — символ. Символ сбывшихся и несбывшихся надежд, разбитых и соединившихся сердец, творчества и порока, красоты и безобразия.

Мулен Руж стал тем местом, где развлечение объединило самые разные группы людей, перемешало артистов, пьяниц, воров, проституток, художников, буржуазию и аристократию. Здесь стиралась граница между высоким и низким, между искусством и шоу, между индивидуальным и коллективным, здесь вульгарное зрелище стало предметом восхищения и символом изысканного вкуса. Давайте узнаем более подробную историю этого похоже бессмертного творения.

Вид на Монмантр

Датой рождения Мулен Ружа стал день 6 октября 1889 года, когда господа Оллер и Зидлер впервые открывают двери кабаре «Бал Мулен Руж». Гениальная идея — кадриль, ставшая бессмертным творением, прозванным в дальнейшем с легкой руки англичан «французским канканом», идентифицируется с тех пор со знаменитой красной мельницей, венчающей здание театра в районе Монмартра.

Прошло всего несколько месяцев, с момента как мюзик-холл принял своих первых посетителей, а о том, как это «побывать в Мулен Руж» скоро говорил уже весь Париж

Программы выступлений Мулен Руж

Внимательный взгляд увидит, что на этом забавном charge того времени символично расположены все символы Монмартра — служитель церкви, все еще взбирающийся вверх, по ступенькам на холм к базилике Sacre-Coeur (читай — к раю!), но уже (sic!) с оглядкой; черный кот, перешедший ему дорогу и расположенный ниже — символ греха и одноименного греховного кабаре; хозяйка порока (читай — кота!) юная мадемуазель, снизу, (читай — из греховного ада!) исподволь соблазняющая служителя, и, конечно же, расположенная слева (sic!) мельница, этот уже новый Олимп… Ведь теперь там, в Moulin-Rouge, всех крестят в эту новую веру!

Решить решающий все кадровый вопрос и набрать персонал для выполнения нехитрых задач шоу-биза было делом несложным, — скучные провинции исправно поставляли в Город-Светоч живой товар, так что процветал и широкий выбор, и здоровая конкуренция — вы и сейчас можете оценить справедливость тогдашних расценок!


Чтобы посмотреть на сногсшибательных, экстраординарных танцовщиц с такими выразительными именами, как Ля Гулю (в дословном переводе — «обжора»), Рэйон д’Ор («Золотой луч»), Нини-Пат-ан-л’Эр («Нини- лапки кверху»), сюда приезжали гости со всего мира.Одна из них - Ля Гулю (уроженка Эльзаса Луиза Вебер) стала подлинным украшением Мулен-Руж. Ей суждено было стать одной из самых знаменитых танцовщиц своего времени

Она дебютировала в кабаре в 19 летнем возрасте в 1890 году. Очень скоро она становится самой яркой звездой “Мулен Руж”, его порочным и притягательным символом. По традиции монмартрских балов она получила кличку, Ла Гулю — Обжора. Потому что любила, подсев за столики к посетителям кабаре, вкусно поесть и выпить за их счет. Ла Гулю пользовалась оглушительным успехом, она была вульгарна, чувственна и пикантна.

От ее канкана ходуном ходили сцена и зрительный зал. Казалось, еще секунда, и все рухнет от бешеной дроби ее сильных, крепких ног. В ее канкане современникам слышались орудийные выстрелы. Это был не танец, а битва. Луиза оказалась не только сильной исполнительницей, но и не лишенной фантазии танцовщицей. Она придумала свой собственный вариант канкана. Вращаясь в танце, Луиза отводила ногу в сторону, потом брала ее за стопу и поднимала над головой. А затем с душераздирающим криком падала на шпагат.

А вот знаменитый Большой Галдёж (фр. Grand Chahut) в Мулен-Руж — уже в цвете:

Но лучше всего Большой Галдёж увидеть вживую, в движении, и лучшим примером того, как выглядел Мулен-Руж 120 лет назад, на самом стыке прошлых веков, будет снятый в 1954 прекрасный фильм с одноименным MR названием, в котором роль хозяина кабаре играет Жан Габен (фр. Jean Gabin)

Вот она — визитка Мулен Руж

Немногие уже помнят, что та самая заводная мелодия, под которую «за 10 гривен скачуть як дурни» появилась задолго до открытия Мулен-Руж, и вовсе не в связи с этими скачками… Двадцать первого октября 1858 года в Париже в театре «Bouffe Parisien» на Елисейских Полях состоялась премьера опереточного спектакля «Орфей в аду» (фр. Orphee aux enfers), музыку к которому написал месьё директор театра, немецкий еврей с новомодной фамилией Жак Оффенбах (фр. Jacques Offenbach), родившийся в Кёльне и умерший в Париже — задолго до рождения того кабаре, где волею судьбы и прославилась навечно эта его мелодия, эти аккорды заключительной сцены из спектакля, где Орфей с нимфами танцует кадриль, которые и были спионерены предприимчивым руководством для музыкального сопровождения Мулен-Ружевского Галдежа. Похоронен талантливый композитор на Монмартрском кладбище …

Кстати с Бахом ((нем. Jóhann Sebástian Bach) его, Оффенбаха, а заодно — и многих иных-прочих представителей Богемы, роднит общая музыкальная Родина - Allemagne !

Еще одной звездой “Мулен Руж” была Джейн Авриль, которую публика прозвала Мелинит — Динамит, а критики называли воплощением танца. За болезненной внешностью этой женщины скрывалась невероятная энергия, поражавшая посетителей “Мулен Руж”. Другим знаменитым персонажем “Мулен Руж” и партнером Ла Гулю был Валантен Реноден, прозванный Ле Дезоссе — Бескостный. По утрам он работал слугой в маленьком кафе, а по вечерам становился героем кабаре. В жизни нелюдимый, на сцене Валантен преображался. Его мрачность исчезала, и он являлся искрометным танцором, поражающим пластикой змеи и утонченностью манер.

Мулен Руж быстро приобрел репутацию места, где мужчины могут посмотреть на молодых парижанок, чьи уникальные и изумительные движения были такими же гибкими, как и их нравственность. Благодаря знаменитому канкану популярность кабаре росла. В то время этот танец считался вульгарным, что порой вызывало гнев зрителей. С этого времени под свой патронаж заведение берет художник Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec), которые написал множество картин со сценами из жизни мьюзик-холла.

Сохранилась легенда, что когда в 1890 года Его высочество Принц Гальский, будущий король Эдуард VII, был по частным делам проездом в Париже, он не преминул заказать себе столик в «Мулен Руж», чтобы посмотреть, что же это такая за кадриль, слух о которой пронесся далеко за Ла-Маншем. Ля Гулю, танцуя французский канкан, высоко выбрасывая ноги и задрав нижние юбки аж до головы, узнала принца и без всяких колебаний крикнула Его высочеству, приветствуя: «О, Гальский, с тебя шампанское!». Конечно, для исполнения этого бешеного танца, когда женщины и мужчины скачут козлами, задирая ноги выше головы необходима энергия и умение. Но нужны здесь еще и фантазия, и артистизм. Известная канканерка Маргарита Ригольбош вспоминает:

“Чтобы танцевать канкан, надобно иметь совсем особый темперамент, исключительный дух, тут нельзя ограничиваться воспроизведением составленной по правилам фигуры. Тут надобно изобретать, творить. Канкан — это сумасшествие ног. Когда я танцую, мною овладевает род помешательства: я забываю все… Музыка сжимается в моей груди, бросается в голову, как пары шампанского

При последней ноте ритурнели я в опьянении. Тогда исступление становится беспримерным. Мои руки в безумии, ноги тоже. Мне нужно движение, шум, содом; это род какого-то сотрясения, переливающегося из ног в голову. Все волнуется вокруг меня — декорации, мебель, свечи. Можно сказать, что все это сговорилось передавать мне музыку. В эту минуту, если бы стена стала передо мной, я бы, кажется, прошла и сквозь нее. Я люблю рукоплескания. Я бы хотела, когда танцую, чтобы гремел гром, сокрушались дома! Я бы хотела такой трескотни, которая и самых храбрых приводит в ужас: неумолкаемых ударов большого колокола Парижской Богоматери, землетрясения, последнего суда!..”

Сумасшедшие ночи в «Мулен Руж» продолжались вплоть до начала Первой мировой войны. Закрывшись в 1915 году, кабаре вновь было открыто лишь в 1921-м, став храмом мюзик-холла. Знаменитые артисты — от Ля Гулю до Мистингет, от Эдит Пиаф до Жозефин Беккер, от Мориса
Шевалье до Ива Монтана — считали для себя честью выступать здесь.

С появлением денег у публики, и последующем появлением их (денежной публики!) в кабаре, у владельцев кабаре, в свою очередь, появилась естественная мысль об обновлении и интерьеров, и экстерьера — внешнего вида Мулен-Руж. Именно тогда простой навес во дворе бывшей мельницы, под которым наяривали бюджетные простигосподи, превращался в то самое, самое респектабельное cabaret, которое мы с вами знаем. Вот взгляните на эти уникальные фото! Обратите внимание, друзья мои — на общий внешний вид входа в Мулен-Руж, и две важных детали — этот мини-замок с башенками слева и пристройку справа от мельницы. Вот так это выглядело днем, -

В 1925 году на мюзик-холльном небосклоне Парижа вспыхивает черная звезда — Жозефина Бейкер. Она родилась в Америке, в Сент-Луисе, в бедной негритянской семье, с детства мечтала стать артисткой, выступала в мюзик-холлах Бродвея, а затем в составе негритянского ревю “Черные птицы” приехала в Париж и покорила этот самый капризный город мира. Блистала в парижском театре «Фоли Бержер», выступала и в Мулен Руж.

Ее выступления потрясали изумительной непосредственностью. Жозефина пела, танцевала, вертелась, кувыркалась, гримасничала, напоминая сказочного чертенка. Так, в финале своего номера она убегала на четвереньках, с задранным выше головы, как у молодого жирафа, задом. И при этом комизме она была необыкновенно эротична. Гибкая, как змея, с поющими руками, с жарким блеском глаз и с кожей цвета кофе с молоком, она притягивала внимание всего зала

И как Жозефина танцевала чарльстон! Так не танцевал никто. Казалось, в ее ногах поселился веселый бес, который и руководит ее танцем. Один из критиков, описывая выступление Бейкер, восклицал: “Это не женщина, это не танцовщица — это нечто непостижимое, такое же восхитительное, как сама музыка”.
На сцене Жозефина появлялась почти обнаженной. Она была столь хороша, что не нуждалась ни в каких украшениях — на ней были лишь боа из перьев, нитка жемчуга и ее знаменитая связка бананов на бедрах

Американские моряки в кабаре. (Это и следующие фото — журнал LIFE)

Очень многие считают Мулен Руж местом, где зародился стриптиз, однако в Мулен Руже стриптиза как такового не было. Там танцевали женщины, но при этом зрителям они демонстрировали только остававшиеся неприкрытыми кусочки тела между трусиками и чулками, то есть, самую малость. Остальное, сидящие в зале мужчины дофантазировали сами, полагаясь, в основном, на собственные желания и опыт. И всё же, именно Мулен Руж стал тем местом, где зародился стриптиз.

Летом 1893 года здесь проходил традиционный бал студентов художественных училищ. И вот, в самый его разгар, две девицы, разгоряченные шампанским, вдруг вспрыгнули на стол и под звуки музыки стали медленно раздеваться, пока не остались в чём мать родила. История сохранила их имена: Манон Лавиль и Сара Браун. Да, уточню, что на хлеб они зарабатывали тем, что позировали начинающим художникам и скульпторам, а значит, были, с большинством собравшихся в тот вечер в Мулен Руж, хорошо знакомы.

Если учесть пуританские нравы, царившие в то время даже в Париже, то нет ничего удивительного, что против участников этого бала полиция завела дело, а суд приговорил некоторых из его участников к различным денежным штрафам. Это вызвало страшное возмущение парижских студентов. Дело дошло даже до схваток с полицией, в ходе которых один студент был убит. Но, как теперь выяснилось, молодые парижане не зря шли тогда на смерть — табу на стриптиз было снято!

Пришедшего в годы открытия в Мулен Руж, прежде всего, ошеломлял интерьер — причудливые комбинации старинного и антикварного с модерном и сюрреализмом, восточного с европейским. Мулен Руж воплотил витавшее в воздухе кредо тогдашней жизни в Париже — «право быть ленивым». Здесь можно было все — плакать и смеяться, танцевать ночи напролет и спать, пристроившись на одном из диванов. Искусство и мошенничество переплетались и создавали особую атмосферу Мулен Руж: где-то играли в карты, где-то строились планы о покорении города, а в каком-то из залов смешной коротышка - художник Лотрек увековечивал этот «карнавал жизни».Во многом, именно благодаря исскуству Тулуз-Лотрека, запечатлевшему эксцентричный танец на своих афишах и рисунках, Мулен Руж обязано своей славой и известностью. Тулуз-Лотрек был потомком древнего аристократического рода — его предки некогда возглавляли крестовые походы и вступали в родственные связи с королями Франции.

Он родился в южнофранцузском городе Альби и в четырнадцать лет из-за перелома ног, вызванного врожденным костным заболеванием, навсегда остался калекой. Это трагическое обстоятельство подтолкнуло его желание целиком отдаться проявившейся еще в детстве страсти к искусству. 1885 году Лотрек поселился в самом центре Монмартра, и отныне вся его творческая жизнь оказывается неразрывно связанной с этим районом Парижа, еще сохранявшим в ту эпоху черты полудеревенского пригорода.

Henri Tulouse de Lautrec

В 80-е и 90-е годы здесь одно за другим открываются кабаре — «Элисе-Монмартр», «Мерлитон», «Мулен-де-ла-Галетт»,»Японский Диван» и конечно «Мулен Руж» — где публика могла танцевать или, сидя за столиками кафе, смотреть на профессиональных танцоров и слушать песенки модных певцов. Именно актеры кабаре и их зрители, состоявшие из художественной богемы, простого люда и представителей самого дна большого города, стали главными персонажами Лотрека. С 1889 по 1892 год художник создает серию картин, в которых как бы фиксировалась под разными углами зрения жизнь монмартрских кабаре.

Наиболее характерна в этом отношении картина «В Мулен Руж» (1892). Перед нами изображение части кабаре, отделенной от танцевального зала балюстрадой. Динамичные диагональные построения как бы выводят композицию вовне, за пределы полотна, в то время как элементы обратной перспективы разворачивают ее на зрителя — приемы, к которым Лотрек прибегал в той или иной мере почти в каждом своем произведении. Группа сидящих за столом друзей художника, критиков и артисток, отодвинута на второй план, а на первом помещена существующая как бы вне времени и пространства, срезанная рамой фигура девушки с причудливым силуэтом и лицом-маской, расцвеченным отсветами газовых рожков. Необычные ракурсы и трактовка фигур, цветовые и световые контрасты — все подчинено здесь задаче передать стихию кабаре и ночного Монмартра.

Если в «Мулен Руж» танцовщица Ла Гулю была изображена на заднем плане, то в ряде других картин начала 90-х годов Лотрек показывает «звезд» кабаре крупным планом, не извлекая их, однако, из «среды обитания». Таков, например, холст, на котором Ла Гулю входит в кабаре об руку с сестрой и молодой дебютанткой Танцовщица одета в вызывающе открытое платье, написанное прозрачными мазками голубых и зеленых тонов, контрастирующих с глухими серыми, черными и зелеными оттенками одежды двух других женщин и красным цветом стенных панелей. В резком изгибе тела Ла Гулю, выражении ее лица — смесь вульгарности и артистизма, надменности и горечи.В картине все полно движения и одновременно иератической неподвижности, подчеркнутой застывшим профилем девушки справа.

В 1891 году художник создает первую литографскую афишу для Мулен Ружа. За этой работой, которая была по сути одним из первых плакатов в истории современного искусства, последовали другие афиши, станковые литографии, цветные и черно-белые; альбомные серии («Иветт Гильбер», «Они»), театральные программы и книжные иллюстрации. В своих литографиях Лотрек обессмертил ярких, но эфемерных звезд Монмартра, гротескно заострив суть их творческой индивидуальности, передав ритмы их танцев и песенок

А после в 1915 году случился грандиозный пожар в Мулен-Руж, а чуть позднее — случился грандиозный пожар во всем мире — началась первая, а затем и вторая мировая войны… Крылья Мулен-Руж невесело поникли и им, казалось бы, всегда неунывающим парижанам, как-то вдруг стало не до танцев… В Мулен-Руж пришел упадок… В годы Второй Мировой войны и немецкой оккупации Мулен Руж вновь закрыт, но незадолго до освобождения Парижа, в 1944 году на сцену вновь выходят артисты — знаменитые Ив Монтан (Yves Montand) и Эдит Пиаф (Edith Piaf).

В 1937 году Роберт Харман превращает Мулен Руж в ночной клуб, делая его еще более модным и современным.

Открывшийся в 1959 году новый зал позволяет организовать хорошо оснащенную кухню, чтобы предложить клиентам, приезжающим сюда со всех уголков земного шара, «ужин-спектакль» с большим выбором блюд и, конечно, концертом, имеющим уже на то время высокую мировую репутацию

Вновь запустились знаменитые крылья Красной Мельницы в в 1951 году, когда у кабаре меняется владелец и проходит полная реставрация. А в 1957 году хореограф Дорис Хог (Doris Haug) со своими четырьмя Doris Girls подписывает с Мулен Руж контракт на два месяца…и остаётся хореографом и постановщиком на 40 лет, до 1997 года. За это время Doris не только увеличил свой контракт, но также увеличил и свою труппу — сегодня в Doris Girls уже более 80 девушек.

В 1962 году менеджером кабаре становится легендарный Жаки Клерико (Jacki Clérico) и с его именем в истории Мулен-Руж начинается «новая эра». Жаки предлагает для возрождающегося кабаре эту новую формулу — ужин+шоу, распространившуюся затем повсеместно. Возможно, эту концепцию Жаки подхватил в одном из многочисленных ресторанчиков этого тогда все еще Красно-фонарного Квартала? Да и в наше время в Париже можно найти вот такие меню:

В гала-концерте, посвященном 90-летию «Красной мельницы», выступали Петр Устинов, Шарль Азнавур, Джерри Левис.
С приходом Джеки Клерико началась новая эра «Мулен Руж» — расширение зала, гигантский аквариум и первый водный балет с обнаженными танцовщицами.

Открывшаяся в 1963 году новая программа «Фру-фру» произвела неописуемый фурор. Представление прошло с огромным успехом. Суеверный Джеки отныне выбирает своим программам названия, начинающиеся только на букву «Ф» («Frou-Frou» (Шелест), «Frisson» (Дрожь), «Fascination» (Очарование), «Fantastic» (Фантастика), «Festival» (Фестиваль), «Follement» (Безумство), «Frenesie» (Неистовство), «Femmes, Femmes, Femmes» (Женщины, женщины, женщины), «Formidable» (Великолепные)). «Feerie» (Феерия)

В шоу «Феерия» девушка плавает в таком аквариуме с настоящими змеями.

В 1964 году на сцене был сооружён гигантский «аквариум», в котором плавали/выступали голые танцовщицы.

И, разумеется, в каждой программе есть особое место легендарному французскому канкану.

И лишь однажды, в один из ноябрьских вечеров 1981 года, «Мулен Руж» закрыл свои двери. Труппе Мулен Ружа была оказана огромная честь, она была приглашена в Лондон, чтобы выступить перед Ее высочеством Королевой Елизаветой II.

Среди прочих артистов в «Мулен Руж» выступали известные шансонье Шарль Трене и Шарль Азнавур.

В 1963 Жаки запускает новую программу — он назовет ее этим фривольным именем Фру-Фру (фр. FROU FROU), напоминающем хруст тех пышных юбок… В 1964 в Мулен-Руж появляется тот самый знаменитый грандиозный прозрачный бассейн, где ставятся подводные шоу. И уже в 1965 Жаки меняет программу, однако оглушающий успех FROU FROU заставляет его отныне суеверно называть все шоу, проходящие в Мулен-Руж, на эту магическую букву F:

И началось:

1963-1965 FROU FROU The 1st revue directed by Jacki Clerico

1965-1967 FRISSON

1967-1970 FASCINATION

1970-1973 FANTASTIC

1973-1976 FESTIVAL

1976-1978 FOLLEMENT

Полюбуйтесь, вот как Мулен-Руж выглядел в 70-е:

1978-1983 FRENESIE

1983-1988 FEMMES, FEMMES, FEMMES

1988-1999 FORMIDABLE La Revue du Centenaire (Ревю Тысячелетия!)

И наконец, в 2000 году мир увидел FÉERIE, эту Сказку с бюджетом 8 млн евро, которую уже 10й год показывают и в эти дни. ФеерИ было создано из четырех частей, чтобы выполнить желания всех зрителей: «Мулен Руж сегодня и вчера. Мулен Руж навсегда», «Пираты»,«Цирк», «Мулен Руж с 1900 до…».

К 2000 году, ко вступлению в новое тысячелетие Мулен-Руж вновь была капитально отреставрирована, и красную прежде мельницу можно было увидеть белой — взгляните на это уникальное фото:

Вот уже 112 лет самый легендарный зал кабаре в мире принимает миллионы зрителей, приехавших насладиться известными представлениями! Конечно, сейчас Мулен Руж перестал быть тем местом, где собиралась богема Парижа, где в прокуренных залах потягивали запрещенный повсеместно абсент и где приглянувшуюся танцовщицу из кордебалета можно было пригласить к себе домой. В те времена в «Мулен Руж» вообще не было ни кулис, ни репетиций: сцена и жизнь сливались в шумном веселом гулянии, с ухаживаниями и любовными историями.

А сейчас сцена и кулисы — два разных мира. Современный «Мулен Руж» — это уже не образ жизни. Это прежде всего зрелище, шоу. Атмосфера праздника и всепоглощающего веселья сохранилась, но сегодняшний Мулен Руж — это элитное заведение, нечто среднее между фешенебельным ночным клубом и музеем. Но он остается местом, где танцуют легендарный французский канкан.

И хотя в городе существуют и другие подобные заведения, где программа, может быть, более яркая и насыщенная, но приезжающие в Париж приходят именно сюда. Не потому, что не знают о других мюзик-холлах (в любом путеводителе можно найти с десяток адресов и подробных описаний), а потому, что флер таинственности, загадочности и какой-то светлой грусти окутывает Мулен Руж, где «мельница» веселья крутится каждый вечер уже много-много лет.

И сегодня принципы Мулен Руж остаются неизменными: перья, стразы и блестки, роскошные декорации, оригинальная музыка и самые красивые девушки. Он остается местом, где мечтают и познают, что такое настоящий Париж.

Сейчас «Мулен Руж» является одним из символов Парижа и одной из двух уцелевших мельниц Монмартра (вторая — «Мулен де ла Галет») Кабаре рассчитано на 850 посетителей, которые, как и во времена Тулуз-Лотрека, приходят посмотреть знаменитый канкан, одну из визитных карточек Франции. Посещение Мулен Руж очень популярно у туристов, приезжающих в Париж. Вы можете встретить уйму фотографий огромной красной мельницы, украшающей заведение и даже сделать предварительный заказ для ночных шоу.


источники
http://www.kostumer.ru/component/content/article/33 — Автор — Екатерина Савич

http://blog.kp.ru/users/3450927/post115333985/

http://www.photo-journal.by/culture/dobro-pozhalovat-v-mulen-puzh#.URpchKVqjII



А я вам напомню историю еще одного интересного места:

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Мулен Руж (Moulin Rouge) – символ ночной жизни Парижа. Более 100 лет легендарное кабаре каждый вечер поражает и восхищает посетителей ярким, шумным шоу. Над постановкой каждого представления работают профессионалы – хореографы, музыканты, дизайнеры, декораторы, танцоры и вокалисты. Фото и видео не способны передать атмосферу этого действия. Эту феерию надо увидеть.

Ниже можно ознакомиться с кратким описанием истории кабаре.

Где находится Мулен Руж

Кабаре расположено на Монмартре (18 округ), на бульваре Клиши.

Как добраться :

  • Метро – ст. Blanch.

История создания Мулен Руж

Легендарное кабаре Мулен Руж открылось 06.10.89 г . Название переводится как «красная мельница». В конце XIX столетия Монмартр был окраиной города, самобытной, но провинциальной. Кабаре, являющееся сегодня одним из брендов Франции, изначально было заведением с сомнительной репутацией . Основными посетителями нового кабаре стали представители богемы, любившие весело провести время – небогатые художники, музыканты, писатели. Развлекали публику выпивкой и канканом. Здесь можно было найти абсент, опиум и подружку на ночь.

Некоторые представители творческой молодежи проводили в веселом заведении каждый вечер. Тулуз-Лотрек проводил в Мулен Руж все свое время. Он создал множество картин, плакатов, на которых изобразил танцовщиц, сцены повседневной жизни.

Пообщаться с веселыми девушками захаживал П. Пикассо и даже известный гей О. Уайльд. Слава заведения росла, кабаре стала посещать более денежная публика. Несколько вечеров в Красной мельнице провел принц Уэльский , будущий король Англии.

Мулен Руж стал местом, которое посещали представители всех слоев общества , за соседними столиками могли сидеть бедный художник и наследник семейства аристократов, всех объединяла зажигательная музыка и танцы.

Немного о канкане

Впервые канкан появился во Франции, его танцевали в рабочих кварталах и считали преемником кадрили в 30-х годах XIX века. Танец считался неприличным и перекочевал в кабаре, кафешантаны и прочие увеселительные заведения. Всемирной известностью танец обязан Мулен Руж .

Один из владельцев кабаре Жозеф Оллар пригласил хореографов. Они взяли самое лучшее, что было в канкане – яркие, пышные юбки и чулки, прыжки и шпагаты. Все эти элементы приводили публику в восторг.

Изначально канкан был одиночным танцем . Исполнительницы танцевали в одиночку или группами, но не в линии. Коллективное исполнение канкана, выстроенными в одну линию танцовщицами впервые увидели в Англии.

В 20 годы прошлого столетия в Мулен Руж объединили одиночный канкан с коллективным, добавили визг и крики, называют такую разновидность танца «френч канкан». Слово «канкан» переводится как скандал, шум .

Как появился стриптиз

В Мулен Руж никогда не исполняли стриптиз, но считается, что именно здесь он появился.

В 1893 г. в кабаре проходил студенческий бал художников. Когда веселье было в самом разгаре, две нетрезвые барышни, запрыгнув на стол, стали медленно раздеваться по музыку. В истории даже сохранились их имена – Сара Браун и Манон Лавиль, девушки работали натурщицами. Такое поведение было вызывающим даже для Мулен Руж. Участников привлекли к суду и приговорили к крупным штрафам.

Мулен Руж в XX веке

В 1915 г. здание кабаре пострадало от пожара и открылось снова, по данным Википедии, в 1921 г.

В 30-х годах в кабаре произвели ряд изменений. Обновили программу, кроме канкана посетителей стали развлекать выступления иллюзионистов, акробатов и артистов других жанров. Объединяло их одно, все номера были яркие, веселые, шумные.

В конце 50-х годов в Мулен Руж открыли кухню. Просмотр шоу стали совмещать с изысканным ужином.

В кабаре выступали мировые эстрадные звезды. В 20-30-х годах на сцене «Красной мельницы» пели М. Шевалье и Ж. Габен . В послевоенные годы посетители наслаждались пением Э. Пиаф и И. Монтана . Ш. Азнавур радовал своих поклонников в 50-е годы. Позже здесь можно было услышать Л. Минелли, Ф. Синатру, Э. Джона .

Мода переменчива, в том числе и на танцы. Когда канкан перестает быть популярным, Мулен Руж сохраняет свои позиции. Публику привлекают опереттой, звездами Бродвея, предоставляют сцену талантливым исполнителям.

Мулен Руж сегодня

Сегодня «Красная мельница» является не только первоклассным увеселительным заведением, но и довольно популярной достопримечательностью французской столицы. Почти каждый турист, во время своего путешествия в Париж, проводит вечер в Мулен Руж. Здесь на протяжении более 100 лет придерживаются главного правила – каждый вечер, каждое выступление должны быть настоящей феерией . И у них получается, талантливые танцовщицы, яркие костюмы и потрясающая музыка делают каждое шоу незабываемым.

Сегодня Мулен Руж не изменяет своим традициям, кроме современных шоу, каждый вечер посетители могут увидеть танец, которому заведение обязано своим успехом – веселый, шумный, несколько вульгарный, но притягательный канкан .

А вы знали? Исполняя канкан, танцовщица должна высоко поднимать ногу 32 раза за минуту.

Шоу Феерия

Самая популярная на сегодняшний день программа – шоу Феерия . Представление длится 1 час 45 минут. В шоу участвуют 80 артистов, задействованы тысяча костюмов от французских и итальянских дизайнеров. Над музыкальным сопровождением работали 80 музыкантов.

Шоу состоит из пяти частей :

  • Мулен Руж сегодня и вчера;
  • Пират;
  • Цирк;
  • История кабаре;
  • Чикаго шоу.

Каждая часть имеет свой сюжет, свои костюмы, но всю программу объединяют зажигательные танцы, прекрасная музыка, невероятно красивые костюмы. Зрелище действительно феерическое. Отзывы туристов имеют только превосходную степень – великолепно, непередаваемо, праздник души.

  • В 60-х годах в Мулен Руж представили новое шоу, которое поразило публику. В большом аквариуме несколько обнаженных девушек грациозно плавали и плескались.
  • В 1982 г. на представлении в кабаре присутствовала королева Великобритании.
  • О Мулен Руж было снято шесть фильмов, с одноименным названием. Самый известный, с Николь Кидман в главной роли, вышел на экраны в 2001 году.
  • Сценические костюмы танцовщиц очень яркие, некоторые громоздкие. Самый тяжелый костюм весил 10 кг.
  • Танцовщиц отбирают по определенным критериям. Рост 168-172 см. Ноги и руки девушек должны быть одной длины.

Время работы

Каждый день проходит три представления в 19.00, 21.00 и в 23.00.

Цены на билеты

  • 19.00 – от 200 евро.
  • 21.00 – от 115 евро.
  • 23.00 – от 77 евро.

В стоимость билета входит полбутылки шампанского на 1 человека.

VIP-билеты : на 19.00 – от 400 евро, 21.00 и 23.00 – от 210 евро.

Что посмотреть рядом

  • видна из любой точки города. Она возвышается на 130 метровом холме Монмартр. Это одна из самых популярных парижских достопримечательностей. Туристов привлекает смешение архитектурных стилей и необыкновенно белый цвет сооружения. Сакре-Кер построили из редкого камня, который становится еще белее после каждого дождя.
  • Площадь Тертр – место сбора художников. Здесь можно купить готовую картину или заказать собственный портрет. На площади много кафе и сувенирных лавочек с ручными изделиями.
  • Кладбище Монмартр неофициально называют «артистическим некрополем». Здесь нашли последний приют артисты, художники и другие творческие личности. На этом кладбище похоронены Стендаль, Дюма, Далида и многие другие.

Главная достопримечательность бульвара Клиши — кабаре Мулен Руж или красная мельница. Бульвар известен, как место наполненное куртизанками и художниками. Вторые могли приходить и рисовать с натуры ножки дам, которые участвовали в ярких и красочных представлениях.

Красная мельница днем и вечером

Первый раз мы увидели красную мельницу во время вечерней экскурсии по Монмартру . Красные огни заведения притягивают внимание, вокруг очень людно, оживленно и светло. Вторая встреча состоялась утром, казалось, что здание еще спит. Постарайтесь увидеть его днем и вечером, вы ощутите разницу в атмосфере. На шоу мы не попали за-за плотного графика, но тщательно изучили этот вопрос и посетим во время следующего визита. Мулен Руж историческое место, которое нельзя оставлять без внимания. Кабаре такой же символ Парижа, как Эйфелева башня, Триумфальная арка и Сакре-Кер.

В 2020 году билеты стоят от 97 евро без питания, и 105 евро с напитками. Цены на билеты с ужином от 185 до 200 евро. Если выберете третий вариант, то вам необходимо прийти за два часа до начала программы, чтобы насладиться трапезой до начала шоу.

Возрастные ограничения 6+. Для детей до 12 лет скидка 50%. Фотографировать внутри нельзя, даже в туалете. Поэтому наслаждайтесь зрелищем, впечатляйтесь. Обязательно соблюдение дресс-кода, вечерний туалет приветствуется.

Спектакли начинаются в 21:00 и в 23:00 ежедневно. Вход для зрителей открывается за 30 минут до начала представления. Продолжительность программы 1 час 45 минут.

Артисты танцуют, показывают трюки, катаются на роликах и многое другое. Билеты лучше приобретать заранее, так как кабаре пользуется большим спросом. Рекомендуем купить билет в Мулен Руж онлайн на официальном сайте GetYourGuide . Хитами продаж являются комбинированные туры: Вечерний обзорный тур по Парижу и шоу «Мулен Руж», Ужин на Эйфелевой башне, круиз и шампанское в Мулен Руж.

Цены на сайте изначально в евро, но сверху можно переключить на рубли.

Посещение Мулен Руж

Само по себе шоу и обстановка очень необычные. Гости располагаются за столиками, на которых стоят красные фонарики, по 4-6 человек. Вы можете занять любое место, шоу видно одинаково хорошо из любой точки. Можно поужинать, выпить шампанского.

Экскурсии по Монмартру

Если бюджет не позволяет приобрести билеты в Мулен Руж, а прикоснуться к красной мельнице хочется, можно заказать экскурсию по Монмартру. На доступно 12 экскурсий на выбор, с бюджетом от 20 евро. Большая часть данных экскурсий стартует у культового парижского кабаре. Внутрь гид вас не поведет, вместо этого расскажет интересные истории и сфотографирует вас на фоне красной мельницы.

Где находится и как добраться

Мулен Руж находится у метро Бланш, в районе Монмартр. Также можно дойти от станции метро Пигаль не более 300 метров.

Жожеф Оллер и Шарль Зидлер приурочили открытие кабаре к завершению строительства Эйфелевой башни 6 октября 1889 года. Символ «Мулен Руж» придумал декоратор Леон-Адольф Вилетт, он сделал мельницу полностью алой, как дополнение, уже известной тогда, улицы красных фонарей. Спустя несколько месяцев весь Париж обсуждал как это “побывать в кабаре”. В заведении собирались представители среднего класса, аристократы, люди искусства и члены королевских семей. Здесь можно было смеяться, плакать, танцевать, играть в карты, заводить знакомства, творить и даже спать. В то время, Монмартр – был районом, освобожденным от налогов на алкоголь. Гостей впечатляли не только обстановка и шоу, а эклектичный интерьер: сочетание антикварного с модерном, сюрреализмом.

Под музыку Оффенбаха девушки открывали мужским взглядам длинные ножки в чулках с красными подвязками, вскидывая пышные юбки, сопровождая движения призывными взорами и задиристыми вскриками.

В Париже канкан танцевали сольно, а английский и американский варианты танцевали выстроившиеся в линию ансамбли. Хореограф Пьер Сандрини объединил оба вида танца, дополнил результат женскими визгами и озорным смехом, создав знаменитый френч канкан. Буквально он означает «шум и гам».

После 1893 года художник и декоратор Адольф Виллет оснастил лопасти мельницы электрическими лампочками. Огни включались с наступлением темноты. Это сделало здание современным, модным и узнаваемым.

В 1915 году, во время Первой Мировой войны, кабаре сгорело. Спустя 6 лет открылось вновь и стало принимать посетителей с еще большим шиком. Частыми гостями были звезды французской эстрады: Эдит Пиаф, Ив Монтан и другие. Еще раз работу «Мулен Руж» прервала Вторая Мировая война.

В 1937 году кабаре перестроили в модерновый мюзик-холл с продуманным репертуаром, в котором были представлены не только танцевальные номера, но и различные аттракционы и фокусы.

Под руководством Жаки Клерико с 1959 года кабаре предлагает своих гостям, в дополнение к шоу, ужин с большим выбором блюд. В 1964 году появился новый номер с аквариумом и первый водный балет с обнаженными танцовщицами. Он и сегодня является частью шоу “Феерия”.

Звезды Мулен Руж

Самой известной танцовщицей была Луиза Вебер, получившая прозвище Ля Гулю — обжора. Она любила подсесть за столики гостей и поужинать за их счет. Свою карьеру она начала в 19-ти летнем возрасте и стала самой яркой звездой. Она была вульгарна, чувственна и пикантна.

Не менее популярной танцовщицей была Джейн Авриль. Она была воплощением танца. Ее энергия поражала зрителей.

Большинство артистов были скромны, мрачны и неприметны в обычной жизни, а по вечерам превращались в искрометных, пластичных и зажительных исполнителей. Визитная карточка кабаре — легендарный Большой Галдеж. Его можно увидеть в фильме Мулен Руж 1954 года. Но лучше, конечно, вживую.

В 1925 году вспыхнула темнокожая звезда - Жозефина Бейкер. Она с детства мечтала стать артисткой, выступала в мюзик-холлах Бродвея, а затем в составе ревю “Черные птицы” приехала в Париж. Помимо Мулен Руж она блистала в парижском театре «Фоли Бержер». Ее выступления потрясали изумительной непосредственностью. Жозефина пела, танцевала, вертелась, кувыркалась, гримасничала, в финале своего номера она убегала на четвереньках, с задранным выше головы задом.

Отбор артисток

При отборе артисток для знаменитого кабаре до сих пор придерживаются строгих правил. Всех кандидаток измеряют и взвешивают. Их кожа должна быть безупречна, вес, рост, длина ног, размер и форма груди оцениваются по стандарту. Все это для того, чтобы у гостя создавалось впечатление, что перед ним одна артистка, а остальные лишь фантазия.

Еще одно обязательное условие — псевдоним, придуманный менеджером, который сохраняется до конца карьеры в Мулен Руж.

После выступления девушки покидают кабаре через черный ход. Их отвозит до дома водитель. Артисткам запрещено иметь контакты со зрителями.

Мулен Руж — символ Парижа

Мулен Руж неоспоримый символ Парижа и часть его интереснейшей истории. Символ сбывшихся и несбывшихся мечт, соединившихся и разбившихся сердец, красоты, творчества и порока. Современный «Мулен Руж» — это прежде всего зрелище, шоу, элитное заведение, нечто среднее между ночным клубом и музеем, а не образ жизни. Но он остается местом, где танцуют легендарный французский канкан.

    • Главная фишка кабаре — знаменитый канкан. Зрители испытывают гнев и восхищение, возмущение и восторг, равнодушных нет!

    • Первый канкан был миксом галопа и кадрили, а зародился в 20-х годах в Париже. Быстрые взмахи ногами и эффектный шпагат были заимствованы из акробатического номера Шарля Мазурье. А движения с пышными юбками появились под конец XIX столетия.
    • Среди звёзд первого поколения танцовщиц были Иветта Гильбер, Ла Гулю, Жанна Авиль.
    • Ла Гулю придумала собственный вариант канкана. Вращаясь в танце, она отводила ногу в сторону, потом брала ее за стопу и поднимала над головой. А затем с душераздирающим криком падала на шпагат.
    • В 1890 году Принц Уэльский посетил Мулен Руж. Ля Гулю, танцуя французский канкан, высоко выбрасывая ноги и задрав нижние юбки аж до головы, узнала принца и без всяких колебаний крикнула Его высочеству, приветствуя: «О, Уэльский, с тебя шампанское!».
    • Сейчас звезды Мулен Руж известны по плакатам Анри де Тулуз-Лотрека, который был частым гостем заведения. С 1889 по 1892 год художник создал серию картин посвященных жизни монмартрских кабаре. Одна из них «В Мулен Руж» 1892 года.

    • В 1893 году впервые в истории одна из танцовщиц полностью разделась на сцене «Мулен Руж». Именно в этом заведении был впервые исполнен стриптиз.
    • Мельницы считались символом района, их было более 30. Они использовались для перемола зерна, дробления гипса, кукурузы и винограда.
    • Первые шаги в карьере тут делал Жан Габен и неизвестный пока Ив Монтан. Купались в лучах софитов и овациях зрителей Морис Шевалье, легендарная Эдит Пиаф и Элл Фитцджеральд, Фрэнк Синатра и Шарль Азнавур, Элтон Джон и Лайза Миннелли.
    • Кабаре Мулен Руж дважды попало в книгу рекордов Гиннеса. Первый раз был поставлен рекорд, когда девушки за 30 секунд успели сделать знаменитое движение ножкой 29 раз. Позже они побили собственное достижение, сделав уже 30 взмахов за то же время.

    • В день Святого Патрика в 2011 году, Мулен Руж пожертвовал своим красным светом, чтобы стать на одну ночь ирландско-зеленым.
    • Мулен Руж является одним из крупнейших покупателей шампанского в мире, около 240 000 бутылок в год.
    • Хореограф Дорис Хог (Doris Haug) со своими четырьмя Doris Girls подписал с Мулен Руж контракт на два месяца, а остался хореографом и постановщиком на 40 лет, с 1957 до 1997 год. За это время Doris увеличил свою труппу более, чем до 80 девушек.
    • Шоу-программа “Фру-фру”, открывшаяся в 1963 году, прошла с огромным успехом. С тех пор Джеки Клерико выбирает для своих шоу названия только на букву “ф”: Frisson, Fascination, Fantastic, Festival и другие.
    • В один из ноябрьских вечеров 1981 года, «Мулен Руж» закрыл свои двери. Труппе Мулен Ружа была приглашена в Лондон, чтобы выступить перед Ее высочеством Королевой Елизаветой II.

  • Самой экстравагантной выглядит фантасмагория под водой, подводный танец девушки со змеями.

Мечты, мечты! И вдруг неожиданно эти мечты воплощаются наяву! Становятся реальностью, которая вызывает исключительно позитивные эмоции и остаётся в нашей памяти на всю оставшуюся жизнь.

Будоража наше сознание воспоминаниями и желанием вновь оказаться там, на вечном празднике жизни под названием парижское кабаре Мулен Руж (Moulin Rouge).

6 октября 1889 года ко дню Всемирной выставки в столице Франции, произошло неоднозначное событие, которое потрясло весь мир и полностью изменило представление людей о классических ночных заведениях (кабаре-варьете). Распахнула свои двери Красная мельника – кабаре (сabaret) Мулен Руж.

Кабаре Мулен-Руж считается одной из наиболее известных достопримечательностей Парижа , стоящей в одном ряду с такими признанными мировыми тяжеловесами как Эйфелева башня и Триумфальная арка .

Почему мельница и почему красного цвета?

Там, у её подножья работает ресторан с танцевальным залом, собирающий по вечерам достаточно большое количество посетителей. Поэтому владельцы нового кабаре рассчитывали привлечь не меньше публики и прежде всего за счёт зажигательных танцев, а уж потом на вкусную еду и хорошую выпивку.

Раскинув свои завораживающие красные крылья у подножья холма Монмартр , это элитное классическое заведение уже более 100 лет принимает гостей со всего мира. Первое впечатление ошеломляющее! Прежде всего парижское кабаре Мулен Руж это нечто среднее между светским ночным клубом и музеем. Больше всего поражает интерьер, с экстравагантными комбинациями разнообразных стилей.

Сочетания модерна и антиквариата, европейского и восточного, сюрреализма и авангарда. Но самое главное это то, что именно тут впервые был исполнен, гремящий до сих пор на весь мир, знаменитый Френч канкан (cancan).

Именно здесь зрители впервые лицезрели под музыку Оффенбаха дразнящие движения танцовщиц с манящими взглядами и криками, взлетающими вверх юбками, обнажающими длинные стройные ножки в чулках на пикантных красных подвязках. Падая одна за другой на шпагат и как бы невзначай, сбивая шляпу, носочком туфли с зазевавшегося зрителя из первого ряда.

Изюминкой кабаре Мулен Руж и по сей день остаётся «натуральная кадриль» придуманная Селестом Могадом в 1850 году. Позже англичанин Чарльз Мортон назвал её – «французский канкан», (канкан дословно в переводе с французского означает гам или шум).

Вот тогда все заговорили о новом танце, увековеченном на картинах и афишах французского живописца постимпрессиониста Тулуз-Лотрека. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901) изображал на своих полотнах в основном жизнь кабаре Монмартра и прекрасных куртизанок.

С первого дня открытия кабаре Moulin Rouge, Анри был завсегдатым гостем и не случайно его «музами» стали танцовщицы первого поколения: Жанна Авриль («Динамит»), Луиза Вебер (Ла Гулю), клоунесса Ша-Ю-Као и певица Иветта Гильбер.

Лотрек оставил будущим поколениям достаточно много познавательных картин, афиш и плакатов, прославляющих себя самого ну и конечно же кабаре Мулен Руж. С каждым новым днём росла популярность данного развлекательного заведения, пик которой пришёлся на 1891 год, после того как была опубликована наружная реклама.

«Сумасшедшая» мельница непрерывно крутилась до первой мировой войны, остановившись лишь в 1915 году, однако уже в 1921 году она возобновила свою работу. В начале 1937 года Moulin Rouge частично переоборудовали под современный ночной клуб, в развлекательной программе которого были предусмотрены различные развлечения, аттракционы, фокусы, и танцы, ну и конечно же, знаменитый канкан.

Приблизительно в 1964 году на сцене кабаре Мулен Руж был установлен огромный аквариум, в котором плескались, как золотые рыбки, обнажённые девушки, что вызвало не обычайный фурор у публики.

На протяжении всей своей истории парижское кабаре Мулен Руж (Moulin Rouge) собирает в зале представителей различных социальных слоёв общества: аристократию, интеллигенцию, людей искусства (Оскар Уайльд, Пикассо) и даже наследник британского престола – принц Уэльский, неоднократно посещал Красную мельницу.

Французский танец канкан (cancan)

Настоящим канканом можно насладиться лишь здесь. Канкан это не просто танец, это целая церемония со своими старыми традициями и не писаными законами. И по сей день, неизменным осталось всё то, что всегда качественно отличало «Мулен Руж» от подобного рода заведений.

В нём есть, какая - то таинственность и загадочность, здесь можно почти всё: танцевать или спокойно отдыхать на диване, смеяться или плакать, вкушать традиционные блюда, дегустировать французские коньяки, вина и всё это происходит под роскошное ревю лучшего кабаре Франции. Блёстки, стразы, перья, шикарные костюмы, гламурные декорации, изумительная музыка и конечно роскошные девушки! Самые красивые девушки планеты с восхитительными лицами и изящными фигурами.

Следует отметить, что в сегодняшнем Moulin Rouge выступает достаточно много наших соотечественниц и это, совсем, не удивительно. Каждый вечер начинается с представления «Феерия» с легендарным канканом и новейшими спецэффектами, в котором участвуют первоклассные танцовщицы и задействовано около тысячи нарядов.

Сцена парижского кабаре Мулен Руж видела многих знаменитостей XX столетия: тут начинал свою карьеру Жан Габен, выступал Морис Шевалье, зал рукоплескал Элле Фитцджеральд и Эдит Пиаф, ещё неизвестному Ив Монтану и именитому Шарлю Азнавуру, Френку Синатре, Лайзе Минелли, Элтону Джону, а также Михаилу Барышникову…

Если мы говорим кабаре, имеем в виду Мулен Руж, если говорим Мулен Руж, подразумеваем кабаре. Наверно так есть и будет, слова эти стали синонимами. Но не будем забывать, что славу кабаре принёс именно канкан, французский канкан в исполнении прекрасных танцовщиц. Хочется развеять один миф! Говорят, что девушки кабаре танцуют стриптиз. За всю историю существования кабаре ни одна из танцовщиц не танцевала и не танцует стриптиз!