Не хочу быть крестным но уже согласился. Крестные родители: кому можно быть крестным? О крестных родителях

Бытует мнение, что нельзя отказываться от предложения быть крестным родителем – якобы это грех. Однако крестные родители отвечают, прежде всего, за нравственность крестника, поэтому должны взять на себя ответственность за духовное воспитание ребенка.

Крестные родители должны быть православными людьми, обладающими высокими моральными качествами. Одаривать ребенка подарками – не единственная и не главная функция крестных. Проводя время с крестником, крестные должны с ним беседовать на темы добра, любви, моральных ценностей. Они должны приобщать ребенка к церкви: посещать с ним храм, водить на причастие, учить молитвы, рассказывать о Боге. По мнению церковных служителей, крестные родители должны иметь веру и покаяние и призваны для того, чтобы передать их, научить им своего крестника.

Раздумывая над предложением стать крестным, задайте себе вопрос – будете ли вы молиться за этого ребенка, как за своего родного?

Если вы понимаете, что не соответствуете этим требованиям, или не чувствуете в себе сил, чтобы помогать родителям в религиозном воспитании ребенка, не возлагайте на свои плечи непосильную ношу. Быть плохим крестным – хуже, чем отказаться им быть.

Как отказаться от предложения быть крестным

Если вы в полной мере осознали, что не готовы к ответственности, которая возлагается на крестных, и не чувствуете желания заботиться о крестнике, но боитесь своим отказом испортить дружеские отношения с родителями малыша, подготовьтесь к разговору с ними.

Можно предположить, что когда у друзей появится малыш, то вам предложат стать крестным, потому что хороший друг – это, как правило, потенциальный крестный. Зная об этом заранее, не отвечайте сразу на их предложение. Дайте родителям малыша понять, что вам очень приятно то, что они хотят доверить духовное воспитание своего ребенка именно вам. Объясните, что со всей серьезностью относитесь к таинству крещения и знаете, каким должен быть хороший крестный. Попросите у них время подумать. Тем самым вы подготовите своих друзей к тому, что ваш ответ может быть не только положительным. Попутно разъясните им, какие функции должны выполнять крестные родители. Молодые родители могут и не знать о них. Намекните, что вы не в полной мере обладаете какими-то качествами, необходимыми для религиозного воспитания ребенка.

Отказывая становиться крестным, честно скажите родителям, что вы не сможете оказывать достаточное внимание их ребенку, не готовы учить его нравственности, но при этом вы любите их малыша и будете с ним общаться, даже не становясь крестным.

Родители хотят для своего ребенка всего самого лучшего и, без сомнения, поймут ваш отказ, и это никак не отразится на вашей дружбе.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Мы покрестили нашу дочь, а крестная у нас - бывшая жена брата моего мужа, и живём мы в одной квартире. Свои обязанности крестной она не выполняет, а с недавних пор начала меня обвинять в измене с её мужчиной, нашу семью в воровстве, а ребенок вообще не должен выходить из нашей комнаты. Можно ли аннулировать крестную или переписать ребенка на другую крестную?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Наталья, в традиции Русского Православия нет механизма лишения полномочий и обязанностей восприемников при крещении и передачи их другому лицу. С одной стороны, восприемников именуют крестными родителями, а родителей надо почитать вне зависимости от их качеств. Но, с другой стороны, когда родители отказываются от своего долга, детей определяют в другую семью. И, как есть приемные родители, так, мне кажется, могут существовать и приемные крестные - это те люди, которые могут взять на себя труд помогать родителям по плоти в духовном воспитании ребенка. В принципе, для этого не так и важна официальная процедура "духовного усыновления", тем более, что ее и не существует. Важнее фактическая сторона. Вы написали, что крестная не выполняет своих обязанностей, но не уточнили - каких. Она не водит ребенка в храм? Вы можете это делать сами. Не занимается духовным воспитанием Вашего чада? Но тогда этим можете заниматься Вы сами или же попросить своих знакомых из тех, кто воцерковлен и имеет свободное время помочь Вам в духовном просвещении ребенка.

Я уверен, что обязанности крестной вполне могут исполнять и родители. Ведь это же их ребенок! Если же требуется помощь, то в любом храме священник может поручить прихожанам помогать ребенку воцерковляться. Главное, чтобы родители этого хотели, тогда все получится.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать .

На заставке фрагмент фото Flickr.com/massalim

    Здравствуйте, тогда к чему прикреплять крестных, которые по итогу не несут крест свой, а ещё лучше, когда узнаешь, что ещё и не верующие, потеряла веру... Засем тогда привязать людей к этому ответсвенному делу... Понятное дела, что мы сами родители по итогу и будем просвещать своих же детей и без всяких крестных, но при этом в душе то стоит вопрос к тому человеку, ПОЧЕМУ... ЗАЧЕМ... Если так в итоге потом получается, то пусть родители крестят без никому, а кто помочь, тот и без крещения поможет... Чтобы потом говорю же притензий небыло к тем людям, кто берет на себя крест духовный... И тогда может люди будут жить с другим пониманием к этому обряду... А то крестить крестят, вроде как обязалась, а по итогу зачем оно нужно... Ты мать, ты и возись со своим чадом... Ну не смешно ли...

Количество записей: 224

Добрый день! Будем очень вам благодарны за разрешение нашего вопроса! 7 декабря наша семья собирается крестить нашего первенца – сыночка! Крестным отцом должен был быть мой брат, но он уехал, работать в Китай. Я пригласила быть крестным отцом своего отчима, человека глубоко верующего, живущего в венчанном браке, он с радостью согласился! Но моя свекровь говорит, что он быть крестным отцом не может, что он ранее был разведенный, и вообще ему 40 лет. Что крестный отец, якобы, передает свою судьбу крестнику! Вы знаете, я прочитала, много литературы, но нигде про это не написано! Надо сказать, что моя свекровь человек очень далекий от церкви и вообще детей своих не крестила. А мне бы хотелось, чтобы у моего сыночка был Ангел-Хранитель! Конечно, выбор крестных дело ответственное. Помогите пожалуйста! Спасибо заранее за ваш ответ, будем с нетерпением ждать, хотя до 7 декабря времени у нас совсем мало.

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина.
Благочестивый человек, живущий в венчанном браке, близкий к Вашей семье, - Вы выбрали хорошего крестного.
То, что говорит свекровь о передаче судьбы, - суеверие.
Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, могу ли я отказаться от предложения стать крестным отцом, как-то у меня не лежит душа в данном случае становиться крестным не очень близким мне людям, да и в дальнейшем предвижу проблемы в участии в воспитании духовном, или же мне надо смириться со всем и стать крестным отцом? Можно мне отказаться, и если можно, то чем аргументировать людям, чтобы их не обидеть? Скажите, как благословите, так и поступлю, я уже один раз стал крестным отцом. Жду Вашего ответа.

Богдан

Здравствуйте, Богдан! На крестном лежит ответственность за духовное воспитание своего крестника. Это должны понимать и крестные, и родители ребенка. Если Вы понимаете, что не сможете в полной мере быть крестным отцом, лучше отказаться, чтобы не согрешить. Можете объяснить, что Вы считаете себя недостойным и боитесь, что не оправдаете высокое звание крестного. В любом случае, выбор за Вами.

иерей Владимир Шлыков

Благословите. Родственники хотят покрестить ребенка и хотят взять крестным своего друга мужчину, который живёт в браке с мужчиной (за рубежом). Они мне об этом рассказали. Я в замешательстве. Не знаю, как мне теперь правильно поступать, что я могу для них сделать? Хочу убедить их не брать в крестные человека, который живёт в таком грехе, чему он научит девочку? Спасибо.

Нина

Да уж, Нина, сказать, что эта их идея приводит в замешательство, значит не сказать ничего! Категорически отговаривайте, не соглашайтесь, демонстративно не участвуйте в таких крестинах – это безумное дело! Не будет никакого греха даже объявить родственникам за это полный бойкот!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Батюшки, у меня такая ситуация. Я много раз была крестной у совершенно незнакомых мне людей. Дело в том, что мой муж на тот момент был человеком известным, при высокой должности (в наших краях), у него была масса знакомых, друзей, и часто они приглашали нас быть крестными их детям. Я всегда сомневалась, так как не хотела быть крестной, совершенно не зная людей. Но мой муж- человек властный, которому лучше не перечить. Я тогда еще не была верующей, не отдавала себе отчет, какая это ответственность на всю жизнь. Но раз муж сказал - соглашалась, в противном случае, если бы отказывалась - мог неделю дуться, не разговаривать. Только теперь, воцерковившись, я понимаю, какой грех сотворила. Честно скажу - крестников своих даже не помню, какова судьба их - неизвестно. Даже не могу вспомнить, как, когда их крестила, что говорил священник. Короче говоря, вот так безответственно я была неоднократно крестной, чистой воды формализм. А сколько таких же как я, далеких от Бога, от веры "крестных" еще было тогда вместе со мной!..

Мне стыдно за себя, что тогда, много лет назад, не смогла честно признаться приглашающим меня в "крестные", что не готова, не за служила такой чести. Наверное, это тот самый случай, когда я должна была возразить моему мужу. Я на исповеди давно раскаялась в этом грехе, но горечь осталась. Хочу высказать свое (личное!) мнение по этому вопросу уже как верующая православная, пусть с небольшим "стажем" церковной жизни. Мне думается, нельзя брать на себя миссию быть крестным человеку невоцерковленному, а тем более неверующему! Считаю, недопустимо даже становиться крестным только на том основании, что "очень просят" друзья, родственники, знакомые! Опять же, это мое личное мнение - крестным может быть только человек глубоко верующий, живущий постоянно жизнью Церкви, регулярно исповедающийся, причащающийся. Если бы так было всегда и везде - думаю, что в нашей вере православной не было бы "формальных" христиан. То же самое касается и венчания. Простите, если я не права. Очень неразумно я поступила. Поэтому, если кто-то прочтет мое письмо - может, задумается, готов ли всю жизнь быть светом, примером своему крестнику, вести его к Богу, помогая на пути СПАСЕНИЯ! А иначе - это грех! Благослови всех Господь!

Валентина

Да, Валентина, я полностью согласен с Вашим мнением - недопустимо становиться крестным только на том основании, что очень просят друзья, родственники, знакомые. Тем более недопустимо, чтобы крестным был человек нецерковный и неверующий.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Мой будущий муж недавно крестил ребенка наших знакомых. Он не очень хотел этого, и предлагал им другие кандидатуры, но они настаивали и отказывать ему было неудобно. А я изначально была против этого, не могу объяснить почему,но чувствую,что к хорошему это не приведет. Я высказывала ему свои возражения и до крестин, но он сказал "значит буду плохим крестным". Но так же нельзя,он взял ответственность на себя.. Получается, он согрешил без ярового желания став крестным. И я отговаривая от этого. Как нам быть в такой ситуации?

Даша

Здравствуйте, Даша.
Ваш жених еще ничем не согрешил. Не упрекайте его напрасно. Каким он будет крестным, - дело его совести. Вам в такой ситуации надо проявлять деликатность и сдержанность.
Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

Добрый вечер, хотелось бы узнать, как мне поступить. Хочу покрестить дочку, дело в том, что у меня нет крестных. Как мне быть?

Вера

Вера, в исключительных случаях допускается крещение и без крестных, обговорите это предварительно со священником того храма, где собираетесь крестить ребенка.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, скажите пожалуйста, мой муж - крестный отец сына его друга, а вот крестная мать живет далеко и давит на меня тем, что они с моим мужем родители и у них общий крестный сын и они должны общаться, хотя она является родной сестрой отца ребенка, и о том, как он, может узнать и у него. Как быть? Как правильно себя вести в данной ситуации?

Ольга

Ольга, насколько я Вас понял, Вас смущает, что какая-то женщина будет излишне общаться с Вашим мужем? Это – справедливые опасения, и если это общение не принесет никакой пользы крестным, то можно и запретить.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, уважаемые священнослужители Русской Православной Церкви! Меня перекрестили крёстные родители, а потом заключили брак в ЗАГСе. В настоящее время они от меня отреклись, так как считают, что я раскрестился. Можно ли считать духовный союз, заключенный в Таинстве Крещения, расторгнутым? Буду ждать Вашего ответа на адрес электронной почты.

Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий.
В Таинстве крещения заключается духовный союз крещаемого с Господом нашим Иисусом Христом. Такой союз не может быть расторгнут по воле других людей.
Что же касается Ваших крестных, то надеюсь, Вы уже достаточно повзрослели, чтобы не зависеть от их руководства.
Укрепи Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Я бы хотела узнать: можно ли некрещёной матери читать молитвы за крещеного ребёнка, можно ли ей ходить в церковь на причастие с малышом? Просто наш крестный живёт далеко.

Светлана

Да, Светлана, можно, и сопровождать ребенка на Причастие тоже можно.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Сложилось так, что меня крестили 2 раза, в детстве и потом в 14 лет. Родители решили крестить второй раз, т. к. первая крестная мать оказалась, по их словам, нехорошим человеком и проявила потом себя не хорошо, а крестными второй раз стали муж и жена. Не знаю, как такое могли разрешить в самой церкви, а я стала интересоваться духовной жизнью только полгода назад, и тогда тоже многого не знала и не понимала. Только сейчас узнала, что муж и жена не могут быть крестными матерью и отцом. Несколько лет назад крестный умер, а крестная сильно начала пить. Подскажите, как мне повести себя? Как относиться к двукратному крещению и к тому, что жизнь моих крестных сложилась так печально?

Света

Света, за крестных вам не отвечать, это – их жизнь и их выбор, но помолиться о них можно и нужно, это доброе дело. А к двукратному крещению надо относиться следующим образом: крещение совершается только один раз, все остальное надо признать недоразумением и ошибкой. Если в первый раз Вас крестил священник, в церкви, по всем правилом, то это – и есть Ваше настоящее крещение.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Подскажите, хочу стать крестной племяннику, можно ли ему при крещении подарить свой крестик серебряный, который мне дарил мой крестный. Сама я ношу золотой, освященный.

Ирина

Здравствуйте, Ирина! Дарить крестик по церковным обычаям не запрещается. Вы можете подарить этот крестик, только не забудьте освятить его, если не освящен.

иерей Владимир Шлыков

Меня попросили стать крестной. В ближайшем будущем я не смогу общаться с крестником, да и, скорее всего, вообще не смогу с ним часто общаться (переезжаю в другой город). Попыталась отказаться, сказав, что это очень большая ответственность. Родители ребенка говорят, что им ничего, кроме заочных молитв не нужно. Не будет ли грехом такое восприемничество, если я заранее знаю, что никак не смогу повлиять на духовное воспитание ребенка?

Серафима

Серафима, со стороны родителей такое отношение к восприемничеству – большая странность или даже небрежение. Я думаю, с ними надо поговорить и убедить их, что как раз вся сила восприемничества в том, чтобы крестные родители не только молитвой – мы и так друг за друга все молимся, - а именно делом и, самое главное, своим примером участвовали в воспитании ребенка. В данном случае лично я одобряю Ваш отказ и считаю, что Вы поступаете разумно.

игумен Никон (Головко)

Помогите, пожалуйста. Я нахожусь в разводе с мужем около года. У нас есть ребенок, к которому муж интереса не проявляет, алименты не платит и не видел его уже около 8 месяцев. Ребенку годик. С бывшим мужем отношения также не поддерживаю. 2 месяца назад покрестила малыша, выбрав ему в крестные своего знакомого, к которому испытывала симпатию, но никаких отношений у нас с ним не было. Выяснилось, что я небезразлична этому парню, и он мне тоже. Он не догадывался о моих чувствах, поэтому согласился быть крестным. А я не догадывалась о его чувствах. А потом всё выяснилось. В итоге мне очень плохо от этой всей ситуации, оттого, что вот так поздно всё прояснилось, ему, видимо, тоже. Отношений и каких–либо физических связей между нами не было и нет. Мы вообще перестали общаться. Я не воспринимаю его как родственника, хотела бы создать с ним семью, но знаю, что это запрещено. Помогите советом, пожалуйста.

София

Дорогая София, брак с крестным Вашего сына канонически недопустим. Чтобы окончательно решить данный вопрос, обратитесь к епископу вашей епархии. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Моя подруга предложила мне стать крестной ее дочки. Я сомневаюсь. И тут вдруг, изучая всю эту процедуру, наткнулась на то что пишут: "первым девушка должна обязательно крестить мальчика", мол, девочки забирают счастье, замуж не выйдешь и т. д. Хочу услышать Ваше мнение, правда ли это? Крестины у меня впервые, и теперь это у меня из головы не выходи! Ведь не просто так люди говорят об этом.

Дарья

Дорогая Дарья! Вы сами еще не готовы стать крестной матерью, и информацию берете не из нужных источников. Быть крестной – огромная ответственность, Вы должны воспитывать ребенка в вере, следить за его характером и нравами. То, чего Вы испугались – ерунда и суеверие. Советую Вам лучше подумать о том, как самой воцерковиться, как чаще ходить в храм, исповедаться и Причащаться, постигать неиссякаемый кладезь творений святых отцов Церкви. И тогда из Вас получится действительно хорошая крестная! Храни Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Батюшка, скажите, пожалуйста, я неженатый молодой человек и мне предложил лучший друг стать крестным его сына. Мама и бабушка мне говорят, что нельзя крестить, так как я передам ему своё счастье. Даже не знаю, что мне делать...

Виталий

Здравствуйте, Виталий! Если Вы крещены в Православии, то Вы можете стать крестным. Но не забывайте об обязанностях крестного отца перед крестником: Вы должны будете принимать участие в православном воспитании малыша, учить его основам нашей веры, водить его в храм к Причастию. Быть крестным – большая честь и большая ответственность. А то, что сказали Вам Ваши близкие – настоящее суеверие! Нельзя гневить Бога такими словами.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Простите, пожалуйста, что замучила Вас вопросами. 1. Я хочу причаститься первый раз, но для начала хочу просто походить на службы. Можно ли по воскресеньям ходить на службы и не причащаться, ведь там будут люди, которые пришли на причастие, и до каких пор там находиться, до тех пор, когда люди начнут причащаться, или мне надо будет подождать и остаться на дальнейшую службу? Простите за глупый вопрос, просто я в церковных правилах пока не разбираюсь. 2. Меня крестили в возрасте 9 лет в Белоруссии вместе с мамой и дядей. Я помню, что нас никуда не окунали, а просто помазали в области запястий и лба, кажется... И еще в этот момент в комнатку, где нас крестили, заглядывали мой папа и дедушка и улыбались, а батюшка, который нас крестил, опаздывал на службу и торопился, вроде, как мне сказали, но не точно. И у меня нет крестных и их не спрашивали. Считается ли такое крещение правильным? 3. Я сама крестная мама, но плохая. В 18 лет мне предложили, и я согласилась, не понимая ответственности. Сама на тот момент никогда в храм не ходила. Да и предложили мне, как я думаю, потому что больше было некому. С крестницей своей я не общаюсь и не вижусь, когда бываю в храме, подаю за нее записочки. Как мне на исповеди назвать этот грех? Спасибо!

Марина

Марина, ходить на службы можно, и желательно оставаться до самого конца Литургии, когда, приложившись к кресту в руках священника, можно идти домой.
В отношении Вашего крещения надо подробнее выяснять. Я не думаю, что Вас только помазывали, скорее всего, и обливали водой, по крайней мере, голову, тоже, но Вы не запомнили. Если же этого не было – хотя это очень и очень странно – то придется креститься как положено.
А в отношении своих обязанностей крестной так и скажите на исповеди, как написали в письме. Батюшка Вас поймет.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, возможен ли брак между мной и сыном моего крестного? Мы уже 3 года живем вместе и вот, решили повенчаться. Крестная моя совсем из другой семьи

Елена 29 лет

Здравствуйте, Елена! Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви ограничил браки духовного родства только в двух степенях, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями. По степени родства брак между Вами и сыном Вашего крестного не запрещается.
Из Вашего вопроса не ясно, живете ли вы в зарегистрированном браке или в так называемом "гражданском". С точки зрения Церкви "гражданский брак", не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Подобные отношения не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в "гражданском браке" не может быть совершено Таинство венчания, для этого им необходимо сначала зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе.
Вам нужно прийти в храм и побеседовать со священником, который будет решать все вопросы исходя из сложившейся ситуации.

иерей Владимир Шлыков

У меня возникла неприятная ситуация. Возможно, я заслуживаю осуждения, но, может, услышу и утешение. У меня есть очень давняя знакомая, с которой я тесно общалась и тяготела к дружбе с ней. Шли годы, и я поняла, что человек не отвечает взаимным интересом и, более того, я начала понимать, что у неё ко мне нешуточная зависть, да и характер и помыслы её начали настораживать. В один прекрасный день я приняла решение исключить её из общения. Поняла, что нет мне интереса в однобокой жертвенности и, более того, поняла, что Господь не зря огораживал от неё. Но произошло неожиданное: её бросил мужчина, с которым она жила и радовалась шелкам, мехам. Но самое неприятное, что бросил беременную. И тогда она поняла, что у нее осталась лишь мама да я. Я была в расколе. С одной стороны, я не могла от неё отвернуться в тяжелую минуту, с другой - я уже не могла общаться с этим человеком. Я выбрала поддерживать её. Но её злоба на весь мир и зависть к моей семейной жизни переросла все пределы. Меня это начало сильно угнетать, но я верила, что Господь со мной, и всё будет хорошо. После каждой встречи с ней начали происходить неудачи. Понимаю, Вы скажете, это суеверие, но... Я сделала необдуманный шаг и крестила её ребёнка, более того, я мечтала об этом, у меня он первый крестник. Я полюбила его всей душой и надеялась, что материнская любовь её изменит и она перестанет завидовать мне по любому поводу. Но человек не угомонился, даже сама призналась мне в своей до неприличия зависти. Начались намёки на то, что и я дождусь в своей семейной жизни такого финала, как она. И через некоторое время после 11 лет довольно тёплых отношений началась разлаживаться моя жизнь, и в итоге развод и другие проблемы и полное одиночество. И когда она мне сказала, что я всё равно счастливее неё, ко мне пришло окончательное решение оставить эти терзающие душу отношения. Я понимаю, что всё по воле Господа, и её нападки, а у меня, возможно, неокрепшая вера. Но я действительно не знаю, как мне быть. Я постоянно чувствую неприятные эмоции от неё в свой адрес, обиду и т.д. А ребёнок маленький, да и как мне общаться с ним из-за неё? Я очень страдаю из-за этого. Но ничего поделать с собой не могу.Может, я и суеверная, но у меня защитная реакция, после того как не раз чужая зависть мне разрушала жизнь. Неужели Церковь скажет на это закрывать глаза и выполнять свои обязанности? Не судите строго, я понимаю, что здесь имеет место быть моя неопытность в жизни и безалаберность в чём-то. Возможно, и глупо просить утешения у Вас, но я ни хочу жить с этим камнем всю свою жизнь. У меня нет своих детей и я, возможно, могла бы быть для того ребёнка самой лучшей крёстной. Но стыдно за то, что боюсь его маму. Ведь хочется ещё попытаться построить свою жизнь и окружить себя людьми, которым не присущи в такой степени эти ужасные чувства.

Уважаемая Алина, а всё же ребёнок ни в чём не виноват. Если хотя бы наполовину из-за суеверного страха, который Вы испытываете по отношению к его матери, Вы отступитесь от крестника, это будет духовное поражение. Для всех. Вы не обязаны любить его мать пылкой любовью, хотя хорошо бы, чтобы Вы испытывали христианское терпение и понимание, что у каждого из нас свои немощи, и что в случае, если бы Вам пришлось пережить испытания, в которых она оказалась, может быть и Вы, по-крайней мере, озлобились бы и стали нервны. Но сохранять ровность, доброжелательность по отношению к несчастному человеку, и, тем более , не оставлять маленького человека, мама которого столь неспокойна душой, и вряд ли может ему дать целостное христианское и нравственное воспитание, будет очевидно торжество правды в Вашей жизни, а обратное будет торжеством лукавого. Никто не может заставить Вас быть крёстной, но и нет никакого церковного чина снятия с себя этих обязанностей. Как нельзя раскреститься, так и нельзя сложить с себя обязанности восприемника, которые мы добровольно же когда-то согласились принять.

Дорогая редакция!

Вы пишете, что ваш журнал - для сомневающихся.

Поэтому когда приятель обратился ко мне с просьбой стать крестным отцом его сына - я согласился, практически не раздумывая. Конечно, я понимал, какая это большая ответственность - быть восприемником малыша. Тем более, что родители его (т.е. мой приятель и его жена) особой церковностью не отличались. Отец - по сути, неверующий, хотя и не был против ("Пусть женщины поиграют в религию. Сейчас все крестят детей. А мы разве хуже?"). Мама - ближе к Церкви, но тоже "понимает", что в жизни есть и другие, более "серьезные"дела ("В конце концов, мы же не фанатики какие-нибудь"). Все это я знал, но согласился, предупредив родителей, что к своим обязанностям крестного собираюсь относиться всерьез: ребенка причащать, водить в храм и т.д. Они не были против.

Мы действительно пару раз носили младенца в храм к Причастию. После службы, по дороге домой, я долго и, как мне казалось, умно, рассказывал о важности Таинства Причастия, о жизни Церкви. Мама улыбалась, папа (который сам в храм никогда не ходил, но ждал нас дома - на "рюмку чаю") тоже был благосклонен, а я себя чувствовал чуть ли не князем Владимиром в отдельно взятой семье.

Но вот как-то раз я решил навестить крестника. Взял иконку в подарок, конфеты к чаю... За чаем говорили обо всем, как обычно. Но вдруг Таня (мама моего крестника) сказала: "Кстати, Сережа, я тут статью недавно прочитала про Храм Христа Спасителя... Ужас просто. Специально для тебя оставила". Я быстро пробежал глазами небольшую публикацию (сейчас даже не вспомню, из какой газеты), в которой говорилось, что установленные на Храме Христа барельефы сделаны не из мрамора, а из пластика или чего-то в этом роде. Я сначала даже не понял, почему это так задело Таню. В принципе, все бульварные газетенки не преминули лишний раз «лягнуть» Церковь. Ну и что! "Как! - возмущалась Татьяна, - кричали "Символ, символ!", а теперь народ обманывают!" Я пытался сказать, что не верю этим журналистам, что им плевать и на Храм Христа, и на веру. Единственная цель таких публикаций - еще раз очернить Церковь, еще раз пнуть ее. Но Татьяна совершенно не хотела меня понимать. На помощь ей пришел и муж: "Да как ты можешь защищать всю эту аферу с Храмом Христа Спасителя! Вытянули у народа деньги, на которые, кстати, столько церквей можно было восстановить. Да и вообще, что тут неясного, я всегда говорил, что все попы - хапуги... Дурят простой народ. Почитай, - кричал он мне, - хотя бы Некрасова". Я тоже стал горячиться, объясняя им, что деньги, полученные на Храм Христа Спасителя, только на него и дали, что их никто никогда бы на другие церкви не получил. Что это действительно важный символ для всего народа. Да и вообще дело не в этом, нужно понимать, как сейчас всем сложно. Но меня уже никто не слушал. Вслед за Некрасовым вспомнили и "Сельский крестный ход на Пасху", и отлучение Толстого и Рерихов, и попов на "мерседесах", и конечно же, опальный фильм Скорцезе.

Страсти накалялись, и я вдруг, сам того не желая, еще подлил масла в огонь: Зачем же вы тогда Петьку-то крестили, если Церковь у вас такая плохая!?" Ответ Тани меня ошеломил: "А что крестили! Нуда. Вера - она в душе. Пока пусть растет, смотрит. Вот мы тебя позвали в крестные. Вырастет Петенька, у него будет школа, двор, друзья всякие. И ты. Ты - человек церковный, расскажешь о вере. А он пусть сам и выбирает. Мы же не запрещаем!"

Такого оборота я совсем не ожидал! Конечно, я понимал, что мы крестили младенца в нецерковной семье, но я так надеялся, что, помогая мальчику, мы вместе с родителями будем "возрастать в вере". Тем более, что они меня так слушали всегда, с таким интересом неподдельным. И вдруг: Церковь для них в лучшем случае - лакировка старины, этакий музей-заповедник, а в худшем - не более, чем ненужный институт для обмана народа. Не помню, как мы тогда сгладили острые углы. Расставание было не очень приятным...

Меня же этот разговор совершенно выбил из колеи. Как, - думал я, - как же я буду крестным, если они (родители) и не собираются воспитывать сына в православии? Что же мне делать? Как я ни пытался найти окончательный ответ, ничего не получалось. Все разговоры о трудностях креста крестного и советах молиться о родителях стали казаться мне отговорками тех, кто не хочет всерьез заниматься этой проблемой. И только совсем недавно один очень уважаемый мною священник несколько прояснил для меня ситуацию. В ответ на мои излияния он довольно жестко сказал: "Я вообще считаю, что нужно очень осторожно подходить к крещению младенцев. А то мы крестим всех, а в вере их никто не воспитывает. Это ты вот мучаешься, а большинство крестных и лба-то перекрестить не могут, не то что крестнику чего рассказать. Вот и получается профанация. Между прочим, в ранней Церкви не крестили детей язычников, а только детей в христианских семьях, способных дать младенцу основные понятия о вере. Но что делать, сегодня время другое". Да, это действительно так. И я теперь не всегда убеждаю своих знакомых непременно крестить их маленьких детей, если сами родители - далеко не церковные люди. Но все чаще я задаю себе один и тот же вопрос: А может быть, зря я стал крестным?

Сергей Лисицкий, 31 год, г. Москва

"МОЙ ЛЮБИМЫЙ КРЁСТНЫЙ..."

О проблеме крестных наш корреспондент беседует с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, ректором Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (г. Москва).

Корр.: Отец Владимир, как бы Вы прокомментировали письмо, что бы посоветовали его автору?

О.В.: Прежде всего, автору письма не нужно конфликтовать с родителями крестника. Потому что сейчас, когда он уж стал крестным (ведь он мог отказаться сначала) - надо помнить свою главную цель. А цель эта - любовью "привязать" ребенка к Богу, своей любовью и примером показать ему путь к Церкви. Если он будет конфликтовать с родителями, то ему это не удастся сделать. Поэтому лучше решать все проблемы миром.

Нужно суметь показать светлый и добрый путь. Сейчас в жизни так мало по-настоящему светлого, радостного, такой дефицит любви, что естественно душа ребенка к ней тянется. И если ребенок почувствует любовь крестного, то он обязательно прилепится к нему, обязательно полюбит и захочет воспринимать, что крестный говорит, захочет быть похожим на него.

Корр.: Вы сказали, что можно было отказаться...

О.В.: Да, отказаться можно. Я, правда, не стал бы давать конкретных рецептов, "моделировать" возможные ситуации... Ведь душа человека - это тайна. И исходя только из каких-то рациональных, даже канонических, юридических соображений часто не удается принять правильное решение. Необходимо молиться Богу, просить, чтобы Господь помог почувствовать сердцем - как поступить.

Корр.: Отец Владимир, но все-таки если человек, помолившись и заглянув в себя, понимает, что он не может быть крестным. Как ему объяснить это людям так, чтобы их не обидеть? Я вот некоторое время назад отказался быть крестным у взрослого уже человека - своего друга - так он на меня до сих пор обижен...

О.В.: Вместо ответа расскажу Вам такой случай. Недавно один священник из нашего института ездил со студентами в миссионерскую поездку на север, на Пинегу. Там они увидели тяжелую картину. Большой поселок, в котором один маленький молитвенный дом, верующих мало, священника нет. Наш батюшка там служил, крестил желающих. Сначала народ отнесся к нему с подозрением по очень простой причине: священник, который раньше там был, брал большие деньги за Крещение, делал все очень формально (кстати сказать, больше он не является священником Русской Православной Церкви, перешел в

"филаретовский" раскол). Поэтому и нашего батюшку народ встретил не очень приветливо. Но когда люди увидели, что он крестит бесплатно, что с ним хорошие ребята приехали, помогают, поют, что все делается с любовью, то народ просто "повалил" в храм...

В один из дней во время Литургии к Причастию подходили дети, которые накануне крестились. Потом оказалось, что среди них был мальчик некрещеный - детей много и запомнить всех батюшка не мог, и его тоже причастили. Когда мальчика спросили: "А ты крещеный?" Он ответил, что нет, но пришел креститься. Просто не знал, что причащаются уже после Крещения. Всех причащали, он и решил, что надо причащаться. Потом выяснилось, что у этого мальчика мать алкоголичка, отец повесился, два брата утонули в реке, сестра - тяжело больна полиомелитом. Мальчику 10 лет, а ростом он с семилетнего. Он плохо очень питается, плохо развит физически, но очень хороший и сообразительный. Крестного для него найти было невозможно, но он очень просил, чтобы его крестили. Тогда один из наших студентов согласился быть крестным - без крестного мальчика крестить нельзя. После Крещения мальчик от наших миссионеров уже не отходил. Появлялся в 7 утра и уходил в 12 ночи. И за эти несколько дней научился читать по-славянски, стал помогать на службе: подавал кадило, ходил со свечой - и видно было, что внутренний благодатный свет появился в его душе. Уезжая, ребята сказали ему, чтобы помогал, когда приедет новый священник. И он ответил: "Да, я буду ждать и помогать".

Правильно сделал этот студент, что согласился быть крестным? Конечно, ездить туда на север он часто не сможет, но он будет за него молиться, будет письма писать. Неужели лучше было отказаться? Не крестить, потому что крестного нет? А где там найдешь крестного?

Я бы сказал так. Отказаться можно, когда ваш отказ не повлечет отказа от Крещения вообще.

Корр.: О.Владимир, вот Вы сказали, что без крестного нельзя ребенка крестить. Но ведь, наверное, так было не всегда? Какова вообще история "института" крестных?

О.В.: Уже апостолы крестили многих людей. Они были взрослыми и принимали крещение совершенно свободно и сознательно. Никакое насилие здесь недопустимо.

Вообще - это не магия, не колдовство, не волшебный обряд, защищающий от болезней, бед, сглаза и других неприятностей или дающий земное благополучие. Крещение не делает человека "настоящим греком или русским" и не создает "необходимые условия для дальнейшего экстрасенсорного лечения". Это христианское таинство, которое, по словам Христа, рождает человека водою и духом в новую жизнь с Богом. И эту жизнь человек должен выбрать сознательно, сам.

Конечно, во времена апостолов, при таком понимании таинства вопрос о крещении младенцев стоять не мог и не стоял.

Но как только появились первые христианские семьи, сразу возникла острая проблема: младенцы, которые не могли сознательно принять крещение, оказывались лишенными той благодати, в которой жила вся семья. Получалось, что дети не могли быть членами Церкви, к которой принадлежали старшие члены семьи. А ведь Господь сказал: "Не возбраняйте детям приходить ко Мне" (Мф. 19, 14).

Этот абсурд, конечно, не мог быть терпим. Церковь сознавала себя Телом Христовым (Еф. 1, 22-23) -единым богочеловеческим организмом, каждый член которого является не отдельным индивидуумом, а частью одного живого целого, и поэтому, естественно, уже первые христиане стали крестить своих детей. Но важно помнить (особенно сейчас, когда религиозная ситуация в России так напоминает Римскую империю раннехристианских времен), что Церковь не просто согласилась крестить всех подряд младенцев. Речь шла о детях в ХРИСТИАНСКИХ семьях, т.е. там, где были гарантированы воспитание и жизнь в Церкви. Как справедливо заметил священник автору письма Сергею, христиане не крестили младенцев из языческих семей.

Именно потому, что пребывание ребенка внутри Церкви было самым важным условием для Крещения, Церковь (помимо церковности родителей) утвердила еще одно непременное требование: при Крещении младенца поставляется дополнительный гарант - восприемник.

Корр.: То есть крестный?

О.В.: Да, хотя это слово сначала не употреблялось. Восприемник - это человек, который не просто "присутствует" при Таинстве Крещения, но перед Богом принимает на себя обязательства и ответственность по церковному воспитанию ребенка.

Корр.: Батюшка, а действительно необходимо, чтобы у младенца было два восприемника?

О.В.: Нет. Совершенно необязательно. Более того, по канонам Вселенских Соборов при крещении девочки необходима лишь восприемница, при крещении мальчика - восприемник. Гораздо позже на Руси для каждого ребенка стали звать двоих восприемников. Тогда же и родилось уподобление их родителям по плоти. А отсюда произошли и соответствующие имена: крестная мать и крестный отец.

В действительности в Таинстве Крещения совершается ДУХОВНОЕ РОЖДЕНИЕ человека по благодати, и Отцом в этом рождении является Сам Бог, а Матерью - Святая Церковь. Эту мысль подчеркивают широко известные слова святого III века - священно-мученика Киприана Карфагенского: "Кому Церковь -не мать, тому Бог - не Отец".

Корр.: Отец Владимир, в чем, по учению Церкви, состоят основные обязанности восприемников?

О.В.: Восприемники принимают на себя ответственность за воспитание ребенка. Поэтому в чине оглашения* они произносят крещальные обеты и исповедуют православную веру от лица младенца. Этим они обязуются вырастить его таким, чтобы он и эти обеты, и исповедание считал своими. Именно поэтому совершенно абсурдной и профанирующей Таинство является ситуация, когда на крестинах выясняется, что крестные не знают Символа веры, или, того хуже, не могут правильно перекреститься.

Ни для кого не секрет, что среди людей не вполне церковных, но все же желающих крестить своих детей, очень часто встречается стремление выбрать крестных из среды своих приятели, подруг или "полезных" знакомых, потому что крестины - хороший повод попраздновать и "покумиться", вступить в полезные и приятные "родственные" отношения. Если при этом родители и восприемники не собираются обеспечить младенцу церковную жизнь и воспитание, т.е не будут его часто причащать в Церкви, учить вере и молитве, заповедям, прививать любовь к храму и т.д., то это значит, что с их стороны совершается профанация Таинства Крещения.

Корр.: А что с церковной точки зрения значит эта профанация?

О.В.: Все Таинства дарованы Богом для нашего спасения. Но они могут совершаться и "в осуждение" человеку (т.е. вместо ожидаемой пользы принести вред). Если человек приступает к Таинству без должной веры и серьезности, то последствия греха (профанация Таинства) скажутся и на родителях, и на крестных, и, возможно, на самом ни в чем не повинном младенце по вине его ближайших взрослых родственников. В этом нас убеждает печальный опыт.

Чтобы понять, что я имею в виду, представьте себе такую картину. Зимой мать затапливает в доме печку, зажигает керосиновую лампу. В доме делается тепло и светло, на печке она готовит необходимую пищу. Но если она неправильно, легкомысленно обращается с огнем, то может случиться пожар, в котором сгорит и дом, и дети, и она сама. Без огня жизнь невозможна, но огонь требует надлежащего отношения. Так и без Крещения не будет настоящей жизни. Но креститься нужно с верой и желанием жить дарованной жизнью.

Корр.: И все-таки я хотел бы вернуться к началу беседы: вправе ли человек отказаться быть крестным?

О.В.: Я в первые годы священства несколько раз отказывался крестить, когда ко мне приходили прямо "с улицы". И каждый раз, когда это происходило, меня мучила совесть. Я не находил себе места. Исходя из канонических соображений я поступал совершенно правильно: я не имел права крестить. Но почему-то душа не могла успокоиться, совесть меня просто мучила. Когда же я поступал совершенно наоборот: крестил, хотя люди были совершенно не готовы, и старался добрым отношением и лаской дать почувствовать, что В ЦЕРКВИ ХОРОШО, старался сделать так, чтобы им ЗАХОТЕЛОСЬ ОСТАТЬСЯ, на душе было спокойно и радостно! Поэтому, мне кажется, что рационализирующие церковную жизнь "ревнители порядка", апеллирующие сегодня в вопросах о Крещении к древним церковным преданиям, чаще всего - просто неразумные дети по сравнению с теми мудрыми простыми батюшками, у которых меньше учености, но больше любви и духовной интуиции.

Корр.: Отец Владимир, но ведь Вы сейчас говорите больше о задачах священника?

О.В.: Образ действий священника и крестного очень похожи. Священник прежде всего должен встретить каждого пришедшего в храм С ЛЮБОВЬЮ. Явить любовь Христову - особенно в наше страшное время. И крестный должен себя вести подобным же образом. Это очень важно, гораздо важнее, чем многое другое! Это заронит семя, которое потом прорастет. Может быть, не скоро, но окажется, что ребенок не зря крестился. Родители вспомнят - какой был батюшка добрый, который тебя крестил (или крестный), надо бы тебе к нему сходить.

И ведь не случайно так получилось, что огромное количество людей, совершенно "неправильно" крещеных, все-таки к Церкви хорошо относятся, а многие со временем становятся верующими. Как можно сказать, что их напрасно крестили! Конечно, бывают ошибки и злоупотребления. Но я думаю, что во многих таких случаях священник виноват. Особенно если формально крестит. Ведь формально, по-фарисейски совершать Таинство - это со стороны священника намного более тяжелая провинность, чем формальное отношение желающих креститься. Ведь священник знает и понимает, о чем идет речь. А приходящие люди по большей части не знают, не представляют себе, что такое Таинство Крещения. И только любовью им можно открыть смысл великого Таинства.

Корр.: Батюшка, ну а может ли будущий крестный требовать что-либо от родителей крестника, если угодно, ставить свои условия?

О.В.: Понимаете, этот вопрос не совсем, я бы сказал, продуктивный. Точнее, ответ на него. Теоретически крестный может и должен предупредить родителей, что ребеночка будет воспитывать в церковном духе и т.д. - здесь ваш корреспондент Сергей все сделал правильно. Но на практике такое предупреждение либо не требуется (если родители церковные), либо оно потом забывается родителями или понимается ими по-своему, как это описано в письме. Поэтому в таких случаях нужно действовать по ситуации, и, как я уже сказал, ни в коем случае не конфликтовать, а решать все проблемы, руководствуясь любовью. Ну а предупреждать родителей, конечно, нужно. Просто самому надо быть готовым к любым последствиям.

Корр.: Отец Владимир, у меня есть еще несколько более "мелких" вопросов. Прежде всего, нужны ли взрослым людям крестные?

О.В.: Восприемник взрослого крещаемого, конечно, уже не несет на себе той ответственности, которая возлагается на восприемника младенца. Взрослый сам сознательно и ответственно совершает свой выбор, принимает решение креститься и стать членом Церкви, сам проходит предварительную катехизацию** и приносит покаяние в содеянных раньше грехах, сам произносит крещальные обеты и исповедует свою православную веру. Восприемник в этом случае призван быть старшим другом, призван помочь воцерковлению новокрещенного. Взрослого в крайнем случае можно крестить и без восприемника, если священник уверен в подготовленности и серьезности крещаемого.

Корр.: Правда ли, что между "кумовьями" возникает какое-то особое родство и они уже не могут, например, жениться друг с другом?

О.В.: Да, правильно. По канонам при Крещении "духовное родство" возникает только между крестником, его родителями и крестным, или между крестницей, ее родителями и крестной, т.е восприемник не может жениться на овдовевшей матери крестника, а восприемница не может выйти замуж за овдовевшего отца крестницы.

Корр.: Батюшка, давайте еще раз определим обязанности крестного в современных условиях. Что он должен делать при ЛЮБЫХ обстоятельствах, в ЛЮБОЙ ситуации?

О.В.: Если под современными условиями понимать случаи, подобные описанному в письме Сергея -т.е когда нецерковные родители, в момент Крещения обещавшие не мешать восприемнику воцерковлять ребенка и воспитывать его в вере, потом забывают об этом, не пускают в храм, говорят "вырастет - сам разберется", то тут можно посоветовать прежде всего молиться и так любить ребенка, так привязать его к себе любовью, чтобы он, вырастая, сам захотел быть таким же верующим, как и его любимый крестный. Важно, чтобы ребенок рос с представлением: "мой крестный - настоящий христианин. Хочу быть на него похожим".

Корр.: Отец Владимир, но как быть, если нет возможности встречаться с крестником часто. Я, например, со своим не каждый месяц могу видеться. А еще один мой крестник вообще живет в другом городе - его я вижу раз в год.

О.В.: Это плохо. Но и это не может служить оправданием. Значит, надо письма писать... Надо, чтобы ребенок постоянно чувствовал Вашу любовь. Иначе, зачем становиться крестным? Поэтому и в письме, которое Вы показали, Сергей не должен оправдываться нецерковностью родителей. В конце концов, они же его не гонят. Да и незачем ему их воспитывать. Его задача - полюбить крестника и сделать так, чтобы тот полюбил его. Как говорит Христос: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоанн, 13, 35).

* Оглашение - чинопоследование, предшествующее Крещению и подготовляющее его.

** Катехизация (оглашение) - подготовка к Крещению, состоящая в научении истинам веры