Неправильное смешивание концентрированной серной кислоты с водой (как это выглядит на практике). Растворы кислот Разведение кислоты

1. Верны ли сле-ду-ю-щие утвер-жде-ния о пра-ви-лах без-опас-ной ра-бо-ты в школь-ной ла-бо-ра-то-рии?

А. При про-ве-де-нии опы-тов с кон-цен-три-ро-ван-ны-ми рас-тво-ра-ми кис-лот и ще-ло-чей не-об-хо-ди-мо все-гда на-де-вать ре-зи-но-вые пер-чат-ки.

Б. Опыты с ле-ту-чи-ми, ядо-ви-ты-ми ве-ще-ства-ми про-во-дят толь-ко под тягой.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

2. Какой из газов, по-па-да-ю-щих в ат-мо-сфе-ру в ре-зуль-та-те де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка, наи-бо-лее ток-си-чен?

1) СО2 2) NO23) CH4 4) H2

3. Какую смесь можно раз-де-лить филь-тро-ва-ни-ем?

1) са-ха-ра и воды

2) песка и воды

3) воды и бен-зи-на

4) песка и са-ха-ра

4. Верны ли суж-де-ния о без-опас-ном об-ра-ще-нии с хи-ми-че-ски-ми ве-ще-ства-ми?

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

5. Верны ли сле-ду-ю-щие утвер-жде-ния о пра-ви-лах ра-бо-ты в школь-ной ла-бо-ра-то-рии?

А. На любой по-су-де, в ко-то-рой хра-нят-ся ве-ще-ства, долж-ны быть эти-кет-ки с на-зва-ни-я-ми или фор-му-ла-ми ве-ществ.

Б. Опыты с го-рю-чи-ми и ед-ки-ми ве-ще-ства-ми не-об-хо-ди-мо про-во-дить в очках -соб-ствен-ных или ла-бо-ра-тор-ных.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

4) оба утвер-жде-ния не-вер-ны

6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о пра-ви-лах без-опас-ной ра-бо-ты в хи-ми-че-ской ла-бо-ра-то-рии?

Б. Сер-ную кис-ло-ту сле-ду-ет рас-тво-рять в го-ря-чей воде.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о чи-стых ве-ще-ствах и сме-сях и спо-со-бах их раз-де-ле-ния?

А. Чи-стые ве-ще-ства имеют по-сто-ян-ный со-став.

Б. Смесь по-ва-рен-ной соли с реч-ным пес-ком можно раз-де-лить с по-мо-щью до-бав-ле-ния воды и по-сле-ду-ю-ще-го филь-тро-ва-ния и вы-па-ри-ва-ния.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8. Верны ли сле-ду-ю-щие утвер-жде-ния о вы-хлоп-ных газах ав-то-мо-би-лей?

А. Самый вред-ный ком-по-нент вы-хлоп-ных газов — CO2, так как это пар-ни-ко-вый газ.

Б. Ок-си-ды азота об-ра-зу-ют-ся при вза-и-мо-дей-ствии ав-то-мо-биль-но-го топ-ли-ва с азо-том воз-ду-ха.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

4) оба утвер-жде-ния не-вер-ны

9. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о пра-ви-лах без-опас-ной ра-бо-ты в хи-ми-че-ской ла-бо-ра-то-рии и с пре-па-ра-та-ми бы-то-вой химии?

А. В ла-бо-ра-то-рии на-ли-чие кис-ло-ты в рас-тво-ре опре-де-ля-ют на вкус.

Б. При ра-бо-те с пре-па-ра-та-ми бы-то-вой химии, со-дер-жа-щи-ми щёлочь, не-об-хо-ди-мо ис-поль-зо-вать ре-зи-но-вые пер-чат-ки.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

10. Верны ли суж-де-ния о спо-со-бах раз-де-ле-ния сме-сей?

А. Смесь эта-но-ла и воды можно раз-де-лить с по-мо-щью де-ли-тель-ной во-рон-ки.

Б. Дей-ствие маг-ни-том на смесь же-лез-ных и алю-ми-ни-е-вых опи-лок яв-ля-ет-ся фи-зи-че-ским спо-со-бом раз-де-ле-ния ве-ществ.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

4) оба утвер-жде-ния не-вер-ны

11. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния об об-ра-ще-нии с га-за-ми в про-цес-се ла-бо-ра-тор-ных опы-тов?

А. Пре-жде, чем под-жечь во-до-род, его не-об-хо-ди-мо про-ве-рить на чи-сто-ту.

Б. По-лу-ча-е-мый из бер-то-ле-то-вой соли хлор нель-зя опре-де-лять по за-па-ху.

1) Верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

12. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о пра-ви-лах без-опас-ной ра-бо-ты в ла-бо-ра-то-рии?

А. При на-гре-ва-нии про-бир-ки с рас-тво-ром по-ва-рен-ной соли не-об-хо-ди-мо ис-поль-зо-вать за-щит-ные очки.

Б. При пе-ре-ме-ши-ва-нии жид-ко-сти в про-бир-ке можно за-крыть от-вер-стие про-бир-ки рукой.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

4) оба утвер-жде-ния не-вер-ны

13. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о про-цес-се филь-тро-ва-ния и об ис-поль-зо-ва-нии хи-ми-че-ских ре-ак-ций че-ло-ве-ком?

А. Для уско-ре-ния про-цес-са филь-тро-ва-ния ско-шен-ный конец во-рон-ки сле-ду-ет при-жать к стен-ке хи-ми-че-ско-го ста-ка-на.

Б. В ос-но-ве вы-плав-ки чу-гу-на и стали лежат окис-ли-тель-но-вос-ста-но-ви-тель-ные ре-ак-ции.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

4) оба утвер-жде-ния не-вер-ны

14. Хло-рид на-трия можно вы-де-лить из его вод-но-го рас-тво-ра с по-мо-щью

1) филь-тро-ва-ния

2) вы-па-ри-ва-ния

3) маг-ни-та

4) от-ста-и-ва-ния

15. Верны ли суж-де-ния о спо-со-бах раз-де-ле-ния сме-сей?

А. Очи-стить мор-скую воду от рас-творённых в ней солей можно с по-мо-щью филь-тро-ва-ния.

Б. Пе-ре-гон-ка яв-ля-ет-ся хи-ми-че-ским спо-со-бом раз-де-ле-ния сме-сей.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

16. Верны ли суж-де-ния о пра-ви-лах при-ме-не-ния и хра-не-ния пре-па-ра-тов бы-то-вой химии?

А. Аэро-зо-ли, ис-поль-зу-ю-щи-е-ся в ка-че-стве средств для борь-бы с бы-то-вы-ми на-се-ко-мы-ми, без-опас-ны для детей и жи-вот-ных.

Б. Рас-тво-ри-те-ли и мо-ю-щие сред-ства до-пус-ка-ет-ся хра-нить в до-ступ-ных для детей ме-стах.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

17. Верны ли суж-де-ния о без-опас-ном об-ра-ще-нии с хи-ми-че-ски-ми ве-ще-ства-ми?

А. Раз-би-тый ртут-ный тер-мо-метр и вы-тек-шую из него ртуть сле-ду-ет вы-бро-сить в му-сор-ное ведро.

Б. Крас-ка-ми, со-дер-жа-щи-ми ионы свин-ца, не ре-ко-мен-ду-ет-ся по-кры-вать дет-ские иг-руш-ки и по-су-ду.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

18. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о пра-ви-лах без-опас-ной ра-бо-ты в хи-ми-че-ской ла-бо-ра-то-рии?

А. Метан об-ра-зу-ет взрыв-ча-тые смеси с воз-ду-хом.

Б. Рас-тво-рять сер-ную кис-ло-ту сле-ду-ет, до-бав-ляя к ней воду.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

19. Верны ли сле-ду-ю-щие утвер-жде-ния о чи-стых ве-ще-ствах и сме-сях?

А. При-род-ный газ яв-ля-ет-ся чи-стым ве-ще-ством.

Б. Алмаз яв-ля-ет-ся сме-сью ве-ществ.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

4) оба утвер-жде-ния не-вер-ны

20. Верны ли сле-ду-ю-щие утвер-жде-ния о воде?

А. Мор-ская вода об-ла-да-ет боль-шей плот-но-стью, чем реч-ная, так как со-дер-жит зна-чи-тель-но боль-шее ко-ли-че-ство рас-творённых солей.

Б. Вода об-ла-да-ет па-мя-тью, по-это-му воду можно ис-поль-зо-вать для за-пи-си ин-фор-ма-ции.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

4) оба утвер-жде-ния не-вер-ны

21. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о пра-ви-лах хра-не-ния и приёма ви-та-ми-нов?

А. Ви-та-мин С можно по-треб-лять в не-огра-ни-чен-ном ко-ли-че-стве.

Б. Хра-нить и при-ни-мать ви-та-ми-ны можно в те-че-ние не-огра-ни-чен-но-го пе-ри-о-да вре-ме-ни.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

4) оба утвер-жде-ния не-вер-ны

22. Верны ли сле-ду-ю-щие утвер-жде-ния об уг-ле-кис-лом газе?

А. Ко-ли-че-ство уг-ле-кис-ло-го газа в ат-мо-сфе-ре по-сто-ян-но растёт бла-го-да-ря де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка.

Б. Уг-ле-кис-лый газ - самый вред-ный ком-по-нент вы-хлоп-ных газов.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

4) оба утвер-жде-ния не-вер-ны

23. Какие при-ме-си в пи-тье-вой воде наи-бо-лее ток-сич-ны для че-ло-ве-ка?

1) хло-ри-ды на-трия и каль-ция

2) суль-фа-ты каль-ция и маг-ния

3) соли свин-ца и ртути

4) рас-тво-ри-мые кар-бо-на-ты

24. Верны ли сле-ду-ю-щие утвер-жде-ния о пра-ви-лах ра-бо-ты в школь-ной ла-бо-ра-то-рии?

А. Ве-ще-ства, на-хо-дя-щи-е-ся в ла-бо-ра-то-рии, за-пре-ща-ет-ся про-бо-вать на вкус, даже если они в обы-ден-ной жизни упо-треб-ля-ют-ся в пищу (на-при-мер, хло-рид на-трия).

Б. При по-па-да-нии кис-ло-ты на кожу поражённое место надо про-мыть боль-шим ко-ли-че-ством рас-тво-ра щёлочи.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

4) оба утвер-жде-ния не-вер-ны

25. Верны ли сле-ду-ю-щие утвер-жде-ния о пра-ви-лах без-опас-ной ра-бо-ты в школь-ной ла-бо-ра-то-рии?

А. Чтобы по-га-сить пламя спир-тов-ки, его сле-ду-ет за-дуть.

Б. При на-гре-ва-нии про-бир-ки с рас-тво-ром её сле-ду-ет рас-по-ла-гать стро-го вер-ти-каль-но.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

4) оба утвер-жде-ния не-вер-ны

26. Верны ли сле-ду-ю-щие утвер-жде-ния о пра-ви-лах ра-бо-ты в школь-ной ла-бо-ра-то-рии?

А. Все опыты, про-во-ди-мые в ла-бо-ра-то-рии, долж-ны быть за-пи-са-ны в ла-бо-ра-тор-ный жур-нал.

Б. При на-гре-ва-нии жид-ких и твёрдых ве-ществ в про-бир-ках и кол-бах нель-зя на-прав-лять их от-вер-стия на себя и со-се-дей.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

4) оба утвер-жде-ния не-вер-ны

27. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о пра-ви-лах хра-не-ния ви-та-ми-нов и пред-на-зна-че-нии мо-ю-щих средств?

А. Хра-не-ние ви-та-ми-нов не тре-бу-ет стро-го-го со-блю-де-ния ука-зан-ных в ин-струк-ции пра-вил.

Б. Для уда-ле-ния жир-ных пятен с по-верх-но-сти по-су-ды це-ле-со-об-раз-но ис-поль-зо-вать мо-ю-щие сред-ства, име-ю-щие ще-лоч-ную среду.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

4) оба утвер-жде-ния не-вер-ны

28. Верны ли суж-де-ния о без-опас-ном об-ра-ще-нии с хи-ми-че-ски-ми ве-ще-ства-ми?

А. Раз-би-тый ртут-ный тер-мо-метр и вы-тек-шую из него ртуть сле-ду-ет вы-бро-сить в му-сор-ное ведро.

Б. Крас-ка-ми, со-дер-жа-щи-ми со-еди-не-ния свин-ца, не ре-ко-мен-ду-ет-ся по-кры-вать дет-ские иг-руш-ки и по-су-ду.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

29. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о пра-ви-лах без-опас-ной ра-бо-ты в хи-ми-че-ской ла-бо-ра-то-рии?

А. В ла-бо-ра-то-рии нель-зя зна-ко-мить-ся с за-па-хом ве-ществ.

Б. Воду можно ки-пя-тить в любой стек-лян-ной по-су-де.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

30. Верны ли суж-де-ния о без-опас-ном об-ра-ще-нии с хи-ми-че-ски-ми ве-ще-ства-ми?

А. Раз-би-тый ртут-ный тер-мо-метр и вы-тек-шую из него ртуть сле-ду-ет вы-бро-сить в му-сор-ное ведро.

Б. Крас-ка-ми, со-дер-жа-щи-ми со-еди-не-ния свин-ца, не ре-ко-мен-ду-ет-ся по-кры-вать дет-ские иг-руш-ки и по-су-ду.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

31. Верны ли сле-ду-ю-щие утвер-жде-ния об озоне?

А. Озон в стра-то-сфе-ре по-гло-ща-ет часть уль-тра-фи-о-ле-то-во-го из-лу-че-ния, за-щи-щая от этого из-лу-че-ния живые ор-га-низ-мы.

Б. Озон - со-вер-шен-но без-вред-ный газ, по-это-му его пред-по-чти-тель-но ис-поль-зо-вать вме-сто хлора для очист-ки воды.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

4) оба утвер-жде-ния не-вер-ны

32. Верны ли суж-де-ния об эко-ло-ги-че-ской без-опас-но-сти?

А. Не ре-ко-мен-ду-ет-ся упо-треб-лять в пищу пло-до-овощ-ные куль-ту-ры, вы-ра-щен-ные вб-ли-зи же-лез-ных дорог и ав-то-мо-биль-ных ма-ги-стра-лей.

Б. Овощ-ные рас-те-ния, вы-ра-щен-ные с ис-поль-зо-ва-ни-ем из-быт-ка ми-не-раль-ных удоб-ре-ний, не пред-став-ля-ют опас-но-сти для ор-га-низ-ма че-ло-ве-ка.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

33. Верны ли суж-де-ния о спо-со-бах раз-де-ле-ния сме-сей?

А. Вы-па-ри-ва-ние от-но-сят к фи-зи-че-ским спо-со-бам раз-де-ле-ния сме-сей.

Б. Раз-де-ле-ние смеси воды и эта-но-ла воз-мож-но спо-со-бом филь-тро-ва-ния.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

34. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о пра-ви-лах без-опас-ной ра-бо-ты в хи-ми-че-ской ла-бо-ра-то-рии и хра-не-ния ве-ществ в быту?

А. При по-па-да-нии рас-тво-ра кис-ло-ты на кожу, её сле-ду-ет про-мыть водой и об-ра-бо-тать рас-тво-ром пи-тье-вой соды.

Б. Лег-ко-вос-пла-ме-ня-ю-щи-е-ся жид-ко-сти, на-при-мер аце-тон, раз-ре-ша-ет-ся хра-нить толь-ко в хо-ло-диль-ни-ке.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

35. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о спо-со-бах раз-де-ле-ния сме-сей?

А. Для раз-де-ле-ния смеси реч-но-го песка и же-лез-ных опи-лок можно ис-поль-зо-вать маг-нит.

Б. Для от-де-ле-ния осад-ка от рас-тво-ра можно ис-поль-зо-вать филь-тро-валь-ную бу-ма-гу.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

36. Верны ли сле-ду-ю-щие утвер-жде-ния о воде?

А. Во-до-про-вод-ная вода со-дер-жит при-ме-си рас-тво-ри-мых солей — суль-фа-тов и гид-ро-кар-бо-на-тов.

Б. Вода об-ла-да-ет па-мя-тью, по-это-му ме-ха-ни-че-ские воз-дей-ствия, на-при-мер зву-ко-вые ко-ле-ба-ния, ме-ня-ют её свой-ства.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба утвер-жде-ния

4) оба утвер-жде-ния не-вер-ны

37. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о пра-ви-лах без-опас-ной ра-бо-ты в хи-ми-че-ской ла-бо-ра-то-рии?

А. В мен-зур-ке можно на-гре-вать воду.

Б. Го-ря-щий на-трий можно ту-шить водой.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

38. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о спо-со-бах со-би-ра-ния газов в ла-бо-ра-то-рии?

А. Уг-ле-кис-лый газ можно со-брать в сосуд спо-со-бом вы-тес-не-ния воз-ду-ха.

Б. Кис-ло-род можно со-брать в сосуд и спо-со-бом вы-тес-не-ния воз-ду-ха, и спо-со-бом вы-тес-не-ния воды.

1) Верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

39. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о спо-со-бах по-лу-че-ния уг-ле-кис-ло-го газа в ла-бо-ра-то-рии?

А. Уг-ле-кис-лый газ в ла-бо-ра-то-рии по-лу-ча-ют раз-ло-же-ни-ем кар-бо-на-та каль-ция при на-гре-ва-нии.

Б. Для ла-бо-ра-тор-ных опы-тов уг-ле-кис-лый газ по-лу-ча-ют при на-гре-ва-нии кар-бо-на-та ам-мо-ния.

1) Верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

40. Верны ли суж-де-ния об эко-ло-ги-че-ской без-опас-но-сти хи-ми-че-ских про-из-водств?

А. Вы-бро-сы сер-ни-сто-го газа, об-ра-зу-ю-ще-го-ся в про-цес-се по-лу-че-ния сер-ной кис-ло-ты, по-ло-жи-тель-но вли-я-ют на здо-ро-вье че-ло-ве-ка, рас-ти-тель-ный и жи-вот-ный мир.

Б. От-хо-ды пе-ре-ра-бот-ки свин-цо-вых руд не пред-став-ля-ют угро-зы для окру-жа-ю-щей среды и здо-ро-вья че-ло-ве-ка.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

В настоящее время выбор аккумуляторных батарей огромен - в продаже можно найти уже готовые к использованию источники питания, а также сухозаряженные батареи, которые требуют осуществить приготовление электролита и его заливку до начала эксплуатации. Дальнейшее обслуживание аккумуляторов многие часто осуществляют в сервисах. По разным причинам может возникнуть необходимость самостоятельно приготовить раствор. Чтобы это мероприятие увенчалось успехом, следует знать, как сделать электролит в домашних условиях.

Электролит - электропроводящий раствор, содержащий в своём составе дистиллированную воду и серную кислоту, едкий калий или натрий в зависимости от типа источника питания.

Концентрация серной кислоты в АКБ

Этот показатель кислотности напрямую зависит от необходимой плотности электролита. Изначально средняя концентрация этого раствора в автомобильном аккумуляторе - около 40% в зависимости от температуры и климата, в которых используется источник питания. Во время эксплуатации концентрация кислоты падает до 10–20%, что сказывается на работоспособности АКБ.

Вместе с тем стоит понимать, что аккумуляторная серная составляющая - наичистейшая жидкость, которая на 93% состоит непосредственно из кислоты остальные 7% — примеси. На территории России производство этого химиката строго регламентировано - продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ.

Отличия электролитов для разных типов аккумуляторов

Несмотря на то что принцип работы раствора одинаков для разных источников питания, следует знать о некоторых различиях составов. В зависимости от состава принято выделять щелочной и кислотный электролиты.

Щелочные АКБ

Этот вид источников питания характеризуется наличием гидроокиси никеля, окиси бария и графита. Электролит в этом виде аккумуляторов представляет собой 20% раствор едкого калия. Традиционно используется добавка моногидрата лития, которая позволяет продлить срок эксплуатации АКБ.

Щелочные источники питания отличаются отсутствием взаимодействия калийного раствора с веществами, образуемыми во время работы аккумулятора, что способствует аксимальному уменьшению расхода.

Кислотные АКБ

Этот вид источников питания является одним из самых традиционных, поэтому и раствор в них знаком многим - смесь дистиллированной воды и серного раствора. Концентрат электролита для свинцово-кислотных аккумуляторов дешёво стоит и характеризуется способностью проводить ток большой величины. Плотность жидкости должна соответствовать климатическим показателям.

Другие виды АКБ: можно ли приготовить электролит для них самостоятельно?

Отдельно хотелось бы обратить внимание на современные свинцово-кислотные источники питания - гелевые и AGM. Они также могут быть заправлены собственноручно приготовленным раствором, который в них находится в специфической форме - в виде геля или внутри сепараторов. Для заправки гелевых аккумуляторов понадобится ещё один химический компонент - силикагель, который загустит кислотный раствор.

Кадмиевоникелевые и железоникелевые аккумуляторы

В отличие от свинцовых источников питания, кадмиево- и железоникелевые заливаются щелочным растовром, который является смесью дистиллированной воды и едкого калия или натрия. Гидроксид лития, входящий в состав этого раствора для определённых температурных режимов, позволяет увеличить срок службы АКБ.

Таблица 2. Состав и плотность электролита для кадмиево- и железоникелевых и аккумуляторов.

Как правильно приготовить электролит в домашних условиях: техника безопасности

Приготовление раствора - работа с кислотами и щелочами, поэтому соблюдение мер предосторожности необходимо для самых опытных людей. Перед началом действия подготовьте средства защиты:

  • резиновые перчатки
  • одежду и фартук, устойчивый химическим веществам;
  • защитные очки;
  • нашатырный спирт, кальцинированную соду или борный раствор, чтобы нейтрализовать кислоту и щёлочь.

Оборудование

Для приготовления аккумуляторного электролита помимо самого источника питания потребуются следующие предметы:

  • ёмкость и палочка, устойчивые к воздействию кислот и щелочей;
  • дистиллированная вода;
  • инструменты для измерения уровня, плотности и температуры раствора;
  • аккумуляторная серная жидкость - для кислотной АКБ, твёрдые или жидкие щелочи, литий - для соответствующих видов АКБ, силикагель - для гелевых аккумуляторов.

Последовательность процесса: делаем электролит для кислотно-свинцового источника питания

Перед началом работ ознакомьтесь с информацией, приведённой в таблице 3. Она позволит выбрать необходимый объем жидкостей. В аккумуляторах залито от 2,6 до 3,7 литра кислотного раствора. Мы рекомендуем разводить примерно 4л электролита.

Таблица 3. Пропорции воды и серной кислоты.

  • В ёмкость, устойчивую к едким веществам, налейте нужный объем воды.
  • Разбавлять воду кислотой следует постепенно.
  • По окончании процесса вливания замеряйте плотность получившегося электролита с помощью ареометра.
  • Дайте составу отстояться около 12 часов.

Таблица 4. Плотность электролита для разных климатов.

Концентрация кислотного раствора должна соотноситься с минимальной температурой, при которой эксплуатируется аккумулятор. Если жидкость получилась слишком концентрированной, её необходимо разбавить дистиллированной водой.

Смотрите видео, как измерить плотность электролита.

Внимание! Вливать воду в кислоту нельзя! В результате этой химической реакции может возникнуть закипание состава, что приведёт к его расплескиванию и возможности получить кислотные ожоги!

Обращаем ваше внимание, что во время смешивания компонентов выделяется тепло. В подготовленный аккумулятор следует заливать остывший раствор.

Способ развести электролит для щелочного источника питания

Плотность и количество электролита в таких аккумуляторах указана в инструкции по эксплуатации источника питания или на сайте компании-производителя.

  • Влейте в посуду дистиллированную воду.
  • Добавьте щелочь.
  • Смешайте раствор, герметично его закройте и дайте настояться в течение 6 часов.
  • По истечении времени слейте образовавшийся светлый раствор - электролит готов.

При появлении осадка следует его перемешивать. Если к концу отстаивания он остаётся, слейте электролит так, чтобы осадок не попал в аккумулятор - это приведёт к уменьшению срока его эксплуатации.

Внимание! Во время работ температура щелочного раствора не должна превышать 25 градусов по Цельсию. Если жидкость чрезмерно нагревается, охладите её.

После приведения раствора к комнатной температуре и его заливке в аккумулятор, источник питания необходимо полностью зарядить током, составляющим 10% от ёмкости АКБ (60Ач — 6А).

Как видите, приготовление раствора электролита не такое сложное дело. Главное, следует чётко определиться с необходимым количеством ингредиентов и помнить о безопасности. Вы пробовали развести электролит своими руками? Поделитесь опытом с нашими читателями в комментариях.

При смешивании концентрированной серной кислоты и воды выделяется много тепла. Для химика этот факт очень важен, поскольку и в лаборатории, и в промышленности часто приходится готовить разбавленные растворы серной кислоты. Для этого нужно смешивать концентрированную серную кислоту с водой - не всегда, но часто.

Как смешать концентрированную серную кислоту и воду ?

Во всех учебниках и практикумах настоятельно рекомендуют лить серную кислоту в воду (тонкой струйкой и при хорошем перемешивании) - а не наоборот: нельзя лить воду в концентрированную серную кислоту!

Почему? Серная кислота более тяжелая, чем вода.

Если лить кислоту тонкой струйкой в воду, то кислота опустится на дно. Тепло, которое выделится при смешивании, рассеется - пойдет на нагрев всей массы раствора, поскольку над слоем кислоты, которая опустилась на дно сосуда, расположено большое количество воды.

Тепло рассеется, раствор нагреется - и ничего плохого не произойдет, особенно, если в процессе добавлении кислоты к воде жидкость хорошо перемешивать.

А что будет, если сделать неправильно , - в концентрированную серную кислоту добавить воду? Когда первые порции воды попадут в серную кислоту, они останутся на поверхности (поскольку вода легче, чем концентрированная серная кислота). Выделится много тепла, которое пойдет на нагрев маленького количества воды.

Вода резко вскипит, в результате полетят брызги серной кислоты и образуется едкий аэрозоль. Эффект может быть примерно такой, как при добавлении воды на горячую сковородку с маслом. Брызги серной кислоты могут попасть в глаза, на кожу и одежду. Аэрозоль серной кислоты не только очень неприятен при вдыхании, но и опасен для легких.

Если стекло не термостойкое - сосуд может треснуть.

Чтобы это правило было легче запомнить, придумывают специальные стишки вроде:

"Сначала вода, а потом кислота - иначе случиться большая беда!".

Используют также специальные фразы для запоминания - "мемы", например:

"Чай с лимоном".

Книги - хорошо, но решил заснять, как выглядит результат неправильного смешивания концентрированной серной кислоты и воды на практике.

Разумеется, со всеми мерами предосторожности: начиная от защитных очков, заканчивая использованием небольших количеств веществ.

Провел несколько экспериментов - я пробовал смешивать серную кислоту с водой (и правильно, и неправильно). Во обоих случаях наблюдался лишь сильный разогрев. А закипания, разбрызгивания, и подобного не происходило.

Для примера, опишу один из экспериментов, проведенный в пробирке. Концентрированной серной кислоты взял 20 мл, воды 5 мл. Обе жидкости комнатной температуры.

Начал добавлять к серной кислоте воду. Вода закипела лишь в момент, когда приливал первые порции воды к кислоте. Новые порции воды погасили кипение. Едкий аэрозоль полетел (к этому я был не готов, пришлось на несколько секунд отойти). Попробовал перемешать алюминиевой проволочкой (то, что было под рукой). Эффекта ноль. Измерил температуру термометром. Оказалось 80 градусов по Цельсию. Эксперимент удался едва ли.

Новый эксперимент провел в колбе: чтобы поверхность соприкосновения двух жидкостей была максимальной (это обеспечит более резкое выделение тепла), а толщина слоя воды над серной кислотой - минимальной. Воду добавлял не всю сразу, а небольшими порциями (чтобы тепло пошло на кипение воды, а не на нагрев всей массы воды).

Итак, в коническую колбу налил около 10-15 мл концентрированной серной кислоты. Воды использовал около 10 мл.

Пока готовился к опыту, кислота под палящим солнцем разогрелась до 36-37 градусов (что градусов на 20 выше, чем начальная температура кислоты в прошлом опыте). Вода в пробирке тоже слегка нагрелась, но не так сильно. Думаю, это сыграло большую роль в успехе опыта.

При добавлении основной порции воды в серную кислоту заметно летели брызги и едкий аэрозоль. К счастью, их сносило ветром, который дул с моей стороны, поэтому я даже ничего не ощутил.

В итоге, температура в пробирке поднялась выше 100 градусов!

Какие можно сделать выводы? Если нарушить правило, что нельзя добавлять воду к концентрированной серной кислоте , разбрызгивание происходит не всегда, но оно возможно - особенно, когда вода и кислота теплые. Особенно - если добавлять воду медленно, небольшими порциями и в широкой посуде.

При работе с бОльшими количествами воды и кислоты вероятность резкого разогрева и разбрызгивания возрастает (напоминаю: мы взяли всего несколько миллилитров).

Опыт, который демонстрирует, что нельзя добавлять воду в концентрированную серную кислоту , описан в практикуме авторов Рипан и Четяну .

Приведу цитату:

Если в концентрированную серную кислоту наливать воду, то первые капли воды, попавшие в нее, моментально превращаются в пар и из сосуда вылетают брызги жидкости. Это происходит по той причине, что вода, обладая небольшим удельным весом, не погружается в кислоту, а кислота ввиду малой теплоемкости не поглощает выделившейся теплоты. При вливании горячей воды наблюдается более сильное разбрызгивание серной кислоты.

Опыт . Смешивание воды с концентрированной Н 2 SO 4 . Стаканчик с концентрированной серной кислотой ставят на дно большого стакана, прикрытого воронкой. Теплую воду вливают при помощи пипетки (рис. 161). При вливании горячей воды внутренние стенки большого стакана и воронки моментально покрываются брызгами жидкости.

Рис. 161

За неимением стеклянной воронки можно воспользоваться картонной, внутрь которой вводят пипетку с водой.

Если в стакан с водой приливать по каплям или тонкой струей концентрированную серную кислоту, то можно заметить, как более тяжелая серная кислота опускается на дно стакана.

При смешивании концентрированной Н 2 SO 4 со льдом можно одновременно наблюдать два явления: гидратацию кислоты, сопровождающуюся выделением тепла, и плавление льда, сопровождающееся поглощением тепла. Поэтому в результате смешивания можно наблюдать либо повышение, либо понижение температуры. Так, при смешивании 1 кг льда с 4 кг кислоты температура повышается почти до 100°, а при смешивании 4 кг льда с 1 кг кислоты температура снижается почти до -20°.

Для безопасности и простоты применения рекомендуется покупать максимально разбавленную кислоту, но иногда ее приходится разбавлять еще больше в домашних условиях. Не забудьте о защитных средствах для тела и лица, поскольку концентрированные кислоты вызывают сильные химические ожоги. Чтобы рассчитать необходимое количество кислоты и воды, вам нужно будет знать молярность (М) кислоты и молярность раствора, который вам нужно получить.

Шаги

Как рассчитать формулу

    Изучите то, что у вас уже есть. Найдите обозначение концентрации кислоты на упаковке или в описании задачи. Обычно это значение указывают как молярность, или молярную концентрацию (кратко - М). Например, в кислоте 6М содержится 6 молей молекул кислоты на литр. Назовем эту начальную концентрацию C 1 .

    • В формуле также будет использоваться значение V 1 . Это объем кислоты, которую мы будем добавлять к воде. Скорее всего, нам не потребуется вся бутылка кислоты, хотя мы еще не знаем точное количество.
  1. Решите, каким должен быть результат. Требуемая концентрация и объем кислоты обычно указываются в тексте задачи по химии. Например, нам нужно развести кислоту до значения 2M, и нам потребуется 0.5 литра воды. Обозначим требуемую концентрацию как C 2 , а требуемый объем - как V 2 .

    • Если вам даны другие единицы, для начала переведите их в единицы молярности (моль на литр) и литры.
    • Если вы не знаете, какая нужна концентрация или объем кислоты, спросите у учителя или человека, хорошо разбирающегося в химии.
  2. Напишите формулу для расчета концентрации. Каждый раз при разведении кислоты вы будете пользоваться следующей формулой: C 1 V 1 = C 2 V 2 . Это означает, что первоначальная концентрация раствора, умноженная на его объем, равняется концентрации разведенного раствора, умноженной на его объем. Мы знаем, что это соответствует действительности, поскольку концентрация, умноженная на объем, равняется общему количеству кислоты, а общее количество кислоты будет оставаться неизменным.

    • Используя данные из примера, запишем эту формулу как (6M)(V 1)=(2M)(0.5L) .
  3. Решите уравнение V 1 . Значение V 1 скажет нам, сколько нам нужно концентрированной кислоты, чтобы получить желаемую концентрацию и объем. Перепишем формулу как V 1 =(C 2 V 2)/(C 1) , затем подставим известные числа.

    • В нашем примере получится V 1 =((2M)(0.5L))/(6M). Это равняется приблизительно 167 миллилитрам.
  4. Рассчитайте необходимое количество воды. Зная V 1 , то есть имеющийся объем кислоты, и V 2 , то есть количество раствора, которое у вас получится, можно с легкостью рассчитать, сколько воды вам потребуется. V 2 - V 1 = необходимый объем воды.

    • В нашем случае мы хотим получить 0.167 литров кислоты на 0.5 литра воды. Нам потребуется 0.5 литра - 0.167 литров = 0.333 литра, то есть 333 миллилитра.
  5. Наденьте защитные очки, перчатки и халат. Вам потребуются специальные очки, которые закроют глаза и по бокам. Чтобы не обжечь кожу и не прожечь одежду, наденьте перчатки и халат либо передник.

    Работайте в хорошо проветриваемом помещении. По возможности работайте под включенной вытяжкой - это не даст парам кислоты навредить вам и окружающим предметам. Если у вас нет вытяжки, откройте все окна и двери либо включите вентилятор.

  6. Выясните, где находится источник проточной воды. Если кислота попадет в глаза или на кожу, вам нужно будет промыть пострадавший участок под прохладной проточной водой 15-20 минут. Не приступайте к работе, пока не выясните, где находится ближайшая раковина.

    • Промывая глаза, держите их открытыми. Смотрите вверх, вниз, в стороны, чтобы глаза промылись со всех сторон.
  7. Знайте, что делать, если прольете кислоту. Можно купить специальный набор для сбора разлитой кислоты, в который будет входить все необходимое, или приобрести нейтрализаторы и абсорбенты отдельно. Процесс, описанный ниже, применим к соляной, серной, азотной и фосфорной кислотам. Прочие кислоты могут требовать другого обращения.

    • Проветрите помещение, открыв окна и двери и включив вытяжку и вентилятор.
    • Нанесите немного карбоната натрия (соды), бикарбоната натрия или карбоната кальция на внешние края лужи, не допуская расплескивания кислоты.
    • Постепенно засыпайте всю лужу к центру, пока не покроете ее нейтрализующим веществом целиком.
    • Тщательно перемешайте пластиковой палочкой. Проверьте значение pH лужи лакмусовой бумажкой. Добавьте еще нейтрализующего вещества, если это значение превышает 6-8, а затем промойте это место большим количеством воды.

Как разбавить кислоту

  1. Охладите воду с помощью люда. Это нужно делать только в том случае, если вы будете работать с кислотами в большой концентрации, к примеру, с серной кислотой 18М или с соляной кислотой 12M. Налейте воду в емкость, поставьте емкость на лед минимум на 20 минут.

    • Чаще всего достаточно воды комнатной температуры.
  2. Налейте дистиллированную воду в большую колбу. Для задач, требующих предельной точности (например, для титриметрического анализа), используйте мерную колбу. Для всех остальных целей подойдет обычная коническая колба. В емкость должен поместиться весь требуемый объем жидкости, а также должно остаться место, чтобы жидкость не расплескалась.

    • Если вместительность емкости известна, нет необходимости точно отмерять количество воды.