Нешёлковый путь. Песня "иллюзорное тело" намкай норбу ринпоче, учитель дзогчен! Расписание занятий в гаре

Сообщение от Тубтена Рабджи, личного помощника Ринпоче

В конце утренней сессии практики в среду, 28 февраля 2018 года, во время Друбчена Мандаравы в Дзамлинг Гаре на Тенерифе гекё Дзамлинг Гара и личный помощник Чогьяла Намкая Норбу Тубтен Рабджи поделился новостями о здоровье Ринпоче и высказал всем присутствующим и зрителям вебкаста своё видение сложившейся ситуации.

Я хотел бы передать вам сообщение от Розы Намкай, она попросила меня проинформировать вас о здоровье Ринпоче. Наверное, вы уже видели моё сообщение на Фейсбуке, которое я написал пару дней назад. У Ринпоче грипп, и его врач рекомендовал ему оставаться дома и никуда не ходить, даже к врачу. Он пробыл дома три дня, но существенных улучшений не наступило.

Вчера (27 февраля) его отвезли в клинику на севере [Тенерифе], и сегодня ему намного лучше, он хорошо спал и хорошо ел. Возможно, ему нужен еще один день, но мы надеемся, что завтра он вернется. Я не думаю, что он вернется сегодня [в среду, 28 февраля], поскольку врач хочет удостовериться, что он вылечится от гриппа, и велел ему оставаться у них ещё какое-то время. Вот такая более-менее свежая информация о здоровье Ринпоче с севера Тенерифе. И это очень хорошая новость - Ринпоче чувствует себя намного лучше.

В этом году он подготовил очень плотный график, но я думаю, что он просто не сможет всё это осуществить. Почему он так сделал? Ринпоче берёт на себя очень большую ответственность. Он чувствует свою ответственность за всю Дзогчен-общину, поддерживая её по всему миру. Линги и гары шлют ему сообщения и электронные письма, где пишут о том, как им жаль, что он не смог приехать [в прошлом году], но рады тому, что он приедет [в этом году], и как они ждут его. Когда он получает эти письма, то чувствует, что люди его очень ждут и он должен приехать. Он жертвует собой. Нам нужно это понимать.

Дзогчен-община должна это понять и не заставлять его чувствовать [свою ответственность]. Это мы должны приезжать к Ринпоче получать учение. Мы должны доказать ему, что готовы взять на себя ответственность за сохранение Общины - экономически, финансово и практически. Мы можем доказать ему, что способны позаботиться об Общине и не зависеть от него во всём. Вот что нам действительно нужно делать. Мне это кажется правильным, и люди должны понимать это, особенно Международный ганчи, местные ганчи, инструкторы СМС, Танца Ваджры, Янтра-йоги и т. д. У нас [в Дзогчен-общине] много ответственных людей и много давних учеников Ринпоче.

Ринпоче работает над построением Общины более 40 лет. Теперь он заслужил отдых, а мы должны взять на себя ответственность и не ждать, когда он приедет к нам. Это мы должны приезжать к нему за учением. Вот что мы должны делать, иначе, мне кажется, [дальше так работать] действительно невозможно. Я знаю, каковы способности Ринпоче. Конечно, каждый из нас понимает, что [Учитель] превосходит все границы, он находится за пределами сегодня и завтра, жизни и смерти, того, что правильно и неправильно. Он запределен всему, он подобен пространству. Но здесь мы имеем дело с другим. Мы говорим о дхармакайе, самбхогакайе. Но у Ринпоче есть человеческое тело, он является нирманакайей, и мы хотим видеть его физически. Мы хотим слышать устную передачу из его уст. Мы хотим радоваться вместе с ним, хотим касаться его тела. Хотим видеть его в человеческом теле, а человеческое тело материально. Нужно [понимать], как работать в такой [ситуации]. Неважно, как велик его потенциал, всегда есть ограничения его тела.

Я уверен, что он хотел бы провести этот двухнедельный ретрит, не прерываясь [из-за болезни], но мы видим, что это невозможно. Тем самым каждому из нас нужно взять на себя свою личную ответственность, и все мы, если считаем себя ответственными людьми, должны понять, как мы можем помочь Ринпоче и взять на себя ответственность за продолжение нашей мировой Общины, иначе он будет чувствовать лишь свою ответственность и продолжать составлять плотный график, и из-за этого не будет конца его проблемам со здоровьем. Это совсем не хорошо ни для кого, а для него в особенности.

С утренней практикой Джняна Дакини

Южный Кунсангар приглашает членов Дзогчен-общины в свой летний лагерь.

Здесь мы постараемся совместить коллективную и личную практику с расслаблением в сельской местности недалеко от Южного берега Крыма и наслаждением горным воздухом и пространством.

В гаре будут проходить все календарные ганапуджи и вебкасты Учения Чогьяла Намкая Норбу. Кроме того, будут различные коллективные практики, если нужно, то с объяснением. Расписание практик будет гибким и учитывать пожелания присутствующих в гаре на момент еженедельной планёрки. Опыт прошлого года показал, что несколько минут субботнего или воскресного утра могут дать четкое и всех устраивающее расписание на будущую неделю.

Южный Кунсангар замечательное место для личной практики. Широкое небо гара, обрамленное лишь вдалеке невысокими горами особенно располагает к Намка артэ или практике Лонгде. Летняя погода в Крыму этому обычно весьма благоприятствует.

Участники летнего лагеря смогут поселиться, как в кемпинге гара, так и в соседнем селе Гончарное.
На все вопросы о том, как добраться до ЮК и прочие ответит координатор летнего лагеря в Южном Кунсангаре - Лена +7 978 829 28 92, e-mail: [email protected]

Пишите, если собираетесь приехать.

Расписание занятий в гаре

время занятий Московское

Чогьял Намкай Норбу родился в 1938 году в Дерге в Восточном Тибете. В 3-летнем возрасте он был узнан многими высокими тибетскими учителями как воплощение Адзома Другпы — великого учителя Дзогчен — и получил полное традиционное образование, соответствующее его рангу тулку (перерожденца). Помимо теоретических дисциплин, он получал наставления от многих учителей различных буддийских школ и выполнял практики под их руководством. В 18 лет он встретил своего коренного учителя Чангчуба Дордже, благодаря которому смог полностью пробудить своё духовное знание.

В 1960 г. профессор Дж. Туччи пригласил его в Рим для исследовательской работы в Восточном институте. Впоследствии Чогьял Намкай Норбу занимал должность профессора тибетского и монгольского языка и литературы Института востоковедения Неаполитанского университета, где работал до 1992 года и внес большой вклад в развитие тибетологии на Западе.

В середине 70-х, впервые в западном мире, он по просьбе учеников начал передавать Учение. Сейчас Чогьял Намкай Норбу - один из главных ныне живущих учителей Дзогчен. Он является основателем международной Дзогчен-общины, института Шанг-Шунг и организации A.S.I.A., которая помогает тибетским школам и больницам. Много лет он неустанно путешествует по миру, передавая учение Дзогчен и посвящая себя заботе о тибетской культуре.

БИОГРАФИЯ ЧОГЬЯЛА НАМКАЯ НОРБУ

Эта краткая биография была первоначально опубликована во втором издании книги Намкая Норбу Ринпоче «Ожерелье из драгоценного камня Дзи: история культуры Тибета» на тибетском языке, выпущенную информационной службой Его Святейшества Далай-ламы.

Чогьял Намкай Норбу родился в деревне Геуг, в районе Деге, в Восточном Тибете, на восьмой день десятого месяца года Земли — Тигра (1938 г.). Его отца звали Долма Церинг, он был из благородной семьи и служил некоторое время чиновником местного управления области, его мать звали Еше Чодрон.

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было два года, Палъюл Карма Янсрид Ринпоче и Шечен Рабджам Ринпоче узнали в нем воплощение Адзома Другпа. Адзом Другпа был учеником Первого Кенце Ринпоче — Джамьянга Кенце Вангпо (1829-1892гг.), а также учеником Патрула Ринпоче. Оба знаменитых Учителя были лидерами Римэ — внесектарного движения в Восточном Тибете в девятнадцатом веке.

Адзом Другпа получал передачу наставлений от своего коренного Учителя Жамьянга Кенце Вангпо тридцать семь раз, а от Патрула Ринпоче он принял полную передачу Учения Лончен Ньинтиг и наставления по Ца-лунг.

Затем Адзом Другпа стал тертоном — открывателем скрытых Учений Терма, имея видения и указания от самого Всеведающего Жигме Лингпа. В то время ему было тридцать лет. Адзом Другпа жил и учил в Адзомгаре, в Восточном Тибете и стал Учителем многих мастеров Дзогчен того времени. Среди них был дядя Намкая Норбу Ринпоче по отцу Тогдэн Ургьен Тензин, который и стал его первым Учителем Дзогчен.

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было восемь лет, Шестнадцатый Кармапа и Палдэн Пун Ситу Ринпоче узнали в нем воплощение ума Нгаванга Намгьяла Лхобруга Шабдуна Ринпоче (1594-1651гг.). Этот Учитель был воплощением знаменитого Мастера школы Другпа Кагью — Падма Карпо (1527-1592гг.). Шабдун Ринпоче был историческим основателем государства Бутан. Вплоть до начала XX века Шабдуны Ринпоче были дхармараджами — светскими и духовными правителями Бутана.

Еще ребенком Намкай Норбу Ринпоче получил наставления Дзогчен от Дзогчен Хан Ринпоче. С восьми до четырнадцати лет Намкай Норбу Ринпоче учился в монастыре, где изучал сутры Праджняпарамиты, Абхисамаяланкару, Тантру Хеваджры и Сампутатантру. Он стал знатоком Абхисамаяланкары. Он изучил большой комментарий к Тантре Калачакры, изучил тантру Гухьясамаджа, медицинские Тантры, индийскую и китайскую астрологию, а также «Забмо Дандон» Кармапы Ранджунга Дорже. Там же он обучался светским наукам. В это же время он изучил основную доктрину школы Сакьяпа и коренной текст по логике Сакья Пандиты.

Затем со своим дядей Тогдэн Ургьен Тензином он удалился в пещеру для созерцания Ваджрапани, Симхамукхи и Белой Тары. В это время из центрального Тибета вернулся сын Адзома Другпа Гьюрме Дорже и передал Намкаю Норбу Ринпоче посвящение в цикл Учений Лонгчен Ньинтиг.

В 1951 году, когда Намкаю Норбу Ринпоче было четырнадцать лет, его наставник посоветовал ему разыскать женщину, жившую в местности Кадари, которая была воплощением самой Ваджрайогини, и принять от нее посвящение. Эта женщина — Учитель по имени Аю Кхадро Дорже Палдрон (1838-1953гг.) была ученицей великого Жамьянга Кенце Вангпо и Ньягла Пема Дуддула, а также старшей современницей Адзома Другпа. В это время ей было сто тринадцать лет, и она уже пятьдесят шесть лет пребывала в темном ритрите в созерцании.

Намкай Норбу Ринпоче принял от Аю Кхадро, в частности, передачу Учений Лонгчен Ньинтиг и Кхадро Янтиг, в котором основной практикой является созерцание в темноте. Кроме того она даровала ему свои собственные терма ума, такие как практика Львиноголовой Дакини — Симхамукхи.

В 1954 году Намкай Норбу Ринпоче был приглашен посетить Китайскую Народную Республику в качестве представителя тибетской молодежи. Он преподавал в Китае тибетский язык в Юго-Западном Университете малых национальностей в Ченду. В Китае он встретил знаменитого Ганкар Ринпоче (1903-1956гг.) и услышал от него разъяснения Шести Йог Наропы, Махамудры и наставления по тибетской медицине. В этот период Намкай Норбу Ринпоче достиг совершенства в изучении китайского и монгольского языков.

Вернувшись в семнадцать лет домой, в Деге и, следуя видению, полученному во сне, он отправился на встречу со своим коренным Учителем Чжангчубом Дорже Ринпоче (1826-1978 гг.), жившем в уединенной долине к востоку от Деге. Чжангчуб Дорже был родом из области Ньяронг, что у границы с Китаем. Он был учеником Адзома Другпа, Ньягла Пема Дуддула и Шардза Ринпоче (1859-1935гг.) — знаменитого Учителя Дзогчен школы Бонпо. Ньягла Пема Дуддул и Шардза Ринпоче достигли высшей реализации в Учении Дзогчен — Тела Света. Чжангчуб Дорже был практикующим врачем и возглавлял в своей долине общину, называвшуюся Ньяглагар. Община полностью обеспечивала себя всем необходимым и целиком состояла из практикующих — йогов и йогинь.

От Чжангчуба Дорже Намкай Норбу Ринпоче принял посвящение и передачу основных разделов Дзогчена: Семдэ, Лонгдэ и Меннагдэ. Но что более важно, этот Учитель ввел его непосредственно в переживание Дзогчен. Некоторые передачи он принял также от сына Учителя. Он оставался в Ньяглагаре почти год, часто помогая Чжангчубу Дорже в его медицинской практике и служа ему в качестве секретаря.

После этого Намкай Норбу Ринпоче отправился в долгое паломничество в Центральный Тибет, Индию и Бутан. Вернувшись на родину, в Деге, он застал ухудшившуюся политическую ситуацию и лавину насилия. Он вынужден был спасаться в Центральном Тибете и добрался до Сиккима уже как политический эмигрант. Там, в Гантоке, с 1958 по 1960 гг. он работал как автор и издатель тибетской литературы для Правительственного Департамента Развития Сиккима.

В 1960 году, когда ему было двадцать два года, Намкай Норбу Ринпоче поехал в Италию, по приглашению профессора Джузеппе Туччи и на несколько лет поселился в Риме. С 1960 по 1964 гг. он занимался исследовательской работой в Итальянском Институте Среднего и Дальнего Востока. Получая стипендию Рокфеллера, он работал в тесном контакте с профессором Туччи, и вел семинары по йоге, медицине и астрологии.

С 1964 года Намкай Норбу Ринпоче работал профессором Восточного факультета Университета Неаполя, где он преподавал тибетский язык и историю тибетской культуры. Он провел обширное изучение исторических источников тибетской культуры, в частности, исследовал малоизученные источники, относящиеся к традиции Бонпо. В 1983 году, Намкай Норбу Ринпоче собрал первую международную конференцию по тибетской медицине, состоявшуюся в Венеции.

С середины семидесятых Намкай Норбу Ринпоче начал учить Янтра-йоге и созерцанию Дзогчен нескольких учеников из Италии. Растущий интерес к этим учениям убедил его еще более посвятить себя этой деятельности. Вместе со своими учениками он основал первую Дзогчен Общину в Арчидоссо в Тоскании, позже основав и другие центры в различных частях Европы, России, США, Южной Америке и Австралии.

В 1988 году Чогьял Намкай Норбу основывает A.S.I.A. (Ассоциацию международной солидарности в Азии), неправительственную организацию, задачей которой стало удовлетворение потребностей тибетского населения в образовании и медицине.

В 1989 году Чогьял Намкай Норбу основывает Институт Шанг Шунг, который ставит своей целью сохранение тибетской культуры, способствуя развитию знания о ней и её распространению.

Более 30 лет Чогьял Намкай Норбу дает учение, называемое Дзогчен, - призывающее к состраданию и ненасилию, - сотням и тысячам людей со всего света (Дзогчен означает «великое совершенство», этот термин относится к нашей собственной истинной природе). С огромным упорством он всегда провозглашал конкретную реализацию истинного послания мира: братства мужчин и женщин из разных частей света, которые стараются вести расслабленную, мирную жизнь в сотрудничестве друг с другом, не отдельную, но гармонично объединенную с нормальностью повседневной жизни.

Помимо своих духовных учений, Чогьял Намкай Норбу усердно занимается улучшением условий жизни тибетцев и сохранением многотысячелетней культуры своей страны. Великолепная тибетская культура берет свое начало 4000 лет назад в Шанг-Шунге, первом царстве на территории Тибета. Знание в ней традиционно разделяется на пять основных областей: искусство, ремесло, лингвистика и поэзия, медицина и так называемое «внутреннее знание», относящееся к пониманию относительного и абсолютного состояния индивидуума.

Уже около двадцати лет при помощи неправительственной организации ASIA (Ассоциация за международную солидарность в Азии), ставящей целью удовлетворять образовательные и медицинские потребности тибетского народа, и Институту тибетских исследований «Шанг Шунг», Намкай Норбу делает всё возможное для общественного и культурного развития своей родины, всегда при этом сотрудничая с местными властями.

Профессор Намкай Норбу - одна из наиболее выдающихся личностей тибетской культуры. Настоящий глубокий знаток традиций и знания своей страны, он посвятил многие годы жизни исследованию и обнародованию своих знаний, ставя целью сохранение культурной идентичности своего народа. Его многочисленные книги сегодня публикуются в большинстве частей света. Он искренне посвятил себя тому, чтобы сохранить обширное культурное тибетское наследие, дабы передать его новым поколениям и западному миру.

Чогьял Намкай Норбу — великий Учитель Дзогчен современности.

Родился в Тибете в 1938 году в аристократической и высокодуховной семье. Когда ему было два года, мастера школы Ньингма Палъюл Карма Янсрид Ринпоче и Шечен Рабджам Ринпоче узнали в нём воплощение Адзома Другпа, который являлся одним из величайших мастеров Дзогчена начала двадцатого столетия (1842-1924 гг.). А в возрасте восьми лет Шестнадцатый Кармапа и Палдэн Пун Ситу Ринпоче узнали в нём воплощение Нгаванга Намгьяла Шабдрунга Ринпоче (1594-1651 гг.) Шабдрунг Ринпоче был историческим основателем государства Бутан. Вплоть до начала XX века Шабдрунги Ринпоче были дхармараджами — светскими и духовными правителями Бутана.

Начиная с самого раннего возраста Намкай Норбу Ринпоче получал многочисленные передачи учений и посвящения от многих известных учителей, принадлежавших к разным школам тибетского буддизма. В возрасте шестнадцати лет он завершил полное традиционное буддийское образование и был направлен в Китай, где преподавал в университете тибетский язык и параллельно самостоятельно изучал китайский и монгольский языки. В семнадцатилетнем возрасте был признан одним из самых высокообразованных тибетцев.

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было 17 лет, он, следуя видению, полученному во сне, отправился на встречу со своим коренным Учителем Дзогчен Чжангчубом Дорже Ринпоче (1826-1978 гг.), жившем в уединённой долине к востоку от Деге.

Вот, что пишет Намкай Норбу Ринпоче в книге "Кристалл и путь света" об этом: "Хотя я этого ещё не знал, обстоятельствами мне была уготована встреча с особенным Учителем, которому предстояло придать всему, что я узнал и прочувствовал, новую, более глубокую перспективу, и благодаря встрече с ним мне довелось пробудиться и прийти к правильному пониманию учения Дзогчен. …

… У меня уже не оставалось сомнений, что он должен быть моим Учителем, и я остался у него, чтобы получить учение. Имя Учителя было Чжангчуб Дордже, а выглядел он как простой тибетский крестьянин. Внешне его манера одеваться и образ жизни были совсем обычными, хотя в этой книге я поведаю некоторые другие истории о нем, из которых вы сможете понять, что его состояние было весьма далеко от ординарного. Его ученики тоже жили совсем скромно, причём большинство из них были самыми простыми, далеко не богатыми людьми, которые выращивали урожай, работая в поле, и в то же время занимались совместной практикой.

Чжангчуб Дордже был учителем Дзогчена, а Дзогчен опирается не на внешнее: ведь это Учение о сущности состояния человека. Поэтому, когда позднее я по политическим обстоятельствам покинул Тибет и в конце концов поселился на Западе, в Италии, получив должность профессора в Восточном институте Неапольского университета, то убедился: хотя внешние условия и культура здесь и отличаются от тех, которые окружали меня в Тибете, основополагающее состояние каждого человека всегда одинаково. Я убедился, что учения Дзогчен не зависят от культуры и их можно изучать, понимать и практиковать в любом культурном контексте ".

  • В 1958 году Намкай Норбу Ринпоче отправился в Сикким (Индия), где был вынужден остаться по причине резкого ухудшения в 1959 году политической обстановки в Тибете, и, подобно многим тибетцам, включая Далай-ламу, нашёл убежище в Индии. В 1960 году, когда ему было 22 года, профессор Джузеппе Туччи пригласил его в Рим для участия в исследованиях института по изучению Дальнего и Среднего Востока.
  • В 1962 Намай Норбу Ринпоче получил должность профессора в Восточном институте Неаполитанского университета (Istituto Universitario Orientale), где преподавал тибетский, монгольский язык и литературу.

Намкай Норбу Ринпоче провёл исследования древней истории Тибета, тщательно изучая автохтонную традицию Бон. Его книги, которые включают работы по истории, медицине, астрологии, традиции Бон и народным традициям, являются свидетельством глубочайшего знания тибетской культуры и истории.

Чогьял Намкай Норбу женат на итальянке, у него двое взрослых детей.

В середине 70-х годов Чогьял Намкай Норбу начинает давать учения Дзогчен. До Намкая Норбу Ринпоче учение Дзогчен не было открытым для западных людей и уникальную возможность получить учение с большим интересом встретили множество людей сначала в Италии, а затем и в других странах мира. В 1981 году Чогьял Намкай Норбу основывает Культурную Ассоциацию Дзогчен, а затем в провинции Тоскана появляется первый крупный международный центр учения. В дальнейшем тысячи людей в разных странах мира становятся членами Всемирной Дзогчен Общины.

  • В 1983 году Намкай Норбу организовывает первый международный конгресс по тибетской медицине в Венеции. А через некоторое время начинает проводить обучающие ретриты в разных странах, на которых даёт практические наставления по практикам Дзогчена, а также по Янтра-йоге, тибетской медицине и астрологии.
  • В 1988 году Чогьял Намкай Норбу основывает A.S.I.A. (Ассоциацию международной солидарности в Азии), неправительственную организацию, задачей которой стало осуществление гуманитарной помощи, развитие социальной инфраструктуры, образования и медицинского обслуживания в традиционных регионах проживания тибетцев.
  • В 1989 году Чогьял Намкай Норбу основывает Международный Институт Тибетских Исследований "Шанг-Шунг", который ставит своей целью распространение знаний о тибетской культуре и её сохранение как неотъемлемой и исключительно ценной части мирового культурного наследия.

В настоящее время Намкай Норбу Ринпоче продолжает передавать знания об учении Дзогчен по всему миру, и у нас есть невероятная возможность получать эти глубокие наставления и посвящения.

Ознакомиться с расписанием всемирных поездок Чогьяла Намкая Норбу можно на укзанном ниже сайте