О воспитании (Макаренко А.С.). Лучшие стратегии на пк

А.С.Макаренко говорил: "Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре".

Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на пустое времяпрепровождение. И им безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок не приставал к ним, не беспокоил, не отвлекал от взрослых важных дел.

"Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало", - рассуждают они. Такое отношение к играм детей глубоко неверное, ошибочное. Прежде всего, потому, что игра имеет огромное значение в воспитании детей, вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике ребенка.

Игры, в которые играют дошкольники, можно разделить на три основные группы. К первой группе относятся все подвижные игры. Это прятки, пятнашки, игры с мячом, скакалкой и т.п. Во время игры дети учатся соблюдать правила игры, воспитываются навыки поведения в коллективе.

Вторая группа игр – настольные игры, различные лото, пирамидки – образовательные. Они дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности, развивают память, мышление, восприятие, наблюдательность. Эти игры особенно важны для дошкольников.

К третьей группе относятся, так называемые, ролевые игры. В них дети изображают жизнь и умения взрослых, учатся относиться к своему воображаемому труду, товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся друг к другу взрослые.

С самого раннего детства дети овладевают навыками и умениями под руководством взрослых. Общаясь с взрослыми, дети учатся говорить, одеваться, умываться, есть. Играть дети тоже учатся с помощью взрослых.

Иногда, кажется, что это не так, что ребенок играет сам по себе. Но именно взрослый показывает малышу, как заставить погремушку греметь, как надо качать куклу, возить машинку, кормить игрушечную собачку. И дети быстро это усваивают.

Сначала в играх малыш копирует то, что он видит в семье, воспроизводит действия мамы и папы, бабушки, няни. Подрастая, все больше познавая окружающий мир, он наблюдает за действиями посторонних людей - врача, продавца, милиционера.

К концу третьего года он уже может назвать того, чьим действиям он подражает. Например, «читает» газету, как папа. Когда малыш начинает воспроизводить и узнавать в своих действиях взрослых людей, он и свои игрушки приравнивает к настоящим предметам. Кукла становится ребенком, тряпочка – одеялом и т.д. Таким образом, создаются предпосылки для ролевой игры. Но кроме этих предпосылок должны быть и дополнительные условия.

В раннем детстве ребенок очень тесно связан с взрослыми, зависим от них. Вместе с тем взрослые, воспитывая ребенка, начинают требовать от него все большей самостоятельности, хотят, чтобы малыш сам одевался, умывался, умел самостоятельно играть, рисовать, рассматривать картинки.

Но не всем родителям удается избежать и чрезмерной опеки, что, в свою очередь, ведет к задержке развития самостоятельности. А дети, у которых стремление к самостоятельности развито недостаточно, не умеют играть или играют неохотно, мало и плохо.

Таким образом, для того, чтобы у ребенка развивалось умение играть в творческие ролевые игры, необходимо воспитывать у него самостоятельность. И тогда же у малыша возникает стремление жить с взрослыми одной жизнью.

Оно сохраняется и тогда, когда ребенок знакомится с недоступными для него видами трудовой и общественной деятельности взрослых. Детей привлекают орудия и предметы труда взрослых. Желание делать то, что делают взрослые, используя при этом те же предметы, что и взрослые, и есть проявление стремления ребенка жить общей с взрослыми жизнью. Именно в ролевой игре ребенок в создаваемых игрой условиях, может воспроизвести функции взрослых.

Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности, ребенок проникается чувствами взрослых, содержанием их труда, познает смысл деятельности, усваивает мораль общества, в котором живет.

Сюжеты игр очень разнообразны. Они зависят от быта семьи, в которой живет ребенок, производственных условий, географического положения, и даже от эпохи, в которой живет ребенок. И с развитием общества, игры детей становятся разнообразными и наполненными большим содержанием.

Игра

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятели и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он ещё вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручаются всё более сложные работы, сначала исключительно в целях самообслуживания, потом и такие работы, которые имеют значение для всей семьи. Но игра в это время составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует. В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связана с более серьёзной ответственностью, она связана и с более определёнными и ясными представлениями о будущей жизни ребёнка, это уже работа такого сорта, которая близко стоит к общественной деятельности. Но и в это время ребёнок ещё очень много играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные коллизии, когда игра кажется настолько симпатичнее работы, что хочется отложить работу и поиграть. Если такие коллизии происходят, это значит, что воспитание ребёнка в игре и в рабочих функциях происходило неправильно, что родители допустили какие-то перегибы. Отсюда уже видно, какое важное значение имеет руководство игрой ребёнка. В жизни мы встречаем много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Сюда нужно отнести всех людей, которые слишком активно гоняются за удовольствиями, которые забывают о работе ради хорошей, весёлой компании. К этому сорту людей нужно отнести и тех, которые позируют, важничают, фиглярничают, лгут без всякой цели. Они принесли из детства в серьёзную жизнь игровые установки, у них эти установки не были правильно преобразованы в рабочие установки - это значит, что они плохо воспитаны и это плохое воспитание происходило преимущественно в неправильно организованной игре.

Всё сказанное вовсе не означает, что нужно как можно раньше отвлекать ребёнка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу. Такой перевод не принесёт пользы, он явится насилием над ребёнком, он вызовет у него отвращение к работе и усилит стремление к игре. Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина.

Для того чтобы руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Если родители не подумают над этим вопросом, не разберутся в нём как следует, они не смогут руководить ребёнком и будут теряться в каждом отдельном случае, будут скорее портить ребёнка, чем воспитывать.

Нужно, прежде всего, сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу.

В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Если вы купите ребёнку заводную мышку, целый день будете заводить её и пускать, а ребёнок будет целый день смотреть на эту мышку и радоваться,- в этой игре не будет ничего хорошего. Ребёнок в этой игре остаётся пассивным, всё его участие заключается в том, что он глазеет. Если ваш ребёнок будет заниматься только такими играми, и него вырастет пассивный человек, привыкший глазеть на чужую работу, лишённый почина и не привыкший творить в работе новое, не привыкший преодолевать трудности. Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра. Как видите, в этом пункте игра очень похожа на работу.

Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа. И здесь полное сходство.

Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре нет ответственности. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, конечно, в игре хорошей, правильной, об этом ниже будет сказано подробнее.

Чем же всё-таки отличается игра от работы? Это отличие лежит только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.

Теперь уже ясно, что мы должны потребовать от родителей в деле руководства детской игрой. Первое - это следить, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребёнка, чтобы не отвлекала его целиком от общественных целей. Второе - чтобы в игре воспитывались те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.

Первая цель достигается, как уже было сказано, постепенным отвлечением ребенка в область труда, который медленно, но неук­лонно приходит на смену игре. Вторая цель достигается правильным руководством самой игрой; выбором игры, помощью ребенку в игре.

В настоящей беседе мы будем говорить только о второй,цели, в6просу же о трудовом воспитании будет посвящена отдельная беседа.

Приходится очень часто наблюдать неправильные действия ро­дителей в деле руководства игрой. Эта неправильность бывает трёх видов. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих де­тей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители много вни­мания уделяют игре, даже слишком много, все время вмешиваются в игру детей, наказывают, рассказывают, дают игровые задачи, час­то решают их раньше, чем решит ребенок, и радуются. У таких родителей ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать им; здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребенок. Если у таких родителей ребенок что-нибудь строит и за­трудняется в постройке, отец или мать присаживается рядом спим и говорит:

Ты не так делаешь, смотри, как надо делать.

Если ребенок вырезывает что-нибудь из бумаги, отец или мать некоторое время смотрит на его усилия, а потом отбирает у него ножницы И говорит:

Давай, я тебе вырежу. Видишь, как хорошо ВЫШЛО?

Ребенок смотрит и видит, что у отца вышло действительно лучше. Он протягивает отцу второй листок бумаги и просит ещё что-нибудь вырезать, и отец ОХОТПО это делает, ДОВОЛЬНЫЙ своими успехами. У таких родителей дети повторяют только ТО, что дела­ют родители, они не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, ЧТО только взрослые все умеют делать хорошо- у таких детей развивается неуверенность в СВОНХ силах, страх перед не­удачей.

Третьи родители считают, что самое главное заключается в ко­личестве игрушек. Они расходуют большие деньги на ИГРУШКИ забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим. Детский уголок у таких родителей похож на игрушечный магазин. Такие родители как раз очень любят механические Хит­рые игрушки и заполняют ими ЖИЗНЬ своего ребенка. Дети у таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае - наиболее частом - без всякого интереса пере. ходят от игрушке к игрушке, играют без увлечения, портят и ло­мают игрушки и требуют новых.

Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и более осторожного отношения к игре детей.

Детская игра проходит несколько стадий развития, и в каждой стадии требуется особый метод руководства. Первая стадия --"- это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет *. Первая стадия характеризуется тем, что ребенок предпочитает играть один, редко допус­кает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В этой, стадии как раз развиваются личные способности ребенка. Не нужно бояться, что, играя один, ребенок вырастет эгоистом, нужно предоставить ему возможность играть в одиночестве, но нуж­но следить, чтобы эта первая стадия не затянулась, чтобы она во­время перешла во вторую стадию.

В первой стадии ребенок не способен играть в группе, он часто ссорится с товарищами, не умеет найти с ними коллективный ин­терес. Нужно дать ему свободу в этой индивидуальной игре, ненужно навязывать ему компаньонов, потому что такое навязыва­ние приводит только к разрушению игрового настроения, к при­вычкам нервничать и скандалить. Можно прямо утверждать: чем лучше ребенок играет в младшем возрасте в одиночку, тем лучшим товарищем он будет в дальнейшем. В этом возрасте ребенок отличается очень большой агрессивностью, он в известном смысле «собственник». Самый ЛУЧШИЙ метод заключается в том, что не нужно давать ребенку упражняться в этой агрессивности и в развитии «собственнических» побуждений. Если ребенок играет один, он развивает свои способности: воображение, конструктивные навыки, навыки материальной организации. Это - полезно. Если же вы против его ВОЛИ посадите его играть в группе, то этим самым, не избавите его от агрессивности, себялюбия.

У некоторых детей раньше, у других позже ЭТО предпочтение одинокой игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Надо помочь ребенку с наибольшей выгодой совер­шить этот довольно трудный переход. Он труден потому, что у де­тей этого возраста еще не потухли наклонности индивидуалистичес­кие, есть склонность спорить и ссориться. Нужно, чтобы расшире­ние круга товарищей происходило не сразу и в обстановке наибо­лее благоприятной. Обыкновенно этот переход происходит в виде повышения интереса ребенка к подвижным играм на свежем воз­духе, к играм во дворе. Мы считаем наиболее выгодным такое по­ложение, когда в группе мальчиков во дворе есть один более старший, который пользуется общим авторитетом и выступает как организатор более молодых. .

Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11-12 лет, захватывая часть школьного времени.

Школа приносит более­ широкую компанию товарищей, более широкий круг интересов и более трудную арену, в частности для игровой деятельности, но зато она приносит и готовую, более чёткую организацию, определённый и более точный режим и, самое главное, помощь квалифицированных педагогов. Во второй стадии ребёнок выступает уже как член общества, но общества ещё детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем. Школа приносит и то и другое, школа и является формой перехода к третьей стадии игры.

На этой третьей стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с определёнными физкультурными целями, правилами, а самое главное - с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.

На всех трёх стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. Конечно, на первом месте по значению этого влияния нужно поставить первую стадию, когда ребёнок не состоит ещё членом другого коллектива, кроме семейного, когда, кроме родителей, часто и нет других руководителей. Но и на других стадиях влияние родителей может быть очень велико и полезно.

В первой стадии материальным центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов:

Игрушка готовая, механическая или простая. Это - разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки, ваньки-встаньки и пр.

Игрушка полуготовая, требующая от ребёнка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели.

Игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.

У каждого из этих типов есть свои достоинства и недостатки. Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребёнка со сложными идеями и вещами, она подводит ребёнка к вопросам техники и сложного человеческого хозяйства. Поэтому такая игрушка вызывает более широкую деятельность воображения. Паровоз в руках мальчика настраивает его воображение на определённый транспортный лад, лошадь вызывает представление о жизни животного, заботу о кормлении и использовании. Родители и должны следить, чтобы эти хорошие стороны такой игрушки действительно были заметны для ребёнка, чтобы он не увлекался только одной стороной игрушки, её механичностью и лёгкостью для игры. И в особенности важно добиваться, чтобы ребёнок не гордился тем, что вот папа или мама купили для него такую хитрую игрушку, да ещё не одну, а много, а у других детей нет таких хороших игрушек. Вообще эти механические игрушки полезны только тогда, когда ребёнок действительно с ними играет, а не только бережёт для того, чтобы похвастаться перед соседями, и играет при этом, не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном предприятии. Автомобили должны что-нибудь перевозить, ванька-встанька должен куда-нибудь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны и спать и бодрствовать, одеваться и раздеваться, ходить в гости и совершать какую-нибудь полезную работу в игрушечном царстве. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор, и чем шире и серьёзнее развёртывается эта фантазия с такими игрушками, тем лучше. Если мишка просто перебрасывается с места на место, если его только тормошат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живёт в определённом месте, специально для его жизни оборудованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо.

Второй тип игрушки хорош тем, что здесь ставится пред ребёнком какая-нибудь задача - обыкновенно такая, которую нужно решить с известным напряжением, которую сам ребёнок никогда бы поставить не мог. В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, требуется логика, понятие о законном отношении частей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек - в том, что задачи эти всегда одни и те же, однообразны и надоедают своими повторениями.

Игрушки третьего сорта - различные материалы - представляют самый дешёвый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру. Если ребёнок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой творческой рабочей фантазии. Если есть кусочки стекла или слюды, из них можно сделать окна, а для этого нужно придумать рамы следовательно, возбуждается вопрос о постройке дома. Если есть глина и стебли растений, возникает вопрос о саде.

Какой тип игрушек самый лучший? Мы считает, что наилучший способ комбинировать все три типа, но ни в коем случае не в избыточном количестве. Если у мальчика или девочки есть одна-две механических игрушки, не нужно покупать больше. Прибавьте к этому какую-нибудь разборную игрушку и побольше прибавьте всяких материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы в нём было всё, чтобы у ребёнка разбегались газа, чтобы он терялся в обилии игрушек. Дайте ему немного, но постарайтесь, чтобы из этого немногого он организовал игру. А потом наблюдайте за ним, прислушивайтесь незаметно к его игре, постарайтесь, чтобы он самостоятельно почувствовал какой-либо определённый недостаток и захотел его пополнить. Если вы купили ребёнку маленькую лошадку и он увлёкся задачей перевозки, естественно, что у него будет ощущаться недостаток в подводе или экипаже. Не спешите покупать ему эту подводу. Постарайтесь, чтобы он сам её сделал из каких-нибудь коробков, катушек или картона. Если он такую подводу сделает, прекрасно - цель достигнута. Но если ему требуется много подвод и самодельных уже не хватает, не нужно, чтобы он обязательно сделал и вторую подводу, вторую можно и купить.

Самое главное в этой детской игре добиться следующего:

1. Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.

2. Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.

3. Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.

Особенное внимание должны обратить родители на отношение ребёнка к игрушке. Ребёнок не должен ломать игрушку, должен любить её, но не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась. Эта цель будет достигнута, если ребёнок действительно привык считать себя хорошим хозяином, если он не боится ущерба и чувствует себя в силах поправить беду. Задачей отца и матери является всегда прийти на помощь ребёнку в подобных случаях, поддержать его в отчаянии, доказать ему, что человеческая находчивость и труд всегда смогут поправить положение. Исходя из этого, мы рекомендуем родителям всегда принимать меры к починке поломанной игрушке, никогда не выбрасывать её раньше времени.

В процессе самой игры родители должны по возможности предоставить ребёнку полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идёт правильно. Если ребёнок затруднился в каком-либо положении, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ребёнку: подсказать, поставить какой-либо интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда даже и поиграть с ним.

Таковы общие формы метода на первой стадии игры.

На второй стадии от родителей требуется прежде всего внимание. Ваш ребёнок вышел во двор, попал в группу мальчиков. Вы должны внимательно изучить, что это за мальчики. Ваша девочка тянется к подругам во дворе, вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребёнка, чего у них не хватает, что плохо в их играх, бывает очень часто, что внимание и инициатива одного отца или одной матери помогают изменить к лучшему жизнь целой группы детей в том или другом месте. Вы заметили, что дети зимой спускаются, как с горки, с обледеневшей мусорной кучи. Сговоритесь с другими родителями, а если не сговоритесь, то и один помогите ребятам насыпать горку. Сделайте своему мальчику простые деревянные санки, и вы увидите, и у других ребят появится что-либо подобное. В этой стадии игры чрезвычайно важным и полезным будет общение родителей между собой, к сожалению, очень незначительное среди родителей. Бывает, что каждый родитель недоволен жизнью детей во дворе, но не поговорит с другим родителем, не придумают они вместе что-нибудь для улучшения этой жизни, а между тем это совсем не такое трудное дело, и каждому оно по силам. На этой стадии дети уже организуются в некоторое подобие коллектива: будет очень полезно, если и их родители также организованно будут руководить ими.

Очень часто бывает на этой стадии, что дети ссорятся, дерутся, жалуются друг на друга. Родители поступают ошибочно, если немедленно принимают сторону своего сына или дочери и сами ввязываются в ссору с отцом или матерью обидчика. Если ваш ребёнок пришёл в слезах, если он обижен, если он страдает и уже озлоблен, не спешите раздражаться и бросаться в атаку на обидчика и на его родителей. Прежде всего, расспросите спокойно вашего сына или вашу девочку, постарайтесь представить себе точную картину события. Редко бывает, что виновата какая-нибудь одна сторона. Наверное и ваш ребёнок в чём-либо погорячился; растолкуйте ему, что в игре не всегда нужно быть неуступчивым, что нужно по возможности искать мирные выходы из конфликтов. Постарайтесь во что бы то ни стало помирить вашего ребёнка с противником, пригласите этого противника в гости, и с ним тоже поговорите, познакомьтесь с его отцом, выясните положение до конца. В этом деле самое главное заключается в том, что вы не должны уже видеть перед собой только вашего ребёнка, но должны видеть перед собой всю группу детей и воспитывать её вместе с другими родителями. Только в таком случае вы принесёте наибольшую пользу и вашему ребёнку. Он заметит, что вы не увлекаетесь семейным патриотизмом, что вы совершаете общественную работу, и будет видеть в этом пример для своего поведения. Нет ничего вреднее горячей агрессивности отца или матери по отношению к семье соседей; такая агрессивность как раз и воспитывает злобность характера у ребёнка, подозрительность, дикий и слепой семейный эгоизм.

На третьей стадии руководство игрой уже не находится в руках родителей, оно передано школьной или спортивной организации, но у родителей остаются большие возможности для правильного влияния на характер ребёнка. Во-первых, нужно внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти, нужно указывать ребёнку и на другие стороны деятельности. Во-вторых, нужно вызывать у мальчика или девочки гордость не только своим личным успехом, главным же образом, гордость успехом команды или организации. Нужно также умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде. Нужно, наконец, добиваться спокойного отношения к удачам и неудачам. И на этой стадии будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами по команде сына или дочери.

И на всех трёх стадиях родители должны зорко наблюдать, чтобы игра не поглощала всю духовную жизнь ребёнка, чтобы параллельно развивались и трудовые навыки.

В игре на всех трёх стадиях вы должны воспитывать стремление к более полному удовлетворению, чем простое глазение, простое удовольствие, воспитывать мужественное преодоление трудностей, воспитывать воображение и размах мысли. А на второй и третей стадиях вы должны всегда иметь в виду, что здесь уже ваш ребёнок вступил в общество, что от него уже требуется не только умение играть, но и умение правильно относиться к людям.

Резюмируем то, что сказано в беседе.

Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом.

Многие родители не обращают достаточного внимания на дело руководства игрой и либо предоставляют ребёнка самому себе, либо окружают его игру излишней заботой и излишними игрушками.

Родители должны применять различные методы на разных стадиях игры, но всегда должны предоставить ребёнку возможность самодеятельности и правильного развития его способностей, не отказывая в то же время в помощи ему в трудных случаях.

На второй и третьей стадиях нужно уже руководить не столько игрой, сколько отношением ребёнка к другим людям и к своему коллективу.

Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г.С.Макаренко.
Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, Москва 1951

Электронную версию статьи подготовил Дмитрий Гончар. Статья перепечатывается с сайта http://jorigami.narod.ru/NewDoc/Makarenko_about_games.htm

Далее читайте:

Макаренко Антон Семенович (1888-1939), педагог.

Антон Семенович Макаренко до сих пор остается непревзойденным авторитетом в педагогике. Он возвращал в нормальную социальную жизнь бывших малолетних преступников. Несмотря на суровость предыдущего "воспитания" его коммунаров, он применял в работе игры, самые что ни на есть детские. Ибо известно, что игрушки детские учат жизни взрослой.

Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит прежде всего в игре.

А.С. Макаренко.

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания младших школьников. Игра – средство познания действительности. Она рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему миру;

2) особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный ребёнку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); 4) особое содержание усвоения; 5) деятель-

ность, в ходе которой происходит развитие психики ребёнка; 6)социально – педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения в первом классе и приёмом работы в последующих классах.

Дидактические игры хорошо уживаются с «серьёзным» учением.

Ещё К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в серьёзный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у школьников бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребёнка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития познавательных интересов. Приёмы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи – шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.

Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечай сразу и т.д. Дидактические игры способствуют созданию положительных эмоций, делают уроки яркими, занимательными и запоминающимися. Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения, навыки. На уроках математики, русского языка стараюсь включить в учебный процесс игровые моменты, упражнения, загадки, ребусы, кроссворды. Приведу некоторые игровые моменты, которые я использую в своей работе.

Уже на первых уроках математики при ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковыми значениями использую иллюстрации к сказкам «Терем – теремок», «Рукавичка», «Колобок», «Репка». У меня есть сборник задач по математике для младших школьников. Авторы – А.П.Тонких, Д.А. Стогова, Голощапова С.В. В этом сборнике стихотворения о цифрах, задачи в стихах, устный счёт на сложение, вычитание, умножение и деление в стихах. Примеры игровых моментов на уроках математики - «Помоги мышонку добраться до сыра», «Кто самый быстрый?» - волк и заяц должны добежать до домика, «Помоги Незнайке», «Помоги Буратино». «Помогите медведю добраться до бочки с мёдом» и т.д.


Пчела Майя прилетает к ребятам с заданиями

не только на уроки математики, но и русского языка.

1)ДОРОГА (ГОРОД)

ПА3ОТ, ПРО100Р, 100РОНА, Р1А, И100РИЯ,ВИ3НА,

ПО2Л, 100ЛБ. 100Л и др.

Помогите Буратино положить заплатки на одеяло, которое прогрызла крыса Шушара.


Учителю очень важно продумать поэтапное распределение игр на уроке. В начале урока игры проводятся с целью организации стимулирования активности учащихся, в середине – усвоения темы, игры в конце урока могут носить поисковый характер. На любом этапе урока игры должны отвечать следующим требованиям: быть интересными, доступными, увлекательными, включать учеников в разные виды деятельности. Следовательно, игры могут быть проведены на любом этапе урока, а также на уроках разного типа.

Всякая Игра есть, прежде всего, и в первую очередь свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра. В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Разумеется, свободу тут следует понимать в более широком смысле слова, при котором не затронуты проблемы детерминизма. Ребёнок и животное играют, потому что испытывают удовольствие от игры, и в этом заключается их свобода.

Как бы то ни было, для человека взрослого и дееспособного игра есть функция, без которой он мог бы и обойтись. Игра есть некое излишество. Потребность в ней лишь тогда бывает насущной, когда возникает желание играть. Во всякое время игра может быть отложена или же не состояться вообще. Игра не диктуется физической необходимостью, тем более моральной обязанностью. Игра не есть задание. Она протекает "в свободное время".

Таким образом, налицо первый из главных признаков игры: она есть свобода. Непосредственно с этим связан второй признак.

Игра не есть "обыденная" жизнь и жизнь как таковая. Она украшает жизнь, она дополняет её и вследствие этого является необходимой. Она необходима индивидууму как биологическая функция, и она необходима обществу в силу заключённого в ней смысла, в силу своего значения, своей выразительной ценности.

Игра обособляется от "обыденной" жизни местом действия и продолжительностью. Изолированность составляет третий отличительный признак игры. Она "разыгрывается" в определённых рамках пространства и времени. Здесь перед нами ещё один новый и позитивный момент признак игры. Игра начинается и в определённый момент заканчивается. Пока она происходит, в ней царит движение, подъём, спад, чередование, завязка и развязка. Ещё замечательнее временного ограничения пространственное ограничение игры. Любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается. Арена цирка, игральный стол, волшебный круг, сцена - все они по форме и функции игровые пространства. Внутри игрового пространства царит собственный, безусловный порядок. И это ещё одна новая положительная черта игры - творить порядок. Игра есть порядок.

У каждой игры свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри ограниченного игрой временного мирка. Правила игры безусловно обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила и игра становиться невозможной, она перестаёт существовать.

Исключительность и обособленность игры проявляются самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них "секрет". Это игра для нас, а не для других. Что делают эти другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует.

Инобытие и тайна игры вместе наглядно выражаются в переодевании. Здесь достигает законченности "необычность" игры. Переодеваясь или надевая маску, человек "играет" другое существо.

Суммируя эти наблюдения с точки зрения формы, мы можем теперь назвать игру свободной деятельностью, которая осознаётся как "невзаправду" и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследуя при этом никакого прямого материального интереса.

Воображение развивается прежде всего в игре. В игровой деятельности ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. В игре ребенок проявляет больше воображения, чем во многих других ситуациях. Ему необходимо уметь придумать и во что играть, и какие предметы использовать для игры, а также слова и действия в каждой из принятых ролей. Дошкольники, характеризующиеся богатой фантазией, охотнее всего принимаются в игру другими детьми, часто сами бывают инициаторами и организаторами игр. Образы воображения ребенка строятся на основе того, что он видит в реальности, что для него является интересным и значимым. В своих представлениях дети перерабатывают информацию, которую они увидели и услышали ранее, воспроизводят ее в играх, сказках, рисунках.

Воображение младшего дошкольника еще зависит от конкретных предметов. Он организует игру на основе тех предметов, которые видит и может обыграть. Словесное творчество у младших дошкольников еще очень слабо развито: в лучшем случае они способны представить себе, что происходит в сказке, ответить на вопросы или иногда даже придумать свои дополнения к сказке. Поделки и рисунки детей младшего дошкольного возраста однообразны, поскольку их воображение носит в основном репродуктивный характер. Ребенок почти без изменений отображает в своих образах увиденное или услышанное им ранее. Это ярко проявляется в словесном творчестве детей. Если ребенка попросить рассказать, что он видит на картинке, или придумать, что случилось раньше или что будет потом, то дети младшего дошкольного возраста просто перечисляют воспринимаемое, даже не пытаясь обычно связать компоненты увиденного в какой-либо один сюжет. Старшие дошкольники уже пытаются придумать сюжет, объединяющий увиденное, могут досочинить что-то свое, но с опорой на соответствующую картинку.

Характерной особенностью воображения ребенка младшего дошкольного возраста является полное отсутствие предварительного замысла. Воображение сначала не подчиняется поставленной задаче. В возрасте от трех до четырех лет начинает формироваться способность оформления замысла будущего действия, которое включает неполные отдельные впечатления от реальных объектов, дополняющиеся с помощью воображения до какого-либо целостного образа. В возрасте до пяти лет еще не развита способность планирования и построения действия в умственном плане в соответствии с замыслом. Прогнозирование результата воображаемого действия осуществляется со значительными затруднениями. Достаточно долго дошкольники не могут ответить, что они планируют сделать до начала действия. В пять-шесть лет поведение ребенка становится более осознанным, но при этом снижается вклад воображаемых действий в его психические процессы, что приводит к некоторому снижению продуктивности творческого воображения. В это время дошкольник начинает контролировать свою речь и игровые действия, сравнивая свои побуждения и замыслы с реалистичностью их исполнения.

В табл. 9.4 приведены результаты определения продуктивности (в виде беглости) и качества (в форме оригинальности) выполнения дошкольниками заданий на словесное и образное воображение. Критерий продуктивности (единица измерения) – число успешно выполненных заданий.

Таблица 9.4

Определение продуктивности и качества выполнения дошкольниками заданий на словесное и образное воображение

Продуктивность и оригинальность словесно-вербальной формы воображения характеризуется слабо выраженными возрастными изменениями. Отрицательную динамику имеет образное воображение, так как снижаются беглость и в значительной степени оригинальность этой важнейшей формы воображения, которая составляет основу технического и художественного творчества у взрослых. Очевидно, окончательное усвоение сенсорно-перцептивных эталонов и формирование устоявшихся способов действия с предметами приводит к ослаблению этой способности уже в старшем дошкольном возрасте у большинства детей.

На протяжении дошкольного детства воображение ребенка претерпевает существенные изменения (рис. 9.5). Качественно меняется характер игровой деятельности дошкольников. Сюжетноролевая игра предоставляет широкие возможности для развития воображения.

Рис. 9.5.

Сюжетно-ролевая игра способствует формированию возможности осуществлять действия полностью в плане образов, в плане представлений. Первоначально воображение ребенка связано с теми предметами, с которыми он действует, в дальнейшем оно основывается на игровых действиях в сюжетно-ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста происходит отрыв воображения от внешних опор и его переход во внутренний план. Этот переход обусловлен тем, что уже в сюжетно-ролевой игре ребенку сначала необходимо представить свои действия и их последовательность, их значение для игрового сюжета, а потом выполнять эти действия. Данная необходимость способствует тому, что ребенок начинает все чаще и чаще "проигрывать" различные ситуации в уме. Постепенно происходит переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения.

Практический пример

В. С. Мухина описывает процесс перехода игры во внутренний план, превращение ее в образы воображения у своего шестилетнего сына: "Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа. “Что ты делаешь? Ты заболел?” – “Нет. Я играю”. – “Как же ты играешь?” – “Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит”".

У старшего дошкольника появляется также умение подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать составленному плану. Процесс воображения развертывается в виде двух относительно самостоятельных этапов, проявление которых в возрастном отношении не совпадает друг с другом: первый этап – появление замысла определенного действия; второй этап – формирование плана реализации замысла.

Существенная черта развития воображения в целом – проявление целостного планирования, которое позволяет вначале построить план действий, а затем последовательно его реализовать, корректируя по ходу выполнения. Таким образом, на протяжении дошкольного возраста воображение ребенка постепенно приобретает произвольный характер, сопровождаясь созданием замысла, его планированием и реализацией. Дети осваивают приемы и средства создания образов воображения, которые характеризуются конкретностью и наглядностью, недостаточно обобщенным характером, яркостью и большой эмоциональностью. Воображение постепенно переходит во внутренний план, исчезает необходимость в наглядной опоре для создания образов воображения.