Однородные определения к слову следы. Однородные определения: примеры

Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 10. Однородные и неоднородные определения

1. Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.

Определения являются однородными:

1) если обозначают отличительные признаки разных предметов: Толпы ребятишек всиних, красных, белых рубашках стоят на берегу (М.Г.);

2) если обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны: Могучий, буйный, оглушительный ливень хлынул на степь (Буб.). В этом случае каждое из определений непосредственно относится к определяемому существительному, между определениями можно вставить сочинительный союз: крепкий, неподвижный, здоровый сон (Т.); дождливая, грязная, тёмная осень (Ч.); пустой, безлюдный берег (Сер.); тяжёлое, суровое дело (Эр.); сильное, решительное, твёрдое слово (Фурм.); жирные, ленивые суслики; чёрные, голые деревья; мрачные, безрассудные, опасные мысли; дерзкое, надменное, гневное лицо; лёгкая, непринуждённая, увлекательная беседа; строгая, резкая, отрывистая команда; тухлая, зелёная вода болота; густая, тяжёлая, непрозрачная жидкость; высокомерное, капризное лицо; вызывающий, непозволительный тон; утончённые, благородные, изящные манеры; весёлый, яркий праздник; великое, гордое, грозное имя; милая, добрая женщина; причудливые, угрожающие тени; морщинистая, дряхлая старушка; жёсткий, колючий, пронзительный взгляд; толстые, бесформенные ноги; грубые, дикие, жестокие нравы средневековья; старое, выцветшее платье; ревностная, исступлённая приверженность к искусству; густая, удушливая пыль; отсталые, тёмные, суеверные люди; добродушный, ласковый старичок; острый, умный взгляд; жаркий, безоблачный день; длинный, узкий коридор; глухое, безлюдное место; добрые, грустные, смущённые глаза; мирная, спокойная жизнь; тёплый, неподвижный, плотный воздух; опрятные, чистые, весёлые детишки; суровое, мужественное лицо; незнакомый, загадочный, великолепный мир джунглей; тяжёлый, мучительный путь; живописная, извилистая речка; свежее, серо-зелёное сено; плотный, крепкий мужчина; сочные, жирные листья кустарника;

3) если, характеризуя предмет с разных сторон, в условиях контекста объединяются каким-либо общим признаком (внешним видом, сходством производимого ими впечатления, отнесением к отдаленному общему понятию, причинно-следственной связью и т. д.): В небе таяло одно маленькое, золотистое облачко (М.Г.) - внешний вид; Вода струится по камешкам и прячет нитчатые, изумрудно-зелёные водоросли (Сол.) - общее внешнее впечатление; С бледным, покривившимся лицом он вдруг вскочил и схватил себя за голову (Ч.) - общее понятие («изменившийся от волнения»); Был лунный, ясный вечер (Ч.) («лунный, а потому ясный»); Раздался страшный, оглушительный удар грома («страшный, потому что оглушительный»); Наступили тяжёлые, мрачные времена («тяжелые, поэтому и мрачные»); Он прикрыл глаза красными, воспалёнными веками («красными, потому что воспаленными»); пустынный, неприветливый дом; душная, гнетущая темнота; серый, непрерывный, мелкий дождик; густой, чёрный дым; бледное, строгое лицо; запылённые, оборванные люди; тяжёлое, злое чувство; старческие, бесцветные глаза; дальний, тёмный угол; гордый, храбрый вид; чистенький, новый костюм.

Тяжёлые, холодные лучи лежали на вершинах окрестных гор (Л.); На небе кое-где виднелись неподвижные, серебристые облака (Т.); Крупные, дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой, худой шеи (Т.); Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку (Т.); Петя был теперь красивый, румяный, пятнадцатилетний мальчик (Л.Т.); Милые, твёрдые, красные губы её всё так же морщились, как и прежде (Л.Т.); Покажите всем, что эта неподвижная, серая, грязная жизнь надоела вам (Ч.); Его встретила тощая, горбатая старуха (Ч.); Он щипал пальцами тонкие, пушистые усы (М.Г.); В густых, тёмных волосах блестели седые пряди (М.Г.); Серый, маленький дом Власовых всё более притягивал внимание слободки (М.Г.); Ровное, монотонное бормотанье прерывается (Сер.); …Запив розовым, кисленьким, душистым винцом (Кат.);

4) если в условиях контекста между определениями создаются синонимические отношения: Настали тёмные, тяжёлые дни (Т.); Холодный, металлический свет блеснул на тысячах мокрых листьев (Гран.); С чудесной, почти волшебной лёгкостью орудовал он своим инструментом; сплошная, беспросветная тьма; прозрачный, чистый воздух; красное, злое лицо; робкий, апатичный характер; густое, тяжёлое масло; тихая, скромная жизнь; белые, крепкие зубы; весёлая, добродушная улыбка; гордый, независимый вид; отдалённый, пустынный переулок; сухая, потрескавшаяся земля; суровый, упрямый характер; счастливая, озорная, мальчишеская улыбка;

5) если представляют собой художественные определения: Одни кузнечики дружно трещат, и утомителен… этот непрестанный, кислый и сухой звук (Т.); Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались (Т.); Старуха закрыла свинцовые, погасшие глаза (М.Г.); то же при употреблении определения-прилагательного в переносном значении: круглые, рыбьи глаза мальчика; тонкие, журавлиные ноги;

6) если образуют смысловую градацию (каждое последующее определение усиливает выражаемый им признак): Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Акс.); Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты (Ч.); Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало (Сер.);

7) если за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом: малоизвестные, расположенные на отшибе курганы; древняя, почерневшая от времени деревянная статуэтка; небольшое, устланное коврами возвышение; чёрные, гладко причёсанные волосы; худое, изборождённое глубокими морщинами лицо; пустое, запорошенное снегом поле; ранняя, чуть заигравшая зорька; твёрдый, плохо выбритый подбородок (ср. при другом порядке слов: плохо выбритый твёрдый подбородок).

Ср. в языке художественной литературы: В сундуке я нашёл пожелтевшую, написанную no-латыни гетманскую грамоту (Пауст.); Было как-то no-хорошему грустно в этом маленьком, уже тронутом поздней осенью саду (Горб.); То была первая, не замутнённая никакими опасениями радость открытия (Гран.); На белой, тщательно отглаженной скатерти появились медвежье мясо, вяленая сохатина… (Аж.); Открылся вид на высокий, чуть розовеющий небосвод (Е.М.); Сквозь маленькое, затянутое льдом оконце… пробивался лунный свет (Закр.).

Но: чёрные появившиеся на скатерти пятна; заячий наполовину потёртый воротник; большой собранный автором материал и т. п. - первое определение относится к сочетанию второго определения с существительным;

8) если стоят после определяемого существительного (в этом положении каждое из определений непосредственно связано с существительным и имеет одинаковую смысловую самостоятельность): Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную (Ч.); Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной (Т.).

Возможные отступления:

а) в стихотворной речи, что связано с ритмомелодикой стиха: Здравствуйте, дни голубые осенние (Бр.);

б) в сочетаниях терминологического характера: груша зимняя позднеспелая; трубы тонкостенные электросварные нержавеющие; кран мостовой электрический дрейферный; брюки серые суконные; астра ранняя махровая;

9) если противопоставляются сочетанию других определений при том же определяемом слове: Ещё не давно в нашем районе стояли низенькие, деревянные дома, а теперь - высокие, каменные; В окошечко билетной кассы протягивались то большие, мужские руки, то маленькие, женские;

10) особый случай представляют собой так называемые пояснительные определения, когда запятая между определениями ставится, если второе из них поясняет первое (между ними можно вставить союз то есть или а именно ): Внутри дома комнаты были наполнены заурядною, нехитрой мебелью (Т.); Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и… увидел совершенно другие, мне незнакомые места (Т.); С добрым чувством надежды на новую, лучшую жизнь он подъехал к своему дому (Л.Т.); Приближался вечер, и в воздухе стояла та особенная, тяжёлая духота, которая предвещает грозу (М.Г.); Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартиры (Кат.); …Нормальное, мирное сосуществование государств; Представляла интерес и другая, дополнительная работа; Вскоре мы вступим в новое, XXI столетие. В этих случаях второе определение выступает не как однородное, а как пояснительное (см. § 23). Возможность вариантов пунктуации объясняется различным толкованием смысла предложения; ср.: Я хочу купить другой кожаный портфель (у меня уже имеется кожаный портфель). - Я хочу купить другой, кожаный портфель (у меня имеется портфель, но не кожаный).

2. Между неоднородными определениями запятая не ставится.

Определения являются неоднородными, если предшествующее определение относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения с этим существительным: Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Дост.) (ср.: кругленькое зеркальце - складное кругленькое зеркальце - маленькое складное кругленькое зеркальце); Старуха мать раскладывала виноград на низеньком круглом татарском столике (Л.Т.); …Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко? (Купр.); Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (Ф.).

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, т. е. выражают признаки, относящиеся к разным родовым (общим) понятиям: В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро (Г.) - форма и материал; Волшебными подводными островами… тихо проходят белые круглые облака (Т.) - цвет и форма; Мы жили в подвале большого каменного дома (М.Г.) - размер и материал; Как-то давно довелось мне плыть по угрюмой сибирской реке (Кор.) - качество и местонахождение.

Если такие признаки объединены общим родовым понятием, подобные определения могут стать однородными: Для туристской базы отведён большой, каменный дом - объединяющий признак «благоустроенный».

В зависимости от стиля речи некоторые примеры допускают разное понимание, а в связи с этим - разную интонацию и пунктуацию; ср.: Именно эти новые, большие, многоэтажные здания в основном определяли лицо города (Кат.) - в художественной прозе; Построены новые большие многоэтажные дома - в деловой речи. Ср. также: Вдали виднелись крошечные, неподвижные огоньки. - Вдали виднелись крошечные неподвижные огоньки.

Неоднородные определения выражаются:

1) сочетанием относительных прилагательных или причастий и относительных прилагательных: летний оздоровительный лагерь; мраморные четырёхугольные колонны; не изданные авторские черновые наброски; витая железная лестница; запущенный фруктовый сад;

2) сочетанием качественных и относительных прилагательных: высокий редкий прошлогодний камыш; новенькие жёлтые стулья; чистое ситцевое полосатое платье; громадные чёрные дискообразные противотанковые мины; неровный глиняный мазаный пол; неглаженое серое холщовое полотенце; красивое небольшое овальное зеркало; роскошная резная золочёная рама; новые высокие экономические рубежи; интересное продолговатое смуглое лицо; модный пышный завитой парик; толстая выпяченная нижняя губа; густые изогнутые высокие брови.

Ср. в языке художественной литературы: Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна (Акс.); По широкой большой бесшоссейной дороге шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом (Л.Т.); Снежные сугробы подёрнулись тонкой ледяной корой (Ч.); Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме (Ф.);

3) реже - сочетанием качественных прилагательных: крохотная белая пушистая собачка; мягкие густые чёрные кудри; огромные удивительные тёмно-синие махаоны (Пришв.); молочник с густыми жёлтыми сливками (Купр.); лёгкий сдержанный шёпот (Т.).

Выше рассматривалась пунктуация при согласованных определениях. Несогласованные определения, как правило, однородны: Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами (Гонч.).

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 9. Однородные члены предложения, не соединенные союзами 1. Между однородными членами предложения, связанными только интонационно, обычно ставится запятая: Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв (Т.); Зотов нахмурился, перестал писать, закачался на стуле

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОД) автора БСЭ

§ 10. Однородные и неоднородные определения 1. Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.Определения являются однородными:1) если обозначают отличительные признаки разных предметов: Толпы ребятишек всиних, красных, белых рубашках стоят на

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 11. Однородные и неоднородные приложения 1. Между однородными приложениями, не соединенными союзами, ставится запятая.Приложения являются однородными, если характеризуют лицо или предмет с одной стороны, указывают близкие признаки: Обломов, дворянин родом, коллежский

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

§ 83. Однородные члены, не соединенные союзами 1. Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, обычно ставится запятая, например: Я видел его голову, спутанные волосы, оборванный хлястик шинели (Первенцев); Говорил Жухрай ярко, чётко, понятно, простым

Из книги автора

§ 84. Однородные и неоднородные определения 1. Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая. Определения являются однородными: а) если обозначают отличительные признаки разных предметов, например: На огромном расстоянии разлёгся город и тихо

Из книги автора

§ 85. Однородные и неоднородные приложения 1. Между однородными приложениями, не соединенными союзами, ставится запятая. Приложения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны, указывают близкие признаки, например: Верстах в пятнадцати от моего

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

§ 83. Однородные члены, не соединенные союзами 1. Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, обычно ставится запятая, например: В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым

Из книги автора

§ 84. Однородные и неоднородные определения 1. Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.Определения являются однородными:1) если обозначают отличительные признаки разных предметов, например: Толпа ребятишек в синих, красных, белых

Из книги автора

§ 85. Однородные и неоднородные приложения 1. Между однородными приложениями, не соединенными союзами, ставится запятая.Приложения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны, указывают близкие признаки, например: Верстах в пятнадцати от моего

Из книги автора

§ 86. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами 1. Между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (в значении «и»), разделительными союзами или, либо, запятая не ставится, например: Хлопуша и Белобородое не сказали

Из книги автора

§ 87. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами 1. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными посредством повторяющихся союзов и… и, да… да, ни… ни, или… или, ли… ли, либо… либо, то… то и др., например: Темнота раннего зимнего утра

Из книги автора

§ 88. Однородные члены, соединенные парными союзами 1. Если однородные члены соединены парными (сопоставительными, двойными) союзами как… так и, не так… как, не только… но и, не столько… сколько, насколько… настолько, хотя и… но, если не… то и т. п., то запятая ставится

Из книги автора

Однородные члены предложения запятаямежду однородными членами, не соединенными союзами § 25при повторяющихся союзах (типа и… и, ни… ни). § 26при двукратном повторении союза и § 26при двукратном повторении других союзов, кроме и § 26при попарном объединении членов

Наибольшие затруднения в установлении однородности или неоднородности членов предложения связаны с однородными определениями , которые следует отличать от неоднородных (а это не всегда легко).

Прежде всего, однородные и неоднородные определения по-разному относятся к определяемому существительному.

Каждое из однородных определений поясняет непосредственно определяемое существительное: Интересный, захватывающий фильм.

В случае с неоднородными определениями только ближайшее к существительному определение непосредственно связано с ним и образует вместе с существительным единое сложное наименование. А более отдалённое от существительного определение характеризует всё это сложное наименование в целом: Хороший майский день, то есть определение хороший относится не к слову день, а к словосочетанию майский день.

Отношения неоднородности чаще всего наблюдаются между качественными и относительным прилагательными-определениями (большая стеклянная ваза, новая кожаная сумка), при этом относительное прилагательное стоит непосредственно перед существительным и входит в состав сложного наименования, а качественное характеризует всё это сложное наименование в целом.

Неоднородными обычно бывают определения, если: 1) они выражены местоимением и прилагательным: твой синий костюм; наш новый друг; каждая интересная книга; 2) числительным и прилагательным: первый зимний день; двумя старыми липами; 3) причастием и прилагательным: осыпавшиеся осенние листья; потухшие серые глаза; 4) качественным прилагательным и относительным: большой каменный дом; яркая утренняя заря; сильный мужской голос. Такие определения обозначают разные признаки предмета: принадлежность и цвет, размер и материал, форму и цвет, качество и местонахождение и т. д.

Сочетания с однородными определениями в смысловом плане разнообразны. В целом их можно разделить на две группы: 1) определения, называющие признаки разных предметов; 2) определения, называющие признаки одного и того же предмета. (Неоднородные определения всегда характеризуют один предмет, но с разных сторон: Были в конторе старые висячие стенные часы (Л. Толстой).)

1) С помощью определений обозначаются разновидности предметов, различающихся в каком-либо одном отношении: по цвету, назначению, материалу, географическому положению и т. д.

Например: На огромном расстоянии разлёгся город и тихо пламенел и сверкал синими, белыми, жёлтыми огнями (В. Короленко).

Однородность определений в таких группах строго обязательна и легко распознаётся. (Именно такие определения либо включают, либо допускают включение союза ц.)

2) Гораздо чаще встречаются такие однородные определения , которые характеризуют один и тот же предмет или единую группу предметов. Это могут быть:

а) определения-синонимы (однородность которых обязательна, так как они выражают один признак, т.е. характеризуют предмет с одной стороны): резкий, пронизывающий ветер; густой, плотный туман;

б) определения, которые обозначают признаки разные, но часто и естественно сопровождающие друг друга (между такими определениями можно вставить причинный союз так как, потому что): темные, низкие облака; ночной, пустынный город;

3) обязательно однородны определения, из которых первое одиночное, а второе - причастный оборот (одиночное определение предшествует распространённому): шли по тихой, озарённой звёздами тайге (но: шли по озарённой звёздами тихой тайге).

4) определения-эпитеты (эмоциональные, художественные определения). Такие определения встречаются главным образом в описательных контекстах художественных произведений, где с помощью однородных определений подчёркивается каждая отдельная деталь описания. Однородность таких определений может быть обязательной и факультативной. Однородность не получает отчётливого оформления и зависит от всего высказывания. Такие определения объединяются каким-либо общим признаком. Основой для этого объединения может служить сходство производимого впечатления: Письмо написано крупным, неровным, тонким почерком. (А. Куприн); Около родника зеленеет короткая, бархатная травка. (И. Тургенев); Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов); В сером небе стояли ватные, сухие облака (К. Паустовский).

Однородные и неоднородные определения

Несколько определений к одному определяемому существительному не всегда являются и потому не всегда разделяются запятыми. Разграничение однородных и неоднородных определений — одна из самых трудных тем школьной программы. Ниже приведены перечни признаков однородных и неоднородных определений, далее в разделе «Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях» некоторые из них рассматриваются более подробно и сопровождаются примерами.

Признаки однородности определений (конспективно):

  • обозначают признаки однородных предметов: синие, желтые, красные шары ;
  • обозначают синонимичные в условиях контекста признаки: могучий, буйный, оглушительный ливень ;
  • обозначают взаимозависимые в условиях контекста признаки (= так как, поэтому): лунный, ясный вечер (= ясный, потому что лунный);
  • обозначают художественные образы, метафоры: свинцовые, погасшие глаза ;
  • присутствует смысловая градация: радостное, праздничное, лучезарное настроение ;
  • одиночное определение расположено перед распространенным: пустое, запорошенное снегом поле ;
  • расположены после определяемого слова: женщина молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная ;
  • обозначают субъективную характеристику (факультативный признак): маленькое, золотистое облачко; длинный, узкий ковер ;
  • в позиции после определяемого слова: облака круглые, высокие, золотисто-серые, с нежными белыми краями .

Признаки неоднородности определений (конспективно):

  • обозначают форму и материал: пузатое ореховое бюро ;
  • обозначают цвет и форму: белые круглые облака ;
  • обозначают размер и материал: большие каменные дома ;
  • обозначают качество и местонахождение: угрюмая сибирская река .

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

1. Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.

Определения являются однородными , если

а) обозначают отличительные признаки разных предметов: Красные, белые, розовые, желтые гвоздики составили красивый букет ;

б) обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны: Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой ;

в) каждое из определений непосредственно относится к определяемому существительному, и поэтому между ними можно вставить сочинительный союз «и». Ср.: чистый, спокойный свет луны (чистый и спокойный свет луны ); чашка густого, крепкого кофе (чашка густого и крепкого кофе ) и т.п.

Примечания:

  • однородные определения могут характеризовать предмет также с разных сторон, если при этом в условиях контекста они объединяются каким-нибудь общим признаком (сходством производимого ими впечатления, внешним видом и т.д.): Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку; Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор; В густых, темных волосах блестели седые пряди; бледное, строгое лицо; веселый, добродушный смех; пустынный, неприветливый дом; ласковые, живые глаза; гордый, храбрый вид; сухие, потрескавшиеся губы; тяжелое, злое чувство; серый, непрерывный, мелкий дождик и т.д.;
  • как правило, однородными являются художественные определения (эпитеты): Его бледно-голубые, стеклянные глаза ;
  • однородны также синонимические (в условиях контекста) определения: тихая, скромная речка; молчаливая, несмелая, робкая девушка . В ряду таких определений каждое последующее может усиливать выражаемый ими признак, образуя смысловую градацию: Было радостное, праздничное, лучезарное настроение; Осенью степи совершенно изменяются и получают свой необычный, особенный, ни с чем не сравнимый вид ;
  • в роли однородных определений обычно выступают имя прилагательное и следующий за ним причастный оборот : Вошел пожилой мужчина с пышной, начинающей седеть бородой ;
  • как правило, однородны согласованные определения, стоящие после определяемого слова : По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит . Исключение составляют сочетания терминологического характера: трубы тoнкocтeнныe электросварные нержавеющие; груша зимняя позднеспелая ;
  • однородными являются определения, противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове: Спустя полгода долгие, холодные ночи сменяются тихими, теплыми .

2. Запятая не ставится между неоднородными определениями.

Определения являются неоднородными , если характеризуют предмет с разных сторон: большой каменный дом (размер и материал); белые круглые камешки (цвет и форма); красивые московские бульвары (качество и местонахождение) и т.д. Такие определения могут стать однородными, если их объединяет общий признак: Наша терраса теперь стоит на новых, кирпичных столбах (объединяющий признак — «прочный»).

Примечания:

  • неоднородные определения чаще выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательного: новый кожаный портфель, интересная детская книга, теплая июльская ночь, светлая березовая роща, прозрачные оконные стекла и т.п.;
  • реже неоднородные определения состоят из сочетания качественных прилагательных: старый мрачный дом, интересные редкие издания .

Упражнения к теме « Однородные и неоднородные определения»

Упражнение 1. Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.

1. Он родился в бедной крестьянской семье.

2. Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках.
3. Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве.
4. Любви невольной бескорыстной невольно предалась она.
5. Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор.
6. Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную.
7. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту.
8. Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет.
9. Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце.
10. У него были большие рыбьи глаза.
11. Вокруг тянулась плоская унылая степь.
12. Послышался звонкий детский смех.
13. Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо.
14. Все уснуло крепким здоровым сном.
15. Был холодный осенний вечер.
16. На ветках висели крупные тяжелые капли.
17. Воспоминания — это живой трепещущий полный поэзии мир.
18. Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода.
19. Дул сухой горячий ветер.
20. Крепкий предрассветный сон сморил его.
21. В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег.
22. Мы шли по тихой озаренной звездами тайге.
23. Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава.
24. Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага.
25. Теплым летним утром отправился я в Львов.
26. Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины.
27. Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу.
28. В старом загородном парке тихо.
29. Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист.
30. Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.

Ответы: 2,3,4,6,7,8,13,14, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 26, 29.

Упражнение 2. Спишите текст, расставляя недостающие запятые.
Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.

Источники:

  • Раздел «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» в пособии Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Определения» в электронном пособии «

Разрабатывая новый урок, мы задаем вопросы: что будем изучать, зачем и как? Определяя цель, мы ориентируемся на уровень класса: лицейский – нелицейский, а также на профиль – гуманитарный или негуманитарный. После этого можно сделать выбор, каким материалом пользоваться – заранее подготовленным или привлекаемым по ходу урока. Не забывая “дальнюю” цель – становление языковой личности учащегося, в гуманитарном классе ставим задачи перед каждым учеником – определить собственную позицию: говорящий – пишущий, слушающий – читающий. В обоих случаях исследуются примеры, в которых при определенных условиях существует (или отсутствует) языковое явление, например, когда согласованные определения будут или не будут однородными. При этом пунктуационное правило перестает быть организующим центром, оно усваивается как следствие, вытекающее из анализа словосочетаний или предложений. Ученик приходит к выводу: существуют разные варианты постановки знаков препинания.

В негуманитарном, нелицейском классе цель может быть сформулирована по-другому: необходимо грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными/неоднородными определениями. Отсюда задачи: выяснить, когда между согласованными определениями ставится/не ставится запятая, научиться правильно читать и писать предложения с однородными/неоднородными определениями, уметь грамотно их составлять.

Самостоятельное исследование по теме “Однородные и неоднородные определения” способствует более прочному усвоению, лучше сохраняется долговременной памятью. Его мы предлагаем в гуманитарном классе в форме лабораторной работы.

Предварительное домашнее задание на повторение пройденного – ответить на вопросы, подобрать примеры:

– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

– Какой член предложения называется определением?

– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?

– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?

– Слова каких частей речи согласуются с существительным?

– Какие сочинительные союзы являются соединительными?

– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?

(Вопросы можно дать по вариантам, раздать по группам.)

ХОД ПЕРВОГО УРОКА

I. Подготовительный этап

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с понятиями однородный/неоднородный.

1) Даны два ряда синонимов. Решите, с какими синонимами сочетается слово определение в качестве лингвистического термина.

а) Разнородный, смешанный, разноликий, разнотипный, разношерстный, неоднородный, гетерогенный.

б) Похожий, одинаковый, близкий, подобный, вылитый, аналогичный, гомогенный, неоднородный.

2) Подумайте, что означают словосочетания: однородные определения, неоднородные определения.

II. Основной этап

1. Актуализация внимания. Мотивация.

Ученик, рассказывая историю появления в доме сорочонка, написал: “Я шел по осеннему и сырому парку, как вдруг не то под желтой, не то под высокой лиственницей увидел что-то непонятое. Потом из куста выскакнул кто-то маленький и черный, и с белой грудкой”.

Описывая характер птенца, ученик составил следующие словосочетания: самостоятельный и независимый, драчливый и своевольный; или аккуратный, или капризный.

Какие речевые и грамматические ошибки вы бы отметили?

2. Форма урока.

3. Тема занятия.

5. Задача.

6. Работа с раздаточным материалом.

Задание. Внимательно прочитайте примеры из книги А.М. Зимина “Незнакомый знакомый лес” и заполните таблицы.

Однородные определения

Признаки и условия однородности Примеры
1. Перечисляют признаки разных предметов
2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние
3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее
4. Между определениями можно вставить союз и
5. Стоят после определяемого слова
6. Выражены прилагательным и причастным оборотом
7. Выражены качественными прилагательными

Рядом с баней растет высокая, толстая черемуха. На березу прилетел зяблик и запел короткие, веселые песни. Нигде я еще не видел столько белых и желтых лилий. Елки дышали в лицо теплым и густым ароматом хвои. По течению плывут крупные и мелкие пузыри. Сыроежка стоит на дороге открыто – мокрая, розовая, радостная. Березы оделись в золото, осины и клены – в желтые, оранжевые и пурпурные платья. На сером, не обсохшем от вешней воды берегу раскрыл ярко-желтые бутоны кустик калужницы. Рядом в траве я нашел два молодых, подрумянившихся на солнце белых гриба. Когда весной улетят зимние птицы, с юга ласточки в гости пожалуют: и деревенские, и городские. Казалось, воробьи собрались сюда не обедать, а затеяли с хлебной коркой очень интересную, но непонятную для меня игру. Дождинки падают все чаще и чаще, и вот уже идет тихий, теплый, неторопливый дождик, от которого не хочется прятаться ни под елкой, ни под клеенкой. Под елкой росли долговязые, подрумяненные, как булочки, белые грибы-еловички, около сосен стояли круглые, красновато-коричневые боровики-бочонки. Пузан-боровик весь на виду, солидный и гордый.

Неоднородные определения

Небольшое круглое лесное озеро. Я нашел удобный плоский камень в воде. На осинке появились молодые розовые листья. Подальше от воды стояли тихие неподвижные сосны. Запели в светлом березовом лесу зяблик и пеночка-весничка. Я шел по черному горелому берегу речки. Дрова искать в темноте было трудно, и я поддерживал огонь сухой прошлогодней травой. Утенок подплывает к коряге-тюленю, что-то собирает с его мокрой гладкой спины и о чем-то с ним разговаривает. В неясных серых кустах без устали скрипит коростель. Иду по заросшей узкой дороге. Все чаще дорогу перегораживают упавшие сухие суковатые деревья. Раздвигаю траву и вылавливаю из нее крупные спелые ягоды. Здесь вокруг меня кипит удивительная суматошная жизнь. По сырому мшистому ельнику росли только красные болотные сыроежки. Прошумела над лесом грозовая туча и оставила на дороге чистые теплые лужи.

7. Составление схем.

Однородные определения – ,

неоднородные определения –

III. Заключительный этап

1. Оценка своего состояния и своей работы.

2. Замечания и предложения по уроку.

IV. Домашнее задание (по выбору учащихся)

1) Подобрать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

2) подобрать текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями;

3) придумать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

4) составить текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями.

Материал для второго урока

1. Будьте внимательны! Определите, во всех ли предложениях согласованные прилагательные являются определениями. (Не во всех. В примерах 1, 3, 5 прилагательные являются частью составного именного сказуемого.)

1) Высохший мох похрустывал под ногами, а морошка была на удивление сочной и крупной.

2) В луче света мельтешит серебряный ночной мотылек.

3) Речка здесь узкая, берега высокие и крутые.

4) Я пришел собирать морошку в жаркий безветренный день.

5) Толстая подстилка из опавшей листвы была сухой и мягкой.

2. Объяснительный диктант.

1) К нашей стоянке на берегу озера, гудя басом, прилетела шмелиная матка в черной пушистой шубке с желтым поясом.

2) Казалось, что осень развесила на осине разноцветные праздничные фонарики.

3) Вода в реке уже остыла от длинных холодных ночей и за день не успевает согреться.

4) В кустах послышались сильные, резкие, тревожные крики дрозда.

5) Я втиснул в рюкзак свою большую грибную корзину, и вместе с сыном мы подались на наши заветные места к Родниковому озеру.

6) Болотная трава пушица подобралась к самому озеру, ее головки в белых пуховых шапочках склонились к воде и стали к чему-то прислушиваться. (А.Зимин)

3. Спишите, озаглавив, текст, объясните постановку знаков препинания. Сверьтесь с авторской пунктуацией.

Небо чистое синее солнце хотя и не очень теплое но яркое праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер осины бросают в меня ворохи красных желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету снова подбрасываю их кверху радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней постоял рядом но помочь ей не мог даже расспросить не сумел.

ОСИНКА В ТРАУРЕ

Небо чистое, синее, солнце хотя и не очень теплое, но яркое, праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер, осины бросают в меня ворохи красных, желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету, снова подбрасываю их кверху, радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней, постоял рядом, но помочь ей не мог, даже расспросить не сумел. (А.Зимин)

4. Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.

УЛЕТАЮТ ГУСИ

Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)

5. Тест. Укажите номера предложений с однородными определениями.

1) Из-за поворота вышла большая и лохматая, какого-то неопределенного цвета собака.

2) Гуси заметили щенка и, недовольно гогоча, собрались теснее, распекая его на разные лады. Особенно старался большой белый гусак, вожак стаи.

3) Получив порцию молока, лосенок ложился тут же под молодой раскидистой березкой и отдыхал до обеда.

4. Приближалась зима. Лисанькина шуба стала пушистой и густой.

5) К осени лисанька превратилась во взрослую красивую лису и стала доставлять нам хлопоты.

6) Кошка скосила глаза и увидела, как мышонок, маленький, серый, с длинным, волочащимся по полу хвостом, забегал неподалеку, настороженно поглядывая в ее сторону.

7) Куры, словно дохлые, лежали в пыли на боку, воробьи сидели на заборе, поблизости от старого тазика, из которого, не торопясь, став на его край лапами, лакала белая с желтыми пятнами кошка.

8) Не успела Найда добежать и до первых кустов, как в нос шибануло лисьим запахом – сильным, нестерпимым.

9) Лиса вильнула к оврагу, скатилась вниз по склону и сразу же наверх, перескочила через замерзший ручей, продралась сквозь густые и колючие кусты, оставляя на них клочья рыжей шерсти, и стала забирать вправо.

10) Весна выдалась ранняя и на редкость скорая. (В.Свинцов)

Ответ. 1, 4, 6, 8, 9, 10.

При изучении новой темы в нелицейских классах, как показывает многолетняя практика, лучше всего идти от опыта детей: усвоение материала всегда выше, если сначала разбираются примеры словосочетаний, предложений, текстов, придуманных учениками, и только потом – из учебника. По этой причине работа по теме “Однородные и неоднородные определения” может быть построена следующим образом:

1. Загадка.

Об этой птице в пословице говорится, что она да воробей – морские захребетники. Может быть одновременно полудомашней и дикой. (Голубь.)

2. Беседа.

– Как вы думаете, верно ли составлено словосочетание голубь смелый и полудомашний ?

(Нет, допущена речевая ошибка, так как назван признак, определяющий характер голубя, и указан признак, определяющий среду обитания.)

– Можно ли сказать голуби почтовые и декоративные ?

(Можно, потому что указаны признаки, обозначающие предназначение голубей.)

– Грамотно ли составлено словосочетание оперенье белое, голубое и коричнево-бурое ?

(Да, прилагательные обозначают цвет.)

– Есть ли речевая ошибка в предложении Питаются голуби семенами бобовых и злаковых ?

– Здесь: поперечная белая полоска на пояснице ? Или: широкая темная полоса на конце хвоста ?

(Словосочетания составлены без ошибок.)

– Определения в словосочетаниях согласованные, но однородные ли?

(Неоднородные.)

– Приведите пример, где определения, на ваш взгляд, являются однородными.

3. Сообщение темы урока.

4. Предложение – в конце занятия самостоятельно сформулировать цель урока.

5. Движение темы. Работа с материалом.

Задание 1. Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложения.

В каком предложении определения выражены качественными прилагательными? Какими по разряду являются прилагательные в первом предложении? Чем выражены определения в третьем предложении? Где определения однородные, неоднородные? Обратите внимание на постановку знаков препинания. В каком случае между определениями нельзя вставить союз и? Попытайтесь сформулировать пунктуационное правило.

Задание 2. Рассмотрите рисунок.

Составьте словосочетания: качественное прилагательное + качественное прилагательное + существительное, а также качественное прилагательное + относительное прилагательное + существительное (порядок слов можно менять). Составляя словосочетания первого вида, опишите клюв, крылья, лапки, хвост голубей. Составляя словосочетания второго вида, учтите размер, возраст, оперение, выносливость, предназначение, среду обитания птиц.

Задание 3. Опишите характер каждой птицы, используя подходящие определения.

Независимый, неприхотливый, осторожный, сдержанный, скрытный, смелый, неуживчивый, гордый, кроткий, важный, спокойный, драчливый.

Задание 4. Прочитайте текст. Кратко перескажите. Найдите неоднородные определения и объясните постановку знаков препинания.

Голубь – символ чистоты, кроткого нрава, также нежности и любви. В ряде традиций голубь выступает как небесный вестник и как символ души умершего. Так, по поверью славян, душа умершего превращается в голубя. Кроме того, он является жертвенным животным.

Белый почтовый голубь, извещавший греческие полисы о победе Олимпийских игр, стал прообразом голубя мира с оливковой ветвью в клюве, так как во время игр в Греции объявлялся мир. Античную символику воскресил художник Пикассо, нарисовав для Всемирного конгресса мира белого махрового почтового голубя. (По В.В. Адамчику)

Задание 5. Найдите в тексте и выпишите однородные и неоднородные определения в составе словосочетаний. Объясните постановку знаков препинания.

Канюк – крупная хищная птица, заметно крупнее вороны, с заостренным крючковатым клювом. Окраска у него простая: от серовато-охристой до темно-бурой, низ более светлый, с продольными пестринами. Короткий закругленный хвост в поперечных полосах. У летящей птицы снизу широких крыльев видна светлая полоса. (В.Д. Ильичев)

Задание 6. Спишите текст, расставьте знаки препинания. Подчеркните волнистой линией однородные определения и прямой чертой – неоднородные.

У камышевки тонкий заостренный клюв коричневатое сверху и серовато-охристое снизу оперение. Стройная подвижная, она быстро и маневренно перемещается в кронах и кустарнике ведет скрытный образ жизни хотя и не боится человека. Активна в светлое и ночное время. (По В.Д. Ильичеву)

6. Формулирование цели занятия.

7. Обобщение.

– Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны или с разных сторон? (С одной стороны.) При этом прилагательные чаще всего относятся к какому разряду? (Это качественные прилагательные.)

– Когда однородные определения перечисляют признаки разных предметов? Приведите пример.

– Верно ли, что неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон? (Верно.)

– При каком условии между согласованными определениями ставится запятая? (Если они однородные.)

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Прочитайте и перескажите по учебнику параграф, выберите и письменно выполните одно упражнение.

Дополнительный материал для контроля и коррекции: работа с текстами В.Ильичева (6-й вариант адаптирован).

1) Прочитайте текст.

2) Определите тип и стиль речи.

3) Найдите и выпишите однородные и неоднородные определения, укажите их признаки. Объясните знаки препинания.

Вариант 1

Белый аист – крупная, статная птица с черными на концах крыльями, удлиненным красным клювом и красными ногами.

Аист много ходит по земле, хорошо летает, прерывая полет парением. Не имея голоса, он характерно трещит клювом.

Обитает эта птица в степной и лесостепной зоне западной части России. Охотно селится в населенных пунктах, на полях и в болотистых лугах. Зимует в Африке. Гнезда белый аист устраивает на столбах, крышах домов или больших деревьях.

Его пища – лягушки, мыши, насекомые.

Вариант 2

Кто же не видел эту умную и осторожную птицу! Черноголовая, с заостренным черным клювом, черными сильными ногами и закругленным хвостом. Снизу она серая, такого же цвета шея и спина.

Удивительно, но серая ворона относится к певчим птицам, хотя назвать пением ее неблагозвучное пронзительное карканье, щелканье и треск трудно. Она хорошо летает, быстро ходит по земле, ловко лазает по ветвям. Много времени проводит в кронах деревьев и на зданиях. Ведет оседлый образ жизни, предпринимает кочевки в осенне-зимний период.

Вариант 3

Конек лесной – изящная птичка, мельче и стройнее воробья, с тонким прямым и заостренным клювом, длинными ногами, слабо вырезанным хвостом. Летом ее спинка покрыта глинисто-сероватыми пятнами и пестринами. Брюшная сторона охристо-желтоватая, с широкими пестринами на зобе и груди. Ноги розовые, задний палец с удлиненным и изогнутым когтем. Крайние перья хвоста белые.

Вариант 4

Несмотря на такое непочтительное название, пустельга – хищник, хотя и мелкий, размером с голубя. Это птица с длинным ступенчатым хвостом, широкими закругленными крыльями, заостренным крючковатым клювом. У самцов голова, хвост и надхвостье сизые, крылья и спина в черных пятнах, хвост серый, с черной и белой каймой на вершине, нижняя сторона охристая, с бурыми продольными пятнами. У самки верх бурый, с поперечным рисунком на спине, плечах и хвосте, голова с продольными полосами.

Вариант 5

Трудно представить себе человека, который не знает синицу! Вот она: чуть меньше воробья, с прямым заостренным клювом, недлинными цепкими ножками. Верх головы у синицы блестящий, черный, затылок и щеки белые, спина зеленоватая, желтый низ с черной продольной полосой, широкой у самцов и узкой у самок. На серо-голубом крыле светлая поперечная полоса, крайние перья хвоста белые. Эта подвижная, ловкая птица, активная днем, много времени проводит в кронах деревьев, в кустарниках, на земле. Человека не боится, особенно детей.

Вариант 6

Зимнюю природу украшают наши любимцы – красавцы снегири. Обыкновенный снегирь крупнее воробья. У него толстый, короткий, сильно вздутый черный клюв. Оперенье мягкое, длинное, густое. Хвост черный, прямообрезанный. Сильные и цепкие ноги удерживают птицу на ветке дерева вниз головой, когда она тянется за ягодами и семенами. У самцов низ ярко-красный, у самок – беловато-серый, у обоих темя, лоб, щеки, крылья и хвост блестяще-черные. Спина серая, низ брюшка, надхвостье и подхвостье белые.

Т.В. СЕНЮШКИНА,
лицей “Сигма”,
г. Барнаул

От однородных определений (на письме разделяются за-пятыми) надо отличать неоднородные определения , между которыми запятая не ставится.

При разграничении однородности/неоднородности определений нужно учитывать значение определений, способ их выражения, положение по отношению к определяемому существительному, а также общий характер контекста.

I. Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, обозначают разные признаки предмета, например его величину, форму, цвет, материал, местоположе-ние и т. п. Например: 1) На краю порубки валялась... большая железная (размер и материал) печка, свидетельст-вующая о том, что лес рубили зимой (В. Солоухин). 2) Бестужев снял с её руки зелёную вязаную (цвет и материал) перчатку и поцеловал холодные пальцы (К. Паустовский). 3) Толстая черновая (размер и предназначение) тетрадь, в которую я записывал планы и черновые на-броски, была уложена на дно чемодана (В. Каверин). 4) Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких (форма и местоположение) облаков... (И. Тургенев).

Как правило, неоднородными являются определения , выраженные сочетанием качественного и относительного прилагательного (см. выше примеры 1—3).

Неоднородными могут быть и определения, выраженные качественными прилагательными разных смысловых групп (см. выше 4-й пример): 1) Вот на землю стали падать холодные крупные капли (М. Горький). 2) Добродушные маленькие серые глаза прищуриваются (Н. Гарин-Михайловский).

Следует отметить, однако, что подобные примеры допускают разное понимание, а следовательно, и разное произношение и разную пунктуацию (неоднородность в подобных случаях необязательна и определения могут рассматриваться как однородные ; см. об этом ниже). Ср., например: Глухо тлели его крошечные, неподвижные глазки (И. Тургенев).

II. Однородные определения характеризуют предмет с какой-то одной точки зрения, по какому-либо одному признаку, на каком-либо общем основании.

Всегда однородны :

1. Определения , стоящие после определяемого существительного (независимо от их значения): 1) ...Я буду тогда об-ладать истиной вечной, несомненной... (И. Тургенев). 2) И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу (А. Блок). 3) По дороге зимней, скучной тройка борзая бе-жит (А. Пушкин). (Исключение составляют некоторые сочетания термино-логического характера: астра ранняя махровая; пшеница озимая морозоустойчивая и т. п.)

2. Определения , с помощью которых обозначаются разновидности предметов, различающихся в каком-либо одном отношении (по цвету, материалу, назначению, географическому положению и т. д.), например: 1) Чёрные, красные, жёлтые скалы отражались в воде (К. Паустовский). 2) Талантливый студент, владевший пятью языками и чувствовавший себя во французской, испанской, немецкой литературах как дома, он смело пользовался своими знаниями (В. Каверин).

3. Определения -синонимы (они по-разному называют один и тот же признак, т.е. характеризуют предмет с одной.стороны), причём синонимичность их часто возникает в, контексте: 1)На небосклоне чуть заметны были бледные, неяркие звёзды (Л. Толстой). 2) Она чувствовала себя совершенно здоровой и была в весёлом, праздничном настроении (А. Чехов). 3) Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками (М. Шолохов). 4) Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Горький) (слова гибкий и звериный, не являющиеся синонимами в языке, в данном контексте оказываются синонимичными).

4. Определения , из которых первое одиночное, а второе — причастный оборот (одиночное определение предшествует распространённому): 1) Ночами над кораблём глубокое, густо засеянное звёздами небо (И. Соколов-Микитов). 2) Од-нажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем берёзу (К. Паустовский). 3) Хорошо топтать мягкое, забирающееся под рубашку сено (И. Соколов-Микитов). 4) Его чёрная, ничем не покрытая голова так и мелькала в кустах (И. Тургенев).

Примечание . Обратите внимание на то, что запятая ставится между прилагательным и причастным оборотом, а не после причастного оборота.

Обычно однородны :

1. Определения , которые обозначают признаки разные, но часто и естественно сопровождающие друга; такие определения связаны между собой причинно-следственными отношениями, между ними можно вставить союзы так как, потому что или наречия потому, поэтому, оттого: 1) Кусты сирени наклонились, будто предлагали прохожим сорвать густую, тяжёлую (густую, потому тяжёлую) гроздь (С. Маршак). 2) Молодая, пахучая (пахучая, так как молодая) трава чуть пробилась (И. Бунин). 3) Впереди ехал свежий, красивый (свежий, поэтому красивый) старик... (Л. Толстой). 4) Просыпаешься среди тёмной, безлунной (тёмной, потому что безлунной) мартовской ночи и сначала никак не можешь сообразить, где ты находишься (А. Куприн).

Однородность таких определений не обязательна (хотя и предпочтительна).

2. Художественные определения (определения -эпитеты). С помощью таких определений подчёркивается каждая отдельная деталь описания (хотя они и характеризуют предмет с разных сторон): 1) Сытые, белые, важные птицы шли по плотине (А. Толстой). 2) Каштанка поглядела на незнакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы, и увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым, пухлым, лицом... (А. Чехов). 3) И теперь, глядя на большое, бледное лицо Лужина, она... исполнилась... жалости (В. Набоков).

Разноплановые определения в условиях контекста часто объединяются каким-либо общим признаком, общим элементом значения (сходством производимого впечатления, положительной или отрицательной оценкой и т. п.): 1) Се-рый, маленькийдом Власовых всё более притягивал вни-мание слободки (М. Горький) (однородные определения имеют в этом контексте общий элемент значения «незаметный», «невзрачный»). 2) Паровоз с воем пробивался вперёд, в смутный, душный мрак (А. Платонов). 3) Весёлое, яркое утро ворвалось в комнату (В. Вересаев).

III. Особую разновидность составляют определения , связанные пояснительными отношениями (второе определение поясняет первое); обычно между ними можно вставить сою-зы то есть, а именно: 1) Иные, лучшие мне дороги права;

иная, лучшаяпотребна мне свобода... (А. Пушкин).

2) Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартиры (В. Катаев).