Описание педагогического опыта учителя английского языка. Описание педагогического опыта учителя английского языка Обобщение опыта учителя английского языка презентация

Из опыта работы

Панкеева Людмила Александровна

учитель английского языка

МБОУ Богородицкой СШ


Образование – высшее.

Педагогический институт, факультет иностранных языков, г.Актюбинск.

Специальность – английский язык.

Это я! Студенческая юность…

Стройотряд…


Стаж педагогической деятельности – 37 лет.

Стаж работы в МБОУ Богородицкой СШ – 23 года

Здесь я училась, а потом работала учителем английского языка.

Троицкая средняя школа, Казахстан.

МБОУ Богородицкая СШ,

Смоленский район.

Уже 23 года работаю здесь учителем английского языка.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» Л.Н. Толстой

Чтобы было интересно на уроках, чтобы дети научились учиться, добывать знания, применяю различные технологии и методы обучения.

  • ИКТ.

Информационно – коммуникационная технология является средством реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала обучащимися и проводить занятия на качественно новом уровне. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную.

Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям: -создание презентаций к урокам; -работа с ресурсами Интернета; - использование готовых обучающих программ;

Ребята охотно выполняют задания, связанные

с интернетом, с удовольствием готовят презентации.

English painters

Презентация по предмету «английский язык» на тему:

Visual Arts”

Работу выполнил

ученик 10-го класса Богородицкой МСОШ

Владислав Яныгин

Учитель: Панкеева Л.А .


2. Технология обучения в сотрудничестве

Это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса.

Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Я использую эту технологию на различных этапах урока во всех классах.


3. Коммуникативная методика обучения иностранным языкам.

Коммуникативная методика обучения иностранным языкам наиболее полно отвечает потребностям человека в современном мире.

Язык в коммуникативной методике рассматривается как способ и средство коммуникации, поэтому лучшим способом изучения языка считается сам процесс общения.

Цель обучения – научиться пользоваться языком как средством выражения своих мыслей, сделать иностранный язык средством коммуникации и использовать его в реальных жизненных ситуациях.

10. Учитель: Please, imagine you are Brown Wolf. What would you do? Would you stay with Irvines or would you go away with Cliff Miller?

(фрагмент урока в 11 классе «Творчество Джека Лондона»)


4. Проектная методика

Цель технологии проектов - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний и через проектную деятельность практически применять эти полученные знания.

Положительные стороны этого вида работы:

-проекты - личностно-ориентированный вид работы;

-повышается общая мотивация учащихся;

- при его подготовке учащиеся изучают интересные для себя темы;

- повышение значимости предмета как средства общения;

- образовательная и воспитательная ценность;


Проектная работа: « Англицизмы в современном русском языке: мода или необходимость?»

Работу выполнили:

Львова Александра, ученица 8 класса;

Солодкова Дарья, ученица 7 класса

Руководитель работы:

Панкеева Людмила Александровна,

учитель английского языка



Тема самообразования: «Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность»



«Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя». К.Д.Ушинский.

Открытый урок английского языка в 11 классе. Тема урока – «Творчество Джека Лондона» (межпредметные связи – английский язык и литература).


Отрадно видеть, что не напрасно столько отдано школе…

Мои ученицы на муниципальном этапе Всероссийской Олимпиады школьников по английскому языку.

2014-2015 у. г.



Золотой Олимп С победителем и призером муниципального этапа Всероссийской Олимпиады школьников по английскому языку.


Иностранный язык многим нравится. И не кажется таким уж трудным учебным предметом.

В школе - День самоуправления.

Юные «учителя» английского языка.


И мечты тех, кто влюблен в английский, становятся явью. Испытав себя в роли учителя, мечтают поступить на факультет иностранных языков. И поступают!!! Сейчас две наших выпускницы учатся в СмолГУ, на факультете иностранных языков.


На Всероссийском конкурсе «Моя малая Родина». г.Москва

Тема работы: «Деревня Богородицкое – малый уголок Великой России».

(История нашей малой Родины – деревни Богородицкое).

Пять дней в Москве – защита своей работы, знакомства с ребятами со всех уголков России, походы в музеи…



Школа – это еще и внеклассная, внешкольная жизнь.

На районном конкурсе «Лучшее - детям»


Это еще и наш школьный театр, руководителем которого я была на протяжении многих лет.


Англия … Короли, королевы, замки, рыцари…

Внеклассное мероприятие: «Рыцарский турнир».


Районные фестивали английского языка. И мы – ведущие и участники этих фестивалей!!!


Люблю писать сценарии, разработки внеклассных мероприятий. И, кажется, у меня это получается.

Сценарий «У войны не женское лицо» написан на основе документов школьного музея.

Сценарий праздника для обучающихся начальной школы «Веселое Рождество»


Не забывают школу мои ребята. Мой выпуск – 2004. Десять лет после окончания школы…


Обучая других, учусь сама…

На открытом уроке английского языка.


Сертификат полуфиналиста российско-американского конкурса учителей английского языка. Участие в профессиональном конкурсе – это оценка собственного уровня владения иностранным языком.





Описание педагогического опыта

учителя английского языка МКОУ СОШ №1 с.п.Верхняя Балкария

Мусуковой Тамары Заудиновны

  1. Тема инновационного педагогического опыта.

"Обучение иностранному языку на современном этапе с использованием новых технологий"

Предметом речевой деятельности является мысль.

Язык же - средство формирования и формулирования мысли.

2. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.

Я - педагог, преподающий английский язык вот уже 30 лет. За эти годы поменялось многое. Сейчас мы живём в те времена, когда английский язык приобрёл статус языка глобального общения (в связи со всеобщей компьютеризацией), и я, как преподаватель этой дисциплины, вижу свою задачу в лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке.

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяющие цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Для того, чтобы справится с любой задачей, ученик должен овладеть универсальными учебными действиями.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения для меня является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Одной из таких технологий, применяемых мною является технология применения ИКТ на уроках английского языка, которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Приёмы, используемые в технологии, позволяют мне, как учителю английского языка, формировать коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные учебные действия.

Но на этом этапе возникает проблема - как помочь детям преодолеть языковой барьер и повысить мотивацию учащихся в изучении данной дисциплины. Мотивацию обучения учащихся можно повысить путём применения разнообразных методов, уделяя внимание индивидуальным способностям ребят. Поэтому к тем методам, которые уже были наработаны (систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации, газет, журналов, методических пособий, учебников разных авторов), сначала я добавила два видеокурса для младшего, среднего и старшего звеньев, два учебных видеофильма с титрами и без, а также современные тексты и диалоги. После напряженной работы на уроке, для повышения тонуса я стала проводить минутки для релаксации, чтобы снять усталость, поднять настроение, а также разнообразить формы проведения уроков в виде тематических игр, игр в команде, чтения весёлых историй.

Однако времена меняются, и на помощь учителю приходят информационно - коммуникативные технологии. Изучая теорию, понимаю, что они предлагают выгодные варианты представления творческих идей, и, конечно же, добавляю новые. Тексты и диалоги набираю и обрабатываю в электронном виде, добавляю к ним упражнения, аудиокассеты заменяю электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Такие элементы новизны не остаются не замеченными. Учащиеся по-другому начинают относиться к учителю, ищущему новые формы и методы работы, повышается познавательный интерес к изучению предмета. Конечно, используемые ранее формы и методы обучения учащихся остаются актуальными, но теперь я их разбавляю наиболее современными ИК технологиями.

3. Источник изменений.

В то же время отмечается ряд противоречий, препятствующих данному процессу:

- между объективной потребностью общества к личности и недостаточным применением педагогического потенциала учебного предмета в решении этой социально-педагогической задачи;

- между требованием к высокому научному уровню учебных знаний с обязательным выделением взаимосвязей между отдельными объектами и низким уровнем востребованности полученных знаний на практике;

- между формализованным характером организации образовательной среды в школе и необходимостью сделать ее сферой творческой реализации учащихся.

4. Идея и концепция изменений.

Идея изменений заключается в том, что, имея стандартные учебники и программы, необходимо воспитать детей, способных к успешной социализации в обществе. Приоритетным направлением считаю - формирование коммуникативных навыков, навыков работы с большим объемом информации.

Новизна идеи состоит в адаптировании технологий применения ИКТехнологий в процессе обучения английскому языку в школе.

Трудоемкость: представленная технология предусматривает глубокую дифференцированную работу с каждым из учеников, учет его психологических особенностей и умственных способностей, ориентированность на побуждение внутренних мотивов познавательной деятельности.

5.Технология опыта

Мотивация учащихся на уроках с информационно-коммуникативными технологиями

Конечно, детям очень нравятся уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий. Игровые, ситуативные, проблемные приёмы создают массу эмоций у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. Совместная деятельность (в парах, группах) особенно нравится учащимся, они часто вспоминают пословицу: “Одна голова - хорошо, а две - лучше”. В результате применения ИКТ на уроках английского языка повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. В данном случае оправдывается метод обучения в сотрудничестве (не только между детьми, но и с преподавателями).

Какие цели и задачи ставит перед собой современный учитель?

“Ребёнок - это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить”, сказал французский просветитель Франсуа Рабле.

Целью моей педагогической деятельности является формирование межкультурной языковой компетентности учащихся и личностно - ориентированного подхода в обучении иностранному языку. Под языковой компетентностью я понимаю способность учащихся применять полученные знания и умения.

Одной из основных целей обучения на данном этапе, которые я преследую, является создание условий, где учащиеся чувствуют себя комфортно, понимают свою компетентность и состоятельность в процессе обучения иностранному языку по новым ИК технологиям.

Какие задачи я решаю для достижения поставленных целей?

Для достижения зпоставленных целей изучила теорию современных технологий, возможности компьютера, а затем использую информационно-компьютерные технологии в процессе обучения иностранному языку. Решаю на уроке английского языка следующие задачи:

· ознакомление с теоретическими методами обучения по ИКТ

· освоение основных приёмов работы с ИКТ на практике

· апробирование методов ИКТ на уроках английского языка

· анкетирование учащихся по заданной проблеме (выяснить, насколько повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему)

Решению этих задач помогло использование на уроках и во внеурочной деятельности метода проектов, где преобладает информационно-творческая направленность, так как целью любого проекта является сбор информации по какой-либо теме, оформление ее, творческое представление аудитории. Во время работы над проектом я предоставляю учащимся возможность самостоятельно приобретать знания для решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Я всегда выделяю следующие этапы: определение темы, проблемы и цели проекта, обсуждение структуры, составление примерного плана работы, презентация необходимого языкового материала и пред коммуникативная тренировка, сбор информации, подготовка презентации проекта, демонстрация результатов, оценка проекта.

В работе над проектами мои ученики работают индивидуально или в группах, выбирая самостоятельно траекторию изучения темы и продвигаясь к истине своим путем, учителю же в этой работе отводится роль консультанта. Таким образом, ученик из объекта становится субъектом обучения. Не случайно эпиграфом к своей работе я выбрала китайскую пословицу, которая гласит: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь».

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка способствует формированию важнейшей компетенции - коммуникативной, а также умению самостоятельно принимать решения, формировать свой собственный образовательный маршрут, сопоставлять и анализировать, думать и выбирать, то есть владеть универсальными учебными действиями, которые так необходимы ученику нового времени.

6.Основные методы, используемые в работе:

· проблемный (поиск программ по обучению ИКТ);

· теоретический (изучение теорий по новым педагогическим технологиям);

· практический (апробирование методов и приёмов);

· эмпирический (наблюдение, анкетирование, тестирование);

· лекционный (изложение целой темы или раздела);

· объяснительно-иллюстративный (осознанное усвоение знаний);

· метод беседа

При разработке уроков с ИКТ, учитываю следующие прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:

· личностно-ориентированный, где в центре обучения - ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания

· обучение в сотрудничестве - создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях

· использование проектной деятельности, в основе которой, лежит какая - либо проблема

· формирование языковой компетенции

· формирование межкультурной страноведческой компетентности

В чем закономерность методики обучения иностранному языку?

На мой взгляд, методику обучения нужно строить таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащегося формировалась система языка. К сожалению, практически все учебники иностранного языка не учитывают этих особенностей предмета. Они рассчитаны на среднего ученика. Я компенсирую этот недостаток использованием методов, приемов обучения ИКТ на уроках. При этом обеспечиваю возможность индивидуализации и дифференциации обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов, склонностей.

Также в своей практике применяю метод коммуникативного обучения иностранным языкам, т.е. проектную методику - практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях.

7. Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях

Свою деятельность с применением ИКТ я начала с подготовки дидактического материала к урокам. Для этого использую программы: «MicrosoftOfficeWord», а также Интернет, сканер и принтер. Сначала это были тесты, тексты с заданиями, грамматические таблички с пояснениями и примерами, карточки разговорной тематики и т.д. Любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. При составлении тестов и контрольных работ использование средств ИКТ дало возможность многократно разнообразить виды заданий и варианты. И, конечно же, учащимся намного интереснее поработать с небольшими текстами и интересными заданиями, а также поразмыслить над тестами, кроссвордами, головоломками. Одна из проблем, с которой мне приходится постоянно сталкиваться - это переработка огромного дидактического материала теперь уже в электронном виде, чтобы найти материал для дифференцированного обучения. А для этого мною создана электронная картотека.

Огромную методическую помощь в организации эффективных уроков оказали мне программа В. Скульте для самостоятельного изучения, готовые образовательные сайты LingvaLeo, Lingva.ru, Askforkids и др.

Когда в школе появилась мультимедийная обучающая программа по английскому языку профессора Хиггинса, состоящая из двух разделов - грамматики и фонетики, учащиеся с удовольствием стали посещать компьютерный класс, где можно было поработать над своим произношением, поучить стихи, скороговорки, усовершенствовать лексический запас, потренироваться в грамматике и многое другое. Результатом таких занятий стало то, что старшеклассники выбрали разработанный мною элективный курс по английскому языку “Improving English”, тему которого предложили сами. Затем была апробирована мультимедийная программа “РЕПЕТИТОР по английскому языку Кирилла и Мефодия”, были использованы тестовые задания и задания на аудирование. Программа рассчитана на сильных учащихся, поэтому пользуюсь во внеурочной деятельности

В дальнейшем, после окончания курсов по ИК-технологиям, я стала работать ещё и с презентациями. Дети охотно выполняли разнообразные презентации по темам страноведения: “English-Speaking Countries”, “Russia” - в 7-х классах (знакомство со странами), 11-х классах “The Youth culture”и т.д. Введение новых форм работы, в частности, презентаций, позволило мне заинтересовать не только будущих программистов, но и менее активных ребят. В результате чего возник новый проект - “TheYouthProblems” (11-й класс), который объединил учащихся разных уровней. Это была серия уроков, плавно переходящих в сценарий.

Работа по распространению собственного опыта

Работа по распространению собственного опыта представлена на ШМО (приказ №80/1 от 30.08.2013 г «О распространении педагогического опыта учителя английского языка») и на муниципальном методическом объединении учителей иностранного языка.

2012 г. Открытый урок с презентацией английского языка в 4 классе для учителей школ района с применением ИКТ на уроках

2013 г. Мастер-класс в 5 классе для учителей ШМО «Использование современных ИКТ на уроках английского языка (игровые формы)»;

2013г. Выступление на районном семинаре «Формирование универсальных учебных действий через использование современных ИКТ на уроках английского языка в рамках ФГОС НОО»;

2014 г. Мастер-класс в 10 классе для учителей ШМО «Использование современных ИКТ на уроках английского языка в изучении страноведения»;

2014 г.Урок английского языка с презентацией в 7 классе по теме «Самостоятельная форма притяжательных местоимении» в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года» (школьный этап)

2015 г. Выступление на педагогическом совете по теме «Проектная работа на уроках английского языка (из опыта работы с проектами учащихся)»

8.Результативность реализации методической системы

Диагностика по ИКТ

Опыт проведения уроков по информационным технологиям на уроках английског языка показал следущие направления.


Пояснения

Чтобы мотивация учащихся имела бурный рост, создаю условия для систематических занятий с наработанной тактикой обучения ИКТ. Поскольку специфика среднего этапа обучения ИЯ определяется целевыми установками, особенностями владения языком, характером усвояемого материала (объем, сложность, информативность), на этой стадии продолжается дальнейшее развитие коммуникативных умений и речевых навыков.

Проведенный в школе мониторинг по английскому языку свидетельствует о позитивной динамике сформированности умения работать с информацией: умение систематизировать материал, устанавливать причинно - следственные связи.

Так, из 29 учащихся 7 классов, принимавших участие в мониторинге, 70% учащихся умеют систематизировать материал, устанавливают причинно следственные связи.

Промежуточный внутришкольный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми контрольными работами (УМК «EnjoyEnglish») дети справляются без затруднений в более короткие сроки, показывают устойчивые результаты.

Дети активно принимают участие и занимают призовые места во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки; создают учебные и социальные проекты.

Учащиеся, продолжающее обучение в основной школе, сохраняют устойчивую динамику успешности обучения и активного участия в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах различного уровня.

  1. Адресная направленность опыта.

Методика использования современных ИКТ на уроках английского языка может быть использована не только учителями английского языка, но и преподавателями других предметов. Применение данной технология удовлетворяют запросы родителей, которые хотят видеть ребенка, способного принимать решение, реализовывать свой творческий потенциал, применять на практике полученные знания.

Используемые мною технологии могут найти широкое применение в образовательных учреждениях разного типа, так как позволяют при наименьших затратах сил, времени учителя достигнуть более высоких результатов в обучении. Представленный педагогический опыт вариативен и применим для всех ступеней обучения в зависимости от конкретных условий.

10. Перспективность распространения, тиражируемость опыта.

ИК-технология предполагает открытую систему, поэтому я продолжаю разработку отдельных приемов. Наряду с практикой занимаюсь теорией. В перспективе, имея собственный сайт, планирую доработать и усовершенствовать методический опыт, рассчитанный на педагогическое сообщество.

11. Наличие последователей (коллег, работающих по методической системе Претендента или активно использующих отдельные ее элементы) .

Учителя английского языка нашей школы, Гузоева Фатимат Мухамметовна и Настуева Фарида Хызыровна используют предложенную мною технологию на своих уроках

  • на уровне методических приемов и педагогических техник - 20%
  • на уровне отдельных компонентов системы - 60%
  • на уровне целостной системы - пока 0%

Мой педагогический опыт находит отражение в работе школьного методического объединения учителей английского языка., которое работает над реализацией методической темы: «Внедрение технологии компетентностно-ориентированного подхода в преподавании».

Использование информационных технологий в учебном процессе в дальнейщем будет способствовать формированию положительной мотивации в обучении.

12.Результаты инновации.

Используемые мною методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать положительную динамику качества знаний учащихся 5-11-х классов.

Поскольку компьютер для большинства детей - игрушка, то и обучение происходит в игровой форме. Активизируется познавательная, творческая активность у детей.

Формируются интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения и навыки при работе с информацией, с текстом (выделяя главную мысль):

· с поиском нужной информации (в иноязычном тексте)

· с анализом, обобщением и выводами - лучше получается у старшеклассников

· со справочным материалом

· с нахождением нескольких вариантов решения проблемы

· с прогнозированием последствия того или иного решения

· со слушанием и слышанием собеседника

· с изложением лаконичной мысли

Заключение.

Возможно, мой опыт работы с применением информационно - коммуникативных технологий на уроках английского языка сможет заинтересовать учителей-предметников, которым трудно перейти на новый прогрессивный метод работы в связи с множеством возникающих вопросов в этом направлении.

Применение компьютеров на уроках ИЯ является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является основным фактором успешности при обучении. Существуют интерактивные программы, которые при выполнении заданий реагируют и на успех обучаемого ребёнка, и на его неудачу. Компьютерное обучение даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных и порицание неверных решений. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся по любой грамматической, лексической, фонетической теме, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знания потренировке определённых умений и навыков.

В заключение можно сделать следующий вывод: компьютер никогда не заменит учителя, он является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и контроля. Использование компьютера в учебном процессе, хотя и проблематично, но очень важно.

Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия.

13. Библиография

  1. Долганина В.В. Путешествие по волшебной стране английских звуков. / В.В. Долганина. - Журнал «Иностранные языки в школе», - 2008. - №3.
  2. Зимняя И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке. / И.А. Зимняя. - Журнал «Иностранные языки в школе», 1970. - №1.
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе. / М.Ю. Курбатова. - Журнал «Иностранные языки в школе», - 2006. - №3.
  5. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. / Н.Д. Левитов. - М., 1964.
  6. Леонтьев А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения / А.А. Леонтьев. - Журнал «Иностранные языки в школе», - 1976. - №1.
  7. Малышева Н.К. Секреты английских звуков. / Н.К.Малышева - М.: АСТ - Пресс, 1995 - 56 с.
  8. Примерная программа основного общего образования по иностранному языку (И.Л. Бим, М.З. Биболетова и др.) «Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку»; М.; ООО «Издательство Астрель» 2004 год.
  9. Степичев П.А. Изучение английских неправильных глаголов с помощью настольной игры “Playcardsatschool”. / П.А. Степичев.- Журнал «Иностранные языки в школе», - 2006. - №1
  10. Стронин И.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы). Пособие для учителя. / И.Ф. Стронин.- М.: Просвещение, 1981 - 112 с.
  11. .Шмалов С.А Игры учащихся - феномен культуры. / С.А.Шмалов. - М.: Новая школа, 1994.
  1. 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя английского языкаПершотравенской общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней №1 КОЛЕСОВОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
  2. 2. Методическая проблема, над которой работаю: «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА, ЕГО КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА».Tell me Cкажи мне,and I′ll forget. и я забуду.Show me Покажи мне,and I′ll remember. и я запомню.Involve me Вовлеки меня,and I′ll understand. и я пойму. Benjamin Franklin Бенджамин Франклин
  3. 3. Воспитательная – уважение и интерес к культуре страны изучаемого языка, патриотиз м, духовно развитая личность.Образовательная Развивающая – - Современные всестороннее приобретение цели обучения развитиезнаний о культуре английскому личности, коммун страны, языке. икативные языку навыки. Практическая – навыки устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи, как средства общения.
  4. 4. Для достижения поставленных целей обучения использую следующие интерактивные методы и приемы: ТеатрализованныеДидактические Ученик в роли диалоги,и деловые игры учителя сценки Песни и стихи Работа в малых Метод на английском группах проектов Каждый учит каждого Использование Мозговой ИКТ штурм Интерактивные лекции, использование видео – и аудио - материалов
  5. 5. Игра – основной вид деятельности младшихшкольников, поэтому каждый урок в младших классах стремлюсь провести в форме увлекательной игры.Игровой метод дает возможность вовлекать всех детей класса в познавательную деятельность.Сегодня у нас урок – путешествие На урок к ребятам прихожу с в столицу «гостями». От их имени беседую с Великобритании. Летим! детьми.
  6. 6. Пение на уроках английского – эффективное средство введения новой лексики и совместной деятельности учителя и учеников. Владение инструментом Инсценированные песни – одинпозволяет мне дополнять свои из любимых видов деятельности уроки музыкальным детей. сопровождением.
  7. 7. Театрализованные диалоги, сценки развивают коммуникативные навыки, активизируют пассивныйсловарь, создают непринужденную обстановку игры на уроке.
  8. 8. Наличие в кабинете компьютера, подключенного к сети Internet, дает широкие возможности использования ИКТ на уроках. При необходимости можно С такими веселымивоспользоваться электронным человечками алфавит словарем запоминается намного быстрее
  9. 9. РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ – одна из самых любимых форм организации уроков среди моих учеников. Она позволяет ребятам самим выбирать, с кем они хотят работать. Результат зависит от всехчленов команды, поэтому участвовать должен каждый в меру своих возможностей.
  10. 10. УЧЕНИК В РОЛИ УЧИТЕЛЯ – это своеобразная ролевая игра,которая является одним из самых эффективных приемов обучения и требует серьезной подготовки ученика. Более щадящий метод – КАЖДЫЙ УЧИТ КАЖДОГО.
  11. 11. Метод проектирования – модель обучения, которая вовлекает учеников в решение сложных проблем. Проекты ставят ученика в активную позициювзрослого человека для решения важных вопросов.
  12. 12. НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ Команда школы заняла І место в городской олимпиаде по английскому языку. Мои участники: Машир Марк, Бурыкин Денис,ученик 11 класса, ученик 8 класса, личное ІІ место личное ІІ место

Работа учителя никогда не считалась легкой. В современном, постоянно изменяющемся, мире учитель должен идти в ногу со временем, постоянно совершенствоваться и находить новые пути обучения.

Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считается повышение интереса к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Проектная деятельность как средство повышения мотивации к изучению английского языка».

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат). Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Проектная технология сочетается с любым УМК и другими учебными средствами.

Основные цели, которые преследует метод проектов:

  • научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
  • научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;
  • сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
  • получить навыки обработки информации;
  • сформировать навыки проведения исследований;
  • сформировать навыки работы и делового общения в группе;
  • сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Когда я пришла работать в школу, первая проблема, с которой мне пришлось столкнуться, была мотивация учащихся. Я все чаще слышала вопрос: «А зачем мне нужен английский язык?». Обучающиеся должны видеть результаты своей работы, применять свои знания на практике. Таким образом, в процессе работы над проектом учащиеся ставят задачи, выдвигают идеи по решению проблемы, ведут поиск и анализ информации, делают выводы, но также воплощают свои задумки, реализуют свой потенциал, показывают и развивают способность к самостоятельной деятельности. В то время как учитель является куратором, помощником самостоятельной деятельности учащихся. Продукт, результат, который мы получаем, и является прекрасным показателем и наглядно демонстрирует для чего мы изучаем предмет.

Актуальность и перспективность опыта.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

При широком развитии сети Интернет и внедрения его в нашу жизнь, появилась проблема низкого навыка общения, невозможность получить развернутый и полный ответ ученика, отстраненность учеников на уроке и, что самое главное, потеря интереса и мотивации в изучении иностранного языка в школе. Новые технологии поменяли необходимость ученика в запоминании материала на простое копирование материала, тем самым замедляя развитие личности учащегося. Проектная деятельность же может заставить ученика думать, тем самым запоминая и осваивая материал.

В концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов в образовании. Самое решающее звено этой новации - учитель. Из носителя знаний и информации, учитель становится организатором деятельности, консультантом по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации с помощью современных информационных средств. Работа над учебным проектом позволяет выстроить близкие отношения между учащимися и учителем, при этом достигнуть главной цели в изучении иностранного языка: языковой компетенции.

Так же использование метода проектов в учебной деятельности на уроках иностранного языка позволяет решить следующие задачи:

  • приобщение к культуре страны изучаемого языка;
  • реализация процесса своей собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны, усвоения ее ценностей;
  • расширение и углубление своих интересов, лексического запаса, обнаружение определенных пробелов в тех или иных областях знаний, развитие языковой догадки, но, прежде всего, расширение знаний в различных областях науки;
  • обучение навыкам совместного труда в коллективе (воспитание терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы);
  • развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации.

Теоретическая база опыта.

  1. Вагина С.Г. Исследовательская деятельность учащихся на уроках гуманитарного цикла и его внеурочное время/ С.Г.Вагина, О.В.Гливинская, Я.в. Михайлюк//Исследовательская работа школьников. – 2012.-№1.-С.102-106
  2. Жоголева Е.Е. Развитие у педагогов компетенций руководителя учебных исследований учащихся/ Е.Е.Жоголева //Исследовательская работа школьников. – 2012.-№2.-С.7-16
  3. Николаева Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся/ Л.С.Николаева // Исследовательская работа школьников.=- 2013. №1.-С.85-98
  4. Новый Федеральный закон. Об образовании в РФ. – М.: Проспект, 2013.-160 с..
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. – М., 2000. – 320 с.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения).
  7. Структура типа урока по ФГОС. Открытый класс [Электронный ресурс].- Сетевые образовательные сообщества.- Режим доступа: http://122.72.0.6www.openclass.ru/node/416175 Дата обращения 16.09.2014
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования: Проект / РАН, РАО. - М., 2007, с.32

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Организуя работу над проектом, я стараюсь соблюдать несколько условий:

1. Тематику проектов связываю как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания.

2. Учащихся ориентирую на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран (англо-говорящих).

3. В работу над проектом вовлекаю всех учащихся класса, предлагаю каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.

4. Предлагаемую проблему формирую так, чтобы ориентировать учащихся на привлечение фактов из смежных областей знаний (литература, музыка, природа и т.д.)

Характерной чертой проектной деятельности является многократная применяемость. Эта методика может быть использована на каждом уровне обучения. Например, на младшей ступени обучения, прорабатываю тему с глаголом «can» (мочь), дети могут принести игрушку или нарисовать героя мультфильма и рассказать, что может делать этот персонаж или по теме «Семья» ребёнок просто делает подписи на семейной фотографии. На средней ступени обучения он может написать рассказ о жизни своих родителей, а на старшей ступени ему по силам провести исследование по теме «The origin of my name».

При подготовке к заданию важно доступно объяснить цель и задачи проекта, можно дать план выполнения. Современные УМК уделяют достаточное внимание проектной деятельности. Приведу несколько проектов, которые мы выполняли по УМК Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой «Английский язык».

  1. Описать фотографию своей семьи. (6 класс)
  2. Описание животного. (6 класс)
  3. Глобальные проблемы: загрязнение окружающей среды, голод, неграмотность. (8 класс)
  4. Права и обязанности ученика. (8 класс)
  5. Решение семейных проблем. (9 класс)
  6. Войны и конфликты в современном мире. (9 класс)
  7. Представление любимого фильма. (10 класс)

Работу над проектом можно разделить на несколько этапов:

1 этап - подготовительный. Продумать, какие материалы и источники могут быть использованы, обсудить иллюстрации к слайдам, выбрать оптимальную форму презентации результатов, составить и обсудить примерный план работы.

2 этап - сбор информации. Один из самых важных этапов создания проекта. Обучающийся должен собрать информацию, выбрать нужную, скорректировать.

3 этап - оформление работы. Это может быть рисунок, презентация или макет, отражающий тему проекта.

4 этап – презентация и защита проектов. Заключительный этап работы, где ученики представляют и защищают свои работы.

Таким образом, несмотря на некоторые трудности, метод проектов весьма эффективен. Школьники приобретают навык вести исследовательскую работу. Во время подготовки проекта группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения. Школьник превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении. На мой взгляд, проектная деятельность является одним из важнейших методов стимулирования учебной активности ребёнка.

Анализ результативности.

Проектная деятельность в совокупности с другими видами работы дает хорошие результаты подготовки, развивает творческие способности учащихся и позволяет увеличить интерес к иностранному языку. Так же, учащиеся показывают хорошие результаты в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательских работ:

2014-2015 учебный год

Муниципальный уровень:

Пронина Анастасия, 11 А класс (призер)

Республиканский уровень:

Пронина Анастасия, 11А класс (призер)

Ионова Яна (III место) – Республиканский конкурс по английскому языку среди кадетов 10 классов Республики Мордовия 2015 г.

Бочкина Ксения (II место) – Республиканский конкурс по английскому языку среди кадетов 10 классов Республики Мордовия .

Пронина Анастасия (I место) - Республиканский конкурс по английскому языку среди кадетов 10 классов Республики Мордовия .

Диков Сергей – Диплом первой степени. Участник IX Всероссийской научно- исследовательской конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность».

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При создании проектов возникают трудности:

Материал в учебнике не всегда может быть интересен всем учащимся, поэтому нужно обязательно корректировать его;

Данный тип работы может быть недоступен некоторым категориям учащихся (работа с детьми с ОВЗ)

Распространение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на педагогических советах, школьном методическом объединении учителей иностранного языка. Я считаю, чтобы быть хорошим учителем, нужно, прежде всего, совершенствоваться самому, поэтому регулярно посещаю семинары, посещаю курсы повышения квалификации, читаю статьи по методике преподавания иностранного языка. С моими наработками вы можете познакомиться на моем сайте


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Синеборская средняя общеобразовательная школа»

Педагогический опыт Малышевой Полины Анатольевны, учителя английского языка

первой квалификационной категории


Основная информация:

Мое педагогическое кредо:

  • «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» (В. Ключевский)
  • Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. (Федор Иванович Янкович де Мириево)
  • «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» (Л.Н. Толстой)

Требования ФГОС второго поколения:

  • Основные задачи учителя иностранного языка: формирование у ученика способности к:
  • а) коммуникации;
  • б) поиску информации на иностранном языке;
  • в) самостоятельному углублению знаний;
  • г) восприятию чужой культуры, толерантному и уважительному отношению к ней.

Критерии владения иностранным языком:

  • а) способность ученика к решению конкретной коммуникативной задачи;
  • б) умение работать с иноязычной литературой;
  • в) способность к самостоятельному поиску и усвоению знаний.

Сформировать вышеперечисленные способности (компетенции) у учащихся можно только на основе системно-деятельностного подхода


Системно-деятельностный подход реализуется через:

Способ диалектического обучения,

который был запатентован

в Международном центре педагогического изобретательства

Патентное свидетельство № 126

Гончарук Анатолий Иосифович

Зорина Валентина Лазаревна


  • избавить учащихся от перегрузок, изнурительных скучных уроков;
  • повысить уровень профессиональной компетентности учителя в области философии, логики, психологии, методики преподавания учебных дисциплин, формирования УУД;

Способ диалектического обучения позволяет:

  • реализовать ФГОС нового поколения, достичь предполагаемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) ;
  • формировать:

Формирование УУД средствами технологии СДО на уроках

английского языка.


Урок в логике СДО соответствует требованиям современного урока:

  • Тему урока формулируют сами учащиеся

(Логические схемы, проблемные вопросы, подведение под понятие и т.д.);

2. Цели и задачи формулируют сами учащиеся

(проблемные вопросы, заявка на оценку):

переход от внешнего принуждения к самопринуждению;

3. Учащиеся планируют способы достижения намеченной цели:

переход от ставки на память и сообщенные знания (зубрежка) к ставке на мышление и выводные знания (развитие);


Достоинства Способа диалектического обучения:

4. Учащиеся осуществляют учебные действия через индивидуальный труд, простую и сложную кооперации:

переход от двумерной деятельности к трехмерному труду;

5. Учащиеся осуществляют контроль, применяя разные формы (самооценка, взаимооценка);

6. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (проблемные вопросы):

переход от простого (формального) воспроизводства к расширенному (реальному) воспроизводству знаний;


Достоинства Способа диалектического обучения:

7. Учащиеся дают оценку деятельности по её критериям:

переход от необъективной оценки знаний, выводимой учителем, к материализованной (объективной) самооценке учащихся;

8. Проводится рефлексия;

9. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей:

переход от непосредственного обучения (автократия) опосредствованному обучению (демократия).


Дидактический инструментарий технологии СДО:

  • Круги Эйлера
  • Проблемные вопросы
  • Сборник понятий
  • Логическая схема
  • Тесты (субтесты)

Уникальные возможности тестов в системе СДО:

  • Возможность проверки не только уровня знаний, но и уровня мышления.
  • Возможность составления по любому учебному материалу, теме.
  • Возможность использования тестовых заданий для закрепления изученного материала на уроке.


Дидактический инструментарий СДО способствует:

  • 1) развитию учащихся;
  • 2) формированию инициативного специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию;
  • 3) развитию логики и мышления;
  • 4) формированию коммуникативной компетенции.

А также:

  • может использоваться не только для закрепления изученного материала и контроля знаний, но и для расширенного воспроизводства знаний;
  • может применяться на различных этапах урока;
  • актуален для разных типов урока.

Результаты

  • Изучена теория и технология Способа диалектического обучения;
  • Апробированы приемы и формы работы в логике СДО;
  • Разработаны системы диагностических заданий (субтесты),
  • Технологические карты уроков в логике СДО;
  • Карточки проблемных вопросов;
  • Участие в работе зональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС средствами СДО»;
  • Участие в заочной научно-практической конференции «Реализация ФГОС средствами СДО»;
  • Разработана программа Университета непрерывного образования «Формирование познавательных УУД средствами СДО на уроках английского языка»;
  • Разработана программа в соавторстве Университета непрерывного образования «Система критериального оценивания – инструмент повышения качества филологического образования (СДО)»


Позитивная динамика учебных достижений

2013-2014 уч. год

% успеваемости

2014-2015 уч. год

% качества

2015-2016 уч. год



Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по английскому языку

2014 год

Общероссийская предметная олимпиада Школьные дни Зимняя сессия

2015 год

1 победитель;

II Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием «Ростконкурс»

2015 год

2 призера (2,3 места);

Всероссийская предметная олимпиада по английскому языку «Русская культура»

1 победитель;

2 призера (2,3 места);

2 призера (2,3 места)




Обобщение и распространение педагогического опыта

Опыт работы обобщается на разных уровнях:

  • С 2015 года - руководитель ШМО классных руководителей;
  • С 2015 года - руководитель программ МУНО;
  • В 2014 году - участник краевого семинара «Моделирование и анализ урока в системе Способа диалектического обучения» (открытый урок в 9 классе);
  • В 2015 году - участник зональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС средствами СДО: опыт, проблемы, перспективы» (мастер-класс: «Развитие познавательных УУД на уроках английского языка»);
  • В 2015 году - участник Педагогического форума (мастер-класс: «Развитие познавательных УУД на уроках английского языка»);
  • В 2014 году - руководитель проекта «3Д: Дорогой добрых дел»;
  • В 2016 году - руководитель проекта «Школьный ералаш».